Мамины руки: стоит ли брать ребенка на руки.

Плач ребенка - это способ его общения с окружающим миром. Во всяком случае, в первые месяцы жизни ребенок плачет по любому поводу - когда проголодался, замерз, намочил пеленки, устал, хочет на руки или просто требует общения. Ребенок шести-девяти месяцев часто плачет по ночам из страха, что его бросили - ведь пока он не увидит маму или папу, он считает, что их нет вовсе. Для ребенка окружающий мир может быть либо приятным, либо неудобным: если он получает, что ему нужно, все хорошо, а если нет - все плохо и он плачет.

Многие родители не знают, как себя вести, когда ребенок плачет. Если каждый раз брать его на руки, не начнет ли он требовать большего? Не избалуется ли? С одной стороны, родители не могут равнодушно слышать плач ребенка, а с другой - часто попадают под влияние тех, кто говорит: «Не приучайте ребенка к рукам, а то вы его избалуете», «Пусть покричит, это полезно для легких» или «Нельзя же целый день с ним носиться!»

Не бойтесь брать ребенка на руки, этим вы его не испортите. Напротив, поможете обрести чувство уверенности, и в конечном итоге он будет плакать все меньше и меньше. Если ребенок плачет и вы реагируете на его плач, он привыкает к мысли, что родители всегда готовы прийти ему на помощь. Эта причинно - следственная связь помогает ребенку обрести чувство надежности и комфорта и учит его доверять родителям. А доверие - самое главное на ранней стадии развития ребенка. Если родители не реагируют на плач ребенка или реагируют сумбурно и непредсказуемо, ребенок осознает свое бессилие перед сложившимися обстоятельствами.

Ничего удивительного, что в подобной ситуации малыш начинает относиться к окружающим с недоверием.

Разумеется, не стоит впадать в крайности: руководствуйтесь здравым смыслом. Иной раз ребенок так капризничает, что успокоить его почти невозможно. Но если родители с самого начала постоянно проявляют внимание к желаниям ребенка, он проникается к ним доверием и вступает в жизнь с чувством уверенности в себе.

Успокоить плачущего ребенка крайне важно, но порой не просто, особенно если он плачет часто и в самый неподходящий момент. Если ребенок много плачет днем, советуем купить специальную переноску (слинг), которая позволит вашему малышу всегда быть с вами и при этом освободит, ваши руки. Контакт и постоянное движение успокаивают младенцев.

Самое неприятное - это детский плач по ночам. Родители валятся с ног от усталости и мучаются сомнениями, брать ребенка на руки или не брать. Как правило, когда ребенку больше трех месяцев, педиатры советуют «давать ему ночью выплакаться». Кроме того, многие убеждены в том, что, если не обращать внимания на плач, ребенок покричит - покричит и научится спать по ночам. Существует теория (лично я с ней не согласна): если родители не успокаивают плачущего ребенка и не кормят его ночью, то через двадцать минут или через час он устает и засыпает. Если у родителей хватит выдержки регулярно выслушивать ночные концерты - рано или поздно ребенок свыкнется с тем, что ночью надо спать.

Несмотря на то, что любому взрослому человеку не хочется постоянно просыпаться по ночам и идти к ребенку, помните: когда вы встаете, чтобы успокоить ваше дитя, то даете ему понять, что на вас можно положиться, что вы думаете о нем и любите его. Каждый раз, когда вы берете ребенка на руки и прижимаете к себе, вы внушаете ему чувство уверенности в себе и приучаете к мысли, что окружающий мир не так уж и плох.

