Неоконченные предложения — Тест Джозефа Сакса. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Сиднея

Этот тест позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека, показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола

Методика (метод) незаконченные предложения позволяет выявить осознаваемые и неосознаваемые установки человека , показывает его отношение к родителям, семье, к представителям своего и противоположного пола, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным, к своим страхам и опасениям, к чувству вины, к прошлому и будущему, к жизненным целям.

Тест Сакса Леви Незаконченные предложения

Все предложения теста можно объединить несколько групп , отражающих отношение личности к семье, межличностным отношениям, отношениям между мужчиной и женщиной и самовосприятию.

Тест был разработан Джозефом М. Саксом и С. Леви в 1950 годах (Sacks sentence completion test, SSCT), относится к проективной диагностике, является вариацией техники словесных ассоциаций. Методика апробирована Г.Г. Румянцевым (1969), показавшим ее эффективность для проведения реабилитационных мероприятий.

Тестируемому предлагается 60 незаконченных предложений, которые он должен дописать по своему усмотрению . SSCT может применяться индивидуально и в группах и занимает от 20 до 40 минут, возраст испытуемых от 20 до 60 лет.

Тест Сакса Леви Незаконченные предложения:

Инструкция:

На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами, на ваше усмотрение.

Незаконченные предложения Сакса Леви:

1. Думаю, что мой отец редко __

2. Если все против меня, то _____________________________________________

3. Я всегда хотел ______________________________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост ___________________________________

5. Будущее кажется мне ________________________________________________

6. Мое начальство _____________________________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь _____________________________________________

8. Думаю, что настоящий друг ____________________________________________

9. Когда я был ребенком _________________________________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является __________________________

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной ________________________________

12. По сравнению с большинством других моя семья __________________________

13. Лучше всего мне работается с __________________________________________

14. Моя мать и я ________________________________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть __________________________________________

16. Если бы мой отец только захотел _______________________________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ________________________________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы _______________________________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством _________________________

20. Надеюсь на _________________________________________________________

21. В школе мои учителя _________________________________________________

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь _______________________

23. Не люблю людей, которые ____________________________________________

24. Когда-то ___________________________________________________________

25. Считаю, что большинство юношей (девушек) _____________________________

26. Супружеская жизнь кажется мне _______________________________________

27. Моя семья обращается со мной как с ___________________________________

28. Люди, с которыми я работаю __________________________________________

29. Моя мать ___________________________________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было _____________________________________

____________________________________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том _____________________________

33. Моим скрытым желанием в жизни является ______________________________

34. Мои подчиненные ___________________________________________________

35. Наступит тот день, когда ______________________________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник _______________________________

37. Хотелось бы мне перестать бояться ______________________________________

38. Больше всех люблю тех людей, которые __________________________________

39. Если бы я снова стал молодым __________________________________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин) _______________________________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь ___________________________

42. Большинство известных мне семей _______________________________________

43. Люблю работать с людьми, которые ______________________________________

44. Считаю, что большинство матерей _______________________________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если ___________________________

46. Думаю, что мой отец __________________________________________________

47. Когда мне начинает не везти, я _________________________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни ________________________________________

49. Когда я даю другим поручение ___________________________________________

50. Когда буду старым _____________________________________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю _________________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня ____________________________________

_____________________________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является ________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины) __________________________

56. Моя половая жизнь ____________________________________________________

________________________________________

_________________________________________

59. Я люблю свою мать, но _________ ________________________________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это ___________________________

Ключ к тесту Сакса Леви Незаконченные предложения. Обработка теста. Интерпретация.

В основе методики лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, испытуемый дает информацию, касающуюся его собственной личности , то есть он проецирует себя в свои ответы.

Методика Сакса Леви позволяет выявить признаки внутриличностных и межличностных конфликтов , нарушение отношений личности, характер которых может затем уточняться в индивидуальной беседе.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

1. Отношение к отцу

1. Думаю, что мой отец редко

16. Если бы мой отец только захотел

31. Я хотел бы, чтобы мой отец

46. Думаю, что мой отец

2. Отношение к себе

2. Если все против меня,то

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы

32. Моя наибольшая слабость заключается в том

47. Когда мне начинает не везти, я

3. Нереализованные возможности

3. Я всегда хотел

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы

33. Моим скрытым желанием в жизни является

48. Больше всего я хотел бы в жизни

4. Отношение к подчиненным

4. Если бы я занимал руководящий пост

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством

34. Мои подчиненные

49. Когда я даю другим поручение

5. Отношение к будущему

5. Будущее кажется мне.

20. Надеюсь на

35. Наступит тот день, когда

50. Когда буду старым

6. Отношение к вышестоящим лицам

6. Будущее кажется мне

21. В школе мои учителя

36. Когда ко мне приближается мой начальник

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю

7. Страхи и опасения

7. Знаю, что глупо, но боюсь

22.Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь

37.Хотелось бы мне перестать бояться

52. Мои опасения не раз заставляли меня

8. Отношение к друзьям

8. Думаю, что настоящий друг

23. Не люблю людей, которые

38. Больше всех люблю тех людей, которые

53. Когда меня нет, мои друзья

9. Отношение к своему прошлому

9. Когда я был ребенком

24. Когда-то

39. Если бы я снова стал молодым

54. Моим самым живым воспоминанием детства является

10. Отношение к лицам противоположного пола

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)

11. Личная жизнь

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной

26. Супружеская жизнь кажется мне

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь

56. Моя личная жизнь

12. Отношения к семье

12. По сравнению с большинством других моя семья

27. Моя семья обращается со мной как с

42.Большинство известных мне семей

13. Отношение к сотрудникам

13. Лучше всего мне работается с

28. Люди, с которыми я работаю

43. Люблю работать с людьми, которые

58. Люди, которые работают со мной

14. Отношение к матери

14. Моя мать и я

29. Моя мать

44. Считаю, что большинство матерей

59. Я люблю свою мать, но

15. Чувство вины

15. Сделал бы все, чтобы забыть

30. Моей самой большой ошибкой было

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это

Примечание.

