На что приклеить листья для поделок. Основные приёмы работы с листьями деревьев

Лучшим вариантом для приклеивания листьев деревьев к бумаге, картону является приготовленный своими руками клейстер. В создании поделок используются так же поливинилацетатные смеси (ПВА), клеи-расплавы, специальные составы для декупажа и даже цианакрилатные средства (суперклеи).

Каким клеем пользоваться

Выбор клея зависит от основания, на которое крепится поделка и от размера композиции.

Крахмальный клейстер

Основой клейстера является картофельный крахмал.

Смесь безопасна, не вызывает аллергических реакций, обладает хорошими адгезионными характеристиками.

Подходит для приклеивания листочков к бумаге или картону. Клейстер экологичный, без запаха, поэтому пользоваться им без строго родительского контроля может даже ребенок. Наносится кисточкой или губкой. Излишки смесь подтираются салфеткой или чистой, сухой мочалкой.

После высыхания клейстера создается прозрачный шов, практически не заметный на бумаге под сухими листьями.

ПВА

ПВА используется при создании панно на бумажной, картонной или тканевой основе. Хорошо клеит листья к бумаге и картону. После высыхания не оставляет пятен, не желтеет. По консистенции ПВА бывает жидким и густым. Густая смесь более удобна для работы.

Прозрачный клей для декупажа

Это специальный магазинный состав, сочетающий в одном флаконе клей и лак. Он подходит для объемных поделок из сухих листьев. Например, ваз, светильников, мелкого декора.

Смесь первый раз наносится на основу для приклеивания сухой растительности, а второй раз поверх поделки. После высыхания на поделке формируется защитная пленка. Клей хорошо себя проявляет на деревянной, стеклянной основе, на листиках и салфетках для декупажа.

Горячий клей и термопистолет

Большие осенние композиции в виде корзинок, венков и просто поделки склеиваются горячим клеем.

При работе надо придерживаться правил техники безопасности, поскольку клеевой пистолет сильно разогревается и может нанести ожоги.

Разогретым составом наклеиваются отдельные листики и целые растения к основанию, также можно в сам клей ставить ветки, черенки листков, чтобы придать поделке объем. Термоклей может приклеить листики к любой основе. После засыхания создается беловато-прозрачный шов, поэтому его рекомендуется прятать под приклеиваемым материалом либо использовать маленькими порциями.

Суперклей

Средством пользуются только взрослые. Суперклей имеет сильный токсический запах цианакрилата, который может раздражать слизистую, вызывать аллергические реакции, химические ожоги глаз после длительного контакта с его парами.

При неаккуратном использовании суперклей может склеить пальцы. Разъединять их тяжело и больно.

Суперклей быстро схватывается, поэтому укладывать листья на основу нужно в правильной последовательности в заранее выбранное положение, поскольку времени на коррекцию практически нет.

Как приклеить листья деревьев

Работать с листьями достаточно тяжело, из-за их хрупкости обращаться с материалом нужно аккуратно, строго выполняя последовательность действий.

Приклеивание целых листьев

  • Листья сортируются отдельно на большие и мелкие.
  • Весь материал переворачивается выпуклой стороной с прожилками к низу.
  • На гладкую поверхность материала наносится клей ПВА. Для крупных листков используется кисточка, а на мелкие клеящий состав наносится капельным методом.
  • Если на основании сделана разметка, листки укладываются строго по ней в заранее запланированной последовательности. Чтобы сделать поделку живой, используется материал с плавным переходом цвета. Самая богатая палитра цветов у листьев тополя и калины. Ими удается создавать рисунки с тенями.
  • Излишки смеси удаляются салфеткой.
  • Лист прижимается к основе рукой и оставляется в покое до полного высыхания.

Наклеивание кусочков

Из-за сильной хрупкости засушенные листки часто ломаются еще во время хранения. Из их обломков можно сформировать оригинальные узоры в виде звезд, капель дождя или дорожек. Интересный вариант – склеивание мозаики. Для оживления фона поделки используются мелко раскрошенные разноцветные листки.

  • На бумаге делается разметка будущего узора или рисунка.
  • В заранее продуманных местах или по разметке намазывается клей.
  • Разноцветная крошка густо насыпается на обработанный участок.
  • Сухой салфеткой сверху прикрывается крошка и слегка прижимается рукой для устранения излишков клея.

