Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России». Золотое кольцо россии В Иваново изготавливают украшения из финифти

Термин «Золотое кольцо России» впервые появился сорок лет назад. Это ансамбль городов, расположенных в самом сердце России, и имеющих большую историческую ценность. Соединенные автотрассами, они образуют круг, который стал символом богатейшего культурного наследия страны.

Немного истории

В 1967 году столичный литератор Юрий Бычков отправился в Суздаль, чтобы собрать необходимый исторический материал. Во время своего путешествия он посетил и другие города: Владимир, Иваново, Кострому.

Оказавшись под большим впечатлением от атмосферы древнерусских городов, Бычков написал очерк не про один, а про все города, которые попадались ему на пути во время путешествия.

Поскольку маршрут литератора пролегал по окружности, он решил дать ему красивое название - «золотое кольцо».

Тогда Бычков даже не мог предположить, что спустя время оно станет своеобразной визитной карточкой одного из самых популярных туристических направлений в России.

Рис. 1. Золотое кольцо на карте.

Все города, входящие в Золотое кольцо, имеют уникальную историю. Они были свидетелями важнейших исторических событий, и хранят в себе множество тайн. Именно здесь черпали вдохновение русские писатели и живописцы, а пейзажи этих городов украсили многие отечественные киноленты.

Города Золотого кольца России

Традиционно в список Золотого кольца входят 8 крупных городов. Рассмотрим подробнее каждый из них.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • Владимир - настоящая сокровищница и древнейший город России. В 12 веке это была столица Владимиро-Суздальского княжества, но со временем город утратил свой высокий статус. На его территории сохранились в своем первозданном виде памятники архитектуры: златоглавые храмы, старинные деревянные терема. Особую ценность представляет Успенский собор, построенный в 12 веке и расписанный Андреем Рублевым.

Рис. 2. Успенский собор.

  • Суздаль - небольшой, но очень красивый город, который можно смело назвать городом-музеем. На небольшой его территории размещено более двух сотен памятников культурного и исторического значения. Здесь можно полюбоваться такими самобытными строениями как Церковь Бориса и Глеба, Суздальский Кремль, Ансамбль торговой площади.
  • Иваново - самый «юный» город Золотого кольца. Он был возведен на месте одноименного села в 1871 году. С тех пор город получил немало других названий, среди которых «Город невест», «Текстильная столица России», «Ситцевый край». К достопримечательностям Иваново относят архитектурные строения 20-30-х годов прошлого века. Этот период получил название советский конструктивизм. Все строения отличаются строгими, четкими линиями и внушительными размерами.
  • Кострома - город с богатой историей и вместе с тем это один из крупнейших речных портов России. На фоне других городов Золотого кольца выделяется, прежде всего, архитектурой религиозного характера.

Особую ценность представляет мужской Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь, где в свое время жил и был возведен на престол Михаил Романов - первый русский царь из великой династии Романовых.

  • Сергиев Посад - здесь расположен крупнейший в России мужской монастырь - Троице-Сергиевая Лавра. Он был возведен в 14 веке и включает в себя более 50 различных сооружений.

Рис. 3. Троице-Сергиевая Лавра.

  • Ярославль - один из крупных городов, история которого насчитывает тысячу лет. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Как и во многих других “золотых” городах, здесь находится много старинных архитектурных достопримечательностей.
  • Переславль-Залесский - небольшой скромный городок, на территории которого расположен национальный парк «Плещеево озеро». Здесь находятся древние строения и уникальные музеи.
  • Ростов Великий - один из старейших городов Золотого кольца. На его территории расположено много ценных памятников истории и культуры, среди которых особенно выделяется Ростовский Кремль, а также Успенский собор и его звонница.

Вера Балтачева
Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» в 3 классе

Урок окружающего мира .

Тема : «ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО РОССИИ »

3 класс

Цели деятельности учителя :

Образовательная : создать условия для ознакомления со старинными городами, вошедшими в Золотое кольцо России ; расширение кругозора учащихся в области достопримечательностей городов.

Развивающая : способствовать развитию речи учащихся, познавательного интереса к предмету.

Воспитательная : содействовать воспитанию любви к России , интереса к её духовному наследию.

Цель : познакомить с городами, входящими в состав Золотого кольца России .

Задачи :

1. Познакомить со старинными городами России .

2. Развивать представления обучающихся об исторических достопримечательностях городов Золотого кольца России и умение работать с различными источниками информации.

3. Воспитывать эстетические чувства, патриотические чувства, умение работать в группе.

Оборудование для учителя :

Мультимедийный проектор;

Учебник «Окружающий мир » , рабочая тетрадь;

Энциклопедии

Оборудование для учащихся :

Учебник;

Тетрадь на печатной основе «Окружающий мир ;

Информационные листы

Лист самооценки

Смайлики

Памятки работы в группе

Роли в группе

Медиаматериалы :

Аудизапись «Звон колокола»

Презентация «Золотое кольцо России »

Музыкальная физминутка

Планируемые результаты :

Личностные УУД :

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

Воспитание чувства любви к своей родине.

Регулятивные УУД :

Умение самостоятельно планировать алгоритм выполнения задания, корректи-ровать работу по ходу ее выполнения;

Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Умение самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий.

Познавательные УУД :

Умение извлекать информацию из разных источников (учебник, презентация, сеть Интернет) ;

Умение находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную из разных источников.

Коммуникативные УУД :

Умение оформлять свои мысли в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;

Умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим процесс работы и свой результат; слушать мнения других;

Умение строить добрые, уважительные отношения между партнерами;

Умение давать адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм

План урока :

1. Организационный момент.

