Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы тема: «В мире доброты. Конспект НОД по нравственному воспитанию в средней группе «Дружбой надо дорожить

Екатерина Купчикова
Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Страна Доброцветиков»

Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Страна Доброцветиков»

Цель: Учить быть сдержанными и доброжелательными, развивать связную речь, работать над выразительностью речи; определение понятия добра в процессе общения, усваивать нравственные понятия через игровую деятельность.

Вызвать эмоциональную реакцию детей, пробудить мир чувств каждого ребёнка, включая их в мыслительный процесс думанья.

Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей).

Материал: Волшебный сундучок с письмом, ключики для замка, мяч, волшебный мешочек, листы чёрной бумаги, цветок, чашка (испачканная, фломастер и лист белой бумаги, сломанная игрушка, порванная книжка, фланелеграф, цветок с шестью лепестками, журнальный столик.

Ход занятия:

Воспитатель: - Давайте поздороваемся с гостями.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

Доброе утро, - нам шепчут цветки,

Доброе утро, журчат ручейки,

Ла-о-а…ла-о-а…

Доброе утро, нам птица поёт,

Вить, вить…

Доброе утро, скажет нам кот,

Доброе утро, - жужжит нам пчела,

З-з-з-з-з…

Доброе утро. Как ваши дела?

Доброе утро, - лягушка сказала

Ква-ква, ква-ква,

Доброе утро, нам мышь пропищала

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

Даже ползущий пятнистый питон:

Доброе утро, - вымолвил он,

Ш-ш-ш, ш-ш-ш….

Доброе утро, - шумят тополя,

Ля-ля-ля-ля…

Доброе утро, родная земля,

Доброе утро солнцу…

…. и пти-и-и-цам,

Доброе утро улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым,

Доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспит: Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением. Возьмемся мы все за руки, закроем глаза и передадим друг другу свою доброту, что живет в нашем сердце. Почувствуйте как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта. А теперь открыли все глаза, улыбнулись и тихонечко сели на стульчик.

Воспитатель берет в руки сундучок, подходит к детям.

Что за странный сундучок

И закрыт он на замок!

Ребята, посмотрите, как интересно, что же там спрятано? Вам интересно посмотреть? Как можно открыть?

Педагог обращает внимание на замок. Дети замечают «ключики». Педагог предлагает подобрать «ключик». Дети методом подбора выбирают ключик, открывают сундучок.

В замочке есть отверстие геометрической фигуры (мал. прямоугольник). Дети выбирают подходящий по размеру «ключик».

Вот молодцы! Давайте посмотрим, что же там лежит?

Здесь письмо, давайте я вам его прочту.

«Уважаемые дети планеты Земля»! Мы жители страны «Доброцветик», в нашей стране мы выращиваем цветы добра. Но вот однажды колдун по имени «Злобикус» заколдовал наш цветок! Его лепестки опали и под каждым лепестком Злобикус приготовил задание. Чтобы цветок не погиб, эти задания нужно выполнить. Мы знаем, что вы очень дружные и добрые ребята. Помогите нам, пожалуйста!

Доброцветики просят помочь спасти и расколдовать цветок.

Поможем?

Да (заглядывают в шкатулку)

И правда все лепестки опали, посмотрите….

Давайте посчитаем, сколько здесь всего лепестков….

А сейчас присаживайтесь на стульчики.

Богдан, подай мне пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «К» …. спасибо.

1 задание: Игра «Доскажи словечко»

Я прочту стихи сейчас, я начну, а вы добавьте строчки волшебных слов.

Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

Зазеленеет старый пень, когда услышит (добрый день)

Когда нас ругают за шалости, говорим (прости, пожалуйста)

Ты чихнул? Без лишних слов, мы желаем….(будь здоров)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы (спасибо)

Ребёнок вежливый и развитый, говорит при встрече (здравствуйте)

Как одним словом назвать эти слова.? Если человек говорит вежливые слова, он какой?.

Вежливые слова – ключик к сердцу человека, без них доброта может пропасть. Назовём этот лепесток «Лепесток добрых слов».

