Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности "в стране волшебства". Конспект открытого занятия по опытно-исследовательской экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе «Удивительные свойства магнита

"От чего зависит вес предметов" Занятие по опытно - экспериментальной деятельности детей подготовительной к школе группы

Ребенок с рождения является исследователем, проявляя живой интерес к окружающему миру. Опыты помогают ему исследовать интересующие его предметы и отвечать на многие вопросы, развивают логику, мышление. Это занятие будет интересно воспитателям, учителям начальных классов, родителям, детям.

Форма обучения: исследовательская деятельность взрослого и детей.
Количество детей: подгруппа 6 – 8 человек.
Исследовательская задача . Доказать, что вес предметов не зависит от их величины.
Программное содержание:

Развивать речь, мышление, любознательность;
Развивать умение делать выводы, умозаключения;
Воспитывать аккуратность при работе;
Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к исследовательской деятельности;
Учить понимать поставленные задачи и выполнять самостоятельно.

Оборудование:
Весы лабораторные, пластиковые стаканчики, песок, емкость с водой, вата, маленькие камешки, две монеты достоинством десять рублей, две губки, два носовых платочка, мерный стаканчик.

Методы и приемы:
Организационный момент
Уточнения, опросы, игровые приемы
Опыты и эксперименты, как метод повышения познавательной активности
Сюрпризный момент
Организация детей: дети свободно располагаются вокруг рабочего стола.

Ход занятия

I часть вводная:
Воспитатель: Я очень рада вас видеть. Какие вы все большие, нарядные и я вижу в ваших глазах интерес и огонек любопытства, что же я для вас приготовила? Действительно к вам я пришла не с пустыми руками. Вы занимаетесь опытами, исследованием? Я хочу предложить вам сегодня стать исследователями. Но для этого нам нужны разные предметы и оборудование. У меня есть красивая коробка «Неизведанное рядом» в ней находятся предметы, которые помогут нам в исследовании.
Воспитатель открывает коробку, показывает содержимое и достает весы. Спрашивает у детей, как они думают, что это такое? (ответы детей). Сегодня мы с вами будем взвешивать различные предметы и устанавливать, что вес предметов не зависит от их величины.

II часть – опыты

1. Воспитатель на одну чашу весов ставит пластиковый стаканчик с небольшим количеством песка.
Что произошло? Как достичь равновесия? Предлагает насыпать в другой стаканчик столько песка, чтобы достичь равновесия. Можно ли сказать, что в обоих стаканчиках одинаковое количество песка? Объясните почему.

2. На одну чашу весов положить маленький камешек, на другую – вату. Что мы видим? Попробуйте достичь равновесия. Почему потребовалось так много ваты, чтобы ее вес был равен весу одного маленького камешка?
Какой можно сделать вывод? Всегда ли зависит вес предмета от его величины?

Вывод: Маленький предмет может быть тяжелым, а большой легким.
Назовите маленькие, но тяжелые предметы, большие, но легкие.

3. Как вы думаете, вес сырых и сухих предметов одинаков? Как это можно доказать?
Насыплем в оба стаканчика одинаковое количество песка. Добавим в один стаканчик воды. Вес, какого стаканчика теперь больше? Почему? Какой можно сделать вывод?
Эксперимент повторяем с монетами, губкой, носовыми платочками.

Вывод: Одни предметы совсем не впитывают воду, их вес после того как их намочат не увеличивается. У других предметов, которые сильно впитывают воду, вес увеличивается значительно.

Динамическая пауза
Давайте представим, что мы пошли на речку купаться. Я буду говорить слова, и показывать движения, а вы за мной повторяйте.
К речке быстрой
К речке быстрой мы спустились,
(шагаем на месте)
Наклонились и умылись.
(наклоны вперед, руки на поясе)
Раз, два, три, четыре,
(хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились.
(встряхиваем руками)
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс.
(круги двумя руками вперед)
Одной, другой – это кроль.
(круги руками вперед поочередно)
Все, как один, плывем как дельфин.
(прыжки на месте)
Вышли на берег крутой
(шагаем на месте)
И отправились домой.
Отдохнули, теперь продолжаем с новыми силами.
Воспитатель:
Ответьте мне на вопросы, доказывая свою точку зрения:

Сухой слон весит столько же, сколько мокрый?
Может ли половинка яблока весить больше целого?
Песчинка и снежинка имеют вес?
Вес стаканчика мороженного с изюмом равен весу такого же стаканчика мороженного без изюма?

На этом наши исследования заканчиваются. Вам понравилось? Вы были очень хорошими исследователями, потому что были внимательными, любознательными, активными, сообразительными. И вам очень многое удалось. Спасибо вам за старание и я хочу оставить на память подарок, который вам и в дальнейшем пригодится для ваших исследований – это лупа. На этом занятие закончено.

Дополнение (Если время занятия позволит)
Три ослика несли поклажу: первый – килограмм сахара, второй – килограмм ваты, третий – килограмм гвоздей. Переходя речку, они искупались с поклажей на спине. Выбрались на другой берег. Один побежал, другой пошел, последний поплелся. Почему?

Сансызбаева Алия Булатовна

Мухамедзянова Альбина Хамсановна

воспитатели МАДОУ № 39 г. Тюмень

Интеграция образовательных областей:

«Познание»

Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о свойствах воды (без запаха, прозрачная, не имеет постоянной формы, является растворителем для некоторых веществ)

Развитие органов слуха, зрения, обоняния.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

«Коммуникация»

Способствовать развитию свободного общения с взрослыми и детьми.

Активизировать речь и обогащать словарь детей.

