Лепим интересные поделки из пластилина с детьми. Как научить ребенка лепить из пластилина
Теория. Может ли вообще лепить и рисовать такая кроха.
Даже у самых маленьких ползунков есть огромный интерес к тому, что физики называют количеством и плотностью вещества. Это знает любая мама, которая хоть раз пробовала дать своему малышу есть пюре или кашу самостоятельно. Больше всего они любят возюкаться и размазывать все, что хоть как-то пригодно к размазыванию.
Как правило им это не разрешают, а если и разрешают, то без особого восторга. Только очень продвинутая мама отчетливо понимает, как это размазывание полезно для общего развития малыша в целом, и для интеллектуального развития в частности.
А материалы для лепки - это то, что официально разрешено размазывать.
У городского ребенка, растущего без личной песочницы, в нашем климате, где полгода на дворе слякоть, а полгода снежная крупа накапливается значительный сенсорный, осязательный голод. Ребенку мегаполиса страшно не хватает того, что можно щупать и перебирать, пересыпать и размазывать руками.
Поэтому я считаю, что лепить просто необходимо . И не менее полезно играть с крупой. Но об этом чуть позже.
Главное практическое препятствие для начала лепки простое - малыш ведь все тянет в рот. И сделать с этим ничего нельзя. Даже и пытаться отучить ребенка тянуть в рот все, что попало ему в руки вредно. Для его интеллектуального развития.
Дело в том, что начиная с 3,5-4 месяцев и фактически до 2 лет (т.е. до того времени, когда у ребенка сформируется фразовая речь) рот - это главный инструмент исследования и познания ребенком окружающего мира. Он не поймет, что это за вещь, если основательно ее не оближет и обсосет. Обычно после полутора лет, когда появляются отдельные слова, с этим становится чуть спокойней. Но тем не менее каждую новую и действительно интересную вещь малыш обязательно потянет в рот.
То есть, давая тесто, пластилин или глину вы должны быть абсолютно готовы к тому, что первым делом все это окажется во рту.И этот факт не препятствие для начала лепки.
Вообще, маме полугодовалого младенца следует разобраться со своим отношением к «грязи». Маленькие детки от 6 месяцев до 3 лет - это маленькие поросятки. И то, что малыш обожает влезть руками во всякую бяку, совершенно не означает, что он вырастет неопрятным и неаккуратным.
Более того, существует закон в психологии развития.
Закон таков: если какая-либо базовая потребность развития ребенка полностью и вовремя удовлетворена - она проходит, не оставив следа. А вот если на пути удовлетворения этой базовой потребности были какие-то преграды - то она закрепится, останется и пойдет с человеком во взрослую жизнь. Либо может возникнуть травмирующий, невротизирующий страх запрещаемого.
Приведем примеры:
Если ребенка очень строго и настойчиво станет приучать к чистоте авторитарная бабушка или няня, и делать она это станет эмоционально, ругая и сетуя на малейшее пятнышко каши на столе и одежде - у малыша может возникнуть панический страх любых пятен (не только тех, которые сотворил он сам) и грязи.
Такой ребенок не станет с радостью лепить и рисовать.
Всегда по отношению малыша к своим ручкам, испачканным красками, можно судить о том, насколько строго ребенка приучают к чистоте.
Большая строгость - меньшая спонтанность и способность к творчеству.
Запомните, пожалуйста, что возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу наступит позже - между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко и с радостью усвоит многие социальные нормы - и эту в частности - что нужно есть чисто и аккуратно, и вообще не пачкаться. В голове у него сформируется к тому времени соответствующая интеллектуальная категория, и ему вообще будет приятно и интересно многое делать как все.
В общем - «каждому овощу свое время».В год вопрос собственной чистоты и аккуратности малышу еще не интересен и просто недоступен.Хотите - верьте, хотите - нет.
Условия занятий и настрой мамы:
А для того, чтобы начать заниматься с ребенком лепкой или любым другим прикладным занятием нужно настроиться на то, что будет много грязюки. Если вы морально к этому не готовы - то можно и не начинать. Невротическая установка по отношению к чистоте может на многие годы отбить у ребенка охоту к творчеству. Уж лучше подождать, когда найдется какой-нибудь специалист по раннему развитию, спокойно относящийся к творческому беспорядку.
Даже нанимая няню к малышу от полугода до 3, очень рекомендую в точности узнать, какие у нее взгляды на чистоту. И если няня - сторонник стерильности- нужно очень хорошо подумать, чего от этой установки будет больше - вреда или пользы.
1) В общем, выбирая место для занятий с ребенком, нужно прежде всего думать о том, где вам будет проще всего устранять побочные последствия его творчества. В стандартной квартире лучше всего подходит кухня.
2) Все то, что вам может понадобиться при рисовании, лепке и других занятиях, а также то, что нужно для устранения последствий должно лежать под рукой, а не на десятой полке в пятом шкафу. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки.
