Наблюдение за лягушкой в старшей группе. Прогулка — наблюдение за лягушкой в средней группе

Цели: уточнить представления детей о внешнем виде, спосо­бе передвижения лягушки; развить наблюдательность, интерес к земноводным, речь.

Педагог говорит, что лягушка погостит у детей несколько дней, а потом ее надо будет выпустить. «В неволе всем живот­ным плохо, даже если человек ухаживает за ними. Дикие жи­вотные должны жить в природе». Предлагает хорошо рассмот­реть лягушку и рассказать о ней, чтобы ее порадовать. Выпуска­ет лягушку в таз с водой.

Подвижная игра «Лягушки и цапля» («Поймай комара») Цели: развить умение прыгать, ловкость, внимание, закрепить

знание о способе передвижения лягушек, издаваемых звуках. Педагог предлагает детям превратиться в ловких маленьких

лягушат и ускакать от цапли, которая может их съесть.

Дидактическое упражнение «Лягушачий хор»

Цель: развить слуховое восприятие, умение подражать раз­ным звукам, внимание.

Педагог предлагает для Жанны устроить лягушачий хор. Но квакать не очень громко, чтобы не испугать ее.


Игра «Путешествие к лесному болотцу» Цели: закрепить знания детей о флоре и фауне болот; развить воображение, артистизм, речь; сформировать интерес к живой природе и желание ее сохранять.

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие в род­ные края лягушки Жанны.

Игра-перевоплощение «Лягушкой была даже царевна»

Цели: закрепить знания о жизни лягушки; развить память, воображение, фразовую речь, артистичность, эмпатию; сфор­мировать бережное отношение к живой природе.

Разучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»

(по методике «Расскажи стихи руками»)

Две лягушки-хохотушки Показывают указательный и

средний пальцы, остальные под­бирают.

Прыгали-скакали. Изображают прыжки на этих

пальцах.

Лапкой - хлоп, другою - хлоп, Хлопают ладонью по ноге.

Щеки раздували. Показывают округлость вокруг

Увидали комара, Делают щепотку из трех паль-

цев правой руки, изображают траекторию полета комара, про­слеживая ее глазами.

Закричали: Ква-ква-ква! Ладони складывают пальцами

от себя, открывают и закры­вают, не отрывая запястья.

Улетел комар как ветер. Резко выдвигают руку вперед.

Хорошо пожить на свете! Поглаживают себя ладонью по

груди.

Работа с иллюстрациями

Цели: закрепить знания о сказочных образах, подготовиться к игре-драматизации; развить речь.

Дети рассматривают иллюстрации из сказок, в которых геро­иней является лягушка.

Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Цели: развить вербальную и пантомимическую выразитель-нос! ь, артистичность детей; порадовать их.


Викторина «Что мы знаем о насекомых» Цели: проверка знаний детей по теме «Насекомые». Пчела Майя вместе с другими насекомыми прощается с детьми,

а на прощанье задает вопросы, чтобы проверить их знания о

насекомых.

Варианты развлечений и викторин можно найти в книге .

Список литературы по теме

Андерсен Г.Х. «Дюймовочка».

Бианки В. «Голубые лягушки».

Большая советская энциклопедия. Т. 15. М., 1974.

Гаршин В. «Лягушка-путешественница».

Детская энциклопедия «Земноводные» - любое издание.

Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Т. 1.

Жизнь животных: Энциклопедия. Т. 5. М., 1985. С. 17, 18.

Крылов И.А. «Лягушка и волк» (басня).

Лучич М.В. Детям о природе. М., 1989.

Мариковский ПИ. С магнитофоном в природу. М., 1983.

Михалков С. «Упрямый лягушонок».

Паустовский Г.К. «Квакша».

Пришвин М.М. «Журка», «Лягушонок».

Пшеничных С. «Лягушка и кузнечик» (стихотворение из кни­ги «Кто построил круглый дом»).

Сладкое Н. «Ухоронки», «Бежал ежик по дорожке», «Жалей-кин и мышонок», «Жалейкин и жабы» (из книги «Не долго ду­мая»), «Охота за голосами».

Снегирев Г. «Уха».

Сутеев В. «Кто сказал мяу», «Кораблик».

Тамбиев А. «Головастик ищет маму».

«Теремок» (русская народная сказка).

Тихонов Н. «Соловей и лягушка».

Ушинский К.Д. «Научная игра».

Хрестоматия. Природа и люди / Сост. В.Н. Горощенко. М., 1971.

«Царевна-лягушка» (русская народная сказка).

Чуковский К.И. «Цыпленок», «Черепаха».

Шарапова Л. «Как надутые подушки...» (стихотворение).

