М пьюзо крестный отец. Крёстный отец


The Godfather

Цикл книг; 1969-2012


Романы Марио Пьюзо, Эдварда Фалько и Марка Вайнгартнера о корнях и законах чести итальянской мафии, коррупции, насилии и благородном гангстере доне Корлеоне и его семье.



В цикл входят книги

Крёстный отец (The Godfather ; 1969)

«Крестный отец» - классический роман о жизни одного из могущественных преступных синдикатов Америки - мафиозного клана дона Корлеоне. Написанный с потрясающей достоверностью, он позволяет читателю без риска для жизни заглянуть в святая святых мафии.

Сицилиец (The Sicilian ; 1984)

Роман «Сицилиец» принято считать продолжением «Крестного отца» - ведь в нем рассказывается о судьбе Майкла, младшего сына дона Корлеоне. Эта книга о дружбе и вражде, любви и ненависти, сицилийском законе омерты и бесконечной вендетте - проблемах, которые всегда привлекали внимание Марио Пьюзо, большого знатока человеческой психологии, а в особенности - психологии людей, преступивших закон.

Возвращение Крёстного отца (The Godfather Returns ; 2004)

1955 год. Майкл Корлеоне только что одержал нелегкую победу в кровавой войне пяти гангстерских семейств Нью-Йорка. Теперь он пытается укрепить свою власть, легализовать бизнес и спасти семью. Для этого ему придется одолеть достойного соперника - Ника Джерачи, бывшего боксера и вышибалу, а нынче - дипломированного юриста, не уступающего ему в жестокости и коварстве...

Месть Крёстного отца (The Godfather"s Revenge ; 2006)

Начало 60-х годов XX века. Как известно, "Коза ностра" без малейших колебаний уничтожает тех, кто встает у нее на пути. Ее не может остановить даже то, что на сей раз этим человеком стал сам президент Соединенных Штатов. Положение осложняется тем, что некоторые из членов семьи президента оказываются тесно связанными с другой известной американской семьей - Корлеоне...

Семья Корлеоне (The Family Corleone ; 2012)

Этот долгожданный роман - история усиления и возвышения семьи Корлеоне, и события в нем предшествуют роману «Крестный отец». Книга обращена как к легионам фанатов знаменитой саги, так и к новому поколению читателей, которые, без сомнения, заинтересуются творчеством Марио Пьюзо.

Нью-Йорк, 1933 год. Город, как и вся страна, тонет в пучине Великой депрессии. Для преступных кланов кончается время благоденствия: вскоре отменят «сухой закон», и всем им будет не ужиться в одном городе; на вершине должен остаться кто-то один. Вито Корлеоне предвидит все это и готовится к большой войне. И теперь он, как никогда, беспокоится за свою семью. Его младшие дети - Майкл, Фредо и Конни - еще ходят в школу, а старший - 17-летний Сонни - работает в автомастерской. Но он уже давно мечтает о том, чтобы присоединиться к «делу» отца и тоже стать гангстером. И начинает действовать - как всегда, горячо и необдуманно…

Рыжачков Анатолий Александрович 10/10/2019

Как-то Марио Пьюзо сидел с другом в ресторане, когда в зал вошел Фрэнк Синатра. Приятель писателя поспешил к прославленному певцу, пригласил его к столику и представил автора недавно вышедшего «Крестного отца». Он считал, что двум американским знаменитостям итальянского происхождения будет приятно лично познакомиться друг с другом. Но получился конфуз. Певец обрушился с бранью на писателя, бросился на него с кулаками. С трудом удалось предотвратить драку.

Чем же автор «Крестного отца» так разгневал Фрэнка Синатру? Оказывается, тот счел, что в образе певца Джонни Фонтейна, воспитанного Крестным отцом, Пьюзо вывел именно его. Фрэнку Синатре, стремившемуся быть вхожим в самые респектабельные салоны страны, немало вредили разговоры о его связях со многими главарями мафии. С некоторыми из них он был знаком с детских лет, и связи эти не прерывал и тогда, когда эти люди стали «крестными отцами». Особенно тесные отношения он поддерживал с главой чикагской мафии Сэмом Джанканой. Поэтому-то многие читатели, а затем и кинозрители увидели во Фрэнке Синатре прототип Джонни Фонтейна...

Певец Джонни Фонтейн - далеко не единственный персонаж «Крестного отца», некоторые черты которого вызывают ассоциации с реальными лицами. Помнится, когда я смотрел снятый по роману одноименный фильм, меня удивило, что исполнитель роли Крестного отца Марлон Брандо говорит приглушенным, едва слышным голосом. Казалось, что у дона Корлеоне, самого могущественного среди заправил мафии, голос должен быть властным и звучным. Но автор романа упоминает, что у Крестного отца был сипловатый голос, и актер лишь следует характеристике писателя. Позже в биографии Фрэнка Костелло, которого два десятилетия, с 1937 по 1957 год, именовали «премьер-министром мафии», я прочитал, что после удаления гланд у него почти пропал голос: вот откуда взялась эта подробность. Эта деталь интересна также потому, что многими чертами своего характера и деятельности дон Корлеоне прежде всего напоминает Фрэнка Костелло. Особенно существенно то, что Крестный отец, как и «премьер-министр» преступного мира, важнейшее значение придавал укреплению связей с влиятельными политическими кругами, и оба добились в этом большего успеха, чем другие руководители мафии. Во многом схожим оказался и конец их жизненного пути. После покушения, организованного одним из главарей преступного мира, Вито Дженовезе, стремившимся стать «боссом всех боссов», Фрэнк Костелло почти отошел от активной деятельности в руководстве мафии, стал заниматься лишь своим личным бизнесом. Так же и дон Корлеоне после тяжелого ранения стал постепенно передавать руководство делами «семьи» своему сыну. Но это сходство, конечно, не дает основания считать Костелло прямым прототипом дона Корлеоне. Не является таковым и Дженовезе, хотя автор дал своему герою имя дон Вито - так звали Дженовезе.

Иногда Марио Пьюзо объединяет с небольшими изменениями несколько эпизодов из истории мафии в один. Известно, что один из будущих королей организованной преступности, Чарльз («Лаки») Лучано, заманил захватившего власть в мафии Массерию в ресторан якобы для дружеской беседы. После обильных возлияний Лучано вышел в туалет. А тем временем его люди прикончили Массерию. Когда прибыла полиция, у Лучано было неоспоримое алиби. В романе происходит несколько иначе. Сын Корлеоне Майкл приглашает на переговоры представителя враждебной «семьи». Ему не доверяют, перед встречей обыскивают. После солидной выпивки Майкл идет в туалет, это не вызывает подозрения. Но там, за бачком, припрятан пистолет. Возвратившись, он в упор расстреливает противника и скрывается.

Подобных параллелей можно привести множество. Но при всех этих сходствах роман «Крестный отец» отнюдь не является беллетризованной хроникой событий из жизни мафии. Многие из них уже были известны американцам по газетным статьям, книгам и фильмам, и роман в подобном случае не вызвал бы такого редкого читательского интереса, который выпал на его долю. Более того, автор иной раз смещает во времени хорошо известные события из истории мафии. Например, полицейские протоколы свидетельствуют, что и Массерия, и сменивший его «босс боссов» мафии Маранцано были убиты в 1931 году. В романе указывается другая дата - 1933 год. Сомнительно, чтобы Пьюзо допустил ошибку. Скорее всего, он сделал это сознательно, желая показать, что создал не документальное, а художественное произведение. Изменив дату, он как бы получил право изменить и обстоятельства обоих убийств, сделать их главными участниками не реальных лиц, а созданных его воображением персонажей романа.

