«Методы и приемы поддержания дисциплины в группе детского сада. Педагогические приемы, помогающие организовать дисциплину в группе

Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности.
Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру.
Игровые методы, направленные на пробуждение любопытства к происходящему и, следовательно, мобилизующие детское внимание, педагогам известны. Это неожиданно появляющиеся сказочные персонажи, демонстрация новых, ранее не виданных предметов, предложение ими манипулировать.
Игровой момент служит хорошей завязкой для начала занятия.
Но до этого детей нужно собрать вокруг себя и добиться тишины. А мы совсем не всегда настроены на феерическое театральное действо, способное переключить всех детей со свободной игры на организованную деятельность в рамках занятия. Занятия, даже хорошие, - это все-таки будни.
Поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам - более простым, но эффективным.

Дисциплина на занятии для детей пяти-шести лет

Свисток, колокольчик и бубен

В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок - это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться.
Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик - с этой же целью. Колокольчик сигналит - значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога.
Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения. Более того: педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую.
К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает:
- Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик, бубен с бубенчиками и свисток. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.
Если я свистну в свисток, вы должны тут же собраться вокруг меня в кружок.
Если я позвоню в колокольчик, вам нужно срочно бежать к своим столикам и садиться на стульчики. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили?
Затем педагог проводит испытание детей.
- Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.
После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.
Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру: дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе - так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.

Управление тишиной

После того как дети собрались и заняли места, перед педагогом стоит другая задача - установление тишины. То есть от каждого ребенка требуется добиться молчания.
Молчание - состояние, противоположное крику. Вместо того чтобы стучать, топать и взывать на повышенных тонах: «Тихо! Тихо! Тихо!», педагог может сыграть на этом противостоянии, объявив себя Повелителем звука (Дирижером шума, Феей громкости и т.п.).
- Представьте себе, - говорит педагог, - что моя ладонь - это громкоговоритель. Если я широко ее раскрываю, оттуда доносится громкий звук. Если я собираю пальцы в щепотку, звук становится тише. Если я сжимаю кулак, звук замолкает. Сейчас вы будете произносить звук «А». Но внимательно следите за движениями моей ладони.
Педагог дирижирует звуком, позволяя детям тянуть заданный звук очень громко. Так, чтобы в какой-то момент они почти кричали. Но это длится всего одну-две секунды. Затем звук по знаку ладони становится тише. Некоторое время он может вибрировать, что очень забавляет детей. И, наконец, педагог собирает звук в ладонь. После этого можно прижать палец к губам, призывая к абсолютной тишине. Дети уже поймались на звуковую игру и обязательно последуют этому сигналу.
Если игра проводится стоя, после этого педагог кивком приглашает детей сесть - на стульчики или на ковер.
Этот способ организовать внимание детей и установить тишину можно нагрузить дополнительным смыслом, превратив в фонетическое упражнение.
В разные дни недели можно играть в разные звуки (естественно, гласные): в понедельник - а , во вторник - о , в среду - э , в четверг - у , в пятницу - ы или и .

Кричим и скачем по команде

Мы понимаем, что дети, принуждаемые сидеть некоторое время на занятии, устают. Ослабевает их внимание, и они выпадают из режима тишины. Ребенок начинает разговаривать с соседом, вертеться, вскакивать не только потому, что он непослушный, но и потому что он устал. Задача педагога - опередить ребенка в желании устроить себе разрядку и предложить ему все то же самое - нарушить молчание, подвигаться, - но по команде. Это значит, что педагог, зная особенности детей, должен организовать паузу чуть раньше, чем того захочет ребенок.
В качестве отдыха мы обычно предлагаем детям пальчиковую или ритмическую гимнастику. Эти формы, безусловно, полезны, но не учитывают в полной мере необходимости звуковой разрядки. Ребенок не просто хочет произносить слова. Он хочет говорить в полный голос или даже кричать. Поэтому можно в середине занятия повторить упражнение с вибрирующим голосом. Но можно предложить и другие формы.
Например, детям предлагается несколько раз рассказать двустишие или четверостишие: сначала - очень тихо, потом - громче, громче, очень громко, и снова - тише, тише, тише.

Тише, мыши, кот на крыше,
А котята еще выше.

(Это известная детская приговорка. )

Педагог опять берет на себя роль дирижера. Он регулирует силу звука, показывая ладонью его уровень - от положения на уровне живота до положения на уровне лба и обратно. Когда рука достигает самого высокого положения, дети должны выкрикнуть слова, обязательно выкрикнуть.
Мы помним, что тишина достигается тем успешней, чем более психологически верно мы умеем манипулировать детскими импульсами. Дети должны иногда кричать - но по нашей воле, по нашей команде. Это хитрость, однако она работает.
Можно усложнить произнесение рифмовки за счет добавления движения.
В начальном положении дети сидят на корточках. По мере нарастания звука они приподнимаются, в момент кульминации полностью выпрямляются, встают на ноги, а потом снова начинают приседать.

Волшебные движения

Для того чтобы динамическая пауза оказалась эффективной, детям можно предоставить возможность двигаться между рядами, а не просто выполнять движения, стоя на месте. Однако эти движения, как и звуки, должны быть управляемыми.
Одним из замечательных, любимых детьми игровых упражнений (любимым, конечно, оно становится после того, как дети его освоят) является движение по сигналу бубна.
- Вы - волшебные игрушки, - говорит педагог. - Вы лишены способности двигаться по собственному желанию. Волшебница связала вас с бубном. Пока бубен звучит, вы можете передвигаться. Как только бубен замолкает, вы застываете на месте.
Бубен звучит в течение коротких и неровных временных промежутков. В таком прерывистом ритме, периодически застывая в разных позах, детям можно позволить дойти чуть ли не до педагога. Потом педагог делает движение, по которому дети должны повернуться к нему спиной (в этом нужно отдельно потренироваться) и двигаться под бубен в обратном направлении.
Это упражнение не просто позволяет детям переключиться и отдохнуть от напряжения. Оно родственно театрализованному этюду. И потом, на каком-нибудь празднике, его вполне можно использовать в сценарии, где предполагается появление колдуньи, заколдовывающей детей и лишающей их способности передвигаться по собственной воле.
Не буду специально останавливаться на необходимости организовывать на занятии смену деятельности: это азбука детской психо-физиологии. Замечу только, что смена положения и места во время занятия - посидеть на стульчиках, постоять у доски, подойти к демонстрационному стенду у дальней стены комнаты, перебраться на ковер, где можно лечь на живот, - все это способствует снижению утомляемости. А значит - делает поведение детей более управляемым.

«Психологические приемы организации дисциплины в группе детского сада»

Основа современного дошкольного образования - личностно-ориентированная модель взаимодействия ребенка и взрослого. Многие воспитатели считают, что при таком подходе добиться порядка в группе невозможно. А если порядок будет нарушен, то ни о каком развитии детей не может быть и речи. Решение проблемы - формирование дисциплины.

