Конспект зимней прогулки "Путешествие в Спортландию" в подготовительной группе. Картотека (подготовительная группа) на тему: Картотека прогулок в подготовительной группе.Зима

Зимняя прогулка в подготовительной группе детского сада


Автор : Боргоякова Ольга Владимировна, воспитатель подготовительной к школе группы Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Абакана "Центр развития ребенка - детский сад "Чайка"
Описание материала: предлагаемый конспект будет полезен воспитателям ДОО, методистам и старшим воспитателям, учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня и родителям, студентам педагогических факультетов.
Тема: «В гости к Снеговику»
Цель: Создание условий для закрепления признаков зимы посредством проведения прогулки.
Задачи:
- систематизировать представления детей о характерных признаках зимы;
- создать условия для поисковой - исследовательской деятельности;
- создать условия для побуждения детей к речевой активности;
- способствовать развитию наблюдательности, воспитанию любознательности и любви к родной природе;
- создать условия, для организации двигательной деятельности.
Материалы и оборудование: конверт с письмом, карта-схема участка, 2 ведра, лед, морковь, шарфик.
Ход прогулки
Дети на участке обнаруживают конверт с письмом, собираются вокруг него.
Воспитатель:
-Ребята, давайте прочитаем и узнаем от кого письмо (дети самостоятельно читают вслух)
«Помогите, помогите! Большая беда приключилась с моим другом – Снеговиком. Его похитила Снежная королева. Она отпустит его, если мы с вами выполним все ее задания. Но сначала нужно их найти, отправляю вам в помощь карту-схему. Желаю удачи!С уважением «Снежная Баба»


Воспитатель:
- Ребята, поможем Снежной Бабе освободить из плена ее друга – Снеговика. Дети рассматривают карту-схему и отправляются в путь.
-Находят первое задание, необходимо отгадать загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром…
- Ребята, о ком загадка? (о зиме)
- А вы любите зиму? Почему?
- Назовите зимние месяца (декабрь, январь и февраль)
-Что значит «снегопад»?
- Найдите, на нашем участке, приметы зимы? (снег, мороз, метель)
- Почему снег бывает рыхлый? (Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.)
Воспитатель: Молодцы ответили на все вопросы Снежной королевы! Оправляемся дальше.
Игра «Пройди по следу»
Описание игры: дети встают друг за другом и прыжками добираются до следующего задания.

Исследовательская деятельность «Сравнение льда и снега» . Дети находят лед и снег.
Воспитатель:
- В тепле снег и лед…(растают, образуется вода)
- Снег белый, а лед…(прозрачный)
- Снег непрозрачный…
- Снег рыхлый, лед… (твердый и хрупкий)
Воспитатель:
- Ребята, Снежная королева хочет нас заморозить, давайте поиграем.
Подвижна игра «Два Мороза»
Описание игры:
Игра проходит на двух площадках.
На противоположных сторонах площадки отмечены «школа» и «дом». Выбираются два Мороза – водящие, а остальные ребята располагаются за линией дома в одну шеренгу. Посередине площадки – на улице – стоят два Мороза. Морозы обращаются к детям:
– Мы два брата молодые,
– Два Мороза удалые.
– Я Мороз-Красный Нос,
– Я Мороз-Синий Нос.
– Кто из вас решится
– В путь-дороженьку пуститься?
Дети (хором).
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов ребята бегут из дома в школу. Морозы осаливают-замораживают ребят. Игра повторяется 3-4 раза.
- Дети по карте-схеме находят два ведра пустых. Читают задание. Необходимо эти ведра заполнить снегом, только не лопатой и на далеком расстоянии.
Подвижная игра «Попади в цель!»
Описание игры: Дети делятся на две команды. Каждая команда встает напротив своего ведра. По сигналу, дети снежками заполняют ведерки снегом. Команда первая заполнившая ведро снегом выигрывает.
Игра повторяется 3-4 раза.

Воспитатель:
Молодцы, справились с заданием, теперь можем дальше отправиться в путь.
Дети следуют по карте – схеме, приходят к следующему заданию и находят морковку.
Трудовая деятельность
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, чья это морковка? (нос-снеговика)
- Какая коварная Снежная королева, сломала снеговика и остался от него только нос-морковка. Что же делать? (слепить снеговика)
Дети лепят снеговика, украшают атрибутами (морковь, ведро, шарфик)
-Воспитатель:
Как ни старалась Снежная Королева, мы все равно ее обхитрили и выполнили все задания. Помогли Снежной Бабе найти друга-Снеговика.

Конспект зимней прогулки в подготовительной к школе группе «Зимушка-зима в гости к нам пришла!»

Составитель: воспитатель Аксенова А.Ю., ДОО №130 «Родничок», АНО ДО Планета детства «Лада» г.о. Тольятти.

Программное содержание:

  • Обеспечить детям полноценный активный отдых на прогулке.
  • Формировать умения наблюдать за явлениями в природе и устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними.
  • Показать детям на примере эксперимента, что под снежным покровом сохраняется тепло.
  • Формировать у детей основы здорового образа жизни. Развивать быстроту, выносливость.
  • Воспитывать интерес и любовь к родной природе.

Оборудование: султанчик, обруч, набивные мешки, кольца, две прозрачные бутылочки с горячей водой, красная и синяя ленточки, колокольчик, деревянная лопаточка.

Ход прогулки:

Воспитатель с первой подгруппой детей выходит на улицу. Обращает внимание на детей.

Ребята, посмотрите на свою одежду, хорошо ли застегнута у вас куртка, завязан ли шарф. Все ли одели варежки. А сейчас посмотрите на своих товарищей, все ли у них в порядке. (дети устраняют неполадки в одежде). Я предлагаю вам поиграть в игру «Летает, не летает».

Проводится игра с детьми. На улицу выходит вторая подгруппа. Воспитатель обращает внимание на красоту зимнего пейзажа:

Где вы видите красоту?

Ответы детей: повсюду снег, на крыше домика, на крылечке, на лавочках, на кустиках. Красивые деревья в снегу, яркие грозди рябины засыпаны снегом. Чистое, голубое небо.

Это Зимушка-Зима в гости к нам пришла. Послушайте стихотворение И. Никитиной «Встреча Зимы».

Здравствуй, гостья - Зима!

Просим милости к нам.

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,

Где угодно гуляй.

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай!

Зима приходит к нам с морозами, со снегом и ветром. А как вы думаете, с какой части света чаще дуют ветра зимой и почему? Ответы детей. А какие они? Ответы детей (холодные, резкие, пронизывающие, леденящие). Они приносят нам метели и вьюги.

Подумайте, как можно определить есть сейчас ветер или нет? Ответы детей (по веткам деревьев, по флажкам на участке, повернутся лицом в сторону ветра). Давайте проверим.

Воспитатель достает палочку, к концу которой прикреплено перышко и перышко показывает направление ветра.

Как вы думаете, какой силы ветер? Ответы детей. Почему же снег для деревьев, земли является пуховым одеялом, если он холодный? Ответы детей. Правильно, ребята, между снежинками находится воздух, он не пропускает холод. Вот сейчас мы с вами проведем маленький эксперимент и убедимся в этом.

Воспитатель достает из корзины две одинаковые прозрачные бутылочки с горячей водой. Одну бутылочку оставляют на участке, а другую вместе с детьми закапывают в сугроб.

Воспитатель достает колокольчик, звенит в него и говорит:

- Раз, два, три, четыре, пять -

Кто идет со мной играть!

Воспитатель предлагает детям поиграть в малоподвижную игру «Стоп». Вместе с детьми закрепляют правила игры. Проводится игра 3-4 раза. После игры дети занимаются свободной деятельностью и трудом. А воспитатель проводит индивидуальную работу с двумя детьми.

