Масленница - проводы зимы. Два сценария на масленицу

Сценарий весеннего музыкально-фольклорного развлечения для детей подготовительной группы.
Фольклорно-музыкальное развлечение для детей подготовительной группы «В гостях у бабушки Настасьи. Масленица годовая, гостьюшка дорогая!»

Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория, город Москва, ЗАО, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале, а также как уличное развлечение. Данный материал будет полезен музыкальным работникам, воспитателям, родителям с целью приобщения детей и взрослых к русской традиционной культуре, а также в организации развлечений и досугов с детьми 6-7 лет.
Историческая справка: Масленица - это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни, и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь солнца сначала пекли пресные лепешки, а когда научились готовить заквасное тесто, стали печь блины. Обряд связан с проводами Зимы и встречей Весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Древние верили, что вместе с круглым, румяным блином, так похожим на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества.

Цель: Приобщение детей и взрослых к русской традиционной народной культуре; знакомство с обрядами и традициями, которые существовали на Руси.
Задачи:
Обучающие:

Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в весеннюю пору, поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской национальной культуры;
Закреплять знание детьми характерных признаков весны; тренировать в отгадывании загадок, запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок; разучивании русских народных игр; формировать пассивную и активную речь.
Развивающие:
С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать память, мышление, наблюдательность;
Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений;
Побуждать детей и родителей к совместной познавательно-творческой деятельности.
Воспитывающие:
Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным весенним традициям, играм и развлечениям.
Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Предварительная работа:
Беседа с воспитанниками о традиционном праздновании Масленицы.
Беседа на тему «Родственники. Кто, кому, кем приходится…».
Рассматривание иллюстраций о Масленичных гуляниях.
Разучивание песен, русских народных игр, хороводов, поговорок, закличек о весне, стихов о масленице.
Оборудование и оформление зала: Все участники развлечения – в русских народных костюмах. Зал стилизован под деревенскую улицу: заборы с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные ленточками, птицами; колодец возле дома; пенечки.


Словарная работа:
Глашатай - вестник, объявлявший народу официальные известия.
Скоморох - человек, потешающий других своими шутовскими выходками.
Масленица - масляная неделя, сырная неделя, предшествующая великому посту. Весенний праздник у славянских народов.
Сырная седмица это неделя, которая среди славян обязательно отмечается блинами. Это соответствует особенностям национального благочестия.
Теща - мать жены, это родственник, который появляется в результате заключения брака, возможно, произошло от глагола «утешить».
Зять - муж дочери, муж сестры.
Золовка - сестра мужа.
Действующие лица:
Хозяйка, бабушка Настасья - в народном костюме (воспитатель);
Дети (в русских народных костюмах);
Глашатай (ребенок или взрослый);
Масленица (ребенок или взрослый);
Скоморохи (четыре мальчика);
Весна (ребенок или взрослый).

Ход развлечения:

(Участники развлечения выходят в русских народных костюмах, зал стилизован под деревенскую улицу: изгородь с горшками и чугунками; скамейки; деревья, украшенные птицами; колодец возле дома; пенечки, дети рассаживаются на скамейки).
Бабушка Настасья (в центре зала, рядом с ней - помощник, глашатай):
Здравствуйте, гости дорогие! С праздником вас, с Масленицей! С давних пор на Руси празднуется Масленица годовая, гостьюшка дорогая! Это проводы зимы. Люди верили что, празднуя Масленицу, они помогают одержать победу над Зимой. Поэтому и блины пекли, похожие на солнышко. И пели, и плясали, и с горы катались.


Праздновали Масленицу семь дней, и каждому дню было дано свое название! В первый день народ справлял встречу Чистой Масленицы - широкой боярыни. Все родственники собирались за праздничным столом и договаривались о совместном проведении гуляний!

Понедельник: «Встреча»


Глашатай:
Утро. Понедельник, наступает «Встреча»,
Яркие салазки с горочки летят,
Целый день веселье, наступает вечер...
Накатавшись вволю, все блины едят!
(Под русскую народную музыку в зал входят дети-скоморохи)
Первый скоморох:
Начинаем, начинаем!
Всех на праздник приглашаем!
И девчонок, и мальчишек,
И тихонь, и шалунишек!
Второй скоморох:
Наш праздник начинается,
Скучать здесь запрещается!
Будем шутить, смеяться, танцевать,
В русские народные игры играть!
Третий скоморох:
Ой, как много здесь ребят!
Познакомиться я рад
Ну-ка дружно, ну-ка в раз
Назови себя сейчас!
Да, погромче, пошумней,
Чтобы знал я всех детей!
(Дети хором называют свои имена)
Первый скоморох:
Ну-ка дети, все вставайте,
И со мною поиграйте!
(Проводит с детьми игру)

Русская народная игра «Большая карусель»


Цель: учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать слова стихотворения с движениями, реагировать на словесный и звуковой сигнал.
Оборудование: длинная палка, с привязанными к ней лентами.
Правила игры: В центре зала стоит ведущий. В руках он держит палку, с привязанными к ней ленточками. Дети стоят по кругу боком к центру, в руках у каждого конец ленточки. Сбоку от круга – стоит ребенок с бубном «музыкант».
Ход игры: Дети держаться за ленточки, начинают медленное движение по кругу, произнося слова:
Еле-еле, еле-еле завертелись карусели!
(Идут четким шагом по кругу, «музыкант» ритмично ударяет в бубен)
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом!
(Легко бегут по кругу)
Тише, тише, не бегите, карусель остановите!
(Дети замедляют бег, останавливаются)
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра!
(Опускают ленточки, «музыкант» кладет бубен и встает в общий круг)
Дети бегут по кругу под народную плясовую мелодию. С окончанием музыки каждый старается быстро подобрать конец ленточки. Ребенок, оставшийся без ленты, становится «музыкантом» . Игра продолжается, предварительно убрав одну ленту.

