Коронационные платья российских императриц. Сожженные платья, экономность последних Романовых и другие мифы IV

Екатерина I Алексеевна
Начало правления 28 января (8 февраля) 1725
Конец правления 6 (17) мая 1727
Коронация состоялась 7 (18) мая 1724
(как императрица-супруга Петра I)
Платье из красного шелка, украшено серебряным шитьем и вытканными узорами.
Остов короны.
Первая российская императорская корона, созданная к коронации Екатерины I. Не сохранила своего первоначального облика. В 1730 г. украшавшие ее алмазы были перенесены на корону императрицы Анны Иоанновны. По повелению императора Александра I, корона как историческая реликвия была передана в Оружейную палату.





На этом фото видны туфли:


Анна I Иоанновна
Начало правления 15 февраля (26 февраля) 1730
Конец правления 17 (28) октября 1740
Коронация 28 апреля (9 мая) 1730
Платье Екатерины I заказали в Берлине и привезли в Россию «патрон», то есть выкройку с вышивкой, скреплённую швами лишь в нескольких местах. И здесь только собирали. Причем собирали в большой спешке, за тра дня, если верить музейным записям. А вот платье Анны Иоанновны полностью сшито в России из из лионской парчи. Шил его портной, которого Анна привезла с собой.
Есть утверждение, что первоначально платье было розово-терракотового цвета. Но краситель оказался нестойким и платье со временем выцвело. Утверждение кажется мне спорным, потому как на портрете оно какое угодно, но не розовое.
Шлейф необычный, треугольной формы. Отделка платья на портрете и на музейных фото отличается, скорее всего это связано с тем, что его дополнительно отделывали после, в соответствии с меняющейся модой.
Корона и цепь андреевского ордена.



Елизавета Петровна.

Коронация 25 апреля (6 мая) 1742
Елизавета славилась тем, что никогда не надевала один и тот же наряд дважды, после её смерти в гардеробе насчитали больше 15 тысяч платьев. Императрица не позволяла приходить в «ношеных» нарядах и своим придворным дамам, тем более запрещено было выглядеть нарядней императрицы.
Коронационное платье из тонкой парчи (глазет серебряного цвета) с украшением из золотого позумента.
На портрете в этот раз опять другое платье. Зато нашлось фото, на котором хорошо виден шлейф, и фото макета коронационного облачения Елизаветы из портретного зала Екатерининского дворца. Макет, кстати, бумажный. :)







Платье Екатерины Великой.
Екатерина II Алексеевна Великая (урождённая София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская)
Последняя из императриц самодержиц.
Начало правления 28 июня (9 июля) 1762
Конец правления 6 (17) ноября 1796
Коронация 22 сентября (3 октября) 1762
Двор Екатерины II не уступал по роскоши двору ее предшественницы.
Расточительность двора достигла таких размеров, что Екатерина II вынуждена была издать указ, регламентировавший парадный и придворный туалеты. В одном из пунктов этого указа говорилось, что ширина золотого и серебряного кружева на кафтанах не должна была превышать 9 см.
К 1775 году относится появление при российском императорском дворе дамских нарядов в национальном «русском», стиле, моду на которые ввела Екатерина II . Эти костюмы являлись подражанием как длиннополой, многослойной одежде высшего сословия допетровской Руси, так и наследовавшему ее наиболее характерные черты праздничному народному костюму. Их отличительными особенностями были драпированные рукава нижнего платья, откидные рукава верхнего, оформление переда наподобие крестьянского сарафана - в виде сквозной застежки на пуговицах, а также головной убор в форме кокошника с вуалью. Претерпев с течением времени целый ряд модификаций, этот национальный костюм, остроумно названный одним из современников «офранцуженным сарафаном», сохранился в качестве придворной церемониальной формы до конца существования монархии, а с начала XIX века стал традиционным коронационным облачением российских императриц. (сайт Музеи Московского Кремля)
О придворных платьях мы с вами непременно поговорим, само же коронационное платье Екатерины было изготовлено из серебряной парчи с отделкой кружевом и вышитыми аппликациями.

