Маленький ребёнок кусается, что делать? Почему дети кусаются? Почему ребенок кусается и как отучить его от этой привычки.

В детском саду в каждой группе зачастую имеется ребёнок, который кусает своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавшему, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке». Естественно, мама сразу задаётся вопросами: почему ребёнок кусает детей в садике? Что делать? Попробуем разобраться, почему возникают такие ситуации, как на них реагировать и можно ли их предотвратить.

Первые действия родителей после инцидента

После того как родители узнали, что их ребёнок укусил сверстника в детском саду, в первую очередь нужно сделать следующее:

Почему ребёнок кусается?

Если же ребёнок стал пускать в ход зубы после того, как начал посещать детский сад, то виной этому может стать просто заразительный пример. Даже малыш, которому не свойственно проявление агрессии, может попасть под влияние большинства и начать совершать такие действия, чтобы не выделяться. Уверенные в себе дети, которых хвалят родители, чаще всего в такой ситуации не будут поддаваться влиянию коллектива.

Ниже подробно описаны основные причины появления этой вредной привычки у ребёнка, и приведены способы решения возникших в связи с этим проблем.

Причина первая. Доказательство значимости

Зачастую ребёнок начинает кусаться лишь для того, чтобы доказать свою значимость и завоевать авторитет в коллективе. Таким способом он хочет добиться подчинения ему окружающих воспитанников группы и возможности контролировать их действия. Первая причина, почему ребёнок кусает детей в садике, обозначена. Как действовать в таком случае?

Главное - это научить ребёнка выражать свои желания не с помощью укусов, а словами. Доступно объяснить малышу, что укушенным быть обидно и больно, можно с помощью игр, где он должен участвовать в ситуации сначала в роли «кусаки», а после в качестве пострадавшего. Во время этого развлечения нужно показать, что простые фразы вроде «я не хочу», «я сержусь» или «мне это не нравится» действуют гораздо эффективнее укусов.

Причина вторая. Чувство тревоги

Ребёнок может кусаться в том случае, когда испытывает чувство тревоги или дискомфорта от нахождения в конкретном месте или окружении. Вероятно, ему страшно, или он чувствует себя беззащитным. Если ребёнок кусает детей в саду именно по этой причине, то для решения проблемы родителям нужно окружить его ещё большей любовью и заботой, а воспитателю постараться создать дружественную атмосферу вокруг малыша и, может быть, дать ему немного больше личного пространства. Работникам детского сада следует помочь своему подопечному найти уголок, где он будет чувствовать себя безопасно. Если кроха ходит в сад совсем недавно, нужно дать ему время для адаптации. Пусть возьмёт с собой в группу любимую игрушку или другую вещь из дома, которая даст ему чувство уверенности и спокойствия.

Причина третья. Нерастраченная энергия

Порой случается, что в роли «кусаки» выступает гиперактивный ребёнок. И пускает в ход зубы он лишь потому, что в течение дня ему не удалось выплеснуть достаточное количество энергии.

Когда такой ребёнок кусает детей в детском саду, что делать воспитателю и родителям? Чётко соблюдать распорядок дня малыша. До обеда ему рекомендованы подвижные игры и физические нагрузки, к примеру, танцы, плавание, езда на велосипеде. А вот вторую половину дня лучше провести спокойно, рисуя, играя с конструктором, лепя из пластилина или читая книги.

Причина четвёртая. Чрезмерная эмоциональность

Если малыш с помощью укусов выражает положительные эмоции, то нужно предложить ему альтернативу, как показывать свои чувства другими способами - используя добрые слова, объятья и поцелуи.

Возможен другой вариант - когда ребёнок кусает детей из-за нахлынувшей на него агрессии. Как по-другому можно её выразить, кроха пока не знает. Вот и прибегает к использованию зубов.

Причина пятая. Недостаток внимания

Если малышу кажется, что мама с папой не уделяют ему должного внимания, он ищет способы исправить это. Чтобы хоть как-то зацепить родителей, ребёнок кусает детей в саду.

Что делать при этом взрослым? Нужно постараться проводить с крохой как можно больше времени. Обнимать его, целовать, вместе играть, читать книги и просто общаться. Вскоре между родителями и ребёнком установится невидимая связь, его психология станет более понятна, и появится возможность предугадать, когда и по какой причине малыш может укусить. Именно в этот момент нужно переместить его внимание на что-либо, отвлекающее ребёнка от возникшего желания пустить в ход зубы.

Что нужно делать после того, как ребёнок кусался, и чего предпринимать не стоит

Категорически запрещается отвечать «кусаке» агрессией. Нельзя кричать или пытаться шлёпнуть его, тем более не стоит пытаться тоже пустить в ход зубы с целью воспитания. Ответная агрессия не приведёт к решению проблемы, а может лишь запугать ребёнка и зародить в нём комплексы. Главное, что должен сделать взрослый - спокойно и уверенно объяснить крохе, как он сделал больно своему сверстнику.

Нужно дать понять ребёнку, что укусы лучше заменить словами «нет», «мне не нравится», «не хочу», «я сержусь». Что использование речи более эффективно, чем применение зубов. Проигрывание таких ситуаций с использованием кукол оказывает положительное влияние на малыша.

Бывает, ребёнок кусает детей для проверки окружающих. Ему любопытно, какая последует реакция, каков предел дозволенного, и что может сойти ему с рук. В таком случае взрослые должны чётко дать понять, что этого делать нельзя. Родителям нужно объяснить: когда кусаешь - причиняешь боль. Гораздо лучше обниматься и целоваться.

