Кто такой дефектолог и что такое дефектология? Занятия с детским учителем дефектологом или логопедом: в чем разница.

Когда у ребенка появляются проблемы с речью или же с произношением, необходимо обращаться к специалисту. Коррекцией навыков общения занимаются многие специалисты. Сегодня пойдет речь о логопеде и дефектологе. В чем разница логопеда и дефектолога? К кому лучше обращаться, в чем отличие их работы?

В чем сходство дефектолога и логопеда

Общее между логопедом и дефектологом — образование, сфера деятельности, способы работы.

Во время обучения в университете логопеды и дефектологи учатся на одном факультете и большая часть дисциплин у них сходна. Там они изучают множество дисциплин: специальную психологию и педагогику, логопедию, психологию, неврологию, психиатрию и множество других дисциплин.

Все это помогает не только коррекции звукопроизношения, но и учит взаимодействовать с ребенком. Умение установить контакт, понять малыша, вникнуть в суть его проблем и определить имеющиеся трудности очень важно для таких специалистов. Если же этого не будет, то составить план занятий и добиться прогресса будет намного сложнее.

Некоторые причины трудностей в развитии

В помощи логопеда или дефектолога нуждаются дети, у которых в силу определенных обстоятельств есть проблемы с развитием речи, общением, адаптацией к миру, проблемы с обучением в различных учреждениях школах, детских садах.

Причины трудностей могут быть разными:

  • родовые травмы;
  • инфекции во внутриутробном периоде развития ребенка;
  • болезни в раннем периоде развития ребенка;
  • психологические и неврологические расстройства.

Это лишь часть причин, следствием которых становятся проблемы с речью. Такие специалисты как логопед и дефектолог могут их определить и подобрать способы их решения.

Средства общения в работе логопеда и дефектолога

Во время индивидуальных занятий с ребенком как логопед, так и дефектолог используют одинаковые способы работы и средства общения с ребенком. , дети используют удобные для них средства общения. Они используют действия — ведут за руку, показывают интересные им предметы, другие дети используют речь для общения. Все средства общения можно разделить на три группы:

  • действия;
  • речевые средства;
  • жесты, мимика, пантомимика.

Данные средства общения используются как вместе, так и отдельно друг от друга. Они становятся основной для упражнений, направленных на правильную артикуляцию и, как следствие, произношение звуков и совершенствование речи.

Разные трудности — разные специалисты

В специальной психологии и педагогики традиционно сложилось деление дефектологов в зависимости от той категории детей с кем работают эти специалисты:

  • логопеды – дети с нарушением речи;
  • олигофренопедагоги — дети с задержкой развития и и интеллектуальной недостаточностью;
  • тифлопедагоги — дети с нарушением зрения;
  • сурдопедагоги — дети с нарушением слуха.

Если у ребенка есть сложности в работе анализаторов зрения, слуха, то лучше подобрать специалиста исходя из этих трудностей. Т.к. у всех перечисленных категорий, как правило, имеются нарушения речи, то логопед работает со всеми этими категориями детей.

Если сравнивать занятия у логопеда и у дефектолога, то они во многом сходны. Отличается лишь то, на решение каких задач они направлены.

Особенности работы логопеда: задачи и цели работы

В связи с тем, что при многих нарушениях ( , задержка речевого развития, аутизм, умственная отсталость) есть нарушение в речи, то логопед занимается со всеми детьми. Основная сфера его деятельности включает:

Обязательным этапом работы является работа над невербальной стороной речи: мимикой, жестами и движениями. В процессе работы с логопедом ребенок не только улучшает качество своей речи, но и учится задавать вопросы, составлять рассказы и вести диалог как со сверстниками, так и со взрослыми.

Особенности работы дефектолога: какие проблемы решает данный специалист?

Кроме базовых дисциплин, в рамках курса дефектологии изучаются также такие предметы как тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика и др.

Поэтому в зависимости от вида нарушений у дефектолога поваляются специфически задачи. Например, при работе с детьми с нарушениями зрения — обучение пространственной ориентировка в рамках квартиры.

