Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы Тема: Дикие животные. Работа над рассказом М.М.Пришвина «Ёж»

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы
Тема: Дикие животные. Работа над рассказом М.М.Пришвина «Ёж».
Цель: Расширение и углубление представления детей о диких животных, пробуждение интереса к творчеству писателя М.М. Пришвина.
Задачи:
Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателями натуралистами, их творчеством.
Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления.
Развивать и совершенствовать диалогическую речь детей, прививать навыки культурного общения: учить внимательно и доброжелательно слушать обращенную к ним речь воспитателя и товарищей, не перебивать собеседника.
Закреплять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация.
Предшествующая работа:
Рассказ воспитателя о писателе М. М. Пришвина.
Чтение произведений М.М. Пришвина детям: «Лисичкин хлеб», «Журка», «Еж» и другие
Беседа с детьми по серии «Картины из жизни диких животных» .Дидактические игры: «Птички на кормушке», «Угадай правило», «Человек и природа», «Какое время года?».
Ход НОД
Приветствие «Здравствуй!».
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок.
Мы живем в одном краю.
Я вас всех приветствую.
1. Воспитатель:
- Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Готовы?
-Сегодняшний день не будет для нас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по лесу.
- Начинаем наше путешествие.
- Присаживайтесь на стульчики. Закройте глаза, расслабьтесь, представьте себя в каком-либо уголке природы: в лесу, в поле, на лугу или возле воды. Постарайтесь услышать и понять, что вы чувствуете, какие запахи вас окружают, какие звуки. Дети открывают глаза.
- Какое у вас настроение?
Просмотр на экране презентации «Дикие животные».
Воспитатель на экране показывает картинку, где изображен лес и ежик весь всухих листьях.
– Ребятки, смотрите на экран, кого мы видим? – Это ежик.
– Ежик какой? – Ежик маленький, игольчатый.
– Что делает ежик? Почему он на спине таскает сухие листья?
– Ежик готовится к зиме.
– Правильно, он теплый дом на зиму себе готовит.
– Как называется домик ежика? – Нора.
– Для чего ему теплый домик? – Ежик зимой спит.
– Да, ребятки, если мы в зимний лес пойдем, то ежика не увидим.
Он спит.
2. Загадка:
Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. Кто это?
– Это медведь. (Показывает игрушку или картинку.)
– Медведь какой? – Медведь большой, сильный.
– Шуба у медведя какая? – Шуба теплая, коричневая.
– Ребятки, что любит медведь? – Медведь любит мед, ягоды, особенно малину.
– А зимой он ест ягоды, мед? – Нет.
– Что тогда делает медведь? – Медведь зимой спит.
– А где медведь спит всю зиму? – В берлоге спит.
– Да, медведь всю зиму спит берлоге. Он тоже, как и ежик, к зиме
готовит себе теплый домик – берлогу.
– Если мы пойдем в лес, мы встретим медведя? – Нет, не встретим.
3. Игра «Дети и медведица».
Дети располагаются за стульчиками – в домиках. На другом конце зала подкустом спит медведица. Под слова воспитателя дети начинают игру:
Дети в лес пошли гулять,
Стали бегать, прыгать, плясать!
(Дети бегают легко на носочках.)
Ножками, ножками топать (топают),
Ручками, ручками хлопать (хлопают).
А в лесу медведица спит,
Под кусточком сладко храпит! (Дети останавливаются и замирают.)
Только шум она услыхала (просыпается),
Вмиг проснулась и закричала:
«Ого, кто здесь спать мне мешает?
Кто в лесу громко гуляет?
Я того сейчас поймаю,
Зарычу и напугаю!»
Дети приседают и закрывают глаза руками («прячутся»). Медведица
(воспитатель с игрушкой) ходит между ними, высматривая того, кто шевелится.
А потом говорит: «Я же добрая, не злая, никого не напугаю! Где же вы детишки,
детишки-шалунишки?». Ребята встают, открывают лица и кричат: «Мы здесь!».
4. Дидактическая игра «Кто где живет?».
Воспитатель ставит на стол (или на магнитную доску) картинки: берлога, нора, лес, кусты, дупло, логово. Показывает картинки диких животных, потом переворачивает их. Дети подходят, берут одну карточку,
называют животных: «Это лось. Лось живет в лесу», «Это медведь.
Медведь живет в берлоге», – и ставят к соответствующему жилищу.
5. Физминутка. «Ежик и мыши».
Ходит ежик по дорожкам (поочередно вытягивают руки вперед),
По лесу, по лесу,
Любит рыться
В старых листьях (скребут пальцами по коленям),
Колется, колется
(указательными пальцами производят тычки по всему телу).
Уж я ежику-ежу (складывают руки «палочкой»)
В поле тропку покажу (протягивают руки вперед),
Где катают мышки,
Еловые шишки (протирают ладошки друг о друга).
6. Игра «Кто это?».
Воспитатель вызывает одного ребенка, говорит ему на ухо название
одного животного (например, волк). Дети называют диких животных,
пока не назовут заданное слово.
– Это лиса? – Нет, не лиса и т.д.
7. Чтение рассказа М.Пришвина «Ёж». Беседа по содержанию.
- Как познакомился герой рассказа с ёжиком.
- Что случилось с ёжиком.
- Почему герой рассказа забрал его домой.
8. Итог.
Вот сегодня закончилась наша путешествие, пойдемте в детский сад. До свидания, лесные жители!