Вторник – «Заигрыши»

Бабушка Настасья: Почему второй день празднования Масленицы назывался «Заигрыши»?! И это неспроста, во вторник парни приглашали девушек покататься на ледяных горках, да на расписных санях, отведать блинов вкусных. А на самом деле - молодежь заигрывала друг с другом, парни подмигивали девчонкам, а те обсуждали стайками понравившихся молодцов.
Глашатай:
«Заигрыш» беспечный, вторника отрада!
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин!
Бабушка Настасья: А сейчас, детвора, начинается игра.
Дружно за руки беритесь, в хоровод все становитесь!
Вот и нам пора позвать Масленицу-боярыню!
(Дети встают в хоровод, танцуют, зовут Масленицу)

Хоровод «Масленица»

Слова Н. Гордановской,
Музыка Г. Грошкова
Вошла в избу девица, двери распахнула,
Это просто Масленица в гости заглянула.
Уж и тесто завели, печка жаром дышит.
Начинаем печь блины, пальчики оближешь.
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!
(Выходит Масленица, предлагает детям занять свои места)


Масленица:
Я, масленица краснощекая,
Встречайте меня, громко хлопая!
С играми, да с пением,
С хорошим настроением!

Среда – «Лакомка»


Бабушка Настасья: Третий день празднования Масленицы традиционно называли «Лакомкой». В третий день Масленицы любимая теща (мамина мама), со всеми своими любимыми родственничками приглашала своего любимого зятька в гости, кормила его своими фирменными блинами - в общем, зять и теща в этот день наводил между собой мосты взаимопонимания.
Глашатай:
Тут среда подходит - «Лакомкой» зовется,
Каждая хозяюшка колдует у печи,
Кулебяки, сырники - все им удается
Пироги и блинчики - все на стол мечи!
Масленица:
Спасибо вам, детки, за песню! А я для вас приготовила загадки! Загадки не простые, а масленичные!
Загадки:
1. Пузырюсь я и пыхчу, жить в квашне я не хочу,
надоела мне квашня, посадите в печь меня! (тесто).
2. Жидкое, а не вода, белое, а не снег,
ешь да пей, да гостям налей, и коту не пожалей! (молоко).
3. Лоснятся у него бока, он сотворен из молока,
в нем бывает много дыр, все мы очень любим (сыр).
4. Белая бочка, нет на ней ни сучочка,
может разбиться, а может свариться (яйцо).
5. Растопили мы снежок, показался там лужок,
лес проснулся ото сна, это к нам пришла (весна).
6. С пылу с жару разбирайте, похвалить не забывайте,
с пылу с жару из печи, все румяны, горячи (блины).

Четверг – «Разгул»


Бабушка Настасья: Именно с четверга начинается празднование Масленицы - Широкого Разгула. Именно с четвертого дня Масленицы народ пускался в настоящий разгул на широкую ногу. Тут тебе и пир с блинами, и красно-черной икрой горой; и пышные народные гуляния-маскарады; и выяснения, кто самый сильный на селе в кулачных боях; и разные смешные состязания; и заигрывания парней с девушками!
Глашатай:
А в четверг - раздольный «Разгуляй» приходит,
Ледяные крепости, снежные бои...
Тройки с бубенцами на поля выходят,
Парни ищут девушек - суженых своих!
Второй скоморох:
Эй, веселый наш народ,
Ловкий, быстрый хоровод,
Если дружно взять канат,
Потянуть вперед-назад
И сказать три раза «Эх»,
Победит, наверное, смех!
(Дети делятся на две команды, встают в середину зала, а между ними – канат)

Русская забава: «Перетягивание каната»


Цель: развитие силы и силовой выносливости; воспитание навыка коллективных взаимодействий в соревновательной обстановке.
Оборудование: канат.
Правила игры: Канат располагают вдоль зала. Игроки берутся за канат в шахматном порядке. Середина каната должна находиться в центре зала. По сигналу команды стремятся перетянуть канат за контрольную линию, побеждает команда, перетянувшая канат за контрольную линию. Игра начинается и заканчивается по сигналу.

Русская народная хороводная игра «Кострома»


Цель: развитие чувства ритма и музыкального слуха; совершенствование двигательных навыков (от медленного шага до бега); знакомство детей с древними традициями и обычаями.
Правила игры: Выбирается вода – «Кострома» . Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки, и, двигаясь по кругу, разговаривают с «Костромой» .
Ход игры:
Дети:
«Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
У Костромушки пирог с творогом!»
Ты ль здорова Кострома?»
Кострома: «Здоровенька!»
Дети: «Где была, Косторома?»
Кострома: «На реченьке!»
Дети: «Что видала, Кострома?»
Кострома: «Серу уточку!»
Дети: «А что делаешь сейчас?»
Кострома: «Сейчас вас ловлю!»
После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой «Костромой» (игра повторяется 2-3 раза) .

Пятница – «Тещины Вечерки»


Бабушка Настасья: Пятый день праздника Масленицы назывался «Тещины Вечерки», это был ответный визит тещи (бабушки) к любимому зятю, на блины, только приготовленные дочкой. Причем теща приходила в гости к зятьку не одна, а со всеми многочисленными родственниками и друзьями.
Глашатай:
Ой, ты, тещенька душа, для зятька родного
Ты советов наготовишь, только, чур, немного!
Будь сегодня подобрей, будь не очень строгой,
И отплатит он блинами, медом и любовью.
С четверга зятья пекут, аж до поздней ночи,
Очень вкусные блины для любимой тещи.
Целый год ходил он к ней на блины-вареники,
Проявить ему черед к теще уважение!
Масленица: Гости, дорогие! Хочу с вами поиграть, вопросы Вам позадавать!!

«Блинная викторина» для родителей:

1. Какой праздник на Руси назывался блиноедом? (Пасха, Масленица , Рождество, Новый год) (Другие ее названия: объедуха, жироеда, обируха, обмануха) ;
2. Что символизируют блины на масленицу? (солнце , луну, звезды, планеты);
3. Из какой муки в старину пеклись традиционные русские блины? (пшеничной, ржаной, гречишной, рисовой);
4. Как на Руси называли блины, в которые запечены какие-либо продукты? (с приплодом, с припеком , с подоплекой, с присказкой);
5. Как называются уменьшенные блины? (пончики, оладьи , галушки, клецки);
6. Какие блинчики пекут умелые хозяйки? (ажурные , стеганые, вышитые; безразмерные).
7. Вставьте пропущенное слово в русскую пословицу: «Блин не клин, ... не расколет» (полено, стекло, брюхо , голова.), (Блин не клин, брюха не расколет).
8. Кто в сказке К.И. Чуковского «Путаница» тушил пожар пирогами и блинами? (лисички, кит, крокодил , медведь).
9. Назовите автора этих стихотворных строк?
Не торговал мой дед блинами,
Не ваксил царских сапогов,
Не пел с придворными дьячками,
В князья не прыгал из хохлов.
(А. Пушкин , Н. Некрасов, В. Высоцкий, В. Маяковский), (Это строки из Пушкинского стихотворения «Моя родословная»).
10. Какой сказочный герой выдвигал блинную теорию происхождения лунных кратеров? (Карлсон, Знайка , Иван-дурак, Емеля)
11. У каких спортсменов есть перчатки под названием блинчики? (Боксеров , лыжников, фехтовальщиков, саночников), (Это легкие тренировочные перчатки боксеров.) ;
12. Как называется спортивный снаряд с блинами? (Копье, шест, штанга , молот), (Это металлические диски.)
13. В какой области России воздвигнут памятник блину? (Ульяновской , Тамбовской, Воронежской, Ивановской).


