Методическая разработка «Гендерное развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Гендерное воспитание детей

Гендер – это социальный пол человека, формирующийся в процессе воспитания. Гендер представляет собой культурные, социальные и психологические различия женщин и мужчин.

Гендерное воспитание направлено на:

· освоение женских и мужских ролей, которые приняты в обществе,

· освоение культуры взаимоотношений со своим и противоположным полом,

· овладение умениями и навыками, необходимыми для реализации гендера.

Это чётко видно в играх детей дошкольного возраста: девочки играют в дочки-матери, укладывают кукол спать, готовят обед, лечат. Мальчики же устраивают гонки игрушечными машинками, строят башни и гаражи, стреляют из пистолетов.

Гендерное воспитание неотделимо от общего процесса воспитания ребёнка, оно является его неотъемлемой частью.

Конечно, в первую очередь родители и воспитатели должны ориентироваться на заложенные природой особенности нервной системы и черты характера ребёнка. Например, девочка может быть неугомонной заводилой и сорвиголовой, а мальчик – спокойным, тихим и робким.

Эти психологические особенности необходимо учитывать. Но при этом развивать и те качества, которые будут необходимы в будущем для выполнения гендерной роли. Будет прекрасно, если девочка, вырастая, сможет быть мягкой, милой, нежной в семье и амбициозной, настойчивой в карьере. Или мальчик будет целеустремлённым, активным, но при этом со спокойным, добрым и отзывчивым нравом.

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста Осознание своего пола и идентификация с ним возникает в период с 2 до 3 лет. Постепенно ребенок понимает, что гендерная принадлежность всегда постоянна и не меняется со временем. В основе подхода к половому развитию малышей лежат различия по внешним признакам и необходимость учета социально-биологических характеристик. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье заключается в особой организации учебной работы. Это связано с различиями в структуре головного мозга и его деятельности, а также отличиями в темпераментах девочек и мальчиков. У юных представительниц женского пола левое полушарие развивается раньше, поэтому они быстрее начинают говорить, и им до определенного возраста ближе рационально-логическое мышление. Мальчишки подвержены бурным проявлениям эмоций, у них часто меняется настроение. Девочкам ближе занятия в небольших группах, а маленьким мужчинам нравятся соревнования, совместные, подвижные игры.



Гендерные детские типы Половое различие включает в себя следующие составляющие : когнитивное самосознание, эмоциональнуюя идентичность, специфику поведения. На основе этих компонентов рождаются гендерные типы, которые подвергаются классификации. К какому из них будет ближе чадо, зависит от родителей. Рассмотрим характеристику детей по гендерным типам: Маскуллинный ребенок. Он стремится к независимости поведения, с уважением относится к авторитету. Чаще нуждается в общении со значимым мужчиной. В основном такие дети ориентированы на достижение высоких результатов в определенных областях, стремятся к лидерству, любят соревнования. При общении со сверстниками склонны к авторитаризму, не терпят возражений. Феминный ребенок . Мальчики этого типа имеют проблемы в общении со своим полом. Они не проявляют самостоятельности, инициативу, осторожны и отличаются зависимым поведением. Ребенка необходимо поддерживать, проявлять веру в его возможности. Часто не хочет общаться с маскулинным типом. Андрогинный ребенок . Тип проявляет высокую активность в общении с детьми любого пола. Он самостоятелен, нередко достигает высоких результатов. Старается преодолевать трудности без помощи посторонних. Маскулинные качества проявляются в оказании помощи слабым, и их защите. Недифференцированный тип. Ребенок пассивен, избегает контактов, не стремится к достижениям. Нет ярко выраженного стиля поведения. Мамы и папы оказывают основное влияние на формирование гендерного типа. Неправильное восприятие особенностей своего пола часто возникает в неполных или неблагополучных семьях. В основном система обучения осуществляется мамами, нянями, воспитателями женского пола. Работа с детьми в дошкольных учреждениях должна основываться на половых отличиях. Так, в образовательном процессе нужно учитывать разное восприятие информации у мальчиков и девочек. Для первых предпочтительнее опираться на визуальные средства, а для вторых - на слуховые. При занятиях творчеством нужно помнить, что у мальчиков движения кисти рук отстают от малышек на полтора года. Маленьким мужчинам необходимо давать работу проще или осуществлять индивидуальный подход. Когда воспитатель оценивает деятельность детей, то и в этом случае учитываются половые различия. Например, интонация речи, форма оценки, присутствие людей, наиболее важно для девочек. Для мальчика - это оценка самого результата, а не способа достижения. Также он способен совершенствовать свой труд. Гендерное воспитание детей дошкольного возраста не обходится без игры. Мальчикам свойственны активные, шумные занятия, а девочкам – тихие, чаще всего ролевые на семейно-бытовые темы. Конечно, воспитателям спокойнее, когда дети занимаются малоподвижными играми, но тем самым ограничивается развитие личности маленьких мужчин. Хорошим времяпрепровождением будут ролевые занятия с учетом гендерных различий или игры в театр. - Читайте подробнее на.

Музыкальное развитие Во время проведения занятий такого рода мальчикам нужно уделять внимание разучиванию элементам танца, которые требуют ловкости и силы, а девочкам – мягкости и плавности. Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста учитывает обучение навыкам ведущего партнера по танцам. Песни, в которых есть указание на различия полов, тоже способствуют формированию необходимого поведения.

Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье должно быть взаимосвязано. Поэтому очень важно с ранних лет закладывать детям знания об особенностях своего пола. Это подразумевает повышенное требование к самим родителям, к их поведению и образу жизни

ИРИНА БРАТЦЕВА
Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

Гендерное воспитание детей дошкольного возраста .

1. Классификация гендерных типов

Под «гендером » принято понимать социальный пол человека, который формируется в процессе воспитания личности . Гендер указывает на социальный статус личности и ее социально-психологические характеристики, которые связаны с полом человека и возникают в процессе взаимодействия с другими личностями в рамках определенной культуры. В понятие гендер также входят психологические, культурные и социальные отличия между женщинами (девочками) и мужчинами (мальчиками) .

Когнитивный или гендерное самосознание (Я знаю, что я мужчина / женщина) .

Эмоциональный или гендерная идентичность (Я ощущаю себя мужчиной/ женщиной) .

Поведенческий или гендерные роли и специфика поведения (Я веду себя как мужчина/ женщина) .

Выделяют 3 гендерных типа :

Классификация гендерных типов .

Гендерный тип Характеристики мужчин Характеристики женщин

маскулинность Энергичные, свободолюбивые, честолюбивые, не слишком чувствительны Имеют сильную волю, могут соперничать с мужчинами

феминность Ценят человеческие отношения, чувствительны Нежные, заботливые, верные

андрогинность Сочетают чувствительность и продуктивность Могут решать мужские задачи, применяя женские средства (коммуникабельность, гибкость)

Маскулинность – выражение предпочтения инструментальных стилей деятельности, энергичность, напористость, способность к значительному, но кратковременному усилию;

Феминность - приверженность к видам деятельности, связанным с коммуникацией, восприятием нюансов , тонкостью чувств, способностью к поддерживанию активности, которая не требует значительных усилий, длительное время;

Андрогинность – проявление маскулинных и феминных черт одновременно.