В результате получается оригинальный рисунок. Раскрошенные листья, приклеенные к основе, визуально напоминают мозаику.


Поделки с листьями или профессиональные панно — актуальны для творчества в летний и осенний периоды. Для качественной приклейки высушенных листьев требуется правильный клей.

В статье мы разберем на какой клей клеить листья при работе с бумагой, картоном, тканью, для склеивания объемных поделок, для профессионального приклеивания.

Каким клеем клеить листья деревьев

Ввиду разнообразия приемов для выполнения композиций с листьями, применяются клеевые составы, соответствующие подложке и объему работы.

  • Клейстер из картофельного крахмала для поделок — идеально подходит для детских аппликаций с листьями.

Полностью безопасный клей, подойдет аллергикам, имеет хорошие адгезионные свойства, в равной степени идеален для бумаги и картона.

С таким клеем поделку из листьев сможет сделать самостоятельно даже маленький ребенок и родителю не придется постоянно контролировать ход работы.

Клейстер можно наносить кистью или губкой. Подтеки клеевой массы с аппликации хорошо убираются салфеткой или сухой губкой.

После высыхания клейстер становится прозрачным, что особенно актуально при приклеивании сухих листьев на бумагу.

  • ПВА клей для аппликаций из листьев — всем известный материал. Детям помладше выбирайте детский состав, взрослым можно использовать профессиональный клей ПВА из строительного супермаркета.

Этим клеем можно создавать панно и аппликации на бумаге, картоне и ткани. После высыхания ПВА не оставляет следов и не переходит в желтый оттенок.

Состав бывает жидкий или густой, при этом со вторым работать удобнее.

  • Прозрачный клей для декупажа из листьев — магазинный состав сочетает в себе клей и лак — два в одном.

С таким клеем можно делать объемные поделки из сухих листьев и растений: вазочки, светильники и прочий интересный декор-поделки.

После высыхания клеевой массы создастся защитная прослойка поверх поделки, так как при работе этот клей наносится как подложка для склейки и финальное покрытие для улучшенной адгезии.

Клей хорошо ведет себя на стекле, дереве, салфетках и поверх листьев.

  • Горячий клей для объемных поделок из сухих листьев — при выполнении больших осенних поделок — корзинки, венки, композиции на тему осень и прочие работы.

Горячий клей несколько опасен при работе, так как требует предельной аккуратности, ведь клеевой пистолет сильно нагревается и может привести к ожогам.

В остальном — это идеальный клей к которому можно прикладывать для приклейки листья или сухие растения, в клей можно вставлять палочки и черенки листьев для получения объема. С помощью клея-пистолета можно склеить листья с любым материалом.

После застывания состав становится бело-прозрачным по цвету, и потому его необходимо прятать внутри поделки или наносить в очень маленьком количестве чтобы было незаметно.


Каким клеем удобнее всего делать аппликацию, а какой лучше использовать для поделки с сухими листьями? Чем отличается ПВА и силикатный клей? Как выбрать хороший клей? – Обо всём этом предлагаем поговорить в сегодняшней статье.

Среди всего многообразия клеящих веществ, давайте рассматривать те, которые могут пригодиться нам для совместного творчества с детьми, т.е. такие клеи, которые полезно иметь под рукой дома. В первую очередь это, конечно, канцелярские клеи.

    Силикатный клей или, как его ещё называют, жидкое стекло, подходит для склеивания бумаги и картона, а также для бумажных работ, не требующих особой эстетики – например, изготовления папье-маше. Дело в том, что при «чистой» работе этот прозрачный клей может дать неприятный нюанс – со временем он желтеет и на бумаге могут появиться следы и деформации, а сам клеевой шов становится хрупким. Ещё одна неожиданная особенность: если таким клеем прикреплять в альбом чёрно-белые фотографии, изображение на них в месте нанесения клея может стать блеклым и вообще пропасть. Впрочем, современный силикатный клей как правило имеет в своём составе добавки, которые устраняют вышеназванные недостатки.

    В то же время, у силикатного клея масса преимуществ: он прочно сцепляет поверхности, экономно расходуется, быстро высыхает, легко смывается обычной водой. Силикатным клеем удобно клеить коробки, соединять крупные бумажные и картонные элементы, а также ремонтировать стеклянные изделия – например, аквариумы, вазы и т.д.