3) Очень важно с маленьким ребенком аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в его режим дня. Тут правильно подобранный момент - половина успеха. Малыш должен быть сыт и не слишком утомлен. А что касается мамы - то она не должна никуда спешить и опаздывать. Если вам через 15 минут выходить на прогулку - то лучше ничего и не начинать, так как вы и сами станете дергаться, и ребенка задергаете.
4) Нельзя сердиться на малыша, если он по ходу занятий делает что-нибудь не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а настроение мамы. И если он запомнит, что когда мы лепим - мама сердится, он не будет любить лепку, так как это занятие станет ассоциироваться у него с плохим маминым настроением.
Очень важно с большим вниманием и благоговением относиться к работам малыша.
Понятно, что то, что малыш сотворил своими маленькими и не очень умелыми руками может не вызывать у родителей никакого восторга. Особенно папы по началу никак не могут включиться в специфику детских работ.
Могу вам сказать, что если родительского восторга не будет, то и успехов в творчестве у малыша будет немного.
Именно родительским восторгом движутся детские начинания.
Поэтому, если хотите, чтобы ребенок действительно любил рисовать и лепить - постарайтесь увлечься этим занятием сами. На своих семинарах я подбираю техники так, чтобы и малышу было доступно, а главное, чтобы маме нравилось.
Если какая-то из техник понравится маме - дело почти сделано. Такая мама обязательно дома захочет попробовать еще раз сделать ту же поделку, ну и конечно ребенка рядом с собой посадит.
Спокойное отношение к грязи: очень спокойное отношение к грязи! Да это и не грязь вовсе - это следствия творческого процесса. Ребенок познает мир руками - и чем, на взрослый взгляд, грязнее, тем ребенку интереснее и полезней для общего интеллектуального развития.
Если, понимая все сказанное выше, вы все равно переживаете с необъяснимой для самих себя силой - значит дело скорее всего в вашем собственном детстве, и отношении к грязи тех людей, которые вас воспитывали.
Если вы действительно очень расстраиваетесь, когда пачкается сам ребенок, или то, что на нем надето - попробуйте поработать со своими детскими воспоминаниями, а если ничего не вспомнится - лучше передоверьте рисование и лепку кому-нибудь более в этом отношении спокойному.
Для маленького ребенка без грязи нет творчества , и более всего годовалые дети уважают боди-арт.
Так что для занятий с ребенком точно не подойдет гостиная с белым ковром и кремовым диваном - ее ведь потом так сложно отмывать, что мама уж точно не будет спокойна.
Есть замечательный автор - Елена Макарова. В своих книгах «В начале было детство», «Освободите слона» она мастерски описала процесс детского творчества. Тем, кому действительно интересна данная тема, очень советую эти книги найти и прочитать.
Спокойное отношение к грязи
Удобное место для занятий
Раздетый или одетый в то, что не жалко малыш
Отсутствие нервозности и спешки со стороны мамы
Живая заинтересованность в «продуктах творчества»
Бережное отношение к поделкам
Внимание со стороны других взрослых в семье.
Помните, что ребенок в этом возрасте совсем не понимает критики.
Настрой мамы.
Мамино отношение ко введению любых новшеств в жизнь годовалого и двухлетнего ребенка вообще должно быть очень спокойное - ребенку вполне может ваша затея не понравиться или показаться неинтересной. И это ничего не значит. Лучше всего попробовать снова через несколько дней.
Приступая к любым занятиям с ребенком младше 3 лет, не забывайте о том, как недолго он может оставаться сосредоточенным. Как правило, малыши в возрасте от года до полутора способны концентрировать внимание на 2-3 минуты. Всего на 2-3 минуты! Так что, если вы очень старательно готовились к тому, чтобы с ребенком порисовать или полепить, а он удостоил вас и ваши приготовления своим вниманием на 2-3 минуты - не расстраивайтесь - ваше занятие состоялось.
Чем старше будет ребенок, тем дольше сможет он заниматься одним и тем же делом.Например, трехлетний ребенок вполне может с интересом чем-то заниматься 10-15 , а то и 20 минут.Хотя, конечно же, существуют исключения. И бывают дети, которых просто невозможно оторвать от красок или лепки. Таких, как правило, не больше 10-15 процентов.
Крайне важно не удерживать ребенка силой.
Помните - убегая от стола с пластилином, ваш ребенок не капризничает и не вредничает. Он просто не может еще надолго концетрировать внимание.И важно тут не принуждение, а тренировка способности сосредотачиваться на чем-то одном. Причем, желательно, чтобы тренировка эта была каждодневная.Если вы стараетесь, а ребенок ваш все-таки убегает и решительно не желает втыкать крупу в пластилин, самый надежный способ продолжать заниматься этим полезным и развивающим делом самой. Дети так устроены, что им интересно все, во что действительно вовлечена мама.
Не надо перегружать. Дети быстро устают. Продолжительность занятий будет постепенно сама расти - когда нервная система малыша дозреет.
Основные принципы:
Каждый ребенок выбирает из предложенного то, к чему он более способен. Кто то не любит лепить, зато от рисования не оторвешь.