Дети перепрыгивают на двух ногах через набивные мешки, а с другой стороны идут змейкой между кольцами. После нескольких повторений, воспитатель проводит с этими детьми дыхательную гимнастику. (Воспитатель произносит текст, дети дуют на воображаемые снежинки)

«Снежинки»

На полянку, на лужок

Тихо падает снежок.

И летят снежинки,

Белые пушинки.

Воспитатель вместе с детьми убирает оборудование, достает колокольчик звенит, созывая детей на игру.

«Раз, два, раз, два –

Начинается игра!».

Дети подходят к воспитателю и встают в круг.

Ребята, посмотрите, кто это к нам прилетел? И достает синюю ленту. Правильно северный ветер. А еще кто прилетел? Достает красную ленту. Конечно же, южный ветер. Они хотят поиграть с вами в игру «Северный и южный ветер».

Воспитатель и дети повторяют правила игры, выбирают двух ведущих с помощью считалок. Воспитатель повязывает на руку ведущим ленточки.

Раз, два, три - игру начни!

После окончания игры проводится анализ.

Поднимите руку, кого заморозили два раза. Дети поднимают руки.

Поднимите руку, кого заморозили один раз. Дети поднимают руки.

Поднимите руку кого не заморозили ни разу. Молодцы, ребята!

Игра повторяется, меняются ведущие, усложняются правила.

Ребята, сейчас вы будете бегать вокруг березок, но не задевайте их. А березками будут Майя и Катя, они будут стоять (дети с III группой здоровья).

После окончания также проводится анализ игры.

А как вы думаете, кто выиграл в этой игре, кого замораживали или кого нет?

После игры, дети строятся в шеренгу и шагают, меняя ведущего.

А сейчас мы вернемся к нашему эксперименту.

Воспитатель берет одну бутылочку с участка, а другую достает из сугроба, предлагает на ощупь определить в какой бутылочке вода холоднее. Дети делают вывод: «Что под снегом сохраняется тепло». Прогулка закончилась, воспитатель и дети возвращаются в группу.

Зимняя прогулка "Путешествие в Спортландию"

в подготовительной группе.

Ход мероприятия.

В группе.

Введение в ситуацию.

В.: Ребята, сегодня у нас необычная прогулка. Нам предстоит интересное путешествие в страну Спортландию. В этой стране все жители любят заниматься физкультурой и спортом.

В.: А знаете для чего надо заниматься физкультурой и спортом? (чтобы быть здоровым, сильным, ловким).

В.: В этой стране жители любят соревноваться. Мы с вами живем на Севере. Коренные жители очень любят соревноваться в национальных играх. Какие национальные виды спорта вы знаете? (ответы детей). У коренных жителей самые популярные национальные виды спорта как прыжки через нарты, тройной прыжок с разбега на обеих ногах, метание тынзея на хорей, бег с палкой по пересеченной местности, метание топора на дальность.

В.: А вы, ребята, любите заниматься физкультурой?

Актуализация знаний:

Дидактическая задача: актуализация знаний о видах спорта.

Дидактическая игра «Назови виды спорта» (на развитие положительной мотивации к занятию спортом и приобщению к здоровому образу жизни).

В.: Предлагает поиграть, отгадать по символам вид спорта.

В.: Хотите побывать в Спортландии?

Д.: Да, хотим.

В.: Хорошо, но это не легкий путь, преодолеть его смогут только смелые и ловкие, дружные и умелые.

В.: Я вижу, что вы готовы к путешествию.

В.: Тогда одеваться и выходим на улицу (выход на улицу).

На улице.

Исследовательская деятельность.

Дидактическая задача: практическое применение ранее полученных знаний, умений, навыков – продолжать формировать умение определять направление ветра.

В.: Ребята, благоприятная погода для путешествия? (ответы детей).

Как определить состояние погоды? Предлагает детям карточки с символами погоды. Команды выбирают карточки и отмечают результаты наблюдения.

В.: Какая у вас карточка? Что вы будите определять? (светит солнце, идет снег и т.д.). По окончании работы педагог приглашает детей обьединиться и понаблюдать за ветром.

В.: Ребята, а ветер есть ли, нет, как узнать?

Д.: с помощью султанчиков, вертушек.

В.: Давайте попробуем.

В.: Можно ли мы точно определить направление ветра? (можем). С помощью чего?

Д.: С помощью флюгера.

В.: Можем определить с какой части света дует ветер (с юга, запада или востока).

(Ответы детей.)

В.: С помощью какого прибора? (С помощью компаса)

(В. предлагает установить флюгер и определить по компасу направление ветра).

В.: Если стрелка показывает на север, ветер какой? (северный) и т.д.

В.: Ребята, а какие зимние виды спорта вы знаете? (Ответы детей).

А я знаю еще один вид спорта -это двоеборье. Двоеборье - это спортивное состязание из 2-х видов упражнений: ходьба на лыжах и стрельба из винтовки по мишеням. И сейчас я предлагаю поучаствовать в первом упражнении двоеборья. К сожалению у нас нет лыж, но у нас есть лыжные палки, которые можно использовать при скандинавской ходьбе. Канадская ходьба-новый, современный вид спорта, который тренирует все группы мышц. И так куда мы с вами собрались? (в страну Спортландию). И так в путь! Скажем дружно:

Чтоб расти и закаляться,

Надо спортом заниматься,

Чтоб здоровыми расти

Нам со спортом по пути.

Активизация двигательной деятельности .

Дидактическая задача: Практическое применение ранее полученных знаний, умений, навыков - тренировка двигательных умений и навыков в основных видах движений.

1 задание «Ходьба с палками» (Скандинавская ходьба).

В.: А теперь я предлагаю вам попробовать свои силы в биатлоне (стрельба из винтовки по мишени).Но поскольку у нас нет винтовок, мы будем метать в цель снежки.

2 задание «Биатлон».

Цель: упражнять в метании снежков в цель, развивать глазомер.

Дети делятся на 2 команды соответствующие цвету шарфов. По сигналу дети начинают выполнять упражнение.

Затруднение

В: ребята, у нас нет катка, но у нас есть клюшки, у нас нет шайб, но у нас есть разноцветные льдинки. Какую игру можно придумать, чтобы использовать и клюшки и льдинки?

Цель: создать положительный эмоциональный настрой.

Д.: Дети предлагают свои варианты.

Открытие нового знания.

В. Обобщает правила игры придуманной детьми. Правила игры: в центре круга лежат разноцветные льдинки. Команда в красных шарфиках – собирает с помощью клюшек красные льдинки, а команда в синих шарфиках - собирает клюшками синие льдинки. Кто быстрее соберет льдинки.

В.: Какая необычная, интересная игра у нас получилась. Придумайте название новой игре. (клюшки-веселушки, веселый хоккей, льдинки-веселинки (холодинки). Давайте вспомним правила игры.

Введение новых знаний в систему знаний.

А где мы можем еще играть в эту игру? (дома, в спортивном зале если заменить льдинки на шарики).

Ребята, обязательно расскажите об этой игре другим детям.

Трудовая деятельность детей.

Цель: продолжать формировать трудолюбие, умение доводить дело до качественного результата.

В.: Мы с вами живем на Севере. В нашем краю есть национальные виды спорта. Какие виды спорта вы знаете?

В.: Давайте покажем жителям Спортграда такой вид соревнования как «Прыжки через нарты».

В.: Для игры нужны нарты, но у нас их нет, нет их и у жителей этой страны (а как их сделать где их взять). Я предлагаю сделать их из снега, у нас для этого есть формы. Мы установим формы и засыпим их снегом.

После окончания работы педагог обобщает: что мы с вами сделали? (засыпали коробки). Для чего? (чтобы сделать нарты). А когда будем прыгать? (когда снег застынет). Вот тогда мы вернемся сюда и покажем как соревнуются спортсмены в этом национальном виде спорта.