Васильев А.Я. 1

Трифачева Л.А. 1

1 Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №26" (с углубленным изучением отдельных предметов) Городского округа "город Якутск"

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Каждое лето мы проводим в деревне Усун-Кюель Сунтарского района. Там посреди деревни есть озеро с одноименным названием, где обитают очень много лягушек. Мы знаем, что лягушки мечут икру, икринки становятся головастиками, а из головастика постепенно вырастает лягушка. Но как это происходит на самом деле в живой природе, не видно. А нам очень интересно знать, как это происходит на самом деле.

Цель работы: изучить превращение головастика в лягушку в домашних условиях и выяснить к какому виду она относится.

Задачи исследования:

исследовать литературу о лягушках;

изучить среду обитания лягушек и выяснить, чем они питаются;

найти и поймать маленького головастика для проведения эксперимента и создать условия для его выживания; вести наблюдение за ростом и развитием головастика, фиксирование полученных данных;

выяснить к какому виду относится моя лягушка и узнать об изучении лягушек в Якутии;

сделать выводы.

Методы исследования:

поиск и сбор информации о лягушках, наблюдение за лягушками в природе;

сбор информации и создание условий для проведения эксперимента;

практическая деятельность: уход и кормление, наблюдение, регистрация, сравнение и анализ полученных результатов;

представление результатов и формулирование выводов.

Практическая значимость исследования:

Расширить кругозор в области естествознания;

Формировать бережное отношение к природе;

Научиться пользоваться научной литературой.

1. Наблюдение за лягушкой в домашних условиях

На озере Усун-Кюель однажды мы поймали одного маленького головастика, положили в пластиковую бутылку с водой и принесли домой. Нашли большое старое ведро. Сходили за водой и илом из озера, чтобы головастик чувствовал себя как дома. Это было 3 августа 2016 года.

Я хочу рассказать о том, как мы проследили, затем, как головастик превращается в лягушку. В конце эксперимента маленький лягушонок благополучно вернулся в свою привычную среду обитания.

Ежедневно мы наблюдали за изменениями, происходящими с головастиком. Все эти изменения мы фотографировали, измеряли длину головастика и длину хвоста.

1 день: головастик вместе с хвостиком был почти 3 см, а длина хвостика - 1,7 см. У нашего головастика голова была большой, хорошо были видны задние лапки, передние только формировались, хвост был намного длиннее головы (см. Приложение 1).

Через 2 дня: длина самого головастика не изменился, а длина хвостика стал 1,5 см. Хорошо были видны передние лапки. Головастик был активным, смешно плавал в воде. Питался водными организмами, которые находил в воде. Воду мы меняли через каждые два дня (см. Приложение 2).

На 4 день длина хвостика стала 1,3 см, еще через 4 дня (8 день) - 0,9 см. Постепенно хвостик утончался и уменьшался в размере. Головастик был активным, хорошо плавал в воде. Мы пытались кормить пойманными насекомыми: мухами, стрекозами, комарами. Пока насекомых не ел (см. Приложение 3, 4).

В течение 10 дней длина хвостика уменьшилась почти в 2 раза. За это время стал очень похож на лягушку, но только с хвостиком. Головастик начал смешно прыгать и есть живых комаров, которых мы ловим. Мертвых насекомых (мух, стрекоз), по-прежнему, не ел (см. Приложение 5).

И вот, к концу второй недели остался только отросточек длиной 0,2 см. А длина тела осталась такая же - почти 3 см. Он превратился в маленького лягушонка (см. Приложение 6, 7).

В ходе наблюдения мы выяснили, что головастик питается водными организмами, которых находит в воде. В ходе метаморфоза не ест насекомых. Когда он стал маленьким лягушонком кормили его только живыми комарами, которых мы специально ловили.

Изучив литературу, сравнив фотографии, наблюдая за лягушкой, мы выяснили, что наша лягушка относится к виду: Сибирская лягушка, роду: Лягушки, семейству: Настоящие лягушки, отряду: Бесхвостые из класса земноводных ( лягушка).

2. Изучение лягушек в Якутии

Земноводные Якутии являются самыми немногочисленными. Они представлены всего 4 видами: из отряда хвостатых - сибирский углозуб, безхвостых - сибирская, дальневосточная и остромордая лягушки. Все виды занесены в Красную книгу Республики Саха (Якутия), кроме сибирской лягушки. Видовая бедность земноводных и пресмыкающихся обусловлена неблагоприятными природно-климатическими условиями их обитания. В Якутии лягушки могут жить до 8-9 лет (Красная…, 2003).

