Кто такие хорошие родители. Родительский лекторий "Хорошие родители

Родительский лекторий 23.10.2013

Хорошие родители. Кто они?

«Все проблемы из детства» - не просто слова. Страх перед новым и неизвестным, неуверенность в себе, боязнь серьезных отношений, чувство «ненужности» - эти или похожие симптомы «проскакивают» у многих взрослых.

Известно ли Вам, что природа не создает неудачников. Младенцы гораздо талантливее и способнее самого умного взрослого. Что угнетает их гениальность? Эрик Берн, известный психолог, утверждал, что силу воли и уверенность в себе у ребенка формируют родители.

С ранних лет ребенок впитывает родительские установки. Скептический вопрос мамы или папы "Кем ты себя возомнил?" может заложить фундамент апатии, чувства «я не на что не гожусь». И…сползания к среднему уровню интеллекта и мышления.

«Яйца курицу не учат!», «Выискался тут «художник»! Лучше б уроки поучил!», «Ты можешь и должен сделать лучше, чем Петя»… Сквозь эти возгласы и замечания просвечивается родительская жажда контроля, оценивания и страх. Страх от незнания, как вести с себя с ребенком.

К чему приводят родительские оценки, указания, чтение морали? Дети привыкают к тому, что их «направят», «покажут», «напомнят». В итоге самостоятельности – «ноль», инициативы – «ноль», ответственности – «ноль». Плюс страхи, комплексы, неуверенность в себе…

Кто же такие – хорошие родители? Те, кто одели и накормили своего сына или дочку? Те, кто дали хорошее образование? Все это тоже важно, но главное, чего должны добиться хорошие родители – это найти ключик к сердцу своего ребенка: уметь выслушать и понять его, помочь в трудную минуту, не делать все за ребенка (якобы облегчая ему жизнь), а направить в нужный момент в нужное русло.

С одной стороны все просто и понятно, но с другой стороны – здесь много сложностей. Ведь этому нас не учили в школе или университете. А ведь хороший родитель – тот, кто вырастил настоящего человека – вежливого, воспитанного, заботливого.

Как стать хорошими родителями? Лучший пример для вашего ребенка – это вы сами. Ведь где, как не в семье закладываются основы всего: поведения, характера, личности. Дети копируют у своих родителей буквально все: манеру говорить, одеваться, смеяться. Вы думаете, что ваши «разногласия» с мужем остались незамеченными ребенком? Увидите, что через какое-то время он выдаст то, что давно всеми позабыто (но было ранее услышано или увидено). И это мы – взрослые – умеем разделять поступки и слова на плохие и хорошие. Однако для наших детей мы является авторитетом. И все, что делают мама с папой – правильно. Поэтому хорошие родители, которые хотят воспитать Человека, должны не забывать о личном примере.

Кроме собственного примера, помним о том, что наши слова не должны расходиться с поступками. Ведь если мама требует от сына утром застилать свою кровать, а сама этого не делает, то такое поведение дезориентирует. Он перестает прислушиваться к нашим словам.

И еще один не менее важный момент в поведении хороших родителей – не забывайте уделять время своим детям. Ведь ничего не сближает так, как время, проведенное со своими детьми. Проводить с ребенком время – это не только накормить, одеть его, а еще и поговорить о прошедшем дне, узнать его мнение, поиграть вместе, почитать интересную книжку, понять и посочувствовать при необходимости. Помните, что назад дороги не будет, поэтому старайтесь подготовить благоприятную почву еще в самом раннем детстве. И если сейчас вам некогда поговорить с малышом, то в подростковом возрасте будет некогда ему. Ваши попытки найти общий язык с подросшим ребенком не увенчаются успехом. Будьте для своих детей – самыми лучшими друзьями. Покажите своим поведением, что вы всегда можете отложить намеченные дела и выслушать своего ребенка. И тогда вы будете вправе называться хорошими родителями!

Связь между родителями и ребенком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше должен он оставаться в тесной зависимости от материнского организма.

