Материал на тему: Примеры педагогического эссе "Детский сад будущего". Эссе — «Детский сад будущего

Конкурс «Воспитатель года 2012».

Эссе по теме: «Детский сад будущего».

Эссе «Детский сад будущего – это космическая мечта или реальность?

Хороший детский сад –

место очень шумное.
Если в течение получаса
вы не услышите шума и гама,
а также веселого смеха,
бегите из такого садика!

Да именно с такого, вступления я и хочу начать свое эссе «Детский сад будущего?» Вполне возможно, что кто – то считает, что важным фактором в детском саде будущего является самое современное оборудование, так же что немаловажно оснащение дошкольных учреждений необходимым спортивным, медицинским, коррекционным оборудованием, привлечением квалифицированных специалистов (логопедов , психологов, дефектологов). Компьютерный класс, компьютеризированные и технически оснащённые рабочие места воспитателей, бассейн, зимний сад, специализированные учебные кабинеты (конструирования, художественный, театральный и др.), комната психологического отдыха, релаксации, все это обязательная часть детского сада будущего? Конечно же, да. Всё это должно быть в детском саду будущего, но неотъемлемой частью такого садика должна быть атмосфера счастья, радости, чтобы можно было сказать о нем: «Наш детский сад – это планета Детства», чтобы дети в него бежали с радостью и не хотели уходить.

А возможно ли создать такой детский сад и что будет его основными приоритетами? Я думаю что возможно. Когда начинаешь представлять такой детский сад, то сразу представляешь красивое здание с башенками, колоннами, огромными цветочными клумбами, красивыми участками, оснащёнными самыми современными верандами (летней и зимней) и самыми современными детскими городками. Скорее всего - это детский сад, в котором ребенку предоставляется больше возможностей: свободы выбора в самовыражении, в развивающей среде, в общении, в направлениях развития (без помощи родителей здесь не обойтись). Так же это тот детский сад, в котором воспитатель направляет все свои творческие силы на создание таких условий, в которых ребенок полностью может себя раскрыть. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях стали современнее, эрудированнее, они осваивают новые технологии , инновационные формы работы. Заметно вырос их профессиональный уровень. Сейчас много говорят о том, каким должен быть Детский сад Будущего. Так ли это все реально в наших современных условиях? Я смею предположить, что дошкольное образование на пути создания именно таких детский садов. В последние годы стало больше внимания уделяться созданию комфортной для ребёнка образовательной среды, которая осуществляется посредством игровой деятельности, что даёт возможность ребёнку плавно перейти из беззаботного детства в школьную пору.

Так всё же, что же такое Детский сад Будущего – это мечта или реальность? А может – это реальная мечта…

Вполне возможно, что так оно и есть. Давайте посмотрим, что уже сделано для воплощения такой мечты в реальность.

Во-первых, в последние годы стало появляться всё больше детских дошкольных учреждений с разными приоритетными направлениями и это дает некоторую свободу выбора родителям, куда водить ребенка. В этом случае родители могут выбирать детский сад не только по территориальному признаку, но и по другим критериям, например: если ребёнок имеет серьёзные нарушения речи и ему необходима качественная помощь логопеда. В этом случае родители могут поместить ребёнка в логопедический детский сад, что создаёт комфортную психологическую обстановку не только для ребёнка, но и для родителей и воспитателей, которые имеют опыт работы и возможность помочь такому ребёнку.

В последнее время государством всё больше внимания уделяется демографической обстановке в стране, что привело к увеличению рождаемости. А это привело к увеличению очередей в детские сады, что послужило стимулом к возникновению совершенно новых форм дошкольного воспитания и новых типов дошкольных учреждений. Например, это создание групп кратковременного пребывания детей, созданию семейных детских садов, созданию программы «Мамин выбор». После появления таких альтернатив у родителей есть возможность выбирать не только детский сад, но и группу по времени пребывания ребёнка. Есть интегрированные группы по возрастам.

Детский сад должен иметь свой бренд, чтобы успешно продвигать свои услуги на рынке образования и воспитания по привлечению родителей и детей в свои стены. Этот фактор имеет важную роль в условиях по душевого финансирования.

