Конспект трудовой деятельности; план-конспект игровой деятельности; план-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Рекомендуется начинающим воспитателям - Конспект

Наталия Уварова
Конспект организации коллективной трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Тема : Организация коллективного труда по уходу за растениями и мытье игрушек.

Виды труда : Труд в природе . Хозяйственно-бытовой труд .

Цель : Участие детей в организованном труде коллектива сверстников ; формирование положительного отношения к труду и его результатам .

Задачи :

Образовательные :

1. Закреплять и расширять знания детей о трудовых процессах : уход за растениями, мытье игрушек.

2. Формировать привычку к здоровому образу жизни.

3. Совершенствовать трудовые навыки и умения в процессе коллективного труда .

4. Формировать умение планировать свою деятельность , взаимодействовать в коллективе , распределять между собой обязанности.

Развивающие :

1. Развивать умение детей ставить перед собой цель и элементарно планировать процесс работы.

2. Формировать навыки самостоятельности, сотрудничества и инициативности .

3. Развивать у детей наблюдательность и любознательность.

Воспитывающие :

1. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

2. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда , желание прийти на помощь.

3. Воспитывать трудолюбие , ответственность за порученное дело, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников .

4. Воспитывать аккуратность, желание трудиться в коллективе .

Предварительная работа :

Знакомство с правилами совместной работы; беседы о труде : «Маленькое дело – лучше большого безделья» , «Наведем порядок в доме» ; заучивание пословиц и поговорок о труде ; чтение стихотворений (С. Михалков «Все сам» , А. Барто «Девочка чумазая» , Я. Аким «Неумейка» и др.); закрепление представлений о труде через дидактические игры.

Материалы и оборудование : губки, салфетки, фартуки, лейки, тазы, пульверизатор, палочки для рыхления почвы, игрушки, комнатные растения (сансевьера, колеус, фиалка, бальзамин, бегония вечноцветущая, традесканция, игрушка – Буратино.

Методы и приемы : Создание игровой ситуации, беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, практическая работа, опора на знания детей, разъяснение, показ, анализ.

Ход работы:

1 часть – вводная.

1. Постановка цели и задачи.

Создание игровой ситуации.

Воспитатель говорит, что сегодня к нам пришел Буратино, но у него не очень здоровый вид. Спрашивает о самочувствии у Буратино.

Буратино чихает и говорит, что он простудился, а Мальвина хотела его полечить и он убежал.

Воспитатель с детьми объясняют Буратино о том, что больные должны лечиться дома и не разносить инфекцию и микробов. Педагог показывает, как микробы могут разлетаться по группе при чихании больного (опыт с пульверизатором) .

Воспитатель предлагает Буратино пойти домой и лечиться, а ребятам подумать о том, что можно сделать.

Буратино уходит и обещает прийти, когда выздоровеет.

Дети говорят о том, что можно помыть игрушки, протереть пыль; полить и вымыть цветы, чтобы они больше обогащали кислородом воздух.

Педагог предлагает детям вспомнить пословицы и поговорки о труде .

Дети называют пословицы и поговорки о труде .

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

- Трудиться ,- всегда пригодиться.

Красна изба углами, а человек умением.

Любишь кататься,- люби и саночки возить.

- Труд кормит , а лень портит.

Дорого не то, что из красна золота, а то, что от мастера доброго.

Хорошая вещь два века живет.

Хочешь есть калачи,- не сиди на печи.

И другие.

2. Распределение работы.

Педагог предлагает работать по звеньям, распределяет детей по звеньям, дает задание каждому звену. Воспитатель предлагает распределить работу внутри звена самостоятельно (кто за каким растением будет ухаживать, поливать; кто какие игрушки мыть, вытирать и т. д.). Можно предложить ребятам по считалочке выбрать организаторов работы и объединиться в подгруппы по интересам .

3. Обсуждение хода, способов работы и подготовка оборудования.

Педагог предлагает подумать об оборудовании, которое понадобиться для труда , о способах ухода за комнатными растениями и о последовательности мытья игрушек.

Дети помогают воспитателю вынести подготовленный материал и оборудование.

2 часть – основная.

Самостоятельное выполнение поручений детьми.

Перед началом работы дети вспоминают основные правила труда , которые помогут быстро и качественно справиться с работой.

Нельзя отвлекаться от работы.

Любое задание выполнять аккуратно и доводить начатое дело до конца.

Помогать своему товарищу, если он не справляется с работой советом или делом.

Аккуратно обращаться с водой и цветами.

Кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем, у кого еще не окончена работа; принимать помощь с благодарностью.

После работы необходимо убрать свое рабочее место.

Дети приступают к работе.

Воспитатель по очереди подходит к звеньям, наблюдает, помогает советом, напоминает о способах работы, иногда показывает способ действия. В случае необходимости перераспределяет трудовые обязанности .

3 часть – заключительная.

1. Уборка оборудования.

Воспитатель предлагает закончить работу и приступить к уборке инвентаря. Помогает найти место для оборудования, сложить его аккуратно. Дети убирают за собой губки, салфетки, фартуки и т. д.

2. Подведение итогов, оценка работы.

По окончании работы педагог вместе с детьми анализирует и оценивает результат.

Воспитатель говорит о том, что ребята хорошо потрудились , работали дружно, помогали друг другу; игрушки стали чистыми, а цветы от правильного ухода порадуют всех красивой зеленью и цветами. Напоминает, что не зря в народе говорят : «Дружно не грузно, а врозь хоть брось» , «Где дружба прочна, там хорошо идут дела» , «Уменье и труд все перетрут , «Без труда нет добра » .

Публикации по теме:

Дидактическая игра как форма организации обучения в разновозрастной группе сельского детского сада Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в малокомплектных дошкольных учреждениях является важной педагогической задачей.

Представляю вашему вниманию коллективную работу "Пасхальное яйцо" в средней группе детского сада. Вырезаем яйцо из разноцветного картона.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе детского сада «Лесные птахи» Интеграция образовательных областей ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Физическое развитие».

Конспект организации совместной трудовой деятельности педагога и детей в средней группе. Уборка участка от снега Тема: «Уборка участка от снега» Возраст: средняя группа Цель: Обращать внимание детей на красоту природы. Воспитывать наблюдательность,.

Конспект организации трудовой деятельности педагога и детей с использованием технологии Крулехт «Шоколадное чудо» Конспект организации трудовой деятельности педагога и детей с использованием технологии Крулехт. Примерная основная общеобразовательная.

Конспект практического занятия по трудовой деятельности для младшего дошкольного возраста «Купаем кукол»


Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.

Задачи:
1. Продолжать учить детей трудиться в коллективе;
2. Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу;
3. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы;
4. Активизировать словарь детей, употребляя в речи слова: мыльница, намыливать, ополаскивать, пенится, губка.
5. Учить определять свойства воды (холодная, горячая, теплая)
6. Учить обозначать характер действий (намыливать, смыть мыло, вытирать)
7. Учить детей доброму отношению к куклам.