« Социализация»

Развитие сообразительности, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Учить делать выводы в процессе эксперимента.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

«Здоровье»

Формирование умений у детей делать глубокий вдох, удерживать воздух и медленно его выдыхать.

«Безопасность»

Закрепление правил безопасности поведения во время проведения экспериментов с воздухом и водой.

Воспитание уважительного отношения к труду людям науки.

«Музыка»

Обогащение музыкальных впечатлений.

Предварительная работа:

Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом, песком, глиной и другими материалами.

Оборудование:

Воздушные шары(с гелием);

-ёмкость с холодной и горячей водой;

Пластмассовая бутылка;

2 стаканчика;

Стакан с молоком;

- ёмкости разной формы;

Картинка с изображением воздушного шара с корзиной;

Картинки;

Магнитофон;

Ход занятия:

Организационный момент: «Приветствие»

Воспитатель: Посмотрите, у нас сегодня гости!

Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.

Здравствуй небо (руки вверх)

Здравствуй земля (приседают)

Здравствуйте мои друзья (руки в перед)

1,2,3,4,5(загибаем пальцы рук)

Вмести мы в кругу опять (беремся за руки)

Будем дружно мы играть.

В путешествие мы хотим опять (идут по кругу)

Воспитатель: На чем можно отправиться в путешествие? (ответы детей) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Вы не против? (нет)

Воспитатель вносит большой гелиевый шар, а дети и педагог встают вокруг него.

Нам в пути нужен важный помощник.

О нем говорится в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем. (воздух)

Воспитатель: Воздух везде. Посмотрите вокруг.

Кто видел воздух? (ответы детей). Да воздух невидимка, но он всегда вокруг нас. Без него мы не могли бы жить, так как нечем было бы дышать.

А теперь, ребята, давайте проверим, как долго мы можем не дышать. (упражнение «Глубокий вдох и выдох через 5-7 секунд»)

А почему мы не видим воздух? (ответы детей). Воздух невидим, так как он прозрачен.

А хотите увидеть воздух? (да)

Для этого нам необходимо пройти в нашу лабораторию.(дети садятся на стульчики)

Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании:

1. Не толкай соседа во время работы.

2. Сначала посмотри, потом повтори.

3. С горячей водой будь осторожен!!!

(на доску вывешиваются соответствующие картинки)

Эксперимент № 1:

Воспитатель: Для этого эксперимента необходима ёмкость с водой и пустой стакан.

Стакан опускается в ёмкость с водой горлышком вниз. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (ответы детей)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Эксперимент № 2:

Стакан наклонить – чтобы появились пузырьки.

Воспитатель: Что вы видите? (пузырьки) Откуда они взялись? (ответы детей) Что происходит со стаканом? (он наполняется водой). Какой следует вывод из этого эксперимента?

Вывод: Воздух выходит из стакана, его место занимает вода.

Воспитатель открывает изображение воздушного шара.

Воспитатель: Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (ответы детей). Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.

Эксперимент № 3:

Воспитатель: Для этого эксперимента нам понадобится пустой воздушный шарик и пластиковая бутылка.

Шарик нужно надеть на горлышко бутылки и подержать ее в течении 1 мин. в горячей воде. - Что вы видите? (Шар надувается) Как вы думаете почему он надулся? (предположения детей)

Вывод: При нагревании воздух в бутылке расширяется и заполняет шар, он надувается.

Затем воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.

Что происходит с шариком? (Шарик сдувается) Почему шарик сдулся? (предположения детей)

Вывод: Воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается.

Воспитатель: Зачем же нужна горелка? (ответы детей). При нагревании воздух расширяется и заполняет шарик. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.

Воспитатель: Нам пора дальше отправляться в полёт! Занять свои места. Полетели. (Дети встают вокруг шара.Воспитатель достаёт глобус.) Дети, что это у меня в руках? (глобус).Правильно, так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода) Послушайте стихотворение о воде.(его нам прочтёт Вика М.)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, море, океане

И водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда!

Без воды нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить!

Воспитатель: И, правда, без воды жизнь представить сложно. Внимание, вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят.)

Кто то к нам идёт на встречу! (включается запись песни «Я водяной, я водяной…», входит Водяной)

Водяной: Здравствуйте! Очень рад вас видеть! Я так люблю шлёпать босыми ногами по лужам, купаться, брызгаться. После этого на руках и ногах в солнечных лучах переливаются прозрачные капельки. Только мне непонятно: куда потом исчезает эта вода? И еще, зимой, я хотел искупаться в своей любимой речке, а вместо воды - лёд. Откуда он взялся?

Воспитатель: Уважаемый Водяной, мы с ребятами попробуем ответить на ваши вопросы. Для этого нужно вооружиться вниманием и терпением.

Пройдёмте в лабораторию.

Воспитатель: Водяной, мы покажем, какими свойствами обладает вода. Дети обратите внимание: на столе в контейнере лежит лёд. Мы позже к нему вернёмся.

А сейчас, мы узнаем о свойствах воды.

Эксперимент№ 4:

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

Воспитатель: Имеет ли вода запах? (Нет, вода не имеет запаха.)Значит какой вывод мы сделаем из этого эксперимента?

Вывод: Вода не имеет запаха.

Эксперимент№ 5:

Воспитатель: Для следующего эксперимента нам понадобится стакан с водой, стакан с молоком и картинки. Поставить на картинку стакан с водой и рассмотреть, что нарисовано на картинке. Затем проделать тоже самое со стаканом молока

Воспитатель: Вам видно, что нарисовано на картинке? (Там, где вода, видно, а где молоко - нет.) Какой можно сделать вывод из этого эксперимента?

Вывод: Вода прозрачная.