Если ребёнок раскаивается

Случается, что ребёнок кусает детей в садике не целенаправленно, а в порыве эмоций или в силу усталости. После этого он сам пугается своего поступка и искренне раскаивается.

В таком случае не нужно его отчитывать. Наоборот, следует предложить ребёнку попросить прощения у сверстника, подуть на место укуса, приклеить пластырь, подарить ему игрушку. Но такое поведение взрослых предполагается только в случае, когда для малыша эта ситуация действительно единична и не является нормой поведения.

Как отучить малыша кусаться?

Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:


Как малышу выплеснуть гнев?

Гнев - это природная эмоция, которая имеет такое же право на существование, как и прочие. Порой даже взрослые люди, которые умеют держать себя в руках, испытывают это чувство. Отличие малыша от мамы или папы состоит в том, что родители знают, как выплеснуть гнев, не причинив при этом вреда окружающим, а их отпрыск этим умением не владеет. Почему ребёнок кусает детей? Потому что разгневан. Нужно научить его избавляться от этой эмоции с помощью неодушевлённых предметов. Например, можно поколотить диванную подушку, порвать ненужную бумажку на мелкие кусочки, побросать мягкие мячи в стену, слепить из пластилина и расплющить кулаком его чувство гнева, громко покричать и порычать.

Нельзя полностью пытаться подавить негативные эмоции малыша, ведь впоследствии это может привести к посещениям детского психолога и невропатолога.

Профилактика вредной привычки

Почему ребёнок кусает детей? Потому что его не хвалят родители. Вовремя сказанное одобрительное слово предотвратит появление желания укусить. Нужно хвалить кроху, когда его поведение соответствует вашим просьбам, к примеру, если он угощает сверстников, делится игрушками, считается с желаниями других, проявляет терпение.

В нужный момент обняв ребёнка, можно помочь ему ассоциировать своё неагрессивное поведение с приятными ощущениями. Скоро кроха поймёт, что лучше получать позитивную реакцию на своё миролюбивое поведение, чем негативную - на искусанных сверстников.

В свою очередь, родители и работники детского сада должны своим примером показывать малышу, как следует справляться с гневом и раздражением.

Хорошим методом профилактики являются ролевые игры с ребёнком. Вот несколько тем для таких психологических тренингов:

  • У ребёнка отбирают игрушку.
  • Малыш рассердился.
  • Кроху ударили или обозвали.
  • Ребёнку страшно.

Целью таких занятий является возможность научить малыша выражать эмоции исключительно словами, без пускания в ход зубов.

Воспитатель сказал, что ваш ребёнок кусает детей. Что делать с этой проблемой? Нужно помочь малышу. В первую очередь следует попробовать разобраться с причиной, вследствие которой у малыша появилась эта вредная привычка. Дальше главной задачей родителей является устранение этого фактора, влияющего на поведение крохи. Взрослые должны запастись терпением и проявить свою мудрость в решении этой проблемы. Главными помощниками в этом станут внимание, объятия и поцелуи. Уверенный в себе ребёнок, которого часто и по делу хвалят, не станет решать вопросы, кусая других детей. И помните, что любовью избаловать нельзя. Благодаря этой статье у вас обязательно получится превратить злого "кусаку" в самого лучшего "целоваку".

Для каждого ребенка первый поход в детский сад – огромнейший стресс, ведь с этого момента малыш вынужден делать первые самостоятельные шаги во взрослую жизнь. В садике ребенок приобщается к социуму, учится контактировать со сверстниками, жить в коллективе, познает навыки поведения в социуме. Но далеко не всем детям легко влиться в новые условия жизни. Некоторым малышам настолько некомфортно, что свои негативные ощущения они проявляют самым необычным, несколько жестоким способом. Например, ребенок начинает кусаться. Причем «кусачесть» может проявляться только, когда кроха посещает садик, но чаще подобное поведение прослеживается и дома, а вот в саду оно достигает своего «апогея». Но почему ребенок кусается в детском саду? Какова причина этого типа детской агрессии? Как решить проблему без вреда для детской психики?

Причины детской «кусачести»

Если речь идет о детях в возрасте до 3 лет, то, как утверждает психолог, кусать других он может из-за банального неумения выражать свои эмоции, любовь, или же у него просто растут зубки. Поведение ребенка, который кусается в возрасте от 3 лет, нормой назвать нельзя. Что же нужно делать в этом случае? Первое действие – найти причину такого поведения. Второе – решить проблему, опираясь на советы психолога, так как «кусачесть» детей – это чаще психологическая проблема.

Внимательно наблюдая за малышом, который начал кусаться дома или в садике, достаточно легко определить причину его агрессивного поведения.

