Мышление 2 3 года. Виды мышления у детей дошкольного возраста

Мышления для младших дошкольников

Игра «Кто где спит».

Цели : развивать умственные способности, представления об основных геометрических фигурах; закреплять название цвета; формировать действия подбора по образцу.

: карточки, разбитые на секторы (в каждом секторе геометрическая фигура).

Описание : дети вспоминают названия знакомых фигур- человечков. Педагог раздает карточки, где изображены «кроватки» для каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них кроватки, то есть разложить все фигуры на карточки так, чтобы они совпали с нарисованными, например: человек, имеющий форму квадрата, ложится в кроватку соответствующей формы.

Игра «Бесконечная классификация».

Цель: развивать навыки классификации, внимание, память.

карточки с изображениями животных, некоторых других предметов.

Описание: выложить все карточки. Предложить ребенку отделить все карточки с изображениями животных. Далее животных разделить на диких и домашних. Из домашних, в свою очередь, выбрать тех, кто имеет копыта, и отсортировать их на тех, кто с рогами и кто без рогов. Можно классифицировать животных по признакам: пушистый - гладкошерстный, хищник - травоядный, плавает - не плавает, прыгает - не прыгает и т. д.

Игра «Во саду ли, в огороде...».

Цели : развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображениями огорода, сада, леса; фигурки овощей, фруктов, ягод, грибов (вырезанные из картона).

Описание : предложить ребенку правильно распределить вырезанные фигурки, вспомнив, что где растет: овощи - в огороде, ягоды и грибы - в лесу, фрукты - в саду.

Игра «Что положим в холодильник?».

Цели: развивать навык классифицирования; помочь изучить порядок вещей.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями холодильника, шифоньера, посудного шкафа, книжного шкафа, изображения предметов, хранящихся в холодильнике, шифоньере и т. д.

Описание: рассказать ребенку историю про то, как один мальчик решил побаловаться: вытащил все продукты из холодильника, одежду из шкафа, а также всю посуду и книги. Все вещи перепутались, и он не смог убрать их на место, а ведь мама мальчика увидит и расстроится. «Давай поможем ребенку и разложим все по своим местам: продукты рядом с холодильником, одежду возле шифоньера, книги около книжного шкафа, посуду - перед посудным шкафом».

Игра «Найди картинку».

Цель : развивать память, внимание.

Игровой материал и наглядные пособия : картинки одинакового формата с различными изображениями.

Описание: показать ребенку картинку. Он должен внимательно рассмотреть ее. Предложить ребенку отвернуться и выложить все картинки, в том числе и ранее рассмотренную. Предложить найти картинку, которую он уже видел.

Игра «Загадай картинку».

Цель : развивать внимание, слуховое восприятие, речь.

Описание : выложить несколько картинок с разными изображениями. Для первых занятий стоит выбрать рисунок с одиночным предметом. Предложить ребенку выбрать какую-нибудь картинку, но не говорить, какую. Задать ребенку вопросы, ответы на которые приведут к разгадке. Например: «На картинке, которую ты выбрал, изображено животное? Это дикое или домашнее животное? Оно с рогами? С копытами? У него длинный хвост? И т. д.». Предложить поменяться ролями: педагог загадывает картинку, а ребенок задает вопросы.

Игра «Что я делаю?».

Цель: развивать внимание, воображение.

Описание: предложить ребенку поиграть в интересную игру: педагог имитирует определенные действия, а ребенок должен угадать, что под этим подразумевается. Например: педагог складывает пальцы так, будто держит карандаш и водит рукой по воображаемой бумаге. Ребенок должен догадаться, что «рисует» или «пишет» педагог. Следует показывать простые, доступные пониманию жесты (стучать молотком, есть ложкой, пить из чашки, кидать мяч и т. п.). Затем поменяться ролями.

Игра «Кто это делает».

Цель: развивать речь, наблюдательность, логическое мышление.

Описание : предложить ребенку угадать, о ком идет речь в рассказе. Перечислить действия того или иного человека. Например: приходит домой с работы, ужинает, играет с тобой, ходит с нами в парк, цирк и т. п. (Мама или папа.) Стрижет волосы, делает прически, работает в парикмахерской. (Парикмахер.) Лечит детей и взрослых, носит белый халат, слушает фонендоскопом. (Врач.)