Для ребенка все его прикладные занятия, в хорошем случае, неотрывны от понимания мира и являются одним из главных средств (помимо игры) для отражения того, что он понял и прожил. Только в этом случае достигается цель. НО до появления фразовой речи во всех прикладных занятиях малыш только знакомится с материалом, так же как и со всем миром вокруг. Любое занятие в этом возрасте - развивающее.
Ранний академизм вреден: дети склонны перенимать шаблоны, и на многое готовы ради маминого одобрения.
Творческие способности развиваются, когда нет единственно заданного способа что-либо сделать, но сам материал подталкивает к экспериментированию.
Нужно подчеркивать своеобразие работ ребенка, говорить: смотри, как у всех по-разному. Но потом, ближе к 4 годам наступает возраст, когда пора отдавать в ученики.
Нужно хорошо представлять себе возрастные возможности ребенка и не требовать от него недостижимого.
Чего детки не могут в этом возрасте (как минимум до 3-х):
Долго фиксировать внимание.
Делать 2 дела одновременно (не сформировано 2-х канальное внимание)
Сидеть спокойно на месте, долго удерживать одну позу.
Понимать то, что непосредственно не относится к их личному опыту. Все должно быть наглядно.
Действовать полностью целенаправленно, достигать какого-то результата. Рисовать по замыслу.
Материалы, из которых можно лепить с маленьким ребенком:
Разные пластические материалы, их преимущества, особенности и трудности в обращении с ними.
Есть разные материалы для лепки.
Мы с вами, родители, по нашему детсадовскому детству, знакомы только с пластилином (может быть, кому-то и повезло, и был хороший педагог на студии, и лепили из глины).
Перечислим их : пластилин, мягкий пластилин, глина, соленое тесто, воск, пластика.
У каждого из этих материалов есть свои достоинства и недостатки, а вернее, у каждого материала своя специфика.
На мой взгляд, лучший материал для начала лепки с маленьким ребенком - соленое тесто.
Преимущества: данный материал абсолютно экологичен. Его спокойно можно брать в рот.
Кроме того, тесто - самый мягкий и пластичный материал. Ведь у годовалого ребенка ручки достаточно слабые, и твердый пластилин ему очень сложно разминать.
Соленое тесто:Рецепт: 2 части муки, 1 часть мелкой соли, 2-4 столовые ложки растительного масла, горячая вода.
Соль растворить в минимальном количестве горячей воды. Замесить солевым раствором крутое тесто, положив муки «сколько тесто возьмет», добавить растительное масло.
Такое тесто может храниться в холодильнике в закрытом пластиковом контейнере до 3 недель. Но есть одна тонкость - после нескольких часов стояния оно становится более жидким, и муки соответственно надо добавить.
Очень важно, чтобы соленое тесто не прилипало к рукам. Испачканные ручки могут отбить охоту лепить.
После работы с соленым тестом нужно хорошо промыть руки ребенка водой или влажными салфетками. Тесто содержит большое количество соли, и следы соли на ладошках могут возбуждающе действовать на ребенка.
Детям-аллергикам соленое тесто может не подходить - на ладони большое количество рецепторов, и чувствительная кожа рук детей-аллергиков, скорее всего быстро раздражится. С такими детьми лучше начинать лепить из мягкого пластилина. Соленое тесто можно сделать и цветным, подкрасив его либо пищевыми красителями, либо, что еще лучше - фруктовыми или овощными соками.
Например, клюквенный сок дает приятный розовый цвет теста, свекольный сок - буроватый, вишневый сок (от мороженной вишни) - красный, а если добавить крепко заваренный чай каркадэ, то вы получите нежный сиреневый цвет.Желтый цвет лучше всего получается при добавлении в тесто шафрана или куркумы - это все пряности, для ребенка безвредные.Коричневый цвет получается при добавлении какао, при условии, что у малыша нет аллергии на данный продукт.
А можно просто подкрашивать тесто просто гуашевыми красками. Этот способ годится, если ваш малыш уже не очень тянет в рот все, что попадается ему под руку.
Пластилин :
Выбирая пластилин для самого маленького ребенка нужно учитывать несколько позиций:
Первое: пластилин должен быть максимально мягким
Второе: пластилин должен легко отлепляться от пола (иначе маме придется очень трудно).
Пластилин отечественного производства надо подогревать около батареи или класть на 5-10 минут в миску с горячей водой. Помните, пластилин должен быть мягким, как хорошее дрожжевое тесто, чтобы маленький ребенок мог с удовольствием из него лепить.
Лучше всего подбирать пластилин, цвета которого хотя бы немного похожи на цвета, встречающиеся в живой природе.
Занимаясь художественным творчеством с маленьким ребенком, мы формируем у него вкус. И если цвета пластилина будут неестественными, флюоресцирующими, малыш поймет, что мама считает такие цвета красивыми. Мягкий пластилин:
Мягкий пластилин продается в пластиковых контейнерах, и по своим качествам представляет нечто среднее между соленым тестом и обычным пластилином.
Пластилин для самых маленьких может даже обладать фруктовым запахом. Я считаю, что это лишнее, так как увеличивает вероятность того, что ребенок станет усердно пробовать этот яркий и вкусно пахнущий материал на вкус.