2. Актуальность гендерного воспитания .

Актуальность и важность основ гендерных знаний в системе образования выражается в следующих документах :

Указания Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при Правительстве РФ от 22 января 2003 года.

Приказ Министерства образования от 17 октября 2003 «Об освещении гендерных вопросов в системе образования» .

Приказ предусматривает введение в образовательные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки управленческих кадров, преподавателей и учителей специальных курсов по изучению основ гендерных знаний , гендерной политики , методов гендерного подхода в управлении образовательными процессами.

План мероприятий по реализации гендерной политики в сфере образования был предложен в Распоряжении Министерства образования РФ от 22.04.03 «О разработке мероприятий по реализации тендерной политики в системе образования на 2003 год» (Приложение 1 - 3) .

В настоящее время проблема гендерного воспитания детей стала очень актуальной. Среди причин можно отметить следующее :

Унификация полов, феминизация мужчин и маскулинизация женщин;

Притупление чувства гендерной принадлежности ;

Рост неадекватных форм поведения среди молодежи;

Рост проблем, связанных с одиночеством и нестабильностью супружеских отношений.

Актуальность гендерного воспитания обуславливается также и тем, что отечественная педагогика в основном ориентируются прежде всего на психологические и возрастные особенности ребенка , хотя многие педагоги уже начали учитывать разницу психо-физиологических особенностей, интеллектуальных способностей и способах восприятия , потребностей и социальном поведении детей разного пола . Система дошкольного воспитания сильно фиминизирована, да и дома значительная часть семей растет в неполных семьях. Такая ситуация имеет очень негативное влияние, особенно для мальчиков.

Однако именно в дошкольный период происходит определение и принятие гендерной роли . В возрасте 2-3 года дети начинают осознавать свой пол и идентифицируют себя. В период от 4 до 7 лет вырабатывается гендерная устойчивость . Малышам становится ясно, что гендер – явление постоянное, что из мальчиков вырастают мужчины, а из девочек – женщины. Приходит понимание, что принадлежность к тому или иному полу не меняется в зависимости от личных пожеланий ребенка или ситуации.

Гендерное воспитание - комплексный процесс, который проявляется в любом виде деятельности. В основе гендерного подхода лежит дифференциация по половому признаку, учет социально-биологических характеристик детей в воспитательно -образовательном процессе. При гендерном подходе в организации учебной деятельности дошкольников при помощи отбора форм, содержания, темпов, методов и объемов образования создаются наилучшие условия для усвоения знаний детьми.

Дифференцированный подход к обучению девочек и мальчиков связан со следующими особенностями :

3. Психологические особенности развития мальчиков и девочек в различных видах деятельности

Мозг мальчиков и девочек развивается в разные сроки, в разной последовательности и даже в разном темпе. У девочек раньше формируется левое полушарие мозга, которое ответственно за рационально-логическое мышление и речь. У мальчиков левое полушарие мозга развивается медленнее, поэтому образно-чувственная сфера доминирует до определенного возраста .

Мальчикам свойственно более изменчивое настроение, их сложнее успокоить. Девочки, как правило, эмоционально более стабильны.

Мальчикам свойственна подвижность, они растут более выносливыми, проявляют негативные эмоции ярче. Девочки более восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих, речь появляется раньше. Мальчики любят совместные игры, при этом любят соревноваться между собой и устраивать потасовки. Девочкам свойственно, особенно после периода 2 лет, игра в небольших группах, для них важна интимность обстановки, отчуждение, сотрудничество.

Образовательный процесс.

В процессе обучения важно учитывать, что девочки и мальчики воспринимают информацию по-разному. Если для девочек важно слуховое восприятие , то для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, основанные на зрительном восприятии .

Изобразительная деятельность

Занятие по изобразительной деятельности следует проводить таким образом, чтобы каждый ребенок, независимо от пола, мог выразить то, что ему эмоционально значимо или интересно. Во время обучения на занятиях лепкой, аппликацией или рисованием следует помнить, что движения кисти руки у мальчиков по своему развитию отстают от кисти девочек на 1,5 года.

Оценивая результаты деятельности детей и их поведения , следует помнить, что девочкам важна интонация и форма ее оценки. Положительная оценка в присутствии других детей или родителей очень значима для девочек. При этом для мальчиков важна оценка того, что он достиг результата. Каждый новый навык или результат, который удалось получить мальчику, положительно влияет на его личностный рост, позволяет гордиться самим собой и стараться достичь новые цели. Однако именно мальчикам свойственно при достижении определенного результата совершенствовать это умение, что приводит к рисованию или конструированию одного и того же. Это требует понимания со стороны педагога.

Игровая деятельность.

Замечено, что стили и содержание игр у мальчиков и у девочек отличаются друг от друга. Для мальчиков свойственны подвижные, шумные игры, для девочек – более тихие, на семейно-бытовые темы. Для воспитателей ближе второй тип игр, так как не связан с вероятностью повышенного травматизма и шума. В результате будущие мужчины лишаются истинно мальчишеских игр, и это имеет негативное влияние на их развитие как личности.

Воспитателю очень важно так организовать игровую деятельность детей , чтобы дети в процессе совместных игр имели бы возможность действовать сообща, в соответствии с гендерными особенностями . При этом мальчики берут на себя мужские роли, девочки – женские. Помогает в этом и театрализованная деятельность.

Музыкальные занятия.

Различные виды музыкальной деятельности можно проводить с учетом гендерных особенностей детей .

Музыкально-ритмические движения учитывают гендерный подход следующим образом – мальчики разучивают элементы танца и движения, требующие ловкости, мужской силы (бравые солдаты, наездники, девочки учатся мягкости и плавности движений (упражнения с лентами, мячам, хороводы) .Разучивая танцы (кадриль, полька, вальс, мальчики получают навыки ведущего партнера, девочки учатся изящным и грациозным элементам танца.

Игра на музыкальных инструментах организуется дифференцированно – мальчики играют на барабанах, ложках, девочки - на колокольчиках и бубнах.

Игры и песни о девочках и мальчиках способствуют развитию у ребенка представления о своем поле и его позитивному принятию.

Театрализованная деятельность.

Один из приемов гендерного воспитания проявляется в театрализованной деятельности. Мужские и женские костюмы, сказки и стихи, постановка спектаклей, посредством синтеза музыки, художественного слова и танца, позволяют овладеть традиционными свойствами личности – женственности для девочек и мужественности для мальчиков. Одно из проявлений такого подхода – организация тематических праздников для девочек и для мальчиков.

Физическое воспитание .

Мальчики и девочки занимаются вместе, но методические приемы учитывают гендерные особенности :

Различие в выборе упражнений только для девочек (работа с лентами) или только для мальчиков (работа на канате)

Различие в продолжительности занятия (девочки прыгают 1 минуту, мальчики – 1,5)

Различие в дозировке (девочки делают упражнение 5 раз, мальчики 10)

Различие в обучении определенным двигательным движениям (прыжки со скакалкой легче выполнять девочкам, а метать на дальность – мальчикам, это требует разных методических подходов – выбор подготовительных упражнений, вспомогательного оборудования, разного числа подходов)

Различие в выборе оборудования (девочкам более легкие гантели, мальчикам – более тяжелые)

Ориентировка в пространстве (для мальчиков характерно дальнее зрение. Для девочек – ближнее, исходя из этого мальчикам выделяется большая часть зала, нежели девочкам)

Различие в требованиях к качеству исполнения упражнений (от мальчиков требуется больше ритмичности, четкости, от девочек – пластичности, грациозности)

В подвижных играх распределение ролей определенным образом (девочки – пчелки, мальчики – медведи)

Акцентирование внимания на том, что есть мужские и женские виды спорта.

