Конспект занятия по социально-личностному развитию в подготовительной группе «Путешествие в Солнечный город – город профессий. Конспект занятия по ознакомлению с социально-предметным миром для детей подготовительной группы

Светлана Яковлева
Конспект занятия по социальному миру в подготовительной к школе группе «Волшебное небо»

Цель : сформировать у детей знания о планетах Солнечной системы, звездах, космическом пространстве.

Задачи :

Обучающие : дать детям представление о том, что все звезды соединяются в созвездия, учить узнавать основные созвездия, научиться моделировать их и находить на небе. Познакомить с именем Ю. А. Гагарина, как человека, который первым побывал в космосе. Углубить и систематизировать знания о Солнечной системе, названиях планет и порядок их расположения. Продолжить изучение категории времени, цикличность времен года.

Развивающие : развивать диалогическую речь, логическое мышление. Пополнить словарь новыми словами и выражениями - созвездие, Солнечная система, круглый год. Ввести в лексикон названия крупных созвездий (Скорпион, Лев, Близнецы и др., планет (Марс, Венера, Сатурн, Юпитер и др., звезд (Сириус, Альтаир, Вега) .

Воспитательные : воспитывать бережное отношение к планете Земля, ответственность за планету на которой мы живем. Вызвать чувство гордости за нашу страну – Родину первого в мире летчика – космонавта Ю. А. Гагарина.

Предварительная работа. Рассматривание фотографий, иллюстраций, карт с изображением звездного неба, летательных аппаратов, космонавтов; беседа о знаках Зодиака, изготовление дидактических игр «Планеты» , «Собери созвездие» , «Круглый год» , чтение художественных произведений Л. Блинов «Когда планета кружится» , Х. Широков «Корабль земли» , Е. П. Левитан «Круг Зодиака» , А. Леонов «Вот она какая, планета Земля!» ; проведение занятий по ознакомлению с временами года.

Развивающая среда. Звезда, изготовленная из фольги. Зонт с изображенными схемами созвездий, дидактические игры «Планеты» , «Собери созвездие» , «Круглый год» . Фотография Ю. А. Гагарина, иллюстрации с космической тематикой. Плакат с изображением Солнечной системы.

Ход занятия . Воспитатель держит в руке звезду из фольги и читает четверостишье

Мне звезда упала на ладошку,

Я ее спросил : «Откуда ты?» .

«Дай передохну немножко,

Я с такой летела высоты!».

Откуда ты прилетела к нам, Звездочка?

Я прилетела из далекого космоса, там много других звезд и разных планет! Ребята, куда же я попала, на какую планету?

Ответы детей.

Воспитатель. - Правильно ребята, Звездочка упала на нашу планету Земля, Солнечной системы. Когда она летела, то видела другие планеты, которые расположены неподалеку от Земли, назовите их.

Марс, Венера, Сатурн, Юпитер и др.

Воспитатель показывает плакат с изображением Солнечной системы. Дети вспоминают названия всех планет и их очередность.

Давайте поиграем в дидактическую игру «Планеты» .

Цель : закрепить названия планет Солнечной системы, их порядок расположения друг за другом, упражнять в счете.

Правила. Дети рассматривают изображения планет на карточках - пазлах, на обратной стороне каждой карточки цифра. Они располагают планеты по порядку, вкладывая один пазл в другой. Затем проверяют правильность выполнения задания, перевернув карточки – на обратной стороне должен выстроиться числовой ряд от 1 до 8.

Воспитатель. – Звездочка, там, откуда ты прилетела, много других звезд?

Да, в космосе великое множество разных звезд, среди них есть очень яркие и огромные – Сириус, Альтаир, Вега. Звезды объединяются в созвездия.

Воспитатель. - Да, на нашем небе можно увидеть много созвездий, которые называются зодиакальными. Из двенадцати созвездий получается широкий пояс, проходящий через все небо . Каждый из вас родился под своим созвездием. Есть даже стихотворение, которое сочинили, чтобы лучше запомнить зодиакальные созвездия. Вот оно.

Встрепенулись в марте «Рыбы» ,

Встал в апреле «Овен» сам.

В мае вы к «Тельцу» зашли бы,

А в июне - к «Близнецам» .

Погостил июль у «Рака» ,

Солнце в августе – у «Льва» .

