Малообеспеченные семьи льготы. При каком доходе семья считается малоимущей? Как получить продовольственную помощь для малоимущих

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:

3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. N 67 "О ежемесячном пособии на ребенка" и от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения

1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее - Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.

1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:

1.2.1. Наличие недвижимого имущества.

1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.

1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.

1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержи# малообеспеченным семьям.

1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности

2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:

2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров.

При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.

2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).

2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.

2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.

2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.

2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет.

2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.

2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках.

При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:

2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.

2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.

2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка.

При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности.

В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях - в размере 18 квадратных метров.

2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:

2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).

2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее - комиссии по оказанию адресной социальной помощи).

2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.

2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности

3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:

3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.

3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).

3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченности) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.

3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности

4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.

4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году

5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:

5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.

5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.

5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:

5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.

5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.

5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вводится дополнительный критерий нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер соцподдержки малообеспеченным семьям - уровень имущественной малообеспеченности.

Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности являются: наличие недвижимого имущества; наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники; наличие денежных средств во вкладах и на счетах в банках.

Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, предоставленных при обращении за предоставлением мер соцподдержки малообеспеченным семьям. Департамент труда и соцзащиты населения осуществляет проверку достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.

Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры соцподдержки, ежегодно до 31 августа подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год. Если в указанные срок сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи не представлены, меры соцподдержки прекращаются.

Установлено, что меры соцподдержки не предоставляются семьям, когда членами семьи в последние 12 месяцев совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности.

Вполне ожидаемо в Москве вводятся расширенные понятия нуждаемости (малообеспеченности) семей - теперь при определении необходимости оказания помощи будут учитываться не только размер доходов членов семьи, но также будет оцениваться уровень имущественной обеспеченности семьи. Это может оказать серьёзное влияние на тех, кто имеет низкий доход, а в реальности является владельцем разнообразного имущества - такие семьи не будут признаваться нуждающимися и малообеспеченными.

Такие положения приняты в опубликованном постановлении Правительства Москвы от 28 декабря 2016 года № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям» .

Согласно этому постановлению Правительства Москвы от 28.12.2016г. №954-ПП утверждается .

Существенные, на наш взгляд, критерии, которые определяют, что семья не будет признана нуждающейся (малоимущей) - краткие выдержки:

1. Наличие недвижимого имущества:
- Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений;
- Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения) и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), ...);
- Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров;
- Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место);
- Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, общая площадь которых превышает 0,2 гектара;
- Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков.

2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники:
- Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, воздушного судна, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним и других видов техники в Российской Федерации;
- Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет;
- Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей.

3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках:

Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках. При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.

Введение данных критериев безусловно повлияет и на возможность получение мер социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Публикуем полный текст постановления от 28.12.2016г. №954-ПП согласно официальной электронной версии журнала "Вестник Мэра и Правительства Москвы ".

«О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям»

В соответствии со статьей 14 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» Правительство Москвы постановляет:

1. Установить, что с 1 января 2017 г. дополнительным критерием нуждаемости (малообеспеченности) семьи для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям является уровень имущественной обеспеченности.

2. Утвердить Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (приложение).

3. Установить, что:
3.1. Департаментом информационных технологий города Москвы совместно с Комитетом государственных услуг города Москвы и Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы осуществляется доработка интерактивной формы запроса (заявления) о предоставлении соответствующей государственной услуги на Портале государственных услуг (функций) города Москвы в части обеспечения возможности представления сведений об уровне имущественной обеспеченности.

3.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в соответствии с критериями, предусмотренными Порядком оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется при наличии технической возможности получения сведений от органов исполнительной власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

3.3. Уровень имущественной обеспеченности не учитывается при решении вопросов предоставления бесплатного питания в период обучения в организациях, предоставляющих начальное общее, основное общее, среднее общее образование, предоставления безвозмездно физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг детям, получающим указанные меры социальной поддержки до дня вступления в силу настоящего постановления.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу закона города Москвы, предусматривающего внесение изменений в законы города Москвы от 3 ноября 2004 г. № 67 «О ежемесячном пособии на ребенка» и от 20 декабря 2006 г. № 65 «О Правительстве Москвы» и устанавливающего полномочие Правительства Москвы по установлению критериев нуждаемости (малообеспеченности) при решении вопросов предоставления отдельным категориям граждан мер социальной поддержки и социальной помощи за счет средств бюджета города Москвы.

