Конспект занятия по лепке в средней группе «Пирожное. План-конспект занятия по аппликации, лепке (средняя группа) на тему: Конспект занятия по лепке в средней группе

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Выполнила: воспитатель

Петрова Виктория Алексеевна

г. Санкт-Петербург

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей

Выборгского района г. Санкт-Петербурга

Конспект занятия по лепке в средней группе.
Конспект занятия по лепке в средней группе «Медвежонок»

Выполнила: воспитатель


Петрова Виктория Алексеевна


г. Санкт-Петербург

2017

Конспект занятия по лепке в средней группе.

Тема: «Медвежонок»

Цель:

Учить детей лепить животное из 3-х разных по форме частей, соблюдая пропорции между ними.

Задачи.

Закреплять знакомые приемы лепки: скатывание, раскатывание, соединение частей приемом промазывания. Закреплять умение делить пластилин на две неравные части. Развивать самостоятельность, воспитывать интерес к лепке животных, умение довести работу до конца.

Материалы: пластилин коричневого, черного цвета, стеки, дощечки, бусинки, салфетки, игрушечный медвежонок.

Предварительная работа:

Накануне занятия рассмотреть медвежонка, выделяя его части, определить, на какую форму похожа каждая часть.

Вспомнить, в каких сказках присутствует медведь, какой он по характеру.

Ход занятия:

Ребята! Сегодня к нам в гости пришел необычный гость, а кто он вы узнаете если отгадаете загадку.

Загадывание загадки.

Летом ходит без дороги

Между сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

Ребята, медвежонок сказал мне по секрету, что он живет в лесу совсем один. Пришла весна, медвежонок проснулся после зимней спячки, а его друзья еще спят. А ему так хочется иметь друзей. Давайте поможем нашему гостю и слепим таких же маленьких игрушечных медвежат.

Показ и рассматривание образца.

Посмотрите, какого медвежонка я слепила сегодня утром. Давайте рассмотрим его. Из каких частей состоит игрушка?

Голова, туловище, лапки, ушки.

Как вы думаете, с какой части надо начинать работу? (с туловища).

На какую форму похоже туловище? (столбик, овал).

Как мы получим овал? (сначала скатаем шар, а затем раскатаем его немного, чтобы получилась вытянутая фигура).

Покажите движение рук во время лепки шара и овала.

Какой она формы? Как получим шар?

Затем соединим голову и туловище с помощью приема примазывания.

Как вы думаете, ребята, зачем нужно примазать одну часть к другой?

(чтобы соединение было прочное).

Какой формы лапы? (овальной).

Сколько лап у медвежонка? (четыре)

Ушки медвежонку мы сделаем с помощью приема прищипывания. Обратите внимание, где находятся ушки: на верху головы, а не сбоку.

Как мы сделаем глазки? (из бусинок).

Вот такого игрушечного мишку вы сегодня будете лепить самостоятельно.

Показ деления пластилина на части.

Давайте, разделим пластилин на части. Сначала делим брусок пластилина пополам.

Из одной части будем лепить туловище, а другую половину нужно разделить на две неравные части; из меньшей лепим голову медвежонка,а оставшуюся часть делим пополам, а затем каждую половинку еще раз пополам-получится четыре одинаковых кусочка,четыре лапки.

Физкультминутка

Мы устали, засиделись,

Нам размяться захотелось.

То на стенку посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Вправо, влево поворот,

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись.

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.

А теперь приступаем к работе.

Во время самостоятельной деятельности воспитатель дает детям советы, если необходимо, оказывает детям помощь.

Анализ занятия.

Посмотрите, ребята, какие симпатичные медвежата у вас получились.

(Спросить 3-4 детей, какая работа им понравилась и почему, тактично обратить внимание на недостатки в некоторых работах, предложить в следующий раз постараться их не допускать).

Ребята, давайте предложим нашему гостю выбрать себе новых друзей. (Медвежонок с радостью выбирает все детские работы и благодарит детей за такой бесценный подарок). Дети предлагают ему прийти в гости снова.


Занятие в средней группе. Лепка «Уточка»

Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей.
Задачи:
1. Закреплять приемы лепки: отделять части из целого куска и соблюдать их размер при лепке, скатывать тесто между ладонями, соединять части, плотно прижимая их друг к другу, упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания;
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
3. Воспитывать умение работать в коллективе вызывая положительный эмоциональный отклик на общий результат.
Материалы и оборудование : соленое тесто; доски; салфетки; на каждого ребенка) ; озеро – зеркало; шапочки-маски уточек на каждого ребенка; игрушки – домашние птицы; музыкальное сопровождение; для поощрения детей мармелад «Червячки».

Ход занятия.

Воспитатель : Здравствуйте, ребята!
Дети : Здравствуйте!
(Звучат голоса домашних птиц) .
Воспитатель : Я как раз собралась покормить своих домашних птиц. А вы мне поможете?
Дети : Да

Загадки
Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Дети: Курица
Воспитатель: молодцы, угадайте ещё загадку:
Красные лапки, щиплет за пятки,
Беги без оглядки!
Дети : гусь!
Воспитатель: и эту загадку вы угадали! Ну сейчас точно не отгадаете:
Под дождем она гуляет,
Щепать травку обожает!
«Кря! » кричит,

Все это шутка,
Ну, конечно, это…
Дети: Утка!
Воспитатель: Молодцы, ребята, а вот еще одна загадка.
Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок
Может плавать и нырять,
Как его родная мать.
Дети : Утенок!
Воспитатель: Молодцы! Вот и угадали. Это утка и утята. Их во дворе нет, наверно, они ушли на озеро. Пойдемте, их поищем.
Воспитатель с детьми подходят к столику, на котором оформлено озеро. Обступают его со всех сторон. На озере плавает одна уточка) .
Воспитатель : Посмотрите, ребята, уточка плавает одна, видно, детки спрятались в травке. Маме уточке стало одиноко, стала она их звать. «Кря-кря-кря! », а утята не отзываются. Мама уточка просит вас помочь найти утят. Давайте ей поможем! А как мы ей можем помочь, ребята?
Дети : … слепить можно…
Воспитатель: конечно, можно слепить утят! Но прежде давайте с вами немножко поиграем.
Вышли уточки на луг, (шагаем как утята) –
Кря-Кря-Кря!
Пролетел веселый жук -
Жжжжжжж! (машем руками – крыльями) .
Гуси шеи выгибают –
Га-Га-Га (круговые вращение шеей) .
Клювом перья расправляют (повороты туловища вправо-влево) .
Ветер ветки раскачал (качаем поднятыми вверх руками,
Шарик тоже зарычал –
Ррррр (руки на поясе, наклоны вперед, смотрим перед собой) .
Зашептал в воде камыш –
Шшшшшшшш (поднять руки вверх и потянуться,
И опять настала тишь –
Шшшшшшш… (присели) .
Воспитатель: Молодцы! А теперь садитесь за столы, мы должны помочь маме - уточке.
Воспитатель: Посмотрите, дети, из каких частей состоит уточка?
Дети : Голова, туловище. Голова меньше, туловище больше. Голова круглая, а туловище овальное.
Воспитатель: Как вы думаете, а что это?
Дети: Клюв, хвостик.
Воспитатель: Молодцы! Сначала нужно разделить тесто на две части. Один кусочек теста, который побольше, будет туловищем; кусочек поменьше – головка. Чтобы нам вылепить туловище уточки, надо взять кусочек пластилина, который побольше, и скатать его в ладошках в овал. Затем также мы лепим головку, только шариком. Далее мы соединяем эти две части, плотно прижимая их друг к другу. Но очень аккуратно, чтобы не сломалась форма. Затем мы, ребята, прищипыванием делаем на головке утенка клювик и немножко его оттягиваем, а на туловище, где должен находиться хвостик, мы его вытянем. Посмотрите, как у меня это получается.
Наш утенок почти готов. Ему не хватает глазок и еще чего?
Дети: Крылышек.
Воспитатель : посмотрите, у вас в тарелке есть крупа (какая крупа) – гречка, сделайте из нее глазки утенку. Аккуратно! Где должны быть глазки, вдавите крупу.
(Звучит музыка, дети приступают к занятию) .
Воспитатель: Наша уточка в пруду очень ждет своих утят!
(Оказание индивидуальной помощи детям)
(Дети закончили работу) .
Воспитатель: А сейчас, ребята, пойдемте, посадим всех утят на озеро.
Наша уточка одна, а утят много! Давайте, ребята, их посчитаем все ли они вернулись к маме!
Дети считают: 1;2;3;4;5;6;7;8;9;10.
Какие вы ребята молодцы, отлично поработали! Посмотрите, как обрадовалась мама-уточка! И утята тоже рады, они к маме вернулись! Всем весело, и нам тоже!
Воспитатель: Чтобы у наших гостей тоже было хорошее настроение, давайте станцуем для них вместе с нашей уточкой и утятами танец. Встаньте все, пожалуйста, вокруг озера, а я надену вам шапочки-маски утят. Теперь слушайте музыку и повторяйте все движения за мной.
(Звучит музыка. Дети танцуют танец маленьких утят)
Воспитатель : Какие вы молодцы! Я и уточка благодарим вас за прекрасный танец. А уточка еще и за то, что вы вернули ей деток, хочет отблагодарить вас! Она передала вам угощение. А теперь не будем беспокоить нашу уточку с утятами, пойдемте играть.