Девочек и мальчиков нельзя воспитывать одинаково . Но есть определенные ценности, нормы поведения и запреты, которые должны усвоить все, независимо от пола, важные в любом обществе : толерантность, уважение к себе и другим, умение делать выбор, умение нести ответственность, милосердие.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА: «Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста»

1. Введение
2. Глава 1. Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста
3. Глава 2. Воспитание и развитие детей 5-7 лет на основе гендерных особенностей мальчиков и девочек
4. Глава 3. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности
5. Глава 4. Выявление уровня сформированности полоролевых взаимоотношений у старших дошкольников
6. Глава 5. Эффективность работы по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии старших дошкольников
7.Заключение
8.Библиографический список
9. Приложения
10. Приложение 1. Перспективное планирование по проведению НОД с детьми старшего дошкольного возраста по формированию гендерной принадлежности
11. Приложение 2. Перечень гендерных игр для мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста
12. Приложение 3. Картотека дидактических игр гендерной направленности
13. Приложение 4.Консультации для родителей
14. Приложение 5. Консультации для педагогов

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентируют нас, педагогов дошкольных организаций на гендерный подход в воспитании детей.
Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.
Актуальность гендерного воспитания на данный момент огромна, т.к. направление программы гендерного воспитания учитывает и то, что современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Гендерное воспитание в ДОО призывает к тому, что нам всем хочется, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы. Мы также желаем, чтобы мальчики и мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
Разнополое воспитание в ДОО во многом опирается на индивидуальные особенности конкретного ребенка, зависит от тех примеров поведения женщин и мужчин, с которыми маленький человечек постоянно сталкивается в семье. Многие родители указывают на этот воспитательный момент и считают, что больше ничего делать не нужно. Дети и так скопируют автоматом каждый свою гендерную роль. Проблема состоит в том, что зачастую, современным детям сложно воспитать себя самим, т.к., например, папа редко бывает дома, а мама ассоциируется сразу с двумя полами. Или же образец с папой вообще недоступен. Настоящим выходом из сложившейся грустной ситуации является целенаправленное гендерное воспитание.
Цель: выявить условия полноценного воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Гипотеза – предполагалось, что организация гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста позволит благоприятно воздействовать на личностное развитие ребёнка.
Объект исследования – организация гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности организации гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по гендерному подходу в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.
2. Провести входную диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.
3. Составить целенаправленный тематически-перспективный план работы гендерного подхода в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста в ДОО и дома.
4. Воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
5. Провести итоговую диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.

Глава 3. Организация гендерного подхода к детям в разных видах детской деятельности