Причина Описание Что делать?
Плохой пример Дети часто подражают не только взрослым, но и сверстникам. Поэтому, если в детском саду кто-то из детей кусает ровесников, ваш малыш вполне может перенять эту манеру защиты или агрессии. Ни в коем случае не ругать ребенка. Нужно в дружелюбной форме объяснить, что кусаться нельзя, что таким образом малыш делает больно своим друзьям. А подражать плохим поступкам – значит, стать хулиганом, а не порядочным человеком.
Защитная реакция Ребенок может начать кусаться, если его часто обижают в детском саду – отбирают игрушки, толкают, не берут к себе в игру. Поскольку дети в возрасте 3 лет еще неспособны разобраться в сложившейся ситуации из-за отсутствия жизненного опыта и недостаточного развития психоэмоциональной сферы, на обиду они отвечают укусом. Объяснить, что отвечать на обиды кусанием нельзя. Научить контактировать с детьми, делиться игрушками. Если возникают ситуации, когда малыша обижают, научить просить помощи у взрослых, решать конфликт не зубками, а речью.
Недостаток внимания Ребенок может кусаться в детском саду, если родители уделяют ему мало внимания, мало проводят с ним времени. Кусая других детей, он привлекает внимание взрослых и сверстников, и в эти моменты ему абсолютно все равно, чье и какое оно: положительное или отрицательное. Главное то, что его заметили. К тому же в силу своих возрастных особенностей ребенок плохо понимает, что своими действиями он делает кому-то больно. Больше времени проводите с ребенком: играйте, читайте книги, гуляйте на улице, рисуйте, лепите, разговаривайте, в конце концов! Обнимайте своего малыша, говорите о своей любви, рассказывайте о том, как сильно и долго вы его ждали, целуйте, хвалите, поддерживайте.
Доказательство собственной значимости Попадая в детский сад, где все чуждо и рядом нет родных, которые защитят и пожалеют, ребенок начинает кусаться, чтобы завоевать авторитет среди сверстников. Желание стать лидером настолько бывает сильным, что малыш попросту не может контролировать его. Поэтому и пытается «подчинить» сверстников достаточно агрессивным методом. Объяснить посредством ролевых игр, что искусанным быть очень обидно, и вряд ли таким способом он добьется расположения со стороны сверстников.
Чувство тревоги Кусать других детей (и даже взрослых) ребенок может потому, что ему некомфортно в условиях, где он пребывает в данный момент, или ему страшно, он чувствует себя беззащитным и одиноким. Следует окружить ребенка еще большей заботой и любовью, по возможности дать больше ему личного пространства. Если чувство тревоги у крохи возникает во время адаптации к детскому саду, разрешите взять ему с собой любимую игрушку.
Неурядицы в семье Частые ссоры родителей, их развод и конфликты нарушают душевное равновесие ребенка. В ответ на семейные неурядицы ребенок начинает кусать сверстников, взывая таким способом о помощи. Постарайтесь наладить обстановку в семье. Если и происходят какие-либо конфликтные ситуации, старайтесь их решать в отсутствие ребенка.
Агрессия со стороны родителей Причем не всегда это побои и крики. Некоторые родители угнетают своих детей чрезмерной строгостью, множественными запретами, авторитаризмом, неуважением. Поэтому у малышей возникает ответная реакция – кусать других, так как морально повлиять на обидчиков он не может. Начните работу с себя. Пересмотрите воспитательные методы, будьте мягче, уважайте мнение своего ребенка, пересмотрите запреты.
Как средство коммуникации Ну кто из родителей ни разу не покусывал крохотные пяточки или бока своего малыша?! А ведь мы так проявляем свою любовь к детям. И если делать это часто, впоследствии кроха может определить для себя эти действия, как выражение положительных чувств – дружбы, уважения, любви, привязанности. Не позволяйте себе кусать ребенка, даже играя. Невинная игра может обернуться серьезной проблемой.
Гиперактивность Чрезмерно активные дети чаще норовят укусить своих сверстников, нежели малыши с нормальной активностью. Гиперактивные дошкольники часто не успевают в течение дня использовать накопившуюся энергию, которая впоследствии находит выход через кусания. Распланируйте день ребенка так, чтобы на шалости у него не оставалось времени. Больше гуляйте на улице, обеспечьте ему больше подвижных игр, запишите в спортивную секцию. Однако активность лучше планировать на первую половину дня. После обеда должны преобладать спокойные занятия – рисование, лепка, чтение, конструирование.
Усталость Далеко не каждый ребенок может выдержать продолжительный шум, гам, большое скопление людей в одном помещении. От такой суеты спокойные дети (или же, наоборот, нервозные) быстро устают. Психологи утверждают, что укусы в таком случае – это скрытая просьба малыша оставить его в покое, поскольку он слишком устал. Если видите, что ребенок устал, - не трогайте его, обеспечьте ему отдых.

Каждую из причин можно определить внимательным наблюдением за ребенком. Если малыш в это время посещает детский сад, попросите педагогический коллектив проследить за вашим крохой, в каких ситуациях он начинает кусать сверстников, что способствует такому его состоянию. Со своей стороны начните уделять малышу больше внимания, интересуйтесь его жизнью, успехами, чаще обнимайте и говорите, как сильно он вам дорог.

Милая шалость или серьезная болезнь: где грань?

Несвоевременная борьба с милой детской привычкой может обернуться тяжкими последствиями – серьезной психической болезнью, самостоятельно справиться с которой невозможно. В дошкольном возрасте с «кусачеством» бороться легче – ребенок подрастает, взрослые прививают ему правильные нормы поведения, он многое понимает и умеет контролировать свои эмоции.

Однако если ребенок продолжает кусаться, поступив в школу, психологи позволяют себе назвать такое поведение следствием психической болезни. Привычка кусаться со временем не пройдет, а, наоборот, будет только развиваться. Так ребенок превратится из милого «кусаки» в ущербную личность с девиантным (нетипичным, ненормальным для социума) поведением. На помощь школьнику могут прийти психолог, невролог и психиатр. Но даже врачам будет сложно решить проблему ребенка, ведь главной причиной прогрессирования детской агрессивности и жестокости является полная уверенность в безнаказанности.

Отучать ребенка кусаться нужно, как только были замечены первые попытки проявления подобного поведения. При этом взрослые должны оставаться максимально спокойными, терпеливыми и доброжелательными. Любое проявление агрессии, раздражительности и озлобленности все старания сведет на нет.

