«Мини - лаборатория в детском саду, как средство формирования познавательной активности детей через опытно – экспериментальную деятельность. От «Мини-лаборатории» – к исследовательским проектам

«Перед человеком к разуму 3 пути:
путь размышления
- самый благородный,
путь подражания - самый лёгкий,
путь личного опыта - самый тяжёлый путь»
Конфуций

В последнее время одной из центральных задач дошкольного образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию. Особенно актуальным представляется формирование естественнонаучных представлений, т.к. они закладывают у дошкольников основу миропонимания.

С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы, ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии со взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.

В связи с этим возрастает значение формирования уже в дошкольном возрасте активной, любознательной и самостоятельной личности. Одним из личностных образований в старшем дошкольном возрасте является познавательный интерес как средство увлекающего, живого обучения. Познавательный интерес представляет собой избирательную направленность личности к определенному процессу деятельности. В структуре познавательного интереса Г.И. Щукина выделяет следующие компоненты:

  • интеллектуальный компонент - выражается в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность.
  • эмоциональный - проявляется в положительном эмоциональном отношении к объекту.
  • волевой - рассматривается как степень сосредоточенности на данном объекте, применения усилий для достижения поставленной цели.

Очень важно, чтобы любопытство вовремя переросло в любовь к знаниям - любознательность, а последняя - в устойчивое психическое образование - познавательную потребность.

С целью развития логического мышления и формирования познавательных интересов у своих воспитанников на протяжении 5 лет разрабатывалась и внедрялась в практическую работу с детьми система экспериментально-опытнических занятий в «мини-лаборатории». Проводя несложные эксперименты, предлагая задания и вопросы, рисунки и схемы, всё чаще приходили к выводу, что заинтересованность детей, их активность на таких занятиях ярко «ситуативна». Стимулированный познавательный интерес проявляется в рамках созданной педагогом проблемной ситуации, но не является внутренней потребностью ребёнка. Даже при условии мотивации детей на экспериментальную деятельность они оставались «объектом» образовательного процесса, проблемные ситуации часто разрешались с помощью вариантов решений, предложенных педагогом.

Решение этой проблемы увидели во внедрении в профессиональную деятельность метода проектов. Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Проект - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, это практическое дело, поэтапное движение к цели, это - метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды, это звено в системе воспитания.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение каждым отдельным ребёнком инициативы и проявление самостоятельной активности. Педагог должен организовать проблемную ситуацию для детей, но не должен предлагать свои варианты решения задачи. Иначе ребёнок окажется в объектной ситуации.

Исследовательское поведение, лежащее в основе экспериментирования, широко изучалось такими отечественными и зарубежными учеными, как Н.В. Запорожец, Н.Н. и А.Н. Поддъяковы, Б.П. Зинченко, М.И. Лисина и другими. Разрабатываемые данными авторами основы проблемного метода проектов находят все более широкое применение в современной практике работы дошкольных педагогов.

На основе имеющихся научно-методических рекомендаций по использованию проектной деятельности в дошкольном образовании свою систему работы по изучению объектов и явлений неживой природы строим на основе модифицированного перспективного плана на год, который включает в себя блоки: «воздух», «вода», «магниты», «почва», «камни, песок, глина». Каждый отдельный блок предполагает разработку и реализацию 1-2 проектов:

Совместная деятельность над разработкой и осуществлением каждого отдельного проекта ведётся по следующему алгоритму :

I этап

  • ставим цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  • вовлекаем дошкольников в решение проблемы;
  • на данном этапе используется метод «Модель 3-х вопросов», метод проблемного обучения.

II этап

  • намечаем план;
  • обсуждаем план с детьми и их родителями;
  • по необходимости, обращаемся за рекомендациями к специалистам;
  • вместе с детьми рисуем план-схему проведения проекта и вывешиваем на видном месте;

III этап

  • собираем информацию, материалы;
  • проводим исследовательскую практическую работу.

На данном этапе для решения проблемы, например, «Какая бывает вода?» используется метод интеграции на основе единого проекта, т.е. исследовательская деятельность по данной проблеме внедрялась во все виды детской деятельности.

Также используем метод проблемного обучения: развивающие вопросы, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательскую деятельность, решение кроссвордов и т.д.

Например, при реализации проекта «Какая бывает вода?» предлагалась проблемная ситуация: «Можно ли сделать игрушки из воды?».

