Можно делать что нельзя детям. Что можно и что нельзя запрещать ребенку

Если родители постоянно говорят «нельзя», у ребенка сформируется привыкание к запретам. Слишком частое употребление «не» дает обратный эффект: дети просто перестают обращать внимание на запреты. Но случаются и другие крайности.

Родители могут пугать малыша запретами, поэтому страх ребенка совершить нечто недозволенное становится фобией.

Важно разделять запреты на временные и постоянные.

Категорические запреты

Драться и применять силу

Любые проявления жестокости надо пресекать на корню. Каждый раз, как мама видит, что ребенок замахнулся, чтобы ударить кого-либо, надо обязательно объяснить, почему так делать нельзя. Если ваш малыш гиперактивный и проявляет агрессию, вам придется потрудиться, чтобы научить его вести себя правильно и справляться с чувствами. Помощь в этом непростом деле вам окажут боксерские груши, а также танцы и рисование. Выплескивать энергию надо цивилизованно.

Обижать малышей

Учите маленького ребенка заботиться о животных и помогать слабым. Можно даже завести котенка или щенка. Посещайте время от времени приюты для животных, пусть ребенок берет с вас пример и помогает обездоленным.

Брать чужое

Это правило дети должны усвоить еще в младенчестве. Брать чужие игрушки без спроса, лазить по карманам, пробовать еду в магазине категорически нельзя.

Молчать при встрече

Очень многие дети, воспитанные интеллигентами родителями, к сожалению, не приучены здороваться. Научите ребенка тому, что крайне невежливо входить в помещение и не здороваться. Также плохо не говорить «до свидания», прощаясь.

Убегать от родителей

Ребенок должен четко усвоить, что уходить от родителей нельзя. Если ему захочется отлучиться, он должен предупредить маму или папу.

Залезать на окно

В последнее время все чаще дети выпадают из окон. Уберечь от беды может не только бдительность и установка защиты, но и строгий запрет лазать по подоконникам.

Выбегать на проезжую часть

Это еще одно важное правило, которое ребенок должен знать назубок. Покажите крохе тематический мультфильм и объясните, насколько опасна дорога.

Бросать предметы с балкона

Причем не имеет значения, что кидать вниз: игрушки, камни или бумажки. Это может быть очень опасно для других людей.

Трогать розетки

Если у вас стоят заглушки, этого будет крайне мало для безопасности малыша. Расскажите, как опасен для человека ток. Пусть ваше чадо твердо знает – розетки трогать нельзя!

Вести себя некультурно

Бросать в других людей предметы, плеваться, обливать кого-либо, говорить плохие слова – это очень некрасиво и некультурно.

Играть с огнем

Об опасности огня написано немало. Кроме того, вы можете найти в сети специальный мультфильм об опасности огня.

Чтобы ваш малыш четко усвоил запреты, говорите с ним твердым голосом, не обвиняя и не стыдя ребенка. Всегда старайтесь объяснить, почему вы запрещаете ему что-либо. Если не будет мотивации, запрет вряд ли усвоится. Пусть каждый запрет будет сформулирован просто и ясно.

Один раз обозначив границы, никогда не нарушайте их. Запреты не должны препятствовать потребностям малыша. Помните, детям нельзя запрещать фантазировать, дурачиться, ведь дети — это дети, и такое состояние для них норма!

Чтобы вам не пришлось каждые пять минут говорить «нельзя», постарайтесь максимально обезопасить свое жилище.
Читайте ребенку полезные и умные книжки. Для расширения кругозора будет полезно . Читать нотации ребенку бесполезно, намного быстрее кроха усвоит сюжет мультика.

Во всем мире родители любят своих детей. Однако к проблеме воспитания подрастающего поколения относятся по-разному в разных странах. Рассмотрим интересные факты о воспитании детей за границей и в России, а также какие вещи можно, а какие нельзя запрещать своему чаду.

Особенности воспитания детей в России и других странах:

  • В Америке ребенок является предметом всеобщего восхищения. Во многих американских семьях с малышами занимаются папы, в то время как мамы зарабатывают деньги. Наравне со всеми взрослыми американский ребенок имеет право голоса, к которому прислушиваются.
  • В Японии до пяти лет ребенку позволяется абсолютно все. Малыш – это король, но только до пяти лет. С пяти и до пятнадцати — он растет в рамках довольно жестких правил и всевозможных ограничений.
  • В Италии ребенок считается «даром небес». Он ангел, его все любят и балуют. Итальянские малыши растут в условиях тотального контроля и полной вседозволенности.
  • Французские мамы очень рано выходят на работу, отдавая детей на воспитание либо гувернерам, либо в детские учреждения. Поэтому дети становятся самостоятельными довольно рано.
  • В Китае детей приучают к труду буквально с пеленок. Роль мамы в семье второстепенна. Слово отца – закон. Как только ребенок начинает посещать детский сад, все поблажки для него заканчиваются. Его приучают к строгой дисциплине, послушанию и трудолюбию.
  • Принципы воспитания детей в нашей стране можно охарактеризовать, как: «И кнутом и пряником». В нашей стране отец является добытчиком, на воспитание своего чада у большинства мужчин просто не хватает времени. Мамы очень часто стараются, как можно раньше выйти на работу. В этом случае чаще всего детей отдают на попечение дедушкам с бабушками или в детские сады. Русские родители отличаются повышенной нервозностью по отношению к своим чадам. Им постоянно кажется, что их ребенок находится в опасности, он может заболеть, на него может напасть маньяк, его обижают в детском саду или в школе и т. д. Поэтому нередко родители запрещают детям часто и много.