  1. Не умиляйтесь и не поощряйте ребенка улыбкой или смехом, если он кого-то укусил.
  2. Не кусайте ребенка даже во время игр.
  3. Научите малыша добиваться желаемого другими альтернативными методами – словами, жестами.
  4. Учите кроху делиться со сверстниками игрушками, сладостями. Хвалите за то, что он предлагает угощения другим.
  5. Разыграйте конфликтную ситуацию, в которую попал ранее малыш, на примере игрушек: «Две козочки столкнулись на мосту. Что они будут делать – бодаться, кусаться? А может лучше уступить дорогу?».
  6. Если проблема заключается в недостатке родительского внимания, найдите возможность проводить с ребенком больше внимания: сходите в парк, посетите спектакль, детскую игровую площадку и пр.
  7. Если ребенок кусается из-за того, что ему страшно или он не уверен в себе, подбодрите его, похвалите, разговаривайте со своим малышом.
  8. Если причина «кусачести» в неспокойной обстановке детского сада, лучше перевести кроху в другое учреждение.
  9. Подавайте своему крохе хороший пример: не ругайтесь в его присутствии, не сквернословьте. Помните, что дети очень быстро перенимают поведение взрослых и подражают им.
  10. Если проблема не исчезает, следует обратиться за помощью к специалистам.

Реакция родителей на «кусачесть» ребенка должна основываться на причинах такого поведения. Главное спокойно и сдержанно реагировать на агрессию малыша и не оставлять решение проблемы «на потом», ведь «потом» может быть поздно. Берегите своих детей!

Содержание статьи:

Перед родителями стоит задача не только научить малыша многим навыкам, но и внести некоторые коррективы в его поведение. Однако, далеко не всегда удается самостоятельно справиться с проблемами, которые появляются по мере взросления малыша. Так, многие родители не знаю, как отучить ребенка кусаться, и решить эту проблему поведения.

Бывает, что мама, например, вынуждена вновь начать трудовую деятельность. При этом малыш привык ощущать ее присутствие постоянно. Он начинает выражать свой протест, и начнет кусаться, возможно, чтобы выразить свою обиду или разочарование непонятным поведением мамы. Так отражается его внутренний дискомфорт.

Даже без подсказки психологов ясно, что, если нет положительного внимания со стороны родных людей, начнутся проблемы. И, если мама целый день была на работе, а придя домой отправилась готовить ужин, дитя начнет придумывать способ, как привлечь к себе внимание. В порыве эмоционального возбуждения ребенок укусил, а мама отреагировала, причем не важно – улыбнулась или накричала, главное - она обратила внимание. И теперь малыш будет вновь и вновь кусать, чтобы хоть как-то общаться с любимой мамой. Капризное поведение – это, прежде всего, предупреждение, что пришло время общение. Необходимо бросить домашние дела, посадить малыша на колени и пообщаться. Выслушать сбивчивый рассказ о том, как прошел день, как малыш ждал маму и боялся, что она не придет. Часто мамы уже с раннего возраста вместе с малышом готовят, просят его подержать маленькие овощи или небьющуюся посуду, хвалят изо всех сил своего маленького помощника.

Проблемы, связанные с кусанием в первый год жизни

Грудным деткам очень сложно. Все органы постепенно приспосабливаются к новому ритму, вокруг все незнакомое и неизведанное. Деткам интересно все попробовать и прикусить только что появившимися острыми зубками. Так чаще всего маленькие дети выражают свой восторг.

Но также ребенок может укусить потому, что у него сильно чешутся или болят десны. Первые укусы обычно проходят для мамы без внимания. Но малыш отлично чувствует связь между проявлением своих чувств и маминой реакцией. Если мама не прореагировала, значит, можно продолжать. Потому нужно как можно быстрее отучить ребенка кусаться в 1 год, пока такие действия не вошли в привычку.

Некоторым детям достаточно увидеть, что мама и папа начинают страдать от боли, некоторые родители даже могут притвориться плачущими. И тогда дети больше не пытаются укусить. С другими можно договориться, и даже в ответ слегка укусить ребенка, чтобы он почувствовал, что такие действия болезненные и неприятные.

Новый переходный период двухлетних детей

Малыш к 2 годам уже значительно подрос. У него в этот период начинается очередной переходный возраст. Распознать, что этот сложный период наступил, можно по слишком часто произносимому слову «нет». Звучит оно весомо и твердо по любому поводу и в ответ почти на любое родительское предложение. Если мама пытается возмутиться, ребенок может и укусить, и ударить, и накричать.

Специалисты успокаивают родителей, объясняя такое поведение тем, что все происходит вследствие физиологических особенностей, из-за активного роста клеток головного мозга. Поэтому это кризисное время нужно пережить без борьбы.

Если малыш не хочет одевать уже пятую предложенную рубашку, начинает повышать голос и пытается укусить, нужно перечислить варианты таким образом, чтобы он не смог ответить отказом. Например, невозможно ответить отказом на такие вопросы: «Что ты хочешь надеть – синюю или серую рубашку?», «Тебе что положить – котлету или сосиску?». Тут уж придется выбирать, а не капризничать.

Кусаться и отстаивать свои права хочется и тогда, когда игра в самом разгаре, но подошло время спать. Ребенок возбужден и возмущен, почему родители его не понимают. Потому укусить и причинить боль кажется лучшим выходом. Но можно отучить ребенка кусаться и в 2 года.