Буквально каждый день в семейном воспитании родителям надо задумываться о предоставлении ребенку той или иной меры самостоятельности. Этот вопрос регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром.

Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда, ни при каких обстоятельствах у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная, необходимая из всех обязанностей родителей - относиться к своему ребенку любого возраста любовно и внимательно.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребенок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть такое утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит, когда ребенок лишен прочного фундамента неизменной родительской привязанности.

Глубокий постоянный психологический контакт с ребенком - универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребенка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дает детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога - это устремление к общим целям, совместное видение ситуаций, направление совместных действий. Речь идет не об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точки зрения взрослых и детей различны, что вполне естественно. Однако первостепенное значение имеет сам факт общей направленности к разрешению проблем. Ребенок всегда должен понимать, какими целями руководствуется родитель в общении с ним.

Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребенка и взрослого.

Достичь этого в повседневном семейном общении с ребенком очень трудно. Обычно стихийно возникающая позиция взрослого - позиция «над» ребенком. Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Вопреки этому родителям необходимо постоянно стремиться к тому, чтобы ребенок играл активную роль в процессе воспитания.

Равенство позиций в диалоге достигается в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт с ребенком как высшее проявление любви к нему следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.

Помимо диалога, для внушения ребенку ощущения родительской любви необходимо выполнять еще одно чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребенка . Что это значит? Под принятием понимается признание права ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей.

Как можно осуществлять принятие ребенка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказываются в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребенка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объяснять!», «Да зачем же я тебя только на свет родила, упрямец, негодник!», «Любой дурак на твоем месте понял бы, как поступить!».

Всем будущим и нынешним родителям следует очень хорошо понять, что каждое такое высказывание, каким бы справедливым по сути оно ни было, какой бы ситуацией ни было вызвано, наносит серьезный вред контакту с ребенком, нарушает его уверенность в родительской любви.

Ребенок должен быть уверен в родительской любви независимо от своих сегодняшних успехов и достижений. Формула истинной родительской любви, формула принятия - это не «люблю, потому что ты - хороший», а «люблю, потому что ты есть».

Важно оценивать не личность ребенка, а его действия и поступки . Действительно, если назвать свое чадо недотепой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласится с вами, и уж вряд ли это заставит его изменить свое поведение. А вот если обсуждению подвергся тот или иной поступок, гораздо легче сделать так, что сам ребенок оценит свое поведение и сделает правильные выводы.

Контроль за негативными родительскими оценками ребенка необходим еще и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совсем по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие дает возможность проникнуть в мир глубоко личностных переживаний детей, позволит появиться росткам «соучастия сердца». Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность - таковы эмоции истинно любящих своего ребенка, принимающих родителей.

Идеальных родителей не бывает. Как не бывает идеальных людей, а родители ведь тоже только люди. Люди делают ошибки, и делают их каждый день. «Представьте себе весы. Вы можете что-то делать неправильно, вы можете совершать ошибки. И это лежит на одной чаше весов. А на другой чаше – любовь, интерес, дружба, умение найти правильные слова. У хороших родителей это чаша весов обычно перевешивает».

Лит-ра:

    Ю.Б. Гиппенрейтер « »

    Ю.Б. Гиппенрейтер «Продолжаем общаться с ребенком. Так?»

    Корчак Януш "Как любить ребенка"

Послание родителям от трудного подростка

He балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно давать мне все, что я требую. Я просто испытываю вас.

Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне легче определить свое место.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.

Не полагайтесь на применение силы в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой. Я откликнусь с большей готовностью на вашу доброжелательность.

Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить, это может поколебать мою веру в вас.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-либо только затем, чтобы просто расстроить вас. Иначе я попытаюсь достичь еще больших "побед".

Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю "Я вас ненавижу". На самом деле это не так. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став "плаксой" и "нытиком".

Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам, иначе у меня войдет в привычку использовать вас в качестве прислуги.