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам социального развития Печатникова Л.М. и министра Правительства Москвы, руководителя Департамента информационных технологий города Москвы Ермолаева А.В.

Мэр Москвы С.С.Собянин

Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям

1. Общие положения
1.1. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (далее — Порядок) определяет правила оценки уровня имущественной обеспеченности, являющегося одним из критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи, для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям (за исключением предоставления государственной социальной помощи) и порядок определения состава семьи для целей осуществления такой оценки.
1.2. Критериями оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям являются:
1.2.1. Наличие недвижимого имущества.
1.2.2. Наличие транспортных средств, самоходных транспортных средств и других видов техники.
1.2.3. Наличие денежных средств во вкладах и (или) на счетах в банках.
1.3. Уровень имущественной обеспеченности является первоначальным критерием нуждаемости (малообеспеченное) семьи для предоставления мер социальной поддержи малообеспеченным семьям.
1.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и превышающем уровень имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное) семьи не осуществляется.

2. Критерии оценки уровня имущественной обеспеченности
2.1. Меры социальной поддержки семье не предоставляются при соответствии уровня ее имущественной обеспеченности одному или нескольким из следующих критериев:
2.1.1. Наличие в собственности членов семьи более двух жилых помещений, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.2. Наличие в собственности членов семьи двух жилых помещений (частей жилых помещений, площадь которых пропорциональна долям в праве собственности на жилые помещения), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.3. Наличие в собственности членов семьи одного жилого помещения (части жилого помещения, площадь которого пропорциональна доле в праве собственности на жилое помещение), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, и жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 18 квадратных метров. При оценке данного критерия в расчете площади жилых помещений не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно (в том числе отдельное изолированное жилое помещение в квартире), а такой член семьи не учитывается в количестве членов семьи при расчете площади жилых помещений на одного члена семьи.
2.1.4. Наличие в собственности членов семьи нежилого помещения, здания, строения, сооружения (части здания, строения, сооружения), подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и не являющегося жилым помещением (за исключением объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках).
2.1.5. Наличие в собственности членов семьи зданий, строений, сооружений (объектов дачного (садового) строительства), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и расположенных на земельных участках, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садовых и дачных земельных участках, суммарная площадь которых в расчете на одного члена семьи превышает 30 квадратных метров.
2.1.6. Наличие в собственности членов семьи более двух объектов недвижимого имущества, предназначенных для размещения транспортных средств (гараж, машино-место), подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.7. Наличие в собственности членов семьи двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, общая площадь которых превышает 0,2 гектара.
2.1.8. Наличие в собственности членов семьи более двух земельных участков, подлежащих государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2.1.9. Наличие в собственности членов семьи транспортного средства (за исключением легковых автомобилей, автомобиля, имеющего более 5 мест для сидения и полученного (приобретенного) многодетной семьей с 4 и более детьми), судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, воздушного судна, подлежащего государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, самоходного транспортного средства и других видов техники, прицепов к ним, подлежащих регистрации в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации.
2.1.10. Наличие в собственности членов семьи двух легковых автомобилей, срок эксплуатации одного из которых не превышает трех лет. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.11. Наличие в собственности членов семьи более двух легковых автомобилей. При оценке данного критерия не учитывается легковой автомобиль, специально оборудованный для использования инвалидом, в том числе полученный (приобретенный) через органы социальной защиты населения, легковой автомобиль, имеющий более 5 мест для сидения и полученный (приобретенный) многодетной семьей с 4 и более детьми.
2.1.12. Наличие у членов семьи денежных средств в размере более одного миллиона рублей (в том числе в иностранной валюте) во вкладах и (или) на счетах в банках. При оценке данного критерия не учитываются единовременные страховые суммы по обязательному государственному страхованию жизни и здоровья военнослужащих и иных приравненных к ним лиц, единовременные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единовременная материальная помощь за счет средств бюджета города Москвы семьям погибших (умерших) в результате катастроф, чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, трагических событий и пострадавшим в результате таких событий, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
2.2. При оценке уровня имущественной обеспеченности в состав семьи включаются:
2.2.1. Состоящие в браке родители (усыновители), в том числе раздельно проживающие родители (усыновители) и проживающие совместно с ними или с одним из них их несовершеннолетние дети.
2.2.2. Одинокий родитель (усыновитель) и проживающие совместно с ним несовершеннолетние дети.
2.3. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.2 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилых помещений, находящихся в собственности членов семьи, на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. Для оценки уровня имущественной обеспеченности по критерию, предусмотренному пунктом 2.1.3 настоящего Порядка, расчет площади жилых помещений на одного члена семьи производится путем деления суммарной площади жилого помещения, находящегося в собственности членов семьи, и площади жилых помещений (комнат), предоставленных по договорам социального найма членам семьи (если члены семьи (один из членов семьи) не использовали право на приватизацию таких жилых помещений (комнат), на количество членов семьи, которые включаются в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка. При этом в расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, не учитывается площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, а в количестве членов семьи не учитываются такой член семьи, а также граждане, не включенные в состав семьи в соответствии с пунктом 2.2 настоящего Порядка и проживающие в жилых помещениях, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности. В расчете площади жилых помещений, учитываемых при оценке уровня имущественной обеспеченности, неучитываемая площадь жилого помещения, занимаемая больным членом семьи, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в соответствии с законодательством невозможно, составляет площадь отдельного изолированного жилого помещения в квартире, занимаемого таким членом семьи, а в иных случаях — в размере 18 квадратных метров.
2.4. Меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются семье, когда членами (членом) семьи в последние 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением мер социальной поддержки, совершены действия, повлекшие ухудшение уровня имущественной обеспеченности. К таким действиям относятся:
2.4.1. Гражданско-правовые сделки и иные действия с имуществом, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, совершение которых привело к уменьшению количества (размера) такого имущества (за исключением случаев, когда совершение таких сделок и действий было вызвано наступлением обстоятельств, носящих чрезвычайный характер, включая необходимость лечения, в том числе за пределами территории Российской Федерации).
2.4.2. Приобретение по договору купли-продажи недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением, жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) (за исключением приобретения жилых помещений в рамках государственных жилищных программ), земельного участка, транспортного средства, самоходного транспортного средства и других видов техники.