Если родители считают, что ребенка нужно немедленно наказать, лучше использовать верный способ – медленно досчитать до десяти. Ведь сгоряча можно многое наговорить, чаще всего – лишнего. Крики и одергивания, наказание и шлепки не такие эффективные методы как кажется. Они могут запугать и только. Не разговаривать – тоже не средство. Малыш лишь почувствует себя одиноким, и не свяжет такое поведение с недавним плохим поведением.

Чтобы уложить в постель, у многих родителей заготовлена интересная сказка или припасена игрушка, с которой за день произошли интересные события, и о них нужно рассказать ребенку.

Если ребенок кусается в три и четыре года

В три года у детей появляется осознание собственного «я», и свое личное пространство тоже обозначено. Они уже не позволят забрать кому-то игрушку или проникнуть на свою территорию. Но все же психика в этом возрасте еще неустойчивая, и сдерживать свои отрицательные эмоции очень сложно. Вспышки ярости присущи детям, и реакция эта вполне природная, так как вызвана инстинктом самосохранения. Пройдет время, и ребенок научится контролировать свои эмоции, но пока управлять ими он не научился.

Если ребенок кусается и дерется, такое поведение не является признаком злобного и агрессивного характера. И родителям следует выяснить, чем же вызвано такое поведение. Может, причина очень понятна: появился страх перед окружающим ребенка миром. Что-то непонятно, что-то пугает, потому срабатывает защитный рефлекс, который выливается в агрессию. Страх не будет вечным спутником, и со временем исчезнет, но пока задача родителей - окружить маленького человека вниманием и любовью. Только тогда он почувствует себя в полной безопасности.

Есть еще один повод укусить или ударить – это чувство неудовлетворенности. Когда вокруг все необычно и интересно, то как же хочется каждую мелочь потрогать и попробовать. А как иначе познать мир? Но взрослые постоянно начеку со своими постоянными запретами. Потому, не удовлетворив свое любопытство, ребенок проявляет агрессию, бьет и кусает родителей и друзей по играм.

Существует еще и ревность. Если постоянно страдают в семье другие дети, может, причина именно в ревности, и драка происходит не потому, что взяли его любимую игрушку, а показалось, что другого любят больше.

Чтобы отучить ребенка кусаться в 3 года, задача родителей толково объяснить, почему нельзя поднимать кулачки на родителей, оставлять следы зубов на чужой коже. Ребенок сам этого не поймет. Но просто погасить агрессию получится на небольшой срок, а физические меры воздействия лишь усугубят ситуацию. Может даже возникнуть опасная ситуация: подавленная, но теперь неконтролируемая агрессия может негативно сказаться на психике, и в дальнейшем вылиться в психическое расстройство.

Очень неприятно ребенку будет услышать, что девочка из соседней квартиры добрая и хорошая, а сам малыш злой и отвратительный. Ребенок в этом случае может выбрать для примера негативного героя сказок и вести себя плохо. В этом случае доказать обратное родителям будет очень сложно.

Чтобы отучить ребенка кусаться в 4 года, нужен постоянный контроль за его поведением. Нельзя пускать ситуацию на самотек, так как проблема не исчезнет. Если не пресекать проявления агрессии, она будет интенсивнее проявляться по мере взросления. Для родителей должен быть предостережением тот факт, что ребенок может ударить или укусить. И, если в таком возрасте у него еще не хватает достаточно сил, то через несколько лет, не научившись контролировать вспышки ярости, от такого могут пострадать окружающие люди.

Выяснив причину такого жестокого поведения, нужно доходчиво объяснить своему чаду, в чем он не прав, и что не всегда человек получает желаемое. А потому бросаться на всех подряд не нужно. Лучше обсудить с родителями ситуацию, когда что-то не нравится.

Сложности 5- и 6-летнего возраста

Ребенок уже подрос, и многое начал понимать. Например, что обстановка в семье не очень хорошая, папа и мама часто ругаются, постоянно ссорятся. Своим поведением они преподают ребенку уроки жестокости, а потому он также будет вести себя и среди посторонних. Ведь пока родители – это главные люди, и, конечно, образец для копирования поведения. А если папа может ударить, то и ребенок кусает маму или поднимает на нее свои кулачки.

Конфликты в семье вообще не нужны, но особенно они не приемлемы в присутствии ребенка. Но даже, когда ссоры происходят за плотно закрытой дверью, ребенок все понимает, и переживает, не зная, что предпринять. А так как он не чувствует себя в безопасности, то тревогу будет проявлять с помощью агрессии. Родители должны знать, что ребенок в таком возрасте способен на сильные переживания.

Часто ребенок кусается в садике, а в других местах ведет себя спокойно. В этом случае воспитатель должен проследить, что происходит с ребенком. Ведь, скорее всего, выяснится, что более сильный забирает у него игрушки или обижает. От обиды только и остается, что пустить в ход не только кулаки, но и зубы.

Может, в садике другие дети кусаются, и это вызывает восхищение у других. Хочется подражать такому «герою», отсюда и возникновение новой негативной привычки. И родители, и воспитатели должны дружно пресечь эти действия, объясняя, что нельзя приносить вред другому. Но такие беседы не должны принимать форму нравоучений. Дети этого очень не любят, и в ответ могут озлобиться.

Постепенно дети начинают осознавать все последствия своего поведения, особенно, когда с ними будут отказываться дружить. Чтобы ребята приняли драчуна в свой коллектив, ему придется перестать и драться, и кусаться.

Отвлекать от негативных эмоций нужно. Для этого потребуется, чтобы ребенок читал и смотрел фильмы без насилия и жестокости.

