Монтессори ребенок в семье. Дети - другие

(оценок: 2 , среднее: 4,00 из 5)

Название: Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет
Автор: Виктория Дмитриева
Год: 2011
Жанр: Воспитание детей, Детская психология, Дом и Семья: прочее, Самосовершенствование

О книге «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет» Виктория Дмитриева

Все без исключения родители мечтают о том, чтобы их малыш стал успешным и уверенным в себе человеком. Но недостаточно просто мечтать, нужно самим позаботиться об этом! Самая популярная в мире и проверенная временем методика Марии Монтессори поможет вырастить свободную, творческую и гармоничную личность.

Эта методика привлекает родителей и педагогов тем, что не требует много времени на занятия с ребенком, а полезные игрушки легко сделать самим из подручных средств.

В книге подробно описаны способы организации развивающей среды для ребенка с первых дней его жизни, игры и упражнения, которые не только обучают ребенка, но и радуют его.

На нашем сайте о книгах сайт вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет» Виктория Дмитриева в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет» Виктория Дмитриева

Хвалите ребенка за отдельные действия словами: замечательно, хорошо, здорово, прекрасно у тебя получилось, красиво нарисовал, удачный выбрал цвет и т. п.

Монтессори-педагог только показывает и объясняет, но никогда не действует за ребенка. Малыш должен научиться всему сам!

Сделайте из подручных материалов (коробок, пластиковых бутылок, тряпочек, катушек, бусин и пуговиц и других ненужных мелочей) игры и игрушки для развития тактильных ощущений, координации движений, мелкой моторики, или просто почаще разрешайте ребенку играть с предметами домашнего обихода.

Детям очень важно быть самостоятельными. Конечно, не у каждой мамы хватит терпения наблюдать, как ее чадо размазывает грязь, вытирая стол, или моет чашку, расплескивая воду. Гораздо легче помыть самой – и времени займет меньше, и результат будет лучше. Но какой урок вы дадите своему малышу? Ребенок очень быстро сделает свои выводы: любое его начинание бессмысленно и не находит никакой поддержки у любимого человека. А значит, быть самостоятельным неинтересно и не нужно.

Говоря ребенку «молодец», вы оцениваете не конкретные его поступки, а его личность. Поэтому в будущем, не дождавшись похвалы, малыш будет думать, что не оценен не только его труд, но и он сам как личность.

У ребенка от природы развито очень сильное стремление к порядку. Ему необходимо жить в мире, где каждая вещь имеет свое собственное место. Ему нужен определенный режим, который вносит порядок в его жизнь. Маленький ребенок может быть глубоко расстроен беспорядком, хаосом. Возможно, он не сообщит вам об этом просто из-за того, что и сам не понимает причину своего дискомфорта, но вы должны знать, что хаос – мешает ребенку. Вы должны помочь малышу научиться устранять беспорядок.

Создайте ребенку развивающую среду. Пусть в вашем доме поселятся разные кубики с буквами и цифрами, яркие карточки со словами и картинками, плакаты, песочные часы, географические карты и календарь на стенах. Не ограничивайте малыша детскими книжками с картинками. Он с интересом будет рассматривать и взрослые иллюстрации и даже альбомы по искусству.

Разговаривайте с ребенком как можно больше обо всем и везде – дома, на улице, в дороге. Ваши разговоры, рассказы и обсуждения важнее любого методического пособия.

Шершавые буквы
Шершавые буквы вырезаются из бархатной или другой шершавой бумаги. Малыш проводит пальчиком по букве, готовится к письму и чтению. Такое упражнение позволяет ребенку узнать очертание каждой буквы через прикосновение и связать звук с его графическим начертанием (буквой).

Монтессори утверждает: «Свобода ребенка – это естественно развивающаяся внутренняя способность выбирать наилучшее для себя и для других». Другие словами, у ребенка должна быть возможность самостоятельно определять, что и как делать, во что играть в данный момент и с кем дружить. Такая предоставленная свобода в будущем превратится в способность нестандартно мыслить, творчески решать проблемы, противостоять чужому влиянию.

Скачать бесплатно книгу «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет» Виктория Дмитриева

(Фрагмент)


В формате fb2 : Скачать
В формате rtf : Скачать
В формате epub : Скачать
В формате txt :

Текущая страница: 1 (всего у книги 8 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

М. Монтессори
Дети – другие. Взрослый как обвинямый. Часть 1

© Издательский дом «Карапуз», 2012

© К.Е. Сумнительный, вступ. и заключит. статьи, комментарии, 2012

Тайна Монтессори

Вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори. Самое важное то, что дети не чувствуют тяжести учения, так как они учатся всему играя. Во-вторых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится простому заучиванию.

Махатма ГАНДИ

Преодоление

Если бы Мария и не стала педагогом, имя ее осталось бы в истории. Родившись в 1870 году в маленьком портовом городке Италии, она, как дочь государственного чиновника, могла разделить судьбу тысяч девочек из приличных семей. Но твердость характера и нежелание быть, как все, проявились еще в отрочестве. В 12 лет она решает, что будет учиться в технической школе для мальчиков, и не только попадает туда, но с успехом ее заканчивает. И тут же принимает другое «вздорное решение», которое изменяет ее жизнь. Мария увлекается естествознанием и делает профессиональный выбор. Ее путь медицина, и в очередной раз, преодолев все препятствия, она становится первой женщиной врачом, после окончания Римского университета получает частную практику.

Но тут судьба сводит ее с «идиотами», так в то время назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтессори окунается в изучение этой темы и находит книги двух французов Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно переводит их работы, тщательно переписывая в толстые тетради. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся по сути нормальными людьми». Это открытие настолько поражает Монтессори, что она добивается открытия Ортофренической школы «для укрепления умственных способностей» и становится ее директором. Она разрабатывает десятки пособий и требует от персонала разговаривать с подопечными с полным почтением и даже проводить для них специальные уроки. Двухлетняя работа заканчивается педагогической сенсацией. В 1900 году на школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Как вспоминала позже сама Мария, после этого к ней ночью стал являться святой Павел и убеждать ее посвятить себя делу развития способностей обычных детей.

Это ее желание не находит понимания со стороны Министерства образования Италии. Тем не менее Мария в очередной раз резко меняет свою жизнь и вновь поступает в Римский университет, где изучает экспериментальную психологию и педагогическую антропологию. В 1904 году она получает звание профессора антропологии. Возглавляет кафедру гигиены в Высшей женской школе, преподает в Римском университете. Но то, что кто-то мог посчитать победой, для нее почти поражение. Мария не сдается, и ее упорство в очередной раз вознаграждается.

В 1907 году у Марии Монтессори появляется возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический эксперимент решается не Министерство образования, а итальянский миллионер Эдуардо Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается дом ребенка (Casa dei Bambini). В классы дома устремляются 50 маленьких дикарей, сквернословящих и ломающих мебель и дидактические пособия. Всего через несколько месяцев этих детей можно было показывать самой взыскательной комиссии. Они так спокойно и сосредоточенно работали, что некоторые наблюдатели посчитали это признаком жесткой деспотии и совершенно не могли поверить, что такое поведение – результат предоставления ребенку свободы действий.

Удивительно то, что в основу практики домов ребенка легли идеи, которые буквально носились в воздухе. Уже в 1900 году шведская писательница и педагог Э. Кей написала книгу «Век ребенка», главным лозунгом которой стало: «Исходи из ребенка». Кей выступила за создание условий для самовыражения и свободного развития индивидуальности ребенка при минимуме педагогического руководства. Американский педагог и психолог Д. Дьюи пишет о «коперниковской революции в педагогике», смысл ее превращение ребенка в астрономический центр педагогической вселенной. Но в отличие от других детоцентристов Монтессори ищет способы организации педагогического процесса. Не приемля классно-урочную систему, она предлагает поместить ребенка в развивающую среду и именно в ней дать ему свободу. Развиваться и распространяться ее метод смог именно потому, что Мария в ходе научного изучения и долгих наблюдений за детьми выделила закономерности их развития и, опираясь на них, создала дидактический материал, организованный в специальной среде. Ее первая книга, переведенная в России, вышла под названием «Метод научной педагогики, применяемый в домах ребенка» и сразу привлекла внимание отечественных педагогов сторонников свободной школы. Дочь Льва Николаевича Толстого Татьяна Сухотина пишет статью об идейной близости школы ее отца и Марии Монтессори.