2.5. Наличие обстоятельств, которые носят чрезвычайный характер и наступление которых не рассматривается как ухудшение уровня имущественной обеспеченности в соответствии с пунктом 2.4.1 настоящего Порядка, определяется комиссиями по оказанию адресной социальной помощи нуждающимся жителям города Москвы, созданными территориальными органами исполнительной власти города Москвы (далее — комиссии по оказанию адресной социальной помощи).
2.6. Решения комиссии по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности являются обязательными для органов исполнительной власти города Москвы, государственных учреждений города Москвы, предоставляющих меры социальной поддержки малообеспеченным семьям.
2.7. Заседания комиссий по оказанию адресной социальной помощи в части оценки уровня имущественной обеспеченности проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.

3. Порядок оценки уровня имущественной обеспеченности
3.1. Оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на основании сведений, представленных при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
3.2. Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия осуществляется проверка достоверности сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи.
3.3. Межведомственное информационное взаимодействие, предусмотренное пунктом 3.2 настоящего Порядка, не осуществляется в случаях:
3.3.1. Непредставления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности.
3.3.2. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности не по всем предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка критериям оценки уровня имущественной обеспеченности.
3.3.3. Представления при обращении за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка).
3.4. При уровне имущественной обеспеченности, определенном в соответствии с настоящим Порядком и соответствующем уровню имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, осуществляется оценка иных критериев нуждаемости (малообеспеченное™) семьи в порядке и на условиях, которые установлены нормативными правовыми актами города Москвы.
3.5. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям либо прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.

4. Ежегодное подтверждение уровня имущественной обеспеченности
4.1. Малообеспеченные семьи, которым предоставлены меры социальной поддержки, ежегодно в срок до 31 августа текущего года подтверждают сведения об уровне имущественной обеспеченности семьи за прошедший год.
4.2. В случае непредставления сведений об уровне имущественной обеспеченности семьи в срок, установленный пунктом 4.1 настоящего Порядка, предоставление мер социальной поддержки прекращается.