Хотя стандартный метод применения подразумевает, что испытуемый должен уловить стимул и отреагировать на него в письменной форме , для тревожной личности будет полезнее провести опрос устно и записывать ответы самому.

Этот процесс дает возможность разрядить напряжение. Такие тестируемые часто используют SSCT как стимул для отреагирования и после говорят, что они «чувствуют себя намного лучше».

Устный метод также дает возможность отметить специфические темы, на которых респондент блокируется, наблюдая за временем реакции, приливам крови, выражением лица, изменениями в тоне или тембре голоса и общим поведением.

Примеры обработки и интерпретации методики Сакса Леви Незаконченные предложения. Примеры оценки результатов теста (клинические случаи из практики психологов)

Оценочный лист, разработанный для SSCT, сводит вместе, по каждой установке, четыре стимульных пункта и ответы респондента на них.

Например:

Отношение к отцу

Пункты

работает.

16. Если бы только мой отец стал лучше.

31. Я хочу, чтобы мой отец умер.

нехороший человек.

Слова курсивом - это ответы респондента. Эти четыре ответа рассматриваются вместе в заключении, которое делается для прояснения клинической картины установок респондента в этой области. В этом случае в заключении записывается: «Чрезвычайная враждебность и презрение в сочетании с желанием смерти».

Затем выносится оценка степени расстройства у респондентов этой сфере, соответственно со следующей шкалой:

    2 балла. Серьезные расстройства. Требуется помощь психотерапевта для работы над эмоциональным конфликтом в этой области.

    1 балл. Небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт в этой области, но есть возможность его устранения без помощи психотерапевта.

    0 баллов. Нет заметных расстройств в этой области.

    Х. Неизвестно. Недостаточно сведений.

Этот метод ранжирования четырех ответов отличается от процедуры, используемой Тендлером, Роттером и Виллерманом и других, кто занимался техникой завершения предложений.

Традиционный метод оценивает отдельные ответы и приходит к финальной оценке адаптации путем сложения отдельных оценок .

Авторам SSCT кажется, что более приемлемо просто обозначить области расстройства и определить их посредством сбора ответов . Валидность оценки, конечно, зависит от клинического фона и сообразительности экспериментатора, так же как и от материала, предоставленного респондентом.

1. Утверждения из тех областей, в которых респондент показал наиболее явные нарушения установок. Могут обеспечить терапевта необходимыми ключами.

2. Описание взаимозависимости между установками применительно к содержанию. Часто освещает динамические факторы данного случая.

Например, респондент № 1 описал свою мать как «слишком нервозную» и «мелочную». Он считает, что большинство матерей «слишком любят своих детей и балуют их». Он утверждает, что его семья «нормальная», но они относятся к нему «как к маленькому».

Он очень враждебен по отношению к женщинам, которых рассматривает как «лживых особ, которым нельзя доверять». Он осторожно относится к браку: «Брак хорош, если заранее все обговорено».

Он считает своего отца хорошим человеком, но хотел бы, чтобы тот «перестал упрямиться». Он презрительно относится к руководству. Он не любит мелочных людей. Его наиболее живое воспоминание о детстве: «Со мной неправильно обращались».

Он боится за себя, и когда обстоятельства против него, он сдается. Еще он полагает, что у него есть возможность ‘что-либо сделать». Его отношение к будущему поверхностно и почти нереально оптимистично. Однажды он ожидает «заработать миллион».

Примеры оценки результатов теста.

1. Отношение к матери

Случай № 2 Оценка: 2

Пункты

14. Моя мать - ворчунья .

29. Моя мать и я очень отличаемся друг от друга .

слишком зависят от своих детей.

мне она не нравится.

Заключительная интерпретация : Полностью отвергает и осуждает мать, которую считает слишком требовательной.

Случай № 23 Оценка: 1

Пункты

14. Моя мать бережлива .

29. Моя мать и я - хорошие друзья с разными позициями .

44. Я считаю, что большинство матерей своей любовью разрушают свои же доводы.

59. Мне нравится моя мать, но нет никаких «но» .

Заключительная интерпретация : Видит просчеты матери, но принимает их и допускает разницу во взглядах.

Случай № 56 Оценка: 0

Пункты

14. Моя мать - замечательная женщина.

29. Моя мать и я - большие друзья .

44. Я считаю, что большинство матерей - значимые персоны .

59. Мне нравится моя мать, но мой отец тоже ничего .

Заключительная интерпретация : Выражает только положительные чувства по отношению к матери.

2. Отношение к отцу

Случай № 52 Оценка: 2

Пункты

1. Мне кажется, что мой отец редко работает .

16. Если бы только мой отец стал лучше .

31. Я хотел бы, чтобы мой отец умер.

46. Мне кажется, что мой отец нехороший человек .

Заключительная интерпретация : Крайняя враждебность и презрение с явным желанием смерти.

Случай № 71 Оценка: 1

Пункты

1. Мне кажется, что мой отец редко говорит со мной как отец с сыном.

16. Если бы только мой отец прислушался .

31. Я хотел бы, чтобы мой отец (без ответа).

значимая персона .

Заключительная интерпретация : Восхищается отцом, но хочет, чтобы их отношения стали ближе.

