Мастер-класс по пошиву «Русский народный женский сарафан. Самые красивые русские сарафаны - идеи, советы

Русский национальный женский наряд ассоциируют с разноцветным сарафаном, который украшают ленточки и узоры. Разновидностей таких платьев-безрукавок достаточно много, поскольку в каждой из губерний костюм имел свою специфику покроя.

Сарафаны бывают плохо раскошенными (глухими), сильно раскошенными со съемными рукавами, прямыми на шлейках или же спереди украшенными пуговками и швом. Цвет и покрой могут различаться, поскольку национальный женский наряд в разных губерниях имел разную же специфику.

Если Вам трудно пошить русский национальный сарафан для девочки, используя обычную выкройку, то данный урок специально для Вас! Пошить прямой сарафан на шлейках способны даже те, кто ни разу не брал иголку в руки. Начинаем шить русский сарафан, который более века назад носили женщины Новгородской губернии.

Нам потребуются:

  • бумага для черчения схемы выкройки;
  • тугая ткань (тонкая шерсть, лен);
  • ситчик;
  • беечка;
  • ножницы;
  • шпильки;
  • нитки с иглой.

Покрой русского сарафана довольно несложный.

1. Прежде всего определитесь с длиной наряда. Для этого измерьте расстояние от груди до лодыжек.

2. Далее можно чертить схему выкройки. Структура сарафана: переднее полотнище (1 элемент), шлейки (2 элемента), вставки (2 элемента), обкладка верхней части (2 элемента), задние полотнища (1 элемент). В нашем случае наряд шьется для девочки, рост которой 1,20-1,40 м. Объем бедер и талии в данной ситуации не столь важны.

3. Переносим выкройку на ткань, зафиксировав ее шпильками. Обводим элементы мелом по контуру и вырезаем их.

4. Сшиваем переднее полотнище с задним по боковым швам, а затем пришиваем вставки.

6. Наконец пришиваем шлейки, подобрав нужную длину. Спереди шлейки пришивают под грудью, сзади — по центру заднего полотнища.

7. Подол сарафана украшается огромным узором, выполненного в форме аппликации из красного узорчатого ситчика (цепь ромбов с обеих сторон окружена не очень широкими горизонтальными полосками).

8. Края в верхней части платья зачастую украшаются красной ситцевой беечкой.

Русский национальный сарафан, который одевали на торжественные мероприятия женщины Устюжского уезда Новгородской губернии еще в начале ХХ века, полностью сшит!

Образ можно дополнить рубашкой прямого покроя с узорами вокруг шеи и на рукавах, а также традиционным кокошником.

Любовь к русскому народному костюму приобрела такие масштабы, что хочется непременно иметь его у себя в гардеробе. Ну, если не у себя, то хотя бы у детей. Концерты, выступления, презентации, открытые уроки в школе – он может понадобиться и девочкам, и мальчикам, и их мамам-папам. Сшить русско-народный костюм своими руками можно, если разработать эскиз, подобрать ткань и отделку. Справимся!

Особенности народного костюма

Рассмотрим, из чего состоит мужской и женский русский народный костюм.

  • У девушек – сарафан в пол, различные рубахи с пышным рукавом и кокошник, ленты, венки, повязки на голову.
  • У парней – рубаха или косоворотка и брюки свободного фасона средней ширины.

Ткани для костюма

Особого внимания заслуживают материалы. Они должны быть натуральными и цветными для сарафанов, белыми, светлыми для рубах у девушек и однотонными для штанов, в мелкий рисунок для рубах у юношей.

Если девушки не могут подобрать необходимый орнамент для сарафана, допускается однотонная ткань, на которую нашивается широкая тесьма с цветочным орнаментом. Но с ассортиментом нашего выбрать ткань для русских народных костюмов не составит сложности.

Мы можем предложить , , , , . Разнообразная , также имеются в наличии.

Женский русско-народный костюм

Выкройка русского народного костюма для девочек, девушек достаточно проста. Сарафан, сшитый на основе прямоугольника, собранного по линии груди на резинку. К нему пришиты бретели. И блуза свободного покроя.

Сарафан

Для его пошива нужно снять 3 мерки: Высоту груди, Обхват груди и Длину сарафана от линии груди. Кроить будем сразу на отрезе.