Осмысление.

В.: Вам понравилось наше путешествие? Что нового вы узнали?

Д.: ответы детей.

В.: Ребята, нам пора возвращаться обратно, на свой участок.

Мы с вами пришли сюда скандинавской ходьбой, а как хотите вернуться обратно (пешком, вприпрыжку, бегом и др.).

Самостоятельная деятельность детей.

В.: Ребята, чем бы вы хотели заняться на участке?(ответы детей). Педагог контролирует деятельность детей.

ЗИМА

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Загадка: Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима )

упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т.д. )

Цели:

    формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает);

    учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их в стихотворениях.

Ход наблюдения

Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу - хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам...

Н. Асеев

Пришел декабрь - первый зимний месяц. Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, потому и называют в народе декабрь «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

♦ За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

    Что изменилось в одежде людей по сравнению с осенью?

    Какие защитные свойства у снега?

♦ Найдите на нашем участке приметы зимы.

Трудовая деятельность

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель: воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры: Игра в снежки.

Цель: закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель: воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа: Развитие движений.

Цель: обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Наблюдение № 2

Наблюдение за огородом

Цели : - знакомить с сезонными изменениями в огороде в зим­ний период;

Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Ход наблюдения

Батюшка наш огород!

Поклонюсь тебе с любовью -

Ты корми нас целый год

И капустой и морковью.

Угощай нас кабачком,

Сельдереем и лучком.

    Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)

    Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.)

♦ Если много снега в огороде - это плохо или хорохц 0 . (Хорошо, много влаги.)

    Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет)

    Где больше снега - у здания или в центре? (У зданий)

♦ Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)

Измерить глубину снега снегомером в разных частях ого рода.

Определить, в каком состоянии находится почва в зимние период.

Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке.

Цели: учить строить из снега фигуры;

    воспитывать дружеские отношения.

Подвижные игры

«Совушка».

Цели: -учить внимательно слушать команду воспитателя;

Развивать внимание, следить за правильностью выпол­нения задания.

«Жмурки».

Цель: закреплять умение ориентироваться в пространстве,

Индивидуальная работа: «Попади в цель».

Цель: развивать глазомер и силу броска.

Наблюдение № 3

Наблюдение за температурой воздуха. Измеряя день за днем температуру воздуха, подвести детей к выводу, что понижение температуры воздуха приводит к заморозкам на почве.

Стихотворение М.Сухоруковой «Декабрь студеный»:

Как на речке изумрудные мосты,

Ну а в поле белоснежные холсты.

В заметенном студеном декабре

Семь погод все куролесят на дворе.

Трудовая деятельность

Уход за растениями, растущими на участке.

Цель: формировать интерес к труду в природе, экологическое сознание.

Подвижные игры

«Волк во рву», «Мышеловка».

Цели:

    учить по сигналу перепрыгивать через ров и обратно;

    развивать быстроту, ловкость, выносливость.

Индивидуальная работа

Лазанье. Цели:

    развивать координацию движений;

    воспитывать смелость, решительность.

Наблюдение № 4

Наблюдение за воробьем

Цели:

    продолжать закрепление знаний о зимующей птице - воробье;

    формировать пред

    тавление об особенностях поведения птицы в зимнее время;

Учить поддерживать чистоту в кормушке для птиц.

Ход наблюдения

Прыгал воробьишка

В коричневом пальтишке,

Ростом мал, да боевой,

Нелегко ему зимой.

Прыгает он у крыльца -

Покормите молодца. В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

    Посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в столовую. Как называют птиц, которые остаются у нас на зиму? (Зиму­ющие птицы.)

    Чем отличаются перелетные птицы от зимующих? (У зи­мующих птиц есть подпушек и очень твердый клюв.)

    Какие птицы не улетают от нас на зиму? (Воробьи, воро­нье галки, сороки, дятлы, клесты.)

    Чем питаются воробьи в зимнее время? (Крошками, зер­нышками.)

    Почему зимующих птиц надо подкармливать? (Корма им не хватает, а сытость дает птахам тепло.)

    Расскажите о своих наблюдениях за поведением воробь­ев зимой. (Нахохлившись, они прячут клюв под крылышко, таким образом они защищаются от мороза.)

    Почему воробьи селятся рядом с человеком? (Чтобы про­кормиться и согреться возле него.)

Да, зиму воробьи проводят рядом с нами. Трудно прихо­дится птицам в снежную и морозную пору

Они прилетают поближе к человеку, надеясь прокормиться и согреться воз­ле него. В народе воробьев нередко называют воришками.

Эти проворные птицы, не боясь, прыгают возле ног чело­века, клюют из собачьей миски, подбирают крохи.

♦ Почему воробьев называют смелыми и дружными пти­цами? (Потому что они всегда летают стайкой.)

Если какому-нибудь воробью посчастливится найти обиль­ный корм, он начинает громко чирикать, созывает на пир своих собратьев. И вот сейчас, посмотрите у кормушки, сколько собралось птиц. Какой же корм они охотнее поеда­ют? Давайте проверим. В первую кормушку мы положим сало, во вторую - хлебных крошек, а в третью насыплем зернышек.

    Прежде чем накладывать корм, что нужно сделать? (От­чистить от снега место для корма.)

    Ребята, посмотрите, возле какой кормушки больше со­бралось воробьев? (Возле третьей, где зернышки.)

♦ Какой корм они охотнее поедают? (Зерно.)

Давайте договоримся, что мы с вами будем каждый день поддерживать чистоту в кормушке и подкармливать птиц.

Трудовая деятельность

Расчистка от снега кормушек, кормление птиц. Цель: воспитывать положительное отношение к труду. Подвижные игры «Попади в цель».

Цель: учить следить за направлением летящего предмета, правильно рассчитывать и выполнять движения. «Встречные перебежки».

Цель: учить бегать и прыгать, не наталкиваясь друг на Друга.

Индивидуальная работа

Метание снежков вдаль и в цель.

Цель: развивать координацию движений.

Наблюдение № 5

Наблюдение за снегопадом. Выяснить зависимость характера состояния снега от погоды: в морозный день при отсутствии ветра снег падает отдельными снежинками, в сравнительно теплую погоду – снежными хлопьями, в сильный мороз при ясном небе – снегопад «иголочками».

Стихотворение И.Сурикова:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится,

И на утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Стали дни коротки,

Солнце светит мало.

Вот пришли морозы,

И зима настала.

Исследовательская деятельность

Поймать летящую снежинку на чистый лист бумаги, рас­смотрев, определить свойства снега (снежинка, пыль, крупа, хлопья).

Трудовая деятельность:

Засыпка снегом корней деревьев на своем участке.

Цель: развивать умение работать сообща.

Подвижная игра «Снежная карусель».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, посте­пенно убыстряя темп бега в хороводе.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: учить метать снежки вдаль.

Наблюдение № 6

Наблюдение за снегом. Обсудить с детьми, что происходит, когда снег скрипит под ногами (с хрустом ломаются лучики снежинок). В разную погоду рассмотреть снежинки через лупу.

Дидактическая игра «Кто больше?»:

Какие снежинки? (ажурные, серебристые, нежные, холодные, пушистые, кружевные, легкие, белые… )

Стихотворение С.Баруздина «Снежинки»:

Зима снегами вьюжится

С утра и дотемна.

Снежинки вьются, кружатся

У нашего окна.

Как будто звезды искрами

Рассыпались кругом.

Несутся, серебристые,

Заглядывают в дом.

То в комнату попросятся,

То снова убегут,

За стеклами проносятся,

На улицу зовут.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель:

Подвижная игра

«Что растет в родном краю?».

Цели:

    закреплять названия деревьев;

    формировать словарный запас;

    прививать бережное отношение к природе.