Дефектолог работает также и с теми малышами, которые плохо слышат. Вместе с дефектологами дети не только начинают правильно говорить, но и учатся познавать мир иначе с помощью языка жестов или дактиля..

Это помогает работать дефектологам над более серьезными проблемами, к которым относятся психические и физические недостатки детей.
В ходе своей работы дефектологи выполняют следующие задачи:

  • обучение детей ориентировки в ближайшем окружении, несмотря на имеющиеся недостатки;
  • увеличение объема их знаний, умений и навыков (помогая закреплять последние);
  • помощь в адаптации деток с проблемами в развитии к школе или детскому саду.

Резюмируя данную статью можно сказать. Логопед учит умению общаться, работая над невербальной стороной речи и языковыми единицами (слогами, словами, фразами и предложением), а дефектолог учит содержанию общения, расширяя знания и представления ребенка, помогая ему адаптироваться к окружающей обстановке.

Вы научитесь самостоятельно профессионально заниматься со своим ребенком. При поддержке специалистов школы разработаете индивидуальную программу, получите сопровождение на все время обучения. Сами выберете удобный для вас формат общения – по скайпу или через любой из мессенджеров. Все видеозаписи консультаций останутся у вас навсегда. Присоединяйтесь к on-line школе

Ввиду особенностей здоровья (нарушение или отсутствие слуха, зрения, недоразвитие нервной систему, проблемы с опорно-двигательным аппаратом, проблемы с речью) некоторым детям с трудом удается подготовиться к школе, да и программу массовой школы такие дети освоить не могут. Им необходимо специально организованное обучение, которое проводят коррекционные педагоги.

Наверняка каждый слышал о логопеде и дефектологе. На первый взгляд, сложно понять, чем же отличаются эти два специалиста, и в каком случае следует к ним обращаться. Давайте попробуем разобраться, чем же они отличаются.

Для начала, разберем, кто такой логопед , и чем он занимается.

На этот вопрос ответят многие, логопед ставит звуки. Но, помимо дефектов звукопроизношения, могут быть и другие речевые проблемы: быстрый или замедленный темп, запинки в речи, нарушение интонации, недостаточное развитие словарного запаса, ошибки при употреблении слов, при склонении по падежам и т. д. Как видим, постановка звуков отнюдь не единственная задача логопеда.

При постановке звуков особое внимание будет уделяться развитию правильного речевого дыхания, развитию подвижности артикуляционного аппарат, выработке правильного артикуляционного уклада и закреплению поставленного звука в различных позициях (слог, слово, предложение, связное высказывание). Бывает и так, что ребёнок не различает звуки на слух и путает их, если они сходны по артикуляции или звучанию. В этом случае уже будет нарушено и фонематическое (звуковое) восприятие речи. В этом случае логопед подберет задания, нацеленные на умение слышать определенный звук, выделять его из ряда других звуков и не путать с похожими звуками.

Если же у ребёнка присутствуют проблемы с оформлением речи, то работа будет направлена на расширение словарного запаса и на активное введение в речь новых слов. Кроме этого логопед научит ребёнок изменять слова по числам, родам, падежам, согласовывать слова между собой. Способствовать развитию понимание и использованию предлогов. Ну и, конечно же, логопед научит правильно строить фразы, составлять высказывания.

В школе перед логопедом, помимо исправления нарушений устной речи, стоит задача выявить и преодолеть трудности в овладении письменной речью (письмо и чтение). У многих деток, имеющих или имевших ранее речевые трудности, часто появляются специфические трудности в письменной речи (дисграфии и дислексии).

Если у ребенка есть проблемы с чтением, то логопед развивает не только технику чтения, но и понимание прочитанного, умение пересказать текст.

Работа над устранением ошибок при письме отличается от тех заданий, которые обычно дает учитель, логопеду важно правильно выявить причину, по которой ребёнок допускает ошибки (нарушение зрительного восприятия, слухового восприятия, фонематического анализа и т.д.) и помочь преодолеть эти трудности.

Как видим, логопедическая работа намного шире, чем кажется на первый взгляд, и ограничивается не только постановкой звуков.