Наташа, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «Сь» …. спасибо.

Второе задание: «Пирамидка добрых дел»

Восп. Сейчас мы с вами задумаем доброе дело, для кого вы хотите - для близких, родных или друзей. А помогут нам наши ладошки. Давайте, начну я!

Дети с воспитателем строят пирамидку из ладошек, кладя одну на другую, называют доброе дело (приберу свои вещи, испеку торт, подарю цветок, вымою посуду, помогу маме и т. д.)

Восп. Высокая пирамидка получилась? Почему? (мы задумали много добрых дел).

Давайте никогда не будем забывать делать добры дела.

Этот лепесток, мы назовём «Лепесток добрых дел»

Настя, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «Б» …. спасибо.

3 задание: Игра «Добрый дождик»

Дети встают в круг. Все они добрые дождинки, в середине круга стоит - мама туча. Воспитатель стоит с чашечкой волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

Я увидела цветок, который завял, и полила его.

Я грязную машину, и помыла её.

Я увидела испачканную одежду, и постирала её.

Я увидела грязную посуду, и помыла её.

Я увидела испачканные руки, и помыла их.

Я увидела грустных ребятишек, и развеселила их.

Вот какие капельки у меня помощники. Вы сделали много добрых дел. А ещё вода помогает нашему здоровью, давайте попьём воды, чтобы быть здоровыми и продолжать делать добро.

Этот лепесток мы назовём «Добрый дождик»!

Артём, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «О» …. спасибо.

4 задание «Добрые поступки»

Ведущий: Видите, как много здесь разных предметов: зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите какой?

Дети: зернышками накормить птиц, цветок подарить, полить; игрушку отремонтировать, книжку подклеить, чашку вымыть, на листке бумаги нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку.

Ведущий: доброта – это важное человеческое качество.

Этот лепесток мы назовём «Лепесток добрых поступков»!

Соня, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «Зь» …. спасибо.

5 задание: «Дружба»

Давайте теперь покажем, какие мы дружные:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим, маленькие пальчики (одноименное касание обеих рук пальцев)

1, 2, 3, 4, 5 (поочерёдное касание одноимённых пальцев, начиная с мизинцев)

Ребята! Вы такие дружные, что посмотрите… появилась

Радуга над нами (нарисовать над головой полукруг)

Над деревьями (руки вверх, пальцы разомкнуть)

Домами (руки сложить над головой домиком)

И над морем, над волной (нарисовать волну)

И немножко надо мной (дотронуться до головы).

Молодцы! Когда человек делает добро, всё вокруг становится добрее и красивее.

Этот лепесток, мы назовём «Лепесток дружбы»!

Полина, подай мне, пожалуйста лепесток, у которого название цвета начинается со звука «Ж» …. спасибо.

6 задание: «Волшебный мешочек»

Воспитатель: Ребята, вам приходилось когда-нибудь в жизни злиться? (Ответы детей)

Как научиться, злым не быть, как справиться со злостью?

Хотите, научу?

Предложить детям по 1 листу черной бумаги, скомкать его руками, при этом сделать мимику злого человека: нахмурить брови, с силой смять листочек и можно немного потопать. В мешочек воспитатель предлагает сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев. И после, в конце занятия, эти бумажки превращаются в конфеты, угощение от доброцветиков.

Посмотрите, мешочек действительно волшебный, вместо плохих эмоций, появились маленькие цветочки доброты, и цветок доброцветиков ожил. Значит, мы правильно выполнили все задания. Пусть этот цветок доброты останется у нас в группе. Спасибо Вам ребята! Вы молодцы!

Татьяна Ктиторова
Конспект занятие по духовно - нравственному развитию детей в средней группе на тему «Улыбка спасет мир!»

Конспект занятия по духовно - нравственному воспитанию в средней группе на тему : «Улыбка спасет мир

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие » , Речевое развитие », «Социально коммуникативное развитие » .

Программное содержание :

- Образовательная :

Учить передавать чувства через ласковые, добрые слова. Формировать позитивное отношение к сверстникам.