«Художественно-эстетическое развитие»

ГБОУ СОШ пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» Составила воспитатель I категории Петрова С.А.

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие (Воспитывать сочувствие к животным, желание помощь им. Продолжать развивать интерес дидактическим играм.)
  • Познавательное развитие (Обобщить представления детей о домашних животных)
  • Речевое развитие (Развивать речь)
  • Художественно-эстетическое развитие (Закрепить приёмы лепки. Продолжать развивать интерес к лепке.)
  • Физическое развитие (Продолжать развивать двигательную активность.)

Программное содержание

Образовательные задачи:

1)Обобщить представления детей о домашних животных.

2)Закрепить приёмы лепки

Развивающие задачи:

1)Развивать мелкую моторику рук, мышление.

2) Развивать речь.

3) Продолжать развивать интерес к лепке.

4) Продолжать развивать двигательную активность.

Воспитательные задачи:

1)Воспитывать сочувствие к животным, желание помощь им.

2) Воспитывать аккуратность при работе.

3) Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал: пластилин для лепки котёнка, доска для лепки, стека, салфетка, дополнительный материал (крупа, горох, тонкие макароны) .

Демонстрационный материал: картинки «Домашние животные» , мягкая игрушка котёнок, котёнок из пластилина – образец.

Музыкальное сопровождение: записи с произведениями композитора Гречанинова: «Котик заболел» , «Котик выздоровел» , фонограмма из мультфильма «Кот Леопольд»

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций «Домашние животные» ; рассматривание иллюстраций с изображением котят, где передано разное движение; чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» , Чарушин «Кошка» , С.Маршак «Усатый - полосатый» , потешек, загадок о кошке; беседы о котятах, наблюдение за котятами дома.

I.Организационный момент

(Дети заходят в группу и садятся на стульчики на ковре.)

II. Основная часть

Дидактическая игра «Отгадай загадки»

(На магнитной доске висят картинки)

Ребята, я принесла вам картинки. Но картинки откроются тогда, когда отгадаете загадки.

1. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком
Хвост колечком. (Собака)

2. Груз везёт, сено жуёт,
хвостом помахивает,
гривой потряхивает.
И–го–го, И–го–го,

поскачу я далеко (Лошадь)

3. Каждый вечер, так легко,
Она дает нам молоко.
Говорит она два звука,
Как зовут ее – … (Корова)

4. Спереди - пятачок,
Сзади - крючок,
Посредине - бочонок,
А на спинке - щетинка

(Поросенок)

5. Блеет жалобно: «Б-е-е, б-е-е!»
Травку щипет во дворе,
Шубка в завитых колечках,
А зовут её … (овечка)

Как одним словом можно назвать этих животных? (Домашние животные) Почему?

(Домашние животные живут рядом с человеком, он кормит, поит их и ухаживает за ними. В свою очередь они тоже полезны для человека: дают молоко, шерсть, мясо. Охраняют дом.)

Одно домашнее животное я пригласила на занятие. Отгадайте, кого?

Кто спит с вами на кроватке,
Днём хватает вас за пятки?
Рыжий, в пятнах, как тигрёнок...
А зовут его?... (Котёнок) .

Правильно.

Посмотрите, какой он замечательный.

Но, что-то котёнок грустный. Наверное, что-то случилось. Послушайте, какое настроение у котёнка (Слушаем музыку Гречанинова: «Котик заболел» ) .

Какую музыку мы прослушали?

(Грустную, печальную.) Вот такое настроение и у котёнка.

Постановка проблемы

Как мы можем помочь котёнку? Как её развеселить?

Обсуждение проблемы предположение

(- Можем с ним поиграть, говорить ему ласковые слова… (Ответы детей) )

Решение проблемы

Викторина «Про кошек»

Давайте расскажем, что мы знаем про кошек, может он развеселится.

Кто у котёнка мама? А ласково? Кто папа? А ласково?

Почему кошка домашнее животное? (Живёт дома)

Чем питается кошка? (Молоком, мясом, рыбой, травкой …)

А какую пользу приносит? (Ответы детей. Ловит мышей, охраняет амбары, сараи с зерном…)

А какие бывают кошки по окраске? (Рыжие, белые, серые, полосатые, черные)

А какие они бывают по характеру? (Злые, спокойные, агрессивные.)

Всё, равно он грустный.

Дидактическая игра «Скажи, какой» (Можно погладить)

Давайте скажем котёнку добрые слова? Какой он?

(Красивый, пушистый, добрый, ласковый, мягкий...)

Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы.

Глазки смелые,
Зубки белые.

Что умеют делать котята? (Прыгать, лакать молоко, ловить мышек, мурлыкать, умываться, выгибать спинку, потягиваться после сна…)

Физкультминутка «Весёлые котята»

Хотите тоже превратиться в котят и развеселить её. (Под музыку Гречанинова «Котик выздоровел» дети выполняют движения парами.)

Весёлые котятки потягиваются, прыгают, хвостиком повиляют, умываются.

Всё равно он грустный.

Он мне шепнул на ушко, ему грустно, потому, что у него нет друзей.

Что будем делать? (Ответы детей)

Хотите слепить ему друзей? Ну, тогда рассаживайтесь на свои места за столами.

Практическая часть

Рассматривание натуры. Обследование. Приёмы и последовательности работы.

Чтобы слепить друзей - котят, мы должны знать, что есть у котёнка. У меня есть один котёнок, который сделан из пластилина. Давайте рассмотрим.

Что есть у котёнка? (Голова, туловище, лапы, хвостик, глазки, ушки, нос) .

Милана, скажи, пожалуйста, какой формы туловище?

(Овальной формы.)

У это котёнка туловище и лапки сделаны из одного кусочка. Как это делать? Покажи.