Наблюдение № 7

Сравнительное наблюдение за воробьем и синицей

Цели :

    на примере сравнения воробья с синицей знакомить с особенностями их строения, образа жизни;

    воспитывать доброжелательное отношение к братьям нашим меньшим.

Ход наблюдения

Серых перьев комок

На морозе продрог.

Скачет по дорожке,

Собирает крошки. (Воробей.)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка,

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее? (Синичка.)

Воспитатель предлагает детям рассмотреть и сравнить воробья и синичку.

    Что у них общего? (Остались зимовать, держатся по одиночке.)

    Чем отличается воробей от синички? (У синицы клюв тонкий - эта птица насекомоядная; у воробья клюв тол­стый - птица зерноядная; а также оперением, поведением.)

    Как ведут себя эти птицы на кормушке? (Воробьи, заме­тив корм, налетают стайкой, ссорятся, отбирая его друг у друга, клюют с жадностью. Синички соблюдают очередность, улетая с кормом, расклевывают его, прижав лапкой, сидя на ветке.)

♦ Расскажите о повадках воробья и синицы? (Воробей - маленькая, неунывающая, бойкая птичка. Эти птицы, не боясь, прыгают возле ног человека, клюют из собачьей миски, подбирают крохи под самым носом сытого ленивого кота, они смелые и доверчивые.

Синица - всем интересуется, всю­ду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте, всюду летает, суетится, снует. Она легко прыгает по

веткам и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по ветвям деревьев. Синицы - осторожные и пугли­вые.)

    Чем питаются эти птицы? (Воробьи - птицы всеядные. Синицы любят несоленое сало, семена подсолнечника, тык­вы, арбуза.)

    Синица - птица насекомоядная, почему же она не уле­тает в теплые края? (Она делает запасы, а клювом-шильцем может доставать личинки насекомых из-под коры и рас­щеплять семена. В морозные зимние дни синицы прилета­ют ближе к жилью человека.)

    Почему же воробьи так любят соседство с людьми? (По­тому что, живя возле людей, птицы защищены от хищни­ков, у них есть корм и укромные местечки, где можно свить гнездо.)

    Приносят ли пользу эти птицы? (Синицы очень полезны нашим лесам. Даже в морозную стужу стайки синиц тща­тельно обследуют дерево за деревом в поисках зимующих насекомых. Недаром стайки синиц называют «крылатой милицией леса». Бывает, что воробьи приносят вред челове­ку, расклевывают фрукты, в садах, вредят посевам зерно­вых. Но пользы от них все же больше, чем вреда. Они поеда­ют большое количество вредных насекомых, поэтому их надо охранять, а не преследовать.)

Трудовая деятельность

Укрепление снегом корней молодых деревьев.

Цель: побуждать к природоохранной деятельности.

Подвижные игры «Птицы и кукушка».

Цели:

    развивать ловкость, быстроту;

    выполнять характерные движения по содержанию игры. «Лягушки и цапля».

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах с продвижени­ем вперед.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: упражнять в прыжках в длину с места.

Дидактическая игра «Кто больше?»

Какой снег зимой?(белый, пушистый, серебристый, мохнатый, махровый, молочный, чистый, воздушный, тяжелый, искристый, холодный, легкий, мокрый, блестящий, красивый, хрустящий, рассыпчатый, мягкий, рыхлый, глубокий, липкий, скрипучий).

Наблюдение № 8

Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря, по народным приметам, наступают сильные холода.

Загадка: Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке:

Дни его всех дней короче, всех ночей длиннее ночи,

На поля и на луга до весны легли снега.

Только месяц наш пройдет, мы встречаем Новый год. (Декабрь )

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп.

Цель: воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры «Бездомный заяц».

Цель:

«Следопыт».

Цель:

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель:

Наблюдение № 9

Наблюдение за трудом дворника

Цели :

    продолжать наблюдения за работой дворника;

    способствовать обогащению словаря;

    воспитывать любовь и уважение к работе дворника;

    прививать любовь к природе, заботливое отношение к окружающей среде.

Ход наблюдения

Воспитатель задает детям вопросы.

    Что делает дворник зимой на территории детского сада?

    Какие орудия труда он использует для работы?

♦ Как может дворник помочь деревьям перенести холод и мороз?

♦ Нужна ли работа дворника людям и природе?

Трудовая деятельность

Строительство горки из снега для кукол.

Цели:

Учить трудиться сообща;

Воспитывать трудолюбие.

Подвижные игры

«Два мороза», «Горелки».

Цели: упражнять в беге;

    закреплять умение соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа

Ходьба на лыжах.

Цели: упражнять в ходьбе по лыжне;

    развивать ловкость, выносливость.

Наблюдение № 11

Наблюдение за следами на снегу: зверей, людей, птиц, лыж, санок, машин (учиться определять, свежий след или он оставлен давно). Сравнить следы птиц на рыхлом снегу и утоптанном.

Стихотворение Н.Голиновской «Письмо на снегу»:

Вышит снег красивой строчкой,

Словно белая сорочка.

Папу я зову во двор:

Погляди, какой узор!

Смотрит папа сверху вниз:

Тут письмо тебе, Денис!

Пишут птицы и зверюшки:

«Сделай нам, Денис, кормушки!»

Упражнение «Назови правильно» - развивать грамматический строй речи:

    След зайца – заячий.

    След лисы – лисий.

    След птицы – птичий.

    След от лыж – лыжный.

    След от санок – санный .

Наблюдение № 12

Наблюдение за серой и черной вороной

Цели:

    учить сравнивать серую и черную ворону;

    находить отличительные признаки (внешний вид, го­лос, повадки).

Ход наблюдения

Голос ворона узнает каждый. «Кру-кру-кру...» - разно­сится по всему лесу. Сам ворон сидит где-нибудь на высо­ком дереве и смотрит вокруг, будто хозяин. Вороны - оди­ночки, и редко можно увидеть группу из шести и более птиц. Ворон очень гордится своими черными, глянцевыми перья­ми да крепким клювом. Вот и держится он важно, вышаги­вает по земле, словно князь какой, а полет его красив и плавен.

А вот в отношении еды ворон непривередлив. Он ест бук­вально все, что ему на глаза попадется: и плоды, и семена, и насекомых, и улиток с червями, и даже мелких животных и птиц. Ведь ворон - пернатый хищник.

Серая ворона предвещает своей песней скорый приход вес­ны. Ее простая, тихая, мелодичная песенка совсем не похо­жа на карканье, а напоминает скорее мурлыканье котенка. Серая ворона зимует вместе с нами и, конечно же, с нетерпе­ньем ждет весну.

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Цель: воспитывать желание трудиться в коллективе.

Подвижная игра

«Раз, два, три - беги!».

Цель: развивать быстроту бега, ловкость, внимание.

Индивидуальная работа

Закрепление навыков ходьбы на лыжах.

Цель: развивать силу, выносливость

Опыт. Защитные свойства снега. Поместить баночки с одинаковым количеством воды:

    На поверхности сугроба,

    Зарыть неглубоко в снег,

    Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках.

Обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений (в сугробе теплее, поэтому надо засыпать снегом корни деревьев и кустарников).

Наблюдение № 13

Наблюдение за сосной.

Стихотворение А.Блинова «Компас в лесу»:

Вот на ветру упруго

Качается сосна.

Густою хвоей к югу

Она обращена.

А к северу – нет веток,

Корявые сучки,

Здесь маловато веток,

Сплошные ветерки.

В лесу, как компас, дерево

Тебе укажет, друг,

Дорогу точно к северу

И верный путь на юг.

Предложить взять компас и исследовать дерево. Может ли оно служить своеобразным компасом? Если нет, то почему? (например, на открытом месте крона сосны бывает одинаково пышной).

Подвижные игры «Бездомный заяц».

