Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Волшебница Вода. «Волшебница — вода» — конспект занятия (старшая группа)

Интегрированное занятие

по экологии, ознакомлению с окружающим миром, развитием речи в классе предшольной подготовки

Тема :Волшебница –вода

Задачи :

    значение воды в жизни человека, животных, растений;

    закрепить представления о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, запаха, вкуса, формы, способность растворять различные вещества.

    активизация и обогащение словаря - формировать лексико-грамматический строй речи (словообразование, словоизменение, согласование)

    развитие связной речи: учить использовать в речи разные виды предложений, развивать речь-доказательство

    развивать творческо-поисковую активность, самостоятельность, инициативу, интерес к практической деятельности.

    воспитывать бережное отношение к воде как к основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.

1.Психогимнастика «Доброе утро»

Доброе утро! Я вам говорю!

Доброе утро! Я всех вас люблю!

И прошу сегодня очень постараться,

Слушать внимательно и отлично заниматься!

Сегодня у нас много гостей, а гостям принято что-нибудь дарить. Давайте подарим им наши улыбки, чтобы создать хорошее настроение.

Сюр.момент: В гости к детям приходит инопланетянин Лунтик..

К нам прилетел гость с далёкой планеты – Лунтик. Он узнал, что на нашей планете есть вода, а Лунтик и его друзья понятия не имеют, что же такое вода. Сегодня я предлагаю вам вспомнить все, что мы знаем с вами о воде и рассказать, о ней Лунтику.

Только предупреждаю вас, что Лунтик плохо понимает нашу речь, поэтому нам необходимо говорить чётко.

2. Показывает детям глобус.

Вы узнали, что это? Правильно – глобус. Как можно по-другому назвать? (модель нашей планеты)

Вспомните, что обозначено на глобусе зелёным цветом? Коричневым? жёлтым? А голубым?

Какого цвета на глобусе больше всего? Правильно, голубого, потому что вода занимает большую часть всей поверхности земного шара. Но пресной воды, которая нужна для птиц, животных, человека, очень мало. А много соленой воды, которая находится в океане, море.Давайте расскажем Лунтику стихотворение о воде. (дети рассказывают стихотворение «Вы слыхали о воде»)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовется

Лентой серебристой вьется.

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить!

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте.

Путешествует всегда

Наша спутница - вода!

А скажите как человек использует воду? (ответы детей)

3.Д\Игра «Кому нужна вода» -разложить вокруг изображения воды фигурки людей, птиц, животных., кому и для чего нужна вода.

Физ. Минутка Игра «Какая бывает вода»(с мячом).

Воспитатель. Дети, встаньте в круг, давайте поиграем. Я буду бросать мяч, а вы будете отвечать и бросать мне мяч. Вода бывает:

Холодная – горячая;

Сильная – слабая;

Сладкая – кислая;

Быстрая – медленная;

Прозрачная – мутная;

Бесцветная – цветная;

Чистая – грязная;

Соленая – пресная;

Живая – мертвая.

А теперь я хочу вам предложить стать учёными и провести небольшой эксперимент, а Лунтик пусть посмотрим, ему будет полезно.

Опыт № 1 .Я приготовила для вас 2 стакана, в одном налита вода, в другом – молоко. Попытайтесь увидеть, что лежит в каждом из стаканов. (дети смотрят и делают вывод)

Почему в стакане с водой мы увидели предмет, а в молоке нет?

Мы ещё раз с вами убедились, что вода обладает свойством – она прозрачная.

Опыт №2: “Вода не имеет формы

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

– Что можно сказать о форме воды?

Опыт №3: “Вода жидкая, может течь”

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: “Льется вода? Почему?”. Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт №4: “У воды нет вкуса”

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса. Но если мы добавим сахар, то вода станет какой?

Опыт №5: “У воды нет запаха”

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

4.А теперь поиграем в игру «Вырастим цветы»

Вы будете семенами. Я сажаю вас в землю.(дети садятся) .Ярко светит солнышко, я беру лейку и поливаю семена. Они набухают и начинают потихоньку прорастать.(медленно поднимаются). Вот уже появились первые росточки. Они тянутся-тянутся вверх, я ещё раз поливаю семена водой, солнышко согревает своими лучиками. (встали во весь рост).Вот наши цветы подросли и распустили свои прекрасные бутоны. Как же красиво кругом…

Мы выяснили, что пресной воды на Земле… (дети договаривают ответ: мало)

Как вы думаете, как нужно относиться к воде? (бережно, экономно)

Да, без воды все живое на земле погибнет. Вода - это жизнь, и воду надо бе­речь, правильно и разумно расходовать. Человек без пищи может прожить три месяца, а без воды - всего неделю.