(Для этого нужно скатать шар, затем раскатать прямым движением руки чуть дольше, чтобы получился столбик, Нужно согнуть столбик в виде мостика. Получилось… туловище и лапки)

А голова какую форму имеет? (Круглую) Как делаем круглую форму? Покажите. (Скатываем круговым движением) Голову к туловищу что делаем? (Примазываем)

Вероника, подскажи нам, хвост какой величины?

(У него длинный овальный хвост.) Покажите, как сделаем хвост. (Раскатаем колбаску и примажем к туловищу.)

Что на голове? (Ушки, глазки, носик, усики, ротик) Какие ушки у котёнка? (Маленькие, треугольные) . Покажите, как делаем ушки. (Прищипыванием.)

А глаза? Нос? Усики? Ротик?

(Глаза можно сделать из крупы или гороха, нос - из крупы усы - из тонких макарон, ротик можно нарисовать стекой.)

Давайте, подумаем, с чего нужно начинать лепку? (Сначала делим кусок пластилина пополам: один кусок - для туловища и ног, другой - для головы, хвоста и «секретика» ) (от второго кусочка можно отщипнуть небольшой кусок для «секретика» )

Если останется время, можете слепить из «секретика» что хотите (блюдце, мячик, мышонка…)

Вспомнили, как нужно слепить котёнка.

А теперь разбудим наши пальчики.

Пальчиковая игра «Цап-царапки»

Есть у нашей кошки лапки (руки сжаты в кулак, легкие движения вперёд-назад)

А на лапках – цап-царапки (распрямляем кулачки, вытягиваем пальчики вперёд, сжимаем, разжимаем)

Очень острые они (вытягиваем руки и резко выполняем хватательные упражнения пальцами)

Кошка целый день хлопочет,

коготочки кошка точит (касательные упражнения пальцами по столу «царапает» коготочками)

Наточила, спать легла (руки под голову «спит» )

И во сне сказала «Мяу» !

Вот мы и подготовили наши пальчики для работы.

А для чего при лепке нужна влажная салфетка? (Ответы)

А теперь начинаем лепить. Котик будет наблюдать за вами.

Выполнение работы

По мере необходимости помогаю тем, кто затрудняется. Показываю приемы лепки отдельным детям. Советами, вопросами помогаю делать фигуры более выразительными.

За пять минут до конца занятия предупреждаю детей об этом.

III. Подведение итогов.

Ребята, ваши котята готовы?

Давайте покажем грустному котёнку, каких друзей слепили. (Как фон тихо звучит фонограмма из мультфильма «Кот Леопольд» )

(Грустный котёнок очень «радуется» , увидев столько котят, благодарить ребят)

Теперь у котенка появились друзья. Он очень рад.

Давайте и мы полюбуемся котятами. (Можно дать характеристику каждому котенку.)

Ребята, что мы сегодня делали? (ответы)

Что вам больше всего понравилось? (ответы)

А вы, ребята, молодцы, так как вы сделали доброе дело.

по лепке в средней группе

п. Гирсово, 2012 г.

Пояснительная записка

Для успешного овладения детьми изобразительной деятельности и развития их творчества необходимо помнить об общих для всех возрастных групп условиях:

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта, уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явлениях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского сада, организации разновозрастных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, аппликация, вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации НОД (создание индивидуальных и коллективных композиций), художественных материалов.

5. Создание творческой доброжелательной обстановки в группе, на НОД по изобразительной деятельности и в свободной художественной деятельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содержания для НОД рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.

Задачи:

Продолжать развивать интерес к лепке;

Совершенствовать умение лепить из пластилина;

Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах;

Учить прищипыванию с легким оттягиванием вверх краев сплюснутого шара, вытягиванию отдельных частей из целого куска, прищипыванию мелких деталей (ушки у котенка, клюв у птички);

Учить сглаживать пальцами поверхность вылепленного предмета, фигурки;

Учить приемам вдавливания середины шара, цилиндра для получения полой формы;

Познакомить с приемами использования стеки;

Поощрять стремление украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки, дополнять изображение деталями по решению самого ребенка;

Закреплять приемы аккуратной лепки.

Промежуточные результаты:

1. Создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную композицию.

2. Использовать все многообразие усвоенных приемов.

Календарно-тематическое планирование по лепке в средней группе

(используется учебно-методическое пособие «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада» Т.С. Комарова, Москва, издательство «Мозаика-Синтез», 2007.)

Сентябрь

1 неделя

Тема: Яблоки и ягоды.

Закреплять умение детей лепить предметы круглой формы различной величины. Учить передавать в лепке впечатления от окружающего. Развивать воображение и творческие способности детей. Воспитывать положительное отношение к результатам своей деятельности, доброжелательное отношение к созданным сверстниками рисункам.

2 неделя

Тема: Большие и маленькие морковки.

Учить детей лепить предметы удлиненной формы, сужающиеся к одному концу, легка оттягивая и сужая конец пальцами. Закреплять умение лепить большие и маленькие предметы, аккуратно обращаясь с материалом. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, активность.

3 неделя

Тема: Огурец и свекла.

Познакомить детей с приемами лепки предметов овальной формы. Учить передавать особенности каждого предмета. Закреплять умение катать глину прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными - при лепке предметов круглой формы. Учить пальцами оттягивать, скруглять концы, сглаживать поверхность. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

4 неделя

Тема: Грибы.

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, используя усвоенные ранее приемы лепки (раскатывание глины прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами) для уточнения формы. Подводить к образной оценке работ. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать усидчивость.

Октябрь

1 неделя

Тема: Угощение для кукол.

Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

2 неделя

Тема: Рыбка.

Закреплять знание приемов изготовления предметов овальной формы (раскатывание прямыми движениями ладоней, лепка пальцами). Закреплять приемы оттягивания, сплющивания при передаче характерных особенностей рыбки. Учить детей обозначать стекой чешуйки, покрывающие тело рыбы. Развивать усидчивость. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей.

3 неделя

Тема: Слепи какую хочешь игрушку.

Продолжать развивать образные представления, воображение и творчество. Закреплять умение использовать при создании изображения разнообразные приемы лепки, усвоенные ранее. Воспитывать внимание к другим детям, желание заботиться о них.

4 неделя

Тема: Сливы и лимоны.

Продолжить обогащать представления детей о предметах овальной формы и их изображении в лепке. Закреплять приемы лепки предметов овальной формы, разных по величине и цвету. Развивать эстетическое восприятие. Воспитывать самостоятельность.

Ноябрь

1 неделя

Тема: по замыслу.

Учить детей определять содержание своей работы, использовать в лепке знакомые приемы. Формировать умение выбирать из созданных наиболее интересные работы (по теме, по выполнению). Развивать воображение, творческие способности детей. Воспитывать самостоятельность, активность.

2 неделя

Тема: Разные рыбки.

Учить передавать отличительные особенности разных рыбок, имеющих одинаковую форму, но несколько отличающихся друг от друга по пропорциям. Закреплять ранее усвоенные приемы лепки. Развивать воображение. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца.

3 неделя

Тема: Уточка

Познакомить детей с дымковскими игрушками (уточки, птички, козлики и др.), обратить внимание на красоту слитной обтекаемой формы, специфическую окраску, россыпь. Развивать эстетические чувства. Учить передавать относительную величину частей уточки. Закреплять приемы примазывания, сглаживания, приплющивания (клюв уточки). Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам.

4 неделя

Тема: Вылепи какие хочешь овощи и фрукты для игры в магазин.

Учить детей выбирать содержание своей работы из круга определенных предметов. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность, активность. Закреплять умение передавать форму овощей и фруктов, используя разнообразные приемы лепки.

Декабрь

1 неделя

Тема: Девочка в зимней одежде.

Вызвать у детей желание передать образ девочки в лепном изображении. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

Тема: Большая утка с утятами.