Эксперимент № 6:

Воспитатель: Сейчас нам понадобятся стакан с водой, соль и ложка.Нужно положить в стакан ложку соли и размешать.

Воспитатель: что произошло с солью? (соль растворилась)

Мы делаем следующий вывод.

Вывод: Вода является растворителем для некоторых веществ.

Эксперимент № 7:

Разлить воду по разным сосудам.

Воспитатель: какую форму приняла вода? (Форму той посуды, в которую её налили)

Вывод: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

Ребята, мы с вами хорошо потрудились, а сейчас пришло время отдохнуть

Физкультминутка: «Дождик»

Капля раз, капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Воспитатель: Ребята, давайте пройдем к столу, на котором был лёд. Что вы видите? Почему это произошло? (ответы детей)

Водяной: Жаль, что лёд растаял, я так люблю его есть.

Воспитатель: Что ты! Сосульки и лёд нельзя есть! Почему, дети нельзя есть лёд? (ответы детей). Давайте докажем, что лед грязный. (профильтруем)

Эксперимент № 8:

Воспитатель: Нам понадобится сосуд, воронка и фильтр.

Нальём талую воду из тарелки в воронку с фильтром.

Воспитатель: (показывает фильтр) Чистый или грязный лёд?(грязный) Почему?(фильтр стал грязным) Водяной, можно есть лёд или нет?

Водяной: Что вы! Я больше никогда не буду есть лёд и снег.

Воспитатель: Давайте повторим свойства воды.

Водяной: Спасибо вам. Я запомню свойства воды и никогда их не забуду. Вот вам шарики на память об этом путешествии. До свидания.

(Водяной уходит)

Воспитатель: Нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте места. Закрываем глаза. Раз, два, три, четыре, пять и мы с вами в саду опять! Прилетели.

Человек! Запомни навсегда:

Символ жизни на Земле - вода!

Экономь её и береги.

Мы ведь на планете не одни!

Список литературы:

1. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. 2009г.

2. Куликовская И. Э. «Детское экспериментирование» 2005 г.

3. Равиза Ф. В. «Простые опыты» 1997 г.

4. Смирнов Ю. И. «Воздух» 1998 г.

5. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей всреднего и старшего дошкольного возраста» 2009 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

Программное содержание:

Формировать представление о воздухе, его свойствах (бесцветный, имеет вес, не имеет запаха, легче воды, движется; Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования. - расширять и активизировать словарь детей;

Оборудование:

  • игрушка «Лягушонок»
  • полиэтиленовые пакеты (по количеству детей)
  • миска
  • стакан
  • стаканчики с кипяченой водой и трубочки по количеству детей
  • чеснок, пресс для чеснока
  • веера по количеству детей

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!

Дети: Воздух!

Ребята, а что вы знаете и можете сказать о воздухе?

Вся наша планета окутана воздушным покрывалом. Воздух – везде: на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри нас.

(Из-за дверей доносятся звуки)

Лягушонок: Ой, помогите, спасите, лечу!!!

Воспитатель: Кто это там кричит (открывает двери) ?

(В комнату на воздушных шариках залетает лягушонок) .

Здравствуй лягушонок! Как ты к нам попал?

Лягушонок: Здравствуйте ребята! Я гулял с шарами, но вдруг ветер подхватил меня и понес, понес и принес к вам в детский сад.

Как у вас здесь интересно! А что это вы здесь делаете? Можно мне остаться?

Воспитатель: Конечно, оставайся. Мы сегодня с ребятами говорим о воздухе.

Лягушонок: О воздухе? А что такое воздух? Что-то я о нем слышал, но никогда с ним не встречался. Может, его вовсе нет?

Воспитатель: Погоди лягушонок. Я тоже никогда с ним не встречалась, но знаю, что он вокруг нас.

Лягушонок: Ничего я не вижу. Где же он? Куда он спрятался?

Воспитатель: Никуда он не спрятался. Ребята, давайте докажем лягушонку, что воздух действительно есть. Я приглашаю всех в мини-лабораторию, чтобы мы могли проводить опыты как настоящие ученые (дети переходят за столы) .

Опыт №1 «Как поймать воздух» .

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Лягушонок: Я уверен, что там ничего нет!

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

(Воспитатель подносит пакет к лягушонку) .

Лягушонок: Я его не вижу, но чувствую.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты сам сделал правильный вывод, что воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Опыт №2 «Что в стакане?»

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руках стакан. Как вы думаете, он пустой?

Лягушонок: Это же всем понятно, что в нем ничего нет.

Воспитатель: Вот мы сейчас проверим. Нам понадобится емкость с водой и этот стакан.

Перевернем стакан вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно.

Что вы видите? Попадает ли вода в стакан?

Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри?

(Воспитатель предлагает детям потрогать стакан внутри) .

Ребята, почему вода не попала в стакан? Какой можно сделать вывод?

Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду.

А теперь, попробуем опустить наш стакан в воду, но держать его будем немного наклонив. Смотрите внимательно, что появилось в воде?

Мы наблюдаем пузырьки воздуха. Откуда он взялся?

Какой можно сделать вывод?

При опускании стакана в воду, она постепенно вытесняет из него воздух, занимая его место.

Лягушонок: Ребята, я тоже вспомнил, как можно увидеть воздух! Я сидел в пруду и пускал через соломинку пузыри в воду. Было так весело.

Воспитатель: Молодец лягушонок! Ты мне подсказал еще один интересный опыт с воздухом.

Опыт № 3 «Воздух легче воды»

Воспитатель: Перед вами стаканы с водой и трубочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берется?

Лягушонок: А почему пузырьки поднимаются на поверхность?