Секрет беспрецедентного успеха «Крестного отца», на мой взгляд, прежде всего в отходе автора от ставшего каноническим изображения преступного мира. Фильмы и романы обычно показывали стреляющую мафию: убийства, грабежи, погони, схватки с полицейскими, кровавые столкновения между бандами - и в те редкие мгновения, когда смолкала перестрелка, лирические сцены. Обычны места действия - трущобы кварталов итальянских иммигрантов, улицы больших городов. В «Крестном отце» также есть подобные сцены, описанные динамично и эмоционально. Но успех романа был предопределен другим: М. Пьюзо впервые выступил бытописателем мафии. Он ввел читателя в ее внутренний мир, показал иерархическую структуру власти, механизм принятия решений, тайные связи с органами власти, нравы и обычаи. Писатель сделал это с такой точностью и художественной убедительностью, что многие сочли, будто М. Пьюзо писал на основе личного знакомства с жизнью организованной преступности. Сам писатель категорически отверг это утверждение. И нет оснований ему не верить. К тому времени, когда он приступил к работе над романом, уже были опубликованы десятки книг по истории мафии таких специалистов, как Хэнк Мессик, Бэрт Голдблат, Фрэд Кук, Николас Гейдж и другие. Некоторые из них не только имели доступ к полицейским архивам, но и были лично знакомы с «крестными отцами» мафии. Особенно важным источником для автора могли служить опубликованные в 60-х годах социологические работы (Д. Крессиди, Похищение нации, Нью-Йорк, 1969 и др.), в которых обстоятельно исследовался скрытый от посторонних глаз внутренний мир мафии, повседневная жизнь ее «семей» - крупных преступных объединений выходцев из Италии, их система ценностей и жизненных ориентаций, представления о долге перед родней. Конечно, писатель пользовался и личными наблюдениями - его детские годы прошли в кварталах Нью-Йорка, где обитали итальянские иммигранты.

Писателя упрекали в том, что он не только не осуждает насилие, творимое мафией, но и с симпатией относится к главным персонажам романа - членам семьи дона Корлеоне. Вопрос этот не праздный. Речь идет о месте мафии в американском обществе и существующих между ними связях. Ключом к пониманию позиции автора служит начало романа - сцена в суде Нью-Йорка, где рассматривалось дело о двух молодчиках, которые жестоко изувечили дочь Америго Бонасеры и пытались над нею надругаться. Насильников оставили на свободе - их условно приговорили к трем годам тюрьмы. Горечь, негодование и злоба переполняют итальянского иммигранта Бонасеру: «Его дочка, юная, хорошенькая, еще лежит в больнице со сломанной челюстью, а этим скотам позволят гулять на свободе». И он заключает - за правосудием надо идти на поклон к дону Корлеоне.

В сюжетном развитии романа эпизод с Америго Бонасерой и его дочерью не играет почти никакой роли. Его можно без труда исключить из повествования. Но писатель счел необходимым начать произведение именно с него. И над этим стоит задуматься.

Бонасера рассказывает дону Корлеоне, которого он раньше сторонился, о случившейся трагедии, о вопиющей несправедливости суда. В ответ Крестный отец читает ему популярную лекцию о мире, в котором они живут: «Америка представлялась вам раем. Вы открыли солидное дело, вы хорошо зарабатывали, вы решили, что этот мир - тихая обитель, где можно жить-поживать в свое удовольствие. Вы не позаботились о том, чтобы окружить себя надежными друзьями. Да и зачем? Вас охраняла полиция, на страже ваших интересов стоял закон - какие беды могли грозить вам и вашим присным?»

Дон Корлеоне, познавший изнанку окружающего мира, его лицемерие, его жестокие законы, не отказывает себе в удовольствии зло высмеять иллюзии наивного просителя: «...вам не на что жаловаться. Судья вынес свой приговор. Америка сказала свое слово... Вы тратитесь на адвокатов, а они отлично знают, что вас так или иначе оставят в дураках. Вы считаетесь с приговором судьи, а этот судья продажен, как последняя девка с панели. Все эти годы, когда вам нужны были деньги, вы шли в банк, где с вас драли непомерные проценты...»

Таковы социально-политические условия, с которыми сталкиваются итальянские иммигранты,- неправедность правосудия, продажность официальных лиц, грабители-клерки в банковских офисах.

Дон Корлеоне поручает одному из своих подчиненных примерно проучить молодчиков, изувечивших дочку Бонасеры. Двое гангстеров превращают их в «отбивные котлеты». Насилие? Но оно воспринимается как справедливый ответ на несправедливость суда. Преступление рождает преступление, насилие - насилие, происходит цепная реакция беззакония. Судья выпускает на свободу преступников, изуродовавших девушку. Люди дона Корлеоне расправляются с ними, а подкупленные полицейские дают им возможность осуществить самосуд. Мораль и закон остаются за рамками действий и тех и других. Более того, действия двух молодчиков и их покровителя судьи выглядят еще более безнравственными, чем расправа над насильниками, совершенная по приказу дона.

Смысл эпизода - насилие оправданно, оно зачастую неизбежно. Правоохранительные органы действуют заодно с правонарушителями. Таковы нравы общества, в котором действует мафия. И чтобы не было сомнения в позиции автора, эпиграфом к роману он выбирает известные слова Бальзака: «За всяким большим состоянием кроется преступление». И эти преступления остаются безнаказанными, ибо власть «больших состояний» оказывается могущественнее власти закона.

История с Америго Бонасерой только вводит читателей в сложный мир взаимоотношений между преступностью и политикой, развивающихся на многих уровнях, в том числе и на весьма высоких. На первых же страницах романа мы узнаем, что одним из покровителей дона Корлеоне, видимо отнюдь не бескорыстным, является член сената США. Узнаем и о том, что «машина правосудия полностью в руках у дона Корлеоне». А «связи и влияние в политическом мире стоят десятка regimes», то есть вооруженных отрядов мафиози.

Все главные герои романа - это обобщенные образы, созданные писателем. С наибольшей художественной выразительностью нарисованы члены семьи Корлеоне - ее глава, сыновья Сантино (Сонни) и Майкл, а также советник дона Том Хейген, певец Джонни Фонтейн.

Старший сын Сонни вспыльчив, невыдержан, малообразован, способен на опрометчивые поступки. Младший сын Майкл - его антипод, он - воплощение трезвого расчета и непоколебимой выдержки, у него за плечами опыт офицера американской армии в годы второй мировой войны, ясное понимание роли политических связей мафии. Сонни - это вчерашний день мафии, Майкл - главарь нового типа.

Самая колоритная фигура романа - Крестный отец. В его жизни отразилась история американской мафии. Подобно Лучано, Дженовезе, Костелло, он начинал с участия в уличных бандах, затем создал преступный синдикат, который занимался также и легальным бизнесом. И наконец, неоднократно выступал с попытками придать мафии современный вид, ликвидировать междоусобицы, создать ее руководящий орган. Он первый среди главарей мафии понял, что «время стрельбы и поножовщины прошло. Пора брать умом, изворотливостью, коль скоро мы деловые люди».