Однако, даже самый опытный логопед не достигнет больших результатов работы, если ребёнок не может даже несколько минут посидеть на месте и послушать предлагаемые ему задания. Это происходит в случае если у ребёнка низкий познавательный интерес или недостаточный объем и концентрация внимания, и его отвлекает, то шум за стенкой, то пролетевшая за окном птица. А может ребёнок и вовсе плохо понимает обращенную к нему речь и тогда действительно ему совсем не интересно слушать, о чем там говорит ему логопед.

Во всех этих случаях можем говорить о неготовности ребёнка к обучению, вот тут то и необходима помощь дефектолога.

Дефектолог - это педагог, который работает с «особенными» детьми (дети с нарушениями: слуха, зрения, ОДА, интеллекта, психического развития), он помогает адаптироваться ребёнку в учебе, быту, социальной сфере, осуществляет всестороннее развитие ребёнка.

В зависимости от профиля дефектолог работает со слабослышащими и глухими детьми (сурдопедагог), со слабовидящими и слепыми детьми (тифлопедагог), с детьми имеющими нарушение интеллекта (олигофренопедагог).

Если ребёнок не слышит, или не видит, или имеет отклонения в интеллектуальном развитии, то традиционные занятия не принесут желаемых результатов. Учитывая особенности ребенка, дефектолог подберет необходимые методы, и приемы, с помощью которых будет происходить обучение. Например, глухому ребёнку поставили кохлеарный (слуховой) аппарат и теперь необходимо научить его говорить. Что делать, обратиться к логопеду? Возможно, но представьте, ребёнок долгое время не слышал, а тут он стал слышать, все звуки сливаются для него в неразборчивый шум, в котором разобраться невозможно. Становится понятно, что традиционная логопедическая работа будет тут малоэффективна. Ребёнка нужно научить жить в новых условиях. Этим- то и займется дефектолог-сурдопедагог. Постепенно, можно подключить и логопедические занятия, но основу в данном случае составит дефектологическая работа. Таким же образом будет и с незрячими детьми, и с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Не смотря на индивидуальные особенности детей, можно выделить основные направления работы дефектолога, это развитие и коррекция:

  • внимания (концентрация, устойчивость, объём, переключаемость зрительного и слухового внимания);
  • восприятия (цвета и формы, пространства (право, лево, выше ниже и т.д.), времени (часы минуты, времена года, сутки), картин, речи, человека);
  • памяти (расширяют объем памяти, развитие произвольной памяти);
  • мышления;
  • речи (устной, письменной);
  • моторики (различные массажи, упражнения на развития подвижности и направленные на снижение или повышение тонуса мышц, упражнения на развитие мелкой моторики);
  • слуха (при работе со слабослышащими детьми или с теми, у кого слуховой аппарат);
  • эмоционально-волевой сферы (помощь в осознании ребёнком своих чувств, развивают умение справляться с ними);
  • элементарных математических представлений (знакомство с числами, понятие о количестве (один, много), знакомство с величиной предметов, сравнение величин, знакомство с геометрическими формами и т.д.);
  • конструктивной деятельности (игры с конструкторами и кубиками).

Т.е мы видим, что дефектолог осуществляет общее развитие интеллекта ребёнка, готовит его к обучению и восприятию информации, учит взаимодействию с людьми.

Одним из направлений работы дефектолога является развитие и коррекция речи, так значит, логопед не нужен, если с ребёнком занимается дефектолог?

На самом деле нужен, потому что работа над речью строится по-разному. Дефектологу важно сформировать интерес ребёнка к речевому общению, научить использовать речь для общения, т.е. сформировать мотивацию к речи, после уже можно подключать логопеда, что бы он более детально проработал речь.

Есть еще специалист - логопед-дефектолог, т.е. человек, прошел обучение и как логопед, и как дефектолог, т.е. может работать с детьми с нарушениями.

Но, к сожалению, не всегда есть возможность работать с двумя специалистами одновременно и тогда логопеду приходится работать и над развитием мотивации и интереса к обучению, памяти, внимания и т. д, а уже потом осуществлять непосредственно логопедическую работу. Так и дефектологу при отсутствии логопеда придется работать над постановкой звуков и речи.