Цель: учить действовать по сигналу воспитателя, соблю­дая правила игры.

«Следопыт».

Цель: развивать внимание и наблюдательность.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять умение ориентироваться на участке дет­ского сада, находить предмет по описанию.

Наблюдение № 14

Наблюдение за общественным транспортом

Цели : - закреплять знания об общественном транспорте, знать правила дорожного движения;

Воспитывать интерес к технике и труду взрослых.

Ход наблюдения

Автобусы, троллейбусы, машины и трамваи

Бегут, бегут по улицам, друг друга обгоняя.

Регулировщик - светофор, как дирижер в оркестре,

Укажет он кому идти, кому стоять на месте.

Наезда можно избежать и столкновенья тоже -

На перекрестках всех дорог наш светофор поможет.

Со светофором я дружу, внимательным бываю,

На красный свет я не хожу, зеленый ожидаю. В. Мирясова

Воспитатель проводит с детьми беседу.

♦ Какой общественный транспорт вы знаете?

    Как называется место, где останавливаются автобусы? (Остановка.)

    Кроме автобусов, какие еще машины останавливаются на остановке? (Маршрутки, такси.)

    В какую дверь автобуса нужно входить? (В переднюю.)

    Из какой двери надо выходить? (Из задней.)

    С какой стороны надо обходить автобус? (Сзади.)

    Почему? (Хорошо видно движущийся по дороге транс­порт.)

    Вы едете в автобусе сидя, свободных мест нет, вошел пожилой человек и стал рядом с вами. Как вы поступите и почему?

    Как нужно переходить дорогу? (Не спеша, со взрослым, сначала посмотреть налево, а затем направо.)

На какой свет светофора? (На зеленый.)

Трудовая деятельность: Вскапывание песка в песочнице.

Цель: воспитывать положительное отношение к труду, от­ветственность при выполнении поручений.

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Салки».

Цели : учить действовать по сигналу;

    закреплять умение двигаться приставным шагом в раз­ные стороны.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: закреплять навыки в прыжках с высоты 20 см.

Опыт. Замерзание воды – где вода быстрее замерзнет? В подносе с водой или в ведерке? Объяснить, почему на подносе замерзнет быстрее. Обсудить с детьми, почему нельзя выходить на лед.

Загадка: На дворе горой,

А в избе водой. (Лед )

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным. Лед какой? (прозрачный, тонкий, толстый, блестящий, стеклянный, голубой, скользкий, гладкий ).

Наблюдение № 15

Наблюдение за ветром

Цели :

    расширять и углублять знания о неживой природе;

    формировать интерес к природным явлениям.

Ход наблюдения

Ветер дул всю ночь,

Шумели ели,

Морщинилась вода.

Сосны старые скрипели,

Ивы гнулись у пруда,

Выло, дуло, завывало.

И когда пришел рассвет,

Ветра будто не бывало,

Будто не было и нет.

Воспитатель задает детям вопросы.

    Какая сегодня погода?

    Как образуется ветер?

Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель:

Подвижные игры «Кто самый меткий?».

Цели:

Цель:

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

    находить предмет по описанию.

Привлечь внимание детей к деревьям, покрытым инеем. Иней образуется из мелких ледяных пластинок, которые располагаются рядами вдоль веточек. На солнце иней блестит, искрится, на закате становится розовым, рано утром и вечером – голубым. Объяснить, что в отличие от снега и льда, иней деревьям не вреден.

Стихотворение А.Каминчук «Зима»:

Стоят деревья в инее –

То белые, то синие.

Столбами синеватыми

Стоят дымки над хатами.

И все на свете в инее –

То белое, то синее.

Наблюдение № 16

Наблюдение за снегирем

Цели:

    расширять представления о пролетных птицах;

    развивать умение анализировать, сравнивать, делать вы­воды.

Ход наблюдения

Стынут лапы на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо -

На березе яблоки поспели!

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится -

Стайка алых снегирей

Облепила деревце!

Воспитатель загадывает детям загадки, предлагает отве­тить на вопросы.

Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Что за птица

Мороза не боится,

Хоть снега лежат везде? (Снегирь.)

    Какого цвета грудка у снегиря? (Ярко-красного.)

    А у самочки? (Темно-серого.)

    Где живут снегири летом, весной, осенью? (В тени гус­тых лесов.)

    Когда прилетают к нам снегири? (С наступлением пер­вых заморозков.)

    Когда появляются птенцы у снегирей? (В мае.)

    На что похож свист снегиря? (На звук флейты - неж­ный, грустный.)

    Какие птицы не боятся зимы? (Клест, снегирь, синица воробей, свиристель.)

Чем отличается клест от снегиря? (Оперением: ярко-вишневый - у клеста, желто-зеленый - у самочки, у снегиря - ярко-красная грудка, у самочки - темно-серая. Клест пита­ется семенами еловых и сосновых шишек; снегири - семена­ми растений, ягодами рябины, боярышника, шиповника

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

«Не поется птицам без небес».

Цель:

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек корма».

Цель:

Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку. Подержать над горячим паром тарелку и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем.

Загадка: Не снег и не лед,

А серебром деревья уберет. (Иней )

Наблюдение № 17

Наблюдение за тенью. Сравнить тени на снегу и на асфальте; тень от здания и от столба фонаря вечером.

Загадка: Хоть весь день гоняйся за ней – не поймаешь. (тень).

Наблюдение № 18

Наблюдение за температурой воздуха. Регулярно измерять температуру воздуха и заносить ее в дневник наблюдений. В конце месяца обобщить эти наблюдения и сделать вывод, почему январь называют самым лютым из всех зимних месяцев.

Загадка: Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадет

Не вода уже, а лед.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернуло солнце к лету.

Что, скажи, за месяц это? (Январь )

Подвижные игры «Кто самый меткий?».

Цели:

    упражнять в метании предметов;

    развивать глазомер. «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

    закреплять умение ориентироваться на участке детско­го сада;

    находить предмет по описанию.

Наблюдение № 19

Наблюдение за состоянием снега. Уточнить зависимость между температурой воздуха и состоянием снега (липкий, рыхлый). Наблюдение за явлением снеговал: на деревьях образуются снежные навесы – шатры, при этом молодые тонкие деревца могут сломаться.

Стихотворение Ф.Тютчева:

Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой, -

Сном волшебным очарован,

Легкой цепью пуховой…

Наблюдение № 20

Наблюдение за метелью

Цель :

Ход наблюдения

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

И без метелки следы заметает?

(Метель.)

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

Цель: Подвижные игры «Метелица».

Цель:

«С кочки на кочку».

Цель:

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель:

На метео площадке. Вынести на прогулку вертушку. Выявить связь между сильным ветром и быстрым вращением вертушки. Установить связь между силой ветра и формой, местонахождением сугробов. Измерить условной меркой глубину сугробов до и после снегопада. Сделать вывод, почему в одних местах снег глубокий, а в других его почти нет.

Стихотворение А.С.Пушкина «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наблюдение № 21

Цель : снегу.

Ход наблюдения

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее... (синичка).

    Что такое след?

    (Под лапка

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность

Цели:

    планировать работу.

Подвижные игры

Цель:

Индивидуальная работа

Цель: улучшать координацию движений

Опыт со снегом. Набрать снег в стакан и внести в группу. Что произошло со снегом в комнате? Рассмотреть воду, отметить, что она грязная. В ней сажа, пыль, мелкие предметы и т.д. объяснить, что, падая, снежинки собирали все, что находилось в воздухе. Со снегом в организм могут попасть различные бактерии, поэтому брать снег в рот нельзя. Кроме того, от холодного снега может заболеть горло.

Стихотворение И.Лопухиной «Снегопад»:

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю… СНЕГ.