Необходимо строить политику дополнительного образования , в том числе и платных образовательных услуг.

Разработка единой программы преемственности для адаптации детей к начальной школе в соответствии с Федеральными государственными стандартами и новыми образовательными стандартами. В соответствий, с которыми дети подготовительной и старшей группы должны иметь устойчивый интерес к познанию окружающего мира, что в дальнейшем научит их работать с различными источниками информации для поиска в них ответов на интересующие вопросы, что невозможно осуществить на первых этапах обучения без помощи родителей.

Во-вторых, современная подготовка воспитателей и методическое оснащение позволяют организовать работу, направленную на всестороннее развитие ребенка . В наше время активно идет поток информации, который дает педагогу творчески развиваться, реализовывать себя в своей профессиональной деятельности . Создавать устойчивую систему стимулирования успешных, творчески активных педагогов, которые добиваются результатов в своей профессиональной деятельности.

В-третьих, создаются все более благоприятные условия предметно-развивающей среды. Но, в Детском саду Будущего хочется, чтобы это была более разнообразная, функциональная, «открытая» для использования и преобразования детьми предметно-развивающая среда. Появление возможности для развития коммуникативных навыков общения не только со сверстниками, но и с взрослыми в системе, начиная с детского сада.

Создавать условия для выявления детской одарённости на ранних этапах развития. Современные методики позволяют выявлять склонность детей к той или иной области жизнедеятельности. Выявление таких склонностей и их развитие сделает ребёнка более успешным, который в полной мере сможет реализовать свой потенциал как гражданин своей страны. Поэтому в саде будущего необходима организация работы психологической службы.

В-четвертых, все чаще и больше привлекать родителей к активному взаимодействию. Это и дни «открытых дверей», выполнение совместных работ с детьми, проведение праздников, утренников совместно с родителями и для родителей, педагогические «мастер – классы» для родителей. Все чаще педагоги используют нетрадиционные формы проведения родительских собраний.

Подводя итог, всему вышесказанному хочется словами, опубликованными на сайте журнала «Обруч», которые лаконично выразили идею Детского сада будущего. Детский сад будущего – территория счастья и психологического благополучия всех детей, способных сосуществовать в коллективе сверстников; территория интересных дел, которые вместе с детьми (а не за детей) придумывают и реализуют взрослые; территория ответственности родителей за то, чтобы каждодневная жизнь их детей была интересной и насыщенной.

Итак, по мнению родителей (из статьи с сайта журнала «Обруч») детский сад будущего? Это…

· Маленькая наполняемость групп.

· Разновозрастной состав групп.

· Большие группы, но с увеличенным числом взрослых.

· Открытые «перетекающие» помещения для свободного перемещения детей.

· Помещения, наполненные самыми современными игрушками и играми.

· Помещения, в которых много расходных материалов, которые дети могут свободно использовать для игр и занятий.

· Обучение самым современным знаниям.

· Следование за интересами и потребностями самих детей.

· Большие открытые площадки для игр на воздухе.

· Закрытые внутренние дворики, в которых дети могут свободно гулять в любую погоду и в любое время.

· Естественный ритм жизни и творчества детей и сопровождающих их развитие взрослых.

· Разумно выстроенная система занятий, распределенных между специалистами.

· Полная открытость социуму.

· Посильный вклад каждого члена семьи воспитанника в жизнь группы.

· Дифференцирование и элитарность – создание специальных детских садов для интеллектуально (физически, творчески) одаренных детей.

· Акцент на событийности и интересных для детей занятиях.

· Упрощение условий для сна и питания по образу европейских детских садов.

· Упрощение ведения документации для воспитателей (использование компьютеров для хранения и обмена конспектами, описанием игр между детскими садами).

· Максимальное использование оргтехники (мультимедиа, интерактивные доски, компьютеры и пр.).

· Радикальное изменение статуса педагога, работающего с будущим поколением.

Вполне возможно, что идей детского сада будущего высказанные родителями на этом же сайте воплотятся в жизни.

Таким образом, мы видим, что воплощение мечты о создании Детских садов Будущего может быть реально достижимо в наше время. Самое главное чтобы ребёнок чувствовал себя комфортно и безопасно .