    Выбирая силикатный клей, обратите внимание на его консистенцию. В норме это должна быть прозрачная вязкая жидкость, без загустений и комочков. Также обратите внимание на упаковку – она должна быть удобной для ваших целей. Например, для детского творчества лучше всего подойдёт клей в флаконе с дозатором или в виде клеящего карандаша с аппликатором.

    – основной конкурент силикатного клея. Он так же отлично подходит для работы с бумагой, картоном и фотографиями, а ещё пригодится при создании аппликаций и поделок с тканью, нитками, пробками, перьями, природными материалами. Если вам предстоит работать с хрупкими материалами (например, вышеназванными сухими листьями) – ПВА обеспечит самую деликатную и в то же время надёжную склейку. Этот клей не морщит бумагу, не желтеет, легко наносится и распределяется. С большинства поверхностей остатки клея удаляются без особых усилий. А ещё все дети любят ПВА за то, как легко и весело он снимается с рук. К недостаткам ПВА можно отнести его способность засыхать в флакончике, если тот неплотно закрыт. С другой стороны, всегда можно извлечь засохший кусочек и добраться до нормального жидкого клея.

    «Правильный» ПВА должен быть густым и белым, с мягким специфическим запахом (не резким и не неприятным!). Клей ПВА предлагается во флаконах с особой двойной крышкой, которая одновременно играет роль дозатора и предотвращает засыхание клея. Второй вариант – флакон, колпачок которого оснащён кисточкой для удобного нанесения.

    – очень удобный и экономный твёрдый клей. Выполненный в форме стика, он прекрасно справляется с приклеиванием бумаги, картона и текстиля. Клей-карандаш легко наносится и равномерно распределяется, он не пачкает руки и не требует дополнительных аппликаторов. Им удобно приклеивать маленькие элементы или кусочки неправильной формы, потому что на бумагу наносится ровно столько клея, сколько нужно. Твёрдый клей практически не засыхает, не деформирует поверхность, не оставляет следов. Для детских поделок это, наверное, самый подходящий вид клея.

    К недостаткам клея-карандаша можно отнести его слабую клеящую способность – с чем-то посложнее бумаги и картона он может не справиться.

    Выбирая клей карандаш, проведите им по бумаге. Он не должен быть слишком мягким, иначе будет оставлять кусочки на бумаге, и не слишком твёрдым, т.к. просто не будет клеить. Клей должен легко скользить по поверхности, оставляя равномерный по толщине и по ширине след.

    Твёрдый клей поставляется в стиках разного размера, остаётся только подобрать удобный карандаш, соответствующий размеру руки вашего ребёнка.

    Секундный клей типа «суперклей». Если ваши поделки состоят не только из бумаги и картона, но и из пластика, железа, дерева и других материалов, обычный канцелярский клей вам не поможет – понадобится тяжёлая артиллерия. Сегодня существует множество универсальных клеящих веществ, которые в один миг склеивают любые поверхности. Такой «суперклей» действительно работает как палочка-выручалочка, но только детям его лучше не давать. В силу своей высокой адгезивности, секундный клей мгновенно прилипает к рукам и запросто может склеить пальцы, поэтому работать с ним следует очень осторожно.

На наш взгляд, эти четыре клея – самые удобные и нужные при выполнении творческих работ с детьми. А вы каким клеем пользуетесь?

1. Для поделок больше подойдут мелкие или средних размеров листочки. А также всевозможные ягоды (например, рябина), сухие цветы, семена и травы, специи, которые имеются у любой хозяйки на кухне (перец горошком, душистый перец и гвоздика). Для выделения деталей аппликации и ее фона можно использовать карандаши, фломастеры и краски.

2. Перед тем как делать аппликацию из листьев, подготовьте материалы для поделки. Собранные в лесу или парке листья нужно тщательно просушить. Для этого просто прогладьте их теплым утюгом, предварительно проложив с обеих сторон бумагой. После этого снимите верхний слой бумаги и дайте листьям окончательно просохнуть.

Правда, такой способ подготовки листьев не годится, если вы делаете аппликацию с маленьким ребенком. Все же такой хрупкий материал, как сухие листья больше подходит более взрослым детям. У малышей листочки будут буквально рассыпаться в руках. В этом случае аппликацию лучше делать из непросушенных листьев, а затем уже сушить готовую композицию.