С неба все скользят пушинки –

Серебристые… СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью… СНЕГОВОЮ.

На проселки, на лужок

Все снижается… СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелили постелью…СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят –

Все сильнее… СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …СНЕЖКИ.

Снежный ком – на снежный ком,

Все украсили… СНЕЖКОМ,

Словно в белый пуховик

Мы одели… СНЕГОВИК.

Рядом – снежная фигурка –

Это девочка… СНЕГУРКА.

Наблюдение № 22

Наблюдение за поведением птиц на кормушке. Ориентироваться по следам на снегу; кто из птиц прилетал к кормушке. Выяснить, какой корм какой птице нужен. Отметить особенности поведения воробьев: задорно чирикают – чувствуют прибавку света. Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу. В январе уже можно услышать песенку синицы. Сделать вывод о том, что птицы первыми реагируют на прибавление света.

Стихотворение А.Яшина «Покормите птиц»:

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Исследовательская деятельность

Рассмотреть следы птиц, сравнить их со следами вороны. Ответить, чем отличаются птицы от зверей?

Трудовая деятельность

Уборка участка от снега, защита корней деревьев от мо­роза.

Цель: воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра

«Не поется птицам без небес».

Цель: формировать знание о том, что нельзя лишать птиц вольной жизни.

Индивидуальная работа

«Донеси мешочек корма».

Цель: упражнять в соблюдении равновесия.

Наблюдение № 23

Наблюдение за деревьями. После сильных морозов рассмотреть кору деревьев, есть ли морозобойные трещины на стволе, рассказать детям, как образуются трещины. Рассмотреть почки на деревьях, напомнить, что дерево – живое, и весной из почек распустятся листья.

Приметы:

    В феврале много инея на деревьях – будет много меда.

    Снег прилипает к деревьям – тепло будет.

Наблюдение за деревьями и кустарниками

Цель: расширять и углублять знания о растениях,

Ход наблюдения

После снегопадов освободить кустарники и деревья от тя­желого снега. Уделить внимание бережному отношению к деревьям, кустарникам. Почему нельзя бегать около кустар­ника, играть около деревьев? Побеседовать с детьми о дере­вьях: почему они не растут зимой, как зимуют почки, нужна ли зима для наших деревьев, почему береза не растет в тро­пическом лесу? В морозную погоду послушать потрескива­ние деревьев и скрип под ногами, рассмотреть деревья в зим­нем уборе. Почему не замерзают деревья зимой? (Пробковый слой, снежное одеяло, покой, нет сокодвижения.)

Что за чудо - зимний лес,

Сколько сказочных чудес!
IВ сказке этой я лесной,

Сон иль явь передо мной?

Вот берез роскошный ряд,

Шали белые горят

Серебром - а вот в сторонке

В шубах елочки-девчонки.

Ах, какая тишина,

Бело-белая страна! М. Степанов

Воспитатель задает детям вопросы.

    Чем деревья отличаются от кустарников?

    Как называют деревья, которые сбрасывают листья?

    Какую пользу приносят деревья и кустарники?

Исследовательская деятельность

Раскопать глубокий снег там, где росла трава. Под снеж­ным покровом можно увидеть маленькие зеленые растения с прижатыми к земле слабенькими листьями. Подвести детей к выводу, что снег защищает почву, не давая ей охлаждаться.

Трудовая деятельность

Сгребание снега к деревьям.

Цель: воспитывать гуманно-деятельное отношение к дере­вьям.

Подвижная игра

«Что растет в разных краях?».

Цель: закреплять названия деревьев.

Наблюдение № 24

Наблюдение за сугробом. Обычно снег на землю ложится слоями. Предложить лопатой разрезать сугроб, обратить внимание на «плотность» снега.

Стихотворение И.Лопухиной «Сугроб»:

Смотри, какой большой сугроб:

Вот это у сугроба – лоб,

Вот это – лапы, это – нос.

«Ты кто?» - задай ему вопрос.

И, притвориться не сумев,

Он скажет: «Здравствуйте! Я – лев!»

Трудовая деятельность

Очистка от снега участка и постройка лабиринта.

Цели:

    приучать действовать сообща, доводить дело до конца;

    воспитывать трудовые навыки.

Подвижные игры

«Охотники и звери», «Не попадись», «Быстро возьми, бы­стро положи».

Цели:

    закреплять двигательные навыки;

    развивать эмоциональную сферу, ловкость и смелость.

Индивидуальная работа

«Пройди по мостику».

Цель: упражнять в равновесии.

Наблюдение № 25

Наблюдение за снежинками

Цели :

    обращать внимание на то, что снежинки бывают раз­ными по форме;

    учить сравнивать, развивать познавательную актив­ность.

Ход наблюдения

Что за звездочки сквозные

На платке и рукаве,
Все сквозные, вырезные

А возьмешь - вода в руке?

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

Е. Благинина

Воспитатель дает детям задания, предлагает ответить на вопросы.

    Понаблюдайте за снегом, какой он?

    Посмотрите на свои варежки, какие бывают снежинки?

    Обратите внимание на красивые вырезные снежинки, их разный узор.

    Почему снежинки бывают вырезными? Отчего они тают на ладошке?

    Найдите две одинаковые снежинки. (Одинаковых не бы­вает.)

Исследовательская деятельность

Трудовая деятельность Постройка лабиринта.

Цели:

Подвижные игры

«Два мороза», «Волк во рву».

Цель:

Индивидуальная работа «Пройди осторожно».

Цель:

Наблюдение № 26

Наблюдение «Следы птиц на снегу»

Цель : закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее... (синичка).

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки.

    Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц?

    Что такое след? (Отпечаток, оставшийся на снегу.)

    Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапка

ми, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.)

Раздать детям карточки с нарисованными следами птиц. Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на рисунке, и найти подобные на снегу.

♦ Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направле­нии; делала ли остановки.)

Исследовательская деятельность

Предложить утрамбовать на небольшом участке снег и за­рисовать палочкой увиденные следы птиц.

Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки снежного городка.

Цели:

    формировать умение трудиться в коллективе;

    планировать работу.

    Подвижные игры

    «Найди по следу», «След в след».

    Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед, до­биваясь естественности, легкости и точности выполнения дви­жения.

    Индивидуальная работа

    Отработка прыжков на двух ногах с продвижением вперед на расстояние 2-3 м.

    Цель: улучшать координацию движений.

Определение погоды по приметам. Обсудить с детьми народные приметы:

    дым из трубы столбом – к морозу; дым стелется – к оттепели;

    собаки валяются в снегу – к метели;

    птица хохлится – к непогоде;

    ярко сверкают звезды – к морозу.

Наблюдение № 27

Наблюдение за зимним ветром. Во время метели, вьюги выявить характерные признаки этих явлений. Сравнить поземку, метель, пургу – в чем сходство и различие (в направлении, силе, равномерности ветра).

В холодный ясный зимний день по дорогам «бегут» снежные струи. Сильный ветер поднимает в воздух снежную пыль, и вдоль дорог стелется белая пелена – это поземка. Поземка уносит снег с полей в овраги, рвы и ямы. Поземку, когда сильный порывистый ветер крутит снег над землей и полностью закрывает даль, называют метелью. Если в это время падает снег и сугробы быстро растут, надо переждать непогоду. В метель идти или ехать нельзя: можно сбиться с дороги и замерзнуть. Какие сказки о метели вы знаете? («Бабушка Метелица» (братья Гримм ), «Морозко» (русская народная сказка), «Двенадцать месяцев» (В.Одоевский) и др.)

Стихотворение А.С.Пушкина:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя.

То по кровле обветшалой

Вдруг соломкой зашумит.

То как путник запоздалый

К нам в окошко постучит.

Воспитатель задает детям вопросы.

    Какая сегодня погода? (Холодная, ветреная, пасмурная.)