  • Сложить ткань вдвое.
  • По линии сгиба отложить длину + 2 припуска по 6-8 см.
  • От сгиба отложить желаемую ширину изделия.
  • Провести вверх линию, параллельную линии сгиба.
  • Вырезать.

Таких детали понадобится две – для спины и переда. Отдельно нужно вырезать 2 бретели длиной Вг х 2 + припуск и шириной 9 см (согнув и подшив их, ширина будет 4 см).

Чтобы сарафан был более пышным, вырезать 4 трапециевидные детали. Это будут боковые вставки.

  • Сшить вместе спинку + боковая вставка + боковая вставка + перед + боковая вставка + боковая вставка + спинка.
  • Низ подвернуть и прострочить.
  • Верх подвернуть и прострочить, оставив место для вдевания резинки, если она будет.
  • Бретели сложить вдоль пополам, сшить и вывернуть на лицо.
  • По верху сделать защипы или в кулиску продеть резинку.
  • Пришить бретели.

Сделать отделку кружевом, лентой, тесьмой при необходимости.

Блуза

Выкройка блузы есть в журнале Бурда за 2003 год. Номер 10, модель 151.

Или постройте по приведенному ниже чертежу.

Этим способом можно сшить и русский народный костюм для девочки. Сарафан может быть и трапециевидным. В этом случае от линии сгиба по верхнему краю откладывается ¼ Ог + припуск. Далее построение видно на схеме.

Мужской русско-народный костюм

Русский народный костюм для мальчика состоит из свободных штанов и рубахи.

Рубаха

Рубаху можно сшить на основе футболки.

  • Приложить ее к ткани или бумаге, обвести полочку и рукав.
  • По линии низа добавить 4-6 см на свободу облегания. Ткань не тянется, поэтому одежда должна быть свободной.
  • Увеличить немного высоту горловины.
  • Вырезать из ткани воротник стойку. Опять-таки, ткань не тянется, поэтому стойку рисуем не прямой, а по дуге. Ширина равна 4 см.
  • Вырезать, сшить вместе полочку и спинку. Вшить рукава в пройму, пришить стойку.
  • Низ подогнуть и подшить.

На рисунке показана еще одна выкройка рубахи.

Штаны

Для пошива штанов можно воспользоваться одной из выкроек в модных журналах.

Второй способ виден на картинке. Детали состоят из прямоугольников. Размер универсальный. Длину подбираете сами по своим меркам. На примерке можно заузить при необходимости штаны.

Понадобится 4 прямоугольника и ластовица.

  • Сшить штанины по паховому шву от пояса на 10 см. С припусками будет больше.
  • Вшить ластовицу.
  • Сшить боковые внутренние и внешние швы.
  • Верх подогнуть и прострочить.
  • Продеть резинку или веревочку.
  • Низ подогнуть и подшить.

Припуски: по низу – 4 см, по верху – 6 см, по швам – 1-1,5 см.

Сшить русско-народный костюм не так сложно. Главное в нем – это отделка. Готовые комплекты щедро расшивайте тесьмой, бисером.

Содержимое страницы

Русский народный костюм - это удивительная одежда, созданная женщинами, жившими на Руси. Такой костюм является выражением яркой черты национальности, сочетающий в себе удивительные методы: вышивка, ткачество и вязание.

Русский народный костюм берёт свое начало в 12 веке. Его носили люди любых сословий: крестьяне, бояре, купцы. Такой костюм был отражением родословной и содержал в себе информацию о том, чем занимались те или иные люди.

Собранные нами выкройки помогут Вам сшить русский народный костюм для любого роста. Сшить русский народный костюм по выкройкам под силу даже тем, кто не разу не имел дело с шитьем.

1. Изготовление сарафана для русского народного костюма достаточно простое. Для начала снимаем мерки с ребенка. Сарафан русского костюма состоит из:

  1. переднего полотнища 1 деталь;
  2. полотнища спинки 1 деталь;
  3. лямок 2 детали;
  4. вставки 2 детали;
  5. обшивки верхней части 2 детали.

Выкройка ниже подготовлена для детей ростом от 120 до 140 сантиметров.

Эту выкройку необходимо перенести на выбранный материал и вырезать его. Материал необходимо выбрать красного, синего или оранжевых цветов. Обратите внимание на яркость ткани. Такой материал должен подчеркнуть особенность русского костюма.