Ирина Беляева

Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект дидактической игры по сенсорному развитию для детей 2-3 лет по теме «Дикие животные». «Как ёжики к зиме готовились». Данный материал будет полезен воспитателям групп раннего и младшего дошкольного возраста.

Предварительная работа: знакомство с дикими животными, беседа о том, как звери к зиме готовятся, чтение рассказа И. Соколова - Микитова «Ёж».

Основные цели и задачи: формирование первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере; ознакомление с окружающим социальным миром (ознакомление с природой, расширение кругозора детей; помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; узнавать на картинке некоторых диких животных и называть их.

Демонстрационный материал: картинки ежей, яблоки на липучках, прищепки.

Ход занятия

Воспитатель: «Ребята, сегодня мы с вами поиграем и поговорим про ежей. Как вы уже знаете, ёж - это дикое животное, которое с наступлением зимнего периода укладывается в своей норке на три долгих месяца в спячку. Зима – это долгий срок, поэтому животные должны как следует подкрепиться, чтобы набрать толстый слой подкожного жира и проспать до весны.

Пока вы, ребятки, отдыхали на улице по территории нашего сада пробегали разноцветные ёжики, они направлялись в волшебную страну под названием Радуга. Однако случилось так, что на пути ежам встретился огромный снежный сугроб, преодолевая который, они рассыпали припасённые ими разноцветные яблоки. Ёжики очень расстроились, ведь им необходимо запастись яблоками перед долгим зимним сном.

Ребята, давайте поможем ёжикам найти свои яблочки и надёжно закрепить их на иголках!».

Воспитанники: «Давайте, поможем, дайте мне, пожалуйста, самого расстроенного ёжика».

Воспитанники ищут яблоки соответствующие каждому ежу по цвету и прикрепляют их при помощи липучек.

Воспитатель: «Ребята, а яблоко какой формы?

Воспитанники: «Круглое».

Воспитатель: «А какие предметы по форме похожи на яблоко?»

Воспитанники: «Мяч, колобок, барабан и другие».

Воспитатель: «Ребята, а кто питается яблоками?»

Воспитанники: «Гусеницы, козы, свиньи».

Воспитатель: «Ребята, а чем питаются ёжики?»

Воспитанники: «Мышами, змеями, насекомыми».


Воспитатель: «Ребята, какие вы молодцы. Ёжики благодарят вас за оказанную помощь, но чтобы яблоки больше не укатывались и ежи могли побыстрее добраться до дома, давайте прикрепим нашим лесным жителям новые колючки и большие лапки». (Для этого нам понадобятся прищепки четырёх основных цветов: красного, жёлтого, синего и зелёного).


Воспитатель: «Спасибо, вам друзья, ёжики прощаются с вами до весны. До свидания!

А мы продолжаем играть, приготовьте свои пальчики:

«Режет ножницами ежик

Ткань для новеньких сапожек.

Так же пальчики сложи-

Ножницы нам покажи».

Таким образом, воспитатель вместе с воспитанниками закрепил знания четырёх основных цветов и форму предмета (круг, а также актуализировал ранее полученные знания про место и образ жизни ежа.

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»; ОО «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Речевое развитие»; ОО «Художественно-эстетическое развитие»; ОО «Физическое развитие».

Тип НОД: игра путешествие

Цель: расширять знания детей о жизни лесных животных в осенний период, о том, как звери готовятся к зимовке (подготовка запасов на зиму, спячка, подготовка жилья к зиме)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе:

«Поможем ежику подготовиться к зиме»

Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие»; ОО «Социально-коммуникативное развитие»; ОО «Речевое развитие»; ОО «Художественно-эстетическое развитие»; ОО «Физическое развитие».