Продолжить знакомить детей с дымковскими изделиями (уточка с утятами, петух, индюк и другие). Учить выделять элементы украшения игрушек, замечать красоту формы. Вызвать желание лепить игрушки. Учить лепить фигурки на подставке, передавать разницу в величине предметов и отдельных частей, делить глину в соответствующей пропорции. Развивать воображение. Воспитывать уверенность в своих возможностях.

3 неделя

Тема: по замыслу «Слепи, что тебе хочется»

Продолжать развивать самостоятельность и творчество, умение создавать изображения по собственному замыслу. Закреплять разнообразные приемы лепки. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей.

4 неделя

Тема: Птичка.

Учить детей лепить из глины птичку, передавая овальную форму тела; оттягивать и прищипывать мелкие части: клюв, хвост, крылышки. Учить отмечать разнообразие получившихся изображений, радоваться им. Развивать творческие способности детей. Воспитывать самостоятельность, активность.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Тема: Девочка в длинной шубке.

Учить детей передавать в лепке фигуру человека, соблюдая соотношение частей по величине. Закреплять умение раскатывать глину между ладонями; лепить пальцами, придавать фигуре нужную форму; соединять части, плотно прижимая их друг к другу, сглаживать места скрепления. Развивать самостоятельность. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца.

3 неделя

Тема: по замыслу.

4 неделя

Тема: Хоровод.

Учить детей изображать фигуру человека, правильно передавая соотношение частей по величине, их расположение по отношению к главной или самой большой части. Учить объединять свою работу с работами других детей. Развивать образное восприятие. Продолжать развивать образные представления. Воспитывать доброжелательность друг к другу. Познакомить с дымковской куклой.

Февраль

1 неделя

Тема: Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки.

Учить детей передавать в лепке простую позу: наклон головы и тела вниз. Закреплять технические приемы лепки. Учить объединять свою работу с работой товарища, чтобы передать простой сюжет, сценку. Вызывать положительный эмоциональный отклик на результат совместной деятельности. Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к птицам.

2 неделя

Тема: Мы лепим снеговиков.

Закреплять умение детей передавать в лепке предметы, состоящие из шаров разной величины. Учить передавать относительную величину частей. Закреплять усвоенные приемы лепки. Развивать мелкую моторику. Воспитывать желание рассматривать созданные изображения.

3 неделя

Тема: по замыслу.

4 неделя

Тема: Мисочка.

Учить детей лепить, используя уже знакомые приемы (раскатывание шара, сплющивание) и новые - вдавливания и оттягивания краев, уравнивания их пальцами. Развивать мелкую моторику. Воспитывать уверенность в своих возможностях.

Март

1 неделя

Тема: Козленочек.

Учить детей лепить четвероногое животное (овальное тело, голова, прямые ноги). Закреплять приемы лепки: раскатывание между ладонями, прикрепление частей к вылепленному телу животного, сглаживание мест скрепления, прищипывание и т.д. Развивать сенсомоторный опыт. Воспитывать любовь к животным.

2 неделя

Тема: Зайчики выскочили на полянку, чтобы пощипать зеленую травку.

Учить детей лепить животное; передавать овальную форму его туловища, головы, ушей. Закреплять приемы лепки и соединения частей. Развивать умение создавать коллективную композицию. Развивать образные представления, воображение. Воспитывать любовь к диким животным.

3 неделя

4 неделя

Тема: Мисочки для трех медведей.

Учить детей лепить предметы одинаковой формы, но разной величины. Упражнять в лепке мисочек. Отрабатывать приемы лепки: раскатывание и сплющивание, углубление путем вдавливания, уравнивание краев пальцами. Учить отделять комочки, соответствующие величине будущих предметов. Учить создавать предметы для игры-драматизации по сказке. Развивать мелкую моторику, воображение. Воспитывать дружелюбие при оценке работ других детей.

Апрель

1 неделя

Тема: Барашек (по образу филимоновской игрушки).

Познакомить детей с филимоновскими игрушками (птицами, животными). Вызвать положительное эмоциональное отношение к ним. Учить выделять отличительные особенности этих игрушек: красивая плавная форма; яркие, нарядные полосы. Вызвать желание слепить такую игрушку. Развивать воображение. Воспитывать самостоятельность.

2 неделя

Тема: Чашечка.

Учить детей лепить посуду, используя приемы раскатывания, вдавливания и уравнивания пальцами края формы. Упражнять в соединении частей приемом прижимания и сглаживания мест скрепления. Развивать мелкую моторику. Воспитывать аккуратность.

3 неделя

Тема: Посуда для кукол.

Закреплять умение детей лепить посуду. Отрабатывать приемы лепки. Продолжать развивать навыки коллективной работы. Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

4 неделя

Тема: Птичка клюет зернышки из блюдечка.

Закреплять умение детей лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приемами (раскатывание, оттягивание, прищипывание; соединение частей, прижимая их и сглаживая места скрепления). Развивать мелкую моторику. Воспитывать любовь к птицам.

1 неделя

Тема: Как мы играли в подвижную игру «Прилет птиц».

Продолжать учить детей создавать в лепке образ подвижной игры. Развивать воображение и творчество. Закреплять приемы лепки. Воспитывать желание рассматривать созданные изображения.

2 неделя

Тема: по замыслу.

Продолжать развивать самостоятельность, воображение, творчество. Закреплять приемы лепки, умение аккуратно использовать материал. Воспитывать бережное отношение к изобразительным материалам.

3 неделя

Тема: Слепи то, что тебе нравится.

Развивать умение детей оценивать полученные впечатления, определять свое отношение к тому, что увидели, узнали. Формировать желание отражать полученные впечатления в художественной деятельности. Закреплять стремление детей создавать интересные изображения в лепке, используя усвоенные ранее приемы. Воспитывать стремление довести начатое дело до конца.

4 неделя

Тема: по замыслу.

Закреплять умение детей задумывать содержание своей работы, используя усвоенные способы создания изображения, доводить задуманное до конца. Развивать мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, активность, творчество. Вызывать желание любоваться своими работами, рассказывать о них.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеобразовательного вида «Родничок» с приоритетным осуществлением физического направления развития воспитанников

п. Гирсово Юрьянского района Кировской области

Календарно-тематическое планирование

по развитию речи в средней группе

п. Гирсово, 2012 г.

Календарно-тематическое планирование

в средней группе - коммуникация (направление познавательно-речевое, область -коммуникация, чтение художественной литературы)

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование в средней группе ведется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по физическому направлению. Планирование соответствует современным задачам дошкольного образования, предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей.

Планирование разрабатывается, утверждается и реализовывается в образовательном учреждении на основе: Закона «Об образовании» РФ; Конвенции ООН о правах ребенка, 1989; всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей,1990; концепции дошкольного воспитания; декларации прав ребенка, 1959; приказа Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях-СанПиН 2.4.1.2660-10; Устава МКДОУ.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.

Задачи:

1. Формирование словаря:

Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте;

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они изготовлены, видимых и некоторых скрытых свойств материалов (мнется, бьется, ломается, крошится);

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия и предлоги;

Пополнять словарь детей словами, характеризующими взаимоотношения людей, их эмоциональное состояние;

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия (доктор лечит, выписывает лекарства, бинтует, измеряет давление, смазывает горло и т.д.);

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток, характеризовать состояние и настроение людей. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый - грязный, светло - темно);

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные).

