Монтессори банк из золотого материала. Монтессори-среда: минимизируем затраты — создаём материалы своими руками

О системе раннего развития Марии Монтессори сегодня наслышаны многие родители. Главный принцип методики - свобода выбора и самостоятельность ребёнка на пути его адаптации к окружающему миру. Достигаются эти цели в основном посредством создания для малыша специально подготовленной среды, наполненной множеством разнообразных материалов для игр и другой активности. Принципам системы Монтессори подчиняется всё - начиная от обстановки в комнате, где проживает ребёнок, до игрушек и предметов обихода. Созданные в соответствии с методикой вещи стоят в магазине немалых денег. Но изготовить большинство из них самостоятельно своими руками, значительно сократив растраты, родителям вполне под силу.

Материалы для самых маленьких - мобили Монтессори

Система Монтессори предполагает окружение малыша игровым материалом, соответствующим его возрастным возможностям. Так, специально разработанный дизайн первых игрушек каждого младенца - мобилей - позволяет задействовать и развивать визуальное наблюдение и концентрирование внимания на предметах.

Классический набор мобилей Монтессори включает в себя 4 модели.

  1. Мобиль Мунари - чёрно-белый - предназначен для самого раннего возраста (от 2–3 недель с момента появления на свет).
  2. Мобиль из разноцветных октаэдров - восьмигранников - подходит для малышей старше 1,5 месяцев.
  3. Мобиль Гобби, состоящий из подвешенных шаров, занимает ребёнка 2–3-месячного возраста.
  4. Мобиль «Танцующие человечки» - система из лёгких, переливающихся на свету фигурок - идеален для детей от 3–4 месяцев.

Особенность мобилей Монтессори состоит в незамысловатой форме элементов, отсутствии их интенсивного движения, простых и чётких цветах. Каждый из классических вариантов игрушки разработан в соответствии с возрастными возможностями малыша и позволяет ему развивать те навыки, которые необходимы в конкретный период взросления.

Мобиль Мунари для малыша своими руками

В возрасте нескольких недель от роду ребёнок ещё не в состоянии фокусировать зрение, однако вполне может различать контрастные оттенки, чёткие формы, его привлекает движение. Каждая деталь мобиля Мунари разработана в соответствии с особенностями восприятия малышом окружающего мира в этом возрасте, поэтому очень важно при его создании соблюсти верные пропорции.

Для создания первого мобиля (без учёта базовой конструкции для крепления игрушки) понадобится:

  • прозрачный шар (пластиковый);
  • прочная нить;
  • чёрная и белая плотная бумага;
  • три деревянных палочки (в диаметре около полусантиметра);
  • краска чёрная и белая;
  • клей;
  • ножницы;
  • инструмент для обрезки деревянных палочек.

В расчётах размера фигур и расстояний между ними отталкиваться следует от диаметра выбранного шара. Формула вычисления используемых при создании мобиля величин такова:

В = А+1/3 радиуса А, где А - это диаметр шара.

Рассчитав размеры и расстояния между элементами, изготовить мобиль Мунари достаточно просто.

  1. Первым делом обрезаются до нужной длины и раскрашиваются палочки - одна белая, одна чёрная и одна полосатая (от самой длиной до самой короткой).
  2. Затем из бумаги вырезаются фигуры, и на них в соответствии со схемой наклеивается контрастный рисунок.
  3. На последнем этапе отмеряется длина нитей, затем конструкция собирается путём подвешивания элементов в определённом схемой порядке.

Схемы для создания мобиля Мунари - фотогалерея

Длина палочек рассчитывается пропорционально диаметру прозрачного шара Расстояния между элементами мобиля должны быть чётко выверены Размеры фигур высчитываются с использованием формулы Мобиль включает в себя три палочки разной длины и расцветки Следует помнить, что рисунок на некоторых фигурах отличается по лицевой и изнаночной стороне

Как сделать мобиль Мунари своими руками - видео

Мобиль из октаэдров - инструкция по созданию своими руками

Мобиль из трёх разноцветных объёмных восьмигранников предлагают малышу с полуторамесячного возраста. Изготовить его очень просто, при этом совсем не тяжело разнообразить игрушку, периодически меняя октаэдры на такие же фигуры другого цвета и размера, сделанные из матовой, глянцевой или голографической бумаги.

Следует помнить, что тяжелее всего маленькие дети воспринимают синий цвет, а легче всего - жёлтый.

Для изготовления мобиля понадобится:

  • плотная бумага разных цветов и фактур;
  • клей;
  • клейкая лента (скотч);
  • прочная нить;
  • деревянная планка для подвешивания фигур длиной около 25–30 см.

Порядок действий.

  1. Перевести схему восьмигранника на бумагу, вырезать, сложить.
  2. Отмерить нить, закрепить её внутри октаэдра при помощи скотча.
  3. Склеить восьмигранник.
  4. Подвесить фигуры на разной высоте за планку.
  5. Закрепить планку на базовой конструкции мобиля.

Мобиль из восьмигранников в действии - видео

Мобиль Гобби - мир оттенков и глубина пространства для маленького исследователя

Мобиль Гобби предлагают малышам 2–3 месяцев - они уже способны различать оттенки и воспринимать глубину пространства.

Мобиль Гобби представляет собой пять шаров разных оттенков одного цвета, подвешенных по восходящей линии в соответствии с плавным переходом одного оттенка в другой

Для изготовления Гобби потребуется:

  • 5 одинаковых лёгких шаров (например, из пластика);
  • нить мулине (предназначенная для вышивания) пяти оттенков одного цвета;
  • иголка;
  • ножницы;
  • клейкая лента (скотч);
  • деревянная планка для подвешивания шариков длиной около 25–30 см.

Порядок изготовления мобиля Гобби.

  1. При помощи иглы делаем в шарике сквозное отверстие.
  2. Вводим заправленную в иглу нить мулине в отверстие, закрепляем кончик нити при помощи скотча.
  3. Обматываем нитью всю внешнюю поверхность шара путём введения иглы с нитью в одном направлении в отверстие множество раз.
  4. Когда шар готов оставляем длинный свободный конец нити для подвешивания.
  5. Аналогично обматываем все 5 шаров.
  6. Подвешиваем шары за свободный конец нити к планке в соответствии со схемой.
  7. Закрепляем готовый мобиль на базовой конструкции.

Шарики для мобиля Гобби можно сделать любым другим удобным способом, например, обвязать основу крючком или изготовить в технике валяния.

Процесс создания мобиля Гобби - фотогалерея

За основу можно взять шарик для пинг-понга Нить должна полностью покрывать внешнюю поверхность шара без «проплешин» Необходимо изготовить пять шариков разных оттенков

Мобиль Гобби своими руками - видео

Мобиль «Танцующие человечки» - завораживающее движение

Мобиль «Танцующие человечки» предназначен для детей от 4 месяцев. Активное движение и переливы света привлекут внимание ребёнка в таком возрасте. Кроме того, он сам будет раскачивать игрушку, махая ручками.

Для создания мобиля понадобится:

  • голографическая бумага;
  • обычная бумага для шаблонов;
  • фольга;
  • крупные и достаточно тяжёлые бусины;
  • ножницы;
  • клей;
  • прочная нить;
  • планки (три штуки) для подвешивания элементов.

Порядок изготовления мобиля.

  1. Рисуем на обычной бумаге шаблон человечка (для каждого отдельного элемента можно сделать отдельный уникальный шаблон) из трёх частей: кружок (голова) и два полумесяца (руки и ноги).
  2. Вырезаем шаблон и переводим на голографическую бумагу. Необходимо сделать по две детали из каждого элемента шаблона для того, чтобы человечек получился двухсторонним.
  3. Вырезаем и склеиваем детали, пропуская между двумя половинками нить. Оставляем снизу свободный конец нити.
  4. Привязываем к нижнему концу нити бусину и обкладываем её фольгой.
  5. Человечков подвешиваем по обоим концам каждой из двух палочек, а их, в свою очередь, крепим за центральную часть к третьей палочке.