В сентябре – у «Девы» злаки,

В октябре – на «Вес» трава,

«Скорпион» в ноябрь вползает,

В декабре «Стрелец» во мгле,

В «Козий рог» январь сгибает,

Стынут «Воды» в феврале.

Воспитатель раскрывает зонтик с изображением знаков Зодиака и каждый ребенок находит при помощи воспитателя свое созвездие и запоминает его схематическое изображение. Затем дети объединяются друг с другом по знакам Зодиака и играют в игру.

Дидактическая игра «Собери созвездие» .

Цель : учить моделировать созвездия, узнавать и называть свой знак Зодиака.

Правила. Дети находят среди карточек – схем нужное созвездие и составляют его при помощи маленьких бумажных звезд на столе.

Динамическая пауза.

Я веселый марсианин,

Много рук и много ног :

Двумя руками звезды мою,

Двумя рисую лунный круг,

Глазами вдаль смотрю и вижу,

Как звезды падают вокруг.

Ребята, нашу Землю согревает Солнце. Солнце – это тоже звезда. Без него не было бы жизни на нашей планете. Земля вращается вокруг Солнца и поэтому происходит смена времен года. Давайте вспомним какие времена года мы знаем и расскажем об этом Звездочке.

Игра «Круглый год» .

Цель : изучение категории времени, цикличность времен года, закрепление названий месяцев.

Правила. На столе лежат 12 секторов круга разного цвета : весна обозначена зеленым цветом, лето – красным, осень – желтым, зима – белым. На каждом секторе написано название месяца. Дети выбирают любой сектор, читают название месяца и становятся по кругу, изображая круглый год.

Звездочка. – Ребята, а вы умеете летать по небу как я?

Нет, не умеем.

Воспитатель. – Но люди давно научились латать на самолете по небу и в космических ракетах в космосе. Как зовут первого космонавта планеты Земля?

Юрий Алексеевич Гагарин.

Правильно, 12 апреля 1961 года, 50 лет тому назад, человек впервые полетел в космическое пространство на ракете и это был русский летчик – космонавт Ю. А. Гагарин. Вот его портрет. Его полет был недолгим – всего несколько часов. С тех пор люди летают в космос и подолгу находятся на орбите – от нескольких месяцев и до года.

Дети рассматривают фотографии с космическими аппаратами, орбитальными станциями.

Звездочка. – Пришла пора и мне лететь дальше. Я очень рада, что побывала у вас в гостях. Я полечу к далеким звездам и расскажу, что есть такая планета Земля, на которой живут замечательные дети. Вы должны беречь свою планету, она одна такая во всей Вселенной!

Воспитатель читает стихотворение Игоря Мазнина.

…Давайте будем беречь планету –

Во всей Вселенной похожей нету :

Во всей Вселенной совсем одна,

Что будет делать без нас она?.

Воспитатель. – Ребята, говорят, что когда падают звезды – это к счастью и к исполнению желаний. Давайте и мы загадаем желания, чтобы они исполнились.

Дети по очереди передают Звездочку друг другу, загадывая желания и прощаются с ней.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по социальному миру «Поездка в супермаркет» (вторая младшая группа) Конспект итогового занятия по социальному миру (вторая младшая группа) Тема: «Поездка в супермаркет». Цель: выявить знания своего имени,.

Конспект НОД по социальному миру «Родной город» 1. Уточнить знания детей о названии нашего города и его жителей. Познакомить с главной достопримечательностью города – площадью и с символикой.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Зима».Цель – обогащение активного словаря.

Целевые ориентиры дошкольного образования: ребёнок интересуется окружающими предметами, активно и эмоционально вовлечен в действие с ними;.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с.Какрыбашево муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Раздел: «Приобщение к социокультурным ценностям»

Тема: «Путешествие в прошлое книги»

Возрастная группа: подготовительная группа

Выполнил:

Воспитатель Маннанова Г.Д.

Стаж: 21 год

Какрыбашево 2015

Программное содержание:

Образовательные задачи:

    познакомить детей с историей создания и изготовления книги;

    показать, как книга преобразовалась под влиянием творчества человека;

    вызвать интерес к творческой деятельности человека;

Развивающие задачи:

    развивать познавательный интерес, умения делать выводы, обобщать, размышлять

    развивать устную речь.

Воспитательные задачи:

    воспитывать бережное отношение и интерес к книгам.