Что такое дисциплина?

Слово «дисциплина» с латинского языка переводится как «строгость, выдержанность».

«Дисциплина - это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» (Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой).

«Дисциплина - определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали или требованиям какой-либо организации» (Философский энциклопедический словарь).

Если рассматривать дисциплину с точки зрения ее влияния на развитие ребенка, то можно сказать, что это система правил, ритуалов, традиций, отношений в коллективе, формирующая у ребенка чувство безопасности и принадлежности к группе и способствующая его гармоничному развитию.

Наличие дисциплины в группе детского сада способствует:

  • профилактике межличностных проблем, установлению положительных отношений, сотрудничества между детьми и взрослыми;
  • формированию у детей умений решать или предотвращать проблемы, принимать правильные решения и нести за них ответственность;
  • развитию ребенка как личности - формированию лучшего мнения о себе, уверенности, умения полагаться на внутренний контроль и собственные правила.

Наличие дисциплины делает жизнь детей более понятной, предсказуемой и безопасной, а значит, достигнуть целей дошкольного образования становится легче.

С какого возраста следует прививать дисциплину?

Специалисты считают, что прививать дисциплину необходимо уже с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте взрослыми должен осуществляться постоянный внешний контроль. Средства такого контроля для детей разного возраста будут разными: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста - включать обсуждение их поведения с объяснением его положительных и отрицательных сторон.

Использование игр - оптимальный вариант для создания дисциплины в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил - необходимо только подобрать подходящие игры.

В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому что это их потребность, желание. Существующие правила становятся важной, неотъемлемой частью сознания и существования.

Что необходимо для формирования дисциплины?

Для создания и поддержания дисциплины важно наличие правил жизни группы детского сада, в создании которых должны принимать участие и сами дети. Правила могут отражать аспекты поведения:

  • организационные (по лестнице идем друг за другом);
  • коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается);
  • коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).

Правила не могут быть унифицированными, общими для всех - они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. При их формулировании и введении необходимо соблюдать определенные требования.

Требования к правилам группы

Четкость - правила должны быть четкими, разумными, соответствовать уровню развития ребенка.
Без «не» - в формулировках необходимо избегать отрицательной частицы, доказано - мозг ее не воспринимает.
Эффективность - правило будет работать в том случае, если оно небольшое по объему и воспитатели также его придерживаются.
Количество - одновременно в группе действует не более 3–5 правил.
Согласованность - правила должны быть согласованными взрослыми между собой и детьми.
Тон обращения - требования, запреты сообщаются дружественно-разъяснительным тоном.
Альтернатива - к запрету предлагаются альтернативные способы поведения.
Повторяемость - введенные правила необходимо периодически повторять.
Наглядность - для усвоения правил используются плакаты с изображением определенных ситуаций. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убирать.

Что делать, чтобы правила не нарушались детьми и не забывались спустя время? В первую очередь необходимо акцентировать внимание на тех детях, которые следуют им, и как можно чаще хвалить их, а тем, кто провинился, делать замечания спокойным тоном, не оценивая личность - только поведение. При нарушении важно обсуждать с детьми, к чему это привело (к ссоре или травме). Чтобы дети не забывали о правилах, необходимо напоминать о них заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся.

Для формирования и поддержания дисциплины стоит продумать, как будет оцениваться поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный - правило нарушается всегда, желтый - изредка, зеленый - не нарушается.

Зачастую дети ведут себя плохо не потому, что хотят навредить взрослым или сверстникам, а лишь потому, что не совсем понимают, как их поведение влияет на других людей.

Кроме введения правил необходимо обращать внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и придерживаться следующих рекомендаций:

  • систематически обсуждать последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагать игры на развитие эмоциональной сферы;
  • моделировать совместную деятельность детей, используя игры на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать;
  • акцентировать внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников;
  • обсуждать в группе межличностные конфликты, предлагать найти альтернативный выход, анализируя его последствия.

Виды игр для формирования дисциплины

Рассмотрим примеры игр, которые позволят детям освоить правила, сплотят их и научат взаимодействовать, будут способствовать развитию эмоциональной сферы.

Игры на освоение правил

«Голосование». Педагог: Дети, вам необходимо всем вместе решить, какую сказку мы будем слушать (предметом голосования может быть что угодно) - «Красную Шапочку» или «Царевну-лягушку». Я буду читать ту из них, за которую свой голос отдаст большинство.

По завершении игры необходимо провести ее анализ, используя вопросы:

  • Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь?
  • Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов?
  • В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование?
  • Голосуете ли вы иногда у себя дома?

«Большие пальцы вверх, шепчем все вместе». Педагог: Я хочу задать вам сейчас несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: раз, два, три… На счет «три» вы все вместе должны будете прошептать мне ответ. (Вопросы могут быть самыми разными. )

"Молчу - шепчу - кричу" . Эта игра развивает способность осознанно регулировать громкость своих высказываний, стимулируя ребенка говорить то тихо, то громко, то вовсе молчать. Выбирать одно из этих действий ему предстоит, ориентируясь на тот знак, который вы ему показываете. Заранее договоритесь об этих знаках. Например, когда вы прикладываете палец к губам, то ребенок должен говорить шепотом и передвигаться очень медленно. Если вы положили руки под голову, как во время сна, ребенку следует замолчать и замереть на месте. А когда вы поднимете руки вверх, то можно разговаривать громко, кричать и бегать.

«Эстафета хороших известий». При проведении игры необходимо проследить за тем, чтобы каждый ребенок принял участие. Если группа большая - не допускать, чтобы дети говорили слишком долго. Для проведения игры понадобится мяч.

Педагог: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий, т. е. бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.

«Запрещенное движение». Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять"-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Слушай хлопки» . Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.

Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать

«Путанка» . Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Взрослый говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сейчас вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит перешагнуть через сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча-мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук.

«Комплименты». Дети становятся в круг и по очереди говорят что-нибудь приятное одному из участников игры. Знаками внимания могут отмечаться личностные качества, внешность, умения, манера поведения и т. п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…« - повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»

Если некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, за него это делает педагог.

«Волны». Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем шуметь и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».

Затем педагог предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Связующая нить». Дети, сидя в кругу, передают клубок ниток. Передача клубка сопровождается рассказом о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Колдун». Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.

«Прогноз погоды». Педагог: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое. Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы показываете другим ребятам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги, восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода» и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете дать отбой. Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце, или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Игры на развитие эмоциональной сферы

«Это я, узнай меня ». Один ребенок поворачивается спиной к остальным сидящим. Дети по очереди подходят к нему, гладят его по спинке и называют ласковым именем. Водящий пробует угадать, кто его погладил и назвал.

«Передай по кругу». Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.