Как сделать мобиль Монтессори «Танцующие человечки» своими руками - видео

Крепление мобиля

Прежде чем приступить к изготовлению игрушки, следует тщательно продумать её базовую конструкцию и способ крепления. Сложности на данном этапе могут возникнуть в связи с тем, что методика Монтессори подразумевает отказ от классической детской кроватки с высокими бортиками и «решёткой», за которые обычно и цепляют стандартные мобили.

Мобиль по Монтессори располагается над зоной активности ребёнка - это может быть матрас, разложенный на полу, плотный коврик т. д. В классическом варианте обустройства Монтессори-среды его подвешивают к потолку на вмонтированный там крючок. Однако в этом вопросе круг вариантов решения проблемы ограничивается лишь фантазией родителей. Можно закрепить игрушку на стене или при помощи опорной конструкции установить на полу .

В качестве базовой конструкции для мобиля Монтессори удобно использовать основу от обычных мобилей, убрав все ненужные элементы (игрушки, подвески и прочее).

Мобиль можно закрепить как за стену, так и подвесить на опорную конструкцию. Всё зависит от особенностей расположения и обустройства конкретной зоны активности малыша

Подвешивая мобиль, следует помнить о соблюдении двух правил его расположения:

  • расстояние до глаз малыша должно колебаться в пределах 20–30 см;
  • сам мобиль лучше сдвинуть немного в сторону ног - не стоит вешать его прямо над головой.

Монтессори-среда дома для ребёнка от года до трёх лет: принципы, зонирование

Вся методика воспитания ребёнка по Монтессори основана на формировании родителями вокруг крохи специального пространства, где он мог бы самостоятельно (с минимальной сторонней помощью) гармонично развиваться. Так как основное место пребывания малыша до трёх лет - это родительский дом, акцент в этом возрасте делается на преобразовании домашней обстановки согласно принципам системы.

Безусловно, идеальное поле для обустройства среды Монтессори - отдельная детская комната. Однако, зная и умея правильно применить принципы рассматриваемой методики, родители вполне могут создать нужную среду для гармоничного развития ребёнка даже в однокомнатной квартире. И этому есть множество практических примеров.

Основные принципы организации пространства по Монтессори

Основные принципы организации пространства для гармоничного развития личности ребёнка по Монтессори таковы.

  1. Стремление к использованию экологичных материалов, гармония в интерьере, преобладание пастельных тонов.
  2. Безопасность среды для малыша, который будет использовать пространство и предметы преимущественно самостоятельно и по собственному усмотрению.
  3. Соответствие размера мебели и других предметов интерьера возрасту ребёнка, и в то же время - максимальная их приближённость по функциональности к аналогичным взрослым вещам.
  4. Доступность всего игрового материала для крохи, удобство пользования.
  5. Соблюдение баланса: игрушек по количеству не должно быть слишком много или мало.
  6. Чёткое зонирование пространства.
  7. Соответствие созданной среды поставленным задачам развития ребёнка.

Зонирование пространства

Зонированию подлежит не только пространство детской. Отдельные уголки должны быть выделены малышу и в других общих комнатах: прихожей, ванной, на кухне. Они оборудуются таким образом, чтобы ребёнок мог самостоятельно выполнять функции по самообслуживанию (переодеванию в верхнюю одежду, умыванию, приёму пищи) или помогать взрослым (например, в приготовлении еды, уборке).

Основные зоны для малыша от года до трёх в детской комнате можно представить в следующем виде.

  1. Зона сна - кроватка.
  2. Игровая зона - коврик или матрас, рядом с которым расположены стеллажи с игровым материалом.
  3. Зона для занятий - столик и стульчик по росту ребёнка, стеллаж с материалами для творчества и обучения.
  4. Зона переодевания и ухода за собой - шкаф с доступными малышу полками, на которых лежит несколько комплектов одежды, стульчик, зеркало.
  5. Зона уборки - подобранные по росту и возрасту инструменты для уборки (тряпочки, швабра, веник, ведро - всё, как у мамы).
  6. Зона ванны и туалета (в соответствующих комнатах). В ванной для крохи должно висеть своё полотенце на удобном ему уровне, располагаться полочка со средствами для ежедневного туалета, стульчик или ступенька для того, чтобы он с удобством мог пользоваться рукомойником. В туалете должен стоять горшок малыша, в свободном доступе должна находиться туалетная бумага и другие необходимые предметы.
  7. Зона прихожей (находится в общей прихожей) - крючок или вешалка с верхней одеждой, полочка с обувью, расположенные в доступном для малыша месте, стульчик.
  8. Зона готовки и приёма пищи (как правило, на кухне) - отдельное место, приспособленное для того, чтобы ребёнок мог самостоятельно сесть и подкрепиться, отельная (нижняя) полка с посудой малыша и другим предметами для сервировки стола и помощи маме в приготовлении еды.

Примеры зонирования пространства по методике Монтессори - фотогалерея

В зоне сна располагается только кровать Игровая зона занимает, как правило, самую значительную часть пространства комнаты, однако она должна быть визуально ограничена Зона переодевания - маленький шкаф или несколько полок, доступных малышу. Много одежды туда помещать не стоит, но порядок должен быть идеальный Учебная зона - столик и стульчик для занятий В зоне для уборки у малыша должны иметься собственные инструменты (пусть и простейшие) Зона ванной оборудуется, как правило, в общей ванной, но может быть и столик для умывания, расположенный в детской Туалет малыша включает в себя горшок и другие необходимые предметы Зона прихожей может включать маленькую вешалку для верхней одежды ребёнка, удобное место для того, чтобы обуться и т. д На кухне у ребёнка должен быть свой столик для приёма пищи и её приготовления Ребёнку дают настоящую (в том числе и бьющуюся) посуду

Детская кровать и другие элементы пространства по Монтессори своими руками

Кровать в соответствии с методикой Марии Монтессори - это просто матрас без бортиков, лесенок и прочих элементов. Высота спального места должна быть такой, чтобы ребёнок не был ограничен его пределами, мог спокойно залазить и слазить с неё, даже если он ещё не умеет ходить. Если говорить о конкретных размерах, то их можно представить следующим образом:

  • высота матрасика колеблется от 10 до 20 см, или до середины голени малыша;
  • ширина и длина спального места выбираются в зависимости от площади, которая отведена для этих целей, но кровать не должна быть маленькой для того, чтобы ребёнок мог спокойно переворачиваться во сне без опасности упасть.

Вокруг кровати по всему её свободному периметру, следует постелить мягкий ковёр.

Методика Монтессори не выдвигает особых требований к материалам, из которых должно быть изготовлено спальное место малыша. Тем не менее преимущественно используются натуральные материалы - хлопковая обивка, наполнитель из гречневой шелухи, кокосового волокна и т. д.

Как видно, каждая зона Монтессори-пространства - это объект, создаваемый и комплектуемый родителями самостоятельно на основании их представлений о тех бытовых моментах, которые доступны ребёнку в его возрасте, и собственной фантазии. Взрослые вовсе не обязаны строго следовать какому-то определённому списку зон и перечню предметов, располагать уголки для малыша в соответствии с придуманной кем-то схемой. Включив воображение, очень легко из имеющихся в наличии материалов и детской мебели соорудить, например, столик для стирки белья и мытья посуды, другие интересные игровые и в то даже время имеющие огромное практическое значение зоны.

Уголок для стирки белья и мытья посуды может быть скомплектован из обычного небольшого журнального столика, накрытого клеёнкой, и набора пластиковой посуды (тазик, кувшин и т. д.)

Большую часть игрового материала, используемого в соответствии с системой Монтессори, можно сделать своими руками из подручных предметов и вещей, ведь практически все эти игры в той или иной степени имитируют действия взрослых, производимые в быту ежедневно. Для создания игрушек пригодится всё от старых тканей и пуговиц до замков, задвижек и сломанного телефона.

Настенные модули: можно ли сделать своими руками?

Настенные модули по Монтессори - кладезь полезных идей для родителей, которые хотят изготовить развивающую игрушку собственными руками. Безусловно, деревянные модели промышленного производства в точности повторить сможет лишь профессионал. Однако, подключив немного фантазии, воссоздать заложенный в них принцип может каждая мама в обычной городской квартире. А уж ребёнок такую вещь, без сомнения, оценит по достоинству.