Тип НОД: игра путешествие

Цель: расширять знания детей о жизни лесных животных в осенний период, о том, как звери готовятся к зимовке (подготовка запасов на зиму, спячка, подготовка жилья к зиме)

Программное содержание:

ОО «Познавательное развитие»:

Формировать у детей представления детей о жизни лесных животных в осенний период, о том, как звери готовятся к зимовке (подготовка запасов на зиму, спячка, подготовка жилья к зиме).

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

Формировать умение общаться со сверстниками и взрослыми субъектами детского сада. Развивать игровую деятельность.

ОО «Речевое развитие»

Активизировать и развивать словарь детей при описании зверей.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»:

Развивать творческие способности и воображение у детей; развитие чувства цвета, формы, композиции; умение пользоваться нетрадиционными методами рисования.

ОО «Физическое развитие»:

Развивать умение двигаться в соответствии со словесным сопровождением физминутки.

Образовательные задачи: Уточнение представлений о приметах осени, сезонных изменениях в природе; систематизировать знания о лесных животных о том, как они готовятся к зиме

Развивающие задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес к миру животных, эмоциональную отзывчивость.

2. Активизировать внимание, развивать память детей.

3. Развивать творческие способности: умение жестом, мимикой выразительно передавать тот или иной образ животного.

Образовательные задачи:

1. Расширять и уточнять знания детей о диких животных (заяц, белка, волк, лиса, ёж, медведь): внешний вид в осенний период, способы маскировки и защиты от врагов.

2. Закрепить в речи детей обобщающее понятие «дикие животные».

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать интерес и бережное отношение к представителям диких животных.

Методы и приемы:

Наглядные: показ иллюстраций с дикими животными.

Словесные: художественное слово (загадка, стихотворение), вопросы к детям, поощрение, пояснение, обобщение воспитателя.

Практические: имитационные движения.

Игровые: игровая ситуация (приход грустного ежика), проблемная ситуация «собрать гостинца для ежика и приготовить жилище», динамическая пауза « Ежик топал по тропинке»

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы

Отгадывание загадок;

Дидактические настольно-печатные игры «Что изменилось?», лото «Кто, где живет»;

Словесные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Сравни разных зверят»;

Рассматривание репродукций картин и иллюстраций, изображающих диких животных;

На прогулке игра «Изобрази животное».

Самостоятельная деятельность: придумывание интересных историй про диких животных, рисование этих животных при помощи трафарета.

Материал: картинки: зайчик, белочка, волк, лиса, медведь, еж; картинки жилище диких животных; угощение для ежика разрезные картинки; панно «Волшебное деревце»; символы «Солнце», «Тучка» на палочке.

Словарная работа:

Пассивный словарь: заяц, белка, волк, лиса, ёж, медведь, берлога, нора, логово.

Активный словарь: дикие животные.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила

Все листья. (Осень).

Посмотрите, как раскрасила осень наше деревце.

Какие на дереве листочки? (красные, желтые, зеленые, оранжевые).

Что еще может быть оранжевым? (Апельсин, абрикос, лисичка, белочка...). Как называется явление в природе, когда листочки опадают с деревьев? (листопад)

Назовите, пожалуйста, приметы осени. А поможет нам в этом наше «волшебное деревце».

Дидактическая игра «Приметы осени» (с использованием интерактивного панно «Волшебное деревце»)

(Дети срывают листочек с дерева с символом и прикрепляют его под деревом, называя приметы осени)

Дети: На улице холодно; солнце слабо греет; часто идут дожди; на деревьях желтеют и опадают листья; люди надевают теплую одежду; птицы улетают в теплые края; звери готовятся к зиме.

Педагог: Молодцы ребята, вы все справились с заданием. Вы хотите отправиться в осенний сказочный лес и посмотреть, как лесные жители готовятся к зиме?

123 покружись, на лесной полянке окажись.

Педагог: Сейчас в лесу красиво и тихо, кругом на дорожках опавшая листва, словно ковер.

(идем под музыку в лес.)

Где же лесные жители?

Педагог: Ребята, посмотрите, кто это там свернулся в клубочек?

Дети: Это ежик.

Педагог: Какой ежик? (маленький, колючий, пугливый, грустный). Какие у него иголки? (острые, колючие, длинные)

Педагог: Ежик, а почему ты такой грустный?

Ежик: Я не успел подготовиться к зиме. Не сделал припасы. Не устроил себе теплое гнездышко-норку из сухих листьев.