Игра «У кого это есть».

Цель: развивать речь, внимание, память, наблюдательность.

Описание: см. игру «Кто это делает» (перечисляются предметы, вызывающие ассоциации с действиями человека). Объяснить ребенку правила и начать перечисление. Например: у кого есть круглые коричневые очки, зеленая кофта и гостинец для тебя? (У бабушки.) У кого есть белый халат, фонендоскоп, белая шапочка? (У врача.) И т. д.

Игра «Дает корова...».

Цель: развивать внимание, память.

Игровой материал и наглядные пособия : карточки с изображениями животных, продуктов, получаемых от животных (молоко, яйца, шерсть и т. п.).

Описание : разложить карточки в произвольном порядке. Предложить ребенку рядом с изображением каждого животного положить изображение того, что дает нам это животное. Например: курица - яйцо, перья (можно нарисовать подушку); корова - молоко (творог, сметана, кефир); коза - пуховая пряжа (нарисовать носочки, варежки) и т. д.

Игра «Узкое - широкое».

Цели: познакомить с понятиями «узкое - широкое»; развивать навыки сопоставления.

Игровой материал и наглядные пособия : два мяча разного размера.

Описание : предложить ребенку прокатить мячи по дорожке, огороженной кубиками. Сделать две полосы - одна для маленького мяча, другая - для большого. Прокатить маленький мяч по широкой дорожке, затем попробовать прокатить большой мяч по узкой. Побудить ребенка объяснить, почему мяч не может уместиться на маленькой дорожке. Введите в активный словарь ребенка понятия «узкая - широкая». Экспериментировать: провести по дорожкам игрушки разного размера. В конце игры обобщить: широкая дорожка - для больших игрушек, узкая - для маленьких.

Игра «Сравнение величин».

Цель: развивать навык сравнительного анализа, речь, логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия : широкая и узкая полоски бумаги, кубики.

Описание: предложить ребенку построить домики для мышки и для зайки: «Как ты думаешь, мы им построим одинаковые по размеру домики?» Побудить ребенка сделать вывод, что домик мышки должен быть меньше домика зайки.

После того как домики будут готовы, рассказать, что зверюшки попросили положить перед их жильем тропинки для гостей. Но чтобы гости не перепутали, дорожка перед мышиным домом должна быть узкой, а перед заячьим - широкой. Показать ребенку, как определить, какая из дорожек (бумажных полосок) шире, путем наложения их друг на друга. Пусть малыш сам распределит дорожки между домиками.

Игра «Как же их отличить?».

Цель : развивать навык сравнительного анализа предметов посредством наложения их друг на друга.

Игровой материал и наглядные пособия: одинаковые геометрические фигуры с незначительной разницей в размерах (вырезанные из бумаги).

Описание : рассказать ребенку, что фигурки - пирожные для кукол. Рассеянные наши куклы перепутали все пирожные и не могут определить, где чье. Ведь пирожное для Маши больше, чем пирожное для Оли, а пирожное для Светы - самое маленькое. Надо куклам помочь. Пусть ребенок подумает, как это можно сделать. Показать ему, как, накладывая фигурки друг на друга, выяснить, какое пирожное больше, а какое - меньше. Раздать куклам их десерт.

Игра «Подбери елку».

Цель: развивать навык сопоставления, умение применять слова «выше - ниже», речь.

Игровой материал и наглядные пособия : елки (вырезанные из бумаги) разного размера.

Описание : нарисовать домик. Рассказать ребенку про мальчика, который живет в этом доме. Рядом с домом изобразить сугробы. Пояснить, что скоро будет Новый год. А значит, обязательно нужна елочка: «Помоги подобрать такую елочку, чтобы она уместилась в домике». Елочки разместить на другом листе бумаги. Если ребенок не справляется с заданием, показать ему, как можно сравнить размер елочки и домика, приложив к нему дерево. Прикладывая елочки, комментировать: «Нет, эта елочка нам не подойдет, она выше домика, она туда не поместится. А эта елочка - слишком маленькая, она ниже домика».

Игра «Разве так бывает?».

Цель: помочь изучить категорию «выше - ниже».

Описание: нарисовать многоэтажный дом, рядом - деревенский дом такого же размера. Поинтересоваться у ребенка, возможно ли, чтобы эти дома и в реальной жизни были одинаковой величины? Выяснить, почему этого не может быть (много этажей - один этаж), значит, многоэтажный дом выше, а деревенский - ниже.