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии: средства, методы, формы.
Средства охватывают народные игры, сказки, пословицы, поговорки, колыбельные песни и т.д. В совокупности они способствуют овладению полоролевым опытом, ценностями, смыслом, способом поведения. Иными словами, обуславливают развитие нравственно-волевых качеств, которые характерны как для мальчиков, так и для девочек.
Методами выступают познавательно-развивающие этические беседы, специально организованные проблемные ситуации, игровые и реальные диалоги, театральные, имитационные, сюжетно – ролевые игры, драматизации, сюжетно-образные, символические, моделирующие жизненно значимые ситуации, схемы, состязательные игры, конкурсы, турниры-викторины.
Форма организации - деятельность игровая, интеллектуально-познавательная, рефлексивная, экспериментальная, проблемно-поисковая и др. Целостный процесс полоролевого воспитания представляет собой систему, которая выстроена согласно определенной логике.
Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста я применяю в течение трех лет, начиная со средней группы МБДОУ МО г. Краснодар «Центр – детский сад №23».
Свою работу я начала в начале учебного года с детьми средней группы.
Работу начала с создания в группе предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка. В оформлении средней, а теперь и старшей группы я использую простейшие маркеры гендерных различий. В туалетной комнате на дверках туалета разместили рисунки мальчика и девочки, указывающие на то, кому каким туалетом пользоваться, то же самое сделали и над раковинами. В игровой зоне используются метки для мальчиков и девочек. В группах для игровой деятельности мальчиков и девочек отведено разное пространство, где игрушки подобраны с учетом полового признака, но и также организованы места для совместной деятельности. Совместная деятельность направлена на обеспечение детей знаниями о представителях двух противоположных полов, профессиональной деятельности мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической культуре. Гендерный подход находит свое отражение в моей группе при организации различных видов трудовой деятельности.
Я старалась обогатить детей знаниями, проводила беседы с использованием иллюстраций, художественной литературы, продумывала проблемные ситуации с этическим содержанием. Очень интересно проходили дидактические игры: «Кто, чем любит заниматься?», «Что кому?», «Я расту», «Что общего, чем отличаемся?», «Я такой, потому, что…», «Кем быть?», «Одень мальчика, одень девочку».
В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В средней группе были созданы условия для игр «Военные», «Моряки», «Шоферы», «Строители» и т.д. Для девочек оборудован «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами.
При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки - женские. Мальчики совместно с девочками с удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Школа», «Больница», «Магазин», «Ожидаем гостей».
Народные игры носят опережающий характер в плане проигрывании самых разнообразных сторон жизни. В их подборе нам помогал музыкальный руководитель. Использую игры «Во - кузнице», «Посмотрите-ка, у нас-то в мастерской», «В тёмном лесе», «Царевна-королевна», «Было у матушки двенадцать дочерей», «В хороводе были мы!», «Золотые ворота», «Ласточки и ястребы».
Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе много разнообразных конструкторов, а в старшей группе были приобретены конструкторы с мелкими деталями. Для девочек приобретено много различных мозаик.
Внедрение гендерных технологий в группе происходит посредством народных игр, сказок, пословиц, поговорок, материнского фольклора.
Сказки – сильное средство воспитания любви к ближнему. В них отражены не только требования народной морали, но ещё даны образцы нравственного поведения. Доступны и близки детям старшего возраста русские народные сказки «Крошечка – Хаврошечка», «Морозко», «Рукодельница и Ленивица», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», « Иван – царевич», «Царевна – лягушка», «Кощей бессмертный», «Финист – ясный сокол», «Каша из топора», «Илья Муромец» и д.р. Мальчиков и девочек сказки учат послушанию, любви к земле родной, народу, учат почитать родителей, быть добрым, справедливым.
Пословицы и поговорки – это своеобразный моральный кодекс, свод правил поведения. Используются в течение всего дня. Например: «Вся семья вместе, так и душа на месте», «Сын мой, а ум у него свой», «Хорошему хозяину и день мал», «Коса – девичья краса», «Без смелости, не возьмёшь крепости», «На смелого собака лает, а трусливого кусает» и д.р. У меня создана картотека.
Охотно использую в образовательном процессе игровое моделирование и прогнозирование ситуаций. Прогнозирование заключается в том, что детям предлагаются ситуации, в которых необходимо спрогнозировать свои действия. Используется метод проблемной ситуации «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка? Как необходимо вести себя мальчику (девочке), чтобы не случилось неприятностей?»
Например: Таня и Катя не поделили коляску.
- Что может произойти, если никто не уступит?
- Как исправить такое положение?
Моделирование – каждая ситуация включает проблему и ряд действий, где ребёнку предоставляется право выбора.
Например: У Кристины день рождения. Ты: - даришь ей свой рисунок;- поздравляешь её;- не обращаешь внимания;
Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляем дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. На таких занятиях используем следующие методические приёмы для учёта половых особенностей дошкольников:
Различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек (мальчики работают на канате или отжимаются, а девочки с лентами, обручем);
Различия в дозировке (мальчики отжимаются 10 раз, а девочки -5);
Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке - девочкам);
Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки);
Различия в оценке деятельности (для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как)
Акцентирование внимания детей на мужские и женские виды спорта.
В моей группе ведётся работа по оснащению спортивных уголков в группах в соответствии с потребностями мальчиков и девочек. Я стараюсь максимально учесть их интересы.
Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль) мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально-ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения, требующие мужской силы, ловкости, (наездники, бравые солдаты), у девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).
Песни и игры о мальчиках и девочках способствуют развитию представлений ребёнка о своём поле. Неоценимую помощь в решении задач воспитания детей с учётом их гендерных особенностей оказывает народный фольклор (потешки, пестушки, дразнилки поговорки, народные игры). Овладению традиционными свойствами личности: мужественности – у мальчиков и женственности у девочек помогают и такие средства воздействия, как художественное слово (сказки, былины, стихи, рассказы), и элементы мужских и женских костюмов. Наиболее полно всё это используем при театрализации.
Организацию познавательной деятельности, используя по преимуществу: зрительные стимулы для мальчиков и слуховые - для девочек; более подробное объяснение творческих заданий для девочек и указание лишь принципа их выполнения для мальчиков; развитие пространственных умений девочек, активизация их работы с конструкторами в совместной с мальчиками деятельности.
В продуктивной деятельности тоже осуществляется гендерный аспект. Мои дети и в средней и в старшей группе рисуют свою семью, по этим рисункам можно определить, кто в семье – главный. Какие роли в семье у мамы и у папы. Также дети рисовали портреты своих мам. На все праздники дети изготавливают подарки для мам, пап, бабушек и дедушек. А на день Святого Валентина один мальчик подарил «валентинку» девочке. Очень дети любят аппликацию, девочки любят вырезать цветы, а мальчики – кораблики.
Для реализации задач по гендерному воспитанию детей разработала тематическое планирование по разделам:
1.«Мужчина и женщина - какие они? »
Цели: сформировать представления о роли и занятости мужчин и женщин в семье, об их взаимоотношениях; рассказать о мужских и женских профессиях, о характерных чертах характера.
2. «Я – мальчик, будущий мужчина.
Я – девочка, будущая женщина».
Цели: сформировать предпосылки мужественности и женственности, правильное понимание будущих женских и мужских ролей.
3. «Маленькие рыцари и маленькие принцессы».
Цели: способствовать представлению о различиях между мальчиками и девочками - как во внешнем облике, так ив характере и поведении; воспитывать культуру общения.
Методами и приемами формирования гендерных представлений у дошкольников являются: беседы (тематические о семье, о профессиях-мужских и женских) ; с мальчиками, с девочками, по худ.литературе) ; игры (словесные: «Пожелания», «Вежливые слова»; дидактические: «Профессии. Ассоциации», «Веселый гараж», «Собери чемодан», «Половинка к половинке»; подвижные: «Сороконожка», «Карусель»; игры-упражнения: «Схемы-действия», «Кто живет в твоем сердце? »; сюжетно-ролевые: «Поликлиника», «Семья», «Кафе»); организация совместной деятельности (познавательная деятельность, коммуникация, физ. культура, художественное творчество, музыка, праздники и развлечения).
В рамках проектной деятельности был реализован познавательно-творческий проект: «мальчики и девочки». Цель проекта – создание условий для естественного развития детей дошкольного возраста в ДОУ и в семье с учетом гендерных представлений. Итогами реализации проекта стали музыкальные праздники, творческие работы детей «Папин портрет» и «Портрет моей мамы», «Букет для мамочки», фотовыставка.
Уделяется внимание работе родителям по данному вопросу: Создан информационный уголок по гендерному воспитанию, куда выставляются методические рекомендации «Мальчики и девочки», папки-передвижки «Будущая женщина, или как правильно воспитывать девушку» и «Будущий мужчина, или как правильно воспитывать мальчика», советы родителям «Как воспитывать сына и дочку», «Детские игры – дело серьезное».
Проводятся совместные мероприятия с родителями, праздники «А ну-ка, папа! » «Моя мама лучше всех». Главное цель всех мероприятий совместной деятельности – дать родителям знания воспитания их собственного ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, стимулировать пересмотру своей воспитательной позиции.
Для определения результативности работы проводилась диагностика уровня знаний и представлений по всем задачам гендерного развития детей, которая показала, что уровень развития девочек выше, чем мальчиков. У детей расширился кругозор, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины; выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными к мальчикам.
В заключении хочется подчеркнуть, что какие семена мы посеем в сознании ребенка сегодня, такие и всходы они дадут в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в своем опыте я показала, что детям дается уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе.
У детей формируем умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные роли (матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются:
1. гендерно - ориентированное поведение;
2. навыки гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников;
3. нравственные качества, принятые в обществе;
4. развиваются коммуникативно - речевые навыки;
5. развиваются мышление, память, воображение.
Основываясь на результатах своей практической деятельности по использованию гендерного подхода в воспитании и развитии детей 5-7 лет, можно сделать вывод, что данная проблема решается не только на занятиях, но и в повседневной жизни, и зависит от методов, средств и приемов воздействия на детей. Повышение уровня знаний детей об адекватной полу модели поведения возможно, если используется системный подход, применяются секционные и кружковые формы работы, различные инновационные методы и приемы. Используя новые технологии в организации работы по полоролевому воспитанию старших дошкольников, можно добиться положительных результатов.
Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. Специфика процесса гендерной социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по половому воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация полоролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.
Организация жизни детей в детском саду с учетом гендерных различий очень заинтересовала детей. Они с большим удовольствием включались в разные виды деятельности, принимали на себя соответствующие роли.
В результате проведённой работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу.
Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением.
Я буду продолжать эту работу и в подготовительной группе. В перспективе планирую в соответствии с ФГОС дошкольного образования проводить работу по формированию интегративных качеств личности воспитанников с учетом гендерного подхода.
Планируем подготовить и провести праздник - конкурс маленьких принцев и принцесс, где будет сделан акцент на лучшие мужские и женские качества.
Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.
Буду продолжать и работу с родителями по вопросам гендерного воспитания. Планирую организовать работу семейного клуба. Эта форма работы очень эффективна при формировании детско-родительских отношений, при воспитании положительных привычек.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола.
Думаю, наша совместная работа поможет детям моей группы стать настоящими людьми.