Дон Корлеоне и другие доны и их подручные действуют, творят свои преступления, имея надежное прикрытие. Не случайно никто из них не попадает на скамью подсудимых и тем более - за решетку. Майкл Корлеоне убивает капитана полиции. Но связи Крестного отца помогают ему избежать наказания. Высокопоставленные покровители заправил мафии, по сути дела, являются соучастниками и их кровавых расправ, и их нелегальных промыслов - от содержания публичных домов до организации азартных игр. Поэтому мафия отнюдь не выглядит неким сборищем безнравственных извергов, находящихся вне общества. Напротив, она - часть этого общества, связанная с ним многими нитями, в том числе и с представителями его политической элиты. Так М. Пьюзо подводит читателя к выводу: без такого щита мафия была бы обречена. Поэтому морального приговора достойны отнюдь не только заправилы преступных синдикатов. И, видимо, потому злодеяния самих мафиози не вызывают такого осуждения читателей, какого можно было бы ожидать. А к некоторым персонажам романа порой относишься даже с чувством сопереживания. Они действуют в условиях, где господствует не сила закона, а закон силы, и прежде всего - сила денег. Но ведь не они же создали эти общественно-политические порядки... Кроме того, некоторые персонажи, прежде всего сам Крестный отец, порой вызывают даже сочувствие. Его верность патриархальным обычаям, иногда проявляемая душевная щедрость (он приютил бездомного подростка Тома Хейгена), его природная мудрость, прозорливая спокойная рассудительность, умение находить ориентиры в бурных водах организованной преступности и большой политики - все это делает его незаурядной личностью. Но, естественно, это отнюдь не положительный герой. Как подчеркивает автор, его «полная беспощадность, полное пренебрежение ко всем и всяческим ценностям выдавали человека, который не чтит иных законов, кроме собственной воли, иных богов, кроме себя самого».

Возникновение организованной преступности в США в 20-30-е годы, в котором столь деятельное участие принял дон Корлеоне, явилось закономерным процессом. По вопросу о причинах ее развития среди американских специалистов нет единодушия. В своей книге «Банды и мафия» X. Мессйк говорит о том, что «организованная преступность является продуктом исторической случайности». Некоторые исследователи утверждают, будто мафия вообще не имеет глубоких корней в американском обществе, она лишь отросток итало-сицилийской мафии, искусственно взращенной на американской почве. Другие американские ученые считают, что организованная преступность - плоть от плоти буржуазного общества США, развивалась в его недрах, а не в некоем вакууме. Она бы не расцвела таким пышным цветом, если для этого не было бы в США благоприятного климата. По мнению этих авторов, задолго до появления организованной преступности в США там складывались и развивались традиции хищнического предпринимательства, использовавшего уголовные средства. Автор известного исследования истории монополистической верхушки США Ф. Ландберг указывал, что «преступления бизнесменов... обычно рассматривают как ненасильственные, тем самым ставя этих обвиняемых в глазах общественного мнения хоть на ступеньку выше таких неортодоксальных бизнесменов, как Фрэнк Нитти, Тони Аккардо и Фрэнк Костелло (известные заправилы мафии в США.- И. Г.). Но это различие явно фальшивое...». Ф. Ландберг подчеркивает, что многие крупнейшие бизнесмены «имеют на своем счету внушительное число нарушений закона, и по сравнению с их незаконной деятельностью операции мафии и преступных синдикатов кажутся детской игрой».

По данным Торговой палаты США, в стране применяются около 800 различных способов обмана потребителей с целью выманить у них деньги. Коррупция и мошенничество среди предпринимателей приняли такие масштабы, что известный политический деятель сенатор У. Прокемайер с тревогой заявил: «По крайней мере значительная доля частного сектора в США представляет собой игорный дом, где идет игра краплеными картами - королями коррупции, валетами нелегальной торговли и тузами политического нажима».

Американский криминолог У. Рэклисс, отмечая, что для организованной преступности характерна тенденция к объединению, проводил параллель с капиталистическими корпорациями: «Стремление преступных организаций к неограниченному могуществу в своей области соответствует монополистическим тенденциям в мире бизнеса». Вспомним, что Крестный отец добился в Нью-Йорке монопольного положения в сфере торговли оливковым маслом.

И наконец, еще раз о связях организованной преступности и политики. Президентская комиссия (1967 г.) признала, что «организованная преступность существует благодаря той власти, которую она приобретает за деньги», что она «может истратить миллионы долларов на коррумпирование официальных лиц». Вспомним дона Корлеоне. Он «нанял отличного юриста с большими связями в полицейском управлении и судебных органах. Была продумана и налажена система подкупов, и вскоре у организации Корлеоне появился внушительный «реестр», иначе говоря - список должностных лиц, которым причиталась ежемесячно та или иная сумма». Кроме того, глава клана оказывал политическим кругам и другие услуги. Он указывал итальянским иммигрантам, за кого им следует голосовать на местных и федеральных выборах. «Так понемногу он сделался силой на политической арене - силой, с которой не преминули начать считаться трезвые партийные лидеры».

Такой же переход от разрозненных уличных банд к крупным преступным синдикатам, к организованной преступности был характерен не только для мафиози итальянского происхождения, но и для выходцев из других этнических групп - ирландцев, евреев, китайцев, негров и т. п.

Как же можно определить сущность организованной преступности, характерные черты, отличающие ее от уличной преступности? На мой взгляд, это имеющие устойчивую внутреннюю структуру объединения преступников, которые в сообществе с коррумпированными представителями власти, буржуазных партий и предпринимательства, используя методы подкупа или насилия, устанавливают свой контроль в различных сферах незаконной деятельности (проституция, азартные игры, ростовщичество, наркотики и др.) и осуществляют ее на постоянной основе в целях обогащения и укрепления своих политических связей. Незаконная деятельность организованных преступников тесно связана с их участием в легальном бизнесе, куда они зачастую проникают, используя методы шантажа и насилия.

Такое определение охватывает специфические черты организованной преступности, подчеркивает ее связи с укладом американского общества.

На страницах своего романа М. Пьюзо воссоздал картину того, как происходило в США это складывание организованной преступности, превратившейся в постоянный социальный феномен американского общества.

В конце повествования, то есть во второй половине 40-х годов, после длительных распрей главы «семей» вырабатывают общую позицию по вопросу торговли наркотиками, которая уже тогда начинала приобретать все более широкие масштабы. Дон Корлеоне выступал против участия в этом опасном бизнесе. «...Для нас связаться с наркотиками,- говорил он на встрече глав «семей»,- значит, по-моему, погибнуть в самом недалеком будущем». Другие главари мафии в принципе соглашались с доводами дона, но соблазн получать невиданные барыши взял верх.

С той поры прошло четыре десятилетия. Дон Корлеоне оказался прав лишь наполовину. Политическим покровителям боссов организованной преступности действительно оказалось труднее ограждать от наказания торговцев зельем, чем владельцев домов терпимости и организаторов азартных игр, но в то же время грандиозные доходы от торговли наркотиками помогли ей превратиться в крупнейший в истории США нелегальный бизнес.

Каждый из президентов США последних лет объявлял «решительную войну» наркомафии. В этих войнах было одержано немало тактических успехов, ряд организаторов торговли оказался за решеткой, тонны наркотиков были конфискованы. Но стратегическая победа так и не была достигнута. Президент Буш заявил о своей решимости нанести массированные удары по наркомафии, на эти цели ассигнуются миллиарды долларов. Будущее покажет, чем закончится эта схватка могущественного государства с главарями преступного бизнеса. В любом случае предстоит затяжная и упорная борьба.

Действие романа «Сицилиец» переносит нас на Сицилию, где в незапамятные времена была создана мафия. Точная дата рождения этой своеобразной преступной организации до сих пор не установлена. Но известно, что уже в начале прошлого века она играла важную роль в политической и экономической жизни острова.

Основные герои «Крестного отца» - выходцы с Сицилии. Но проблема связей американских и сицилийских мафиози в новом романе почти не затрагивается. Сюжетно их соединяет лишь одно звено: Майкл Корлеоне по заданию отца должен вывезти с острова в США главного героя произведения Тури Гильяно.

В основе «Сицилийца» лежат исторические факты. М. Пьюзо заинтересовала полная драматизма и романтики трагическая судьба крестьянского парня Сальваторе Джулиано. Многие эпизоды из жизни персонажа и его прототипа совпадают вплоть до мельчайших подробностей. Начиная с того, что, вынужденный застрелить карабинера, юный Гильяно убегает в горы, где создает шайку, и кончая его трагической гибелью. Легко узнается и прототип главы сицилийской мафии - это дон Калоджеро Виццини, в романе он выведен под именем дона Кроче Мало. Но вместе с тем «Сицилиец» в еще меньшей степени, чем «Крестный отец», может считаться беллетризованной хроникой событий, происходивших на Сицилии в 40-50-х годах. Это прежде всего связано с тем, что писатель дал свою собственную трактовку личности и деятельности Джулиано. Она принципиально отличается от тех оценок, которые ему давались итальянскими политическими деятелями и историками.

