Народные праздники коллективное панно презентация. Презентация на тему «Народные праздники

Тема: ПРАЗДНИЧНЫЕ НАРОДНЫЕ ГУЛЯНИЯ . 5 класс

Цели:

    Дать представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе всех искусств: устного и музыкального фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного.

    Обобщить знания и навыки по теме «Древние корни народного искусства», познакомить с устным, музыкальным и художественным фольклором, познакомить учащихся с традициями русских народных обрядов.

    Воспитывать интерес к национальным традициям своего народа.

    Познавательная: значение древних корней народного искусства, развить у учащихся воображение, чувство фантазии.

    Методическая: научить отражать в рисунках, проектах единство формы и декора, создавать собственные проекты в русле образного языка народного искусства.

Материалы: альбомный лист, краски, кисти, вода, карандаши, фломастеры, гелиевые ручки, ластик.

Ход урока:

Учитель. Слайд 3 . Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «делу время, потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни.

Древние люди олицетворяли, одухотворяли природу, наделяли сверхъестественными свойствами буквально всё, с чем им доводилось сталкиваться. Отголоски этих наивных верований мы находим в народных сказках о водяном, лешем, домовом и о прочих мифических персонажах, которые в течение многих столетий существовали в сознании людей как реальные.

С лайд 2. Все люди любят праздники. Праздник -это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления. Каждый праздник – это определенный итог, подводимый крестьянами после очередного трудового периода – посева, сбора урожая. На сегодняшнем уроке мы познакомимся со славянским языческим праздником. У славян очень много праздников. Все они праздновались нашими предками до принятия христианства, поэтому их называют языческими.

Может, кто-то знает, почему они назывались языческими? (Было многобожие).

Какие языческие праздники существовали на Руси и до сих пор их отмечают? (Масленица, Праздник Купала).

Два праздника очень значимые для славян: Масленица – проводы зимы, а праздник Ивана Купала – макушка лета.

О празднике Ивана Купала сложено много легенд, об этом празднике написано в художественной литературе.

Слайд 4 . В ночь с 6-го на 7 июля в честь летнего солнцеворота праздновался один из живописных, насыщенных красивыми языческими обычаями праздников - Купальн. Слайд 5, 6. Проходили обряды, связанные с водой(обливание, купание). Приходился этот праздник на время летнего солнцестояния.

Слайд 7. Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. На Руси для возрождения купальского костра употреблялся живой огонь (почётные старики добывали его трением из дерева), и, пока продолжалась эта работа, собравшийся вокруг народ стоял в благоговейном молчании, но как только огонь вспыхивал, начинались гуляния.

В некоторых местах мастерили соломенную куклу – Купалу. Наряжали её в женское платье, украшали лентами и монистами.

Слайд 8 . По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи… Люди всю ночь плясали и играли вокруг костров, прыгали через них: кто прыгнет удачнее и выше – тот будет счастливее. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и сами болезни. Через огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора.

Слайд 9 .В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь.

Слайд 10. День Ивана Купалы посвящается собиранию лекарственных трав. Считается, что именно в этот день травы набираются целебной силой. Из собираемых трав особенно пользуются уважением такие травы, как купаленка (желтоголов), и цветок Иван-да-Марья.

Праздничное народное гуляние связано с красотой костюмов и их особым украшением.

Для чего украшали одежду славяне? (Для защиты от болезней, несчастий (т.н. Навьих душ).- Парни и девушки должны быть нарядными и действительно празднично одетыми. Слайд 11 . В ночь накануне Ивана Купала девушки плетут венки из трав, а вечером пускают эти венки с зажженными свечками на воду, наблюдая, как и куда они плывут.

Слайд 12.,13. Ещё обычаем было клали на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от нападения ведьм.

Хлестали друг-друга крапивой, играя в «горелки», прыгали через нее, чтобы защититься от нечистой силы.