Что можно и нужно запрещать ребенку: 8 полезных запретов

Много запретов - это плохо!

Хотелось бы сразу предупредить родителей, что дети очень быстро привыкают к слову «нельзя!». Если вы постоянно будете запрещать ребенку то одно, то другое – он просто перестанет реагировать на запреты. Слишком много «нельзя» приводит к мысли «что все можно». А у особо впечатлительных детей даже может возникнуть фобия – ребенок будет бояться, что-то сделать «не так». Такие дети вырастают инфантильными и безынициативными.

Что нужно запрещать ребенку?

  1. Без разрешения убегать от мамы.
  2. Уходить с незнакомыми людьми , что бы они не сулили – прокатить на красивой машине, подарить интересную игрушку, показать собачку и т. д.
  3. Драться и обижать других детей, животных, пожилых людей, инвалидов и т. д. Этот запрет требует детального разъяснения — почему нельзя? Впрочем, как и все другие запреты. Психологи рекомендуют завести домашнего питомца, которого ребенок будет оберегать, за которым ему придется ухаживать.
  4. Залезать на подоконник, играть на проезжей части, пытаться что-либо запихнуть в розетку, приближаться к огню, брать из аптечки таблетки и т. д. Родители должны проводить с ребенком в игровой форме небольшие уроки по ОБЖ, показывать ему соответствующие фильмы и в обязательном порядке разъяснять к каким последствиям могут привести те или иные действия. Полезные советы как научить детей основам безопасности, вы найдете в ряде статей на нашем сайте в разделе Безопасность. Там вы найдете, например, какие нужно соблюдать
  5. Брать чужие вещи без спроса. Родители должны объяснить ребенку, что нельзя в супермаркете брать все подряд, нельзя в песочнице присваивать чужие игрушки, в детском саду одевать чужую, понравившуюся одежду и т. д. Ни в коем случае не надо ругать малыша, ему нужно спокойно и детально разъяснить – почему это плохо.
  6. Быть невежливым. Нужно с детства научить ребенка говорить: «Здравствуйте», «Спасибо», «Пожалуйста» и т. д.
  7. Кричать, требовать и закатывать , если ему отказали в просьбе что-либо купить или дать. Объясните ребенку, почему криком и слезами он ничего не изменит. Каждый отказ – подробно аргументируйте.
  8. Бросать фантики, бумажки на улице, сбрасывать с балкона любые вещи и игрушки. Сбрасывая вещи с высоты, можно нанести вред здоровью других людей. Покажите ребенку улицу весной, когда из-под снега начинает оттаивать мусор, наверняка эта неприглядная картина убедит малыша, что фантики нужно выбрасывать в урну.

Дети – это маленькие исследователи. Им все интересно. Например, что будет, если штаны надеть на голову, или разобрать новую игрушку? Неудивительно, если на ваш запрет ребенок начнет выражать свой протест довольно бурно. Подумайте, может ничего страшного и не случиться, если он попытается натянуть штаны не на то место или разберет новый самосвал. Таким образом, он познает мир. Конечно, если вашего ребенка заинтересует — что будет, если засунуть голову в духовку? тут уж без запрета не обойтись.

Итак, вы объяснили ребенку, почему нельзя этого делать. Кстати, по вашему мнению, очень доходчиво. Однако через пару часов вы снова застаете свое чадо за тем же занятием? Ребенок вредничает? Наберитесь терпения и повторите все еще раз. Маленькие дети не способны воспринимать запреты с первого раза. Кроме того, они еще не умеют переносить определенную ситуацию на аналогичную. То есть, если малыш решил куда-либо «засунуть» голову, то через некоторое время он начнет искать новый объект для этого. Отвлеките чем-нибудь ребенка, и он переключит свое внимание на новое занятие.

Помните, до трех лет слово «нельзя» нужно произносить только в случае, если то или иное действие ребенка угрожает его безопасности или безопасности других людей. После трех лет малыши начинают понимать больше, они уже видят разницу между альбомом для рисования и обоями в гостиной комнате. Вам станет легче объяснить ребенку – почему на улице можно играть с водой, а дома это мероприятие желательно проводить в ванной комнате. С трехлетнего возраста уже можно конкретизировать свои запреты. Запрещая ребенку то или иное действие, не забывайте следить за своей интонацией!