Завершить хочется словами: «Именно в мечтах рождаются новые идеи... Добиться исполнения мечты - в этом величайший смысл жизни человека...».

Еникеева Марина Евгеньевна

Воспитатель, МБДОУ детский сад № 188, г. Екатеринбург

Еникеева М.Е. Эссе "Детский сад будущего" // Совушка. 2017. N4(10)..02.2019).

Заказ № 38393

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

В.А. Сухомлинский

детский сад !

Детский сад будущего .

Именно этими словами я хочу начать разговор о Детском саде будущего.

Детский сад будущего, каким я его вижу?

Это светлый уютный дом. В этом доме есть яркие игрушки, интересные книги, удобная мебель, современное оборудование. А самое главное, в этот дом каждое утро приходят малыши, чтобы радостно и плодотворно провести день, поиграть и пообщаться с друзьями и со взрослыми, узнать что-то новое и интересное. Детский сад будущего - это второй дом, семья ребенка, сказка...

А встречают ребят в Детском саду будущего не случайные и равнодушные люди, а воспитатели и педагоги, которые живут интересами детей, влюбленные в свое дело. «Работа - лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал И. Кант. И я разделяю его точку зрения. Педагог - это проводник, связующее звено между ребенком и окружающим миром. Педагог должен помочь каждому ребенку найти свое место в жизни. Педагоги дошкольных учреждений - грамотные высококвалифицированные специалисты, которые идут в ногу со временем и любят детей, с вниманием относятся к каждому ребенку, предоставляют возможность малышам реализовать себя, исходя из их интересов, потребностей и склонностей. Это эрудированные специалисты, осваивающие новые технологии, инновационные формы работы. Это творческие люди, которые в игре делятся с детьми опытом, знаниями и умениями, дают свободу, поощряют инициативу и направляют свое мастерство на раскрытие ребенка, на развитие его личности. В Детском саду будущего воспитатели и педагоги наряду с высокими и новыми технологиями используют традиционную народную педагогику. Все дети любят сказки. Творческий педагог через сказку научит очень многому. Ребенок через сказку познает окружающий мир, усвоит нравственные ценности, модели поведения, принятые в обществе, приобщится к народной культуре. В Детском саду звучит музыка, дети рисуют, фантазируют, играют!

В Детском саду будущего также важно взаимодействие с семьями воспитанников. Родители «заражаются» положительными эмоциями и являются активными участниками педагогического процесса, играют вместе с педагогами и детьми. А дома не садят детей у телевизора, у ноутбука или с планшетом, телефоном, а вовлекают их в совместную деятельность: пойти погулять в парк, сделать поделку, почитать книгу...

В Детском саду будущего в дошкольных группах не более 15 детишек, а для их разностороннего развития работают педагог психолог, учитель- логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре. Педагоги работают с детьми, а не с "бумагами".

А ребенок, уходя вечером домой говорит: "Я завтра обязательно приду!".

Детский сад будущего... Каким он будет? Это зависит от нас, педагогов, работающих в детском саду сегодня и сейчас.

Нам педагогам, очень важно помнить, что дети - это наше будущее. И мы должны создавать все условия для их развития сейчас. А будущее наступит очень скоро и "наши дети" станут будущими родителями будущего детского сада, его сотрудниками, воспитателями... Это они построят тот самый детский сад !

«Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.» (Оскар Уайльд), так давайте объединимся, вырастим и воспитаем людей грамотных и добрых, стремящихся достичь вершин самостоятельно, умеющих отстоять свою точку зрения. В наших силах разглядеть в глазах и сердцах ребятишек тот мир, в котором будет построен Детский сад будущего .

Считается, что педагог - это одна их самых значимых, динамичных и развивающихся профессий. Педагог, будь то учитель или воспитатель, является связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим; между старшим и младшим поколением, это подчеркивает необходимость постоянного саморазвития и изменения в след социуму, техническому и культурному прогрессу, чтобы оставаться всегда «на коне», в центре всех информационных и технологических событий.