3. Перед тем как клеить листья на картон или лист бумаги, сделайте на нем еле заметный карандашный набросок будущей аппликации. Так ребенок лучше представит будущую композицию и аккуратнее приклеит детали аппликации к бумаге.

4. Что касается клея, то подойдет обычный канцелярский, который нужно нанести на листок очень тонким слоем или капнуть жидким клеем в нескольких местах листочка.

5. Начинать делать самые простые аппликации можно уже с полуторагодовалым малышом, постепенно усложняя сюжет.

Как составить аппликацию из листьев

1. Наметьте простым карандашом расположение будущей аппликации.

2. Возьмите подготовленные листочки. Брать их нужно с осторожностью. Научите своего малыша делать это с помощью пинцета или одного пальчика, смоченного в воде.

3. Теперь нужно приклеить листья к картону. Если листья не слишком сухие, то клей нанесите непосредственно на них, а если они засушенные, то клеем следует покрывать поверхность картона.

4. После того как аппликация будет полностью готова, накройте ее салфеткой и положите на сутки под груз (например, под стопку книг).

Аппликации из листьев: идеи

Малышам

Для самых маленьких подойдут простые сюжеты . Попросите малыша соорудить из листочков все, что он видел во время прогулки, например, деревья. Помогите ему приклеить к альбомному листу или картону небольшие листья (березовые или осиновые), а веточки и ствол нарисуйте красками или фломастерами.

Детям 3-4 лет

Деткам постарше можно усложнить задачу - подумать, на что или кого похож тот или иной листочек. Можно не только смастерить какое-нибудь животное или птицу, но и создать целый сюжет, например, птичку, сидящую на ветке или симпатичного ежика с грибами на спине.

Дошкольникам

С дошкольниками можно составлять аппликации из листьев сразу нескольких деревьев (осиновых, березовых, кленовых, рябиновых). Это могут быть и простые композиции из одной фигуры, и более сложные, состоящие из нескольких фигур. Из разноцветных листьев можно сделать и красивую открытку, и закладку или еще что-то полезное.

Создавайте с вашим ребенком красивые аппликации - из них потом можно сделать целую картинную галерею.

Юлия Грицко
Основные приёмы работы с листьями деревьев

Основные приёмы работы с листьями деревьев

Для организации эффективной деятельности по работе с листьями деревьев используются приёмы приклеивание , деформирование, отпечатывание, копирование, вырезание и набивание.

ПРИЁМЫ РАБОТЫ И ИХ ВАРИАТИВНОСТЬ

1. «ПРИКЛЕИВАНИЕ»

1.1. ЦЕЛЫХ ЛИСТЬЕВ

1.2. ЧАСТИ (КУСОЧКОВ) ЛИСТЬЕВ

2. «ДЕФОРМИРОВАНИЕ»

2.1. СКЛАДЫВАНИЕ ЛИСТЬЕВ

2.2. СКРУЧИВАНИЕ ЛИСТЬЕВ

3. «ОТПЕЧАТЫВАНИЕ»

3.1. КРАСКАМИ

3.2. ПРИ ПОМОЩИ ВОСКОВЫХ КАРАНДАШЕЙ

3.3. НА ПЛАСТИЛИНЕ

4. «КОПИРОВАНИЕ»

4.1. ОБВОДКА ЛИСТЬЕВ ПО КОНТУРУ

4.2. СРИСОВЫВАНИЕ ЛИСТЬЕВ С НАТУРЫ

5. «ВЫРЕЗАНИЕ»

5.1. ТРАФАРЕТА ЛИСТЬЕВ

5.2. ФИГУРЫ ИЗ ЛИСТЬЕВ

6. «НАБИВАНИЕ»

6.1. ПРЯМЫМ СПОСОБОМ

6.2. ОБРАТНЫМ СПОСОБОМ

1. «Приклеивание»

Сухие листья – очень хрупкий материал, и работать с ним , и приклеивать его нужно очень аккуратно и осторожно.

Вариативность приёма :

1.1. Приклеивание целых листьев

1. Отберём листья большого и маленького размера.

2. Перевернём лист выпуклой стороной с прожилками вниз.

3. На более гладкую поверхность листа нанесём кисточкой клей ПВА. Если листья мелкие клей наносим капельным способом.

4. В определённой ритмичной последовательности (большой, маленький или др.) приклеим листья на поверхность в соответствии с разметкой или без неё.