Есть и такая причина, почему кусается ребенок. Она связана с необходимостью дополнительной и активной стимуляцией в зоне ротовой полости. Эта патология связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью. Чаще всего такие дети отстают в развитии, у них наблюдаются повышенная нервозность и значительные отклонения в поведении. Помочь в этом случае может только специалист.

Ребенок кусается в детском саду

Татьяна Оберемок
Что делать, если ребенок кусается?

С проблемой того, что ребенок кусается , сталкиваются и воспитатели, и родители детей младшего дошкольного возраста.

Почему ребенок кусается ? Что делать ? На эти вопросы мы попытаемся ответить в нашей статье.

Причины того, что ребенок кусается , могут быть разнообразны.

1. Возможно, родители используют множество запретов или физически наказывают ребенка . С помощью кусания ребенок выражает протест против запретов, выказывая, таким образом, свой гнев.

2. При недостатке внимания малыш кусанием хочет привлечь взрослых к своим самым простым потребностям, которых они, возможно, не замечают. При избыточном внимании со стороны родителей или одного из них, ребенок может проявлять агрессию по отношению к тем людям, которые, по его мнению, отнимают его «законную собственность» – маму.

3. Закрепление и проигрывание ребенком тех моделей поведения, которые он видит в семье или в группе. Если в семье взрослые часто выясняют отношения с позиции силы, с помощью криков, то и ребенок усваивает этот способ решения конфликтов и выброса накопившейся злости, гнева, всего того негатива, который ему демонстрируют взрослые.

4. Часто дети кусаются , выражая тем самым своё острое разочарование, отстаивая свою игрушку или оберегая свою (по его разумению) территорию. Обычно это происходит, когда дети находятся в состоянии чрезмерного перевозбуждения, усталости или дискомфорта. В этих условиях они более раздражительны, менее управляемы и, реагируя неадекватно, не могут сдержать своих отрицательных эмоций.

5. У детей старше 2-х лет причина кусания может быть связана со слабостью мышц и пониженной тактильной чувствительностью (чувствительностью кожного покрова) в области ротовой полости. Поэтому эти дети нуждаются в дополнительной и интенсивной стимуляции в области рта. Зачастую, такие дети долго сосут соску и, как правило, опаздывают в развитии речи.

6. После 3 лет, дети обычно кусаются , когда чувствуют свою беспомощность или же когда они напуганы, например, когда они проигрывают в драке, или когда думают, что кто-то другой может их обидеть. Детей старше 3 лет, которые часто кусаются , необходимо показать психологу. Может оказаться, что у ребенка проблемы с самовыражением или с самоконтролем.

Для того чтобы ребенка отучить кусаться , необходимо понаблюдать, в каких именно случаях ребёнок кусается , по возможности предвидеть и предотвращать болезненные и конфликтные ситуации.

Помочь ребёнку понять и усвоить, что такая агрессивная форма общения и выражения эмоций является недопустимой. Подойдите к ребенку , присядьте так, чтобы ваши лица оказались на одном уровне и посмотрите ему прямо в глаза. Авторитетным тоном, не терпящим возражений, скажите ему примерно следующее : «Такое поведение неприемлемо. Мы не кусаем людей . Это неправильно. Пожалуйста, не делай так больше ».

Каждый раз, когда взрослый видит, что ребенок приближается к другому ребёнку или к взрослому с определённой и ясно видимой целью укусить, как можно быстрее приложить ладонь к его рту, тем самым создав физическую преграду и предотвратив укус. При этом нужно сказать, решительно и строго, что ""кусаться нельзя !"". На 10-й или 20-й раз решительная реакция взрослого обязательно будет воспринята ребёнком, особенно, если все окружающие будут реагировать подобным же образом, а не заигрывать с ним, умиляясь его невинностью.

Не следует кусать ребенка в ответ , иначе у него закрепится понимание того, что именно так и следует защищаться, отстаивать свое мнение.

Нельзя кричать или бить ребенка . Кого-либо кусая , ребенка переполняет чувство злости. Он не способен осознавать то, что он делает . Наказывая, Вы продемонстрируете ему отрицательные образцы поведения. Приказывая ребенку , не дав ему успокоиться, вы спровоцируете у него еще большую вспышку ярости. Помните, остановленные агрессивные действия ребенка , могут привести к тому, что не выплеснувшиеся негативные эмоции останутся в ребенке и рано ли поздно проявят себя, найдут выход.

Помогите ребенку научиться выражать свои чувства словами. Например, «ты, наверное, злишься на Ваню за то, что он забрал твою игрушку. Используй слова, чтоб показать чувства, но не кусайся ».

Рекомендуется, отыграть с ребенком ролевую игру . Изготовьте вместе с ребенком из старой варежки перчаточную куклу-кусаку . Сочините сказку про то, как вел себя кусака и к чему это привело. Озвучивайте и персонажей, которые являются наблюдателями («Наверное, не стоит с ним общаться» , «Нельзя дружить и доверять такому злюке» и так далее, и, конечно же, жертву. А теперь пусть ребенок станет «жертвой» , испробует разные способы защиты от кусаки (уход, обида, ответная агрессия) . Правильная тактика : научить проговаривать те чувства, которые испытывают персонажи, перевести конфликт в конструктивный диалог.