Психолог А. Пащенко:

Все запреты для малыша должны быть сформулированы предельно кратко. Все существующие в жизни ребенка «нельзя» — это, прежде всего, то, что может РЕАЛЬНО нанести ребенку физический или психический вред, особенно, когда он мал. Чем младше ребенок, тем больше запретов, по мере взросления и обретения самостоятельности какие-то запреты снимаются, но, при этом, добавляются новые. Слова «нет» и «нельзя», произносимые слишком часто, теряют свой смысл. Ребенок просто перестает слышать. Поэтому необходимо разнообразить их другими «запретительными» словами. Это будут некие «стоп-сигналы». Произносить их нужно относительно спокойным голосом, но с выразительной мимикой или жестикуляцией. Все в вашем облике должно показывать: «Я говорю всерьез». Например: “Опасно!”, “Край!”, “Осторожно!”, “Горячо!”, “Острый!”, “Ай! Машина! Осторожно!”, “Высоко!” и т.п. Спокойствие в голосе необходимо для того, чтобы не испугать ребенка, когда он уже реально столкнулся с опасностью и от страха не причинил себе больший вред. Не обязательно дополнять эти достаточно краткие «стоп-сигналы» пояснениями, особенно, если малыш столкнулся с чем-то впервые, например: «Край, упадешь», «Острый нож, порежешься». Во-первых, сообщая ребенку то, что произойдет, мы можем, невольно, подтолкнуть его к тому, чтобы «исследовать» это. «Как это, «порежешься», — думает ребенок — «Дай-ка я попробую». Во-вторых, постоянно «предсказывая» ребенку негативные последствия его действий («Не лезь, упадешь», «Не трогай, обожжешься» и т.п.), мы приучаем его избегать неудач, лишаем его уверенности в своих силах. Согласитесь, одно дело научить ребенка преодолевать трудности, пусть даже сталкиваясь с негативными, но безопасными последствиями, и совсем другое — научить избегать неудач.

Психолог П. Гавердовская:

Иногда кажется, что ребенок просто «выходит на тропу войны», намеренно повторяя по 20 раз то, что он знает, делать нельзя. Будьте внимательны к себе: вы ошибаетесь, если думаете, что малыш пытается разозлить вас. Нет, он просто проверяет, насколько вы серьезны и уверены в принятом решении.

Он обжигался 6 раз, прежде чем поверил, что обогреватель и, правда, лучше не трогать. Ему понадобилось 2 месяца, и 5 шишек, чтобы запомнить, как слезают с дивана: не головой, а ногами вниз. Посудите сами: сколько раз вы должны повторить, что запрещается прикасаться к розеткам и электрическим проводам, чтобы он, наконец, запомнил это?

Запрещать — занятие не из приятных. Каждый родитель чувствует, что после третьего раза пресловутое слово «нельзя» уже не удается произнести без отвращения. И никому не хочется превращать это занятие в ежедневную забаву. Как добиться, чтобы запретов было мало, но они были бы эффективными? Вот несколько правил, которые помогут заставить работать слово «нельзя».

Детский психолог Л. Шарова:

Смотря на других мам, консультируя, я вижу чаще всего, что это слово «нельзя». Считается, что это такое волшебное слово, которое ребёнок очень хорошо должен усвоить, должен всегда его слушаться, если вы сказали «нельзя», то ребёнок по первому вашему требованию должен прекратить это делать. Но ситуация чаще всего обратная, почему?

Потому что «нельзя» разводится очень много, и это слово теряет свое изначальное значение. Его значимость для ребёнка очень сильно снижается, если вы несколько раз, а скорее десятки, в течение дня говорите ему: «Ваня, нельзя, Ваня, нельзя» и Ваня просто уже перестает обращать внимание на это слово.

Что же делать? Неужели никак не запрещать ребёнку?Запрещать, но я рекомендую вам использовать следующее правило.

Слово НЕЛЬЗЯ нужно использовать только для жизненно важных вещей.

Например: нельзя совать палец в розетку, нельзя трогать горячее, нельзя одному переходить дорогу, только с мамой за руку это делать. И так далее, я думаю что суть понятна.

Для всех остальных запрещающих вещей используйте другие запрещающие слова!

Не трогай, положи на место, будь осторожен, это легко бьётся, это мамино, это чужое и так далее. Например: если вы видите, что ребёнок берет вашу сумку: хочет достать ваш кошелек или, может, губную помаду (а они очень любят эти вещи), вы можете говорить вместо нельзя так - «Маша, это мамина сумка, я не разрешаю туда лазить! Пойдём, я дам тебе карандаши».

Обратите внимание на последнее правило.

Обязательно объясните свой запрет и предложите альтернативу этому действию.

Что нельзя запрещать ребенку: 5 вредных «нельзя»

Мы, конечно, не в Японии, но все же и у нас есть вещи, которые ребенку нельзя запрещать.