- Развивающие :

Развивать умение слушать и понимать других, умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом.

- Воспитательные :

Воспитывать потребность в дружеских отношениях, чувство доверия, сплоченности.

- Речевые :

Совершенствовать умение выражать свои мысли грамматически правильно, точно.

Материал и оборудование :

Магнитофон с записью;

Набор шаров темного цвета шар желтого цвета;

Зеркало;

Картинки с хорошими и плохими поступками;

Картинки домиков;

Коврик с эмоциями;

Баночка;

Изображение смайликов без улыбки ;

Фонограмма песни «От улыбки » ;

Кисти, краска, баночки с водой.

Предварительная работа :

Беседа. Наклеивание пиктограммы. Игра «Подари другу улыбку » . Проведение серии занятий «Я и другие» .

Длительность занятия : 20-25 мин

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте мы их поприветствуем.

Дети : «Здравствуйте!»

Воспитатель : “Здравствуйте!” - хорошее, доброе слово. И сказав его, мы желаем человеку здоровья.

Где еще должен здороваться человек? (В гостях, с друзьями, в детском саду, в магазине или при встрече знакомого человека, первым делом нужно сказать вежливое слово “Здравствуйте!”)

А как еще можно поприветствовать друг друга? “Доброе утро!”, “Добрый день!”, “Добрый вечер!”, а если встретили друга, то ему можно сказать : “Привет!”

Сюрпризный момент.

Включается запись :

«Сегодня произошло чрезвычайное происшествие. Все злючки, колючки, и вреднючки вырвались наружу, приняли образ воздушных шаров и разлетелись по детским садам. Будьте осторожны, там, где появляются эти шары, происходят страшные изменения. Люди становятся злыми, вредными и жадными».

Воспитатель :

Ой, даже страшно стало, давайте посмотрим, не залетели ли к нам такие нехорошие шары. Ну, надо же, ребята, залетели прямо к нам в садик и самое неприятное, ни к кому – нибудь, а к нам в группу . А я знаю почему, хотите скажу. Потому что в нашей группе все ребята дружные , а они хотят всех поссорить, обидеть, научить вредничать, ябедничать, грубить. Посмотрите, какие они некрасивые и цвета у них темные. (Рассматривают шары) . (Беседа о цветах шариков)

Я предлагаю их поймать, чтобы они больше никогда не вернулись к нам и в другие детские садики. Давайте начнем вот с этого шарика, посмотрим, что здесь нарисовано.

Воспитатель :

Ой, ребята, посмотрите, какое лицо нарисовано на этом шаре. Какое это лицо? (злое)

Правильно! И шар этот называется ЗЛОСТЬ. Он хочет, чтобы мы были злыми. А мы разве злые ?

Дети : Нет.

Воспитатель : А чтобы убедиться в этом, я предлагаю вам поиграть в игру.

Игровое упражнение «Волшебное Зеркало» .

Воспитатель : Ребята, у вас бывает когда – нибудь сердитое, злое лицо?

Дети : Да.

Воспитатель : А когда у нас бывает злое лицо?

(ответы детей )

Воспитатель : Сделайте сердитое лицо и посмотрите в зеркало.

А бывает у вас когда – нибудь печальное лицо?

Дети : Да.

Воспитатель : А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо.

А когда нам бывает печально? (ответы детей )

Воспитатель : А теперь сделайте веселое, счастливое лицо. Когда нам бывает весело? (ответы детей .)

Воспитатель : Сделайте счастливое лицо и посмотрите в зеркало. Какое лицо вам понравилось больше всего ? (счастливое)

Воспитатель : я желаю вам, чтобы у вас всегда было только счастливое лицо и широкая, красивая улыбка .

Воспитатель : Смотрите, что происходит с шариком, он сдувается. (Шарик сдулся)

Воспитатель с детьми подходит ко второму шару (ГРУБИЯНУ)

Воспитатель : Ребята, а от этого шара никогда не услышишь приветливого и ласкового слова. Как вы думаете, как называют человека, который постоянно грубит? (грубиян)

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, грубые невоспитанные люди кому-то нравятся ?