Практически все они единодушны в том, что Джулиано - бандит, действовавший по указке главарей мафии и реакционных политических деятелей, включая монархистов. Депутат итальянского парламента коммунист Джироламо Ли Каузи писал: «...чем объяснить столь долгое существование банды Джулиано, орудовавшей с 1945 года вплоть до июля 1950 года, когда Джулиано был убит, если не сугубо политическим характером связей, существовавших между Джулиано, его бандой и мафией и покровительствовавшими ему политическими силами? Почему, невзирая на тревогу и требования итальянского и мирового общественного мнения покончить с бандой Джулиано, действия властей, особенно когда министром внутренних дел был депутат Шельба, были столь противоречивы и сдержанны и так дорого обошлись полиции и гражданам Италии? Причину следует искать в стремлении политических сил, связанных с бандитом Джулиано, скрыть, дабы не скомпрометировать их, имена тех политических деятелей из монархической, либеральной и христианско-демократических партий, которые после краха сепаратистского движения вступили в сговор с Джулиано и стали использовать его в своих целях».

Советский исследователь истории сицилийской мафии Н. П. Русаков отмечает, что Джулиано являлся орудием крупных землевладельцев, которые использовали его для кровавых расправ с крестьянами, занимавшими помещичьи земли. По его словам, Джулиано - организатор массового расстрела крестьян в Портел-ла-делла-Джинестра 1 мая 1947 года.

Приведу еще одну оценку - автора ряда работ по сицилийской мафии Микеле Панталеоне. Он разделяет деятельность Джулиано на два периода. С 1943 до начала 1945 года Джулиано был «народным бунтарем Юга», но затем перестал преследовать крупных землевладельцев, установил связи с мафией и правыми политическими деятелями и «отныне он уверился, что...сможет преспокойно наслаждаться награбленным богатством».

Таков исторический прототип героя «Сицилийца». Однако моральное перерождение Джулиано, его измена благородным идеалам защиты крестьянских масс от произвола помещиков, его тщеславие, жажда богатства и респектабельности - все эти черты Джулиано были явно неприемлемы для творческого замысла Пьюзо. Сохраняя ряд реальных событий жизни Джулиано, он создает образ смелого борца против социальной несправедливости. Гильяно «думал о том, что бедняков всегда обманывали». Смыслом его жизни, целью его борьбы стало оказание помощи нищим и бесправным труженикам, которых обирали и терроризировали объединенные силы помещиков, властей и мафии. Он не ставит задачу изменить социально-политические условия на острове, развернуть массовое демократическое движение. Он действует в духе «Робин Гуда XX века» (впервые это сравнение использовал американский журналист Майкл Стерн, который брал у него интервью), отнимает богатства у крупных собственников и раздает нуждающимся. Каратели в течение многих лет не могут захватить Тури, потому что каждый крестьянин готов укрыть его в своем доме: Гильяно символ их надежд, их опора и защита. Джулиано был неуловим благодаря высоким покровителям, Гильяно - благодаря защите социальных низов деревни.

Молодой крестьянский бунтарь понимал социальную и политическую роль мафии на Сицилии, ее тесные связи с крупными землевладельцами и государственными деятелями. Глава мафии дон Кроче - человек, «который может подкупать министров, организовывать убийства, терроризировать лавочников и владельцев фабрик». Гильяно «знал о легендарной силе мафии», «о бесконечных убийствах крестьян, которые пытались получить деньги за работу с могущественных аристократов и землевладельцев». Мафия не только охраняет грабителей-помещиков, она сама обирает крестьян, используя связи с властями. «...Всё сдаваемое (крестьянами.- И. Г.) на правительственные склады попадало в руки дона Кроче Мало и его приспешников и потом оказывалось на черном рынке». Для крестьянского бунтаря, защитника обездоленных и притесняемых сельских тружеников, мафия такой же враг, как и крупные землевладельцы, карабинеры, власти. Пойти к ним на службу, как это сделал Джулиано, для Гильяно значит предать своих друзей и свои идеалы.

В соответствии с этими жизненными установками своего героя писатель коренным образом меняет роль Джулиано в расстреле демонстрации крестьян 1 мая 1947 года. Сам ход событий до мельчайших подробностей Пьюзо рисует в полном соответствии с газетными репортажами тех дней, описаниями этой трагедии в трудах итальянских историков. Но если, по единодушному мнению последних, именно влиятельные политические круги приказали Джулиано «учинить бесчеловечное кровопролитие» (М. Панталеоне), то в романе бойня инспирирована коварным доном Кроче. Потерпев неудачу в попытках сделать бунтаря своим союзником или ликвидировать его физически, главарь мафии решает его скомпрометировать, превратить в глазах масс в кровавого, жестокого палача. Он подкупает одного из командиров в отряде Гильяно и поручает ему открыть огонь из пулемета по безоружным участникам первомайской манифестации. В итоге - десятки убитых и раненых.

Несмотря на душевное потрясение, испытанное Гильяно, на глазах которого произошла эта бесчеловечная расправа, он сумел понять смысл происшедшего и собственноручно расстрелял предателя.

До конца своей жизни Гильяно, в отличие от Джулиано, остается бескорыстным идеалистом. Джулиано присвоил себе миллиарды. Но «у Г ильяно за душой не было ни гроша, хотя он уже мог бы иметь более миллиарда лир. Свою долю награбленного он раздавал бедным и помогал своей семье».

Гильяно со своей небольшой бандой обречен. Против него объединяют силы и мафия, и реакционные круги, и местные власти, и центральное правительство Италии. Гильяно начинает понимать, что зашел в тупик, методы его борьбы в современных условиях изжили себя, его единственный выход - бежать из страны. «...Что я все эти семь лет делал? - с горечью размышляет он.- Я думал, что сражаюсь за справедливость. Я пытался помочь беднякам. Я надеялся избавить Сицилию от мафии. Я хотел быть добрым. Но взялся я за это не в то время и не так, как надо. Единственное, что нам сейчас остается,- спасать свою жизнь». Но ему не удается и это: так же, как и его прототип Джулиано, Гильяно гибнет от руки своего самого близкого, доверенного соратника Пишотты, реального лица, чью фамилию писатель не счел нужным изменять, человека, подкупленного сильными мира сего. Ценой предательства Пишотта надеялся купить прощение, надеялся, что ему спишут преступления, которые он совершил, находясь в банде. Но власти поступают вдвойне вероломно: ликвидировав Гильяно руками Пишотты, они затем убирают и незадачливого предателя.

В романе, по сути дела; один положительный герой, если не считать второстепенных персонажей. Верный своим идеалам, преданный своим друзьям, бескомпромиссный, когда речь идет о том, что для него является главным в жизни,- таким предстает Гильяно перед читателями. Он противостоит миру жестокости и коварства, наживы и интриганства, беспринципности и лицемерия. Министры, главари мафии, священнослужители, государственные чиновники - все они считают, что для того, чтобы добиться своих корыстных целей, они могут пользоваться любыми средствами, это люди без морали и чести. И не случайно они без труда сговариваются «во имя общей цели - уничтожения Гильяно и его отряда».