Словарная работа: бамбуковые пластины, папирус, береста, пергамент, свиток, летописи, летописцы, печат­ный станок, типография, переплет, издательство;

Материалы: современные книги разного формата, иллюстрации с изображением печатных станков разных времен, набор картинок от прошлого к настоящему книги, портрет первопечатника И.Ф. Федорова, чистые листы, штампики, разные виды бумаги, ноутбук, презентация

Ход ООД:

Воспитатель:

Сегодня день у нас особый,

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя.

Я хочу загадать вам загадку, и только отгадав её, вы поймёте, о каком предмете сегодня пойдёт речь.

Я всё знаю, всех учу

А сама всегда молчу

Чтоб со мною подружиться

О чём идёт речь?

Дети: Книга

Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. Сегодня как настоящие учёные, мы будем исследовать книгу. Пожалуйста, внимательно рассмотрите эту книгу. Из чего она состоит? Из каких основных частей?

Дети: корешок, листы, обложка.

Воспитатель: А как вы думаете, всегда ли книга имела такой вид?

Дети: Нет.

Воспитатель: Давайте все вместе совершим небольшое путешествие в прошлое книги. Вы согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Давным-давно были времена, когда книг не было. Единственным средством сохранения и передачи информации о событиях, людях была человеческая память. Необходимые сведения заучивались наизусть и на дальние расстояния посылались «живые письма» - гонцы.

Сейчас у нас Алмаз будет в роли живого письма – гонца, я через него отправлю письмо Лилии Робертовне. Алмаз, передай, пожалуйста, что 6 ноября в пятницу в 10 часов будет осенний праздник в средней группе, и что старшую группу приглашают на праздник.

А теперь вернемся к тому времени, когда только появились люди. (Подходим с детьми к изображению наскального письма.)

Люди жили в пещерах. Охотились на мамонтов и диких быков. Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость у людей делиться между собою знаниями привела древних людей к тому, что они стали делать рисунки на стенах пещер. Эти рисунки и называют – Каменными книгами. Здесь человек впервые выразил и изобразил свою мысль.

Даже в наши дни мы часто встречаем нарисованные письма, которые дошли до нас через многие века. Как вы думаете, где? (Показывает знаки дорожного движения).

Дети, давайте, оставим привет, как это делали пещерные люди.

(Раздают детям маркеры, для рисования на «наскальных стенах» (на доске).

Воспитатель: Молодцы. Но нам пора! Отправляемся в другое время. Куда это мы попали? К индейцам. Они придумали другой вид книги, который можно было передавать, переносить, сохранять. Такое письмо называлось – КИПУ - узелковое письмо. Для такого письма требовалась толстая веревка или палка и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел передать кому-то свою мысль, привязывал к веревке или палке шнурок особым способом. Чтобы прочесть такое письмо, нужно было помнить множество деталей – цвет шнура, его длина, вид узла. Такое письмо было очень тяжело читать. Но, в основном, знания, все так же передавались устно. Старейшины племен, примерно раз в году уводили юношей в джунгли, и там, передавали свой опыт. А чтобы знания запоминались легче, использовали специальные танцы и песни. Поучимся вместе с ними?

(Дети встают в круг. И повторяют движения за воспитателем.)

Физкультминутка:

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать в ладоши влево - вправо.

Если хочешь научиться, делай так… Прыжки на месте с высоким подниманием колена (по очереди).

Если хочешь научиться, делай так… Хлопать по рту, «зов индейца».

Если хочешь научиться, делай так… Танец Индейцев по кругу.

Давайте, ребята, оставим индейцам «Привет». Завяжем свои узелки.

Потом, люди изобрели письмо в картинках. Например, нарисуют озеро и рядом огромную рыбу – это означает память об удачной ловле рыбы. А если много мешков, то это означает, что человек собрал хороший урожай. Такое рисуночное послание на какую-нибудь тему можете составить и вы. Нарисовать, например, как ты пошёл гулять с друзьями или родителями, что было во время прогулки, и что было потом. Но вот беда, не всё можно передать в таком рисунке. Один может понять по своему, другой иначе.

