Кто такие Бета- и Омега-мужчины? Персонажи-мужчины.

Давным-давно зоолог Дэвид Л. Мех придумал свою теорию о человеческой иерархии доминирования, а после и признал ее недействительной. Но гомо сапиенс все еще нравится делить мужчин на альфа-, бета- и омега-самцов. При этом женщины вспоминают, мечтательно закатывая глаза: "Был у меня один альфа-самец", а мужчины бьют себя кулаками в грудь, доказывая, что каждый из них достоин этого почетного звания.

Теория Дэвида Л. Меха основывалась на иерархию самцов в волчьей стае. Во главе стаи всегда вожак – самый сильный, ловкий и выносливый самец. Его-то и называют альфа-самцом. Далее, ниже в иерархии – бета-самцы. Омега-самцы – самые слабые и нежизнеспособные самцы, которые чаще являются изгоями. В человеческом мире все намного сложнее.

Не все те альфа, что с мускулами

Особи из неандертальского племени недалеко ушли в развитии от племени обезьян, поэтому и иерархия там распределялась более или менее чисто, как задумано природой. Вверху иерархии – , самые выносливые, сильные, ловкие, смелые и, конечно же, самые наглые и агрессивные. Чем сильнее выражены у самца все перечисленные качества, тем больше он добудет мамонтов, тем теплее пещеру отвоюет для своего потомства. Поэтому самки выбирали именно таких самцов для рождения детей. Теперь представьте такого неандертальца в наше время, когда теплее дом и больше шкурок не , а у более хитрого, умного, изворотливого. Потому что природа природой, а от социально-культурных установок далеко не уйдешь. Поэтому выходит, что только при помощи силы, ловкости и наглости успеха в современном мире добиться не удастся, следовательно, пробиться к лидирующим позициям – тоже. Более того, наглый и агрессивный самец, вступающий в открытый конфликт с другими самцами за власть, может добиться позиций альфа-самца лишь в определенных кругах, например, криминальных или пацанско-дворовых. В противном случае он будет либо иметь дела с правоохранительными органами, либо из-за постоянных конфликтов не сможет задержаться ни на одной работе, что отрицательно скажется на его финансовом положении.

East News

Современные альфы, беты и омеги

Несмотря на наслоение культурных и социальных требований, бытует мнение, что современный альфа-самец – это, несомненно, мужчина доминантный и полигамный. Это его две основные характеристики. И обусловлены они природными особенностями данного мужчины. Подобно предкам-неандертальцам, от природы такие мужчины обладают физической силой, выносливостью, силой воли, умением приспосабливаться к окружающим условиям, стрессоустойчивостью и конфликтоустойчивостью, умением идти к цели, высоким уровнем тестостерона и отменным здоровьем. Природа наделила мужчин такими качествами не зря. Задача альфа-самцов – передача жизнеспособных генов и продление рода. А поскольку мы должны не только размножаться, но и сохранять по возможности здоровые гены, то, чтобы нас, неразумных, оплодотворять, и даны нам такие мужчины – доминантные, напористые, берущие силой своей харизмы.

Однако не все наглые, смелые и уверенные мужчины на самом деле являются альфа-самцами. Показная наглость и самоуверенность – это часто приобретенные качества бет, которые либо прячут таким образом свои комплексы, либо стараются конкурировать с альфа-самцами за лидирующее положение в иерархии. На самом деле бета-самцы обладают более мягким характером, менее упрямым нравом, но вместе с тем хитростью и умом. Это те качества, которые помогают им продвигаться по карьерной лестнице и даже "подвигать" на ней маскулинных альфа-самцов, не сумевших подстроиться под современные реалии. Бета-самцы успешны и в семейной жизни. Даже существует такое расхожее убеждение, что от неверных альфа-самцов женщины беременеют, а заботливые бета-самцы воспитывают их детей. Хотя это тоже спорное утверждение, поскольку современные альфа-самцы также могут быть семьянинами. Некоторые альфы как раз и являются оплотом уходящей традиционной патриархальной семьи, во главе которой стоит мужчина – сильный, волевой, хоть и авторитарный, но способный принимать волевые решения и нести ответственность за своих близких. Есть мужчины-альфа, которые имеют по две такие семьи, а также любовниц, за которых также способны нести ответственность. А есть и такие, кто в силу воспитанных моральных убеждений вполне способны хранить верность своим женам, а те, в свою очередь, рожают им по 3-5 детей (что, опять же, сейчас большая редкость).

Последними в человеческой иерархии, так же, как и в животном мире, стоят омега-самцы. Это неудачники, старые девственники, вялые и безынициативные пивоманы, жители мира дивана и телевизора. За место в иерархии, как правило, такие особи не бьются, а напротив, свой образ жизни аутсайдеров часто возводят в культ.

Кого выбирают женщины

Общество потребления навязывает нам свои стандарты, однако наши природные инстинкты неистребимы. Поэтому и сейчас, как много миллионов лет назад, самки человека выбирают альфа-самцов, чтобы родить здоровое потомство. Только некоторые делают это с умом и выбирают наиболее приспособленных к жизни в современных реалиях мужчин-альф, а некоторые бросаются на внешнюю мишуру, отдаваясь "плохим парням", которые "поматросят и бросят". И все же альфа-самцов мало, и на всех их не хватает. Поэтому подавляющая часть женщин выбирают постоянных и надежных бета-самцов. С ними и , и с детьми беты помогут, и внимание уделят. Женщины властные, склонные к доминантному поведению, могут выбрать омегу, а потом всю жизни пилить его за то, что он ни на что не способен и жаловаться, что мужчин настоящих уже не осталось.

Как стать альфа-самцом

От теории отрекся сам создатель, но не создатели тренингов на тему "Как стать альфа-самцом". Как правило, это либо со своими лидерскими тренингами, делающими из аутсайдеров лидеров и финансово успешных людей, либо пикаперы – со своими тренингами по соблазнению женщин. И те, и другие призывают развивать в себе определенные качества альфа-самца:

физическая сила, здоровье и высокий уровень серотонина и тестостерона. Это развивается за счет занятий спортом и корректировки питания;

сила воли;

хладнокровие;

устойчивость к конфликтам;

наглость, не выходящая за пределы приемлемого в обществе поведения;

умение отвечать за свои слова и поступки;

целеустремленность. Альфа идет напролом и до конца. И с девушками, и с работодателями, и с клиентами;

смелость. Альфа-самцу ведь нечего бояться, он уже победитель;

умение нести ответственность за свое окружение. Будь главой семейства или главой фирмы, альфа способен принять ответственность за вверенных ему людей;

умение показывать свою альфа-самцовость на деле, а не на словах.

