Матрица Грофа. Комплекс оживления


Все мы не раз слышали о комплексе оживления младенцев, и вроде бы знаем, что это такое и как он проявляется. Но вопросы и непонимания все-таки терзают родительскую душу.

Давайте разбираться детально. Начнем с того какие характеристики входят в интересующий нас комплекс.

  • младенец замирает в 1ые секунды общения;
  • младенец зрительно сосредотачивается – как бы «рассматривает», взгляд направлен на лицо «собеседника», он долог и пристален, наибольшее внимание уделяется глазам;
  • улыбка (уже) – показатель радости;
  • оживленные движения – ручки тянуться, головка двигается, ножки вскидываются, спинка выгибается;
  • все вышеперечисленные действия сопровождаются вокализацией, т.е. голосовыми реакциями, вас привлекают возгласами и гулением.

Комплекс на то и комплекс, все данные реакции должны происходить совокупно.

Когда же развивается комплекс?

Период формирования комплекса оживления начинается к концу первого месяца. Вы скажите, что реакции оживления были и раньше. Да, малыш реагировал на любые раздражители. Но только сейчас его реакции комплексны.

Важно установить с малышом разумный контакт глаз. Ребенок в данном возрасте осознанно смотрит в глаза.

Малыш пока еще не умеет отличать лица знакомых от незнакомцев (обладание этим умением придет только к середине 1ого годика). Позже ребеночек будет насторожен при виде неизвестных людей.

В период четырех месяцев комплекс оживления модифицируется в другие формы реагирования, более сложные, они основаны на каждой отдельно взятой.

В чем же смысл комплекса оживления младенца?

С помощью данного комплекса малыш постепенно становится начинателем и побудителем общения! Малыш может заранее «сказать» родителю о своих желаниях и нуждах. Малыш постепенно попадает в среду общения, которая необходима для стимуляции развития психических функций.

Хочу отметить, как только малыш становится инициатором, позвольте ему им быть! Есть тревожные и невротичные родители, которые готовы чуть ли не спать у детской кроватке, они угадывают все желания малыша, даже если тот и не успел о них заявить. Малыш понимает, что его потребности удовлетворяются, даже не надо стараться и просить об этом.

В будущем могут появиться проблемы в инициативностью в целом. Но я не говорю, что стоит забросить малыша полностью. Запомните, не впадайте в крайности, будьте разумны, подходите ко всему с умом. Все нужды и желания малыша следует удовлетворять в нужное время и в нужном объеме. Но не предугадывайте их!

Обратите внимание! Если перечисленные реакции не появляются в нужное время – это, может быть, тревожный колокольчик. К примеру, если реакции комплекса не появляются до десятой недели, это может свидетельствовать о ЗПР или аутизме. Своевременно обращайтесь к врачу.

Комплекс оживления является той пограничной зоной, после которой заканчивается этап новорожденности, и начинается период развития психических функций малыша.

Данное развитие, как я отмечала ранее, строится с помощью взаимодействия и общения с взрослым.

Как мы уже определили, комплекс оживления – это способ коммуникации с взрослым миром. Данное общение, естественно, зависит от ситуации. К примеру, если взрослый не обращает внимания на малыша, тот в свою очередь, чтобы привлечь взрослого использует комплекс оживления, машет ручками, «приманивая» взрослого к себе. Или же наоборот, взрослый активен с малышом, как следствие комплекс не такой оживленный, как в первой ситуации.

Кульминация комплекса оживления!

Самый большой прилив счастья приходится на возраст трех – четырех месяцев. Только малыш услышит голос мамы, как активно начинает издавать разные звуки, двигаться, улыбаться. Обратите внимание на рекламы с детками, чаще всего мы видим именно малышей в таком возрасте. Малыш всегда весел, улыбчив и производит волшебные впечатления.

На данном этапе активно укрепляется связь малыш – родители. Некоторые родители говорят о том, что именно в данный период они испытали самое сильное чувство любви к своему чаду.

Есть ли улыбки после комплекса оживления?