Подобный совет получила в свое время и я, находясь в роддомовской палате с новорожденной дочкой. Опытная мама второго ребенка со знанием дела изложила все ужасы, которые меня ждут, если я буду таскать малышку на руках. Она говорила убедительно, и я часами катала пластиковую люльку, вместо того, чтобы просто положить ребенка рядом с собой. Когда мы приехали с дочкой домой, и я впервые положила ее в детскую кроватку, то поразилась несоответствию крошечного тельца и этого огромного пространства. Дочка разделила мое мнение и закатила дикий скандал. Но к кроватке же надо приучать, и множество последующих дней прошли под девизом "Я! Занимаюсь! Ребенком!" Мама готовила еду и убиралась, мне было некогда. А действительно, когда? Пока покормишь, пока поносишь столбиком, пока поизучаем мир... А потом долгий увлекательный процесс приучения-ребенка-к-кроватке. Дочка сосет, засыпает у меня на руках, я опускаю ее в кровать. Не дыша отползаю, но стоит мне достигнуть двери, как начинается рев, и все сначала - грудь, засыпание, перекладывание. Часа через три мне удавалось наконец усыпить ребенка, я бессильно валилась в кресло и заявляла, что смертельно утомлена. Через неделю такой жизни мама заявила, что у нее тоже есть семья, и она не может больше служить у меня домработницей. "Ну поорет немножко в кроватке, все же орут, и ничего" - сказала мама. А я по-прежнему не могла видеть кричащего младенца и купила слинг. Проблемы решились сразу - ребенок спал и ел у меня на руках, пока я занималась домашними делами. Поняв, что мама всегда рядом, приходит по первому зову и никогда не откажет в контакте, дочка росла спокойной и уравновешенной, без страха изучала окружающий мир.

Ребенку жизненно необходимо чувствовать тепло материнского тела

В это время в руки мне впервые попала книга Ж. Ледлофф "Как вырастить ребенка счастливым". Из нее я узнала, что ребенок не просто так не слезает с моих рук - ему жизненно необходимо чувствовать тепло моего тела и слышать стук моего сердца, он к этому привык за девять месяцев внутриутробной жизни и не представляет себе жизни по-другому. Автор пишет о том, что желание новорожденного младенца все время находиться на руках у матери - не прихоть и не избалованность, а естественное ожидание такого обращения, заложенное за тысячелетия существования человечества. Тысячелетиями младенцы находились на руках у матерей, а не одиноко лежали в кроватках, и младенец, родившийся у цивилизованной мамы, ничем не отличается от младенца индейского племени, они оба ждут от жизни одного - тепла материнского тела, постоянного движения, стука материнского сердца. Новорожденный младенец не ощущает течения времени, у него еще нет памяти, нет прошлого опыта, и если он страдает, то не может утешиться надеждой, что страдание когда-нибудь кончится, для него оно вечно. Поэтому все попытки приучить к чему-то новорожденного младенца обречены на провал и просто бессмысленно жестоки. Когда мать оставляет малыша в одиночестве, он не знает, что она скоро вернется. Инстинкт подсказывает ему, что плачем можно исправить дело, но и это чувство исчезает, если ребенку "дают проораться", если на плач не следует немедленной реакции. Не теряя веры в правильность своей жизни, как и заложено в нем Богом, он делает единственное, что у него пока получается - продолжает плакать и плакать, кричит до хрипов в горле и боли в груди, как ему кажется, вечно. Потом вопли слабеют, малыш погружается в безнадежное, безвременное отчаяние. Это существо не способно думать, не умеет надеяться, но уже умеет страдать. Когда ребенка берут на руки, он снова возвращается к жизни, слышит знакомое сердцебиение, наслаждается вкусом молока, насыщается и впадает в дремоту. Пробуждается он снова в аду - сладкие воспоминания и надежда еще не способны принести успокоение и напоминание о встрече с мамой. Если на плач не следует реакции, желание сигнализировать о своих потребностях слабеет, ребенок становится пассивным и инертным, развивается эмоциональное отчуждение от матери, растет внутренняя неуверенность в себе и ощущение враждебности окружающего мира.

Впоследствии из детей, подвергнутых подобной жестокой "дрессировке", вырастают люди замкнутые, не умеющие выражать положительные эмоции, говорить комплименты, с трудом устанавливающие близкие отношения. Эти люди сами страдают от особенностей своего характера, но справиться с ними уже не могут. Позволяют им немного оттаять их же собственные дети, единственные, которых они могут без стеснения обнять и приласкать. Другая же категория людей - это бывшие "ручные дети", открытые, жизнерадостные, эмоциональные личности, легко заводящие знакомства и не испытывающие проблем в общении. Мне хотелось верить, что моя дочь вырастет именно таким человеком, поэтому я никогда не отказывала ей в контакте. Для какой-нибудь мамы идея постоянного ношения малыша кажется дикой - "мы же не цыгане!" Да, только новорожденный этого не знает. "Мы живем в цивилизованном обществе, и ребенка нужно приучать к цивилизованной жизни!" - бесспорно, но уже в том возрасте, когда малыш будет уже в состоянии что-либо понимать, и не раньше.