Зміст статті:

Гендерное развитие и воспитание детей дошкольного возраста

Все чаще современная литература о воспитании детей делает упор на гендерном развитии и воспитании подрастающего поколения. Подобные же источники советского периода основывались лишь на усредненных данных в воспитании и обучении детей, которые расценивались в качестве эталона: все воспитывались одинаково, и мало кто представлял себе данный процесс как-то иначе, не по-книжному.

Современное же воспитание/образование построено на индивидуализации каждого ребенка и основывается на особом подходе к личности и внутреннему миру воспитанника. Вылезшие «не по книжке» зубы, самостоятельное хождение без опоры в 6 месяцев, аллергия на «тысячу» продуктов уже не являются чем-то неправильным и необычным. Прогрессивные педагоги и родители теперь уже прислушиваются не только к мнению именитых педагогов и психологов, но и к самому ребенку, его особенным желаниям и потребностям.

Одним из важных моментов такого прогрессивного воспитания является осознание того, что все дети различны не только в поведении и степени умственного развития, но и по своей природной индивидуальности: необходимо четко понимать, что воспитание ребенка-мальчика отличается от воспитания ребенка-девочки. Как? Читайте ниже.

Особенности развития и воспитания мальчиков

Принято считать, что мальчишки позже начинают говорить, ходить, неумело занимаются творчеством, плохо читают и некрасиво пишут. Но! Все это же мы можем найти и у девочек, просто мальчики несколько по-иному выражают себя, а что касается физического развития до самостоятельного хождения – это лишь природная данность и степень желания малыша постигать окружающий мир. И не стоит забывать о темпераменте ребенка и его наследственности.

Однако, есть и особые черты в развитии мальчиков, опираясь на которые необходимо строить воспитательный и образовательный процессы. На них хотелось бы и акцентировать ваше внимание.

  • В возрасте до восьми лет мальчики более остро распознают звуки, чем девочки.
  • Мальчикам интереснее и комфортнее выбирать для себя занятия, в которых необходимо активизировать «дальнее» зрение: игра в салочки, метание дротиков, игра в снежки.
  • Мальчишки имеют меньшую чувствительность кожи, в отличие от девочек, поэтому им практически не известен телесный дискомфорт.
  • Для полноценного общего развития мальчикам необходимо достаточно просторное поле действий со всевозможными вертикалями для лазанья, подлезания, прыжков.
  • Мальчикам свойственно интересоваться точными строениями и различными техническими деталями (их движение). К примеру, они чаще всего будут рисовать именно технику и всевозможные механические вещички.
  • Мальчишкам свойственно задавать вопросы, направленные на ожидание максимально конкретных ответов на них (да/нет).
  • Мышление мальчиков, чаще всего, намного интереснее и нестандартнее мышления девчонок. Однако будущие мужчины порой просто не могут правильно выразить свои мысли, потому часто замыкаются в себе, что, как правило, получает неправильную осуждающую оценку окружающих. Но даже несмотря на это, в голове мальчика постоянно идет мыслительный процесс, направленный на решение нестандартных задач.
  • Особенности развития и воспитания девочек

  • Девочки более чутко способны реагировать на шум, нежели мальчишки.
  • Выбирая игры и любое другое занятие, девчонки предпочитают опираться на «ближнее» зрение. К примеру, они могут подолгу возиться с косметичкой, раскладывая и перекладывая перед собой предметы, находящиеся в ней.
  • В возрасте до восьми лет девочки достаточно сильно раздражаются при телесных контактах, вызывающих дискомфорт.
  • В отличие от мальчишек, девочки предпочитают изображать людей (себя) на своих рисунках.
  • Отвечая учителю на занятиях, девчонки постоянно ищут глазами последнего, дабы удостовериться в правильности своего ответа.
  • Задавая вопросы, девочек, в первую очередь, волнует само установление контакта со взрослым, а уж потом только сам ответ.
  • Девчонки раньше и четче мальчишек начинают говорить и строить предложения. Однако, отвечая на вопросы, зачастую делают это однообразно и стандартно (есть, естественно, исключения). Девочки чувствуют себя более комфортно в шаблонной ситуации, где они могут с легкостью применить ранее полученный опыт.
  • Как же воспитывать правильно?

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что, чтобы избежать конфликта и неблагоприятных последствий в общении с детьми разного пола, следует придерживаться следующих простых правил:

    • Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек и не ставьте в пример разнополых детей друг другу;
    • Не требуйте от детей выполнения физиологически непосильных действий (мальчика не заставляйте вырабатывать каллиграфический почерк, девочку – гонять мяч во дворе);
    • Давая задание мальчику, включите в него упражнение на сообразительность;
    • Если пришлось сделать замечание девочке, постарайтесь сделать его как можно более тактично и спокойно, объяснив суть проблемы; мальчику – будьте весьма точны, кратки.

    И главное: никогда не забывайте, что отхождение от общепринятых правил – это норма!

    Было полезно, сделай репост!

    Консультации для воспитателей

    Гендерное воспитание в детском саду, что это и для чего.

    Цель: формирование понятия гендерное воспитание, его значение в жизни дошкольника.

    В программе дошкольного образования присутствует образовательная область Социализация она включает в себя формирование у ребенка гендерной принадлежности. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников.
    Гендер (от англ. gender – род, пол) – социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение мужчина и женщина.
    Гендерный подход – это учет социально-биологической характеристики пола в воспитательно-образовательном процесс, т. е, в основе гендерного подхода лежит дифференциация по признаку пола.
    Гендерная устойчивость формируется посредством социализации и сознания человека, зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от воспитания его в дошкольном школьном образовательных учреждениях, СМИ.

    При воспитании ребенка-дошкольника в семье и образовательном учреждении существует много проблем, связанных с формированием у детей гендерной идентичности, решение которых становится вполне реальным, если подойти к ним с учетом современных достижений психологии и педагогики
    Из результатов продолжительных исследований психологов и педагогов выяснено, что воспитывать и обучать мальчиков и девочек нужно по-разному, т. к. одна и таже деятельность у них организуется при участии разных структур мозга.
    У девочек раньше, чем у мальчиков, формируются области левого полушария, ответственные за речь, рационально-логическое мышление.
    У мальчиков логическое левое полушарие медленнее развивается и как бы немножечко отстает. Вследствие этого, у мальчиков до определенного возраста доминирует образно-чувственная сфера.

    В научной литературе констатируются следующие различия между мальчиками и девочками.

    • В основе различия познавательных стратегий и путей формирования познавательных функций, темпов, способов переработки и усвоения информации;
    • Организации внимания;
    • В формах активации эмоций;
    • В мотивации деятельности и оценки достижений;
    • В поведении.

    Различия в умственной деятельности девочек и мальчиков.
    Девочки:

    • Быстрее схватывают новый материал;
    • Легче усваивают алгоритмы и правила;
    • Любят задания на повторение;
    • Воспринимают все более детализировано.
    • Лучше обучаются последовательно - от простого к сложному;
    • Новую информацию анализируют с помощью левого полушария;
    • Труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых;
    • Им важно понять смысл задания и труднее воспринимать объяснения от простого к сложному;
    • Лучше выполняют задания на сообразительность;
    • Не терпят однообразия;

    Гендерные особенности детей дошкольного возраста.