Так чем же отличается логопед от дефектолога?

Целью работы логопеда является четкая, хорошо интонированная грамотная речь.

Цель дефектолога всеобщее развитие ребёнка, обеспечить готовность ребёнка к обучению и его социализация.

Как видим, цель дефектолога шире, в то время как работа логопеда сфокусирована на речи.

В заключении, хотелось бы привести несколько наглядных примеров из практики:

Оля. К., 8 лет, бабушка привела девочку на консультацию к логопеду. В ходе обследования выяснилось, говорить только первыми слогами слов («Де и гу» девочка идет гулять), затрудняется выполнить простые просьбы, плохо ориентируется в пространстве, путает цвета и фигуры. Слабо развита моторика рук и общая моторика. Девочка не внимательна, легко отвлекается от задания, демонстрирует низкую работоспособность.

Конечно, в этом случае логопед порекомендовал обратиться за консультацией к дефектологу, неврологу, лору, окулисту. Так как для своего возраста девочка демонстрировала не очень хорошие результаты, и только логопедической работы будет не достаточно.

Костя.Ч. 5 лет. Мама привела мальчика на консультацию к логопеду с жалобами на невнятную речь. В ходе диагностики выяснилось, что у мальчика нарушено произношение звуков [ш][ж][р][л] [ч], кроме этого путает звуки заменяет звук [з] на звук [с]. При этом мальчик хорошо понимает обращенную к нему речь, в ответах на вопросы демонстрирует широкий кругозор, хорошо выполняет задания направленные на диагностику мышления, памяти, внимания.

Во втором примере мы видим, что дополнительной работы для развития ребёнка не требуется, достаточно просто будет поставить звуки и научить ребёнка различать звуки [с] и [з].

Еще один пример.

На консультацию к логопеду пришла девочка Алиса, 5 лет. В детском саду, где она обучается, педагоги проводили обследование, выявили отставание и посоветовали обратиться к логопеду или дефектологу. Ребенка привели в наш центр и логопед начала работу с малышкой. Обследование показало следующее: общее недоразвитие речи 3 уровня (т.е. нарушены все стороны речи), ЗПР. Речь у Алисы была невнятной, смазанной, многие звуки произносились межзубно, всего было нарушено и не сформировано 9 звуков. Словарный запас очень бедный, грубое нарушение грамматического строя речи (не различала мужской и женский род, все падежи, кроме именительного, смазаны, не понимала конструкции с предлогами). Ребенок не умел считать даже до 5, не знала цифр и букв. Задание «4 лишний» было недоступно для понимания. Лишним был тот предмет, который ребенку не нравился. Фонематическое восприятие было грубо нарушено. Составить даже простой рассказ по картинке девочка не могла, серию картин не понимала. Пример речи: «Алиса пошел парк». (Алиса пошла в парк). Родители сказали, что в саду девочка делает только то, что ей нравится, а то, что у нее плохо получается, даже не пытается сделать.

Логопед разработал план занятий, и начала не с постановки звуков, а с формирования познавательного интереса, с общего развития представлений о мире, с развития внимания, памяти и мышления. Поскольку в центре не было дефектолога, логопед взял эти задачи на себя. В идеале такому ребенку надо было бы посещать занятия двух специалистов: дефектолога и логопеда.

Специальность логопедии включает в себя занятия с детьми без патологических отклонений речевого аппарата. Таким образом, логопед работает со здоровыми людьми, которым требуется исправить произношение тех или иных звуков , улучшить дикцию, усовершенствовать ритм и громкость речи и так далее. Логопед от дефектолога отличается тем, что не является специалистом медицинского профиля.

Дефектолог должен быть выпускником педагогического факультета и пройти дополнительное обучение, чтобы заниматься лечением детских патологических нарушений речи. Работа такого учителя соединяет в себе логопеда, психолога и в большинстве случаев невропатолога. Дефектолог должен четко представлять механизм развития того заболевания, с которым он работает, чтобы эффективно провести коррекцию речи.

