Можно ли венчаться дважды? Мнение церкви. Брак на небесах — венчание после нескольких лет брака

Алексей, Невинномысск

Можно ли венчаться второй раз?

Здравствуйте, батюшка! Хочу задать вопрос, который меня мучает и беспокоит: о разводе. Я был женат и венчан с бывшей женой. Но венчались, можно сказать, по зову моды в то время (1994 год), да и мне было 22, а ей 17. Само таинство не осознавали и не понимали. Прожили 12 лет, трое детей. Теперь они взрослые. Мы разошлись, и спустя 3 года я снова женился. Но прожили год, разругались на бытовой теме и разбежались. Прошло 6 лет после второго брака, и я как-то особенно не рвусь снова жениться. Стал посещать наш храм каждое воскресенье, читаю дома вечерние и утренние молитвы, Господь помог по молитвам бросить курить и пить, исповедовался во всех грехах, какие помню, даже и сокровенных и в грехе развода. Так вот: Господь простит мне грех развода с женой, с которой был венчан? Я чувствую, что это тяжкий грех, молюсь 150 раз «Богородице дево радуйся…». Могу ли второй раз венчаться, если Бог даст женщину? Как лучше?

Доброго здоровья.
Ответ на ваш вопрос начну с самого последнего: как лучше? На мой взгляд, лучше вам пока быть одному, все свободное время вы могли бы посвящать спасению своей души: молитве, посту обязательно чтению и посещению храма. Сами вы высказываете подобную мысль, говоря: «Я как-то особенно не рвусь снова жениться». Новая семья будет означать все семейные заботы и хлопоты сначала. Возраст ваш приближается к 50-годам, то есть времени остается мало. Другая сторона, что не все люди могут быть одни. Есть ли и у вас силы справляться со своими страстями одному? Не зная вас, я не могу знать это точно, но общее направление именно такое. Естественно, я не знаю точный ответ, и никто не знает. Но есть некоторые мысли, которые нам могут помочь. Это 3 условия прощения греха:

1. Сказать его.
2. Обещать всеми силами бороться с ним (внутренний настрой на борьбу и победу с Божией помощью).
3. Исполнять епитимию за этот грех (какие-то дополнительные труды с нашей стороны, епитимью дает духовный отец).

Если так посмотреть на вашу проблему, то можно сказать, что вы уже исповедовали ваш грех, также и сожалеете о нем, и, как я понимаю, приложите все силы, чтобы он не повторился. Также вы пишете, что молитесь по 150 раз, то есть можно сказать и об исполнении некой епитимьи (хотя и не в полном понимании этого термина). Исходя из выше сказанного, можно предположить с высокой долей вероятности, что Бог простит вам ваш грех. Насчет повторного венчания — этот вопрос надо решать со своим духовным отцом, расспросив вас, он сможет дать точный ответ по вашей ситуации, в данном формате это невозможно сделать.

Христианский брак - это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания - в статье священника Дионисия Свечникова.

Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?

Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» . Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется. Поэтому расскажу обо всем по порядку. Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений.

Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его. Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие:

1. Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый , ибо христианский брак - безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством. Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку. Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям. Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь…

Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что «некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном» браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано: «Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку».

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности. Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос. Гражданский же брак в этом отношении является ущербным.

Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством. Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком. Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их. Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания.

2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора).Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е. до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов. Поэтому этому правилу грозит лишением священного сана.

3. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов .

4. В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку. Иначе это правило можно сформулировать таким образом: «Возбраняется вступление в четвертый церковный брак ». Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний.

Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак . Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие. Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19. 6, 9).

Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор. 7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние».

5. Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака. Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви. Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

В таком случае, согласно «Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви», лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами.

6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю). Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода. Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме.

7. Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы . Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г. запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак. Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин - 60 лет, для мужчин - 70 лет (правила 24-е и 88-е).

8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты . Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия. Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки.

Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР. В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви. Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей.

Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей. Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви. Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей.

Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке. По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду.

В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания. Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию. В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак. Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется. Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой - необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям. Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном - одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком - две степени, между дядей и племян­ником - три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми. Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам.

Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья). Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей - родство в 7-й степени. Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7-17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит: «Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире».