Игра «Чем они похожи?».

Цель: развивать внимание, наблюдательность.

Описание : показать ребенку два предмета, попросить его рассказать о том, что в этих предметах общего, затем - чем они отличаются. Например: «Рассмотри мяч и кубик одного цвета». Общее: оба предмета являются игрушками, оба - одного цвета. Отличия: мяч - круглый, кубик - квадратный, мяч - большой, кубик - маленький. Усложняя игру, показать ребенку предметы с менее выраженными различиями, например: две машинки одного цвета, но с разными колесами, формой кузова и т. д.

Игра «Товарный поезд».

Цель: развивать логическое мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: карточки с изображением предметов разных категорий (посуда, мебель, животные).

Описание : предложить ребенку поиграть в поезд. Поезда идут в разные города и везут разные грузы. Например, поезд, идущий в Москву, везет посуду. Поэтому на картинках-вагончиках должны быть нарисованы предметы этой категории. Поезд, идущий в другой город, перевозит диких животных и т. д. Усложняя игру, выложить карточки разных категорий, но сделанных из одного материала, например, деревянные ложки, деревянные стулья, деревянные кубики, доски и т. д.

Игра «Угадай, о чем я говорю».

Цель: развивать логическое мышление, память, внимание.

Описание : предложить ребенку отыскать в комнате предмет. Описать его местонахождение, цвет, форму, материал, из которого он сделан, и т. д. Например: «То, что я загадала, находится сейчас под одним из стульев в этой комнате. Этот предмет небольшой, круглый, резиновый, красного цвета». Усложняя игру, в дальнейшем не называть место, где находится предмет, перечисляя все остальные его признаки.

Игра «Что бывает...».

Цель : развивать речь, память, навык обобщения предметов по признаку или свойству.

Описание: педагог задает ребенку вопросы, а он на них отвечает. Например: «Что бывает желтого цвета?» (Цыпленок, солнышко и т. п.); «Что растет на дереве?»; «Кто живет в лесу?» и т. д.

Игра «Что на что похоже».

Цель : развивать навык сравнения.

Описание : предложить ребенку поиграть в вопросы и ответы. Например: «Что такое же круглое, как мячик?» (Арбуз, апельсин, яблоко и т. п.); «Что такое же белое, как снег?»; «Что такое же сладкое, как сахар?» и т. д.

Игра «Покажи дорожку».

Цель : развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Описание : нарисовать в разных местах небольшие изображения животных и в отдалении от них — то, что эти животные употребляют в пищу. Например, если на листе нарисован заяц, значит, должна быть морковка или капуста, медведь - бочонок с надписью «Мед», мышь - сыр и т. п. Предложить ребенку провести линии, которые покажут зверю, где лежит его любимая пища. Играть можно в соответствии с темами: «Люди - одежда», «Звери - жилище», «Дерево — лист» и т. п. Для усложнения задания нарисовать посредине листа несколько деревьев или цветов, объяснив ребенку, что тропинка должна их обойти.

1. Изучать понятия «много - мало».

2. Выполнять задания на усвоение понятий «больше-меньше» (определять количество предметов в группе - каких больше, а каких меньше).

3. Счет до двух - учиться различать количество предметов «один» и «два». (Это - минимум. Конечно же есть дети, которые ближе к 3-м годам уже вовсю считают и до 4, и до 5 и даже больше. Но тут все индивидуально. Классические методики развития, ориентируясь на среднего ребенка, все-таки рекомендуют остановиться на цифре 2).

4. Заниматься сортировкой предметов - сортировать пуговицы, бусины, макароны и другие предметы по цвету, по размеру, по другим качествам.

5. Усваивать понятия: выше, ниже, право, лево - учимся ориентировать в пространстве, развиваем пространственное мышление.

6. Учиться складывать простые пазлы или разрезные картинки из 2-4 элементов (первое время - с помощью мамы, ближе к трем годам ребенок учится складывать более сложные картинки самостоятельно).

7. Учиться сопоставлять - играть в игры «где чей домик», «где чей хвостик», «кто что ест» (эти игры удобно проводить с карточками, игрушками, специально подготовленным пособиям, по картинкам в развивающих книжках).