Настенные модули Монтессори - это группа элементов развивающего оборудования. Они представляют собой деревянные панели, закрепляемые на стене, и содержащие различного рода конструкции, выполняя требуемые действия с которыми ребёнок в игровой форме развивает определённый навык.

Модуль для прогона шаров своими руками

Модуль для прогона шаров - устройство из закреплённых в определённом порядке направляющих, по которым свободно сверху вниз скатывается шарик. Поначалу малыш просто будет следить за ним, затем попытается его ловить, а потом научится запускать самостоятельно.

Такой модуль будет интересен ребёнку начиная с 11-месячного возраста.

Воссоздать игру в домашних условиях можно несколькими способами, и самый простой из них - сделать направляющие из трубочек от бумажных полотенец. Для изготовления игрушки понадобятся:

  • картонные трубки от бумажных полотенец;
  • краски и кисть;
  • клей;
  • ножницы;
  • основа для крепления модуля (вполне подойдёт и крышка от большой картонной коробки);
  • крупные бусины (можно взять деревянные);
  • корзина для сбора шариков внизу (можно использовать половинку капсулы от «Киндер-сюрприза», если шарики небольшие).
  1. Обрезаем и окрашиваем трубки - направляющие (можно вырезать в них желобки на концах, а можно и вовсе разрезать каждую трубку вдоль пополам).
  2. Приклеиваем направляющие к основе таким образом, чтобы катящийся шарик попадал из одной в другую (каждая деталь должна иметь уклон, чтобы шарик свободно по ней катился).
  3. Под нижним концом самой последней направляющей закрепляем корзину для сбора шариков.
  4. Закрепляем панель в вертикальном положении на стене или в другом удобном месте.

Для изготовления более крупного модуля берётся лист фанеры, а направляющие делаются из строительных уголков. По ним можно катать шарик от пинг-понга или шарикового дезодоранта.

Создание настенного модуля для прогона шаров из картонных трубок - фотогалерея

Для создания модуля прежде всего следует приготовить картонные основы от катушек бумажных полотенец В концах направляющих можно вырезать желобки для того чтобы было лучше видно движение шарика на смене траектории Направляющие можно окрасить в разные яркие цвета Направляющие закрепляются «зигзагом», угол наклона должен быть не слишком маленьким, но и не слишком большим, чтобы шарик спускался не очень быстро

Модуль с зубчатыми колёсами

Модуль с зубчатыми колёсами представляет собой две шестерёнки, крутя за ручку одну из которых ребёнок учится видеть причинно-следственную взаимосвязь. Кроме того, такая игрушка развивает вращательное движение руки в вертикальной плоскости. Она подойдёт детям от 1 года.

Воссоздать модуль с шестерёнками в домашних условиях можно из картона. Для изготовления понадобится:

  • бумага, карандаш и линейка для чертежа;
  • плотный картон;
  • ножницы;
  • клей;
  • основа для модуля (можно взять крышку от картонной коробки);
  • деревянные или пластиковые цилиндры для изготовления фиксированной основы шестерёнки и ручек.

Последовательность изготовления.

  1. Чертим схему шестерёнок, зубчики проще всего сделать треугольными. Их размер и форма должны совпадать у обеих деталей - это обязательное условие для того, чтобы система работала. Центр фигуры рисуется в соответствии с подобранной основой, на которую она будет крепиться.
  2. Вырезаем из картона переведённые по схеме шестерёнки - лучше сделать несколько слоёв и склеить их между собой.
  3. Закрепляем цилиндры-основы на панели при помощи клея, насаживаем на них шестерёнки (перед сборкой необходимо примерить детали и разметить места склеивания).
  4. Закрепляем на одной или обеих шестерёнках ручку для вращения.

Шестерёнки своими руками - фотогалерея

Шестерёнки необходимо предварительно расчертить на бумаге Если шестерёнки склеить из нескольких слоёв картона, они получаются достаточно плотными и толстыми Пример модуля с шестерёнками, сделанный своими руками

Модуль с замочками и задвижками

В классическом варианте доска с запорами и задвижками представляет собой панель с шестью маленькими дверцами, каждая из которых закрывается замком определённого вида (шпингалет, цепочка, ключик и т. д.). Предназначен такой модуль для развития мелкой моторики детей от полуторагодовалого возраста.

Безусловно, изготовить нечто подобное в домашних условиях под силу только папе или дедушке, с чем многие из них успешно справляются. Исполнение этой игрушки среди родителей очень разнообразно. Иногда в модуле совмещают сразу несколько идей Монтессори (шестерёнки, замочки, лабиринты, шнуровка и пр.). Варианты комбинирования и их воплощение можно найти на просторах всемирной сети под названием «Бизиборд».

Развивающие доски или бизиборды - фотогалерея

Пример бизиборда с разными элементами Монтессори Бизиборд совмещает в себе сразу несколько элементов или идей Монтессори-методики Модуль с замками и задвижками развивает мелкую моторику ребёнка

Пример модуля, созданного своими руками - видео

Игровые панели Монтессори

Игровые панели Монтессори представляют собой более мобильные, нежели модули конструкции. Придумано огромное количество таких развивающих материалов, некоторые из которых описаны ниже.

Шнуровка и панель для вышивания своими руками

Классический пример Монтессори-панелей - шнуровки. Изготовить своими руками простейшую шнуровку достаточно легко.

Пример шнуровки - фотогалерея

Игры-шнуровки представляют собой деревянные панели различной формы с дырочками для продевания шнурка Панели для вышивки имеют большее количество равномерно расположенных отверстий, нежели шнуровки
Шнуровка в виде сыра с дырочками - объёмная деревянная игрушка

Для изготовления шнуровки или вышивки из фанеры понадобится:

  • фанера;
  • ножовка по дереву;
  • шуруповёрт;
  • карандаш и линейка;
  • наждачная бумага;
  • шнурки или ленты.

Последовательность изготовления панели.

  1. Размечаем на фанере заготовки панелей. Вырезаем их при помощи ножовки.
  2. Отмечаем карандашом и сверлим шуруповёртом отверстия в полученных фигурах.
  3. Затираем наждачной бумагой края панелей и отверстий, сглаживаем шероховатости.

Изготовление шнуровки - фотогалерея

Из строительных инструментов для изготовления игрушки понадобятся шуруповёрт и ножовка по дереву Сначала необходимо разметить фигуры на фанере Фигуры вырезают ножовкой Шнуровка может быть любой формы - всё зависит от фантазии родителей Расположение отверстий необходимо отмерить и разметить карандашом Отверстия сверлим шуруповёртом Все шероховатости необходимо зачистить наждачной бумагой В шнуровки втягиваются шнурки Играя со шнуровкой, ребёнок тренирует мелкую моторику

Игра «Мышь в сыре» своими руками

Мышь в сыре - панель с множеством отверстий разного размера: 10 больших, 15 средних и 40 маленьких. В комплект входит мышка с шариком на шнурке, которую необходимо поднять вверх так, чтобы не уронить его в дырочки.

Сделать некоторое подобие игрушки можно и в домашних условиях. Для этого понадобится:

  • картонная коробка;
  • картонная трубочка (можно несколько) от бумажных полотенец или туалетной бумаги;
  • клей;
  • ножницы;
  • краски;
  • сами мышки - пластиковые или связанные крючком шарики и т. д. (лучше, если «мышки» будут с хвостиками).

Алгоритм изготовления.

  1. Прорезать в коробке отверстие, по диаметру равное картонной трубочке.
  2. Вставить трубочку в отверстие (можно сделать два отверстия в противоположных сторонах коробки и соединить их тоннелем из трубочки).
  3. Коробку следует раскрасить в жёлтый цвет, можно нарисовать «дырки» - получится сыр В отверстие, сделанное в коробке, вставляется картонная трубка - получается своеобразный тоннель Если отверстие в коробочке одно, доставать мышей придётся, открыв её

    Материалы для обучающих занятий

    Несмотря на то что любой игровой материал, созданный по принципам методики Монтессори, можно назвать обучающим, определённые игры в этой сфере всё же имеют особый вес. Стоит рассмотреть некоторые из них.

    Золотой банк из бусин

    Игра «Золотой банк из бусин» призвана обучить ребёнка основам математики.