Форма организации: коллективный труд.
Вид труда: хозяйственно-бытовой.

Предварительная работа:
Игры с водой: «Холодное - горячее», «Плавает -Тонет», «Переливание»
Д /игра: «Умывалочка», «Вымой руки»
Игровые упражнения: «Чистые ладошки»
Игры – забавы: «Мыльные пузыри»
Чтение потешек, стихотворений.


Материал:
На столе 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце, зёленое ведёрко с горячей водой, желтое ведёрко с холодной водой.
Кукла Катя, красивая коробочка, мыльные пузыри.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости обещала прийти кукла Катя, но что-то она опаздывает….Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит большую куклу Катю (носик, щёчки и ручки куклы измазаны чёрной краской).

Воспитатель: Ой, Катя, что с тобой? Что у тебя на носике, на щёчках, на ручках? Что это, дети? (Грязь)

Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» сопровождая чтение инсценировкой
Воспитатель: Ребята, кукла очень грустная, не хочет быть грязной, поможем Кате? (Поможем). У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся, чтобы вымыть куклу.
Воспитатель поочерёдно достаёт из коробки мыло, тетрадку, полотенце, машинку, губку, телефон - дети определяют, что нужно для купания. Воспитатель уточняет назначение предметов, объясняет, как ими пользоваться.

Воспитатель: А теперь, давайте искупаем Катю в тазике. (Подходят к столу, где стоят два пустых таза, и два ведра с горячей и холодной водой). Потрогайте, дети, какая вода в зелёном ведерке? (Горячая)
В зелёном ведерке горячая вода. А какая вода в желтом ведерке? (Холодная)

Катя в горячей водичке купаться не любит и в холодной водичке купаться не любит. Она любит купаться в теплой водичке.
Сейчас мы с вами нальем в таз сначала холодной водички, а потом добавим водички горячей. Я смешала горячую воду и холодную. Какая водичка получилась? (Дети опускают руки в тёплую воду) – Водичка стала тёплая.

Воспитатель берёт куклу Катю, снимает с неё одежду, сажает куклу в та-зик и начинает купать. При этом сопровождает свои действия пояснениями, проговаривает слова: мыло, мыльница и т.д.


Воспитатель берет губку. Проговаривает, это губка, ей мы моем куклу Катю. Намыливая кукле голову, взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться
И грязь куда – то денется.
Водичка, водичка
Умой Катюше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Воспитатель: Наша Катюшка, стала чистенькая, только нужно смыть с неё всю пену. Что для этого нужно сделать? (Нужно ополоснуть куклу чистой, теплой водичкой).
Вы помните, какая водичка в зелёном ведерке? (Горячая).
А в жёлтом ведерке? (Холодная).
Воспитатель: Какая получится вода, если я смешаю горячую воду с холодной (теплая).
Во второй таз наливаем теплую воду.
Воспитатель: Этой теплой водичкой я смою с нашей куколки остатки мыла.
Льет водичку на куклу, ласково приговаривая:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
(Воспитатель достает из тазика куклу и вытирает ее полотенцем)
Вытрем Катю полотенцем и положим на кроватку отдохнуть. (Куклу укладывают на широкое полотенце - «в кровать»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, остальные куклы тоже хотят быть чистыми и красивыми, давайте помоем и их? Возьмите каждый по одной кукле. (Дети при помощи воспитателя моют своих кукол, ополаскивают их и укладывают чистых кукол рядом с Катей)


Воспитатель: Посмотрите, в тазике вода стала грязная и мыльная. Ее надо вылить. Воспитатель убирает также мыло в мыльницу, вешает сушить полотенце.
Затем воспитатель предлагает посмотреть, какие куклы стали чистые, красивые. Отмечает, что все хорошо потрудились, все работали дружно, помогали друг другу. Затем накрывает кукол полотенцем и сообщает, что куклам нужно отдохнуть, поспать, а детей приглашает поиграть с мыльными пузырями.

Трудовое воспитание заключает в себе формирование необходимых для будущей профессиональной деятельности умений и моральных качеств и преследует достижение многих целей: развитие у ребят позитивного отношения к работе и желания трудиться, воспитание основных трудовых навыков. В детском саду эти цели достигаются в игровой форме, а сложность заданий зависит от возрастных возможностей детей и их способностей к восприятию информации. Трудовое воспитание может способствовать развитию и других навыков. Если педагог организует групповую работу, то это позволит детям научиться работать в коллективе. Каждый ребёнок будет нести большую ответственность за свои поступки и научится трудиться во благо команды.

Организация трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Трудовая деятельность подразумевает под собой не только формирование навыков, она развивает в детях внимательность, активность и собранность. В детском саду дошкольников знакомят с трудом взрослых и приобщают к посильной для них деятельности.

Выделяют несколько функций трудового воспитания:

  • Обучающая - развивает у ребёнка практические умения и навыки.
  • Развивающая - обеспечивает физическое, социальное, умственное развитие ребёнка.
  • Воспитательная - формирует трудолюбие, коллективизм, дисциплинированность и внимательность ребёнка.

Виды трудовой деятельности старших дошкольников

Виды трудовой деятельности воспитанников ДОУ можно разделить на несколько групп:

  • Самообслуживание. В старшей группе задания по самообслуживанию усложняются. Воспитатель, как и раньше, обучает ребят делать определённую работу, но теперь он ещё и помогает им верно подойти к реализации трудной задачи, объясняет, как можно быстрее и лучше выполнить её. Усиливается контроль, чтобы каждая вещь лежала на определённом месте, дети убирали за собой игрушки. Для достижения результатов воспитатель предъявляет постоянные требования к малышам.

    В старшей группе ребёнок должен самостоятельно переодеваться

  • Труд в природе. Этот вид труда невероятно полезен для детского развития. Он не только увлекателен, но и позволяет узнать много нового об окружающем мире. Ребёнок может напрямую познакомиться с природой и её особенностями, благодаря чему у него развивается уважение и бережное отношение к растениям и животным. Труд в природе позволяет эффективно решать задачи сенсорного восприятия, а также помогает составить общее представление о природных объектах.

    К типам занятий можно отнести дежурства по уголку природы и создание кормушек для птиц. Эти задания развивают не только художественные умения ребёнка, но и уважение к природе.

    При создании кормушки для птиц дошкольник может участвовать в её оформлении

  • Коллективный труд. Данный вид труда развивает социальные навыки и обучает дошкольников коллективной работе. Воспитатель может организовать выполнение одного общего задания, в котором поучаствуют все дети, например, уборку групповой комнаты или мытьё игрушек. Это позволит каждому ребёнку почувствовать себя важным звеном и начать нести больше ответственности за свои поступки. Типы заданий могут быть разными. По окончании совместной трудовой деятельности можно поиграть в групповые игры.