5. Особенности оценки уровня имущественной обеспеченности в 2017 году
5.1. В 2017 году осуществляется оценка уровня имущественной обеспеченности:
5.1.1. Малообеспеченных семей, в отношении которых до 1 января 2017 г. принято решение о предоставлении мер социальной поддержки.
5.1.2. Семей, которые до 1 января 2017 г. обратились за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям и в отношении которых по состоянию на 1 января 2017 г. не принято решение о предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.1.3. Семей, обратившихся после 1 января 2017 г. за предоставлением мер социальной поддержки малообеспеченным семьям.
5.2. Оценка уровня имущественной обеспеченности в 2017 году осуществляется на основании результатов обработки Департаментом информационных технологий города Москвы сведений, полученных в рамках межведомственного информационного взаимодействия с учетом технической возможности и сроков получения таких сведений от органов исполнительной власти. При этом оценка уровня имущественной обеспеченности осуществляется на дату получения таких сведений.
5.3. Выявление сведений об уровне имущественной обеспеченности, при котором меры социальной поддержки малообеспеченным семьям не предоставляются (пункт 2.1 настоящего Порядка), и (или) о совершении действий, повлекших ухудшение уровня имущественной обеспеченности (пункт 2.4 настоящего Порядка), является:
5.3.1. Основанием для прекращения предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пункте 5.1.1 настоящего Порядка.
5.3.2. Основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки малообеспеченным семьям, указанным в пунктах 5.1.2, 5.1.3 настоящего Порядка.
5.4. Прекращение предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям осуществляется с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были выявлены сведения, указанные в пункте 5.3 настоящего Порядка.

Последнее обновление 28.10.2019

Законодательство России устанавливает нормы, в соответствии с которыми малоимущие семьи имеют право на льготы и дополнительные выплаты. Семьям, чей доход ниже официально установленного прожиточного минимума, выплачиваются несколько видов материальной поддержки. В каждом регионе цифры будут отличаться, а помощь государства смогут получить только те семьи, которые заключили договор с органами социальной защиты и доказали статус малоимущих.

Какая семья считается малоимущей

Когда специалисты определяют, можно ли присвоить статус малоимущих семье, учитывается не только доход супругов и каждого трудоспособного ее члена. Согласно правилам, необходимо учесть денежные пособия, иные социальные выплаты, доходы от аренды имущества или депозита, авторские вознаграждения и прочее.

Как рассчитать доход

Для подсчетов необходимо суммировать все доходы семьи за последние 3 месяца, полученную цифру разделить на 3, а потом еще раз разделить на количество членов семьи. Если полученная цифра будет меньше , то можно рассчитывать на статус малоимущей.

Прожиточный минимум по регионам России в 2019 году

В 2019 году малоимущими семьями могут быть признаны такие, в которые входят супруги, их родители и дети (как родные, так и приемные), бабушки и дедушки, пасынки и падчерицы, отчимы и мачехи, опекуны и их подопечные. В первую очередь рассматриваются заявления от тех семей, в составе которых есть инвалиды и пенсионеры.

Также подать заявление на рассмотрение могут бездетные семьи или родитель, который воспитывает ребенка один. Но закон четко оговаривает, что получить статус малоимущей семьи не могут граждане, которые проживают в сожительстве, но не зарегистрировали брак официально, а также те семьи, которые состоят в законном браке, но живут отдельно.

Малоимущей семьей может быть признана только та, которая попала в такое положение по причинам, которые не зависят от ее членов. То есть если трудоспособные граждане отказываются работать (тунеядствуют), злоупотребляют алкоголем или/и наркотиками (этот факт необходимо официально доказать), то рассматриваться заявление о присвоении статуса не будет.

Подробнее про

Пособие многодетным малоимущим семьям

Для улучшения демографической ситуации в стране президентским указом назначены выплаты для малоимущих многодетных семей на каждого ребенка, начиная с третьего. Чтобы получить такую финансовую помощь, необходимо иметь российское гражданство (ребенок и хотя бы один из родителей, подающий заявление). В общих случаях размер пособия равен уровню прожиточного минимума в регионе.

На начало 2019 года финансовые выплаты предусмотрены для 60 регионов страны на , в которых до сих пор наблюдается неблагоприятная демографическая ситуация (меньше 13,3 новорожденных на 1000 человек).

Каждый регион может вводить дополнительные выплаты многодетным малоимущим семьям на детей от 3 лет до их совершеннолетия. Но сумма выплаты уже значительно меньше.

Выплаты для многодетных малоимущих семей в некоторых регионах:

  • В - 4552 рубля на каждого несовершеннолетнего ежегодно;
  • В - по 532 рубля на питание для каждого ребенка, 2769.38 рублей опекунам или попечителям;
  • В - ежемесячно выплачивается по 436 рублей;
  • В - по 555 рублей на каждого несовершеннолетнего;
  • В - до 1753 рубля на каждого ребенка ежемесячно;
  • В - ежемесячная помощь в размере 560 рублей;
  • В - оплата проезда в размере 545 рублей, питание учащихся в размере 731 рубль.