С глубоким знанием Пьюзо рисует силы, противостоящие его герою, тайные нити, связывающие заправил мафии и блюстителей законности, крупных собственников и должностных лиц ради сохранения в стране социального и политического статус-кво, примерного наказания тех, кто смеет бросить им вызов. Конечно, Гильяно - не революционер, он - бунтарь, он не лишен многих недостатков и слабостей, но в моральном отношении стоит неизмеримо выше представителей истеблишмента. В моральном поединке с ними бесспорная победа остается за Гильяно. Они сумели ликвидировать его, но не смогли поколебать веру в него широких масс Сицилии, их уважение и любовь. «Он,- пишет Пьюзо,- был их героем, их щитом против богачей и аристократов, против «Друзей» (главарей мафии.- И. Г.), против правительства христианских демократов в Риме».

Образ крестьянского бунтаря Гильяно - творческая удача писателя. Формально можно было бы упрекнуть его в том, что вне внимания М. Пьюзо оказались другие мужественные борцы за интересы народных масс Сицилии - коммунисты и социалисты. Но такой подход к разбору художественного произведения вряд ли был бы продуктивен. Необходимо прежде всего оценить то, что создал писатель в соответствии со своими эстетическими и идейными установками и замыслом. Роман «Сицилиец» - яркое реалистическое произведение, ознаменовавшее важный этап в творчестве талантливого писателя, этап более углубленного проникновения в толщи социально-политических проблем.

Доктор исторических наук, И. Геевский.

Пьюзо М. Крестный отец. Сицилиец. / Пер. с англ. – М.: Политиздат, 1990. – С. 563-574.

Иерархия, насилие, жестокость и доброта (по книге Марио Пьюзо "Крёстный отец")

Художественная литература - это прежде всего отражение жизни. И как в жизни, любое художественное произведение содержит насилие в той или иной форме.

"Описаний насилия в литературе, пожалуй, не избежать. Даже в детских книжках на козлика нападают серые волки с весьма плачевными для первого последствиями, Карабас-Барабас мучает кукол, а похождения Колобка кончаются трагической гибелью героя в пасти Лисы. Что делать, наш окружающий мир испорчен и развращён. Насилие является как бы его составной частью. Однако описание насилия может иметь либо нравоучительную цель, либо развращающие последствия" (Возлядовская А.М. Насилие в литературе)

Обратимся к примерам из жизни. Солдат, защищающий свою родину, совершает действия насильственного характера: убивает врагов. Полицейский, преследующий преступника, в случае вооружённого сопротивления может убить правонарушителя. И солдат, и полицейский делают это не ради того, чтобы потешить своё самолюбие или реализовать свои садистские комплексы. И тот и другой совершают насилие ради того, чтобы оградить свою страну, своих сограждан от насилия со стороны врага или вооружённого бандита. Если солдат или полицейский будет не в состоянии выполнять свои функции, ради которых ему дали в руки оружие, само его существование как хранителя мира и порядка нивелируется.

Человек, находящийся на службе, должен соразмерять степень применения насилия с тем, на сколько это необходимо. К примеру, если солдат будет излишне жесток, упиваясь тем, что можно крошить врагов безнаказанно - он перестанет быть хорошим солдатом, пойдя на поводу у своих желаний и вопреки логике убивая даже там, где это не нужно. Его внимание как солдата станет рассеиваться и, в своём стремлении во что бы то ни стало "всех мочить", он вполне может проглядеть по настоящему опасного противника и погибнуть сам. Если будет излишне мягок - погибнет, так и не выполнив свой долг и не сделав того, ради чего ему дали оружие.

Применение насилия должно быть строго рационально. И меру этой рациональности в нашем несовершенном мире устанавливает государство, исходя из приоритетов, нравственных принципов, религии и пр. И тем лучше может государство установить меру для действий тех, кто призван его защищать, чем лучше соблюдается внутри самого государства иерархическая структура, когда каждый отвечает за то, что поручено и каждый занимает место согласно своему назначению и своим талантам.

Зачастую мы привыкли воспринимать слово "иерархия" как нечто негативное. Мы привыкли к картинке из учебника времён застоя: пирамида, на которой сверху богатое меньшинство пьёт и гуляет, а внизу - бедные трудятся по 48 часов в сутки. На самом деле, иерархической структуре подчинено всё, начиная с животного мира. И порядок устанавливается только тогда, когда иерархия строго соблюдается.

Например, клетки эпителия защищают живой организм от внешний воздействий, а нервные клетки руководят движениями и устремлениями этого организма, приказывают убежать или нападать. Достаточно глупо клеткам эпителия "обижаться" на то, что не они командуют. Достаточно глупо считать, что все клетки равны, и что надо "дать покомандовать" эпителию.

Другой пример, с высшими животными. Например, амёба делает одно, травянистая растительность - другое, жираф - третье, хищника, который ест жирафа - четвёртое. Каждый из них состоит в сложной взаимосвязи, которая в свою очередь подчиняется строгой иерархии. Никому не приходит в голову заставить жирафа "поработать" травой, амёбой или хищником.

Государство в какой-то степени подобно живому организму и поэтому как только, перекроив иерархию по-своему, дворник дядя Вася или "сукин сын" Полиграф Полиграфович Шариков получает власть, попадают на командное положение, государство разваливается, а общество скатывается к революции и гражданской войне, голоду и разрухе. Никто не запрещает сыну дворника выучиться на дипломата и постепенно сделаться хоть министром, заняв таким образом другое положение в иерархической структуре. Но при этом сын дворника должен обладать настоящим умом, стремлением к совершенствованию, уметь анализировать события, критически оценивать происходящее, обладать и многими другими качествами, которые необходимы министру. В противном случае, ничего хорошего его назначение на высокий пост не принесёт, да скорее всего, его никто и не назначит. Разве что, он сам "ворвётся в Зимний" с оружием в руках и перевернёт всё с ног на голову.

Наглядный пример настоящей, действующей иерархии представил для широкого круга читателя американский писатель Марио Пьюзо в своём известном романе "Крёстный отец". "Империя" Вито Корлеоне изначально держится на простых правилах, которые в принципе должны действовать в любой уважающей себя стране. Он правит своими людьми, как король. У него есть советники и помощники, как у любого короля. У него есть капитаны и армия, которая подчиняется каждому его решению беспрекословно, охраняя всех прочих граждан "империи" - рядовых обывателей, их семьи, их детей и родственников. Всех, кто соглашается жить под властью Вито Корлеоне.

Иерархия в "империи" Вито Корлеоне строго рациональна и чётко установлена. Каждый занимает своё место и не претендует на то, чтобы знать больше, чем ему предназначено. Простой обыватель, находясь под покровительством дона Корлеоне, чаще всего знать не знает, что и как предпринимает дон и его люди ради того, чтобы восстановить справедливость или защитить обиженных. Строго говоря, простой обыватель, подданный Вито Корлеоне, видит только результат действий своего "короля" и его "регулярной армии" - рядовых мафиозо. Так, могильщик Бонасера узнаёт из газет, что обидчики его дочери были кем-то жестоко наказаны за своё деяние. И, как порядочный подданный, Бонасера знает, кто именно этих обидчиков отделал. Но не знает, как именно это произошло, кому и какой был отдан приказ и чья конкретно рука нанесла увечья врагам Бонасеры. Для Бонасеры это и не важно. Важно то, что он находится под покровительством своего дона и рассчитывает на то, что его жизнь под этим покровительством будет более беопасной для него самого и для его семьи.

Каждый в организации Вито Корлеоне подобран и поставлен на определённое место в иерархии так, чтобы идеально к нему подходить. Нет такого случая, чтобы капитаном стал непроверенный человек, неспособный командовать другими людьми и беспрекословно подчиняться приказам дона. И нет такого случая, чтобы простому обывателю, неспособному стать солдатом, сунули в руки оружие и сказали: "Иди и убей!" Все, начиная от самого дона и кончая последним его солдатом-новичком или сочувствующим, занимают места в соответствии со своими талантами и уровнем подготовки.