Не умыться, не напиться,
Без воды.
Листику не распуститься
Без воды.
Без воды прожить не могут
Птицы, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап, кап, кап.
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря, зря, зря.
А то пройдёт немного лет –
И нет водицы
Нет, нет, нет.

Молодцы, ребята! Мы много сегодня узнали о волшебнице-воде, и рассказали об этом Лунтику, но вода-волшебница покажет вам ещё одно своё волшебное свойство.

Воспитатель опускает в стаканчик с водой каждому ребёнку комочек цветной бумаги, это вырезанный цветок, сложенный лепестками к середине. Вода проникает в волокна бумаги и на глазах у детей распускаются бумажные цветы.

А теперь мы попрощаемся с Лунтиком, он говорит вам спасибо, он теперь всё знает о воде и он приготовил вам подарки.

На столе у воспитателя стоит сундучок (мотивация!), дети обращают внимание на него. Воспитатель берет в руки сундучок и задает вопрос:
– Кто знает, как называется предмет, который я держу в руках? (Ответы детей).
– Как вы думаете, что может лежать в моем сундучке?
(Предположения детей).
– Хотите посмотреть?
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт глобус и карту. Карту вешает на стену).
– Что это? (Дети называют)
– Что общего у этих двух предметов? (Для путешествия, преобладание голубого и синего цвета)
– А кто знает, что обозначается на карте и глобусе оттенками синего цвета? (Вода в море, океане….)
– Да, ребята, вы правы – это вода. Предположите о чём мы сегодня будем вести разговор? Чем будем заниматься? Что узнаем нового? (Мы будем путешествовать по воде; узнаем о путешествии воды на планете и др. варианты ответов).
Показ детям модели земного шара, общего для всех жителей планеты – глобус).
– Ребята, почему на глобусе и на карте вода обозначается бледно-голубым, синим, темно-синим цветом? (Предположения детей)
– Если вас заинтересовала эта особенность изображения водной поверхности земного шара, то можете к следующему занятию с нами поделиться этой новостью, спросить это у родителей.
– А какие ещё цвета вы видите на глобусе и карте? (Жёлтый, зелёный, коричневый)
Знающие дети могут назвать обозначение цветом определённой поверхности: коричневый – горы и т.д.)
– А каким одним словом можно назвать поверхность земного шара, где нет воды? (Суша)
– Учёными доказано, что суша занимает одну четвёртую часть земного шара. Чтобы вам было понятно, приведу пример на яблоке. (На глазах у детей разрезаю яблоко на четыре равные части)
– Кто сможет выйти и показать ту часть, которая условно равна суше? (Вызываю двух детей по очереди, один из которых показывает правильно, а другой ошибается)
– Ребята, а кто же прав? (Выслушиваются размышления детей. Кто-то из ребят пытается сделать вывод – воды больше, чем суши)
– А, по-вашему, мнению, чего на поверхности нашей планеты Земля (Держу в руках глобус) больше воды или суши? (Варианты ответов детей)
– Итак, ребята, мы с вами условно представили планету Земля в виде яблока, разделили на четыре равные части и взяли одну – это суша (показываю). Остались три части – вы сказали, что это – вода. Молодцы! Воды на планете действительно больше, чем суши.
(Воспитатель читает стихотворение Н.Рыжовой о воде, по ходу вывешиваются на магнитной доске иллюстрации дождя, града, снега, росы, пара, сосульки, тумана и т.д.):

– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит,
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!