Но пока вокруг ее метода идут ожесточенные споры, Мария буквально покоряет Америку. После ее триумфальных лекций в том же 1913 году изобретатель телефона Александер Белл и его жена основывают в Вашингтоне Образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона. Во время второго путешествия в Америку Монтессори выступает в Карнеги-холле и получает две золотые медали Панамско-тихоокеанской выставки в сфере образования.

После этого Европа наконец-то признает значимость ее дела. В 1922 году правительство Италии назначает ее государственным инспектором школ. А в 1923 году ее сын Марио обращается к Муссолини, после чего школы Монтессори получают государственную поддержку и дотации. Популярность метода Монтессори в Европе растет. Ее приглашают в Испанию, где Мария основывает институт, в котором занимается проблемой религиозного воспитания. В Лондоне открываются курсы по подготовке педагогов. Именно там она знакомится с Ганди, посетившим курс в 1932 году. К этому времени отношения Монтессори с фашистским правительством Италии окончательно испортились. Тоталитарной стране не нужны свободные, самоопределяющиеся дети. В 1934 году Мария покидает родину и перебирается в Испанию, из которой ее выгоняет гражданская война. Начало мировой войны застает ее в Англии, из которой ее интернируют как гражданина государства-противника. Спасает приглашение теософского общества посетить Индию. Именно там она проводит годы войны. Здесь она не только развивает свои идеи, но строит следующую школьную ступень своего метода для детей 6-12 лет. Она уже разработала свою периодизацию детского развития, правда, очень созвучную идеям Жана Пиаже, с которым дружила. Мария считает, что на смену сенсорному исследованию у детей 6-12 лет приходит развитие логического мышления. Ребенку важно узнать не столько «что это», а «почему это так». Дети способны воспринять целостную картину больших и сложных явлений и, ведомые силой воображения, могут погрузиться в исследование того, что «зацепило», заставило задуматься. Дидактический материал возникает из конкретных жизненных ситуаций. Так, например, Мария постоянно сталкивается в Индии с непомерной гордостью, с которой индийцы относятся к древности своей цивилизации, и рождается знаменитая «Черная лента». Это многометровая лента, охватывающая время существования жизни на нашей планете. Учитель долго разворачивает ее, рассказывая о том, когда и какая жизнь господствовала на Земле. Только в самом конце многометрового полотнища открывается тонкая красная полоска. Именно она показывает, как недолго живет на Земле человек.

С этой лентой, притороченной к двум велосипедам, и другими материалами Мария с сыном Марио колесит по Индии и читает лекции. А еще она пишет свои замечательные книги, обращаясь то к закономерностям развития ребенка от 6 до 12 лет («Космическое воспитание», «От детства к юношеству», «Развитие потенциальных возможностей человека»), то к развитию ребенка до 3 лет («Впитывающий ум»). Только в 1946 году Монтессори возвращается в Европу, в Голландию, где обосновывается штаб-квартира Международной Монтессори-ассоциации, основанной ею еще в 1929 году. Именно здесь, окруженная почитанием сторонников ее педагогики и любовью внучек и внуков, она и умирает в мае 1952 года.

Часть первая

Глава 1
Век pебенка

Прогресс достигнутый за немногие годы в деле воспитания и ухода за детьми, объясняется пробуждением совести общества. Речь идет не о прогрессе детской гигиены последних десяти лет девятнадцатого века. Самое главное – появление нового взгляда на личность ребенка.

Сегодня невозможно познать какую-либо область науки – медицину, философию или социологию, игнорируя знания, накопленные о жизни ребенка. Поэтому так важно изучать влияние эмбриологии на общие знания в области биологии и развития живых существ. Остановимся лишь на том, что непосредственно связано с ребенком, так как это неизмеримо влияет на все человечество.

Ребенок интересен нам в первую очередь не как физическое, а как психическое существо, способное дать начало совершенствованию человека. Духовный его мир будет, возможно, способствовать действительному продвижению человека по пути прогресса к развитию новой культуры.

Шведская писательница и поэтесса Элен Кей назвала наше время веком ребенка. Если набраться терпения и порыться в документах, то обнаружится, что эта же мысль прозвучала в тронной речи короля Италии Виктора Эммануила III, произнесенной в 1900 году. При своем вступлении на трон после убийства отца король говорил о новой эре, которая должна вывести двадцатый век на новую прямую, обозначив ее как «век ребенка».

Эти взгляды представляют собой отражение тех научных знаний конца девятнадцатого века, которые показали нам ребенка, страдающего в десять раз больше, чем взрослый, терзаемого школой и инфекционными болезнями.

Но никто не мог тогда знать, что в природе ребенка сокрыта особая жизненная тайна, способная сдернуть завесу с мистерии души человеческой, что ребенок несет в себе нечто неизведанное, что может дать нам, взрослым, возможность решить наши личные и социальные проблемы. Эта точка зрения открывает новое направление в изучении ребенка. Она представляется нам очень важной в плане влияния на всю социальную жизнь.

Психоанализ открыл для нас не изученное доселе исследовательское поле. Он не решил насущных жизненных проблем, но внес большой вклад в подготовку понимания тайн природы ребенка.

Психоанализ проник под оболочку сознания, которое было закрыто от психологов, как геркулесовы столпы в античной истории. Без его открытий было бы трудно объяснить духовную жизнь ребенка, которая, в свою очередь, могла бы способствовать углубленному изучению общечеловеческих проблем.

Известно, чем стал психоанализ позже. Но вначале он был не чем иным как новым методом лечения душевных заболеваний. Он положил начало новой области медицины. Истинный вклад психоанализа состоял в открытии влияния подсознания на действия человека. Он изучал определенные психические реакции той стороны сознания, которая обнаруживала скрытые факты и неожиданные реалии, отодвинув тем самым все прежние представления. Таким образом, нам открылось существование неизвестного, обширного мира, с которым тесно связана судьба индивида. Но психоанализ не смог полностью исследовать этот неизвестный мир. Страх, сравнимый с суеверием греков, удержал 3. Фрейда в пределах исследования заболеваний.

В некоторых случаях под давлением мощного внутреннего напряжения, вызванного сочетанием различных факторов, развиваются тяжелые душевные недуги. Странные проявления подсознания очень контрастируют с проявлениями сознания. Долгое время их считали просто симптомами заболевания. Фрейд прошел обратный путь: с помощью тщательно отработанной методики он получил возможность проникать в подсознание. Но ограничился лишь сферой исследования болезней. Какой же нормальный человек был бы готов подвергнуть себя болезненным обследованиям, похожим на оперативное вмешательство в душу? Основные положения новой психологии базировались на наблюдениях.

Поэтому теории Фрейда не могут удовлетворить нас, так же как и его методы лечения, так как они никоим образом не ведут к исцелению душевных болезней. Традиции и обычаи общества восстали против некоторых обобщений фрейдистских теорий. Эти традиции позволили нам увидеть реальность. Исследование этой чудовищной реальности – больше, чем методика клинического лечения или обоснование теорий.

Задача освоения этого неисследованного поля совпадает, возможно, с задачами других наук и предполагает другую терминологию. Речь идет об изучении людьми своего происхождения, о расшифровке души ребенка при столкновении его с окружающим миром, о драматической и трагической тайне его борьбы, которую необходимо описать, ведь понимание души человека остается пока искаженным и неясным.

Психоанализ уже коснулся этой тайны. Самым впечатляющим открытием стало утверждение о происхождении психозов. Из обремененного воспоминаниями подсознания исследователи узнали о диковинных страданиях детства. Это открытие стало выдающимся революционным знаком психоанализа. Выяснилось, что длительные и постоянные страдания чисто душевного свойства в детстве могут привести к психическим заболеваниям во взрослом состоянии и являются результатом подавления спонтанной деятельности ребенка. Это подавление идет от взрослого, а именно от матери, которая имеет огромное влияние на свое дитя.

Следует различать два пласта, с которыми сталкивался психоанализ. Один из них лежит на поверхности. Это конфликт, который разыгрывается между инстинктом индивида и условиями внешнего мира, к которому этот индивид должен приспособиться. Этот конфликт может разрядиться, если причины его, не находя своего разрешения, уносятся в поле подсознания. Но есть и еще один глубоко залегающий пласт – детские воспоминания. Они встают не между вырастающим человеком и окружающей социальной средой, а между ребенком и его матерью – или, обобщая, между ребенком и взрослым.