Слайд 14. Если в эту ночь сорвать цветок Иван-да-марьи и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Слайд 16,17. Горели костры, неслись от них к берегу реки зажжённые колёса – символические знаки солнца, показывая поворот солнца на зиму. На рассвете с шутками, притворными плачами и песнями сжигали соломенное чучело Купалы. Божество выполнило свою миссию, ибо брошенное в землю зерно проросло и дало всходы, поэтому Купала (купа – куст, сноп старых растений, травы) может и должен умереть до следующей весны.

Слайд 18. Характерной особенностью этого дня являются купальские песни. Они поются только в ночь на Ивана Купалы и никогда больше не повторяются в течение года.

Сильное солнце, сильная вода, сильная земля, и человек, входя в контакт с природой, берёт у неё силы для завершения летних работ.

Постановка художественной задачи:

А теперь давайте разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш весёлый хоровод».

Подведение итогов: Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.

Беседа по теме урока.

1) Славяне были язычниками. Одним из богов у них был Перун-бог грома и молнии, властелин плодородного дождя. Изображали его с серебряной головой и золотыми усами. 2) Богом солнца был Даждьбог, в некоторых местах его называли Ярилом, от слов ярко (светит), яростно (палит). Чтили (живой огонь), считая, что зажжен от солнца, огонь пылал в кострах, горел в домашних очагах. 3) Поклонялись славяне и земле, изображая ее в женской фигуры, имя которой было Мокошь (мокрая). Ее ласково называли «земля – матушка», «мать сыра земля». Чтилась именно сырая, влажная земля, потому что она дает обильный урожай. Считалось, что в воде жили водяные духи и русалки – девушки с рыбьими хвостами. Они затягивали в омут не осторожных. В лесу хозяйничал маленький, зеленый леший, который мог заставить заблудиться, даже очень опытного охотника. Покой дома охраняли добрые духи – домовые, берегини. Праздниками на Руси встречали весну и провожали зиму, праздниками отмечали завершение земледельческих работ. Праздником всегда было и устройство ярмарок. Собиралось много народу, расхваливали товар. Для увеселения устраивались карусели, потешные балаганчики.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Праздник – это яркое зрелище, нарядные одежды, песни, танцы, театрализованные представления.

Вопрос 1 Во все времена и у всех народов наступление нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января. Впервые календарь в котором Новый год начинался 1 января, ввел римский император Юлий Цезарь. У славян новый год начинался 1 марта, на Руси 1 сентября в начале осени. И только в 1700 году царь своим указом перенес празднование нового года на 1 января. Назовите имя этого царя.

Рождество

Масленица

Вопрос 2 Этот народный праздник всегда праздновался очень шумно и длился целую неделю. Главный символ праздника по своей форме напоминает нам солнце, так как наши предки славяне особо почитали бога солнца Ярилу. Назовите символ масленицы.

Вопрос 3 Куклу из соломы Масленицу, наряженную в кафтан и обутую в лапти, с песнями катали на санях, а потом торжественно сжигали. Так заканчивался последний день Масленицы. Напишите его название.

Вопрос 4 С давних пор на Руси по праздникам устраивались пиры. К каждому пиру обязательно пекли праздничные хлеба, а вот как назывался хлеб, испеченный к пасхе?

Вопрос 5 Как называется этот праздник?

Спасибо за праздник!

Ответы Пё т р I Блины Прощёное воскресенье Пасхальный пирог (от слова пир) Ивана-Купала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские народные праздники. Святки.

Святки - один из любимых народных праздников. История, традиции праздника, упоминание о нём в русской литературе (произведения Жуковского, Пушкина, Гоголя). Это время гаданий. В сценарии урока подробн...

Русские народные праздники

открытое мероприятие на тему "Русские народные праздники". Данная тема способствуетактивному приобретению детьми культурного богатства русского народа....

Русские народные праздники

Русские народные праздники: Календарно-земледельческие: Святки(25 декабря-6 января)Рождество(7 января)МасленицаПасхаСороки(22марта)Яблочный спас(19 августа)Семейные: РождениеКрещениеСва...

Урок изобразительного искусства в 4 классе по программе Б.М.Неменского.

Тема урока: Народные праздники.