Воспитатель: Потому, что воздух легче воды.

Что это? Как вы думаете, что находится внутри пузырей?

Физкультминутка.

Коль с водой имеем дело, (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)

Рукава засучим смело (засучиваем рукава)

Пролил воду - не беда (руки на пояс, покачать головой)

Тряпка под рукой всегда (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)

Фартук - друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)

И никто здесь не промок (руки на пояс, повороты головы в стороны)

Ты работу завершил? Все на место положил? (шаг на месте)

Лягушонок: А мне интересно, имеет ли воздух запах? Как вы думаете ребята?

Воспитатель: Попробуйте втянуть воздух носом. Пахнет?

Дети: Нет!

Воспитатель: Но мы ведь можем его почувствовать носиком. Я возьму чеснок и раздавлю его.

Лягушонок: Ой! Как чесноком запахло! Не хочу этот запах! Лучше я нос закрою и не буду дышать.

Воспитатель: Что ты, Лягушонок! Без воздуха ты задохнёшься. Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.

Воспитатель: Лягушонок, если тебе не по нраву запах чеснока, мы тебе поможем. Ребята, хотите устроить ветер?

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Лягушонок: Ой, спасибо. Значит, когда воздух движется, получается ветер.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет.

Лягушонок: Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!

Лягушонок: Присаживайтесь поудобнее, я вам расскажу сказку про воздух. Сказка эта не простая, а волшебная. А ещё - поучительная, полезная, интересная.

Презентация

В одном сказочном лесу жил веселый Воздух. Он был чист и прозрачен. Каждое свое утро он проводил на маленькой поляне в глубине леса, играя со своими друзьями-зверятами.

Они прыгали через веселый ручей, зайчата гонялись за листьями, а белочки с лисичками играли в догонялки.

Всем было радостно играть на свежем воздухе.

Однажды на поляну пришла Баба Яга и захотела построить себе дом. Места ей было мало на полянке и она начала рубить деревья вокруг.

Баба Яга построила себе дом и начала топить печь, но чтобы топить печь ей снова понадобились деревья, и Баба Яга вырубила почти все деревья в лесу. Дым, выходящий из трубы, попал в Воздух. Воздух заболел. Он задыхался, кашлял и стал мрачным. Для того чтобы вылечиться Воздуху нужны деревья, но их осталось очень мало.

Вместе с Воздухом заболели зверята и взрослые звери. Всем стало понятно, что Баба Яга принесла беду в их сказочный лес. И тогда звери пошли к Бабе Яге чтобы рассказать ей как сильно они болеют, что без чистого свежего воздуха им плохо. Звери показали Бабе Яге, что случилось с лесом. Баба Яга посмотрела вокруг и не увидела ни одного дерева, не услышала ни одной поющей птички. Она очень расстроилась и спросила у зверят:

«Что же мне теперь делать?»

А звери ей ответили: «Для того чтобы вылечить Воздух нужно перестать топить печь и перестать рубить деревья!»

Баба Яга снова спрашивает: «А как же я без печки то буду?»

А зверята ей отвечают: «А ты расстели побольше соломы в доме, как мы все это делаем и тогда у тебя будет тепло. Сажай каждый день новые деревца и наш сказочный лес будет тебя согревать и оберегать!»

Баба Яга послушала зверят, перестала топить печь и принесла много соломы в дом. Помогла зверятам посадить новые деревья

Постепенно Воздух стал отчищаться, а жители сказочного леса каждый день высаживали маленькие деревца, хотя все понимали, что вырубить деревья

можно быстро, а на то, чтобы вырастить лес, нужно очень много времени.

До свидания ребята! До новых встреч!

Виктория Алексеева
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Космические эксперименты»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»

Мастер-класс

Подготовила: Алексеева Виктория Владимировна, воспитатель первой квалицикационной категории.

Цель: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково -исследовательскую деятельность;

Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;

Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Оборудование: воздушные шары, монетки, нитки, мерные стаканчики, картон, пластиковые бутылки, изолента, зеркала, фонарик, емкость с водой, Звезды разного цвета

1 часть.

Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга. Поэтому очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное. И всё это – в непринуждённой и увлекательной атмосфере игры. Играя, ребёнок знакомится с окружающим миром, легче и охотнее учится новому. И, что особенно важно, играя, он учится учиться. Самой главной задачей познавательно-исследовательской деятельности с детьми является придание творческого исследовательского характера процессу изучения окружающего мира

Мастер-класс «Космические эксперименты» не только перенесет всех участников в мир звезд и планет, но и познакомит с целым рядом серьезных понятий физики и астрономии. Участники запомнят интересные факты о космосе и космонавтах, и даже попробуют представить себя на их месте!

2 часть.

Я приглашаю Вас в путешествие по звездной галактике. Первая звезда на нашем пути – красная. Сейчас мы проведем опыт с монеткой и воздушным шариком. Этот эксперимент - замечательный пример действия центробежной и центростремительной силы.

Для проведения опыта вам понадобятся: воздушный шарик (лучше бледной расцветки, чтобы при надувании он как можно лучше просвечивал, монетка, нитки.

План работы: просуньте монетку внутрь шарика, надуйте шарик, перевяжите его ниткой, возьмите шарик одной рукой за тот конец, где нитка. Совершите несколько вращательных движений рукой.

Через какое-то время монетка начнет вращаться по кругу внутри шарика. Теперь второй рукой зафиксируйте шарик снизу в неподвижном положении.

Монетка будет продолжать вращаться еще секунд 30 или даже больше.