– Кто из вас купался в реке или бассейне? (Все поднимают руки)
– А кто купался в море или в нашем озере Карачи? (Кто-то дважды поднимает руку)
– Есть ли какое отличие воды в море и озере Карачи? (По количеству воды, по вкусу – солёная, несолёная. Дети замечают, что морская вода – солёная, а с озера Карачи – очень солёная).
– «Загадку» озера Карачи мы рассмотрим на последующих занятиях, но заинтересовавшимся ребятам, можно обратиться к родителям.
– Действительно, вы заметили, что в море вода солёная, а в реке – нет. (Словарная работа – пресная вода).
– Ребята, я вам привезла воду с Чёрного моря (показываю на карте) и с озера Карачи (показываю на карте Новосибирской области). Хотите попробовать на вкус?
– Дети посмотрите ещё внимательно на глобус – здесь есть белый цвет. Что он обозначает? (Льды, снега, которые никогда не тают).
– Выберите из картинок на доске те объекты, которые на карте и глобусе изображены белым цветом.

ФИЗМИНУТКА

Подвижная игра «Ходит капелька по кругу» – воспитатель тучка, дети – капельки – прыгают, танцуют, разбегаются).
Тучка подсказывает, что капелькам делать. Скучно стало поодиночке прыгать на земле. Собрались все вместе и потекли веселыми ручейками к большой речке. А большая речка попала в океан большой. Плавали – плавали капельки в океане и вспомнили о маме-тучке. А тут солнышко пригрело, капельки стали легкими и потянулись вверх, испарились они под лучиками солнца, вернулись к «маме-тучке».
– А сейчас послушайте пословицы и поговорки о воде.

  1. Тяжело против воды плыть.
  2. Капля мала, а по капле – море.
  3. Под лежащий камень вода не течёт.
  4. Март с водой, апрель – с травой.

– Как вы понимает их смысл?
– Для чего нужна вода? (Растениям, животным, человеку)
– Давайте сделаем вывод: что мы узнали о воде? (Обозначение на карте оттенками синего цвета, занимает 3/4 части земного шара, солёная и пресная, жидкая, твёрдая, газообразная)
Под руководством воспитателя дети проводят эксперименты, обнаруживая свойства воды: холодная, горячая, тёплая; чистая – грязная; бесцветная, прозрачная, без вкуса, без запаха. Опыт подтверждает, мяч в воде плавает, металлическая ложка тонет.
– Показ схемы с объяснением круговорота воды в природе.
– А теперь подумайте и скажите: откуда берется вода в кране? Наблюдали ли вы такую картину: открытый кран, впустую течёт чистая вода. Вот послушайте, о чём говорят капли, когда капают из неплотно закрытого крана:

Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап- кап-кап…
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря…
А то пройдет немного лет,
И нет водицы нет-нет-нет…

– А кто из вас сможет назвать правила для сохранения воды? (Варианты ответов детей: закрывать плотно кран, не пускать воду сильной струей, набирать воды столько, сколько необходимо, не засорять водоемы содержать в чистоте реки, озера).

Релаксация – сесть удобно, включается аудиозапись: шум воды, послушать «голос» воды; закрыть глаза и пофантазировать. Образы – ручей журчит, плещется рыба в реке. Капает дождь, волнуется море, ревет водопад…)
(Дети рассказывают, что они представили, увидели).
– Что нового узнали о воде? Что понравилось на занятии? (Ответы Детей)
На доске прикреплены изображения двух туч (голубая, темно-синяя). Определение настроения этих туч: голубая – весёлая, тёмно-синяя – грустная.
– С каким настроением вы заканчиваете занятие? Подойдите к такой тучке. Я подошла к жизнерадостной тучке, потому что мне понравилось наше занятие и то,
как мы с вами вместе поработали (дети выходят и встают рядом с тучками).
– Спасибо, вам, ребята, за работу.
Звучит музыка. Дети в своих рисунках передают свое настроение и прикрепляют к тучкам.

Итог занятия

Продолжение на прогулке

На прогулке – на столе подносы с губками (на каждого ребенка – облака, сверху сухие, а внутри слегка влажные). Дети сжимают губку, вода не выделается. Т.к. мало капелек.
Добавить немного воды и снова сжать губку, получился «дождь» но не сильный, а если добавить много воды, то будет сильный дождь (дети повторяют опыт несколько раз) – Идет закрепление материала (капельки собираются вместе в туче, а когда им становится тесно, убегают из тучи на землю, падают дождем, а зимой – снегом.
Затем дети представляют, что наступила зима, все лежит (имитируя) снеговика (движения рук). Пришла весна, пригрело солнышко, побежали ручьи и снеговик растаял. На смену весне пришло лето. Летом идет теплый дождик. (Полить детей теплой водой из лейки).
Затем пустить бумажные кораблики в тазик с водой (дети работают самостоятельно, любуются и обыгрывают ситуации…)

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Голбакча» с. Кульшарипово»

Занятие по экологии «Волшебница вода»

В старшей группе

Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Приучать отвечать полным ответом.