Давайте, мы тоже попробуем нарисовать такое письмо, возьмите листочки и карандаши и нарисуйте ваше настроение. (Дети рисуют)

Постепенно люди искали новые способы передачи мысли. Человек уже придумал буквы, умел писать. Но так как бумаги в те времена ещё не было , то люди изображали все эти события на каменных плитах. Такие плиты могли храниться очень долго. Позже рисунки немного видоизменились, упростились, и постепенно превратились в знаки, которые стали называться иероглифы, обозначающие отдельные слова и даже целые предложения. Существовали целые библиотеки из таких каменных плиток.

А вот теперь представьте себе, что у вас дома хранятся такие каменные книги. Это удобно?

Дети: Нет, они тяжёлые, занимают много места, их трудно брать в руки.

Воспитатель: Позже книги стали делать из глины. На мягкой глине острой палочкой выдавливали знаки и картинки. Потом глину сушили и обжигали в печах. Получались глиняные таблички, очень прочные. Каждая книга состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц.

Дети: Нет, глина может разрушиться, чтобы хранить нужно много места.

Воспитатель: Тогда люди стали использовать другие материалы. Писали заострённой палочкой на пальмовых листьях, а на Руси для этого использовали бересту. А вы знаете, что такое береста? (ответы детей). Хотите сами попробовать что-нибудь нацарапать на бересте? (Предложить попробовать нацарапать что-либо на бересте). Но этот материал был не удобен и не практичен в использовании, так как не мог долго храниться.

Позже люди стали делать книги из папируса. Папирус – это растение вдвое выше человека. Его ствол в руку толщиной. Растёт оно в Африке по берегам рек и озёр. Сердцевину такого тростника резали на полосы, их укладывали друг на друга, прижимали тяжестью, сушили на солнце. Получались листы, на которых можно было писать. Потом листы склеивали в длинный-предлинный свиток. Таким образом, появились книги – свитки, похожие на широкую и длинную ленту, в которой нет страниц.

Но папирус рос не везде. И там где его не было, люди научились писать на пергаменте. Что же это такое? Это кожа молодых животных, которую старательно чистили, скоблили, шлифовали, пока она не становилась жёлтой или белой. Несколько пергаментных листков составляли книгу.

Шли годы и столетия, и забыли постепенно о папирусе и пергаменте. Потому что появилась бумага. Белая, гладкая, удобная. А придумали её изготовление в древнем Китае. Секрет изготовления бумаги китайцы долго держали в секрете от других народов. И только через века они узнали, как делать это чудо. И тогда появились первые книги из бумаги. Сначала их писали пером от руки. Обычно писал человек, у которого был красивый почерк. Их называли летописцы. Затем книгу украшали драгоценными камнями, золотом или серебром. Это конечно было красиво, но позволить себе такую книгу могли только богатые люди. Одну книгу писали очень долго, до нескольких месяцев, а иногда даже и не один год. Это был очень тяжёлый труд. (Показать иллюстрацию с изображением летописца).

Возможность создавать книги быстрее и проще появилась тогда, когда люди изобрели печатный станок. С тех пор уже не нужно было записывать каждую букву. Основал книгопечатание на Руси Иван Фёдоров. Он так и вошёл в историю как первопечатник. Каким же образом он это делал? Изготовил буквы, из которых потом составлял слова. Намазывал буквы краской, прикладывал их к бумаге и на ней отпечатывался текст. Это было намного быстрее, чем писать вручную. А давайте мы сейчас это и проверим. (Пригласить детей к столу, раздать чистые листы и штампы)

Со временем способ изготовления книги всё более усовершенствовался и сейчас для изготовления книг применяют даже компьютер. Книг сейчас много, они очень разные и доступны для всех. Теперь мы с вами читаем вот такие красивые книжки, которые вы видите на выставке. Людям помогают машины печататькрасочные обложки.

Мы живем в современном мире, в 21 веке – веке инноваций, новых технологий. Существуют не только книги из бумаги, а даже аудиокниги –эти книги мы не можем держать в руках и читать. Их слушают. Задание: прослушайте отрывки аудиосказок и отгадайте их название. Воспитатель: Еще существуют электронные книги – их можно читать с компьютера, в интернете, перелистывая страницы с помощью кнопки. (Просматривание электронных книг по ноутбуку)

Таким образом, история книги своими корнями уходит в далекое прошлое. Разные народы по-разному пришли к письменности, используя для письма разный материал. Какой материал вы запомнили?

Ответы детей сопровождаются показом картинок (камень, дерево, металл, кожа, папирус, пергамент, береста, бумага).