Памятник блину!

Суббота – «Золовкины посиделки»


Бабушка Настасья: Шестой день празднования Масленицы приходился на субботу и назывался «Золовкины посиделки». Золовка - это сестра мужа. В шестой день праздника Масленицы считалось обрядом приличия, чтобы молодая жена дарила сестрам мужа какие-нибудь полезные подарки. Ну, теперь все вспомнили, кто такая золовка!
Глашатай:
Близится суббота, «Золовки угощенье»,
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Третий скоморох:
В хоровод скорей вставайте,
Веселиться начинайте!

Русская народная игра «Хоровод с платком»

Цель: формирование быстроты, выносливости, силы.
Правила игры: Дети встают в круг, держась за руки. Водят хоровод. Масленица - в центре круга, произносит слова:
А я масленица, я не падчерица,
Как с платочком пойду, так сейчас к вам подойду!
На плече платок лежит, кто быстрее пробежит,
У меня платок возьмет и весну к нам позовет!
Дети произносят закличку:
Приди весна, приди весна! Будет всем нам не до сна!
С радостью скорей приди! Всех нас хлебом накорми!
Все останавливаются, и Масленица встает напротив двух детей, указывая платком на них. Они встают спиной друг к другу, и по сигналу бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто прибежит первым и возьмет платок из рук Масленицы - победитель. (Игра повторяется несколько раз)

Воскресенье – «Прощеное воскресенье»


Бабушка Настасья: Последний день Масленицы знаменовался принародным сожжением чучела Масленицы, вместе со сжиганием чучела считалось, что сжигалась сама смерть и Зима, тем самым очищалась широкая дорога для весны, тепла, жизни и плодородия. В последний день Масленицы, который еще называли «Прощеное Воскресение», каждый человек должен попросить прощения у всех, кого он специально или ненароком обидел, а также обязан простить всех тех людей, которые попросят у него прощения за причиненные ему прошлые обиды со словами - «Пусть Бог простит, а я прощаю...».


Глашатай:
Никто не забывает в последний день зимы,
Сказать любимым людям целебное -

«прости»!

Всего одно лишь слово, а сколько в нем святого,
Весеннего и чистого, так нужного, простого,
Последний день, и пост наступит на земле,
Лишь с чистою душой, придем опять к весне!
Дети рассказывают масленичные заклички:
(
1. Масленица, масленица!
Блин по небу катится.
Солнышко разлаписто,
Что котенок ластится.
2. Масленица, масленица!
Зима к лету тянется,
Там Весна проказница
Примеряет платьица.
3. Масленица, масленица
Хороводом дразнится!
Блин в сметане с маслицем
Ждет, кому достанется.
4. Ах, блины с икоркой
Главные, конечно.
Рюмку выпьем горькой,
Запоем беспечно.
5. Весело, весело!
Эх, разгул широкий!
Солнце ноги свесило
Прямо в снег глубокий.
6. Масленица, масленица,
Томная глазунья …
Жаль, соломой спалится
Над костром, шалунья.
7. В масленицу, в масленицу
Знатно угощенье!
Всех прости, кто дразнится
И тебе - прощенье!
Масленица: Вы давно блинов не ели?
Дети: «да-а-а!»
Масленица: Вы блиночков захотели?
Дети: «да-а-а!»
(Сюрпризный момент: под русскую народную мелодию выходит Весна с угощением!)
Весна:
Да как же без блинков румяных!
И горячих долгожданных,
Угощение на славу,
А ребятам на забаву!


(Родители, дети, гости – все встают в хоровод)

Хоровод «Ой блины, блины, блины…»

1. Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
2. В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
3. Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
4. Напекла она поесть.
Штук пятьсот, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы, блиночки мои!
5. На поднос она кладет
И к столу сама несет.Сценарий праздника Масленица для детского сада. Старшая и подготовительная группа

Программу подготовила

Яковенко Ольга Борисовна

учитель начальных классов

п. Мирный 2014

Сценарий праздника «Весёлая Масленица».

Цели: создание благоприятной атмосферы для взаимодействия школы и семьи;

знакомство с народными обрядовыми праздниками.

Оборудование: чучело масленицы, стол с самоваром и сладким угощением, 3 санок, 2 мешка с сеном, канат, пара валенок; музыкальное оборудование.

Действующие лица: ведущая, 2 скомороха, тёща, зять, Масленица.

Место проведения: школьный двор.

Подготовительная работа: определение цели мероприятия, подбор материала, написание сценария; сбор инициативной группы, подготовка приглашений гостям; разучивание песен, частушек, игр, хороводов, плясок; изготовление чучела масленицы, костюмов, подготовка реквизита, подбор музыкальных заставок, приготовление сладких призов и угощений.

Программу подготовила : Яковенко Ольга Борисовна, учитель начальных классов.

К зрителям выходят скоморохи.

1 ск: Здравствуйте, люди добрые!

Почтенные и молодые!

Женатые и холостые,

Бойкие мальчишки,

Весёлые девчушки,

Моложавые старички

И румяные старушки!

2 ск: К нам сюда скорей спешите!

Подходи, честной народ!

Шевелитесь, торопитесь,

Праздник всех сюда зовёт!

Вед: Дорогие гости, здравствуйте! (все кланяются) а собрались мы сегодня, чтобы отметить старинный русский народный праздник- Масленицу. С незапамятных времён он слыл самым весёлым и разгульным., потому что продолжался целую неделю.