Сибирская лягушка широко распространена по всей Якутии. Обитает вдоль рек, а также в аласных озерах в бассейне рек Лена и Вилюй и в Лено-Амгинском междуречье. Лягушки за пределов аласов не уходят, удаляясь от озера по лугу на расстоянии 5-50 метров, иногда больше метров, образуя изолированные аласные колонии. В тайгу этот вид далеко не проникает, встречается в увлажненных заболоченных местах (Аверинский, Седалищев, 2004).

Уход на зимовку начинается в конце августа - начале сентября. Зимовка длится 200 - 220 дней. Период активности - около пяти месяцев. Пробуждение и выход на сушу - конец апреля или начало мая. Места размножения - заливные луговые низины и неглубокие озёра.

Сезон размножения происходит с мая до первой половины июля. Размножение происходит в мелких озёрах, прудах, больших лужах и болотах со стоячей водой. Брачные крики отсутствуют — вид относится к группе «немых» лягушек. В кладке 250—4000 яиц, отложенных в одном или двух комках.

Период эмбрионального развития длится 10 - 15 дней (с 5 - 8 по 20 - 25 мая). Первые головастики появляются на аласах 19 - 12 мая, в долине средней Лены - 15 - 25 мая. Метаморфоз происходит в июне-августе (Седалищев, Аверинский, 2002).

Интенсивность питания лягушек зависит от температурных условий (максимальная при температуре 10-15 0 С). Например, моллюски, паукообразные, равнокрылые, клопы, некоторые жуки и двукрылые встречаются в рационе лягушек с мая по сентябрь. Однако в июле эти объекты питания лягушек доминируют в вечерние и ночные часы, что совпадает со временем суточной активности земноводных и их «жертв». Встречаемость двукрылых в вечерние и ночные часы - 44 - 92%, жуков - 50 - 70%; рав- нокрылых - 50 - 70% и моллюсков - 39 - 50% (Аверинский, Седалищев, 2004).

Сибирская лягушка зимует в ямах на дне рек и озёр группами до нескольких сотен особей (обычно не более 500-600), не теряет подвижности при +0,5...+1 °С (Седалищев, 2006). Икра сибирской лягушки способна выдерживать промерзание. В печени сибирской лягушки образуется глицериноподобное вещество, которое затем распространяется по другим органам и не дает образовываться льду (Мамонов, 2003).

Заключение

В ходе проведения исследования:

Я выяснил, что за превращением головастика в лягушку можно наблюдать в условиях, приближенных к естественной их среде обитания. Для этого нужна вода, ил и береговая грязь из озера, где они обитают. Менять всё это надо через каждые 1-2 дня. Из этой воды он питается простейшими и другими водными организмами.

Превращение моего головастика в лягушонка произошло в течении двух с половиной недель. Я выяснил, что по мере превращения головастика в маленького лягушонка укорачивается и исчезает длинный хвост, а длина остается почти таким же. При сравнении с другими лягушатами из озера Усун-Кюель, видимых изменений в росте не наблюдалось.

Выяснил, что моя лягушка относится к виду Сибирская лягушка, род Лягушки, класс Земноводные. Они распространены повсеместно.

В Якутии бесхвостые земноводные представлены 3 видами: сибирская, дальневосточная и остромордая лягушки. Кроме сибирской лягушки, все входят в Красную книгу Якутии. У лягушек в Якутии ранний уход на зимовку и позднее пробуждение, период активности длится около пяти месяцев.

Ещё узнал, что в печени сибирской лягушки образуется глицериноподобное вещество, которое затем распространяется по другим органам, поэтому они не замерзают в холодную зиму.

Список использованных источников и литературы

Аверинский А.И., Седалищев В.Т. Беспозвоночные в питании сибирской лягушки (Rana amurensis) в Центральной Якутии // Зоол. журн. - 2004. - Т. 83. - № 1. - С. 122 - 125.

Красная книга Республики Саха (Якутия). Т 2. Животные. - Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. - 205 с.

Мамонов Г. Земноводные и пресмыкающиеся на севере// Газета «Биология». - 2003. - №42.

Седалищев В.Т. К экологии земноводных и рептилий Якутии // Геология, география и биологическое разнообразие Северо-Востока России: Материалы Дальневосточной регион. конф. / Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН. - Магадан, 2006. - С. 402 - 407.

Седалищев В.Т., Аверинский А.И. Экология сибирской лягушки (Rana amurensis) в Центральной Якутии // Наземные позвоночные Якутии: экология, распространение, численность. - Якутск: Якут. фил. Изд-ва СО РАН, 2002. - С. 110 - 118.