Дети : Не нравятся .

Воспитатель : Правильно.

Как нужно вести себя в обществе? (обращаться к другим людям вежливо) . Я вам предлагаю встать в круг и поиграть в игру. «Волшебное слово»

Предлагается детям передавать друг другу мячик, сказать вежливое слово и передать другому ребенку.

От добрых, ласковых слов шарик ГРУБИЯН сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к третьему шару (ССОРА)

Воспитатель : Этот шар хочет нас поссорить, он так и называется ССОРА. Ребята, а мы с вами хотим жить в ссоре?

Дети : Нет, не хотим.

Воспитатель : Да, ребята. Ссорится очень плохо.

Воспитатель. А ответьте мне, пожалуйста, на вопрос : вы дружные ребята?

Дети. Дружные!

Воспитатель. Какими бывают дружные ребята?

Дети. Не ссорятся, делятся игрушками, говорят друг другу добрые хорошие слова-комплементы. Желают друг другу счастья, добра, здоровья.

Воспитатель : Давайте вспомним пословицы о дружбе.

1. Старый друг лучше новых двух.

2. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

Молодцы, а смотрите, этот шарик тоже сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к четвертому шару (ВРЕДИНА)

Воспитатель : А этот шар хочет, чтобы мы вредничали.

(Воспитатель подводит детей к столу , на котором лежат картинки с разными поступками.)

Воспитатель : Посмотрите, здесь расположены разные картинки, с разными поступками, и есть два домика. Давайте с вами поселим в правый домик картинки с хорошими поступками. А в левый домик картинки с плохими поступками

Дети раскладывают картинки к домикам и рассказывают, почему они так решили, почему выбрали именно эту картину.

Воспитатель : Каких поступков больше? Почему? (ответы детей )

Шарик сдувается.

Воспитатель с детьми подходит к пятому шару (ГРУСТЬ, ПЕЧАЛЬ)

Воспитатель : Ребята, посмотрите какое лицо нарисовано на этом шаре.

Дети : Печальное, грустное.

Воспитатель : Этот шар хочет, чтобы мы грустили, плакали. Я вам предлагаю поиграть в игру «Мое настроение» .

(Перед детьми лежит коврик с эмоциями и квадратами разных цветов.)

Воспитатель : Ребята, если у вас что – нибудь болит, какое у вас бывает лицо, покажите на коврике (печальное) .

А когда у вас сломалась игрушка, какое бывает выражение лица? (сердитое) .

А когда у вас бывает День рождения и вам дарят подарки, какое у вас бывает выражение лица? (веселое) .

А есть у нас еще одно выражение лица – удивление. Когда мы видим что – нибудь необычное, то удивляемся, глаза расширяются, брови поднимаются. Сделайте удивительное лицо.

Но еще наше настроение могут передать не только выражения лица, но и цвет. Когда люди одеты в темную одежду, значит какое у них настроение?

Дети : грустное.

Воспитатель : А я предлагаю выбрать понравившийся цвет вам цвет на коврике и объяснить, почему вы выбрали именно его. (Дети становятся на понравившийся цвет и объясняют .)

Шарик сдувается.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, все шары лопнули от злости. А как вы думаете, почему?

Дети : Потому что мы дружные, вежливые, хорошие, воспитанные дети, умеем играть друг с другом, вместе решать проблемы.

Воспитатель : Хотим мы, чтобы эти шары остались у нас в группе ?

Дети : Нет!

Воспитатель : Я предлагаю собрать всех вреднючек и положить в баночку, чтобы они больше не разлетались.

Дети собирают все шары в баночку.

Воспитатель : Молодцы, всех вреднючек и злючек собрали и закрываем банку. Мы будем его открывать?

Дети : Нет!

Воспитатель : Посмотрите, какой шар к нам залетел. Это часть солнца, часть теплоты. Оставим мы этот шар у нас в группе ?

Дети : Да.

Воспитатель : Чем больше в мире доброты, тем счастливее мы с вами.

А теперь предлагаю увеличить доброты и улыбок .