Воспитатель: Для чего существуют книги? Что они нам дают? Для чего мы их читаем?

Воспитатель: Книги хранят историю прошлых лет, повествуют о том, как раньше жили люди, как изменяется мир. Они учат нас жить, рассказывают различные поучительные истории, дают знания, книги хранят мудрость народа.

Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир – рассказывают о земле и о космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия. Читая книги, мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.

Воспитатель: Существует много пословиц и поговорок о книгах.

Давайте поиграем в игру.

Задание: нужно закончить фразу.

Начало фразы

Кто много читает,
С книгой поведешься,
Ум без книги,
Нет умного соседа –
Написано пером,
Книжку читай,
Будешь книги читать –
Прочел хорошую книгу –
Книга подобна воде,
Книга твой друг,
Хорошая книга

окончания

тот много знает
ума наберешься
как птица без крыл
с книгой побеседуй
не вырубишь топором
разуму набирай
будешь все знать
встретился другом.
дорогу пробьет везде
без нее как без рук
ярче звездочки светит

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично знаете пословицы и поговорки о книгах.

Воспитатель: Чем болеют книги? Чем и как их лечить?

Книга, как и человек – может заболеть и умереть – разрушиться полностью.

Главными причинами этих несчастий являются время и небрежное отношение к книгам.

«Заболеть» книге помогают вода, свет. Это природные враги. От них книгу можно беречь и охранять. А как быть с теми, кто целенаправленно своими руками разрушает книгу – небрежными читателями?

Книгу портит перегибание, резкое открывание, загнутые углы страниц, следы грязных пальцев…

Дорогие дети! На вопрос: «Что такое книга?» вроде бы и отвечать не надо. Об этом знает каждый. Но мы сегодня открыли с вами что-то важное, новое. Одним словом, мы совершили увлекательное путешествие по стране книг. Вы у меня просто молодцы! Я хочу подарить вам новую книгу в ваш книжный уголок, путешествие окончено. Отдыхайте. Всем спасибо!

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия для детей подготовительной группы по теме: «Как вести себя в гостях?»

Казалось бы, ну, что такого сложного - быть гостем? Но на самом деле, и для гостей этикет диктует множество правил, которые необходимо соблюдать, если желаете и в дальнейшем быть приглашенными в гости. Правила никто специально не придумывал, они возникли в древности как очень удобные и разумные формы общения. Если элементарные нормы культурного поведения, не привитые детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать дошкольников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д. Поэтому в работе с дошкольниками надо обращать внимание, прежде всего на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением дошкольников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация жизни детского сада, чтобы воспитанники постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений. Я всегда в повседневной жизни нашей группы стараюсь объяснить детям нормы поведения, а так же провожу с детьми серию занятий, бесед по данной теме.

Конспект занятия по ознакомлению с социально-предметным миром для детей подготовительной группы

Тема: «Как вести себя в гостях?»

Программное содержание:

· Развивать у детей ценные качества общественного поведения.

· Обогатить знания детей о культуре общения в гостях.

· Формировать способность принять общую цель, умение включиться в совместное планирование, взаимодействовать в процессе работы.

· Воспитывать у детей доброжелательное уважительное отношение к окружающим, желание помогать, радовать.

Материал и оборудование:

конверт с письмом;

три альбомных листа с изображением празднично накрытого стола;

три набора с контурами животных (волк, заяц, лиса, коза, медведь, мышь, тигр, слон, лиса);

карточки с сюжетными картинками по теме: «Правила поведения за столом»;

альбомные листы на каждого ребёнка;

цветные карандаши;

карточка с предметными картинками, конверт.

Ход занятия

Воспитатель читает письмо.

«Я хочу прийти к Вам в гости, но как себя вести в гостях я не знаю. Помогите мне, пожалуйста»

Странно от кого же это письмо! Нет никакой подписи. Ребята, как вы думаете от кого это письмо? (Ответы детей). Ваши версии очень интересны. Вы знаете как себя вести в гостях? Я предлагаю вам вспомнить правила поведения с помощью волшебного мяча.

Воспитатель проводит игру с мячом

У меня есть, мячик, вот какой

Он волшебный не простой

Скажет мячик, как играть

Кому надо отвечать.

У кого мяч тот и задает вопрос о правилах поведения в гостях и передает другому, тот отвечает и задает вопрос следующему.

Воспитатель предлагает детям сесть на стулья.