    Пример групповой игры «Мышеловка».
    Дети делятся на две группы. Одна из групп встаёт в круг, плотно взявшись за руки и подняв их вверх. Вторая группа детей находится в середине. Их задача - пробежать как можно больше раз туда и обратно между руками детей, стоящих в кругу. Стоящие в кругу поют считалку:
    Нам всем мыши надоели!
    Сыр и сахар - всё поели.
    Берегитесь же плутовки!
    Не сбежать от мышеловки.
    Как только воспитатель хлопает в ладоши, дети, стоящие в кругу, опускают руки и садятся на корточки. Те малыши, которые остались в кругу, считаются «пойманными». Они встают в круг, и игра продолжается.

    Выполнение коллективных заданий учит ребят действовать сообща

  • Ручной и художественный труд. Этот вид труда преследует цель развить у детей чувство прекрасного и эстетический вкус. К нему можно отнести работу с художественными материалами, лепку, резьбу по дереву, создание поделок из картона и бумаги, занятия с тканью и оригами. Плоды своей творческой работы дети дарят родителям, друзьям или близким людям. Это помогает в развитии нравственных качеств и положительного отношения к окружающим.

    Работа с бумагой учит аккуратности и развивает мелкую моторику

  • Хозяйственно-бытовой труд. Такой труд развивает у детей желание поддерживать чистоту и порядок в окружающей среде. Дети учатся коллективному труду для достижения единой цели, формируется целеустремлённость и организованность. В данном направлении трудового развития основную роль играет педагог, поскольку именно с него дети и будут брать пример.
    Дошкольники должны выполнять работу сами, а не наблюдать за действиями взрослого. Воспитатель организовывает их деятельность и направляет в нужное русло. К примерам хозяйственно-бытового труда можно отнести уборку комнаты, мытьё посуды и стирку вещей.

    Расчистка дорожек от снега приучает детей к порядку и заботе о ближних

  • Дежурство. Данная работа подразумевает труд группы детей или лишь одного ребёнка на пользу остальным. Зачастую дежурство требует невероятной собранности и обязательности от малыша, поэтому если подобная работа проводится в первый раз, воспитатель должен провести специальное обучающее занятие. Ещё можно оформить уголок дежурства.
    Инвентарь для дежурства разнообразен, он зависит от возраста детей и их обязательности. Но всё-таки есть базовые инструменты и предметы, которые обязательно должны быть в распоряжении детей. Это фартучки, косыночки, небольшие веники, тряпочки, вёдра с водой, перчатки и несколько маленьких лопаток.
    Сама работа имеет множество направлений:
    • Подготовка к занятиям: дети раскладывают карандаши, приносят стаканчики с водой, краски.
    • Дежурство по столовой: воспитанники убирают со стола, расставляют посуду.
    • Дежурство в экологическом уголке: малыши ухаживают за растениями и животными.
    • Дежурство на улице: сметают листья с тротуара, насыпают корм в птичьи кормушки и т. д.

Дошкольники ответственно относятся к дежурству

Таблица: картотека тем по трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Автор Савина П. И.
Вид труда Тема Задачи Примеры работы Примечание
Хозяйственно-бытовой труд «Наведение порядка в шкафах и на полках»
  • Воспитывать в детях чувство прекрасного и трудолюбие.
  • Научить видеть непорядок и исправлять его.
  • Развивать эстетический вкус, умение расставлять всё на свои места и систематизировать объекты.
  • Сформировать умение трудиться на благо других.
Попробуйте сподвигнуть детей на то, чтобы они разобрали полки с книгами или навели порядок в шкафчиках с игрушками. Расскажите ребятам историю о неряхах и объясните, что так делать нельзя.
«Аккуратно заправленные кровати»
  • Выработать привычку застилать кровать по утрам.
  • Развивать собранность.
  • Формировать умение доводить дело до конца.
  • Способствовать возникновению желания работать над собой и прививать любовь к трудовой деятельности.
После «тихого часа» расскажите детям о важности содержания их кровати в порядке. Объясните им в игровой или сказочной форме о микробах, которые могут появиться в кровати, если её не заправлять. Можно вырезать из картона фигурки микробов и класть их на постель к ребёнку, который её не заправил.
Труд в природе «Полив растений»
  • Обучить детей базовым навыкам ухода за растениями, закрепить знания о свойствах растений.
  • Объяснить принцип работы с лейкой, лопаткой, перчатками.
  • Развивать осторожность при взаимодействии с водой и землёй.
Предложите ребятам поухаживать за комнатными цветами, которые находятся в группе. Если таких цветов нет, то можно вывести детей на улицу и рассказать о поливе растений на примере уличных кустов, травы или клумб. Можно представить лейку как «тучку». Благодаря этому вы не только покажете детям принцип работы с растениями, но ещё и объясните, что такое дождь.
«Влажное протирание листьев крупнолистных растений»
  • Учить детей оказывать возможную помощь педагогу в уходе за растениями.
  • Воспитывать желание ухаживать за природой и помогать остальным людям в этом.
  • Улучшать трудовые навыки и умения.
Расскажите детям о пыли, которая летает в воздухе и оседает на растения. Объясните им, как нужно аккуратно протирать листья. Попробуйте использовать не только тряпки, но и влажные губки. Они гораздо лучше впитывают жидкость и сохраняются мокрыми. Затем их легко сушить.
Коллективный труд «Общая работа над уголком» Учиться создавать коллективные поделки и фигурки для украшения их «детского уголка». Используйте несколько видов творческих материалов: краски, карандаши, пластилин, картон и т. д. Основной задачей педагога помимо наставлений и объяснений детям, как нужно работать, является контроль всех действий с опасными инструментами. Предложите детям порисовать пальцами. Вы можете помочь раскрасить их руки и приложить к бумаге.
«Совместные и общие игры»
  • Улучшить взаимоотношения.
  • Научить добиваться общих целей путём сотрудничества.
  • Рассказать о правилах общения друг с другом.
Попробуйте провести коллективную игру «Чай-чай выручай». Выбирается игрок, который будет «водящим». Он бегает за другими ребятами и ловит их. Ребёнок, которого он коснулся, становится «заколдованным». Другой игрок может дотронуться до «заколдованного» и освободить его. Игра завершается, когда все игроки становятся «заколдованными». Проведение игр со спортивным инвентарём по типу мячей или скакалок полезно не только в аспекте развития социальных навыков, но ещё и улучшает физические способности.
Самообслуживание «Самостоятельный поиск ответов на поставленный вопрос»
  • Развивать умение воспринимать информацию и анализировать.
  • Сформировать способность к решению задач и выявлению проблемной ситуации.
Задайте ребёнку вопрос из разряда: «Как звали курочку, которая снесла яичко?». Попросите ребёнка найти ответ в самой сказке. Это хорошо подготовит его к будущим заданиям в школе. Варианты вопросов: «Где спрятана жизнь Кощея?», «Сколько витязей выходит из моря в сказке Пушкина?», «Кто такая русалка?».
«Самостоятельный уход за собой»
  • Научить детей следить за своей одеждой и самостоятельно одеваться.
  • Сформировать внимательное отношение к своему внешнему виду и умение правильно следить за собой.
Предоставьте ребёнку одёжную щётку и расскажите о том, как правильно чистить одежду. Объясните, почему это надо делать («чтобы выглядеть опрятно»). Попробуйте рассказать о том, как сохранять свою одежду в порядке, чтобы чистить её приходилось как можно реже.
Дежурство «Дежурство в столовой»
  • Сформировать организованность и уважение к труду повара.
  • Развить навыки сервировки и уборки посуды.
Выберите нескольких детей и приведите их в столовую. Затем расскажите им, как сервировать стол и расставлять тарелки. После этого можно приступать к практической работе и разрешить ребятам сделать всё самостоятельно. Попробуйте придумать какие-нибудь поощрительные мелочи для тех ребят, которые дежурили особо хорошо.
«Дежурство на улице»
  • Научить ребёнка работать с определённым типом инвентаря.
  • Рассказать о необходимости поддержания порядка, объяснить принцип работы.
Дайте нескольким ребятам венички и предложите смести листву с дорожек, если на дворе осень. Зимой можете попросить помочь убрать небольшие кучки снега с помощью лопаток. А весной можно показать ребятам, как поливать цветы на клумбах. Всегда следите за тем, чтобы ребёнку поручалась лишь та работа, которую он точно в силах выполнить.
Ручной и художественный труд «Создание поделок»
  • Развивать творческое мышление.
  • Улучшить навыки работы с определёнными художественными материалами.
  • Сформировать положительное отношение к оригинальности.
  • Рассказать о свойствах разных материалов и разъяснить принцип работы с ними.
Попробуйте собрать небольшую группу ребят и сделать вместе с ними поделку из пластилина. К примеру, поделка «Ёжик»:
  1. Катаем из пластилина овал.
  2. Кончиками пальцев лепим маленькие треугольнички.
  3. Наклеиваем треугольнички на овал.
  4. Добавляем вылепленные носик и глазки.
Такой вид труда позволяет воспитателю лучше узнать детей.
«Художественная работа»
  • Обучить ребёнка работе с кистью, карандашом, красками, ручкой.
  • Научить основным приёмам рисования.
  • Научить работать с раскрасками.
Раздайте детям раскраски и предоставьте карандаши. Попробуйте показать детям несколько рисунков, которые вы способны нарисовать самостоятельно.