«Кто я?». Педагог вызывает по одному ребенку, говорит тихо, какое животное ему надо изобразить (как вариант, ребенок придумывает сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие - у животного определенное настроение: веселое, грустное и т. д.

«Обезьянки». Дети делятся на две группы. Первая - «зеркала». Вторая - «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и всевозможные гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.

« Как приучить ребёнка к дисциплине» консультация для педагогов.

Вот как учёные говорят о дисциплине: «Дисциплина хороша и необходима, без нее вы не вырастите здоровых детей-победителей. Она нужна для того, чтобы научить и натренировать детей для будущей жизни в нашем сложном мире. Если всё делается правильно, дисциплина помогает человеку обрести внутренний контроль и независимость».

Дисциплина на занятии проявляется в умении педагога привлечь к себе и удерживать внимание детей, в том числе и за счет организации их собственной деятельности.
Психология требует от нас учитывать, что внимание маленького ребенка в основном является непроизвольным. В его основе лежит интерес к происходящему. Недостаток произвольности в этом возрасте компенсируется за счет природного детского любопытства и готовности включаться в игру

В дошкольном возрасте дети уже умеют устанавливать связь между своими действиями и их последствиями. Поэтому можно эффективно хвалить, поощрять, обнимать за хорошее поведение. (уголоки добра) Нельзя только одно: игнорировать хорошее поведение и обращать на ребенка внимание только тогда, когда он ведет себя неправильно. В этом случае вы будете просто вынуждать его вести себя плохо, чтобы привлечь к себе хотя бы отрицательное, и внимание других детей и воспитателей.

Достичь поставленных перед педагогами задач нравственного воспитания достаточно сложно, поскольку детские характеры очень разнообразны и практически каждый ребенок требует к себе индивидуального подхода. Подчас преподавателям и воспитателям приходится сталкиваться с детским упрямством, непослушанием, капризами. Здесь также важно выработать модель воспитания, основанную на сочетании разумной строгости и доброжелательности. Например, запрещенные для ребенка действия должны выражаться в форме категорического «нельзя» и ни при каких условиях педагог не должен идти на уступки.

Разумеется, самое лучшее, что может приучить к дисциплине, - это логические последствия неправильных действий. При таком подходе у ребенка всегда есть выбор. Он знает, к чему приведет определенное поведение, и может сам решить, стоит ли игра свеч. Ведь он оказывается наказанным естественным ходом событий. (например лишить совместной игры во время занятия, посадить на стул - раздумья и объяснить, что он своим поведением мешает другим детям, пример занятия) Это для индивидуального подхода.

Гиперактивным детям стоит давать как можно больше поручений на занятии.(помоги мне пожалуйста….)

В основе воспитания общей культуры поведения лежит обучение детей определенным умениям и навыкам. Для этого необходимо организовать ежедневные занятия в усвоении навыков правильного поведения. Они могут заключаться в беседах, сказкотерапия. Привычки закрепляются и становятся потребностью благодаря ежедневным многократным повторениям.

Чтобы дети были организованы необходимо:

Установочная беседа о правилах поведения перед занятием и после занятия, используя положительные примеры, реальные ситуации, которые могут побуждать детей к хорошим поступкам.

Занятие должно быть интересным, содержать определённый сюжет, это неожиданно появляющиеся сказочные персонажи, демонстрация новых, ранее не виданных предметов, занятие для дошкольников должно быть игрой.

На занятии должны быть победители и побеждённые, это тренирует у ребёнка самооценку, без эмоциональных срывов.(пример занятия город головоломок)

На занятии педагог должен владеть собой: спокойный, но требовательный тон, должен быть примером культурного поведения.

Начинать занятие с настроя на занятие(игры приветствия) и использовать в процессе занятия игра на снятие эмоционального и мышечного напряжения, релаксацию.

Учить ребёнка контролировать своё поведение: психологические игры с гиперактивными и агрессивными детьми. (не только психолог использует игры, но и воспитатель)

Правила поведения на занятии для детей.

Приходя - здоровайся.

Обращаться друг к другу по имени, к взрослым по имени и отчеству.

Говорить спокойно, вежливо, глядя глаза в глаза.

Во время занятия не бегать, не драться, не мешать другим.

Внимательно слушать, не перебивать другого.

Хочешь сказать, дай нам об этом знать, подними руку.

Уходя прощайся!

Занятия, даже хорошие, - это все - таки будни, поэтому мы вынуждены прибегать к другим приемам - более простым, но эффективным.

Колокольчик и бубен-игра на привлечения внимания.
В школе о начале урока оповещает звонок. Звонок - это специальный сигнал, о значении которого детям сообщают, когда они начинают учиться. Педагоги детского сада часто используют в своей работе колокольчик - с той же целью. Колокольчик сигналит - значит, нужно отложить свои занятия и собраться вокруг педагога.
Так как дети маленькие, даже умение реагировать на условный сигнал требует обучения, более того: педагог в состоянии превратить ситуацию обучения и приучения реагировать на сигнал в развивающую.

«Колокольчик и бубен»





К примеру, дети по его приглашению собираются в круг, и педагог сообщает: Посмотрите, что я вам принесла. Это мои помощники: колокольчик и бубен с бубенчиками. Они умеют отдавать команды. Голоса моих помощников и их команды вам предстоит запомнить.
Если я позвоню в колокольчик, вы должны собраться вокруг меня в кружок. А если я буду греметь бубенчиками бубна, это сигнал встать рядом со своими шкафчиками. Запомнили? Затем педагог проводит игру-испытание.
Сейчас вам кажется, что вы запомнили команды. Но я пока не знаю, насколько прочно. Это нужно проверить. Чем бы вы ни занимались, услышав команду, нужно постараться быстро ее выполнить.
После этого дети могут разойтись по своим делам. Некоторое время педагог делает вид, что ничего не происходит. Но в какой-то момент звучит сигнал, и дети должны на него отреагировать.
Ситуация воспринимается поначалу как игровая. Она таковой и является. Этот игровой потенциал нужно использовать в полную меру: дети должны наиграться. Но затем педагог должен последовательно использовать своих «помощников» для организации жизни в группе - так, чтобы следование командам стало почти рефлекторным. Это сильно помогает сохранить голосовые связки и добиться быстрого сбора детей.