2. Мотивация. Постановка темы и цели урока .

3. Актуализация опорных знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Закрепление изученного материала.

6. Итог урока .

7. Домашнее задание.

8. Рефлексия

Этапы урока Ход урока Примечания

1. Орг. момент

1-2 мин - Добрый день.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок .

Меня зовут Вера Леонидовна и этот урок мы проведём с вами вместе. На наш урок сегодня пришли гости, поприветствуем их кивком головы.

Ребята, улыбнитесь друг другу, подарите хорошее настроение своим друзьям и нашим гостям. (Садитесь)

А с каким настроением вы пришли сегодня на урок ? Покажите своё настроение в начале урока смайликом (жёлтый - отличное, зелёный –хорошее, красный- грустное.) (Дети поднимают смайлики)

Спасибо. Я надеюсь, что к концу урока ваше настроение станет ещё лучше.

смайлики

2. Мотив. момент

2. –Ребята, я пришла к вам не с простыми руками. Посмотрите, у меня на столе лежат вещи : рюкзак, записная книжка, ручка, компас, карандаш, фотоаппарат.

Как вы думаете, для чего всё это? (или кому нужны все эти предметы)

(Для путешественника, туриста)

Значит, куда мы с вами отправимся сегодня на уроке ? (мы отправимся в путешествие) .

А ещё здесь лежит вот такая вещь. (золотое кольцо )

Как называется наша страна? (Россия )

Итак, какая же тема нашего урока ? Путешествие по Золотому кольцу России . (Тема урока на доске .)

Работа с листком самооценки.

Ребята, у вас на столе лежат листы самооценки. Оцените ваши знания по данной теме в начале урока в левом столбике (+)

Лист самооценки

Начало урока Конец урока

Знаю всё Знаю всё

Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке ?.

Что такое Золотое кольцо России ? (на доске)

Почему кольцо ? Почему Золотое ? (на доске)

Какие города входят в Золотое кольцо России ?

Местоположение этих городов на карте.

Достопримечательности этих городов.

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг .

Чтение журналисткой заметки.

Прочитайте самостоятельно в парах…заметки, которые лежат у вас на партах

1 ряд :

В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников культуры и истории..

Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) «Советская культура» Золотое кольцо России

3 ряд :

С древних времён кольцо

С давних пор золото золота очень изящны и затейливы.

«Золотое кольцо России

записная книжка, ручка,

карандаш,

фотоаппарат,

кольцо

Тема урока на доске .)

Золотое кольцо России

Лист самооценки

Вопросы на доске

Заметки на каждой парте.

Задание по рядам.

(1 на парту)

Читают парой.

Сегодня мы начинаем изучать новый раздел «Путешествие по городам и странам» . Посмотрите на план размещения городов Золотого кольца на карте . Они действительно расположены кругом, беря своё начало в столице нашей Родины –Москве. В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из столицы нашей Родины.

Вы уже знакомы с достопримечательностями Москвы. Вспомните их.

Игра «4-й лишний» в парах.

(на столах лежат фотографии достопримечательностей Москвы. Найдите лишнюю.

Проверьте себя. Переверните карточки. Какие цвета? (Цвета флага России )

Составьте флаг России .

Кто основал этот город? Князь Юрий Долгорукий. Вспомните, в каком году это было. 1147. (Приготовить карточку)

Что оказалось лишним? Где находится эта башня?

Карта Золотого кольца .

Карточки

Достопримеч

Карточка Князь Юрий Долгорукий

Ребята, где можно найти информацию о городах? (учебнике, в интернете, в энциклопедиях, дополнительной литературе) показать

Сегодня на уроке вам поможет учебник , рабочая тетрадь и информативные листы, которые вы найдёте в своих конвертах. Также в учебниках у вас есть карта, по которой вы найдёте свой город, о котором будете рассказывать.

Перед работой вспомните правила работы в группе.

Распределите роли в группе.

Энциклоп.

Учебник, рабочая тетрадь, информа

тивные листы.

Памятки «Правила работы в группе»

«Роли в группе»

Работа в группах.

Каждая группа получает своё задание.

(№1 В конвертах - информативний лист, лист ответа по городу)

(№2 (В конверте фотографии достопримечательностей города с небольшим описанием достопримечательностей, лист А 3 для оформления)

Время работы – 10 минут.

Физминутка. (муз.)

Итак, мы начинаем знакомится с городами Золотого кольца .

Очутившись в городе, вы должны будете запомнить его название и записать в маршрутные листы – рабочие тетради 2 достопримечательности города.

Первый город Сергиев Посад.

(Выступление 1группы – информация о городе; 2 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.

(Выступление 3группы – информация о городе; 4 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм.

(Выступление 5группы – информация о городе Ростов; 6 группа – достопримечательности;) Дети записывают 2 достоприм

Коллаж - на доску и рассказывают коротко о достопримечат.

Слушание ростовского перезвона, рассматривание ростовской финифти

Закрепление изученного

Итог Сегодня наше путешествие подходит к концу. Мы с вами побывали в нескольких городах Золотого кольца . На следующем уроке мы продолжим наше путешествие.

А сейчас давайте вернёмся к началу урока . Нашли ли мы ответы на наши вопросы?

Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)

Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости)

Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Да, каждый город по-своему красив и одинаково дорог россиянину своей неповторимой красотой, историей. Создание этого маршрута было необходимо для того, чтобы привлечь внимание не только к красоте, но и необходимости беречь и сохранять культурные и исторические ценности России .

Ребята, и в вашем селе тоже есть памятники культуры, которые вы должны беречь и сохранять.