Объяснении опыта: При вращении объекта возникает сила, называемая центробежной. Вы катались на карусели? Чувствовали силу, выбрасывающую вас наружу от оси вращения. Это центробежная сила. Когда вы вращаете шарик, на монетку действует центробежная сила, которая прижимает его к внутренней поверхности шара. В то же время на нее воздействует сам шарик, создавая центростремительную силу. Взаимодействие этих двух сил заставляет вращаться монетку по кругу.

Вторая звезда, к которой мы приближаемся, синяя. Наверное, каждый взрослый человек и ребенок любит смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается его красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

С помощью эксперимента «Перевернутый стакан» можно объяснить ребенку явление атмосферного давления. Наполним обыкновенный стакан до краёв водой. Накроем его листком бумаги так. Плотно прикрыв его рукой, перевернём бумагой вниз. Осторожно уберём руку, держа стакан за дно. Вода не выливается. Почему это происходит? (Воду удерживает давление воздуха). Давление воздуха распространяется во все стороны одинаково (по закону Паскаля, значит, и вверх тоже. Бумага служит только для того, чтобы поверхность воды оставалась совершенно ровной.)

Объяснение опыта: Вследствие действия силы тяжести верхние слои воздуха сжимают нижние слои. Воздушные слой, прилегающий непосредственно к Земле, сжат больше всего и, согласно закону Паскаля, передает производимое на него давление про всем направления. В результате этого и земная поверхность и тела, находящиеся на ней, испытывают давление всей толщи воздуха - атмосферное давление. Изменение атмосферного давления приводит к изменению количества осадков, силы и направления ветра, колебаниям температуры воздуха.

Третья звезда на нашем пути – желтая. На ней очень часто бывают ураганы и торнадо. Сейчас мы с вами проверить это опытным путем. Опыт с бутылками демонстрирует создание спирального воронкообразного вихря в воде. Соединяем герметично изолентой горлышки бутылки с водой и пустой бутылки. Переворачиваем конструкцию бутылкой с водой вверх и раскручиваем ее по кругу. Наблюдаем, как вода водоворотом утекает в пустую нижнюю бутылку.

Объяснение опыта: Когда Вы прокручиваете бутылку круговыми движениями, Вы создаете вихрь воды, который выглядит как мини-торнадо. Вода быстро вращается вокруг центра вихря за счет центробежной силы. Вихри встречаются в природе, но там они очень страшные.

Мы приближаемся к необычной звезде. На ней мы видим сияние разных цветов. Я предлагаю вам провести опыт по изучению спектра цветов «Радуга из воды». Понадобится: емкость, наполненная водой (тазик, фонарик, зеркало, лист белой бумаги. Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга. Нет красок и фломастеров, чтобы раскрасить воду, лист или фонарик, но вдруг появляется радуга.

Объяснение опыта: Свет является источником цвета. Это спектр цветов. Когда луч света падает на поверхность стеклянной призмы под углом к поверхности, часть света отражается, а часть проходит через стекло, образуя разноцветные полосы. Частицы разного цвета движутся с различной скоростью в прозрачной среде. Из-за этого и возникает видимый спектр цветов.

3 часть.

Наше путешествие по звездной галактике подошло к концу. Мы побывали на разных звездах, узнали много нового и интересного.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется.

В результате регулярной и систематической экспериментальной деятельности с различными объектами дети переходят к самостоятельной постановке проблемы, к отысканию метода и разработке самого решения. Дети сами проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач.

Публикации по теме:

Нетрадиционная техника рисования. Одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе - формирование творческой.

Подвесной мобиль "Космические звёзды"Предлагаю сделать ко Дню Космонавтики вот такой подвесной мобиль из бросового материала. Для звёздочки.

Летит в космической дали Стальной корабль вокруг Земли. И хоть малы его окошки, Все видно в них как на ладошке: Степной простор, морской.

Изготовление дидактического пособия "Космические пришельцы" Цель- развитие слухового восприятия, мелкой моторики. Чтобы научить ребенка.

Конспект занятия для детей старшей группы

(экспериментальная деятельность)

color:blue">

воспитатель II категории

МКДОУ № 000

Пояснительная записка

Занятие по экспериментированию по теме «Вода» я решила провести в форме путешествия, так как считаю, что нетрадиционная форма проведения учебно-игровых занятий с дошкольниками, способствует созданию атмосферы психологического комфорта и заинтересованности детей, непринужденному общению между детьми и взрослыми. Кроме этого, именно при проведении подобного рода занятий наиболее эффективно идет становление субъективной позиции ребенка в наиболее специфичных для него видах деятельности – игре, общении, продуктивной деятельности.

Элементы таинственности и сюрприза выбраны не случайно – их роль очень велика для создания мотивации детских видов деятельности, атмосферы психологического комфорта и активного речевого общения.

Использование практического метода – работа с картой-схемой эффективно решат задачи развития мышления детей, речевой самостоятельности и активности.

Тип занятия: опытно-экспериментальная деятельность.

Форма занятия: игра-путешествие.

Цель занятия: расширить представление детей о свойствах воды. Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды.

Задачи:

· развивать умения детей планировать свою деятельность;

· стимулировать самостоятельное формулирование выводов;

· развивать познавательные способности детей, любознательность, логическое мышление, воображение;

· воспитывать навыки работы в коллективе сверстников.

Организация непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель заводит детей в зал. Навстречу выходит пират Джек.

Джек: Как же мне найти эти затонувшие сокровища. Вот задал задачку морской царь Нептун. Мне одному не справиться. О… дети! Может быть вы поможете?

Дети: Да!

Джек: Давайте знакомиться! Я пират Джек. Но вы меня не бойтесь. Я не разбойник, а любитель приключений и путешествий.