Воспитатель : На столе лежат листы с изображением лиц, но лица эти без настроения. Нарисуйте и передайте им свое настроение. (звучит песня «От улыбки » ) А сейчас давайте друг другу улыбнемся , и я предлагаю сделать большую улыбку и подарить ее нашим гостям. ВСТАЮТ В ПОЛУКРУГ.

Воспитатель : Давайте посмотрим на наших гостей и поблагодарим их за то, что они к нам пришли. И подарим улыбку , чтобы она до согревала их сердца теплом и добротой. Ведь именно улыбка делает мир добрее !

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада, тема: «В мире доброты»

Цель:

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Материалы:

Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.

Ход занятия: Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с улыбкой.

Воспитатель: Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Небу ясному...

Дети: Привет!

Воспитатель: Люди взрослые и малыши...

Дети: Вам привет от всей души!

Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Ответы детей: О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.

Воспитатель: Добрый человек добрый, значит он еще какой?

Дети: Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель: А если человек недобрый, он какой?

Дети: Злой, грубый, жадный.

Воспитатель: Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети: Нет.

Воспитатель:

Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.

Воспитатель: Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?

Дети рассказывают:

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель: Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Дети рассказывают:

Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.

Воспитатель: Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой белья.

Физкультминутка «Мы белье полощем сами»

Дружно помогаем маме -
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.

Воспитатель: Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?

Дети: Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.

Воспитатель: Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).

Воспитатель: Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети: Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

Воспитатель: Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети: Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель: Ребята, а за что нужно извиняться?

Дети: За плохой поступок, за обидные грубые слова.

Воспитатель:

Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Итог занятия:

Воспитатель: Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»


Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей средней группы детского сада, тема: «В мире доброты»

Цель:

Углублять представление детей о доброте, как о ценном, неотъемлемом качестве человека, представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность.
Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать своё мнение, проявлять доброжелательность), навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей.
Добиваться доброжелательной интонационной выразительной речи.

Материалы:

Свеча, зернышки, семечки, живой цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка.

Ход занятия:

Дети заходят в группу под музыку, на экране изображение солнышка с улыбкой.

Воспитатель:

Давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному...

Дети:

Воспитатель:

Небу ясному...

Дети:

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши...

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. Садитесь дети, пожалуйста, на стульчики. Сегодня на занятии пойдет разговор о доброте. Удивительное, волшебное слово! А как вы ребята понимаете, что такое доброта?

Ответы детей.

Воспитатель:

Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово-доброта. В давние времена, как рассказывают книги, это слово произносили мягко - доброта. Добро тебе – добро от тебя, как это верно! Ребята подумайте и скажите, о ком или о чем можно сказать «добрый»?

Ответы детей:

О человеке, поступке, пути, встрече и т.д.

Воспитатель:

Добрый человек добрый, значит он еще какой?

Дети:

Внимательный, заботливый, не жадный, ласковый.

Воспитатель:

А если человек недобрый, он какой?

Дети:

Злой, грубый, жадный.

Воспитатель:

Как вы думаете, доброту можно потрогать, есть ли у нее запах, вкус?

Дети:

Воспитатель:

Ребята доброту можно увидеть, увидеть в поступках, чувствах человека. Вспомните, пожалуйста, свои добрые поступки и расскажите нам.
Ответы детей.

Воспитатель:

Легко ли быть добрым? (ответы детей). А сейчас я попрошу вас прочесть стихотворение И. Тулуповой «Доброта» и с помощью стихотворения мы узнаем - легко ли быть добрым?

Дети рассказывают:

Добрым быть совсем непросто
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет
И от холода согреет
Надо только добрым быть
И в беде друг друга не забыть
Если доброта, как солнце светит
Радуются взрослые и дети.

Воспитатель:

Прекрасное стихотворение. А теперь вы нам расскажете, как проявляется это удивительное качество в другом стихотворении.

Дети рассказывают:

Я слабым помогать готов
Попавшим вдруг в беду.
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю.
Не жадничаю никогда
Жалею я других,
Ошибки всем прощу всегда,
Забуду я о них.
С улыбкой я всегда дружу
Всегда гостям я рад.
Я дружбой верной дорожу,
Люблю я всех ребят.

