Конспект путешествие в прошлое подготовительная группа. Путешествие в прошлое телефона, конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Тополёк", р.п. Куйтун Иркутская область

Тарасевич Т.С. Конспект открытого занятия "Путешествие в прошлое" // Совушка. 2016. №2..2016.n2-a/VP16030031.html (дата обращения: 28.12.2019).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цель: развитие познавательной деятельности.
Задачи:

  1. Закреплять цифры от 1 до 7;
  2. Продолжать развивать умение работать по инструкции и классифицировать предметы по признакам "Съедобное не съедобное";
  3. Формировать правила поведения в природе.

Материал: мультимедиа, видео запись от дикаря, карта путешествия, волшебные трубки, карандаши, карточки для записи, цифры, геометрические фигуры на одноразовых бумажных тарелках, строительный материал, фонарь, чёрная ткань, кости с полосками, цифры до 7, разрезные картинки с животными, котелок ложки, перловка, мерные стаканчики.

Содержание организованной деятельности по ФЭМП

Воспитатель: Ребята сегодня мне на электронную почту пришло сообщение SOS Кто - то просит помощи у нас. Посмотрим послание.
Дикарь: SOS помогите, спасите мы совсем пропадаем! Мы не умеем считать, не знаем цифр, не умеем играть, мы погибаем от холода и голода, от тоски.
Воспитатель: Поможем дикарям?
Дети: Да.
Воспитатель: А что бы попасть к дикарям мы должны расшифровать карту нашего передвижения.
Для расшифровки нам потребуется волшебные трубочки, посмотрите в них, и зарисуйте на карте элемент, какой увидите.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Что бы попасть к дикарям мы должны, как говорит карта пройти по волшебным кочкам. Выберете и постройте по порядку кочки с цифрами. Дети выполняют задание.
Теперь мы можем перейти на остров к дикарям. Дети переходят.
Воспитатель: Как холодно ребята мы тут замёрзнем. Что же делать. Ответы детей. Воспитатель предлагает развести костёр. Давайте вспомним правила поведения в природе. Кто разводит костёр?
Дети: Взрослый.
Воспитатель:
А я разведу костёр волшебный, но сначала вам нужно набрать веток для костра каждому по 5 веточек. И принести к костру.
Дети ищут по группе и находят ветки, отсчитывают по 5, приносят к костру.
Воспитатель раскладывает ветки и просит детей закрыть глаза. Незаметно в ветках включает фонарь с радужным светом.
Пальчиковая гимнастика
Раз ладошка два ладошка греемся, греемся
Два прихлопа, три притопа греемся, греемся.
Бег на месте, бег на месте весело, весело.
Ну-ка дружно потянулись и друг другу улыбнулись.
Дикарь:
Спасибо ребята от вашего волшебного огня я согрелся, и моё племя тоже согрелось. А теперь помогите нам разобраться с нашей пищей. А то едим всё подряд и погибаем.
Д\и на мультимедиа "Съедобное не съедобное"
Дети выполняют задание и выделяют лишние предметы.
Дикарь:
Ура теперь мы будем сытые, и не будем умирать. Вот вам косточки держите с ними вы поиграйте
Воспитатель ловит косточки и обращает внимание на метки на косточках, предлагает их посчитать и найти цифру показать дикарю и назвать цифру.
Воспитатель дикарю "Понравилась игра?"
Дикарь: Да.
Дикарь А, может вы нас ещё какой игре научите. Мы ничего не умеем, игрушек у нас нет одни кости.
Воспитатель: Ребята подумайте, в какую игру мы можем научить играть дикаря.
Дети предлагают.
Речевая игра
На полянку на лужок покатился колобок
волк увидел колобка, отнесу его сынкам.
Пусть потешатся зверушки
нет у них такой игрушки.
Хвать волчище колобка
за игольчаты бока.
Укололи иглы волка
будет помнить долго, долго.
Не видать лица не ножек
колобок то это ёжик.
Повторяем с дикарём.
Воспитатель:
Дикарь ушёл учить игре своё племя, а я вам предлагаю приготовить кашу для племени дикаря. Какие каши вы знаете: пшённая, манная, рисовая, перловая….
Воспитатель:
Я предлагаю сварить из перловки. Работаем по схеме 3:1.
Дети работают и высыпают перловку в котелок, из миски отсчитывая по 3 ложки перловки, и вливают по стакану воды. Оставляют вариться, на волшебном огне и прощаются с дикарём.
Воспитатель:
Ребята закройте глаза, мы с вами возвращаемся в детский сад.
Чему мы научили дикарей.
Дети: цифрам, правильному питанию, играм…

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад №9 г. Ардон"

Открытое занятие

в подготовительной группе "Путешествие в прошлое книги"

Воспитатель: Григорьева В.М

Программное содержание :

Познакомить детей с историей происхождения и изготовления книги.