8. Угадывать простые загадки - ребенку в самой простой форме описывают какое-нибудь животное или знакомый предмет, а ребенок угадывает его по описанию (например: "Пушистенький, с острыми коготками, поласатый, любит ловить мышей, мяукает, кто это? Правильно! Кот! А кто говорит «му-му», жует траву, бодается и дает молоко?" И т.п. Начинать нужно с самых простых загадок и постепенно их усложнять).

9. Играть в самый простой вид загадок - угадывать животное по описанию.

10. Играть в еще одну разновидность загадок - мама открывает детскую книжку с красочными картинками и начинает в очень простой форме описывать какого либо животного или предмет, который в ней нарисован. Ребенку предлагается угадать - что описывает мама (он ищет описываемый предмет на картинке). Например: "Скажи, кто нарисован на этой картинке такой маленький, пушистенький, с длинными ушками, любит есть морковку, прыгает прыг-прыг? Поищи его на картинке! Правильно! Это зайка!".

11. Учиться складывать друг в друга несколько матрешек, стаканчиков.

12. Учиться строить пирамиду из кубиков/стаканчиков с убывающим размером:

13. Учиться сопоставлять геометрические фигуры и формы с их плоскими проекциями (играть с блоками Дьенеша, простым конструктором):

14. Ближе к трем годам - строить домики по чертежу (примерно как на картинке, но начинать лучше с двух деталей):


15. Начиная с 2,5 лет - играть в игру "Сложи квадрат" Никитина (на первый взгляд эта игра может показаться сложной для ребенка 2.5 лет. На самом деле дети быстро в ней разбираются, если на первых порах мама несколько раз сложила все квадратики вместе с ребенком):

16. Начиная с 2,5 лет - собирать сборные конструкторы-пазлы:

17. Учиться сортировать предметы по общему признаку. Например - сложи в одну кучку все игрушки, которые ты видишь на карточках, а в другую кучку - все предметы одежды. Этот навык сортировки будет осваиваться намного легче, если на первых порах ребенок при помощи мамы долго будет учиться сортировать только два вида одних и тех же предметов (например - для начала 3-4 раза сортируем вместе с мамой игрушки отдельно от животных. Когда малыш начнет легко справляться с этим заданием - переходим к сортировке других видов предметов (допустим мебель и еда). Постепенно ребенок научится легко сортировать предметы по общему признаку самостоятельно.

Отлично для освоения этого навыка подходят карточки или деревянные игрушки "Подбери группу":

18. Играть в игру «что в этой комнате?» (найди, что в этой комнате круглое? Что в этой комнате твердое? и т.п.).

18. Играть с блоками Дьенеша, с конструктором, другими подходящими предметами (игрушками, макаронами, пуговицами, бусинами и т.п.) по типу:

Найди предметы, фигуры такой же формы;

Найди предметы, фигуры такого же цвета;

Найди предметы, фигуры такого же размера;

Найди такие же фигуры по величине, толщине и другим признакам.

19. Играть с палочками Кюизенера.

20. Играть в «часть и целое» - "чей это хвостик", "подбери крышу к домику" и т.п. (с помощью карточек, картинок в развивающих книжках).

21. Учиться искать предмет по двум признакам (например, найди красный большой квадрат (среди других квадратов - больших и маленьких), маленький синий треугольник и т.п.).

22. Ближе к 3 годам - учиться искать ошибки на картинках (в развивающих книжках) - чего не хватает на рисунке (например, на картинке где мышка нарисована без хвостика), что нарисовано неправильно (например мышка ловит кошку), какой из предметов неправильного цвета и т.п. Хорошие картинки для таких игр можно найти в книжках серии "Умные книжки"

Евгения Богатова
Особенности развития познавательных процессов детей 3–4 лет

Дошкольный возраст является периодом интенсивного формирования психики ребенка. Во всех сферах психического развития происходят значительные изменения. Происходят они благодаря многим факторам : речи и общению со взрослыми и сверстниками, различным формам познания и включению в различные виды деятельности (игровые, продуктивные, бытовые) . Наряду с изменениями возникают сложные социальные формы психики, такие, как личность и её структурные элементы (характер, интересы и др., способности и склонности . Между познавательными процессами начинают устанавливаться тесные взаимосвязи.