Не пилите меня за мои "дурные привычки". Это меня еще больше зацикливает на них.

Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.

Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание действовать с вами заодно пропадает. Будет нормально, если вы предпримите определенные шаги позднее.

Не заставляйте меня чувствовать, что мои проступки всегда являются непоправимыми. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам не знаю, почему поступаю так, а не иначе.

Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Когда я запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на собственном опыте.

Не обращайте слишком много внимания на мои маленькие хвори. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если это привлекает ко мне столько много внимания.

Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще, и буду искать информацию где-то на стороне.

Не отвечайте на провокационные и бессмысленные вопросы. Если вы будете это делать, то вы вскоре обнаружите, что я просто хочу, чтобы вы постоянно мной занимались.

Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравниться с вами.

Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

Не забывайте то, что я не могу успешно развиваться без понимания и ободрения, но похвала, когда она честно заслужена, иногда все же забывается. А нагоняй, кажется, никогда.

Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что меня больше учит не критика, а примеры для подражания.

И, кроме того, помните, что я вас люблю, пожалуйста, отвечайте мне любовью.

В обществе происходят стремительные изменения, и на фоне этого воспитание детей сегодня - дело совсем не простое. Независимо от того, сколько у вас детей, никогда нельзя сказать, что вы достаточно опытный и "правильный" родитель. Многие из современных мужчин и женщин создают масштабные проекты, строят успешный бизнес и руководят сотнями сотрудников, но становятся абсолютно беспомощными, когда дело доходит до воспитания детей. Психологи утверждают, что родители часто испытывают "давление, стресс и напряжение", под влиянием которых теряют уверенность в себе. Для поднятия самооценки узнайте 11 признаков, подтверждающих, что вы хороший родитель, даже если вы в это уже не верите.

1. Вы даете ребенку возможность учиться на своих ошибках

Может звучать парадоксально, но в целях воспитания иногда полезно не проявлять гиперопеку, а уйти в сторону и дать ребенку "обжечься". Конечно, наблюдая за его неудачей, вы должны контролировать ситуацию, но оставаться достаточно хладнокровным, чтобы в последний момент не поддаться жалости. Как сказал Армин Бротт, автор книги "Новый отец: руководство папы годовалого ребенка": "Разбитые коленки делают характер". После обязательно поговорите с отпрыском о том, какой урок он вынес из своего неудачного опыта.

2. Вы вполне осознаете, что ваш ребенок - личность

Тот факт, что вы позволяете своим детям увлекаться тем, что нравится им, а не вам, говорит о вашей психологической зрелости. "Если вы безусловно поддерживаете начинания своих отпрысков, значит, вы достойны звания "Родитель года", - утверждает Армин Бротт. Дети должны знать, что вы заинтересованы в том, чтобы помочь им стать индивидуальными личностями, а не превратить их в копии себя.

3. Ваши дети всегда практикуют привычки безопасности, даже когда вас нет рядом

Для родителей типично думать, что дети пропускают их советы мимо ушей, но психологи утверждают, что это не всегда так. "Научить детей правилам безопасности - это ваша цель. Тот факт, что они делают правильный выбор и принимают основные меры предосторожности даже в ваше отсутствие, является большим плюсом для вас", - говорит Бротт.

4. Вы отказались от плохой привычки, чтобы показать ребенку хороший пример

Все мы - живые люди со своими недостатками. Однако, когда у вас есть дети, влияние, которое вы оказываете на них, должно быть в приоритете над плохими привычками. Если молодой папа бросил курить или пошел в спортзал, чтобы показать хороший пример сыну, он заслужил аплодисменты.

5. Вы делаете ошибки

Удивительно, но психологи называют хорошими родителями тех, кто делает ошибки. Почему? Да потому, что ошибается тот, кто что-то делает, ищет и дерзает. А если вы уверены, что ваше "хорошее воспитание" отлично работает, значит, пора снять розовые очки.