Вышеупомянутый конфликт стоит в тесной связи с тяжело излечиваемыми болезнями; большое значение придавалось не ему, а простому анамнезу или разъяснению предполагаемых причин заболевания.

И все же психоанализ указал на то, что болезни, причины которых закладывались в детстве, трудно или незначительно поддаются лечению. Итак, можно сказать, что детство – это мастерская по производству предрасположенности к болезням.

Уже во время исследования психических заболеваний получили свое развитие новые области науки, которые вызывали социальное движение с ориентировкой на физическое оздоровление детей. Психоанализ не нацеливался на подобные результаты, а только предписывал определенную методику зондирования подсознания. Эта методика в отношении ребенка наталкивается на препятствие. Ему не нужно овладевать этой методикой, не нужно вспоминать о своем детстве. Ребенок пребывает в нем. Прежде чем зондировать подсознание, необходимо раскрыть конфликт, через который ребенок познает социум. Ясно, что такой подход выводит нас из поля психоаналитических методов и ведет к новому – наблюдению социального бытия ребенка.

Речь идет не о сложных пассажах описания больного индивида, а о широком движении к душе ребенка. Еще неизвестны такие страницы в книге человеческой истории, которые рассказывают о приключениях души человека. Сензитивный ребенок, наталкиваясь на первые препятствия и возражая, оказывается в непреодолимом конфликте со взрослым, который сильнее ребенка и господствует над ним, не понимая его. На этих неисписанных листах не обозначены страдания, которые вскипают в нежной душе ребенка. В его подсознании формируется униженный человек, отличный от того, которого задумывает и желает природа.

Этот трудный вопрос освещается психоанализом в общем, но не состоит с ним в прямой взаимосвязи. Вопрос о сущности детской души отклонен психоанализом, так как речь идет об отношениях только с одной частью человечества, с ребенком. Но эти отношения должны внести вклад в последующее преодоление трудностей и конфликтов, а также в предохранение ребенка от нарушений обыкновенного морального равновесия – от духовных заболеваний, которыми страдает почти все человечество. Таким образом вокруг ребенка создается новое поле научных изысканий, не зависимое от психоанализа, но родственное с ним. Главенствующим становится требование о помощи детской душе, о помощи в области воспитания. С одной стороны, необходимо обосновать не известные до того факты психического проявления, а, с другой, – разбудить взрослых, ошибочно противостоящих ребенку, поведение которого определяется подсознанием.

Глава 2
Взрослый как обвиняемый


Фрейд говорит о подавлении ребенка как об истоке нарушений психики у взрослых. Ребенок не может свободно развиваться, как это делают все растущие живые существа, потому что взрослый подавляет его. Ребенок изолирован от человеческого общества. Влияние на ребенка оказывают только представители мира взрослых. На первом месте стоит мать, за ней отец и, наконец, все учителя и воспитатели.

Задача, которую вверяет взрослым общество, обратно подавлению. Они должны продвигать ребенка вперед. Так в ходе исследований роли взрослых вырастает обвинение против тех, кто должен служить хранителем и благодетелем человеческого рода. Они все становятся обвиняемыми. На всех людей – отцов, матерей, большинство учителей и воспитателей – распространяется обвинение. В нем есть нечто апокалиптическое, похожее на таинственный и ужасный глас последнего суда: «Что вы сделали с вверенными вам детьми?»

Протест против этого обвинения выдвигает защиту: «Мы сделали все возможное! Мы любим детей, мы жертвуем собой ради них!» Итак, здесь друг другу противостоят два мнения. Одно из них опирается на сознание, а другое – на подсознание. Мы знаем аргументы, с помощью которых взрослый защищает себя. Они древние, глубоко укоренившиеся и оттого неинтересные. Намного интереснее обвинение, или лучше сказать, сам обвиняемый – тот взрослый, который усердно делает все, чтобы улучшить воспитание и уход за детьми, все глубже теряясь в кругу неразрешимых проблем. Это происходит потому, что он не знает о заблуждении, которое несет в себе самом.

Все, кто вступается за ребенка, должны принять эту обвинительную позицию против взрослых. При этом взрослые не имеют права на снисхождение и исключения.

Это обвинение становится центром чрезвычайного интереса и направлено против неосознанных заблуждений. Таким образом, оно служит широкому самопознанию и делает людей богаче. Так обогащается все существо человека, идущее к каким-нибудь открытиям в духовной области.

Человечество воспринимало свои ошибки во все времена двояко. Досадуя на них, мы ощущаем притяжение и очарование неосознанных заблуждений. Они – путь к совершенству, они поднимают самопознание на более высокий уровень. Рыцарь Средних веков в ответ на малейшее обвинение, касающееся его сознательных действий, имел повод вызвать на поединок. Но одновременно он смиренно падал ниц перед алтарем и признавался: «Я – грешник и признаю мою вину перед всем миром». Библейская история дает интересные примеры такого поведения человека. Что дало повод народу Ниневии столпиться вокруг пророка Ионы, что вызвало воодушевление, с которым все, от царя до нищего, вняли проповеди? Иона указал им на застарелые грехи и провозгласил, что Ниневия погибнет, если они не покаются. Как обратился Иоанн Креститель к народу на берегу Иордана? Какие слова он сказал толпе? Он назвал ее «порождением ехидниным».

Что за духовный феномен: есть люди, которые торопятся услышать, как кто-то обвиняет их, и с энтузиазмом признают свою собственную вину. Существуют твердые и настойчивые обвинения, которые вытаскивают бессознательное из своих глубин и сливают с сознательным. Все духовное развитие состоит из таких завоеваний сознательного, которое вбирает в себя нечто такое, что прежде было вне его. Так по пути новых открытий идет прогресс цивилизации.

Мы хотим, чтобы ребенок развивался иначе, чем раньше. Мы хотим охранять его от конфликтов, которые вредят его духовной жизни. Для этого нам необходимо сделать основополагающий шаг, от которого зависит все дальнейшее: взрослым нужно измениться. Ведь взрослый утверждает, что он сделал все возможное, чтобы любить ребенка, жертвуя всем. Таким образом, он признает, что дошел до предела в применении своих осознанных возможностей и ему ничего не остается, как попытаться шагнуть за пределы своих познаний, помыслов и сознания.

Непознанное есть и в ребенке. Часть его духовной жизни была скрыта от нас до нынешнего дня, и мы должны ее изучать, делая существенные открытия. Кроме наблюдаемого и изучаемого психологами и воспитателями ребенка есть еще один, никем не замеченный. Его, скрытого и непознанного, – необходимо отыскать. Здесь требуется воодушевление и самопожертвование золотоискателя, устремляющегося в самые далекие страны. Взрослые всех положений, рас и национальностей должны участвовать в открытии детства как непременного элемента прогресса человечества.

Не понимая детей, взрослый состоит с ними в постоянной борьбе. Это нельзя изменить, не овладев новыми знаниями, не устранив некоторые недостатки образования. Нет, речь не идет о том, чтобы отыскивать совершенно другие исходные позиции. Взрослый должен открыть в себе самом заблуждение, которое мешает ему правильно видеть ребенка. Невозможен ни один шаг вперед до тех пор, пока мы не обрели эти знания и не выработали поведение, которое из них следует.

Это внутреннее самоуглубление вовсе не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Ведь наше заблуждение не осознается нами, но создает некое постоянное, болезненное угнетение, указывающее путь. Если кто-то вывихнул палец, то чувствует потребность держать его вытянутым, так как инстинктивно знает, что не может пользоваться этим пальцем, покуда боль не уляжется. Мы чувствуем стремление выправить нашу совесть, как только узнали, что вели себя неправильно. В нас просыпается понимание, что мы переоценили себя и слишком уверовали в то, что достигли многого. Для нас возникает возможность понять характерные черты детских душ, отличные от наших.

Взрослый в своем отношении к ребенку эгоцентричен. Не эгоистичен, а эгоцентричен. Все, что касается души ребенка, он оценивает по собственной мерке, а это ведет к все большему непониманию. С точки зрения взрослого ребенок – пустое существо, которое необходимо чем-то заполнить. Существо инертное и неумелое, за которое все надо переделывать, которому необходимо предводительство взрослого. В итоге взрослый чувствует себя творцом и оценивает добро и зло в действиях ребенка по отношению к себе самому. Так взрослый становится мерилом добра и зла. Сам он безгрешен, дитя должно следовать его образцу, и все в ребенке, что отклоняется от характера взрослого, – ошибка, которую взрослый жаждет в спешке исправить.