Рефлексия Работа с листком самооценки.

Д/З

Понравилось ли вам сегодня на уроке ? Покажите соё настроение смайликом.

Я благодарю вас за урок . Вы все сегодня очень хорошо поработали. Всем поставим отлично.

Урок окончен . Работа с листком самооценки

синквейн

Попробуйте в группе составить синквейн по одному из городов, в которых вы побывали сегодня.

Заслушиваем 1-2

Д/З : по выбору 1. Подготовить сообщение по 1 достопримечательности любого города.

2. Придумать вопросы к викторине.

3. Найти пословицы и поговорки в которых есть название городов.

синквейн

Лист самооценки

Начало урока Конец урока

Знаю всё Знаю всё

Знаю, но не всё Знаний стало больше

Знаю мало Ничего нового не узнал

Ничего не знаю Могу рассказать другим

Гимнастика для глаз.

Глазки видят всё вокруг

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть всё дано

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг

Погляжу на мир вокруг .

1 ряд :

В теперь уже далекие 60-е годы XX века журналист и общественный деятель в области сохранения культурного наследия Юрий Бычков сел в собственный автомобиль и, выехав из Москвы, прокатился по восьми городам к северо-востоку от столицы. В качестве точек своего маршрута он выбрал те места, где, на его взгляд, сохранилось больше всего памятников

культуры и истории.

Маршрут журналиста был таким : Москва – Сергиев Посад (в те времена Загорск) – Переславль Залесский – Ростов – Ярославль – Кострома – Иваново – Суздаль – Владимир – Москва. А затем он опубликовал в газете «Советская культура» цикл очерков об этих городах под общим заголовком Золотое кольцо России . Каждый очерк был посвящен отдельному городу.

3 ряд :

«Золотое кольцо России – это знаменитый на весь мир туристический маршрут по древним русским городам, хранящим уникальные памятники отечественной истории и культуры».

С древних времён кольцо является символом единства и постоянства.

С давних пор золото – символ богатства и знатности, так как очень редкий и драгоценный металл. Украшения, сделанные из золота очень изящны и затейливы.

Юрий Долгорукий

Год основания Москвы

Старинный облик придают им сохранившиеся архитектурные памятники, созданные с XII по XVII века, это храмы, монастыри, кремли. Древние каменные стены кремлей возвышаются на месте деревянных укреплений IX, X, XI веков, которые строили наши предки, защищаясь от врагов. Поэтому кремль обычно возводился на высоком месте, на берегу реки, озера. Позднее он становился центром города.

Древний город на территории Московской области - Сергиев Посад, чем же он знаменит? Здесь находится главный монастырь России - Троице-Сергиева лавра (рис. 2).

Рис. 2. Троице-Сергиева лавра ()

Монастырь был основан в XIV веке знаменитым монахом Сергием Радонежским. Вокруг в те времена были только глухие леса, но уже при жизни Сергия была проложена широкая дорога от Москвы к монастырю и дальше в северные города. Монастырь поражает всех не только своей красотой, но и своими размерами. Крепостные стены с одиннадцатью сторожевыми башнями тянутся на более чем 1120 метров, их высота достигает 15 метров, а толщина - 10. Почему монастырь называется «лавра»? Лавра - это особый титул, который присваивается только самому главному монастырю. Этот титул был присвоен Троице-Сергиеву монастырю в XVIII веке по указу императрицы Елизаветы Петровны. Здесь находятся самые крупные в России Московская духовная академия и семинария, где учатся будущие служители церкви, здесь знаменитый церковно-археологический музей, в котором хранятся древние иконы, священные книги и старинные предметы церковного убранства (рис. 3).

Рис. 3. Московская духовная академия и семинария ()

Сергиев Посад называют игрушечной столицей России. Самый известный в нашей стране музей игрушки расположен именно здесь, на горе Волокуши напротив Троице-Сергиевой лавры (рис. 4).

Рис. 4. Музей игрушки ()

По его экспонатам можно изучать кукольную историю, в нем сегодня хранится более 30 тысяч игрушек разных народов мира. Но главная игрушка - местная, триста лет в городе и окрестностях развит этот промысел, потешный товар всегда покупали паломники, посещавшие Троице-Сергиеву лавру, среди которых были и русские цари. Поселок Богородское славится народными промыслами, резьбой по дереву и изготовлением игрушек. По народному преданию, давным-давно в селе жила семья. Решила мать позабавить своих детей, вырезала из чурбачка фигурку, аурку, поигрались дети и забросили аурку на печь. Раз муж стал собираться на базар и говорит: «Возьму-ка я аурку, покажу на базаре торгашам». Аурку купили и еще заказали. С тех пор и повелась в селе резьба игрушки, и стала она называться богородской.

Город Переславль Залесский был основан князем Юрием Долгоруким, город находился в залесье, в области полей и земледелий. Спасо-Преображенский собор в Переславском (рис. 6) Кремле заложен Юрием Долгоруким (рис. 5) в 1150 году. Собор - первый и единственный среди локальных храмов северо-восточной Руси, дошедший до нас в почти полной сохранности. На берегу Плещеева озера расположен музей-усадьба «Ботик Петра I». Здесь Петр I начал строительство потешной флотилии, что явилось началом военного флота. Когда строительство флотилии было завершено, на небольшом возвышении установили пушки, из которых палили во время спуска флотилии на озеро.