Электронный ресурс: https://ru.wikipedia.org/wiki/сибирская лягушка)

Приложения

Приложение 1. День 1

Приложение 2. День 3

Приложение 3. День 4

Приложение 4. День 8

Приложение 5. Через 10 дней

Приложение 6. К концу 2 недели

Приложение 7

Таблица 1. Превращение головастика в лягушонка (в цифрах)

Параметры

с хвостом

Длина хвоста

Длина туловища

Краснодарский край

Муниципальное образование Туапсинский район

село Георгиевское

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12

Мои наблюдения за лягушками.

Работа подготовлена

ученицей 4 класса

Пономарчук Дианой.

Учитель: Пономарчук Фелименна Адамовна

2012 -2013уч.г.

Почему я начала свои наблюдения?

Ежегодно в огороде устанавливалась ванна,

в неё набиралась вода для полива. А в этой воде заводились лягушки.

Мне было интересно смотреть на головастиков.

Что я хотела узнать?

1.Как появляются лягушата?

2.Как долго они появляются?

3.Сколько лягушат покинут ванну с водой?

4.Узнать больше о таких лягушках из интернета и книг.

Итого-109 дней.

Я узнала, что лягушку зовут квакша обыкновенная . Наблюдала, как она отлично лазает по гладким вертикальным поверхностям, хорошо прыгает и плавает. У неё интересные лапки- с присосками. Ещё я узнала, что самка откладывает около 690-1870 икринок несколькими порциями в виде небольших комочков. Я видела такие комочки с десяток в ванне до 40 икринок в комочке.
Взрослая квакша окрашена в ярко-зеленый цвет.
Размер небольшой: 3-4 см. Продолжительность жизни : в природе - до 12 лет.
О битает квакша в широколиственных и смешанных лесах, на лугах, в речных долинах, в садах и парках, на виноградниках. В горы поднимается до 1500 м над уровнем моря.
Большую
часть жизни проводит на деревьях, кустах или высоких травянистых растениях, где полностью сливается с фоном, на котором держится, и ее бывает нелегко заметить. Охотно населяет нижний и средний ярусы леса, поднимаясь при этом на высоту около 2 м. Квакша обыкновенная ведет преимущественно сумеречный и ночной образ жизни. В сумерки спускается на землю, купается в росе или воде и охотится. День проводит неподвижно, прикрепившись к листку или просто к древесному стволу, схватывая пролетающую мимо добычу. Питается наземными корма ми(блошки, щелкуны, жуки-листоеды, гусеницы, , летающие насекомые). При ловле добычи обыкновенная квакша выбрасывает длинный липкий язык, бьющий по жертве, а при захватывании крупной добычи запихивает ее в рот с помощью передних лап.
У квакш есть враги: (ужи), лягушки, , хищные зверьки, птицы. В период личиночной стадии немало головастиков гибнет от хищных водяных жуков, личинок , хищных рыб, тритонов и других обитателей водоемов.
Польза для человека : поедает огромное количество насекомых.
Обыкновенную квакшу издавна считают предвестником дождя, это особенно видно перед летним ненастьем, когда окраска ее тела вместо светло-зеленой становится темно-зеленой, темно-серой или бурой. Перед грозой, но не всегда, квакши кричат чаще и громче.
Из энциклопедии о животных и интернета я узнала, что в настоящее время численность квакш обыкновенных постепенно снижается.

Угрозы для вида: потеря среды обитания (загрязнение водоемов, вырубка лесов, строительство гидросооружений).
В настоящее время выделяют 6-8 подвидов, из которых в пределах нашей страны встречаются 3.
На кожа лягушек выделяется яд - пептид, который для человека не опасен. После контактов с лягушкой желательно вымыть руки.
Квакша обыкновенная занесена в Международную Красную книгу, как вид с низким риском исчезновения.


Интересные факты о квакшах.

    Квакши – это самое мелкое семейство среди лягушек. Квакши отличаются от прочих видов наличием расширенных дисков на пальцах, помогающих им взбираться вверх. Некоторые виды квакш умеют «летать». Это не полет в полном смысле слова, а планирование. Эта способность позволяет квакшам спасаться от врагов, они могут «улететь» на расстояние до12 метров.

    Зрение у лягушек устроено таким образом, что они могут одновременно смотреть вперед, вбок и вверх. Они никогда не закрывают надолго глаза, даже во время сна.

    Нужно отметить, что лягушки использую свои глаза, чтобы глотать пищу. Когда лягушка моргает, ее глазные яблоки опускаются вниз, создавая выпуклость вверху их рта. Эта выпуклость сжимает пищу и проталкивают ее в горло, которое находится на спине.

    Самые резвые среди лягушек - это австралийские квакши, которые известны под названием квакша древесная. Она способна на прыжки в высоту до 1,7 метра.

Вывод

    Икра, личинки, головастики, лягушка - этапы рождения лягушки.