Начинаем собирать наш костюм по следующему алгоритму:

  1. для начала сшиваем по бокам элементы переда, спины и вставок;
  2. затем верхнюю часть;
  3. пришиваем лямки;
  4. края сарафана костюма украшаем красной тканью.
  5. Русский народный костюм готов.

Кокошник - это головной убор, который надевали по праздникам на Руси. Носить его могли только женщины, находящиеся в браке. Все это началось в XVI веке. Кокошник выглядел как высокая корона, к которой был прикреплена ткань, за которую прятали волосы.

Сделать кокошник своими руками не проблема, если у Вас есть желание и необходимые материалы:

  1. картон;
  2. ткань;
  3. ножницы;
  4. клей;
  5. фурнитура: кружева, тесьма, стразы;
  6. сантиметровая лента.

Для начала нам необходимо сделать основу для кокошника. Её мы будем делать из картона. Обратите внимание, что кокошник должен идти от уха до уха по лбу. Именно по такому алгоритму измеряйте расстояние.

Далее нам необходимо обтянуть перед кокошника тканью. Для этого накладываем кокошник на ткань, отступаем от каждого края по 2-3 сантиметра и чертим контур. Далее по контуру обрезаем и начинаем перетяжку. Для закрепления ткани используем клей. На этом же этапе клеим ленту, которая будет поддерживать кокошник на голове.

Теперь приступим к декоративному моменту. Берем фурнитуру, которую Вы выбрали для кокошника, и отделываем перед.

Кокошник готов!

Кокошник для русского костюма своими руками фото




Русский народный костюм для мальчика состоит из двух частей - это косоворотка (рубаха) и штаны. Для того чтобы сшить косоворотку, нам понадобиться:

  1. Ткань - лен или хлопок;
  2. Швейная машинка;

По этой схеме сшить косоворотку не составит труда. Для начала по выкройке вырежем из ткани нашу будущую рубаху. Получим основную часть, 2 рукава и 2 ластовицы.

Пришиваем ластовицу к краям рукавов, как это показано на фотографии

Полученные детали прикладываем к основной части и пришиваем их с помощью машинки.


Теперь необходимо согнуть рукава и прошить их. После этого прошиваем основу.





Косоворотка готова. Приступим теперь к декоративной части. Для начала сделаем горловину:











Урашаем рубаху красивой лентой


Источник информации - сайт . На сайте представлена дипломная работа Бакановой Натальи, в которой исследовались образцы костюмов хранящихся в Сергиево- Посадском Государственном историко-художественном музее-заповеднике; а так же натуральные музейные образцы женских головных уборов, хранящихся в историко-художественном музее города Егорьевска.Рисунки и выкройки - Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами". Ди пломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год. Женский костюм села Ненёкса состоял из рубахи, юбки, полушубка (так называемой душегреи). Голову девушки украшала девичья повязка. Кроме того, на плечи накидывали одну, а то и несколько шалей, концы которых заправлялись за лямки полушубка. На шею надевались бусы из крупного жемчуга в несколько ниток. В уши вдевали серьги из мелкого жемчуга в виде ажурной сетки. На ноги надевали полусапожки на пуговицах или на шнуровке.

РУБАХА

/www.krugsvaroga.info/plugins/editors/fckeditor/editor/css/images/fck_anchor.gif">http://www.krugsvaroga.info/plugins/editors/fckedi...anchor.gif"""); padding-left: 18px; background-position: 0px 50%;" name="111">

Рубаха представленная наиболее поздним вариантом - с прямой кокеткой. Верхняя часть такой рубахи чаще шилась из белой покупной ткани. Рукава - широкие, по локоть или чуть ниже, с широкой оборкой. На кокетке, манжетах, оборках - вышивка цветочных мотивов крестиком, тамбурным швом или гладью. Нижняя часть ("стан", "станушка") - из более грубой "самотканой" ткани. Нередко подол рубахи украшался ткачеством, вышивкой крестом, узкой полоской перевити, добавлялось филейное или вязанное крючком кружево.

Каргопольский костюм 19 века состоял из длинной рубахи, расшитой по рукавам и подолу,сарафана, и своеобразного головного убора-сороки.