Рис. 5. Князь Юрий Долгорукий ()

Рис. 6. Спасо-Преображенский собор ()

Это место с того времени называют Гремяч. На воде Плещеева озера Петр I проводил военные учения, сохранилось и единственное уцелевшее судно этой флотилии в специально построенном ботном доме. Бот «Фортуна» в переводе означает «удача». Это памятник истории, главный экспонат музея, вокруг него якоря, мачты с других кораблей, эти якоря - современники Петра I.

На берегу широкого, но неглубокого озера Неру раскинулся один из самых древних городов Золотого кольца - Ростов Великий (рис. 7).

Рис. 7. Ростов Великий ()

Он упоминается в летописях еще с 862 года. В самой древней и красивой части города находится Кремль, с крепостными стенами, со сторожевыми башнями, белокаменными храмами и золотыми куполами. Это постройки XVII века. Со всего мира приезжают туристы, чтобы увидеть чудо-город и послушать знаменитый колокольный звон. Достоянием мировой культуры являются ростовские звоны, уникальный набор музыкальных произведений XVII-XIX века. Неотделимы от музыкального инструмента знаменитые ростовские звонницы (рис. 8).

Рис. 8. Ростовская звонница ()

Каждый из ее 13 колоколов, от самого большого до самого малого, имеют свое особое звучание. Самые большие колокола имеют даже имена. Самый густой тон у огромного колокола по имени Сысой, его вес - 32 тонны. Колокола поменьше называются Лебедь и Баран. Издавна нашим предкам было известно, что вблизи церквей, где часто звонили колокола, люди реже болели, там почти не распространялись эпидемии. Ростовская финифть - это русский народный художественный промысел, существует с XVIII века в Ростове (рис. 9).

Рис. 9. Ростовская финифть ()

Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками. Финифть, или художественная роспись по эмали, появилась в России во времена Петра I. В середине XVIII века в Ростове Великом была создана первая мастерская. Рассказывают, что Петр I учредил специальную награду - собственный портрет, написанный на эмали и усыпанный драгоценными камнями (рис. 10).

Рис. 10. Награда Петра I на эмали ()

Награда вручалась за особые заслуги перед отечеством лично государем. Сегодня изделия, выполненные в этой технике, производиятся на фабрике «Ростовская финифть».

Ярославль - самый крупный Волжский город Золотого кольца. Он был основан около 1010 года князем Ярославом Мудрым. Город белокаменный, с садами, со старинными прекрасными церквями, башнями и воротами уже отметил свое тысячелетие. Церковь в честь пророка Илии была первой церковью города (рис. 11).

Рис. 11. Церковь Илии пророка ()

Согласно сказанию о построении града Ярославля, она была заложена князем Ярославом Мудрым одновременно с самим городом в честь того, что легендарная победа князя над медведем произошла в день этого святого. Стены этого храма украшены росписью знаменитых костромских художников Гурия Никита и Силы Савина вместе с ярославскими мастерами в XVII веке. Такие росписи водяными красками по сырой штукатурке называют фресками. В центре вы видите большой пятиглавый храм, а слева и справа - две постройки, которые называются шатровые. Шатер используется в виде конуса в церковных постройках, увенчанных булавкой с крестом. Один из шатров - это продолжение церкви, а другой - восьмигранная колокольня. В Ярославле несколько таких церквей.

Кострома-городок - Москвы уголок. Эта старинная поговорка издавна известна жителям Костромы. У Костромы с Москвой историческое родство, и основатель у двух городов один - князь Юрий Долгорукий. Кострома всего на пять лет моложе столицы. Жители города сумели уберечь от разрушений многие памятники. Улицы в Костроме расположены веером, это хорошо видно на плане города (рис. 12).

Рис. 12. План города ()

Легенда объясняет это так: когда императрица Екатерина II приказала перестроить город, ее спросили, какой она хочет видеть Кострому. Императрица в тот момент раскрыла веер, вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные торговые ряды, им уже более 200 лет. В старину каждому товару отводилось свое место, поэтому и ряды назывались по-разному: масляные, пряничные, мучные, табачные. Один из самых красивых храмов золотого кольца - церковь Воскресения на Дебре (рис. 13).

Рис. 13. Церковь Воскресения на Дебре ()

Вход в церковь - западные ворота - украшены белокаменными фигурками животных в кирпичных окошечках, а столбики, на которые опирается арка ворот, называются кубышками. В Троицком соборе Ипатьевского монастыря фрески Гурия Никитина и Силы Савина уникальны по своему изображению и созданию сюжета (рис. 14).

Рис. 14. Фреска Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме ()

В городе процветали художественные ремесла, в Ипатьевском монастыре существовала иконописная школа. Костромской край был одним из центров ювелирного искусства. Кострому называют ювелирной столицей России. В Костроме передавались из поколения в поколения традиции уникальной художественной резьбы по дереву. Развивались все виды узорного ткачества, а вышивка стала неотъемлемой частью народного искусства.

От Костромы недалеко и до Владимира. В 1108 году Великим князем Владимиром Мономахом на высоком берегу Клязьме был заложен древнерусский город (рис. 15).

Рис. 15. Древнерусский город Владимир ()

Поначалу Владимир был военной крепостью. Это место и сейчас называют Мономахов город. Он является центральной частью современного Владимира. Древний Мономахов город окружали насыпные земляные валы, поверх валов высились бревенчатые стены. В былые времена въехать в город можно было только через золотые ворота (рис. 16).

Рис. 16. Золотые ворота ()

Посреди улицы возвышается белая арка с двумя башенками по бокам, над аркой - купол. Сейчас там музей, а в старину наблюдали дозорные, нет ли какой опасности Владимиру. Стоит город на крутой горе. Старинные белые храмы сверкают маковками куполов. Самые древние из уцелевших храмов древней Руси построены в XII веке, это белокаменный пятиглавый Успенский собор (рис. 17), он дважды знаменит, его стены внутри расписывал фресками гениальный русский иконописец Андрей Рублев.

