Конспект занятия во второй младшей группе на тему: Рассматривание картины «Курица с цыплятами. Рассматривание сюжетной картинки «Дети играют»

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

«Рассматривание иллюстрации Ю. Васнецова к потешке «Мыши»

II младшая группа

Составила воспитатель Буток Наталья Михайловна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №138 «Дюймовочка»

город Курган

Задачи:

1. Способствовать проявлению у детей эмоционального отклика на потешку.

2. Продолжать развивать умение выполнять движения в соответствии с текстом.

3. Создать условия для рассматривания иллюстраций художника, развивать умение соотносить события, рассказанные в потешке с изображением художника.

4. Развивать у детей интерес к иллюстрациям детских художников, узнавать их рисунки в детских книгах.

Оборудование: Игрушка кота, шапочка-маска для игры, иллюстрация художника.

Ход НОД:

Дети с педагогом входят в группу и замечают котика, сидящего на одеяле.

В. Дети, кто это спрятался под одеялом? (Ответы детей)

Да это кот Васька. Расскажите, он, какая у него шерстка? (белая, пушистая)

А еще он какой? (Большой, хвостатый).

Как вы думаете, что умеет делать котик? (Ответы детей: мяукать, мурлыкать, лакать)

Как он мяукает? (мяу)

А если его гладить.? (Мурлычет) .

Погладьте котика (дети подходят к котику и гладят) .

Коту Ваське очень понравилось, как мы его гладили и он хочет поиграть с нами.

Игра «Мыши водят хоровод»

Один ребенок водящий стоить в центре круга, остальные заводят хоровод..

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и произносят:

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот,

Разобьет весь хоровод.

При этих словах «Васька-кот» просыпается и бежит к детям, дети убегают на стульчики.

Какая веселая игра Кот Васька очень любит эту игру, у него есть иллюстрация художника Юрия Васнецова про эту игру. Давайте, внимательно посмотрим, что здесь нарисовано.

Воспитатель выставляет иллюстрацию.

Дети вместе с педагогом рассматривают иллюстрацию и высказаться.

Кто лежит на лежанке? (Васька – кот)

Какой он? (Большой, черный, усатый, хвостатый)

Что он делает? (Ответы детей: спит)

Нет, он притворяется. И коготки спрятал. А что у него под головой? (Подушка)

Чем он накрыт? (Одеялом)

Какое у Васьки одеяло? (Красивое, зеленое, с оборочками)

На чем спит котик? (На лежанке)

Ребята, как вы думаете, как Васька забирается на лежанку? (Кот пристроил лесенку)

Давайте покажем, как Васька притворяется спящим. Один глаз открыт, взгляд хитрый, улыбается.

Посмотрите, кто вокруг котика водит хоровод? (Мыши)

Как вы думаете, сколько их? (Много)

Расскажите, какие они? (Ответы детей)

Что можно сказать про мышек, какое у них настроение? (Ответы детей)

Чему мышки радуются? (Смеются над котом)

Дети, давайте покажем, как мышки водят хоровод (Идут на носочках, смеются и пищат: пи – пи – пи)

А что это лежит в середине хоровода? (Яблоко)

Как вы думаете, кто положил яблоко на пол? (Кот, чтобы заманить мышек)

А мышки боятся кота? (Ответы детей)

Мышки не боятся кота, он добрый. У художника Васнецова все животные добрые, веселые. Кот Васька хочет поиграть с мышками.

Что еще нарисовано вокруг кота и лежанки?

Воспитатель вместе с детьми рассматривают, что нарисовано вокруг кота. (Над лежанкой висит красивая, розовая занавеска. А над ней деревянный карниз.)

Что еще интересного вы увидели на рисунке? (Клетка для птички, маленькое окошечко)

Ребята, посмотрите внимательно, как вы думаете, какое время года, и какое время суток изображено на иллюстрации? Посмотрите на окошечко. Что вы видите? (темно, летят снежинки)

Значит это зимний вечер.

А еще что увидели? (красный стул, а над ним портрет петушка)

Какого цвета страничка? (красная)

Вам понравился рисунок? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей)

Кот Васька оставляет детям иллюстрацию, прощается и уходит.


Конспект занятия

по развитию речи

во 2 младшей группе по теме:

Рассматривание картины « Играем с песком»

Воспитатель мини-центра: Бегалина В.Н.

2016 год

Конспект занятия НОД по развитию речи для детей младшего возраста .