Воспитатель:

Молодцы ребятки! Теперь немного поиграем, поможем маме со стиркой белья.

Физкультминутка «Мы белье полощем сами»

Дружно помогаем маме -
Мы белье полощем сами
Раз, два, три, четыре,
Натянулись, наклонились
Хорошо мы потрудились.

Воспитатель:

Когда человек совершает добрые дела и поступки, какое у него лицо бывает в эту минуту?

Дети:

Незлое, приятное, с добрыми глазами, с улыбкой.

Воспитатель:

Сейчас подарите друг другу добро, улыбнитесь, посмотрите друг на друга ласковым взглядом. (Обратить внимание детей на демонстрационный материал).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, как много здесь разных предметов- зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чаша. Скажите, какой добрый поступок можно совершить с их помощью?

Дети:

Зернышками накормить птичек, цветок подарить, игрушку отремонтировать, книгу подклеить, грязную чашку вымыть.

Воспитатель:

Молодцы ребята! Доброта это важное человеческое качество, которое имеет волшебные слова, вы знаете, ребята, что это за слова?

Дети:

Спасибо, пожалуйста, извините, простите, добрый день утро и т.д.

Воспитатель:

Ребята, а за что нужно извиняться?

Дети:

За плохой поступок, за обидные грубые слова.

Воспитатель:

Да ребята, нужно извиняться и просить прощения, чтобы тебя простили, не обижались. Надо помириться и тогда веселее будет играть.
Дорогие мои ребятушки, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, начинаем игру « Мы с тобой одна семья».

Игра «Мы с тобой одна семья»

Дети встают в круг, держась за руки, воспитатель предлагает повторять всем вместе текст и движения к нему.

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой - друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Поцелуй соседа справа,
Поцелуй соседа слева,
Мы с тобой друзья!

Итог занятия:

Воспитатель:

Детки, вы сегодня хорошо постарались, узнали об удивительном человеческом качестве-доброте. Давайте крепко возьмемся за руки и подарим друг другу добро, улыбнемся и с поклоном всем скажем волшебное доброе слово «Спасибо, до следующей встречи!»

Обо всём на свете:

В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...

Материалы раздела

Занятия для младшей группы:

Занятия для средней группы.

Елена Парамзина
«Дорогою добра». Открытое занятие по духовно-нравственному воспитанию

КОНСПЕКТ

Непосредственной образовательной деятельности по духовно- нравственному воспитанию в средней группе

по теме : «Дорогою добра »

воспитатель : Парамзина Елена Владимировна

Цель : углублять представление детей о доброте – как о ценном качестве человека.

Задачи :

Образовательные : учить детей подбирать подходящее слово, согласовывать его с другими словами в предложении; формировать умение подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме; учить находить слова близкие по смыслу.

Развивающие : продолжать совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять доброжелательность к суждениям других людей); развивать логическое мышление, познавательную сферу.

Воспитательные : Воспитывать любовь к ближнему , противление злу; содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера; воспитывать у детей навыки культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету.

Интеграция образовательного процесса : “ коммуникация”, “социализация”, “познание”, “музыка”

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.

Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседа «О доброте и жадности » , «Вежливые слова» , «Добрые отношения - уважение к старшим» ,обыгрывание ситуаций, разучивание игр, стихотворений, работа с родителями.

Материал к занятию : Магнитофон, записи на диске : «Барбарики» - «Песенка о доброте » . Волшебство : «Сказочная мелодия» , костюм феи и волшебная палочка, волшебная шкатулка с угощениями для детей, мольберт, цветок с тремя лепестками, белая салфетка; ноутбук, мультимедийная установка, запись со злым волшебником.

Персонажи : добрая фея , злой волшебник (взрослые) .

Ход образовательного процесса

Воспитатель : Ребята давайте поздороваемся с гостями .

Есть хорошая примета, всем с утра дарить приветы. Солнцу красному…

Дети : Привет

В : Небу ясному…

Д : Привет.