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный. Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства. Константинопольский Собор 1168 г., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В

России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально. 19 января 1810 г. Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства. Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея.

2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства. Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена - одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять. Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует. Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь - во 2-й, племянник мужа и племянница жены - в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа - в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода. Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) - 1-я степень трехродного свойства. Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав. 54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г. безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г. и от 28 марта 1859 г. строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам.

3. Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства. Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых). Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу. Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике.

Ведь два восприемника – это более поздняя традиция. Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос. В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным. Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е. восприемника и воспринятой) души».

Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения. По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным. Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года: «восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола». Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки).

Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа): «Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)». Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора: «Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице. Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного.

Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора». Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т. 4, с. 234-235).

Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать. Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания. ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.

4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства - усыновления. Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов «уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя».

5. Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми. Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6. Важное условие для признания действительности церковного бра­ка - единство религии. Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами. Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви. Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом: «…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…» (1 Кор. 7, 12-14).

На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые, «будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком», если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72). На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания. Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве). И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви. И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено.

Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере.

Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей. Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола). Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие.

Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ). Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

Венчание — важное событие. Но бывают случаи, что оно является повторным. О всех секретах данного действа и пойдет речь в статье.

Сейчас принято проходить таинство венчания после нескольких лет совместной семейной жизни. Возможно, это вполне правильное, логически взвешенное решение, ведь лишь пожив с человеком, можно окончательно понять для себя есть ли общее будущее и тот таки это человек, с которым «и в огонь и в воду».

Кроме того, психологами доказано, что подобные встряски обыденной семейной жизни оживляют погасшие чувства, пробуждают былую страсть и настраивают на новый этап, ведь фактически, венчание – это еще одна свадьба, после которой, по всем канонам, обязательно следует медовый месяц. Сегодня мы поговорим о том, можно ли венчаться во второй раз, как это правильно делать и обсудим отношение церкви к такой процедуре.

Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз, несколько раз с другим человеком после развода, вдове?

С давних времен православные праздновали свадьбу молодых именно после таинства венчания. Считалось, что в такой способ брак заключился не только на земле, но и на небе. Тогда, как и сейчас, брак нужно было регистрировать и в уполномоченных органах, но вот считался он законным, только после проведения таинства обручения и венчания. Этот закон был принят в далеком 1723 году, набожным христианином Петром І.

В наше время законные союзы, в первую очередь, заключаются в ЗАГСах и лишь некоторыми дублируются в церквях. Объясняется это пониманием самого таинства «венчания». Ведь предание гласит, что невозможно разорвать брак, скрепленный небесами.

Венчание – очень древний обряд, поэтому с ним связано множество традиций, обычаев, запретов, суеверий, пословиц и поговорок. Церковью дан четкий перечень причин, по которым бракосочетание в Храме Господнем считается недопустимым:

  • Наличие 3-х и более браков, расторгнутых ранее
  • Наличие близких (до 3-го колена) родственных связей между брачующимися
  • Не прохождение ранее обряда крещения кем-либо из брачующихся
  • Наличие не расторгнутого гражданского либо церковного союза
  • Принадлежность партнеров или одного из них, к какой-либо другой вере (мусульманству, буддизму, иудаизму).

Православная вера выступает против разводов. Развод порицается, но признается, ведь человек по сути своей немощен и порой вправе совершить ошибку. Стоит отметить тот факт, что ранее союз считался расторгнутым только в случае смерти одного из супругов. Расторгнуть священные узы, связанные церковью не так просто, как подписать заявление о разводе, но все же возможно.