Цели урока : 1) дать представление о языческих богах древних славян,

2) познакомить с народными праздниками, обычаями и традициями наших предков,

3) раскрыть идею произведения А.Г.Венецианова «На пашне. Весна.»

4) совершенствовать навыки изображения людей в движении,

5) воспитывать интерес к традициям русского народа.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Беседа по теме урока.

(слайд 2) Жизнь людей в далёком прошлом очень зависела от природы. Высушит солнце посевы – прощай, урожай. Пойдут дожди – сгниёт сено, настанет бескормица у скота, жди зимой голода. Заблудится грибник в лесу, застанут путника по пути метель или мороз – всё это проделки чьей- то злой воли. И наделяли люди природу великой силой, обожествляли её, пытались задобрить.Верили люди в силы природы. Так появился ведизм (от слова веда – знание) или язычество.

(слайд 3) Древние славяне поклонялись природе. Некоторые силы природы они вознесли в ранг богов. Самым почитаем и главным был Род. Род считался одним из самых важных божеств, принимавших участие в создании Вселенной. Именно Род начал создавать видимый мир. Согласно верованиям древних славян именно он посылает с небес на Землю души рождающимся детям.

Род разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим. Он нам явлен богами, и поэтому его имя - Явь. Нижний - мир прошлого. Туда уходили предки. Это - Навь. Оттуда прилетают наваждения и дурные сны. Кроме того это Род связывался с понятиями брака, любви и деторождения.

Все, рожденное Родом, до сих пор несет в себе его имя: природа, родина, родители, родственники.

Сварог был у славян Богом Неба, отцом всего сущего.

Со священного языка арийцев санскрита, слово «сварог» переводится как «ходящий по небу». Создал 12 месяцевый календарь (Коло Сварога). Легенда рассказывает, что Сварог подарил людям самый первый плуг и кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо. Кроме того, Сварог установил самые первые законы для людской общины. Сварог научил людей готовить (творить) из молока творог и сыр, которые некогда считались священной едой, даром богов.

Он первейший покровитель ремесел и всех мастеровитых.

Велес - один из величайших богов древнего мира, хозяин дикой

природы. Его главным деянием стало то, что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом - вдох, после печали - радость.

(слайд4) Перун - бог грозовых туч, грома и молнии, войны и оружия. Князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра.

Топору - оружию Перуна - издревле приписывалась чудесная сила. Так, топор с символическим изображением Солнца и Грома, всаженный в дверной косяк, был непреодолимым препятствием для злых духов, стремящихся проникнуть в человеческое жилище. Другой символ Перуна - "громовый знак", похожий на колесо с шестью спицами. Его изображение часто воспроизводилось на щитах славянских дружинников.

(слайд 5 ) Дажьбог был у языческих славян богом Солнца, податель тепла и света. Имя его не от слова "дождь", как иногда ошибочно думают, оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Славяне считали солнце всевидящим оком, которое строго присматривает за нравственностью людей, за соблюдением законов. А священным знаком Солнца с незапамятных времен был... крест! Прищурьтесь, глядя на Солнце, - и вы его увидите. Именно поэтому христианский крест, так похожий на древнейший языческий символ и прижился столь быстро на Руси. Его имя слышится в самой краткой, дожившей до наших дней, молитве: «Дай, Боже!»

(слайд 6) Ярило (Ярила) - бог весны, весеннего света и тепла; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия. Символ праздника возрождения жизни. Ярила был у древних славян так же богом плодородия, размножения и физической любви. У Ярилы просили хорошего урожая, когда появлялись первые всходы яровых.

(слайд 7) Мокошь - богиня всей Судьбы. Макошь (Мокошь) покровительствовала женским домашним ремеслам, но также влияла и на плодородие. Главным ее занятием было прядение. Из дней недели Мокоши посвящалась пятница. Из уважения к богине в этот день женщины не пряли и не стирали.

Люди населяли духами всё живое. Дуб считался священным деревом Перуна. Одним из почитаемых деревьев была берёза. В начале лета её украшали лентами, вышитыми полотенцами, около берёзы водили хороводы.