Дисциплинированность - обязательное и сознательное подчинение своего поведения установленным нормам общественного порядка. Наличие дисциплины необходимо для организации любой деятельности, особенно в условиях коллектива. Проявляя дисциплинированность, человек выражает этим и свое уважение к правилам поведения в обществе, к людям, с которыми вместе трудится, живет, отдыхает.
Дисциплина играет важную роль в формировании личности, помогая воспитывать такие ее стороны, как способность подчиняться общим требованиям коллектива, выполнять установленные правила жизни в нем, сдерживаться от неразумных желаний, идущих вразрез с общими интересами или возможностями для их выполнения, организованность поведения, послушание, самоконтроль. И потому дисциплина должна рассматриваться как результат всей воспитательной работы. Это положение особенно подчеркивал А. С. Макаренко.
На протяжении дошкольного детства при правильно организованных условиях воспитания происходит значительный рост дисциплинированности детей. Так, уже в младшей группе они под влиянием интереса к специально созданной педагогом ситуации проявляют сдержанность, организованность (осторожно встают со стульчиков и убирают игрушки перед сбором на прогулку, чтобы не разбудить куклу, стараются самостоятельно, не отвлекаясь, одеться, чтобы порадовать Петрушку, и т. п.).
Способствуя накоплению детьми опыта поступков, соответствующих правилам поведения, педагог добивается, чтобы эти необходимые способы поведения закреплялись, становились более осознанными, устойчивыми, проявлялись как под его наблюдением, так и произвольно. Старшие дошкольники в результате формирования дисциплинированного поведения способны к выбору нужного действия, к таким рассуждениям, как: «Хочу, но нельзя, и потому должен отказаться от своего желания»; «Не хочу, но надо, и потому должен выполнить порученное дело».
Советская педагогика стоит на позиции единства в формировании нравственных качеств личности и их внешнего выражения в манерах, культуре общения и поведения.
Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми. Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.
Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности. С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.). В старшем дошкольном возрасте дети стремятся помочь взрослым, заботятся о них, стараются сделать им приятное, оберегают их покой. Дети усваивают правила поведения в общественных местах, проявляют внимание, предупредительность и вежливость в общении с людьми.
В детском саду дети находятся в окружении сверстников, и потому перед воспитателем встает задача формирования у них норм поведения, отражающих отношение к сверстникам, основывающихся на уважении к товарищам, отзывчивости, уступчивости, доброжелательности, взаимопомощи.
В раннем возрасте у детей формируются основы этих норм: умение не мешать игре сверстника, не отнимать игрушку, а попросить или выбрать для себя другую, подождать, пока он поиграет, и т. п.
Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т. п.).
У детей среднего возраста воспитываются приветливость, умение сопереживать, сочувствовать товарищу, желание поделиться, уступить, порадовать. Становятся более сложными нормы поведения в совместной деятельности: дети договариваются о совместном пользовании игрушкой, без длительных споров распределяют роли в игре, помогают друг другу в общем труде и т. д.
В старшем дошкольном возрасте нормы поведения по отношению к сверстникам основываются на большей сознательности детей, способности к произвольному поведению. У них формируются заботливость по отношению к сверстникам, положительные взаимоотношения в совместной деятельности, начала коллективизма, умение проявить заботу о заболевшем товарище, справедливо разрешить спор, убедить товарища в том, что он не прав, или согласиться с его мнением, признавая свою ошибку, быть предупредительным: посторониться, чтобы дать пройти, подвинуть тарелку с хлебом, чтобы другому было удобнее взять с нее хлеб, уступить свой стул, деликатно предупредить о возможной оплошности.
Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.
Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, и прежде всего в самом детском саду. В этих нормах проявляется уважение к окружающим: умение учитывать состояние других людей, считаться с ним, занимаясь своей деятельностью, не мешать окружающим. Уже в младших группах воспитатель учит детей проходить по коридору, не мешая работе взрослых (врача, заведующей), одеваться спокойно, без крика, чтобы не помешать занимающийся детям, и т. д.
Воспитатель учит детей правильно вести себя в трамвае, на улице, в парке. Например, знакомит их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто там отдыхает; находясь в городском транспорте, соблюдать тишину, уступать место пожилым людям и т. д.
В детском саду у детей воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда, и поэтому небрежное обращение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда. Нормы отношения к вещам включают в себя умение пользоваться ими по назначению, всегда класть на место, не быть равнодушным, если обнаружишь брошенную или оставленную не на месте вещь (игрушку, книгу), в случае обнаружения поломки обратиться за помощью к взрослому, попытаться исправить, починить. Старших дошкольников часто привлекают к уборке групповой комнаты, участка с целью накопления опыта ухода за игрушками, пособиями и т. п. У детей формируется умение поддерживать порядок, нетерпимое отношение к любому его нарушению. Воспитывая их бережливыми, педагог вместе с тем предупреждает проявление скупости, жадности, стремления беречь только свое, небрежно относясь к чужому.
В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.
Детей среднего возраста воспитатель учит самостоятельно и охотно выполнять доступные им трудовые действия в соответствии с правилом: «Все, что могу, сделаю сам». У них воспитывается желание помогать сверстникам, замечать их затруднения, выполнять отдельные поручения, связанные с заботой о коллективе.
У детей старшего дошкольного возраста педагог развивает понимание необходимости труда, воспитывает чувство ответственности за порученное дело. Это проявляется в сознательном выполнении поручений и обязанностей дежурных, самостоятельности и целенаправленности в труде, желании мобилизовать свои усилия для достижения результата, стремлении к наиболее точному выполнению указаний. Воспитывается трудолюбие, умение включаться в работу по собственной инициативе, трудиться в небольшом коллективе, выполняя общее задание: договариваться о совместной деятельности, распределять работу между участниками, оказывать помощь друг другу, понимать зависимость общего результата от активного и добросовестного выполнения каждым порученного задания.
В детском саду, начиная со средней группы, детей приучают нести определенные обязанности. Педагог разъясняет им смысл обязанностей, необходимость их своевременного выполнения, напоминает об ответственности перед ним и коллективом группы. Он помогает детям выполнить возложенные на них обязанности: назначает дежурных в тех видах труда, в которых у детей сформировались уже достаточные навыки; приходит на помощь в случае затруднений; вызывает интерес к выполняемым обязанностям. Все это позволяет ребенку легче справиться с заданием, не отвлекаться.
Старшие дошкольники должны с еще большей ответственностью относиться к своим обязанностям, сознательно выполнять работу дежурного, понимать ее значение, проявлять заботу о порученных им объектах, самостоятельно включаться в труд, доводить дело до конца.
Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.
В средней группе дети должны не только испытывать добрые чувства к природе, но и ухаживать за растениями и животными, проявляя заботу о них.
Старших детей отличает возросший интерес к природе; они наблюдают, сравнивают, отмечают новое, собирают семена, выращивают растения.