    Очень долго - 109 дней я наблюдала за появлением лягушат Лягушата были маленькие, не больше 1 см, когда покинули место своего рождения.

    Икринок было очень много, лягушат невозможно было пересчитать/точно, больше 200/, а доросло всего 12 лягушат.

    Мы всей семьёй с осторожностью ходили по участку, но ни разу маленьких

лягушат не видели.

Надеюсь, что мои лягушата вырастут и исполнят для меня свою песню.

К работе прилагается:

1.Презентация «Мои наблюдения за лягушками» с использованием авторских фотографий/авторы Пономарчук Диана и брат Дима/.

2012 -2013 уч. г.

Утро

Дидактическая игра «Скажи, какой?» - учить детей выделять признаки предметов, использовать в речи качественные прилагательные.

Песенное творчество «Спой ласково свое имя» - развивать у детей ладотональный слух, формировать умение самостоятельно находить ласковые интонации. Побуждать детей находить интонации, построенные на нескольких звуках.

УГ комплекс №1, п/план.

Самообслуживание: учимся следить за внешним видом - способствовать совершенствованию ранее освоенных детьми навыков, учить их быстро, правильно и аккуратно одеваться, раздеваться, следить за своим внешним видом.

Работа в уголке природы: рассматривание попугая - обратить внимание детей на красивые, разноцветные перья птицы, предложить ребятам рассказать, что общего у попугая с другими птицами, назвать его особенности.

Дежурство по занятиям - привлекать детей к подготовке необходимого для занятий оборудования, учить выбирать инструменты и материалы по его теме.

Прогулка 1

Наблюдение за солнцем - познакомить детей с явлениями неживой природы: изменениями, происходящими с солнцем, с понятием "продолжительность дня".

Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от мусора - развивать желание работать дружно, помогая друг другу.

Индивидуальная работа. Развитие движений - обучать прыжкам в высоту с бокового разбега; закреплять навыки мягкого приземления на полусогнутые ноги в прыжках в высоту с разбега.

Дидактическая игра «Садовник и цветы» -учить детей использовать в игре свои знания о садовых цветах (название, внешний вид); активизировать словарь детей по данной теме.

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы». Сюжет «Моем машину» - учить детей подготавливать необходимые условия для игры, договариваться о последовательности совместных действий. Активизировать речь детей.

Подвижные игры

«Ловишки» - учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

«Чьё звено соберётся быстрее» - развитие самостоятельности, смекалки.

«Не дай мяча водящему» - учить детей действовать по команде; развивать внимание, ловкость. Развитие самостоятельности, смекалки.

Игры с выносным материалом.

Вечер

Гимнастика после сна Комплекс №1, п/план.

Гимнастика для глаз комплекс №1, п/план.

Хозяйственно-бытовой труд . Практическое упражнение «Лучшая кровать» - закреплять умение самостоятельно, быстро и красиво убирать постель после сна.

Беседа «Что такое этикет?» - познакомить детей с понятием «этикет», формировать у детей представления о взаимосвязи этики с этикетом. Учить детей сопоставлять
свои действия с предписаниями этикета.

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» -

расширение представлений детей о труде парикмахера, воспитание уважения к людям данной профессии.

Дидактическая игра «Собери букет» -

закрепить знания детей о полевых цветах (название, внешний вид, место произрастания), расширять словарный запас по данной теме.

Ознакомление с художественной литературой: рассказывание сказки Р. Киплинга «Слоненок» в переводе К. Чуковского - развивать внимание, побуждать детей принимать участие в рассказывании знакомой сказки, формировать образность речи.

Работа в уголке сенсорного воспитания продолжать знакомить детей с разными видами бумаги и ее свойствами. Обогащать чувственный опыт детей.

Прогулка 2

Наблюдение за сезонными изменениями - закреплять знания о взаимосвязи живой и неживой природы; учить выделять изменения в жизни растений и животных в осеннее время;

формировать представление об осенних месяцах.

Трудовая деятельность. Уборка участка детского сада от опавших листьев - учить создавать у себя и других детей радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру.

Индивидуальная работа. Совершенствовать прыжки с продвижением вперед.

Спортивная игра баскетбол - продолжать знакомить детей с правилами игры, рассказать о правилах безопасного поведения с мячом. Познакомить детей с игровой площадкой, названием оборудования. Упражнять в разнообразных действиях с мячом. Воспитывать интерес к игре, физкультуре и спорту.

Подвижная игра «Попробуй, достань» - упражнять детей в выполнении прыжков вверх, чтобы они коснулись предметов, расположенных на разной высоте. Развивать умение действовать точно по сигналу. Развивать прыгучесть, ловкость, уверенность в себе. Учить детей настраиваться на победу.