Церковь имеет некий перечень причин, по которым венчальный союз может быть расторгнут епархиальным архиереем. Поводов для этого несколько:

  • Прелюбодеяние либо же измена одного из супругов
  • Законное вступление одного из супругов в союз с другим человеком
  • Отказ одним из пары от православия
  • Наличие у одного из супругов аморальных пороков (онанизм, лесбиянство, гомосексуализм, зоофилия, трансвестизм, педофилия, некрофилия)
  • Сводничество (т. е. содействие в удовлетворении половой страсти внебрачными связями) и снохачество (т. е. половые сношения главы семьи с младшими женщинами, в частности с женой сына)
  • Появление после брака болезней, передающихся половым путем (сифилис, СПИД, гонорея, ВИЧ, гепатит прочее)
  • Длительное отсутствие одного из супругов. Имеется в виду, когда человек пропал без вести
  • Причинение вреда самому себе в такой мере, что выполнение супружеского долга становится невозможным
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга либо детей вторым партнером
  • Извлечение выгоды из грехов либо же недугов партнёра
  • Наличие неизлечимых психических отклонений у одного из партнеров
  • Наличие у одного из супругов таких болезней как алкоголизм, наркомания, токсикомания
  • Совершение одним из супругов одного или нескольких смертельных грехов, а также пожизненное заключение половинки
  • Сделанный, без ведома и согласования с мужем, аборт


Как видим, даже священный брак можно расторгнуть. Возникает вопрос, а можно ли вступать в церковный брак повторно? В Евангелии говорится, что право на второй брак имеет только тот из бывших супругов, который не был грешен и не по вине которого случился первый разрыв. Но если виновник искренне покаялся в совершенном, достойно вынес епитимью – наказание, избранное священнослужителем (паломничество, постование прочее), то и у него есть возможность заключить союз с новым избранником повторно. Вдовы или вдовцы также имеют полное право на второй церковный брак.

Второе повторное венчание в православной церкви: правила

Венчание – важный шаг, который обязательно должен быть осознанным и взвешенным. Принимая его, не стоит гнаться за модой, потакать желаниям любимого/любимой, либо же преследовать еще какие-то цели. Это должно быть только ваше, разумное и полностью осознанное решение. В идеале, венчание совершается единожды в жизни человека. Но реалии таковы, что найти идеал сложно, поэтому случаются разводы, после которых жизнь не заканчивается. Большинство разведенных пар все же не опускают руки, находят свои вторые половинки и хотят пережить таинство венчания еще раз.

  • Перед венчанием пара обязательно должна причаститься. Для этого следует соблюдать пост хотя бы 3-4 дня перед самой процедурой
  • Часов за 12 до самого таинства желательно вообще не употреблять ни пищу, ни воду. Если до брака у пары уже была интимная связь, перед причастием хорошо бы воздержаться хотя бы несколько дней
  • Непосредственно перед самим причастием молодые произносят некоторые молитвы, а именно: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-Хранителю и Последование ко Святому Причащению
  • Традиционно, церемония венчания не проводится без обручальных колец, 2-х икон (одна с изображением Иисуса Христа, вторая – Божьей Матери), 2-х венчальных свечей и вышитого полотенца (рушника)
  • Все это необходимо подготовить заранее. Накануне таинства кольца передаются священнику, для благословения. Кстати, считалось, что лучше всего для молодой подходит серебряное, а для молодого – золотое кольцо.
  • В семейной паре муж отождествляется с Христом, а жена с Церковью. Именно золото является символом Божественной Славы Христа и Иерусалима Небесного, а серебро символизирует духовный свет, чистоту и благодать. Сейчас даже церковь не обращает на этот факт особого внимания, но если есть желание, то вы можете учесть и этот нюанс.


Церемония церковного бракосочетания условно делится на 2 чинопоследования – обручение и венчание.

  • Господне обручение является неким признанием молодых перед церковью, Богом и присутствующими на церемонии гостями.
  • Молодые же выражают свою готовность к созданию семьи и берут за нее ответственность.
  • Таинство обручения предполагает собой взаимный обмен кольцами. Молодой одевает свое кольцо невесте, символизируя этим любовь и полную готовность жертвовать всем жене своей.
  • В свою очередь молодая одевает свое кольцо жениху, символизируя этим ответную любовь и преданность. По церковным правилам обмен кольцами производится трижды, дабы возвысить честь и славу Пресвятой Троицы.
  • Далее совершается церемония венчания – таинственное освящение супружества Божественной благодатью. Главным атрибутом венчания является венец – символ обета, избранничества и священного брака. Он держится над головами брачующихся в знак мученичества, поскольку настоящая семейная жизнь – это не только радостные и приятные, но порой и грустные моменты. Венец выступает символом не только царственного достоинства, но и Царствия Небесного. Человек, который живет в мире и гармонии, духовно возрастает вместе со своим супругом или супругой, тем самым готовится для Царствия Небесного.
  • Тот, кто проживет свою жизнь достойно, будет достоин и спасения. Венчая молодую семью, церковнослужитель еще раз напоминает людям об этом.
  • Если венчание для обоих молодых является вторым по счету – венцы держатся над плечами молодых.
  • Если третьим – венцы не используются вообще.
  • В случае, если один из брачующихся венчается впервые, а второй уже был венчан – таинство проводится по классической схеме.
  • После обмена венцами, молодым подносится красное вино, которое они попеременно выпивают, в знак готовности делить как грусть, так и радость на двоих. После чего руки молодым скрепляют рушником, который выступает символом верности данному обету и совместной жизни душа в душу.