Во время реализации проекта на 3-м этапе идёт самостоятельная творческая работа детей и родителей. (поиск информации, материала, поделки, рисунки и пр. по теме проекта) Используем приём «Найди информацию» с использованием схем:например, в проекте«Воздух в шариках, мешочках, воздух в наших круглых щёчках» дети решили узнать об исследуемом объекте, выбрав схему «Проведи опыт» (схема № 1), а в проекте «Для чего человеку нужны глина и песок» отдали предпочтение схемам: «Узнать из книг» (схема № 2), «Спроси у другого человека» (схема №3).

Схема № 1 Схема № 2 Схема № 3

IY этап

На следующем этапе фиксируем результаты проекта в виде альбома, который является продуктом реализованного проекта. Так же организуем презентацию проекта в форме праздника, открытого занятия, КВНа. Используем приём «Обратная связь», который позволяет участникам провести рефлексию своей деятельности.

Для эффективной реализации технологии проектирования необходимы специальные условия:

  1. В группе широко используем современную книгоиздательскую продукцию энциклопедического и познавательного характера, различные предметы, необходимые для проведения экспериментальной деятельности.
  2. Организуем посещение детей библиотеки, выставочного зала при ДК ОМЗ, если это необходимо для реализации проекта.
  3. Использование слайдов, видеозаписей, аудиозаписей позволяет сделать процесс получения новых знаний максимально эффективным.
  4. Сочетание совместной деятельности: «воспитатель - ребенок», «ребенок - ребенок», «дети - родители» способствует установлению партнёрских отношений, которые способствуют достижению высокого результата проектной деятельности.

Таким образом, проектная деятельность даёт возможность ребёнку видеть результаты коллективных усилий группы, у него развивается самостоятельность, активность, ответственность, чувство доверия друг к другу, интерес к познанию.

«Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий - одна из лучших черт характера» (А.Шапиро).

Позвольте детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира!

Список литературы

1. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ [Текст] / Е.С. Евдокимова. - М., 2006.

2 Киселева Л.С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. [Текст] / Л.С. Киселева. - М., 2003.

3. Паршукова И.Л. «Маленький исследователь» [Текст] / И.Л. Паршукова. - С-Пб., 2001.

4. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований в детском саду. [Текст] / А.И Савенков. - Самара, 2004.

5. Шапиро А. «Научные забавы» [Текст] // А. Шапиро. Детский сад со всех сторон. - 2001 г. - № 31.

«Мини - лаборатория в детском саду, как средство формирования познавательной активности детей через опытно – экспериментальную деятельность»

Воспитатель

МБДОУ д/с № 22:

Галимова

Евгения Алексеевна,

руководитель кружка

«Юные исследователи»


«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире

что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни

заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда, что-то недосказанное, чтобы ребенку

захотелось еще раз возвратиться к тому, что он узнал

(В. А. Сухомлинский)


Реализуя Основную общеобразовательную программу дошкольного образования (ООП), изучая новинки методической литературы и новинки игрового оборудования, согласно ФГОС ДО, наблюдая за детьми, я обратила внимание на эффективное и доступное средство интеллектуального развития детей – детское экспериментирование.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет нашим воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и более полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников.

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи):

дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта,

о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально - исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а впервые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Экспериментально-исследовательская деятельность - это не что-то вновь изобретенное, а способ обучения, который редко использовался или совсем не использовался в педагогическом процессе, а иногда был попросту забыт.

Таким образом, для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности у нас в группе появился один из вариантов мини – лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой».

В нашей мини – лаборатории раз в неделю у нас проходит кружок «Юные исследователи».

Работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», «пожарных», спасателей, «фармацевтов», операторов, геологов, которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике.


У нас с детьми появился хороший добрый любознательный друг Ухтышка – инопланетянин с другой планеты, который прилетел изучать нашу планету.

Дети на кружке с удовольствием и восторгом помогают нашему гостю узнавать и изучать наш мир! А какое удовлетворение получает сам ребенок оттого, что сделал для себя новое открытие!

Мини-лаборатория «Познаем мир с Ухтышкой» представляет собой уголок в группе в виде небольшой тумбы, с дополнительными отсеками предназначены для оборудования при проведении опытно-исследовательской деятельности. Под тумбой место для приборов, для хранения различных материалов. Рядом столы для наблюдения детей и различных работ на нем. В нашей лаборатории имеются полки и стелажи для хранения разных интересных предметов для исследований. Также в нашей мини- лаборатории отведено место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции и фотографии детей во время проведения опытов.