Случай № 14 Оценка: 0

Пункты

1. Мне кажется, что моему отцу редко не хватает чувства юмора .

16. Если бы только мой отец взял отпуск .

31. Я хотел бы, чтобы мой отец остался таким, как сейчас .

46. Мне кажется, что мой отец - очень хороший человек .

Заключительная интерпретация : Выражает полное удовлетворение личностью отца.

3. Отношение к членам семьи

Случай № 12 Оценка: 2

Пункты

редко бывает вместе .

к чужому, но не показывает этого.

42. Большинство семей, которые я знаю, в своем роде страдальцы .

57. Когда я был ребенком, моя семья ссорилась, и мы не ладили друг с другом.

Заключительная интерпретация : Чувствует себя отвергнутым семьей, в которой всегда не хватало солидарности и где постоянно были проблемы.

Случай № 10 Оценка: 1

Пункты

в порядке .

27. Моя семья относится ко мне как к маленькому мальчику .

42. Большинство семей, которые я знаю, похожи на мою.

57. Когда я был ребенком, моя семья хорошо со мной обращалась .

Заключительная интерпретация : Беспокоится, что семья не воспринимает его как зрелую личность, но не ощущает трудностей в общении с ней.

Случай № 16 Оценка: 0

Пункты

12. По сравнению с большинством семей моя семья самая лучшая .

27. Моя семья относится ко мне как к близкому другу .

42. Большинство семей, которые я знаю, - неплохие люди .

57. Когда я был ребенком, моя семья много переезжала .

Заключительная интерпретация : Частая смена места жительства лишь незначительно повлияла на его замечательное отношение к семье.

4. Отношение к женщинам.

Случай № 1 Оценка: 2

Пункты

- нет такой .

25. Я считаю, что большинству девушек нельзя доверять .

лживы.

55. В женщинах мне меньше всего нравится то, что они противоположного пола .

Заключительная интерпретация : Чрезвычайно недоверчив. Возможна тенденция к однополым отношениям.

Случай № 26 Оценка: 1

Пункты

10. Я представляю себе совершенную женщину как понимающую и прекрасную.

обыкновенные .

40. Я считаю, что большинство женщин хорошие .

55. В женщинах мне меньше всего нравится их макияж .

Заключительная интерпретация : Высокие идеалы, но амбивалентные чувства.

Случай № 31 Оценка: 0

Пункты

10. Я представляю себе совершенную женщину как идеал .

25. Я считаю, что большинство девушек прелестны .

40. Я считаю, что большинство женщин привлекательны .

55. В женщинах мне меньше всего нравятся длинные юбки .

Заключительная интерпретация : Лишь незначительная и поверхностная критика.

Случай № 25 Оценка: 1

Пункты

11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, мне интересно, как они ладят.

это может быть приятно , если оба партнера встречают друг друга на полпути .

я был бы больше удовлетворен.

56. Моя половая жизнь не была очень интересной .

Заключительная интерпретация : Хочет иметь личную жизнь, но сомневается в своей способности вступить в брак.

Случай № 70 Оценка: 0

Пункты

мне это нравится.

26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно.

41. Если бы у меня была личная жизнь, но у меня они есть.

56. Моя половая жизнь - я ей доволен .

Заключительная интерпретация : Показывает на удовлетворение в этой области.

6. Отношение к друзьям и знакомым

Случай № 83 Оценка: 2

Пункты

помогает тебе выжить .

пялятся на меня .

38. Больше всего мне нравятся люди - таких мало.

53. Когда меня нет, мои друзья - я не очень-то верю в своих друзей .

Заключительная интерпретация : Недоверчив и очевидно одинок.

Случай № 22 Оценка: 1

Пункты

8. Мне кажется, что настоящий друг - это тот, кто искренен .

23. Я не люблю людей, которые лгут .

38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я .

53. Когда меня нет, мои друзья иногда говорят обо мне .

Заключительная интерпретация : Вероятно ждет одобрения от окружающих, перед тем как эмоционально выразить себя.

Случай № 76 Оценка: 0

Пункты

8. Мне кажется, что настоящий друг поможет мне .

23. Я не люблю людей, которые говорят громко .

38. Больше всего мне нравятся люди, которые близки ко мне .

53. Когда меня нет, мои друзья ищут меня .

Заключительная интерпретация : Выражает хорошие взаимные чувства между друзьями и им самим.

7. Отношение к начальству на работе и в школе

Случай № 48 Оценка: 2

Пункты

6. Мое начальство часто бывает несправедливым .

21. В школе мои учителя слишком властные.

я опускаю голову .

я боюсь их.

Заключительная интерпретация : Обижается на начальство и боится его.

Случай № 45 Оценка: 1

Пункты

6. Мое начальство - нормальные люди.

21. В школе мои учителя преимущественно были хорошими людьми .

36. Когда я вижу, что входит начальник, я немного напрягаюсь .

51. Люди, которых я считаю выше меня по положению - я так к ним и отношусь.

Заключительная интерпретация : Небольшие трудности в признании авторитета.

Случай № 98 Оценка: 0

Пункты

6. Мое начальство любит меня .

21. В школе мои учителя были неплохими людьми .

36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю делать то, чем занимался .

51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, - это мои родители.

Заключительная интерпретация : Выражает отсутствие конфликта с авторитарными персонами. Чувствует, что они тоже его воспринимают надлежащим образом.

8. Отношение к подчиненным

Случай № 55 Оценка: 2

Пункты

был бы строже .

19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы был плохим начальником .

должны сожалеть об этом .

(без ответа ).