    Воссоздать такой банк дома также вполне реально: достаточно лишь запастись большим количеством бусин золотистого (как вариант жёлтого) цвета, проволокой и терпением. В качестве ёмкости для игрового материала можно использовать картонную коробку, разделённую на отсеки.

    Карточки Монтессори

    Карточки Монтессори - это целая группа материалов, направленных на развитие у ребёнка логики, внимания, памяти и моторики. Существует бесчисленное количество наборов - цветовые, ознакомительные в разнообразных категориях и прочие. А изготовить их самостоятельно очень просто: найдите на просторах всемирной сети понравившиеся и распечатайте на цветном принтере.

    Конструктивные треугольники

    Обучающее пособие «Конструктивные треугольники» представляет собой 5 деревянных ящиков различных геометрических форм с располагающимися в них разноцветными треугольниками, из которых эти формы и предлагается выложить ребёнку.

    Воплотить идею этой игры в домашних условиях достаточно просто - треугольники можно вырезать из фетра или даже картона. А складывать фигуры можно и без использования коробок.

    Следует обратить внимание, что в оригинальном пособии те стороны треугольников, которые должны прилегать к другим, выделены чёрной линией. Так ребёнку проще ориентироваться во время игры.

    Как сделать конструктивные треугольники своими руками - видео

    Игрушки

    Методика развития детей по Монтессори изобилует идеями игрушек для любого возраста, которые вполне посильны для домашнего воплощения.

    Сенсорные мешочки

    Сенсорные мешочки предназначены для детей от полугода до 4 лет. Они представляют собой ёмкости из ткани или другого мягкого материала, наполненные крупами, бисером и другими предметами, которые ребёнку будет интересно пощупать и потрясти.

    Варианты самостоятельного изготовления такой развивающей игрушки очень разнообразны: можно просто сшить полотняные мешочки, использовать воздушные шарики или прострочить кружочки из полиэтилена.

    Сенсорные мешочки - фотогалерея

    Сенсорные мешочки можно сделать, просто заполнив выбранным наполнителем воздушный шарик и плотно его завязав Ещё один вариант мешочков - кружочки из полиэтилена, простроченные на швейной машинке Сенсорные мешочки можно наполнить чем угодно - крупами, пластиковыми крышками, бисером, пуговицами Для изготовления сенсорных мешочков потребуется ткань, швейные принадлежности и наполнитель Полученный при кройке прямоугольник складывают вдвое и прошивают с трёх сторон, оставив небольшое отверстие для наполнения Мешочки по изнаночной стороне прошивают на швейной машинке Мешочки через оставшееся отверстие заполняют крупами или другим наполнителем После наполнения мешочки следует зашить

    Сортер своими руками - видео

    Рамки-вкладыши по Монтессори

    Игрушка рамка-вкладыш в оригинале представляет собой деревянную панель с расположенным посередине вкладышем в виде геометрической фигуры, который малыш может достать и поставить обратно за прикреплённую к нему ручку-держатель.

    Самостоятельно изготовить рамки-вкладыши можно из картона. Для этого потребуется:

  • плотный картон;
  • ножницы;
  • линейка;
  • клей;
  • краски;
  • крупные бусины для изготовления ручек-держателей.

Последовательность действий.

  1. Расчертить на картоне квадраты и вырезать их.
  2. В центре каждого квадрата начертит геометрическую фигуру.
  3. Вырезать фигуры, раскрасить разными цветами и приклеить к ним ручки-бусины.

Рамки-вкладыши из старого туристического коврика - видео

Создать Монтессори-среду для ребёнка у себя дома, не затрачивая больших денег на специализированные промышленно изготовленные пособия, вполне реально. Для этого необходимо лишь знать основные принципы методики и ознакомиться с классическими вариантами игровых и учебных материалов. Проявив немного фантазии, воплотить в жизнь собственными руками можно практически любую из идей.

Вы прекрасно помните, сколько времени потратили на обустройство детской комнаты. Ведь вам приходилось продумывать все детали: удобная мебель, развивающие игрушки...

Так Монтессори, день за днем наблюдая за детьми разного возраста, внедряла дидактические пособия и материалы, выбирала оптимальную форму столиков и стульчиков. Поскольку ее маленькие пациенты плохо говорили и слабо понимали объяснения учителя, Монтессори разработала специальные упражнения, развивавшие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, а также были придуманы специальные пособия и игры, с помощью которых ученики школы Марии Монтессори могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта.

От ее пристального внимания, казалось, не ускользала ни одна, даже самая мелкая деталь. Она, врач и философ, терпеливо шла за ребенком, открывая закономерности его физического и интеллектуального роста. Есть сведения, что более 70 % материалов Мария Монтессори в процессе экспериментов отбраковывала, оставляя лишь то, что давало действительно очень хорошие результаты, то, что лучше стимулировало естественное развитие малышей. Поэтому неудивительно, что материалы и пособия, которые выдержали проверку временем, нередко называют «золотой материал Монтессори», так как никто еще не смог создать лучший, чем она, дидактический материал.

Золотой материал Монтессори — это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми: геометрические тела (цилиндры, конусы и т. д.), таблички, рамки, подвижный алфавит, а также обычные предметы типа чайной ложки, кувшина для полива цветов, совка для сбора мусора. Некото-рые из них имеют характерный цвет (например, розовая баш-ня из кубиков-секций, коричневая лестница, красные штанги) или фактуру (шершавые таблички). Есть и довольно сложные модели, например глобус-континенты, на штыри которого ребенок должен в правильном порядке надеть фигурные дощечки, повторяющие очертания континентов.

Дидактические материалы Монтессори способствуют в первую очередь духовному развитию ребенка, которое осуществляется через развитие моторики и сенсорики. Это своеобразный ключ к миру, который помогает ему учиться приводить в порядок его пока еще хаотичные и несистематизированные знания об окружающем мире. Ведь сенсорные упражнения — это упражнения в различении и классификации. Размер, форма, материал, вес, температура, вкус, звук, цвет — надо научить ребенка различать все это. «Процессы различения, группирования и обозначения внешних предметов на основе устано-вившегося в уме прочного порядка, — писала Монтессори, — и составляют мышление и вместе с тем известную степень культуры».

Для развития тактильного чувства использовалась деревянная дощечка, разделенная на два квадрата. Один из них — с гладкой отполированной поверхностью, другой — с наклеенной наждачной бумагой (шесть полосок разной шероховатости,

от грубой наждачной до атласной). «Развивать у детей чувство осязания — значит учить их "видеть руками"», — убеждала родителей Мария Монтессори.

Для развития зрения Монтессори предлагала сравнивать и различать предметы разной формы — бруски, кубики, цилиндры, палочки. Но не только в этом состояло использование зрительного рецептора. Он обеспечивал развитие хроматического чувства (зрительное восприятие цветов). Обстоятельно разработала Монтессори и упражнения на распознавание звуков.

Все материалы Марии Монтессори настолько интересны и притягательны, что просто не могут не заинтересовать малыша, который будет стремиться познакомиться с ними и разобраться в них.

Дидактические пособия Монтессори обязательно должны быть изготовлены из натуральных материалов. Характерно, что их дизайн практически не менялся со времени их создания, то есть около ста лет. Материалы располагают в классах в определенном порядке, в определенных «зонах», на которые его делят в соответствии с периодами развития ребенка.

Рамки-вкладыши . Сегодня самой большой популярностью пользуются так называемые вкладыши Монтессори. Вкладыши — особый тип конструктора для малышей. Они имеют множество форм и вариаций, с их помощью изучают все — от геометрии до естествознания. Действительно, это очень удобно и понятно для ребенка: освоение предметов окружающего мира в этой игре происходит не только посредством зрительного (мама или папа показывает картинку) и слухового (и называет, что нарисовано) восприятия, но и с помощью осязания.

Например, рамка-вкладыш «Животные» представляет собой прямоугольную доску-рамку с отверстиями для 9 животных. Каждый вкладыш можно вложить только в одно отверстие. Так ребенок знакомится с формами, контурами, узнает разнообразных животных — домашних и экзотических.