    Как называется снег с ветром? (Сильный ветер со снегом называется метелью, слабый ветер со снегом - поземкой.)

    С какой стороны дует сегодня ветер? Как определили? (Сегодня южный ветер, определили с помощью компаса.)

    Как образуется ветер? (Солнце нагревает воздух нерав­номерно, где-то теплее, где-то холоднее. Теплый воздух поднимается вверх, а холодный опускается вниз. Такое пе­редвижение воздуха и образует ветер.)

Трудовая деятельность

Постройка горки.

Цель: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Подвижные игры «Кто самый меткий?».

Цели:

    упражнять в метании предметов;

    развивать глазомер. «Зарисуй дерево».

Цель: закреплять умение рисовать разнообразные деревья на снегу.

Индивидуальная работа

«Найди предмет».

Цели:

    закреплять умение ориентироваться на участке детско­го сада;

    находить предмет по описанию.

Наблюдение № 28

Наблюдение за метелью

Цель : дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает отве­тить на вопросы.

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

    Как вы думаете, что такое метель? (Перемещение снега под воздействием сильного ветра с одного места на дру­гое.)

    Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? (Снег перемещается по направлению ветра.)

    Почему во время метели появляются сугробы? (Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугро­бы.)

    Как вы думаете, метель это хорошо или плохо? (Оголя­ются корни деревьев - могут замерзнуть, сдувается снег с

полей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.)

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста, -

Передвигая их с места на место. (Метель.)

Исследовательская деятельность

На следующий день после метели укрыть снегом почву на грядках, корни у деревьев, так как сильный ветер все изме­нил: сугробы перенес на другое место; там, где ненужно, ого­лил землю.

Трудовая деятельность

Изготовление вертушек для наблюдения за ветром. Цель: воспитывать умение работать сообща, творчески. Подвижные игры «Метелица».

Цель: выполнять движения согласно содержанию игры.

«С кочки на кочку».

Цель: упражнять в прыжках с продвижением вперед.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: улучшать технику прыжков (во всех видах).

Наблюдение за погодой в сильный мороз (в группе). Обратить внимание на узоры на окнах, полюбоваться их красотой. Откуда взялись узоры на окнах, кто их нарисовал?(Их рисует Мороз Иванович) Чем же рисует Мороз Иванович? Водой, прозрачным водяным паром, который всегда есть в воздухе. Есть он и в комнате, и между двойными рамами окон – всюду! Теплые пары воды оседают на холодных стеклах окон и превращаются в кристаллики льда так же, как образуются снежинки в небесной вышине. Ледяные кристаллики соединяются между собой, группируются на неровностях, на еле заметных царапинках на стеклах, и постепенно на окне вырастает ледяной сад с необычными цветами, сверкающими в лучах зимнего солнца. Таким образом, узоры появляются, потому что поверхность стекла неровная (это можно увидеть через увеличительное стекло, невооруженным глазом этого не видно).

Стихотворение Н.Найденовой:

Удивительный художник у окошка побывал.

Удивительный художник нам окно разрисовал.

Пальмы, папоротники, клены…

На окошке лес густой,

Только белый, не зеленый лес чудесный, не простой.

На стекле цветы и листья, все искрится, все бело,

Но без красок и без кисти разрисовано стекло.

Замечательный художник у окошка побывал.

Отгадайте-ка, ребята, кто окно разрисовал.

Загадка: Вырос лес, белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать. (Морозный узор на окне ).

Наблюдение № 29

Наблюдение за деревьями. По особенностям ствола, расположения веток, особенностям почек дети различают деревья: береза (белый ствол и тонкие свисающие веточки, отходящие от крупных сучьев), ива (пепельно – серый ствол), лиственница (темный ствол с толстой корой и опущенными ветками), тополь (серый ствол с поднятыми вверх ветками), сосна (в нижней части ствола кора толстая, темная, красновато – бурая, бороздчатая).

Загадка: Его весной и летом мы видели одетым,

А осенью с бедняжки сорвали все рубашки,

Но зимние метели в меха его одели. (Дерево зимой )

Исследовательская деятельность

Измерить глубину снега открытых и защищенных участ­ков детского сада. Ответить, где больше снега и почему?

Трудовая деятельность

Поливка водой ледяной дорожки.

Цель: учить аккуратно носить холодную воду и равномер­но разливать ее по всей дорожке.

Подвижная игра

«Два мороза».

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве.

Индивидуальная работа

Цель: упражнять в прыжках на двух ногах до определенного места.

Наблюдение № 30

Продолжать наблюдение за признаками зимы (февраль). Заметное прибавление дня,

сильные ветры.

Стихотворение С Маршака «Февраль»:

Дуют ветры в феврале, в трубы воют громко.

Змейкой мчится по земле легкая поземка.

Загадка: Снег мешками валит с неба,

С дом стоят сугробы снега.

То бураны и метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силен,

Днем капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это? (Февраль )

Пословица: Февраль придет, все пути занесет.

Исследовательская деятельность

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Трудовая деятельность Постройка лабиринта.

Цели:

    приучать доводить дело до конца;

    воспитывать умение действовать сообща.

Подвижные игры

«Два мороза», «Волк во рву».

Цель: развивать внимание и умение действовать по сигна­лу воспитателя.

Индивидуальная работа «Пройди осторожно».

Цель: учить ходить «змейкой» между предметами, не сби­вая их.

Наблюдение № 31

Наблюдение за свиристелью

Цели :

    закреплять представления о птицах (свиристель);

    воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Ход наблюдения

Воспитатель проводит с детьми беседу, предлагает отве­тить на вопросы.

    Как выглядит свиристель? (Размером свиристель со скворца, оперение у нее нарядное, розовато-коричневого цве­та, более светлые пятна на груди и брюшке, а темнее на спине. Голову свиристели украшают задорные серебристо-розовые хохолки. На крыльях нарисованы ярко-красные по­лоски.)

    Почему это птица получила такое название? (Она тихо посвистывает, будто играет на свирели: свири-свири-свир.)

    Почему свиристелей называют северными попугаями? (Оперение у них очень нарядное, яркое, разноцветное.)

    Чем питаются свиристели? (Очень любят спелые ягоды рябины, поедают мошек, комаров, ягоды можжевельника, бо­ярышника, калины.)

    По каким признакам можно узнать, что эту рябину по­сетили свиристели? (На снегу под рябиной всегда лежит мно­го ягод.)

    А почему свиристели бросают ягоды рябины на снег? (Возвращаясь вновь в свои северные владения, птицы нахо­дят сброшенные в снег ягоды и поедают их. В снегу ягоды очень хорошо сохраняются.)

    Где живут свиристели летом и весной? густых север­ных лесах.)

    Куда улетают свиристели осенью? (Откочевывают к югу, собравшись в стаи, т.е. перемещаются с одного места на другое, на относительно недалекое расстояние и ненадолго в поисках пищи - рябины.)

Предложить детям сымитировать стаю свиристелей. (Как перемещаются, склевывают ягоды рябины, как посвистывает и т.д.)

Прилетели свиристели,

Заиграли на свирелях,

Засвистели: «Свири-свир!

Мы в лесу устроим пир!

Пусть опали с веток листья,

Шелестит осенний дождь,

Мы клюем рябины кисти -

Лучше ягод не найдешь!»

Трудовая деятельность

Расчистка дорожек, скамейки, бума от снега.

Цель: воспитывать трудолюбие, дружескую взаимопомощь

Подвижные игры

«Коршун и наседка».

Цели:

    закреплять умения действовать сообща;

    развивать быстроту, ловкость. «Не попадись».

Цель: упражнять в беге в разных направлениях.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: развивать глазомер при метании снежков (мячей) в цель, добиваясь активного движения кисти руки при броске.