Важно помнить, что далеко не каждый день подходит для проведения таинства обручения и венчания. Не проводится церемония:

  • В дни, попадающие на пост
  • Накануне и в дни великих праздников (Рождение Богородицы, Яблочный спас, Рождество, Пасха прочее)
  • Перед храмовыми праздниками
  • В дни строгого однодневного поста (11 сентября, 27 сентября)
  • Перед и в дни Святок

Как получить разрешение на венчание при втором браке?

Под венчанием понимается физическое, а также духовное единение, расторгнуть которое невозможно. Церковь неодобрительно относится ко второму венчанию, но все же допускает его, понимая человеческую слабость.

Но для того, чтобы еще раз пережить таинство венчания, сначала нужно пройти процедуру «развенчивания». Это условный термин, который используется в быту и не признается священниками, ведь как уже говорилось неоднократно, то, что скреплено небесами, разъединить невозможно.

  • «Развенчивание» производится только наивысшим священником – епархиальным архиереем. Он вправе принять решение, исходя из ситуации, давать шанс на второй брак, либо же нет. Вполне возможен и отрицательный ответ, ведь православными людьми считается, что если нарушаются обеты о преданности и верности другому человеку перед Богом, – это неизлечимо ранит душу и ведет к дальнейшим ее мучениям.


  • Для того чтобы получить разрешение на второе венчание нужно обратиться к церковнослужителю и написать на имя архиерея прошение о позволении повторного вступления в церковный брак, к которому обязательно приложить свидетельство о разводе и новое свидетельство о браке. После чего пройти церемонию покаяния, за совершенные ошибки не только в прошлом браке, но в жизни вообще. Лучше всего покаяться перед Богом на исповеди. Многие боятся исповеди, поскольку думают, что могут быть не правильно поняты священником. Но исповедь – это покаяние души, которая искренне стремится к прощению, а заслужить его можно только очистившись. И священник обязательно поможет каждому желающему.

Напоминаем еще раз, что браки допускаются только до 3-х раз. И даже если брачующийся жаждет венчаться впервые, но это уже его 4-й юридически оформленный брак – по каноническим законам венчание не состоится.

Венчание – осознанный, осмысленный шаг в жизни каждого человека, говорящий людям и Богу о целенаправленном выборе своего партнера в качестве вечного спутника. Но если все же что-то пошло не так, семья распалась и ничего уже не вернуть, есть возможность «развенчаться».

Естественно, развод порицается и не считается нормой, но исходя из слабодушия человеческого, церковью допускается. Кроме того, разрешается венчаться 2-й и 3-й раз, но не более. Любите и будьте любимы! И помните, что успешный брак – это ежеминутная, кропотливая работа каждого из супругов!

Видео: Слова священника о повторном венчании

На вопрос «Можно ли венчаться дважды?» — отвечает пресс-секретарь Владимир-Волынской епархии УПЦ, протодиакон Виктор Мартыненко:
— Прежде всего скажу вам, что «церковного развода» не бывает ! Церковные таинства, а одним из них является таинство брака , не имеют обратного действия. «Развенчаться» невозможно, как невозможно и «розхреститися», «розсповидатися», «розпричаститися».

В случаях, подобных вашему, церковь констатирует, что предыдущий брак прекращен и уничтожен самими супругами , призывает их к покаянию, дает второй шанс — благословляет на вступление во второй брак .