Рамки-вкладыши «Геометрические фигуры» — популярные, тщательно выверенные и испытанные временем пособия Марии Монтессори для сенсорного и интеллектуального развития детей. В зависимости от возраста с помощью этих вкладышей малыши знакомятся с сенсорными эталонами форм, подготавливают руку к письму, формируют логические операции. Воспользовавшись ими, родители легко смогут объяснить малышу, что такое квадрат, чем он отличается от прямоугольника, треугольника и т. д.

Основная развивающая функция вкладышей — тренировка оптико-пространственного мышления, координации «рука — глаз» и мелкой моторики. Большинство вкладышей имеет специальные штырьки — так ребенку легче учиться вставлять и вынимать их.

Игры-вкладыши особенно полезны для детей третьего года жизни. В этом возрасте малыш учится сравнивать предметы по форме и размеру. Поэтому специально для них были разработаны рамки с одинаковыми изображениями-вкладышами, но разных размеров. Вкладыши выстроены «по росту», и задача игры с ними — научить ребенка сравнивать предметы, у которых разница в размерах мало заметна.

Дети очень любят рамки «с подслоем» — дополнительным изображением под вкладышем. Малыш вынимает картинку из прорези и с удивлением обнаруживает под ней еще один рисунок. При обратном действии — вкладывании шаблона в рамку — подслойный рисунок будет служить малышу подсказкой.

Обводя вкладыши, можно создавать целые сюжетные картины на заданные темы или давать ребенку фантазировать для развития его творческих способностей. Задания на распознавание фигур на ощупь, обведение их по контуру, штриховку прекрасно подготовят руку малыша к письму.

«ЗОЛОТОЙ МАТЕРИАЛ» М. МОНТЕССОРИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Введение

Глава 1. Жизнь и педагогические взгляды Марии Монтессори

Глава 2. Реализация идей и взглядов Марии Монтессори в России

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность: В настоящее время развитие образования порождает множество проблем и вопросов, касающихся модернизации содержания и методов организации учебного процесса. Для решения данных проблем необходимо переосмысление идей и опыта педагогов Запада, оценить и использовать их творческий вклад в теорию и практику личностно-ориентированного образования, систему коррекционно-развивающего образования. Среди личностно-ориентированных педагогических и коррекционно-педагогических систем особое место занимает педагогическая система Марии Монтессори, так как ее педагогическая система охватывает все стороны развития личности, в том числе и воспитание характера. Основная задача Монтессори-педагогики заключается в поддержке самостоятельности ребенка, его социального поведения, умственного и физического развития. В данной системе педагог не ограничивает ребенка, а выступает как помощник ребенка. Таким образом, педагогика, созданная Марией Монтессори, признается многими педагогами по всему миру гуманистически направленной, самой строгой и гармоничной, уникальной и очень продуктивной.

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ

1.1 Биография Марии Монтессори

Мария Монтессори - итальянский педагог, создатель педагогической системы, в основе которой лежит идея свободного воспитания. Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в маленьком итальянском городке Кьяравалле в семье высокопоставленного государственного чиновника. О детстве Марии известно немногое, лишь только то, что ее родители делали для своего ребёнка все, чтобы она в будущем могла реализовать высокое человеческое предназначение, а в строгой католической Италии это не соответствовало привычному положению женщины. Она была очень способна, особенно к математике и естественным наукам, отличалась дисциплинированностью и организованностью в работе. В 12 лет Мария мечтает о поступлении в техническую школу, в которую до того принимали только юношей. Но ее настойчивость победила все преграды и она была принята в техническую школу для юношей. Здесь Мария решила, что сделает все от нее зависящее, чтобы воспрепятствовать подавлению личности учащегося.

Мечтой Марии Монтессори была профессия детского врача. И хотя девушка жила в стране, где врачом мог стать только мужчина, она поступила на медицинский факультет Римского университета и через два года получила право изучать не только естествознание, физику и математику, но и непосредственно медицину. В 26 лет она стала первой в Италии женщиной-врачом. В 1896 году, работая в университетской клинике, Мария получила частную практику, где впервые состоялась ее первая встреча с детьми с ограниченными возможностями. Эти дети были предоставлены сами себе, никто не способствовал их продвижению вперед, ничто не могло побудить их к активному полезному действию. Наблюдая за детьми, Мария Монтессори пришла к мысли о том, что и больным, и здоровым детям необходима специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы все знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Эта мысль стала отправным пунктом ее педагогической системы.

Изучая труды французских психиатров - Эдуарда Сегена и Гаспара Итара - положивших начало медико-педагогическому направлению помощи детям с глубокими интеллектуальными аномалиями, Мария Монтессори приходит к выводу, что слабоумие проблема в большей степени педагогическая, нежели медицинская Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 93 и ее следует решать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

Монтессоpи начинает изучать педагогику, психологию, а также антропологию, в особенности вопросы эволюционного развития человека, природные факторы, влияющие на умственное развитие ребенка.

В 1898 году у Монтессоpи родился сын. Будучи незамужней, она отдала своего сына на воспитание в интернат, чувствуя, что ее предназначение на этой земле - посвятить себя чужим детям. В 1900 году Лига женщин Италии открыла в Риме ортофреническую школу, которую возглавила Мария Монтессори. В этой школе Мария впервые попыталась создать для детей с ограниченными возможностями специальную развивающую среду. Уже спустя три месяца после открытия Школы комиссия, которая пожаловала с проверкой, признала результаты увиденного ошеломляющими.

В 1904 году Мария Монтессори получает кафедру антропологии в Римском университете и проводит антропологические исследования. Параллельно с этим Мария изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. В это же время формируются основы ее собственной педагогики.

6 января 1907 года в Сан-Лоренцо открылся первый "Дом ребенка", работа в котором была построена по принципам педагогической системы Монтессори. Его обитателями становятся 50 ребятишек от 2 до 6 лет из беднейших слоев населения ближайших окраин. Мария Монтессори со вниманием и заботой оборудует среду, заказывает сенсомоторный материал, подбирает мебель. Наблюдая за детьми, она заметила, что в ходе занятий дети, пребывая в дружественной атмосфере, развивают позитивное социальное поведение, демонстрируя живой интерес к вещам вокруг. В 1908 году открывается вторая школа Монтессори, а годом позже Мария Монтессори проводит свой самый первый курс по подготовке Монтессори-учителей, на котором обучалось 100 наставниц. Метод Монтессори начинает свое триумфальное шествие по всему миру. К ней приезжают педагоги из разных стран. Курс лекций, которые читала профессор Монтессори, был опубликован отдельной книгой ("Антропологическая педагогика").

С 1909 года метод Монтессоpи активно внедряется в жизнь. Открываются курсы по Монтессоpи-педагогике. В те годы с Марией Монтессори встретилась Юлия Фаусек, открывшая первый в России монтессоpианский детский сад. В 1910 году вышла книга "Метод Монтессори", которую сразу же перевели на 20 языков мира. В 1913 году состоялась первая поездка Марии Монтессори в Америку с циклом лекций, которые вызвали там настоящий бум. Там создается Монтессори-Ассоциация.

В этом же году России выходит книга Монтессори "Дом ребенка. Метод научной педагогики".

В 1929 году вместе со своим сыном Марио она организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI - Association Montessori Internationale), создает специальный колледж и школу. На открытии колледжа Мария Монтессори сказала, что ее не интересует политика, а главным для нее является создание условий для свободного развития и воспитания детей. Однако политика вскоре сама стала влиять на школы Монтессори. В Испании и в России сады Монтессори были запрещены и закрыты, а в фашистской Германии и Италии они были разгромлены воинствующими национал-социалистами. Спасаясь от преследований, Мария Монтессори уезжает сначала в Испанию, затем в Голландию, а в 1936 году - в Индию. В Европу Мария Монтессори вернулась сразу после войны, в возрасте 76 лет. В начале 50-х она пишет свои главные труды, много выступает, ведет учебные курсы.

Последние годы Монтессори провела с сыном в Голландии, стране, которую она очень любила. В 1950 году ей было присвоено звание профессора Амстердамского университета. Ее дважды выдвигали на Нобелевскую премию.