В "ручной период" формируются важные качества характера

"Ручной период" является жизненно необходимым для ребенка и во многом определяет дальнейшее отношение человека к жизни. Да, этот период для современной женщины легким не назовешь - но он действительно короток, и можно немного потерпеть для блага ребенка и своего собственного. В то время как мать, занимающаяся борьбой с собственным ребенком, сама не понимая этого, закладывает основу для будущих проблем. Сейчас моей дочке уже два года, можно сделать какие-то выводы. Период "ручного ребенка" остался позади, закономерно сменившись этапом познания окружающего мира. Дочь очень привязана ко мне, растет ласковой и нежной, но при этом далеко не "мамсик", очень общительна, прекрасно контактирует со взрослыми и детьми, а в случае необходимости вполне способна постоять за себя. Она значительно спокойней многих других детей, не испытывает страха перед окружающим, самостоятельна, подолгу играет рядом со мной, в то время как я занимаюсь своими делами, или же оказывает мне посильную помощь в домашнем хозяйстве. Уверена, что формирование этих качеств характера и есть заслуга "ручного периода". Хочется призвать мам, находящихся в растерянности перед новой для них ролью, мам, которым кажется, что любимое чадо хочет полностью поработить их своим желанием все время быть рядом, не бояться брать своих малышей на руки и удовлетворять это желание. Ни о какой избалованности в первые месяцы речи быть не может, желания младенца чисты и бесхитростны, он еще не умеет манипулировать и научится нескоро. "Ручной период" надо просто пережить, он закончится очень быстро, на первый план выступит познание окружающего, и вы с умилением будете вспоминать дни, когда к вам тесно прижималось крошечное тельце.

Http://matrony.ru/


Есть такая китайская пословица: «Если кошку не гладить, у нее хребет рассыплется». Человек - не кошка, но тоже существо «тактильно-зависимое». И жить без прикосновений не может. Особенно в детстве.

Есть такое мнение, что не стоит часто или долго держать ребенка на руках, а то «потом с рук не слезет» Может быть я не права, только думается мне, что дело не только в «приучении».

Новорожденные дети еще не успели ни к чему привыкнуть, а уже ведут себя по-разному. Кто-то спит по пять часов подряд, кто-то вздремнет пол часика и снова требует маминого внимания. Но независимо от длительности сна, в период бодрствования обычно все хотят маминого внимания.

Довелось мне как-то побывать в детской больнице, где была целая палата отказников. Большие окна в стене, отделяющей палату от коридора, позволяли видеть каждого из девяти оставленных младенцев. Контроль через стекло. Каждые три часа приходила медсестра, чтобы подмыть, сменить подгузник, перепеленать, дать бутылочку со смесью. По пять минут на манипуляции с каждым ребенком. И снова они оставались одни на три часа. Их уж точно никто к ручкам не приучал. Были дети, которые спокойно лежали, но большинство ревели, звали…

Дети нуждаются в тактильных ощущениях. И чем меньше ребенок, тем выше эта потребность. Прикосновения необходимы для развития нервной системы. Прикосновения необходимы для эмоциональной регуляции. Прикосновения – понятный способ выразить младенцу любовь. Прикосновения просто жизненно необходимы. Современные научные исследования подтверждают: дети, к которым прикасаются чаще, обладают повышенной способностью к выживанию по сравнению с теми, к кому прикасались редко. Дети, которых ласкают и не стесняются обнимать, целовать, гладить, растут более здоровыми физически, обладают более крепкой психикой и меньше страдают от трудностей, проблем в жизни, чем их ровесники, воспитывающиеся в условиях тактильной депривации.

Приведу пример. В одном из европейских детских домов был очень высокий уровень смертности младенцев. Однако, один ребенок, кроватка которого была рядом с входной дверью, вполне хорошо развивался. Он все время прибавлял в весе и был наиболее гармоничным ребенком во всем детском доме. Оказалось, что женщина, которая убирала комнату, обычно садилась возле дверей во время своих перерывов на обед. И все время, пока она ела, разговаривала с этим младенцем, ласкала и обнимала его.