Сфера деятельности логопеда

В отличии от дефектолога логопед начинает заниматься с детьми только после 3 лет , когда можно четко отследить проблемы в произношении и устранять их. Консультации у специалиста требуются ребенку, у которого отсутствует органическая или функциональная патология, а проблема заключается в индивидуальных особенностях развития речи.

Занятия у логопеда включают в себя:

  • постановку произношения отдельных букв или их звуковых сочетаний;
  • борьбу со слишком быстрой или замедленной речью;
  • устранение заикания;
  • совершенствование четкости речи;
  • улучшение навыков чтения или обучение ему;
  • борьбу с громкостью голоса и отдельными интонациями произношения;
  • преодоление психологических блоков общения (страх, смущение, боязнь говорить среди большого количества людей и так далее).

Знать, чем отличается врач от дефектолога, нужно каждому родителю, так как к логопеду не ведут детей с патологией.

Он не лечит проблемы психомоторного развития и не занимается с детьми, имеющими сопутствующую патологию (чаще слухового аппарата).

Специализация дефектолога

На первый взгляд кажется, что логопед и дефектолог равные друг другу специальности, однако разница в них существенная. Направление к дефектологу выдается при наличии следующих проблем :

  • врожденные аномалии интеллектуального развития (генетические болезни);
  • задержка психомоторного развития, обусловленная разнообразными причинами;
  • повреждение речевых центров головного мозга вследствие травм (приобретенных, родовых);
  • патологии речи, обусловленные заболеваниями внутриутробного периода, чаще гипоксией;
  • любые нарушения психики ребенка, сопровождающиеся речевыми дефектами.

Разница заключается в том, что дефектолог может работать с перечисленными вариантами речевых расстройств, а логопеду для этого не хватает квалификации. По своей сути дефектолог представляет собой педагога, прошедшего дополнительную квалификацию в области дефектологии.

Дети - цветы жизни! Именно со своими чадами связаны самые заветные мечты каждого родителя. И первое, чем должны обеспечить ребенка родители - правильный рост и развитие, поэтому при выявлении малейших отклонений надо сразу же обращаться за помощью к специалистам.

Кто такой дефектолог?

Существует профессия, которая объединяет медицину и дефектология. Специалист в области дефектологии должен стать лучшим другом и советчиком для особенных деток и их родителей.

Дефектолог - это преподаватель, специализирующийся на занятиях с детьми, которые отстают в физическом или психическом развитии.

Какими качествами должен обладать дефектолог

Дефектолог - это в первую очередь человек, получивший соответствующее образование. Педагог должен уметь диагностировать имеющиеся отклонения у детей и искать способы их компенсации, а также проводить определенный курс занятий, направленных на развитие проблемного ребенка. Возрастной барьер между ребенком и специалистом должен отсутствовать. Последний должен уметь входить в доверие к младшему поколению и стать для ребенка другом.

Среди которыми должен обладать учитель-дефектолог, выделяют следующие:

  • Высокий уровень интеллекта. Является необходимостью при овладении профессией дефектолога. У педагога должна быть грамотно и внятно поставлена речь, он должен иметь отличную память, уметь правильно выстраивать и структурировать занятия.

  • Интуитивные способности. Интуиция необходима для идентифицирования методики, которая подойдет для конкретного случая.
  • Наблюдательность и внимательность. Два эти качества помогут установить с ребенком контакт, определить специфику его поведения и дать этому логическое объяснение.
  • Коммуникабельность. Специалист должен уметь находить с детьми и быть общительным с ними, всегда уметь разговорить ребенка и спровоцировать на двусторонний диалог.
  • Эмоциональная непоколебимость и терпеливость. Крепкая нервная система - залог эффективности и продуктивности занятий дефектолога с детьми, имеющими физические или психические отклонения. Нужно понимать, что работа дефектологом - сложный труд.
  • Отзывчивость. Дефектолог - это первый человек, который должен прийти на помощь нуждающимся, он не должен быть равнодушным к чужим проблемам.
  • Тактичность. Специалист должен проявлять максимальную вежливость и осторожность в общении с особенными детками и их родителями.