Мягкий пластилин нельзя использовать повторно - поделки, полежав на открытом воздухе. быстро засыхают.
Мягкий пластилин считается нетоксичным и гипоаллергенным материалом.
Глина:
Глину для детского творчества сейчас просто купить в магазине. Она бывает коричневая и голубая.
Детям-аккуратистам может больше понравиться голубая глина.
По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная.
В принципе, хорошо если в хозяйстве имеются и тесто и глина. Тогда эти материалы можно чередовать.
Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет.
Чтобы лепка из глины доставляла малышу удовольствие, ее должно быть много - не менее 2-3 килограмм. Очень рекомендую использовать глину зимой, когда на улице невозможно играть с песком.
Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов - веточек, камней, шишек, листочков.
Если руки, испачканные глиной тревожат малыша - присмотритесь, не слишком ли строго вы приучаете его к чистоте.
Нужно спокойно объяснять, что глина - это не кака.
Воск:
Воск для лепки - интересный материал, но он достаточно быстро затвердевает, и потому детям младше 3-3,5 лет с ним работать достаточно трудно.
С этим материалом можно просто познакомить ребенка, что называется, для общего развития.
Перед тем, как лепить, воск согревают в миске горячей воды.
Приемы лепки: чему мы учим малыша в первую очередь.
Самое первое - это знакомство с материалом.
Кусок теста или глины должен быть достаточно большим, не умещаться в ладошках.
Помните, что начиная лепить, ребенок прежде всего знакомится с объемом и количеством вещества.
Первый прием: мять и отрывать большие куски.
Тыкать в большой кусок пальчиками, оставляя дырки-отверстия.
Можно тыкать незаточенным карандашом или любой другой палочкой
В образовавшиеся отверстия можно вставлять крупную крупу или сырые макароны, или любой другой природный материал.
- Отщипывать от большого кусочка маленькие:
Это упражнение как нельзя лучше развивает так называемый «пинцетный захват» ребенка - согласованное движение большого и указательного пальцев. Это первое упражнение, на котором проверяется сила рук ребенка.
Обязательно каждому действию ребенка в лепке надо давать названиие, звуковую опору. Причем слово это должно быть короткое и достаточно легко произносимое. Для данного действия лучше всего подходит словечко «щип»
- Отрывать маленькие комочки, сплющивать их ладошками.
- Катать палочки (конфетки)
- Сильно хлопать ладошкой по большому куску теста или пластилина: это называется «хлоп»
- Стучать кулачком по большому куску пластилина: это называется «шлеп»
- Расплющивание маленьких кусочков: «плющим-плющим-плющим»
- Размазывать по твердой основе: «мажь»
- Отверстия в большом куске теста или пластилина: «Тык»
- Втыкание «инородных тел» в тесто: начало смешанной техники: это тоже называется «тык».
Возможна ли лепка по замыслу и в каком возрасте:
Замысел сам по себе появляется, не раньше, чем у малыша созревает функция предвидения и планирования. Средний возраст появления такой возможности - 3 года.
А до 2 лет, до появления фразовой речи, ребенок вообще целиком находится под влиянием текущего момента.
Даже в речи будущее время появляется позже настоящего и прошедшего времени
Так что лепить по замыслу наш малыш сможет еще не скоро.
Итак, лепка по замыслу невозможна, до сюжетной лепки тоже еще далековато… Так что же все-таки можно делать?
А можно научить ребенка самой, может быть, важной вещи в творчестве: получать удовольствие от процесса, а не от результата.
Ребенок сам. Стихийно, может получить огромное удовольствие - и не разовое, а каждодневное - от процесса лепки. Ему нужно только дать подходящий материал и посадить рядом маму, которой бы все это было не только что не противно - а интересно.
Как правило, все дети в возрасте до 3 лет проходят через несколько периодов «запойной» лепки. И если плоды в виде поделок остаются далеко не у всех - так как дели не меньше любят ломать слепленное, чем его создавать, то навыки, приобретенные при занятиях с тестом и пластилином, очень пригодятся ребенку в дальнейшем.
Варианты сюжетных заданий для лепки (годятся для детей, старше 2,5 лет):
- Палочки (конфетки): отщипывать небольшие кусочки, раскатывать их между ладонями, класть готовое на доску. Возможно, каждую конфетку заворачивать в фольгу или кусочки гофрированной бумаги.
- Разные цветные мелки (тут вообще основная идея, что реальные предметы можно слепить и с ними играть).
- Бублики: свертывать палочку в кольцо, соединять концы, плотно прижимая.
- Баранки (потоньше).
- Крендельки (с перекрещенными концами).
- Шарики: катать между ладонями круговыми движениями.
- Орешки (разные).
- Печенье: сплющивать шарик.
- Лепешки большие и маленькие.
- Мандарины и апельсины.
Возможные варианты заданий для детей, старше 2,5 лет:
- Пирамидка: располагать лепешки в порядке убывания величины. Предмет составляется из частей.