Для детей старше 3 лет, которые все еще продолжают кусаться , можно применить технику тайм-аутов. Тайм-ауты дают ребенку время для того , чтоб успокоиться и приучают ребенка к мысли , что кусание неприемлемо . Тайм-ауты лучше всего срабатывают с детьми, которые знают, зачем используют эту технику. Ребенку предлагается побыть одному пять минут и подумать : «Ты еще маленький и иногда не можешь остановиться. Но очень скоро ты поймешь, как плохо быть одному». Цель изоляции, наказания ребенка заключается в следующем : он должен постепенно учиться понимать, что любой поступок, а тем более, плохой, имеет свои последствия. Тайм-аут не только продемонстрирует ребенку то , что он переполнил чашу вашего терпения или нарушил важное правило, он продемонстрирует, собственно, где лежит граница дозволенного.

Техника Тайм-аута не обязательно подразумевает под собой перемещение в другую комнату, иногда достаточно вывести ребенка из игровой зоны в комнате, отойти в угол и так далее. Если вы все-таки увели ребенка в другую комнату , убедитесь, что в ней находится минимальное количество раздражителей, которые будут его отвлекать от обдумывания своего поведения. Попав в комнату полную игрушек или в комнату с включенным телевизором, ребенок будет отвлекаться и это сведет на нет все ваши воспитательные действия. Ребенку должно быть скучно , первостепенная цель – обдумывание своих поступков и проступков.

Приучайте ребенка к ласковым действиям во время игр. Например, покажите ему, как обнимать мишку, гладить котенка, любить куклу. Хвалите, если ребенок играет мирно .

Отвлеките ребенка , которого начинает раздражать игра, например, потанцуйте. Или же поделайте что-то успокаивающее, например, почитайте или соберите пазл.

Детям с пониженной тактильной чувствительностью в ротовой полости обязательно нужно вводить в ежедневный рацион питания твердые виды пищи (морковь, яблоко, то есть пищу, которую необходимо прожёвывать.

Рекомендуется учить ребёнка пускать мыльные пузыри, надувать воздушные шары, играть на губной гармошке или на дудочке и, насколько хватит у взрослых фантазии, выполнять упражнения для укрепления мышц ротовой полости.

Благотворное влияние оказывают игры с водой, песком, глиной; включите в режим дня релаксацию под приятную музыку, а также достаточную физическую нагрузку.

Татьяна Николаевна Оберемок, воспитатель МДОУ №77 города Иркутска

По мере того, как ребенок взрослеет, он активно начинает изучать окружающий мир. При этом задействуются все органы чувств, в том числе вкус. Нередко дети тянут в рот различные предметы, грызут игрушки, предметы и даже кусают родителей и других детей. И в отношении укусов зачастую среди родителей и специалистов возникает больше всего споров. Как относиться к укусам, если «пострадавшие» - это родители, старшие дети или чужие малыши на детской площадке, карапуз в детском саду, можно ли ругать детей, когда они кусаются, достигнув возраста 1-2 лет?

Почему дети кусаются?

У карапузов первых двух лет жизни нередко возникает дурная привычка – они кусают родителей или других малышей. Подобное поведение может привести к конфликтам на детской площадке либо трениям в группе детского садика, а также стать неприятным фактом для самих родителей, которые могут пострадать от детских зубов.

Попытки разговоров зачастую в этих случаях не помогают, а телесные наказания – это не выход из ситуации, зачастую они могут провоцировать только усиление привычки . Как нужно поступать в таких ситуациях, почему у детей возникает подобный стиль поведения, о чем он свидетельствует?

Специалистами выделяется несколько причин подобного поведения детей, начиная от физиологических, заканчивая эмоциональными и психическими расстройствами:

  • физиологический возрастной период , когда возникает желание кусаться. Он возможен у детей после 5-6 месячного возраста, что связано с вполне объяснимыми обстоятельствами. У детей зудят десны и , что приводит к набуханию и дискомфорту. Облегчить его может прикусывание разных предметов, пальцев во рту, маминых рук или груди, прорезывателей и всего, что попадется под руку. Это желание на уровне инстинктов, и ребенок обычно не отдает себе отчета в своем поведении. В среднем, пик подобных проблем приходится на период от 9-10 месяцев до полутора лет, по мере того, как прорезывается большая часть зубов.
  • эмоциональные переживания у детей после года . Желание кусаться в этом периоде возникает уже вполне осознанным актом. Малыш еще маленький, чтобы словами высказать свои проблемы и переживания, при этом у него возникает целая палитра чувств по отношению к окружающим. Особенно обостряются попытки кусаться в периоды стрессовых ситуаций или переживаний, ярких впечатлений. Тогда ребенок использует самое доступное из своих «оружий» - зубы, чтобы спустить пар и продемонстрировать свои эмоции.
  • особенности поведения . В возрасте примерно полутора-двух лет дети могут реагировать таким образом на сильные и травмирующие ситуации. Это могут быть резкая смена обстановки, начало посещения садика, переезд на новое место, появление в семье новых членов. За счет подобного поведения дети обычно прощупывают дозволенные границы, пробуют манипулировать другими людьми – детьми или взрослыми. Зачастую попытки ребенка кусаться в детском саду – это своего рода борьба за лидерство, установление своих порядков в коллективе .
  • расстройства психики . В некоторых случаях упорные попытки кусаться, которые не устраняются и после 2-3 лет, могут быть одним из симптомов психических патологий. При таких проблемах дети не перестают кусаться и в старшем дошкольном возрасте. В таких случаях необходим совет невролога и психиатра.

Дети кусаются не потому, что им это доставляет удовольствие, они пытаются своим поведением донести до окружающих имеющиеся у них проблемы. Кусаться пробуют все малыши, но для многих слово «нельзя» быстро очерчивает рамки дозволенного. Если ребенок, зная о запретах, продолжает так делать – ищите проблемы!