Данный период совсем недолгий. Развитие требует более сложных форм реакции, и на смену данному комплексу приходят другие формы поведения. Данная смена происходит в возрасте четырех – пяти месяцев. Теперь маленький знает, что позвать родителя можно, не только при помощи плача, но и при помощи других звуков. Улыбка становится звонким смехом. Движениями он начинает управлять. Осознанно изучает свое маленькое тельце и мир вокруг него. В этот период малыш радуется не только маме – папе, но и другим близким людям. Также его радость вызывают игрушки!

Дорогие родители, обратите ваше внимание!

Случается, что комплекс проявляется с опозданием или же вообще не появляется. Это сигналы! Отреагируйте их, пожалуйста.

Если маленький не активничает в пять недель, не имеет фокуса на лице, не имеет реакции на голос, нет вздрагивания при резком и громком звуке, вероятно, что малыш имеет проблемы с развитием слухового и зрительного анализаторов.

Если маленький в четыре месяца реагирует на взрослого только в том случае, когда он наклонился к ребеночку почти впритык, или, увидев издали не активничает, то, возможно, он имеет проблемы с психомоторикой. Обратитесь к специалисту.

Задача для вас, дорогие мамы и папы, делайте так, чтобы максимально часто вызывать у малыша реакции оживления, всегда говорите с ним, проявляя любовь и заботу!

Растите большими и здоровыми.

Другая информация по теме


  • Как стать самостоятельным, когда ты еще совсем маленький?

Происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физическим отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания, новые температурные условия и т.п. Поэтому новорожденность с физиологической точки зрения — это переходный период, когда происходит приспособление к внеутробному образу жизни, становление собственных систем жизнеобеспечения организма.

Причины кризиса новорожденности:

Физиологические (рождаясь, ребенок отделяется от матери, попадает в совершенно иные условия, организм новорожденного должен адаптироваться к новым условиям существования.)

Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые часы его жизни). Человеческое дитя «вооружено» от рождения гораздо слабее, чем детеныши большинства животных. Человеческие действия ребенок усваивает уже при жизни.

Характерные особенности периода новорожденности: малое различение сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность. Большую часть времени новорожденный погружен в себя и просыпается из-за дискомфорта, вызванного ощущением голода, жажды, холода и др. У ребенка первых двух недель жизни единственным очевидным выражением эмоций является реакция неудовольствия на дискомфорт. Сигналы неудовольствия привлекают внимание взрослых, которые и помогают ребенку избавиться от неприятных ощущений. Положительные эмоциональные реакции в ранний период новорожденности отметить не удается, поскольку удовлетворение потребностей приводит к успокоению и засыпанию ребенка.

Какими же способностями обладает новорожденный? Прежде всего, это определенный набор безусловных рефлексов, облегчающих приспособление к новым условиям жизни:

Рефлексов, обеспечивающих работу основных систем организма (дыхания, кровообращения, пищеварения и др.), в частности сосательного рефлекса (ребенок начинает сосать вложенный ему в рот предмет), пищевого и вестибулярного сосредоточения (затихание, торможение движений), установление рефлекторного автоматизма терморегуляции (организм ребенка приспосабливается к температурным перепадам).

Защитных рефлексов (при прикосновении к векам ребенок закрывает глаза, зажмуривается при ярком свете, укол вызывает защитное отдергивание, мелькание какого-либо предмета перед лицом - зажмуривание и т.д.);

Ориентировочных рефлексов - реакций, направленных на контакт с раздражителем (поисковый рефлекс при легком надавливании на середину верхней губы, поворот головы к источнику света);


Атавистических рефлексов - рефлексы, на основе которых ничего не развивается (хватательный рефлекс, — захват пальцев взрослого, вложенных в руку ребенка; рефлекс спонтанного ползания — положенный на живот ребенок поворачивает голову в сторону и ползает без помощи рук; автоматическая походка — если, придерживая под мышки, ребенка поставить на опору и слегка наклонить, у него появятся шаговые движения, не сопровождающиеся движениями рук, и др.).