Речь. У детей 3-4 лет происходит интенсивное формирование речи, которое идет в процессе совместной деятельности со взрослым. Речь перестраивает все психические процессы : восприятие, мышление, память, чувства и др. Овладение речью позволяет ребёнку управлять своим поведением, думать фантазировать, строить воображаемую ситуацию, осознавать свои действия.

Речь детей в основном продолжает оставаться ситуативной и диалогической, но становится более сложной и развернутой . Словарный запас увеличивается за год в среднем до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Изменяется словарный состав речи : возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность : занимаясь каким-либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью - «приборматыванием» . Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей . С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, наконец, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.

Восприятие. Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия. Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления , способствует развитию речи , памяти, внимания, воображения. Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений , детали, черточки, которые не заметит взрослый. В процессе обучения восприятие будет совершенствоваться и оттачиваться в процессе согласованной работы, направленной на развитие мышления , воображения, речи.

Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов : окраску, величину, форму. Таким образом, восприятие младшего дошкольника 3-4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие и по ним отличает предмет от других. Например : трава зеленая, лимон кислый и желтый. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигать разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.

Воображение. На четвертом году жизни воображение у ребенка развито еще слабо . Малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр, но элементы «активного» воображения, когда ребенка увлекают сам образ и возможность действовать самостоятельно в воображаемой ситуации, лишь начинают формироваться и проявляться. У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например, при встрече с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета. Малыши еще не умеют направлять свое воображение.

В дошкольном возрасте воображение в основном является непроизвольным, у ребёнка отсутствует сознательно поставленная цель создать какой-либо образ. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило : прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. На протяжении всего дошкольного возраста воображение нуждается во внешней опоре, функцию которой могут выполнять различные реальные предметы, игрушки, роли, взятые ребёнком на себя в игре, иллюстрации к литературным произведениям и т. д.

Внимание. Уровень успеваемости ребенка, продуктивность учебной деятельности во многом зависит от степени сформированности внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам : предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели, т. е. является непроизвольным. Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилия воли. В сознании маленьких детей фиксируется то , что ярко, эмоционально. Ребенок неспособен длительное время удерживать свое внимание на каком-то одном предмете, он быстро переключается с одной деятельности на другую.

С возрастом, в процессе игры , обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Произвольное внимание требует от человека волевых усилий для своего возникновения. Произвольное внимание необходимо для того, чтобы делать не то, что хочется, а то, что необходимо. В игре, на занятиях в детском саду ребенок учиться принимать словесное задание и переводить его в самоприказ, овладевая простейшими навыками самоконтроля.

И все же уровень развития внимания еще невысок. Ребенок легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим. Способность детей управлять своим вниманием очень невелика. Сложно направить внимание ребенка на предмет с помощью словесных указаний. Чтобы переключить его внимание с объекта на объект, часто требуется неоднократно повторять инструкцию.

Мышление. В младшем дошкольном возрасте мышление функционирует в предметной деятельности. Ребенок решает практические задачи с помощью орудийных и соотносящих действий, то есть с помощью наглядно-действенного мышления.

В три-четыре года ребенок, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимозависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарное представление о природе и быте людей. Ребенок и сам стремится объяснить то, что видит вокруг. Трёхлетним детям ясна лишь конечная цель, которая должна быть достигнута (надо вытащить из высокого сосуда конфету, починить игрушку, но они не видят условий решения этой задачи. Поэтому их действия имеют беспорядочно – пробовательный характер. Уточнение задачи делает действия проблемными, поисковыми.

Во всех видах деятельности дошкольника развиваются мыслительные операции, такие, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация. Первые мыслительные операция – сравнение и обобщение – формируются у ребёнка при освоении предметных, главным образом, орудийных действий. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное, форме (это все круглое, величине (это все маленькое) .

Память. Память дошкольника 3-4 лет непроизвольная, характеризуется образностью. Ребенок не ставит перед собой осознанных целей, что-либо запомнить. Запоминание и припоминание происходят независимо от его воли и сознания. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Тем ни менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго.

Главным видом памяти ребёнка является образная память. Это представления об окружающих людях и их действиях, о предметах обихода, о фруктах и овощах, о зверях и птицах, о пространстве и времени и т. п. В дошкольном возрасте продолжает развиваться двигательная память , содержание которой значительно изменяется. Движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов (дети танцуют и размахивают платочками) .