Сарафан состоит из 7-ми полотнищ. Лямки удлиненные. В Безводном такой сарафан называется "москалем". Шили его из дорогих шелков, и был украшен золотым позументом или кружевом. Спереди он начинается над линией груди, а по спинке - чуть выше линии талии. Грудка по отношению к спинке приподнята. Сарафан посажен на подкладку из фабричной х/б ткани. По низу изделия пришита широкая бахрома (10 см.).

Костюм девушки нижегородской губернии состоял из рубахи, шелкового сарафана, шелковой или парчевой распашной одежды, называемой кафтанчиком. Голова украшалась девичьей повязкой. Весь ансамбль дополнялся нагрудным праздничным украшением "ожерельи". В Нижегородской губернии его носили девушки и женщины. Оно представляет собой полосу кумача или красного шелка, расшитую бисером, пуговицами или стразами. Снизу к полосе прикреплялись фигурные цепочки и нити из бисера и стеклянных бус. Завязывались "ожерельи" лентами.

Представленный образец был выполнен из белой х/б ткани. При сшивании прямоугольных полотнищ переда, спинки и рукавов, образуется большой четырехугольный вырез горловины. Край горловины оформлен в виде фигурной сборки (рис. 1.19) . Такой прием нередко встречается в нижегородских рубахах. Рукав, в результате сборки горловины и пришитой ластовицы получается широким, что создает дополнительное удобство при носке этого изделия. Манжета рубахи состоит из четырех полос, из которых три украшены плотной фигурной сборкой, а четвертая образует пышную сборку с нашитым по краю кружевом, так же фигурно собран и край самого рукава (рис. 1.20).

НИЖЕГОРОДСКИЙ КАФТАНЧИК

К шелковому сарафану в обязательном порядке полагалась шелковая или парчовая нагрудная распашная одежда, называемая по-разному: "душегрея", "епанечка", "холодник", "кафтанчик". Заготовки для кафтанчика вышивали мастерицы в центрах золотошвейного промысла, находившихся в Городецком и Арзамасском уездах Нижегородской губернии. Если шили по бархату, обычно бордового цвета, то фон просматривался между фрагментами золотного шитья, контрастно подчеркивая его. Иногда вышивка выполнялась золотом по холсту, тогда фон сплошь застилали серебряными нитями. Нижегородский кафтанчик Х1Х века имел целый ряд отличительных особенностей: он был вышит золотой и серебряной нитью, стеганный на вате или кудели, на спинке располагалось 17 крупных трубчатых складок, называвшихся в Безводном "борами".

ДЕВИЧЬЯ ПОВЯЗКА

Нижегородские девичьи повязки шились в виде прямой полосы ткани, обшитой металлическим галуном в один или несколько рядов, и украшены по очелью объемным орнаментом, выполненным в технике "сажение по бели" и расшитым жемчугом, стразами, бусом. Край очелья обрамлен узорной поднизью в виде фестонов. При надевании повязка принимает форму усеченного к верху конуса за счет плотного картона, подложенного под центральную часть повязки Завязывается повязка тесьмой, продетой в прошитые с изнанки петли. К краям пришиты длинные муаровые или штофные ленты, украшенные золотой бахромой. Тесьма завязывалась под косой, а ленты ее прикрывают. В самом нарядном варианте костюма девушки Безводного подтыкали еще одну ленту, к которой прикалывали шелковый бант другого цвета, спускающийся к концам подола сарафана.

Девушка на выданье из Скопинского уезда носила особый наряд, в цветовой гамме которого основную роль играл белый цвет домотканого шерстяного и льняного полотна. Он состоял из длинной рубахи, поверх которой надевалась туникообразная шушка. К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета. Такой костюм обычно дополняли шейные и нагрудные украшения из бисера "чопки" и "разметки", а также девичья повязка золотного шитья с пушками около ушей.