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты»: сюжет «Косметический кабинет» - учить детей разыгрывать знакомый сюжет, вызывать у детей положительное эмоциональное состояние от игры со сверстниками

Самостоятельные игры с выносным материалом.

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
«Вологодский государственный педагогический университет »

Реферат

Тема: «Наблюдения за жизнью лягушки (травяной и остромордой)»

Факультет: Социальной работы педагогики и психологии
Направление: Педагогическое образование
Профиль: Начальное образование
Курс: I (заочное отделение)
Преподаватель: Колесова Наталья Сергеевна
Студент: Павлова Елена Андреевна

Вологда 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… ……………3
Основная часть
Характеристика класса, отряда семейства земноводные………….5-7
Особенности биологии и годового жизненного цикла травяной и
остромордой лягушки………………………………………………..... 8
Характеристика внешнего вида и общее строения лягушки………12
Наблюдение за жизнью лягушек в начальной школе……………….13
Дополнительный материал для ознакомления с темой.....................15
Заключение…………………………………………………… ………………17
Список использованной литературы………………………………………...18

Введение
Начальная школа уже сегодня призвана проявлять настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача начального образования в настоящее время.
Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития
В период школьного возраста формируются основы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Работа со школьниками на уроках предполагает сотрудничество: сотворчество учителя, учащегося, родителей. Различные темы занятий, бесед, экскурсий в природу покажут свою эффективность: уровень экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы, поможет преодолеть чувство брезгливости к земноводным. Лягушка - символ скрытой красоты. В славянской мифологии лягушка ассоциируется, прежде всего, с плодородием, влагой, дождем. Она - хранительница речек, озер, колодцев, владычица воды.
Поэтому школьников необходимо обогащать знаниями о земноводных (травяной и остромордой лягушки) объяснить, что маленькие животные беззащитны, а они, то есть дети, более сильные. При этом внимание детей нужно акцентировать не на их преимуществе, а пытаться вызывать сочувствие, стремление защищать животных. Осознание ребенком своей позиции возвеличивает его в собственных глазах, он сильнее и умнее других существ, поэтому должен заботиться о них.
Задачи наблюдений:
1.Расширить и углубить представления о животных, как представителе живого в мире природы (о многообразии внешнего строения, об основных жизненных функциях – питание, дыхание, движения, рост, развитие, размножение).
2.Расширять знания о лягушках, как представителях животного мира, о среде их обитания.
3.Продолжать учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач:
4.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков.
5.Формировать осознанно-правильное отношение к представителям животного мира.

Характеристика класса, отряда семейства земноводные.
Характеристика класса земноводные.
Надцарство: Эукариоты (Eukaryota)
Царство: Животные (Animalia)
Тип: Хордовые (Chordata)
Подтип: Позвоночные (Vertebrata)
Инфратип: Челюстноротые (Gnathostomata)
Надкласс: Четвероногие (Tetrapoda)
Класс: Земноводные (Amphibia)
Подкласс: Беспанцирные (Lissamphibia)
Отряд: Бесхвостые (Anura)
Подотряд: Neobatrachia
Семейство: Настоящие лягушки (Ranidae)
Род: Настоящие лягушки (Rana)
Вид: Травяная лягушка (Rana temporaria Linnaeus, 1758), остромордая лягушка
Класс Земноводные , или амфибии (Amphibia) -ограниченный возможностями распространения из-за несовершенства адаптации к жизни на суше) Земноводные - первая небольшая по числу видов (2,1 тыс.) группа позвоночных животных, освоившая наземную среду, но сохранившая тесную связь с водой. Распространены повсеместно, но наиболее широко встречаются в регионах с теплым и влажным климатом. Живут вблизи водоемов, представленных тремя отрядами (хвостатых, безногих и бесхвостых).
Земноводные произошли от одной из групп древних пресноводных кистеперых рыб - стегоцефалов, обитавших около 300 млн. лет назад в заболоченных водоемах. Важнейшие адаптации, позволившие земноводным выйти в наземную среду, связаны с преодолением силы тяжести (гравитации) и защитой тела от потери влаги.
Характерные черты организации земноводных следующие:
1. Тело слегка уплощено и подразделяется на голову, туловище и две пары пятипалых конечностей. У небольшой группы земноводных имеется хвост.
2. Кожа тонкая, голая, влажная, богатая слизистыми железами.
3. Череп подвижно соединен с позвоночником, который состоит из четырех отделов: шейного, туловищного, крестцового и хвостового. Плечевой и тазовый пояса обеспечивают конечностям опору. Скелет конечностей построен по типу системы подвижных рычагов, позволяющих животному передвигаться по твердой поверхности. В скелете много хряща.
4. Мышечная система состоит из отдельных дифференцированных мышц. Движения разных частей тела более разнообразны, чем у рыб.
5. Земноводные - хищники. У них развиты слюнные железы, секрет которых увлажняет ротовую полость, язык и пищу. Активно схваченная добыча переваривается в желудке. Последний отдел пищеварительного канала - расширенная клоака.
6. Органы дыхания взрослых животных - кожа и легкие, у личинок - жабры.
7. Сердце трехкамерное. Имеются два круга кровообращения: большой (туловищный) и малый (легочный). По артериям большого круга кровообращения течет смешанная кровь, и только головной мозг снабжается артериальной кровью.
8. Органы выделения - парные туловищные почки. Моча оттекает по двум мочеточникам в клоаку, а из нее - в мочевой пузырь. Выводимый конечный продукт азотистого обмена - мочевина.
9. Передний мозг земноводных по сравнению с таковым у рыб имеет большие размеры и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже в связи с малой подвижностью. Строение органов слуха и зрения приспособлено к жизни на суше. У личинок земноводных имеется орган боковой линии.
10. Оплодотворение внешнее, в воде. Развитие с неполным метаморфозом, со стадией рыбообразной личинки.
Отряд бесхвостые(anura)
Из всех амфибий это наиболее высокоорганизованный и богатый по числу видов отрядов.Представители этого отряда, разнообразные лягушко - и жабоподобные существа с большой головой и коренастым туловищем, легко отличаются от других амфибий по отсутствию хвоста (что отражено в русском и латинском названиях отряда). Хвост имеется только у личинок (головастиков), которые совершенно не похожи на взрослых особей, и исчезает после метаморфоза.
Другое название этих животных, которое широко употреблялось ранее, а иногда и сейчас, Salientia ("прыгающие"), указывает на их характерный способ передвижения - прыжками, подчас довольно длинными.