5. Промакиваем излишки клея салфеткой и прижимаем лист к поверхности ладонью руки.

Хорошо использовать листья с переходами цвета . Картина получается живой и более естественной. Обычно у таких растений как тополь или калина очень богатая палитра цвета и листьями можно показать свет и тень.

Результат : Засушенный лист дерева приклеен к основанию работы .

1.2. Приклеивание части (кусочков) листьев

Случается, что в процессе работы или хранения сухие листья ломаются . Сломанные части можно использовать для оформления работ : звездочки, дождинки, дорожку и т. д. Можно сделать мозаику из кусочков листьев . А если приготовить разноцветную крошку, то она поможет оживить фон.

1. Намазываем клей на основание по замыслу , разметке.

2. Посыпаем эту поверхность разноцветной крошкой из кусочков листьев .

3. Прижимаем слегка ладонью руки через салфетку.

Результат : Намеченный рисунок заполнен раскрошенными частичками от листьев , напоминает мозаику.

2.«Деформирование»

Деформирование – это изменение формы чего-либо под воздействие силы. Для изменения формы листьев деревьев используют приёмы складывания и скручивания.

Вариативность приёма :

2.1. Складывание листьев

1. Лист перегибаем и , убедившись, что линия сгиба наметилась правильно, при помощи пальцев рук, движением от себя или слева направо, приглаживаем линию сгиба. Пальцами левой руки при этом придерживаем обе части листа , чтобы они не сдвигались с места.

2. Затем намеченную складку складываем в заданном направлении в соответствии с задумкой.

3. Зафиксируем результат нитками, травинками или проволокой.

Результат : изменённая форма листьев в соответствии с задумкой.

2.2. Скручивание листьев

1. Лист сворачиваем вокруг пальца левой руки или на основании стола пальцами обеих рук.

2. Затем слегка придерживая обе части листа и не надавливая на полученную трубочку, фиксируем на клей или скрепку, точно определив нужный диаметр закрутки.

Результат : изменённая округлая объёмная форма листа в соответствии с задумкой.

3. «Отпечатывание»

В данном случае лист дерева используется и как инструмент - средство создания изображения и как выразительное художественное средство.

Вариативность приема :

3.1. Отпечатывание листьев красками

1. Покрываем лист дерева красками одного цвета или разными цветами со стороны выпуклых прожилок, не оставляя пустых мест и не забывая окрашивать края.

2. Затем лист дерева прикладываем окрашенной стороной к бумаге, стараясь не сдвигать его с места, иначе отпечаток будет нечётким, смазанным.

3. Для получения отпечатка плотно прижимаем лист к бумаге .

4. Затем берём листочек за черенок и осторожно снимаем его с поверхности бумажного листа .

5. Берём следующий листочек , покрасим его в другой цвет и отпечатаем в другом месте композиции. Листик можно покрыть не одним цветом, а разными, тогда отпечаток получится двуцветным.

6. Можно повторно использовать уже окрашенный листик , нанеся на него другой цвет, тогда при смешивании разных красок может получиться необычный оттенок.

7. Когда рисунок заполнится отпечатками листиков , кистью дорисовываем стволы деревьев , где отпечатавшиеся прожилки листика будут напоминать веточки в цветной кроне.Результат : рисунок листьев с нечётким контуром , но с хорошо прорисованной текстурой листа .

3.2. Отпечатывание листьев при помощи восковых карандашей

1. Выкладываем лист дерева , выступающими жилками вверх.

2. Сверху накрываем его листом ксероксной (цветной) бумаги.

3. Заштриховываем поверхность бумаги восковым карандашом.

4. Для усиления цветовой насыщенности отпечатка, получившийся лист дерева заштриховываем повторно, надавливая карандашом посильнее.

5. Для живописности рисунка можно использовать разные цвета восковых карандашей.

Помимо восковых карандашей в этом приёме можно использовать художественные мелки, пастель, уголь и цветные карандаши.

Результат : четко просматриваемая текстура и контур листьев деревьев .

3.3. Отпечатывание листьев на пластилине

Подобный приём можно использовать в работе с мастикой и гипсом , но для работы с детьми лучше взять пластилин.

1. Разминаем и выкладываем пластилин на гладкую поверхность.

2. Затем пластилин раскатываем скалкой в пласт толщиной около 2 см., а неровные края обрезаем.