2. Звуковая культура речи:

Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат;

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук;

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3. Грамматический строй речи:

Предоставлять детям возможность активного экспериментирования со словом, поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество (босиковый, притолстился, не рассмешливай меня), тактично подсказывать общепринятый образец слова;

Продолжать помогать детям согласовывать слова в предложения. Совершенствовать умение правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята - лисят, медвежата - медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель). Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Бели! и т.п.), несклоняемые существительные (пальто, пианино, кофе, какао);

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

4. Связная речь:

Продолжать совершенствовать диалогическую речь: учить активно участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;

Поощрять попытки детей в процессе самостоятельной деятельности использовать объяснительную речь при общении друг с другом;

Воспитывать желание говорить как взрослые, поощрять попытки ребенка выяснить, правильно ли он ответил на заданный вопрос;

Учить детей описывать предмет, картинку (по образцу воспитателя);

Упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточных карточек («У меня получился вот какой лес. В нем живут… растут…» и т.п.);

Упражнять детей в умении драматизировать небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Промежуточный результат:

1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие место в собственном опыте ребенка.

2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница - сухарница).

3. Осмысленно работать над собственным произношением, выделяя первый звук в слове.

4. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

5. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.

6. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.

7. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Календарно-тематическое планирование

по развитию речи и художественной литературе в средней группе

используется учебно-методическое пособие «Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Вторая младшая и средняя группы» Голицына Н.С., Москва, «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

«Занятия по развитию речи в средней группе детского сада» В.В. Гербова, Москва, «Просвещение», 1983..

«Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Средняя группа» Г.Я. Затулина, Москва, «Центр педагогического образования», 2009.

Сентябрь

1 неделя

Учить составлять рассказ об игрушках, описывать их внешний вид, способы игры с ними.

Грамматика. Закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

Развивать внимание, речь. Воспитывать усидчивость.

С. 4 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Чтение стихотворений об осени.

Продолжать учить эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений, развивать выразительность речи. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихов.

С. 26 Затулина Г.Я.

3 неделя

Тема: Описание игрушек.

Учить детей при описании игрушки называть ее признаки, действия.

Грамматика. Закреплять умение соотносить названия животных с названием их детенышей, упражнять в использовании форм единственного и множественного числа.

Словарь. Формировать навыки употребления предлогов за, под, на, в.

Звуковая культура речи. Отрабатывать навыки правильного произношения звуков с и с’. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость.

С. 49 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе».

Продолжать учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

С. 22 Затулина Г.Я.

Октябрь

1 неделя

Тема: Рассказывание об игрушках.

Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки, подводить к составлению рассказа на тему их личного опыта.

Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе.

Звуковая культура речи. Закреплять произношение звука с в словах и фразах, подбирать слова со звуком с. Развивать образность речи. Воспитывать внимательность.

С. 4 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Лисичка со скалочкой».

Учить понимать и оценивать характер и поступки героев. Подвести к пониманию жанровых особенностей сказки. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость, внимательность.

С. 41 Гербова В.В.

3 неделя

Закреплять умение правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.

Словарь. Учить подбирать слова, сходные по значению. Развивать осязание, мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

С. 33 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами».

Учить составлять рассказ по картине вместе с воспитателем и самостоятельно.

Грамматика. Закреплять умение соотносить название животных с названием их детенышей.

Словарь. Активизировать слова, обозначающие действия. Развивать образность речи. Воспитывать любовь к домашним животным.

С. 46 Гребова В.В.

Ноябрь

1 неделя

Тема: Ознакомление с малыми фольклорными формами.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении. Объяснить назначение и особенности колыбельной. Помочь заучить текст колыбельной. Развивать логическое мышление. Воспитывать активность.

Сборник загадок.

2 неделя

Учить составлять рассказ по набору игрушек.

Словарь. Активизировать слова, обозначающие качества и действия предметов.

Грамматика. Учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа.

з , соотносить на слух разные интонации. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 4 Затулина Г.Я.

3 неделя

Тема: Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.

Грамматика. Закреплять умение пользоваться точными названиями детенышей животных. Учить употреблять повелительное наклонение глаголов. Развивать образность речи. Воспитывать внимательность.

Хрестоматия.

4 неделя

Тема: Рассказывание из личного опыта «Моя комната».

Учить высказываться на тему из личного опыта.

Словарь: дидактическая игра «Устроим кукле комнату». Учить правильно называть предметы мебели, уточнить обобщающее понятие. Учить понимать и правильно использовать слова: посередине, около, у . Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к мебели.

С.73 Затулина Г.Я.

Декабрь

1 неделя

Тема: Описание игрушки: дидактическая игра «Угадай мою игрушку (транспорт)».

Учить описывать игрушку.

Чтение стихотворения С.Маршака «Вот какой рассеянный». Учить понимать содержание и юмор стихотворения.

Грамматика. Упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенном падежах. Развивать образность речи. Воспитывать усидчивость, внимательность.

С. 33 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Описание игрушки.

Учить составлять короткий описательный рассказ по игрушке.

Грамматика. Учить образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 49 Гербова В.В.

3 неделя

Тема: Рассказывание по картине «Собака со щенками».

Подводить детей к составлению небольшого связного рассказа по картине.

Грамматика. Учить образовывать формы родительного падежа существительных.

Словарь. Активизировать в речи детей глаголы. Развивать внимательность, наблюдательность. Воспитывать любовь к домашним животным.

С. 46 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Зимовье».

Учить понимать и оценивать поступки героев, передавать интонацией голоса и характер персонажей, подвести к пониманию образного содержания пословиц. Развивать усидчивость. Воспитывать любовь к домашним животным.

С. 83 Гербова В.В.

Январь

1 неделя

Каникулы

2 неделя

Тема: Обучение рассказыванию.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Закреплять умении правильно называть овощи, описывать их цвет, форму и другие качества.

Звуковая культура речи. Учить слышать и правильно произносить звук ш , изолированный, в словах и фразах. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость.

С. 33 Гербова В.В.

3 неделя

Тема: Чтение рассказа Л. Воронковой «Как Аленка разбила зеркало».

Учить понимать содержание и идею произведения, делать выводы. Развивать внимательность. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

Хрестоматия.

4 неделя

Тема: Рассказывание по набору игрушек.

Побуждать к составлению коротких рассказов по набору игрушек.

Словарь. Учить понимать и правильно использовать предлоги в, на, под, между. Развивать наблюдательность. Воспитывать усидчивость.

С. 109 Затулина Г.Я.

Февраль

1 неделя

Тема: Описание и сравнение кукол.

Учить описывать и сравнивать кукол: называть характерные признаки, строить законченные предложения.

Словарь. Учить пользоваться словами с противоположным значением.

Звуковая культура речи. Развивать выразительность речи. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 66 Гербова В.В.

2 неделя

Тема: Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать».

Помочь детям запомнить текст стихотворения, читать его выразительно, делая правильные логические ударения. Развивать образность речи, память. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.

Хрестоматия.

3 неделя

Тема: Описание и сравнение одежды.

Учить давать описание зимней одежды, закреплять обобщающее понятие.

Грамматика. Учить пользоваться сложноподчиненными предложениями, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

ш. Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к одежде.

С. 66. Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Вот такие наши мамы.

Закрепить знания детей о труде мамы дома и на работе, воспитывать желание помогать, не огорчать ее.

В. Драгунский «Тайное становится явным» (чтение). Учить внимательно слушать рассказ, понимать юмор, оценивать поступки героев. Развивать внимательность. Воспитывать любовь к маме.

С. 94 Затулина Г.Я.

Март

1 неделя

Тема: Описание картинок.

Учить составлять описание предмета, изображенного на картинке, выделять существенные признаки.

Словарь. Упражнять в подборе глаголов к существительным.

Звуковая культура речи. Учить правильно произносить звук ц , изолированный, в словах и фразах. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к раздаточному материалу.