Императорская корона, была изготовлена придворным ювелиром Георгом-Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье для коронации императрицы Екатерины Второй в 1762 году. Корона создана в рекордно короткий срок — всего за два месяца.
Руководил работой по созданию короны ювелир Г.-Ф. Экарт. Он создал эскиз и каркас. Подбором бриллиантов занимался И. Позье.
Уникальный памятник ювелирного искусства был отреставрирован в 1984 году. Главный художник В. Г. Ситников, ювелиры — В. В. Николаев, Г. Ф. Алексахин.
Ну и в комплект, для полноты образа — туфли.
С портретами в этот раз у меня не возникло никаких проблем.

Обложка книги Ксении Бордэриу «Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи» (Издательство «Новое литературное обозрение», 2016)

В издательстве «Новое литературное обозрение» в серии «Библиотека журнала „Теория моды“» выходит книга Ксении Бордэриу «Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи» . Автор исследует модное пространство и каноны «Золотого века»: от придворного и городского костюма до практик заботы о теле. «Делая экскурс в историю придворного и городского костюма, автор приходит к выводу, что в становлении самобытного характера российской моды ключевую роль сыграла императрица Екатерина II. Уникальный стиль российского двора, сочетающий традиционную любовь к роскоши с установками императрицы на сдержанный и элегантный стиль одежды, формировал имидж страны за ее пределами», - говорят издатели.

Ксения Бордэриу - историк, доктор Сорбонны, автор ряда монографий по развитию отечественного костюма в екатерининскую эпоху.

С любезного разрешения издательства представляем к прочтению одну из глав книги.


Виргилиус Эриксен. Портрет Екатерины II перед зеркалом, между 1762-1764 / Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург


Фёдор Рокотов. Портрет Екатерины II, 1763 / Государственная Третьяковская галерея, Москва


Владимир Боровиковский. Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (с Чесменской колонной на фоне), 1794 / Государственная Третьяковская галерея, Москва

Влияние военных действий на рождение новых мод и распространение информации о них неоспоримо. В Европе второй половины XVIII века войны были регулярным явлением, прославление военных успехов своей страны изобретением новой прически и шляпы - жест не только модный, но и патриотический. Например, одно из самых тиражируемых изображений рубежа 1770-1780-х годов - прическа à la Belle-Poule 26 . Она обязана своим происхождением событиям Войны за независимость в Северной Америке. Другой пример - крайне распространенное в Европе «платье по-польски» (robe à la polonaise). Есть основания думать, что геополитические изменения эпохи повлияли на идею такого фасона. По мнению Ф. Буше, «платье по-польски, кажется, никогда не носили в Польше» 27 , но зато время его появления в гардеробе модных дам (не раньше 1772 года и не позже 1774 года) совпадает с первым разделом Польши (1772). Разделение верхней юбки на три части, одна сзади и две по бокам, не символизирует ли польские земли, поделенные между Пруссией, Австрией и Россией, задается вопросом автор? Подобным образом, ближневосточное направление европейской политики представлено фасонами, появление которых фиксировало ключевые события и этапы французско-турецких отношений: à la levite, à la turque, à la sultane.

Достаточно распространенные в Европе ассоциации между женской одеждой и военными действиями, по-видимому, закрепляются особенно прочно в России. «Да здравствует отечественная наша богиня мода, имеющая причиной военные действия», - писал «Модный журнал» 28 . В другом номере читаем: «…главным поводом к оным [нашим модам] служат военные действия» 29 . В 1795 году публикация мод предлагала вниманию российских дам Варшавский чепец и Суворовский чепец. Журнал не упоминал о событии, давшем начало этим модам, но для современников смысл новых нарядов был совершенно очевиден. Источником вдохновения стало подавление польского восстания Т. Костюшко. Осенью 1794 года войска под командованием А.В. Суворова взяли Варшаву. То, что военно-политические события уже через несколько месяцев были освещены модным журналом, позволяет считать, что его издание осуществлялось не без участия властей. Гравюры выполнены в виде «бюстов», то есть модели изображены по пояс. Уборы представляют собой небольшие шляпки, отдаленно напоминающие солдатскую шапочку.