Таким своим поведением взрослый полагает, что он, наполненный любовью и готовностью жертвовать, усердно заботится о благе ребенка. Но в действительности подавляет личность ребенка.

КНИГА В МАМИНЫХ РУКАХ
#книгидляродителей

Начинаем обзор книг для родителей с очень важного, полезного первоисточника. Имя Марии Монтессори, итальянского ученого, основателя одной из самых известных методик раннего развития, слышали очень многие. Её книга «Дети – другие» раскрывает идеи, которые легли в основу Монтессори-метода, включает в себя множество интересных историй из практики работы с детьми от 3 до 6 лет, рассказывает о том, как быть с новорожденным: не про гигиену и уход, а именно про особенности «бытия» взрослого рядом с младенцем в соответствии с его истинными потребностями.
Цель обзора - в кратких цитатах и небольших выдержках из текста донести основное содержание книги, главные идеи, отраженные в ней. Выдержки объединены по разделам в соответствии с названиями глав. В обзор вошли не все главы.
Особенность этой книги в том, что она терапевтична: во время чтения возникают особые состояния принятия, любви, уважения к личности ребенка, интереса к его особому миру. При этом в какие-то моменты при прочтении может возникать тревога, раздражение, страх, грусть о том, что «Дааа, я не Монтессори-мама…». И в этом случае очень важно найти свою «золотую середину», которая поможет подойти к вопросу взращивания своего ребенка без фанатизма и с оптимизмом. Не каждая из нас легко и запросто может стать «Монтессори-мамой». И в то же время, все мы иногда бываем именно ею!))
Чтобы целиком прочувствовать настроенческость книги и силу, которую она с собой несет, читайте её от начала и до конца. Ну а тем родителям, которым сложно выделить время на чтение, но есть потребность прикоснуться к первоисточнику, получить новые знания и пищу для размышлений, в помощь будет мой обзор.
Все в наших руках!
_________________
ТАЙНА МОНТЕССОРИ (вступит. слово К.Е. Сумнительный). Мария Монтессори в ходе научного изучения и долгих наблюдений за детьми выделила закономерности их развития и, опираясь на них, создала дидактический материал, организованный в специальной среде. Разработала свою периодизацию детского развития.
М. Монтессори обратила внимание, а современная психология подтвердила, что у каждого ребенка от 0 до 6 лет есть сензитивные (т.е. особо чувствительные, восприимчивые) периоды, в которые он легко и естественно учится определенным вещам.
Имя Марии Монтессори стоит в почетном ряду реальных школ, сохранившихся после смерти их авторов.
Мария на примерах из собственной педагогической практики доказывает, что взрослый должен не делать что-то за ребенка, а помогать ему действовать самостоятельно. Интерес – первое, что Монтессори выделяет в своей педагогике. Второе – индивидуальный подход: каждый ребенок во время свободной работы выбирает то, что ему нравится делать, и взрослый (учитель) именно ему показывает, как справиться с заданием. Дальше ребенок работает сам, потому что Монтессори-материал без постороннего вмешательства покажет ему допущенную ошибку.
ВЗРОСЛЫЙ КАК ОБВИНЯЕМЫЙ. Взрослый должен открыть в себе самом заблуждения, которые мешают ему правильно видеть ребенка. Это внутреннее самоуглубление вовсе не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Ведь наше заблуждение не осознается нами, но создает некое постоянное, болезненное угнетение, указывающее путь.
Взрослый в своем отношении к ребенку эгоцентричен. Не эгоистичен, а эгоцентричен. Все, что касается души ребенка, он оценивает по собственной мерке, а это ведет к все большему непониманию. С точки зрения взрослого ребенок – пустое существо, которое необходимо чем-то заполнить. Существо инертное и неумелое, за которое все надо переделывать, которому необходимо предводительство взрослого. В итоге взрослый чувствует себя творцом и оценивает добро и зло в действиях ребенка по отношению к себе самому. Так взрослый становится мерилом добра и зла. Сам он безгрешен, дитя должно следовать его образцу, и все в ребенке, что отклоняется от характера взрослого, - ошибка, которую взрослый жаждет в спешке исправить.
Таким своим поведением взрослый полагает, что он, наполненный любовью и готовностью жертвовать, усердно заботится о благе ребенка. Но в действительности подавляет личность ребенка.
БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ИГРА. Новорожденный ребенок – не только тело, но и духовный эмбрион с латентными (скрытыми) духовными руководящими силами.
Было бы бессмысленно отрицать, что как раз человек, будучи единственным в своем роде духовным существом, отличается от всех других созданий тем, что он носит в себе план духовного развития.
В душе ребенка есть секрет, который мы не можем открыть, потому что сам ребенок не открыт нами и потому что он строит себя постепенно. Ребенок может раскрыться нам только сам, свободно претворяя свой естественный план построения.
Продолжение следует.

#книгавмаминыхруках #монтессори #мариямонтессори #детидругие

____________________

КНИГА В МАМИНЫХ РУКАХ
#книгавмаминыхруках

Обзор книги Марии Монтессори «Дети - другие» (ч.2, продолжение)
ПОСТРОЕНИЕ ДЕТСКОЙ ДУШИ.
Сензитивные периоды. Речь идет об особой чувствительности в развитии, которая встречается в раннем возрасте у живых существ. Она имеет ограниченное рамками время протекания и служит тому, чтобы облегчить живому существу овладение каким-либо навыком или умением. Как только ребенок осваивает какое-либо умение, то соответствующий ему вид чувствительности исчезает. Такие периоды можно сравнить с прожектором, освещающим ясно, как днем, внутреннее содержание какой-либо области. На основе этой особой восприимчивости ребенок налаживает чрезвычайно интенсивную связь с внешним миром. С этого момента он усваивает все новое легко, вдохновенно, живо. Каждое усилие дает мощный прирост. Если ребенок усваивает за текущий сензитивный период какие-либо навыки, то далее душа ребенка отгораживается от мира завесой равнодушия и усталости.
Когда период восприимчивости заканчивается, то последующих успехов можно добиться только в рефлектирующей деятельности, с большими затратами силы воли, усилий и усердия.
Капризы, проявляемые ребенком во время протекания периодов восприимчивости, представляют собой выражение неудовлетворенных потребностей и образуют тревожные знаки неправильного, опасного душевного состояния. Они тут же исчезнут, когда нам удастся понять скрытые потребности ребенка и удовлетворить их. Тогда можно увидеть неожиданно наступающее успокоение, подобное освобождению от болезненного возбуждения.
Влияние сензитивных периодов. Духовное развитие происходит неслучайно и вызвано не столько накоплением внешних впечатлений, сколько сменой периодов восприимчивости или временно действующих инстинктов, с которыми связано овладение какими-либо умениями.
Внутренняя чувствительность ребенка определяет, что конкретно из всего многообразия предметов окружающей среды он должен воспринимать, и какие ситуации полезны для данной стадии его развития. Она воздействует на ребенка таким образом, что на одни вещи он обращает внимание, а на другие – нет. Эта чувствительность вспыхивает, словно из нее исходит луч света, освещающий только определенные предметы, оставляя другие в темноте.
Единственным признаком, по которому можно узнать начало сензитивного периода развития речи, является улыбка ребенка и его искренняя радость, когда с ним разговаривают короткими, ясными, узнаваемыми им словами или поют колыбельную песенку с теми же словами.
Наблюдения и примеры. Хочется привести пример, как просто наблюдать за ребенком. Считается, что маленький ребенок должен постоянно лежать, потому что он не в состоянии ещё держаться на ногах. Он должен получить свои первые впечатления из окружающего мира – впечатления о небе и земле. Но в то же самое время ему запрещают взглянуть на небо. Что ему разрешают видеть – так это в лучшем случае белый и гадкий потолок комнаты или балдахин над его кроваткой. Тогда как же предоставить голодному разуму впечатления?
Достаточно подложить под него какую-нибудь легкую опору, и тогда его взгляд может охватить все вокруг (а не только игрушку, висящую над кроваткой). Ещё лучше поставить кроватку в саду, где перед его глазами были бы качающиеся деревья, цветы и птицы.
При этом необходимо, чтобы в поле зрения ребенка постоянно были одни и те же предметы, потому что лишь тогда он сможет изучать, а впоследствии и находить предметы на новом месте, а также следить за движением живых существ.
Продолжение следует.