    Создают игрушки, изображающие транспорт, инструменты, предметы, необходимые для игр

    Ротару:В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...
    Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...
    Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…
    Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це...
    Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...

    При изготовлении игрушки используют коробки, упаковки, проволоку, бытовой и бросовый материал.

    Охотно осваивают мужские инструменты (молоток, отвертку и т. д.)

    Стремятся быстро сделать игрушку, чтобы начать игру, поэтому часто не обращают внимание на аккуратность.

    Нужно большое пространство для развития игры, ориентированы на расширение территории и активное перемещение.
    Осваивают вертикальное пространство.

    Интерес вызывает разработка правил. В играх присутствует соревновательное начало, нередко ссоры и конфликты.

    Создают условия для проявления отношений, поэтому прежде всего создают действующих лиц.

    При изготовлении игрушки предпочитают природный материал, маленькие коробочки, ткань, ленты, тесьму, бумагу красивой расцветки. Любят всё мелкое и изящное.

    Используют кусочки ткани, нитки и ленты.

    Долго, терпеливо и аккуратно мастерят свою игрушку, забывая о последующей игре.

    Обживают и обустраивают небольшое пространство.

    Правило считается настолько хорошим, насколько оно удовлетворяет играющих. Терпимы к исключениям и легче мирятся с нововведениями.
    При конфликте обращаются за помощью к воспитателю

    В сюжетно-ролевых играх

    Предпочитают игровые сюжеты, отражающие мужские черты (смелость, героизм).

    Мальчики любят быть в главной роли даже если это роль для девочек

    Важно наличие разнообразной предметно-игровой среды.

    Предпочитают игровые сюжеты, отражающие женские интересы: моду, домашние дела, обязанности женщин.

    Необходимо оборудование (аналоги предметов взрослого мира)

    Дошкольный возраст – это тот период, в процессе которого мы должны понять ребёнка и помочь ему раскрывать те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

    Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола. Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы. Все это, очевидно, должен знать и учитывать каждый педагог при организации своих занятий, воспитательной работы.

    Осознание детьми своей половой идентичности не происходит само по себе. Понятие принадлежности ребенка к тому или иному полу формируется благодаря гендерному воспитанию детей, которое осуществляют родители и воспитатели в дошкольных образовательных учреждениях.

    Первое представление о взаимоотношениях между людьми у ребенка складывается в семье. На модель поведения маленького человека и его дальнейший жизненный сценарий огромное влияние оказывают сложившиеся семейные взаимоотношения. По утверждению детских психологов гендерное воспитание детей призвано способствовать развитию у них представлений о роли мужчины и женщины не только в семье, но и в обществе. Под влиянием педагогов и родителей у малыша формируется некоторая модель поведения, которой он будет следовать в своей взрослой жизни.

    Гендерное воспитание детей дошкольного возраста

    Современные педагоги и психологи уверены, что правильное полоролевое воспитание обеспечит успешное формирование личности ребенка. Ученые провели ряд исследований, в результате которых доказали, что мужчины и женщины не всегда адекватно воспринимают собственную гендерную принадлежность. Только правильное полоролевое воспитание ребенка является фактором, способствующим развитию индивидуальных психологических и социокультурных особенностей, характерных для его пола.

    Начинать гендерное воспитание детей дошкольного возраста лучше всего не раннее 4-х лет. В этот период малыш уже правильно воспринимает свой пол и осознает ключевые различия между девочками и мальчиками. Такая просветительская работа взрослых должна осуществляться постепенно, при этом проводить ее желательно в игровой форме.

    Иногда родители при воспитании мальчика, стараясь развить в нем мужские качества, допускают серьезную ошибку, предъявляя к нему чересчур жесткие требования. В частности, взрослые учат малыша быть мужчиной и не плакать. Данный метод воспитания может иметь негативные последствия: ребенок старается соответствовать родительским ожиданиям, что только провоцирует в нем агрессивность, раздражительность и демонстративное поведение.

    Родителям необходимо понять, что психика у мальчиков является более уязвимой, чем у девочек. Это значит, что они тоже нуждаются в ласке, родительской любви и одобрении. В то же время чрезмерная опека ребенка также неуместна. Мальчик, который воспитывался в таких условиях, в будущем превращается в зависимого и несамостоятельного мужчину. Говоря об особенностях гендерного воспитания детей, психологи утверждают, что мать не должна показывать сыну свою авторитетность, а наоборот, ей следует быть для него хрупкой и нежной. Только при таких обстоятельствах у мальчика, как у настоящего мужчины, возникнет стремление проявлять заботу и мужественность.

    Что касается полоролевой идентификации девочек, то с раннего возраста они стараются во всем быть похожими на своих мам. Некоторые сложности в их гендерном воспитании могут появиться в период, когда девочки перестают соответствовать общепринятым представлениям и стереотипам о женской кротости и послушности. В данный момент они проявляют общую подавленность и неуверенность в себе, поэтому воспитывать девочек необходимо на фоне доверительных и теплых отношений с родителями.

    Особенности гендерного воспитания детей связаны с тем, что взрослые должны быть для своих детей образцами: отец – примером мужественности для мальчика, а мама – женственности для девочки.

    Гендерное воспитание детей в ДОУ

    Помимо семьи, задачи по формированию представлений о гендерных признаках также стоят перед дошкольными образовательными учреждениями. Игры, которые проводятся в рамках мероприятий по гендерному воспитанию детей, дают возможность малышам осознать свою половую принадлежность. Кроме того, у деток формируются представления об общепринятом поведении мальчиков и девочек.

    Суть гендерного воспитания детей в ДОУ состоит не только в формировании у них качеств, присущих обеим полам, но и в обучении их толерантности по отношению друг к другу.

    В последнее время педагоги и психологи практикуют комплексный подход к вопросам гендерного воспитания детей. Малышей рекомендуется развивать всесторонне и прививать им качества обоих полов. Это обусловлено тем, что современное общество предъявляет иные требования: женщины вынуждены быть более действенными и решительными, а мальчики должны учиться умению сопереживать другим.

    Обладая признаками поведения, присущим обоим полам малышу будет легче приспособиться к требованиям современного мира. При этом крайне важно соблюдать баланс, поскольку нечеткость границ между женскими и мужскими качествами будет оказывать отрицательное воздействие на социальное развитие ребенка.

    Значение гендерного воспитания

    Основной целью полоролевого воспитания является обучение детей различным образцам поведения мужчины и женщины. Это важно для того, чтобы дети в будущем могли применить данный опыт для новых жизненных ситуаций. Если воспитание будущих мужчин должно быть направлено на формирование у них стремления к достижениям поставленных целей, а также на развитие практического подхода к воплощению своих замыслов, то девочки лучше воспринимают свою гендерную принадлежность через отношения с другими людьми.

    Особенностью гендерного воспитания детей является то, что женщины и мужчины хоть и играют различные роли, но являются взаимозависимыми. И, несмотря на существование между ними различий и некоторых противоречий, они способны уравновешивать и компенсировать друг друга.