Дать детям знания о том, как преобразовывалась книга под влиянием

творчества человека, сохраняя при этом существенные характеристики.

Возбудить интерес к творческой деятельности человека.

Воспитывать бережное отношение к книге.

Цели: Дать знания об основных моментах истории создания книг, дать конкретные исторические факты по истории книги в разные времена , в разных государствах познакомить с первыми письменными материалами: глиной, тканью, берестой, бумагой. Затронуть историю книгопечатанья, рукописные печатные книги.

Оборудование: Мультимедиа, иллюстрации этапов изготовления книги, изображение печатного станка, деревянные палочки, песок, глина, вода, виды бумаги, мультимедиа, ноутбук, презентация.

Ход занятия

Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть. Меня зовут Флэшка, смотрите, я могу хранить много, много, полезной информации, а комната, в которую вы попали, называется центром хранения информации, здесь хранится информация обо всем. И сегодня, я вас приглашаю в "Путешествие прошлое книг". Вы любите книжки читать?

Дети -да

Воспитатель : Какие с мамой, вы читаете книжки?

Ответы детей...

Воспитатель : Вот видите, как много вы читаете книжек, тогда вам понравится мое путешествие, ведь вы увидите, как ваши чудесные книжки появились. Отправимся в прошлое? А как нам туда попасть?

Дети : По волшебству, на машине времени.

Воспитатель : Правильно, мы отправимся с вами на машине времени. Я вам открою секрет, она перед вами! Включите пожалуйста нам машину времени, мы хотим попасть в прошлое. Заходите осторожно, ведь здесь идут потоки информации, старайтесь на них не наступать. Прошлое книг началось со страны, которая называлась Египет, там открыли первую книгу, туда мы и переместимся. Передаем друг другу палочку - перемещалочку.

Молодцы ребята, мы с вами попали в древний Египет (слайд 2) посмотрите, Египет, это очень красивая страна, там много пустынь, (слайд 3) моря (слайд 4) с красивыми рыбками (слайд 5), даже - горы ребята (слайд 6) и реки (слайд 7). Этой страной правили короли фараоны, (слайд 8) а помогали им жрецы. (слайд 9) Жрецы были умными, образованными людьми. Они умели читать, писать.

Давайте мы с вами выйдем из машины времени и сядем за столики. У вас на столах лежат какие-то природные материалы, которые жрецы использовали для написания книг. На чем-то же им надо было писать- правда ребята? Давайте посмотрим, что перед вами лежит?

Дети : Песок, глина, вода.

Воспитатель : Молодцы ребята, угадали все материалы, давайте попробуем на них написать. Возьмите деревянные палочки, которые у вас лежат, и острой сторонкой вниз пожалуйста, попишите сначала на песке. Что-нибудь нарисуйте, напишите. И посмотрите, что будет?

Воспитатель : Скажите, ваше изображение видно?

Дети : видно

Воспитатель : Здорово, а теперь положите ваши деревянные палочки и представим, что мы свою надпись понесли кому-нибудь почитать, мы несли и трясли по дороге. Потрясите тарелочками. Что стало с вашей надписью?

Дети : Ее нет, она исчезла.

Воспитатель : посмотрите, вашей надписи нет, она исчезла, а почему такое произошло? Почему она исчезла?

Дети : Она рассыпалась.

Воспитатель : Какие вы молодцы, потому, что песок сыпучий. Теперь давайте попробуем пописать что-нибудь на воде, песок не подошел нам для хранения информации. Опускайте свою палочку в воду и нарисуйте там что-нибудь.

Воспитатель : что получается ребята?

Дети : ничего.

Воспитатель : А ка же так, почему?

Дети: Потому, что вода прозрачная, жидкая, и не видимая.

Воспитатель : Правильно дети, потому, что вода жидкая, у нее нет формы, поэтому, то что вы рисуете, не видно.

Давайте, ваш подносик, отодвинем в сторонку и возьмем досточки с глиной, и попробуйте нарисовать там что-нибудь. У всех получилось? Молодцы! А теперь поставте там 5 точек, придавливайте свои палочки к глине.

Воспитатель : Молодцы ребята. У всех получилось?

Воспитатель : Теперь положите палочки и проверим, можем ли мы эту информацию сохранить? Возьмите досточки для лепки и потрясите. Что стало с информацией? Она осталась?

Дети : осталась.

Воспитатель : Теперь подуйте на нее.

Воспитатель : Что стало с информацией, она осталась?