В 1951 году состоялся 9-й международный Монтессори-конгресс в Лондоне. Свой последний учебный курс Мария Монтессори провела в австрийском городе Инсбрук в возрасте 81 года. 6 мая 1952 года ее не стало. Она умерла в голландском городе Нордвиг, близ Амстердама, и похоронена там же на маленьком католическом кладбище. С 1952 года AMI - Международную Монтессори-Ассоциацию возглавил ее сын Марио. Он сделал очень много для популяризации Монессори-педагогики. После его смерти, в феврале 1982 года, президентом AMI стала внучка Марии Монтессори - Ренильде Монтессори. Она возглавляет AMI в настоящее время.

1.2 Педагогические идеи Марии Монтессори

В основу педагогики Марии Монтессори положено учение о стадиальном развитии ребенка, охватывающем три главные стадии: Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 99

· первый период, или первая стадия детства (от рождения до 6 лет);

· второй период, или вторая стадия детства (от 6 до 12 лет);

· третий период, период полового созревания и юность (от 12 до 18 лет).

Первый период является временем глубоких преобразований, проходящих под знаком «абсорбирующего ума». Под «абсорбирующим умом» педагог-гуманист понимала естественную способность ребенка бессознательно воспринимать и усваивать внешнюю информацию посредством всех органов чувств, преобразуя ее в свой личный опыт. Данной способностью обладают дети лишь в период от 0 до 6 лет. В этом периоде М. Монтессори выделила 2 этапа: от рождения до 3 лет и от 3 до 6 лет.

В противовес господствовавшему снисходительному подходу к "грудничкам" - мол, что с них возьмешь, - педагог-гуманист именно в этом возрасте увидела огромные потенциальные возможности формирования человеческой личности. В первые три года жизни ребенок бессознательно «впитывает» такое количество информации, для усвоения которой взрослому человеку требуются десятилетия.

Второй этап, от 3 до 6 лет, так же, как и первый является временем построения, оформления человеческой индивидуальности. Здесь можно говорить о постепенном преобразовании и переносе бессознательно накопленной информации в сферу сознательного.

Второй период детства (от 6 до 12 лет) - время приложения духовно-интеллектуальных сил с приоритетом накопления большого объема знаний. В третьем периоде (от 12 до 18 лет) выделяют две значимые эпохи: время полового созревания (от 12 до 15 лет), завершающее период детства, и юношеский возраст (от 15 до 18 лет).

В основе педагогической системы Марии Монтессори лежит биологическая предпосылка - любая жизнь есть проявление свободной активности. Развивающийся ребенок обладает врожденной потребностью в свободе и самопроизвольности. Монтессори предлагала предоставить ребенка самому себе, не препятствовать ему в его выборе, в самостоятельной работе. Задача воспитателя - помочь ребенку организовать свою деятельность, реализовать себя, свою природу.

Говоря о свободе, можно выделить множество сфер ее выражения. Например, свобода передвижения. Мария Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Главное нововведение - упразднение парт и скамеек. В «Доме ребенка» были установлены легкие переносные столики, маловесные и изящные стулья, удобные креслица из дерева или лозы, маленькие умывальники, настолько низкие, что ими могут воспользоваться даже трехлетние дети. Все столики и различного вида стульчики в этой школе очень легки и портативны. Ребенок может располагаться, как ему удобно и как угодно сидеть на своем месте. И эта свобода не только внешняя обстановка, но и средство воспитания. Если ребенок неловким движением опрокинет стул, который с шумом рухнет на пол, он получит наглядное доказательство своей неловкости; это же движение, случись оно среди неподвижных скамеек, прошло бы мимо его внимания.

Тогда же появились и маленькие коврики, которые дети расстилали на полу, чтобы заниматься дидактическим материалом. В каждом классе имеются низенькие шкафчики, двери которых открываются без труда. На этих шкафчиках цветы в горшках, клетки с птицами, игрушки, в которые он может играть невозбранно. Такая обстановка позволяет ребенку пользоваться всеми этими предметами самому, ставить предметы на место, после того, как привел их в беспорядок; чистил бы их, мыл. И дети делают это с огромным удовольствием, приобретая вместе с тем необычайную ловкость.

Свобода, о которой идет речь, не имеет ничего общего с вседозволенностью и хаосом. В Монтессори-педагогике свобода и дисциплина выступают одновременно как две стороны одной медали. Самодисциплина - следствие эффективного воспитания в свободе. Свобода в данной педагогической системе с одной стороны ограничена активной дисциплиной, исходящей от самого ребенка, с другой стороны свобода ребенка заканчивается там, где начинается несвобода другого ребенка.

По мнению Монтессори, свобода реализуется в постоянной самостоятельной деятельности, то есть «человек не может быть свободен, если он не самостоятелен». Монтессори, М. Дом Ребенка. Метод научной педагогики. - М., 1913 - с. 81 Поэтому первые активные проявления индивидуальной свободы ребенка должны быть направляемы так, чтобы в этой активности вырабатывалась его самостоятельность. Всякая педагогическая мера, мало-мальски пригодная для воспитания маленьких детей, должна облегчать детям вступление на этот путь самостоятельности. Педагоги должны учить их ходить без посторонней помощи, бегать, подниматься и спускаться по лестницам, поднимать оброненные предметы, самостоятельно одеваться и раздеваться, купаться, произносить слова отчетливо и точно выражать свои желания. В детях необходимо развивать умение достигать своих индивидуальных целей и желаний. Все это - этапы воспитания в духе независимости. Долг педагога по отношению к ребенку при всяком случае заключается в том, чтобы помогать ему овладеть полезными действиями, каких природа требует от него.

Если принять к руководству вышеизложенные принципы, то упразднение наград и наказаний будет естественным выводом из этих принципов. Человек, дисциплинированный свободою, начинает жаждать истинной и единственной награды, никогда его не унижающей и не приносящей разочарования, - расцвета его духовных сил и свободы его внутреннего "я", его души, где возникают все его активные способности. Что касается наказаний, то не раз обнаруживались дети, которые беспокоили других, не обращая ни малейшего внимания на увещания. Таких детей немедленно подвергали медицинскому исследованию. Если ребенок оказывался нормальным, воспитатели ставили один из столиков в углу комнаты и этим путем изолировали ребенка; поместив его в удобное креслице, сажали его так, чтобы он видел своих товарищей за работой, и давали ему его любимые игрушки и игры. Эта изоляция почти всегда успокоительно действовала на ребенка; со своего места он мог видеть всех своих товарищей, мог наблюдать, как они делают свое дело, и это был предметный урок, куда более действительный, чем какие угодно слова учительницы. Мало-помалу он убеждался, как выгодно быть членом общества, столь деятельно трудящегося на его глазах, и у него рождалось желание вернуться и работать вместе с другими. Таким путем удавалось дисциплинировать всех детей, сначала казавшихся неукротимыми.

Важной составляющей Монтессори-педагогики являются развивающие материалы. Речь идет о классическом дидактическом Монтессори-материале. Непрерывно экспериментируя над материалом, она все более и более совершенствовала их. Монтессори-материал - важнейший составной элемент разработанного ею метода развития детей. Материалы служили важнейшим средством сенсорного воспитания детей, которое должно было стать основой обучения ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Монтессори-материалы были устроены таким образом, что ребенок мог самостоятельно находить и исправлять свои ошибки, развивать терпение и волю, наблюдательность и самодисциплину, упражнять собственную активность. Они позволили М. Монтессори реализовать принцип самообучения, добиться того, что дети, свободно выбирающие занятия, выполняли их так, как задумал воспитатель, оперируя предложенными им "клавишными досками", "числовыми станками", "рамками с застежками", фигурами-вкладышами и т.п. Следует отметить то, что материалы Монтессори меняются со временем: многие из них были созданы не самой Монтессори, а ее последователями. Например, не так давно появились рамки с липучками, а рамки с застежками, которые уже не используются, вышли из потребления.

Важной новацией Мария Монтессори стал отказ от классно-урочной системы, организация классов, включавших в себя детей разного возраста, создание оригинального учебного процесса для детей от 3 до 12 лет, построенного на признании за каждым учеником права на значительную автономию и самостоятельность, на свой темп работы и специфичные способы овладения знаниями.