Верхняя часть рубахи изготовлена из четырех полотнищ отбеленного льна. По - видимому, это поздний вариант кроя девичьей рубахи (ее могла носить и молодая женщина). Первоначально рубаха была цельнокроеной. В верхней части переднего и заднего полотнища, а так же небольшие прямые полики присобраны в мелкие густые сборки под невысокий вороник - стойку. Прямые рукава, сшитые из цельных полотнищ кумачовой ткани, внизу присобраны под неширокие манжеты в мелкие сборки, зафиксированные с изнаночной стороны. Манжеты застегивались с помощью воздушных петель. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Рязанская рубаха очень нарядна. Она украшена по воротнику, линиям поликов и грудного разреза счетной вышивкой. Места соединения рукавов и поликов отмечены декоративными нашивками из полос красного коклюшечного кружева и черной тесьмы с металлическими блестками. Яркие кумачовые нашивки обрамляют также грудной разрез. Манжеты украшают полоски золотого шнура с нашитыми рядами металлических блесток и бисера. По низу подола проходит нашитая широкая красная тканая кайма с тремя рядами узких полосок. Кайма на девичьей рубахе должна быть видна из-под верхней одежды - шушки.

Шушка сохранила архаичный туникообразный крой: центральное полотнище плотного шерстяного домотканого полотна бело - серого цвета перекинуто спереди назад; в месте сгиба прорезана горловина У- образной формы; по бокам пришиты более короткие полотнища и в верхней части - недлинные рукава. Под рукавами вшиты маленькие ромбовидные ластовицы. Декоративное решение шушки подчеркнуто скромно: единственным цветовым акцентом одежды является шерстяная темно-коричневого цвета обшивка, обрамляющая вырез горловины, края рукавов и подола (рис. 1.26). К шушке полагался широкий черный шерстяной пояс, украшенный на концах тремя поперечно расположенными полосами ромбовидного узора с металлическими блестками. Между ними - темно- красные полоски х/б ткани, желтые шелковые ленты, декорированные стеклянными пуговицами. Концы пояса завершены короткими кистями темно-коричневого цвета

Девичий костюм Вятского уезда состоит из рубахи, сарафана, передника, нижних юбок и вязаного пояса.Рубаха с сарафаном могла дополняться нарядным передником - фартуком (рис.1.25), завязывающимся по талии. Это поздний вариант кроя передника, бытовавший в крестьянской среде. Он сшит из двух полотнищ, присборенных под неширокую обшивку, к краям которой крепятся завязки. Ткань соткана из белых, красных, желтых льняных нитей в сложной технике многоремизного ткачества с узором из поперечных полос, заполненных геометрическими фигурами. На талии обязательно завязывался длинный неширокий пояс, который был связан на спицах или тканый с кистями на концах. Под сарафан было принято надевать по несколько юбок, которые зрительно увеличивали полноту девушки, а также служили ей нижним бельем.

Основу костюма составляет длинная рубаха, являющаяся архаичным видом как женской, так и мужской одежды. Вятская рубаха составная, прямого покроя. Ее верх - "воротуха" - изготовлен из тонкой отбеленной льняной ткани шириной 35 см.. Передняя и задняя части сшиты из полутора прямых полотнищ, соединенных вверху рукавами. Крой рукава особый, древний, получивший название " по топорному" (5). Рукав состоит из одного скошенного к запястью полотнища, имеющего в верхней части прямоугольный выступ, и одного клиновидного куска ткани меньшей длины с разрезом для вшивания ластовицы. Оно расширяет нагрудную часть и позволяет руке свободно двигаться. Верхние края передних и задних полотнищ и рукавов присборены под неширокую обшивку, образуя округлый вырез горловины с разрезом посреди груди и застежкой металлическим крючком. Нижняя часть рубахи - станина сшита из прямых и одного скошенного полотнища из льняных нитей более грубой выделки.

САРАФАН

Сарафан "московец" прямого кроя сшит из семи прямых полотнищ с лифом. Переднее полотнище собрано в защипы под кумачовую обшивку, а боковые и задние - в частые сборки под лиф. Он представляет собой широкую центральную прямоугольную полосу с верхним фигурным краем и двумя клиновидными вставками с изнанки продублирован серым холстом. Узкие лямки обшиты х/б тканью и крепятся на груди и середине спины. К краям переднего полотнища пришиты длинные, узкие завязки, поддерживающие грудь. По подолу проходят две полосы - нашивки ярко-синего цвета из х/б ткани. Полотнища сарафана сотканы из льняных и покупных х/б нитей в технике полотняного плетения " с перебором ". Ткань сарафана отличается подчеркнутой декоративностью. По оранжевому фону расположены неширокие поперечные полосы, расцвеченные красными, белыми и синими нитями.

Венчальный костюм включает в себя белую составную рубаху, темно-синий домотканый льняной сарафан прямого покроя, плетеный пояс. Невеста дополняла наряд бусами.