Педагог: Осенью у ежей много работы. Перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ежик должен хорошенько подкрепиться, стать упитанным. Он устраивает свое жилище, устилает его сухими листочками.

Педагог: Ребята, что же нам делать, как помочь ежику.

Дети: Надо подобрать ему еду, найти и приготовить жилище.

Педагог: А вы знаете, что любит ежик?

Дети: Грибы, яблоки, мышей, жуков.

Педагог: Ребята, я предлагаю вам разделиться на пары и собрать угощение для нашего ежика.

(дети договариваются о том, с кем будут выполнять задание, выполнив задание, проверяют все ли справились)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Педагог: Молодцы ребята, все справились с заданием. Давайте угостим нашего ежика.

Педагог: Ребята, а я вам предлагаю отправиться дальше вместе с нашим ежиком.

Динамическая пауза «Ёжик топал по тропинке»

Ежик топал по тропинке. И грибочек нес на спинке.

(Ходьба на месте маленькими шажками)

Ежик топал не спеша, Тихо листьями шурша.

(Шарканье ногами)

А навстречу скачет зайка,

Длинноухий попрыгайка.

Шубку серую свою

Он сменил на белую.

(Прыжки на месте, руки перед грудью)

Идет по лесу серый волк,

Голодный волк – серый бок.

(Широкий пружинистый шаг с чуть наклоненным вперед корпусом. Руки попеременно выносятся вперед)

Чтоб волку не попасться на зубок,

Ты, еж, свернись скорей в клубок.

(Сесть на корточки и сгруппироваться)

Педагог: Ребята, а когда ежик сворачивается в клубок?

Дети: Когда ему грозит опасность.

Педагог: Еж с наступлением холода подыскивает укромное местечко. Ребята, посмотрите на панно, здесь находятся разные жилище диких животных. Как Вы думаете, где живет ежик?

Дети: Под пенечком, под корнями деревьев.

Педагог: Ребята, а кому подойдут остальные домики? Подберите лесным жителям их жилище.

Дидактическая игра « Кто где зимует?» (С использованием интерактивного панно)

Лиса – в норе

Волк - в логове

Медведь - в берлоге

Белка - в дупле

Заяц - под кустом

Еж – под пеньком

Педагог: Всех зверей расселили по домам. И нашему ежу нашли хорошее местечко под пенечком.(устраивает ежика)

Педагог: В конце осени еж устраивает себе теплое гнездышко-норку их травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает. Но где же взять нашему ежу листья. Давайте поможем ежику устроиться в спячку, нарисуем для него листья. Выберите себе силуэт листочка и назовите с какого он дерева.

(дети выбирают силуэт листочка и называют его)

Педагог: Ребята, а кисточек у нас нет. Чем мы сможем раскрасить листья?

Дети: Бумагу сжать в комочки и ее сделать отпечатки на листочках.

Педагог: Ребята, вот вы и помогли нарисовать листочки, давайте постелем теплую перинку для ежика из осенних листьев.

Педагог: Посмотрите, как повеселел наш еж. Как вы думаете почему?

Вот лес сказочный дремучий, а под елкой зверь колючий

Хоть он маленький, но колкий, потому что весь в иголках.

Педагог: Ребята, теперь давайте тихонько вернемся в детский сад, а ежик пусть спит до весны.

(Дети под тихую музыку идут в детский сад.)

Педагог: 123 покружись в группе окажись. Вот мы и в группе.

Ребята кого мы сегодня нашли в лесу? Какой он был? Как помогли ежику? Что мы сделали? Предлагает рассказать по схеме.

Ребята кому понравилось путешествие поднимите «Солнышко», кому не совсем понравилось «тучку» .Что интересного было в нашем путешествии?

Педагог: Молодцы!


Конспект открытого занятие

по развитию речи

«Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек»

Средняя группа

Подготовила и провела воспитатель Шкурина Марина Александровна

Октябрь 2013 года

Программное содержание

Цель:

· приобщать детей к восприятию поэтической речи;

· продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу);

· активизировать словарь детей;

· продолжать учить отвечать на вопросы полными ответами;

· вызывать в детях желание рассказывать стихи;

· развивать слуховое внимание;

Предварительная работа

1. Познакомить детей со стихотворениями об осени, рассмотреть иллюстрации на соответствующую тему.

2. Заучивание стихотворений об осени.

3. Составление описательного рассказа вместе с воспитателем.

4. Разучивание музыкальной физминутки

Оборудование

Мультимедийная система, две разные игрушки ежики, корзина яблок, воздушные шарики на всех детей.