Важно также рассказать о подразделении окружающей среды, в которых занимаются дети, на ряд зон:

· «Зона практической жизни», где дети приобретают важные практические умения. Имеет особенное значение для детей от 2,5 до 3,5 лет. Здесь находятся материалы для общеподготовительных упражнений, все, что связано с переливанием, пересыпанием, ношением предметов. Здесь же упражнения с пипетками, пинцетами, прищепками, нанизывание бус, сортировкой мелких предметов. Также сюда относят материалы, которые помогут ребенку заботиться о себе. К ним относятся рамки с различными видами застежек: большими и маленькими пуговицами, молнией, пряжками, крючками, шнуровкой, бантами, булавками, кнопками, липучкой. К этой же группе относится материал для рук и чистки ногтей. Материалы позволяющие освоить первые навыки приготовления пищи - чистка и резание овощей и фруктов, сервировка стола. В эту же зону входят материалы, которые позволяют ребенку научиться заботиться об окружающем мире - мытье посуды, стирка, мытье стола, глажение, чистка обуви, полировка металла. Все предметы, которыми пользуется ребенок, должны быть не игрушечными, а настоящими.

· «Зона сенсорного воспитания». Эта зона предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств. Она оборудована классическим сенсорным Монтессори-материалом, который тоже разделены на несколько групп:

§ материалы для развития зрения. Сюда входят четыре блока с цилиндрами и цветные цилиндры, розовая башня, коричневая лестница, красные штанги, геометрический комод с рамками - вкладышами, проекциями, объемные геометрические тела с основаниями. Для развития логического мышления на основе зрительного восприятия - комплект конструктивных треугольников, биномиальный и триномиальный кубы;

§ материалы для развития осязания. Это - шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички, ящик с тканью;

§ к материалам для развития барического чувства (различения веса) относятся весовые таблички, для развития вкуса - вкусовые баночки, для развития слуха - шумовые цилиндры.

· «Математическая зона». Сюда входит материал для знакомства с количествами и символами до 10, изучение состава и свойств; чисел первого десятка - числовые штанги, шершавые цифры, "веретена", цифры. К материалам для знакомства с десятичной системой: сложения, вычитания, умножения и деления четырехзначных чисел относятся банк золотого материала с набором карт - символов, игра с марками. Так же есть материал для освоения порядкового счета до ста - это доски Сегена и коробочки с цветными и золотыми бусами; материал для получения навыка табличного сложения, вычитания, умножения и деления - игры в змейки и с полосками, наборы рабочих и контрольных карт на все действия, доски для умножения и деления, короткие цепочки и набор стержней для умножения.

· «Языковая зона». Сюда входит материал для расширения словарного запаса - классификационные карточки с обобщением, материал для развития фонематического слуха - наборы мелких предметов, звуковые игры; материалы для подготовки руки к письму - металлические рамки - вкладыши для обводок и штриховок, ножницы для резания бумаги; материал для знакомства с письменными буквами - шероховатые буквы, поднос с манкой для письма; материал для написания слов - большой подвижный алфавит; материал для чтения - серии из карточек, наименование предметов, списки слов, предложений, книжек.

· «Космическая зона». Дидактическая сторона теории космического воспитания охватывает многие области: географию, историю, этику, физику, искусство, биологию, антропологию, охрану окружающей среды и др. Эта зона оборудована глобусами, картами мира, флагами, термометрами, схемами физического строения человека, альбомами, самостоятельно создаваемыми детьми Ратнер Ф.Л. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей - М.: ВЛАДОС, 2006. - с. 120.

В настоящее время многие Монтессори-школы дополняют среду, окружающую ребенка, такими зонами, как музыкальная, искусства и танцев, работы по дереву, иностранного языка, способствующими дальнейшему обогащению общего развития ребенка. Двигательные упражнения развивают ребенка физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности.

Благодаря всему этому, а также тонкому психологическому подходу, учету индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка, опоре на естественные особенности человеческого восприятия "монтессорианские дети" раньше (к 5 годам) и лучше своих сверстников овладевают письмом и счетом, у них формируется склонность к учению, развивается воля.

Каждый Монтессори-класс неповторим. Несмотря на то, что метод имеет совершенно определенную структуру, он гибок и открыт для индивидуальной интерпретации. Потому что не бывает двух совершенно одинаковых людей, и каждый Монтессори-класс, будучи зависимым от толкований метода и возможностей учителя, является уникальным.

Итак, педагогика Марии Монтессори - образец подлинно гуманистической педагогической системы. Феномен педагогики М. Монтессори заключается и в ее безграничной вере в природу ребенка, и в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, и в ее ориентации на идеал свободной, самостоятельной, активной личности.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ И ВЗГЛЯДОВ МАРИИ МОНТЕССОРИ В РОССИИ

Первое в России упоминание о педагогических взглядах М. Монтессори содержится в статье «Новая система воспитания маленьких детей». 26 ноября 1911 года в Петербургском обществе содействия дошкольному воспитанию детей состоялся доклад Е. Н. Янжул «Методы итальянского детского сада госпожи Монтессори». С каждым годом в российских педагогических журналах и изданиях росло количество публикаций, посвященных педагогическим идеям Монтессори, хотя эти идеи, равно как и педагогическая система, воспринимались не всегда однозначно. На 1912-1915 годы приходится пик интереса отечественных педагогов к Марии Монтессори: из Англии был выписан комплект дидактического Монтессори-материала, который демонстрировался для педагогической общественности в различных учебных заведениях; вышел первый русский перевод книги М. Монтессори «Дом ребенка. Опыт научной педагогики» (1913 г.). В конце 1915 года в России организуется общество «Свободного воспитания (метод Монтессори)», а с 1916 года начинают работу курсы по подготовке педагогов, через которые в течение года прошли 69 слушателей.

Центром изучения и популяризации педагогической системы Марии Монтессори в России был Петроград (Ленинград), где жила и работала Ю.И. Фаусек. Проницательный ум и незаурядные способности позволили ей сразу оценить оригинальность и новизну системы Монтессори. В октябре 1913 году при горячем содействии профессора С.И. Созонова, Ю.И. Фаусек удалось положить начало первому детскому саду по системе Монтессори в Петербурге. Летом 1914 года при поддержке опять-таки С.И. Созонова Юлия Ивановна была командирована Министерством народного просвещения в Рим для ознакомления с постановкой дела воспитания детей дошкольного возраста в домах ребенка. Фаусек не просто побывала в этих учреждениях и увидела своими глазами их педагогический процесс, ей также удалось побеседовать с самой Марией Монтессори. Вернувшись в Россию, Ю.И. Фаусек подробнейше описала увиденное и опубликовала книгу «Месяц в Риме в «Домах детей» Марии Монтессори» (Петроград, 1915). Благодаря этим описаниям мы сейчас можем ярко представить, как строилась работа этих учреждений под руководством самой М. Монтессори.

1 сентября 1918 года был учрежден Педагогический институт дошкольного образования (ПИДО). Это был первый в России ВУЗ по подготовке дошкольных работников. Институту было предоставлено помещение бывшего Николаевского сиротского института. Основной целью Института являлась подготовка специалистов с высшим образованием для дошкольных учреждений, а также для воспитания и обучения дефективных детей (отстающих и одаренных). Помимо учебной работы Институт должен был решать научные задачи, связанные с исследованием разнообразных проблем дошкольной педагогики. При этом важно было пропагандировать идеи зарождающегося в стране дошкольного образования.

На работу в ПИДО были приглашены лучшие специалисты Петрограда по дошкольному воспитанию (Е. И. Иорданская, В.В. Таубман, Е.И. Тихеева, П.О. Эфрусси, Л.И. Чулицкая, Е.Н. Янжул и др.). Среди приглашенных в качестве профессоров - Ю.И Фаусек - крупнейший специалист в области теории свободного воспитания, имеющий уникальный опыт, как работы с детьми дошкольного возраста, так и просветительской деятельности. С 1918 по 1925 год она возглавляет кафедру по системе Монтессори на дошкольном факультете ПИДО.