Верхняя часть рубахи сшита из трех прямых полотнищ фабричной ткани с разрезами посередине груди. Прямые рукава из цельных полотнищ доходят до локтей, где собираются в частые сборки под обшивки. Верхние края полотнищ и средние части рукавов, собранные в частые сборки образуют округлый вырез горловины. К нему крепится густая оборка, пришитая по верху бейкой. Под рукавами вшиты ромбовидные ластовицы. Нижняя часть рубахи - "станина" сшита из трех прямых полотнищ и одного клина грубого домотканого льна. Обрядовое значение подчеркивает вышитая белыми нитями в верхней части станины с правого бока фаллическая фигура, наделенная, очевидно продуцирующим значением. Оборки рукавов, обшивки украшены вышитыми крестом узорами, выполненными нитями красного и черного цветов. Мотивы орнамента из много лепестковых цветков, плодов и листьев. По краям горловины и оборок пришиты полосы белого фабричного кружева, придающие белоснежной рубахе легкость и воздушность.

Сарафан сшит в виде высокой юбки (рис. 1.30) из семи прямых полотнищ темно-синей ткани. Два передних полотнища на 10 см длиннее задних, с которыми они соединяются треугольными боковыми вставками. В верхней части, на спине и груди, полотнища собраны под узкую обшивку и мелкие защипы (на спине - встречные), зафиксированные по лицевой стороне красной шерстяной нитью. Посередине груди имеется небольшой разрез, застегивающийся на пуговицу. Длинные узкие лямки крепятся на груди и середине спины. По низу сарафан украшен крупным орнаментом, выполненным в технике аппликации из красного узорного ситца: цепочку ромбов с обеих сторон обрамляют неширокие горизонтальные полосы. В верхней части сарафана края отмечены красной ситцевой бейкой.

Рубаха имеет составную конструкцию. Верхняя часть рубахи изготовлена из х/б домотканины в технике полотняного переплетения и выборного ткачества и фабричной ткани оранжевого цвета. Спинка сшита из двух прямых полотнищ, одно из которых заворачивается наперед, образуя боковую часть. На другом боку располагается небольшая составная прямоугольная вставка; нагрудная часть представляет собой широкую прямоугольную полосу фабричной х/б ткани. Полотнища и вставки соединены между собой небольшими плечевыми вставками - прямыми поликами, пришитыми по утку. Верхние края поликов, полотнищ и вставок собраны в сборки под узкую обшивку, образуя каре образный вырез горловины с разрезом по середине груди, застегивающимся на две пуговицы с воздушными петлями. Края манжет украшены небольшими оборочками из тонкой шерстяной ткани розового цвета. Под рукава вшиты квадратные ластовицы. Узор рубахи выполнен в технике нечасто встречающегося в крестьянском рукоделии выборного ткачества. Основными мотивами орнамента являются геометризованные цветы-звезды, косые кресты, лучеобразные фигуры. На поликах и верхней части рукавов располагаются полосы из разновеликих антропоморфных фигур.

Сарафан прямого покроя сшит из одного поперечного полотнища ткани, изготовленного в технике поперечного переплетения из шерстяных, х/б и льняных нитей, с узором в виде ярких, узких, разноцветных полос. По боковым сторонам грудка заложена в защипы под узкую обшивку-тесьму. С изнаночной стороны она продублирована темным сукном. На спине полотнище в верхней части собрано частыми складочками, зафиксированными с верху тесьмой - обшивкой и на середине спины с изнанки узкой полоской холста. Сарафан имеет длинные, узкие лямки. Подол изнутри подшит холстом

Конструкция кокошника состоит из трех частей: лобной части и двух клинов. При сшивании они образуют нечто, напоминающее шапочку. Лобная часть усилена картонной прокладкой. Кокошник посажен на подкладку из ситцевой ткани. Вышивка лобной части выполнена в виде геометрического орнамента в технике "золотное шитье", верхняя часть головного убора заполнена орнаментом стилизованного растительного мотива.