Рис. 17. Успенский собор ()

Рядом Дмитриевский собор, его стены украшают несколько сотен каменных изображений удивительных растений, сказочных животных (рис. 18).

Рис. 18. Дмитриевский собор ()

Это целая энциклопедия. Возводились эти храмы, когда Москвы еще не было, вот почему о Владимире говорят: «Старший брат Москвы».

Мы совершили путешествие по Золотому кольцу России. По туристическому маршруту, проходящему по древнерусским городам, и увидели уникальные памятники культуры и истории России.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3. - М.: Просвещение.
  1. Privetstrana.ru ().
  2. Uateka.com ().
  3. Stsl.ru ().

Домашнее задание

  1. Почему Золотое кольцо России получило такое название?
  2. Чем славится город Сергиев Посад?
  3. Какими соборами владеет город Владимир?

Мармулева Ольга Анатольевна, учитель начальных классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Школа №15 г.Черемхово»

Урок окружающего мира

Тема: «Золотое кольцо России».

Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину в рамках реализации ведущей содержательной линии «Человек и общество»: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину.

Задачи:

    Познакомить с городами, составляющими Золотое кольцо.

    Учить узнавать город по его основным достопримечательностям и воспроизводить в небольшом рассказе-повествовании изученные сведения о городе.

    Продолжить формирование навыков сотрудничества со сверстниками в образовательной деятельности.

Формируемые метапредметные результаты:

Познавательные: овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; о владение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того что ещё неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Тип урока : изучение нового материала

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Дидактическое обеспечение: презентация «Золотое кольцо России», карточки для групп, учебник «Окружающий мир»

Ход урока :

Этап урока

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Контрольно-оценочная деятельность

1. Мотивация к учебной деятельности.

Ребята, я очень рада видеть ваши добрые лица и лучистые глазки. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы и все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду, злость, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть такого ясного солнечного дня. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. (Дети поворачиваются друг к другу, соединяют ладони и настраиваются на работу. “Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, если будет трудно я тебе помогу…”.

- Мы начинаем изучать новый раздел. Как он называется?

(Путешествие по городам и странам)

-Изучая этот раздел чему мы будем учиться?(с. 85)

Как называют людей, которые путешествуют? (путешественники или туристы)

И сегодня отправляемся в виртуальное путешествие, представим себя в роли туристов. Побываем в нескольких древних русских городах.

Создание проблемной ситуации:

1) Выполните арифметические действия и составьте слово.

Кот – т + крыльцо – кры = ?

Как вы понимаете, что такое кольцо?

Для чего служат кольца? Какие бывают кольца?

Сегодня на уроке речь тоже пойдет о золотом кольце. Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое кольцо Украшено оно особыми российскими самоцветами. У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название.)

-А что это за самоцветы?

Давайте посмотрим на карту. (Показ карты на слайде через проектор)

«Золотое кольцо России» - тысячекилометровый туристский маршрут по древнерусским городам.

Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

Так какая тема сегодняшнего урока?

- Золотое кольцо России

Выполняют арифметические действия, отгадывают слово КОЛЬЦО.

Отвечают на вопрос.

Высказывают предположения.

Кольцо- это ювелирное украшение, предмет в форме окружности..

Кольца бывают обручальные, олимпийские, гимнастические…

Станции, остановки на маршруте, украшения, города…..

2. Целепологание

Каковы же цели нашего путешествия?

    Почему кольцо ?

    И почему Золотое ?

Какие города входят в состав Золотого кольца России?

Узнать о достопримечательностях и знаменитых людях этого города

Принятие цели урока, планирование деятельности

Овладение логическими действиями анализа, синтеза, причинно-следственных связей;

осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.

3. Выявление места и причины затруднения.

Впутешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Что вы знаете о Москве?

Город Москва столица нашей Родины. Он был основан в1147 году на берегах реки – Москвы. Его основал Юрий Долгорукий.

Москва – огромный город. И по числу жителей, и по своим размерам он стоит в числе крупнейших городов мира.

Отвечают на вопросы.

Формирование умения планировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания)

Исследовательская работа с текстом -.

Путешествовать будем парами. Знакомиться с городами Золотого кольца вам поможет алгоритм на инструкционных картах

Каждая группа (пара) будет работать по этому алгоритму, анализируя материал учебника, вписывая добытые сведения в маршрутные листы . Потом заслушаем отчеты групп

Читают текст (учебник с.). Отвечают на вопросы.

Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

извлечение необходимой информации из текста.

5. Реализация построенного проекта.

Организация самостоятельной работы

Правила работы в группе и в паре

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2.Не согласен – объясни почему.

3.Доказывай свое мнение спокойно, вежливо

4. Говори только по делу

5.Работай дружно, помогай друг другу

Гимнастика для глаз.

Работают в группах – составляют небольшой рассказ-повествование о городе.

Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Организация отчета групп, во время рассказа обучающихся дети заполняют карту с. 54

Сколько городов входит в состав Золотого кольца?

Члены каждой группы рассказывают об одном из городов Золотого кольца.

Оценивают свою работу

Готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку.

7. Самостоятельная работа

(Тест) .

Организация самостоятельной работы индивидуально

Проверка по ключу.

    Город, название которого, возможно, произошло от слова «угол». Это Углич?

    Плес-это город художников?

3.Нижний Новгород входит в состав Золотого кольца России?