Индивидуальная работа: развивать усидчивость и аккуратностьПаша, Коля, Ева; внимательность - Никита К. , Ангелина; добиваться активного участия в беседе, чаще активизировать - Слава, Лиза, Настя К., Эвелина.

Предварительная работа: чтение рассказов, сказок познавательного характера; опыты (превращение снега в воду и др.) ; беседы на тему: «Где можно встретить воду», «Кто живет в воде».

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей) , пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

Ход занятия:

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Да о воде. - Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

А что такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ.

(прикрепить на доску)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. - Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (перед детьми вывешивается символ этого свойства) .

Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ) .

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!

Исследовательская работа

Опыт 1

Цель. Показать, что в почве есть воздух.

Оборудование и материалы. Образцы почвы (рыхлой) ; банки с водой (на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя.

Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве - почве - обитает много жильцов (дождевые черви, кроты, жуки и др.) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем каждый ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Все вместе выясняют: у кого воздушных пузырьков оказалось в воде больше.

Опыт 2

Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.

Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый - с участка, который редко посещают люди (рыхлая почва) ; второй - с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки (например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой - рисунок любого растения) .

Проведение опыта. Напомните детям, откуда взяты образцы почвы (лучше отобрать их вместе с детьми на участках, которые хорошо им знакомы) . Предложите высказать свои гипотезы (где воздуха в почве больше - в местах, которые любят посещать люди, или там, где редко ступает нога человека) , обосновать их. Выслушайте всех желающих, обобщите их высказывания, но не оценивайте, ибо в верности (или неверности) своих предположений дети должны убедиться сами в процессе проведения опыта.

Одновременно опустите образцы почв в банки с водой и наблюдайте, в какой из них больше воздушных пузырьков (в образце рыхлой почвы) . Спросите детей, где подземным обитателям легче дышать? Почему воздуха "под тропинкой" меньше? (Возможно, на этот вопрос детям будет непросто ответить, но пусть они хотя бы попытаются это сделать. Важно, чтобы они учились делать выводы на основе проведенных опытов.) Когда мы ходим по земле, то "давим" на ее частички, они как бы сжимаются, воздуха между ними остается все меньше и меньше.

Опыт 3

Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух. (Проводится как дополнительный к предыдущему.)

Оборудование и материалы. Образцы почвы - комочки рыхлой, влажной земли (на каждого ребенка) .

Проведение опыта. Раздайте детям комочки земли. Пусть они рассмотрят их и запомнят, как они выглядят. Обратите их внимание на то, что внутри комочков есть "пустые места" - там и "прячется" воздух. Затем предложите сжать комочек земли в руке. Что с ним произошло? Каким он стал? Он увеличился или уменьшился? Почему уменьшился? Комочек стал меньше, потому что "пустых мест" между частичками земли стало меньше, они "прижались" друг к другу, а воздух "ушел": для него не осталось места. Точно так же под тяжестью нашего тела сжимается земля на тропинках, дорогах, а воздух "уходит".

После проведения опыта задайте вопросы.

В лесах, парках, скверах много тропинок. Где можно обнаружить больше живых существ - в земле под тропинками или на участках, которые люди не посещают? Почему?

Что произойдет с подземными жителями, если люди в лесу будут ходить не по тропинкам, а всюду, где им захочется?

На газонах можно увидеть таблички, призывающие не ходить по ним, но люди часто не внимают этим призывам. Что происходит с подземными жителями, обитающими в этих местах?

Выслушайте предположения детей (они должны основываться на осмыслении результатов проведенных опытов) и обобщите их: чем больше мест в лесу, в парке будут вытаптывать люди, тем меньше подземных жителей там останется. На некоторых участках они вообще могут исчезнуть, что и происходит сейчас во многих местах отдыха.