Заключительная интерпретация : Чувствует, что он был бы не в состоянии контролировать свою враждебность при управлении другими людьми.

Случай № 22 Оценка: 1

Пункты

4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы увидел, что все хорошее уже сделано.

19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы относился к ним хорошо.

34. Люди, которые работают под моим руководством, довольны .

48. Отдавая приказы другим людям, я иногда чувствую трудности .

Заключительная интерпретация : Чувствует способность выполнять хорошую руководящую работу, но имеет какие-то предубеждения по поводу применения авторитета.

Случай № 79 Оценка: 0

Пункты

4.Если бы я занимал ответственную должность, я бы делал все от меня зависящее .

19. Если люди работали бы под моим руководством, я был бы добр с ними.

34. Люди, которые работают под моим руководством, думают, что я - хороший босс.

48. Отдавая приказы другим людям, я делаю это нормально .

Заключительная интерпретация : Чувствует себя в своей тарелке и хорошо воспринимается подчиненными.

9. Отношение к коллегам на работе и в школе

Случай № 9 Оценка: 2

Пункты

ни с кем .

28. Те, с кем я работаю, - плохие люди .

дружелюбны .

58. Мои сослуживцы обычно не любят меня .

Заключительная интерпретация : Чувствует себя отверженным коллегами и осуждает их.

Случай № 39 Оценка: 1

Пункты

13. На работе я лучше всего лажу с моими коллегами .

28. Те, с кем я работаю, очень мне помогают .

43. Мне нравится работать с людьми, которые счастливы .

58. Мои сослуживцы обычно думают, что я не вполне компетентен .

Заключительная интерпретация : Имеются небольшие трудности по работе, респондент зависим от помощи своих коллег. Доверяет им.

Случай № 2 Оценка: 0

Пункты

13. На работе я лучше всего лажу почти со всеми .

28. Те, с кем я работаю, преимущественно приятные люди .

43. Мне нравится работать с людьми, которые приятны .

58. Мои сослуживцы обычно любят меня .

Заключительная интерпретация: Выражает взаимные хорошие чувства.

10. Страхи

Случай № 40 Оценка: 2

Пункты

7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь ложиться спать .

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь высоты .

37. Я хотел бы избавиться от боязни ложиться спать .

волноваться, и я не знаю, что мне надо сделать, чтобы побороть их .

Заключительная интерпретация : Нарушения в области очевидных страхов потери идентичности или сознания и, возможно, контроля над своими импульсами.

Случай № 68 Оценка: 1

Пункты

некоторых людей.

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь (без ответа ).

37. Я хотел бы избавиться от боязни говорить перед людьми .

52. Иногда мои страхи заставляют меня отступать.

Заключительная интерпретация : Страх самоутверждения, которые часто возникает и не прогрессирует.

Случай № 84 Оценка: 0

Пункты

7. Я знаю, что это глупо, но я боюсь - ничего не боюсь .

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь - никого не боюсь.

37. Я хотел бы избавиться от боязни - не могу вспомнить ни одной .

52. Иногда мои страхи заставляют меня (у меня нет страхов).

Заключительная интерпретация : Выражает отсутствие явно выраженных страхов.

11. Чувство вины

Случай № 74 Оценка: 2

Пункты

15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я делал всякие глупости .

отступить и приспособиться .

из-за мастурбации .

я потерял веру в бога.

Заключительная интерпретация : Расстройства связаны с душевными неудачами и физическими желаниями.

Случай № 13 Оценка: 1

Пункты

15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда у меня были детские проблемы .

30. Моей величайшей ошибкой было бежать от трудностей .

45. Когда я был моложе, я чувствовал вину за половое влечение .

60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, - пошел в армию .

Заключительная интерпретация : Имеются сожаления о прошлом и слабое расстройство по поводу неудач в борьбе с трудностями.

Случай № 72 Оценка: 0

Пункты

15. Я бы отдал все, чтобы забыть то время, когда я - не знаю .

30. Моей величайшей ошибкой было - уволиться из армии, я думаю .

45. Когда я был моложе, я чувствовал вину из-за - не из-за чего .

60. Самая отвратительная вещь, которую я когда-либо делал, - научился слишком много думать .

Заключительная интерпретация : По-видимому, не обеспокоен чувством вины.

12. Отношение к собственным способностям

Случай № 89 Оценка: 2

Пункты

это плохо .

ничего не делать .

32. Моя самая большая слабость - это болезнь .

мне грустно .

Заключительная интерпретация : Чувствует себя совершенно некомпетентным и беспомощным.

Случай № 19 Оценка: 1

Пункты

2. Когда обстоятельства против меня, я продолжаю в том же духе .

17. Я считаю, что у меня есть способность учить.

это страх .

47. Когда удача отворачивается от меня, я чувствую отвращение .

Заключительная интерпретация : Чувствует, что у него есть определенные способности и настойчивость, но есть трудности со страхами.

Случай № 98 Оценка: О

Пункты

2. Когда обстоятельства против меня, я работаю упорнее .

17. Я считаю, что у меня есть способность преодолевать обстоятельства .

32. Моя самая большая слабость - это давать взаймы .

47. Когда удача отворачивается от меня, я стараюсь еще больше .

Заключительная интерпретация : Уверен в своей способности преодолевать обстоятельства. Они вдохновляют его на большие старания.

13. Отношение к прошлому

Случай № 33 Оценка: 2

Пункты

9. Когда я был ребенком, мне приходилось решать все самому .

24. До войны я служил в армии .

хотел бы, чтобы мама была жива .

это ощущение, что я ничего не значу.

Заключительная интерпретация : Остро чувствует отсутствие матери, отверженность, эмоционально одинок.