  1. Пытаться самостоятельно есть. Безусловно, проще и быстрее накормить ребенка самому, но…. Не лишайте ребенка возможности делать первые шаги к самостоятельной жизни. Помните, что футболку, платье выстирать не так уж и сложно. А вот самостоятельно донести полную ложку до рта – проблема более серьезная. Во время этого процесса малыш приучается к ответственности и максимальной усидчивости.
  2. Оказывать помощь маме во время уборки. Конечно же, уборка продлится намного дольше, но… Ребенок почувствует себя взрослым и нужным. Ничего если он разобьет тарелку или чашку, неся их в мойку, зато он вырастит вашим помощником – опорой.
  3. Отказывать ребенку в самовыражении. Малыш любит рисовать – замечательно. Но он любит рисовать на стене в гостиной? Ничего страшного, прикрепите на стену большой лист ватмана и дайте возможность маленькому художнику создать свой «черный квадрат». Ваше чадо обожает «помогать» вам стряпать? Купите малышу пластилин – может из него выйдет новый Эрнст Неизвестный. Помните, именно в детстве открываются все наши таланты.
  4. Бурно выражать свои эмоции. Малыши любят бегать, визжать, кричать, веселиться. Не запрещайте ребенку выражать бурно свои эмоции. Когда еще это можно будет сделать, если не в детстве. Конечно, в присутственных местах малыш не должен прыгать на шею постороннему мужчине и просить того побыть его лошадкой. Но дома позволяйте ребенку расслабляться.
  5. Иметь свое собственное мнение. Если ребенок не хочет надевать именно эту футболку, которая вам кажется самой подходящей, не заставляйте его это делать. Прислушайтесь к его мнению. Это повысит его самооценку, и он почувствует себя абсолютно взрослым. Ребенка не устраивает, как вы хотите расставить игрушки в его комнате, дайте ему возможность расставить их по своему усмотрению. Помните, ваш ребенок – личность и он вправе иметь свою точку зрения на все происходящие события.

Уважаемые родители, любите своего ребенка, чаще хвалите, обнимайте и целуйте малыша. Дети очень ранимы и зависимы от вас. Помните, накричать и обидеть ребенка в этой жизни найдется кому. Ваша задача дать ему как можно больше любви и внимания. Только тогда он вырастет сильным, уверенным, любящим, добрым человеком. А вы для него на всю жизнь останетесь самыми замечательными родителями.


Scanpix

Когда моя 11-летняя дочь прибежала с вопросом, можно ли ей уже пить кофе, я отшутилась. Мол, не раньше, чем в 14 лет. Почему в 14? Не знаю. Потом был вопрос серьезнее - очень хочется покрасить волосы: мама, когда? А действительно, когда? Когда детям можно оставаться одним, когда можно делать пирсинг, когда можно самостоятельно ходить к врачу? А в ночной клуб? Пробуем найти ответы.

Подобных ситуаций и их разновидностей - десятки, если не сотни. И большинство родителей, опекунов, бабушек и дедушек решают их по наитию. В то время как существуют и весьма определенные правила, нарушение которых, как вы понимаете, чревато. "МК Эстония" рассматривает разные ситуации и пути выхода из них.

Ситуация первая: за молоком на две секунды

”У меня работа такая, что часто приходится оставлять на пару часов детей дома в одиночестве, - рассказывает Светлана. - Возраст у них уже достаточно большой - 9 и 11 лет, я спокойно их оставляю. Правда, несколько лет назад семилетний мальчик, оставленный один, случайно устроил пожар в квартире, и счастье, что жив остался. Но мы все эти ситуации проговорили, дети знают, что можно, а что нельзя, а деваться мне некуда”.

С другой стороны, рассуждает мама, в школу и из школы, а также в кружки они ездят сами. Сделать уроки, навести порядок и разогреть в микроволновке обед прекрасно могут. К самостоятельности ведь тоже нужно приучать.

А что говорит на эту тему закон? Разрешено ли родителям оставлять детей одних дома и на какой срок? А до какого возраста? И вот тут выясняется, что закона, четко прописывающего эти нюансы, у нас нет.

Считается, что по умолчанию родители не оставят новорожденного младенца одного без присмотра. По умолчанию взрослый, если понадобилось выскочить на минутку, не поедет в лифте, оставив дома малыша одного. Ну а если кто-то отлучится и застрянет… Пусть это остается на совести родителей. Специалисты все-таки настоятельно рекомендуют до семи лет не оставлять детвору без присмотра. Это опасно. А дети в таком возрасте еще не в состоянии полностью оценивать последствия своих поступков.

Ситуация вторая: один, совсем один.

”Иногда приходится уезжать в командировки, - рассказывает Елена. - На несколько дней, но отказаться я не могу. Это работа. 14-летний сын в эти дни едет жить к бабушке с дедушкой. Но все чаще просит меня разрешать ему остаться одному. Если честно, я боюсь. Во-первых, возраст - мало ли чего. Во-вторых, компании. Вроде бы мальчик ответственный, но вдруг это только пока я рядом? В-третьих, я не представляю, как можно оставить несовершеннолетнего ребенка на несколько дней жить в одиночестве без присмотра. Поэтому отказываю”.