- Пряники.
- Маленькая куколка, состоящая из головы и тела разной величины.
- Самолет: из двух частей неодинаковой формы.
- Неваляшка: из двух шаров + украшения.
- Угощение для игрушек: лепить то, что нужно для игры.
- Мишка-неваляшка (с ушами).
- Кролик: длинные уши.
- Птичка: хвост, клювик.
- Миски для трех медведей: сплющивать, оттягивать края вверх.
- Утенок и др. звери: передавать характерные признаки животного, прищипывание, соединение частей.
- Яблоки и ягоды, большие и маленькие морковки.
- Огурец и свекла: разная форма овощей.
Потом можно побеседовать.
Для детей, старше 2,5-3 лет, которые уже говорят и хорошо понимают сказки очень хорошо, если занятия лепкой вписаны в игровой сюжет:
Сюжет может быть, например, такой:
- Разговор по телефону "Здравствуйте, игрушки, я вас слушаю" появились цветные палочки, они не знают, что с этими палочками делать.
- Трава для зайчат. Как можно больше травки. Ровная трава вкуснее. Трава и кусты: медведь пожаловал, всю траву вытоптал, весь двор разорил.
- Пририсовывать ворс к щетке - основа изображена.(зайчатам понравились щетки, надо каждому нарисовать).
- Пластилин пришел: я не хочу быть просто пищащим комочком!
- Колбаски на тарелочках, а то собака утащит.
Перспективы
То, чего вы сможете достигнуть через несколько недель каждодневных занятий - это возникновение у вашего малыша устойчивого интереса к лепке.Малыш поймет, в каком месте квартиры вы с ним занимаетесь, как это происходит, и то, что результат его работы вечером обязательно показывают папе или бабушке.Кроме того, ребенок сообразит, что маме тоже интересно возиться с глиной или тестом. Что маме тоже это нравится. А для маленького ребенка крайне важно то, что нравится маме.
Психологи говорят, что нужно довести до сознания ребенка социальную значимость того или иного занятия. Социальная значимость - это важность и нужность, серьезность занятия для самых главных людей - родителей.Хорошо бы еще хотя бы раз в неделю приводить ребенка на занятия в творческие студии - чтобы он видел, что и другие дети тоже лепят и рисуют. Что вообще это у людей принято.Но занятия в студиях и клубах не заменяют занятий дома с мамой.Во-первых, потому, что недельный перерыв между занятиями - это слишком большое для малыша время, а во-вторых - потому что именно мамины уроки усваиваются надежнее всего.
И вообще, если вы хотите насыщенных отношений со своим подросшим, выросшим и совсем взрослым ребенком - будьте от него поблизости (не только физически, но и психологически) все раннее и дошкольное детство. Будьте рядом и живо участвуйте в том, что ему интересно.Для того, чтобы лепка малышу не наскучила, техники и варианты занятий должны быть разнообразны.
Многие родители полагают, что после 3 лет развивать мелкую моторику у деток уже не нужно. Это не совсем так. Чем больше вы уделите этому моменту внимания в дошкольном возрасте, тем легче крохе будет учиться в школе. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» – утверждают специалисты.
Малыша старше 3 лет мало интересуют пальчиковые игры. Развить мелкую моторику поможет лепка из пластилина для детей 4-5 лет. Мы узнаем, чем она хороша, кроме развития моторики, как правильно выбрать материал для такого полезного занятия, какие фигурки можно лепить с подросшим крохой, и как разнообразить рисование пластилином.
Польза лепки из пластилина для детей
Когда мы лепим из пластилина с детьми 4-5 лет, мы не только развиваем пресловутую мелкую моторику. Разминания, скатывания, расплющивания цветных комочков пластилина положительно влияют на:
- Развитие речи. Вы наверняка помните, что центр речи напрямую связан с центром мелкой моторики в головном мозгу ребенка.
- Развитие осязания. Малыш уже не изучает новые поверхности. С помощью лепки он может их воссоздать.
- Развитие памяти. Чтобы повторить текстуру, нужно ее вспомнить. Чтобы вылепить улитку, надо вспомнить, как она выглядит на картинке или в жизни.
- Развитие логики и мышления. Чтобы слепить именно два бублика, надо знать, сколько это – два. Чтобы долепить недостающую часть фигурки, надо подумать, чего именно фигурке не достает. Чтобы слепить красное яблоко или желтую грушу, нужно понимать, что это за цвета.
- Развитие усидчивости и внимания. Если малыш увлекся созданием очередной фигурки, время для него будет лететь незаметно. Кроха попробует максимально точно передать впечатления, полученные от предлагаемого в качестве модели объекта. Это отлично подготовит его к сидению за партой и внимательному восприятию новой информации.
Подготовка
Для того, чтобы заниматься лепкой из пластилина с детьми, можно использовать воображение или пошаговые руководства.
Но самое главное – запастись всем необходимым заранее, потому что муза на ребенка может обратить внимание в любой момент, а вы должны быть готовы к внезапному творческому порыву.