Технокарты и примеры занятий по трудовой деятельности в старшей группе детского сада

Каждый вид труда обладает некими преимуществами над другими. Чтобы подобрать вид деятельности, наиболее подходящий для воспитанников конкретной группы, а также индивидуальное занятие для определённых детей, педагогу желательно ознакомиться с технологическими картами и схемами выполнения работ.

Ручной и художественный труд

Этот вид труда заключает в себе невероятное разнообразие занятий: рисование, лепка из пластилина, создание декоративных объектов для дома и многое другое. Рассказывать детям о разных художественных занятиях стоит с малых лет, это раскроет их творческий потенциал.

Эта красивая поделка поможет познакомить детей с таким праздником, как Пасха. Ребятам можно рассказать о традициях этого светлого торжества, а также поведать о том, что люди дарят друг другу разукрашенные яйца. Именно для этих яиц можно сделать корзиночку, что будет прекрасным декоративным дополнением на праздничном столе. Эта работа довольно лёгкая, а заниматься ей увлекательно. Она способствует развитию мелкой моторики и художественных навыков у детей.

Пасхальная корзиночка станет украшением праздничного стола

Для работы понадобятся:

  • клей ПВА,
  • втулка от бумажных полотенец,
  • ножницы,
  • полоска картона,
  • креповая бумага.

Для работы понадобится ряд простых материалов

Ход работы:

  1. Делаем основу. Отрезать от втулки небольшое кольцо высотой 4–5 см. Намазать внутреннюю часть втулки клеем и приклеить цветную бумагу так, чтобы её край можно было загнуть на внешнюю сторону.

    Втулка от бумажных полотенец послужит основой поделки

  2. Делаем ручку. Отрезать полоску картона примерно 1 см шириной. Оплести её тёмно-зелёной гофрированной бумагой (для удобства можно сразу взять двусторонний зелёный картон). Сделанную ручку приклеить к корзинке.

    Полоска картона, оплетённая зелёной бумагой, послужит ручкой корзинки

  3. Вырезаем украшения. Из гофрированной бумаги вырезать 4–5 полосок, равных всей длине окружности втулки. Ширина полосок должна составлять 3,5 см. Вырезаем цветочные лепестки (похожие на зубчики).

    Из розовой бумаги получатся нежные лепестки цветов

  4. Зелёные украшения. Из зелёной бумаги вырезать полоску шириной около 6 см. Надрезать зубчики и накрутить их концы.

    Зелёная бумага нужна для изготовления листьев цветов

  5. Приклеиваем украшения. Розовые лепестки нужно приклеить так, чтобы первая полоска была выше края корзиночки. Ниже приклеить остальные ряды лепестков. Зелёные зубчики приклеить так, чтобы край, находящийся снизу, можно было пригнуть ко дну корзиночки, слегка надрезав.

    Остаётся приклеить дно, и корзиночка будет готова

  6. Делаем дно. Вырезать кружок, равный окружности втулки, и приклеить его вниз. Зубчики, которые выступают, можно приклеить вниз, замаскировав картонным кружком по диаметру. Слегка растянуть и поправить все лепестки.

Милые пасхальные корзиночки не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей

Коллективный труд

Развитие социальных навыков, создание сплочённых команд, общение с детьми - всё это заключает в себе коллективный труд.

Технологическая карта организации коллективной деятельности в старшей группе

Тема: «Коллективный труд в творческом уголке».

  • научить детей слаженной работе в команде,
  • развить художественные способности.
  • Образовательные:
    • Совершенствовать навыки детей в аспекте работы с художественными принадлежностями.
    • Научить работать в командах и группах.
    • Улучшать умение работать в едином темпе.
  • Развивающие:
    • Развивать уважительное и хорошее отношение к труду других.
    • Развивать уважение к работе других.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать трудолюбие, собранность, аккуратность.
    • Формировать моральные устои, убеждённость в важности труда.
    • Совершенствовать терпение и выдержку.

Оборудование:

  • художественные материалы,
  • стенд с рисунками и работами,
  • клеёнки,
  • фартуки,
  • кисточки и карандаши,
  • стаканчики с водой,
  • тряпки для протирания клеёнок,
  • листы бумаги А4 и А3,
  • плотный картон,
  • цветная бумага.