Право венчаться

Согласно церковным правилам, право венчаться повторно имеет только пострадавшая сторона.

То есть тот из супругов, кто не виноват в расторжении брака . Однако сегодня эта норма почти никогда не действует. Отчасти виновными бывают обе стороны. К грешнику церковь относится со снисхождением и любовью, по заповеди Христовой давая ему возможность исправить свою жизнь.
Как вам действовать? Если есть взаимная любовь и твердое намерение выйти замуж, то распишитесь в ЗАГСе. Затем обратитесь с просьбой к правящему архиерею, добавив копию свидетельства о браке (образцы просьб есть в епархиальном управлении). Владыка благословит свершение венчания . Божьего вам благословения!

В былые времена, когда вера занимала в человеческом обществе не последнее место, все браки заключались в церкви, перед Богом. Этот церемониал не утратил актуальность и в наши дни. Но если раньше повенчанные возлюбленные чтили таинство и данную клятву о долгой семейной жизни перед церковью и Богом и считали, что заключенный таким образом брак - это раз и навсегда, то сейчас ценности несколько изменились.

Современные пары проводят таинство венчания из-за красоты обряда, совершенно не придавая значения его важности и серьезности. Такие супруги разводятся, женятся и даже задумываются о повторном церковном ритуале уже с новым избранником.

Но можно ли венчаться второй раз? В каких случаях это разрешено и что нужно сделать, чтобы получить согласие церкви?

Таинство венчания

Но прежде чем узнать, можно ли венчаться второй раз в церкви, стоит рассказать, что же такое венчание и какой смысл заложен в этом обряде.

Венчание - это брака, который совершается во время проведения церковной службы. Таинство брака - это божественное благословение брачующихся христиан на долгую и счастливую супружескую жизнь.

В православии эта красивая торжественная церемония проводится уже после официального заключения брака в ЗАГСе. Осуществляет процесс благословления священник белого духовенства.

Уже связанные супружеским союзом новобрачные входят в храм, держа при этом по зажженной свече. Они подходят к алтарю и становятся на расстеленный на полу белый плат. Священник, прежде чем приступить к благословению, спрашивает у супругов о серьезности их намерений и, получив утвердительный ответ, читает иерейские молитвы, затем с благословением надевает венцы на головы жениха и невесты, а после 3 раза проговаривает специальную молитву таинства.

Что касается того, может ли человек венчаться второй раз, то здесь православная церковь запретов не выдвигает, но некоторые ограничения есть. Да и сам церемониал уже не будет таким торжественным.

Кому венчаться и первый, и второй раз запрещается церковью?

Несмотря на то что повторный брак, "заключенный на небесах", не возбраняется священнослужителями, все же допустить к нему могут не всех.

Кому же наверняка откажут?

  • Паре, которая сожительствует вместе, иными словами, состоит в "гражданском браке". По церковным канонам такой брак противоречит всем христианским убеждениям.
  • Монахам, целибатам, которым принятые ими обеты запрещают вступать в брак. Священнослужители, не принявшие еще сан, могут обзавестись женой.
  • Супругам, которые оба или один из них имеют за плечами более трех браков. Церковь еще приемлет в жизни человека 3 брака. Четвертый уже расценивается как греховное деяние.
  • Изменщику, по вине которого распался предыдущий супружеский союз. Лицам, которые стали инициаторами развода, прелюбодеятелям христианство откажет в таинстве даже после прохождения исповеди.
  • Супругу с душевными расстройствами и психическими отклонениями также не разрешено проводить таинство брака.
  • Лицам до 18 лет (нижний возрастной предел для венчания - наступление гражданского совершеннолетия, когда можно оформить брак в ЗАГСе), а также лицам пожилого возраста: женщинам от 60 и мужчинам от 70 лет.
  • Жениху и невесте, брак которых не одобрен родителями, а также брачующимся, которых женят против их воли. Мнение родителей высоко ценится христианской церковью. Но и совершение таинства против желания супругов недопустимо.
  • Паре, имеющей близкие родственные связи до третьего поколения. Кровосмешение - это греховное действие.
  • Паре, в которой один из супругов или оба некрещеные.
  • Если один из супругов не оформил бракоразводный процесс с бывшим избранником и на государственном уровне еще связан семейными узами.
  • Если у венчающихся разное вероисповедание. Если желание узаконить свой брак церковно сильное, то один из супругов другой веры должен принять православие. Это условие обязательно.