Однако на протяжении первого года жизни большинство рефлексов угасает. Зрительная и слуховая функции у новорожденных довольно примитивны, но быстро совершенствуются. На второй неделе жизни появляется слуховое сосредоточение — плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражителе и прислушивается. Развитие органов чувств происходит под влиянием получаемых ребенком внешних впечатлений. Если ребенок попадает в условия отсутствия достаточного количества внешних впечатлений, его развитие резко замедляется и наоборот. Источником зрительных и слуховых впечатлений становится взрослый. Он подносит к лицу ребенка предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает с ребенком.

Современные исследователи обнаруживают некоторые факты, свидетельствующие о врожденных предпосылках общения. Это предпочтение с первых минут жизни живых человеческих лиц, а не других зрительных изображений; способность выделять человеческий голос среди других звуков; выделение голоса матери из прочих голосов.

Ребенок в первые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям, которые ему демонстрируют. В возрасте 4—5 недель вслед за этим возникает попытка улыбнуться и, наконец, настоящая, так называемая социальная улыбка, или улыбка общения. Причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку, ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно только удовлетворения органических потребностей.

Итак, важнейшим психологическим новообразованием кризисного периода новорожденности считается именно возникновение улыбки на обращение матери. Комплекс оживления. В последующие недели складывается комплекс оживления, который служит границей критического периода новорожденности и показателем перехода к младенчеству как периоду стабильного развития. Термин «комплекс оживления» введен Н.М. Щеловановым. Возникает с 2,5 месяцев и нарастает до 4-го месяца. После четырех месяцев комплекс распадается.

Он включает в себя группу таких реакций:

1) замирание, сосредоточение на предмете, взгляд с напряжением;

2) улыбка;

3) двигательное оживление;

4) локализация.

Комплекс оживления — особая эмоционально-двигательная реакция, обращенная к взрослому. Комплекс оживления состоит в том, что ребенок сосредоточивает взгляд на лице склонившегося над ним человека, улыбается ему, оживленно двигает ручками и ножками, издает тихие звуки. Это выражение появившейся потребности в общении со взрослым - первой социальной потребности ребенка. В последующие недели эта реакция приобретает действительно развернутый комплексный характер. Возникновение инициативы ребенка в общении выражается в использовании им крика, плача для привлечения внимания к себе. Своевременность появления и степень выраженности комплекса оживления — основной критерий нормативности психического развития ребенка в первом полугодии жизни.

В комплексе зарождается координация движений. Это уже не просто движения, а попытка воздействовать на взрослого, привлечь его внимание к потребностям ребёнка. Активность со стороны малыша направлена на взаимодействие со взрослым и выражена тем сильнее, чем пассивнее взрослый. Все это свидетельствует о том, что специфическая для младенческого возраста социальная ситуация развития — ситуация неразрывного эмоционального единства ребенка и взрослого (ситуация «мы») — сложилась.

Возникновение комплекса оживления является границей между периодом новорожденности и младенчеством. Медицинский критерий конца периода новорожденности - приобретение ребенком первоначального веса, с которым он родился (ребенок теряет вес в первые две недели, а потом набирает опять).

Комплекс оживления – это эмоциональная двигательная реакция, которую выражает ребёнок по отношению к взрослому. Понятие «комплекс оживления» было введено психологом Н. М. Щеловановым в 20-е г. ХХ века. Комплекс оживления у ребенка начинает слабо проявляться приблизительно с третьей недели его жизнедеятельности.

Период новорожденности – достаточно своеобразный этап жизнедеятельности родившегося младенца. Этап новорожденности длится от начала рождения до начала второго месяца жизни. Один факт рождения является огромным потрясением. До выхода в свет существование младенца проходило в вегетативно физиологическом ритме, относительной постоянности и пребывании в щадящей среде. При выходе в свет ребёнок резко попадает в абсолютно другие условия жизни и внешнего мира. Именно из-за острых перемен в жизни период новорожденности называют кризисным.

Появившись на свет, младенец уже имеет определенный набор рефлексов. Одни рефлексы обеспечивают способность физиологической организма к окружающему миру и сберегаются в дальнейшем будущем, другие рефлексы атавистичны, проходят в первый год и больше не возникают.