«Фиг[ура] 1. Варшавский чепец (lе bonnet à lа Varsovie), который теперь весьма многие дамы носят. Тулья его делается из сложенного разными складками атласу, который бывает цветом белый, алый или фиолетовый. Опушка делается из узких атласных лент положенных мелкими складками, как цветом обыкновенно бывают зеленые, наподобие лаврового венка; но часто и палевого цвета. Спереди и сзади банты такого ж цвету» 30 . Из возможных комбинаций цветов автор модели, опубликованной в журнале, выбирает сочетание серого и желтого. Серый, черный и желтый, цвета пороха и металла, ассоциируются с военными действиями: это цвета ордена Святого Георгия, учрежденного Екатериной II в 1769 году, это и цвета так называемой антиреволюционной моды, представленной в российском журнале в 1791 году 31 .

«Фиг[ура] 2. Суворовский чепец (lе chapeau à lа Souvarove), цветом бледно-красный. Правая оного сторона подкалывается, нижний край опушается черными перьями, которые также наискось около тульи обвиваются» 32 .

Увлечение Европы Россией не было мимолетным. О Екатерине II еще раз упоминает на своих страницах журнал Magasin des modes nouvelles. В одном из выпусков 1789 года напечатан рассказ о модном занятии, рукоделии и обмене подарками между российской императрицей и Вольтером. В ответ на преподнесенную шкатулку, которую Екатерина II собственноручно смастерила, философ послал ей самолично связанный чулок. Свою шутку философ объяснил так: чтобы отблагодарить за мужское рукоделие, исполненное дамой, я преподнес ей дамскую работу, выполненную мужскими руками. Анекдот этот правдив как минимум наполовину: письмо императрицы от 19 (30) декабря 1768 года 33 , сопроводившее шкатулку, и благодарность Вольтера в письме от 26 февраля 1769 года 34 дошли до наших дней. Спустя несколько лет, в самом начале 1790-х годов, «императрица всех русских и всех сердец определенно в моде» 35 в связи с Верельским миром, окончившим русско-шведскую войну 1788-1790 годов ** .

Европейская мода на русский костюм - следствие популярности императрицы и неотъемлемая часть увлечения французов Россией и русскими. Екатерина II с удовлетворением констатировала: «…забавно, что мода приходит с севера. Еще забавнее, что север и именно Россия в моде в Париже» 36 . Не обращается ли она в этих строках к оде Вольтера «C’est du Nord aujourd’hui que nous vient la lumiere» (Сегодня свет [Просвещение] приходит к нам с Севера)?

Примечания:

* Торговый договор подписан 11 января 1787 года в Петербурге. Этот документ предусматривал морской нейтралитет между державами и, главное, наконец утверждал французских торговцев в правах и привилегиях, которыми до этого пользовались лишь англичане.

** Война была начата Швецией в целях возвращения территорий, утраченных в ходе предшествующих войн с Россией. На стороне Швеции выступила Великобритания.

1. Грот Я.К. Екатерина II и Густав III. Приложение к XXX тому записок Имп. Академии наук. №6. СПб., 1877. С. 37.

2. Boucher F. Histoire du costume en Occident: de l"Antiquite à nos jours. Paris: Flammarion, 1965. P. 329.

3. Грот. Указ. соч. С. 38.

4. Там же. С. 46.

5. Санкт-Петербургские ведомости. 1778. №19, 41, 47, 86, 96. Прибавление к №4, 68. №41. С. 364.

6. Bachaumont (de) L. P. Mémoires secrets pour servir à l"histoire de la république des lettres en France. Londres: J. Adamson, 1783. T. XX. P. 296.

7. Oberkirch H.-L. de W. de F. Mémoires de la baronne d"Oberkirch sur la cour de Louis XVI et la société française avant 1789 / éd. présentée et annotée par Suzanne Burkard. Paris: Mercure de France, 2000. P. 237.

8. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма Гримма к императрице Екатерине II (1774-1796). Т. 44. СПб., 1885. С. 240.

9. Oberkirch. Указ. соч. P. 228, 233, 250, 281.

10. Relation des fêtes données au grand-duc et à la grande-duchesse de Russie pendant leur séjour à Venise, en janvier 1782, sous le nom de comte et comtesse du Nord. S. l., n. d.