4.Золотые ворота находятся во Владимире?

5. Город Сергиев Посад назван в честь святого Сергия Радонежского?

6. Часовой завод «Чайка» находится в городе Кострома?

7. Ярославль основал Ярослав Мудрый?

8. В Иваново изготавливают украшения из финифти?

9. В Переславле-Залесском улицы расположены в виде веера?

10. Золотое кольцо России- это города в котором делают золотые украшения?


Обучающиеся зотвечают на вопросы текста, заполняют карточку ответов и оценивают себя.

Умение делать выводы, используя различные виды чтения.

8 Рефлексия учебной деятельности .

Организует игру «Выбери фразу».

Ребята, тема нашего урока «Золотое кольцо России», пожалуйста, ответьте, почему же - кольцо?

Давайте посмотрим на карту (Эти города образовали кольцо.

А кто может сказать, почему «золотое»?

Правильно, каждый город Золотого кольца блистает своей богатой историей и достопримечательностями, а вместе составляют сокровищницу русской культуры, наглядную энциклопедию древнерусской архитектуры.

- Наше путешествие подошло к концу. Результатом нашей совместной деятельности стала маршрутная карта по древним городам Золотого кольца России с обозначением их главных достопримечательностей.

Я предлагаю вам высказать своё мнение об уроке с помощью начала фраз, записанных на доске (Слайд):

Сегодня я узнал(а) …

Было интересно …

Было трудно …

Я научилась(ся) …

Я почувствовал (а) …

Мне захотелось …

Формулирует домашнее задание.

    Выполнить задание в рабочей тетради с. 57.

    Составить презентацию об одном из городов Золотого кольца

Выбирают фразу из «рефлексивного экрана» на доске.

Слушают домашнее задание.

Эмоционально-личностная оценка, умение рефлексировать изменения своего эмоционального состояния.

Цели урока:

  1. Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.
  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
  3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца.
  3. Рисунки гербов.
  4. Магнитная доска, магниты.
  5. Физическая карта городов Золотого кольца.
  6. Украшения из финифти.
  7. Значки городов «Золотого кольца».
  8. Учебники, рабочие тетради.
  9. Кроссворд.
  10. Игра «Отгадай город по описанию».

Ход урока

I. Оргмомент:

Учитель:

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.

Ученики:

Постараюсь всё понять,
Многое хочу узнать.

II. Объявление темы урока:

Мы начинаем изучать новую тему «Путешествие по городам и странам». Сегодня мы побываем в нескольких древних русских городах. Все вместе они образуют знаменитое на весь мир Золотое кольцо.

III. Работа по теме:

Слайд 3.

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы.

Слайд4.

А вот на чём, попробуйте отгадать:

Что за чудо – жёлтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином!

Слайд 4.

Правильно. Это школьный автобус.

Слайд 5.

Рассмотрите карту нашего путешествия. «Золотое кольцо». Это замечательное название возникло не случайно. Сверкающее кольцо России образуется из прекрасных древних городов северо-восточной Руси:

Слайд 5.

Сергиева Посада, Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля, Костромы, Суздаля, Владимира. В истории Русской земли они занимают особое место. Слайд 6.

Здесь складывалось единое русское государство, ставшее потом великой империей. Здесь, во Владимиро-суздальской земле, копилась сила для будущих побед над монголо-татарами.

А в лихолетье, названное смутным временем, в Ярославле и Костроме собирали народ для битвы с польско-литовскими захватчиками Минин и Пожарский. На костромской земле простой крестьянин Иван Сусанин ценою своей жизни спас жизнь русскому царю, а значит, и будущее России.

Путешествие по Золотому Кольцу начинается в столице нашей родины – Москве. В древности оно начиналось от проезжих башен Кремля.

Слайд 7.

И первым городом, в который дорога приводила паломников, был Сергиев Посад. Троицкая дорога вела к Троице-Сергиевой лавре, к великому старцу земли русской – преподобному Сергию Радонежскому.

1 ученик:

Слайд 8.

Как не похожа теперь эта местность на поросший вековым лесом холм Маковец, в непроходимых дебрях которого преподобный Сергий своими руками срубил первую деревянную церковку. Теперь здесь красуется знаменитая Троице-Сергиева лавра, а вокруг – небольшой городок Сергиев Посад с храмами и старинными домиками на тихих улочках. Ещё при жизни преподобного Сергия вокруг обители стали селиться люди. Они просили у него благословения, чтобы жить здесь, расчищали лес, ставили избы. Так появился город, ставший любимым местом паломников-богомольцев и просто путешественников.

С Троице-Сергиевой лаврой и её основателем преподобным Сергием связано историческое событие – победа на Куликовом поле.

Слайд 8.

« Неисчислимая татарская орда шла на Русь. Московский князь Дмитрий Иванович, который почитал преподобного Сергия и верил в его прозорливость, отправился в лавру просить совета, что делать? Силы далеко не равны, идти ли ему в поход против татар? Преподобный Сергий благословил князя, сказав, что русские победят в этой битве. 8 сентября 1380 года в сражении, которое длилось целый день, монголы были разбиты.

Слайд 9.

Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь, с величественными соборами, Троицким и Успенским, с синими в золотых звёздах куполами, нарядными церквями и палатами. На территории лавры находятся корпуса Духовной академии и семинарии.

2 ученик:

1. Работа с картой.

За лесами Великого Ополья – плодородных равнин, начинающихся у Владимира и доходящих до Ростова Великого, лежит Плещеево озеро. В XII веке Юрий Долгорукий основал на берегу озера новый город, названный Переяславлем .

Слайд №10.