И таких ситуаций в стране довольно много. Иногда родители вынуждены уезжать не на несколько дней, а на недели и месяцы. Что делать с детьми? Ответ однозначный - ни в коем случае не оставлять жить в одиночестве.

Молодежный полицейский, старший комиссар Наталья Бурякова отмечает, что в их практике случаи, когда родители работают за границей или выезжают на отдых, оставляя детей одних, не редкость. Иногда это семьи, в которых ребенка воспитывает один родитель. Как правило, взрослые рассчитывают на то, что дети уже способны справиться как с бытовыми вопросами, так и с учебой. Но на практике, даже если за подростками просят присмотреть старших, соседей или бабушек с дедушками, часто оказывается не так.

”Если взрослых дома нет, подростки начинают вести более свободный образ жизни, могут начать употреблять алкоголь, табак, наркотические вещества, - рассказывает Наталья Бурякова. - Поэтому напоминаем, что обязанность каждого родителя - обеспечение защиты, ухода и безопасности ребенка; создание среды для его развития. Если родитель не может обеспечить эти условия, то информация о такой семье передается социальным работникам, которые определяют дальнейшие действия”.

Если все-таки вы не дома, то обеспечьте своему чаду доступ к ”телу” в любое время. И обязательно договоритесь с ребенком о правилах поведения, о том, что делать, если ему срочно понадобится помощь.

ТОП

”В случае, если родитель оставляет самостоятельно дома на длительное время старших детей с малолетними детьми, следует понимать, что несовершеннолетние даже в возрасте 16–17 лет еще не могут самостоятельно обеспечить безопасность маленького ребенка, так как они сами нуждаются в опеке родителей”, - добавляет старший комиссар.

И, если вышесказанного показалось недостаточно, дополнение. Если ребенку не исполнилось 18 лет, он не может проживать самостоятельно. Если родители по каким-то причинам отсутствуют дома, ребенку должен быть назначен законный представитель или опекун. Об этом родители должны позаботиться заблаговременно, и решение этих вопросов находится в компетенции отдела по охране детства Департамента социальной помощи.

В случае, если полиция получает сигнал о том, что несовершеннолетний проживает один, информация передается в отдел по охране детства Департамента социальной помощи, а также проводится контроль по месту нахождения ребенка, в том числе совместно с социальными работниками.

Ситуация третья: отдыхать на всю катушку

”На лето бабушка с дедушкой захотели поехать с семилетней внучкой за рубеж, - рассказывает Михаил. - Нам, родителям, пришлось оформлять документы - обращаться к нотариусу за справкой, делать выписку из регистра. Я уже все тонкости не помню, но пришлось и денег заплатить, и побегать. Обидно то, что на границах, которые пересекали родственники с нашей дочкой, никто даже не поинтересовался документами и тем, чей ребенок вообще едет”.

Эта ситуация скорее исключение. Если путешествуете по странам , то действительно документы могут не требовать. Но могут и поинтересоваться. На такой случай лучше иметь официальные, заверенные нотариусом (с нужными переводами) документы, подтверждающие, что ребенок путешествует с вами с согласия родителей.

Точно так же, несовершеннолетний ребенок может путешествовать и самостоятельно. Для пересечения государственной границы Эстонии он должен иметь при себе проездной документ.

”Пересекать границу он может самостоятельно, для этого не требуются дополнительные документы, например, доверенности, - поясняет Наталья Бурякова. - Но, исходя из ограниченной дееспособности несовершеннолетнего, пограничник может проверить на границе наличие согласия на пересечение границы его законного представителя”.

Родитель может представить свое согласие в свободной форме, написанное от руки. Пограничные службы других государств могут также потребовать дополнительные документы.

Поэтому несовершеннолетнему ребенку с собой рекомендуется дать написанное от руки разрешение, в котором будут указаны контактные данные родителей. А до поездки за границу обратиться в зарубежное представительство государства назначения и уточнить требования к документам.

Такое пересечение границы ребенком возможно лишь в том случае, если оба родителя согласны на это. Исходя из Закона о семье, родители обладают равными правами попечения в отношении ребенка, если же родитель представляет ребенка самостоятельно, предполагается согласие второго родителя.

”В случае, если один из родителей не дает согласия на пересечение ребенком внешней границы, на перемещение в Европейском союзе и странах Шенгенской зоны, а также на переезд на постоянное место жительства в зарубежное государство, то ребенок не имеет права выезжать из страны, а решение данного вопроса решается в суде, - уточняет старший комиссар Нарвского отделения полиции Наталья Бурякова. - Если ребенка уже увезли в зарубежное государство, за помощью следует обращаться в по телефону 6 208 183 либо по электронной почте [email protected]”.