(Фото из интернета)

КНИГА В МАМИНЫХ РУКАХ
#книгавмаминыхруках

Обзор книги Марии Монтессори «Дети - другие» (ч.3, продолжение)
НОВОРОЖДЕННЫЙ. НАДПРИРОДНОЕ ОКРУЖЕНИЕ. Новорожденному ребенку любая одежда не нужна, как не нужно и пеленание. Это действительно не только для первых часов жизни, но и для всего первого месяца.
Тепло, необходимое новорожденному, должно поступать ему из его окружения, а не от его одежды. Одежда не греет, а лишь препятствует тому, чтобы тело теряло тепло, а значит, она полностью не подходит для новорожденного. Помещение, где пребывает ребенок, должно быть теплым, и в этом случае одежда будет только препятствовать доступу теплого воздуха к телу ребенка.
С рождением ребенка душа взрослого выражается подобным образом: будь внимателен, чтобы малыш ничего не испортил, не испачкал, затруднив меня таким образом. Мы защищаемся от ребенка.
Роскошь вокруг младенца доказывает полное непонимание потребностей детской души. Достаток семьи должен служить тому, чтобы обеспечить ребенку хорошее гигиеническое содержание, а не роскошь. Это – подготовка защищенного от шума помещения, в котором господствует тишина и приглушенный свет. В помещении должно быть равномерно распределенное тепло – как в операционном зале, с тем, чтобы ребенок мог находиться в нем обнаженным.
Передвигать и транспортировать ребенка нужно таким образом, чтобы как можно меньше касаться его руками. Для этой цели используют мягкую пеленку, некий вид подвесного матраса из тонкой ватной сетки в которой тело ребенка может спокойно лежать в эмбриональном положении.
То, как надобно трогать, носить ребенка, нежность и чувства, которые должны возникать при этом, заставляют меня думать о жестах, с которыми католический священник обращается со святыми предметами в алтаре. Хорошо обдуманными движениями поднимая их, он при этом делает частые паузы, как будто его движения наполнены такой силой, что это именно она перемещает предметы. И все это происходит в помещении, куда приглушенный свет может проникнуть через цветные стекла. Надежда и благоговение царят в этом святом месте. Так же должен выглядеть и мир, в котором живет новорожденный.
С каждым днем мы все яснее осознаем истинную правду, что именно страдания раннего детства (и дородового периода) оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека.
ДУХОВНЫЙ ЭМБРИОН. СТАНОВЛЕНИЕ ПЛОТИ. Сегодня нам уже известно, что воспитание необходимо начинать с момента рождения. При этом под словом «воспитание» мы имеем ввиду не обучение, а поддержку духовного развития ребенка.
Строительная работа по формированию человеческой личности есть таинственный процесс становления. Младенец, который не может двигаться, загадка для нас. В его теле, как у всех живых существ, сокрыт сложнейший механизм, но этот механизм принадлежит только ему. Его собственная воля – это то, что должно помочь ему в становлении.
В мнимом бездействии новорожденный готовит свою индивидуальность к неожиданным чудесам.
Нам следует понять, что у ребенка появляется духовная жизнь уже тогда, когда он ещё не в состоянии заявить о себе и должен работать над своим развитием ещё долгое время.
Продолжение следует.

#монтессори #мариямонтессори #книгидляродителей #детидругие #книгидляродителей

__________________

КНИГА В МАМИНЫХ РУКАХ

Обзор книги Марии Монтессори «Дети - другие»
(ч.4, продолжение. Начало по хэштегу #книгавмаминыхруках)

ЧУВСТВО ПОРЯДКА. Один из важнейших и самых таинственных сензитивных периодов - это время, когда ребенок становится восприимчивым к порядку. Его проявления заметны уже на первом году жизни малыша и продолжаются на втором.
Трудно своевременно распознать эту хрупкую способность ребенка, если он живет в закрытом пространстве го¬родской квартиры, полной больших и мелких предметов. Взрослый постоянно убирает и переставляет их по причи¬нам, непонятным ребенку. В это время в нем развивается чувствительность к порядку, но она наталкивается на сопротивление, и это вызывает в детской душе смущение. Не потому ли малыш начинает плакать без видимых при¬чин, не желая успокоиться? Как мало знают взрослые о глубоких тайнах души маленького существа, которое жи¬вет с ними рядом!
Маленькие дети демонстрируют характерную любовь к порядку. В возрасте от полутора до двух лет они уже ясно выражают, иногда в путаных формах, потребность к порядку в окружающей их среде.
Пример ниже - с полуторагодовалым ребенком. В этой сцене я сама принимала активное участие. С не¬большой группой людей я находилась в Неаполе в Гроте Нepo. Среди нас была одна юная дама, которая вела за руку ребенка, еще достаточно маленького, чтобы идти пешком по глинистой дороге. Через некоторое время ребенок, ес-тественно, устал. Поэтому мать взяла его на руки. Но она сама не смогла рассчитать свои силы. Ей стало жарко, и она остановилась, чтобы снять свое пальто и перекинуть его на руку. Когда она снова захотела взять ребенка, он начал плакать и, в конце концов, плач перешел в крик. Мать зря старалась успокоить его. Она была изнурена и стала нервничать. Рев малыша действовал всем на нервы, и по¬этому всей компании захотелось помочь матери. Ребенок кочевал с рук на руки, но волновался все больше. Каждый пытался поговорить с ним, что было невозможно, и ситу¬ация еще больше ухудшалась. Матери не оставалось ни¬чего другого, как снова взять его на руки. Но после этого так называемые капризы зашли так далеко, что положе¬ние казалось безнадежным…
Я подумала, что такая реакция ребен¬ка имела под собой причину психологического порядка. Она имела отношение к сензитивности ребенка, и я реши¬ла предпринять последнюю попытку. Я подошла к матери и сказала: «Разрешите мне помочь вам надеть пальто!» Она посмотрела на меня озадаченно, но послушалась совета. Ребенок тут же успокоился, перестал плакать и больше не говорил: «То palda», что значило, видимо: «На плечи» или: «Да, мама должна носить пальто на плечах». Это выгляде¬ло так, словно он подумал: «Наконец-то меня поняли!» Он потянул руки к матери, улыбнулся ей, и остаток нашего путешествия прошел абсолютно мирно. Пальто, по мне¬нию ребенка, должно быть на плечах и не висеть беспо¬лезным куском ткани на руке. Это нарушение порядка со стороны матери вызвал в душе ребенка мучительный кон¬фликт.
Я хочу сказать, что порядок представляет для ребенка стимул, призыв к действию. Значит, это несомненная по¬требность жизни, удовлетворение которой доставляет удовольствие. Быть спокойным можно лишь в той среде, которую хорошо знаешь, в которой каждый ра¬зыскиваемый предмет можно найти, двигаясь с закрыты¬ми глазами. Изучив, таким образом, свое окружение, ре¬бенок становится спокойным и счастливым.
Итак, очевид¬но, что любовь к порядку, как ее чувствуют дети, есть нечто, что выходит далеко за пределы холодного и сухого понятия, каковым считают его взрослые.
Ребенок чувствует порядок не так, как мы. У нас нако¬пилось множество впечатлений, и оттого они притупились. Но ребенок приходит из ничего и еще очень беден. И все, что он создаст, он начинает создавать с нуля.
Продолжение следует.