Ребята, вы любите ходить в гости? Давайте поиграем в гостей.

Выходит несколько ребят, и показывают импровизацию стихотворения И. Рахилло «Игра в гостей», одни изображают хозяев, другие гостей.

Здрасьте, здрасьте, мы вас ждём!

Намочило нас дождём.

Ожидали мы гостей!

Мы промокли до костей.

Где ваш зонтик?

Потеряли!

Где калоши?

Кот унёс!

Где перчатки?

Скушал пёс!

Это, гости, не беда, заезжайте в ворота,

Поднимайтесь на порог, к нам на яблочный пирог.

Какие правила нарушили гости? (Опоздали, хозяева их заждались. Приходить нужно вовремя, а если опаздываете, то предупредить хозяев по телефону. Приходить в гости нужно аккуратным, в чистой одежде и обуви. А гости всё растеряли, промокли).

Кто всегда встречает гостей? (Хозяин, хозяйка).

Правильно, хозяин помогает снять и повесить верхнюю одежду.

Хозяева, герои этого стихотворения культурные люди? Почему вы так решили?

Давайте вспомним правила приёма гостей.

· Хозяева всегда рады гостям.

· До прихода гостей нужно всё приготовить, успеть переодеться.

· На столе должна быть скатерть.

· Хозяева должны развлекать гостей. Рассказать что-то интересное, предложить игру, потанцевать, спеть песни, учитывая интересы гостей.

· По окончанию встречи (приёма) гости благодарят и прощаются с хозяевами. Хозяин помогает одеться гостям.

Ребята, скажите, хозяева должны учитывать мнение гостей рассаживая их за столом? (Да). Давайте мы с вами попробуем рассадить животных.

Дети делятся на три команды. Каждой команде воспитатель даёт лист (изображение праздничного стола), контуры животных (волк, заяц, лиса, коза, медведь, мышь, тигр, слон, лиса). Дети должны расположить так, чтобы это не было опасно для их жизни. Объяснить свой выбор.

Вот также нужно обдумывать, как рассадить гостей, чтобы гостям было интересно общаться с соседом. Для того чтобы рассадить гостей по интересам можно изготовить именные карточки.

Воспитатель предлагает сесть за столы по именным карточкам.

Дети, у вас на столе разложены карточки с правилами поведения у всех разные. Вам необходимо рассмотреть и рассказать другим ребятам, что правильно или не правильно в поведение детей. (Самостоятельная работа детей).

Хозяева должны развлекать гостей. Я предлагаю вам поиграть в игру «Слово в ладошке». Хотите поиграть?

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Пусть каждый вспомнит «вкусное» слово, «положит его на ладошку и угостит соседа» К примеру, мармелад. Любите? Кладу его на ладошку и угощаю: «Кушай Катя, пожалуйста, мармелад». Она поблагодарит, наверное, да? «Съест» мармелад и угостит своего соседа, чем-нибудь другим.

Игра идёт по кругу. Угощения не повторяются. Как только «все съели» дети выходят из-за стола и возвращаются на стульчики.

Выходит двое детей и показывают импровизацию стихотворения «Гостеприимство» О. Григорьева

Встаньте с этого дивана,

А не то там будет яма.

Не ходите по ковру -

Вы протрёте там дыру.

И не трогайте кровать -

Простынь можете помять.

И не надо шкаф мой трогать

У вас слишком острый коготь.

И не надо книги брать -

Их вы можете порвать.

И не стойте на пути….

Ах, не лучше ль вам уйти?

Скажите, вам понравилось поведение хозяйки? (Нет).

Хотите остаться в этом доме? Почему? Действительно хозяева должны быть щедрыми и тактичными. Как должны поступить хозяева или гость, если он нечаянно опрокинул вазу или что-то разбил?

Ребята в конверте есть ещё карточка, и вы сможете прочитать, что написано, если выделите первые звуки слов. (Получается Пеппи длинный чулок).

Так это письмо от Пеппи. Мы с вами читали главу, как Пеппи была в гостях у своих друзей Томи и Аники. Она действительно вела себя не прилично. Давайте мы с вами нарисуем как себя нужно вести в гостях.

Самостоятельная деятельность детей.

Рассмотреть рисунки детей. Сложить все рисунки в конверт.

Воспитатель благодарит детей за активное участие в занятии.