Наиболее важным условием воспитания дисциплинированности и культуры поведения у детей являются авторитет и культура воспитателя и родителей. Культура педагога, характер его общения с детьми, стиль взаимоотношений имеют первостепенное значение в формирований их дисциплинированности. Умение воспитателя использовать вместо замечаний совет, а порой шутку, тактично исправить допущенное нарушение, интерес к детским начинаниям, стремление их поддержать, доверие и ласка - все это непременные условия того, чтобы у детей росло доверие к нему, желание с ним общаться, подчиняться его распоряжениям, с готовностью откликаться на каждую просьбу. Такой педагог пользуется большим авторитетом у детей. Они стремятся получить его одобрение, а более холодное обращение, некоторая строгость во взгляде в ответ на нарушение дисциплины заставляют виновника ощутить не обиду, а недовольство собой, побуждают поскорее исправить допущенную оплошность, попросить извинения за проступок. Дети подражают авторитетному воспитателю, переносят во взаимоотношения со сверстниками его ласковый тон, тактичность.
В поведении ребенка отражается также и культура родителей. Отношения в семье, доброжелательность в общении между ее членами становятся для него тем примером, которому он стремится подражать, вступая во взаимоотношения со сверстниками.
Немаловажным условием воспитания дисциплинированности у детей является четкое осуществление режима. Правильный режим дня позволяет поддерживать у дошкольников уравновешенное состояние, своевременно переключать их от одной деятельности к другой, не допуская переутомления, чередовать часы активной деятельности и отдыха.
Находясь в уравновешенном состоянии, дети спокойнее реагируют на вмешательство сверстников в их деятельность, положительно воспринимают советы, а порой и замечания педагога, исправляют допущенные ошибки, легко переносят обиду, быстрее успокаиваются.
Четкое проведение режимных моментов также предупреждает срывы в поведении, возникающие обычно во время утомительного ожидания.
Одевание, умывание и другие процессы, связанные с режимом, являются в то же время средством формирования у детей культуры поведения в коллективе сверстников. Поскольку в это время они всегда находятся рядом друг с другом, воспитатель приучает их вежливо обратиться с просьбой, попросить разрешения пройти, посторониться, уступая дорогу, предложить свою помощь.
Четкий режим позволяет формировать стереотип поведения. Дети постепенно усваивают последовательность и относительную продолжительность режимных отрезков, организуют самостоятельную деятельность, учитывая время, а также следующий режимный момент. Так, между занятиями организуют подвижные игры, а после дневного сна - продолжительные творческие коллективные игры, труд.
Правильная организация обстановки, в которой находятся дети, также имеет немаловажное значение для формирования дисциплинированности и культуры поведения. Подбор игрушек, разнообразных материалов, пособий и оборудования для труда, соответствующих возрасту детей, их интересам и содержанию накопленных знаний, умений и представлений об окружающем, удобная расстановка мебели, продуманный порядок размещения игрового материала, наличие игрушек, способствующих объединению детей в коллектив, - все это создает условия для развертывания разнообразной деятельности, увлекает дошкольников, позволяет им играть, трудиться, находить занятия по интересам и тем самым предупреждает срывы в поведении.
Особое внимание педагог уделяет тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины и культуры поведения.
Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Например: «Любую вещь, которой пользовался, надо класть на место», «Входя в групповую комнату, надо поздороваться со всеми присутствующими в ней», «Надо вежливо обращаться с просьбой, благодарить за услугу» и т. д. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.
Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Например, перед входом в раздевальную комнату он говорит малышам: «Когда будете входить в комнату, не забудьте вытереть ноги. Наша няня чисто вымыла пол, постараемся не испачкать его». Или: «Машенька первая вошла в раздевальную и не забыла чисто вытереть ноги. Я уверена, что все ребятки тоже так поступят».
Детям среднего дошкольного возраста тоже следует неоднократно напоминать новое правило, так как у них слабо развит самоконтроль. Однако напоминание не должно носить характер назойливых назиданий. Например, увидев назревающий конфликт между детьми, воспитатель обращается к ним: «Я думаю, вам не надо напоминать о правиле, как поступают друзья. Вы хорошо помните, что надо уметь договориться. Кто же первый предложит, как надо поступить?» и т. д. Такое обращение к детям, содержащее в себе уверенность педагога в том, что они хорошие друзья, побуждает их мирно договориться, способствует развитию товарищеских взаимоотношений.
Педагог нередко разъясняет детям моральное содержание вводимых правил: «Если не извиниться за допущенную оплошность перед товарищем, он сможет подумать, что ты его нарочно толкнул, и обидится на тебя».
Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в их выполнении. На это указал еще А. С. Макаренко, заметивший, что между знанием, как поступать, и привычным поведением есть маленькая канавка, которую надо заполнить опытом.
Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых.
Правила поведения вводятся постепенно, ибо дошкоатель либо поддерживает, одобряет действия детей, либо предупреждает повторение отрицательных действий. Одобряя конкретные поступки, он выражает свое отношение и к ребенку. Например: «Какая у нас Катюша старательная! Аккуратно сложила все карточки от лото, коробочку закрыла и на место поставила!»
В такой оценке содержится положительная оценка действий и одновременно с этим - личных качеств ребенка (аккуратная, старательная). Дети осознают, что не только действия заслуживают одобрения, но и сам ребенок: воспитатель ставит его в пример, хвалит. Все это побуждает их подражать хорошему примеру, заслужить одобрение воспитателя. Поэтому ему не надо быть скупым на похвалу, доброе слово.
Педагог использует и отрицательные оценки действий детей. В этих случаях не следует переносить оценку плохого поступка на личность ребенка. Действенным приемом может быть такое противопоставление в оценке педагога: «Не понимаю, как ты, такой хороший мальчик, мой помощник, мог обидеть товарища!» В подобном обращении звучит и огорчение поступком ребенка, и одновременно убеждение в том, что сам он - хороший, что отрицательный поступок лишь случайность, оплошность, которая не может повториться, если ребенок постарается исправить свое поведение. Такие оценки вызывают у детей не обиду на педагога, а недовольство собой, и тогда они стремятся поскорее вернуть его расположение.
Воспитывая дисциплинированность и культуру поведения, педагог постоянно усложняет требования к поведению детей, при этом он учитывает их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.
В младших группах, приучая детей к правильному поведению, воспитатель в меру требователен к ним, ибо для малышей регуляция собственного поведения представляет достаточную трудность. В то же время он последовательно и терпеливо работает над тем, чтобы добиться послушания, некоторой самостоятельности детей в выполнении элементарных прайил поведения.
В средней группе дети уже освоили первые правила, и поэтому воспитатель постоянно следит за самостоятельным, их выполнением, а в случае нарушения добивается своевременного исправления ошибки. В этом возрасте дошкольники уже обладают большими возможностями в регулировании своего поведения. Но у них может проявляться расхождение между знанием правил и поступками. Ребенок нередко поступает вразрез с требованием взрослых, потом осознает неправильность своего поступка, искренне раскаивается в нем. Поэтому важной задачей педагога является предупреждение возможных нарушений, чему способствует напоминание правил, предваряющая оценка. К концу пребывания в средней группе от детей уже можно добиться сравнительно высокой дисциплинированности.