Таблица: этапы организации труда дошкольников

Компоненты Задачи педагога Оборудование Педагогическая деятельность Деятельность детей
Побуждение и мотивация
к работе
Вызвать у детей желание
трудиться и работать.
Висящие на ниточках
самолётики, на которых
написаны задания.
  1. Аккуратно развесить самолётики с заданиями по всей комнате.
  2. Надеть несколько украшений и представиться «Феей творчества».
  3. Рассказать детям о том, что на каждом самолётике написаны задания для украшения творческого уголка, и им нужно их выполнить.
  4. Подготовить материалы и сложить их в яркую коробку.
  5. Постелить клеёнки на столы.
  1. Снять самолётики и внимательно прочитать задания.
  2. Просмотреть несколько рисунков и схем разных видов украшений, которые можно увидеть, развернув самолётики.
  3. Ознакомиться с задачами.
  4. Спросить у воспитателя, если что-то непонятно.
Установка целей Дать детям всё необходимое для работы.
  • Фартуки,
  • краски,
  • кисточки,
  • цветная бумага,
  • стаканчики с водой,
  • тряпочки,
  • картон,
  • листы бумаги А3 и А4.
В.: Дети, смотрите. Это коробка, которую прислали гномы и эльфы. Тут они собрали всё, что может нам помочь. Если мы будем дружно работать, то очень
скоро выполним все задания и превратим наш
творческий уголок в сказочное место!
  1. Ознакомиться с материалами.
  2. Надеть фартуки.
Планирование работы Распределить обязанности между детьми. Блокнот для записи задач и исполнителей. Есть два варианта распределения обязанностей.
  1. Случайный.
    В.: Дети, чтобы никому не было обидно, я напишу на карточках имена. Затем я буду называть задание и тянуть карточку. Чьё имя выпадет, тот это и выполняет.
  2. Добровольный.
    Воспитатель называет разные задания, и дети вызываются выполнить их с учётом их способностей.
    Сам педагог должен ответить на все возникшие у детей вопросы на тему деятельности.
  1. Дети спрашивают у воспитателя, как им действовать, чтобы выполнить полученную работу максимально продуктивно.
  2. Воспитанники должны уточнить всё, что непонятно.
  3. Каждый ребёнок рассказывает, почему выбрал именно этот тип занятий, отвечает на вопросы и задаёт свои.
Процесс работы
  • Помочь детям совершенствовать свои навыки в творческой работе.
  • Развить дружелюбие, трудолюбие, аккуратность,чувство взаимопомощи.
  • Художественные материалы,
  • необходимые для работы инструменты.
  1. Приходить на помощь при любой появившейся проблеме.
  2. Следить за действиями детей по отношению друг к другу и материалам.
  3. Помощь в организации.
  4. По окончании деятельности необходимо объяснить детям, как привести в порядок рабочее место.
  1. Дети выполняют задания.
  2. Советуются друг с другом.
  3. Приводят в порядок свои рабочие места.
Результат
  • Дети создали общую работу, которая будет прекрасным декоративным объектом.
  • Каждый повысил свой навык работы в команде.
  • Ребята потренировались в работе с художественными материалами.
Конфеты или небольшие подарки. Похвалить детей и сказать о том, что их работу оценят другие люди.

Самообслуживание

Данный вид труда заключает в себе развитие самостоятельности и формирование собственного мнения. Необходимо обучить ребёнка базовым навыкам ухода за собой.

Старшие дошкольники уже владеют основными навыками самообслуживания

Пример проведения занятия:

  1. Педагог должен объяснить детям в игровой форме основные правила ухода за собой. Можно сделать это с помощью сказок («Мойдодыр», «Сказка о чистоте» и др.), стихотворений, рассказов о возможных последствиях, с помощью сценок и кукол.
  2. Дети могут задавать вопросы и отвечать сами:
    • Зачем нужно мыть руки?
    • Почему нужно сворачивать и аккуратно класть вещи?
    • Зачем мы должны следить за собой?
  3. Применение полученной теории на практике. Дети должны сами выполнять полученные указания в течение всего пребывания в учреждении, получая дополнительные наставления от воспитателя.

Труд в природе

Возле каждого детского сада обязательно находится небольшая территория для прогулок. На ней есть цветочные клумбы, деревья, маленькая площадка, растения и другие объекты. Дети проводят здесь время на свежем воздухе, а также обучаются трудовой деятельности в природных условиях.

«Посадка цветов»

  • развить у детей чувство прекрасного,
  • сформировать экологически правильный взгляд на мир,
  • обучить принципу разведения растений,
  • воспитывать ответственность.

Педагог ставит перед детьми несколько цветочных горшков с растениями.

В.: Вам нравятся наши растения? (Ответы детей). А вы знаете, что все мы делаем с растениями для того, чтобы они выглядели красиво? (Поливаем, рыхлим почву, протираем листья…). Правильно. Растения, которые живут в комнате, называются «комнатными». Они невероятно красивые. Чтобы на участке, на котором мы гуляем, было так же красиво, нам нужно посадить там цветы. Но комнатные растения не живут на улице, поэтому нам нужно посадить там специальные цветы. (Показывает семена). Вы знаете, что это? (Ответы детей).
Правильно. Это семена. Из них в будущем вырастут прекрасные цветы. (Воспитатель показывает разные уличные цветы). Цветок появляется не сразу. Сначала будущее растение спит и набирается сил, чтобы в будущем расцвести. У самого цветка есть своя пища. (Показывает фото почвы). В почве содержится несметное количество питательных веществ для растения. Но этого недостаточно. Кто знает, что ещё нужно растению? (Вода, солнечный свет).
Правильно. Семечко поливают водой, а затем солнышко согревает его своими лучами. В тёплой и влажной земле цветок начинает пробуждаться и расти вверх. (Показывает фото ростка). Сначала цветочек очень маленький. Он ещё слишком слабый. Но если поливать его, согревать и заботиться, то он вырастет в большое и прекрасное растение. (Показывает фотографию цветка). Рождение цветка - это воистину прекрасное и удивительное чудо. Дети, что мы используем чтобы взрастить цветы? (Почву, воду, семена, солнечный свет).

Практическая работа:

Педагог показывает на стол, где стоят пластиковые стаканчики с землёй и семенами.

В.: Сейчас мы с вами будем сажать семена цветов в землю. Для этого нам нужно взять семечко, вырыть небольшую ямку, положить в неё семечко и полить всё это водой. (Дети выполняют данный алгоритм). Теперь нам осталось только ждать. Со временем из маленьких семян вырастут по-настоящему красивые и нежные цветы.

Выращивание рассады приучает детей к терпению

Хозяйственно-бытовой труд

К данному виду труда относится огромное количество занятий и работ, начиная от протирания пыли и заканчивая уборкой комнаты. Каждый ребёнок должен уметь выполнять базовые задания, чтобы чувствовать себя комфортно в обществе.

«Стирка кукольной одежды»

  • научить детей туго выжимать вещи,
  • полоскать в чистой воде,
  • работать с водой и мылом.

Материалы:

  • мыло,
  • полотенце,
  • тазик,
  • испачканные кукольные вещи,
  • порошок,
  • вода.

Процесс работы:

Дежурство

Это один из основных видов трудовой деятельности, он не только позволяет детям развить обязательность и самостоятельность, но ещё и готовит к будущему дежурству в школе и прочих учебных заведениях. Само дежурство воспитывает в детях чёткое знание правил и общие навыки.

