Конспекты по экологии в детском саду. Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему: «Животные леса

Составила: Задубина Юлия Алексеевна Шлиссельбург 2015 год Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Орешек»

Цель:

  • обобщить и закрепить знания детей о диких животных.

Задачи:

  • Закрепить умение выделять животных наших лесов среди других животных.
  • Закрепить названия диких животных и их детенышей.
  • Закрепить знания детей о том, чем питаются и где живут дикие животные.
  • Формировать умение находить правильные ответы на вопросы о животных.
  • Воспитывать интерес к жизни животных, любознательность.
  • Составлять небольшой рассказ (3-4 предложения) о животных.

Словарная работа:

дикие животные, лисёнок (бельчонок, медвежонок и др.) , логово, берлога, нора, дупло.

Предварительная работа:

отгадывание загадок по теме “Дикие животные”.

Рассматривание иллюстраций (дикие животные разных стран, забота человека о диких животных, зоопарк и др.) .

Чтение детям русских народных сказок: “Лиса и волк”, “Заяц – хваста”, “Заюшкина избушка”, “Три медведя”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и журавль”; стихотворений Н.Костарев “Бобер”, П. Воронько “Хитрый ежик”; рассказов В.Бианки и др.

Разучивание физкультминуток “Дикие животные”, “Звериная зарядка”.

Материалы к занятию:

Фигурки «дикие животные» , картинки «Дикие животные и их детёныши» , плакат с изображением леса, разрезные картинки.

Ход занятия:

Ребята, сегодня к нам в группу пришла гостья. Но, чтобы она появилась, нужно отгадать, кто это. Попробуем?

Всех зверей она хитрей,
Шубка рыжая на ней.
Пышный хвост - ее краса.
Этот зверь лесной - …

Правильно, это лиса! Она пришла к нам в гости из леса. Лисичка хочет поиграть с вами и посмотреть, что вы знаете о диких животных наших лесов.

Ребята, скажите, кто такие – дикие животные?

(Живут в природе, сами строят себе жилище и добывают пищу)

Вы уже знаете, что я пришла из леса. В нём живёт много разных зверей. Но в этом лесу (лиса обращает внимание детей на макет леса) я вижу тех животных, которых раньше не встречала. По-моему здесь какая-то путаница. Нужно разобраться..

1. Д/и «Путаница»

Животных, что живут в лесах,
Мы оставим на местах.
Нужно лишних здесь назвать
И из леса их убрать.

(Дети убирают слона, динозавра, корову, страуса, белого медведя)

Молодцы! Садимся на стулья.

Ребята, в нашем лесу недавно случилась беда, настоящий ураган. Дул такой сильный ветер и лил дождь, что все звери разбежались и теперь никак не могут найти своих детёнышей. Вы хотите им помочь!

2. Д/и «Назови детёныша»

Много мам на белом свете,
И у каждой мамы дети.
На помощь мы должны придти
И деток правильно найти!

(Дети называют взрослое животное и его детёныша, ставят соответствующую картинку)

Спасибо вам за помощь. Вы, наверное, устали.

Физминутка

Встанем, надо отдохнуть,
Наши пальчики встряхнуть.
Поднимайтесь, ручки, вверх,
Шевелитесь, пальчики, -

Так шевелят ушками
Серенькие зайчики.
Крадёмся тихо на носочках,
Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,
И мы головки повернём.
Теперь садимся тише, тише –
Притихнем, словно в норках мыши.

Мышки-то норки свои нашли. А другие животные так перепугались во время непогоды, что забыли кто где живёт. Снова нужна ваша помощь!

3. Д/и «Найди дом»

Есть у каждого свой дом,
Нам тепло, уютно в нём,
И лесным животным тоже
Домик свой найти поможем.

(Дети называют жилище животного и приклеивают его изображение в нужное место)

Справились! Ну вот детёныши с мамами, домики все свои нашли, можно и пообедать. А вы знаете, чем питаются дикие животные?

4. Д/и «Кто что ест?»

В лесу- то, чтобы выживать,
Пищу нужно добывать.
Вы скажите поскорей
Кто что любит из зверей!

(Дети рассказывают, чем питаются разные животные и выбирают на столе подходящее «угощение» )

Молодцы, ребята! Вы так много знаете о животных леса, столько всего рассказали. Но у меня всё равно остаётся несколько вопросов.

5. Д/и «Скажи, зачем?»

Что? Зачем? И Почему?
Всё никак я не пойму
Ну, ребята, не скучайте,
На вопросы отвечайте!

Зачем лисе длинный пушистый хвост?

Для чего зайчик на зиму «одевает» белую шубку?

Зачем ежу иголки?

Почему волки воют?

Для чего зайцу длинные уши?

Почему рысь имеет пятнистую окраску?

Зачем бобру такие острые и крепкие зубы?

Ну вот, теперь вы мне всё объяснили. А я тоже кое-что знаю. Я знаю, как звери делают зарядку. А вы знаете? Давайте вместе покажем.

Физминутка «Звериная зарядка»

Раз – прыжок, два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый, широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе долго топчется на месте.
А кому зарядки мало – начинает всё сначала!

Ребята, когда я собиралась к вам, приготовила картинки с нашими лесными зверями. Но по дороге мне встретились злые разбойники. Они испортили все картинки. Посмотрите, что с ними стало.