По правилам православной церкви отступление от этих запретов недопустимо.

Развенчание

Если действовать по всем христианским предписаниям, то никакого развенчания быть не может, поскольку брак перед Богом заключается единожды и расторжения не подразумевает. Да и такого понятия, как "развенчание", нет.

Развенчание не предусматривает никакой торжественной процедуры. Это просто повторное венчание после официального развода и нового, государственно зарегистрированного брака.

Венчание второй раз с другим супругом

Если не отступать от церковных предписаний, то второй "небесный" брак невозможен, поскольку божественное благословение дается единожды, а сила его настолько крепка, что разорвать ее невозможно. И все же религия учитывает человеческие слабости, поэтому ответ на вопрос о том, можно ли венчаться второй раз, будет утвердительным.

Но все же вторично вступать в церковный союз может пострадавшая сторона, иными словами, человек, который был предан в супружеской жизни или не являлся инициатором развода.

Можно ли венчаться второй раз с другим? Можно, но прежде лучше все обдумать.

Чем отличается второе венчание от первого?

Различия первого и второго таинства брака есть. Первое сопровождается торжеством, возложением венцов на головы молодоженов. Священник читает молитвы о благословении пары. Второе венчание намного короче первого. Оно исключает всякого рода торжество, свечи, венцы. Молитва при этом читается о покаянии одного из супругов и об отпущении его грехов.

Вдовы и вдовцы: имеют ли право на церковный брак?

Можно ли вдове венчаться второй раз? А вдовцу? Особенно тем, кто связан церковными узами с супругом, которого уже нет в живых?

Православие допускает такую возможность, поскольку супружескую связь прервала смерть. Однако святой апостол Павел говорил, что лучше принять свою участь вдовы или вдовца и проходить в таком положении до конца своих дней. Все из-за того что брак, благословленный Богом, подразумевает сохранение верности своему избраннику и при жизни, и после смерти.

И все же если овдовевший супруг решил повторно связать себя брачными узами и при этом предстать перед Богом и попросить благословения, то церковь не лишит его этой возможности, но и на торжественную церемонию рассчитывать ему не придется. Процедура пройдет по правилам второбрачия.

Можно ли венчаться вдовцу второй раз? Как и вдовам, им это не воспрещается, но при условии, что последний брак не был третьим по счету.

Разрешение на повторный брак: как получить?

Перед тем как провести обряд венчания второй раз с новым супругом, сперва необходимо развенчаться с предыдущим своим избранником. А после получить разрешение на проведение церемонии вторично.

Для этого следует обратиться в церковь к священнику и на имя архиерея написать прошение о разрешении вторичного венчания. При этом к оформленному прошению потребуется приложить два свидетельства: о разводе и о заключении нового брака.

После этого супруг, уже побывавший в брачном союзе, должен пройти процедуру покаяния. В процессе он должен раскаяться за ошибки, допущенные в предыдущем браке, да и по жизни в целом. Покаяние может проходить в виде исповеди.

Только после прохождения всех процедур можно осуществлять таинство брака повторно.

Правила второго венчания

Можно ли мужчине венчаться второй раз? А женщине? После развода жизнь не заканчивается, многие обзаводятся новыми возлюбленными и хотят не только на государственном уровне заключить брак со своим избранником, но и на "небесном". Процедура будет возможной, если соблюсти ряд церковных предписаний:

  1. Перед процедурой супругу, венчающемуся повторно, необходимо пройти покаяние или исповедь.
  2. За несколько дней жениху и невесте нужно соблюсти пост, который очистит их организм и освободит разум. Позволит трезво понять, нужно ли это им или нет.
  3. За 12 часов до мероприятия обоим брачующимся необходимо воздержаться от пищи и воды. Если интимная связь в паре есть, то несколько дней перед таинством от нее лучше воздержаться.
  4. В день самого венчания, за несколько минут до него, жених и невеста произносят несколько молитв: Господу Иисусу Христу, Божьей Матери и Ангелу-хранителю и Последование ко Святому Причащению.
  5. Для венчания необходимо подготовить и передать священнику: обручальные кольца, две иконы - Иисуса Христа и Божьей Матери, рушник и две свечи для обряда.