«Дежурство в столовой»


Пример конспекта занятия

Вид труда: самообслуживание.

Форма трудовой организации: поручения, просьбы.

  • Формировать умение улучшать свой внешний вид и приводить себя в порядок.
  • Развивать навык ставить цель работы по собственной инициативе.
  • Совершенствовать умение работать с волосами.

Материалы:

  • индивидуальные зеркала,
  • заколки,
  • резинки,
  • расчёски.

Методика руководства:

  • совместная деятельность,
  • разговор ребёнка с воспитателем.

Вводная часть:

В.: Ребята, а вы знаете что значит «аккуратный человек»?

Дети: Человек который следит за собой, не раскидывает вещи, кладёт всё на свои места.

В.: Правильно. А вы знаете как нужно следить за собой? Как нужно приводить себя в порядок?

Дети: Чистить зубы, расчёсываться…

В.: Верно! Давайте сегодня немного поговорим о том, как нужно расчёсываться. Как вы знаете, причёски у мальчиков и у девочек отличаются. Это зависит не только от длины волос, но и от ваших предпочтений. Какие причёски вам нравятся? (Ответы детей). Прекрасно! А теперь возьмите зеркало и посмотрите на свои причёски. Попробуйте их поправить и сделать более аккуратными. Если хотите, я могу вам помочь.

Процесс работы:

Для девочек и для мальчиков задания будут разными. Мальчикам можно показать, как делать определённые укладки волос и просто правильно расчёсывать волосы. Для девочек можно подобрать разные типы причёсок и косичек.

Для девочек.

  1. Воспитатель просит достать все необходимые принадлежности (расчёска, резиночки, зеркальце). У каждой должен быть свой индивидуальный набор.
  2. Показывает ребятам на примере кукол Барби или на собственных волосах алгоритм того, как правильно расчёсываться.
    В.: Девочки, кто из вас уже умеет самостоятельно расчёсывать волосы? Сейчас я могу показать вам способ, как расчесать волосы так, чтобы не было больно. Для этого начинать расчёсывать нужно снизу, постепенно переходя к корням волос. После этого нужно расчесать все волосы сверху вниз.
  3. Рассказывает воспитанникам о разных причёсках и приступает к работе.

Причёски, в создании которых требуется помощь воспитателя:


Причёски, которые девочка может выполнить самостоятельно:


Работа завершается, приводятся в порядок инструменты (почистить расчёски, свернуть резинки). Результаты можно сфотографировать.

Для мальчиков.

  1. Попросите каждого достать индивидуальную расчёску.
  2. Покажите им фото разных укладок и зачёсов волос. Пусть каждый выберет то, что понравится.
  3. Помогите им сделать несколько укладок.

Укладка, в которой требуется помощь воспитателя: «Стоячая укладка».

  1. Тщательно расчесать волосы.
  2. Намочить расчёску и зачесать волосы вверх.
  3. Если нужно сделать причёску более стойкой, желательно побрызгать детским лаком для волос.

Причёска которую мальчик может сделать самостоятельно: «Волосы, сведённые на бок».

  1. Ребёнок должен расчесать волосы.
  2. Затем ему нужно с помощью рук пригладить все волосы на одну сторону.
  3. Снова расчесать, но уже зачёсывая на определённый бок.

Данная работа хорошо развивает навыки детей в уходе за собой. Она позволяет им научиться исправлять недочёты в своей внешности и сформировать навыки расчёсывания волос.

Это важно. Лак обязательно должен быть гипоаллергенным. К примеру, можно использовать средства марки «Маленькая фея».

Видео: коллективный ручной труд в старшей группе

https://youtube.com/watch?v=BFm_69M-VDU Video can’t be loaded: Коллективный ручной труд»Железнодорожный состав»старшая группа (https://youtube.com/watch?v=BFm_69M-VDU)

Диагностика результатов трудовой деятельности в старшей группе ДОУ

Диагностическая карта помогает воспитателю оценить результаты работы с детьми, подвести итоги за полугодие. Кроме того, с помощью этого документа педагог систематизирует информацию и определяет, чего добился каждый ребёнок, а с чем он не справляется.

В диагностической карте зафиксированы все виды трудовой деятельности воспитанников старшей группы.

Таблица: пример диагностической карты

Автор Савина П. И.
Показатели развития Действия и задачи Положительный результат (ребёнок справляется с заданием) Отрицательный результат (ребёнок не справляется с заданием)
Мотивация Иметь желание участвовать в трудовой деятельности
Получить навык инициативного подхода к делам
Представление о работе взрослых Желание оказывать посильную помощь
взрослым людям
Отношение к труду Стремление узнать о будущих профессиях
Уважительное отношение к чужой работе
Бережное отношение к результатам своего труда
Рабочий процесс Аккуратная работа с материалами
Использовать наиболее продуктивные методы работы
Доводить начатое дело до конца
Коллективная работа Дружелюбие и умение работать в команде
Развивать коммуникативные навыки
Обязательность Грамотно оценивать результат работы
Иметь привычку ответственно относиться к поручениям
Труд в природе Ценить и уважать природу, её дары
Обладать базовыми навыками об уходе за растениями
Уметь высаживать семена
Самообслуживание Уметь следить за своим внешним видом
Поправлять причёску и волосы
Ручной труд Уметь склеивать картон и бумагу
Закреплять навыки работы с ножницами
Дежурство Обладать базовыми навыками сервировки стола
Развивать самостоятельность
Хозяйственный труд Уметь стирать вещи
Заправлять кровать после сна

Трудовая деятельность - важнейший аспект обучения дошкольников. У детей формируются навыки, необходимые для дальнейшей жизни в обществе. Педагог должен стараться помогать ребёнку и направлять его, прививать любовь к труду. Главное - не выполнять всю работу за воспитанников и позволять им проявлять себя, чтобы они могли в полной мере раскрыть свои способности и потенциал.

Пр. зад . учить детей самостоятельно выполнять необходимые трудовые действия: стирать кукольное белье; совершенствовать умение мыть игрушки, строительный материал, протирать пыль на мебели; закреплять умение распределять коллективную работу, совместное ее выполнение;

Формировать знания и понимание компонентов труда (цель, мотив труда, предмет труда), устанавливать взаимосвязь между ними;

Развивать инициативу, самостоятельность, самоконтроль, самоорганизованность;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, взаимовыручку, чувство удовлетворения от реализации трудового замысла.

Оборудование: тазы, тряпочки, мыло в мыльницах, бельевая веревка, прищепки, фартуки клеенчатые, кукольное белье, столы.

Ход занятия

Создание игровой ситуации: в группе не убраны после игры игрушки, некоторое оборудование стоит не на месте.

Воспитатель и дети входят в группу

В.- Дети, почему у нас здесь такой беспорядок? Утром у нас порядок был, а пока мы отсутствовали кто-то нам устроил такие нехорошие шуточки. Может из вас кто так неудачно пошутил? Это не вы? (О.Д.)