Дополнительная помощь многодетным:

Как оформить пособие

Семье, претендующей на получение статуса малоимущей, необходимо обратиться в орган социальной защиты по месту проживания. В течение 10 рабочих дней после подачи всех необходимых документов, специальная комиссия будет рассматривать заявку и принимать решение.

Очень важно подавать правдивую информацию о суммарных доходах членов семьи. В противном случае обман все равно будет раскрыт, а семье (как бы она не нуждалась в деньгах) помощь государство не окажет.

Список документов для органов соцзащиты:

  • свидетельство о браке;
  • заявление соответствующего образца о признании семьи малоимущей (бланк выдадут прямо в соцзащите, можно не скачивать в интернете);
  • свидетельство о рождении ребенка (до 18 лет);
  • паспорта супругов;
  • справка о доходах, составленная по установленной форме;
  • свидетельство на собственность;
  • выписка из домовой книги обо всех членах семьи, проживающих на одной территории;
  • справки об инвалидности, трудовые книжки и другие документы – по требованию;
  • пластиковая карта для перечислений или сберегательная книжка.

Иногда случаются ситуации, когда местоположение одного из членов семьи установить не удается. В таком случае выплаты от государства все равно можно оформить. Для этого предварительно необходимо написать заявление в полицию, чтобы было возбуждено уголовное дело по розыску пропавшего члена семьи.

Пособие к школе

Во многих регионах предусмотрены выплаты малоимущим семьям, которые собирают своих детей в школу. Иногда пособие выдается только для сборов в первый класс, в некоторых случаях – ежегодно перед 1 сентября. Официально финансовую помощь необходимо потратить на покупку школьной и спортивной формы, а также принадлежностей для занятий. Также помощь может быть предоставлена в виде компенсации, то есть для получения пособия необходимо предоставить чеки на купленные товары для школьника.

Такой вид помощи для малообеспеченных семей регулируется на региональном уровне. На начало 2019 года пособие на школьника можно получить в таких регионах (список не полный):

  • Воронеж - 2769 рублей,выплачивается раз в 2 года на покупку школьной формы;
  • Брянск - 1000 рублей к началу учебного года;
  • Нижний Новгород - 844 рубля;
  • Санкт-Петербург - 4058 рублей;
  • Волгоградская область - 1107 рублей;
  • Ярославской области - 1328 рублей.

Социальная помощь малоимущим семьям, имеющим детей

Семьи, которые подтвердили свой небольшой доход, имеют право не только на ежемесячную материальную помощь, но и на ряд других социальных льгот. Например, для родителей детей возрастом до 3 лет, предусмотрена возможность получить бесплатные лекарства для ребенка. Для этого необходим рецепт врача, а перечень медикаментов утверждает государство. Члены семей с низким достатком могут бесплатно получать юридические консультации, как в устном, так и в письменном виде.

Социальная помощь также призвана помочь решить жилищные вопросы - льготная ипотека, помощь и гарантии государства при покупке недвижимости. Малоимущие семьи имеют право встать на учет в специальную очередь, чтобы получить квартиру. Получить субсидию на оплату коммунальных услуг могут те семьи, которые платят более 22% от общего дохода. Все выплаты для малоимущих семей освобождаются от налоговых вычетов.

Согласно существующим законодательным нормам и постановлениям малоимущим семьям причитается безвозмездная субсидия для улучшения материального положения. Данной помощью государства можно воспользоваться практически во всех городах Российской Федерации, где открыты подобные программы в муниципалитетах. Жилищная субсидия для малоимущих выдается в ряде случаев, при которых характерен систематический доход семьи, который получается ниже прожиточного минимума.

Подобные субсидии применяются для финансовой компенсации в критических финансовых условиях. Для предоставления подобной помощи существует ряд ограничений, при этом независимо от материального статуса можно получить исчерпывающую бесплатную консультацию у профессионального адвоката или юриста по этому вопросу, что улучшает доступность государственной помощи для людей, оказавшихся в сложном финансовом положении. Согласно существующей практике субсидию для малоимущих получить вполне реально, но лучше воспользоваться бесплатными услугами социальных юристов.

Что такое субсидия и как ее получить

Многим людям, которые нуждаются в помощи, требуются разъяснения, что такое субсидия и какие обязательства она влечет после получения. В общем случае при получении государственной помощи характерно:

  • целевое выделение финансовой помощи из бюджетных средств государства;
  • строго безвозмездный характер помощи;
  • строго целевое использование средств после получения с предоставлением документов отчетности.