Всякое государство вынуждено содержать регулярную армию, потому что мир вокруг него далёк от совершенства: соседи могут зариться на территорию, более агрессивно настроенные государства жаждать вступить в войну, более трусливые - обзавестись парочкой атомных бомб, чтобы было чем угрожать. Два соседа могут ополчиться на третьего просто потому, что он придерживается не той религии и не выказывает с и точки зрения должного почтения. И государство, каким бы миролюбивым оно ни было, вынуждено искать для себя способов защиты. Старая пословица "Кто хочет мира - пусть готовится к войне", к сожалению, себя оправдывает и дону Корлеоне, как любому дальновидному правителю, приходится заботиться о силе и слаженности своей армии. Да, он готов жить со всеми в мире, потому что мир всегда выгоднее, чем война. Но он вооружается, чтобы у "соседей" - других донов, уличных банд и прочих подобных организаций, не было искушения на него нападать. Иначе соседская шпана начнёт тиранить его детей, какая-нибудь банда наркодельцов или сутенёров захочет показать, что они круче и нападёт на людей дона, а нечистый на руку банкир захочет обвести вокруг пальца тех итальянцев-эмигрантов, которые хотят найти своё место в Америке. И никто кроме самого Вито Корлеоне и его людей не вступится за обиженных.

Для того, чтобы никто не потревожил покой и благополучие рядовых семей, их надо охранять. И "армия" во главе с Вито Корлеоне берёт на себя обязанности ограждать своих от нападок несовершенного мира, устанавливать справедливость и карать преступников, нападающих на мирных граждан. Да, он делает это не бескорыстно, как любое государство, которое просто не может существовать без налогов, взимаемых со своих налогоплательщиков. Ведь армию нужно на что-то содержать.

В начале романа Майк говорит своей подруге Кей о своём отце: "...вот в чем фокус: он делает добро про запас. Слышала, наверное, как полярные исследователи оставляют по дороге небольшие запасы провианта на всякий случай? Отец действует примерно по такому же принципу. Настанет день, когда он постучится в дверь своего должника, и им же легче, если они сразу пойдут ему навстречу." Майк не говорит только того, что услуга, которую может попросить дон Корлеоне от своих подопечных, всегда адекватна тому, что они сами могут ему дать. Потому что Вито Корлеоне, как хороший правитель, знает, что если начнёт требовать со своих подданных то, чего они не могут ему дать, он перестанет быть для них желанным правителем.

Сама же по себе благодарность за оказанные услуги - вполне нормальная основа любых отношений внутри общества. Гораздо более предосудительна неблагодарность, когда человек с готовностью обращается за помощью, получает её - а потом резко "забывает", как звать того человека, который пошёл ему навстречу. Так что с точки зрения обычной человеческой порядочности дон Корлеоне, делая добро "про запас", всего лишь приучает людей к тому, что надо развивать в себе такое качество, как умение быть благодарным за помощь. Тем более, что помощь дона Корлеоне зачастую гораздо более огромна и значительна, чем то, что он требует в благодарность.

Дон Корлеоне готов с помощью своих связей изменить существующий в стране закон о военнопленных, для того, чтобы один честный сицилийский парень Энцо смог остаться и жениться на дочери пекаря. Дон Корлеоне организовывает достаточно серьёзную операцию, чтобы его крестник Джонни Фонтейн мог получить роль, которая поможет ему вырваться из депрессии и занять подобающее место в Голливуде. А впоследствии дон Корлеоне помогает Джонни организовать производство собственных фильмов, которые привели Джонни к заслуженной славе. Что просит дон Корлеоне в ответ? Пекарь Назорини хорошо снабжает дона свежей выпечкой - то есть, служит дону своим ремеслом. Вся семья дона не съест разом столько, чтобы это стало разорительно для пекаря. И благодарность пекаря - это тот хлеб, которым он снабжает семью своего дона. А Джонни Фонтейну всего лишь нужно сообразить, что негоже ему бросать друзей детства и забывать о них. Отплатить дону он может тем, чтобы пригласить к себе талантливого, но теряющего опору в жизни певца Нино Валенти - другого крестника дона Корлеоне. И эта благодарность более всего приятна и желанна для Вито Корлеоне.

И с могильщика Бонасеры Вито Корлеоне, за справедливое возмездие к обидчикам его дочери, требует лишь помощи, когда погибает его сын Сантино.

"- Я хочу, чтобы ты употребил все свое мастерство, все искусство, если только уважаешь меня, - сказал он. - Нельзя, чтобы мать увидела его таким"...

Всё, что нужно дону - это чтобы Бонасера сделал ради него то, чем и так занимается всю жизнь: надо привести убитого Санни в подобающий вид перед похоронами, потому что тело его страшно изуродовано убийцами.

Да, Вито Корлеоне, его капитаны и его солдаты не чужды насилия. Но они и не обольщаются тем, что, убивая, поступают хорошо. Так же, как для солдат регулярной армии любого государства, они выполняют свой долг, прекрасно осознавая, что делают и зная, что им придётся нести ответственность за свои деяния. Но они должны беречь свои семьи и своих сограждан, сознательно идя на крайние меры, чтобы предотвратить опасность. Для них насилие - это средство, а не цель. А любой настоящий мужчина должен уметь отстоять свой дом и защитить своих детей. Если он не может обеспечить себя и свою семью - он не мужчина с точки зрения таких, как дон Корлеоне.

Примечательный разговор на эту же тему состоялся в книге между Майклом Корлеоне и Томом Хагеном.

"...- Знаешь, Том, я не могу припомнить, чтобы отец хоть раз меня пальцем тронул. Или Санни. Или Фредо. А уж на Конни он, наверное, и не повышал голоса. Ну, а если по правде, Том, как ты думаешь, сколько смертей на счету у моего отца?

Том Хейген сказал, не поднимая глаз:

Я могу сказать тебе, Майкл, что таким разговорам ты явно научился не у дона. Кое-что делаешь, если жизнь заставляет, но об этом не стоит говорить вслух. Есть вещи, которые нельзя оправдать, сколько ни рассуждай, потому что им нет оправданья. О них надо просто забывать..." (Пьюзо М. Крёстный отец. Перевод: С. Сычева, И. Забелин. СПб., 1992)

Герои Марио Пьюзо не обольщаются и отлично понимают, что убийство - это грех. Но выполняют свой долг, по которому защита своих людей, своей семьи - первая обязанность. Можно ли признать их жестокими? И в чём вообще заключается жестокость как таковая?

По словарным определениям жестокость - это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. С этой точки зрения можно сказать, что понятие жестокости неотделимо от таких человеческих понятий, как мораль и нравственность. Ведь в животном мире целенаправленной, осознанной жестокости нет. Зверь убивает, чтобы есть, убивает врага, чтобы выжить, убивает соперника в поединке за самку, чтобы продлить свой род. И только люди могут проявлять жестокость ради жестокости, потому что им хочется показать свою власть или им нравится видеть, как страдает другой человек.

О жестокости каждый наверное может высказать своё мнение, определив её сущность с точки зрения личного восприятия. Например, Константин Кушнер сказал, что "жестокость - это превышение меры наказания совершённому проступку". По некоторым мнениям жестокость - это всегда результат страха, слабости и трусости. То есть, в большинстве случаев можно признать, что жестокость происходит из неполноценности человека. Он труслив, слаб или психически неполноценен - и поэтому жесток.

Остановимся на этих определениях и сделаем такой обобщающий вывод о буквальном значении слова "жестокость": жестокость - это свойство слабой, неполноценной личности, которое выражается в стремлении причинить необоснованную ничем боль и страдание другим людям, чтобы почувствовать от этого удовлетворение.