Шли по дорогам путники, плыли по рекам из Киева в Ростов, из Новгорода в Суздаль купцы – никому не миновать этих мест.

Сушатся на берегу рыбацкие сети, темнеют на воде рыбачьи лодки.… Славится озеро рыбой, знаменитой «селёдкой переславской».

Князь Юрий Долгорукий решил обустроить город и, прежде всего, заложил каменную церковь Преображения Господня.

Слайд 11.

Могучие стены Спасо-Преображенского собора удивляют и сейчас. Внутри стены собора были покрыты великолепными фресками, однако в конце 19 века росписи были уничтожены.

Слайд 11.

Рядом с собором стоит шатровая церковь Петра Митрополита, в котором хранилась городская казна.

Слайд 12.

Мало на Руси городов, в которых до сей поры сохранилось столько памятников древней архитектуры и искусства.

Слайд 13.

А ещё в Переславле – Залесском неподалёку от Симеоновского храма в деревянном доме расположен уникальный музей утюга, в котором собрано более 150 видов утюгов самых различных форм.

3 ученик:

Слайд 14.

Широко разлилось славное озеро Неро. Широко, да не глубоко. Называли его иногда «морем тинным».

– Ой, ты гой еси, море тинное.
Отчего зовут тебя озером?
– Оттого зовут меня озером,
Что песку во мне нет на донышке
И что нет во мне рыб заморских… (Поёт ученица.)

Слайд 15.

Это старинная песня про Неро-озеро. А над озером, словно город сказочный, стоит Ростов Великий .

Этот город – один из самых древних в золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим.

Слайд 15.

Самая замечательная часть города – Ростовский кремль, за белыми стенами которого видны многочисленные купола церквей.

Слайд 16.

Отражаются в воде купола-луковки белокаменных храмов, золотые кресты, терема да башенки. И плывёт над озером перезвон колокольный. Это не просто звон, а настоящая музыка. И, чтобы услышать её, приезжают люди со всех сторон, из дальних стран. (Слушаем Ростовский колокольный звон.)

Слайд 17.

А ещё славится ростовская финифть – эмаль, применяющаяся при художественной росписи металлических изделий. В огне и жаре рождаются чудесные рисунки на эмали. Словно драгоценные камни с картинками – тут узоры и цветы, пейзажи и портреты. Это очень красивые эмалевые украшения – броши, серьги, браслеты. Секреты ростовской финифти передаются мастерами из поколения в поколение (показ эмалевых украшений).

4 ученик:

2. Работа с картой.

Слайд 18.

Следующая остановка на нашем маршруте – город Углич . Он стоит на реке Волге. Слайд 19.

Углич известен с 937 года. В Угличе в ссылке вместе со своей матерью Марией Нагой находился малолетний царевич Дмитрий, последний сын Ивана Грозного. 15 мая 1591 года весенним утром в Угличе ударили в набат. Народ бросился на княжеский двор. Там увидели страшное зрелище: на земле – окровавленное тело царевича Дмитрия. А над ним – обезумевшая от горя мать.

Слайд 19.

Так погиб при невыясненных обстоятельствах наследник царского трона восьмилетний царевич Дмитрий.

Слайд 20.

В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция – одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».

5 ученик:

Слайд 21.

Жемчужина «Золотого кольца России», город Ярославль , расположен на берегу реки Волги, там, где в неё впадает речка Которосль. Город был основан в 1010 году князем Ярославом Мудрым и назван в его честь.

Слайд 22.

Старинное предание рассказывает о том, что на месте современного Ярославля когда-то находилось древнее языческое селение. Ярослав с дружиной захватил его, разрубил боевым топором языческое изображение медведя и основал город-крепость. Другая легенда рассказывает о том, что князь на этом месте убил живого медведя. Как бы то ни было, изображение медведя до сих пор присутствует в гербе города.

Слайд 23.

Князь Ярослав вскоре стал великим князем киевским. И мы знаем его под именем Ярослава Мудрого.

Слайд 24.

В центре города можно увидеть памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый профессиональный общедоступный театр.

Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

Слайд 25.

Наивысшего расцвета Ярославль достиг в 17 веке. Именно в этот период были возведены многие церкви, которые сейчас считаются памятниками архитектуры и истории.

IV. Физкультминутка:

Завели автобус мы
Р-р-р-р-р-р-р-р.
Накачали шины мы
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Улыбнулись веселей
И поехали быстрей
Р-р-р-р-р, ш-ш-ш-ш.
Едем, едем, долго едем.
Очень долог этот путь.
Скоро до Москвы доедем,
Там мы сможем отдохнуть.
На скамеечку присядем,
Ручки, ноженьки потянем.
Ещё минутку отдохнём
И работать все начнём.

6 ученик:

Слайд 26.

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся – Кострома . Кострома – речной порт, центр Костромской области.

3. Работа с учебником.

Откройте учебники на 93 странице, читаем со второго абзаца:

Слайд 27.

«Если посмотреть на план города, то можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет. Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным.

Слайд 27.

В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия – Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды…»

ученик:

Слайд 28.

Говоря о Костроме, вспомним о великом подвиге крестьянина Костромского уезда Ивана Сусанина, принявшего смерть за царя. В марте 1613 года отряд поляков пробирался в деревню Домнино под Костромой, где находился Михаил Романов с матерью. Поляки хотели убить избранного на царство Михаила. Они силой заставили Сусанина проводить их в Домнино. Сусанин отправил гонца предупредить Михаила об опасности. Сам же, понимая, что идёт на верную гибель. Завёл врагов в непроходимые дебри и болота. Поляки, поняв в чём дело, замучили Сусанина до смерти. Но жизнь царя была спасена.