3. На пластилин выкладываем лист , выступающими жилками вниз.

4. Прокатываем по пласту скалкой с некоторым нажимом.

5. Аккуратно снимаем лист и обрезаем неровные края.

Результат : рельефное изображение листа дерева .

4. «Копирование»

Для того, чтобы научиться копировать необходимо взять ровный без изъянов лист дерева и начать работу .

Вариативность приема :

4.1. Обводка листьев по контуру

1. Берём простой лист дерева .

2. Кладём его на лист бумаги .

3. Берём карандаш и обводим лист по контуру , придерживая его рукой.

Результат : силуэтное изображение листа дерева .

4.2. Срисовывание листьев с натуры

1. Лист дерева кладём перед собой .

2. Начинаем срисовывать лист , зрительно сопоставляя его форму, размер, контурные очертания.

3. Раскрашиваем лист и прорисовываем прожилки карандашами или красками.

Можно положить листья на разном расстоянии от себя и рисовать их на этом расстоянии. Соответственно, на бумаге листья должны быть по размеру такими, как вы их видите, а не в натуральную величину. Это связано с перспективой - предметы кажутся меньше, чем на большем расстоянии они от вас находятся.

Результат : реалистичное изображение листьев деревьев .

5. «Вырезание»

Ножницы для вырезания должны быть хорошо заточены, хорошо закрываться и открываться. Чтобы вырезать ровно, надо, вырезая правой рукой (у правшей, не закрывать ножницы до конца, а продвигаться маленькими шажками вперёд. Все манипуляции с бумагой совершает вспомогательная рука.

Вариативность приёма :

5.1. Вырезание трафарета листьев

1. Исходное изображение силуэта срисовываем от руки «на глаз» или обведём по контуру листьев на бумагу (будущий трафарет) .

2. Аккуратно вырезаем контур рисунка ножницами. Воткните конец ножниц в ту часть поверхности, которую вырезаем, доведите разрез до линии.

3. Режем бумагу плавно, не прерываясь, строго по контуру рисунка. Без крайней необходимости не отрываем нож от бумаги.

4. На одном трафарете можно вырезать несколько силуэтов листьев в определённой очерёдности, чтобы в будущем можно было опечатать фриз.

Для дальнейшего творчества можно использовать и внутреннюю часть трафарета (обратный трафарет) и внешнюю (прямой трафарет) (см. ниже приём «Набивать» ). Трафарет можно использовать многократно.

Результат : внутренняя часть трафарета - силуэт листа из бумаги , внешняя часть – фон из бумаги.

5.2. Вырезание фигуры из листьев

1. Вырезаем прямую линию - вспомогательная рука просто движется по листу вперед , как бы стремясь "догнать" вырезающую руку.

2. Вырезаем квадрат - доходим до угла изображения, поворачивая лист ; не вынимая ножниц, продолжаем вырезать фигуру.

3. Вырезаем круг - после каждых трех надрезов передвигаем руку, держащую лист , поближе к ножницам; при этом левая рука пытается догнать правую.

4. Вырезаем сложные контуры – комбинируем движения рук из вышеизложенных действий.

Результат : фигура любого изображения, полученная из листа дерева (буква, ёлочка, круг и т. д.) .

6.«Набивание»

Если вы хотите получить на поверхности точечный рисунок, проще всего это сделать способом набрызга с помощью жесткой кисти, щетки, пульверизатора или краскораспылителя. Для более плотной набивки изображения используется поролоновый тампон и густую краску (гуашевые краски) .

Вариативность приёма :

6.1. Набивание прямым способом

1. Для набивки простых рисунков в один цвет берём прямой трафарет.

2. При помощи круглой кисти (тампона) и выбранной краски по трафарету отбиваем точную копию намеченного рисунка.

3. В данном случае фоном служит цвет поверхности.

Результат : Чёткий закрашенный силуэт листьев деревьев , фон вокруг силуэтного рисунка – цвет бумаги.

6.2. Набивание обратным способом

1. При этом способе используем обратный трафарет, где набивается краской только фон.

2. После набивки фона рисунок проявляется за счет цвета самой поверхности (бумаги, а пространство, окружающее рисунок, затемняется или высветляется.

Обратный трафарет также применяется для набивки бордюров и фризов.

Результат : Силуэт листьев деревьев не закрашен , имеет цвет поверхности (листа бумаги ) . Фон закрашен краской.