Характеристика Семейства лягушки настоящие(Banidae)
Одно из самых больших семейств отряда бесхвостых земноводных, объединяющее более 550 видов, входящих в 45 родов. Чрезвычайно разнообразные амфибии этого семейства характеризуются присутствием зубов на верхней челюсти, цилиндрическими, нерасширенными (или слабо расширенными) поперечными отростками крестцового позвонка и отсутствием вставочных хрящей между фалангами пальцев. Вероятным центром возникновения амфибий этого семейства следует считать восточное полушарие, причем Африка стала местом их наибольшей дифференциации. Ныне распространены по всему свету, за исключением арктических районов, Австралии и крайнего юга Южной Америки. Самый обширный род - настоящих лягушек (Rana) объединяет более 200 видов. Сюда относятся как очень мелкие виды с максимальной длиной тела до 30 мм, так и самая крупная из бесхвостых земноводных - лягушка-голиаф, достигающая 326 мм.

2.Особенности биологии и годового жизненного цикла
травяной и остромордой лягушки.

Годовой цикл
Травяная лягушка (Rana temporaria)
Остромордая лягушка
(R.arvalis).
Подготовка к размножению, спаривание
Половой зрелости травяные лягушки достигают через 2–3 года, Из зимовок выходят в марте–апреле. Уже по дороге к водоему у травяных лягушек начинают формироваться пары, и самцы еще на суше обхватывают самок (в состоянии амплексуса травяные лягушки могут находиться достаточно долго – до трех суток). Брачная вокализация самцов травяных лягушек представляет собой достаточно громкое, но низкое урчание, усиливаемое боковыми внутренними парными резонаторами. Спаривание начинается через 2–10 дней после прихода в водоем (травяная лягушка успешно переносит низкие температуры воды.) для нереста выбирают прогреваемые участки водоемов.
От спячки пробуждаются в середине или конце апреля. Появившись в прудах, они сразу приступают к брачной вокализации и спариванию.
Нерест порой проходит у них в тех же водоемах, что и у травяной лягушки, но несколько позже и при более высоких температурах воды – 10–15 °С. Самцы остромордой лягушки в это время приобретают нежно- голубую или почти сиреневую окраску, которую часто называют брачным нарядом. Их крики в этот период сливаются в лающе- булькающий хор, хотя вокализация отдельного самца напоминает глухое кудахтанье курицы, усиленное внутренними боковыми резонаторами.
Деторождение и воспитание молодняка
В кладке содержится от 900 до 4000 яиц диаметром 2–3 мм. В одном водоеме порой скапливается до 40–90 кладок. Развитие икринок длится от 5 до 25 суток, причем чем позже отложенная икра, тем быстрее она развивается. Взрослые особи травяной лягушки заботы о потомстве не проявляют. Более того, им свойствен каннибализм (поедание своих сородичей меньшего размера). В норме головастики травяной лягушки развиваются примерно три месяца. Среди головастиков только 70% доживает до следующей стадии развития (сеголеток).
В кладке бывает обычно от 200 до 2000 яиц диаметром до 2 мм (с разбухшими оболочками – до 8 мм) в одном или двух икряных комках. Самцы активно защищают кладки, бросаясь на потенциальных врагов. Развитие икринок длится 2–21 сутки, личинок – от месяца до трех (иногда до четырех), в зависимости от температурных и иных внешних факторов. Обычно лишь менее 3% икринок остромордых лягушек развивается до сеголеток.
Подготовка к зимовке
На зимовку травяные лягушки уходят поздно (иногда по снегу и льду при температуре воздуха 2 °С). Переживать холода им помогает антифризное вещество (глицерол), растворенное в крови. Оно снижает температуру замерзания жидкостей организма. Сеголетки, обладая поразительной устойчивостью к низким температурам, уходят на зимовку еще позже взрослых особей.