В : Люди взрослые и малыши…

Д : Вам привет от всей души.

В : Каждый новый день надо начинать с хорошим настроением.

(Звучит спокойная музыка)

Ребята, давайте встанем в круг и возьмемся все за руки, закроем глазки и передадим друг другу свою доброту , что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку передается ваша теплота и доброта . А теперь открыли все глаза , улыбнулись и тихонечко сели на стульчике.

Ребята послушайте одну песенку, и скажите мне, о чем в ней поется. (Включается запись «Барбарики» - «Что такое доброта » один куплет) .

Д : В песенке поется о доброте .

В : Давайте все вместе с вами скажем слово «Доброта » . Удивительное, волшебное слово. А как вы понимаете, что такое доброта ?

Ответы детей :

В : Подумайте и скажите о ком или о чем можно сказать «добрый » ?

Д : О человеке, о поступках.

В : Добрый человек , а значит он еще какой?

Д : Внимательный, отзывчивый, всем помогает, вежливый.

В : А если человек не добрый , он какой?

Д : Злой, жадный, грубый, всех обижает.

В : Молодцы, правильно! Ребята, вы хотите побывать в волшебной стране? (Да) Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите такие слова :

Добрая фея нам помоги ,

В страну волшебную перенеси,

В ладоши мы хлопнем,

Ногою притопнем.

1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать .

(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия» воспитатель быстро надевает накидку и берет в руки волшебную палочку).

Воспитатель (фея) : Здравствуйте, Я – добрая Фея .

Я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. У меня для вас есть угощения, я их положила в волшебную шкатулку. Ой, ребята, вот беда, шкатулочка пропала. Вы случайно не видали?

(Сюрпризный момент. На экране проектора появляется злой волшебник.)

Волшебник : Ха-ха-ха. Я волшебник Сулейман. И шкатулку с угощениями просто так вам не отдам. На волшебном я цветке, разноцветном лепестке, подготовил вам заданья. Вы скорее в лес идите, и цветочек мой найдите. Справитесь с заданьями, я шкатулку вам верну, а не справитесь с заданьем, то себе всё заберу. Ха-ха-ха.

Воспитатель (фея) : Ой, ребята, что же делать? Мне одной никак не справиться, поможете мне выполнить задания злого волшебника (Ответы детей)

Воспитатель (фея) : У меня есть волшебная палочка, она нам покажет путь к цветочку с заданиями злого волшебника. Следите глазками за волшебной палочкой!

Зрительная гимнастика.

Вот стоит наш зимний лес!

В нем много сказок и чудес! (Выполняется круговое движение палочкой) .

Слева – сосны, справа – ели. (Выполняется движения палочкой влево – вправо) .

Дятел сверху, тук да тук. (Выполняется движения палочкой вверх – вниз) .

По извилистым тропинкам потихоньку мы прошли. (Выполняется движения палочкой - змейка)

И цветочек наш нашли. (Палочкой указывается на то место, где находится цветочек)

Посмотрите, (воспитатель открывает занавес на мольберте и дети видят цветок). Давайте с вами посчитаем, сколько здесь лепестков? 1, 2, 3, (индивидуальные и хоровые ответы) . Ребята под каждым лепестком злой волшебник приготовил задание. Владик подай мне, пожалуйста, желтый лепесток :

1 задание-игра : «Назови ласковое слово» .

Воспитатель (фея) : Злой волшебник нам предлагает выполнить первое задание. Для этого нужно встать в круг (дети встают в круг) .

Есть много разных слов. Вас тоже зовут по-разному : Лена, Саша, Оля. Можно еще называть ласково : Лена-Леночка, Ленуся, Аленушка и т. д. Все это близкие по значению слова, только ласковые. Я буду называть слово и кидать одному из вас мяч, а вы, говоря в ответ ласковое слово, будите мне его возвращать.

Воспитатель (фея) : Заяц.

Ребенок : Зайчонок, зайчишка, зайка, заюшка.

Воспитатель (фея) : Бабушка.