Вбегает Шалтай-Болтай: - А вот и я! Всем приветик шлю друзья!

В. – Кто ты? Мы с тобой не знакомы!

Ш.-Б.: - Меня кругом все знают

Шалтай – Болтаем называют.

У вас в саду я был, ребята

Сперва играл я в акробата,

Потом построил дом большой,

Конечно, куклы жили в нем.

Игрушки в гости приходили,

Кто на машине, кто пешком…

От этих игр я так устал,

Игрушки быстренько убрал,

До дома еле добежал.

Поспал немного, и с утра

Я снова здесь! Ура! Ура!

Я вас приветствую, друзья!

Воспитатель и дети здороваются с Шалтай – Болтаем.

В. – Шалтай – Болтай, так это ты тут порядок наводил?

Ш. –Б.: -Да! Правда, я молодец? Все убрал за одну минуту?

В. – Дети, вы как считаете, порядок у нас в группе? Красиво? Уютно? Игрушки все чистые и стоят на месте? (О.Д.)

Ш.-Б.: - Да вы ничего не понимаете! Беспорядок- это лучший порядок! Красота! Пойдемте лучше в музыкальный зал песни петь, веселиться. Там теперь поиграем.

О. Д. – Нет, Шалтай - Болтай, делу время, потехе час! Ты утроил тут беспорядок, перед тем, как уходить надо порядок навести, все на место поставить, пыльные игрушки помыть. Мы свою группу любим, у нас всегда чистота и порядок. Игрушки свои мы всегда на место убираем, и бережем их. Ухаживаем за ними: моем, пыль протираем.

Ш.-Б.:- Вы такие маленькие и сами умеете все мыть и убирать?! Порядок наводить?! (О.Д.)

Ш.-Б.:- Ох, и скучно вам,наверно, этим неинтересным делом заниматься…

О.Д.:- Совсем не скучно, а даже интересно! Скучен день до вечера, коли делать нечего!

Ш.-Б.:- а зачем надо порядок наводить? Не лучше ли все разбросать и не убирать? Захотел во что-нибудь поиграть - все игрушки на полу под рукой валяются. Взял, поиграл, и опять бросил. Здорово!

О.Д.: - у нас в саду есть такое правило: «Каждой вещи - свое место!» а в таком беспорядке нужную игрушку не сразу и найдешь. А еще мы знаем и тебе расскажем пословицы и поговорки о труде.

Дети называют пословицы и поговорки о труде.

Трудиться,- всегда пригодиться.

Красна изба углами, а человек умением.

Любишь кататься,- люби и саночки возить.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Труд кормит, а лень портит.

Дорого не то, что из красна золота, а то, что от мастера доброго.

Хорошая вещь два века живет.

Хочешь есть калачи,- не сиди на печи. И др.

Воспитатель хвалит детей и обращается к Шалтай - Болтаю:

А ты почему не любишь трудиться?

Это так утомительно, скучно, трудно… А я люблю веселье!

Может, ты просто ленишься?

Да нет. Я просто никогда не пробовал наводить порядок и чистоту.

Дети, посоветуйте ему, как надо научиться наводить порядок и что надо делать, чтобы такого беспорядка не допускать.

О.Д. – Надо игрушки за собой убирать сразу как закончил игру. Прежде, чем играть в другую игру, надо убрать все на место. Надо запоминать, откуда что берешь, чтоб потом на место положить. Обязательно надо выполнять правило «Каждой вещи - свое место», тогда всегда будет порядок. Прежде чем идти на улицу, надо все убрать за собой. Перед занятиями надо тоже все положить на место. Когда все разбросано, можно нечаянно наступить на игрушку и сломать ее или получить травму.

В. – Дети, можно сейчас найти выход из создавшейся ситуации? Ведь, Шалтай – Болтай предлагает нам играть и веселиться, и вы,наверняка, хотите с ним поиграть и повеселиться? Так как же нам поступить?

О.Д. – Надо сначала навести порядок, а потом играть и веселиться.

Воспитатель предлагает детям помочь Шалтай – Болтаю навести порядок в группе, а заодно и научить его трудиться. Советует детям пройти по группе и посмотреть, что нужно сделать, чтобы в группе все было в порядке.

Дети определяют предмет труда: поставить стульчики на место, убрать оборудование на место, протереть строительный материал, и сложить его на место, посадить на место кукол, промыть игрушки, которые Шалтай – Болтай раскидал по полу, и поставить их на полочки, протереть пыль на мебели, расставить все на место.

Воспитатель спрашивает, какое оборудование нужно для труда.

О.Д. – Тряпочки, тазики с водой, мыло, фартуки клеенчатые.

В. – Дети, подумайте и скажите, кто каким трудом займется. (О.Д.)

В. – перед работой необходимо вспомнить правила труда, которые нам помогут быстро и качественно справиться с работой.

О.Д. – Нельзя отвлекаться от работы; любую работу надо выполнять до конца качественно и аккуратно; аккуратно обращаться с водой; доводить начатое дело до конца, помогать своему товарищу, если он не справляется с работой советом или делом; после работы необходимо убрать свое рабочее место; кто закончит работу быстрее всех, надо помочь тем у кого еще не окончена работа; принимать помощь с благодарностью.

Шалтай-Болтай подходит к куклам. Одна из кукол «что-то шепчет» ему на ухо. Он беседует с ней, привлекая внимание всех к своему диалогу. Сообщает, что кукла Таня огорчена тем, что он, оказывается, на нее надел не ее платье, и оно все грязное, запачкано пылью, и все куклы тоже на него обижаются за то, что платья не те и, причем, все грязные.

Ш.- Б. – Я не хочу, чтобы куклы на меня обижались. Но как поступить я не знаю. У меня нет чистых платьев. Что же делать?

В. – Дети, мы можем помочь Шалтай – Болтаю не ссориться с куклами? Как вы думаете, что можно сделать с кукольной одеждой, чтобы она была привлекательной и чистой, и чтобы она понравилась нашим куклам?

О.Д. – Ее надо постирать и погладить, тогда она опять понравится своим хозяйкам, и они с радостью ее наденут и помирятся с Шалтай – Болтаем.

В. – Да, действительно, одежду надо постирать. Мы сейчас этим займемся. (Дети говорят, что они не умеют стирать).

В. – Я вас сейчас научу. Но сначала послушайте, что я вам расскажу. Стирка вам уже знакома. Вспомните, мы ходили смотреть, как стирает наша прачка Наталья Ивановна. Помните? И дома вы, видели, конечно, как стирает ваша мама. Стирка белья состоит из трех этапов: стирка, полоскание, просушивание. Перед стиркой белье надо рассортировать по цвету: цветное белье отложить в одну сторону, а белое, светлое – в другую, и начинать надо именно с него, т.к. цветное белье может окрасить воду, и тогда, подкрасятся белые и светлые вещи. И белое светлое белье уже будет не белым, а с цветными некрасивыми пятнами. Стирать мы будем с мылом. Нам нужно 2 тазика с теплой водой: в одном мы будем стирать, а в другом полоскать.