Авдотья Разгуляева

Главным фактором правильного понимания динамики отношений между противоположными полами является чёткое представление о социально-сексуальной иерархии существующей в мире мужчин. Поведение женщины по отношению к конкретному мужчине чётко определяется одним из базовых женских инстинктов, котоый является скорее всего генетически обусловленным и не подлежит изменению воспитанием, влиянием социальной среды или общественной моралью.

В рамках этологии существование иерархии в среде мужчин можно объяснить существованием генетических программ сформировавшихся во времена первобытного общества. У других социальных приматов, например, шимпанзе, существуют схожие иерархии самцов .

Условно, мужчин можно разделить на несколько групп, согласно тому как они взаимодействуют между собой и как к ним относятся женщины. На вершине социально-сексуальной иерархии мужчин находятся альфа-самцы - самые агрессивные и уверенные в себе особи, совокупляться с которыми готовы все без исключения женщины. Дети от альфы являются самыми жизнеспособными, поэтому одним из базовых инстинктов женщины является непреодолимое желание получить генетический материал именно от альфы, разумеется без каких-либо условий с её стороны. В примитивных, живущих строго по биологическим законам, обществах большинство детей рождаются именно от альфа-самцов. Следующими в иерархии идут бета-самцы - они менее агрессивны, но надёжны и работоспособны (почти всю работу выполняют именно они), хорошо заботятся о женщинах и их потомстве. В местах лишения свободы бета-самцов называют "мужиками". С бета-самцом женщина готова совокупляться условно: в обмен на ресурсы и защиту для неё и её детей. В примитивном обществе стандартной является ситуация, когда женщина рожает ребёнка от альфа-самца, а растить ей его помагает заботливый бета. Впрочем, подобная ситуация не является чем-то из ряда вон и в нашем обществе (об этом просто не принято говорить): для около 18% детей в семьях с двумя родителями муж матери не является родным отцом и зачастую муж матери об этом не подозревает. В самом низу иерархии находятся омега-самцы: самые слабые особи мужского пола. С омегой женщина не захочет совокупляться ни при каких условиях - даже в обмен на ресурсы. Более подробно с иерарией первобытного общества, которую люди сохранили практически без изменений, можно ознакомиться в книге Олега Новосёлова "Женщина. Учебник для мужчин". Новосёлов условно делит мужчин на три категории: высокоранговых, среднеранговых и низкоранговых.

Если мы внимательно посмотрим на любой "человейник", то без труда сможем определить кто в нём есть кто. Давайте сделаем это.

Альфа-самец

Это высокий, красивый мужчина, всегда находящийся в центре внимания как женщин, так и мужчин. Он капитан школьной футбольной команды, встречающийся с самой красивой одноклассницей, или успешный олигарх, женатый на красивой, стройной блондинке. Все женщины хотят его внимания, в то время как все мужчины хотят быть таким же как он или, как минимум, быть его друзьями. На вечеринке альфу всегда можно определить как громко разговаривающего, харизматичного мужчину, рассказывающего окружившим его красивым женщинам истории о себе. Женщины слушают его со всем вниманием, на которое способны. Надо отметить, что альфу женщины интерестуют постольку поскольку они удовлетворяют его физиологические и психологические потребности, более важным для него является его социальный статус. На фото выше вы видите типичного альфа-самца.

Бета-самец

Это довольно привлекательный мужчина, не являющися социально доминантным в той же степени, что и альфа. Тем не менее, он уверен в себе и нравится женщинам. Не вечеринке бета самцы это друзья альфы, которые флиртуют с самыми красивыми женщинами, но успехом пользуются у тех женщин, которым не досталось внимания от альфы. Бета-самцы любят женщин, смотрят на отношения с женщинами с оптимизмом. Те из них, которые по своему статусу находятся ближе к альфам, не питают по поводу женщин особых иллюзий, в то же время беты, находящиеся ближе к омегам (а это подавляющее большинство бета-самцов), склонны идеализировать женщин и . Беты всегда готовы поучаствовать с любом предприятии, которое организует альфа. Когда бета-самец женится, то, как правило, его избранницей является одна из бывших подружек альфы.

Омега-самец

Это несчастный, никому не интересный индивид, находящийся в самом низу социальной иерархии. На вечеринке... вы его не увидите: ведь никто о нём не вспомнил и не пригласил. Омега проводит своё время дома, играя в видео-игры или оставляя злобные комментарии в ЖЖ. Омеги либо индифферентны к женщинам, либо их боятся и ненавидят всей душой. 90% мужских обитателей сообщества man_woman - это омеги.

Очень важно знать, что то, как вы сами себя оцениваете - не имеет никакого значения, никому не интересно, что вы думаете о себе. Важно то, что проявляется в общении с другими людьми и как вы умеете себя поставить. Дальше, вышеприведенная классификация является условной и, возможно, полностью точно не описывает всех возможных случаев. Некоторые авторы также рассматривают дельта-, гамма-, ламбда- и сигма-самцов. Некоторые считают, что существуют альфа 1.0 и альфа 2.0 самцы. Возможно, мы об этом поговорим в последующих постах.

Ещё, социально-сексуальную иерархию, описанную выше, нужно воспринимать в контексте. Например, мужчина в одной социальной среде может быть альфа самцом (например, гопник на районе), а в другой - его "альфовость" ничего не стоит, он лузер и наоборот. Хотя, определённые черты альфа-самца являются абсолютными, часто они становятся сильнее социальных условностей. Например, при условии, что "никто ничего не узнает", девушка из порядочной семьи может вполне соблазниться гопником.