Дети: Она осталась.

Воспитатель : Значит глина подходит для того, чтобы записывать что -то. К этому же выводу, пришли и древние жрецы. Давайте посмотрим, как они это делали.

Для записи, они использовали почти такие же глиняные дощечки, (слайд 11) на которых они писали, с использованием деревянных палочек, (слайд 12) которые назывались "клинки". Палочкой надавливали, (слайд 13), как вы сейчас на глину, и получалось изображение. А позже, эти пластины обжигали, (слайд 14), складывали друг на друга и получались, такие вот книжные страницы из глины. Вот какой секрет был в древнем Египте. Ну что же, вытирайте руки влажной салфеточкой, нам нужно отправляться дальше, нас ждет другая страна, другое время.

(дети возвращаются в машину времени)

Воспитатель : Следующая страна куда мы отправимся будет Китай. Ведь Китай родина многих открытий. Давайте мы выйдем из машины времени.

Дети, посмотрите, это страна Китай (слайд 16), это великая Китайская стена, (слайд 17), а это- дворец императора (слайд 18), это-храм Неба (слайд 19). В Китае все время выращивали чай, рис (слайд 20-21). А это, Китайский Новый Год, (слайд 22-23), он считается самым главным праздником в Китае.

Давайте выйдем из машины времени.

Ребята, сейчас я вам что-то расскажу. Вы знаете, что Китайцы очень много времени уделяли своему здоровью, и следили за своим телом. Поэтому, я предлагаю вам сначала сделать Китайскую гимнастику. Хорошо?

Китайская гимнастика (включить музыку)

Воспитатель : Повернитесь все ко мне лицом, ручки опустили вниз, ножки поставили прямо.

Сначала мы поприветствуем солнце. Спокойно поднимаем ручки вверх и потихоньку опускаем, еще раз.

Еще в Китае очень любят зонтики. Давайте ручки поставим вот так, и превратимся в зонтики (повороты в право, влево). Молодцы, какие красивые зонтики.

Теперь станем деревьями -стройными, стройными, ручки соедениняем над головой и ставим стопу на колено. Держим равновесие, опустили. Теперь другую ножку, еще раз ручки медленно поднимаем в вверх соеденили, подняли ножку и поставили стопу на колено.

Молодцы ребята. Опустили ногу.

Еще в Китае очень любят чай, превращаемся в чайнички, и нальем чай в чашечку (правая рука на поясе, левая в сторону, наклон в лево- наливаем чай). Молодцы, еще наливаем.

Теперь в другую чашечку нальем чай. (наклон в право).

Ребята, у нас чай горячий, его надо остудить, давайте подуем на чай и остудим его. (соединяют вместе ладони и дуют).

Молодцы. Теперь немного отдохнем, наклонимся вниз, медленно поднимаемся и поднимаем руки в вверх, опускаемся - делаем –Ха. Еще раз.

Теперь изобразим птицу (подняли ногу, правая рука вверх, левая назад), это наш хвостик.

Вы очень красивые птицы.

Теперь предлагаю вам сесть сюда. (включить фоновую китайскую музыку). История древней книги в Китае, была очень интересной. Сначала Китайцы писали на шелке, (слайд 24), это такая нежная материя, ее нарезали на маленькие кусочки, потом эти странички сшивали и получались такие вот шелковые книги. (слайд 25).

Я предлагаю вам тоже стать создателями шелковых книг. И попробовать написать на своих кусочках, книжной шелковой странице. Только то, что мы будем писать, давайте я вам покажу. Дело в том, что в Китае, при написании, использовали специальные символы, которые называются иероглифы. Ну ка, повторите за мной.

Дети : иероглифы.

Воспитатель : Вот на этой стене у нас нарисованы иероглифы. Вот этот иероглиф означает - горы, это -река, а вот этот- рисовое поле, этот иероглиф означает -солнце, вот этот -человек, а пониже -трава. Я предлагаю вам выбрать понравившейся вам иероглиф и написать на своих книжных, шелковых страницах. Возьмите кисточки.

Дети рисуют

Воспитатель : Ой, как красиво у вас получилось, какие вы молодцы ребята, положите свои кисточки на подставку, возьмите влажную салфетку, и вытрите свои ручки.

Ребята, я открою вам секрет, Китайцы очень изобретательный народ, и следующим, что они изобрели, это была бумага, но о ней мы поговорим в другой стране и в другом времени. Договорились?

Воспитатель : Пойдемте в нашу машину времени.