В. – Дети скажите, почему надо стирать с мылом, а не без него? (мыло отстирывает грязь).

В. – подумайте и скажите, что еще можно назвать нашими помощниками при стирке белья?

О.Д.- Стиральный порошок, отбеливатель, стиральная машина, замачивание белья.

Воспитатель подводит итог высказываниям детей: - Вы правы. Есть машинная стирка и ручная. Сегодня я вам покажу ручную стирку и научу вас стирать руками.

Воспитатель показывает и объясняет: - Я уже вам говорила: начинать стирку надо со светлого белья. Берем светлое платье, опускаем в воду, намачиваем его и слегка отжимаем, раскладываем на левой ладошке. В правую руку берем из мыльницы кусочек мыла, тоже намочим его в воде, и намыливаем платье, постепенно передвигая его на ладони, так чтобы все его намылить. Теперь его надо потереть, так же постепенно оттирая все платье со всех сторон: и воротник, и рукава, и перёд, и спинку, и подол. Затем надо опустить его в воду и смыть мыло. Теперь отжать и прополоскать в чистой воде, для того чтобы выполоскать все грязное мыло. Затем опять надо отжать, стряхнуть и полюбоваться своей работой. Теперь необходимо просушить на веревочке. А чтобы белье не упало его прищепляют. Чем? Отгадайте загадку: «На веревке пальцы держат одеяльце?» Что это? (О.Д.)

В.- Я вам показала, как надо стирать белье руками. Запомнили?

Ш.- Б.: Ой, как трудно! Я ничего не запомнил. А вы, дети, запомнили? Можете мне еще раз рассказать что сначала, что потом. Как правильно постирать вот эти трусики?

Дети повторяют рассказ воспитателя о последовательности ручной стирки.

Воспитатель предлагает девочкам, будущим хозяйкам, стирку белья, а мальчикам наводить порядок в группе.

Дети надевают фартуки, самостоятельно берут нужное оборудование, подворачивают рукава, и приступают к работе.

Шалтай – Болтай подходит к работающим детям, интересуется что они делают, как они делают, пробует трудиться сам.

Воспитатель спрашивает у него научился ли он стирать кукольную одежду. Шалтай – Болтай подходит к девочкам пробует стирать, но у него не получается. Девочки помогают ему советами, показывают, что и как надо правильно делать.

В конце трудовой деятельности дети убирают свое рабочее место и подходят к воспитателю.

В.- Дети, какие вы все молодцы! Посмотрите как чисто, красиво и уютно стало у нас в группе. Давайте вспомним, что же мы для этого сделали? Чем мы занимались?

Дети перечисляют виды труда, которые они выполняли. Девочки говорят, что они сегодня научились стирать руками кукольное белье.

В.- как вы думаете, почему мы работу сделали быстро?

О.Д.- Все работали дружно, согласованно, помогали друг другу в работе, распределились, кто что делать будет.

В.- правильно вы говорите. Чистота и порядок у нас в группе, потому что вы работали, не ссорясь, быстро, качественно, помогая друг другу. Не зря в народе говорят, «Терпенье и труд- все перетрут!», «Дружно - не грузно!»

Ш.-Б.: Какие замечательные, трудолюбивые дети! Спасибо вам за то, что научили меня и помогли мне наводить порядок в группе. Я теперь тоже всегда буду трудиться, это так интересно. Я буду всегда поддерживать чистоту и порядок в своем игровом уголке. А теперь-то вам можно со мной поиграть и повеселиться?

В.- Шалтай-Болтай, ты не думай, наши дети также веселятся, как и трудятся. Сейчас они тебе частушки споют о труде.

Ш. –Б. : Ну что ж, с большим удовольствием послушаю и запомню. Я теперь тоже знаю поговорку о труде: «Делу время, потехе час!»

Дети исполняют частушки о труде в музыкальном сопровождении. Затем, Шалтай- Болтай зовет детей к себе в гости, так как они очень веселые, дружные и, главное, трудолюбивые и добрые. Он обещает им показать свои любимые игрушки.

Дети уходят к Шалтай - Болтаю в гости.

Мухаметгараева Розалия Эрнистовна

Воспитатель

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №14 «Зернышко»

Конспект открытого показа трудовой деятельности для воспитателей ДОУ и хозяйственно - бытовой труд в старшей группе.

Цель: Учить детей помогать взрослым, поддерживать порядок в

группе:

Вытирать пыль

Мыть игрушки

Оборудование: клеенки, тазики, тряпочки, палочки для

разрыхлителя.

Клеенчатые фартуки, Кукла Золушка.

Предварительная работа.

Чтение сказки

«Золушка»

После сна дети одеваются и выходят из спальни.

Группа заранее подготовлена к трудовой деятельности.

Столы покрыты клеенкой. На одном столе тазик с водой

для мытья игрушки, а в другом тазик с водой для

протирания пыли, комнатные растения, палочки для

разрыхления, тряпочки. На спинках стульев клеенчатые

фартуки.

На кресле спит кукла Золушка.

Воспитатель: Дети, когда вы спали, наша Золушка хотела успеть

сделать уборку в группе и пойти в бал. Но видимо

она устала и уснула. Ну что, будем ее будить или

сами попробуем за нее все сделать?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто в сказке помогает Золушке

рассортировать крупу, убираться в доме.

Дети: Мыши и голуби.

Воспитатель: Правильно дети, давайте мы, тоже наденем фартуки

и превратимся в мышек и голуби. Мышками у нас

будут - мальчики, а голуби- девочки.

Мышки будут разрыхлять землю комнатных

растений, и протирать пыль с них. А голуби мыть

кухонную посуду и вставлять их по полочкам.

Вспомним, как надо выжимать тряпку (чтоб вода в

тряпке не осталось), как разрыхлять землю

(аккуратно, не повреждая корни).

Дети делятся и начинают каждое свое дело.

По ходе работы воспитатель подходит к мышкам (мальчикам и напоминает, что разрыхлять землю надо аккуратно, не сыпать на пол).

Подходит к голубям (девочкам) подсказывает поочередность работы. Двое-трое моет посуду, столько же девочек протирают сухими тряпочками, остальные красиво вставляют на полочки кухонного уголка.

После работы дети убирают за собой, тряпочки ставят сушиться.

Кукла Золушка просыпается, удивляется, радуется.

Золушка: Спасибо ребята, что вы выручили меня. Сейчас я

спокойной душой пойду на бал.

Воспитатель провожает Золушку, и вместе с детьми смотрит за результатом работы, за чистой группы.

Воспитатель: Видите, ребята мы сделали доброе дело, помогли Золушке. А если и дома будете так помогать, тогда ваши родители будут очень рады, что их дети выросли и стали большими помощниками.

    А. М. Виноградова, Г. Н. Година. « Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду». Москва « Просвещение» 1987г.

    В. Г. Нечаева. « Воспитание дошкольника в труде». Москва « Просвещение» 1983 г.