6. «Разрезные картинки»

Дети подходят по 2 человека к столам, на столах – конверты с разрезными картинками.

Вот картинки разрезные,
Непонятно, что на них.
Вы картиночки сложите,
Про животных расскажите.

Дети собирают картинку и рассказывают о животном, которое у них получилось.

Дети встают полукругом.

Ребята! Вы – молодцы! Так хорошо отвечали. Скажите, а вам понравилось сегодня наше занятие? Какая игра вам понравилась больше? Почему? (Ответы детей) . Я думаю, что и наша гостья осталась довольна. Как вы думаете, кто из вас понравился лисичке больше всех? Почему? (Ответы детей) Но ей пора возвращаться. А на прощание лисичка хочет угостить вас лесными лакомствами. (Корзиночка с грибочками и орешками) .

Занятие окончено.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Музыка», Физическая культура», Коммуникация», Социализация», «Здоровье», «Художественное творчество».

Цель: обобщить, уточнить знания детей о воздухе; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Задачи:
— Развивать, мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности; умение высказывать предположение, мнение.
— Упражнять в правильной постановки стопы, координации движений, навыков ходьбы маршем, ходьба на носках.
— Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
— Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру.

Оборудование и материалы: эмблемы /воздушные шары синего и розового цвета, по количеству детей, 4 стакана с водой, 4 трубочки, 4 бумажные салфетки, ком земли, галька, мольберт, карточки по темам: «Как человек использует воздух», «Чистый и грязный город», карточки с видами деятельности для очистки воздуха в помещении, свойства воздуха; магнитофон, запись: шума ветра, песни: слова В. Лебедева-Кумача, музыка И. Дунаевского «Весёлый ветер» и слова Н. Олев, музыка М. Дунаевского «Цветные сны», банка с водой, воздушный шарик на палочке.

Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, показ презентации, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, выставка рисунков на тему «Знак об охране окружающей среды», заучивание стихов, загадок и пословиц о ветре.

Ход занятия

Появляется Воздушарик (шарик голубого цвета с нарисованным на нём лицом). Дети находятся на ковре, стоят.

— Здравствуйте ребята, я Воздушарик. Я пришёл к вам из страны, которая называется Воздух, за помощью. Жители нашей страны беспокоятся об охране окружающей среды на нашей планете, на планете Земля. А главное – об охране воздуха на нашей планете. Жители нашей страны хотят знать, что вы знаете о нашей стране, которая называется Воздух. Что делать, чтобы воздух был чистым? Что вы знаете о значении чистого воздуха для нашего здоровья? Ветер-это хорошо или плохо?

Запись «шум ветра»: Воздушарика уносит ветром.

Воспитатель: Дети, Воздушарика унесло ветром, давайте отправимся на его поиски, нам нужно помочь ему и рассказать обо всём, о чём он нас расспрашивал. Дорога будет далёкая и сложная. На пути нас ждут испытания.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети подходят к мольберту со схемами некоторых свойств воздуха (перечёркнутый нос, рот, цвета, глаз).

I испытание:

Воспитатель: Дети, посмотрите на схемы-картинки. Объясните, какими свойствами обладает воздух.

Дети: Воздух невидимый, прозрачный, бесцветный, без запаха, без вкуса.

Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием. Нам пора продолжить путь.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по корригирующей дорожке с «лапками».

II испытание:
Воспитатель: Дети у вас прикреплены значки-эмблемы воздушных шариков двух цветов. Поделитесь на две команды в зависимости от цвета шариков-значков и подойдите к столам, на которых стоит оборудование для опытов.

Воспитатель: Дети, перед вами стоит следующая задача: постараться обнаружить воздух при помощи опытов.

1 команда опускает трубочки в стакан с водой и дует в неё.
2 команда опускает в ёмкость с водой гальку, комок земли, губку.

Воспитатель: Дети, объясните, что вы делали и доказали проделанными опытами

Дети первой команды: Мы взяли трубочки, опустили в стаканы с водой и начали дуть в трубочки. На поверхности воды образовались пузыри. Это доказывает, что в воде находится воздух.

Дети второй команды: Мы взяли ком земли, гальку, губку и всё это опустили в воду. Мы заметили, что в воде появились пузырьки воздуха. Это доказывает, что в земле, гальке, в губке находится воздух.

Воспитатель: Дети, а в нас есть воздух? (воспитатель раздает нарезанные полоски бумаги). Подуйте на листочки. Что происходит с листочками? Почему листочки наклоняются?

Дети: Когда мы выдыхаем, из лёгких выходит воздух (углекислый газ). Воздух двигает листочек, поэтому листочек наклоняется. Это доказывает, что в нас также находится воздух.

Воспитатель: Дети, что такое ветер?

Дети: Ветер — это движение воздуха.

Покажите, как можно почувствовать движение воздуха.

Физкультминутка:

Ветер дует нам в лицо,
(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо,
(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).
Ветерок всё тише, тише,
(замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже
(приседать, постепенно опуская руки)

Воспитатель: Молодцы дети, но впереди нас ждут более трудные испытания.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по прыгалкам, которые приводят их к следующему испытанию.