Иными словами, при соответствии ряду условий, при которых может быть получена субсидия, на помощь государства может рассчитывать любой человек со сложными финансовыми условиями. При этом многие граждане не пользуются реальными возможностями, которые могут помочь в жизненной ситуации. Также существует целый ряд программ, по которым выделяются субсидии, включая субсидии на жилье людям с низкими доходами, которые могут воспользоваться социальной помощью.

Доступные программы жилищного субсидирования для малоимущих в 2019 году

Любой малообеспеченный гражданин или семья могут рассчитывать на государственное субсидирование. В 2019 году доступно несколько бюджетных программ государственной социальной помощи населению. Прежде всего, это программы обеспечения жильем. Вторая преференция — скидки при оплате коммунальных услуг.

Нуждающиеся в жилье малоимущие семьи обеспечиваются муниципальным жильем в порядке очереди. В некоторых регионах, например, в Москве оформляется субсидия на приобретение жилых помещений на льготных условиях. При наличии работы данная субсидия – это реальная возможность покупки жилья в личную собственность. Недостижимая собственная квартира может стать реальностью.

Виды субсидии в 2019 году:

  1. На улучшение жилищных условий.
  2. На оплату коммунальных услуг.

Как получить субсидию в 2019 году

Существует порядок отнесения семей к малоимущим, которые могут претендовать на государственную субсидию, он предполагает оценку доходов гражданина или семьи. Существует утвержденная форма расчета, которая зависит от времени эксплуатации налогооблагаемого имущества. В результате многие семьи могут нуждаться, соответственно, по нормам могут быть отнесены к гражданам, требующим социальной помощи, соответственно, могут получить жилищную субсидию.

Чтобы получить данную субсидию, требуется соответствие условиям:

  • гражданство РФ;
  • гражданин или семья должны быть признаны малоимущими;
  • особа или семья должна проживать на территории одного населенного пункта не менее 10 лет (ценз оседлости);
  • признание гражданина особой, нуждающимся в социальной помощи и нормальном жилье.

Обратите внимание, что при оценке дохода нужно учитывать характер норм социальной помощи. Например, при расчете жилищной субсидии важно установить, кто относится к членам семьи и может рассчитывать на субсидирование. Например, граждане, состоящие в браке, но проживающие раздельно, семьей не признаются.

Порядок оформления:

  1. Оформление официального статуса. Заявка подается в отделение социальной защиты.
  2. Посещение администрации или управы и запись на приём в жилищный отдел. В небольших населенных пунктах данным вопросом занимается отдел социальной защиты.
  3. Представление полного пакета документов, которые официальный статус, нуждаемость в улучшении жилищных условий.
  4. Написание заявление о постановке в очередь.
  5. Ожидание решения комиссии по приёму заявителя на учёт.
  6. Получение порядкового номера и ожидание льготного жилья.

База получения субсидии малоимущим представителями — социальное жилье. В порядке очереди выдаются претендентам свободные муниципальные объекты. В регионах разрабатываются жилищные программы, предполагающие выдачу денежной субсидии на погашение ипотеки.

Денежные сертификаты позволяют покрыть 80-90% стоимости квартиры. Учитываются только обязательные квадратные метры, минимум на члена семьи. Все что сверх нормы семья погашает за свой счет. Сумма субсидии зависит от рыночной цены на недвижимость в регионе.

Малоимущие семьи - как получить статус

В законодательстве достаточно прозрачно указывается, что на субсидию могут рассчитывать малообеспеченные лица и семьи, признанные малоимущими. Для этого потребуется прохождение процедуры признания, в результате чего будет принято решение о выделении социальной помощи на улучшение жилищных условий.

Величина прожиточного минимума

Нуждающийся гражданин может быть признан малоимущим, если его доход систематически ниже прожиточного минимума, но не только. Обратите внимание, что для разных регионов величина потребительской корзины и, соответственно, прожиточного минимума будет разной. Также применяется дифференцированный подход в оценке необходимого для проживания минимума: для детей, взрослых трудоспособных людей и пенсионеров.

Важно отметить, что в разных регионах РФ используются различные методики оценки прожиточного минимума, это связано с принятием норм местных органов федеральной власти, устанавливающих свои требования. Получить субсидию, ожидаемо можно по месту жительства (прописки).

При этом информацию о методике отнесения граждан к малоимущим можно найти на открытых источниках или в социальных фондах, территориальной службе занятости и в других органах региона. Статистическая информация обновляется каждый квартал.