Успешность педагогической идеи в использовании

мини-лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой»:

Работать по этой технологии может каждый, так как это интересно и детям и взрослым.

Ребенок-исследователь с рождения, но осознанно, что-то делает с 5лет, а готовить ребенка к этой деятельности можно с раннего возраста. Способность к интеллектуальным усилиям, исследовательские умения, логика и смекалка сами по себе не окрепнут. Тут могут помочь и родители и педагоги.

Важно, чтобы была атмосфера лаборатории.

Форма работы: занятия со всеми детьми, с подгруппой, индивидуально.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в мини-лаборатории «Познаем мир с Ухтышкой», способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательно-исследовательского опыта.

В процессе исследования-экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

«Хитрые семена» (секреты природы),

«Что из Чего?» (свойства бумаги, кожи и ткани)


Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

*внешние стимулы (новизна, необычность объекта) ;

*тайна, сюрприз;

*мотив помощи;

*познавательный мотив (почему так)

*ситуация выбора

Работа направлена на развитие поисково – познавательной деятельности детей 4- 5 лет; на создание условий для сенсорного развития в ходе ознакомления их с явлениями и

объектами окружающего мира.

«В мире крошечных предметов»,

«Волшебная лупа»

(свойства увеличительных,

разноцветных стекол)

Дидактический смысл проектно-исследовательской деятельности заключается в том, что

помогает связать обучение с жизнью:

формирует навыки исследовательской деятельности;

развивает умение видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы;

развивает познавательную активность детей;

приучает действовать самостоятельно;

планировать работу, доводить ее до положительного результата;

проявлять инициативу и творчество, высказывать предположения и строить планы по их проверке;

положительно влияет на эмоциональную сферу каждого ребенка.

Данная работа с детьми среднего дошкольного возраста способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его самого анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развития его человеческих, социальных чувств.

Практическая значимость опыта работы:

Данный опыт работы направлен на формирование интеллектуальных способностей дошкольников посредством экспериментирования. Этот процесс, строится как самостоятельный творческий поиск, он строится самим ребёнком, а не задаётся взрослым, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка. Знания, добытые детьми самостоятельно, являются более осознанными и глубокими.

В процессе исследовательской деятельности, благодаря нашей мини-лаборатории , дети смогут познать объект с разных сторон, все его характеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта (что и требует от нас современная педагогика).

Основная цель работы:

Развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, любознательности детей среднего дошкольного возраста посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности.

Задачи:

Познавательные: расширение и систематизация элементарных естественнонаучных и экологических представлений детей

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Развивающие: Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами.

Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Создание предпосылок формирования практических и умственных действий.

Воспитательные: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Стимулировать желание детей экспериментировать.

Формировать коммуникативные навыки.

Приобщать детей к красоте окружающего мира.

ПЕРСПЕКТИВА

В дальнейшем, буду продолжать работать в новом для меня направлении развития детского экспериментирования: планирую проведение некоторых консультаций с воспитателями по развитию интереса к детскому экспериментированию;

проведение деловой игры по решению проблемных ситуаций; проведение смотров-конкурсов по теме «Детское экспериментирование».

По работе с родителями – организация практической работы: выпуск мини-газеты «Юные исследователи».


Страсть к Красоте и Знанию – природа детей!

Дети хотят познать не кусочки облаков, но Небо с облаками.

Они радуются не тусклой звезде, но Звездному Небу.

Они видят не травинку в поле, а Цветущее поле.

Они играют не с песчинкой, а с Песком.

В таком видении целостной картины мира рождается восхищение Красотою.

Ш.А. Амонашвили


В условиях детского сада используем только элементарные опыты и эксперименты. В процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения, они безопасны, используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Примеры изучения

секретов

знакомых предметов:

«Песочные следы»

(свойства мокрого песка);

«Разноцветные шарики»

(шарики различных материалов).