Дальше, и это важно: вышеописанная классификация не является "отлитой в граните", социальный статус мужчины может в течении жизни менятся. Например, харизматичный альфа может таки жениться и если он будет себя в браке вести неправильно, жена, применяя постоянный психологический прессинг ("пиление"), скандалы, драму, ... постепенно всем этим превратит его в бету, более того, она его за это (т.е., за то, что он дал превратить себя из альфы в бету) совершенно справедливо разлюбит. И наоборот, определённые драмачические события в жизни беты (например, развод) могут привести его к , после чего, применив максимум усилий, он сможет повысить свой социальный статус.

В заключение несколько слов о том, как женщины калибруют своё поведение в свете вышеприведенной иерархии. Во-первых, главным императивом для женщины является переспать с альфой и "5 минут с альфой" женщина никогда не променяет на "10 лет с бетой". Ради секса с альфой женщины часто готовы бросить мужа и детей или даже пойти на должностное преступление . Во вторых, в современном мире, в котором практически разрушены институт семьи, традиционная мораль, религия, мы постепенно возвращаемся к первобытному стаду. Что касается секса с мужчиной, то женщина в рамках феминистических теорий и реалий первобытного стада, пытается выбрать стратегию, при которой она может получить лучшее и от альфы, и от беты. В англоязычной литературе эта стратегия известна как "Alpha fucks, beta bucks" ("Трахнуться с альфой, а ништяки - от беты"), а именно: сейчас для женщины нет необходимости выходить замуж в юном возрасте максимальной фертильности за мужчину, который бы её всю жизнь содержал и защищал. Всего этого она может добиться сама - во всяком случае она в это верит. Теперь женщина может гулять напропалую все молодые годы, совокупляясь с многочисленными альфами (вот оно возвращение к первобытному стаду!), а когда стукнет 30, а то и 35, - начать поиски заботливого беты, который не только готов на ней жениться но и взять на себя воспитание её ребёнка или даже детей (от альфы). Все наверняка видели на сайтах знакомств многочитленных дам этого возраста со следами былой красоты в поисках "серьёзных отношений". Всегда хочется спросить подобных дам: а почему вы раньше, т.е., 15 лет и 30 килограм тому назад, не искали этих самых "серьёзных отношений", a?

Настоящие женщины не спят в одиночестве. Энергия женственности и тайны обольщения Спиваковская Оксана

Бета- и Гамма-самцы

Бета- и Гамма-самцы

Ну а сейчас настало время «бета-» и «гамма-» энергии. Когда мы говорим о альфа-, бета- и гамма-самцах, мы подразумеваем ранговый потенциал, потенцию к тому, чтобы повести за собой стаю. И если альфа-энергия - это предводители, вожаки, лидеры, то бетаэнергия - это заместители. Те, кто сможет прийти на смену вождю, занять его место. Они сами не пробивают путь в неизвестность, но готовы создавать успех в рамках поставленной задачи. Чаще всего это те, кто выбирает путь корпоративной карьеры, нежели собственный бизнес. Мужская бета-энергия похожа на архетипическое звучание бога Аполлона. Помнишь, он родился вместе с Артемидой и был вторым ребенком? Это аллегория умения быть «вторыми», играть в команде, а не сражаться за первенство, создавая ресурс. Аллегорически гамма-энергию мужчин можно описать как «хранители традиций». Это надежные и устойчивые мужчины, которым важны такие ценности, как стабильность, доверие, надежность. Они те, кто идет за вождем, те, кто берет и делает. Принимает субординацию и четко служит поставленной задаче. Отличные исполнители и последователи.

Очень многое о ведущей энергии мужчины можно понять из его речи. Если мужчина говорит: «договорчик», «ключики» или «машинка», по какой-то причины активно использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, это явных признак, что перед тобой мужчина, который привык подчинятся.

Если ты, моя милая, знаешь, что важной ценностью для тебя является нежность и гармония в отношениях, если ты не готова выдерживать всю драматургию жизни с альфа-самцом, лучше останови свой выбор на менее «тестостероновом» мужчине. С таким мужчиной тоже можно иметь прекрасные отношения, если, конечно, не разрушать его своей силой и не наказывать за его «слабость».

О чем это я? Сейчас все объясню, моя хорошая. Итак, как ты помнишь, альфа-самцы на биологическом уровне интересны каждой женщине потому, что они умеют подчинять. Подчинение - это то, что запускает женскую сексуальность, и часто мы устраиваем мужчинам проверки строптивостью на умение нас подчинить. В семейной жизни женщина, которая пилит мужа или кричит на него, чаще всего подсознательно ждет, что он стукнет кулаком по столу, возьмет власть в свои руки, подчинит ее себе. И чем дольше мужчина этого не делает, тем чаще и сильнее она кричит. В этом проявляется состояние «самки богомола», которая пожирает своего самца. Чтобы в отношениях с бета- или гамма-самцом не превратиться в «пожирательницу мужчин», нужно научится вовлекать его в янские энергии для того, чтобы самой возбуждаться от него.

Мы так устроены, милая; если мы не можем подчиняться мужчине, мы начинаем его наказывать за его слабость. Поэтому старайся поощрять те состояния, когда он в тестостероне, и не замечай «договорчик». Стимулируй мужские проявления: «Слушай, когда ты при мне орешь - я так завожусь!», «Когда ты такой уверенный и собранный, даже балагур Петрович перестает материться и отпускать сальные шутки». Слыша от тебя эти слова восхищения, твой мужчина будет их запоминать: «Ага, вот там я - классный, вот тут она меня похвалила», - и сам постепенно начнет раскручивать эти состояния.

Важно! Говоря мужчине комплимент очень важно не просто констатировать какой-то факт, подсвечивать какое-то качество, но и давать обратную связь, как это качество улучшает мир.