Задача педагога - подвести детей к выводу о необходимости экологически грамотного поведения в лесу, парке:

желательно ходить по дорожкам, стараться не топтать все вокруг; тем самым можно сберечь "дома" и даже жизнь многих подземных обитателей. Хорошо, если дети сами придумают правила и отображающие их знаки-символы.

Опыт 4

Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.

Оборудование и материалы. Две стеклянные банки с почвенными образцами и две прозрачные емкости с водой; в одной - чистая вода, в другой - грязная (раствор стирального порошка или мыла, чтобы хорошо была видна пена) .

Проведение опыта. Предложите детям рассмотреть воду в обеих емкостях. Чем они отличаются? Скажите, что в одной чистая дождевая вода; в другой грязная вода, которая осталась после стирки. Такую воду в домашних условиях мы выливаем в раковину, а за городом просто выплескиваем на землю. Предложите детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистой водой? А если грязной? Полейте почву в одной банке чистой водой, в другой - грязной. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почв после полива. Задайте детям следующие вопросы.

Если бы они были на месте дождевого червяка или крота, какую бы почву выбрали для своего дома?

Что бы они почувствовали, если бы им пришлось жить в грязной земле?

Что бы они подумали о людях, которые загрязнили почву? О чем попросили бы их, если бы умели говорить?

Видел ли кто-нибудь, как грязная вода попадает в почву?

Сделайте вывод: в жизни, как и в сказках, есть "живая вода" (она попадает в землю вместе с дождем, талым снегом; она поит растения, животных) , но есть и "мертвая" вода - грязная (когда она попадает в почву, подземным жителям приходится худо: они могут заболеть и даже погибнуть) . Откуда берется "мертвая" вода? Она стекает по заводским трубам, попадает в землю после мойки автомобилей (покажите соответствующие иллюстрации или на прогулке отыщите такие места в ближайшем окружении, естественно, не забывая о правилах безопасности) . Во многих местах на нашей планете земля-почва загрязняется, "болеет" и уже не может кормить-поить растения чистой водой, и животные не могут жить в такой почве. Что из этого следует? Нам необходимо бережно относиться к Подземному царству, стараться сделать так, чтобы в нем всегда было чисто. В заключение обсудите, что могут для этого сделать дети (каждый из них) , их родители, воспитатели. Расскажите о том, что в некоторых странах научились "лечить" почву - очищать ее от грязи.


Программное содержание: Образовательные задачи: дать детям знания о том, что вода имеет три агрегатных состояния: твердая (снег, лед), газообразная (пар), жидкая.

Расширять знания детей о значении воды в жизни человека (вода- источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека).

Закрепить знания о свойствах воды и снега.

Развивающие задачи: развивать у детей внимание, память, мышление, связную речь, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей интерес к экспериментированию, аккуратность в работе, умение работать сообща.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты.

Материал: Демонстрационный: презентация на тему: «Вода», глобус, термос с кипятком, зеркало, ноутбук, экран для проектора.

Раздаточный: 2 стакана с водой, снег и лед на игрушечных тарелочках, пластмассовые игрушечные ложечки.

Интеграция образовательных областей:

Познание; Коммуникация; Чтение художественной литературы; Музыка; Физическая культура.

Виды деятельности: игровая, экспериментальная, коммуникативная, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

1) Рассматривание иллюстраций: «Дождь», «Зима».

2) Знакомство с глобусом.

3) Загадывание загадок о воде.

4) Чтение произведений: К.Д.Ушинского «Ручеек», И.Р. Смольянова «Красота воды», И.М. Новикова «Удивительные капельки».

5) Наблюдение за состоянием воды в природе.

6) Проведение опытов с водой: «У воды нет вкуса», «Вода не имеет запаха», «Вода прозрачная», «В воде одни вещества растворяются, а другие - нет», «Тонет - не тонет».

Ход непосредственной образовательной деятельности:

(Дети заходят в группу и здороваются с гостями)

I. Вводная часть (Звучит музыка дождя).

Воспитатель рассказывает: Жил-был дождик. Он любил гулять по улицам, стучать по крышам домов. В дождике было много- много весёлых капелек (Смех в магнитофонной записи)Одна такая капелька и пришла к нам в гости. Зовут капельку Капитошкой. Поздороваемся с Капитошкой. (Воспитатель показывает детям капельку и прикрепляет ее на доску). Капелька сегодня будет с нами.