(пират здоровается)

Джек: Мой сундук с золотом лежит на дне морском, в царстве царя Нептуна. Чтобы его забрать нужно, узнать много о воде. Поможете мне?

Дети: Да, конечно!

Джек: Ну, тогда мы должны отправиться в путешествие в подводное царство. Для этого нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:
«Сейчас кругом я повернусь, на дне морском я окажусь». (Дети проговаривают волшебные слова, поворачиваясь вокруг себя).

(Играет «волшебная» мелодия).

Джек: А что вы видите?

Ответы детей. Пират указывает на карту.

Джек: Что это? Как вы думаете? Для чего нужна карта?

Предположения детей.

Джек: Куда же нам идти, как вы считаете?

Дети указывают по карте дорогу.

Джек: Нам нужно дойти до Соляного рифа.

Дети и пират идут к Соляному рифу, изображая передвижение в воде.

1 остановка. Соляной риф.

На столе стоят: 2 сосуда с водой (500мл), 1 - емкостью 1 л. На первом сосуде написано - соленая вода, на втором сосуде – пресная вода, третий сосуд – пустой; 1 яйцо, ложка.

Джек: Смотрите морской царь приготовил нам первое испытание. Что находится в сосудах? Как вы думаете?

Ответы детей.

Джек: А для чего нам нужно яйцо?

Предположения детей.

Джек: А давайте яйцо опустим в воду. В какую воду мы опустим его сначала?

Дети выбирают воду. Пират помогает одному ребенку аккуратно опустить яйцо в сосуд с водой при помощи ложки. Если яйцо опустят в сосуд с соленой водой, то оно всплывет. Если они опустят яйцо в сосуд с пресной водой, то яйцо опустится на дно.

Джек: Что произошло, ребята? Как вы думаете, почему?

Ответы детей.

(Воспитатель подводит детей к выводу, что в соленой воде из-за содержания большого количества соли яйцо не тонет).

Джек: А хотите, побалуемся? Если смешать соленую и пресную воду, что получится?

Ответы детей. Проводится опыт.

Положить яйцо на дно большого сосуда. Постепенно подливая по очереди воду из обеих банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное посередине раствора.

После этого дети подходят к карте, сообщают свои выводы, а воспитатель заносит их в виде символов в мнемотаблицу.

Джек: Нам нужно двигаться дальше. Куда указывает стрелка на карте?

Дети указывают направление по стрелкам на карте и отправляются в путь.

2 остановка. Мыс чистой воды.

Джек: Что у нас здесь?

Дети перечисляют все предметы, которые видят на столе.

Джек: Пить хочу!

Берет колбу с грязной водой. Пытается пить. Дети не дают выпить эту воду, объясняя почему (она грязная, плохая, мертвая, не пригодная для питья).

Джек: Какую воду можно пить?

Ответы детей (чистую, ключевую, питьевую).

Джек: Что мы можем сделать с этой водой, чтобы её можно было пить?

Дети: Её можно очистить.

Джек: А как?

Ответы детей.

Воспитатель показывает активированный уголь.

Джек: Кто-нибудь знает, что это такое?

Предположения детей.

Джек: Это уголь, но необыкновенный, а специально очищенный. А называется он «активированный уголь». Для чего он нужен?

Выслушиваются предположения детей.

Джек: Где же его можно взять?

Джек: Попробуем очистить воду этим углем? Давайте сделаем угольный фильтр.

Джек показывает детям последовательность проведения опыта. Дети повторяют, используя собственные приборы.

Опыт: взять чистую колбу. В неё опустить воронку, в которую кладется ватный диск, а сверху кладется активированный уголь. Аккуратно переливать грязную воду через воронку в чистую колбу. Благодаря ватному диску и активированному углю вся грязь останется на вате, а в колбу будет капать очищенная вода .

Джек: Ребята, что у вас получилось?

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к выводу, что воду можно очистить, используя активированный уголь.

Джек: Запомните, ребята, грязную воду использовать нельзя! Ее можно очистить, сделав такой фильтр.

На карте выводы заносятся в мнемотаблицу, используя символы.

Дети указывают направление на карте.

Джек читает на карте название.

3остановка. Остров волшебных кувшинок.

Дети и Джек идут к конечной остановке, к «Острову волшебных кувшинок».

Джек: Что же здесь нас ждёт?

Дети перечисляют всё, что видят на столе. (Кувшинки розовые, белые, индивидуальные тарелочки с водой для каждого ребенка).

Джек: Какие кувшинки для нас приготовил морской царь? А почему они закрытые? Как вы думаете?

Джек: Как вы думаете, что мы с вами сейчас должны сделать, чтобы наши кувшинки раскрылись, ожили?

Ответы детей.

Джек: Точно, вы правы. У вас есть свои маленькие водоемы , давайте их опустим туда.

Дети опускают цветы в воду и кувшинки начинают распускаться.

Джек: Это чудо! Что произошло?

Ответы детей.

Воспитатель подводит детей к выводу, что вода проникает везде, в том числе и в листья кувшинки, питает, заставляя их раскрываться.

Джек: Какие же вы молодцы! Давайте заполним последнюю таблицу на карте царя Нептуна.

Дети подходят к карте, заполняют вместе с воспитателем мнемотаблицу.

Джек: Посмотрите, мы прошли весь путь. Много узнали нового о воде. Ну, а теперь вперед к золоту!

В это время появляется сундучок с сокровищами. Дети находят его.

Джек: Спасибо вам за помощь! Вам пора возвращаться в детский сад, а мне продолжать свое путешествие. А на память о себе, я подарю вам настоящий пиратский головной убор и золотые монеты .