Случай № 11 Оценка: 1

Пункты

9. Когда я был ребенком, я много думал.

24. До войны я ходил в школу .

39. Если бы я снова стал молодым, я сделал бы все так же, как сделал.

54. Мое самое яркое воспоминание из детства - как меня бьет отец .

Заключительная интерпретация : Имеет неприятные воспоминания, но не кажется сильно травмированным ими.

Случай № 82 . Оценка: 0

Пункты

9. Когда я был ребенком, все казалось важным.

24. До войны я жил один .

39. Если бы я снова стал молодым, я бы много работал .

54. Мое самое яркое воспоминание из детства - окончание школы .

Заключительная интерпретация : Чувствует себя свободно. Положительные чувства. Воспоминания о достижениях.

14. Отношение к будущему

Случай № 33 Оценка: 2

Пункты

5. Я вижу будущее в черных тонах .

20. Я надеюсь на излечение .

35. Однажды я буду на коне .

50. Когда я стану старше, я еще больше поглупею .

Заключительная интерпретация : Пессимист. Нет надежды на свои собственные источники счастья или успеха.

Случай № 48 Оценка: 1

Пункты

5.Я вижу будущее неопределенно .

20. Я надеюсь на окончание школы .

35. Однажды я стану лучше .

50. Когда я стану старше, я надеюсь приобрести хороший дом.

Заключительная интерпретация : Неуверен в себе, но в целом оптимист.

Случай № 64 Оценка: 0

Пункты

5.Я вижу будущее светлым .

20. Я надеюсь на работу .

35. Однажды я буду при деньгах.

50. Когда я стану старше, я буду лучше.

Заключительная интерпретация : Кажется уверенным в достижении своих материальных целей.

15. Цели

Случай № 9 Оценка: 2

Пункты

3. Я всегда хотел убить кого-нибудь .

бы я был один .

33. Моя тайная мечта в жизни - прославиться.

всего.

Заключительная интерпретация : Прямое выражение враждебности.Отвергает общество. Экстравагантный, нереалистичный.

Случай № 19 Оценка: 1

Пункты

3. Я всегда хотел быть актером .

18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы был богат.

33. Моя тайная мечта в жизни - быть богатым .

49. Больше всего от жизни я хочу счастья .

Заключительная интерпретация : По-видимому, идентифицирует счастье с материальным успехом.

Случай № 79 Оценка: 0

Пункты

3. Я всегда хотел быть счастливым .

18. Я был бы абсолютно счастлив, если бы я заработал достаточно денег, чтобы хорошо содержать свою семью .

33. Моя тайная мечта в жизни - достичь чего-то в жизни .

49. Больше всего от жизни я хочу хорошего здоровья .

Заключительная интерпретация : Желает материального достатка для семьи, так же как и для себя. Видит важность здоровья для счастливой жизни.

Иллюстративный случай.

Следующие ответы, заключительные интерпретации и независимые клинические взгляды психиатров, которые наблюдали респондента, были получены при экспериментальном изучении SSCT Саксом.

Респондент № 6 Мужчина 19 лет

Диагноз: смешанный психоневроз тяжелой степени.

I. ОТНОШЕНИЕ К МАТЕРИ ОЦЕНКА: 2

14. Моя мать мне мешала .

29. Моя мать и я сильно привязаны друг к другу .

44. Я считаю, что большинство матерей любят своих детей.

59. Мне нравится моя мать, но она мне очень мешала .

Заключительная интерпретация : Очень обеспокоен эмоциональными отношениями с матерью и проблемами, касающимися этих отношений.

(Клиническое впечатление : Амбивалентная зависимость с желаниями инцеста и враждебностью.)

II. ОТНОШЕНИЕ К ОТЦУ ОЦЕНКА: 2

1. Мне кажется, что мой отец редко проявлял свою привязанность ко мне .

16. Если бы только мой отец вел себя как отец .

31. Я бы хотел, чтобы мой отец вел себя как мужчина .

46. Мне кажется, что мой отец не ведет себя как настоящий мужчина .

Заключительная интерпретация : Показывает потребность в отношениях с адекватным отцовским образом. Чувствует, что его собственный отец не подходит на эту роль.

(Клиническое впечатление : Отец не является сильной личностью. Не хочет идентифицировать себя с ним.)

III. ОТНОШЕНИЕ К ЧЛЕНАМ СЕМЬИ ОЦЕНКА: 2

12. По сравнению с большинством семей, моя семья более строгая и более европейская .

27. Моя семья относится ко мне как к умному человеку .

42. Большинство семей, которые я знаю счастливы .

57. Когда я был ребенком, моя семья не уделяла мне достаточно внимания .

Заключительная интерпретация : Чувствует, что семья отвергала его в детстве, но теперь они его уважают. Чувствует, что ему навредили ригидные установки родителей и взрослого мира.

(Клиническое впечатление : Компульсивная лояльность, основанная на зависимости.)

IV. ОТНОШЕНИЕ к ЖЕНЩИНАМ ОЦЕНКА: 0

10. Я представляю себе совершенную женщину как красивую и привлекательную .

25. Я считаю, что большинство девушек ищет мужей .

40. Я считаю, что большинство женщин обладают хорошими качествами .

55. В женщинах мне меньше всего нравится (без ответа ).

Заключительная интерпретация : Хорошо, но робко.

(Клиническое впечатление : Крайние либидозные импульсы, пугающие его.)

V. ОТНОШЕНИЕ К ОДНОПОЛЫМ СВЯЗЯМ ОЦЕНКА: 2

11. Когда я вижу мужчину и женщину вместе, я им завидую .