Воспитатель : Ой какие молодцы, (включить фоновую музыку древней Руси) мы с вами переместились ребята, посмотрите на экран -в Древнюю Русь. (слайд 27). Русь всегда славилась красивыми деревянными городами (слайд 28-29), сильными богатырями (слайд 30), своим ремеслом, рукоделием (слайд 31-32), и конечно, веселыми праздниками (слайд 33). Остановиться на слайде 33

Ребята, а вы знаете, что сначала на Руси писали на бересте.

Что это такое? Кто-нибудь знает из вас, что такое береста, на что она похожа? (слайд 34-35)

Дети : на кору.

Воспитатель : а из чего делают бересту? (слайд 36-37)

Дети : из коры березы.

Воспитатель : Правильно ребята, береста, это кора березы.

А писали на ней, с помощью специальной острой палочкой, выцарапывали на ней буквы. (слайд 38) Потом появилась бумага, и на ней стали писать летописцы, (слайд 39), их труд был очень тяжелым (слайд 40), поэтому, они так обрадовались, когда появилась настоящая печатная книга.

Как же это произошло? (слайд 41) - посмотрите, оказывается, буквы вырезали из дерева, потом на них наносили краску, и прижимали к листам бумаги. (слайд 42). Вот такая была первая печать. (слайд 43-44). Теперь я вам предлагаю стать книгопечатниками, и тоже, сделать такую же печатную книгу. Хотите?

Давайте выйдем из машины времени. И пройдем к столу.

Воспитатель : Вот у меня в руках лист бумажный, на котором я вам в низу сделала текст, а вы сейчас, с помощью печатных оттисков, которые как деревянные, сделаете картинку мне. Картинка должна быть по смыслу, поэтому я вам прочитаю, что тут написано. Слушаете?

Вот на ветке лист кленовый

нынче он совсем как новый

весь румяный золотой

ты куда листок постой

Воспитатель : Дети, о чем стихотворение?

Дети : о листе

Воспитатель : лист какого цвета?

Дети: золотого.

Воспитатель : Правильно, золотого. Смотрите, нам нужно с вами создать изображение про листик. Для этого, мы сейчас возьмем листики, которые перед вами лежат, это будут наши такие печати, и разукрасим их в разные цвета. Листики сразу могут быть желтыми, красными, зелеными.

Дети разукрашивают листики.

Воспитатель : То, что вы раскрасили, кладите на листок бумаги. У всех получается? Теперь мы накроем эти листочки другой бумагой, ручками пожалуйста погладьте листочки. Молодцы, теперь убираем ручки, открываем. Возьмите листики и положите их, в корзинку. Посмотрите ребята, какую мы с вами книжную страницу создали с разноцветными листиками. Теперь возьмите салфетки и вытрите свои ручки.

Теперь давайте вернемся в волшебный круг. Передавайте ключик друг другу. (включить фоновую современную музыку). Мы с вами перенеслись в современный мир, посмотрите (слайд 46). Дети, что за город вы видите? (слайды 47-48-49 последний слайд не выключать).

Дети : Москва.

Воспитатель : Правильно, это столица Москва.

Ребята, я хочу вам задать очень важный вопрос. Мы узнали, что раньше, были печатные книги, а как же сейчас, в наше время сохраняют информацию?

Дети : на флэшке, на компьютере, на дисках.

Воспитатель : Правильно дети, ведь это и есть технические средства. Вот видите, как много вы знаете. Молодцы. А сейчас, я предлагаю вам отослать видеописьмо, так тоже можно передавать информацию.

(Включить видеописьмо)

Гость : Здравствуйте ребята, меня зовут Мария я живу в городе Владикавказ, в данный момент, я нахожусь у себя на работе, а вы сейчас где?

Воспитатель : Ребята, где вы сейчас находитесь?

Дети : в детском саду

Воспитатель : правильно детки, в детском саду.

Гость : Расскажите, что у вас было интересного сегодня в детском саду?

Дети : сегодня мы перемещались на машине времени.

Гость : Где вы были ребята?

Дети : в Египте.

Воспитатель : на чем рисовали, какие страницы были в Египте?

Дети : глиняные

Воспитатель : Правильно, еще в какой стране мы были?

Дети: В Китае

Воспитател ь: Правильно ребята. Какие книги были в Китае?

Дети : Шелковые, из тканей.

Воспитатель : Молодцы, а еще где были?

Дети : Еще мы были на Руси.

Воспитатель : Правильно, там уже были книги печатные. Вот какое интересное путешествие мы сегодня совершили.

Гость : Дети, у вас очень интересно, и все ваши книги тоже интересные. Но извините, мне пора дальше работать. Учитесь хорошо и слушайте свою воспитательницу. До скорой встречи и пока.

Воспитатель : Молодцы, какие вы молодцы ребята. Давайте покинем нашу машину времени, выходите.