Наличие рефлексов не является основой для психического развития и формирования сложных реакций. В отличие от животных детенышей, человеческий ребёнок намного меньше обеспечен врождёнными формами поведения, поскольку все человеческие поведения формируются и закрепляются у него прижизненно.

Комплекс оживления выражается замиранием и зацикливанием ребенка на предметах или звуках, после чего появляется улыбка, звуки и движения. Также комплекс оживления у ребенка сопровождается учащенным дыханием, радостными вскриками и другими реакциями.

Более интенсивно комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте двух месяцев. При нормальном развитии он наблюдается в полном комплексе. Эмоциональная двигательная реакция становится более интенсивной в периоде до трёх-четырёх месяцев, а по окончанию этого времени она распадается, трансформировавшись в более сложные паттерны поведения.

При недостатке общения комплекс оживления у ребенка может задерживаться, также могут образоваться отклонения в его выражении: неполнота составляющих комплекса оживления, реактивный характер, увеличение латентного периода, слабая интенсивность проявления компонентов.

Диагностируя уровень формирования ситуативно-личностного общения, самое большое значение придается наличию инициативности комплекса оживления. Слабое проявление каких-нибудь элементов комплекса оживления может быть симптомом физиологической или анатомической патологии деятельности различных анализаторов. Это может свидетельствовать о признаках нарушения развития организма ребенка.

Физиологическим критерием окончания периода комплекса оживления является зрительное и слуховое сосредоточение, проявление условных реакций на слуховые и зрительные раздражители.

Медицинским критерием считается достижение малышом веса, в котором он родился – это свидетельствует о здоровом функционировании систем организма.

Вокруг комплекса оживления происходит дискуссия по поводу того, является ли он дифференцированной эмоциональной реакцией ребёнка на воспринимаемые из внешнего мира воздействия или комплекс оживления является простейшим неосмысленным рефлексом. Есть сторонники первой и второй трактовки, которые придерживаются собственного мнения по этому поводу.

Комплекс оживления младенца

Первый месяц после рождения ребенка является самым сложным периодом в жизни человека. Поэтому нужно постараться, чтобы малыш был окружен спокойствием, вниманием и теплотой. Нельзя с первых дней новорожденного обрушивать на него лавину из новых впечатлений и слишком активно с ним взаимодействовать. Не нужно торопить развитие ребёнка.

Некоторые родители дают ребёнку слишком яркие игрушки или включают мелодичную музыку, и ждут, что ребёнок начнёт обращать на них своё внимание. Нужно просто подождать, когда придёт время, а не насильно вызывать эмоциональные реакции. Именно с комплексом оживления приходит всё то, чего так ждут родители.

Комплекс оживления включает в себя:

— реакция замирания в первые секунды взаимодействия с предметом;

— зрительное концентрирование – длительный и пристальный взгляд, направленный и фиксированный на объекте внимания, если малыш рассматривает взрослого, то самое большое внимание он уделяет глазам человека;

— улыбка малыша, которая теперь действительно выражает искреннюю радость;

— оживленные движения, которыми малыш показывает свою заинтересованность – он вскидывает ножки и тянет руки, движет головкой и прогибает спинку к взрослому;

Вышеописанные базовые составляющие комплекса оживления должны проявляться все вместе, поскольку именно совокупность реакций считают комплексом.

После рождения кроха испытывает сильный стресс. Он попадает в совершенно незнакомый и новый для него мир, который насыщен яркими цветами, странными людьми, перепадами температурного режима, громкими звуками и так далее.

Младенец привык к теплу, комфорту и уюту в мамином животе, размеренному стуку сердца мамы, который успокаивает и убаюкивает, поэтому очень важно в первые недели держать малыша на руках, поскольку только возле мамы он чувствует себя в безопасности.

Желательно помнить, что наличие у малыша каких-либо неврологических проблем может привести к тому, что комплекс оживления у ребенка появится не своевременно, а с небольшим задержанием. Эмоциональная двигательная реакция у ребенка возникает при появлении матери или кого-нибудь из взрослых, которые ухаживают за ним.