Ситуация четвертая: пить, курить и шляться

”У меня была бурная юность, бедные мои родители - что им пришлось пережить, - смеется Елена. - А теперь у меня самой растет дочка. Которой уже 15. Отношения у нас доверительные, я прекрасно знаю, что она уже попробовала и легкий алкоголь, и сигареты - этап взросления, это было просто пробой, а не привычкой. Теперь просится в ночной клуб. А я считаю, что рано еще”.

Рано или поздно дети дорастают и до этого возраста. Уже не дети. Еще не взрослые. Но очень хочется. Постарайтесь сохранить с ними доверительные отношения, обсуждайте возможные ситуации и проблемы, будьте рядом, но не доставайте нотациями. Хотя иногда это бывает очень сложно.

Если рассуждать с точки зрения закона, до 16 лет вход в ночные клубы подростку запрещен. С 16 лет посещать эти заведения можно, но употреблять спиртное или курить (в том числе и электронные сигареты) нельзя.

”Если у находящегося в кафе или клубе несовершеннолетнего установлены признаки употребления алкоголя или табачных изделий, подростка привлекают к ответственности, - уточняет Наталья Бурякова. - Полицией устанавливается, каким образом ребенок получил запрещенные в его возрасте вещества. В случае, если в ночном клубе несовершеннолетнему продали или передали алкоголь, продавец алкоголя или лицо, купившее для несовершеннолетнего алкоголь, будут привлечены к ответственности”.

Если речь идет о стриптиз-клубах, то ограничения еще жестче: не достигшие совершеннолетия подростки туда зайти не могут.

И опять закон. Не достигшим 16 лет подросткам запрещается пребывание в публичном месте без совершеннолетнего сопровождающего с 23 до 6 часов. В летние месяцы несовершеннолетним младше 16 лет запрещается пребывание в публичном месте без совершеннолетнего сопровождающего с 24 до 5 часов.

Ситуация пятая: солярий, тату и разноцветная прическа

15-летняя Карина - не такая, как все. Мало у кого из девушек в ее возрасте есть татуировка. Сделала она ее себе с согласия родителей, причем по собственному эскизу - на внутренней стороне руки чуть ниже локтевого сгиба красуется причудливый круг с замысловатыми узорами.

”Даже не знаю, откуда у меня взялась эта навязчивая идея, но в какой-то момент я поняла, что хочу себе татуировку, - рассказывает Карина. - Не скажу, что родители были в восторге от этой идеи, но и не кричали, что я сумасшедшая. Мы просто договорились, что не будем принимать поспешных решений. На протяжении нескольких месяцев мы постоянно вели об этом разговоры, обсуждали всевозможные доводы, почему я потом могу пожалеть о своем поступке. Но меня это не переубедило, а они в итоге поняли, что это осознанное и продуманное желание, а не просто подростковая блажь”.

В тату-салон девушка отправилась с папой, который был рядом и поддерживал ее, пока рисунок наносился на кожу. Примечательно, что у самих родителей Карины татуировок нет.

В этом возрасте подростки часто стараются удивить всех. Поэтому крашенные в разные цвета волосы лишь малая капля в чаше родительского терпения. И даже пирсинг не так страшен, как несмываемое тату. И оказывается, в Эстонии никаких ограничений нет. Хоть солярий, хоть татуировка.

Важный момент заключается в том, что если какое-то решение родителя или опекуна повлечет за собой увечья или смерть ребенка, это будет уголовно наказуемым преступлением.

Но даже без таких строгостей медики и ответственные мастера тату и пирсинга единогласно против ранних визитов. Солярий считается миной замедленного действия, ведь облучение может спровоцировать злокачественные процессы на коже.

”А что касается татуировок, то раньше 25–30 лет я не рекомендую их делать никому, - говорит Димон Татурин, мастер по нанесению татуировок. - С чисто физиологической точки зрения до 25 лет человек растет и формируется. И с чисто сознательной точки зрения - к этому возрасту люди созревают и точно знают, чего хотят. В 14 лет можно нарисовать что угодно и где угодно. Вот только потом сводить это больно и некрасиво. А я регулярно исправляю следы таких вот подростковых горячностей”.

Все родители хотят, чтобы детки росли успешными, умными, самодостаточными. Для этого родители готовы везде и всегда помогать малышам двигаться вперед и достигать успехов.

Но часто вместо того, чтобы мягко подтолкнуть, мамы-папы забываются и начинают давить и вынуждать. При этом, бывает, взрослые делают то, что ребенок должен делать уже самостоятельно.
Порой очень сложно наблюдать, как 2-летний карапуз пытается надеть колготки. Родители начинают жалеть не умеющего еще это сделать ребенка. Все мамы стараются оградить ребенка от опасностей. Часто это выглядит так: родители стараются убрать все препятствия, которые возникают у малыша на пути, следят за каждым шагом, не дают не только упасть, но даже споткнуться. Это все материнский инстинкт.

Вот три вещи, которые никогда, ни в коем случае, нельзя делать вместо своих детей.