Мне с вами было очень интересно. Вы веселые, умные ребята, спасибо вам большое и до новых встреч!



Организация: МБДОУ «Детский cад «Светлячок»

Населенный пункт: Заинский район, город Заинск, Республика Татарстан

Конспект тематического занятия

с детьми подготовительной к школе группе по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги»

Автор-составитель: Кубышкина Марина Викторовна, воспитатель, первая квалификационная категория муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» общеразвивающего вида» Заинского муниципального района РТ.

Цель. Познакомить детей с историей создания книги, используя компьютерные технологии, показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека; познакомить и вызвать интерес к творческой деятельности людей, создающих книги; воспитывать бережное отношение к книгам, любовь к книгам и чтению. Учить детей слаженно работать в парах для достижения общей цели.

обучающие:

· продолжать обогащать представления детей о мире предметов;

· познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;

развивающие:

· расширять и уточнять представления о людях разных профессий;

· развивать умение поддерживать беседу;

  • развивать интерес к разгадыванию загадок.

воспитательные:

· воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;

· развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.

Оборудование:

  • глиняные дощечки
  • береста
  • гуашь
  • кисти для рисования
  • деревянные палочки.
  • печати с буквами.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята, меня зовут Марина Викторовна.

Я вам принесла волшебную коробочку, что в ней лежит, узнаете, если отгадаете загадку:

«Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита

Не человек, а рассказывает»

А вы любите, когда вам читают сказки? (Ответы).

K акие сказки вы знаете? (Ответы)

Хотите узнать, откуда к нам пришла книга? Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в «Прошлое книги». На каком транспорте можно отправиться путешествовать? (ответы)

А я вас приглашаю совершить путешествие на «Машине времени».

СЛАЙД с изображением Египта.

Какая удивительная страна. Мы с вами попали в Древний Египет. В Египте создали первую книгу. Посмотрите.

СЛАЙД с изображением глиняных дощечек.

Для записи использовали глиняные дощечки, на которых писали деревянными палочками, а потом складывали друг на друга дощечки и получались книжные страницы из глины.

Давайте и мы с вами попробуем сделать глиняную книгу. Садитесь. Перед вами глина. Возьмите палочки напишите букву «А». Получается?

Дети, мы с вами написали по одной букве, и получилось такая стопка, это очень

неудобно, книга получилась большая и тяжёлая. Но по-другому человек не научился писать книги.

- Пока летим, посмотрим на звёзды, ловите звёздочки глазами.

СЛАЙД с изображением звёздочек (гимнастика для глаз)

СЛАЙД с изображением Древней Руси.

Мы с вами оказались в ДРЕВНЕЙ РУСИ и я хочу вам рассказать, как писали на Руси. Посмотрите, какие красивые русские берёзки.

СЛАЙД с изображением бересты.

Дети, посмотрите, что у меня в руках? (ответы детей)

Это береста – кора берёзы. В древней Руси писали на бересте. Посмотрите. Первые книги были берестяные. Повторите. Давайте и мы попробуем написать на бересте.

Получается? (ответы).

На бересте, тоже неудобно было писать.

Физ. минутка под музыку

Прошло много лет, человек научился делать бумагу, с тех пор книги, стали печатать на бумаге. А как это произошло? Смотрите.

СЛАЙД с изображением деревянного трафарета.

Буквы вырезали из дерева. На них наносили краску, а потом прижимали к листам бумаги. Вот так появилась первая печать. Люди, которые этим занимались, назывались книгопечатниками. Предлагаю вам стать книгопечатниками. Подойдите к столу. Смотрите и повторяйте за мной. Возьмите букву нанесите краску и поставьте печать на бумагу. Посмотрите, какую мы свами печатную книгу создали. Но нам пора возвращаться. Вставайте в машину времени. А чтобы нам не скучно было лететь, произносите за мной слова, хорошо работая губами и язычком.

Пальчиковая гимнастика.

Трик-трак, трик-трак

Под мостом жил старый рак

Рыжий хвост пошёл на мост

Рак схватил его за хвост

Мяу – мяу, помогите

С хвоста рака отцепите

Все бегут, и ты беги

Коту Ваське помоги.

Вот мы и прилетели, выходите ребята.

СЛАЙД с изображением детского сада.

  • Куда мы попали? (фото детского сада). Как называется город? (ответы). Вот мы и дома. Ребята, вам сегодня было интересно? Расскажите, что нового, интересного вы узнали? Из чего делали книги? (ответы детей). Вот такой длинный путь прошла книга, чтобы попасть к нам в руки. Книга – источник знаний. Она нас учит добру, мудрости. Будете дружить с книгой - многое узнаете. Ребята, книга на татарском языке будет называться «Китап», повторите. Я хочу подарить вам книгу, читайте её в свободное время. До свидания!