Вам пригодятся:
- пластилин – виновник торжества;
- плотный картон (как подставка под готовые изделия или основа для рисования пластилином);
- шаблоны для рисования;
- схемы лепки;
- доска для лепки;
- ножик для пластилина;
- стека или зубочистка.
По желанию, можно запастись формочками или печатками, но их чаще используют в , 5-летним малышам они без надобности.
Во всем этом мероприятии самое главное – выбрать правильный пластилин.
Хороший пластилин:
- не имеет резкого запаха химии;
- не имеет ядерных оттенков;
- приятный на ощупь;
- не оставляет на руках цветные или жирные пятна;
- не липнет к рукам и не крошится.
Выбирая пластилин, следует учитывать и цели, для которых вы его покупаете. Если хотите рисовать – выбирайте пластилин помягче, он будет хорошо размазываться по бумаге и картону. Для обычной лепки берите пластилин средней твердости – его будет легче и быстрее разминать, детали будут хорошо присоединяться друг к дружке.
Если хотите сохранить фигурки из пластилина на долгую память, есть разновидности этого материала, которые застывают в течение суток. При этом, в отличие от фигурок, такие поделки и сувениры для родственников не нужно разукрашивать или сушить в духовке.
Современная промышленность предлагает новые виды пластилина:
- пластилин, сварив который, можно получить настоящий ластик;
- пластилин, который меняет цвет на солнце;
- пластилин, который отскакивает от пола, как попрыгунчик;
- пластилин, который светится в темноте;
- пластилин-магнит.
Знаете ли вы? Есть даже пластилин, который мылится под воздействием воды. Отличный способ заинтересовать малыша мытьем рук.
Так что выбор у вас и ребенка неограничен, границы фантазии раздвинуты производителями до космоса.
Важно! Не забудьте организовать для малыша «творческий уголок». Там должно быть светло и удобно. Там не должно быть мягкой мебели и ковровых покрытий, так как пластилин с них вывести трудно. Приучите ребенка самостоятельно приводить в порядок его рабочее место. Эта привычка сослужит малышу хорошую службу в школе и университете. Умение держать рабочее место в порядке пригодится и во взрослой жизни, на работе.
Как научить детей лепить
Если вы занимаетесь лепкой с раннего детства, вопрос о том, как научить ребенка лепить из пластилина, не стоит. Для тех, кто впервые озадачился этим вопросом, приведем ряд простых упражнений, которые помогут понять крохе, что к чему:
- Разминание. Разомните кусочек пластилина, получив лепешку.
- Скатывание. Зажмите кусочек пластилина между ладонями и скатайте шарик кругообразными движениями.
- Раскатывание колбаски. Полученный шарик покрутите между ладонями вверх-вниз, раскатывая в колбаску. Ту же манипуляцию повторите, раскатав колбаску ладонью о доску для лепки.
- Сплющивание. Скатайте шарик и сплюсните, зажав между пальцами или ладонями. Получится блинчик или тарелка – зависит от фантазии малыша.
- Создание текстур. Возьмите стеку или зубочистку. Надавливаниями на кусочек пластилина изобразите различные текстуры. Поколите в горошек, понажимайте для создания полосок и т. п.
Когда освоите основные методы работы с пластилином, можно попробовать вылепить самое простое – овощи и фрукты. При этом нелишним будет показать ребенку, что из пластилина можно сделать все, что угодно, даже брокколи – достаточно пропустить пластилин через железное сито:
Когда базовые навыки освоены, можно двигаться дальше, приступая к лепке простых фигурок из пластилина с ребенком:
Позже можно попробовать выполнить поэтапную лепку более сложных животных из пластилина, которая будет весьма интересна для детей 4-5 лет:
Используя подобные схемы лепки из пластилина, можно создать настоящий зверинец для детей. Со временем малыш не будет нуждаться в пошаговых картинках и шаблонах, и с удовольствием станет воплощать в жизнь однажды увиденных мультяшных героев и недостающие элементы для игры.
Идеи рисования пластилином по картинкам-шаблонам
Раньше малыш просто размазывал пластилин, заполняя контуры шаблонов, или налепливал кусочки пластилина на бумагу, как показано на рисунках:
Для ребенка 4-5 лет это скучно. Предложите малышу создать полуобъемные изображения наподобие следующих образцов:
Еще одна интересная техника рисования пластилином по шаблонам – это не размазывать пластилин внутри контура, а выложить рисунок. Для этого нужно скатать тонкие длинные колбаски нужных вам цветов и разместить внутри контура. Получается очень эффектно:
Чтобы вам легче было сориентироваться в выборе шаблона под любую из техник, мы подобрали несколько образцов для вашего малыша:
Шаблоны подобраны так, чтобы удобно было создавать рисунок именно скатанными колбасками, размещая их внутри контура рисунка.
В возрасте 4-5 лет малыши уже обладают некоторым чувством прекрасного и определённым эстетическим восприятием.
Предложите крохе делать плавные переходы между цветами, как будто малыш рисует кистью.