Комплекс оживления включает в себя такие реакции, которыми дитя встречает любящего человека – движения ручками и ножками, радостное гуление и милая улыбка. На самом деле малыш еще раньше улыбался, но во сне, и только теперь его улыбка обращается к конкретным людям.

Примерно спустя 2 недели ребёнок начинает фокусироваться на окружающих предметах, особенно на тех, с которыми ему предстоит контактировать, может разглядывать лица людей. Через месяц своей жизнедеятельности малыш становится способным различать звуки и узнавать мамин голос среди других звуков. Ещё через несколько недель он может придать всем действиям единый смысл, соединить из них цепочку – руки мамы, кормление, голос и лицо мамы. Всё это малыш определяет, как добро и реагирует на всё положительными эмоциями. Ребёнок принимает новый мир и ему нравится то, что он видит, и он счастлив, поскольку его эмоции позитивные.

Комплекс оживления появляется у ребенка в возрасте одного месяца. Подобные реакции возникали и раньше, но именно теперь они проявляются в комплексе – дитя откликается на знакомый голос и улыбается, если кто-то наклоняется над кроваткой, проводит взглядом и наблюдает на расстоянии за движениями человека.

Важным новообразованием комплекса оживления является установление осознанного зрительного контакта с ребёнком. Пока он не отличает лица родителей от остальных окружающих, и это умение приходит только к середине первого года жизнедеятельности. Спустя это время он научится улыбаться отдельным людям, а не всем подряд и настороженно, подходить и общаться с незнакомцами. Также он сознательно смотрит на людей и запоминает их.

Комплекс оживления преобразовывается в намного больше сложные формы поведения, которые основаны на каждой отдельной реакции. Такое преобразование осуществляется в возрасте четырех месяцев.

Существуют различные исследования, в которых допущена гипотеза того, что комплекс оживления – это не просто ответная реакция , которая выражает радостное возбуждение, что это является средством процесса общения с взрослыми. Если это действительно так, то комплекс оживления будет иметь различный характер, в соответствии к ситуации и в зависимости от задачи общения.

В возрасте десяти полных недель малыш начинает смотреть на маму или другого близкого человека, приветственно ему улыбаться и начинать двигаться при контакте с объектом, если это не так, то следует задуматься всё ли в порядке.

В воспитании ребёнка во всём нужно соблюдать меру. Можно разрешать ему проявлять инициативу, пусть малыш свободно выражает свои эмоции и действия. Нет необходимости все дни и ночи просиживать у детской кровати или бежать сломя голову при первом всхлипывании ребенка. Малыш привыкнет к тому, что родители всегда рядом и у него не будет потребности каждый раз привлекать внимание взрослых и прикладывать к этому большие усилия, что в будущем может сказаться на его поведении, особенно в выражении инициативности. Ну и конечно, с другой стороны, также нельзя забывать о ребёнке и в случае реальной необходимости быть рядом с ним.

С новорождённым нужно часто разговаривать. Мама должна разговаривать с малышом во время кормления, купания или в процессе переодевания, чтобы вызвать комплекс оживления.

Комплекс оживления у ребенка – это возможность малыша обратиться к внешнему миру и окружающим людям, познакомиться с ними и начать взаимодействовать. Поэтому комплекс оживления считается достаточно значимым показателем нормального здорового психического развития младенца. Молодые родители должны знать, насколько важно следить за поведением и реакциями ребенка, и в случае выявления отклонений немедленно обратиться к врачу.

Жизнь новорожденного проходит не так, как жизнь взрослого человека. Чтобы понимать мотивы поведения младенца и не обижаться на его неадекватные поступки, которые он совершает в те короткие моменты, когда не спит, следует понимать особенности его развития. В первые месяцы после своего рождения он еще абсолютно не знаком с окружающим миром. Он даже не слишком знаком с собственными родителями. Однако по мере своего развития у него возникает так называемый комплекс оживления.