II. Основная часть:

Воспитатель: Как вы думаете, где живёт капелька?

Дети: Капелька живет в воде.

Воспитатель : Верно, она живет в воде. Кто знает стихотворение о воде?

(Ребенок читает стихотворение):

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее вам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без воды нам не прожить.

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем мы сегодня с вами будем рассказывать капельке?

Дети: Сегодня мы будем говорить о воде.

Воспитатель: Правильно. Мы поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Пройдем, присядем на стулья, посмотрим, сколько воды на Земле. (Детям предлагают посмотреть презентацию «Вода» на экране)… Повторим, где в природе встречается вода? (Ответы детей). Для чего нужна вода человеку?

Дети: Вода нужна для того, чтобы пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье, поливать растения.

Воспитатель: Молодцы, все правильно сказали. А сейчас представим себе, что на планете вдруг не осталось ни одной капли воды. Что тогда произойдет?

Дети: Все живое на планете погибнет.

Воспитатель: Правильно, планета останется без живых существ. Ученые установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. В нашем организме тоже много воды. На Земле вода везде. Скажите, какая модель Земли есть у нас в группе?

Дети: У нас есть глобус.

Воспитатель: Верно (Детям показывают глобус). Вот глобус. Такой видят нашу планету космонавты из космоса. Какой формы наша планета?

Дети: Планета Земля круглой формы.

Воспитатель: Молодцы. А каким цветом окрашены моря и океаны на глобусе?

Дети: Моря и океаны окрашены голубым цветом.

Воспитатель: Нашу Планету поэтому называют «голубой планетой». Как называются все моря и океаны на Земле? (Предположения детей). Вся вода на Земле составляет единый Мировой океан… Давайте поиграем в игру » Какая бывает вода«. (Воспитатель бросает детям мяч и дети называют свойства воды).

Дети: Вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут и т.д.

Воспитатель: Вы понравились Капитошке. А сейчас поиграем в игру «Сугроб».

(Проводится Физкультминутка)

Воспитатель: Посмотрите, сколько снега лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете?

Дети: Снежинки опускаются все ниже и ниже и ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга.

Воспитатель: Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились все ниже и ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.

(Дети танцуют, кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб»).)

Воспитатель: Ребята, а ещё мы с вами знаем, что с водой можно играть и проводить опыты. Опыты с водой проводят в лаборатории. А вы хотели бы сами провести опыты, и узнать, какой разной может быть вода? (ответы детей).

А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»?

Дети: Это помещение, где проводят опыты.

Воспитатель: Почему лаборанты работают в белых халатах? (Закрепить в речи детей слова: лаборатория, лаборант, опыты)

Дети: В лаборатории очень чисто, там не должно быть посторонних запахов, звуков, пыли. (Дети проходят в «лабораторию»).

Воспитатель: Пройдите в лабораторию. Капельку тоже возьмем в лабораторию, пусть учится вместе с нами делать опыты. (Дети надевают халаты, присаживаются на стульчики). В лаборатории нужно вести себя тихо, сидеть прямо, не мешать друг другу.

Поиграем в игру: «Подскажи словечко». Я прочту стихотворение- загадку, а вы добавите соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…(снег).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …(снежки).

С неба все скользят пушинки

Серебристые…(снежинки).

Словно в белый пуховик

Нарядился (снеговик).

На поляну, на лужок

Все снижается …(снежок).

Рядом снежная фигурка,

Это девочка …(снегурка).

Вот веселье для ребят-

Все сильнее…(снегопад).

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой…(снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил…(снег).

Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.

Дети: Снег, снежки, снежинки, снежок, снегопад, снеговик, Снегурка, снегири.

Воспитатель: Чем похожи все эти слова?

Дети: Слова похожи на одно слово- снег.

Воспитатель: Правильно. Что можно сказать о снеге? Какой он?

Дети: Снег холодный, мягкий, белый, пушистый, легкий…

Воспитатель: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом. Что такое снег?

Дети: Снег- это вода. Это замерзшие капельки воды.

Воспитатель: Положите немного снега ложечкой на ладошку и посмотрите, что же случилось?

(Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит).

Дети: Снег тает, превращается в воду.