Боровкова Вера Александровна, старший воспитатель, МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 172» г. Иваново.
Описание материала: предлагаю Вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы. Этот конспект направлен на создание игровой ситуации, в которой дети будут постигать социокультурные нормы общества.

Конспект НОД по образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»
для детей подготовительной группы «Путешествие в город Спасибоград».

Цель: позитивная социализация детей старшего дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам общества.
Задачи:
Образовательные
- познакомить детей с элементарными правилами поведения, этикой общения;
- учить детей быть приветливыми, при общении в детском саду и дома, использовать в своей речи «вежливые слова»;
- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи и познавательную активность;
Развивающие
- развивать коммуникативные способности по отношению к сверстникам и взрослым;
- развивать мелкую моторику, двигательную активность, координацию движений;
- способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы детей;
Воспитательные
- воспитывать чувство доброжелательности, сопереживания, отзывчивости, потребность в дружеских взаимоотношениях;
- воспитывать культуру поведения;
- воспитывать стремление совершать добрые дела.
Интеграция с образовательными областями:
«Физическое развитие» - формирование физических качеств в процессе игровой деятельности, Формирование представлений о здоровье через игру.
«Речевое развитие» - развитие общения детей друг с другом и взрослыми в процессе организации игровой, бытовой деятельности, досуговых мероприятий, использование художественных произведений для формирования представлений о себе, как существе социальном, о мире людей и партнерских взаимоотношениях, нормах поведения в обществе.
«Познавательное развитие» - расширение представлений об окружающем социальном мире, правилах и нормах поведения в мире людей, формирование целостной картины мира.
«Художественно-эстетическое развитие» - развивать умение отражать свои представления об окружающих людях и взаимоотношениях между людьми в продуктивной деятельности, использовать средства музыки для формирования общественного поведения ребенка.
Оборудование: магнитофон, записи детских песен, воздушные шары по количеству детей, шляпка и фартук для воспитателя, тарелка с игрушечными хлебобулочными изделиями, листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, мяч.
Предварительная работа:
Разучивание стихотворений, физкультминуток с детьми, подбор детских песенок и реквизита для НОД, повторение вежливых слов.

Ход непосредственной образовательной деятельности

Воспитатель:
Здравствуйте!
Ты мне рад? А ты? А ты?
Каждому скажу: «Привет!»
Что услышу я в ответ?
/Дети здороваются с воспитателем/.
Воспитатель:
Как зовут вас ребятки?
Расскажите по порядку.
/Дети называют свои имена/.
Воспитатель:
Дети вы любите путешествовать?
Тогда мы отправляемся в путь!

По дороге мы идем. Дети шагают,
Путь далек, далек наш дом.
Жаркий день, сядем в тень.
Мы под дубом посидим. садятся,
Мы под дубом полежим.
Полежим, отдохнем. ложатся,
Потом дальше пойдем.
На лужайке поутру дети становятся в круг.
Мы затеяли игру.
Раз, два, три, четыре расходятся, бегают,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим, становятся в круг
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять
Будем в солнышко играть. Встают и идут дальше.
Мы - веселые лучи.
Мы резвы и горячи.

Воспитатель:
За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за сахарной горой находится красивый город … Спасибоград.
А вы когда-нибудь бывали в городе Спасибоград?
Где на Вежливом бульваре, вежливо благодарят?
В нем живут воспитанные мальчишки и девчонки, которые знают много волшебных слов.

Мы можем с вами попасть тв этот город? Почему?
/Ответы детей/.

Воспитатель:
Вот и проверим!
Есть на свете особенные слова – их называют «вежливыми», а иногда «волшебными». Почему? Потому что они помогают людям, делают их жизнь добрее, светлее, человечней. Ведь недаром говориться: «Доброе слово слаще мягкого пирога». Вежливые слова, как ключики, открывают сердца людей. Попробуем вспомнить вежливые слова и рассказать друг другу, когда их нужно употреблять.

Игра «Кто больше знает!»
Воспитатель бросает по очереди мяч детям, а ребёнок называет волшебное слово, говорит, когда его нужно употреблять и бросает мяч воспитателю.
/Дети читают заранее выученное стихотворение/.