Опыт. Продолжить знакомство детей со свойствами воды: при замерзании вода расширяется. Содержание: на прогулке в сильный мороз выносится стеклянная бутылка, заполненная водой, и оставляется на поверхности снега. На следующий день дети видят, что бутылка лопнула. Обсудить с детьми, почему это произошло, подвести детей к самостоятельным выводам (вода, превратившись в лед, расширилась и разорвала бутылку).

Наблюдение № 32

Продолжать наблюдение за изменением термометра. Напомнить, что каждая черточка обозначает один градус. Когда столбик термометра стоит выше красной линии, он обозначает, что тепло. Чем выше столбик красной линии, тем теплее. Если столбик опускается ниже красной линии, наступает мороз. Чем ниже столбик, тем сильнее мороз.

Стихотворение Е.Трутневой «Морозный ветер»:

Скоком – боком, скоком – боком

Ходит галка мимо окон.

Ветром вся взъерошена,

Снегом запорошена,

Тяжелы, мохнаты провода – канаты.

Каждый звонок, как струна, -

Загудела вся страна.

Сразу градусник отметил –

Прилетел морозный ветер:

Между черточек и точек

Синий столбик стал короче.

    Исследовательская деятельность Найти облака, похожие на лошадки. Сравнить перистые облака и кучевые.

    Трудовая деятельность

Сгребание снега под кусты и деревья, расчистка дорожек я горки.

Цель: учить работать сообща, получать радость от резуль­тата.

.Подвижные игры

«Наседка и коршун».

Цель: продолжать учить ловко увертываться от ловящего. «Хоккей на снегу».

Цель: учить прокатывать шайбу в ворота.

Индивидуальная работа

Разучивание скороговорки.

Пришел Прокоп, кипит укроп,

Ушел Прокоп, кипит укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так без Прокопа кипит укроп.

Цель: выработать правильное произношение

Наблюдение № 33

Наблюдение за солнцем. Солнце поднимается выше, становится ярче, теплее, на солнечной стороне появляются проталины; происходит прибавка светового дня (чем выше солнце, тем длиннее день).

Трудовая деятельность

Постройка снежной горки для малышей.

Цель: приучать действовать сообща, уметь самостоятельно распределять задания.

Подвижные игры

«Поймай снежок», «Бездомный заяц».

Цели: развивать меткость, внимание, глазомер;

    учить соблюдать правила игры.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цели:

    упражнять в скольжении;

    учить приседать во время скольжения.

Наблюдение № 34

Наблюдение за сезонными изменениями

Цели :

    формировать представления об изменениях в природе;

    уметь различать характерные приметы конца зимы (пер­вая капель), узнавать их приметы в поэзии;

    закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Ход наблюдения

Ветры с юга прилетели, Принесли с собой тепло,

И сугробы в раз осели,

В полдень с крыши потекло.

Февраль - последний месяц зимы. В феврале день становится длиннее, иногда звенит первая робкая капель, а с крыш свисают длинные хрустальные сосульки. В феврале бывают оттепели, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают, делаются ниже.

Воспитатель загадывает детям загадки.

Висит за окошком

Кулек ледяной,

Он полон капели

И пахнет весной. (Сосулька.)

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

Исследовательская деятельность

Набрать в сосуды снег, поставить в тень и на солнце. В кон­це прогулки сравнить, где снег осел быстрее.

Трудовая деятельность

Уборка снега на участке малышей.

Цель: формировать трудовые умения, дружеские отноше­ния.

Подвижная игра

«С сугроба на сугроб».

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работа

«Кто быстрее?».

Цели:

    упражнять в беге на скорость;

    совершенствовать технику прыжка в длину с места.

Наблюдение № 35

Наблюдение за строением почек. Рассмотреть крупные почки тополя. Каждый ребенок получает по небольшой веточке (срезанной с поросли, которая весной подлежит удалению), отрывает почку и, вскрывая ее, рассматривает строение. Дети самостоятельно делают открытие: почки – это скрученные маленькие листочки. Пока холодно, они спят. Чтобы листочки не замерзли, на них надето «пальто» - плотные темные чешуйки; чтобы «пальто» не распахивалось под ветром, вместо пуговиц служит липкая смола. Придет время – смола исчезнет и почки раскроются.

Трудовая деятельность

Разбрасывание песка на скользкие дорожки. Цель: воспитывать трудолюбие, желание трудиться для общей пользы.

Подвижные игры «Совушки», «Скворечники».

Цель: упражнять в беге в разных направлениях, действиях по сигналу.

Индивидуальная работа Развитие движений.

Цель: совершенствовать навыки ходьбы на лыжах сколь­зящим шагом.

вероника шестакова
Картотека зимних прогулок в подготовительной группе

Картотека зимних прогулок в подготовительной группе .

В красочном варианте, картотека представлена ниже .

Картотека прогулок ЗИМА

Наблюдение № 1

Наблюдение за изменениями в природе. Предложить самостоятельно найти признаки зимы.

Загадка : Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Дидактическая игра «Кто больше?» - упражнять в подборе определений к существительным.

Какими словами можно сказать о зиме? Зима какая? (волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая, зима-волшебница, холодная, красивая и т. д.)

Трудовая деятельность

Очистка участка от снега.

Цель : воспитывать желание коллективно облагораживать свой участок.

Подвижные игры

«Мы - веселые ребята» .

Цели :

Повышать двигательную активность;

Быстро действовать по сигналу воспитателя. «Птички и кошка» .

Цель : учить «слетать» только по зову, бегать в пределах площад­ки, спрыгивать на обе ноги, легко сгибая их в коленях.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель : отрабатывать прыжки на двух ногах с продвижением впе­ред на расстояние 2-3 м.

Наблюдение № 2 за сезонными изменениями

Цели : формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь становится длиннее, а день убывает) ;

Ход наблюдения Прелесть утренней зимы. Дни стоят невыразимы, Снегу - хоть давай взаймы Всем другим бесснежным зимам.

Пришел декабрь - первый зимний месяц . Сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко , потому и называют в народе декабрь «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на реках, прудах и озерах.

Воспитатель задает детям вопросы.

За каким месяцем идет декабрь?

Что изменилось на участке в детском саду по сравнению в, ноябрем?

Какие защитные свойства у снега?

Засыпка корней деревьев снегом.

Цель : воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

Подвижные игры : Игра в снежки.

Цель : закреплять навыки в метании предметов.

Прыжки на одной ноге.

Цель : воспитывать чувство равновесия.

Индивидуальная работа : Развитие движений.

Цель : обучать самостраховке при выполнении движений на соблюдение равновесия

Публикации по теме:

Картотека прогулок для детей раннего возраста (осень) ОСЕНЬ (сентябрь, октябрь) 1. Наблюдение за небом: серое, хмурое, облаков нет. П/и «Догони мячик». Игры с песком, выносным материалом.

Картотека прогулок на апрель месяц для подготовительной группы Карточка № 1 Апрель. Наблюдение за высотой стояния Солнца- закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.

Картотека прогулок на май для подготовительной группы Карточка № 1 Май. Наблюдение за погодой- продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце.

Карточка № 1 средняя группа Зима (живая природа) Декабрь Наблюдение за березой и рябиной Цель: формировать знания о жизни растений зимой.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Декабрь. Часть 1 Декабрь. Часть1. Прогулка №1Наблюдение за сезонными изменениями Цели: - формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Декабрь. Часть 2. Декабрь. Часть 2. Прогулка №8Наблюдение за снегирем Цели: - расширять представления о пролетных птицах; - развивать умение анализировать,.

Картотека прогулок в старшей группе. Зима. Январь. Часть 2 Январь. Часть 2. Прогулка №8Наблюдение за снежинками Цели: - обращать внимание на то, что снежинки бывают разными по форме; - учить сравнивать,.