26. Я думаю о супружеской жизни, что это замечательно .

41. Если бы у меня была личная жизнь, я точно не знаю, как я отреагировал бы.

56. Моя половая жизнь вызывает у меня чувство вины .

Заключительная интерпретация : Недостаток уверенности в своих навыках в личной жизни или способности устанавливать отношения. Дополняется чувством вины.

(Клиническое впечатление: Строгое суперэго. Жесткое воспитание.)

VI. ОТНОШЕНИЕ К ДРУЗЬЯМ И ЗНАКОМЫМ ОЦЕНКА: 1

8. Мне кажется, что настоящий друг - я бы к нему привязался.

23. Я не люблю людей, которые высокие и громадные.

38. Больше всего мне нравятся люди, которым нравлюсь я.

53. Когда меня нет, мои друзья говорят обо мне.

Заключительная интерпретация : Зависимый и пассивный.

(Клиническое впечатление: Хорошо социализирован. Хорошо воспринимается.)

VII. ОТНОШЕНИЕ К НАЧАЛЬСТВУ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0

6. Мое начальство - ответственные люди.

21. В школе мои учителя любили меня.

36. Когда я вижу, что входит начальник, я продолжаю заниматься

текущими делами.

51. Люди, которых я считаю выше меня по положению, должны быть обаятельнее, чем я.

Заключительная интерпретация : Уважает начальство и хорошо воспринимается им.

(Клиническое впечатление : Хорошо контролируемая зависимость.)

VIII. ОТНОШЕНИЕ К ПОДЧИНЕННЫМ ОЦЕНКА: 2

4. Если бы я занимал ответственную должность, я бы сделал все, чтобы стать хорошим руководителем.

19. Если бы люди работали под моим руководством, я бы слишком легко отпускал их.

34. Люди, которые на меня работают, меня не любят.

48. Отдавая приказы другим людям, я чувствую их неприязнь ко мне.

Заключительная интерпретация : Боится, что не сможет сдерживать враждебность, возникшую благодаря власти.

(Клиническое впечатление: Неизвестно.)

IX. ОТНОШЕНИЕ К КОЛЛЕГАМ НА РАБОТЕ И В ШКОЛЕ ОЦЕНКА: 0

13. На работе я лучше всего лажу со всеми.

28. Те, с кем я работаю, - хорошие люди.

43. Мне нравиться работать с людьми, которые работают и выполняют свои обязательства.

58. Мои сослуживцы обычно любят меня.

Заключительная интерпретация : Чувствует, что коллеги хорошо к нему относятся и в одной команде с ним.

(Клиническое впечатление: Внимательный, хороший сотрудник.)

X. СТРАХИ ОЦЕНКА: 2

1. Я знаю, что это глупо, но я боюсь выделиться и быть отвергнутым.

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь быть отвергнутым и выделиться.

37. Я хотел бы избавиться от боязни дать себе волю.

52. Иногда мои страхи заставляют меня замыкаться в себе и даже вырвать.

Заключительная интерпретация : Страх, что любое достижение с его стороны отвергается другими, заставляет его замыкаться или проявляется в пищеварительных симптомах.

(Клиническое впечатление : Либидозные импульсы, враждебность, соблазны.)

XII. ОТНОШЕНИЕ К СОБСТВЕННЫМ СПОСОБНОСТЯМ ОЦЕНКА: 1

2. Когда обстоятельства против меня, мне становится тоскливо.

17. Я считаю, что у меня есть способность делать все, что сочту нужным.

32. Моя самая большая слабость - это страх.

47. Когда удача отворачивается от меня, я жду, когда она вернется ко мне.

Заключительная интерпретация : Чувствует, что у него есть большие потенциальные возможности, но впадает в депрессию, когда сталкивается с обстоятельствами. Пассивный и подавленный, когда имеет дело с ними.

(Клиническое впечатление : Слишком много амбиций в отношении способностей. Хотел бы быть более блистательным.)

XIV. ОТНОШЕНИЕ К БУДУЩЕМУ ОЦЕНКА: 0

5. Я вижу будущее светлым.

20. Я надеюсь на то, когда мне будет лучше.

35. Однажды я действительно буду счастлив.

50. Когда я стану старше, я буду мудрее.

Заключительная интерпретация : Оптимистичный взгляд в отношении здоровья, счастья и интеллектуального роста.

(Клиническое впечатление : Конфликты отсутствуют. Чувствует себя способным делать то, что хочет.)

XV. ЦЕЛИ ОЦЕНКА: 1

3. Я всегда хотел выделяться.

18. Я бы был абсолютно счастлив, если бы был умнее.

33. Моя тайная мечта в жизни - быть знаменитым.

49. Больше всего от жизни я хочу немного ума, тогда я смогу получить все остальное.

Заключительная интерпретация : Хочет быть знаменитым и выделяться, несмотря на страхи, упомянутые выше. Цели несколько неопределенные.

(Клиническое впечатление : Жена, семья, жизнь среднего класса.)

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ (РЕСПОНДЕНТ № 6)

1. Основные области конфликта и расстройства: Мать, отец, члены семьи, отношения между мужчиной и женщиной, подчиненные, страхи и чувство вины.

2. Взаимосвязи между установками: Проблема тесной эмоциональной взаимосвязи с матерью, отсутствие отцовской фигуры и строгое воспитание привели к робости в отношении женщин, недостатку уверенности в навыках в личной жизни. Чувство отверженности в детстве и неадекватная отцовская фигура оставили у него боязнь не справиться с враждебностью на руководящих должностях.