С.69 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Описание предметных картинок.

Учить составлять описание картинки, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку.

Чтение стихотворения Е. Братынского «Весна, весна, как воздух чист…». Учить понимать поэтическое слово.

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение звука щ. Развивать образность речи. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания стихотворения.

С. 69 Затулина Г.Я.

3 неделя

Тема: Описание предметов.

Продолжать формировать навыки связной речи.

Словарь. Закреплять обобщающие понятия «овощи», «одежда», «мебель».

Звуковая культура речи. Учить легко и правильно произносить звуки л и л‘. Развивать внимание. Воспитывать бережное отношение к предметам.

С. 53 Затулина Г.Я.

4 неделя

Тема: Пересказ рассказа Е. Чарушина «Курочка».

Учить пересказывать текст рассказа.

Словарь. Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету, подбирать определения, антонимы. Развивать внимание. Воспитывать любовь к домашним животным.

Хрестоматия.

Апрель

1 неделя

Тема: Рассказывание по набору предметов.

Упражнять детей в составлении рассказа о предметах и действиях с ними.

Грамматика. Упражнять в образовании названий посуды.

Звуковая культура речи. Учить правильно произносить звук ч в словах. Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к предметам.

С. 53 Затулина Г.Я.

2 неделя

Тема: Рассказывание по набору игрушек.

Учить составлять рассказ, развивать диалогическую речь.

Словарь. Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов.

Звуковая культура речи. Учить четко произносить звук ч в словах и фразах. Развивать внимательность. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 109 Затулина Г.Я.

3 неделя

Тема: Описание предметов и игрушек.

Продолжать учить составлять описание предметов и игрушек.

Словарь. Учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе - дальше, впереди - сзади). Развивать образность речи. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

С. 100 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Рассказывание русской народной сказки «Жихарка».

Продолжать учить понимать и отвечать на вопросы по содержанию сказки, понимать образные выражения.

Словарь. Упражнять в подборе синонимов. Развивать образность речи, внимание. Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

С. 59 Гербова В.В.

1 неделя

Тема: Описание игрушек: дидактическая игра «Узнай по описанию».

Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки.

Грамматика: дидактическая игра «Чего не стало». Упражнять в создании родительного падежа множественного числа существительных. Развивать образность речи. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

С. 113 Гербова В.В.

2 неделя

Тема: Е. Серова из цикла «Цветы» (заучивание стихотворения).

Хрестоматия.

3 неделя

Тема: Описание предметов: дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

Грамматика. Закреплять умение пользоваться точными названиями детенышей животных.

Звуковая культура речи. Закреплять умение находить разные и похожие по звучанию слова. Развивать осязание. Воспитывать бережное отношение к предметам.

С. 33 Гербова В.В.

4 неделя

Тема: Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Познакомить с содержанием русской народной сказки.

Учить находить и выделять в сказке особенности композиции (присказка, зачин). Развивать образность речи. Воспитывать любовь к русской народной сказке.

Хрестоматия.

Трудно переоценить значение лепки в развитии мелкой моторики детей. Это наилучший инструмент для развития пальцев рук, что в свою очередь способствует становлению речи ребенка. Что касается занятий лепкой в средней группе, то по сравнению с более ранним возрастом они уже начинают носить более познавательный характер, тесно связаны с изучением окружающего мира и другими видами художественной деятельности (рисование, аппликация). Кроме того, у детей развивается эстетическое восприятие образа, чувство пропорции и симметрии.

Особенности организации занятия лепкой в средней группе ДОУ

Актуальные разновидности лепки

Детям 4–5 лет легче дается работа с пластилином, их окрепшие мышцы позволяют без труда отрывать и разминать материал. Хотя и остаются сложности с лепкой мелких деталей, соединением частей предмета между собой (без сплющивания), но поделки уже вполне похожи на реальные предметы, обладают определенными пропорциями. С каждым занятием умения дошкольников совершенствуются.

Создание рыбки относится к предметной лепке. Дошкольники вообще любят лепить животных и людей - объекты, с которыми они впоследствии могут поиграть (а не только любоваться). Хотя, надо отметить, изображение предметов растительной формы дается им проще.

Поскольку у воспитанников средней группы еще нет четкого представления о строении тела живого существа, то задача воспитателя - научить детей отображать ключевые особенности объекта и его яркие признаки, например, у рыбы это вытянутое тело, заостренная голова, фигурный хвостик и плавники.

Кроме традиционной лепки с ее объемными формами, в средней группе уже можно познакомить детей с барельефом - лепкой на плоскости. Особенно это актуально, если воспитатель организует коллективную работу «Аквариум» (роль аквариума может выполнять крышка от картонной коробки). В этом случае рельефные фигуры рыбок буду прикрепляться к поверхности, выступая наполовину или больше (напомним, что барельеф имеет разновидности - собственно барельеф и горельеф).

Кроме того, детей 4–5 лет можно уже знакомить с контррельефной лепкой, когда рисунок прорезывается в пластилине, изредка включая ее элементы в традиционное занятие.

Способы лепки

При лепке такого объекта живой природы, как рыбка, дошкольники средней группы могут пользоваться различными способами лепки. Конечно же, малышам проще всего дается конструктивный метод, когда предмет формируется из отдельных частей (голова, туловище, хвост, плавники, глазки, рот). Ребенок мысленно продумывает образ, определяет, из каких деталей он состоит, и приступает к работе. Как правило, начинается процесс с создания самой крупной части (туловище). Нужно отметить, что при конструктивном способе лепки воспитанники средней группы не очень хорошо передают пропорции и возникают сложности с соединением элементов друг с другом. К концу года же эти умения совершенствуются: увеличивается число деталей, более тщательной становится их проработка, соединение.

Более сложен для детей данной возрастной группы скульптурный способ (он еще носит название пластический). Это лепка предмета из цельного куска пластилина. Здесь уже требуются более точные движения, хороший глазомер и отчетливое представление о желаемой форме. Если ребятам предстоит лепить рыбку таким способом, то хорошо бы вначале нарисовать ее - это позволит уточнить форму, пропорции, особенности перехода от одной части тела к другой.

Кусочку пластилина изначально придается определенная форма. Если это рыба, то необходимо сделать овал. Наметив ключевую форму животного, необходимо сформировать его части приемом оттягивания и сплющивания (голова, хвост, плавники). После того, как вылеплены основные формы, можно переходить к проработке более метких деталей.

Хорошо показать дошкольникам двух рыбок, вылепленных конструктивным и пластическим способом, и показать их отличия. Педагог должен продемонстрировать приемы лепки на глазах у детей, постоянно комментируя свои действия.

Нужно отметить, что на занятиях в средней группе редко используется один из указанных способов лепки в чистом виде. Гораздо чаще имеют место дополнения одного метода другим - так называемый комбинированный способ. Как правило, наиболее крупные детали создаются скульптурным методом, а мелкие лепятся отдельно и присоединяются к основной форме. При нормальном развитии дети к подготовительной группе сами приходят к этому способу как самому доступному и универсальному.

Приёмы

Как известно, существует множество приемов лепки. Однако в средней группе при создании образа рыбки будут актуальны следующие:

Скатывание – прием, за счет которого создаются предметы шарообразной формы. Руки ребенка при этом совершают круговое последовательное движение по часовой стрелке, причем левая рука - в несколько замедленном темпе.

Затем форма шара преобразовывается в овал: для этого нужно ее слегка вытянуть с двух сторон.

Поскольку тело рыбки немного уплощено, овал немного сплющивается . Этот прием осуществляется путем небольшого сдавливания овала руками с двух сторон. Усилия при этом должны быть минимальными, иначе в результате мы получим лепешку.