Джек вручает детям подарки

Джек: Закроем глаза и скажем волшебные слова: «Сейчас кругом я повернусь и в садике я окажусь!»

(Звучит волшебная музыка. Дети поворачиваются вокруг себя, проговаривая слова)

Джек: Ну, вот мы и в саду, пойдемте я вас провожу к вашим друзьям в группу.

Дети и воспитатель уходят.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 000 комбинированного вида «Теремок»

г. Новосибирск, ул. , т. 2 ,

e - mail:*****@***ru, *****@***ru

«Земное притяжение»

Опытно-эспериментальная

деятельность с детьми подготовительной группы

,

воспитатель

II квалификационной категория

Цель:

Расширять представления детей о космических объектах и их свойствах.

Задачи:

Образовательные: активизировать знания детей о строение Земли, сформировать у детей понятие «магнитное притяжение Земли»;

Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи; самостоятельно делать выводы;

Воспитательные: воспитывать коммуникативные компетенции – умение слушать и слышать говорящего, задавать вопросы по существу, кратко и исчерпывающе отвечать на вопросы.

Используемые материалы:

· аудиозапись

· видеокассета «Планета Земля»

· глобус

· плакат-схема «Строение Земли»

· схема «Магнитное притяжение Земли»

· магниты разной величины

· мячи резиновые и пластмассовые

· камни

· бумага

· мелкие предметы из разных материалов

· листы ватмана для записи детских ответов

Предварительная работа:

В данное время в группе идет реализация большого проекта «Этот загадочный космос». Изучены следующие подтемы проекта:

- «Вселенная»

- «Солнечная система. Планеты солнечной системы»

- «Земля – наш дом во вселенной»

- «Животные в космосе»

- «Первые космонавты»

- «Летательные космические аппараты»

По изученным подтемам реализованы мини проекты:

· выставка детских рисунков «Этот загадочный космос»,

· создан макет «Солнечная система»,

· оформлен стенд детских работ «О космосе»,

· работаем над созданием книги «Этот загадочный космос» - пишем фантастические рассказы, готовим иллюстрации,

· создание коллажа «Освоение космоса»

им. М. Горького «Космическое путешествие».

«Магнитное притяжение Земли» изучается в рамках данного проекта и является одной из тем, предложенных детьми.

Словарь:

Магнит, притяжение, магнитное притяжение.

Организация непосредственно образовательной деятельности :

I Вступительная часть

Дети входят в научно-экспериментальный центр «Почемучка».

Приветствие – дарим друг другу улыбку и ласковое слово;

Обращаемся к раннее предложенным детьми вопросам о космосе.

Воспитатель: «Ребята помните, когда вы задавали вопросы про космос, Алеша спросил:

Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?

Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот очень интересный вопрос. Как вы сами думаете, почему люди не падают?

II Основная часть

· игра «Волшебный микрофон» (ответ на вопрос «Почему люди ходят по Земле и не падают вниз головой?»)

Дети высказывают свои предположения, воспитатель записывает ответы на мольберте.

Воспитатель: «А сейчас мы вспомним строение нашей планеты Земля.

· просмотр фрагмента из видеофильма «Планета Земля»;

· вопросы для обсуждения просмотренного фрагмента:

О чем рассказал нам фрагменты фильма?

Из каких частей состоит Земля?

· работа с плакатом-схемой «Строение Земли», повторение знакомого детям материала;

Дети называют части Земли и показывают их на плакате.

· рассказ воспитателя о ядре Земли и магнитном поле;

Воспитатель: «Ребята, а ведь именно ядру мы обязаны тем, что мы ходим по Земле и не падаем вниз головой. Мы с вами уже знаем, что ядро – это твердый шар, состоящий из раскаленного металла. Внутри ядра происходит движение частиц, за счет этого накапливается электрический заряд, в результате возникает магнитное поле.

· работа со схемой «Магнитное притяжение Земли»;

Воспитатель: «Магнитное поле устроено так, будто в центре планеты находится гигантский магнит. Невидимые силовые линии магнитного поля исходят из северного магнитного полюса и входят в южный. Дети, а вы чувствуете притяжение Земли?

· Физкультминутка

Воспитатель: «Давайте вместе подпрыгнем вверх. Куда мы вернулись? А теперь прыгнем вперед – кто дальше?

· вопросы для обсуждения:

1) Почему мы, подпрыгнув, возвращаемся на Землю?

2) От чего зависит дальность прыжка?

Воспитатель: Что такое «магнитное притяжение» и как действует невидимое магнитное поле мы можем почувствовать и увидеть в экспериментах с магнитами.

· опыты с магнитом: а) все ли предметы притягивает магнит?

Б) как магниты притягивают друг друга?

Детям предложены предметы из разных материалов – дерево, бумага, пластмасс, металл, резина, ткань и др.

· вопросы для обсуждения:

1) Какие предметы притягивает магнит, какие – нет?

2) Почему? Как вы думаете?;

· воспитатель записывает вывод на мольберте;

· игра «У кого быстрее» - опыты с предметами разной массы

· вопросы для обсуждения:

1) Куда упали все предметы? Почему?

2) Предметы упали одновременно или нет?

3) Какие предметы упали быстрее?

4) Почему одни предметы падают быстрее, другие – медленнее?

Дети высказывают свои предположения.

· воспитатель записывает вывод на мольберте;

Воспитатель: «Магнитное притяжение Земли действует только в пределах атмосферы Земли. А что происходит с предметами за пределами земной атмосферы? Как вы думаете? Это будет наша следующая загадка, на которую мы постараемся найти ответ

III Итоги

Обсуждение с детьми нового, полученного в ходе занятия материала.