6. Вы практикуете семейные ужины

По словам Бротта, собраться всей семьей иногда бывает трудно, но именно это является признаком хорошего воспитания. При этом важно, чтобы при встрече вы фокусировались друг на друге, а не "залипали" в гаджетах. По статистике, дети, которые регулярно проводят ужины с родителями, особенно с папой, лучше учатся в школе, имеют более высокую самооценку и менее склонны злоупотреблять наркотиками или алкоголем.

7. Ваши дети иногда злятся на вас

Конечно, так должно быть! Воспитывая ребенка, вы запрещаете ему произносить бранные слова, требуете уважать старших и защищать слабых, контролируете учебу, отказываете в удовольствиях за провинность... И ребенок не всегда воспринимает ваши запреты адекватно, хотя психологически нуждается в контроле.

8. Вы думаете, что терпите неудачу

Не будьте слишком строги к себе. По словам Бротта, родители, которые думают, что они неспособны быть хорошими родителями, обычно все делают правильно. И наоборот, родители, которые в высшей степени уверены в своей правоте, как правило, проигрывают.

9. Ваши дети ведут себя достойно, даже когда вы их не видите

Если ребенок способен устоять и не поддаться негативному давлению со стороны сверстников, когда вас нет рядом, тогда вы - суперпапа и супермама!

Большинство родителей прилагают все усилия, чтобы привить своим детям хорошие принципы и нравственность, однако далеко не у всех это получается. И стоит поучиться у тех, кто все-таки справился с этой трудной задачей.

10. У вас есть собственные желания и стремления

Хорошие родители не погружаются полностью в жизнь своих детей, а имеют собственные увлечения, интересы и цели. Психологи убеждены, что именно такой подход не позволит ребенку вырасти беспомощным эгоистом.

11. Ваш ребенок уверен в вашей любви и заботе

Главным показателем того, что вы отличные папа и мама, служит тот факт, что ваш отпрыск чувствует себя любимым и защищенным.

Стоит это произнести или даже подумать - и немедленно слышен гул голосов из нашего прошлого. «Да какие они родители!», или «У него хорошие родители - деньги сдают вовремя, на собрания ходят, за дисциплиной следят», «Чтобы быть хорошей матерью, не мешало бы носить юбку подлинней, о мужчинах не думать, на карьере не зацикливаться»...
Или «А хорошие отцы и деньги зарабатывают, и жене помогают, и детьми занимаются, а ты!», «Хорошие родители всегда любят своих детей, радуются каждому их шагу, умеют сдерживаться и находят верное решение в любой ситуации вместе с детьми» -ну, это уже голос «психолога из газеты».

Родные, близкие, коллеги по работе, друзья и даже само общество с удовольствием расскажут нам, ЧТО такое хороший родитель. Но КАК им стать? Ответ каждый ищет сам, методом проб и ошибок. Но в этом хоре голосов, о которых мы размышляем, не слышно очень важного голоса - голоса ребенка! А ведь он единственный, для кого поведение, слова, сама жизнь родителей - гормон роста и развития.

Давайте поговорим не только о том, как и что делать, но и о том, что делать обязательно, а чего - страшно подумать - можно иногда и не делать. Я не случайно сказала «страшно подумать» - с моей точки зрения, главная проблема современных родителей не безответственность, как принято считать, а сверхответственность. Это мнение разделяют многие российские и зарубежные семейные психотерапевты.

История вопроса

В прежние годы задачей родителя было накормить и вырастить детей - насколько жизнь и Бог позволят. И задача «быть хорошим родителем» решалась просто: обеспечивать едой и одеждой в меру возможностей, следить за соблюдением определенных правил, выпускать из семьи детей, готовых жить среди людей, соблюдая законы общества, к которому принадлежат. Правила жизни и выращивания (да, скорее выращивания, а не воспитания) детей были достаточно четкими и простыми: не воруй, не ври, чти старших, трудись и т. д. «Трудись» относилось и к богачам, и к беднякам: учиться, танцевать, ездить верхом, соблюдать правила поведения воспитанного человека считалось трудом не меньшим, а иногда и большим, чем труд землепашца или ремесленника. А попробуйте учить латынь, греческий, французский, рисовать с натуры, знать математику и историю - легко ли? А это обычная гимназическая программа.