Никогда не выполняйте домашние задания вместо ребенка

И это касается не только написания букв, сочинений или решения задач. Даже рисунки на урок рисования ребенок должен рисовать сам! Выслушайте ребенка, поймите, что именно у него не получается или почему он не хочет делать этот урок. Помогите понять, подскажите, где посмотреть пример, предложите подправить или подскажите идею. Но ни в коем случае не делайте вместо ребенка. Пусть выполняет сам, а вы потом только проверите на наличие ошибок.

Выполняя задания вместо ребенка, вы обучаете его беспомощности. Он привыкает к тому, что мама всегда подстрахует и, если что, сделает. Но вы же хотите, чтобы сын/дочь выросли самостоятельными, умели сами принимать решения, находить выходы из ситуаций и отвечать за свои поступки.

Не отвечайте и не говорите за ребенка

Если малыша спросили, сколько ему лет, как его зовут или что-то другое, то это ему задан вопрос, а не вам. Подождите, дайте возможность ему ответить самому. Не стоит, конечно же, заставлять ребенка отвечать. Просто мягко стимулируйте его к ответу или к разговору, воодушевляйте, поощряйте. Хвалите за проявленную смелость в обращении к официанту и пр. Так ребенок обретет уверенность в себе и сможет сам за себя постоять.

Не навязывайте ребенку друзей и не запрещайте дружить

Да, высока вероятность того, что вы не согласитесь с этим утверждением. Вы будете аргументировать тем, что, если не выбирать ребенку друзей, он начнет водиться с неприятными компаниями и детьми, которые хорошему не научат. На самом деле выбрать друга для малыша мы можем только тогда, когда дети еще маленькие. Когда ребенок повзрослеет, он уже не будет слушать вас в этом плане. Он сам будет выбирать себе друзей. Запретив дружбу, вы рискуете попасть в ситуацию, когда ваш ребенок вам ничего не рассказывает, не знакомит со своими друзьями, одним словом, он может закрыться от вас. Тогда вы уже точно никак не сможете повлиять на выбор друга.

Есть один неплохой совет родителям, которым не нравится друг их ребенка. Если вам не нравится, с кем дружит ваш ребенок, почаще приглашайте этого друга к себе домой. (Чтобы контролировать, наблюдать и корректировать возможное дурное влияние на ваше чадо.)

Кажется, ещё вчера малыш большую часть времени лежал в колыбельке и мирно сопел. Но незаметно он подрос и начал активно исследовать окружающий мир. Причём самыми неправильными, на взгляд родителей, способами. Ему интересно, что будет, если он потянет на себя свисающий провод, укусит маму, ущипнёт папу, дотронется до батареи. Вот тут-то ребёнок и слышит своё первое «нельзя».

Запреты в жизни ребёнка

Запреты – это естественная составляющая воспитания. Они необходимы для гармоничного развития личности, и не нужно пытаться обойтись без них. Но вот мама говорит «нельзя», а кроха продолжает делать по-своему. Такая картина знакома многим родителям. Как же сделать так, чтобы маленький баловник понимал запреты и прислушивался к ним? Для этого нужно вводить ограничения грамотно и запастись терпением, ведь любой стойкий результат требует времени и усилий. Зато тогда карапуз наверняка перестанет отвечать гневом, раздражением и желанием сделать всё наоборот.

Как дети реагируют на запреты

Приучать ребёнка к словам «нельзя» и «нет» следует примерно с года, в это время его активность возрастает в разы. Первая реакция на ограничения – плач, возмущение или агрессия. Это абсолютно нормально, так маленький человечек выражает своё несогласие.

Он пока не может с первого раза усвоить «нельзя», поэтому завтра, скорее всего, попытается повторить то действие, которое ему запретили вчера. Это особенность восприятия малышей, а не «вредность» или попытка сделать назло взрослому.

Кроме того, дети в силу возраста не понимают, что запрет распространяется на все аналогичные ситуации, а не только на одну конкретную. То есть, если даже ребёнок поймёт, что нельзя дёргать провод от ноутбука, не факт, что он не будет дёргать провода в остальных доступных местах. Он просто не догадается, что и это тоже запрещено. Об этом взрослым следует помнить и терпеливо напоминать малышу всякий раз, когда он путается.

Маленькому первооткрывателю невероятно интересно всё вокруг. А тут родители со своими постоянными «нельзя»… Так мы гасим весь запал и исследовательский интерес у ребёнка. Если один будет протестовать и до последнего делать по-своему, то другой после нескольких неудач сдастся, и его инициативность разобьется о железную стену постоянных запретов. В последнем случае мы получим покладистого ребёнка, но пассивного и боящегося делать что-то самостоятельно. Поэтому так важно соблюдать баланс: перебарщивать с ограничениями так же нехорошо, как разрешать всё.

1. Снизить количество запретных слов до минимума , ведь главная ошибка родителей – чересчур частое их употребление. Когда кроха слышит «нет» и «нельзя» по любому поводу, он просто перестает воспринимать эти слова всерьёз.

В идеале для детей до 3 лет ограничения должны касаться:

  • действий, которые ставят под угрозу безопасность;
  • агрессии в адрес людей или животных.