    Полоролевое поведение мальчиков и девочек формируется при тесном взаимодействии биологических, психологических и социальных факторов, а родители и педагоги должны приложить максимум усилий для того, чтобы сформировать у детей правильные представления о своем и противоположном поле. А это, в свою очередь, будет залогом адекватного и гармоничного развития личности ребенка.

    Елена Позднякова
    Особенности гендерного воспитания дошкольников

    Позднякова Елена Сергеевна, инструктор по физическому воспитанию МАДОУ «Детский сад №83» г. Березники Пермский край.

    Особенности гендерной социализации дошкольников .

    Исследование практики свидетельствует о том, что в настоящее время в дошкольном образовании , существуют серьезные проблемы гендерной социализации . Т. Н. Доронова указывает на то, что программное обеспечение и методическая поддержка дошкольных образовательных учреждений России не принимают во внимание гендерные аспекты . В итоге, содержание воспитания и обучения нацелено на возрастные и психологические особенности детей , а не на мальчиков и девочек данного возраста, которые, по мнению ученых отличаются :

    В физическом развитии и социальном поведении;

    В умственных и зрительно-пространственных способностях и уровне достижений ;

    В проявлении агрессии и многих других вещах.

    Период дошкольного детства - это этап , в течение которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему открыть для себя уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим, чтобы из мальчиков и девочек выросли в настоящих мужчин и женщин. В важный период формирования гендерной устойчивости , дети дошкольного возраста в течение длительного времени, находятся в дошкольном образовательном учреждении (8-12 часов, и подвергаются только лишь женскому влиянию.

    Анализ практики выявил, что в настоящее время педагоги и воспитатели в обращении ограничивается словом "дети", это не способствует идентификации образа - Я у ребенка с определенной социальной ролью. Таким образом, основным приоритетом является внедрение в жизнь дошкольных образовательных учреждений гендерно -ориентированных обращений к детям в ситуациях, когда это необходимо.

    Особенности воспитания и обучения , форм и методов работы с детьми, используемых в детских дошкольных учреждениях , в основном предназначены для девочек. В то же время воспитанием мальчиков и девочек в детских садах занимаются женщины : в домашних условиях это мамы, бабушки, и в детских дошкольных учреждениях чаще педагоги-женщины. В итоге у большинства мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин. По мнению ученых, женщины не могут правильно воспитывать мальчиков по причине, того что у них другой тип мозга и тип мышления. К тому же, женщины – педагоги, не имеют опыта переживаний у детей, с которыми сталкиваются мальчики дошкольного возраста при общении с взрослыми и детьми. Таким образом, при работе с мальчиками, многие педагоги руководствуются только тем, что, если это мальчик, то он является воплощением воли, силы, выносливости. В результате, несмелые, трусливые, физически слабые и очень уязвимые мальчики систематически подвергаются психологическому стрессу со стороны воспитателей . К примеру, педагог задает вопросы детям, то первыми обычно поднимаю руки девочки. Отвечая на вопрос педагога, девочки стараются дать более полный, развернутый ответ, смотрят прямо на педагога. Мальчики не спешат отвечать, потому что им необходимо более тщательно обдумать ответ. Как правило, у мальчиков речь хуже, словарный запас меньше, чем у девочек в дошкольном возрасте , поэтому мальчики вынуждены тратить больше времени, чтобы найти правильные слова и выразить их. Из этого следует, что девочки на фоне мальчиков выглядят более знающими, поэтому и получают чаще похвалу и высокую оценку. На этом фоне, у мальчиков формируется заниженная самооценка, у них ослабевает уверенность в себе, своих способностях и возможностях . Исходя из этого, основным приоритетом является подготовка педагогов, которые будут реализовывать дифференцированный подход к девочкам и мальчикам, как в общении с ними, так и в организации и управлении различными видами деятельности в дошкольном учреждении и в повседневной жизни.

    Есть некоторые различия между детьми разного пола. Девочки нужны стимулы, в значительной степени, построенные на основе слухового восприятия . Мальчики плохо принимают на объяснение педагога, слушая их, для них предпочтительнее использовать наглядные пособия , построенные на визуальном восприятии . Девочки очень чувствительны к тону голоса, интонации, форме оценки. Для них важно восхищение ими в присутствии других детей, родители и т. д. У мальчиков, наиболее значительным признаком является то, что они добились результатов в той или иной деятельности : научиться самостоятельно, одеваться, чистить зубы, проектировать что-то или рисовать и т. д. Любой приобретенный навык, у мальчиков несет положительный эффект в его личностном росте, позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но, мальчики, как правило, довольствуются достигнутыми результатами в какой-либо деятельности, они радуются им, поэтому готовы проектировать, или делать, то, же самое, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но в тоже время хотят правильного понимания и одобрения от педагога.

    Мальчикам нравятся дружеские бои, это не проявление агрессии, а создание положительного эмоционального фона. Педагоги не всегда правильно понимают необходимость мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их игры, лишая мальчишек радости, которую они испытывают в этой игре.

    Мальчишкам, как правило, необходим простор в играх, они любят играть на больших пространствах, для того, чтобы бегать прыгать, скакать, а вот девочкам наоборот, нужны укромные уголочки, маленькие «домики» . Мальчики и девочки по-разному относятся к куклам. Свои чувства, девочки проявляют более эмоциональней и активней, чем мальчики. При описании своей игрушки девочки используют слова "красивый", "добрый", "дорогой", "хороший", пытаются отметить детали игрушки и внешний вид. Мальчики чаще указывают на возможности своих игрушек : "как стрелять", "никого не боится".

    В игровой деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста имеются существенные различия. Исследования выявили, что различное содержание и игровые стили, порой не могут быть реализованы у детей, потому что педагог – женщина и ей как правило, ближе тихие, спокойные игры для девочек. Шумные, подвижные игры мальчиков обычно раздражают педагогов, так как им кажется, что такие игры просто бессмысленны и порой опасны для других детей, могут привести к травмам, а, следовательно, они не имеют значения в развитии детей, и они должны быть остановлены. Таким образом, мальчики оказываются, лишены "мужских игр", которые оказывает негативное влияние на их личностное развитие.

    Изучение поведения детей приводит к однозначному выводу : мальчишки заинтересованы в вещах, их устройстве, как они работают, а девочки - людьми и их отношениями. Проверить научное определение, измерить различия между полами, позволяют зафиксировать, как видится один и тоже мир, в зависимости от наклонностей мозга. Детям дошкольного возраста было предложено протестироваться с использованием бинокулярного устройства, с помощью которого одним глазом виден объект, а другим его лицо. С помощью этого устройства выявлено, что девочки чаще запоминают лицо и его выражение, а мальчики фиксируют форму объекта.

    В конструировании и играх со строительным материалом, девочки обычно выстраивают низкие, компактные дома и здания, так как для них главное – выдуманные люди, которые в них будут жить. Мальчики всегда пытаются построить конструкцию больше и выше. Они стараются сделать это ради соперничества. Мальчишки много бегают, прыгают, борются, представляют себя машиной или какой-либо другой техникой, девочки много говорят, обсуждают свои наряды, игрушки. Обычно девочки всегда знают, как кого зовут в их группе или даже в детском саду, мальчики могут не помнить имени нового мальчика в группе или ребят в коллективе, но зато они запоминают его способности , например, ловко кидает мяч, метко стреляет, насколько он хорош в игре. Девочки открыто дружат, в то время как мальчики любят совершать заговоры против других. Девичий коллектив более дружелюбен, они сочувствуют более слабым, мальчики могут подшучивать над слабостями и недостатками других.