Если ребенок делает это еще и с негативными эмоциями, яростью или злостью – возможно, нужна помощь психолога, это могут быть очень глубокие и травмирующие ситуации и причины.

Категории детей, которые часто кусаются

Психологи выделяют несколько категорий детей, которые могут кусаться с наибольшей вероятностью, чем другие категории детей:

Что делать, если ребенок кусается?

Способы влияния на подобное опасное поведение и вредную привычку во многом зависят от причины, по которой ребенок стал кусаться. Если это прорезывание зубов грудного малыша, можно применять ему силиконовые прорезыватели и колечки, имеющие охлаждающие жидкости и пупырышки. Их можно приобрести в любой аптеке или магазине, подобрав по размеру и цвету. Можно применять также специальные гели для прорезывания, предварительно обсудив их прием с врачом.

Если ребенок кусается при кормлении грудью, прикусывая сосок груди, нужно сразу же отнять у него грудь и строго сказать, что маме больно, поэтому кормить она дальше не будет. Так быстро сформируется рефлекс – «кусание-лишение пищи». Тогда попытки кусаться при кормлении грудью прекратятся быстро, так как дети не враги себе и не хотят оставаться голодными, им важно кормление и грудь матери для комфорта в жизни.

Для детей постарше при кусании нужно увеличить объем физических нагрузок и активность, занять ребенка гимнастикой или зарядкой, отдать малыша на плавание, занять активными играми.

С эмоциональными детьми нужно вести беседы, объясняя и доводя мысль о том, что нужно показывать свои эмоции и чувства другим образом. Важно с самого раннего возраста выражать любые свои эмоции словами или хотя бы жестами, но не укусами. Важно много говорить с детьми, уделять им время.

При слабости жевательных мышц, для их укрепления и профилактики кусаний, нужно занять рот ребенка и тренировать мышцы плотной пищей. К ней относят кусочки яблока или моркови, кусочек говядины. Можно надувать шарики или пускать мыльные пузыри.

В проблемных семьях нужно решать конфликты без ребенка, а при нем постараться вести себя правильно, подавая позитивный пример. Важно устранить из жизни ребенка все негативные факторы, приводящие к стрессу и накоплению агрессии.

Когда нужна помощь психолога?

Если родителей настораживает постоянное кусание ребенка, и когда ему более трех лет, а он все еще кусается, стоит обратиться к психологу. Также стоит поступить, если в семье или же детском саду, в коллективе ребенка произошли различные психотравмирующие ситуации, которые повлияли на поведение ребенка.

Стоит обратиться к специалистам, если ребенок кусается и в его поведении обнаруживаются и другие странности, он агрессивен и жесток к окружающим или себе самому. Также опасно проявление агрессии в отношении игрушек, если они швыряются и ломаются, в отношении животных или родителей, если ребенок плохо спит в ночное время, не может сосредотачиваться на деятельности. Это может быть признаками психических патологий.

Нельзя ругать ребенка, бить его или наказывать любым способом, пока родители не разобрались в истинных причинах проблемы. Нередко ребенок и не виноват в своем поведении. Нельзя кусать ребенка в ответ, как советуют некоторые «психологи», чтобы он прочувствовал боль. Это может быть воспринято как игра, и тогда ребенок будет кусаться чаще и сильнее. Кроме того, дети берут пример со взрослых, если взрослый кусается в ответ, значит, это можно делать и ребенку.

Основной задачей родителей является как можно более скорое пресечение укусов у ребенка. Если это ребенок старше года, который уже осмысленно себя ведет и кусается, важно правильное поведение родителей. Отлично работает методика зрительного контакта «глаза в глаза». Важно присесть на корточки после укуса, чтобы уровень глаз совпадал у родителя и ребенка. Важно установить зрительный контакт и не злобно, но твердо сказать, что так никогда и ни с кем делать нельзя. Если ребенок снова пробует кусаться, важно лишить его зрительных контактов, не смотря на него и не обращая малейшего внимания, и показать всем своим видом, что родителям очень неприятно, что ребенок кусается.

Нужно говорить ребенку, что укусы болезненны, а если ребенок за счет укусов пытается манипулировать родителями, что часто практикуют дети до двух лет, нужно пресекать такое поведение сразу, чтобы порочная практика не закреплялась. Нельзя переводить это в игру или шутку, важно строго сказать о том, что так делать нельзя. Никакие договоры при агрессии ребенка недопустимы.

Для впечатлительных детей, которые кусаются, неприятным будет факт негативной реакции родителей на укусы, имитация плача . Важно, чтобы ребенок осознал свой поступок, и пожалел укушенного родителя, понял, что сделал больно. Важно описывать ребенку свои ощущения, который связаны с укусами.

Если ребенок кусается в детском саду, при этом доме ведет себя вполне адекватно, стоит обсудить реакцию с воспитателями . Важно решить, чтобы ребенка не наказывали и не позорили публично, не ругали и не ставили в угол. Нередко это дает обратные результаты и протестное поведение, дети становятся более агрессивными, пытаясь вернуть утраченный авторитет среди ровесников. Важно пресекать укусы, но делать это наедине – один на один.

Важно ругая малыша подчеркивать, что осуждается поступок ребенка, но не сам малыш, важно привести веские доводы и не опускаться до негативной оценки самого малыша. Сам ребенок хороший и позитивный, но привычка кусаться у него плохая и вредная.