#монтессори #мариямонтессори #книгидляродителей #детидругие #книгидляродителей

КНИГА В МАМИНЫХ РУКАХ
#книгавмаминыхруках

Обзор книги Марии Монтессори «Дети - другие» (ч.5, продолжение)

ИНТЕЛЛЕКТ. Центром, вокруг которого сензитивные периоды ребенка разворачивают свое внутреннее воздействие, является разум. Интеллект зарождается и разворачивается в ребенке как естествен¬ная творческая функция. Ребенок растет и питается под влиянием чувственных впечатлений, которые он заимствует из окружающего мира.
Разум ребенка во многом остается для взрослых зак¬рытым и загадочным, потому что реакцию ребенка ха¬рактеризуют как реакцию практически бессильного су¬щества, не учитывая заложенной в нем мощной психичес¬кой энергии. Все, что делает ребенок, имеет рациональную причину, которую можно расшифровать. Нет феномена, который не имел бы своего мотива, не имел бы оснований для существования.
Очень просто сказать о каждой непо¬нятной реакции, каждом трудном проявлении ребенка: «Это каприз!». Он должен расцениваться нами как требующая решения задача, как загадка, требующая отгадки. Это трудно, но и чрезвычайно интересно. Такое отношение определяет новое нравственное поведение взрослого и ста¬вит его в позицию исследователя, а не слепого судьи-тира¬на, что привычно для взрослого по отношению к ребенку.
Ребенок, способный рассматривать мельчайшие дета¬ли предметов, должен считать нас неспособными правиль¬но видеть, потому что в иллюстрациях мы видим только практически значимые взаимосвязи, которые остаются для ребенка недоступными. По сравнению с его личным уме¬нием видеть, взрослый просто не замечает все тонкости, и каждый раз ребенок снова убеждается, с каким равноду¬шием мы обходим в высшей степени интересные подроб¬ности. Если бы он мог правильно выразиться, он хорошо объяснил бы нам, что в глубине души у него нет к нашим умениям никакого доверия или его так же мало, как у нас к нему, потому что наш способ мышления ему непонятен. Так и получается, что взрослый и ребенок не понимают друг друга.
БОРЬБА НА ПУТИ РОСТА. СОН. Конфликт между взрослым и ребенком начинается с того момента, как ребенок становится способ-ным к действиям. До этого никто никто не препятствовал ему видеть и слышать, а, значит, завоевывать мир с помощью своих органов чувств.
Как только ребенок начинает действовать - ходить, брать предметы, - картина меняется. Взрослый чувству¬ет любовь к ребенку, но, тем не менее, в нем просыпается непреодолимый инстинкт, который заставляет его оборо¬няться от ребенка. Душевные состояния ребенка и взрос¬лого так отличаются друг от друга, что их совместная жизнь стала бы невозможной без взаимного приспосабли¬вания.
Подавление дей¬ствий ребенка в среде, где властвует взрослый, неизбежно, если взрослый, убежденный в своей любви и готовности жертвовать, не осознает своего оборонительного поведе¬ния. Бессознательный оборонительный инстинкт скрыт под маской. Так, скупость маскируется под защиту от ребен¬ка дорогих вещей, под разговоры о «долге так воспиты¬вать ребенка, чтобы научить его прилично себя вести». Из страха перед малейшим нарушением мира собствен¬ного удобства возникает «необходимость заставить ребенка успокоиться в интересах его здоровья».
Кто же сомневается в том, что ребенку необходим сон? Но ребенок - невероятно живое, любознательное суще¬ство и по своей природе оно какое угодно, но только не сонливое.
Взрослый, будь то незнающая или образованная мать либо обученная няня, осуждает это насквозь живое суще¬ство на долгий сон. Не только младенец нескольких меся¬цев, нет, но также и уже подросший ребенок двух, трех, четырех и более лет обречен спать много больше, чем ему необходимо.
Если мы хотим прийти на помощь духовной жизни малыша, то нам следует прежде всего убрать детскую кроватку и отка¬заться от обычая принудительного, неестественно долго¬го сна. У ребенка должно быть право спать, когда он сон¬ный, просыпаться, когда он выспится, и вставать, когда захочет. Исходя из этого, мы рекомендуем - и многие се¬мьи уже последовали этому совету - упразднение детс¬кой кроватки; она должна быть заменена очень низкой по¬стелью высотой чуть выше уровня пола, на которую ребе¬нок может по желанию ложиться и вставать.
Продолжение следует.

#монтессори #мариямонтессори #книгидляродителей #детидругие #книгидляродителей

КНИГА В МАМИНЫХ РУКАХ
#книгавмаминыхруках

Обзор книги М. Монтессори «ДЕТИ - ДРУГИЕ» (ч.6)

ХОДЬБА. Психоло¬гия относит начало этой двигательной функции к одному из важнейших признаков нормального развития. С этого момента в свои права вступает упражнение. Отважный малыш хочет ходить любой ценой, он похож при этом на солдата, который идет к по-беде, несмотря на опасности.
В возрасте от полутора до трех лет ребенок может пройти своими ногами километр и при этом преодолеть сложные отрезки с подъемами и лестницами. Цели ходьбы ребенка и взрослого отличны. Взрослый идет, чтобы достичь ка¬кой-то внешней цели, и избирает для этого определенный путь. Он идет в своем собственном отработанном ритме, с которым автоматически движется вперед. Ребенок же, напротив, идет, чтобы развивать свою функцию ходьбы, и в этом его цель. Он медлителен, он еще не выработал рит¬ма своего шага, не планирует цели. Иногда отвлекается на какие-то предметы, но возвращается к своему труду, продолжая идти дальше. Помощь, которую ему оказыва¬ет взрослый (во время прогулки), состоит в том, чтобы раз и навсегда отка¬заться от своего собственного ритма при ходьбе, от своих привычных целей.
РУКА. Рука - это тонкий сложный орган, который позволяет разуму не только заявить о себе, но и вступить в совер¬шенно определенные отношения с окружающим миром. Можно сказать, человек «держит» в руках этот мир.

Чрезвычайно важно предоставлять малышу возможность спонтанно выбирать и производить какие-либо действия. Для этих действий характерным является то, что они ис¬ходят не от случайных, а упорядоченных импульсов. Итак, если ребенок про¬изводит какие-либо движения, он знает наперед, чего хочет; и хочет делать то, что знает, т.е. то, что видел в чьем-то исполнении.

Для детской деятельности руки, которую можно назвать лепетом человека работающего, нужны приспо¬собленные предметы, побуждающие ребенка к деятель¬ности. Если таковые имеются, тогда можно увидеть дос¬тижения детей, которые часто выше их возможностей. Находясь в правильно подго¬товленной среде, маленькие дети часто совершают дей¬ствия, которые своей ловкостью и точностью приводят нас в светлое изумление.

#монтессори #мариямонтессори #книгидляродителей #детидругие #книгидляродителей

КНИГА В МАМИНЫХ РУКАХ
#книгавмаминыхруках

Обзор книги М. Монтессори «ДЕТИ - ДРУГИЕ» (ч.7)
РИТМ. Свой собственный ритм не так просто сменить, как отложить в сторону, например, старомодную одежду и заме¬нить ее новой. Ритм движений составляет часть личнос¬ти, черту характера, некоторым образом, часть тела. Зас¬тавляя ребенка приспособиться к чужому ритму, взрослый подрывает психику ребенка.

СУБСТИТУЦИЯ ЛИЧНОСТИ. Отчаянный плач «капризного» ребенка, которому не разрешают самому ни умываться, ни причесываться, ни одеваться, свидетельствует о первых драматических столкновениях человека во время его становления.

Со старательным рвением на¬блюдает ребенок за своим окружением, и оно притягивает его. Но особенно его вдохновляют действия взрослых, ко¬торые он хочет изучить и подражать им. На долю взрос¬лого выпадает в этой связи одна из миссий, а именно - побудить своими действиями к деятельности и быть как открытая книга, в которой ребенок нашел бы руководство своими движениями и мог бы изучить то, что изучать дол¬жно, чтобы правильно действовать.

Чтобы причислить себя к этой роли, взрослый должен быть совершенно спокоен и совершать свои действия мед¬ленно, чтобы наблюдающему ребенку стало ясно каждое движение во всех подробностях. Если взрослый дает все в своем собственном и навязанном ребенку ритме, тогда это легко приведет к последствиям, когда он встанет на путь внушения своей собственной воли вместо формиро¬вания воли детской.

Спокойные, экономные, размеренные движения, склон¬ность к раздумьям - это истинные признаки нормального ребенка. Нормальный ребенок - медлительный и задум¬чивый, представляет собой новый тип. Его можно узнать сразу, потому что в этом ребенке медленные, контролиру¬емые им движения разрабатываются его собственным «я». Он действует с предметами по свое¬му усмотрению. И это зависит не от оживленности дви¬жений, а от самообладания.

Дисципли¬нированность при совершении внешних действий - это вы¬ражение внутренней дисциплины, которая образовалась благодаря чувству порядка.