Как только народ не называл Масленицу. И честная, и весёлая, и широкая, и объедуха, и сырная. .. Да ещё каждый день масленой недели имел своё название.

1 ск: первый день, понедельник, назывался «встреча», потому что и стар и млад выходили в этот день на улицу встречать Масленицу.

1 ученик: Нам зима-то надоела!

Весь наш хлеб-то переела,

Всю кудельку перепряла,

Веретёна поломала.

2 ученик: Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь.

Приезжай к нам в гости

На широкий двор

На горах покататься,

В блинах поваляться.

Вед: Масленица в виде соломенной куклы сидела в санях, и ребятишки катали её по всей деревне.

Выезжает «тройка», на санках сидит соломенная кукла.

Дети по очереди:

    Едет Масленица, едет сырная, а не смирная.

    Общий праздник, мирской, прощай, народ,с тобой!

    Праздник семейный, праздник домашний, самый весёлый и очень важный!

    Ждет весёлый хоровод, не робей, честной народ!

    Эй, народ честной, шире рот открой!

    Два раза не повторяем, поэтому один раз объявляем!

    Дорогие односельчане, все, кто любит блины в сметане, проходите без промедленья встречать масленицу, старинный праздник весенний!

    Весну встретим, зиму проводим, в хороводе поиграем, покушаем, весёлые песни послушаем!

    Приходите, не пожалеете!

    На десять лет помолодеете! (хором)

К чучелу подходит девочка: Дорогая наша Масленица,

Авдотья Изотьевна!

Дуня белая, Дуня румяная!

Ой ты, Масленица- кривошейка,

Мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печёным яйцом,

Пирогом, ватрушками, весёлыми частушками!

Дети исполняют частушки:

1.Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

2.Приходите, заходите
На румяные блины.
Нынче Маслена неделя - Будьте счастливы, как мы!

3.Пятый блин я слопала,
На мне юбка лопнула.
Пойду юбку зашивать,
Чтобы есть блины опять.

4. Я на Маслену готов
Скушать 50 блинов.
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

5. Веселей играй, гармошка,
Масленица, не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони

6. Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче Маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

7. Я масленицу ела
Всё блины, блины, блины. До того я растолстела, что не сходятся штаны.

8.Прилетали марсиане,
Остались довольные.
Их тарелки не пустые,
А блинами полные.

9. Если трубочкой сложить Этот блинчик маленький, Съесть его, то молодым Станет даже старенький.

10. На санях с высоких гор
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры Животами маются.

11. Девки, масленка идет!
Кто нас покатает?
У Максимки на дворе
Сивка пропадает.

12. Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего.

Вед: Вторник Масленой недели назывался «заигрыш». В этот день добры молодцы приглашали красных девиц на снежных горках покататься, блинов поесть, в игры поиграть да под гармошечку поплясать.

1 ск: Мы по улице гуляем, песни, игры выбираем,

Где весёлый народ, там и будет хоровод.

Игра «Бояре, а мы к вам пришли»

Мальчики: Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Девочки: Бояре, а зачем пришли,

Молодые, а зачем пришли.

Мальчики: Бояре, мы невест смотреть,

Молодые, мы невест смотреть.

Девочки: Бояре, покажите женихов,

Молодые покажите женихов.

Мальчики: Бояре, а вот мы женихи,

Молодые, а вот мы женихи.

Девочки: Бояре, покажите кушаки,

Молодые покажите кушаки.

Мальчики: Бояре, да вот наши кушаки,

Молодые, да вот наши кушаки.

Девочки: Бояре, покажите сапоги,

Молодые, покажите сапоги.

Мальчики: Бояре, да вот наши сапоги,

Молодые, да вот наши сапоги.

Девочки: Бояре, покажите колпаки,

Молодые, покажите колпаки.

Мальчики: Бояре, да вот наши колпаки,

Молодые, да вот наши колпаки.

Девочки: Бояре, выбирайте невест,

Молодые выбирайте невест.

Мальчики: Бояре, у вас все хороши,

Молодые, у вас все хороши.

Девочки: А мы женихов себе сами выберем.

Девочки выбирают пару, проводится игра «Ручеёк».

Девочка: Вдоль улицы во конец

Шёл удалый молодец.

Мальчик: То был Ваня- удалец,

Удалей- молодец!

Девочка: Шла собака через мост,

Четыре лапы, пятый - хвост,

А шестое – брюхо

Выходи, Ванюха!

Дети водят хоровод «В хороводе были мы»

1. В хороводе были мы, в хороводе были мы,

2. Кого надо видели, кого надо видели,

Видели, видели, видели, видели.

3. Сокола- молодчика, сокола- молодчика,

Молодца- молодчика, молодца- молодчика.

4. Встань молодчик подбодрись, встань молодчик подбодрись,

Подбодрися, подбодрись, подбодрися, подбодрись.

5. Вправо, влево развернись, вправо, влево развернись,

Развернися, развернись, развернися, развернись.

6. Кому хочешь поклонись, кому хочешь поклонись,

Поклонися, поклонись, поклонися, поклонись.

7. В хороводе были мы, в хороводе были мы,

Были мы, были мы, были мы, были мы.

Вед: А среду весёлой разгульной недели называли «лакомкой». Чего только не было на столах в этот день! И блины, и пироги, и каравайцы, и вареники. Уж лакомились вволю!

2 ск: Вот красивый дом резной,

А карниз- то расписной,

Ворота тесовые,

А столбы дубовые.

В доме Машенька живёт

И гостей сегодня ждёт.

Так и пышет самовар,

Над столом клубиться пар,

Маша блинчики печёт,

Маша песенки поёт.

Дети исполняют песню «Блины».

    Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Кадки новы растворили, Два часа блины ходили,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Моя родная сестрица

Печь блины- то мастерица.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    На поднос блины кладет,

И сама к столу несёт.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Гости будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

    Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели,

Ой блины, блины, блины,

Вы блиночики мои.

Вед: В среду тёщи угощали своих зятьёв блинами, отсюда и пошла поговорка «Ходить к тёще на блины». А для веселья звали и всех родственников.

Тёща: Зятёк, зятёк, ты где живёшь?

Что, зятёк, ко мне в гости не идёшь?

Зять: Я иду, иду, иду,

Самовар в руках несу.