Рассматривание картины «Играем с песком»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Цели: 2мл.гр.: Учить детей рассматривать картину, называть действия персонажей, окружающие предметы, их цвет, характеризовать взаимоотношения между персонажами; уточнить представления детей о свойствах песка; учить слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, договаривать слова в предложении (подготовка к обучению рассказыванию); упражнять в согласовании личных местоимений с существительными. активность.

Материалы и оборудование: сюжетная картина; 2 ёмкости (в одной сухой песок, в другой мокрый песок); разноцветные формочки.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Воспитатель загадывает детям загадки:

    Он и жёлтый, и сыпучий, Во дворе насыпан кучей, Если хочешь, можешь брать и играть . (Песок )

    Из меня куличек печь удобно, Только есть его нельзя. Я сыпучий, жёлтый, несъедобный. Догадались, кто же я? (Песок)

    Он рассыпчатый такой , А на солнце – золотой. Как помочишь ты его, Так построишь хоть чего (Песок)

В о с п и т а т е л ь. Молодцы, ребята правильно отгадали загадки – это песок . А вы любите играть в песок ? (Ответы детей) Конечно же да. Все дети очень любят играть в песок . А вы знаете, что песок бывает сухим или мокрым.

Рассматривание и сравнение песка. На столе воспитателя лежат ёмкости, в одной сухой песок , а в другой мокрый. Воспитатель, вызывая к себе детей , просит найти ёмкость с сухим песком и ёмкость с мокрым песком . Дети трогают песок и определяют, какой он. Воспитатель показывает, как можно сравнивать песок : из мокрого песка можно сделать куличики, а из сухого песка нельзя, сухой песок тёплый, сыпучий, а мокрый песок холодный и не сыпучий.

Пальчиковая игра (По Железновой) « Мышка»

Мышь забралась первый раз

Посмотреть какой- же час? (перебираем пальчиками по телу от ног до макушки головы)

Вдруг часы сказали: « Бом!!!» (хлопок 1 раз над головой)

Мышь скатилась кувырком. (перебираем пальчиками по телу сверху-вниз)

Мышь второй забралась раз

Посмотреть какой – же час

Вдруг часы сказали: « Бом! Бом!» (два хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Мышь забралась в третий раз

Посмотреть какой – же час

Вдруг часы сказали: « Бом! Бом! Бом!» (три хлопка)

Мышь скатилась кувырком.

Рассматривание сюжетной картины.

Воспитатель рассказывает о том, что все дети любят играть с песком, что песок можно копать, насыпать в ведерки, делать из него куличики и т. д.

"Хотите, я покажу вам детей, которые с удовольствием играют в песочнице", – продолжает разговор педагог и демонстрирует картинку. Воспитатель дает детям возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

"Видите, какая большая песочница, – говорит воспитатель. – Какие широкие у нее бортики. А сколько песка в песочнице? (Много. Целая гора.) Какого цвета песок? (Желтого.)

Целая гора песка, а на вершине горы… (полосатая машина.) Чья это машина, как вы думаете? Я тоже думаю, что это машина черноволосого мальчика с синим совком в руке. Черноволосый мальчик разговаривает… (с мальчиком, который играет с зеленой машиной). Интересно, о чем они договариваются? (Воспитатель выслушивает и уточняет ответы детей.)

А что делает в песочнице девочка в красном платье? Она украсила уголок песочницы мелкими цветными игрушками. Девочка делает… (куличики).

Нравится детям играть в песочнице? Они довольны? Вы это видите?" (Да, дети улыбаются.)

Можно закончить занятие примерно таким рассказом: "Хорошо играть в песочнице, интересно. Песочница большая, с широкими бортиками, с чистым желтеньким песочком. Песка много, целая гора. Мальчики с машинами расположились по разные стороны горки. Договариваются прорыть туннель, чтобы ездить друг к другу в гости.

Хорошенькая девчушка в красном платьице печет куличики. Она приглашает вас угоститься куличами. Придете?"

А мы с вами тоже сегодня попробуем испечь куличи.

Воспитатель достает формочки и дети пробуют из мокрого песка сделать куличики.

Рефлексия. Воспитатель поощряет детей. Приглашает детей рассмотреть готовые куличики. Хвалит их.

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дидактическое упражнение на звукопроизношение

Цель. Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов (учить характеризовать местоположение предметов).

Первый вариант

Ход занятия

Часть I. Воспитатель сообщает, что ему очень нравятся малыши, которые все делают вместе, помогая друг другу: «В эти моменты на детей так приятно смотреть! Хотите взглянуть на девочку и двух мальчиков, которые что-то строят?»