#монтессори #мариямонтессори #книгидляродителей #детидругие #книгидляродителей

#книгавмаминыхруках

Обзор книги М. Монтессори «ДЕТИ - ДРУГИЕ» (ч.8)

ДВИЖЕНИЕ. Неверно судить о движении только как о функции тела. Например, спорт не только благоприятно воздействует на физическое состояние, но и воспитывает мужество и дос¬тоинство, воздействует на мораль и пробуждает вооду¬шевление людей. А это означает, что духовное воздействие движения не менее значительно, чем физическое.
Движение - это не только выражение своего «я», но необходимый фактор для построения сознания. Движение есть существен¬ный фактор при формировании интеллекта, для которого необходимы питание и получение впечатлений извне.
Если мускулы, которые должны действовать согласно своим обычным функциям, остаются неиспользованными, то это влияет не только на физическое, но и на моральное состояние. Если какое-то количество мускулов не ра¬ботает регулярно, то это приводит к падению энергии че¬ловека. Так деятельность мускулов и духовные энергии взаимодействуют друг с другом посредством некой игры.
Движение - средство, с помощью которого воля доно¬сится до всех волокон и может таким образом проявить себя. Мы можем наблюдать, какие устремления исполь¬зует ребенок и какая при этом возникает борьба, чтобы эти устремления достигли цели.
Дети в наших школах, имея право вести свободную де¬ятельность, проявили одну из самых неожиданных и пото¬му удивительных черт - преисполненную любви точность, с которой они выполняли свою работу.
НЕПОНИМАНИЕ. Взрослые, которые не имеют никакого понятия о важнейшем значении для ребенка двигательной активности, стараются ограничить эту актив¬ность, как будто она приводит к нарушениям в развитии.
Человек, который остается «пленником своего тела», страдает трагичнее и глубже, чем слепой или глухонемой, потому что у него отсутствуют некоторые эле¬менты окружающего мира, а значит, определенные вне¬шние возможности развития. Движение связано с самой личностью и ничем не может быть замещено. Человек, который не двигается, повреждает себя глубочайшим образом, отказывается от своей жизни, падает в бездну, превращает себя в пожиз¬ненного заключенного и походит на изгнанных из рая пер¬вых людей, которые попали в незнакомый мир, исполнен¬ные стыда и боли от неизвестных страданий.

#монтессори #мариямонтессори #книгидляродителей #детидругие #книгидляродителей #книгавмаминыхруках_взрослая

Движение – это жизнь. Как сильно об этом пишет М. Монтессори!
Что важно - речь не про качество движения и высокие результаты, а про побуждающую изнутри силу, силу воли в каждом даже самом маленьком ребенке, которая говорит «Не останавливайся, продолжай, двигайся всегда!».

#книгавмаминыхруках

Обзор книги М. Монтессори «ДЕТИ - ДРУГИЕ» (ч.9)

СИЛА ЛЮБВИ. Все устремления человека, возникающие согласно внутренним законам, нацелены на построение гармоничных взаимоотношений между живыми существами. Они выступают в нашем подсознании в форме любви. Можно предположить, что любовь - это мера оздоровления души.

Непреодолимое побуждение связывает ребенка в период протекания сензитивных периодов со своим окружением и поэтому может расцениваться как любовь к нему. Очевидно, что эта любовь отличается от распространенного представления о любви. Как правило, под любовью понимают чувство. Детская же любовь произрастает из самого разума, который формируется, глядя на все, что его окружает, с любовью. Интуиция, которая побуждает ребенка наблюдать, называется словами Данте «intelletto d"amore» («разумная любовь»).

Способность живо и точно наблюдать мир, которая у нас, взрослых, потеряла свою актуальность и кажется совершенно не значимой, без сомнения, есть некая форма любви. Не является ли чувствительность ребенка, не оценивающею мир вокруг, знаком любви? Разум ребенка впитывает все происходящее вокруг открыто, наблюдая с любовью, никоим образом не проявляя равнодушия. Эта любовь деятельна и продолжительна.

В своем отношении к взрослому ребенок склоняется к послушанию, которое охватывает его до мозга костей. Если же взрослый захочет, чтобы ребенок отказался от каких-либо занятий, которые совершаются по неизменным внутренним правилам и законам, то ребенок может просто не подчиниться. Точно так же можно было бы приказать ребенку остановить рост зубов. Капризы и приступы непослушания ребенка есть выражение витального конфликта между творческим импульсом и любовью к взрослому, который не понимает ребенка. Всякий раз, когда взрослый вместо послушания наталкивается на капризы ребенка, он должен подумать об этом конфликте и осознавать, что ребенок защищает то, что жизненно важно для его развития.

Мы никогда не должны забывать, что ребенку хочется слушаться взрослого и что это послушание ему по сердцу. Больше всего на свете ребенок любит взрослого. Уж кто действительно умеет любить - так это ребенок, который хочет быть рядом со взрослым и всегда привлекает к себе внимание: «Посмотри на меня, останься со мной!»

Любовь ребенка неизмеримо важна для нас. Отец и мать могут проспать всю свою жизнь. Им необходимо это маленькое существо, которое разбудит их и оживит своей свежей, живой энергией, которую они сами уже не имеют. Ребенок - это существо, которое ведет себя по-другому и зовет их по утрам: «Пробуждайтесь к другой жизни! Учитесь жить лучше!»
Да, жить лучше - это значит почувствовать дыхание любви.

(картина из интернета)


#книгавмаминыхруках

Обзор книги М. Монтессори «ДЕТИ - ДРУГИЕ» (ч.10, завершение)

Обзор первой части книги завершается комментариями К.Е. Сумнительного (переводчика, автора вступительной и заключительной статей). Но книга «Дети - другие» не прочитана до конца. Просмотрите содержание второй и третьей частей (в комментариях ниже) и вас наверняка зацепят какие-то слова, окажутся актуальными, отзовутся в сердце. Мария Монтессори часто пишет о том, что самим, порой, осознать очень трудно. Однако многие её идеи чувствуются нами изнутри интуитивно и поэтому, в целом, ощущаются как правильное (верное, нужное, полезное, интересное, красивое, то самое – выберите свое!) направление. Читайте! С любой страницы, с любой главы. Книгу можно купить или скачать в интернете.

CAM СЕБЕ РЕЖИСЕР? В целом правильные идеи, высказанные М. Монтессори в первой части, очень часто вызывают раздражение. Ведь не секрет, что многое, о чем более полувека назад с возмущением писала М. Монтессори, до сих пор считается нормой в традиционной педагогике.

Традиционная педагогика реально исходит из того, что ее задачей является формирование желаемого поведения ребен¬ка. Ребенку все время навязывается чужой и чуждый ему опыт. Монтессори же предлагает дать ребенку возможность реализовать индивидуальную внутреннюю программу, раз¬вить собственную психику и интеллект.

Монтессори откры¬ла тот механизм, с помощью которого ребенок сам форми¬рует себя, и назвала его «впитывающим умом». Малыш бессознательно отбирает из окружающей среды то, что ра¬ботает на его развитие.

Именно поэтому Монтессори предлагает взрослому наблю¬дать за ребенком и помогать ему делать самостоятельный вы¬бор, давая малышу возможность развиваться органичным для него путем.

Малыш пока не боится быть смешным, он боится, что взрослый остановит его, грубо разрушит его работу и ото¬бьет к ней всякий интерес. А если этого страха нет, то со временем у малыша возникает интерес к самостоятельной работе, он обретает навык выбирать и планировать ее. У ребенка появляется внутренний мотив к деятельности и творчеству.

Конечно, с таким ребенком труднее, он требует уважения к себе и к тому, что он делает. Ему надо доходчиво объяснять каждое свое действие, потому что он готов отстаивать свое мнение в споре со взрослым.

Конечно, с таким ребенком проще, он не только уважает себя, но и других людей, хорошо знающих свое дело. Он способен делать поражающие взрослых открытия и сотруд¬ничать с ними.

___________________

Основой для моего следующего обзора станет «Альбом по развитию речи для самых маленьких» С.В Батяевой и Е.В. Савостьяновой. Книга завоевала большое доверие и признание среди педагогов, психологов, логопедов, воспитателей, а главное – родителей!
Как дети воспринимают нашу речь? Как развивается их словесная память? Почему ребенок говорит так, а не иначе? Помимо ответов на эти и другие вопросы, авторы четко и наглядно показали этапы развития речи детей от 6 месяцев.
Каждый следующий этап речевого развития не может быть освоен без предыдущего. Поэтому важной находкой становится знание этих этапов и их последовательности; понимание, чего ждать от ребенка на следующем этапе; и, самое главное, – как помочь ребенку на него перейти! Другими словами, как взрослому создавать ту самую «зону ближайшего развития» речи.

#монтессори #мариямонтессори #книгидляродителей #детидругие #книгидляродителей#книгавмаминыхруках_взрослая


Известный итальянский педагог М. Монтессори посвятила всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей. В настоящее время по методике Монтессори работают во всем мире.