Вежливые слова.
Есть много слов прекрасных,
Волшебных, добрых слов.
Таких простых и ясных –
Я их назвать готов.
«До свиданья, до свиданья!» -
Говорят при расставанье.
«С добрым утром, «добрый день!» -
Никогда сказать не лень.
И «спасибо» говорить,
За добро благодарить
Никогда я не забуду –
Я не вежливым не буду.
Если братик спать захочет
Я скажу: «Спокойной ночи!»
Пожелаю сладких снов.
Знаю много добрых слов!

Воспитатель:
Город, в котором мы с вами находимся, называется очень необычно – Спасибоград.
Расскажите, когда мы говорим «спасибо».
Ответы детей.

Воспитатель:
Да, во многих случаях. Например, если вам вручили подарок.
Что вы скажите, принимая его?
Конечно, «спасибо»! После завтрака, обеда и ужина вы, я уверена, не забудете сказать воспитательнице и няне в детском саду, маме и бабушке дома – «спасибо» или « благодарю».
Представьте, вы спрашиваете у прохожего, как найти магазин, и человек вежливо объясняет вам. Конечно, вы, скажите ему «спасибо».
Послушайте стихотворение.
/Стихотворение читает ребёнок/.

Спасибо.
Я «спасибо» говорю,
Я за всё благодарю:
За вкусные оладушки –
Скажу «спасибо» бабушке,
Дедушке - за сказку,
Мамочке - за ласку,
Папочке за доброту.
Даже нашему коту
Я «спасибо» говорю,
Я кота благодарю
За то, что ловит мышек –
Пронырливых воришек!

Воспитатель:
Дома в добром городе Спасибоград сложены из шоколада. Крыши леденцовые. В каждом доме ставни из кренделей.
Всех чудес в этом волшебном городе и не пересчитать!
Есть Булочник, который выпекает прыг-скок-булочки и угощает ими гостей города. Они сами собой прыгают в рот!

Воспитатель берёт тарелку с игрушечными хлебобулочными изделиями и «угощает» детей.
Например, для Саши, что испек Булочник? (кекс, ватрушку, рогалики т. д.). В ответ дети благодарят воспитателя. (Спасибо, большое спасибо, благодарю).
Воспитатель:
Дети, вы становитесь лучше, потому что без напоминания говорите вежливые слова!
Сказочные жители Спасибограда любят разговаривать без слов, с помощью жестов, позы, мимики. Попробуем и мы? Я буду читать стихотворение, а вы будете вместе со мной показывать содержание стихотворения:
Все жители проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Побежали быстро в ванну,
Зубы чистить неустанно.
Причесались аккуратно,
Приоделись все опрятно,
Пуговицы застегнули,
Уголки все отогнули.
Стол накрыли не спеша,
Съели кашу. Хороша!
Промокнули рот салфеткой,
Отмахнули муху веткой,
Вымыли свою посуду,
Чисто вытерли повсюду,
А потом пошли гулять,
Чтоб скорее все узнать.

Воспитатель:
В городе Спасибограде есть Продавщица волшебных воздушных шаров. Она для вас приготовила воздушные шары, но их необходимо купить. Купить шары можно за вежливое, волшебное слово.
Подходите, покупайте шарики!
(Воспитатель, заходит в игровую зону «магазин», надевает фартук и шляпку, перевоплощается в Продавщицу волшебных воздушных шаров).
Дети «покупают» воздушные шары.

Воспитатель:
Что ж, наше путешествие в город Спасибоград закончилось. Я думаю, вам здесь очень понравилось!
А мы возвращаемся в детский садик. Встали.
/Дети выполняют движения за воспитателем/.

Приготовьте ваши ножки,
Будем топать по дорожке.
По дороге Добра
Не страшны жара, ветра.
Мы пойдём по дорожке,
Не устали наши ножки!
Наши ножки побежали,
Даже пятки засверкали.
Как спортсмены мы шагаем,
Ножки выше поднимаем!
Вот и кочки на дорожке.
Мы попрыгаем немножко.
На носочках пойдём
И все лужи обойдём.
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, стоп!

Вот мы и в садике. Дети вы стали добрыми и воспитанными, я надеюсь, вы всегда будете говорить «спасибо», благодарить других людей.

Воспитатель:
Встаньте в круг, улыбнёмся друг другу и станцуем польку-хоровод со старым и очень добрым жуком (дети танцуют, хлопают, притоптывают по кругу и на месте, водят хоровод под музыку польки их кинофильма «Золушка») :
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Ля-ля-ля.