Педагог демонстрирует картину «Дети играют в кубики», дает детям возможность обменяться впечатлениями. Интересуется, как бы они назвали эту картину. Поясняет, что название картины должно быть кратким, например: «Дети играют в кубики», «Вместе строить интересно», «Дружно играть – удовольствие!». Спрашивает, кому какое название картины понравилось.

«Итак, девчушка в коричневом платьице и двое мальчиков, – продолжает разговор воспитатель, – решили вместе построить… (красивый забор). Расскажите, кто что делает?»

Педагог выслушивает ответы детей (при этом он просит говорить, во что одеты мальчики, чтобы легче было понять, о ком идет речь: мальчик в голубой рубашке и синих штанишках, мальчик в полосатом свитере).

«Дети только начали строить, – говорит педагог, – но уже можно предположить, что забор будет красивым, потому что…» (Высказывания детей.)

Воспитатель предлагает вниманию малышей образец рассказа: «Хорошо играть вместе. Интересно! Двое мальчиков и девочка строят забор. Девочка в красивом коричневом платьице делает красные ворота. Будет и красная башня. Ее возводит мальчик в голубой рубашке.

Кубиков не хватает. Но на помощь спешит мальчик в полосатом свитере. Он везет полный грузовик кубиков».

Воспитатель повторяет рассказ, дети договаривают слова (выделены курсивом).

Часть II. Педагог просит детей вспомнить, в какой русской народной сказке заяц испугал водоносов так, что им со страху привиделось то, чего не было: «Бабушка решила, что на нее напал… (медведь), внучке померещился… (волк), курочка была уверена, что ее хотела съесть… (лиса), а мышке померещился… (кот-разбойник)».

Далее педагог зачитывает детям отрывок со слов: «Бабушка воду зачерпнет, домой понесет…» Затем повторяет его, а малыши проговаривают звукоподражательные слова (трех-трех, плех-плех), подражая интонациям воспитателя.

Воспитатель расставляет на столе 4–5 игрушек и просит детей рассказать, какие игрушки они видят и как расположены предметы (педагог подсказывает, как правильно обозначить местоположение игрушек).

Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет игрушки местами. Малыши открывают глаза и рассказывают, что изменилось.

Второй вариант

Ход занятия

Часть I. «Сегодня мы будем рассматривать очень яркую картинку, – начинает занятие воспитатель. – Она называется „Дети играют". Как вы думаете, во что играют малыши на картинке?»

Педагог выслушивает ответы детей. Затем предлагает их вниманию картину, дает возможность рассмотреть ее и обменяться впечатлениями.

«Дети из крупных кубов и пластин построили забор, – продолжает разговор воспитатель. – Какого цвета кубы вы видите?

В центре картины (показывает) красная арка с голубой пирамидкой наверху.

Перед аркой остановилась… (большая синяя грузовая машина). В кузове… (кубики).

Почему стоит машина? Да, арка узка для этого грузовика. Девочка, она стоит по другую сторону забора, что-то показывает шоферу грузовой машины. (Она показывает, где лучше объехать забор.)

У забора стоит еще одна машина. Опишите ее. (Не очень большая, красная, в кузове сидит Петрушка.)

А где шофер этой машины? И проедет ли красная машина под аркой?»

Занятие можно закончить таким рассказом: «Мальчики и девочки построили из больших кубов разного цвета – зеленых, синих, сиреневых – отличный забор. Забор этот с красной аркой. К арке подъехала большая машина, груженная строительным материалом, и остановилась. Вот беда! Узковата арка для большой машины. Девочка, она стоит по другую сторону забора, показывает, где лучше объехать забор.

Остановилась и небольшая красная машина с Петрушкой в кузове. Петрушка дремлет, не волнуется. Он знает, что шофер вовремя доставит его на концерт».

Часть II. Такая же, как в первом варианте занятия.

Цель: развитие речи дошкольников средствами ознакомления с окружающим

Задачи:

Образовательная:

  • закрепить и уточнить представление детей о кошке и котятах (кошка большая, котёнок маленький);
  • учить рассказывать по картине предложениями из двух слов, трех слов;
  • закреплять умение называть предметы и их действия;

Воспитательная:

  • воспитывать доброжелательное отношение к домашним животным;
  • воспитывать умение слушать своего товарища и не перебивать.

Развивающая:

  • развивать внимание, память, мышление

Словарная работа: котёнок, котята, клубок, лакает.