III испытание:

Воспитатель: Дети, пред вами на столах картинки (самолёт; парашют; мельница; упавшее дерево на машину; ураган, налетевший на строения; люди на дельтаплане; волны, бьющие по кораблям в бухте; парусник; человек, дующий на одуванчик; насекомые и животные; комнатные растения). Возьмите по одной картинке в руки, посмотрите внимательно. Ответьте на вопрос: ветер для человека – это хорошо или плохо?

Дети: Ветер попутный — хорошо для человека, если он на самолёте, парашюте, паруснике, дельтаплане, корабле. Ветер — это хорошо для размножения растений, для дыхания живых существ; люди использую свойства ветра для работы мельницы. Ветер может быть плохим, если он разрушающий как ураган, он ломает деревья, постройки и машины.

Воспитатель: Молодцы дети. Вы справились и с этим заданием. Пойдёмте дальше.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят на носках по кольцам, расположенным у доски.

IV испытание:
Воспитатель:
Дети, на доске две картинки, с изображением задымленного города и зелёного города. В каком городе вы хотели бы жить и почему?

Дети: Мы хотели бы жить в зелёном городе, потому что нужно дышать чистым воздухом, пить чистую воду и не загрязнять окружающую среду воздухом, который выходит из труб промышленных заводов.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят по кольцам, расположенным у доски, на носках в обратном направлении.

V испытание:
Воспитатель:
Дети, перед вами на столах картинки (Картинки с изображением океана, реки, леса, гор, сигареты, шоссе с машинами из выхлопных труб, которых валит дым; мусорная свалка; баллончик, распыляющий аэрозоль).

Посмотрите на них внимательно, одна команда отвечает на вопрос: Где находится чистый воздух? Вторая команда отвечает на вопрос: Чем загрязняется воздух вокруг нас?

Дети первой команды: Чистый воздух находится у океана, рек, в лесах, в горах.

Дети второй команды: Грязный воздух находится рядом с шоссе, мусорной свалкой, около распыляющегося баллончика.

Воспитатель: Вы справились и с этим заданием. Нам пора возвращаться в группу, может там нас с вами ожидает Воздушарик.

Под запись песни «Весёлый ветер» дети проходят в обратном направлении по прыгалкам, корригирующей дорожке, подходят к мольберту.

Воспитатель: Воздушарика нет и здесь, а всё потому, что мы не ответили ещё на вопрос «Что же нам нужно делать для очистки воздуха у нас в группе?»

Дети: Для того чтобы воздух в нашей группе был чистым, нам следует проветривать помещение, выращивать комнатные растения, делать уборку в группе (только после ответов детей вывешиваются картинки на мольберт с изображением оборудования, которым убирают комнату, открытое окно, комнатное растение).

Под запись песни «Цветные сны», появляется Воздушарик.

Воспитатель: Воздух всем необходим, без него нет жизни.

Воспитатель: Дети, вы так много знаете о воздухе, а вот дети, которые помладше вас, этого ещё не знают, так давайте им поможем: придумаем и нарисуем знаки, который помогут малышам научиться беречь своё здоровье и окружающую среду.

Воздушарик дарит подарок – мыльные пузыри, за хорошие знания детей.

Используемая литература:
1. Николаева С.Н. «Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада. Для работы с детьми 5-6 лет», Мозаика-Синтез, 2010г.
2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ», ТЦ «Учитель» Педагогика нового времени, 2006г.
3. Соломенникова О.А. «Экологическое воспитание в детском саду» Мозаика-Синтез, 2009г.
4. «Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах», Детство-Пресс Библиотека журнала «Дошкольная педагогика» 2009г.

Отдел образования, физической культуры и спорта Осакаровского района

КГКП «Дошкольная организация «Балдырган»

Конспект открытое занятие по экологи в старшей группе

Тема: « Юные знатоки природы»

Подготовила: Зимина Е. В

Осакаровка 2014

Задачи:

Дать представление о неразрывной связи человека с природой (человек- часть природы) .Расширять представления детей о правилах поведения в природе, учить оценивать свои поступки и поступки окружающих, воспитывать культуру поведения в природе.

Формировать элементарные представления о кризисном состоянии природы Земли,необходимости чистого воздуха, воды, почвы для растений, животных, человека, о Красной книге. Расширять представления детей о многообразии форм охраны природы. Воспитывать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Учить отвечать на вопросы разного уровня сложности. Продолжать учить сравнивать объекты по различным признакам. Формировать умения детей самостоятельно составлять 2-3 строчки загадки по моделям. Развивать речь, внимание, умение давать полный ответ, слушать высказывания других, обогащать словарь; Воспитывать доброжелательное общение со сверстниками. Обогащать словарный запас детей, используя полилигвальный компонент.

Полилигвальный компонент: табиғат-природа; жансыз табиғат; -неживая природа; жанды табиғат-живая природа; red wolf-красный волк, red book- красная книга, nature-природа,bird- птица, арқар-архар, flowers-цветы

Реализация образовательных областей:

Познание, коммуникация, социум, творчество.

Оборудование: чёрные шапки с кисточками на каждого ребёнка, схема живой и неживой природы, телеграмма, маски к сценки, системный экран с картинками развития птицы, картинки развития человека, дерева. Красная книга, схема для загадывания загадки, картинки животных, растений, птиц, занесённых в Красную книгу РК, картинки « Правила поведения в природе», глобус.