До 3-4 лет память ребёнка носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить. Не овладевает он и теми способами , приёмами, которые позволили бы ему преднамеренно осуществить процессы запоминания и воспроизведения. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.

Высокий уровень развития непроизвольной памяти является важной предпосылкой развития произвольных процессов памяти , чем богаче опыт и знания детей , запечатлённые ими непроизвольно, тем легче осуществляется развитие произвольной памяти . Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре, когда запоминание является условием успешного выполнения ребёнком взятой на себя роли. Количество слов, которое запоминает ребёнок выступая, например, в роли покупателя, исполняемого поручение купить в магазине определённые предметы, оказывается выше, чем количество слов, запоминаемых по прямому требованию взрослого.

Произвольное запоминание в 3-4 года может носить и механический характер. Механическое запоминание основано на многократном повторении, оно не опирается на понимание запоминаемого материала. Дети легко запоминают бессмысленный материал, например, считалки, словесные каламбуры, недостаточно понятные фразы, стихотворения, а также прибегают к дословному воспроизведению далеко не всегда осмысленного имя материала.

Итак, в дошкольном периоде происходит становление и развитие основных познавательных процессов . Происходит это благодаря участию взрослых, которые организуют, контролируют и оценивают поведение и деятельность ребёнка, выступают в роли источника многообразной информации. Взрослые, родители, воспитатели во многом определяют своеобразие и сложность психического развития дошкольника , поскольку они включают ребёнка в разные сферы жизнедеятельности, корректируя процесс его развития .

Приветствую Вас, дорогие читатели!

Мой сегодняшний отзыв посвящен самостоятельному развитию и обучению своего ребенка. Конечно, сейчас многие возлагают надежды на центры развития, кружки и садики, но не стоит на них уповать, ведь мы - родители, должны быть первыми учителями своих детей !

И в деле обучения моего ребенка, много места занимают детские пособия. Сегодня расскажу об интересной, разнообразной серии методиста Ольги Николаевны Земцовой "Умные книжки 2-3 года". Начала именно с этой возрастной группы, так как у нас имелся полный набор "Школы семи гномов 0-1 год" и "Школы семи гномов 1-2 года".

Итак, начнем.

Серия "Умные книжки 2-3 года".


Издательство - "МАХАОН".

Место покупки - интернет-гипермаркет "Озон".

В эту серию входят следующие пособия:

Довольно внушительный список, не правда ли? Расскажу Вам о наших пособиях, чтоб вы могли оценить необходимость приобретения конкретного пособия для своего ребенка.

И сегодня расскажу о пособии "ЗАДАЧКИ ДЛЯ УМА" . Это пособие на развитие мышление.

Цена - 45 рублей.

Листы тонкие, обложка лощеная.

В пособии всего 16 страниц.

При выполнении заданий ребенку нужно подумать, порассуждать, проговорить.


Задания интересные и не однотипные.


Задания, из этого пособия развивают внимание и наблюдательность ребенка, подталкивают его к рассуждениям. Эту книгу я бы посоветовала приобрести.

Мой ребенок мог за один "урок" пройти всю книгу в 16 страниц. Конечно, приходится ее убирать на 2-3 недели, и потом по новой ее проходить. В этом плане конечно не удобно. Но применив смекалку и фантазию можно разнообразить задания, придумав что-то свое, тем самым еще ненадолго продлить интерес к ней у ребенка.

PS Приобретала я все пособия в интернет-гипермаркете "Озон", потому что в магазинах города продаются буквально по 1-2 пособия. Поэтому, приобретая в "Озоне" заранее определитесь какие пособия вам нужны, ведь там платная доставка, а заказывать 2 раза получается очень накладно.

Развитие словесно-логического мышления детей

Пройдет год-другой, и ваш малыш станет школьником. Обучение в современной традиционной школе базируется на словесно-логическом мышлении. От его развития будет зависеть успешность вашего малыша. В развитии мышления помогают игры и упражнения. Начинайте упражняться в логике уже сегодня.

Где это можно увидеть?

Спросите у ребенка: «Где можно увидеть ручку, кран, посуду, стрелку, мультфильм, картину, книгу, стол, рыбу, ножницы, слона и т. д?»