Дидактические игры: «Чьи детки?»

Цель: Закрепить знания детей о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с картинкой большого животного.

Дидактическая игра: «Кто как кричит». Цель: Закрепить знание детей о том, как кричат домашние животные, воспитывать правильное звукопроизношение.

Дидактический материал: Картина из серии «Домашние животные», «Кошка с котятами», иллюстрации с домашними животными и их детенышами, Петрушка, кошка-игрушка.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Ребята, давайте приготовимся к занятию. Сели все правильно, спинка прямая, ножки вместе. Сегодня мы рассмотрим картину, которая называется «Кошка с котятами». Посмотрите, ребята, кто изображен на этой картине? (Кошка с котятами) . Да, это кошка Мурка со своими детенышами котятами. Ребята, что делает кошка? (Кошка отдыхает, лежит на коврике)

— А какие лапки у кошки? (У кошки лапки мягкие, серенькие)

— А что у кошки на лапках? (Царапки, острые коготки)

— Ребята, а какого цвета хвост у кошки? (Хвост серый)

— Хвост у кошки длинный или короткий? (Хвост длинный)

— А что у кошки на голове? (На голове у кошки ушки)

— А для чего кошки ушки? (Чтобы слышать)

— Что у кошки на мордочке? (Глаза, нос, рот, усы)

— Глаза у кошки большие, зеленые, внимательные, ясные. А кошка какая большая или маленькая? (Кошка большая)

— А что делает рыженький котенок? (Рыженький котенок лакает молоко)

— А из чего он лакает молоко? (Лакает молоко из блюдечка)

— А какого цвета вот этот котенок? (Этот котенок серенький)

— Что котенок трогает лапкой? (Клубок ниток)

— А какого цвета клубок? (Клубок синего цвета)

— А что же делает беленький котенок? (Котенок спит). Да, ребята, он спит, он уже поиграл, теперь отдыхает. Ему тепло возле кошки мамы.

— Ребята, а у котят хвостик длинный или короткий? (У котят короткий хвостик)

— Ушки у котят большие или маленькие? (Маленькие ушки)

2. А сейчас, ребята, мы с вами на ковре поиграем в подвижную игру «Кошка и котята».

Воспитатель: Я буду мама кошка, а вы мои детки котята.

Котятки проснулись, потянулись, умыли лапкой мордочки, улыбнулись и принялись играть, бегать, прыгать. (Воспитатель берет мягкую пушистую кошку игрушку.) Мама кошка «мур» (котята бегают, прыгают). «Мяу» — котята подбежали к маме кошки. Воспитатель: Потрогайте, ребята, мою шерстку. Она мягкая, пушистая. (Дети трогают мягкую игрушку кошку). (Игра проводится 2-3 р.) Воспитатель: Сели все на свои места.

3. Воспитатель: А сейчас, ребята, послушайте, что я вам расскажу про кошку и маленьких котят.

Кошка очень любила своих котят и часто с ними играла. Один раз они так расшалились, что опрокинули бабушкину корзину с нитками. Из корзины выпал клубок ниток и покатился по полу. Котята бросились его догонять, стали играть с ним, но скоро они устали. Большая кошка легла на коврик, она отдыхает. Беленький котенок тоже лег возле кошки и сладко заснул.

— Ребята, отгадайте загадку.

Кто это? (Это кошка)

— Молодцы, ребята!

Вот вторая загадка:

Кто это? (Это кошка)

Молодцы, ребята, отгадали загадки про кошку.

— А у кого дома есть кошка?

— А как зовут твою кошку?

— А твоя кошка тоже лакает молоко?

Воспитатель: Ребята, какая у кошки и котят шерстка? (Пушистая шерстка)

Воспитатель: Кошка — очень заботливая мама. Она чистоплотное животное. Любит хозяев, свой дом. Она любит подремать на солнышке или дома в кресле. Если кошка сыта и здорова, то она ласково мурлычет и трется об ноги хозяева. А если кошка помахивает хвостом, она чем-то недовольна. Кошка вылизывает беспомощных слепых котят, кормит их молоком. Детеныши быстро растут и превращаются в хорошеньких веселых котят — игрунов. Они с удовольствием играют с бумажкой, привязанной к нитке, катают клубок шерсти или небольшой мячик.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, о каких животных мы сегодня говорили? Кто был нарисован на картине? Сколько котят? Что мы узнали о кошке, какая она? Ребята, на этом наше занятие окончено.