Воспитатель:

Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:

Загадка:

Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:

Небо светло- голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,

Человек и время года - это всё вокруг… (природа)

А как на казахском языке природа?(табиғат )

В.- Почему вы так решили?

Дети : - Природа-это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.

Молодцы, вы все назвали правильно. (приносят телеграмму)

Воспитатель: Ой, ребята, нам телеграмма (читает) : «Приглашаем юных знатоков природы на ученый совет, который состоится сегодня в 9.30 часов». Нам срочно нужно идти на ученый совет. (приглашаю детей пройти за столы и надеть шляпы)

Игра «Ученое сообщение»

Воспитатель: Вы все и наши юные ученые. Расскажите всем о живой природе

(дети делают сообщение)

1 ребёнок: Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается (показывает схему)

Как на казахском языке живая природа?

2 ребёнок: Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки) . И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Как на казахском языке неживая природа?( жансыз табиғат)

Воспитатель: Спасибо юным ученым за сообщения.

Я предлагаю сейчас отправится в небольшой лесок и понаблюдать что же там происходит.(дети одевают маски животных)

Сценка « Как зверюшки лес спасли»

Лесная фея: Лесные зверюшки, скорее сюда!

Лесная фея: Случилась беда!

В лес пришел мальчишка,

Злой разбойник Гришка!

Он деревья обижает,

Птичьи гнезда разрушает!

Звери: Надо Гришку испугать,

С Гришкой в «Эхо» поиграть!

Нужно проучить мальчишку,

Злого хулигана Гришку.

Фея: слышу: Он идет сюда!

Прячьтесь, звери. Кто куда! (выходит Гришка, напевая песню)

Гришка: Я люблю в лесу гулять,

Всех пугать и все ломать!

Я цветы срываю,

Гнезда разрушаю!

Вот я смелый какой!

Звери (вторят, словно эхо): Ой-ой-ой!!!

Гришка: Кто там прячется в кустах?

Звери: Тах! Тах! Тах!

Гришка: На меня наводит страх…

Звери: Ах – ах – ах!

Гришка: Мне не страшно! Я не трус!

Звери: Трус! Трус! Трус!

Гришка : И тебя я не боюсь.

Звери: Юсь – юсь – юсь.

Гришка: Ой- ей – ей!

Ай –яй – яй!

Мама, мама, выручай!

Я больше не буду

Цветочки срывать

Я больше не буду

Лес обижать! (убегает)

Звери: Ура!

Вопросы- Правильно ли поступил Гришка?

А вы знаете правила поведения в лесу?

(показываю картинки, дети называют правила поведения в лесу)

Игра «Как растет все живое»

Воспитатель: Посмотрите (показывает картинку) - мы говорили о том, как растет и развивается ребенок(маленький ребенок, дошкольник, школьник, юноша, мужчина, старик) . Для этого нужно...(тепло + питание + вода + воздух + любовь) - на доске выкладывается схема - Так развивается и растет человек. Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими будете. Здесь на картинке показано как растет и развивается птица.

А вот перед вами системный экран

Он может об объекте много рассказать нам

Если мы рассмотрим что- то,

Это что-то для чего-то,

Это что- то часть чего-то,

Чем-то было это что-то,

Что- то будет с этим что-то,

Что- то,ты, сейчас возьми на экране рассмотри

Загадываю загадку:

Рук нет, а строить умеет (птица)

(ребенок по системному оператору рассказывает: мама птица высиживает яйцо, потом в яйце развивается зародыш, из яйца вылупляется птенец, он растет, становится молодой птицей, потом взрослой птицей)

Воспитатель: А что нужно, чтобы росла и развивалась птица?

Воспитатель: Оказывается для роста и развития птицы нужно то же, что и человеку:

Дети: тепло + питание + вода + воздух +забота

Воспитатель: Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и то же: тепло, питание, вода, воздух, забота.

Воспитатель: А как же растут и развиваются растения? Растения - это...(травы, деревья, кусты, цветы) . Ребята, а растения живые или неживые? (растения живые)

Почему вы говорите, что растения живые? (растут, питаются, дышат, живут, размножаются, погибают...)

В лесу, где много деревьев, цветов, травы, воздух чище - там больше кислорода в воздухе. А что делать нам в посёлке, городе, чтобы воздух был таким, как в лесу? (сажать деревья, цветы, газоны, ухаживать за растениями, не рвать их)

Игра «Посадим дерево» (на доске)

Сначала возьмем... (зернышко) и посадим его в...(землю) .

Чтобы зерно взошло, надо его... (полить) .

Еще растению нужно... (солнце)

Пройдет время и появится... (росток)

Со временем, если все хорошо и есть все условия, тонкий ствол молодого деревца будет крепнуть и станет более могучим, крона дерева станет гуще.

Посмотрите на схему, как дерево растет

(семя - росток - деревце - взрослое дерево)

Воспитатель: Зачем нужны растения? (очищают воздух, позволяют легко дышать) .

В .-А теперь,ребята выйдем на нашу полянку и сделаем разминку.