Эх, чай, чай, чай,

Уж ты, тёщенька, встречай!

Тёща: Напекла я для гостей

Много разных сластей:

Тары- бары- растабары,

Выпьем чай из самовара.

С сухарями, с кренделями!

С бубликами вкусными!

С сушками, ватрушками!

Зять: Тары- бары- растабары,

Посидим у самовара.

Чаю сладкого попьём,

Нашу песенку споём.

Мальчики поют песню «Во кузнице»

Проводим игру «Кто больше невест в свою деревню увезёт».

Условия игры : определяем место «деревень Свистуны, Говоруны, Плясуны». По 1 мальчику из каждой деревни- это водящие. За время звучания весёлой песни они должны перевезти на санках в свою деревню как можно больше невест.

Вед: А четверг Масленой недели назывался «широким», «разгуляем», «переломом».

В этот день шумела весёлая ярмарка. С бубнами, погремушками, балалайками и гармошками разгуливали по ярмарке скоморохи, потешали людей.

1 ск: В понедельник Маслену встречали,

Мы встречали её, привечали.

2 ск: А во вторник парней завлекали,

С косогора на санках катались.

1 ск: Во середу у тёщи гостили,

И поели у неё , и попили.

2 ск: А в четверг началось такое!

Проводим игры «Стенка на стенку», «Бои подушками», «Перетягивание каната», «Метание валенка».

Вед: Пятый день уже поспел,

Оглянуться не успел.

Тёщу зять позвал вчера

На блины и кренделя,

Потому как наступили

Тёщи нашей вечера.

Теперь зятья звали в гости своих тёщ на блины да пироги и угощали их на славу, а молодожёны- своих родственников.

Выходит девочка, исполняющая роль тёщи.

Девочка: У меня, у тёщи, семеро зятьёв.

Так к какому зятю в гости я пойду?

Старший, Андрюша, до чего сердит,

А второй, Петруша, целый день ворчит.

Третий, Степаша, до обеда спит.

А четвёртый, Саша, жену бранит.

Пятый, Алёша, калачи жеёт.

А шестой, Серёжа, в гости не зовёт.

А седьмой, Ванюша, дудочку берёт,

Песенку весёлую на дуде ведёт.

Дудочку послушать и блины покушать,

Сяду-ка я в сани да поеду к Ване.

Проводим игру «Сладкое ассорти »

Условия игры: Играющие делятся на три команды «Калачи», «Блины», «Ватрушки». Во время звучания мелодии все двигаются по площадке (залу). Как только музыка замолкает, все играющие должны собраться в своими командами. Выигрывает та команда, которая соберётся быстрее.

1 ск: Как на Масленой неделе

Чередою дни летели,

Словно спицы в колесе,

Да и вылетели все!

2 ск: А повозка накренилась

И тотчас остановилась.

Тих и робок день весенний …

Хором: Прощёное воскресенье!

Вед: Последний день масленой недели называли «Прощёное воскресенье». В этот день люди просили друг у друга прощение за ранее нанесённые обиды и старались не держать в своём сердце никакого зла. Сильные просят прощение у слабых, младшие- у старших, старшие- у младших. Давайте же и мы попросим друг у друга прощение.

А к вечеру всем миром шли на пригорок за селом, где жгли чучело Масленицы- символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, с надеждой ожидания хорошей весны и добрых всходов

1 ученик: Вы простите нас, люди добрые,

Если что не так, не по- вашему,

Если, случаем, вас обидели,

Вы простите нас, люди добрые!

2 ученик: Ты прости, Земля, своих детушек!

Не всегда к тебе мы приветливы,

Не всегда к тебе мы заботливы.

Ты прости, земля, своих детушек!

3 ученик: Ты прости, Господь, неразумных нас.

Мы идём к тебе, мы стараемся,

Но не всё у нас получается.

Ты прости, Господь, неразумных нас!

Все просят друг у друга прощение.

Вед: Прости и ты нас, Маслена Васильевна,

1 ск: Спасибо тебе за блины, за веселье,

За песни и танцы,

За пир и похмелье.

2 ск : Пришла пора тебя провожать

Да огню придавать.

Вед : Эй, народ, в хоровод!

1 ск : Заведём мы дружно песню

На костёр посмотрим вместе.

2 ск : Масленица, прощай,

А на тот год приезжай!

Хором : Гори, гори, чучело,

Чтоб нас год не мучило!