Еще пример. Тоже про детский дом. И про пару близнецов, один из которых был рожден с волчьей пастью. В этом детском доме детей обычно не берут на руки во время кормления. Дают бутылочку, которую подпирают одеялом. Так как ребенок с волчьей пастью не мог сам сосать из бутылочки, персонал был вынужден во время кормления брать его на руки. Этот ребенок хорошо развивался, в то время как другой близнец медленно набирал вес и у него наблюдались явные признаки депрессии.

Носите ребенка на руках, прижимайте к себе, гладьте, обнимайте, массажируйте. В течение всей нашей жизни телесный контакт и прикосновения являются очень важными.

Многие животные вылизывают своих детенышей сразу после их рождения, давая им мощное ощущение прикосновения. Природа мудра. Плач младенца – это зов природы. «Не бери на руки, а то привыкнет!» - это заблуждения разума.

Не приучай к ручкам? Так может и к груди не приучать? А то ведь потом отучать придется…

Если у малыша есть мама, а мамы есть ручки, то как этим же этим счастливым обстоятельством не воспользоваться? Время быстротечно. Период, когда мама может держать малыша на руках, пролетает очень быстро. Малыш научится бегать и бегать ему будет интереснее, чем сидеть на руках. Ребенок вырастет, наберет вес и мама уже не сможет поднять его. Так что успевайте насладиться этим контактом и возможностью носить ребенка на руках.

Знаете, что сказал по этому поводу Джеймс В. Прескотт, кандидат наук из Института Гуманитарных Наук, в прошлом исследователь из Национального Института Детского Здоровья и Развития Человека?

«Самый простой и быстрый способ привести младенца к депрессии - не трогать, не брать на руки и не носить его на себе.»

Украина, Каменка-Днепровская

Березовские из Ульяновска! У моей доци тоже был гипертонус, очень сильный, до 5 месяцев спускать ее с рук было нельзя - она синела и задыхалась, а у нас в роду астма. Ну, и подержала я ее на руках, ну и что? В 6,5 есяцев она стала на ножки, в 7 - стала наворачивать круги по манежу, в 10 - пошла самостоятельно (пошла бы и раньше, но я не давала дитю простора, держала преимущественно на кровати, чтобы она ползала). Нам год и 7, на руки залезть любит, особенно, когда я сижу, но ненадолго, ведь вокруг столько интересного!
А подруге скажите, пусть не парится, с гипертонусом - к неврологу, пусть лечит. Сейчас нребенку очень больно, поэтому он так сильно хочет быть с родным человеком. К году все пройдет, и мама будет жалеть, что не наобнималась с дитем

26/05/2012 10:16

Украина, Кривой Рог

Леська и Егошек Березовские из города Ульяновск, первая рекомендация, посмотрите передачу "Причины детского плача. 27.06.2010", в ней все очень подробно рассказывается. Дальше по поводу "засыпает и спит только на руках!!! В том числе и ночью!!! И в течение дня орет благим матом чтоб только на руки взяли." - мама должа делать над собой усилия, чтобы укладывать ребенка спать в кроватке/люлюке, а если она не готова прикладывать усилия к приучению ребенка к режиму, который ее устраивает, то никто ей не поможет. Я приучала ребенка спать на балконе и приходилось чуть ли не через каждые 15 минут бегать к ней давать выпавшую соску и в дождь и в снег. Главное быть уверенной в себе и не сдаваться в первые несколько дней. Может понадобиться и месяц и два. И к тому же, чем старше ребеночек становится, тем меньше он плачет, если у него удовлетворены все потребности физиологические, если он не перегрет и не перекормлен. Далее плач становится только по делу.

02/04/2012 12:41

Россия, Москва

Обожаю брать ребенка на руки, вообще очень люблю всякие нежности. Но ему уже почти 3 года, и он уже сам от меня убегает:) у него столько дел и игр, все надо успеть:) Раньше иногда просил брать его на руки на улице, но 4 месяца назад я забеременела вторым, сказала, что теперь мне нельзя. Сразу все понял. Сам говорит, мамочке нельзя Ваню поднимать, у мамы в животике малыш.