Физкультминутка с музыкальным сопровождением:

1.Природу надо охранять: («рисуют» руками круг)

Зверей и птиц не обижать, (грозят пальцем)

Цветы напрасно не срывать, (приседают)

В лесу костры не разжигать. (топают ногами)

С природой будем дружно жить. (берут друг друга за руки)

Живое на Земле любить. (прижимают руку к груди)

Вот Земля, наш общий дом.(«рисуют» руками круг)

Много есть соседей в нём.

И пушистые козлята, (показывают рожки)

И весёлые котята, (прыжки)

И извилистые речки, (изобразить сложенными ладонями речку)

И кудрявые овечки.(крутят кудряшки)

Травка, птички и цветы,

И, конечно, я и ты. (показывают на себя и детей)

В этом славном доме нужно (руки друг другу на плечи)

Жить со всеми очень дружно.

В.- А вы знаете, ребята, что некоторые люди не умеют дружить с природой? Ведь чего только не делали люди со своим маленьким и хрупким домом- планетой Земля! Её взрывали и бомбили, её посыпали ядами. Рубили леса, защищавшие от зноя. Осушали озёра, поившие её влагой. Более 100 видов разных зверей и птиц уничтожили люди.На одних слишком усердно охотились, другим не оставили даже клочка земли, где они могли бы жить. Немало исчезло и растений из-за вырубки леса, строительства дорог, городов, распашки земель и выпаса животных.

Учёные заметили,что после исчезновения одного вида растений автоматически вымирает до 30 видов животных,тесно связанных с ним. В конце концов, люди поняли: если не помочь природе, растений и животных будет гибнуть всё больше и больше.

Чтобы этого не случилось, учёные решили издать Красную книгу, чтобы знать, каких животных и растения нужно спасать.

Вот Красная книга или red book

В ней птицы- кұстар или э bird

Тут же цветы это flowers, гулдер

Здесь есть қарақал , red wolf и арқар

Всё это nature -природа.жанды таби ғат

Помните , люди природу надо охранять

И всё живовое защищать.

Ребята, а почему именно Красная книга?

Д.- Потому что красный цвет – это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Он говорит: «Внимание! Это животное может исчезнуть!»

Давайте с вами вспомним, какие животные, птицы, растения занесены в Красную книгу РК. (дети, смотря на картинку называют объекты, занесённые в Красную Книгу Казахстана)

Что вы можете мне сказать об этих животных, растениях, птицах? Что их объединяет?

Д .-Они все из Красной книги.

Ребята, я вам предлагаю об одном из животных составить загадку.(дети по схеме составляют 2загадки)

В.- Я хочу вам предложить об одном из них составить загадку.

В: Что вы знаете об Архаре?

Архар-красивое стройное животное. Его отличительная особенность –рога, загнутые в спираль. Живёт он высоко в горах, на скалах, питается растительной пищей в основном это клевер, шиповник смородина. Боится хищников и человека. В мае рождаются ягнята. Обычно по 1 или 2 ягнёнка.

Д.- В.- А теперь давайте составим об архаре загадку, по нашей схеме.

Д.- Какой? и Кто такой же?

Какой?

Кто такой же?

1Стройный.

2.Рогатый.

3. быстрый

1.Жираф,дерево.Косуля.

3.Лось. Олень. Коза..

Кенгуру. Гепард. Заяц

Молодцы! А сейчас я хочу объявить конкурс «Знатоки природы». У нас будет две команды: команда детей и команда гостей. Гости, вы согласны поучаствовать в нашем конкурсе? Итак, отвечаем по очереди, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Д. – Какой кустарник-родственник розы? (шиповник)

Г. – У какого животного самая длинная шея? (жираф)

Д. – Какая птица любит сало?(синица)

Г. – Какая птица любит рябину? (снегирь)

Д. – Зверьки-строят дом среди реки(бобры)

Г. – У сосны шишки, а у берёзы…(серёжки)

Д. – Кого называют «лесным доктором»? (дятел)

Г. – Какое животное сбрасывает рога? (лось)

Д. Самая маленькая птичка? (колибри)

Г. Как называют кусочки льда, падающие с неба? (град)

Д . Снег состоит из снежинок, а дождь …(из капель)

Г. – Кого называют «царём зверей»? (льва)

Воспитатель: Подвожу итоги конкурса.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоялся ученый совет юных экологов. О чем мы говорили (о живой и неживой природе, как растет все живое, как растет зернышко) . Вам понравилось? - Наш общий дом (показывает глобус) - это планета Земля, которая вращается вокруг Солнца. Есть и другие планеты - Венера. Юпитер. Марс и др. , но жизни на этих планетах нет, потому что там нет воздуха и воды. Земля - это общий чудесный дом для всех людей, птиц, рыб, насекомых, растений. Мы должны беречь свою планету и природу Земли, чтобы были чистыми воздух, вода, а растения и животные росли, и в этом взрослым помогают юные экологи.

(дети читают стихи о планете Земля)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко)

Сегодня вы были юными знатоками природы, а это значит что? (ответы детей). А значит вы награждаетесь медалями « Знатоки природы»(каждый ребёнок получает медаль)

Тема : «Как все живое растет?»

Цель: познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов; подвести к выводу, что мы - люди - являемся частью Природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, свет, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям рассмотреть фотографии маленьких детей.