«Веселые

шарики –

друзья»,

«Неизведанное

рядом»,

« Удивительный

магнит»

(свойства магнита)


«Свет

и тень»,

«Тайны

времени»,

«Наши помощники

часики»

(свойства света

и времени)


«Этот

удивительный

воздух»,

«Ветер –

невидимка»,

«Волшебница –

водичка»,

«Мыло –

фокусник»

(свойства воздуха

и воды)


February 24th, 2014

Вот и наступил февраль - в нашей группе это самая горячая пора для опытов, экспериментов, мини - лекций, чудо - открытий и даже нанотехнологий! Мы создали детскую научную лабораторию к неописуемому восторгу наших воспитанников!
Что является объектом познания детей дошкольного возраста? Рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы. Формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет - это наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, встречи с природой, ситуативные разговоры. Какие интегративные качества личности развиваются у ребенка в процессе экспериментирования? Любознательный, активный, способный решать интеллектуальные задачи (проблемы) адекватные возрасту, способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Почему дети 5-6 лет в познавательной деятельности возвращаются опять к предметам ближнего окружения? Они понимают, что всё взаимосвязано, а причинно-следственные связи лучше познавать на знакомых предметах и явлениях. Главная характерная особенность в познании детей 6 лет - самостоятельность в познании, воспитатель лишь создаёт условия и руководит процессом познания.


Эксперимент по выращиванию зелёного лучка в разных условиях освещения. Лаборанты нашей биокафедры с удовольствием копаются в плодородном грунте миниатюрными садовыми инструментами. Главный мичуринец - Артёмка, а его вечный научный оппонент - Ваня.


В течении недели лучок вымахал высотой в 25 см и мы благополучно слопали его на обед с борщиком! Все кушали да нахваливали! Вот они, витамины, плоды рук своих!

Интегрированная НОД
ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ «Наука и экспериментирование»
ТЕМА: «Знакомство со свойствами камней»
Программное содержание: Развивать интерес к камням. Формировать сенсорные ощущения, умение обследовать камни, называть.
Дать представления о том, что камни в природе есть речные и морские; камни тяжелые и твердые, поэтому их используют в строительстве зданий, дорог, мостов. Учить детей практическому обследованию предметов. Дать первое представление о ценных камнях, которые используются для украшения построек, в изготовлении памятников, сувениров (гранит, мрамор), показать изделия из драгоценных камней (женские украшения, броши, браслеты). Учить делать умозаключения, выводы.


Мальчики, конечно, больше впечатлились от коллекции очень красивых морских и речных камней, минералов, выращенных кристаллов и морских губок (анализ и сравнение). Или, как сказал Никитка: "Ух ты, вот это булыжники!"


Ну а девочки не могли отвести глаз от резной шкатулки с сокровищами самой Хозяйки Медной горы, в которой переливались мерцающими искорками драгоценные каменья и самоцветы (она мне её одолжила на 2 дня, исключительно для нашей группы)


А больше всего ребят удивило, что камни можно расписывать красками! Принесённые образцы росписи вдохновили нас на создание микроскопических миниатюр. Ну чем не нанотехнологии?!


Через 10 минут наши живописные шедевры уже сохли на подоконнике (не зря я волокла чемодан с голышами с Черноморского побережья!).


А наши необычные сувениры мы подарили самым любимым в День Святого Валентина!

ПРОВЕДЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ В РАМКАХ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ
«Наука и экспериментирование» (в 2 частях)
ТЕМА: «Удивительные свойства воды»
Образовательная область: «Познание»
Вид: познавательно-игровое
Тип: интегрированное
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Ручной труд», «Окружающий мир», «Социализация»

Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.
2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.
3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:
- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.
- учить пользоваться пипеткой.
Воспитательные:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.
Развивающие:
1. Развивать у детей фонематический слух.
2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.
3. Учить отгадывать загадки.

Мы закрепили и расширили знания о свойствах и качествах воды и провели интересные исследования. Покажите детям пост, и поинтересуйтесь - а чем, собственно, они тут занимаются? Откуда пена взялась и с помощью чего мы красили воду?

Спросите у наших исследователей, в каких условиях лёд и снег тают быстрее, и почему салфетка едва соприкасаясь с водой - намокает целиком?
Уточните, почему Светлана Игоревна отважилась выпить синее молоко и в для чего используют пищевые красители?


Мы также знаем, с помощью чего и как можно изменить вкус и запах воды, её физическое состояние. А ещё мы умеем делать радужный салют в тарелке с молоком (с помощью гуаши, ватной палочки и моющего средства). Попробуйте, у Вас обязательно получится!


Оценив значение воды для жизни на земле, наши учёные посвятили себя творчеству - созданию коллективных коллажей "Подводное царство океана"

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группе был создан центр науки - "Детская научная мини-лаборатория". Лаборатория создана для развития у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в «ученых», которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения по разной тематике).

