Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей подготовительной группы. План-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему: Конспект непрерывной образовательной деятельности по росписи козлика «Роспись дымковского козлика!"

Цель: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы, выделять средства выразительности.

Формировать навыки лепки дымковской игрушки, умение передавать характерные особенности (туловище, ноги, хвост, грива, рога и т.д.), выполнять декорацию элементов, использовать стеки для выразительности, различные техники и приемы лепки (приглаживание, вытягивание, защип).

Образовательная область: художественное творчество.

Интеграция образовательных областей:

Социализация: формировать эмоциональный отклик на произведение народного искусства - дымковской игрушки.

Чтение х/л, музыка: воспитывать детей на традиционных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.

Материал: дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, слайды-презентация «Дымковская игрушка», СDпроигрыватель с записями русских народных мелодий, пластилин для моделирования, цветной пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-схемы, самовар, баранки.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.

Ход занятия:

1. Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния и приглашает на выставку дымковской игрушки. Воспитатель рассказывает, где игрушки можно встретить в наше время и предлагает познакомиться поближе с промыслом дымковской игрушки, чтобы дети тоже попробовали себя в этом рукоделии и почувствовали себя настоящими мастерами народного промысла.

2. Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.

Просмотр слайдов игрушек с загадками к ним:

«Стоит на стройных ножках-

Вся краса в рожках» (олень)

«Бегут по дорожке борода и рожки» (козлик)

«Что за конь! Только тронь-

С всадником вместе ускачет верст за двести»

Просмотр слайдов с показом последовательности лепки. Проговорить технику последовательности лепки.

3. Пальчиковая гимнастика «На руке у нас 5 пальцев».

4. Выбор понравившейся игрушки. Лепка по схемам индивидуального выбора (оленя, козлика, лошадки, коровы, барашка).

5. Итог. С какими игрушками познакомились?

Как вы считаете, похожа ли ваша игрушка на образец дымковской игрушки на выставке?

Какими получились ваши игрушки?

Воспитатель: После усердной работы вечерком любили мастера попить чай с бубликами. Приглашает на чаепитие детей. Благодарит за работу.

Организация выставки дымковских игрушек детей в группе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

СЛОБОДА ДЫМКОВО

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА

Стоит на стройных ножках Вся краса в рожках.

козлик Бегут по дорожке Борода и рожки.

лошадка Что за конь! Только тронь- С всадником вместе Ускачет верст за двести..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...

Конспект занятия «Дымковская игрушка» для детей 6-7 лет

Нерсесян Наира Игоревна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №144", г. Воронеж

Назначение: воспитатели старших и подготовительных групп,учителя начальных классов,родители.
Цель: Знакомство детей с народной культурой.
Задачи:
-Познакомить с историей Дымковской игрушки.
-Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров, к народному искусству России.
-Закреплять знания детей о процессе изготовления дымковской игрушки и умение рассказать об этом.
-Формировать знание о характерных особенностях росписи игрушек,умение создавать узоры по собственному замыслу.Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).Учить расписывать дымковскими узорами.
-Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
Предварительная работа: составление презентации «Дымковская игрушка», оригинальные дымковские игрушки для демонстрации,напечатанные трафареты на белой бумаге(формат А4) и цветные карандаши.
План занятия:
- 1. Организационный момент
2. Теоретическая часть. Вводная беседа об истории и процессе создания с демонстрацией дымковских игрушек, картин, презентаций.Объяснение последовательности росписи.
3. Заключительная часть.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята,у вас всех есть игрушки,а из чего они сделаны?
Дети: Наши игрушки сделаны из пластмассы,резины,металла,дерева,ткани.
Воспитатель: Давайте узнаем какие игрушки делают в селе Дымкого?
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Феофанов)
Воспитатель: Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? С вами познакомимся с дымковскими глиняными игрушками.Родился в заречной большой слободе Дымково близ города Вятка.В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи,обжигают игрушки.В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой.Возможно,от этого и возникло название Дымкого,а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника <Свистопляска>.Позднее ярмарка-праздник стала называться <Свистунья>. Что же это за игрушки,давайте посмотрим?





Через горные отроги,
Через крыши деревень,
Краснорогий,желторогий
Мчится глиняный олень.