ХХ, а затем и XXI век принесли много новшеств, старые устои зашатались, новые пока не сложились. И больнее всего ударило по самому важному и уязвимому в жизни отдельного человека и общества в целом - по детско-родительским отношениям.

Без права на ошибку

В распространении знаний есть определенная закономерность: сначала они прямо как есть («как написано») распространяются среди специалистов и особо заинтересованных людей из числа неспециалистов. А затем через разговоры, споры, фильмы, книги, СМИ усваиваются всем остальным населением, уже без ссылки на первоисточник.

Вначале был психоанализ со своим «все беды от родителей и от отношений с ними». Среди современных родителей, очень боящихся причинить вред ребенку «неправильным» родительским поведением, искренне считающих, что если они что-то упустят сегодня, то это навсегда лишит их детей каких-то возможностей и достижений в жизни, достаточно много людей, не знающих или мало знающих о достижениях детской, семейной или педагогической психологии. Но растворившиеся в культуре мысли принимаются без критики как сигнал к действию: «Надо что-то делать, и делать «правильно», а то будет как у меня, и мой ребенок будет страдать. Мои родители что-то делали неправильно, я должен это исправить в своих детях».

Как за каменной стеной

Отношения с папой и мамой и отношение к папе и маме - основные психологические закладки раннего возраста. Многое в наших мыслях о себе, о людях, о жизни определяется этим опытом. Но парадокс в том, что для любого ребенка в раннем детстве нет плохого или хорошего папы и мамы, они для него всегда лучшие, других не надо! И малыш уверен в этом безоговорочно и готов это демонстрировать (примеры мы знаем: «Моя мама самая хорошая!», «А мой папа лучше всех!») и очень ждет от нас подтверждения этому. Тогда ему спокойно. И если мама и папа, ошибаясь и злясь, не всегда зная, как правильно себя вести (они ведь живые люди, не боги), дают ребенку уверенность, что они справятся, они разберутся, пусть даже не сразу - они и правда лучшие для него. Малышу хорошо, и мир для него стабилен. Он чувствует, что взрослые родители знают, что делать с этой сложной жизнью, и справятся без него.
Лучшее - враг хорошего

Но как только папа и мама начинают слишком стараться быть правильными, тревожатся из-за любого непредсказанного события в жизни ребенка (болеет - не досмотрели, не читает - не развили, энурез - не воспитали, дерется - не научили общаться!), он чувствует себя заложником родительских проблем. В силу особенностей психики и мышления маленький человек убеждается, что родители - лучшие, но из-за него им плохо, он для них нагрузка. И малыш, а затем и подросток, а иногда и взрослый человек взваливает на себя ответственность за поведение, жизнь и даже здоровье родителей: «Я испортил жизнь маме своими болезнями... из-за меня развелись». То есть: «Если бы не я...» Жить с ощущением себя как неприятности, как помехи непросто. Нелегко чувствовать себя и воспитателем взрослых, а то и старых родителей: «Мать достает до печенок каждый день, она никогда не поймет...»

Так, может быть, отложить в сторону абстракцию «хороший родитель» и попробовать быть просто мамой или просто папой именно этого ребенка (этих детей)? Да, нелегко, но можно перестать надувать щеки и воображать, что вот еще немного - и научусь сдерживаться, делать то, что нужно, говорить детям правильные слова правильным голосом. Мы живые люди, и в момент, когда мы становимся родителями, мозг и тело начинают работать над этой ролью, перемалывают опыт родительской семьи и наш собственный сегодняшний. Постепенно (у всех в свой срок) включаются любовь к ребенку и родительская интуиция. Сколько веков помогала она растить детей и адаптировать их к определенной жизни и к определенному времени!