В старшем дошкольном возрасте должны быть сформированы достаточно устойчивые навыки дисциплины и культуры поведения. На этом этапе резко возрастает способность к произвольному поведению, что позволяет детям сдерживаться от нежелательных поступков, сознательно следовать установленным правилам. Одновременно формируются и мотивы поведения, желание поступать правильно не потому, что этого требует воспитатель, а в силу осознания справедливости установленных правил. Дружеские, товарищеские взаимоотношения побуждают ребенка уступать, договариваться, спокойно разрешать возникающие споры и разногласия. Воспитатель становится более требовательным к детям, добивается от них быстрого и точного выполнения правил, большей самостоятельности в выборе поступка в разнообразных ситуациях, складывающихся в совместной детской деятельности.
В повседневной жизни группы могут возникать случаи конфликтов между детьми, нарушения дисциплины, неподчинения правилам. Причины этого различны. Одной из основных является несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. Так, если кто-либо из родителей часто прибегает к угрозам, окрикам в случае непослушания ребенка или непоследователен в требованиях к нему (например, сегодня надо обязательно самому убрать постель, а завтра это делает бабушка и т. д.), то воспитателю довольно сложно добиться положительного результата. Тут необходима неукоснительная требовательность, сочетаемая с поощрением ребенка, постоянный контроль за его поведением.
Дети нарушают дисциплину и в случае утомления, длительных ожиданий, в начальный (скрытый) период заболевания, поэтому педагогу необходимо учитывать состояние детей, своевременно переводить их от одной деятельности к другой.
Дошкольники нарушают дисциплину и в условиях, когда в группе устанавливается система запретов, порой совершенно необоснованных, или когда воспитатель постоянно заставляет их кого-то ждать («Подождем, пока оденется Коля», «Подождем, пока Сережа найдет лопатку» и т. п.). Бесконечные ожидания вызывают раздражение, дети ищут, чем заняться, и нередко нарушают установленные правила.
Случаи нарушения дисциплины следует рассматривать прежде всего как педагогический просчет в организации жизни детей и руководстве их деятельностью. Педагогу следует проанализировать, насколько содержательной была деятельность ребенка, нарушившего дисциплину, помогли ли ему сосредоточиться на начатой работе, преодолеть возникшие трудности. Ведь чаще всего нарушают дисциплину дети, у которых нет устойчивого интереса к какой-либо деятельности. Лучшей мерой в таких случаях будет вовлечение ребенка в деятельность, помощь в ее организации, советы, позволяющие добиться результата. Если ребенок перевозбужден, не воспринимает никаких советов и предложений, лучше дать ему возможность успокоиться и только тогда включать в разнообразные дела.
Иногда воспитателю приходится прибегать и к некоторым мерам наказания в тех случаях, когда он убежден, что ребенок проявил недисциплинированность не случайно.
Например, воспитатель может на некоторое время лишить ребенка вольники не могут запомнить одновременно несколько требований и регулировать в соответствии с ними, свои поступки.
В формировании у детей опыта поведения, соответствующего определенным правилам, большое место занимает контроль воспитателя. Это позволяет предупредить возможную ошибку ребенка, своевременно напомнить ему о правиле, подсказать нужный поступок, проследить за качеством выполнения требований отдельными детьми.
Контроль всегда сопровождается оценкой. Воспитзможности играть со сверстниками: «Я не могу тебе разрешить играть с товарищами. Ты очень грубо разговариваешь с ними, совсем не умеешь договариваться. Поиграй вот здесь один, возле меня» и т. п.
Если между двумя детьми возникает конфликт, воспитатель должен найти способ воздействия на обоих, показав меру вины каждого. Например: «Он тебе ответил грубо, но почему так произошло? Конечно, грубить очень плохо, и ты, Коля, очень виноват. А ты, Андрюша, сам подумай, в чем твоя вина, почему Коля так грубо тебе ответил?» Помочь детям осознать долю своей вины, наладить их взаимоотношения - в этом состоит задача педагога. То же происходит, когда конфликт, нарушение дисциплины возникает в группе детей. Например, дети начали играть в комнате с мячом и разрушили чью-то постройку. Они считают виноватым мальчика, который последним бросил мяч. Но так ли это? Ведь играли все. И каждый мог так же поступить. Значит, виноват немножко каждый, потому что все забыли, что играть в мяч в комнате нельзя. Подобные рассуждения помогают детям осознавать свою причастность к случившемуся, не перекладывая всю вину на одного из них.
Воспитатель должен знать, что в детском саду категорически запрещаются физические наказания, а также такие, которые травмируют нервную систему ребенка, оскорбляют его достоинство, приносят вред здоровью (лишение еды, прогулки, удаление из групповой комнаты, насмешки, прозвища, запугивания и т; п.). Дети нередко обращаются к воспитателю с жалобами. Чтобы правильно отнестись к каждому такому случаю, надо понять причины, побудившие ребенка обратиться с жалобой, вникнуть в ее суть.
В жалобе часто выражается отношение дошкольника к возникшей в повседневной жизни группы ситуации, когда имеет место несоответствие поведения кого-либо из детей установленным правилам. Такая жалоба содержит в себе вопрос: ребенок хочет убедиться, правильно ли он запомнил правило, можно ли поступить по-другому. Например, воспитатель приготовил для занятия книгу и положил ее на свой стол. Дети знают, что со стола педагога ничего брать нельзя. «А Коля взял с вашего стола книгу», - заявляет ребенок, обнаружив, что сверстник поступил вразрез с правилом.
В подобных случаях воспитатель подтверждает необходимость соблюдения введенного правила, но делает это по-разному, учитывая возраст детей. Так, если такой поступок совершает малыш, воспитатель учитывает недостаточное развитие его волевых процессов, в силу чего интерес к новому, необычному оказывается настолько сильным, что не может быть заторможен действием правила. «Правильно, Катюша, - обращается педагог к ребенку,- не надо брать книгу со стола. Я ее всем ребятам на занятии покажу. Коля, положи книгу на стол. Ты мне ее подашь, когда все сядут заниматься». Педагог помогает ребенку выполнить правило, не вызывая упрямства, капризов.
Если такой поступок совершает ребенок среднего возраста, педагог напоминает о необходимости выполнить правило, подчеркивая, что в этом возрасте все дети уже умеют сдерживать себя и не нарушают запретов. А ребенку, обратившемуся с жалобой, советует в другой раз самому остановить сверстника, напомнить ему действующее в группе правило.
В жалобах часто звучит обращение к воспитателю за помощью, поддержкой, неудовлетворенность поступком сверстника или его отношением, обида (отобрали игрушку, дразнили, толкнули и т. п.). В этих случаях педагогу важно справедливо разрешить конфликт, установить долю вины каждого и воздействовать таким образом, чтобы не только восстановить справедливость, но и урегулировать отношения между детьми. Например, в ответ на жалобу ребенка о том, что товарищи его не принимают в игру, воспитатель предлагает сначала подумать, почему они так поступают: может быть, он сам вспомнит, как нередко спорил со сверстниками из-за желания всегда быть первым, или в игре для него не нашли подходящей роли, или просто не поняли его. Вместе с обиженным педагог может обсудить этот вопрос с детьми, помочь им включить сверстника в общую игру (найти роль, наладить взаимоотношения и т. д.)
Естественно, воспитатель категорически запрещает детям бить или толкать друг друга. Однако даже в таких случаях он глубоко вникает в мотивы совершенных проступков.
Бывают иногда случаи, что кто-либо из детей часто обращается к воспитателю с несостоятельными жалобами. Следует разъяснить ребенку неправильность такого поведения, но не обсуждать его в коллективе детей, чтобы не вызвать их отрицательного отношения к сверстнику.
Детям старшего дошкольного возраста воспитатель помогает самим разбираться в возникшем недоразумении, приучая их выслушивать друг друга, убеждать, доказывать свою правоту, вместо того чтобы обращаться с жалобой.