Из книги ЧАВО автора Протопопов Анатолий

Из книги Сон - тайны и парадоксы автора Вейн Александр Моисеевич

Из книги Моральное животное автора Райт Роберт

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

5. Массовое обследование больших групп испытуемых. Работы А. С. Отиса. Появление армейских тестов «Альфа» и «Бета» Следующий этап развития психологического тестирования характеризуется изменением формы проведения тестового испытания. Все тесты, созданные в первом

Из книги Метод Хосе Сильвы [Перепрограммируй себя на деньги] автора Штерн Валентин

Бета-ритм: обычное состояние бодрствования Для большинства людей в нормальном состоянии бодрствования характерен бета-ритм мозговых волн. Его частота – от 15 до 40 циклов в секунду.В этом состоянии преимущественно активно левое полушарие головного мозга.Когда частота

Из книги Советы брачующимся, уже забракованным и страстно желающим забраковаться автора Свияш Александр Григорьевич

1.6 Все мы немного самцы и самки Для мужчины женщина является биологической реальностью.Для женщины мужчина является социальной фантазией.Павел МорозНаверное, дальше следовало бы перейти к рассмотрению того, как же сделать так, чтобы Герман пришел и в полночь случилось

Из книги Стой, кто ведет? [Биология поведения человека и других зверей] автора Жуков. Дмитрий Анатольевич

Из книги Антихрупкость [Как извлечь выгоду из хаоса] автора Талеб Нассим Николас

Из книги Альфа-самец [Инструкция по применению] автора Питеркина Лиза

Записки охотницы Альфа-самцы, йети и лохнесские чудовища Представляю вам новый тренд - охота на экзотических животных. На прошлой неделе меня два раза спросили про альфа-самцов. Один вопрос принадлежал довольно дерзкой молодой красавице: «А Вы, Лиза, сами-то хоть раз

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Альфа-самцы и их «точные копии» Вожди и руководители Конечно, почти всем мужчинам хочется быть альфа-самцами, если не всегда, то в определенные периоды жизни уж точно. Ясное дело, с первобытных времен вожакам достается все самое лучшее - самый вкусный кусок мамонтятины,

Из книги автора

Бета-самцы первого типа: подражатели и заместители Так уж распорядилась мать наша, природа, что в целях нашей же собственной человеческой эволюции женщины просто обязаны хотеть детей от альфа-самцов, то есть от самых активных членов общества - лидеров, доминантов,

Из книги автора

Бета-самцы второго типа: лучшие мужья в человеческой стае Конечно, все девочки мечтают о сказочных принцах. Чуть позднее они начинают понимать сложность поставленной задачи и малодушно менять предмет детских грез на более досягаемых героев американских боевиков или

Из книги автора

Альфа-самцы: мужья и любовники Альфа-самцы - вершина пирамиды социального успеха. Те, кто занимает эту престижную нишу, обладают непререкаемой властью. А власть - сексуально притягательна. Но чтобы оценить сексуальность власти, женщине необходим немалый духовный

Из книги автора

Так кто же нам нужен: альфа, бета или омега-самец? «Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает…» Слова этой популярной некогда довольно печальной песни сегодня звучат вполне современно и по-философски. Кто же кого выбирает на самом деле? Женщины мужчин, мужчины

Из книги автора

Бета-блокаторы Эти препараты (например, «Индерал») также используются преимущественно в симптоматическом лечении. Они блокируют бета-волны, передающие сигналы тревоги от центра страха другим частям мозга и тела. Иногда их применяют для лечения тяжелых форм социопатии и

У большинства современной молодежи (дайте поворчать старику!) нет никакого понимания об устройстве тех социальных групп и коллективов, в которых они проводят довольно значительную часть своего личного времени.

Имеется ввиду: школа, работа, армейские коллективы, дворовые компании и клубы по интересам. Во многих этих микрообществах, между их участниками нет-нет, проклевываются, а то и вовсе царят, те отношения, которые роднят человека с самыми примитивными приматами.

Речь идет об малых примитивных социальных группах.

В статье часто используются слова Альфа, Омега и т. д. Это обычные научные термины и автор в них вкладывает более глубокий смысл, чем писатели примитивных книжек по пикапу, со своими альфа-самцами и произведений по психологии для полных чайников.

Изучение примитивных человеческих групп привело исследователей к выводу, что здесь имеет место иерархия, сходная в какой-то степени с иерархией в сообществах животных. Внутригрупповые роли распределяются известным, раз и навсегда данным образом. В группе есть субъект "альфа" - Главарь; за ним следует субъект "бета" - Авторитет; "все прочие ранжированы на субъектов "гамма" - Ведомых и субъектов "омега" - Забитых.

"Альфа" (Главарь)

Пользуется преимущественным правом присвоения любых благ и право безнаказанной агрессивности. Иногда это субъект, превосходящий других физической силой, но все же не объем мышц, а властность, смелость и исключительная свирепость удерживает его на первом месте в примитивной группе. Он умен тем особым умом, который принято называть хитростью. Хитрость позволяет ему умело, подчас с блеском планировать и направлять акции, которые осуществляются группой. И тогда участники группы не просто боятся его, а чтут за " кормильца", "спасителя", "настоящего хозяина".Та же хитрость дает ему умение вовремя убирать или стравливать между собой потенциальных соперников - претендентов на главенство в группе. Вот почему ему необязательно быть сильнее всех физически: того, кому трудно загородить дорогу, полагаясь на собственные кулаки, он без труда покарает чужими руками. По его сигналу ведомые проучат всякого, кто ему не угоден в группе. Ни один из ведомых не посмеет ослушаться: ведь таким образом можно стать неугодным со всеми вытекающими последствиями...

Только тайный сговор между недовольными ведомыми изменил бы положение.

Но, во-первых, "альфа" часто имеет в группе своих наушников, так что участие в тайном сговоре исключительно опасно. Во-вторых, "альфа" предусмотрителен и заботится о том, чтобы число недовольных в группе не превышало число довольных. В-третьих, он способен " вычислить" того, кто мог бы возглавить подгруппу недовольных: такого субъекта он либо своевременно обезвреживает (чаще руками другого претендента на лидерство), либо приближает к себе, осыпая милостями и лишая мотивов к бунту...

Является вторым по рангу лицом в группе. Это единственный субъект, которому позволяется и даже предписывается давать советы вожаку. Умственными способностями он превосходит Главаря, однако, заметно уступает ему в смелости. Если бы он был так же смел и решителен, "альфа" усмотрел бы в нем претендента на власть и давно обезвредил, но ни коим образом не приблизил бы к себе в качестве второго лица. Сама роль авторитета доказывает неспособность субъекта бать Главарем, и в случае ухода Главаря со сцены или его гибели "бета" почти ни когда не становится на его место. Самое большее, он продолжает сохранять роль Авторитета. Но и это не наверняка, а потому "бета" имеет достаточно мотивов, чтобы всячески поддерживать и укреплять власть своего патрона.