Он возникает в период от 3 до 6 недель жизни младенца. Когда малыш только родился, все его восприятие направлено на изучение самого себя, а точнее, своих физиологических проявлений. Малыш только начинает изучать свое тело, которое переполнено различных ощущений. Следует понимать, что он еще не умеет собой управлять, даже ручками и ножками, не способен фокусировать взгляд и понимать все происходящее. Представьте себя, как бы вы себя ощущали, если бы вы одели новый костюм, который обладает своими функциями, а также попали в мир, где все вам неведомо и существует по непонятным законам.

Развитие малышей происходит достаточно быстро. И уже к концу первого месяца можно наблюдать так называемый комплекс оживления малыша, о котором расскажет сайт психологической помощи сайт. Выделяется он следующими характеристиками:

  1. Внимательный взгляд на мать. Малыш становится способным выделять черты маминого лица на фоне стальных лиц. Он уже задерживает на ней свой взгляд, следит за ней, наблюдает и зовет.
  2. Улыбка в ответ на мамину улыбку. Малыш начинает улыбаться, когда видит мать. Это происходит по той причине, что копирует поведение матери, а также реагирует таким образом на ее появление в поле своего зрения.
  3. Потягивание ручек к матери. Малыш начинает тянуть ручки и показывать, что он хочет быть поближе к маме. Таким образом он выражает свое отношение и радость, различными способами поворачивая головку и спинку.
  4. Разговор с мамой. Малыш еще не умеет произносить слова, как это привычно между взрослыми, однако он реагирует на то, что говорит ему мать, откликается различными звуками.

Данный комплекс первых навыков малыша возникает в конце первого месяца жизни и продолжает развиваться вплоть до 5 месяцев. А затем малыш уже по отдельности развивается каждый навык, которым уже начинает постепенно учиться управлять.

Что такое комплекс оживления?

Комплексом оживления младенца называется целый ряд навыков, которые развиваются в человеке в начале третьей недели его жизни. Эти навыки являются еще неумелыми, однако они выражаются в виде эмоций и движений, через которые малыш показывает свои желания.

Новорожденным ребенок считается в первые 3 месяца своей жизни. Рождение малыша называется кризисным периодом, после которого он еще длительное время отходит. Следует понимать, что ребенок до этого времени ни в чем не нуждался и не ощущал никакого дискомфорта. В утробе матери он имел все, что нужно. Теперь он должен функционировать самостоятельно, указывать маме, в чем нуждается, претерпевать различные ощущения в своем организме, которые возникают после контакта с различными раздражителями окружающей среды.

Малыш в первые недели только привыкает к тому, что он должен быть самостоятельным. Он уже обладает некоторым набором рефлексов, которые направлены в первую очередь на его выживание и адаптацию к окружающему миру. Многие из этих рефлексов к концу первого года жизни пройдут, однако все это будет происходить постепенно, по мере того как малыш будет обучаться сознательным навыкам.

Врожденные рефлексы не помогают малышу в освоении основных моделей поведения, которые нужны взрослому человеку. Они направлены лишь на физиологические потребности. А другие модели поведения ребенок уже будет изучать при жизни.

Что же такое комплекс оживления? Это первые навыки, которые уже указывают на реакцию ребенка на окружающий мир. Он замирает и заостряет на чем-то свой взгляд, прислушивается, затем реагирует путем крика или иных способов бури эмоций.

Наиболее полноценным комплекс оживления становится в 2 месяца. Затем он еще больше усиливается в 3-4 месяцам, после чего разрушается. Уже с 5 месяцев ребенок начинает вырабатывать свои сложные модели поведения на основе эмоционального настроя.

Все эти стадии развития являются важными и значимыми в формировании будущей личности. Каждый младенец должен быть эмоциональным и ярко проявляющим свои ощущения на первом году своей жизни. Для чего это нужно? Для того чтобы обучаться новым навыкам, моделям поведения, осваивать свой организм, быстрее адаптироваться к новому миру.