Современное общество наполненное информационными, коммуникационными и технологическими средствами в значительной мере изменяющее жизнь людей вносят коррективы в социализацию человека, в том числе и ребенка. В настоящее время сам процесс социализации (в привычном для нас понимании) заменяется на киберсоциализацию, которая осуществляется с помощью технических средств и виртуального пространства. В данном направлении педагог должен грамотно использовать весь свой внутренний потенциал, а также потенциал внешней информационной среды в целях успешного и гармоничного развития подрастающего поколения.

Также необходимо отметить, что образование, в том числе и дошкольное, является первым звеном в цепочке, ведущей к развитию высоких технологий. В отличие от науки вчерашнего дня сегодняшние методы основываются не на организации наших знаний, а на организации нашего неведения. Поэтому современный педагог должен не просто передавать ребенку свои знания и опыт, а обучить тому, как учиться, и обучить тому, как думать, а также научить воспитанников использовать в получении знаний любые способы, методы, приемы и технологии, потому что дети более открыты миру, и они познают мир, используя все органы чувств, которые дала человеку природа. Безусловно, мы должны ставить задачу развития интеллекта, развития мышления всеми доступными способами, начиная с раннего возраста. К сожалению, мы не всегда используем все достижения науки в образовании, которые мы могли бы использовать в силу различных обстоятельств.

Данные факты не противоречат тому, чтобы использовать в воспитательно-образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, в то же время ни один компьютер, интерактивный стол, планшет, телефон не заменит ребенку педагога-воспитателя. Ведь любое высокотехнологическое общество требует человека с креативными способностями, а машина, запрограммированная на действие по алгоритму, не способна осуществить развитие данных качеств в отличие от педагогических работников. Мы живем уже сегодня в обществе и не знаем, что будет завтра, мы живем в условиях информационной войны, и если наши воспитанники не будут обладать креативностью и информационными компетенциями, способностью распознавать информацию на основе не только знаний, но и совести, толерантности, эмпатии, которые им прививает педагог, то возможность говорить о том, что мы будем выстраивать высокотехнологическое общество через двадцать лет, остается под большим вопросом.

Дмитрий Иванович Менделеев сказал: «Знания без идущего рядом воспитания - это меч в руках умалишенного» - это еще раз отмечает важность педагога, учителя и воспитателя для ребенка. Ведь только мы - педагоги способны воспитать и развить умения правильно, без вреда себе и обществу, применять эти знания. В условиях наличия всевозможных технических средств, вседозволенности информации, фрагментированности знаний, клип-культуры несформированное детское сознание особо остро нуждается в педагоге-наставнике, который поможет «фильтровать» данную информацию, а также оградить от нее.

Современный мир способствует созданию определенных возможностей для развития и социализации ребенка как личности, но также провоцирует появление рисков, способных превратить данную проблему в угрозу национального масштаба. Скорость общественных перемен свидетельствует, что образование и педагоги, как его важная составляющая, с каждым днем все больше готовят новые поколения к вступлению в мир, который не является «нашим», а все более новый и неизвестный. В связи с этим педагог сталкивается с трудностями, ведь он всегда должен быть на несколько шагов впереди. Но современный ребенок, рожденный «с гаджетом в руках» может зачастую опережать любого взрослого в этой области. Дети свободно оперируют не всегда понятными словами для воспитателя: «спам», «хэштег» «зачикиниться», что является в настоящее время нормой.

На мой взгляд, педагог в современном технологическом обществе, ни в коем случае , не перестает играть какую-либо другую роль, ведь именно он является тем образом, примером для подражания, носителем знаний, который формируется у ребенка с самого детства. И порой не важно, демонстрируем мы материал с помощью технических средств обучения или это простые материалы, сделанные своими руками, главное, сколько души мы вложили в это и смогли передать детям. Ведь именно теплоту, заботу, внимание, добрый взгляд будет вспоминать наш воспитанник, пройдя через года.

Лучший способ сделать детей хорошими

Это сделать их счастливыми.

О. Уайльд.

В последнее время в нашей стране большое внимание уделяется проблеме модернизации сферы образования. Непрерывно обсуждают вопросы реформирования школы (средней и высшей), спорят о пользе и адекватности ЕГЭ, говорят о новых подходах и методиках. И в этих жарких спорах, как мне кажется, забывают о начальном звене образования – о детских садах. А ведь именно здесь начинается социализация ребенка, его воспитание и образование.