    В группе девочек всегда присутствует сотрудничество, они могут взаимодействовать вместе, поэтому в этой группе трудно с первого взгляда определить, кто является лидером. Девочки ведут задушевные беседы друг с другом, у каждой, как правило, имеется лучшая подруга, с которой она делится своими секретами. В группе мальчиков обычно образуется иерархия, в которой сразу определяется лидер. Лидер всегда отличается авторитетным и уверенным голосом, уверенными действиями и жестами. Каждый мальчик в группе стремится стать лидером. Авторитетный статус имеет большое значение в группе мальчиков. Он, как правило, достигается через умение и способности мальчика или знаний , готовность жестко разговаривать с обидчиками. Девочки стремятся заслужить одобрение педагогов и друзей, мальчики предпочитают исследовать самостоятельно окружающее пространство. Девочки обсуждают поступки других : хорошо ли поступили или плохо, мальчики обсуждают вещи и деятельность : кто был в состоянии справиться с чем – то и как работает, то или иное устройство.

    В совместном обучении и воспитании разнополых детей главной педагогической целью является преодоление разобщенности между ними. При организации совместных игр, в которых дети могут сотрудничать вместе, следует учитывать их гендерные особенности . Мальчикам следует поручать выполнять мужскую роль, следовательно, девочкам - женскую. Подобным образом могут быть построены и другие сферы деятельности разнополых детей в детских дошкольных учреждениях .

    У детей в возрасте 5-6 лет понимание полового сознания весьма ограничено, однако следует вносить в воспитательно -образовательный процесс новые методы с учетом их гендерных особенностей . В этот период детства происходит осознание своих возможностей, осознание себя как личности. В ходе наблюдений за детьми была выявлена определенная закономерность : какие качества характера у ребенка окажутся лидирующими, например, застенчивость или уверенность, те качества будут присуще его характеру в течении жизни. В этом возрасте важно прививать детям такие качества как : вежливость, сдержанность, скромность, уважение, толерантность и т. д. Так же необходимо продолжать знакомить детей со своими правами и обязанностями.

    Ребенок к 5-6 годам четко осознает свою половую принадлежность. В этом возрасте, по внешним признакам, ребенок легко различает окружающих его людей по половому признаку. Взрослые называют детей по именам, которые соответствуют их полу; используют интонацию, присущую мужской и женской речи, и тем самым способствуют формированию половой идентичности ребенка. Понимание детей о своей принадлежности к мужскому или женскому полу еще не устойчивы, и дети часто считают, что пол может быть изменен. В связи с этим немаловажно обращать внимание родителей на появление ложных стереотипов и субъективных взглядов в отношении пола ребенка, в ходе общения с детьми, необходимо указывать на привлекательность гендерного образа для мальчиков и девочек.

    Половая и гендерная идентичность формируются особенно интенсивно у дошкольников игровой и изобразительной деятельности. Рисование способствует гендерной идентичности ребенка, управляет его эмоциональным поведением и помогает ему избавиться от возможных последствий стрессовых ситуаций. В этом возрасте, на темы детских рисунков влияют многие факторы. Один из них - принадлежность к определенному полу ребенка и степени его чувствительности к гендерным различиям . Содержание детского рисунка во многом зависит от распознания ребенком своей половой принадлежности. К примеру : мальчишки рисуют автомобили, а девочки кукол.

    Дети этого возраста внутренне готовы принимать ценности, интересы и поведение соответствующего им пола. Этот процесс называется самосоциализация. Тем самым, дети раскрывают стереотипные представления о поведении мальчиков и поведении девочек. Например, мальчики никогда не плачут, а девочки любят капризничать.

    В то время, когда раскрываются понятия об устойчивости пола и его постоянстве во времени, дети, как правило, очень строги к стереотипным представлениям о поведении того или иного пола. Эти нормы и понятия являются средством организации поведения и эмоций ребенка. В конце дошкольного возраста дети должны осознавать необратимость половой роли и тот факт, что пол не изменится. Если это не сформируется, то в дальнейшем будет сложно исправлять ошибки гендерного воспитания . Поэтому, гендерную идентичность и половое поведение необходимо формировать до 7 лет, воспитательную работу с детьми нужно проводить своевременно.

    Психологи определили основные механизмы гендерной социализации - как сознательное или бессознательное воспроизведение и ассимиляции социального опыта. В сотрудничестве с людьми – в первую очередь подражание родителю того же пола, моделирования его поведения. Эффект этого механизма может четко отслеживается в играх дошкольников : ребенок строит отношения в игре (например, «Дочки-матери", по его поведению можно понять, что он видел в семье. Есть также механизм гендерной идентичности , суть которого заключается в выявлении себя с ребенком определенного пола, сосредоточиться на идеале гендерного поведения , который отвечает его системе представлений о положительных особенностях конкретного представителя (чаще всего это мать или отец) . Идентичность ребенка также отчетливо видно в детских рисунках "Моя семья".

    У детей происходит принятие маскулинных и феминных признаков, под влиянием культуры, общественного положения, исторического времени в котором они растут. Сбой этого механизма гендерной социализации выражается в отсутствии проявлений мужественности или женственности, либо несоблюдения проявлений биологического пола. Такие проблемы обычно возникают при неправильном воспитании , например, при ожидании рождения девочки, рождается мальчик и ее родители перенесли на него свои ожидания, методы воспитания , и наоборот. Порой это происходит при воспитании детей одним из родителей, который демонстрирует только женское или только мужское поведение. Психологи говорят, что изменения в гендерной идентичности случаются под влиянием таких социальных явлениях, как мода, если она направлена на устранение различий в стиле одежды, манерах, характерных социальных проявлениях для мужчин и женщин.

    Гендерное воспитание - это педагогическая деятельность, направленная на личностное развитие мальчиков и девочек, различных сфер их индивидуальности (интеллектуальной, мотивационной, деятельности эмоционального саморегулирования, направленная на овладение детьми гендерными навыками , культурой гендерных отношений , способствующая положительной гендерной социализации детей .

    Принимая к сведению, гендерные и возрастные индивидуальные особенности детей дошкольного возраста можно определить задачи гендерного воспитания , нацеленные на формирование гендерной идентичности детей дошкольного возраста в процессе гендерной социализации :

    1) развивать способности отождествлять себя с людьми того же пола;

    2) развивать навыки гендерного поведения с другими , адекватно оценивать гендерное поведение свое и своих сверстников;

    3) создавать условия для реализации знаний об образце "мужского" и "женского" поведения в игровой и повседневной жизни;

    4) обучать и развивать навыки заботы о своем здоровье, теле (на доступном уровне, учитывая возраст, об опрятном внешнем виде;

    5) формировать представления о "женских" и "мужских" профессиях;

    6) Разработать понимание партнерства в семье и дошкольном образовательном учреждении, детском коллективе;

    7) заложить основы гуманного отношения к взрослым, к своим сверстникам независимо от пола.