ПРАЗДНИК ОСЕНИНЫ
Воспитатель: Варыгина Ирина Евгеньевна Звучит русская народная мелодия «Я с комариком».Гости и дети средней группы сидят в зале. Зал убран под русскую избу.Входит Хозяюшка:-Здравствуйте дорогие мои, наступила осень. Хмурые дождливые дни уже не гости, а хозяева. Дома сижу, печь топлю, пироги пеку.Но я слышу по дорожкеБегут маленькие ножкиУ окошка посижуКто шагает погляжу.Под русскую народную мелодию «Ах, вы сени» входят дети младшей группы в русских костюмах или элементах одежды.Ведущий: принимай гостей, Хозяйка!Хозяйка: Проходите, дорогие! По лавочкам рассаживайтесь. Погода невесёлая.Выходит Тучка- Плакучка.Хозяйка: Кто это?Я – тучка – плакучкаКап, кап, кап! –тучкаКап, кап, кап! - плакучка,День и ночь плачетДождик вниз скачет,Кап, кап, кап!Песня: «Осень» - исп. Дети 2й младшей группы.Хозяйка: может солнышко попросим, чтобы выглянуло.Дети: Ну-ка солнышко проснись и в окошке появись!Хозяйка: Нет не слышно ничего, солнце не глядит в окно,Кто к окошку подойдёт, громко песенку споёт?(Выбегает серый зайка) :Я – ответил серый зайкаНу-ка подожди ХозяйкаВот умоюсь, а потомСолнышко будить пойдёмОчень страшно мне в лесуБоюсь рыжую лесу.Ведущая: давайте поможем зайке споём песенку.Песня: «Листопад»-исп.Хозяйка: Давайте отправимся в лес, поможем зайке. Выбирайте, на чём отправимся? (на автобусе) .Песня: «Автобус»Дети выходят на полянку.Ведущий: Что-то стало светло, в чём дело?Входит Осень, звучит песня про осень, в исполнении взрослых.Осень: Здравствуйте ребята, я русская красавица – Осень, хожу да раскрашиваю леса своей волшебной краской, чтоб глаз радовался, да душе приятно было.Исполняется «Танец с листочками».Осень: сегодня осенины -у осени именины. Осенние дни коротки, солнышко светит редко. Весна красна цветами, а осень пирогами.Исполняется «Пляска с платочком».Осень: что- то зайка грустит? Где твой дом?Хозяйка: Он живёт в лесной избушке,Что стоит там на опушкеПеред домом огородОн сажает каждый годКогда осень настаётОн спешит на огородПосмотреть, что там растёт.Осень смотрит в огород:Ой, здесь сладкая морковь (выводит девочку в шапочке морковки)Её выдернешь ты ловкоЗдесь растёт капуста белаяХрусткая и спелая- выводит девочку капустуХозяйка: Соберём мы урожайПригласим вас всех на чайПироги с капустой-Это очень вкусно.Пальчиковая гимнастика «Урожай»Соберём в лукошко:И морковку, и картошку,Огурец, фасоль, горох-Урожай у нас не плох.(дети держат ладошку словно лукошко, поочерёдно загибают пальчики, сжимают кулачок) .Стихотворение «Огород»:В огороде много грядТут и репа и салат,Тут и свёкла и горох,А картофель разве плох?Наш зелёный огородНас прокормит круглый год.Звучит песня «Огородная - хороводная».Давайте послушаем какая тишина в лесу, куда улетели птицы? Почему не стрекочут кузнечики, не летают бабочки? – ответы детей.Хозяйка: Послушайте, что это за шум!Вбегают сорока с сорочатами.Инсценировка рус. нар. потешки «Сорока, Сорока. »Хозяйка: Сорока, сорока! Где была?Сорока: Далёко.Хозяйка: Кашу варила?Сорока: Деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, а этому ничего не дала- он в лес не ходил, дров не рубил, воду не носил кашу не варил. Вот тебе горшок пустой поди в угол и постой. - отдаёт пустой горшок последнему.Хозяйка: Нет, теперь ты в круг вставай,Пляску первым начинай.Дети играют на ложках, последний сорочонок пляшет под рус. нар. мелодию.Звучит «Заинька, попляши»Осень: Танцевали от души – вот какие малыши.Мы помогли зайке, узнали много нового, пели, плясали, веселились у осени на именинах. А теперь пора возвращаться в детский сад.Хозяйка: Пора и нам пироги затевать, но кто же мне поможет? Уж не лежебока ли кот? Может мы его развеселим? Поиграем с ним?Русская народная игра «Мыши водят хоровод».Хозяйка: Делу время- потехе час.Начинаем рубить капусту.Пальчиковая игра:Мы капусту рубим, рубимМы морковку трём, трём.Мы капусту солим, мы капусту жмём.Хрум, хрум, хрум.Хорошая еда? – дети- да, да, да! Спасибо мои помошники. Давайте прощаться. Вас ждут подарки от Осени и мои румяные пироги.

Сценарий фольклорного праздника "Широкая Масленица"

Разработка педагога дополнительного образования МБОУ « Гимназия № 83», г. Ижевск,

Шиляевой Ирины Геннадьевны.

Цель: привить интерес к русской культуре; развить выразительную, образную речь и творческие способности детей.

Продолжительность мероприятия : 1 час.

Аудитория : дошкольники, начальная школа

Ведущие : младшая группа ансамбля «Золотые гусельки» (1 год обучения), руководитель ансамбля.

Музыкальный ряд: заклички, масленичные песни, народные игры, веснянки, хороводные песни.

Оборудование и реквизит: аккордеон, блины (картонные), кегли, мячи, корзины, веник

Место проведения: улица

Список литературы:

    Аникина В. Русский фольклор. – М.: Худож. Лит., 1986 .

    Буенок А.Г. «Народные забавы и игры»

    Ермолаев С. Д. «Русская народная песня для детей», С.- П. ,изд-во « Пресс»,1991.

    Загоруля Г. А., Мазурик А. М. “ Путешествие в мир фольклора”. – Ханты-Мансийск: ГУИПП “ Полиграфист

    Круглов Ю. Г. «Русские обрядовые песни» , Москва, «Просвещение», 1989.

6. Сайты по народному творчеству

    Чудакова Н.«Праздники для детей и взрослых», Москва, 2000.

Ход праздника:

Скоморох:

Расходись, честной народ,
Скоморох сюда идёт!
Шире рот открой.
Не зевай,
Ко мне подлетай.

Поиграем, пообщаемся.

Блины покушаем,
Весёлые шутки послушаем!

(Приложение.1.Песня»Перед весной»)

Скоморошина 1:

Слушай сто объявлений:
Предлагаю масленицу встречать.
Петь, плясать, одним словом, не скучать.

Скоморошина 2:

Весну встретим, зиму проводим,
В хороводе с ними походим!

Скоморошина 3:

На Масленицу сегодня,
железный закон, хмурым
и угрюмым вход воспрещен!

Скоморох:

Масленица – один из самых любимых праздников русского народа, самый весёлый, разгульный. Масленицу называли честной, широкой, весёлой.

Скоморошина 1:

В старину, Масленицу
праздновали семь дней,
каждый имел свой обряд.
Первый день – встреча,

Второй- заигрыш,

Третий -лакомка,

Четвёртый- широкий четверг

Пятый- тёщины посиделки,

Шестой- золовкины посиделки
А седьмой – проводы.

Пели, блины ели,
Плясали, друг друга прощали.
Весело зиму провожали.

Скоморошина 2:

Поживей, честной народ,
Становись-ка в хоровод.

Предлагаю всем кричать,
масленицу в гости звать!

(Приложение 1.Песня «Маслена неделька»)

Скоморошина 3:

А давайте все вместе будем Масленницу в гости звать! Повторяйте за мной!

Душа ль ты моя, Масленица,
Приезжай к нам в гости,

На широкий двор,
На горах кататься,
В блинах поваляться!

(Приложение 1.Песня «Едет масленица дорогая»)

Скоморох:

Здравствуй, Масленица, гостья дорогая!

Давно ждем тебя, поджидаем,

без тебя игры не начинаем!

Масленица:

Доброго здоровьица, народ честной!