Чтобы воспитатель мог решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи, в группе должна быть дисциплина. С какого возраста следует прививать дисциплину

Прививать дисциплину необходимо с трех лет. И в младшем, и в среднем дошкольном возрасте воспитатели должны постоянно держать на контроле этот вопрос. Средства контроля для детей разного возраста будут свои: для младших дошкольников они должны основываться на изменении ситуации вокруг ребенка (переключить внимание, вывести из ситуации), организации деятельности. С детьми старшего дошкольного возраста необходимо обсуждать их поведение и объяснять его положительные и отрицательные стороны.

Игры – оптимальный вариант, чтобы организовать дисциплину в младшей группе. С их помощью дошкольники смогут освоить много правил – необходимо только подобрать подходящие игры. В дальнейшем при условии контроля взрослых у детей формируются механизмы самоконтроля, которые позволяют им существовать по законам группы не потому, что они так должны делать, а потому, что это их потребность, желание.

Что нужно, чтобы организовать дисциплину в группе

Девять требований к правилам группы
1. Четкость – формулируйте правила четко, учитывайте уровень развития детей.
2. Без «не» – избегайте отрицательной частицы в формулировках, доказано – мозг ее не воспринимает.
3. Эффективность – формулируйте небольшие по объему правила, тогда вам самим будет проще их придерживаться и правило будет работать.
4. Количество – предлагайте детям в группе не более 3–5 правил.
5. Согласованность – согласовывайте правила с другими педагогами, которые работают с вашей группой, и между детьми.
6. Тон обращения – сообщайте требования и запреты детям дружественно-разъяснительным тоном.
7. Альтернатива – предлагайте детям в случае запрета альтернативные способы поведения.
8. Повторяемость – периодически повторяйте с детьми правила группы.
9. Наглядность – используйте плакаты с изображением определенных ситуаций, чтобы дети лучше усвоили правила. Когда они надежно приживутся в группе, плакаты можно убрать.

Чтобы создать и поддерживать дисциплину, разработайте вместе с детьми правила жизни вашей группы. Они могут отражать аспекты поведения: организационные (по лестнице идем друг за другом); коммуникативные (помогаем, если у кого-то что-то не получается); коммуникативно-организационные (если я тут играю, не убирайте).

Не стремитесь сразу придумать правила на все случаи. Они не могут быть унифицированными, общими для всех – они рождаются из конкретных ситуаций, событий, обстановки в группе. Когда будете формулировать и вводить правила в группе, соблюдайте девять несложных требований.

Чтобы дети не нарушали правила и не забывали о них спустя время, акцентируйте внимание на тех воспитанниках, которые следуют им, и как можно чаще хвалите их. Тем, кто провинился, делайте замечания спокойным тоном, не оценивая личность – только поведение.

Если дети нарушили правило, обсудите с ними, к чему это привело (к ссоре или травме). Напоминайте о правилах заранее, непосредственно перед ситуацией, к которой они относятся. Тогда дети вспомнят о них и попробуют поступить согласно правилам.

Чтобы сформировать и поддерживать дисциплину, определите, как будете оценивать поведение детей. Для этого в группе можно сделать импровизированный светофор, с помощью которого фиксировать факты нарушения правил: красный – правило нарушается всегда, желтый – изредка, зеленый – не нарушается.

Кроме введения правил, обращайте внимание на эмоциональное и социальное развитие детей и систематически обсуждайте последствия поступков ребенка для другого человека и его чувства, предлагайте игры на развитие эмоциональной сферы.

Еще один прием, который можно использовать с детьми в группе, – моделируйте совместную деятельность дошкольников с помощью игр на сплочение детского коллектива и формирование умения взаимодействовать, акцентируйте внимание на проявлении положительных качеств у дошкольников, обсуждайте в группе межличностные конфликты, предлагайте найти альтернативный выход, анализируйте его последствия.

Виды игр для формирования дисциплины

Игры на освоение правил

«Голосование»

Предложите детям вместе решить, какую сказку они будут слушать (предметом голосования может быть что угодно) – «Красную Шапочку» или «Царевну-лягушку». И сообщите, что прочитаете ту из них, за которую проголосует большинство.

Вопросы:

  • Голосовал ли ты за победившую сказку? Что ты ощущаешь?
  • Что ты ощущал, когда увидел, что твое желание не получило большинства голосов?
  • В каких еще ситуациях мы можем проводить голосование?
  • Голосуете ли вы иногда у себя дома?

Нередко бывает, что дети одновременно выкрикивают ответ на вопрос. Игра формирует умение останавливаться и делать паузу, прежде чем что-либо сказать. В ходе игры дети учатся сосредоточению. Более медлительные дошкольники получают больше времени для размышлений.

«Большие пальцы вверх, шепчем все вместе»

Задайте детям несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда все получат достаточно времени для размышлений и будет много поднятых вверх пальцев, начинайте считать: «Раз, два, три…" На счет «три» все дети должны прошептать ответ. (Вопросы могут быть самыми разными.)

«Тихие и громкие голоса»

Игра поможет детям не забывать о том, что разговаривать в группе можно громким и тихим голосом. Для игры используйте полиэтиленовый или бумажный пакетик для покупок. Его можно заранее оформить.

Воспитатель: Можете ли вы мне сказать, каким голосом вы разговариваете, играя на площадке? Что происходит с вашим голосом, когда мы все приходим в группу и начинаем работать? Почему в группе нам нужны тихие голоса? Я принесла вам красивый пакетик. Когда вы заходите в группу, вы можете складывать свои громкие голоса с улицы и перемены в этот пакетик, чтобы они никому не мешали и ни у кого не вызывали боли в ушах. Кто хочет обойти с этим пакетиком группу и собрать в него все громкие и шумные голоса?

Вопросы:

  • Доставляет ли вам удовольствие говорить и кричать на улице громким голосом?
  • Трудно ли вам говорить в группе более спокойным и тихим голосом?
  • У кого в нашей группе самый красивый и сильный голос?
  • Кто из нашей группы умеет говорить спокойным громким голосом?
  • Нравится ли вам голоса воспитателей? Кажутся ли они вам интересными?