Подготовила и провела:
воспитатель второй младшей группы № 9
Агафонова С. Ю., 2012 г.

2 3 5 10 ..

РАССМАТРИВАНИЕ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН С ДЕТЬМИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСАДА

Сюжетная картина - эффективное средство познания ребенком окружающей действительности. В данном случае под познанием понимается не столько знакомство с чем-то абсолютно новым, сколько уточнение представлений ребенка о знакомых предметах и явлениях, об их качествах и свойствах, воспринимаемых в иных, чем прежде, условиях (на картине). (Известно, что знакомый объект, увиденный в непривычных для малыша связях и отношениях, часто воспринимается им как новый.)

Во второй младшей группе рассматривание сюжетной картины на занятии планируется примерно раз в месяц. Могут быть использованы следующие картины: «Едем в автобусе», «Едем на лошадке», «Помогаем товарищу», «Играем с песком» (автор Е. Батурина); «Дети играют в кубики», «Зимой на прогулке», «Праздник 1 Мая в детском саду», «Дети кормят курицу и цыплят» (авторы Е. Радина и В. Езикеева); «Коза с козлятами» (автор С. Веретенникова).

Успех рассматривания во многом определяется умением воспитателя с самого начала заинтересовать ребенка. Например: «Хотите, я познакомлю вас с детьми, которые, как и вы, любят строить? - начинает занятие педагог.- Их трое - два мальчика и девочка».- «Где они? Что строят?» - обязательно спросят нетерпеливые малыши. «А как вы думаете, что строят мальчики и девочка?» - интересуется воспитатель. Выслушав ответы детей, педагог ставит перед ними картину «Дети играют в кубики».

Вопросы к детям - ведущий прием при рассматривании картины. Вопросы следует тщательно продумывать. Надо, чтобы они обеспечивали полноту воспроизведения содержания картины. Вопросы должны помогать ребенку уяснить общий смысл картины, способствовать целенаправленному описанию предметов (явлений), направлять внимание детей на взаимосвязь отдельных деталей картины. Такого рода вопросы в том или ином соотношении обязательно следует задавать на каждом занятии по рассматриванию.

Кроме того, при рассматривании картины нужны вопросы, которые дадут ребенку возможность высказать свое умозаключение, что-то предположить, в чем-то усомниться. Эти вопросы условно можно классифицировать так:

1) вопросы, требующие сопоставления фактов и.простейшего вывода. Ответ ребенку подсказывает само содержание картины. Например: «Почему остановили лошадку?»; «Почему не едет автобус?»;

2) вопросы, мобилизующие личный опыт ребенка. Например: «Почему у Лены из песка получается такой красивый заборчик и песок не рассыпается?»; «Дети делают из снега маленькую горку. Какой в этот день снег на дворе?»;

3) вопросы, требующие ответ а-п редположе-ни я, выходящего за пределы изображенного. Подобные вопросы хороши тем, что позволяют ребенку связать несколько действий в единую цепочку, назвать не только настоящее действие, но и прошедшее, будущее. Это эффективное средство для активизации мыслительной деятельности детей. Приведем примеры: «Танюша взяла в руки мяч. Смотрит. Может, ждет кого-то?»; «Вова поит лошадку и что-то говорит ей. Интересно, что он ей говорит?»

Выбрав картину для рассматривания, воспитатель должен сам хорошо разобраться в ее содержании, составить рассказ и только

потом наметить вопросы, предусмотрев их вариативность. Лучше, если рассказ имеет завязку. Это могут быть 1-2 фразы, раскрывающие смысл картины, отражающие эмоциональное отношение рассказчика к ее содержанию. Например: «Ох, как трудно собирать башенку! Ни у Кати, ни у Димы работа не ладится!»

При составлении рассказа нужно следить за тем, чтобы одно высказывание дополняло другое, чтобы была показана связь между отдельными частями (фрагментами) картины. Например, на занятии по картине С. Веретенниковой «Коза с козлятами» воспитатель сначала рассказывает детям о козе, затем, переходя к описанию козлят, говорит: «Рядом с козой играют козлята. Они маленькие» и т. д.

Если рассказ получается недостаточно эмоциональным, надо включить в него фразы, содержащие вопрос, восклицание, прямую речь. Если позволяет содержание картины, рассказ лучше закончить так, чтобы 1-2 последние фразы, так же как и первые, выражали отношение рассказчика к изображенным событиям. Тогда и весь рассказ выступает как маленький художественный текст.

Рассматривание картины периодически повторяется и вне занятий в течение всего года.