Давай гулять, Маленицу отмечать!

Подходи ко мне,не зевай,к нам подлетай
Здесь на лево потеха,
На право забава,
А прямо веселье кипит через край!

Скоморошина 1:

Что с ногами не пойму,
В право, в лево носятся,
не стоят они на месте,
так в игру и просятся.

(приложение 1.,игра «К нам коза пришла»)

Ну-ка, детки ребятня,
здесь у нас пройдёт игра,
засиделись, что-то с лишком,
поиграем-ка в ловушки.

(приложение 2.,игра «Вороны и воробьи»)

(приложение 2., игра «Зима и весна»)

(приложение 2.,игра «Всадники»)

Скоморошина 2:

Раным-рано куры у нас запели,
Про весну красную возвестили!

Пора заклички запевать,

Чтобы весну встречать!

Скоморошина 3:

Принято было на Масленицу из теста жаворонков печь, класть их на ладони. Ребятня, с самой высокой горы, кликала с жаворонками весну.

Давайте и мы позовем весну.

(приложение 1. Закличка «Ой, жаворонки», «»Жавоонки»)

Скоморошина 1:

Ох на славу веселились,

Пора и честь знать!

Масленицу провожать!

Скоморох:
Прощай, прощай Масленица!
Наступает весенний пост.
Дадут нам редьки хвост.
А мы редьку не берём,
Кота за уши дерём.

Скоморошина 1:

Веселились мы и шутили,
Вместе зиму проводили
Маслена неделя,
быстро пролетела.

(приложение 1, песня «Мы Масленую дожидали»)

(Сжигаем чучело)

Приложение 1. Песни.

Текст песни «Маслена неделька»

1.Как на Масленой неделе санки с горочки летели

Дуня с горки катится, на ней бардово платьице.

Припев,2 раза: Маслена, маслена неделька

Не допрядена осталась, а у нас куделька

2.Шарик Жучку взял под ручку, стали польку танцевать.

Обормотик –черный носик, стал на дудочке играть.

Припев, 2 раза

3. Всю неделю хороводы, бубенцы звенели!

Поздравляем от души с Масленой неделей!

Припев, 2 раза

Приложение 2. Народные игры.

« Вороны и воробьи»
Играющие делятся на 2 команды. Одни - "вороны", другие - "воробьи". Ведущий говорит: "Вороны!", и "вороны" ловят "воробьев". По команде: "Воробьи!", "воробьи" ловят "ворон".

«Зима и весна»

Перетягвание каната. С одной стороны «Зима», с другой «Весна».
Дети делятся на команды и перетягивают канат. Можно предложить ребятам взяться за канат, стоя к противнику спинами.

«Всадники»
На площадке выставляются кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто уронит меньше кеглей.

«К нам коза пришла»

Выбираются 2 человека для «ворот». Остальные участники становятся «паровозиком».» Паровозик пробегает под воротами. На слова «а самого маленького оставила» ловят того кто,оказался в воротцах.

Игра до тех пор, пока не останется 2 участника паровозика.

Слова, под которые двигается паровозик:

К нам коза пришла, Масленицу привела

По закаменью, по зараменью.

Сама прошла, всех детей провела,

А самого маленького оставила.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Копанская основная общеобразовательная школа

Россошанского района Воронежской области

Сценарий фольклорного праздника « Масленица »

подготовила

учитель начальных классов

Орищенко Елена Ивановна

Копанки 2014

Пояснительная записка

Сценарий мероприятия «Масленица» разработан с учётом специфики малокомплектной школы. Малочисленность школы требует проведения мероприятий со всем разновозрастным коллективом: участвуют ученики 1-9 классов. Материал для сценария подбирался с учётом возрастных особенностей всех учащихся.

Мероприятие направлено на приобщение учащихся, их родителей к традициям отечественной культуры, на развитие творческих способностей учащихся, совершенствование их исполнительских умений и навыков, на воспитание духовно-нравственных качеств: доброту, миролюбие, великодушие.

МАСЛЕНИЦА

Сценарий фольклорного праздника для учащихся малокомплектной школы.

Цель: расширять и углублять знания детей о фольклорном празднике, его значении и традициях празднования. Способствовать приобщению учащихся, их родителей к традициям отечественной культуры. Продолжать знакомить учащихся с малыми жанрами русского народного фольклора (частушками, потешками, поговорками, закличками и т.п.). Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать их исполнительские умения и навыки. Воспитывать духовно-нравственные качества: доброту, миролюбие, великодушие, всепрощение.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций народных гуляний, знакомство с утварью быта крестьян прошлого века. Слушание русской народной музыки Разучивание с детьми частушек, поговорок, стихов, песен, игр, хороводов. В школе в день проведения Масленицы родителями пекутся блины для всех детей.
Материалы и оборудование: яркие русские народные костюмы (их элементы) для детей и взрослых, русские народные инструменты, маски с названием каждого дня масленичной недели.

Ход праздника.

Под весёлую плясовую музыку выбегают двое зазывал.

1-й зазывала: Эй, веселей собирайся, народ!
Нынче масленица в гости идет.
Спешите, спешите, спешите!
Друзей с собой захватите!

2-й зазывала:
Тары-бары, тары-бары!
Выходите во дворы!
Будем пляски начинать,
Будем масленицу встречать.

Звучит музыка, дети входят в зал, который оформлен по-весеннему. В стороне - столики, накрытые расшитыми полотенцами, на них блины. 1 ребёнок
Ой да Масленица на двор въезжает,
Широкая на двор въезжает!
Ой да Масленица, погости недельку,
Широкая, погости другую!
2 ребёнок
Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Ее празднуют в течение недели. Народ шумно, разгульно и весело провожает зиму. На Масленицу устраиваются катания с ледяных гор, кулачные бои, катания на тройках, сытные застолья, обязательно с блинами. А что вы знаете о Масленице?

Выходят ученики старших классов и рассказывают про Масленицу: 1-й ребенок.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы.
2-й ребенок.
Вторник - заигрыши. Строят снежные и ледяные крепости, скоморохи поют свои частушки.
3-й ребенок.
Среда - лакомка. В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам.
4-й ребенок.
Четверг - разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
5-й ребенок.
Пятница - тещины вечерки. Теперь уж зять тещу к себе приглашает, блинами угощает.
6-й ребенок.
Суббота - золовкины посиделки. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.
7-й ребенок.
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.