08/02/2012 12:08

Россия, Ульяновск

Ситуация следующая..у подруги было кс и доча родилась с гипертонусом, очень тяжелая малышка часто плачет по поводу и без, почти не улыбается, засыпает и спит только на руках!!! В том числе и ночью!!! И в течение дня орет благим матом чтоб только на руки взяли. Невролог списывает на гипертонус. У подруги уже сдают нервы. У меня сын, младше ее девочки на 2 недели, веселый жизнерадостный, смеется, лапочет, запросто может поиграть один, иногда даже дает понять что хочет побыть один. Когда хочет спать ложится и спит.
Глядя на нас подруга еще больше паникует. Да, дети конечно разные, но тут возможно ошибка в воспитании. Она попросила узнать у Евгения Олеговича, как научить ее играть одной (ведь даже когда отлучается в туалет на минутк, ребенок заходится в истерике), но доктору вопрос уже задавали и дабы не отвлекать, спрашиваю здесь, может подскажете?

15/09/2010 13:50

А нам наверное повезло.Ребенок на руках и сам не сидит(только,если плохо чувствует),хотя когда просится никогда не отказываем.А так попросится,пару минут погреется и дальше по своим делами.А теперь как начал ползать и делать первые шаги,то и вовсе может отпихиваться,когда даже самому его хочется подержать.

Фото: Sandro Ducceschi / Flickr / CC-BY-2.0

Почему подобным советам старших не нужно следовать и как формируется привязанность между мамой и ребенком в первые три месяца после родов, Woman’s Day рассказала Татьяна Аптулаева , практикующий психолог, автор бестселлера о беременности и подготовке к родам «Мать и дитя . Энциклопедия счастливого материнства» и книг о развитии ребенка.

– Однажды в далекий уже августовский день пять лет назад, возвращаясь с прогулки, я отчетливо ощутила, что коляска, которую второй месяц я привычно катала в парках по 2-3 часа каждый божий день, – это абсолютно точно мой собственный большой живот. Просто он отделился, и я качу его на расстоянии вытянутых рук. А в нем – дочка трех недель от роду. И меня накрыло уверенное чувство, что моя беременность каким-то чудесным образом продолжается. Меня это умилило, растрогало и развеселило. Но с точки зрения теории привязанности это ощущение было психологически абсолютно точным.

Сенсорная система

Четвертый триместр беременности – это прекрасная поэтическая метафора для первых трех месяцев после родов. Более прозаично этот же период называют адаптационным – то время, когда и мама, и новорожденный осваивают и привыкают к новому способу взаимодействия, общения, понимания и чувствования друг друга уже не только на уровне внутренних телесных ощущений.

С первого же момента после родов вся сенсорная система включается полностью, и двое начинают узнавать друг друга и чувствовать. Теперь они видят, слышат, касаются друг друга, ощущают запах, тепло, ребенок впервые пробует вкус молока. Самое удивительное, что это общение и узнавание происходит без единого слова, просто потому что у новорожденного их пока нет.

В первые три месяца после рождения ребенка женщина испытывает то удивительное состояние, когда чувствует особо тесную с ним связь. При гармоничном восприятии своей беременности и материнства это естественное сильное желание поддерживать физическую и эмоциональную связь, выражая ее в любви и заботе. Эта глубинная потребность, полная нежности и привязанности к младенцу, содержит в себе совершенно практические задачи, которые направлены на его гармоничное, полноценное физическое и психологическое развитие. Если бы не одно но…

Социальные стереотипы

Понятие четвертого триместра беременности, которое впервые ввел доктор медицины Харви Карп, возникло не случайно. Точно так же, как совсем недавно, всего несколько десятилетий назад, для младенцев фактически отвоевали возможность кормить их материнским молоком взамен искусственной смеси. То же самое сейчас происходит с возвращением возможности формировать базовую привязанность у ребенка, которая отвечает за ощущение, что он любим всегда и такой, какой он есть. Это фактически открытая борьба и противовес очень давнему, но все еще продолжающему существовать стереотипу, который дается как прямое указание матери: «Не держи ребенка на руках, привыкнет – избалуешь!»