Воспитатель: А теперь возьмите ложечкой кусочек льда. Что такое лед?

Дети: Лед - твердая вода.

Воспитатель: Положите снег в один стакан с водой, а лед - в другой в стакан с водой. Что происходит?

(Дети проводят опыты - опускают снег и лед в воду).

Дети: Они тают.

Воспитатель: Правильно, они постепенно уменьшаются, превращаясь в воду. Обратите внимание на время, за которое тают снег и лед.

Дети: Снег тает быстрее, а лед - медленнее.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что легче - лед или вода?

Дети: Лед легче воды.

Воспитатель: Верно. А как вы догадались?

Дети: Когда мы отпустили лед в воду, он не тонул.

Воспитатель: Молодцы. Что вы видите у меня на столе?

Дети: На столе стоит термос.

Воспитатель: В термосе горячая вода. Сейчас я открою крышку, а вы внимательно следите (Воспитатель открывает крышку термоса). Что вы заметили?

Дети: Из термоса выходит пар.

Воспитатель: Это можно проверить, поместив зеркало над паром (Воспитатель держит зеркало над паром, показывает детям капельки пара на зеркале).

Что вы видите на зеркале?

Дети: На зеркальце видны капельки воды.

Воспитатель: Это пар. Какой вывод можно сделать из всех проделанных опытов?

Дети: Снег, лед, пар - это вода.

Воспитатель: Снег и лед - твердое состояние воды, пар - газообразное состояние воды. Вода в стакане - жидкое состояние воды. Вот и закончились наши опыты. Капитошке они очень понравились. Предлагаю снять халаты и подойти к доске.

III. Заключительная часть:

Воспитатель: Все вы сегодня правильно отвечали. А теперь Капитошка приглашает вас ещё раз подойти к схемам и вспомнить, что нового о воде вы узнали сегодня? Какие свойства воды мы повторили? В какие игры играли?

Дети: Мы сегодня много говорили о воде. Мы узнали, что пар, снег, лед- это тоже вода. Повторили, что вода бывает прозрачная, она без вкуса, без запаха, в воде одни предметы растворяются, а другие - нет, вода выталкивает легкие предметы, а тяжелые предметы в воде тонут. (Дети повторяют по схеме). Мы были лаборантами, проводили опыты. Играли в игры: «Сугроб», «Подскажи словечко».

Воспитатель: Спасибо всем за работу. Нам с Капитошкой очень понравилось с вами работать. Оставим капельку в группе до весны? (Дети соглашаются, прощаются с гостями).

  • Продолжать знакомить детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель.
  • Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Уточнить представления детей о том, что вода важна для всех живых существ;
  • Развивать навыки проведения лабораторных опытов;
  • Активизировать и обобщать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
  • Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту
  • Учить правильно, вырезать силуэт, передавая плавные изгибы формы, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза)
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность.

Предварительная работа:

  1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды»
  2. Рассматривание глобуса, карты мира
  3. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование и материал: Иллюстрации на тему «Вода» , плакаты. Капельки воды, изготовленные из бумаги, аудиозапись, колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой, фломастеры, клей, цветная бумага, кисточки, салфетки, подставки, заготовка панно «Речка» .

Ход занятия:

В: Ребята, для того чтобы узнать о чем сегодня пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы, скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды-
Жить нельзя нам без… (воды)

Итак, поговорим мы о воде. Мы вспомним, что знаем. Узнаем новое, будем рассуждать, играть.

I Игровой практикум: «Мама тучка»

В: Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки. Делайте всё, что я скажу.

Капельки, вам пора отправиться в путь (звучит аудиозапись со звуками дождя) . Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают) . Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки) .

Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку) .

Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу) .

Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках) .

В: Где встречается капелька воды?

Д: В капельке дождя, ручейке, реке, океане…

В: А кто это к нам пришел? Ты кто?

Девочка: Я капелька

В: Как зовут тебя?

Дев: Меня зовут Капитошка.

В: А зачем ты к нам пришла?

Дев: Я пришла в гости к своим сестричкам-капелькам, которые живут у вас в группе.

В: У нас в группе? Ребята, а вы знаете, где живут сестрички-капельки? Тогда давайте покажем Капитошке, что они делают эти сестрички у нас в группе и какую пользу приносят.