С писок используемой литературы:

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика - Синтез, 2011.


Программное содержание (интеграция образовательных областей):

Познавательное развитие : познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа (избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, игрушки и т. д.); закрепить знания о кухонных принадлежностях (кочерга, ухват, чугунок, самовар); воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей. Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к народной культуре и традициям русского народа.

Речевое развитие : обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами; развивать стремление знать и использовать в жизни устное народное творчество.

Художественно – эстетическое развитие : формировать интерес к русскому прикладному искусству; развивать певческие навыки и русские традиционные танцевальные движения.

Предварительная работа:

Оборудование:

Ход:

В зал под музыку входят дети.

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать? (ответы детей)

Воспитатель: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое нашей страны. Давным-давно в далекие времена жили-были добрые молодцы - могучие богатыри русские и девицы-красавицы. А у них были добрые матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема строить. Умели рукодельничать: ткать, прясть, вышивать.

В гости принято ходить красиво одетыми, нарядными, вот и мы принарядились: на девочках - русские сарафаны, на мальчиках - рубашки. Именно такая была одежда на Руси. Что бы вы хотели узнать побывав в прошлом? (ответы детей)

Воспитатель: Ну что ж, давайте перенесемся в прошлое. Поможет нам в этом волшебное колесо истории. Крепко держитесь за колесо, повторяйте за мной волшебные слова.

Можно пальчиком потрогать

Самый краешек мечты,

К ней найти свою дорогу,

Непременно сможешь ты.

К ярким звездам наши детки

В разноцветных снах летают,

Чтоб узнать, как жили предки,

В прошлое попасть мечтают.

Звучит музыка.

На экране появляется слайд с изображением деревни и церкви .

Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами оказались в русской деревне.

Русь деревянная - края дорогие

Здесь издавна русские люди живут

Они прославляют жилища родные

Раздольные песни поют

Воспитатель: подумайте, почему Русь называли деревянной? (ответы детей)

( Звучит музыка, появляются девочки – хозяюшки)

Воспитатель: Посмотрите, в избе хозяюшки нас встречают.

Хозяюшки (вместе): Здравствуйте, гости дорогие.

Дети отвечают на приветствие известными им пословицами.

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Много гостей - много и новостей!

Что есть в печи - на стол мечи!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в избе самое главное? Попробуйте отгадать мою загадку: "Ах, какая старая бабушка! Вся белая – белая. На улице лето – на нее и внимания не обращают. А зима придет – так и липнут к ней" (печь). Правильно! И в нашей с вами избе есть печка, вот она, теплая! Что вы знаете про русскую печку? (ответы детей).

Первая девочка-хозяйка: а в нашей печи уже и каравай поспел, пышный да румяный.

Вторая девочка – хозяйка:

Дорогих гостей встречаем,

Круглым, пышным караваем

Каравай мы вам подносим,

Вместе: Поклонясь, отведать просим.

Воспитатель принимает каравай, благодарит с поклоном.

Воспитатель: В старину, ребята, долгими зимними вечерами собирались люди вот в такой большой избе: пели, рассказывали сказки, загадывали загадки.

Хозяюшка: А ещё людиработали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти. Говорили шутки - прибаутки, водили хороводы. Такие вечера назывались у нас посиделками.

Хозяюшки: Приглашаем девиц-красавиц в хоровод.

Хоровод «Калинушка»

Воспитатель приглашает детей сесть на скамейки.

Воспитатель: Трудолюбивые люди были на Руси. Об этом и пословицы говорят. Давайте их вспомним. (дети вспоминают пословицы о труде)

Воспитатель: Смотрите, вот и наши хозяюшки за дело принялись.

Девочка сидит за прялкой, хозяюшки напевают:

Позолоченная прялица

Я пряду, а нитка тянется

Я пряду, а нитка тянется

Мне моя работа нравится

Хозяюшка: Догадайтесь, что я делаю?

Дети: Нитку прядете

Хозяюшка: Правильно, я нитку пряду. А на чем пряду?

Воспитатель обращает внимание на прялку.

Воспитатель: Да ребята, это прялка. Ее так называли, потому что на ней прядут. А работает она так. Хозяюшка, покажи нам. Пальчиками вытягивает шерсть, крутит нитку, начинают прясть, а нитки наматываются вот сюда. Это веретено. Чем больше наматывается ниток, тем толще становится веретено. Посмотрите, что веретено делает? (Хозяюшка крутит веретено) (крутится, вертится).