Нормы для малоимущих семей

Как было сказано выше, в каждом регионе есть свои правила оценки дохода и приемлемых жилищных норм. Законодатели очень часть оперируют термином «имущественная обеспеченность», которая подразумевает соответствие имущества стоимости жилья из расчета 18-22 кв. м на человека (зависит от региона и условий программы).
Имущество учитывают обычным сложением рыночной стоимости всех объектов владения и среднемесячного дохода членов семьи за 20 лет. Среднемесячный доход вычисляется в течение двух последних лет.

Признание малоимущих семей и жилищная субсидия

Проведенные расчеты должны показать, что семья или гражданин могут быть отнесены к малоимущим, в этом случае можно рассчитывать на государственную субсидию. Общие расчеты должны предполагать, что имущественная обеспеченность граждан меньше рыночной стоимости необходимых 18 кв. м жилья (на территории Москвы).
Малоимущей семьей, нуждающейся в государственной субсидии признается, при условиях:

  • члены семьи не имеют жилья в собственности;
  • семья не пользуется муниципальным жильем по договору социального найма;
  • семья проживает в аварийном жилье;
  • семья проживает с тяжело больным человеком, что представляет опасность;
  • члены семьи имеют недвижимость, но не соблюдены жилищные нормы.

Для справки! Никакого специального сертификата, подтверждающего статус семья не получает. Сведения отражаются в единой базе данных по муниципалитету отражаются.

Как подать документы на жилищную субсидию

Чтобы рассчитывать на улучшение жилищных условиях и воспользоваться существующими программами социальной помощи населению, недостаточно получить статус малоимущей семьи или гражданина. Потребуется подача официального обращения в местные органы власти с комплектом документов:

  • заявление о постановке на учет малообеспеченных семей;
  • гражданский паспорт РФ;
  • свидетельство о браке и расторжении (при необходимости);
  • свидетельство о рождении детей;
  • справка о прописке;
  • справка о составе семьи;
  • выписка из домовой книги;
  • документы, подтверждающие доход (НДФЛ, СНИЛС и т. д.);
  • документы на все ликвидное имущество (транспорт и недвижимость).

Перечень документов может отличаться, требования можно получить в соответствующей соцслужбе.

Заключение

При первоначальной сложности получение жилищной субсидии для малоимущих семей реально и доступно. Процедура, если семья соответствует статусу, не требует много времени. Обычно помощь в оформлении субсидии предоставляют социальные юристы, работающие от государства. Так что при условии низкого дохода и недостаточной обеспеченности имеет смысл проверить возможность получения социальной помощи на улучшение жилищных условий с помощью государства. На практике это вполне реально и доступно, но многие граждане не знают о доступных возможностях.

Законодательством России установлены нормы, согласно которым семьям полагаются дополнительные выплаты и льготы. Однако государственная материальная поддержка может быть предоставлена только тем лицам, которые в официальном порядке заключили договор с органами социальной защиты. Семьям, чей доход не дотягивает до , предусмотрено несколько видов поддержки. Размер материальной помощи для малоимущих семей зависит от таких факторов как уровень заработка, наличие несовершеннолетних детей, и т.д.

Кто попадает под категорию «малоимущая семья»

Согласно установленным нормам, семья признается малоимущей, если ее средний доход на одного человека ниже прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе. Чтобы высчитать данный показатель, нужно суммировать общий семейный доход за 3 последних месяца, разделить его на 3, а затем получившееся значение поделить на количество человек в семье. Согласно правилам, в расчетах учитываются не только заработки трудоспособных членов семьи, но и все иные доходы, к которым относятся пособия, социальные выплаты, доходы от аренды имущества, депозита, авторские вознаграждения и т.д. Если конечное значение меньше прожиточного минимума, определенного для региона вашего проживания, вашу семью признают малоимущей. Но учтите, что субъекты РФ могут пересматривать размер прожиточного минимума до 3-х раз в год. К примеру, в третьем квартале 2018 года прожиточный минимум в Москве составлял от 12 до 18 тысяч, в зависимости от категории населения. В других же регионах этот показатель несколько ниже.

В законодательстве предусмотрены критерии, помогающие исключить возможность начисления материальной помощи семьям, которым она не предназначена. Например, если общий доход семьи не дотягивает до прожиточного минимума, но при этом трудоспособные люди не желают работать, им будет отказано в начислении льгот. Чтобы семья, трудоспособные члены которой не работают, была признана малоимущей, необходимо доказать, что тяжелое материальное положение наступило по независящим от них причинам. К таким причинам может относиться: тяжелое заболевание, потеря имущества, необходимость ухаживать за детьми или престарелыми родственниками и т.д. Но в большинстве случаев трудоспособные и неработающие члены семьи обязаны состоять на учете в центре занятости. Таким образом, малоимущей может быть признана та семья, взрослые трудоспособные члены которой либо работают, но зарабатывают меньше прожиточного минимума, либо находятся на учете в центре занятости. Исключение касается только женщин, пребывающих в декретном отпуске.