Конструкция кокошника состоит из 3 частей: лобная часть, затылочная часть, и широкая обтачка низа изделия. На кокошнике имеется застежка в виде металлических крючков. Выполнен кокошник из бархата и украшен золотным шитьем. Орнаментация вышивки - стилизованные растительные элементы

Конструкция кокошника состоит из трех частей. Выполнен образец из бархатной ткани, украшен вышивкой золотного шитья стилизованными растительными элементами. Парчовый штоф с геометрическим рисунком является очельной часть кокошника. Кокошник посажен на подкладку. Обычно поверх кокошника надевался платок.

Развертка "сороки" имеет 3 основные части - очелье, позатылень и специальная нашивка из основной ткани, которая удлиняет позатылень. Конструкция имеет жесткий каркас - вшитую картонную полосу высотой 20см. Завязки шириной 5 см из ситцевой ткани, крепятся к очелью. Головной убор посажен на подкладочную ткань. Выполнен образец из бархатной ткани. Очелье богато украшено золотным шитьем, цветными стразами и нашитым парчовым позументом. Нашита тесьма из разноцветного бисера, по краям очелья пришита бахрома. Позатылень украшен вышивкой в технике "золотное шитье", орнаментация выполнена в виде растительных мотивов. К низу нашивной части позатыльня пришиты три пышных кисти красного и зеленого цвета. Декоративным соединением очелья и позатыльня являются две полоски золотной тесьмы.

Свадебный головной убор "сорока" состоял из трех частей: кички с маленькими острыми рожками, позатыльня и собственно "сороки" каблукообразной формы. Сорока является древним по способу ношения головным убором русской женщины. Основу свадебного головного убора воронежской крестьянки составляет кичка - твердая налобная часть в виде подковы с торчащими вверх большими рожками, обшитая кумачом. К ней крепится кусок холста, края которого присобраны на тонкий шнур - "вздержку". Кичку одевают на голову на уровне лба и тщательно закрывают холстом женские волосы, затем фиксируют шнуром ткань на голове. Затылок прикрывают позатыльньником - прямоугольной полосой расшитого золотыми нитями бархата, закрепленного для жесткости на картоне, к верхней части и боковым сторонам которого пришиты полосы шелковой ткани с завязками по краям. Их перекрещиваю на лбу, и несколько раз обвязывают вокруг рожек, таким образом, плотно скрепляя кичку с позатыльнем. И, наконец, сверху на рожки надевают сверкающую золотом маленькую сороку, которая венчает все это сооружение. Основными мотивами орнамента золотой вышивки на позатыльне и по верху сороки являются "древа", аналогичные подобным изображениям на рукавах свадебной рубахи.

Конструкция повойника состоит из 2 частей: лобной и теменной. Теменная часть повойника присборена, что создает небольшой объем изделия. Изделие посажено на подкладку из ситцевой ткани. Выполнен образец из бархатной ткани бордового цвета и богато украшен золотным шитьем. Орнаментация теменной части представляет собой стилизованные растительные мотивы. Лобная повойника имеет украшение из парчового штофа, на котором имеется орнамент в виде геометрических фигур. Штоф нашит на лобной части повойника. Повойники использовались как в дополнении нарядной, так и рабочей одежды. Носили его женщины замужние

Конструкция головной повязки проста, представляет собой прямоугольный шаблон из картона, обтянутый куском красной ткани. Часто встречаются экземпляры с "ушками". К концам шаблона пришивались завязки - лента. В основном встречаются образцы повязок, выполненных из ткани красного цвета (цвета солнца). В качестве украшения на повязках использовалась золотная тесьма с фестонами, золотное шитье, рубленный перламутр, бисер, цветные стекла, фольга, низание по бели бисером. Поверх повязок одевался платок или шаль с бахромой

: крой народной одежды, как правило, подходит всем. На его основе можно сделать нечто особенное, тем более, что в моде платья "в пол".

Русский сарафан - не только одежда, которая относится к области национальной истории. В несколько видоизмененном виде мы до сих пор носим такие сарафаны и летом, и зимой. Простой крой и возможность использования разных по расцветке и фактуре материалов делают такие сарафаны универсальной одеждой и для офиса, и для пляжа. А мы расскажем, как сшить их прародителя - русский сарафан.

Вам понадобится:
Плотный однотонный ситец, сатин - 2,5 метра при ширине 110 см
Цветная ткань в мелкий рисунок 2 м при ширине 90 см
Кружево или нарядная тесьма 10 м
Лист бумаги для выкроек
Измерительная лента

1. Измерьте ширину спины и груди. На листе бумаги для выкроек постойте свою индивидуальную выкройку с учетом этих размеров. Из цветной ткани вырежьте по две детали А, В и С. Это будет кокетка и лямки вашего будущего сарафана. Из остатков цветной ткани нарежьте ленты шириной 7 см, они пойдут на отделку сарафана.