Хозяюшки вместе: По избе пляшу, нитку кружу, чем больше верчусь - тем больше толстею.

Воспитатель : Вот за это его и назвали веретеном. Слово «веретено», ребята, происходит от слова «вертеться». Ну ка, повертитесь, как веретено.

(Дети кружатся вокруг себя)

Воспитатель: Для чего нужна прялка? (ответы детей)

Первая хозяюшка: . Это нелегкий труд, тут сноровка нужна да терпение. Нужно шерсть держать, нитку вытягивать и скручивать и на веретено наматывать. Для этого у меня есть помощница - прялка.

Вторая хозяюшка: Посмотрите, сколько я ниток напряла! (показывает корзину с разными клубками. Нечаянно роняет корзину - клубки раскатываются) Ой мои клубки все раскатились, нитки перепутались. Помогите их в клубочки смотать. (Дети сматывают клубки)

Динамическая пауза «Смотай клубочек»

Воспитатель: Хозяюшка, а для чего тебе эти нитки нужны?

Хозяюшка: Чтобы вязать.

Воспитатель: А что можно связать из этих ниток? (ответы детей)

Воспитатель предлагает детям осмотреть «избу» и найти старинные предметы, которые в современном мире уже увидишь.

Дети поочерёдно приносят предметы и предлагают хозяюшке отгадать загадки. (Лапти, ухват, кочерга, веник, печка, колыбель)

Звучат загадки.

Из липы свито дырявое корыто,
По дороге идет, клетки кладет. (лапти)

К лесу иду пустым-пусто, из лесу иду густым-густо.

Сорок братцев вместе живут, мусор метут

Железный бес, на стол залез - четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо .

Воспитатель предлагает детям рассмотреть самовар .

Воспитатель: Самовар железный, блестящий, красивый. У самовара есть крышка, дно, стенки, две ручки, кран, четыре ножки, в нем кипятят воду и потом пьют чай.

Сколько не мучайся, не три его, а белей не сделаешь. (чугунок)

Воспитатель: Чугунок черный, потому что он постоянно стоит на огне в печке и от копоти весь почернел. Сделан он из прочного металла – чугуна, поэтому он так и называется. Он очень прочный, в печке не сгорит.

Кто в избе рогат? (ухват)

Воспитатель : Ухват нужен был для того, чтобы вытаскивать чугунок из горячей печи. За то, что он вот этими железными «рожками» «хватал», «ухватывал» чугунок его и прозвали ухват.

Сама не ем, а всех кормлю? (ложка)

Первая хозяюшка : Ложки деревянные нарядные, красивые расписные. Их расписывали народные умельцы. Мы в деревне ложками не только едим, но еще и играем на них. Тех, кто умеет играть на ложках, называют у нас ложкари.

(Игра на ложках)

Звучит музыка. Входит тетушка Любава, здоровается с детьми, исполняет русскую народную песню.

Хозяюшка и дети: Тетушка Любава, спасибо тебе за красивую песню. А мы тебе хотим подарить частушки.

Исполняют «Веселые частушки»

Тетушка Любава благодарит детей за веселые частушки: Вы мне частушки, а я вам игрушки.

Дарит корзинку с игрушками, прощается и уходит.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие интересные игрушки. Что вы знаете о русской игрушке. (рассказы детей об игрушках)

Воспитатель предлагает детям спеть колыбельную песню.

Воспитатель: Мы для хозяюшек сделаем и подарим куклу-оберег. Если куклу делали из крупы, то её называли «Крупенечкой», если из зерна - «Зернушкой», а мы сделаем нашу куклу из гороха, и будет она называться «Горошинкой». Посмотрите, ребятки, горох раскатился на столе у хозяюшек. Давайте поможем его собрать в чудесный мешочек, где и будут эти семена храниться до самой весны. Это будет не просто мешочек, а кукла- оберег «Горошинка». Она будет приносить в дом достаток, сытость, силу.

Дети вместе с воспитателем делают большую куклу-оберег и дарят ее хозяюшкам .

Воспитатель: А нам пора возвращаться в наше время. Ребята, что познавательного вы узнали сегодня, путешествуя в прошлое? (ответы детей)

Воспитатель : Умный сильный наш народ

Свою землю бережет

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Давайте попрощаемся с хозяюшками, а вернуться назад в наше время нам поможет «Колесо истории».

Дети держатся за колесо, говорят волшебные слова. Звучит музыка.

1 ребенок: Путешествию конец, кто был с нами - молодец.

2 ребенок : Надо бы каждому молодцу с огороду по огурцу.

Программное содержание.