3. Структура личности:

(a) степень реагирования - реагирует в первую очередь на внутренние импульсы (X и XI);

(b) эмоциональная адаптация - эмоционально зажат (37);

(c) зрелость - эгоцентричные цели и отсутствие адаптации к личной жизни отражают умеренную незрелость;

(d) уровень реальности - имеется тенденция переоценивать свои потенциальные возможности (17);

(e) в какой манере выражаются конфликты - потребность в признании и принятии (VI, VIII, IX), конфликты с боязнью враждебности и отвержения окружающими (X). Конфликт выражается через уход в себя, пассивную зависимость и расстройства пищеварения.

опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Тест Сакса-Леви

Метод "незаконченных предложений" применяется в экспериментально-психологической практике давно.

Мы предлагаем вариант этого метода, разработанный Саксом и Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Данная методика нуждается в подтверждении другими тестами, так как надежность и валидность ее невелики, что связано с малым количеством предложений, "работающих" на одну шкалу.

Ключ к тесту

Группы предложений

№ заданий

Отношение к отцу

Отношение к себе

Нереализованные возможности

Отношение к подчиненным

Отношение к будущему

Отношение к вышестоящим

Страхи и опасения

Отношение к друзьям

Отношение к своему прошлому

Отношение к лицам

противоположного пола

Сексуальные отношение

Отношения к семье

Отношение к сотрудникам

Отношение к матери

Чувство вины

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию методом "незаконченные предложения" должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

МЕТОД "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Бланк тестируемого_______________

Инструкция: "На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами".

1. Думаю, что мой отец редко___________________________________________

2. Если все против меня, то_____________________________________________

3. Я всегда хотел______________________________________________________

4. Если бы я занимал руководящий пост__________________________________

5. Будущее кажется мне________________________________________________

6. Мое начальство_____________________________________________________

7. Знаю, что глупо, но боюсь____________________________________________

8. Думаю, что настоящий друг__________________________________________

9. Когда я был ребенком_______________________________________________

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является_______________________

____________________________________________________________________

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной_____________________________

____________________________________________________________________

12. По сравнению с большинством других моя семья_______________________

____________________________________________________________________

13. Лучше всего мне работается с________________________________________

14. Моя мать и я______________________________________________________

15. Сделал бы все, чтобы забыть_________________________________________

16. Если бы мой отец только захотел_____________________________________

____________________________________________________________________

17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы_____________________________

____________________________________________________________________

18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы_____________________________

____________________________________________________________________

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством______________________

____________________________________________________________________

20. Надеюсь на_______________________________________________________

21. В школе мои учителя_______________________________________________

22. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь____________________

____________________________________________________________________

23. Не люблю людей, которые__________________________________________

24. Когда-то_________________________________________________________

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)__________________________

____________________________________________________________________

26. Супружеская жизнь кажется мне_____________________________________

27. Моя семья обращается со мной как с__________________________________

____________________________________________________________________

28. Люди, с которыми я работаю________________________________________

29. Моя мать_________________________________________________________

30. Моей самой большой ошибкой было__________________________________

____________________________________________________________________

31. Я хотел бы, чтобы мой отец_________________________________________

32. Моя наибольшая слабость заключается в том___________________________

____________________________________________________________________

33. Моим скрытым желанием в жизни является____________________________

____________________________________________________________________

34. Мои подчиненные_________________________________________________

35. Наступит тот день, когда____________________________________________

36. Когда ко мне приближается мой начальник____________________________

____________________________________________________________________

37. Хотелось бы мне перестать бояться___________________________________

____________________________________________________________________

38. Больше всех люблю тех людей, которые_______________________________

____________________________________________________________________

39. Если бы я снова стал молодым_______________________________________

____________________________________________________________________

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)___________________________

____________________________________________________________________

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь________________________

____________________________________________________________________

42. Большинство известных мне семей___________________________________

____________________________________________________________________

43. Люблю работать с людьми, которые__________________________________

____________________________________________________________________

44. Считаю, что большинство матерей____________________________________

____________________________________________________________________

45. Когда я был молодым, то чувствовал вину, если________________________

____________________________________________________________________

46. Думаю, что мой отец_______________________________________________

47. Когда мне начинает не везти, я_______________________________________

48. Больше всего я хотел бы в жизни_____________________________________

____________________________________________________________________

49. Когда я даю другим поручение_______________________________________

____________________________________________________________________

50. Когда буду старым_________________________________________________

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю_____________________

____________________________________________________________________

52. Мои опасения не раз заставляли меня_________________________________

____________________________________________________________________

53. Когда меня нет, мои друзья__________________________________________

54. Моим самым живым воспоминанием детства является___________________

____________________________________________________________________

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)_____________________

____________________________________________________________________

56. Моя половая жизнь_________________________________________________

57. Когда я был ребенком, моя семья_____________________________________

____________________________________________________________________

58. Люди, которые работают со мной____________________________________ ____________________________________________________________________

59. Я люблю свою мать, но_____________________________________________

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это_______________________

____________________________________________________________________

Примерная методика интерпретации
теста незаконченных предложений Сакса-Леви

Каждый ответ необходимо оценить по следующей схеме: -2 балла, 0 баллов, +2 балла. Ставим +2 балла за оптимистический подход к выбранному аспекту отношений; 0 - за нейтральный или социально приемлемый ответ; -2 - за ответ, свидетельствующий о психологических проблемах по данному аспекту. Если, к примеру, в группе предложений “Отношение к отцу” общая сумма баллов от -4 до -8 баллов, то над этим аспектом отношений и нужно работать психологу.