Лягушки отправляются в зимовочные убежища (норы грызунов, пни, подвалы зданий) уже по снегу. Реже остромордые лягушки зимуют в слое ила в водоемах. Изредка они образуются зимовочные скопления из 20–60 особей.
Зимовка
Зимуют травяные лягушки на дне водоемов под нависшими берегами в зарослях растительности, под камнями, в ручьях, прудах с ключевой водой, в глубоких канавах, как правило, хотя бы с небольшим течением.
Находясь на зимовке, лягушка поджимает задние конечности, а передними закрывает голову сверху, повернув наружу ладони, где хорошо заметны ярко- розовые кровеносные сосуды, число которых в зимнее время увеличивается. В такой период лягушки малоподвижны, но не лишены возможности питаться. В водоемах с плохой аэрацией (то есть со стоячей водой и покрытых льдом) лягушки часто погибают от недостатка кислорода в воде. Спячка у этого вида лягушек длится 180–200 дней.
Зимовка остромордых лягушек на суше с октября по апрель, под листочками, хвоей, кучами хвороста, в норах грызунов.

Травяная лягушка
Двигательная активность : Активная деятельность у травяной лягушки начинается с наступлением сумерек. В пасмурную погоду лягушки часто встречаются днем. А иногда более суток могут находиться в состоянии покоя в убежищах и не появляться на поверхности.
Среда обитания: Летом травяные лягушки предпочитают держаться в темных смешанных лесах с преобладанием ели. В отличие от многих других видов, травяные лягушки еще достаточно обычны в лесопарковой зоне. Они предпочитают сырые биотопы и часто селятся на прибрежных лугах, около родников и т. д.
Продолжительность жизни: В природных условиях доживают до 17 лет.
Остромордая лягушка
Среда обитания: В летнее время остромордые лягушки предпочитают светлые леса с преобладанием сосны, обычны они и на сфагновых болотах.
Образ жизни и питание : В течение суток лягушки активны неодинаково. Чаще они встречаются утром и вечером, хотя в тенистых участках их можно видеть и днем. Обычно же в дневное время они прячутся среди деревьев под камнями и листовым опадом или в густой траве. Питаются остромордые лягушки различными насекомыми: жуки, гусеницы, комары, пауки, кобылки, гусеницы, клопы. Охотятся только за подвижными насекомыми, мгновенно хватая добычу длинным клейким язычком. Крупные особи способны проглотить и мелкую ящерку или даже лягушонка.
Продолжительность жизни: В природе представители этого вида доживают до 5–9 лет, хотя в неволе некоторые особи могут жить по 10–12 лет.

Характеристика внешнего вида и общее строения лягушки.
Общее строение скелета лягушки.

Характеристика внешнего вида остромордой лягушки.
Размеры - 4-6.5 см. Внутренний пяточный бугор у нее высокий, сжатый с боков, морда заостренная. Сверху эта лягушка малозаметна на траве, так как обладает серовато-коричневой окраской с темными пятнами и точками. Темное пятно, которое тянется от глаза через барабанную перепонку к плечу, прекрасно маскирует глаз амфибии на охоте. Горло у остромордой лягушки беловатое, большей частью с мраморным рисунком. Брюхо белое или желтоватое, в подавляющем большинстве случаев без пятен. Весной у самцов развивается яркая серебристо-голубая окраска и все тело становится раздувшимся, отекшим. Общий тон окраски остромордой лягушки зависит от погоды. Так, в солнечный день эти земноводные значительно светлеют. У самцов на большом пальце - черные или темно-коричневые брачные мозоли.
и т.д.................