Он искренне радуется его удачам и реализует собственное честолюбие через успех близкого ему "сильного" человека, как бы " сливаясь душой" с последним. Как всякий обладатель острого ума он рационален и четок в решениях, однако не лишен и своеобразной мечтательности, даже романтичности. Без этой черты он не мог бы "сливаться душой" с Главарем. Над этой его чертой "альфа" и отдельные его приближенные имеют право беззлобно посмеиваться, ибо цинизм воспринимается в примитивной группе как самое надежное свидетельство ума. С другой стороны, иррационально-романтические веяния, исходящие из субъекта "бета", охотно используются Главарем для психологического воздействия на группу в целом. Видимо, человек, даже примитивный и в добавок входящий в примитивную группу, для выполнения возложенных на него группой функций должен основывать свое поведение не только на страхе перед Главарем и жажде наживы, но и на иррациональных мотивах мечты и веры, на некой, пусть ущербной, идеологии.

Нельзя забывать, что "романтическое" в примитивной группе существует постольку, поскольку существуют антигуманные помыслы и дела: в душе участника такой группы оно, это "романтическое", служит противовесом и способом оправдания бесчеловечности.

Субъекты "гамма" (ведомые),

В свою очередь, ранжированы как по вертикали, т. е. по степени приближенности к Главарю и Авторитету, так и по горизонтали - имеется в виду "ролевое качество" места в группе. Ведь, помимо ведомого-Приближенного, здесь возможны: ведомый-Подхалим (Угодник) и ведомый -Марионетка, ведомый-Шут и ведомый-Недовольный. Субъекты "гамма" вовсе не должны быть на одно лицо. Как раз в интересах Главаря их разнообразие в смысле исполнения внутригрупповых ролей: так создаются более напряженные линии взаимодействия участников группы и так обретает группа свой индивидуальный облик. А это важный фактор сплочения группы, поскольку людям хочется иметь "своих" (острее становится враждебность ко всем "чужим", которые уже как бы и не люди и не стоят пощады и жалости).

Существует не только по тому, что Главарю приятна его льстивость и услужливость. Даже если "альфа" не жалует такого субъекта, он держит его подле себя. Почему? Потому что такой субъект вызывает неприязнь всей группы. И теперь, когда Главарь оказывает расположение и милость к кому бы то ни было из ведомых, это оставляет впечатление импонирующей людям справедливости. Разве не трогательно, что, так сказать, шубой с плеча Главаря награждается вовсе не тот, кто выслуживался, а тот, кто просто "делал свое дело"? Не менее волнующий эффект производит наказание или изгнание Подхалима: группа торжествует и испытывает признательность лидеру.

Точно так же логически необходимо существование Марионетки:

Он является для других эталоном поведения в отношении к Главарю и целям, которые поставлены перед группой. Его "образцовость" должна служить укором для всех, кто хотя бы в мыслях склонен к критике и непослушанию.

Весьма полезен так же и Шут.

Этот субъект располагает правом публичной насмешки над приближенными Главаря и даже над ним самим. Такая насмешка - прекрасный регулятор эмоционального напряжения в группе. Устами Шута "выговаривается" неустранимое чувство протеста и обиды, накапливающееся у ведомых. Шут высказывается на грани риска: кажется, вот-вот и не сносить ему головы. Он умен и не переходит этой грани, однако у группы возникает иллюзия, что Главарь терпим к критике. Кто-то, поддавшись этой иллюзии, решается на собственные критические суждения - в шутливой или иной форме. Так с помощью Шута, выявляется оппонент Главаря. Обезвредить его немедленно или отложить расправу - вопрос тактики, решаемый субъектами "альфа" и "бета". Но Шут выполнил свою функцию. И ценность этой фигуры для Главаря доказывается не только тем, что Шута не карают за его выходки, но и тем, что Главарь решительно защищает его от собственных приближенных, которых тот привел в ярость.

Недовольный:

Если его нет в группе, его следует создать, ущемив кого-либо из ведомых. Польза от него двоякая. Во-первых, это фигура, которую можно столкнуть с другим Недовольным; пока они растрачивают свой боевой пыл друг на друга, субъекты "альфа" и "бета", а также их приближенные в безопасности. Во-вторых, Недовольный позволяет Главарю продемонстрировать свою мощь перед группой. Выявленный Недовольный жестоко наказывается во устрашение всем. Если дело не доходит до изгнания или ликвидации такого субъекта, то его место после бунта среди Забитых.

Забитые же потому и заслуживают такого названия, что они становятся жертвой общегрупповой агрессии, пинать их - право и даже долг каждого; сами они не смеют дать сдачи никому: это равносильно самоубийству, так как в расправе над подобным наглецом с воодушевлением примет участие вся группа.

Выход из положения у Забитого только один: терпеливо снося все издевательства, выслуживаться перед приближенными Главаря. Если повезет, он может достичь своей высшей точки в группе: стать Подхалимом самого Главаря. Забитые представлены двумя категориями лиц: либо самые хилые, трусливые или наименее смекалистые, т. е. занимающие нижнюю ступень ранговой лестницы соответственно своим малым возможностям, либо бывшие Недовольные, т. е. субъекты с неплохими возможностями, растрачивать которые им теперь остается если не на бессильную злобу, то на хитроумное угодничество.

Очень важно заметить следующее: хотя такая группа держится на примитивизме своих участников и выталкивает из себя любого, кто не примитивен, даже здесь закономерности группового взаимодействия в известной степени ограничивают примитивные реакции каждого участника группы. Выказывать амбицию, собственничество и эгоистическую безучастность во всей их "красе", в предельном их выражении, субъекту нельзя и в данной группе: это привело бы к рассогласованию взаимодействия. Поэтому в примитивной группе быстро вырабатываются определенные нормы поведения участников, или "неписаные правила", которым обязаны следовать и Главарь, и самый маломощный из Забитых.

ПРИМИТИВНЫЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РЕАКЦИИ.

Нормы поведения членов примитивной группы базируются на примитивных межличностных реакциях.

Реакция амбиции.

Она проявляется в том, что, получив информацию, придающую вес или значение другому лицу, субъект незамедлительно старается принизить ее значение, одновременно подчеркивая собственный вес в глазах других. Пример: в учительской заговорили о том, что педагог соседней школы Иванов удостоен медали. Реакция амбиции со стороны одного из участников разговора может выглядеть так: " знаем мы, кого их в школе представляют к наградам... Я с этим Ивановым на совещании встречался: дурак набитый" и т.п. Разумеется, ошибки бывают всюду. Нельзя заведомо исключить, что Иванов не тот человек, которого следовало бы награждать. Но даже имея такое суждение, субъект с преодоленным чувством амбиции предпочитает промолчать: в конце концов, где гарантия непогрешимости его суждения? Высказывающий же эту тираду не просто принижает Иванова: прежде всего он подчеркивает свое превосходство над ним " знаем мы..." - это демонстрация своей компетенции; " дурак набитый" - это присвоение себе (как "более умному") права судить об уме других.

Реакция самодовольства.

Получив какие-либо блага, многообещающие возможности или привилегии, иной субъект тут же хвастает этим перед другими. Причем особое удовольствие ему доставляет проявление зависти со стороны других. В дальнейшем он с живой радостью вспоминает, как кто-то, слушая его, " позеленел", " скривился" и т.п. В поясняющих примерах, пожалуй, нет необходимости.

Реакция зависти.

Субъект именно "зеленеет", "кривится", став свидетелем чьего-то неоспоримого успеха. Эту реакцию он не умеет или не считает нужным скрыть, так как до всяких размышлений ему "ясно", что в действительности успеха достоин он, а не кто-то другой.

Реакция злорадства.

Видя неудачу или провал кого-либо из окружающих, субъект не скрывает своей радости. Это, по существу, постыдное чувство легче понять, когда речь идет о провале соперника, конкурента, врага. Но в данном случае радость, так сказать, бескорыстна: просто амбиции субъекта льстит, что он не попал в передрягу, в которую попал кто-то другой. Здесь уместно процитировать один из шутливых афоризмов с 16-й полосы "литературной газеты; " мало, чтобы мне было хорошо. Надо еще, чтобы другим было плохо".

Реакция захвата (экспансии).

При появлении в поле видимости каких либо ценностей или привилегий, которые должны быть по заслугам распределены между участниками данной группы, субъект первым претендует на эти блага независимо от своих реальных заслуг. Если субъект не может обосновать захват каких-либо благ своими мнимыми правами или заслугами и не в состоянии добиться их хитростью, он при минимальных шансах остаться безнаказанным бесцеремонно прибегает к грубой силе.

Реакция агрессии.

В любом случае конфронтации субъект, чувствуя безнаказанность, немедленно реализует пристройку " сверху": оскорбляет, угрожает, а то и пускает в ход грубую силу. Эта реакция обычно служит "естественным развитием " реакции захвата. Агрессивность такого субъекта отличается несоизмеримой с ситуаций жестокостью. Подобную жестокость легче понять, когда человека довели до крайности. Однако в данном случае она объясняется раздутой амбицией и глубокой нечувствительностью к страданию другого.

Реакция присвоения.

Если имеет место конгруэнция, когда субъект имеет возможность пристройки "сверху" или охотно пристраивается к сильнейшему "снизу", ему свойственно трактовать партнера как свою собственность. В первом случае он чрезмерно опекает другого, во втором как бы "прилипает " к нему, стараясь угодить. В обоих случаях он не дает партнеру передышки от собственной персоны.

Реакция безразличия.

Проявляется в бестрепетном отношении к физическому или душевному страданию другого. На глазах у субъекта кому-то стало плохо, кого-то оскорбляют или бьют, - он проходит мимо. Это легче понять когда человек трусит, имея дело с трудностью или опасностью. Но в данном случае субъект становится безучастным, даже если ему ничего не грозит. За циничной идеей " не мое это дело" или " без меня разберутся" кроется попросту не желание тратить на кого-либо время и силы. В роли должностного лица такой субъект даже гордится тем, что плачущей женщине не удалось его "разжалобить", а посетителю, возмущенному некоторой несправедливостью, - "заморочить ему голову".

Следует отметить, что примитивные межличностные реакции не являются патологией. Это нормальная реакция личности при авторитарно-конфликтных отношениях.

ПРАВИЛА (МОРАЛЬ) ПРИМИТИВНОЙ ГРУППЫ.

Мораль, нравственность это совокупность норм и правил определяющих поведение людей, их обязанности по отношению к обществу и друг другу.

Правило унижения.

Чтобы унизить другого, достаточно ему продемонстрировать превосходство в чем бы то ни было. Мы привыкли понимать унижение иначе: как оскорбительные слова и действия, направленные на другое лицо. Однако в примитивной группе, где необузданная амбиция присуща каждому участнику, "оскорблением" субъекта оказывается любое ущемление его амбиции. А она, амбиция, безусловно, ущемляется, если другой субъект показывает, что он "лучше" в каком бы то ни было отношении.

Мишель Монтень, выдающийся французский мыслитель XVI века, был убежден, что у любого человека найдется хотя бы одна черта, которою он превосходит вас. Следовательно, у каждого есть чему поучиться. Не таковы убеждения (точнее, предубеждения), царящие в примитивной группе. И поэтому, попав в нее, вы подчас и не сообразите, чем прогневили людей. Молодая женщина может раздражать одним тем, что она молода и красива. Человек с даром речи вызовет неприязнь косноязыких. Человек кипучего темперамента - неприязнь вялых и ленивых.

Ситуация почти безвыходна. В примитивной группе, даже отдав ближнему последнюю рубашку, вы унижаете его: это демонстрация вашего превосходства в великодушии. Даже подставив левую щеку после того, как вас ударили по правой, вы ущемляете чью-то амбицию, показывая таким образом свое превосходство в смирении.