Дефектологические специальности

Наука дефектология включает несколько основных направлений:

Профессия дефектолога: цели и задачи

Цели, которые ставит перед собой педагог-дефектолог:

  1. Вызвать желание учиться посредством мотивации.
  2. Компенсировать дефицит общих знаний, восполнить развитие речевого аппарата, обучить грамоте, чтению, моделированию, игре.

Ориентируясь на цели, специалист по работе с особенными детьми решает следующие задачи:

  • Проводит коррекционную работу относительно имеющихся отклонений в развитии учеников.
  • Осуществляет обследование детей с целью идентифицирования структуры и степени выраженности свойственных им дефектов.
  • Объединяет учащихся с идентичным психофизическим состоянием в группы.
  • Проводит занятия (в группе или в индивидуальном порядке), которые направлены на исправление отклонений в развитии и восстановление функциональных особенностей. Занятия с проблемными детьми строятся на основе применения определенных методик и приемов. Выбор той или иной методологической программы зависит от специфики имеющихся отклонений у учащихся.

  • Проводит консультации и детей, которые находятся у него на реабилитации.

Кроме того, детский дефектолог систематически должен повышать свою профессиональную квалификацию.

Функции педагога-дефектолога

  1. Проводит детальное обследование ребенка, исходя из которого диагностирует его способности к обучению. Если отклонения в развитии выявлены, организуется работа, направленная на максимальное восполнение и восстановление недостатков в развитии.
  2. Проводит занятия, целью которых является развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов и т. д.).
  3. Развивает коммуникативные
  4. Развивает кульминационный вид деятельности для ребят определенной возрастной категории. Так, для компенсации в развитии дошкольников дефектолог в детском саду делает упор на игровую деятельность, для школьников - на чтение, письмо и т. д.

Работа дефектолога: организационные принципы

Для диагностирования нарушений развития, их коррекции и восстановления используется комплексный подход, в основе которого лежит принцип единства диагностики и коррекции. Работы по диагностике представляют собой неотъемлемую часть комплексного изучения малыша специалистом. Обстановка при проведении обследования должна быть благосклонной, дружественной, без постороннего шума и третьих лиц, диалог - в спокойном тоне.

Анализ нарушений в развитии проводится с применением этиопатогенетического подхода. У каждого особенного ребенка поражена центральная нервная система, характер таких поражений различный, что приводит к возникновению неоднородных нарушений в психическом и физическом развитии. Поэтому занятия с дефектологом носят дифференцированный характер. Для каждого отдельно взятого учащегося или дошкольника составляется перечень приоритетных направлений в коррекционной работе.

При составлении плана занятий нужно учитывать возрастные категории и особенности индивидуального характера детей. Задача, которую ставит перед ребенком специалист, должна быть ему предельно ясна.

Если ребенок нуждается в помощи одновременно двух и более специалистов, имеет место междисциплинарное взаимодействие врачей-педагогов.

За каждым проблемным маленьким человечком учитель-дефектолог осуществляет динамическое наблюдение, по результатам которого можно сделать выводы относительно эффективности проведения коррекционных работ по тем или иным методологическим приемам.

Кроме того, систематически проводится соотносительный анализ состояния сформировавшихся учебных знаний, психического и физического развития крохи.

Мифы о работе дефектолога

  • Миф 1 . По необъяснимым причинам у людей бытует мнение относительно того, что дефектолог специализируется на работе исключительно с детьми, которые имеют существенные отклонения психических и физических функций. Это не соответствует действительности. Он может оказать помощь любому ребенку, имеющему проблемы с успеваемостью. Дефектолог - это широкопрофильный педагог, умеющий правильно подобрать методику обучения для того или иного ребенка.
  • Миф 2 . Занятия со специалистом в области дефектологии будут длиться вечно. Это далеко не так, точнее, это не совсем так. Если педагог работает со школьником, который имеет проблемы с успеваемостью и не обладает отклонениями психического и физического характера, то таким занятиям свойственен четко установленный срок. Наступает он тогда, когда учитель поможет ребенку заполнить пробелы в знаниях.