Кого в романе "Крёстный отец" можно бы было назвать жестоким в буквальном смысле этого слова? Большинство персонажей совершают жестокие поступки, убивают, потому, что стремятся защитить близких им людей. Так поступает Сантино Корлеоне, который наводит ужас на врагов и которого в результате убивают только ради того, чтобы избавиться от угрозы в его лице. Так поступает Питер Клеменца, когда приказывает Рокко убить предателя Пауло Гато и когда своими руками приводит в исполнение приговор другому предателю - Карло Ричи. Предатели - это угроза благополучию близких людей Клеменцы и он убивает не ради того, что ему этого хочется, а ради того, чтобы защитить тех, кто нуждается в его защите.

Достаточно категорично и, можно сказать, жестоко поступают по приказу Вито Корлеоне с голливудским продюсером, убивая его любимого и дорогостоящего коня. Но в данном случае животное - это всего лишь средство воздействия и никто не испытывает удовольствия от его убийства. Мясник тоже убивает коров, чтобы люди могли есть говядину. И лев убивает антилопу, чтобы не подохнуть с голоду. А люди дона Корлеоне убивают коня, чтобы обеспечить благополучие Джонни Фонтейну, не способному самостоятельно решить свои проблемы.

Жестоко расправляется со своими врагами Майкл Корлеоне, уничтожая главных своих противников - донов, которые задумали убить его самого. Но Майкл делает это опять-таки ради семьи, потому что если он не убьёт своих врагов - убьют его самого и его семья останется без кормильца, а подвластные ему люди останутся без правителя.

Что же получается? Никто в книге не совершает осознанной жестокости просто ради того, чтобы почувствовать от этого удовлетворение? Нет, такие люди есть. Например, те двое юнцов, которые избили дочь могильщика Бонасеры. Они действовали из собственной блажи, потому что девушка оказала им сопротивление и избили её, чтобы показать свою власть над нею и унизить её. Поступок этих двоих вполне можно назвать жестокостью, но уже не получается однозначно признать жестокостью их собственное избиение, которое совершает Пауло Гато и его подручные по приказу дона Корлеоне. Можно ли сказать, что здесь присутствует превышение меры наказания? Нет. Они получили то, что заслужили. И им, как и избитой ими девушке, предстоит провести длительное время в больнице и подвергнуться пластической операции. Так же, как и ей.

Жестоко поступает со своей женой Карло Ричи, потому что будучи физически развитым человеком избивает свою гораздо более слабую, беременную жену, чтобы потом хвастаться друзьям, как он обходится с дочерью самого Вито Корлеоне и чувствовать от этого моральное удовлетворение. Или избивает её для того, чтобы выманить Сантино Корлеоне из дома на верную гибель. Карло может поднять руку на беззащитную женщину, в отличие от Сантино Корлеоне - этого хладнокровного убийцы, который убивает врагов своей семьи, но при этом не может поднять руку на того, кто слабее. В той сцене, когда Сантино избивает самого Карло Ричи, автор подчёркивает, что Карло и Санни по силе практически равны. Но поскольку Карло и не пытается сопротивляться и принимает побои безропотно, Санни просто не может сильно его прибить и в конце концов оставляет в таком состоянии, в котором Карло вполне способен оказывается уйти с улицы и подняться на несколько этажей своими ногами. Убивают же Карло под конец не за то, что он избивал свою жену Конни, а за то, что он предал семью и выдал Сантино в руки убийц. Воздаяние равно преступлению.

Жестоким предстаёт в романе Люка Брази. Но жестокость в нём вполне объяснима. Достаточно обратиться к его описанию в начале книги:

"В самом деле, Люку Брази мог напугаться даже сатана. Достаточно было увидеть его, чтобы почувствовать опасность. Низкорослый, с бульдожьим широким лицом, он носил на себе каинову печать кошмара. Его темно-карие глаза казались мертвенными, в них не было тепла и света. Тонкие, словно резиновые, губы напоминали цветом сырое мясо".

Люка Брази, несмотря на свою физическую силу, ущербен. Периодически автор сравнивает его с уродливым карликом. Его психика устроена так, что он никого и ничего не боится и, как следствие, сам не боится потерять жизнь, которая для него значит немного. В биографии Люки Брази есть совершенно бесчеловечный эпизод с убийством собственного ребёнка, но есть и то, что сам Люка страдает от своего ужасного характера и своих поступков. После убийства ребёнка и любовницы, он сам приходит в отчаяние и даже пытается покончить с собой. Люку Брази нельзя назвать полноценным, психически нормальным человеком и можно назвать жестоким. Но даже он на службе у дона Корлеоне делает ровно столько, сколько требуется, чтобы ограждать семью своего дона от его врагов. То есть, держится в тех рамках, которые задаёт ему его хозяин. Ведь для Вито Корлеоне жестокость ради жестокости неприемлема.

Насилие и жестокость - не синонимы и совершая насилие, герои романа совершенно необязательно ведут себя жестоко в прямом смысле этого слова. Потому что руководствуются целью оградить и защитить, а не целью показать, какие они крутые и жестокие и никакие моральные принципы им не указ. По отношению к своим близким главные герои романа проявляют любовь и доброту. По отношению к тем, кому они покровительствуют - милосердие, сочувствие и понимание.

Пожалуй, самым определяющим чувством, которое руководит главными героями романа, является именно любовь. Любовь во всеобъемлющем значении этого слова, подразумевающим не только плотское вожделение, но любовь брата к брату, к сестре, любовь отца к детям и детей к отцу, любовь мужа к жене и детям, любовь дона к своим подопечным. Любовь и доброта к ближним отличает всё семейство Корлеоне.

Сантино щедр и добр к своей семье, детям, к своей любовнице. Он всегда добр со своим названным братом Томом и своими родными братьями и сестрой тем более. Их боль воспринимается им как его собственная боль. Ради них он готов положить всего себя, если потребуется, без остатка, до самой смерти. Он готов из-под земли достать Турка Солоццо, потому что тот посмел причинить боль его отцу и угрожать их семье. Но он не трогается с места, пока Том в руках у Турка, потому что не может допустить, чтобы из-за его порывистого, неосторожного действия пострадал Том. Санни и погибает потому, что слишком любит свою сестру и не может смириться с тем, что её муж, его бывший друг, причиняет ей боль.

Именно поэтому гибель Санни так тяжело переживается его близкими.

"...Том застонал. Горечь от понимания собственных ошибок примешивалась к большому личному горю. Санни был его названым братом. Санни спас ему жизнь, привел в дом Корлеоне, все детские годы Том молился на него. Санни никогда не обижал Тома, ничем не оскорблял его самолюбия, он действительно относился к нему как к брату. Хейген вспомнил, как обрадовался Санни и шагнул навстречу ему, широко распахнув объятия, когда мерзавец Солоццо отпустил его целым и невредимым. В глазах Тома Санни не мог быть жестоким бандитом и кровожадным убийцей. Том Хейген потерял дорогого, близкого человека".

" Дон Корлеоне прикрыл глаза веками. На какое-то время его безмерная воля изменила ему, броня распалась, и на усталом лице выразилась такая мука, которую ни скрыть, ни утаить невозможно". (Пьюзо М. Крёстный отец. Перевод: С. Сычева, И. Забелин. СПб., 1992).

Не только в глазах Тома, но и в глазах читателя Сантино Корлеоне - не злодей и не убийца, и уж тем более не жестокий человек. Санни жил и погиб ради семьи.

Ни один поступок насильственного характера не совершается в семье Корлеоне просто так, непонятно для чего. Всегда сперва стоит угроза их жизни и благополучия - и только потом следует ответный удар. И каждый раз бывает понятно, что это вынужденные меры. И эти меры принимаются с полным осознанием своей ответственности, а порой и с сильной душевной болью.

Вот последний эпизод с Тессио, когда становится понятно, что Тессио предал своего молодого дона - Майкла Корлеоне:

"- Ты не можешь снять меня с крючка, Том? По старой дружбе?