Задержка в развитии комплекса оживления наблюдается у детей, с которыми родители мало контактируют. Тогда малыш не ощущает никаких внутренних переживаний, которые повлекут за собой формирование психического настроя. При отсутствии контакта ребенка с родителями отмечается малая интенсивность эмоциональных проявлений, неполный комплекс всех составляющих, реактивное реагирование и пр.

Нередко на недоразвитость комплекса оживления влияют физиологические или психические отклонения. Неразвитость нервной системы, генетические заболевания и прочие физические факторы могут повлиять на то, что малыш будет неэмоциональным.

Завершающим этапом комплекса оживления специалисты называют способность ребенка глазами и ушами сосредотачивать свое внимание на зрительных и слуховых раздражителях.

До сих пор ведутся споры на счет того, является ли комплекс оживления сознательной реакцией ребенка или все же происходит непроизвольно, ребенок на уровне рефлексов реагирует на внешние раздражители.

Как можно повлиять на развитие комплекса оживления младенца? С первых дней его жизни не следует вступать в активное взаимодействие с ним. Малыш пока очень много спит и просыпается, чтобы покушать, что хорошо для его эмоционального и физического развития. На это время ему нужно обеспечить покой, уют и тепло. Когда малыш нуждается во внимании, следует ему его уделять.

В первый месяц не следует его привлекать яркими игрушками и громкой музыкой. Достаточно обычного общения и совместного времяпрепровождения. Уже в последующем можно будет прибегать к подобным мерам.

Комплекс оживления можно распознать по:

  • Зрительной остановки глаз на предмете или человеке.
  • Зрительному изучению предмета или человека. Если малыш смотрит на человека, то концентрируется на глазах.
  • Появлению улыбки на лице, которая указывает на радость малыша увиденному.
  • Активным движениям, которые возникают и указывают на заинтересованность малыша тем, на что он смотрит. Он может вскидывать ручки, двигать ножками, прогибать спинку и пр.
  • Голосовым выкрикам, которыми малыш привлекает к себе внимание.

Все симптомы должны проявляться в комплексе, что и характеризует сам комплекс. Они одновременно в одном промежутке времени проявляются, указывая на то, что развитие малыша происходит соответственно его возрасту.

Однако следует понимать, что малыш подобным образом реагирует на то, что ему знакомо: на людей, которые за ним постоянно ухаживают (мама, папа и пр.), и на предметы, с которыми он постоянно до этого игрался.

Если у малыша имеются какие-то неврологические нарушения, тогда возможна задержка в проявлении комплекса оживления малыша. Реакции могут возникать не одновременно, а частично. В данном случае можно проконсультироваться с детским неврологом, чтобы он посоветовал, как можно устранить проблему.

  1. Первые 2 недели сопровождаются концентрацией внимания малыша на предметах, с которыми он постоянно контактирует.
  2. Уже к концу первого месяца он начинает различать отдельные звуки и понимать, откуда они идут.
  3. Через несколько недель после этого малыш начинает осваивать каждый навык по отдельности и совершенствовать его.

Комплекс оживления сначала мало развит. Ребенок поначалу может улыбаться абсолютно всем людям, не различая, кто его мама, а кто — незнакомый человек. Однако в середине первого года жизни он уже начинает различать лица. Эмоции будут проявляться в зависимости от ситуации и эмоционального настроя, в котором малыш постоянно пребывает.

Если комплекс оживления не возникает в нужное время, следует задуматься над причинами данной проблемы. Может оказаться, что у него развиваются серьезные отклонения, например, задержка психического развития или аутизм.

Родителям рекомендуется как можно чаще и больше общаться с малышом. Однако не следует ждать от него определенных действий и проявлений. Следует позволить ему быть свободным в своих проявлениях, выражать эмоции тогда, когда ему хочется, и делать то, что хочется. Другими рекомендациями будут:

  1. Показывать ему свои эмоции, на которые он будет отвечать аналогичным образом.
  2. Окружать его интересными игрушками, на которые малыш с удовольствием реагирует.
  3. Постоянно включать в его окружение новые предметы: игрушки, развивающие коврики и пр.