Логопед и дефектолог: в чем состоят основные различия

Основные отличия дефектолога от логопеда состоят в следующем:

  1. Целевая аудитория. Дефектолог работает с особенными детьми, которые имеют определенные отклонения в психическом и физическом развитии, а логопед - с абсолютно развитыми детьми, которые имеют проблемы с речью и произношением.
  2. Цель занятий. Дефектолог в школе или детском саду стремится помочь крохе научиться высказывать свои мысли, восстанавливает пробелы в знаниях, применяет меры по коррекции умственного развития. Логопед же работает только над развитием речевого аппарата и коррекцией речи.
  3. Ограничения в возрастной категории детей. Специалист дефектологии может проводить занятия и с совсем маленькими детками (начиная от 1 года), а вот с занятиями с логопедом спешить не стоит до исполнения малышу трехлетнего возраста. Кроме того, к логопеду может обратиться и взрослый человек.
  4. Дефектолог - широкопрофильный специалист, чем не может похвастаться логопед, поле деятельности которого значительно меньше.

Родственные профессии

Профессия дефектолога близка, по своей сути, с профессией учителя, психолога, врача, логопеда, воспитателя детского сада.

Известные ученые-дефектологи

В специальном образовании нуждается немалое количество деток дошкольного и школьного возрастов. Многочисленным исследованиям, касающимся этой проблемы, посвятили свои труды выдающиеся ученые Российской Федерации. В золотой фонд ученых-дефектологов входят: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции Г. М. Дульнев.

Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

Дети – это наше будущее! Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок состоялся в жизни. И первым делом родителям нужно не только накормить, но и обеспечить правильное воспитание и развитие. Поэтому, если появляются малейшие отклонения в развитии дошкольника необходимо немедленно обратиться за помощью профессионалов. Такими специалистами являются дефектолог и логопед. Чтобы определить, какой специалист необходим малышу для коррекции навыков, нужно знать, чем может помочь дефектолог и логопед.

Дефектолог

Это учитель, который обучает детей, которые имеют физические или умственные отклонения в развитии. Профессия тесно сочетает в себе педагогику и медицину. Специалист становится лучшим другом для малыша и хорошим советником для его родителей. Цели и задачи специалиста:

  1. Мотивировать желание у детей учиться.
  2. Восполнить недостаток общих знаний, научить читать, грамотно писать, считать, общаться со сверстниками и взрослыми.

Ориентируясь на поставленную цель, дефектолог в работе с детьми выполняет следующие задачи:

  • Проводит диагностику с целью выявления степени их врожденных дефектов.
  • Проводит корректирующую работу, существующих отклонений, в развитии учащихся.
  • Проводит реабилитацию детей.
  • Проводит занятия в группах и индивидуальные.

Функции учителя-дефектолога: занятия с детьми основаны на использовании определенных методов и приемов. Проводятся консультации и собеседования с родителями детей находящихся на реабилитации. Выбор методики зависит от существующих проблем. Учитель дефектолог систематически повышает профессиональную квалификацию. Так, чтобы компенсировать развитие дошкольника в детском саду, основное внимание уделяется игровой деятельности, для школьников – чтению, письму, математике.

Ситуация в ходе диагностики должна быть благоприятной, дружелюбной, без посторонних и различных шумов, общение проходит в спокойной обстановке. У детей может быть поражена центральная нервная система. Врожденные или приобретенные нарушения психики отражаются на дальнейшем развитии. Чем раньше отклонения выявлены, тем больше вероятность их устранения. Поэтому исследования дифференцированы.

Для каждого составлен свой план работы . Если нужна помощь одновременно двух или более специалистов, существует междисциплинарное сотрудничество педагогов и врачей. Дефектолог каждому обеспечивает динамический мониторинг, по результатам которого можно сделать выводы об эффективности обучения. Также систематически проводится срез знаний.

Логопед

Логопеды – это специалист, получивший соответствующую подготовку. Учитель умеет диагностировать произношение, знает способы коррекции, а также проводит определенный курс обучения, предназначенный для осуществления индивидуального плана реабилитации каждого. Главная цель – развитие речевого аппарата . У некоторых детей возникают проблемы с произношением определенных звуков или слов. Дети, которые испытывают затруднения при произношении определенных звуков, могут исправить свое произношение с помощью логопеда. Задача логопеда помогать людям всех возрастов с различными нарушениями речи и языка.