Например, нельзя прикасаться к розетке, плите или кружке с горячим чаем, играть со спичками, кусать и бить людей, мучить кошку. Остальное же – всё, что безопасно, – не несёт за собой вреда, оно лишь добавляет забот взрослым.

Малыши 1–3 лет ещё не догадываются, что одно и то же действие на улице делать разрешается, а дома – нет (играть с песком или водой, рисовать мелками). В подобных ситуациях лучше объяснять всё малышу, не употребляя запретные слова.

После 3 лет карапуз начинает осознавать больше, и теперь запреты можно формулировать более конкретно. Например, вместо «не трогать кота», сказать, что гладить кота можно, но тянуть за хвост – нельзя.

Нужно постараться не лишать малыша радости познавательной деятельности. Пусть он бегает, прыгает, трогает и рассматривает различные предметы, гоняет голубей. Ведь так приятно видеть, с каким восторгом он приобретает новый опыт.

2. Если все же необходимо ввести ограничения, можно заменять слово «нельзя» . Например, говорить вместо него «опасно», где это уместно. Или так: «Можно переходить дорогу только за ручку с мамой» (вместо «Нельзя одному переходить дорогу»).

3. Каждый раз объяснять причину запрета – так дитя поймёт, что это нельзя, потому что действительно опасно, а не потому что у мамы или папы сейчас нет настроения. Чтобы малыш убедился в справедливости запретов, можно иногда позволять ему сделать по-своему, но заранее предупреждать, что будет в этом случае. К примеру, дать ему прикоснуться к горячей кружке на столе. Пусть температура поверхности будет не такой высокой, чтобы обжечься, но достаточно неприятной, чтобы повторять такой опыт не возникло желания.

4. На каждое «нельзя» должно быть своё «можно» . Например, нельзя трогать посуду на плите, зато можно брать ложку со стола. Этот приём помогает отвлечь кроху от запрещённых объектов, но не мешает узнавать новое.

5. Как можно реже употреблять в речи частицу «не» , детское восприятие её игнорирует. Вместо «не делай» малыш слышит: «делай». Гораздо продуктивнее использовать утвердительные выражения. Первое время нужно будет контролировать себя, затем это войдёт в привычку.

6. Вместо прямых запретов больше рассказывать о:

  • том, почему так делать не следует;
  • последствиях;
  • своих чувствах, когда малыш нарушает запрет.

Дети многое понимают, нужно лишь правильно выбрать момент для беседы: и ребёнок, и мама должны быть спокойны и настроены на общение.

7. Определить для малыша абсолютные «нельзя» – то, что запрещено при любых обстоятельствах. В этот перечень можно включить следующие пункты:

  • бегать и играть там, где ездят машины;
  • делать больно другим людям и животным;
  • трогать плиту и провода;
  • залезать на подоконник.

Родителям необходимо разработать точный список табу, строго придерживаться его и требовать того же от остальных членов семьи. Если чего-то не разрешают родители, значит, бабушка, тётя и старший брат тоже не должны разрешать. Согласованность здесь очень важна, только она поможет крохе воспринять эти ограничения так, как нужно.

8. Не провоцировать детей самим . Часто взрослые сами создают ситуации, когда ребёнок просто не может удержаться от соблазна и нарушает запрет. К примеру, родители не разрешают трогать паспорта, а сами постоянно раскладывают их на видных и доступных местах.

Здесь виноват совсем не ребёнок. Взрослым следует организовать хранение важных вещей так, чтобы малютка не мог до них добраться при всем желании.

О чем полезно помнить, запрещая

  • Интонация должна быть спокойной, не нужно повышать голос, ругаться, угрожать. Это поможет малышу услышать то, что до него хотят донести, и не отвлекаться на форму, в которой это преподносят.
  • Нужно относиться к ребёнку с уважением, не оскорблять, не унижать его, не заставлять чувствовать себя беспомощным.
  • Корректировать запреты по мере взросления. Дитя растёт, у него появляется больше осознанности в действиях, а также новые умения и навыки. Со временем можно разрешать больше, не забывая о мерах безопасности.
  • Подавать пример. Доброта, аккуратность, вежливость, отсутствие вредных привычек – всё это можно воспитать лишь на собственном примере. Иначе как донести до малыша, что, допустим, курить нельзя, если мама и папа сами это делают? Дети ведь нас не слышат, они на нас смотрят.

Научить ребёнка понимать и принимать запреты непросто. Сложность в том, что перечисленные меры не начнут работать с первого раза. Они требуют от родителей системности, многократного повторения, терпения и невозмутимости. При этом карапузу нужно дать возможность исследовать мир, делать самостоятельный выбор. Только так он научится принимать решения и отвечать за поступки.

Лучшая стратегия – сделать перечень запретов минимальным и говорить «нельзя» лишь в самых крайних случаях. А в остальных – использовать альтернативное «можно только». И постепенно малыш начнёт слушаться, потому что таков будет уже его личный выбор.