Чтобы оформить у рыбки ротик, используем прием прищипывания – небольшая часть пластилина сдавливается тремя пальцами руки.

С помощью оттягивания и сплющивания у рыбки получается красивый хвостик. Чтобы он смотрелся особенно эффектно, нужно немного разрезать его пополам стекой. Таким же приемом мы формируем плавники.

Если же дети лепят рыбку конструктивным способом, то при присоединении частей друг к другу они используют прием примазывания , при котором два куска пластилина движутся навстречу друг другу с прижатием и выравниванием мест скрепления.

Самостоятельность детей 4–5 лет при выборе цвета пластилина, пользовании стекой

Воспитанники средней группы уже могут проявлять на занятиях по лепке определенную самостоятельность. Так, согласно замыслу занятия они выбирают цвет пластилина. Если предполагается лепка «золотой» рыбки, то это будет, конечно же, жёлтый цвет, который можно украсить элементами другого оттенка. В случае если ребята коллективно оформляют аквариум, то воспитатель советует ребятам сделать разноцветных рыбок - и тогда они выбирают самые разные цвета.

При предварительном обучении и наставлении педагога дошкольники 4–5 лет в процессе лепки активно используют во время продуктивной деятельности стеку. Применяемо к теме «Рыбка» с помощью этого инструмента можно красиво прорисовать чешую или оформить хвост и плавники. Стекой можно «нарисовать» ротик и глазки рыбы.

Вариации темы: индивидуальные и коллективные композиции

Традиционно лепка рыбки в средней группе проводится в первом полугодии (ноябрь), впоследствии ребята рисуют аквариумную композицию. В целом задачей такого занятия («Разные рыбки») является научить дошкольников лепить рыбок одинаковой формы, но различающихся между собой по пропорциям. В ходе такой деятельности дети закрепляются приемы лепки, которые они усвоили ранее.

Однако возможны и различные интерпретации данного занятия. Можно обозначить его тему, как «Золотая рыбка», предварительно рассказав детям, например, известную сказку А.С. Пушкина. Такая поделка будет немного отличаться от традиционной рыбы: во-первых, своей необычной цветовой гаммой, а во-вторых, сказочными волшебными деталями (короной на голове, волшебной палочкой и пр.).

Ребята среднего школьного возраста уже способны понимать взаимосвязь между объектами и предметами, вполне можно вводить сюжетную лепку. Например, предложить коллективную композицию «Аквариум». Такое занятие, конечно потребует предварительной подготовки. Педагог заранее заготавливает основу - это может быть настоящий пустой аквариум либо какая-то другая стеклянная или пластиковая емкость необходимых размеров. Можно предложить 2–3 небольших аквариума, разбив детей на подгруппы.

Возможен такой вариант занятия по лепке, как «Домик для рыбки», на котором каждый ребенок мастерит свой аквариум. На таком занятии, кроме пластилина, детям можно предложить картон (нарезанный воспитателем на квадраты или прямоугольники нужного размера - стенки аквариума), который дети будут скреплять пластилином. Одну сторону такого домика следует сделать прозрачной, предложив дошкольникам кусочки пластика. Впоследствии такой аквариум ребята «заселяют» пластилиновыми рыбками.

Уместность использования дополнительных материалов

Лепка рыбки открывает большие возможности для использования дополнительного, природного или бросового, материала. Для эффектного обозначения чешуек можно использовать крупу (рис, гречка, перловка) или семечки. Если же ребята создают сказочную рыбу, для украшения ее тела пригодится фольга или мелко нарезанные яркие фантики от конфет.

Кроме того, лепку на занятии можно успешно комбинировать с аппликацией: у пластилиновой рыбки может быть хвостик или плавники из цветного картона.

Реализация индивидуального подход в рамках темы

В средней группе многие дети проявляют повышенный интерес к лепке. Конечно же, таких воспитанников нужно поощрять, предлагая им усложненные индивидуальные задания. Например, если ребенок быстро и качественно выполнил задание, педагог может предложить ему вылепить еще одну рыбку, но только другой формы, цвета и размера. Другой вариант - украсить свою рыбку, например, с помощью колпачка от фломастера сделать красивый рисунок чешуи или сделать ее более яркой с помощью бросового материала.

Варианты мотивирующего начала занятия

Как и любая продуктивная деятельность, занятие лепкой должно начинаться с мотивирующего момента. Чаще всего к ребятам приходит в гости какой-либо сказочный персонаж или просто игрушка-рыбка, которая беседует с ними и просит решить ее проблему. Например, золотой рыбке скучно плавать в море, ведь она одна такая необычная, а ей так хочется иметь друзей и подружек. Перед ребятами также может появиться какой-то другой морской обитатель - это может быть даже популярная у девочек кукла Русалочка, которой не с кем играть. Вариантов здесь множество, все зависит от фантазии воспитателя.

Резиновая рыбка, которая «приходит в гости» к дошкольникам

Сказочного персонажа можно обыграть на занятии по лепке рыбки

Чтобы подвести дошкольников к созданию яркого образа, перед занятием можно организовать выставку игрушечных рыбок. Идеально если в группе или в живом уголке в детском саду есть настоящий аквариум с рыбками.

Оптимальный вариант - собственный аквариум в групповом помещении

Альтернатива настоящему аквариуму - макет, созданный воспитателем

В развивающей среде группы должен присутствовать альбом с иллюстрациями речных и морских рыб, который дети в любой момент могут брать для рассматривания.

Лепке рыбок должно предшествовать чтение сказок, рассказов и стихотворений на данную тематику. Это могут быть фрагменты произведения А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Их стихотворений можно порекомендовать следующие:

Е. Чеповецкий

В тихой речке
В тихой речке у причала
Рыбка рыбку повстречала:
- Здравствуй!
- Здравствуй!
- Как дела?
- На рыбалке я была,
Я удила рыбака,
Дядю Петю - чудака.
- Где же твой рыбак?
Попался?
- Нет, ушел, хитрец!
Сорвался!

Ю. Могутин

Ерши
Над речушкою
В тиши
Шелестят камыши.
А в воде
У камышей
Шесть задиристых ершей.
Не ершитесь вы, ерши,
Лучше спрячьтесь в камыши.
Вас ершей-малышей
Щука ждет у камышей.

В. Орлов

Золотые рыбки
Рыбкам в банку
Сыплют манку.
Рыбки золотом горят.
Мне из манки спозаранку
Варят кашу и твердят,
Что и я от каши той
Тоже буду золотой.

Е. Стюарт

Пруд
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть.

Л. Рашковский

Рыбы
Плавниками водят рыбы,
Воду чистую мутят.
Пообедают –
Спасибо
Никогда не говорят.
Так живут они веками.
И куда ни бросишь взгляд, -
Рыбы только плавниками
Благодарно шевелят.
Почему такие рыбы?
Да во рту у них вода!
И они сказать спасибо
Не сумеют никогда.

http://deti.ledibashkirii.ru/stixi-pro-rybok

Накануне лепки можно показать ребятам мультфильмы на морскую тематику. Это «В синем море, в белой пене» (1984) или «Ух ты, говорящая рыба» (1983). Они наверняка заинтересуют малышей, и им захочется своими руками создать морских обитателей.

Подвижные игры также нужно подводить к морской тематике - это «Рыбак и рыбки», »Море волнуется раз…».