В воде по мнению предков жили водяные и русалки. В лесу хозяйничал леший, а покой дома охраняли домовые и берегини.

(слайд 8 ) Из верований возникли праздники, обряды с играми, которые наши предки называли игрищами.

(слайд 9 ) Зимой в конце декабря колядовали: по домам ходили ряженые с песнями и прибаутками. Хозяева должны были одаривать пришедших. Если хозяева скупились и подарки были скудные, то ряженые грозились накликать беду на дом.

(слайд 10) Праздник проводов зимы и встречи весны назывался масленицей. На масленицу катали горящее колесо – символ солнца. Праздник проходил весело. Разъезжали на лошадях, сжигали чучело масленицы.

(слайд 11) В середине лета был праздник Купалы. В этот день девушки купались в реке и пускали на воду венки. А если в эту ночь увидишь цветущий папоротник, то счастье придёт в твой дом. Ещё одной традицией было разжигание костра и прыжки через огонь. Считалось, что так можно избавиться от злых духов.

(слайд12) Осенью отмечали праздник урожая. У славян этот праздник означал окончание сбора урожая пшеницы, ячменя, проса и других зерновых культур. К этому времени необходимо было завершать последние сборы урожая, а последний сноп ржи или другой зерновой культуры срезали в полном молчании, так как считалось, что дух поля переселяется в последний сноп, поэтому его нельзя было беспокоить речью или песней.

По традиции в поле оставляли часть несжатых колосьев, так, чтобы их можно было связать в небольшой пучок, который растет из земли. Считалось что последний пучок зерновых культур, связанных лентой, символизирует бороду Велеса. Велес был тем, кто предков обучал земледелию, как правильно пахать землю, когда ждать урожая и т.д. Перед тем, как заплести колосья в ленты, по полю проходили с кувшином зерновых культур, держа горшок высоко над головой. Вечером устраивают пир, ставя на стол мед, пиво, яблоки, хлеб и кашу. Мед и яблоки в этот день ходят освящать, чтобы на стол поставить освященную еду.

(слайды 13-15 ) Народные праздники великолепно написал на своих картинах Борис Михайлович Кустодиев.

(слайд 16 ) Рассмотрите репродукцию с картины Алексея Гавриловича Венецианова «На пашне.Весна» Художник написал поле, расстилающееся до самого горизонта, и раскинувшееся над полем высокое – высокое небо. Крестьянка ведёт лошадей, ещё одну мы видим вдалеке.

Рассмотрите картину внимательно. Есть ли в ней что-нибудь такое, что невозможно представить в реальности?

Действительно, работает женщина, а не мужчина, она идёт легко, как-будто плывёт по полю. На крестьянке красивый нарядный сарафан. На земле сидит толстенький ребёнок, а сама она намного выше лошади.

На картине художник не рисовал реальную сцену из жизни, а создавал образ весны. Весна – время рождения новой жизни. На заднем плане торчит чёрный кусок мёртвого дерева, а рядом – новая жизнь – цветущее деревце. Крепкий толстый малыш – это новая жизнь. И сама крестьянка, как весна, румяная, улыбающаяся, лёгкая.

В те времена, когда создавалась картина, считалось, что весну можно представить только античной богиней Флорой, окружённой танцующими нимфами. Впервые в русском искусстве художник показал весну в образе русской женщины в алом кокошнике и нарядном сарафане. Впервые Венецианов заметил красоту и плавность движений русской женщины, красоту её округлого лица.

    Индивидуальная работа.

Сейчас вам необходимо подумать какой из праздников вы нарисуете. Как расположите героев праздника, в каких позах будут герои рисунка. На каком фоне будет ваш рисунок.

(Затем идёт обсуждение нескольких детских идей)

    Итог урока.

Анализ лучших работ. Какие средства художественной выразительности вы использовали в своей работе для передачи праздничного настроения.

Использованная литература.

    Учебник для 4 класса «Изобразительное искусство. Каждый народ - художник» Л.А.Неменская Москва «Просвещение» 2007

    Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе Б.М.Неменского. Автор-составитель Н.В.Лободина

    http://ru.wikipedia.org/wiki