Вот индюк нарядный,
Весь такой он ладный,
У большого индюка,
Все расписаны бока.
Посмотрите,пышный хвост,У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
Да алее гребешок.


Дымковская барышня вся в оранжевых,золотых,алых и зеленых узорах.


Посмитри, как хороша
Эта девица-душа,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.

Даже кони в праздничных нарядах.


Кони глиняные мчатся
На подставках,что есть сил.
И за хвост не удержатся,
Если гриву упустил.

Воспитатель: Что общего у всех этих игрушек?
Дети: У всех игрушек яркие краски, все на белом фоне, покрыты красивыми узорами.
Воспитатель: А как вы думаете,какой краской сначала покрывают игрушку?
Дети: Белой.На белом фоне узоры хорошо и красиво выделяются..
Воспитатель: А сможете предположить,откуда взяли мастера белый цвет?
Дети: Они взяли от снега,у зимы. Игрушки же лепили зимой!!!
Воспитатель: Правильно.Белый фон взяли мастера от заснеженных полей,когда зимой все вокруг белым-бело.В тех местах зима длинная,а снега много.Мастерам хочется сделать игрушку такой же чистой и белой,как снег. А почему они яркие?


Дети: Потому что они делались к празднику,поэтому раскрашивали их яркими красками.
Воспитатель: Какие цвета использовали мастера для росписи игрушек?
Дети: Они использовали яркие цвета:красный, синий, малиновый, желтый, оранжевый, зеленый.
Воспитатель: Какие узоры вы видите на игрушках?
Дети: На игрушках кружочки,точки, линии,клеточки,полоски,кривые,волны,квадраты,кольца,овалы.




Воспитатель: Какие образы можно увидеть в дымковских игрушках?
Дети: Лошадка,петушок,олень,баран,барышня.
Воспитатель: Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, барыни.




Воспитатель: Давайте узнаем как создается игрушка?

(Дети смотрят видео на интерактивном доске,воспитатель параллельно рассказывает).
Много труда надо вложить,чтобы игрушка стала такой нарядной.Она рождается три раза.Первый раз она рождается,когда ее лепят из красной глины.Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую красную глину как связующий материал. Следы лепки заглаживают для придания изделию ровной и аккуратной поверхности.Игрушку надо обжечь,чтобы она стала прочной.От сильного жара игрушка раскаляется,а когда остывает,глина становится звонкой и крепкой.Так игрушка рождается во второй раз. Происходит испытание огнем.А когда рождается третий раз?
Дети: В третий раз игрушка рождается,когда ее белят и расписывают красками.
Воспитатель: Потом ее белят мелом,разведенным молоком,и расписывают.Иногда поверх узора налепляют кусочки сусального золота,придающее еще большую нарядность игрушке.Так она рождается третий раз.Красивые яркие,нарядные игрушки продают на ярмарке.Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс уникальный и творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух абсолютно одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна, единственна и неповторима.



Воспитатель: Предлагаю вам стать настоящими народными мастерами и расписать трафареты дымковской игрушки.

Конспект занятия образовательной области по декоративной лепке

Группа: старшая

Тема: Декоративная лепка козлика по мотивам дымковской игрушки.

Цель: Знакомство детей с традиционной народной культурой на материале дымковской игрушки.

Задачи:

1.Формировать умение выполнять лепку игрушки козлика скульптурным (лепки из целого куска путем вытягивания частей) способом лепки;

2.Развивать чувство формы, пропорций, ритма;

3.Воспитывать интерес к традициям родной культуры.

Материалы и оборудование для занятия:

для воспитателя: образец игрушки, пластилин, стека, доска для лепки;

для детей: доски для лепки, пластилин, стеки, салфетки.

Ход НОД:

1. Организационный момент (1-2 мин.)

Посмотрите ребята, к нам в гости пришел козлик. Какой он?

- Козлик, козлик круторогий, У него характер строгий. На ногах его штанишки, Полюбуйтесь ребятишки!

- А вы знаете, что у козлика есть друзья, вы хотите с ними познакомиться?

Отвечают на вопросы:

Красивый козлик.

Хотим познакомиться.

2. Беседа о дымковской игрушке – козлике (3-4 мин.)

Ребята посмотрите на картинки, на них вы видите игрушки козликов, какие они?