Животные и их детеныши

Кошка — котенок, собака — щенок, корова — теленок, овца — ягненок, лошадь — жеребенок, коза — козленок, свинья — поросенок, мышь — мышонок, заяц — зайчонок, лев — львенок, слон — слоненок, курица — цыпленок, птица — птенец и т. д.

Больше-меньше

Познакомьте ребенка с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Например: кот — котик, дом — домик, рот — ротик, гном — гномик, ваза — вазочка, стул — стульчик, волк — волчонок, бык — бычок, кровать — кроватка, мама — мамочка.

НАЙДИ ЛИШНЕЕ. Для проведения этой игры вам понадобятся ряды слов. Три слова в ряду объединены по какому- либо признаку, а четвертое — лишнее. Попросите ребенка обосновать свой ответ. Например:

Кровать, стол, комод, ложка.

Вилка, ложка, кресло, нож.

Юбка, шапка, платье, тапочки.

Яблоко, свекла, груша, виноград.

Дуб, ромашка, роза, тюльпан.

Береза, сосна, липа, яблоня.

Конфета, суп, халва, варенье.

Мяч, кукла, машинка, шапка.

Рука, нос, туфли, живот.

Весна, осень, радуга, лето.

Ручка, карандаш, бумага, фломастер.

ЧТО КОМУ ПОНАДОБИТСЯ? Вы называете слово (человек, птица, животное), а ребенок должен назвать 3—5 предметов, которые понадобятся задуманному герою. Например:

Врач — халат, маска, шприц.

Собака — будка, кость, поводок.

Воробей — ветки, зерна, лужа.

Пчела — цветы, нектар, улей.

Маленький ребенок — погремушка, памперс, соска.

Продавец — касса, товар, калькулятор.

Художник — краски, кисти, полотно.

дворник — метла, ведро, грабли.

Мама —...?

И вы узнаете много интересного о своем статусе.

ЧТО ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ? Называйте предмет, а ребенок пусть называет его части. Не всегда малышу легко даются такие задания. Ваша задача — познакомить его с новыми словами и обогатить его словарный запас. Например:

Машина — колеса, кузов, фары, руль (пусть малыш называет как можно больше элементов).

корабль —...

самолет — …

поезд — ...

велосипед — …

троллейбус - …

стол — ...

кресло — ...

книга — ...

компьютер -

гитара — ...

пианино —…

барабан — ...

забор — ...

цветок — …

дерево —…

бабочка — …

собака — …

человек — …

яблоко — …

арбуз — ...

АНТОНИМЫ. Пришло время познакомить ребенка со словами, имеющими противоположное значение. Антонимов в нашем языке много. Начните с пар качественных прилагательных: мокрый — сухой, холодный — горячий, твердый — мягкий, веселый — грустный, смелый — трусливый, ленивый — трудолюбивый, светлый — темный, длинный — короткий, тихий — шумный, мелкий — глубокий.

КАК УЗНАТЬ,

Идет ли на улице дождь? (посмотреть в окно)

Холодно ли на улице? (посмотреть на градусник за окном)

Пришла ли осень? (обнаружить желтые листья)

Закипел ли чайник? (свистит, из него идет пар)

Сладкая ли каша? (попробовать ее на вкус)

Сварилась ли картошка? (проткнуть вилкой или попробовать)

Высохла ли рубашка? (потрогать)

Сладкий ли чай? (попробовать)

Холодная ли вода? (потрогать)

Пишет фломастер или нет? (попробовать писать)

Крепко ли завязана веревка? (потянуть)

Есть ли молоко в пакете? (поболтать)

Жмут ли ботинки? (померить)

Сколько осталось дней до Нового года? (посмотреть на календарь)

Есть ли какой-то предмет в закрытой коробке? (потрясти коробку)

Работает ли пылесос? (включить)

Мягкий ли хлеб? (пощупать)

Любит ли кошка ананас? (дать попробовать съесть)

Что приготовила мама на обед? (спросить)

Спелый ли арбуз? (разрезать и посмотреть)

Провокационные вопросы:

Как узнать,

Хорошее ли у мамы настроение?

Что подарят на день рождения?

Будет ли папа играть со мной сегодня вечером?

Когда можно посмотреть мультик?

Можно ли сегодня лечь спать и не чистить зубы?

Будут ли ругать за разбитую вазочку?