II Дети идут по группе и делают остановки.

I-уголок природы - возле растений.

Д: цветы надо поливать, они живые. Без воды засохнут, завянут – им нужна вода.

В: Правильно ребята. (приклеивают капельку)

II-аквариум - приклеивают капельку.

III-мойка в подсобном помещении

Д: Помощнику воспитателя надо вода и много, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убираться в группе. (приклеивают капельку)

IV –игровой уголок.

В: А здесь где вода нужна? Зачем?

Д: Чтобы мыть игрушки грязные, стирать кукольную одежду. (приклеивают капельку)

V-туалетная комната

Д: Здесь, чтобы мы могли мыть руки, лицо, выполнять гигиенические требования (приклеивают капельку)

VI – У стола, где стоит кувшин с водой. (приклеивают капельку)

В: Ну вот Капитошка, сколько в нашей группе живёт сестричек-капелек, которые приносят нам большую пользу. Вода из большой речке течет по специальным трубам и попадает к нам в детский садик и в ваши дома – эти трубы называются водопроводными. Как называются эти трубы?

Повтори… Повтори…

Для того чтобы мы с вами могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, нужно беречь воду – не тратить её зря. Если вы помыли руки или лицо, не забывайте закрывать кран.

Что же такое вода, какими свойствами она обладает – все это выяснить, мы попробуем в нашей лаборатории

III Основная. Исследование «Волшебная вода»

В: Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

Д: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

В: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Д: Слушать воспитателя

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Молодцы! Все правила вы помните. Ну, что приступим (дети проходят к рабочим местам. На столах колбы, вода, молоко, сахар, мелкие игрушки, стакан с питьевой водой)

Исследования

В: Перед вами две ёмкости с водой. Как вы думаете, вода в них одинаковая?

Д:Нет. Одна чистая, другая – грязная.

В: А как вы думаете очистить грязну воду можно? Посмотрите – я для этого возьму воронку, вложу в неё листок специальной бумаги и начну пропускать грязную воду через эту воронку. Что у нас получается?

Д: Вода становится чистой.

В: А что стало с нашей бумагой?

Д: Гряная стала

В: Ребята, как вы думаете, в какой воде смогут жить рыбки?

Д: В чистой

В: Да, только в чистой воде могут жить рыбки и лягушки.

Этот опыт провела я. А сейчас вы будете проводить свои опыты.

1 стол – прозрачность воды. Опустить в стакан с молоком мелкую игрушку видна она или нет. Затем в стакан с водой.

Вывод – Вода прозрачна.

2 стол - есть ли вкус у воды? Пахнет ли вода?

Вывод – не имеет запаха и без вкуса.

3 стол - опустить кусочек сахара в воду. Растаял, растворился.

В: Где в жизни мы можем наблюдать это?

Д: За завтраком, когда кладем сахар в чай.

В: Каким становится он?

Д: Сладкий

В: Итог эксперимента – вода – одно из самых удивительных веществ. Она обладает многими свойствами:

  • прозрачность
  • нет запаха
  • без вкуса
  • растворитель.

Молодцы! Хорошо по работали. А сейчас не много отдохнём.

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА.

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик капнул на ладошку - правой рукой касаемся левой
На цветы – круговые движения правой рукой
И на дорожку – обе руки перед собой
Льётся, льется –ой-ой-ой! – покачивание головы
Побежали мы домой – бег на месте.

IV Творческая работа

В: Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка с чистой водой, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть картон, трафареты и карандаши.

Обведите рыбок, дорисуйте детали и опустите из в речку (приклеить) .

Старайтесь всё выполнить аккуратно, тогда и рыбки получатся красивыми.

Самостоятельная работа детей. Играет тихая спокойная музыка (звуки воды)

В: Молодцы дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые дети с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу добра. Р:

Вы, слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в речке, в океане,
И в водопроводном кране.

На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода-
Наша спутница всегда!

Капитошка:

Без меня вам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без меня вам не прожить!

Вы меня в пруду найдёте,
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда,
Наша спутница – вода!

В: Молодцы ребята! Видишь Капитошка дети показали хорошие знания о твоих сестричках-капельках.

Капитошка: Спасибо, ребята! На память о себе я дарю вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении (вешает каждому капельку) .

На этом наше занятие закончено.