«Эстафета хороших известий»

В ходе игры следите за тем, чтобы каждый ребенок принял в ней участие. Если группа большая – не допускайте, чтобы дети говорили слишком долго. Для игры понадобится мяч.

Воспитатель: Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера в группе. Пока вы говорите, мячик находится у вас в руках. Когда вы закончите рассказывать, передайте эстафету хороших известий – бросьте мячик кому-то другому, кто сидит не очень далеко от вас.

Игры на сплочение детей и умение взаимодействовать

«Будь дружелюбным»

Предложите детям сесть поудобнее и закрыть глаза. Рассказывайте правила игры и комментируйте действия детей по ходу игры.

Воспитатель: Сделайте три глубоких вдоха и выдоха… Представьте, что вам предложили принять участие в постановке детского театра. Вы будете исполнять главную роль в пьесе для детей. Вашего героя зовут Дружелюбный. Вы должны будете показать публике, как выглядит дружелюбный, доброжелательный человек: как он или она одевается, смеется, что-то делает. Поэтому первым делом вы идете к стоящему за сценой большому шкафу с одеждой и ищете себе подходящий для этого спектакля костюм. Если вы готовы примерить одежду, поднимите руку.

Дождитесь, когда все дети подадут сигнал готовности.

Воспитатель: Теперь рассмотрите все костюмы и выберите себе тот, который будет носить на сцене ваш персонаж. Вы можете попробовать разные варианты. Ищите одежду, выбирайте цвет и фасон, которые вам нравятся. Если какая-то вещь вам не нравится, попробуйте другую, более подходящую для роли Дружелюбного. Когда вы полностью оденетесь для своей роли, сделайте мне знак рукой… Теперь представьте себе, что режиссер показывает, как должен стоять на сцене ваш герой. Выйдите на середину сцены и слушайте, что говорит вам режиссер. Как должен выглядеть Дружелюбный? Насколько ярко должны сиять ваши глаза? Насколько широкой должна быть ваша улыбка? Что надо делать руками? Как надо стоять? Должны ли вы передвигаться как-то по-особому? Должны ли по-особому говорить? Попробуйте сейчас стать Дружелюбным. Дайте мне знак, когда войдете в роль…

Дождитесь, когда все дети подадут знак.

Воспитатель: Хороший актер испытывает чувства того персонажа, которого играет. Вы можете стать Дружелюбным всем своим телом. Вдохните поглубже воздух и почувствуйте, как становитесь Дружелюбным с головы до пят. Когда вы это почувствуете, снова подайте мне знак…

Теперь вы готовы к тому, чтобы играть свою роль, и я знаю, что вы сможете воодушевить всех ребят в зрительном зале. Наслаждайтесь этой чудесной ролью. И запомните, что вы всегда сможете быть дружелюбными и доброжелательными по отношению ко всем людям. Вы знаете, как это можно сделать. Скажите себе: «Я дружелюбен с головы до пят».

Если хотите, можете позднее снова вернуться на сцену и попробовать делать все то, что любит делать Дружелюбный. А сейчас я хочу, чтобы вы тепло попрощались с режиссером. Также по-доброму попрощайтесь со всеми детьми в зрительном зале и пообещайте им, что еще покажете своего Дружелюбного…

Выпрямитесь, потянитесь, пошевелите пальчиками рук и ног, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь открывайте глаза, и вот вы снова здесь, в группе.

Вопросы:

  • Как ты оделся, когда был Дружелюбным?
  • Покажи нам, как ты стоял и двигался, когда был Дружелюбным.
  • Расскажи о том, что ты испытал, когда был Дружелюбным.
  • Можешь ли ты быть дружелюбным в своей повседневной жизни?

«Камушек в ботинке»

Предложите детям сесть в один общий круг. Расскажите правила игры и комментируйте действия детей по ходу игры.

Воспитатель: Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сначала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой. Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: «У меня камушек в ботинке», то все мы будем знать, что вам что-то мешает, и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: «У меня нет камушка в ботинке» или, наоборот, «У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим смеется над моими очками». Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные «камушки», которые будут названы. В этой игре используется простая и понятная детям метафора, с помощью которой они могут сообщать о своих трудностях, как только те возникают. Поощряйте детей спонтанно применять ритуальную фразу «У меня в ботинке камушек!»

«Комплименты»

Предложите детям встать в круг и по очереди сказать что-нибудь приятное одному из участников игры. Они могут отметить личностные качества, внешность, умения, манеру поведения своих сверстников. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я…« – повторяет сказанное ему, а затем подкрепляет еще одной похвалой в свой адрес: «А еще я думаю, что я…»

Если некоторые дети не могут сказать комплимент, помогайте им или скажите за них. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное» слово.

«Волны»

Соберите детей вокруг себя и скажите: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны: будем двигаться так же, как они, а еще станем шуметь и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце».

Затем предложите всем желающим по очереди искупаться в море. «Купающийся» становится в центре, «волны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

«Связующая нить»

Предложите детям сесть в круг, передавать друг другу клубок и рассказывать о том, что тот, кто держит клубок, чувствует, что хочет для себя и что может пожелать другим. Когда клубок вернется к ведущему, дети натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

«Колдун»

Колдун заколдовывает одного из детей так, что он «теряет» способность говорить. Чтобы избавиться от колдовства, он должен объяснить с помощью жестов и мимики, как его расколдовать. Дети «переводят» рассказ и расколдовывают его.

«Прогноз погоды»

Предложите детям игру, расскажите правила и комментируйте действия детей по ходу игры.

Воспитатель: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое. Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы показываете другим ребятам свой «прогноз погоды». Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Затем предложите детям взять лист бумаги и мелки.

Педагог: Нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас «плохая погода» и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете дать отбой. Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце, или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Используйте «прогнозы погоды» регулярно. Это сделает атмосферу в группе гармоничной и научит детей считаться с настроением друг друга.

Игры на развитие эмоциональной сферы

«Передай по кругу»

Дети встают в круг, передают мяч, который ведущий называет по-разному: «горячая картошка», «льдинка», «бабочка», «цветочек», «пушинка» и т. п. Дети при этом должны выразить разные эмоции.

«Кто я?»

Дети по очереди изображают животное, которое им тихо называет воспитатель (как вариант, ребенок придумывает образ сам): медведя, лису, волка, зайца. Остальные дети отгадывают, какое это животное. Условие – у животного определенное настроение: веселое, грустное и т. д.

«Обезьянки»

Дети делятся на две группы. Первая – «зеркала». Вторая – «обезьянки». «Обезьянки» производят различные движения, строят рожицы и гримасы. «Зеркала» должны повторить все в точности. Затем дети меняются ролями.