11. Stroev A. L’art d’être grand-mère: les écrits pédagogiques de Catherine II // Femmes éducatrices au siècle des Lumières / sous la direction de Isabelle Brouard-Arends et Marie- Emmanuelle Plagnol-Diéval. Rennes: Presses universitaires de Rennes, 2007. Р. 299-319.

12. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма Гримма к императрице Екатерине II (1774-1796). Т. 44. СПб., 1885. С. 226.

13. Там же. С. 303.

14. Magasin des modes nouvelles. 1787-1788 (3e année). P. 68.

15. Архив князя Воронцова / под ред. П.И. Бартенева. М.: Тип. А.И. Мамонтова, 1870-1897. Т. 25. C. 452.

16. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма Гримма к императрице Екатерине II (1774-1796). Т. 44. СПб., 1885. С. 305.

17. Magasin des modes nouvelles. 1787-1788 (3e année). P. 98.

18. Ibid. №13, 83.

19. Записка об Амазонской роте [записал Г. Дуси] // Москвитянин. 1844. №1. С. 266–268.

20. Материалы по истории русского военного мундира 1730-1801. Сборник документов в 2-х томах / сост., вступ. К.В. Татарникова. М.: Русская панорама, 2009.

21. Кибовский А.В. Амазонская рота // Цейхгауз/Zeughaus. 1997. №6. С. 16–20.

22. Magasin des modes nouvelles. 1787-1788 (3e année). No.9, P. 68–69.

23. Galerie des modes et costumes français dessinés d"après nature, gravés par les plus célèbres artistes en ce genre; et colorés avec le plus grand soin par Madame Le Beau: ouvrage commencé en l"année 1778. Paris: chez les Srs Esnauts et Rapilly, rue St-Jacques, à la Ville de Coutances, 1778-1785. Cahier 56.

24. Journal des Luxus und der Moden / Carl Bertuch. Weimar: Verl. des Landes-Industrie-Comptoirs, 1787-1812. 1788, Juin, P. 223.

26. Galerie des modes… Cahier 6.

27. Boucher. Указ. соч.

28. Магазин общеполезных знаний и изобретений: С присовокуплением Моднаго журнала, раскрашенных рисунков, и музыкальных нот. СПб.: Тип. И.К. Шнора, 1795. Июнь. С. 397.

29. Указ. соч. Июль. С. 65.

30. Указ. соч. №1, С. 61.

31. Магазин аглинских, французских и немецких новых мод, описанных ясно и подробно и представленных гравированными на меди и иллюминованными рисунками: С присовокуплением описания образа жизни, публичных увеселений и времяпровождений в знатнейших городах Европы; приятных анекдотов и пр.: Ежемесячное издание. М.: Унив. тип., у В. Окорокова, 1791. Август. С. 108.

32. Магазин общеполезных знаний и изобретений… №1, С. 61.

33. Voltaire - Catherine II, Correspondance 1763-1778 / éd. Alexandre Stroev. Paris: Non Lieu, 2006. P. 73.

34. Ibid. P. 75.

35. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма Гримма к императрице Екатерине II (1774-1796). Т. 44. СПб., 1885. С. 405.

36. Сборник Императорского Русского Исторического Общества. Письма императрицы Екатерины II к Гримму (1774-1796). Т. 23. СПб., 1878. С. 270.