Ребенок : Бабулечка, бабуля, бабуленька.

Воспитатель (фея) : Мама.

Ребенок : Мамочка, маменька, мамуля, матушка.

Воспитатель (фея) : Лиса.

Ребенок : Лисонька, лисичка.

Воспитатель (фея) : Ребята вам понравились ласковые слова? (Ответы детей) Да, ласковые слова душу согревают.

В : Настя, подай мне, пожалуйста, зеленый лепесток.

Второе задание «Что такое хорошо и что такое плохо»

Во втором задании волшебник спутал хорошие и плохие поступки вместе. Ребята, давайте все подойдем к столу и по моему сигналу вы должны выбрать картинки с хорошими поступками и показать мне, а картинки с плохими поступками оставить на столе.

(После выполнения задания дети обсуждают, правильно ли были выбраны картинки.)

Воспитатель (фея) : Молодцы ребята! Слышишь, злой волшебник, и с этим заданиям ребята справились!

А теперь немного отдохнем.

Физкультминутка

Живут мальчики - веселые пальчики. (движения пальцами рук)

Озорные ножки ходят по дорожке . (ходьба на месте)

Шея крутит головою.

Повторяй скорей за мною. (повороты головой влево, вправо)

Вправо, влево - оборотик. (повороты туловища влево, вправо)

Покажи мне, где животик? (наклон назад)

Наше тело подтянулось (встать на носочки, потянуться вверх)

И вперед слегка нагнулось. (наклон в перед)

Как березонька стройна,

Стала ровная спина. (выпрямиться)

А теперь все повернулись,

И друг другу улыбнулись!

(дети садятся на стульчики)

Воспитатель (фея) : Молодцы ребята. Посмотрите, у нас осталось последнее задание. Лиза подай мне, пожалуйста, синий лепесток.

Последнее задание "Доскажи словечко"

Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Мишка зайчику сосед,

Скажет он ему «Привет» .

А его сосед ушастый

Отвечает : «Мишка здравствуй!»

Если наступил на ножку

Хоть случайно, хоть немножко,

Сразу говори : «Простите»

Или лучше – «Извините» .

Кошечка чихнула снова,

Скажем мы ей : «Будь здорова » .

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала : «Спасибо!»

Другу уходить пора –

Скажем мы ему «Пока» .

Каждый скажет на прощанье,

Уходя, всем «До свиданья» .

Воспитатель (фея) : С этим заданием вы тоже справились, молодцы.

(Сюрпризный момент. Включается проектор с записью злого волшебника.)

Волшебник : Ваши добрые дела изменили и меня,

Солнце лучиком пригрело, и совсем я подобрел

Я теперь совсем другой, я хороший, а не злой!

Я понял, что дорогою добра идти хорошо , забирайте свою шкатулочку. До свидания!)

Воспитатель (фея) : Вот какие чудеса творят добрые дела , ребята, даже злой волшебник стал добрым ! 1, 2, 3, 4, 5 – будут чудеса опять. (Фея достает из под салфетки шкатулочку.) Ребята, посмотрите, волшебник нас не обманул и вернул шкатулку с угощеньями. Но к сожаленью вам пора возвращаться обратно в детский сад, а шкатулку вы возьмете с собой в группу, где каждый из вас получит угощение. Встаньте возле стульчиков, закройте глаза и произнесите волшебные слова :

Добрая фея нам помоги ,

В детский сад нас перенеси,

В ладоши мы хлопнем,

Ногою притопнем.

1, 2, 3, 4, 5 – можно глазки открывать .

(Звучит запись Волшебство – «Сказочная мелодия» . Дети повторяют слова. В это время воспитатель быстро снимает накидку.)

Воспитатель : Ребята, ну вот мы снова оказались в детском саду, вам наше путешествие понравилось? Кто вам встретился в волшебной стране? О чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей) Да ребята вежливые слова и добрые поступки действительно творят чудеса. Они делают людей во всем мире добрее , лучше, чище душой. Вы меня сегодня очень порадовали, т. к справились со всеми заданиями, молодцы.