Давайте вспомним - часто говорят о роли первой учительницы в жизни каждого из нас, но почти никогда – о роли воспитателя. Что это – незаслуженная забывчивость или заслуженное невнимание? Почему очень часто воспитатели детских садов – неяркие, неинтересные, пассивные, уставшие от жизни и отставшие от нее?

Вы скажете, что я «клевещу» на работников дошкольного образовательного звена. Конечно, я не обобщаю и ни в коем случае не говорю, что все воспитатели - плохие. Однако в собственной жизни я сталкивалась именно с такими. И мое пребывание в детском саду походило на каторгу – скучную, тягостную, одинокую, невкусную. Признаюсь честно, запах обеденного супа из столовой детского сада преследует меня до сих пор – как кошмар. Именно поэтому, наверное, в моей голове есть четкий образ того детского сада, в котором бы я хотела работать и в который с удовольствием отдала бы своих детей – детского сада будущего.

Главный элемент любой структуры и системы, на мой взгляд, - это люди. Именно поэтому в саду будущего должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с маленькими детьми; кто любит их и готов учиться общению с ребятами; кто стремится постоянно расти, осваивать все лучшее и новое и приносить это в детский сад. Кроме того, воспитатель, как и вообще педагог, очень творческая профессия – думаю, только играя, сохраняя в себе ребенка, можно добиться хороших результатов в детском саду.

Таким образом, на мой взгляд, воспитателями в детском саду будущего должны работать, прежде всего, те, кто любит детей. Потому что дошкольникам со стороны взрослых важнее всего чувствовать именно любовь, заботу, внимание, ласку. Но, безусловно, в саду детей должны и подготовить к школе – обучить элементарным навыкам самообслуживания, дать первоначальные сведения о мире и окружающей жизни, преподнести соответствующие их возрасту знания и умения. Поэтому воспитатели должны владеть всеми необходимыми методиками, постоянно овладевать новыми знаниями. Только тогда детский сад станет полноценным заведением дошкольного образования.

Но, чтобы обеспечить такими сотрудниками детский сад, им должны платить достойную заработную плату. Это, конечно же, необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на «воспитательском поприще».

Но это не все. На мой взгляд, детский сад будущего должен быть оборудован всем необходимым для полноценного нахождения там детей. Это касается и ремонта в группах, и мебели, и необходимых принадлежностей для игры и учебы. Давно доказано, что человека должна окружать красота, которая незаметно, но ежесекундно формирует душу каждого из нас. Именно поэтому так важны в детском саду красивые игрушки, яркие книжки, удобная уютная мебель.

Я считаю, что нахождение в саду не должно быть для ребенка тяжелым испытанием, неприятной обязанностью, «отбыванием срока» в ожидании прихода родителей. Задача детского сада – создать маленькому человеку все условия для радостного полноценного времяпрепровождения. Главную роль в этом играет атмосфера, которая создается в детском саду, – воспитателями, обстановкой, теми занятиями, что проводятся с детьми.

В идеале детский сад должен стать для ребенка вторым домом, второй семьей. В достижении этой цели большое значение имеет индивидуальный подход к каждому воспитаннику, значительное количество внимания, уделяемое ребенку. Поэтому, я думаю, в детском саду будущего должны быть небольшие группы – до 7 человек (это практикуется сейчас в частных мини-садах). Кроме того, в саду важна кухня, которая должна быть приближена к домашней. Не секрет, что у многих детей плохой аппетит, поэтому так важна не только полезная, но и вкусная пища, приготовленная с любовью.

Таким образом, резюмируя, можно сказать, что детский сад будущего, на мой взгляд, - это дошкольное учреждение «с человеческим лицом», где все будет сделано для ребенка и ради ребенка, где будет комфортно всем членам этой большой семьи - воспитанникам, воспитателям, всем остальным сотрудникам. И тогда дети и их родители будут с благодарностью вспоминать свою «первую школу» - детский сад и своего «первого учителя» – любимого воспитателя.