Да, они очень необычные. Посмотрите, козлики – это дымковская народная игрушка. Скажите хором: дымковская игрушка!

И грушка эта не простая, а волшебная расписная: давайте рассмотрим его.

Что есть у козлика?

А какого цвета у него уши?

Какого цвета хвост и копыта?

Рассмотрите узор на козлике? Из чего он состоит?

Какие цвета в узоре на козлике?

Кому из вас понравилась эта игрушка? Хорошо!

Дети говорят хором:

Дымковская игрушка.

Дети отвечают:

У козлика есть голова, шея, туловище, ноги хвост, уши, рога.

Узор состоит из кругов.

3. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)

Пластилин в руки возьмем,

И получше разомнем.

На кусочки все разделим,
Козлика лепить начнем:

Мы скатаем голову,

Ноги – раскатаем.
Штанишки словно колокол,

Их соединяем.

Выполняют движения за воспитателем:

(сжимают и разжимают пальчики)

(показывают, как отрывают кусочки)

(движение, имитирующее скатывание шарика между ладонями)

(движение, имитирующие скатывание колбаски между ладоней)

(соединяют пальцы двух рук друг с другом в виде домика)

4. Объяснение задания: последовательности лепки козлика (5-6 мин.)

Возьмите в руки один кусок пластилина, разомните его.

После того, как размяли пластилин, раскатайте этот комок пластилина на доске для лепки. У вас получится вот такая фигурка – цилиндр (или столбик).

Возьмите цилиндр (столбик) в обе руки и правой рукой вытягивайте один конец цилиндра (столбика).

А теперь сгибайте его дугой. У вас получится шея и голова козлика.

Внизу, где соединяется шея с туловищем, у козлика есть ноги.

Чтобы сделать ноги козлику возьмите стеку в руки и сделайте надрез посередине туловища. После этого вытягивайте пластилин влево и вправо - это будут ноги козлика.

На голове сделаем бороду и рога из пластилина другого цвета, например, желтого.

Отщипните маленькие кусочки и скатайте круглые шарики, и расплющите их, чтобы получились круги - шайбочки. Украсьте красивыми разноцветными кругами свою игрушку.

Затем возьмите немного черного цвета и сделайте глаза, нос и копыта козлику.

Дети берут в руки пластилин, разминают, раскатывают его.

Сгибают и вытягивают шею и голову козлика.

Дети делают стекой надрез и вытягивают ноги козлика.

Вытягивают на голове козлика рога и бороду.

Лепят разноцветные круги из пластилина для украшения туловища козлика.

Делают из черного цвета пластилина глаза, нос, копыта козлика.

5. Пальчиковая гимнастика (1-2 мин.)

Ходит утка в юбке, В теплом полушубке, Курочка - в жилете, Петушок - в берете, Коза - в сарафане, Заинька - в кафтане, А всех их пригоже - Корова в рогоже.

Выполняют движения за воспитателем.

На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших пальцев.

Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.

6. Самостоятельная продуктивная деятельность детей (7-8 мин.)

Дети лепят игрушку из пластилина.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия (2-3 мин.)

С какой игрушкой вы сегодня познакомились, как она называется?

Давайте рассмотрим сказочных козликов, которых вы слепили.

Какие красивые игрушки у вас получились!

Кому понравилось лепить козлика?

Молодцы! Подойдите ко мне, поставьте игрушки на подставку, вот какие замечательные друзья для козлика у вас получились!

Дети отвечают:

Дымковская игрушка.

Дети рассматривают слепленные игрушки.

Художественная деятельность. Рисование.

«Дымковский козлик»

Конспект занятия в старшей группе.