Ю.И. Фаусек была идейным вдохновителем работы кафедры: увлеченно читала лекции студентам, много внимания уделяла содержанию учебных курсов. Как практик, Юлия Ивановна особое внимание уделяла практической подготовке студентов к работе с детьми. Детский сад по системе М. Монтессори, созданный при ПИДО (1920 год), курировала сама. Это была своеобразная лаборатория ее кафедры. Студенты под руководством преподавателей вели психолого-педагогические наблюдения, изучали дидактический материал Монтессори, наблюдали и проводили занятия с детьми. В помещении детского сада велся семинар по системе Монтессори, работал кабинет, в котором была педагогическая библиотека, полный набор дидактического материала. Кроме студентов детский сад и кабинет посещали экскурсии и отдельные лица, интересующиеся системой Монтессори.

Во второй половине 20-х годов в России начинается последовательная критика педагогической системы М. Монтессори. В 1923-1924 годах выпускается специальный сборник Пересмотр основ педагогики Монтессори", где Марии Монтессори ставилось в упрек последовательная тренировка индивидуализма, затрудненность развития творческих задатков, обращенность дидактического материала изначально к умственно отсталым детям и др. В 1927 году создается специальная комиссия для детального анализа работы дошкольных образовательных учреждений по системе Монтессори. После работы комиссии ее система признается идеологически и педагогически неприемлемой для советских дошкольников. На государственно уровне было принято распоряжение о закрытии детских садов по системе Монтессори, сокращается выпуск научно-методической литературы. В 1930 году по идеологическим причинам перестал существовать и экспериментальный детский сад Ю.И. Фаусек.

Новая история Монтессори-педагогики в России началась лишь в 1991 году, после образовательного фестиваля в Крыму - по сути, первой международной встречи российских и европейских педагогов, организованной по общественной инициативе без какого бы то ни было участия государственных чиновников. Голландцы привезли на этот фестиваль два чемодана с учебными материалами, которые, в конце концов, остались у Елены Хилтунен. Она-то и стала руководителем первого в Москве детского сада, возродившего педагогику Марии Монтессори. В октябре 1991 года в Москве открылась экспериментальная Монтессори-школа для маленьких детей. Постепенно открывались новые детские сады, построенные на методе выдающегося итальянского педагога. Сегодня только в Москве насчитывается порядка 20 таких детских садов и экспериментальных групп в традиционных садах. Всего же идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

К сожалению, в нашей стране процесс создания и распространения дошкольных учреждений по системе Монтессори базируется на чистом энтузиазме. Как правило, все начинается с того, что в традиционном детском саду энтузиасты уговаривают директора создать одну экспериментальную группу на основе метода Монтессори. После этого они находят педагога, обученного данной методике, и создают группу. В скором времени прогресс в развитии детей становится настолько очевидным, что другие родители начинают завидовать. В результате появляется следующая группа, потом - третья, четвертая и так далее.

Сложнее дело обстоит с начальными школами. Министерство образования не готово к столь рискованным экспериментам, как разновозрастные классы (обычно их формирование допустимо только в сельских школах), отсутствие фиксированной почасовой нагрузки и прочее.

Все учебные программы «Монтессори-садов» соответствуют целям, установленным российскими программами воспитания детей дошкольного возраста, но достигаются эти цели иными методами. И основными результатами обучения в таких садах и начальных Монтессори-школах считаются реальные жизненные умения, в том числе и социально-психологические, с которыми ребенок приходит во взрослую жизнь.

С ноября 1999 года Ассоциация Монтессори-педагогов России проводит и собственную аккредитацию детских садов, использующих эту методику. Дело это добровольное и не дает никаких преимуществ, и пока процесс прошли до конца только 8 учебных заведений. Но это только начало.

Недавно стараниями Ассоциации Монтессори-педагогов России в Москве открылась первая в России специальная группа для мам с детьми от 8 месяцев до трех лет. Существуют и курсы, на которых работе по этой методике обучают педагогов. Например, на курсах Ассоциации Монтессори-педагогов России за шесть недель можно полностью овладеть методом. Семь блоков программы, объем которой составляет 230 академических часов, можно пройти сразу или частями. Сдав шесть зачетов по результатам обучения, вы получите свидетельство государственного образца, а курсы проводятся совместно с Академией повышения квалификации. Иметь педагогическое образование не обязательно. Курсы организуются пять раз в год, и желающих учиться на них довольно много. Если вы хотите учиться за рубежом, к вашим услугам около 55 учебных центров в разных странах.

Подводя итог, можно сказать, что отечественная педагогическая наука и практика всегда обращалась к лучшим сторонам педагогического наследия Марии Монтессори, среди которых: приоритет личностной свободы ребенка в аспектах самодеятельности, самостоятельности, саморазвития, опора на сензитивные периоды личностного развития ребенка. В настоящее время в связи с актуализацией этапа дошкольного образования педагогическая система Марии Монтессори выступает поистине безграничной кладовой передового опыта мирового образования, способной обеспечить эффективность решения педагогикой детства выдвигаемых временем задач. Опыт оренбургской школы Монтессори это подтверждает.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение необходимо отметить гуманистический подход Монтессори к ребенку. Ставя его в центре своей педагогической системы, она подчиняет все свои педагогические принципы потребностям ребенка. Педагог выступает как помощник ребенка, а не как регламентатор его развития. Таким образом, Монтессори-педагогика ориентирована личность ребенка, и признается уникальной гуманистически направленной и очень продуктивной многими педагогами по всему миру.

Часть первая. Введение в Золотой материал

Наставница вместе с ребенком приносят на стол презентационный поднос с Золотым материалом.Она показывает ребенку Золотую бусину и говорит: «Это 1 единица». Ребенок может подержать ее в руках и потом положить на столе справа. Наставница берет в левую руку стерженек-десяток, а в правую – бусину-единицу. С помощью этой бусины наставница пересчитывает бусины на стерженьке, приговаривая: «Одна единица, две единицы, три единицы…» В конце пересчета она говорит: 10 единиц – это один десяток». Она предлагает ребенку самостоятельно повторить пересчет. Подобным образом наставница и ребенок пересчитывают десятки в пластинке-сотне и сотни в кубе-тысяче.

Затем наставница проводит трехступенчатый урок на знание ребенком «деталей» Золотого материала. Подобным же образом наставница дает презентацию символов единиц, десятков, сотен и тысяч, коробка с которыми имеется в презентационном комплекте. По первой группе математического материала ребенок уже легко узнает единицу и десяток. Теперь он осваивает новое значение 0 в изображении десятков, сотен и тысяч. Третьим действием служит сравнение чисел и их письменных изображений. Наставница кладет перед ребенком бусину-единицу и предлагает ему положить под ней цифру один. Так же объединяются десятки, сотни и тысячи. Далее ребенок проводит эту работу самостоятельно.

Часть вторая. Построение десятичной системы на двух коврах

В построении десятичной системы, кроме наставницы, могут участвовать двое детей. Но чаще взрослый показывает, как строится десятичная система одному ребенку. Наставница вместе с ребенком расстилают два ковра и приносит второй презентационный поднос. На нем слева направо лежат: куб-тысяча, коробка с 9 пластинками-сотнями, коробка с 9 стерженьками-десятками и на специальной подставке 9 бусин-единиц. К этому прилагается коробка с большими цифрами, изображающими 1000, 900, 90 и1. Ребенок и наставница начинают выкладывать на одном из ковров бусины. Сначала в столбик в правой части ковра выкладывается 9 бусин. Наставница говорит: « Если мы положим десятую единицу, у нас получится один десяток» Эта фраза служит знаком к тому, что дальше мы будем выкладывать именно десятки. Таким же способом ребенок самостоятельно выкладывает другие столбики бусин – десятки, сотни. В конце он кладет куб-тысячу. Наставница и ребенок перемещаются на соседний ковер и выкладывают цифры. Если дети выкладывают десятичную систему вдвоем, то один из них, обычно, выкладывает бусины, а другой – цифры.

Часть третья. Набор чисел



Когда дети выучились сопоставлять цифры и числа, можно предложить им набирать любое четырехзначное число. Сначала они набирают его из бусин, а затем «подписывают» цифрами. Часто дети сами придумывают себе число за числом и с удовольствием тренируют свой новый навык. Когда они овладевают набором чисел в совершенстве, можно переходить к освоению арифметических действий с четырехзначными числами.