Чем полезен комплекс оживления в итоге?

Возникает вопрос, зачем природа дала человеку такое явление, как комплекс оживления, с которого начинается его эмоциональное и психическое развитие. Ответом может быть лишь генетическая особенность человеческого существа, которое именно таким образом начинает впервые контактировать с окружающим миром, следить за внешними реакциями и отмечать собственные особенности.

Многие ученые отмечают, что чем раньше и полноценнее проходит этап формирования комплекса оживления, тем выше уровень IQ человек проявляет в будущем. Мы же обратим внимание на то, что не только интеллектуальный уровень важен для достижения успеха в жизни, но и EQ – эмоциональный интеллект. Данный показатель считается более важным в достижении успеха.

Эмоциональным интеллектом называется способность человека управлять и понимать не только свои эмоции, но и понимать и формировать нужные эмоции у окружающих. Поскольку современными успешными людьми становятся те, кто умеет налаживать полезные связи и контактировать с другими, комплекс оживления становится первой стадией на пути формирования EQ.

Комплекс оживления – это начало проявлений своих эмоций и понимание эмоций окружающих, первый контакт с окружающим миром на уровне эмоций, а не физиологии. Если ребенок вовремя начинает развиваться в данной области, тогда постепенно навыки совершенствуются. Он обучается не только физическому воздействию на окружающий мир, но и эмоциональному проявлению себя, взаимодействию с людьми на уровне чувств и эмоций.

Становлению эмоциональной сферы ребенка способствуют родители, которые должны следить за окружением малыша и ситуациями, с которыми он сталкивается в первые моменты своей жизни.

Новорожденный начинает свою жизнь с крика, который в первые дни носит безусловный рефлекторный характер. Первый крик - результат спазма голосовой щели. Спазм сопровождает первые дыхательные рефлексы. Некоторые ученые считают, что первый крик - это и первое проявление отрицательной эмоции: спазмы вызывают чувство стеснения. В данном случае действительно невозможно различить мышечную реакцию и эмоциональное отношение - у новорожденного еще нет никакого жизненного опыта. Однако можно утверждать, что уже в первые дни жизни ребенок криком отвечает на неприятные ощущения, связанные с потребностью в пище, сне, тепле: основанием для крика служат голод, мокрые пеленки и т.д.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач. Плач становится естественным выражением всякого рода страдания, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определенные проявления положительной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого - начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сделать вывод, что для возникновения положительной эмоции недостаточно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при которых ребенок может испытать радостное переживание. Но само такое переживание вызвано получением впечатлений, связанных со взрослым.

комплекс оживленности ребенка

В период от четырех до шести недель ребенок, уже научившийся с помощью матери выделять взрослого, быстро овладевает разнообразными средствами общения. Младенец теперь уверенно отыскивает глазами взрослого, поворачивается на звук его шагов, замечает его издали на большом расстоянии. Он сосредоточенно рассматривает лицо матери (особенное внимание привлекают ее глаза), вслушивается в звуки ее голоса. В ответ на обращения матери он улыбается, внимательно смотрит на нее, оживленно двигает конечностями и издает разнообразные звуки.

Картина радостного поведения младенца была названа учеными «комплексом оживления». Комплекс оживления включает четыре основных компонента:

1 – замирание и зрительное сосредоточение – долгий, пристальный взгляд на взрослого;

2 – улыбку, выражающую радостные эмоции ребенка;

3 – двигательное оживление – движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки и пр.;

4 – вокализации – вскрики (громкие отрывистые гласные звуки), гуканье (тихие короткие звуки типа «кх», «гк» и пр.), гуление (протяжные звуки, напоминающие пение птиц, - «гуулллиии» и пр.).

Все эти компоненты наблюдаются в поведении младенца одновременно (отсюда и название «комплекс»). Комплекс оживления складывается примерно к двум месяцам, и его интенсивность нарастает вплоть до четырех месяцев. После этого возраста комплекс оживления начинает «распадаться», то есть отдельные его компоненты становятся относительно независимыми, и возникают новые формы поведения ребенка.