В России это представление хранилось как родовая ценность, столетиями вплоть до совсем недавних советских времен. Конечно, зачем мамочке держать младенца на руках, когда ей, как еще и молодой хозяйке по совместительству, было положено заниматься хозяйством, обслуживая всех членов семьи, от мужа до свекрови?

С чего сидеть в декретном отпуске, когда нужно строить великий коммунизм? И поэтому родила – снова в строй. К станку, огороду, печке, коромыслу, утренним и вечерним дойкам.

Старшее поколение, которое традиционно воспринимало невестку как рабочий ресурс для большого хозяйства, именно под таким благовидным воспитательным предлогом часто слишком рано разделяло ее с младенцем, вновь возвращая ее к привычной бытовой работе…

То же самое происходило и в Советском Союзе, когда каждая женщина являлась принадлежностью государства. Станки важнее младенцев. Считалось, что необходимый минимум физического ухода за ребенком достаточен, и в этом смысле отношение к нему было фактически как к взрослому человеку.

Такой подход нарушал естественное формирование привязанности ребенка к матери если не патологически, то в любом случае сильно ломал ее, заставляя принимать исковерканные суррогаты.

У матери, которая не могла в полной мере реализовать естественную потребность заботиться о младенце, это выражалось в виде чувства вины и жалости, отрезанных и невыраженных эмоций нежности и любви, которые не было принято выражать открыто. Отсюда и появлялись представления о женской любви как о жалости, которые распространялись не только в любви к ребенку, но и к мужчине.

У ребенка нарушение формирования привязанности выражалось в апатии, недоверии к миру, его небезопасности, высокой тревожности, неспособности развиваться в целом. Дома малюток, где дети сутками неподвижно лежали в одиночестве в тугих пеленках, тому подтверждение. Если же домашнему ребенку везло, он оказывался на руках заботливой бабушки-прабабушки. А если нет, тогда – ой.

До сих пор помню свой шок , когда я спросила свою маму, почему ее так мало кормили грудью, и она ответила: «А потому что потом начался сенокос». Мама моя родилась 12 июня…

Шаг к счастливой жизни

Первая и самая простая задача этой сформированной природой привязанности к младенцу – помочь ему выжить физически. Человеческий младенец рождается абсолютно неприспособленным для выживания в одиночестве. В отличие от детенышей животных он не может через несколько минут после родов встать и затопать на своих ножках, как делают это зайчата или тигрята, которые, только появившись на свет, почти сразу готовы скакать рядом с мамой.

Эта неприспособленность к самостоятельной жизни выражается в незрелости жизненно важных систем организма новорожденного – желудочно-кишечного тракта, температурного режима тела, дозревании головного мозга, раскоординированности телесных движений.

Он обладает лишь первичными рудиментарными рефлексами, которые помогают в первые месяцы жизни облегчить осваивание в новом для него мире.

Поисковый рефлекс помогает находить грудь, сосательный и глотательный – правильно обхватывать материнский сосок и пить молоко, хватательный – крепко цепляться своими пальчиками за мамину руку. Еще больше понять связь матери и ребенка вам поможет моя книга «Я мама первый год».

И когда о первых трех месяцах материнства мы говорим как о четвертом триместре беременности, то это очень хорошо и понятно объясняет психологический смысл этого периода. Ведь ожидание ребенка также традиционно воспринимается как очень трепетный период в жизни женщины и всей семьи. Окружающие с большим вниманием относятся к будущей маме, ее оберегают от лишних волнений, тяжелой физической работы, спокойно относятся к любым капризам.

Такая забота, которая фактически – забота и о будущем малыше, позволяет женщине хорошо настроиться на свою беременность и воспринимать ее, получать от своего состояния удовольствие, спокойно выносить и нормально родить. И в такой окружающей ауре любви будущей маме гораздо легче сформировать привязанность к своему ребенку еще до его рождения.

Воспринимая первые месяцы жизни ребенка как еще заключительный триместр беременности, всем, и матери, и семье, гораздо проще сохранить атмосферу предыдущих девяти месяцев. И все потому, что этот процесс формирования надежной привязанности – процесс двусторонний, как и во время беременности.

Спокойная, окруженная заботой мама способна давать чувство любви младенцу, а он, наполняясь им, радует ее сначала своим хорошим самочувствием, а затем первыми улыбками, смехом, осознанными реакциями и фактически постоянными подтверждениями, что она – хорошая мама.