Как хранить поделки из пластилина
- Иногда дети сами разбирают свои поделки для создания новой фигурки. Но некоторые остаются, и родителям хочется сохранить их на память. Хранить пластилиновые рисунки просто – достаточно переложить их листами картона и сложить в объемную папку.
- Для фигурок придется соорудить небольшие картонные коробочки и сложить в них поделки, каждую отдельно.
- Храните изделия из пластилина в прохладном темном месте – так они не потекут, не выцветут и не припадут пылью.
- Если работы вашего ребенка – повод для гордости, вы можете хранить их в застекленных ящиках. Так они не будут покрываться пылью, но в то же время всегда будут на виду.
Видео для детей как лепить из пластилина
На этом видео показано, как слепить из пластилина смешную стрекозу.
В этом ролике показывают, как слепить настоящего динозавра. Такая поделка придётся по душе мальчишкам.
На этом видео из пластилина лепят мухомор. Хороший повод посвятить ребенка в тему опасных и ядовитых грибов.
В этом ролике показано, как слепить настоящую избушку для Бабки-Ёжки. Придётся по душе маленьким любителям русских народных сказок.
Лепка из пластилина – полезное занятие для дошкольников. Этот вид детского творчества прекрасно развивает моторику пальцев, фантазию, логику и эстетическое восприятие. Лепка тренирует внимание, усидчивость, а эти качества очень помогут крохе на школьных занятиях.
На сегодняшний день существует множество разновидностей пластилина, что заинтересует детвору и позволит ей в полной мере осуществить свои фантазии!
А ваш малыш любит лепить из пластилина? Какие фигурки ему нравится делать больше всего? Если у вас есть интересные идеи для детских поделок из пластилина – поделитесь ими с нами в комментариях!
Всестороннее развитие ребенка – это одна из важных задач каждого родителя. Лепка из пластилина:
- поможет вашему малышу развивать творческие навыки и умения,
- познакомит его с новыми текстурами и формами,
- поможет развить пространственное мышление,
- станет прекрасным способом развития моторики рук.
Кроме того, лепка из пластилина способна позитивно влиять на нервную систему вашего чада и вырабатывать у него усидчивость и концентрацию внимания.
Когда начинать знакомить ребенка с пластилином и как его выбрать?
Начиная уже с 1 года ребенка можно знакомить с пластилином. Яркие, мягкие кусочки наверняка привлекут его внимание. Для деток до 2 лет лучше всего выбрать очень мягкий специальный пластилин.
Многие детки обязательно захотят попробовать его на вкус! Чтобы обезопасить ребенка, приготовьте массу для лепки самостоятельно. Для этого понадобится всего 4 компонента: по 1 стакану муки и соли, лимонный сок (3 ст. л.) и вода. А чтобы придать ей разные цвета, воспользуйтесь пищевыми красителями.Как научить ребенка работать с пластилином?
Все дети разные. Одни с удовольствием займутся разноцветными кусочками, у других пластилин не вызовет абсолютно никакого интереса, а некоторые и вовсе могут его бояться. Чтобы этого не произошло, необходимо заинтересовать ребенка и показать ему, как это может быть интересно и увлекательно.
Сначала предложите малышу самостоятельно выбрать цвет. Ни в коем случае не навязывайте ему выбор. Когда цвет выбран, помогите ему размять пластилин. Начинайте с самых простых форм: шар, колбаска, овал. Дайте возможность ребенку измельчить большой кусок на малюсенькие части, которыми можно, например, украсить готовую картинку.
Некоторые интересные идеи, которые помогут вашему малышу освоить уроки лепки
Вы должны понимать, что пластилин – это очень сложный и капризный материал.
Одна неудачная попытка – и желание лепить из него у ребенка может надолго пропасть.
На первых этапах обучения помогите малышу создавать очень простые предметы, которые просто не могут не получиться. Например, змейки, гусеницы, простые овощи и т. п.
Очень увлекательное занятие – создание отпечатков. Для этого предложите ребенку скатать шар и раздавить его ладошкой. На полученной лепешке можно оставлять всевозможные отметины: пальцев, монет, колечек, других предметов.
Как научить ребенка лепить
Как сделать гусеницу | Видео Лепка
Уроки лепки пластилином для самых маленьких
Не забывайте о безопасности вашего ребенка.
При выборе пластилина отдавайте предпочтение известным, хорошо зарекомендовавшим себя производителям.
Ребенку нужно начинать учиться лепить из пластилина как можно раньше- в начале второго года жизни ребенка.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Когда ребенок лепит из пластилина, у него развиваются воображение, мелкая моторика, а также формируются начальные представления о цвете и форме, улучшается координация движений и развивается усидчивость. Чтобы научить ребенка лепить из пластилина, познакомьтесь с основными правилами введения малыша в мир творчества.
Ребенку нужно начинать учиться лепить из пластилина как можно раньше- в начале второго года жизни ребенка. На первых порах занятия по обучению ребенка лепке из пластилина должны вести взрослые, поскольку ребенок может решить попробовать красивый и яркий пластилин на вкус, испачкать пластилином волосы и пр.