Для меня всегда было загадкой, как женщины прошлого могли управляться с такой деталью женского костюма, как шлейф? Впрочем женщины тогда умели многое - и прически делать необыкновенной красоты, и платья с корсетами носить, и веером "поигрывать" в нужные моменты, и мужчин очаровывать лишь показав туфельку из-под длинного платья, и мушку куда надо прикрепить. Наше же время все упростило и опростило, от того такой загадочной кажется нам мода прошлого.
- -
- -
Художник (?) Парадные портреты императрицы Александры Федоровны, конец 19 века
История шлейфа не знает точной даты появления его на свет. Как и многие из предметов одежды и быта, он скорее всего пришел к нам с Востока, о чем свидетельствуют изображения женщин в длинных платьях с хвостами на старых японских и китайских гравюрах. В Европе же честь изобретения шлейфа приписывают фаворитке короля Франции Карла VII Агнессе Соррель и было это в XV веке. Фаворитка, прелюбодеяние, шлейф... ну как тут церкви того времени не соединить все это вместе и не признать шлейф хвостом дьявола. Платья с "дьявольским хвостом" были объявлены вне закона и дамам запрещено было в них появляться в церкви. Но мода сильнее всяких запретов и шлейф до сих пор победно шествует по планете, украшая наряды элегантных дам...
-
-
Перед коронацией, старая французская гравюра 1805
- -
Лауритс Туксен Помазание королевы Александры на коронации Эдуарда VII 1903
Благодаря своему "придворному" происхождению шлейф стал принадлежностью нарядов царственных дам и дам высшего света. Особенно часто эту принадлежность дамского туалета можно увидеть на коронационных и свадебных портретах того времени. Потом уже, спустя годы, его в несколько модифицированном виде станут иметь в своих нарядах и все прочие сословия, но все же первоначально это было привилегией лишь вышестоящих. По длине шлейфа судили о положении дамы в обществе. Так у королев длина этого предмета одежды могла достигать шести-семи метров.
- -
Коронационное платье Екатерины Первой, Россия, Музей московского Кремля
В Россию шлейф пришел вместе с европейской модой. Любая коронация и придворные торжества демонстрировали миру императриц и придворных дам в нарядах с "дьявольскими хвостами". Так коронационное платье императрицы Елизаветы Петровны имело шлейф длиной в 2,4 метра. А у Екатерины II он был длиной уже в 3,5 метра. При этом стоит учесть, что еще была и специальная коронационная мантия, "хвост" которой был тоже далеко не маленьким.
-
-
Коронационное платье Екатерины II, Россия, Музей московского Кремля
Вот и возникает справедливый вопрос: как дамы носили подобные наряды? А вот легко, т.к. даже мебель делали приспособленной под этот вид женской одежды. То самое знаменитое канапэ - это порождение моды на наряды со шлейфами. Конечно нужна была определенная тренировка, чтобы не запутаться в своем же собственном "хвосте", но чего не сделаешь ради красоты! Особыми модницами конечно были наши русские императрицы, наряды которых сейчас можно увидеть в Эрмитаже, Кремле и прочих музеях.
- -
Парадное платье вдовствующей императрицы Марии Федоровны, жены императора Павла I, 1820
- -
Маковский В.Е. Портрет императрицы Марии Федоровны, жены Александра III 1912
(Государственный Русский музей)
- -
Парадное платье императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III
- -
- -
Парадные платья императрицы Марии Федоровны, жены императора Александра III, 1880
- -
Маковский К.Е. Портрет императрицы Александры Федоровны
(Государственный художественно-архитектурный, дворцово-парковый музей)
- -
Коронационное платье императрица Александры Федоровны, 1896
- -
Вечернее платье императрицы Александры Федоровны, Н.П.Ламанова, 1906
- -
- -
Вечерние платья императрицы Александры Федоровны, Модный дом Августа Бризака (Auguste Brisac"s), 1906
Наряды придворных дам тоже были строго регламентированы. Женский придворный наряд представлял собой европейское открытое платье с пышной юбкой, которое со времен Екатерины II стали "перекраивать" на русский национальный манер. Ниже приведенные фотографии как раз и демонстрируют эти наряды: это были бархатные платья-декольте с откидными рукавами и белой расшитой вставкой на корсаже, от талии шел широкий разрез, который открывал расшитую белую юбку. Все платье украшало богатое шитье, имевшее одинаковый рисунок с придворными парадными мундирами мужчин. Шлейфы тоже были непременным атрибутом дамских нарядов. Кроме того сущестоввала целая иерархия цветов платьев. Так фрейлины императрицы должны были быть одеты в пунцовое платье, а фрейлины великих княжон иметь платья светло-синего цвета.
- -
Русская придворная дама в парадном платье, 1900
- -
- -
Придворные дамы - Елизавета Толстая и Ольга Нарышкина - в парадных платьях, 1900
Россия не отставала от всего мира со своими причудами и придворными этикетами. Россия следовала парижской, английской и американской моде, в которой шлейфы хоть и были принадлежностью парадных и праздничных платьев, но все равно встречались довольно часто... И встречаются до сих пор. Не могут модельеры нашего времени пройти мимо столь роскошной детали дамского туалета и нет-нет, да и используют "дьявольский хвост" в своих дизайнерских разработках...
- -
- -
Типичные парадные наряды-костюмы для торжественных случаев (что в России, что в Англии)
на первом фото - принцесса Палей, на втором - Консуэло, герцогиня Мальборо
- -
Бальное платье, Франция 1805
- -
Платье для приемов, Франция, 1809
- -
Свадебное платье из бенгальского шелка, Франция, 1860
- -
Парадное платье, 1860
- -
Платье для приемов, Франция, Модный дом Чарльза Фредерика Ворта, 1896
- -
- -
Бальное платье, Англия, 1880
- -
-
-
Вечернее платье, США, 1880
- -
Платье для обеда, Франция, Модный дом Чарльза Фредерика Ворта, 1883
- -
Свадебное платье, 1884
- -
- -
Вечернее платье, 1888
- -
Бальное платье, Франция, Модный дом Чарльза Фредерика Ворта, 1900
- -
- -
Бальное платье, Франция, Модный дом Чарльза Фредерика Ворта, 1905