Не могу, - грустно покачал головой Хейген.

Он стоял и смотрел, как капитан в окружении телохранителей обреченно идет в поджидающий его автомобиль у ворот усадьбы. Сердце Тома разрывалось от боли, в горле стоял комок тошноты. Тессио всегда был лучшим из всех. Старый дон полагался на него, как на самого себя. Разве что Люка Брази преданнее служил Семье Корлеоне. Какая жалость, что логика подвела его теперь, когда он уже не молод и когда любая ошибка становится последней". (Пьюзо М. Крёстный отец. Перевод: С. Сычева, И. Забелин. СПб., 1992).

И даже Кей, жена Майкла, под конец мирится с тем устройством жизни, которое установлено в семье Корлеоне, даже она принимает справедливость поступков и решений, которые принимаются её мужем и его окружением. Кей получает достаточно исчерпывающее объяснение от Тома Хагена, с которым ей приходится смириться:

"...Ты, наверное, не знаешь, что сразу после смерти дона Майкл был приговорен. Его собирались убрать. И знаешь, кто предал Майкла? Тессио. Значит, от Тессио необходимо было избавиться. И от Карло тоже, потому что предательства прощать нельзя. Майкл-то мог бы простить их обоих, но люди сами не забывают своего предательства и именно поэтому опасны. Майкл был искренне привязан к Тессио. Он любит сестру. Но он не выполнил бы свой долг по отношению к Семье, к тебе и к твоим детям, ко всем, кто зависит от его силы и власти, если бы отпустил грех предателям. Оставшись в живых, Карло и Тессио постоянно представляли бы угрозу для всех нас". (Пьюзо М. Крёстный отец. Перевод: С. Сычева, И. Забелин. СПб., 1992).

Умение принимать решения, необходимые для процветания семьи - обязанность мужчины в представлениях автора романа. И с этим нельзя не согласиться.

Уметь делать добро - это не значит только лишь уметь накормить бродячую кошку на улице. Для мужчины, для главы семьи - это умение защитить и оградить свой род, своих жену и детей, обеспечить им достойное существование и если надо - защитить их с оружием в руках. Именно таковы настоящие мужчины в романе Марио Пьюзо. И именно об этом говорит автор, рисуя образы членов семьи Корлеоне. Старомодной семьи со старомодным доном, который во главу угла ставит благополучие своих близких и всех, кто пришёл под его покровительство. Такое возможно и даже в несовершенном мире, полном опасностей, дон Корлеоне так обустраивает своё "государство", что оно в состоянии защитить своих и выстоять, несмотря на все трудности, которые сваливаются на него извне. Несмотря на врагов, на препятствия, которые ставит перед ним реальная американская власть. Потому что дон Корлеоне выстраивает своё государство, руководствуясь иерархией и здравым смыслом, способным сплотить людей и отстоять свои пределы.

Сложно найти человека, который бы не слышал о книге «Крёстный отец» Марио Пьюзо, ставшей популярной во всём мире. По крайней мере, если человек её не читал, то уж точно слышал о потрясающем фильме, снятом по этому роману. Писатель открывает перед читателями мир, который многим абсолютно неведом – мир мафии. Он подробно пишет об особенностях, устройстве мафиозных структур, их деятельности, тайных связях с политиками и правоохранительными органами. В центре событий – одна семья, поэтому этот роман можно даже назвать семейной сагой. Автор много внимания уделяет именно отношениям в семье, а не только погоням и перестрелкам.

Когда-то Вито покинул родную деревушку в Сицилии и переехал в Америку. Здесь он сменил фамилию на Корлеоне, таково было название его родной деревни. Он начал жизнь с чистого листа, ему пришлось подниматься с самого низа. Поначалу он готов был браться за любую работу, но со временем обрёл авторитет. Он устранял соперников и помогал нуждающимся. Дон Корлеоне стал заниматься поставками оливкового масла и приобрёл имя серьёзного игрока. Кроме того, у него было много знакомых, обязанных ему за помощь в прошлом. Также у Вито был подпольный бизнес, и он стал одним из самых уважаемых мафиози.

И вот теперь в семье Корлеоне наступил важный момент – дочь Вито выходит замуж. Кроме дочери у дона есть ещё три сына. Старший охотно поддерживает отца в его деятельности, но он склонен принимать поспешные решения под влиянием эмоций. Средний тоже поддерживает отца, но не отличается особой силой духа и целеустремлённостью. А младший сын и вовсе хочет держаться подальше от мафии с её разборками. Когда дон Корлеоне получил просьбу о помощи в деле, связанном с наркотиками, он отказался. Тогда было решено убрать его с пути, чтобы получить помощь от более сговорчивого старшего сына, ведь он займёт место отца после его смерти…

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Крёстный отец" Марио Пьюзо бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Своих мало, чужие — все… Такой девиз выработал на протяжении всей своей жизни, известный американский гангстер, которого с уважением зовут «дон Корлеоне». Сбежавший из родной Сицилии в Америку, этот подросток мечтал, чтобы весь мир был у него в кармане. И спустя годы, молодой мужчина станет во главе одной из самых известных мафиозных группировок Америки. Начиная с поставок оливкового масла, этот человек будет одной из самых влиятельных фигур криминального мира. Подпольные букмекерские конторы и игровой бизнес — контроль мафиозного клана Корлеоне будет простираться на многие сферы жизни. Всё схвачено и куплено, когда в обороте крутятся слишком большие деньги…

«Крёстный отец»… этим фильмом на протяжении уже многих десятилетий восхищаются миллионы мужчин по всему миру. И многие особи мужского пола хотят быть такими же сильными, храбрыми и отважными, как он, — великий и ужасный Вито Корлеоне… Он тот, кто сметает всех врагов на своём пути. Он тот, кто приехал в Америку, чтобы завоевать её. В книге Марио Пьюзо вы более подробно познакомитесь с человеком, который имел огромное влияние не только среди различных преступных группировок, но и среди известных политиков, чиновников, местного населения и полиции. Это был настоящий король криминального мира.

История, рассказанная в книге Марио Пьюзо «Крёстный отец» — очерк о жизни одного человека, который добился всего, чего хотел: богатства, власти, авторитета и даже любви. Семья у этого человека всегда стояла на первом месте. Семья — это те, кто не предадут и не обманут. Это те, которым можно передать своё дело. Однако и семья этого человека содержится в строгости и дисциплине. Здесь всё запланировано на годы вперед: младший сын становится правопреемником, остальные должны влиться в семейный бизнес, но не претендовать на главенствующее место, а дочери должны во всём слушаться своего отца, даже в выборе своего избранника.

Однако в книге Марио Пьюзо «Крёстный отец» именно младший сын, Майкл, будет вести семейные дела. Он рассудителен и беспощаден. Из тех, кто считает, что месть должна подаваться холодной. И он обязательно отомстит за совершенное убийство своей жены и других членов семьи. Жёстко и хладнокровно с его подачи будут убиты члены, враждующей с домом Корлеоне, группировки. Падут Барзини, Татталья, Фабрицио. Наконец-то убивают Карло Рицци, — человека, который виновен в смерти жены Майкла. Наследуя ум и характер своего отца, теперь почётное звание «дон» по праву переходит к младшему сыну грозы преступного мира, — Майклу…

На нашем литературном сайте сайт вы можете скачать книгу Марио Пьюзо «Крестный отец» бесплатно в подходящих для разных устройств форматах — epub, fb2, txt, rtf. Вы любите читать книги и всегда следите за выходом новинок? У нас большой выбор книг самых разных жанров: классика, современная фантастика, литература по психологии и детские издания. К тому же мы предлагаем интересные и познавательные статьи для начинающих писателей и всех тех, кто хочет научиться красиво писать. Каждый наш посетитель сможет найти для себя что-то полезное и увлекательное.