2. Из однотонной ткани выкроите две трапеции. Их высоту определите с учетом необходимой длины сарафана. Длина нижнего основания - 110 см, верхнее основание у трапеций сделайте разным. Заднее полотнище должно быть на 5 см больше ширины спины, переднее - на 8 см.

3. Сшейте боковые части кокетки, обработайте тесьмой ее верхнюю часть.

4. По центру переднего полотнища пришейте отделочную ленту из цветной ткани. Пришейте ее вместе с тесьмой, которую проложите вдоль шва.

5. Сшейте боковые части переднего и заднего полотнища. Подол обработайте отделочной лентой из цветной ткани с проложенной вдоль шва тесьмой. Отгладьте подол. Верхнюю часть полотнищ прострочите крупным стежком и соберите «в кулиску» по ширине нижней части кокетки.

6. Сшейте кокетку и нижнюю часть сарафана. Прогладьте и обработайте все швы с изнанки. Лямки сложите пополам, острочите их, проложив тесьму по краю. Прогладьте лямки и отрегулируйте их местоположение и длину, надев сарафан. Пристрочите их к кокетке.

Сарафан до пола из набивного или гладкого шелка или хлопчато- бумажной ткани ярких цветов (зеленого, розового, красного, голубого и т. д.). Под сарафан надевается белая рубашка из шелкового маркизета длиной до бедер и нижняя юбка или длинная рубашка из льняного полотна. Рубашка вышивается белым мулине мушками или мелкими цветочками.

Головной убор (повязка-кокошник) из картона, обтянутого материалом сарафана, с отделкой по рисунку фигурной тесьмой, мелкими бусами и бисером. Сзади прикрепляется большой бант с длинными концами из шелковой ленты либерти шириной 10 см в цвет рубашки партнера.

Сарафан из шести частей на подкладке до бедер: по две части на перед, спину и бока. На спине и груди вытачки зашиваются вместе с подкладкой, в боках все швы — по талии, чтобы подчеркнуть фигуру. Сзади, по центру спины, складка зашивается только до талии дальше она идет свободно. Отделка из простого кружева, по-посеребренного или позолоченного порошком на клею БФ 6, с нашитой по рисунку цветной фигурной тесьмой. По центру в виде застежки проходит ряд стеклянных цветных пуговиц.

Рубаха по подолу вышивается или мережится. В бока рубахи и рукава снизу вводятся клинья. Рукав из прямого полотнища собирается несколько раз у плеча и накладывается, образуя короткое плечо. У кисти рукав вырезается зубцами и собирается на резинке, образуя оборочку. Ворот и застежка рубахи отделываются узким кружевом и белой фигурной тесьмой.

Расход ткани на костюм: сарафан — 8 м шелка вискозы, подкладку — 3 м белой бязи, рубаху — 5 м полотна, рубашку — 3 м шелка маркизета, нижнюю юбку — 4 м белой бязи.

Выкройка женской рубашки под сарафан

Выкройка русского сарафана

Косоклинный русский сарафан

Сарафан относится с давних времен к народным одеяниям русского народа, в настоящее время он очень мало встречается и почти исчез из выходного женского гардероба. Предлагаю вспомнить этот удобный вид одежды, тем более трапеция опять вошла в моду, выполненный на основе кройки старинных косоклинных сарафанов. К сарафану в раннее время надевали головные уборы, представляющие с собой прямую ровную ткань, в середине которой, вшитые три ряда резинки и сзади прикреплен бант.
Итак, перейдем к выкройке и шитью длинного сарафана: передняя и задняя части сарафана прямые, а бока соединены клиньями. Клинья необходимо раскроить по косой (тогда получится повторение первоначальных оригинальных косоклинных русских сарафанов). Боковые клинья выполняются из купонной ткани или же собираются из различных кусков материй. Между боковыми клинами располагаются полочки и спинка с накладными карманами. Ниже этих деталей располагаются застежки на пуговицы. Выкройка приложена к работе в изображении на схематическом рисунке №1.