Чтобы заинтересовать ребенка, родители должны начать лепить из пластилина несложные предметы, это вызовет любопытство ребенка и ему захочется самостоятельно что-нибудь слепить из пластилина. Первые занятия должны длиться не долго(не больше 0-15 минут), чтобы ребенок не устал и не потерял желание научиться лепить из пластилина.
Выбирая пластилин для занятий с ребенком, ориентируйтесь на возраст малыша- для занятий с самыми аленькими приобретите импортный мягкий пластилин, имеющий соленый неприятный вкус чтобы ребенку не хотелось его съесть.
В начале обучения создавайте вместе с ребенком самые простые фигурки, например, скатайте шарик и вместе с ребенком сделайте из него кубик или полоску, одновременно рассказывая о различиях между геометрическими фигурами и цветами.
Если ребенок устал и начинает отвлекаться, не настаивайте на продолжении занятия, поиграйте или погуляйте с малышом, чтобы потом продолжить учить ребенка лепить из пластилина.
Когда ребенок приобретет первые навыки лепки из пластилина, приступайте к о второму этапу- предложите ребенку вылепить фигурки героев любимых сказок или мультфильмов, а со слепленными фигурками можно уже и поиграть. Используйте различные подручные материалы- ткани, бусины, крупы и пр., не ограничивайте детскую фантазию- пусть слон будет фиолетовым, а дерево- оранжевым, главное, чтобы ребенок получал удовольствие от процесса. Обязательно хвалите ребенка и устройте в квартире выставку его работ, пусть умение лепить из пластилина станет для ребенка одним из любимых и желанных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как научить ребенка вырезать из бумаги.
КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЕПИТЬ ИЗ ПЛАСТИЛИНА?
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11330016","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"143","width":"372"}}]]КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЛЕПИТЬ ИЗ ПЛАСТИЛИНА?Когда ребенок лепит и...
Пластилиновая лепка – необычайно увлекательное занятие для любого возраста. Каждый при желании найдет ту технику и тему, которая будет соответствовать его предпочтениям. Сначала моя старшая дочка ни за что не хотела лепить (как и рисовать) со мной, хотя в развивающем центре делала это успешно и с удовольствием. Но я набиралась опыта, читала методички, смотрела обучающие видео, и через некоторое время мы с огромной радостью лепили уже всей семьей. Расскажу о наших личных секретах, которые помогли научить холеричного ребенка красиво лепить из пластилина. Сейчас старшей дочке 6 лет, маленькой – 3 годика, и вот что у нас получается (фото в статье – это работы за последний календарный год).
Несколько секретов лепки с малышами – наш личный опыт.
- Для малышей все начинается с шарика. Его можно расплющить, раскатать в палочку, деформировать, вытянуть с одной стороны – так получается практически любая деталь.
- Ребенку нужен быстрый результат. Как его достичь – решать вам, в зависимости от возраста. Для нас быстрый – это в течение 45-60 минут, когда Настюша была младше, укладывались в 10-20 минут. На самом деле за 10 минут ребенок без труда слепит вот такую эффектную и милую панду, а за полчаса – целую их семью вместе с бамбуком. При этом работа должна быть в меру сложной и соответствующей интересам ребенка. Можно заранее заготовить детали, которые потом вместе объедините. Можно взять на себя более объемные элементы, а ребенку предлагать помельче, но тоже значимые. Можно каждую деталь лепить вместе: ребенок – основное, мама уже детализирует. Повторюсь, зависит от возраста и навыков.
- Глаза , уши, нос, хвост – именно эти части тела являются определяющими при лепке большинства животных. Именно по ним ребенок отличает зверей по видам. С глазами относительно просто: на белом кружочке черная точка – сразу игрушка оживает. Самый простой нос – чуть вытянутый и с черным шариком на конце (мышь, лиса, собака, волк, медведь кстати тоже). В ушки основного цвета можно добавить белую или бледно-розовую вкладку (зайцы, мыши, коты) – всегда хорошо смотрится. Такой же светлый «блинчик» уместен и на пузике. Ну, а хвост непременно должен быть реалистичным (колечком, с кисточкой, пушистым комочком и т.д.).
- Пластилиновыми игрушками можно и нужно играть. Их можно брать в песочницу, в домашние игры, но всегда при условии аккуратного обращения – то есть чтобы кусочки пластилина не пачкали ковры, стулья, мягкую мебель и проч.
- Пластилиновую картину лепить проще, чем объемную композицию .
- Фон из цветного негладкого картона лучше, чем размазанный по основе пластилин . К тому же картон несложно комбинировать: нижний лист – голубое небо, на него – землю, песок или травку. Дело двух минут.
- Для объемных фигурок нужно два типа пластилина . Твердый – для опорных частей, мягкий (можно восковой) – для детализации (розовых ушек, глазок, язычков, подушечек лап, пятнышек, плодов на дереве и проч). Или просто подогреть на батарее кусочки нужного цвета. К примеру, ствол дерева – твердый, а мелкие листочки на кроне – мягкие. Тыква мягкая, листья ее жесткие, а вот прожилки тоже мягкие.