Понять, пожалеть, помочь

И если не требовать от себя чудес, а слушать себя и маленького человечка рядом, если согласиться с тем, что растим не свою часть, не собственного вечного ребенка, а другого будущего взрослого, вольного делать со своей жизнью то, что считает нужным, можно принять его болезни и двойки. Не баюкать вину, а искать решения, пригодные семье и каждому ее члену.

Прислушаться к своей интуиции и услышать неожиданное: вместо того чтобы сесть учить ненавистный предмет вместе с ребенком, мучая обоих, - пожалеть его и себя, обнять и увести в кино, отдыхать от этого ужаса. Иногда за такое воздается сторицей: ребенок перестает смешивать в одну кучу отношения в семье и собственно предмет. И ему становится легче учиться. Есть математика - а есть мама и мы с ней, а не математика, которая мучает маму из-за меня.

В семье есть опасная тенденция (она, кстати, часто перетекает в «псевдосемью» - в школу): заменять реальные цели отношениями. А отношения складываются в семье системно, зависят от многих факторов, и простые решения, увы, ничего не меняют. Например, сын плохо учился и все школьные годы слышал и верил, что родители ругаются из-за него. Поступил в институт, увлекся, учится легко и с удовольствием, ожидает, что и в семье теперь наступят спокойствие и благодать. А ничего не меняется. Стало даже тяжелее. Прежде сбрасывали взаимную агрессию на его учебные дела, теперь энергия бушует между мужем и женой.

Если вы закаливаете ребенка, делайте это не для того, чтобы теща убедилась, что вы хороший отец, но чтобы он поздоровел. Закаливайте и говорите ему об этом прямо. И ему, и вам будет понятней и легче. А если сами не верите в закаливание, но «надо» - не делайте, может заболеть.

Если вы в роли матери устали и злы на себя и весь мир, скажите ребенку честно: отойди, я злюсь, я устала, я отдохну и займусь тобой. Но не уходите «в отношения»: ну неужели тебе трудно поиграть самому, ты же большой, ты назло мне этого не делаешь! Он перестает понимать, что нужно, чтобы не было назло, становится тревожным и малоуправляемым, да еще начинает думать, что «большой» - это тот, кто мешает, вызывает злость, обязан делать то, что совсем не хочется.

Если вы действительно верите, что от поведения первоклашки зависит вся его будущая жизнь в обществе, постарайтесь расслабиться и оглядеться по сторонам: много ли среди ученых, политиков, банкиров и менеджеров, среди просто успешных людей послушных тихих первоклассников? Может быть, вы опять попали в ловушку «хороший - для школы, для родственников, для соседей и друзей - родитель»?

Станьте лучшими мамой и папой для единственного (двух, трех единственных!) на свете. Им должно быть удобно двигаться с вами в потоке под названием Жизнь. Этот поток не останавливается и не течет назад; находясь в нем, бессмысленно искать прошлые грехи, можно только осознавать опыт и находить решения. И на собственном примере учить этому детей - а вдруг получится! В меняющемся мире это единственно устойчивый и продуктивный способ быть родителями.

Но даже и этих знаний, явно не хватает. Ведь речь то идет о том, как правильно воспитывать ребенка, чтобы от стал ЧЕЛОВЕКОМ. Речь идет о том, как понимать его проблемы и трудности, как находить с ним общий язык, как вырастить из него полезного гражданина общества. Согласитесь это не так-то просто.

Во-вторых, у нас нет особенного желания получать знания в этой области. Мы не приучены к этому ни нашими родителями, ни нашим обществом, в котором живем. МирСоветов подчеркнет очевидную для многих истину: во многом наши знания о воспитании детей мы получаем в своей семье, где воспитывались сами. Не случайно ведь говорят что «яблоко от яблони не далеко падает». Как нас воспитывали родители, так и мы себя ведем по отношению к нашим детям .

Помните, Аркадий Райкин в одной из миниатюр говорит: «Меня Сидорова младшего, мой отец Сидоров старший, драл как сидорову козу». Но здесь стоит задуматься о том, что, может быть наши дети, заслуживают лучшего отношения к себе. Ведь это же НАШИ дети!