Кто изображен на этих фотографиях?

А вы сейчас похожи на этих детей?

Как вы изменились? (Мы стали большие, теперь у нас одежда и обувь большего размера, у девочек теперь длинные волосы. Сейчас мы носим вместо ползунков колготки, джинсы. Раньше не умели ходить, а теперь бегаем, прыгаем, катаемся на велосипеде и т.д.)

А чему вы научились еще? (Разные ответы детей).

Ребята, пока вы росли, кто заботился о вас? (Мама, папа, дедушка, бабушка).

А что еще вам было нужно, кроме любви и ласки взрослых? (Надо было детей кормить, поить...)

А чем вас кормили? (Кашей, кефиром, молоком, мясом, супом, соками, фруктами и т. д.)

А что еще необходимо ребенку, чтобы он рос здоровым? (Гулять на воздухе, греться на солнышке, купать ребенка, закаливать и т. д.)

Кто это все делал? (Мама, папа...)

Правильно, ребята, самое главное - это любовь ваших близких, она очень необходима всем маленьким детям.

Вывод (на ковролине выкладывается схема):

грудной ребенок ⇒ ребенок-дошкольник ⇒ юноша ⇒ мужчина

Ребята, оказывается, для роста человека и его развития необходимо (выкладывается схема):

Так развивается и растет человек.

Посмотрите, какими вы были, какими стали и какими вы будете.

Ребята, а у кого дома живет кошка?

Какая кошка, большая или маленькая?

А что необходимо, чтобы котенок вырос и превратился в большую кошку? (Кормить молоком, мясом, рыбой. Гулять с кошкой на улице, чтобы грелась на солнышке. Не обижать кошку, не дразнить ее. Любить кошку, заботиться о ней. Купать ее, причесывать шерсть и т. д.)

Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):

слепой котенок ⇒ маленький котенок ⇒ подрастающий котенок ⇒ большая кошка

Ребята, оказывается, что кошке для роста и развития нужно то же самое, что и человеку:

тепло + питание + вода + воздух + любовь близких

(Возвращаются к выложенной схеме).

А теперь отгадайте загадку.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок.

Кто же это? (Петушок.)

Ребята, а как вы думаете, петушок всегда был таким большим и красивым?

Кто знает, каким петушок был раньше? (Маленьким цыпленком.)

Правильно, цыпленок вылупился из яйца и был вот таким. (Выкладывается схема.) Потом он немного подрос.

Что надо было для роста цыпленка? (Надо было кормить зерном, гулять на улице, греться на солнышке, дышать свежим воздухом, греться под крылом своей мамы и т.д.)

Все правильно. Цыпленок постепенно рос и превратился в большого красивого петуха.

Вывод:

Ребята, оказывается, для роста и развития цыпленка необходимо то же самое, что и человеку, и животному:

тепло + питание + вода + воздух + любовь близких

(Возвращаются к выложенной схеме.)

А кто же заботится о маленьком цыпленке? Чья любовь из близких нужна ему больше всех? (Любовь и забота мамы-курицы. Она греет его под своим крылом, оберегает от врагов и т. д.)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Наседка и цыплята». Вы будете моими маленькими цыплятами, а я - мамой-курицей. Я вас очень люблю и буду учить добывать себе корм - ловить бабочку. Надо прыгать высоко, быть ловким, помогать крыльями и хвостиком.

(Дети под музыку подпрыгивают, бегают, ловят бабочку, закрепленную на палочке.)

Вот какие молодцы мои цыплята! Были маленькие, а на свежем воздухе погуляли, на солнышке погрелись, в лужице водицы попили, кормом подкрепились - вот уже и подросли... и превратились в больших и красивых курочек и петушков. (Дети имитируют походку курочек и петушков.)

Ребята, посмотрите вокруг, что и кто еще у нас в группе растет вместе с нами? (Черепаха, попугай, рыбки, комнатные растения...)

Да, ребята, и люди, и животные, и птицы, и рыбы, и растения - все мы - жители Земли. И всем нам необходимо одно и то же для роста и развития: чистый воздух, прозрачная вода, тепло, питание, любовь окружающих.

А теперь отгадайте, что у меня гремит в коробке. Определите по звуку. (В коробке фасоль.)

Что это? (Дети высказывают предположения.)

Как вы думаете, что лежит в коробке: живое или неживое?

А теперь закройте глаза и попробуйте руками. Что это? (Воспитатель раздает в руки фасолинки.)

Гладкие, овальные, маленькие. Что это?

А теперь откройте глаза и посмотрите. Что это? (Фасолинки.)

Что надо сделать, чтобы твердая фасолинка стала живой? (Посадить в землю, полить, поставить на окно к солнцу.)

Правильно, если мы хотим, чтобы это зернышко росло, мы его оживим. Росток проростает и растет.

А вы хотите быть зернышком?