В детской научной лаборатории мы выделили:
1) место для постоянной выставки, где размещены, различные коллекции. Экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.)
2) место для приборов
3) место для хранения материалов (природного, "бросового")
4) место для проведения опытов
5) место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)


Постепенно «лабораторию» наполняли новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.
Вместе с детьми учимся узнавать не только из чего сделаны предметы (из бумаги, дерева, ткани, глины и т.д.), но и их разновидность: бумаги (салфеточная, обёрточная и т.д.), тканей (из капрона, хлопка, шерсти и т.д.) Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, схем, моделей). Познакомили детей с понятиями: «гигроскопичность», «водопроницаемость», «водонепроницаемость», «теплопроводность», «воздухопроницаемость», «воздухонепроницаемость».
Собрали различные коллекции: «Бумаги», «Ткани», «Пуговиц», «Фантиков». "Камней", "Ракушек".


Лекция по анатомии

Толчком к началу экспериментирования часто служило удивление, любопытство, выдвинутая кем - то проблема или просьба.
Поэтому мы использовали в работе все существующие разновидности экспериментов:
- случайные наблюдения и эксперименты (не требуют специальной подготовки, проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное;
- плановые наблюдения и эксперименты (заранее запланированные);
- эксперименты как ответ на детские вопросы (проводится как ответ на вопрос ребенка)


Отправной точкой для развертывания опытной деятельности может служить обращение к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита).
В условиях детского сада может быть использован только элементарный опыт. Его элементарность заключается, во-первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям. Во-вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения. В-третьих, в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование


Познавательно - исследовательская деятельность с взрослым сама по себе ценна для развития ребенка, а так же придает импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизируя их «изыскания» за пределами занятия. Ребенок учится самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми или родителями.
Занятие-опыт мы начинаем с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта.


То, что детям не давались прямые ответы на вопросы, стимулировало их интеллектуальное развитие, пытливость ума и способности опытным путем находить ответ. Мы старалась поддерживать интерес детей к творческому экспериментированию.


Создать лабораторию дома проще простого:
Примерный перечень материалов и оборудования для детской научной лаборатории
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т.п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн), растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки), растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т.п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т.п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т.п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп,
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов), щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Желаем удачи и Нобелевских премий!!!


Неделя прошла плодотворно: детки изучали свойства магнита, воздуха, электричества. Познакомились с микроскопом, кинетическим песком, цветным кварцем, пищевым красителем. Практически по всем занятиям проведена продуктивная деятельность.

«Детский сад и семья» - Алгоритм открытия СДС. Семья? один из древнейших институтов. Перспектива развития проекта. Организация питания в СДС. Семья - один из древнейших институтов, переживших целые эпохи. Многодетная семья. Исторический экскурс. Авторский коллектив. В целях повышения педагогической компетентности воспитателей СДС.

«Солнышко» - Екатерина Васильевна Козлова, младший воспитатель. Мы ждём вас, малыши! Солнышко. … И эмоцмональные. В приемной детей встречает веселое солнышко, предлагая выбрать шкафчик с рисунком. Мы работаем с детьми раннего возраста. Любопытные. Ольга Петровна Чахлова, воспитатель первой квалификационной категории.

«Детский садик» - Детский сад. Жизнь в детском саду идёт по строгому расписанию – как у взрослых людей. Поэтому ты, как мама и папа, будешь вставать утром в одно и то же время, скорей всего – по звонку будильника. Ты знаешь, что такое детский сад? В садике утро начинается с зарядки. А твоя работа – учиться и узнавать новое.

«Архитектура детских садов» - Китай. Мифы про детский сад. Сочи. Экологичная архитектура. Детский сад 1930-х годов. Королёв. А.У. Зеленко. Архитектура детского сада. Стокгольм. Австрия. В 2012 в Москве был проведён конкурс на проекты детских садов. Трансформируемое пространство. Детский сад в Красногорском районе. Тенденции в отечественном строительстве.

«Адаптация ребёнка в детском саду» - По степени тяжести острой фазы адаптация делится на: Будьте последовательны и тверды в своих решениях. Важные мелочи. Условия успешной адаптации: Адаптация. Причем говорить нужно даже если ребенок не умеет разговаривать. Фазы процесса адаптации: Например, воздушный поцелуй, крепкое рукопожатие, поглаживание по спинке и др.

«Детский сад будущего» - Инновационный детский сад будущего (глазами детей). В основном, нужна, чтобы прыгать и «освежаться» в жаркие дни. Рыбы, которые обитают в пруду-бассейне создают настроение и приятные ощущения. Все животные очень любят детей. От фиолетовой террасы начинаются воздушные горки со специальным транспортным устройством.

Всего в теме 17 презентаций