В какие дни нельзя проводить таинство, ни первое, ни второе?

Как и многие церковные обряды, венчание исключает некоторые дни, когда его совершение невозможно. Речь идет и о превом, и о повторном таинстве:

  • нельзя проводить церемонию в период постов;
  • в дни, совпадающие с Масленичной и Пасхальной седмицей;
  • с 7 по 19 января;
  • накануне церковных, двунадесятых и великих праздников (это связано с тем, что нельзя вечер перед праздником проводить с шумным гулянием в честь венчания);
  • по субботам, вторникам и четвергам (перед постными днями) в течение всего года;
  • накануне и в дни Воздвижения Креста Господня и

Но если есть действительно уважительная причина, по которой нет никаких возможностей переноса венчания, то архиерей может пойти на уступки и сделать исключение.

Второе венчание и беременность: как быть в этом случае?

Второе таинство брака допускается церковью и в том случае, если венчающаяся женщина в положении. Ведь ребенок - это Господне благословение. Родиться, жить он должен в семье, в которой брак родителей одобрен свыше.

Поэтому каждый мудрый священнослужитель никогда не откажет в венчании пары, ожидающей рождения ребенка, даже несмотря на то что один из супругов проходит обряд второй раз.

Мнение православной церкви о втором венчании

Можно ли венчаться второй раз с другим? Что говорят по этому поводу церковнослужители?

Мнение работников церкви едино - первое венчание наиболее ценно, чем второе. Ведь все таинства, совершенные в стенах церкви, не имеют обратного действия. То есть развод или развенчание в христианстве не предусмотрено. Поэтому перед Богом не имеет особой ценности в условиях православия. Это своего рода попытка людей исправиться в новых отношениях.

Несмотря на такое мнение, второе таинство венчания не возбраняется.

Повторные венчания знаменитостей

Самым нашумевшим событием ноября 2017 года стало венчание Аллы Пугачевой и Максима Галкина, проживших в официальном браке 6 лет. Для шоумена и пародиста это было первое таинство, в то время как для примадонны советской и российской эстрады венчание было вторым.

Свой первый церковный брак Пугачева заключила в 1994 году с Филиппом Киркоровым. Как утверждает Алла Борисовна, это была ее ошибка, совершенная по глупости и незнанию. За нее она будет каяться всю оставшуюся жизнь, поскольку настоящего мужа она встретила в лице Галкина. И она безмерно счастлива, что второе таинство ей было позволено.

Что удивительно, повторное венчание Пугачевой сопровождалось пышным торжеством, со всеми обрядами и церемониями. Было приглашено немало гостей, среди которых и известные персоны.

К тому же многих православных верующих немного смутил тот факт, что Пугачевой на момент венчания было 68 лет. А по правилам церкви женщин, переступивших возрастную черту в 60 лет, к "браку на небесах" не допускают. Но по некоторым сведениям, в таком возрасте отказывают в третьем венчании.

Что касается Максима Галкина, то он незадолго до торжественного мероприятия принял православие и крестился в одной из московских церквей. Обратился он в веру специально, чтобы обвенчаться со своей женой.

Таким образом, Алла Пугачева - наглядный "ответ" на вопрос о том, можно ли венчаться второй раз после развода. Главное, чтобы были любовь и уважение между супругами.

В заключение

В этой статье было рассмотрено, в каких случаях можно венчаться второй раз. Как утверждают церковные служители, такое действие возможно с соблюдением некоторых правил.

И все же первый венчаный брак наиболее ценен в глазах Бога. Именно поэтому он проводится в сопровождении красивого торжества как знак одобрения и благословения Всевышнего. И если возлюбленным удастся прожить всю жизнь вместе, не прибегая к бракоразводному процессу, то после смерти им это воздастся.

Как утверждают церковнослужители, людей, обращающихся за повторной процедурой таинства брака, немного. Разочаровавшись единожды в супруге и связывая свою жизнь с новым избранником, люди не хотят гневить Бога.