Поскольку в законодательстве отсутствует точное определение понятия «семья», состав семьи, подающей документы на дополнительную материальную помощь, может быть различным. Например, она может состоять из одного родителя и одного или нескольких детей; двух родителей и одного или нескольких детей; бабушек/дедушек и одного или нескольких внуков; опекунов и подопечных; мачехи/отчима и пасынка/пасынков и т.д.

2. Жилищные субсидии

Согласно законодательству, размер оплаты жилья не должен превышать 22% от общего семейного дохода. Однако если семья признается малоимущей, этот показатель уменьшается с помощью специальных расчетов и коэффициентов. Причем помощь относится и к оплате коммунальных услуг, и к оплате самого жилья, то есть, на нее могут претендовать семьи, арендующие жилье.

3. Льготы на образование

Дети из малоимущих семей могут поступать в средние и высшие учебные заведения, не участвуя в общем конкурсе для абитуриентов. Но установление данной помощи возможно только при наличии хотя бы одного из следующих условий:

У ребенка есть только один родитель, и он признан инвалидом первой степени;

Во время или вступительного экзамена ребенок набрал хотя бы минимальный уровень, позволяющий считать, что испытание прошло успешно;

Возраст поступающего ребенка меньше 20 лет.

Что касается размера государственной помощи, то для каждого конкретного случая установлены свои правила начисления. Например, если средний доход семьи меньше 50% от установленного прожиточного минимума, на каждого ее члена начисляется по 150 рублей ежемесячно. Кроме того, семье с таким доходом полагается ежегодная одноразовая помощь в размере 1500 рублей. Если в семье есть несовершеннолетние дети, на их питание государство должно ежемесячно выплачивать по 450 рублей. Дополнительная помощь на детей выплачивается до наступления их 18-летия, но если дети в дальнейшем продолжают учиться на дневной форме обучения, дополнительная помощь продлевается до 23 лет. Также на частичное государственное обеспечения могут рассчитывать семьи, в которых проживают пенсионеры старше 65 лет и инвалиды с трудовыми ограничениями. Помимо ежемесячной и ежегодной помощи, семьи, находящиеся в тяжелом материальном положении, могут претендовать на одноразовую материальную помощь в размере 1000 рублей.

При получении помощи для малоимущих, семья сохраняет свои права на другие пособия и начисления, предназначенные для всех семей с детьми ( , помощь при рождении и воспитании детей и т.д.).

Читайте также: Налоговый вычет на ребенка в 2020 году

Как получить помощь малоимущим семьям

Чтобы оформить дополнительную государственную помощь нужно получить статус малоимущей семьи. Для этого следует обратиться в отдел социальной защиты населения по месту прописки и предоставить уполномоченным сотрудникам следующий комплект документов:

Паспорт (оригинал и копию);

Заявление;

Свидетельство о заключении брака;

Свидетельства о рождении детей;

Оригинал выписки из домовой книги;

Справку о составе семьи;

Документы о количестве доходов за последние три месяца (для всех членов семьи);

Документы об имеющемся имуществе;

(справку из центра занятости);

Документы об инвалидности (если есть), и т.д.

После подачи полного комплекта документов комиссия в течение 10-дневного периода принимает решение о начислении семье статуса малоимущей. Установленный срок может быть продлен до 30 дней, если комиссии потребуется уточнить или перепроверить некоторые данные. Подавая документы в отдел социальной защиты населения, помните, что информация должна быть достоверной, т.к. при выявлении даже незначительной фальсификации комиссия откажет в вашем обращении.

В тех случаях, когда местонахождение какого-либо члена семьи не установлено, и это не позволяет определить среднедушевой доход, пособия малоимущей семье может быть начислено лишь при условии возбуждения уголовного дела органами УВД по пропавшему человеку.

Для получения некоторых видов помощи необходимо обратиться в другие инстанции, представив для ознакомления дополнительные документы. Прежде всего, это относится к жилищной субсидии, начисление которой должно решаться местным органом исполнительной власти, при условии, что у заявителей нет задолженностей по коммунальным платежам.