Дети получают в подарок игрушки с магнитами.

Спокойная игра «Выбери пару» с использованием считалки:

Я вчера летал в ракете

На далекой был планете.

Там обедал в синеве,

А под вечер был в Москве.

Из ракеты той друзья,

Самым первым вышел Я,

Потом выбрал я тебя.

(следующий ребенок говорит:

«Вторым вышел Я, потом выбрал (имя) тебя»и т. д.)

Дети парами уходят.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 000 комбинированного вида «Теремок»

г . Новосибирск, ул. , т. 2 , e - mail : dou _451@ mail . ru

font-size:24.0pt;line-height:115%;color:#984806">(конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы)

Используемые материалы : аудиозапись, цветы с цифрами, макет реки, 1 шнурок, 3 моста разной ширины, вазы с отверстиями для геометрических фигур, набор геометрических фигур, логические блоки Дьенеша, 3 домика для сказочных героев, два рисунка для сопоставления, плакат с геометрическими фигурами для решения логических задач, кукольный театр

Задачи :

1. Развивающие :

ü развивать умение сравнивать, классифицировать и обобщать геометрические фигуры по определенным признакам;

ü закреплять навыки устного счета (прямого и обратного);

ü развивать внимание, логическое мышление, развивать умение пользоваться логическими блоками Дьенеша;

ü развивать умения находить решения возникающих проблем?

2. Воспитательные:

развивать коммуникативные навыки, желание оказывать помощь, развивать чувства сопереживания и эмоциональной удовлетворенности от «совершения добрых дел и поступков».

Примерный ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель заходит вместе с детьми в группу и говорит: «Ребята, давайте поиграем!» (В это время раздаётся стук в дверь. Воспитатель выходит за дверь и возвращается обратно с посылкой).

Воспитатель:

Ребята, смотрите, что нам принесли! Что это? (Ответы детей) – Что нам надо сделать с посылкой? (Ответы) – Что внутри? (Ответы) – Что нам надо сделать с кассетой? (Ответы) – Давайте поставим в магнитофон и послушаем.

Воспитатель включает кассету. На кассете слышится грубый голос: «Ха-ха-ха! Что, ребятки, испугались? А меня узнали? Нет? Я - Карабас Барабас! У меня для вас есть новость: вы знаете Буратино? Ах, бедненький Буратино! Так вот я его похитил и спрятал в надёжном месте. Вы, конечно, если захотите, можете его освободить! Мои помощники дадут вам все указания. Вы знаете моих помощников? Это кот Базилио и лиса Алиса. Ну, всё! Пока!»

Воспитатель: «Ребята, что же нам делать? (Ответы: спасать Буратино) А где же эти помощники Карабаса Барабаса?»

В это время появляются кот Базилио и лиса Алиса:

- Ну, что заждались нас? А вот и мы! Вам что, в самом деле, нужен Буратино? Пойдёте его спасать? Вы что спасатели? (Ответы детей) Ну, решили, так решили! Слушайте инструкцию: сначала вы должны дойти до цветочной полянки, вон она! Мы там уже побывали и устроили вам сюрприз (Смеются) Ну, всё, вперёд, встретимся! (Смеются и убегают).

Дети с воспитателем приходят на цветочную полянку, по дороге считая шаги:

Ребята, что за цветы здесь растут? Почему кот и лиса засмеялись, когда сказали, что здесь уже побывали? Что в цветах необычного? (Ответ: они с цифрами).

А посмотрите, как они растут? В правильном порядке? (Не по порядку). Давайте их расставим правильно. По порядку прямого счета. Каждый из вас берёт по одному цветочку и встает в порядке от 1 до 10. (Каждый ребенок называет свою цифру, вызвать одного из детей и попросить сосчитать в прямом порядке, а другого – в обратном порядке.) Пока дети встают по порядку, кот и лиса пытаются сбить их с толку, подсказывая неправильно.

Кот и лиса удивляются:

Что неужели справились, ну, следующее задание точно не выполните: вам нужно попасть к домику Мальвины, а чтобы попасть туда, надо перейти через широкую реку, течение там быстрое, холодное. Всё, вперёд, чего стоите?

Ребята подходят к речке. Воспитатель: «Как же через неё перейти? Что нам для этого нужно? (Дети говорят, что нужен мостик) – Перед вами три мостика, какой мостик выбрать? Как узнать, какой подойдёт? (Нужно измерить ширину речки и ширину мостиков и найти подходящий.) Чем мы будем измерять? (Когда дети сообразят, что измерить можно шнурком или другим предметом, воспитатель даёт им предмет). В это время кот и лиса торопят детей, над ними посмеиваются.

Воспитатель: «Молодцы! Нашли подходящий мостик! Теперь можно и через речку перейти! А вот и домик Мальвины!»

Дети подходят к домику и видят печальную Мальвину. 0 " style="border-collapse:collapse;border:none">

Дети находят отличия между картинками.

Кот и лиса: «Признаём, вы в самом деле внимательные и умные. Теперь вас от Буратино отделяет один шаг. Вам нужно из геометрических фигур собрать домик, в котором находится Буратино. Будьте внимательны - это домик не с треугольной и не с красной крышей, не с зеленым и не квадратным окном». Дети из фигур строят домик.

Кот и лиса: «Ничего не скажешь, хорошо поработали, таким даже не жалко Буратино отдавать. Забирайте!» К детям выходит Буратино, благодарит их и спрашивает: «Ребята, а как вы думаете, почему вам все удалось, почему вы победили? (Ответы детей). В знак благодарности Буратино предлагает потанцевать под любимую музыку.