Сохранять и поддерживать – это важно. Все защитные рефлексы, с которыми рождается ребенок, говорят о его хрупкости. Слишком яркий свет заставляет его зажмуривать глаза, слишком громкий звук – вздрагивать и раскидывать ручки в сторону. Он еще не готов выдерживать слишком сильные раздражители и стимулы, поэтому младенцу нужны покой и тишина. И только постепенно – неделя за неделей, месяц за месяцем – малыш привыкает к более громким звукам, свету. Поэтому именно в первые три месяца маме важно помочь ему плавно, медленно, не спеша адаптироваться к этому внешнему миру, в который он пришел.

Но и самой маме эта тишина и покой также важны точно так же, как это было ей нужно и во время беременности. Потому что только в такой обстановке она способна хорошо слышать малейшие сигналы новорожденного, когда он начинает кряхтеть или сопеть от малейшего неудобства. Это позволяет ей учиться распознавать сигналы малыша – кряхтит ли он от мокрых пеленок или от того, что проголодался и просит грудь. В такой атмосфере четвертого триместра беременности мама отлично настраивается на малыша, быстро учится его понимать, распознавать самые первые сигналы, и чаще всего ребенок у такой мамы плачет весьма редко. Ну просто потому, что у них царит полное взаимопонимание.

Рай внутриутробной жизни

В понятие заключительного триместра беременности включается и необходимость донашивать младенца вне материнского организма в буквальном смысле, словно напоминая ему в это время о прежней жизни внутри. Но уже не за счет резервов репродуктивной системы женщины: плаценты, матки, околоплодных вод. А в постоянном физическом контакте, наполненном материнской любовью, которая выражается в самых простых и очень конкретных действиях – объятиях, поцелуях, нежных воркованиях. Здесь вам в помощь рекомендую одну из моих последних книг – «365 идей, как полезно провести время с ребенком в первый год».

Принципиальное отличие между взрослым и новорожденным в том, что младенцу мамино внимание и физическая забота нужны практически круглые сутки напролет.

Пройдет время – и эта жизненно важная зависимость после первых трех месяцев постепенно начнет переходить на качественно новый уровень. Он состоит в том, что все физические ощущение и чувство удовольствия или неудовольствия станут преобразовываться в более осознанные реакции – положительные или отрицательные эмоции. Так младенец превращается из существа, наполненного смутными психическими ощущениями, в маленького человечка, понимающего и умеющего выражать эмоции. А это умение не в последнюю очередь зависит и от умения самой мамы чувствовать и осознавать свои переживания.

Жизненно важная значимость привязанности в этот период выражается еще в том, что ребенок получает первый опыт принятия себя такого, какой он есть, без оценок и осуждений. Это фундаментальное ощущение, что он любим всегда и в любом состоянии и настроении – в грязных или чистых пеленках, орущий или спящий, плачущий или улыбающийся.

Этого ощущения для взрослеющего ребенка затем будет достаточно, чтобы развиваться и преодолевать жизненные трудности. Это проявится позже, но фундамент такого оптимистичного и целеустремленного уверенного в себе ребенка мама формирует уже в его первые месяцы.

Мать донашивает младенца, помогая всем его жизненным системам дозреть до нормального самостоятельного функционирования. Объятиями своих рук поддерживая ощущение упругих стенок матки. Прижимая к груди, помогает снова услышать привычное близкое и успокаивающее биение своего сердца. Кладя к своему обнаженному животу, дает ощутить максимальную физическую близость, тепло и запах своего тела. Нежно и тихо воркуя, дает услышать почти те же звуки своего голоса, как он слышал их, находясь в утробе.

Так любовь и материнская забота развивают миллионы нейронов головного мозга новорожденного, без которых они и остаются незадействованными.

Объятия, поцелуи, нежности для ребенка – как дождь и солнце для цветов. Получая их, он растет легко, быстро и счастливо. Формируя надежную эмоциональность привязанность или, иначе говоря, давая ему свою любовь и уча его самого любить, мама не просто помогает ему выжить физически, а дает огромный шанс насыщенно реализовать весь свой потенциал, таланты и чувствовать себя счастливым.