Можно ли исправить эту ситуацию? Конечно можно. Было бы желание к этому и стремление. Что же делать для того, что бы стать хорошим родителями для своих детей?

Можно конечно обратиться к соответствующей литературе: к различным книгам, рекомендациям педагогов, но здесь МирСоветов советует быть осторожными. Осторожными в том отношении, что советов сегодня достаточно много по этому поводу и литературу найти можно всякую. Поверьте, что многие советы тех, кто считает себя специалистами в этом деле, порой противоречат друг другу. Главный критерий –это результаты, к которым приводят те или иные методы в воспитании детей. Поэтому здесь надо быть уверенным на все 100%, что мы правильно выбрали методы воспитания, иначе последствия могут быть плачевными.

Ну и еще один может быть самый важный момент. Для кого как. Почерпнуть знания из самой мудрой книги на земле – Библии. А почему нет. Сегодня все больше и больше людей обращаются к ней за руководством. И если признавать, что она вдохновлена Богом, то наверняка там есть мудрые и полезные советы на эти темы.

Будьте сами примером
Это очень важный момент в воспитании детей, его трудно переоценить. Детей не надо учить принципу «делай как я», они это делают практически с самого своего рождения. Поэтому на протяжении всего времени воспитания ребенка, становление его как личности вы можете своим поведением воспитывать свою дочь или своего сына.

Иногда бывает, что кто-то про наших детей говорит: «вылитый отец» или «вылитая мать» и это сходство, которое замечают другие люди, оно не только внешнее. Наши дети перенимают нашу манеру говорить, смеяться, шутить, Они подражают нам (с самого юного возраста) в том, как мы ведем себя со своими родственниками, другими людьми, соседями. Дети замечают все наши привычки и, сами того не подозревая, начинают им подражать, потому что родители для них в их юном возрасте являемся самым главным авторитетом.

И еще один, по мнению МирСоветов, очень важный момент. Его просто необходимо учитывать, для того чтобы быть хорошими родителями. Без него просто не обойтись.

Знаете ли вы, что сильней всего дезориентирует ребенка? Что его раздражает, дестабилизирует его в восприятии окружающего мира и что очень сильно роняет наш авторитет в его глазах? Если наши слова, расходятся с нашими делами. Если мы учим своего ребенка одному и приводим очень убедительную аргументацию в пользу этого, а потом наш ребенок видит или слышит, как мы поступаем по другому. В этом случае все наши слова могут оказаться не только бесполезными, но даже вредными.

Такая тактика поведения, тактика «двойных стандартов» раздражает нас, когда мы с ней сталкиваемся в своей жизни (может быть на работе, по месту службы или где-нибудь еще). Но в гораздо большей степени такое поведение «двойных стандартов» раздражает наших детей и не делает нам чести как их родителям.

Ну а для того, чтобы ваш ребенок видел ваш пример, для этого необходимо…

Уделять время ребенку
Дети в этом нуждаются. Они скучают, когда нас нет, когда мы куда-то уезжаем, когда мы много работаем. И хотя мы работаем для того, что бы у наших детей было все необходимое для жизни, важно помнить, что наши дети нуждаются не только в еде, одежде, предметах развлечения, но и в ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ в нашем внимании, времени, в наших советах и в нашем понимании.

Конечно же, в зависимости от возраста, потребности наших детей меняются. Но если мы хотим иметь со своими детьми близкие и доверительные отношения, то их нужно закладывать с раннего детства. Потом, когда наши дети повзрослеют, когда у них начнется переходной возраст , благодаря тому, что у нас с ними будут хороший обмен мыслями и доверительные отношения, мы им сможем помочь. Они привыкнут с детства к тому, что их родители всегда найдут для них время, всегда будут готовы отложить свои дела, чтобы выслушать своего ребенка. А все это потому, что родители любят своих детей и доказывают им свою любовь словом и делом.