Под весёлую плясовую музыку выходят зазывалы

1 зазывала: Я на масленице бывал,
Чего там только не видал!
2 зазывала: Сколько плясок, сколько шуток
И веселых прибауток!
1 и 2 зазывала хором: Эй, девчушки-веселушки,
Спойте звонкие частушки!

Исполняются масленичные частушки

Мы при всём честном народе
Вам частушки пропоём,
Зиму-матушку проводим
И весну встречать начнём.

Мы на масленой неделе
Праздник не нарушили,
Всё друзья плясали, пели,
Мы блиночки кушали!

В маскарадном хороводе
Закружился стар и млад,
А у Лизы и Володи
От конфет глаза горят.

В нашем классе кулинарки
Ловкие, умелые!
Все в нарядных платьях ярких,
А блины горелые!

Все девчонки в ночь гадали,
Дружно кинули башмак.
Мишке в голову попали,
Во весь лоб теперь синяк!

Мы мороза не боимся,
Нынче Маслену сожжём.
Хорошо повеселимся
С ярким, радужным огнём.

На весёлой русской тройке
Прокатились мы друзья.
Сбив в пути корову Зорьку,
Слёзы лили в три ручья.

Песни петь боюсь немножко,
Хоть и громко я пою.
Друг мой пляшет под гармошку
Я как вкопанный стою.

Бой снежками не на шутку,
Катя громче всех ревёт:
Ей снежок попал под шубку,
А второй в открытый рот.

25 блинов здоровых
Съел я за один присест.
И теперь на брюках новых
Не найдёте чистых мест.

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну а мальчики обжоры
Животами маются.

Мы Маслёну-хохотушку
Проводили на покой.
А теперь Весну-подружку
С солнцем встретим за рекой.

Мы пропели вам частушки,
До чего же хороши!
Вы похлопайте в ладошки
В благодарность от души!

Ученики начальных классов читают стихи.

1. Солнце радостно играет,

Под санями снег хрустит,

С колокольчиком веселым

Тройка резвая летит.

Кучер тройку подгоняет:

«Гей, ходите веселей!»

А в санях смеётся звонко

Стайка радостных детей.

2. Вдруг гармошка заиграла.

Хочешь, пой или пляши,

Ведь на Масленицу люди

Веселятся от души!

На столах высокой горкой

Возвышаются блины.

Со сметаной, на морозце

До чего ж они вкусны!

А на площади народу!

Гляньте, чучело сжигают!

Так прощаются с зимою

И весну-красну встречают.

3. Масленица шумная,

Праздник удалой!

В этот день прощаемся,

Зимушка, с тобой.

И сжигаем чучело

Снега, холодов,

Чтоб весна-красавица

К нам вернулась вновь.

4. Круглые, как солнышко,

Мы блины едим.

С ветерком, на саночках,

Как стрела летим.

До свиданья, - крикнем мы, -

Зимушка–зима!

Уходи, пожалуйста,

Поскорей сама!

5. Широкая масленица, мы тобою хвалимся,
На горах катаемся, блинками наедаемся.
Тин-тинка, подай блинка,
Оладушка-прибавушка, масляный кусок!

Исполняется русская народная песня «Блины».

1 зазывала

Молодцы, ребята, много вы знаете про Масленицу.
А теперь давайте поиграем!

Проводятся игры.

Игра «Золотые ворота». Сначала для игры выбираются двое игроков, которым нужно стать друг напротив друга, взяться за руки и поднять их вверх. Получаются своеобразные ворота. Остальные дети становятся в ряд и кладут руки на плечи впереди идущему или берутся за руки. Эта цепочка должна пройти под «воротами», пока двое детей, изображающих ворота, будут говорить такие слова: « Золотые ворота пропускают не всегда! Первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз не пропустим вас! ». После этих слов дети, изображающие ворота, опускают руки, и тот, кто оказался пойманным, тоже становится «воротами». Игра продолжается до тех пор, пока все дети не станут изображать «ворота».

Игра «Заря». Эта игра также восходит к старинным славянским развлечениям для детей. Для подготовки вам понадобится голубая атласная ленточка. Дети становятся в круг и прячут руки за спину. Один ведущий, «заря», в это время берет ленточку, ходит за спинами стоящих в кругу и говорит: « Заря-зарница красная девица по полю ходила, ключи обронила, ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые - за водой пошла! ». Как только будут произнесены последние слова, «заря» незаметно кладет на плечо одному из участников круга ленточку, а участник должен быстро ее схватить. После выбранный участник и «заря» должны разбежаться в разные стороны по кругу и первым успеть занять освободившееся место. При этом пересекать круг нельзя, а стоящие в кругу участники должны стоять неподвижно.

Игра «Летела корова»
Для этой игры вам понадобится как минимум 5 участников. Все становятся в круг и соединяют руки: ладонь правой руки каждого игрока должна лежать горизонтально, сверху ладони игрока, стоящего справа. На ладони левой руки каждого игрока сверху должна лежать ладонь соседа слева. Далее игроки по очереди хлопают по рукам соседа (правой рукой по ладони соседа слева) и произносят считалку (каждое слово следующий игрок): «летела корова, ляпнула слово, какое слово сказала корова?» Тот игрок, на котором считалка заканчивалась, называет любое слово – например, «солнце». Дальше «хлопанье» продолжается, но называются буквы – С-О-Л-Н-… и так далее, до последней -Е. Игрок, называющий последнюю букву, при хлопанье должен ударить по ладони соседа. Задача соседа – отдернуть руку ДО того, как по ней ударили, но не раньше, чем произносится буква.

1 зазывала :Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!
2 зазывала: Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
Дети. (хором)
Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Звучит музыка. Дети угощаются блинами.

Использованная литература:

    Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4 классы: учебно-методическое пособие /сост. Е.М.Тихомирова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2009. – 318 с.

    Жиренкко О.Е., Каминова Т.И. Праздники в начальной школе./ Т.И. каминова, О.Е. Жиренко. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2010.-114 с.

    Праздники школьного календаря /авт.-сост. М.А. Киреева, И.В. Захаров. Н.Н. Деменева. – Волгоград: Учитель, 2008.-143 с.

Интернет-ресурсы:

    http://www. solnet.ee