Слайд 28.

В Костроме в центре города был поставлен памятник Ивану Сусанину, и старинная площадь стала называться Сусанинской.

7 ученик:

Слайд 29.

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге – Плёс . Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами.

Слайд 29.

Многие древние города Руси в настоящее время стали похожи на небольшие посёлки, а количество населения в них неуклонно уменьшается. Однако это только помогает им сохранять свой исторический облик и становиться центрами туризма. Именно таким является городок Плёс, расположенный в ивановской области.

Уже в конце позапрошлого века Плёс стал популярным местом отдыха для москвичей. Там появились дачные посёлки, а развивающееся пароходство только способствовало наплыву туристов.

Слайд 30.

Плёс стал настоящим культурным центром: его облюбовали писатели и художники. Так, например, И.И. Левитан много раз бывал в этих местах и написал несколько пейзажей плёсского края.

Слайд 30.

Бывал в городе и известный певец Фёдор Иванович Шаляпин.

8 ученик:

Слайд 31.

Из Плёса мы отправимся в Суздаль – всемирно известный город-музей. Душа настраивается на особый лад.

Слайд 32.

Древностью веет от этой легендарной земли. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенёсся в далёкое прошлое.

Суздаль не зря называют уникальным музеем под открытым небом. Здесь расположено более 200 памятников архитектуры и истории, наглядно демонстрирующих различные архитектурные стили и композиции, которые были популярны в том или ином веке. Маленькие церковки и большие соборы, «летние и «зимние», шатровые и купольные, с колокольней и без неё.…Каждая церковь в Суздале особенная и чем-нибудь выделяется среди других. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Давайте посмотрим на эту красоту.

Слайд 33.

Слайд 34.

В городе есть знаменитый Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева.

4. Работа с учебником.

Слайд 35.

От Суздаля совсем недалеко до Владимира.

Его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города).

Слайд 36.

Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток уже известной нам реки). Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира.

Слайд 36.

Вот перед нами замечательный памятник старины – Золотые ворота.

Слайд 36.

Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным собором Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле.

Слайд 36.

А вот Дмитриевский собор. На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений.

Из Владимира мы возвращаемся в Москву. Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

V. Закрепление.

1. Беседа:

Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

– Покажите на карте эти города.

– В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? (Сергиев Посад.)

– Что такое финифть? (Красивые эмалевые украшения.)

– В каком городе её делают? (В Переславле-Залесском.)

2. Работа с тетрадью.

Учитель:

Ребята,откройте тетради на 47 странице, найдите задание №4. Нужно соединить линиями названия городов с именами великих людей, в честь которых они названы.

Кто основал город Владимир? (Владимир Мономах.)

– А город Сергиев Посад? (Сергий Радонежский.)

– Какой ещё есть город в Золотом кольце, основанный известным человеком, князем? (Ярославль.)

– Почему он так называется? (Его основал князь Ярослав Мудрый.)

3. Игра «Узнай города по описанию»:

Учитель:

Поиграем в игру «Узнай города по описанию»

Слайд 37.

Если вы назовёте город правильно, компьютер покажет ответ.

  1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. (Сергиев Посад)
  2. Улицы этого города расположены в виде веера. Там, где они находятся, стоят старинные торговые ряды. (Кострома)
  3. Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течёт «углом». В этом городе есть большой часовой завод. (Углич)
  4. Этот город называют городом-музеем под открытым небом. В нём много церквей, монастырей, часовен. А ещё есть Музей деревянного зодчества. (Суздаль)

4. Работа с тетрадью.

Учитель:

А теперь, проверим, знаете ли вы достопримечательности городов. Найдите в рабочих тетрадях задание №5 на странице 48, читаем его: вырежи из приложения тетради на странице 85 фотографии и наклей их в нужное окошко. Укажи стрелками названия городов.

Начинаем его выполнять.

5. Кроссворд.

А теперь давайте повторим, как вы запомнили всё то, о чём мы говорили сегодня на уроке. Разгадайте кроссворд:

Слайд 38.

  1. Широкая часть реки между двумя изгибами. (Плёс)
  2. Музей деревянного зодчества. (Суздаль)
  3. В этом городе находится замечательный памятник старины – Золотые ворота. (Владимир)
  4. Название города произошло от слова «угол». Река течёт «углом». (Углич)
  5. Главный, важный монастырь. (Лавра)
  6. Красивые эмалевые украшения: броши, серьги, браслеты. (Финифть)
  7. Этот город ещё в давние времена с уважением называли Великим. (Ростов)

VI. Итог урока.

О чём мы говорили сегодня на уроке?

– В каких древних русских городах мы побывали сегодня на экскурсии?

– Попробуйте объяснить название «Золотое кольцо».

Учитель: Вы все правильно высказали свою точку зрения, отвечая на поставленный вопрос. А теперь послушайте, что об этом говорится в Интернете.

«Эти города олицетворяют во всей красе величие Святой Руси. Они представляют из себя воплощённое в камне, золоте куполов, величии православных храмов, неповторимых природных красотах территории православных обителей XII-XVI веков доказательство непреложной истины, что только в симфонии светской и духовной жизни, в Боге – секрет могущества нашей Родины, её процветания.

Если посмотреть на карту, то становится понятно, почему маршрут по этим местам стал называться «кольцом». Он напоминает форму кольца. Его протяжённость – 1000 км».

– Кому из вас понравился этот урок?

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр.88-97);
  2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.98-99);
  3. Выполнить задание №2 в рабочей тетради (46).