Психогимнастика «Зернышко»

Представь, что ты - маленькое зернышко. Ты сидишь глубоко в земле. Вдруг ты почувствовал, что стало теплее. Ты потянулся вверх, земля расступилась, и твой росток оказался на воле. Солнышко нежно потянуло тебя вверх. Теплые лучи коснулись твоего стебелька, ветерок качнул тебя в одну и в другую сторону. Тебе захотелось расправить свои молодые зеленые листочки. Солнышко нежно подхватило тебя за верхушку своими лучами и потянуло вверх. Ты стал расти все выше и выше. И вдруг брызнул дождик, ты стал пить дождевую воду, стал сильным и большим. Твой бутон раскрылся, и ты превратился в прекрасный цветок. И ты был счастлив, что живешь на этой земле, вдыхаешь свежий воздух, пьешь дождевую воду и греешься в лучах золотого солнца...

Ребята, вам понравилось быть живым зернышком?

Спросите у своей фасолинки, хочет ли она стать живой и расти.

(Дети разговаривают со своей фасолинкой.)

Ребята, давайте посадим наши фасолинки в землю, мы будем их любить, ухаживать, поливать, удобрять, а они будут радоваться жизни и радовать нас.

(Дети сажают фасолинки.)

Всероссийский конкурс педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»

Конспект занятия в старшей группе по экологии с использованием здоровьесберегающих технологий.

Тема: «Путешествие в мир насекомых».

Білім беру салалары /Образовательная область/Educational area: «Социум».

Бөлік/Раздел/ Section: Экология.

Тақырып /Тема/Subject: «Путешествие в мир насекомых».

Мақсатты/Цель/ Target: Уточнить представление детей о знакомых насекомых, условиях их жизни, внешний вид, повадки.

Міндеттер/Задачи/ Tasks:

Образовательные: Формировать у детей представление о насекомых, их строении, пользе для людей и растений, о взаимосвязи любого живого организма со средой обитания. Ввести в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать упражнять в составлении предложений разных конструкций.

Развивающие: Развивать зрительную и слуховую память. Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме. Развивать связную речь, словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, обосновывать свой ответ. Совершенствовать умение выполнять движения в соответствии со словами текста, продолжать развивать двигательные навыки, общую моторику, координацию.

Воспитательная: Воспитывать доброе отношение к насекомым.

Сөздік жұмыс/Словарная работа/ Dictionary work: насекомые, насечки, нектар, пыльца.

Екі тілдік компонент (Билингвальный компонент): весна-көктем-spring , март-наурыз--мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may , насекомые- жәндіктер, муха-fly-муха

Құралдар/Оборудование и материалы/Equipment and materials: картинки с изображением насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), д/и «Что сначала, что потом», д/и «Кто, как устроен», звуки насекомых, волшебный цветок, д/и «Кто как двигается».

Ход занятия

I. Мотивациялық -қозғаушы / Мотивационно побудительный.

1. Круг радости:

Всё проснулось ото сна-это к нам пришла весна.
Солнце греет всё теплее, на прогулку все скорее.
Справа-первые цветочки появились на лужочке.
Слева-быстрый ручеёк с бугорка к реке потёк.
Мы кораблик смастерили, в ручеёк его пустили.
Уплывай кораблик мой-прямо к речке голубой.
Вот как весело играть и на улице гулять.
Дышит свежестью земля. Подышу весной и я!

2. Дыхательное упражнение «Весна». Делаем глубокий вдох. На выдохе произносим слово «Вес-на».

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (весна-көктем-spring). Назовите весенние месяца? март-наурыз--мarch, апрель-сәуір-аpril, май- мамыр-may).

Весна нам дарит красивые, яркие краски. Одевает природу, всё живое в разноцветные наряды. Весной просыпается всё живое. Давай послушаем и угадаем, кто уже проснулся.

Воспитатель включает звуки насекомых. (Дети слушают звуки, угадывают и называют насекомых: комар, кузнечик, майский жук, муха, сверчок, оса, пчела). Воспитатель выставляет изображения насекомых на мольберте.

Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках? Насекомые- жәндіктер

II . Іздену -ұйымдастырушы / Организационно - поисковый.

1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно, давайте прочитаем!

Воспитатель читает текст:

«Дорогие ребята, мы попали в беду.
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим насекомым
Малышам ты помоги!

Воспитатель: Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы им помочь? (Ответы детей). Тогда нам нужно тоже превратиться в насекомых. У меня есть волшебная цветок, который поможет нам.

Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:

Закройте все глаза и повторяйте за мной:
Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!

Вот мы с вами превратились в насекомых.

2. Игра на звукоподражание.

Воспитатель предлагает воспроизвести звуки:

Жужжим как жук - Ж - Ж - Ж.
Звеним как комар - З - З - З.
Трещим как кузнечик - ТРР - ТРР - ТРР.
Проходите насекомые, садитесь.

3. Дидактическая игра «Кто, как устроен».

Воспитатель: Ребята, чтобы спасти муху, нам нужно выполнить первое задание от паука. Возьмите конверт. Достаньте карточки.

Одна группа детей выкладывают части тела мухи, а другие-птицы.




Предлагает сравнить: что общего, чем отличаются муха и птица, и назвать части тела.


Обобщают: у птиц и насекомых есть голова, туловище, глаза, крылья. Отличаются тем, что у птиц есть клюв, перья, хвост. У насекомых есть усики, брюшко, грудь, по 6 лапок, тело любого насекомого как бы поделено на членики.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, паук - это насекомое? (демонстрирует изображение паука-нет, у него 8 лапо к). Молодцы. Мы спасли муху!

4. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Воспитатель: А теперь нам, ребята, нужно спасти гусеницу. Для этого мы поможем ей превратится в бабочку. У вас в тарелочке лежат картинки, в которых изображены этапы превращения гусеницы в бабочку. Подумайте и разложите их по порядку.

Затем воспитатель демонстрирует схему «Размножение и развитие бабочек», дети проверяют.

Воспитатель: Скажите, что сначала откладывает бабочка? (Бабочка откладывает яйца)

  • Кто появляется из яйца? (Из яйца появляется гусеница)
  • Что делает гусеница? (Она питается листьями и растет)
  • В кого она превращается? (Гусеница превращается в куколку)
  • Кто выходит из куколки? (Из куколки появляется бабочка)

Воспитатель: Вот мы с вами еще спасли гусеницу. Давайте мы тоже попробуем превратиться в бабочек и спасём бабочку.

5. Физкультминутка - координация речи с движением «Гусеница».

Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (Ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (Хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня - сонюшка! (Потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (Грозят пальцем)
Стала бабочкой она!(Бегут по кругу, машут руками, как крыльями)

Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы! Вы спасли бабочку.

6. Дидактическая игра «Кто, как передвигается».

Воспитатель: Насекомые обитают не только на земле, но и в воздушном, и водном пространстве.

Они умеют ползать, ходить, летать, плавать, прыгать, бегать. Вот сейчас вы должны правильно угадать, как двигаются насекомые.

Возьмите конверт. В нём лежат сигнальные карточки: мячик-насекомое прыгает, самолёт-насекомое летает, шнурок- насекомое ползает.

Демонстрирует картинки с изображением насекомых, дети поднимают соответствующую карточку. (Ребёнок помогает заполнять таблицу, вставляет картинки).

Воспитатель: Молодцы. Вы помогли мне спасти кузнечика.

7. Пальчиковая игра «Пчела».

Прилетела к нам вчера.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек (загибаем пальцы).
Два жука и стрекоза (делаем кружки из пальцев, подносим к глазам),
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали (машем ладошками),
От усталости упали (роняем ладони на стол).

8. Беседа:

Воспитатель: Ребята, чтобы нам спасти стрекозу и пчелу, нам нужно узнать, какие насекомые полезные, а какие вредные. Как вы думаете, бабочка, пчела и муравей-это полезные насекомые? (да). Как вы думаете, какую пользу они приносят?

Воспитатель: Пчелы опыляют цветы, собирают пыльцу и нектар с цветов, а затем переносят нектар в ячейки сот, где он превращается в мед. А все знают, что мед не только вкусен, но и очень полезен. Зимой они и питаются этим медом.

Бабочки опыляют растения.

Муравьев называют «санитарами леса». Они уничтожают вредных насекомых, которые объедают листья и хвою деревьев. Рыжие лесные муравьи из одного большого муравейника могут уничтожить за лето около 10 миллионов погибших насекомых. Муравьи разносят по лесу семена многих растений.

Воспитатель предлагает рассмотреть следующих насекомых: муха, гусеница, комар.

Воспитатель: Это вредные насекомые или полезные? (вредные). А какой вред они причиняют: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар пьет кровь. Есть насекомые - хищники. (Воспитатель демонстрирует изображение насекомых).

Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка). А почему их называют хищниками? (Ответы детей: их называют так потому, что они питаются, охотясь на других насекомых).

Многие насекомые нужны животным и птицам, они являются для них пищей. Молодцы, мы спасли стрекозу и пчелу.

III . Рефлексивті -коррекциялаушы/Рефлексивно - корригирующий

Итог занятия. Появляется картинка с насекомыми на цветущей полянке. «Спасибо вам, ребята, что спасли нас от злого паука!»

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Посмотрите, какая полянка красивая стала. А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Давайте возьмём наш волшебный цветок, закроем глаза и произнесем волшебные слова:

Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!

Вот мы снова и в детском саду! Дети, а кому мы сегодня помогли? А чтобы мне узнать насколько вы хорошо познакомились с насекомыми, мы поиграем в игру «Вопрос-ответ». Если высказанное мной утверждение верно и вы согласны с ним, вы хлопайте в ладоши, если это утверждение ложное, неправильное, вы топайте.

  • У насекомых 6 ног.
  • У насекомых не бывает усиков.
  • Тело насекомого имеет три части: голову, грудь и брюшко.
  • Муравьи живут в ульях.
  • Пчелы дают людям воск и мёд.
  • Мухи дают мед.
  • Нельзя разорять муравейники.
  • Бабочки и пчелы опыляют растения.
  • Стрекоза это птица.
  • Насекомые являются пищей для других животных.

Воспитатель: Иногда людей сравнивают с насекомыми. Узнайте, про кого так говорят: трудолюбивый как…(пчела, муравей), назойливый как…(муха).

Не забывайте насекомые -это часть живой природы. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! Берегите природу!

Күтілетін нәтижесі (Ожидаемые результаты): у детей развивается познавательный интерес к многообразию насекомых и их особенностям, умение замечать красоту окружающего мира, развивается активная речь. Формируется эмоциональное включение в образовательную деятельность, умение сотрудничать, договариваться между собой, конструктивно взаимодействовать в группе, развивать внимание, зрительную память.