  • познакомить детей с историей посуды, с процессом её преобразования человеком,
  • активизировать познавательную деятельность детей,
  • вызвать интерес к предметам рукотворного мира прошлого.

Материал.

  • ложки из разных материалов,
  • предметы старины,
  • кассета или диск “Ложкари”,
  • диск со слайдами,
  • иллюстрации,
  • угощения.

Предварительная работа

Посещение горенки.

Ход занятия

Дети с воспитателем заходит в музыкальный зал, наряженный под русскую избу. Здороваются, хотя там никого нет.

Воспитатель (В): А сюда ли мы пришли? У нашей бабы Матрены в горнице что было? (печка, а на печке висели лапти и т.д.)

В: Но лаптей здесь нет, вот это чудо!(дети отыскивают)

Ухват у печки стоял и тут он есть. Значит и здешняя хозяйка почему-то не может обойтись без ухвата. Почему? (в печке горячо, в неё нужно ставить посуду, можно обжечься)

В: А какие ещё вещи старины вам показались знакомы, такие же как у бабушки Матрены в горнице. (дети называют)

В: Да где же сама-то хозяйка? (За дверью слышится русская народная песня) Уж не она ли там поет, пойду, посмотрю.

Заходит баба Дуня (переодетый воспитатель)

В: Ой кто это? (ложка)

Ложка (Л):

Спасибо вы меня узнали,
Но скажите-ка, друзья,
Чем горжусь я постоянно,
Для людей я чем важна?
Коль ответ ваш будет верен
Дальше буду говорить,
Как такую вот красавицу
Человек смог сотворить

А что можно делать со мной? (есть суп, кашу, мешать пищу, есть ложки, которые помогают надевать обувь, играть)

А как вы думаете, кто меня сделал? (человек)

А когда сделал? (давно).

Вот этот первобытный человек, который жил в пещере (показ слайда или иллюстрации).

Л: Правильно, когда жили наши предки, меня на земле ещё не было.

А как ели эти люди? Чем? (руками)

Л: А как вы думаете, удобно ли было есть пищу руками? (ответы детей)

Вот у меня в чугунке щи есть ещё с утра сварила, сейчас мы их попробуем – угощайтесь, гости дорогие! (предлагает детям, они отказываются)

Л: Вот так и люди постепенно поняли, что без ложки неудобно и сделали ложку. Но она совершенно не похожа на меня. А почему? А как вы думаете, из чего была сделана первая ложка? (ответы детей) – из камня.

А какой, по вашему мнению, лучше пользоваться (деревянной) А почему?

Давайте сравним.

Детям дается деревянный брусок и продолговатый камень. Дети сравнивают - дерево легче, определяют вес камня и бруска.

Л: А вот пофантазируйте, вы бы, из какого материала сделали ложку... (ответы детей)

Дети, а вас есть Родина? Где ваша родина?

Молодцы, знаете свою Родину. Вот и у меня есть Родина. Это страна Египет. Здесь, когда человек стал жить в хижине, а не в пещере, меня впервые и сделали из дерева. Вот тут я и начала превращаться в красавицу, меня одели а красивую одежду, украсили узорами, ягодами, и мне так захотелось поселиться в таком наряде. А ну, сестренки, бегите к ребяткам, заведем плясовую.

Русский народный танец с ложками на воображение.

Л: А стали бы так веселиться мои каменные подружки? (Нет) А почему?

А где под такую музыку пляшут? (в деревне на праздниках)

Вот мы деревянные ложки и живем больше у бабушек, да у дедушек в деревнях. Вот и бабушки Дуни и Матрены мы тоже поселились.

А где вы живете? (ответы детей)

А вы то, ребятишки, ложками пользуетесь? - вы то городские жители, современные. (дети рассказывают в каких случаях и какими ложками пользуются)

Баба Дуня к Ложке: Это такими ли. Вот внучка мне подарила на 8 Марта (достает набор металлических ложек), а у дочки то в городе, которая живёт, аж серебряные и золотые есть, вот по одной оставила мне на память. Удобно ли ими пользоваться? А какие вам кажутся лучше: деревянные или металлические и почему? (деревянные могут сломаться). Вот и я так думаю. Вон у меня одна уже треснула.

КОНЕЦ (1-й вариант)

Баба Дуня: Ой, извините, ребятки, там ко мне соседка идет, пойду встречу её.

(Уходит, заходит воспитатель)

Воспитатель: Извините, ребятки, я долго отсутствовала, задержалась с медсестрой, а вы то тут чем занимались?

(2-й вариант)

Баба Дуня: Ой, что-то шумит. А так это я самовар поставила и забыла про него. А вот и чаёк вскипел. Милости прошу к моему столу.

(Дети угощаются, подводят итоги)