"Правило унижения" объясняет природу многих житейских историй, объединяемых под общим заголовком "Черная неблагодарность". Вот типичная из таких историй: жительница столицы поселяет у себя дальнюю родственницу из деревни, кормит, одевает со своего плеча и за услуги домработницы "выводит в люди". Через несколько лет столичная дама не находит себе места от возмущения: облагодетельствованная ею особа не только не проявляет благодарќности, но и определенно мстит "неизвестно за что"... Но ведь известно за что! "Благодетельница" была небескорыстна в отношении родќственницы, и прежде всего - небескорыстна психологически. По всей видимости, ей нравилась такая форма самоутверждения - роль благодетельницы. Примитивизм особы из деревни проявился в не меньшей степени: она долго сносила ущемление своего самолюбия, но при первой же возможности сочла необходимым "отыграться"...

Честные и равноправные взаимоотношения между людьми возможны только там, где усмирены и дискредитированы реакции амбиции, самодовольства, зависти, злорадства, экспансии и т. п., но в примитивной группе это невозможно.

Правило рангового соответствия.

Согласно ему демонстрация превосходства допустима только в отношении лиц, имеющих более низкий ранг в группе.

Красноречивым или кипуче-темпераментным вправе быть лишь тот, кто "наверху"; те же проявления со стороны ведомых низкого ранга или, тем более, со стороны Забитых воспринимаются как неумное шутовство или наглая несдержанность.

Вообще, здесь допустимая степень ума обязательно увязывается с положением субъекта в группе. Есть в этом сходство с данными наблюдений за стаей обезьян. Обычно обезьяна, обнаруживая корм (скажем, изобилие бананов в ближайшей роще), громкими криками оповещает об этом стаю. Но стая не спешит на зов, если он исходит от особи низкого ранга. Этой особи как бы не соответствует роль "первооткрывательницы"! Точно так же в примитивной человеческой группе одна и та же мысль кажется вздорной в устах Забитого, но чрезвычайно дельной в устах Главаря, Авторитета или Приближенного.

Вот почему рассмотренное выше "правило унижения" нуждается в оговорках. Оно имеет силу в пределах общего ранга взаимоќдействующих субъектов. Например, ранг Приближенного лишь на одну ступень ниже Авторитета, а стало быть. Авторитет не позволит себе унизить такого ведомого демонстрацией своего превосходства над ним. В то же время эта демонстрация в отношении субъектов низкого ранга вовсе не рассматривается ими как унижение; она - "в порядке вещей".

Правило отпора.

Если кто-то (в пределах общего или смежного ранга) пытается на глазах других продемонстрировать превосходство над субъектом, т. е. "унизить" его, субъект обязан немедленно воспротивиться этому, чтобы не стать объектом дальнейших унижений. Здесь дело не только в амбиции, но и в специфике примитивного группового взаимодействия. В самом деле, позволив "унизить" себя одному, субъект как бы дает повод сделать это всем окружающим. Отсюда обостренный интерес окружающих к любой стычке между двумя субъектами; отсюда поощряющие возгласы "публики" и ее недовольство компромиссным, недраматическим, слишком пресным исходом спора. Ей нужны победитель и побежденный, в особенности последний; на нем каждый может выявить собственную амбицию. Причем осуществить это можно как с помощью агрессии ("и я его лягнул", по И. А. Крылову), так и с помощью покровительства, беря ущемленного под защиту.

"Правило отпора" оказывается в то же время и "правилом отбора". Субъекты, умеющие давать отпор лицам своего или смежного ранга, получают шанс подняться на ранг выше.

Правило силы. Если кто-то имеет возможность безнаказанно продемонстрировать свое превосходство над другими, он обязан сделать это, иначе его сочтут слабым.

Безнаказанность надо понимать широко. Человек большой физической мощи пользуется безнаказанностью в том смысле, что ни один, ни даже двое-трое противников не одолеют его в драке. "Правило силы" предписывает такому богатырю напоминать нижестоящим о своем преимуществе. Если не во время ссоры, то хотя бы в порядке шутки он должен валить кого-то наземь, сталкивать дерущихся лбами, подбрасывать мало весящего сотоварища к потолку и т. п. Если он не делает этого, то подобное сочетание силы с миролюбием и пассивностью воспринимается группой как чудачество или странность. Он приобретает репутацию "блаженненького", и его с опаской, но и большим азартом принимаются поддразнивать.

Безнаказанность субъекта может вытекать из особого расположения к нему Главаря или других высокоранговых членов группы. Тогда он должен время от времени активно ущемлять амбицию других, демонстрируя этим тот факт, что они ему в ответ ничего не сделают. Если он ведет себя иначе, окружающие начинают сомневаться в его привилегиях, в его храбрости, наконец, в его уме.

Правило выдвижения вытекает из предыдущего.

Если шанс подняться на одну ступень сохраняется лишь у того, кто умеет давать отпор, то реальное выдвижение - вплоть до ранга Авторитета или претендента на роль Главаря - возможно только для тех, кто неуклонно следует "правилу силы". Никакие способности или зримые успехи члена примитивной группы не вынесут его "наверх", если он не склонен пользоваться "правилом силы". Напротив, при такой "слабой" позиции его способности и успехи будут вызывать лишь неприязнь группы и могут скорее привести к его гонению (об этом ниже). Зато бестрепетное следование "правилу силы" выдвигает на ключевые места в группе даже того, кто, собственно, ничем и не одарен, кроме такой бестрепетности.

Правило гонения.

Субъект, который демонстрирует свои особые дарования, но лишен силы, то есть возможности или желания унижать нижестоящих легко становится гонимым в примитивной группе.

В такую ситуацию попадает, например, способный трюкач-карманник в воровской шайке. Казалось бы, "виртуозная работа" должна выдвинуть его в "звезды" примитивной группы, тем более что Главарь выказывает ему свое благоволение. Однако особенности характера нашего "виртуоза" таковы, что он не пользуется этим благоволением, чтобы унижать других: у него, скажем, нет вкуса к стычкам, противоборству, сдерживанию мелких "побед" над остальными. Теперь достаточно несколько эпизодов, когда Главарь или Приближенные не защитили бы его от выпадов боќлее агрессивных субъектов группы, и всем становится ясно: силы у него нет. А далее, если он сам не умеет давать отпор другим, его "артистические" способности уже рассматриваются как вызов амбиции остальных, и примитивная группа подвергает его гонению - либо он вынужден уйти из группы, либо переходит в категорию Забитых. В последнем случае его умения используются Главарем как должное, но претендовать на особое вознаграждение за свои труды ему больше не приходится.