Конспект занятия по лепке рыбки в средней группе

ФИО автора Название конспекта
Темерева Л.М. «Золотая рыбка»
Образовательные задачи : учить лепить рыбку из пластилина, передавать ее характерные особенности, совершенствовать приемы оттягивания, сплющивания, обозначать с помощью стеки и колпачка фломастера чешуйки рыбы, учить соблюдать пропорции между частями.
Развивающие задачи : уточнить представления о внешнем виде, образе жизни, повадках рыб, развивать воображение.
Воспитательные задачи : воспитывать усидчивость, терпение, стремление обсуждать результаты своей работы.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: картинки с изображением рыб, морские пейзажи, аудиозапись шума моря.
Раздаточный материал: пластилин, стеки, доски для лепки.
Ход занятия:
Релаксационный момент: в начале занятия звучит приятная спокойная музыка. Дети стоят, взявшись за руки, в круге. Воспитатель желает всем доброго утра и предлагает передать друг другу частицу своего тепла.
Педагог предлагает дошкольникам отправиться в страну Фантазии, где можно узнать много нового и необычного. Звучит шум морского прибоя - дети «оказываются» на морском берегу. Воспитатель сообщает, что в стране Фантазии живет добрый песочный принц, который бережет ее от зла. Он знает много сказок, игр, но будет играть только с теми, кто соблюдает его правила.
Сюрпризный момент - появляется кукла Песочный принц, который сообщает детям, что в его стране нельзя драться, кусаться, обижать других. Персонаж загадывает загадку про рыбку.
У меня есть крылья, но не лечу.
Есть глаза, но не смотрю на небо.
Есть рот, но не говорю.
Блещу в речке чистой,
Спинкой серебристой.
Кто я? (Ответы детей)
Воспитатель демонстрирует ребятам игрушечную рыбку(рыбка предлагается также каждому ребенку)., они обследуют ее, уточняют свойства: цвет, размер, форма тела. Дети с педагогом выясняют, что это золотая рыбка. Кроме того, они называют и других известных им рыб (щука, окунь, карась, сом и др.). Идет беседа, зачем рыбам нужен хвост, плавники, есть ли у них глаза, чем покрыто тело, умеет ли рыба говорить.
Физкультминутка «Море волнуется».

Песочный принц сообщает детям, что есть рыбы съедобные для человека, а есть опасные, которые могут уколоть или ударить током.
Далее предлагается небольшой опыт, чтобы узнать, как рыбы видят в воде: нужно поднести близко к глазам банку с водой и рассмотреть предметы, которые в ней лежат - их форма искажается, а размер увеличивается.
Далее идет непосредственно мотивация к продуктивной деятельности: Песочный принц интересуется у детей, скучно ли одной рыбке плавать в море. Он предлагает слепить для нее друзей и подружек, с которыми золотой рыбке не будет одиноко. Кроме того, они выполнят желания детей.
Демонстрация воспитателем приемов лепки (скульптурным способом ). Нужно скатать шар, затем расплющить его в овал. С одного конца нужно оттянуть носик, а с другого - хвостик. С помощью стеки прорисовываются хвостик и плавники. Колпачком от фломастера можно пропечатать чешую, а обозначить чешуйки - с помощью крупы (перловка, рис или гречка).
Перед продуктивной деятельностью педагог проводит с детьми пальчиковую гимнастику «Рыбка».

Самостоятельная работа детей под спокойную музыку. Воспитатель направляет дошкольников, дает советы.
В конце занятия идет анализ поделок, педагог интересуется, о чем бы ребята хотели попросить золотую рыбку. Дети говорят о своих желаниях, а педагог записывает их.

Горбенко Н. «Разные рыбки»
Занятие начинается с загадки про рыбу. Педагог рассказывает детям о рыбах и отдельно останавливается на тех, которые живут в аквариуме (золотая рыбка, скалярия, рыба-попугай и пр.). Аквариум - это целый мир, там есть камушки, ракушки, подводные растения.
Далее проводится физкульминутка «В синем небе облака…».

Дошкольники садятся за столы, у каждого лежит картинка с изображением рыбы, они рассматривают их и обсуждают с воспитателем цвет, строение, предназначение частей тела.
Педагог демонстрирует детям приемы лепки рыбы (использует конструктивный способ) : отдельно формируется голова, туловище, плавники, глазки и ротик.
После самостоятельной продуктивной деятельности детей снова проводится физкультминутка.

Маркова Н.В. «Рыбки и водоросли в подводном мире»
(коллективная композиция)
Одной из задач занятия является украшение фигурок рыб налепами и прорезными рисунками (контррельеф).
Особенностью занятия является то, что педагог заранее подготавливает основу для композиции - аквариум (как альтернатива - 3–4 прозрачных банки либо стакана). Кроме того, для создания поделок понадобятся трубочки для коктейля, зубочистки, колпачки от ручек или фломастеров.
В начале занятия педагог проводит дидактическую игру «Что изменилось»: на доске выкладывает несколько рыбок из геометрических фигур, затем просит ребят закрыть глаза и меняет некоторые детали. Дошкольники должны угадать, что изменилось.
Еще одна игра «Составь рыбку»: на доске выставляется овал (туловище рыбы), к нему можно прикладывать разной формы хвосты и плавники.
Затем воспитатель переключает детей с условно-схематического изображения на художественное и демонстрирует 2–3 рыбок, которые он вылепил заранее. Педагог объясняет приемы лепки и предлагает ребятам вылепить красивых рыбок, чтобы совместно наполнить ими аквариум.
Дошкольники лепят рыб любым способом (конструктивным, пластичным либо комбинированным), а затем украшают им по своему вкусу: пятнышками из сплющенных шариков пластилина другого цвета, пластилиновых жгутиков, блестками, семенами, крупой. Воспитатель также показывает, как можно украсить поделку стекой либо колпачком фломастера.
Ребятам, которые быстро справились с задачей, педагог советует слепить еще для аквариума водоросли и камушки, чтобы рыбкам жилось с комфортом.
В конце занятия рыбки помещаются в общий аквариум. Часть их прикрепляется к стенам (слегка прижатые), другие нанизываются на коктейльные трубочки или зубочистки, закрепленные на дне).

Различные варианты поделок с комментариями и описанием методики выполнения

Большинство рыбок (фото 1–6, 8) выполнены комбинированным способом: голова и туловище вылеплены из одного большого куска пластилина, остальные же элементы (хвостик, плавники, глаза) присоединены отдельно.

Очень эффектно выглядит рыбка н фото 4 «Золотая рыбка» - красивый длинный красный хвост, прорисованная стпекоц чешуя и выпуклые глаза-бусины.

На фото 5 «Аквариум с рыбками» представлена лепка способом барельеф - рыбки прекреплены к поверхности, выступая примерно наполовину. Оригинальная композиция дополнена камушками, ракушками и водорослями.

Представляет интерес поделка»Волшебная рыба» (фото 7): туловище выполнено из скрученного жгутика. Интересно смотится градиентная окраска (переход розового в сиреневый цвет).

На фото 9 и10 представлены объемные аквариумы. Морские обитатели прикреплены к стенкам банок либо зафиксированы в центре на специальных креплениях.

Фотогалерея: готовые работы детей

Поделки из пластилина Поделка из пластилина Поделка из пластилина Пластилин с украшением из бусин Барельефная лепка Поделки из пластилина Рыбка, созданная в необычной технике Поделка из пластилина Поделка Поделка

Видео: лепка «Золотой рыбки»

Видео: рыбка из пластилина

Видео: мультфильм «Ух ты, говорящая рыба» (1983)

Видео: мультфильм «В синем море, в белой пене» (1984)

Видео: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Большинство дошкольников очень любят лепить, ведь это возможность создать себе новую игрушку. Предметная лепка, к которой относится создание рыбки, наверняка увлечет малышей средней группы, особенно если педагог познакомит их с различными вариантами создания образа морских обитателей. А использование дополнительных материалов сделает занятие ярким и запоминающимся.