Программное содержание

:
- Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров;
- продолжать учить детей проводить узкие линии и точки – концом ворса кисти;
- закреплять умение чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета;
- использовать в рисовании определённые цвета, применяемые в дымковской росписи;
- воспитывать интерес и любовь к народному искусству.
Словарь : дымковская игрушка, лошадка, нарядная, радостная, веселая, праздничная.
Предварительная работа:
1. Беседы о дымковской игрушке, об особенностях узора, композиции, цветосочетании
2. Рассматривание изделий декоративно – прикладного искусства
3. Рисование элементов дымковской росписи
Оборудование и материал : иллюстрации с изображением дымковских игрушек; образцы узоров на листах А – 4; открытки на каждого ребенка с прорезанной фигуркой козлика; палитра с шестью цветами: красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, оранжевый; баночки с водой, кисти №3, салфетки, подставки для кисточек.
Индивидуальная работа : продолжать учить рисовать концом кисти.
Форма организации:
1. Дети сидят полукругом перед мольбертами с иллюстрациями дымковских игрушек
2. Работа за столами
3. Дети стоят вокруг стола: анализ детских работ.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Ребята, послушайте одну историю. «У дымковской барышни росли дымковские козлики. Паслись они на зелёном лугу, а смотрел за ними дымковский пастушок. В один прекрасный день, когда козлики паслись на лугу, пошёл очень сильный дождь и смыл узор на дымковских козликах. Сильно расстроились дымковские пастушок и барышня» Они просят нас о помощи. Хотят, чтобы вы нарисовали узор на козликах. Вы согласны им помочь? 2 . Рассматривание. Рассматриваем образцов узора: какие формы используются? Каким цветом круги? Что внутри круга? (маленький круг или точка) Как рисуем точку? (прикасаемся концом кисти). Где используется чёрный цвет? (на копытцах, на рожках) Какой рисунок на туловище? Какие цвета используются? 3. Повтор цели. Сегодня мы с вами будем рисовать узор на дымковском козлике.

4. Показ с объяснением. Концом кисти рисуем большой круг внутри этого круга ставим точку другого цвета, так же рисуем глаз. Носик и копытца разукрашиваем концом кисти

5. Напоминание. Рисуем концом кисти узор на дымковском козлике.

6. Напоминание об аккуратности работы. Слежу за осанкой детей во время работы.

7. Итог занятия. Обращаю внимание, что все с работой справились – козлики получились очень красивые!

Конспект НОД. Комплексное занятие по лепке (по выбору) «Дымковская игрушка» Подготовительная группа

Автор : Литвинова Лариса Владимировна.
Назначение: занятие расчитанно на детей подготовительной группы.Занятие итоговое по теме:"Дымковские игрушки"поэтому решили сделать его итегрированым.
Цель : Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам
Задачи:
o Закреплять представления о процессе создания игрушек
o Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
o Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
o Формировать умение работать с пластилином.
o Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Материал к занятию
Иллюстрации «Народная игрушка», дымковские игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение
Музыкальный центр.

Ход занятия

Звучит пересвист вятских игрушек Дети входят в зал.
1-й ребенок
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое-
Дымково назвали
2-й ребенок
В Дымкове за Вяткою рекой
Драгоценный продолжая труд
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина
Пароходный движется дымок
На столе ещё сырая глина,
Грубый неоформленный комок
3-й ребенок
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит
Хороша игрушка расписная
Вся поет, бесхитростно светла
И видна в ней радость молодая
Ставшая искусством ремесла.
4-й ребенок
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке
Какие чудные зверюшки-
Лошадки, курочки, индюшки
У барыни на коромысле
ведерки синие повисли
А у другой румяной пышки
Под боком милые детишки
5-й ребенок
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи- «Ку- ка- ре- ку»
Воспитатель
Скажите ребята что же это за игрушки такие-– дымковские?
Выходят девочки в костюмах Дымковских барынь и исполняют
«Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.

Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!

Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся
Воспитатель
Понравились вам веселые барыни? А где мы можем познакомиться с другими дымковскими игрушками?
Ответы детей
Воспитатель
Я приглашаю вас на выставку народной игрушки. Здесь представлены игрушки, изготовленные руками народных умельцев.
(дети рассматривают и называют знакомые игрушки)
Воспитатель
А сможете ли вы узнать какая игрушка является дымковской? Давайте проверим….
Д/и «Выбери коня» (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек – выбрать дымковскую и обосновать выбор)
Воспитатель
Молодцы! С заданием вы справились. Сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Воспитатель
Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание!
(на плакатах – образцы и приемы лепки).

Выбирайте, что хотите слепить.
Воспитатель
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки смогут вас порадовать
Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске пластилина
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Дети заканчивают работу.


Итог занятия
Воспитатель .
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше все нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- А кто придумал и слепил что-то своё?