Правило "козла отпущения".

В случае нарастания недовольства в примитивной группе каждому позволяется реакция агрессии и экспансии в отношении кого-либо из Забитых. Главарь и Авторитет в своих целях предпочитают выставить "козлом отпущения" одного из разоблаченных Недовольных. Это особенно эффективно, когда разоблачается бывший Приближенный Главаря: субъекты низшего ранга с радостью "отыгрываются" на нем за унижения, которые им приходится терпеть от субъектов высшего ранга. Понятно, почему с такой охотой в это избиение включаются субъекты "омега", хотя, казалось бы, они нападают на одного из "своих"!

Правило отвода агрессии от себя.

Участвуя в групповом гонении жертвы, субъект демонстрирует свою солидарность с группой и, тем самым отводит ее агрессию от себя. Этим объясняется необыкновенная истовость, с которой иные члены примитивной группы выполняют "карательные" функции в отношении провинившихся.

Правило возмещения убытка.

Унижение, нанесенное одним субъектом другому, в примитивной группе может быть возмещено материальной ценностью; инцидент при этом считается исчерпанным. Однако материальное ущемление уже не может быть заглажено никакими средствами, кроме материальных же и с известной надбавкой. Ничто не вызывает такой ненависти, как отнятие собственности, в чем бы она ни заключалась. Это отмечал еще итальянский политический мыслитель XV века Никколо Макиавелли: ориентируясь в своих представлениях о человечестве на наиболее примитивных субъектов, он утверждал, что человек простит вам все, даже убийство его близких, только не отнятие или уничтожение его собственности.

Главарь примитивной группы без труда задобрит всякого Недовольного, допустив его к дележу "жирных кусков". Далее тот снесет и пинок - был бы полученный им куш достаточно щедрым. Нередко так и делается: Главарь или его Приближенный заранее покупает себе материальными средствами возможность "пинать" ведомого - психологически или буквально.

Правило незаинтересованности.

Проявляя на глазах других интерес к кому-либо или чему-либо, субъект "роняет достоинство", выказывает свою зависимость от нравящегося лица или объекта. Это дает повод для насмешек, поскольку всем ясно, что его чувство амбиции неполно, и он ищет возможности каким-то образом восполнить недостающее. Следовательно, он "ниже" других, которые имеют (или превосходно делают вид, что имеют) все необходимое для самодовольства. Чтобы избежать подобного унижения, субъект обязан скрыть, что он "питает слабость" к некоему предмету. Он делает безучастную и высокомерную мину, в то время как сердце учащенно бьется от волнения и ожидания.

Если же ему не удалось утаить, что он, например, влюблен в женщину, то в кругу приятелей он старается говорить об этой женщине как можно более насмешливо или цинично,- этим он утверждает свою "незаинтересованность" к ней.

Правило соблазна. Если субъект, доверившись другому, тем самым создает ему возможность совершить неблаговидный поступок, то он тем самым вводит его в "соблазн" и потому оказывается и глазах группы столь же виноватым, как и лицо, совершившее неблаговидный поступок.

Например, отдав кошелек на хранение приятелю, более свирепому в драке, субъект вводит того в соблазн присвоить себе деньги. Теперь жалобы пострадавшего Главарю или группе вызывают лишь пожатие плеч: "Раньше думать надо было, когда кошелек отдавал". Таковы представления о справедливости, бытующие в примитивной группе. И этим объясняется повышенная подозрительность ее участников друг к другу с приписыванием другому, в первую очередь, враждебных намерений.

Правило послабления.

Если субъект более высокого ранга позволяет нижестоящему минимальные проявления амбиции, то вскоќре они перейдут в максимальные, и виновным в этом считается субъект, допустивший подобное послабление. Он теряет вес как в глазах Главаря, так и в глазах всей группы; поведение же второго лица воспринимается как должное, поскольку ясно, что каждый на его месте вел бы себя так же.

Отсюда подчеркнутое внимание всей группы к исполнению нижестоящими своеобразных ритуалов подчинения вышестоящим. Эти ритуалы не заданы в группе как система поклонов, необходимых самоуничижительных высказываний и т. п. Однако громкость голоса, степень раскованности движений, возможность улыбки - все это у нижестоящих ограничено, если они находятся в контакте с вышестоящими. Среди последних тот, кто неизменно требует подобных знаков подчинения, пользуется особым уважением группы.

Правило круговой поруки.

Для того чтобы примитивная группа не распалась и функционировала на пользу Главаря, Авторитета и их Приближенных, ее необходимо вовлечь в противозаконные и сурово караемые обществом акции. Это создает ситуацию круговой поруки, поскольку вина за содеянное лежит теперь на всех. Видя, что связи в группе разрыхляются, Главарь может, например, толкнуть людей на совместно совершенное убийство - Чужака или даже "своего". После этого группа поневоле сплачивается за счет общего чувства страха и вины. Раскрытие преступления становится невыгодным даже для субъектов "омега", поскольку оно было содеяно, пусть и не по их инициативе, но с их участием.

Правило нормальности.

Действуя и приспосабливаясь к примитивной группе в соответствии с вышеприведенными "правилами", субъект обязан всячески отрицать это, обосновывая свои поступки любыми рациональными, моральными или другими доводами, какие только доступны его интеллекту. Если он не в состоянии таким способом оправдать свое поведение, в примитивной группе его считают глупым. Субъект, находящийся внутри примитивной группы, обычно не способен сформулировать "правила", по которым она функционирует. Поймав себя даже на мысленной попытке их сформулировать, он испытывает страх расправы, легко превращающийся в опасение, что с его психикой не все в порядке.

Литература.

Десев Любен. Психология малых групп. - М.: Прогресс, 1979 - 208 с.

Добрович А. Б.. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. - М. : Просвещение, 1987