В этой книге М. Монтессори подробно рассказывает о том, каким путем шла она к созданию своего метода. Работая с детьми, она постепенно пришла к выводу, что ребенок сам является творцом своей личности, что в нем самом заложено стремление и энергия к саморазвитию. Задача взрослого — только помочь ребенку действовать самостоятельно. Для этого необходима специальная среда и подготовленный учитель, уважающий личность ребенка.

На протяжении всей книги звучит тревожный голос М. Монтессори, которая, болея всей душой за ребенка, стремится объяснить читателям, что дети — другие. Только признав это, взрослые могут пытаться избежать конфликтов с детьми и всевозможных отклонений от естественного пути развития ребенка, а в конечном итоге и всего человечества.

Дом ребенка

Книга крупнейшего итальянского педагога и психолога Марии Монтессори (1870 - 1952) является одним из фундаментальных ее трудов.

Первая часть посвящена обоснованию социального и психолого-педагогического аспектов созданной ею системы саморазвития ребенка в специально подготовленной развивающей среде.

Вторая часть описывает научно-педагогический метод, который она использовала в работе с детьми "Дома ребенка", открытого в 1907 году в одном из бедных кварталов Рима.

Мой метод

Книга была написана почти 100 лет назад, но идеи свободного саморазвития детей в специально обустроенном пространстве актуальны и сегодня.

В первой части книги М.Монтессори излагает основные принципы своей педагогической системы, философские, психологические и педагогические ее основания.

Во второй части описываются методы работы с детьми 6-10-летнего возраста, приемы работы педагога при обучении детей грамматике, математике и основам других наук.

Монтессори-материал

Монтессори-материалы являются составной частью так называемой педагогической «подготовительной среды», которая побуждает ребенка проявить возможности его собственного развития через самодеятельность, соответствующую его индивидуальности.

Монтессори-материалы по уровню ясности, структуре и логической последовательности соответствуют периодам наибольшей восприимчивостиразвития ребенка. Эти периоды, благоприятные для обучения определенным видам деятельности, выявления дарований, воспитания умения владеть собой и формирования отношения к миру, могут быть оптимально использованы с помощью развивающих материалов.

Помоги мне сделать это самому

Замечательный итальянский педагог-гуманист Мария Монтессори снискала мировую известность своим уникальным и действенным методом обучения и воспитания детей-дошкольников.

Главное в этом методе - предоставление ребенку полной свободы самовыражения и действий.

В книге представлены статьи М.Монтессори, а также работы современных педагогов - ее учеников и последователей, где даются конкретные советы и рекомендации для занятий с малышом.

Самовоспитание и самообучение в начальной школе

Как развивается мышление и воля ребенка? Как формируется его воображение по мере взросления? Что нужно, чтобы организовать начальную школу?

Об этом рассуждает М.Монтессори в своей книге. Удивительное свойство итальянского педагога: она вновь и вновь разбивает наши, взрослые, шаблоны во взглядах на душу ребенка, на его развитие. И это не зависит от того, сколько книг Монтессори мы прочитали. Всегда находится нечто неожиданное, свежее, поражающее своей искренностью и правотой, - как призыв из такого близкого, такого любимого, но до сих пор не знакомого нам мира, мира детства.

Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается

В основе педагогической системы Монтессори лежит принцип недопустимости насилия над ребенком.

Ребенок — целостная активная личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию. Задача родителей заключается в том, чтобы подготовить развивающую среду и наблюдать за самостоятельной работой ребенка, предлагая свою помощь лишь тогда, когда это необходимо.

Дети, воспитанные по системе Монтессори: самостоятельны, аккуратны, ответственны, умеют ставить цели и принимать решения, понятливы, доискиваются до сути, а главное — умеют и хотят быть свободными!


М. Монтессори

Дети – другие. Взрослый как обвинямый. Часть 1

© Издательский дом «Карапуз», 2012

© К.Е. Сумнительный, вступ. и заключит. статьи, комментарии, 2012

Тайна Монтессори

Вернемся к школе уважаемой мадам Монтессори. Самое важное то, что дети не чувствуют тяжести учения, так как они учатся всему играя. Во-вторых, цель состоит в том, чтобы развить все органы и чувства ребенка. Очень мало места отводится простому заучиванию.

Махатма ГАНДИ

Преодоление

Если бы Мария и не стала педагогом, имя ее осталось бы в истории. Родившись в 1870 году в маленьком портовом городке Италии, она, как дочь государственного чиновника, могла разделить судьбу тысяч девочек из приличных семей. Но твердость характера и нежелание быть, как все, проявились еще в отрочестве. В 12 лет она решает, что будет учиться в технической школе для мальчиков, и не только попадает туда, но с успехом ее заканчивает. И тут же принимает другое «вздорное решение», которое изменяет ее жизнь. Мария увлекается естествознанием и делает профессиональный выбор. Ее путь медицина, и в очередной раз, преодолев все препятствия, она становится первой женщиной врачом, после окончания Римского университета получает частную практику.

Но тут судьба сводит ее с «идиотами», так в то время назывались все дети с отклонениями от нормы. Монтессори окунается в изучение этой темы и находит книги двух французов Жана Батиста Гаспара Итара и Эдуарда Сегена. Мария самостоятельно переводит их работы, тщательно переписывая в толстые тетради. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся по сути нормальными людьми». Это открытие настолько поражает Монтессори, что она добивается открытия Ортофренической школы «для укрепления умственных способностей» и становится ее директором. Она разрабатывает десятки пособий и требует от персонала разговаривать с подопечными с полным почтением и даже проводить для них специальные уроки. Двухлетняя работа заканчивается педагогической сенсацией. В 1900 году на школьной олимпиаде в Риме ее воспитанники превосходят детей из обычных школ по письму, счету и чтению. Как вспоминала позже сама Мария, после этого к ней ночью стал являться святой Павел и убеждать ее посвятить себя делу развития способностей обычных детей.

Это ее желание не находит понимания со стороны Министерства образования Италии. Тем не менее Мария в очередной раз резко меняет свою жизнь и вновь поступает в Римский университет, где изучает экспериментальную психологию и педагогическую антропологию. В 1904 году она получает звание профессора антропологии. Возглавляет кафедру гигиены в Высшей женской школе, преподает в Римском университете. Но то, что кто-то мог посчитать победой, для нее почти поражение. Мария не сдается, и ее упорство в очередной раз вознаграждается.

В 1907 году у Марии Монтессори появляется возможность проверить действие своей системы на здоровых, хотя и запущенных детях. На смелый педагогический эксперимент решается не Министерство образования, а итальянский миллионер Эдуардо Таламо. В кварталах, где живут рабочие его текстильных фабрик, открывается дом ребенка (Casa dei Bambini). В классы дома устремляются 50 маленьких дикарей, сквернословящих и ломающих мебель и дидактические пособия. Всего через несколько месяцев этих детей можно было показывать самой взыскательной комиссии. Они так спокойно и сосредоточенно работали, что некоторые наблюдатели посчитали это признаком жесткой деспотии и совершенно не могли поверить, что такое поведение – результат предоставления ребенку свободы действий.

Удивительно то, что в основу практики домов ребенка легли идеи, которые буквально носились в воздухе. Уже в 1900 году шведская писательница и педагог Э. Кей написала книгу «Век ребенка», главным лозунгом которой стало: «Исходи из ребенка». Кей выступила за создание условий для самовыражения и свободного развития индивидуальности ребенка при минимуме педагогического руководства. Американский педагог и психолог Д. Дьюи пишет о «коперниковской революции в педагогике», смысл ее превращение ребенка в астрономический центр педагогической вселенной. Но в отличие от других детоцентристов Монтессори ищет способы организации педагогического процесса. Не приемля классно-урочную систему, она предлагает поместить ребенка в развивающую среду и именно в ней дать ему свободу. Развиваться и распространяться ее метод смог именно потому, что Мария в ходе научного изучения и долгих наблюдений за детьми выделила закономерности их развития и, опираясь на них, создала дидактический материал, организованный в специальной среде. Ее первая книга, переведенная в России, вышла под названием «Метод научной педагогики, применяемый в домах ребенка» и сразу привлекла внимание отечественных педагогов сторонников свободной школы. Дочь Льва Николаевича Толстого Татьяна Сухотина пишет статью об идейной близости школы ее отца и Марии Монтессори.