Одним из ключевых моментов при монарших дворах во все времена считалась коронация. Особа, готовящаяся войти на престол, должна была предстать во всем своем блеске и величии. В этом обзоре представлены роскошные коронационные платья российских императриц.

Первой российской императрицей, вошедшей на престол и правившей самостоятельно, стала Екатерина I. Ее коронация состоялась 7 мая 1724 года. Т. к. вторая жена Петра I не была благородного происхождения, император пожелал короновать ее, заботясь о будущем своих дочерей (они получали титул цесаревен только в если оба родителя коронованы).

Коронационное платье Екатерины I выполнено из красного шелка, украшенного серебряной вышивкой. Платье заказывалось в Берлине. В Россию привезли не готовый наряд, а «патрон», т. е. скрепленный только несколькими швами. Портные опасались не угадать размер императрицы. В итоге платье оказалось слишком широким, и за три дня до коронации русские белошвейки в спешном порядке подгоняли его по фигуре Екатерины. В итоге сзади на юбке образовались складки, и сместились карманы.

Один из иностранных послов описал платье императрицы как «великолепную робу малинового цвета, вышитую серебряной нитью». Юбка была выполнена такой длины, чтобы при ходьбе выглядывала туфелька с малиновой лентой.

Портрет Анны Иоановны.


Коронация Анны Иоановны состоялась через два месяца после ее приезда в Россию из Курляндии 28 апреля 1730 года. Платье было сшито из лионской парчи в России, но немецким портным. Если сравнить фото и портрет, то сразу же бросается в глаза разная отделка платье. Скорее всего это связано с тем, что наряд несколько раз изменяли в соответствии с веяниями тогдашней моды.


Портрет императрицы Елизаветы Петровны.


Коронационное платье Елизаветы Петровны сшито из российской ткани. Императрица приказала также всем придворным явиться на коронацию в нарядах, выполненных отечественными портными. Платье Елизаветы Петровны было сшито из парчи (глазет) серебряного цвета. Ширина платья полностью соответствует тогдашней моде рококо. В то время в таких платья дамы даже сесть не могли, поэтому многие из них, желая отдохнуть, ложились прямо на пол в своих нарядах (естественно не в присутствии императрицы). Сама Елизавета Петровна никогда не выходила в одном и том же наряде дважды. После ее кончины осталось 15 тысяч платьев.


Российская императрица Екатерина II.


Коронация Екатерины II (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская) состоялась в 1762 году. Платье императрицы было сшито из серебряной парчи, украшенной двуглавыми орлами. Наряд Екатерины Великой – единственный, на котором сохранились кружева. Талия императрицы, в отличие от предшественниц, была узкой – всего 62 см.