Ход занятия

Организационный момент.

Воспитатель под песню об осени заводит детей в музыкальный зал. Дети садятся полукругом напротив мультимедийного экрана.

Воспитатель: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А кто мне скажет, какой праздник мы недавно отмечали? (Праздник осени!). А как можно определить, что наступила осень?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы!

Раздаётся стук в дверь. Возле двери сидит серенький ежик с яблочком (игрушка). Он здоровается с ребятами и гостями. Ежик признается детям, что он пришел к ним гости из леса. Хвалит детей за то, что они знают, как ежики готовятся осенью к зиме. Он просит детей немного порадовать его перед зимней спячкой и рассказать ему стихи об осени, т.к. он очень их любит слушать.

Дети рассказывают стихи про осень.

Ежик благодарит детей за то, что дети порадовали его своими стихотворениями и просит детей поиграть с ним.

Дидактическая игра «Приготовь ежика к зиме»

Ежик благодарит детей за интересную игру и хочет немного «размяться» вместе с детками.

Музыкальная физминутка «Головой мы покиваем»

После физминутки ежик признается, что он пришел в гости к ребятам не один. С ним пришла и его сестренка, только она очень застенчивая и стесняется выйти к ребятам. Дети вместе с воспитателем находят сестренку (розовый ежик с сердечком) среди других игрушек.

Сестренка (расстроенная) рассказывает детям, что у них дома нет зеркала и они не знают, чем же они похожи с братом и чем отличаются и просит детей рассказать о их сходстве и различии.

Описательный рассказ детей о ежиках (по подражанию педагогу). Об их сходстве и различии.

Ежики благодарят детей за их рассказы и говорят, что пришли к деткам со своим сюрпризом и просят воспитателя поставить их любимую песенку «Маленький ежик, четверо ножек…»

Показ песни-клипа на мультимедийной системе.

Затем, ежик-братик сообщает о том, что у них для ребят не только сюрприз, но и подарки приготовлены и дарит детям корзину яблок, а ежик-сестричка дарит детям воздушные шарики. Ежики говорят, что им уже пора в лес и прощаются с ребятами.

Воспитатель и дети: До свидания, ежики! Счастливого пути!

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста около своих столов и послушайте меня! Ежики пришли к нам из леса. Как вы думаете, как ежики разговаривают друг с другом. (Правильно фаркают). Давайте пофыркаем как ежики.

Артикуляционная гимнастика «Ежики»

Воспитатель: Молодцы, вы очень хорошо фыркаете, как настоящие ежики

Итог занятия:

Оценка работы детей.

Кто к нам приходил в гости?

О какой помощи просила ежик-сестренка?

В какую игру играли?

Позовем еще ежиков в гости?

Дидактическая игра для дошкольников "Помоги ежику"

Мурыгина Мария Трофимовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 34» г. Иваново
Описание материала: дидактическая игра будет интересна воспитателям ясельной и второй младшей группы детского сада, родителям воспитанников; игра предназначена для развития сенсорных способностей детей.

Цель: развитие сенсорных способностей детей.

Задачи:
- развивать умение застегивать/расстегивать пуговицы;
- формировать умение шнуровать;
- развивать первичные представления о цвете (зеленый, красный, желтый), величине (большой, маленький), форме (круг, квадрат, треугольник), количестве (один, много), об окружающем мире;
- воспитывать отзывчивость, чуткость;
- обогащать и активизировать словарный запас;
- формировать умение завязывать шнурки (с 3,5 лет).

Описание игры:
Игра состоит из нескольких заданий:
Сначала малышу предлагают помочь ежику построить домик из нескольких тканевых деталей, скрепляя их с помощью шнурков. Нужное отверстие ребенок ищет опытным путем. Во время выполнения этого задания отрабатываются навыки шнуровки, закрепляются понятия "треугольник", "квадрат"; формируется навык завязывания шнурков.


Затем малышу предлагают помочь ежику собрать в лесу яблоки: зеленое, красное и желтое, прикрепив их с помощью пуговиц к спинке. На этом этапе формируется и отрабатывается навык застегивания пуговиц; закрепляются знания цветов.



Затем ребенок снимает яблочки со спинки ежика (расстегивает пуговицы). Тканевые яблоки взрослый меняет на яблочки-пуговки. И игра продолжается уже с пластмассовыми пуговицами. Их малыш вкладывает в кастрюлю. Во время этой игры можно задать следующие вопросы:
- какого цвета пуговка;
- какого размера пуговка;
- какой формы пуговка?