Сходства профессий

Профессия дефектолога похожа по своей сути на профессию логопеда. Оба специалиста занимаются диагностикой, коррекцией, индивидуальной работой, обучением определенных навыков детей. Смежные профессии: психолог, учитель, врач, воспитатель детского сада. Специалисты должен расположить к себе и войти в доверие к детям на этапе реабилитации. Среди индивидуальных качеств, которыми должен обладать специалист выделяют:

  • Интуитивные способности для определения методологии, которая подходит для конкретного случая.
  • Преподаватель имеет высокий уровень интеллекта, правильно и четко формулирует свои мысли, имеет отличную память, умеет планировать и проводить занятие.
  • Общительность позволяет находить общий язык с детьми. Специалист умеет разговорить дошкольника и обладает талантом вести двусторонний диалог.
  • Наблюдение и забота помогают установить контакт с ребенком, определить план реабилитации.
  • Терпение, сильная нервная система, являются залогом эффективности и результативности обучения детей с физическими или умственными недостатками. Необходимо понимать, что работа дефектолога и логопеда – это не легкий труд. Квалифицированный специалист работает на результат.
  • Специалист должен иметь чувство такта, проявлять максимальную вежливость и осторожность при обращении с необычными детьми и их родителями.
  • Дефектолог и логопед – отзывчивые люди, которые приходят первыми на помощь детям. Они не остаются равнодушными к проблемам других людей.

Отличия

Дефектолог – широкое понятие. Логопед – узкая. Основное отличие этих двух специальностей в поставленной цели и мотиве реабилитации.

Цель дефектолога дошкольного или школьного заведения направлена на то, чтобы корректировать психическое развитие, помочь детям научиться выражать свои мысли, восстановить пробелы в знаниях. Специалист работает с особыми детьми, имеющими определенные отклонения в физическом и умственном развитии. К ним можно обращаться с маленькими детьми от 1 года .

Логопед работает с хорошо развивающимися детьми, у которых только проблемы с речью и произношением. Он помогает правильно развить речевой аппарат, корректировать речь. Занятие с логопедом не должно превратиться в наказание трехлетнего дошкольника. Логопед помогает детям и взрослым справиться с дефектами речи.

Вывод

Наука дефектология включает в себя несколько ключевых областей. К дефектологу обращаются если:

  1. У ребенка явное и незначительное отклонение слуха – занимается сурдопедагог.
  2. Необходима коррекция психического развития – занимается олигофренопедагог.
  3. Необходимо обучение детей с плохим зрением или слепых – занимается тифлопедагог.
  4. У ребенка основные показатели в пределах нормы, но есть нарушения речи, выявленные при произношении – занимается логопед.

Речь в контексте профессии логопеда – это физический процесс, с помощью которого мы словесно формулируем речь. Это метод общения, который использует голос и согласованные движения речевых артикуляторов (язык, губы, челюсть, зубы и так далее). Когда логопед обращается к терапии речи, он обучает человека координации речевой мускулатуры с помощью специальных упражнений.

Он работает над тем, чтобы научить их правильной артикуляции или размещению артикуляторов для производства определенных согласных и гласных звуков. Например, когда малыш неправильно произносит звук «ф», логопед объясняет, что нужно поместить язык, между верхними и нижними зубами, и дуть осторожно, а не осторожно прикусывать нижнюю губу. Как только малыш выучит правильное размещение, логопед практикует произношение одного только звука, затем на уровне слогов, во всех позициях коротких слов, переходит к много слоговым словам, затем к фразам, предложениям и, наконец, к разговору.

Исправление звука ошибки – длительный процесс , потому что человеку необходимы сознательные усилия. В конце концов, с практикой возникает мышечная память и переход от произвольной концентрации на звуке к непроизвольному переносу правильного произношения. Это можно сравнить с исправлением любой плохой привычки.