Все вопросы разделены на 15 групп, в каждой группе по 4 вопроса. Ответ по каждому вопросу оценивается по пятибальной системе (-2, -1, 0, 1, 2). Ответы по каждой группе предложений суммируются. Например, -1+(-2)+0+2= -1. Получив суммарный балл по каждой группе предложений, следует отдельно выписать группы с преобладанием положительной системы отношений, затем группы с безразличными отношениями и, наконец, „проблемные” группы предложений.

Фактически производится группировка 15-ти шкал теста по эмоциональной значимости для испытуемого. Дальнейшая качественная обработка зависит от того, какие цели Вы ставите перед собой в данном исследовании.

Таким образом, после подсчета суммы баллов по каждой группе вопросов Вы сможете выяснить, какие сферы отношений у данной личности негармоничны (там меньше всего баллов с учетом знака), а какие гармоничны (там больше всего баллов).

Очень рекомендуем проанализировать “негармоничные” шкалы в их взаимосвязи друг с другом. Например, группы “чувство вины” и “страхи и опасения”, как правило, набирают похожие баллы, им часто сопутствует низкий балл по “отношению к прошлому”. Исходя из этого можно предположить, что у испытуемого имеются негативные воспоминания, сопряженные с чувством вины и вызывающие некоторые опасения.

Определив предполагаемые проблемные сферы, Вы далее работаете с ними: проводите качественный анализ ответов, используете другие методики, более подробно изучающие данные проблемные зоны.

Так как метод субъективен, его результаты требуют проверки с помощью других методик, а также опыта и большого искусства интерепретации. Попробуйте выписать все слова, которые даны в ответе респондента по каждой из сфер отношений, попытайтесь составить из них общую, целостную картину этой сферы его жизни. Выдвигайте гипотезы и постарайтесь, чтобы каждая из них имела свое подтверждение в словах клиента.

Когда-то тест Джозефа Сакса впечатлил меня способностью структурировать мои хаотичные представления об окружающем мире, о себе и других.

Методика включает 60 незаконченных предложений, условно разделенных на 15 групп, которые характеризуют Ваше отношение к:

Друзьям;

Представителям своего и противоположного пола;

Сексуальным отношениям;

Власти и подчинению;

Прошлому и будущему.

Некоторые группы предложений также затрагивают страхи и опасения, которые влияют на Вашу жизнь, указывают на непрожитую вину, а также проливают свет на жизненные цели.

Без обработки тестирование занимает от 20 минут и более.

Инструкция: На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.

Бланк теста

1. Думаю, что мой отец редко…

2. Если все против меня, то…

3. Я всегда хотел/хотела…

4. Если бы я занимал руководящий пост…

5. Будущее кажется мне…

6. Мое начальство…

7. Знаю, что глупо, но боюсь…

8. Думаю, что настоящий друг…

9. Когда я был/была ребенком…

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…

12. По сравнению с большинством других семей моя семья…

13. Лучше всего мне работается с…

14. Моя мать и я…

15. Сделал/сделала бы все, чтобы забыть…

16. Если бы мой отец только захотел…

17. Думаю, что я достаточно способен/способна, чтобы…

18. Я мог/могла бы быть очень счастливым/счастливой, если бы…

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством…

20. Надеюсь на…

21. В школе мои учителя…

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь…

23. Не люблю людей, которые…

24. Когда-то…

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)…

26. Супружеская жизнь кажется мне…

27. Моя семья обращается со мной, как с…

28. Люди, с которыми я работаю…

29. Моя мать…

30. Моей самой большой ошибкой было…

31. Я хотел/хотела бы, чтобы мой отец…

32. Моя наибольшая слабость заключается в том…

33. Моим скрытым желанием в жизни…

34. Мои подчиненные…

35. Наступит тот день, когда…

36. Когда ко мне приближается мой начальник…

37. Хотелось бы мне перестать бояться…

38. Больше всех люблю тех людей, которые…

39. Если бы я снова стал/стала молодым…

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…

42. Большинство известных мне семей…

43. Люблю работать с людьми, которые…

44.Считаю, что большинство матерей…

45. Когда я был/была молодым/молодой, то чувствовал/чувствовала вину, если…

46. Думаю, что мой отец…

47. Когда мне не везет, я…

48. Больше всего в жизни я хотел/хотела бы…

49. Когда я даю другим поручение…

50. Когда буду старым/старой…

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю…

52. Мои опасения не раз заставляли меня…

53. Когда меня нет, мои друзья…

54. Моим самым живым воспоминанием детства является…

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…

56. Моя половая жизнь…

57. Когда я был/была ребенком, моя семья…

58. Люди, которые работают со мной…

59. Я люблю свою мать, но…

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это…

Обработка и интерпретация результатов

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную(1), отрицательную (2) или безразличную (0).

Например, Будущее кажется мне:

1) мрачным, плохим, странным (2)

2) интересным, интригующим (1)

3) неясным, неизвестным (0)

Такая количественная оценка облегчает выявление дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение завершенных предложений.

Ключ

1 группа . Отношение к отцу 1, 16, 31, 46.
2 группа . Отношение к себе 2, 17, 32, 47.
3 группа . Нереализованные возможности 3, 18, 33, 48.
4 группа . Отношение к подчиненным 4, 19, 34, 49.
5 группа . Отношение к будущему 5, 20, 35, 50.
6 группа . Отношение к вышестоящим лицам 6, 21, 36, 51.
7 группа . Страхи и опасения 7, 22, 37, 52.
8 группа . Отношение к друзьям 8, 23, 38, 53.
9 группа . Отношение к своему прошлому 9, 24, 39, 54.
10 группа . Отношение к лицам противоположного пола 10, 25, 40, 55.
11 группа . Сексуальные отношение 11, 26, 41, 56.
12 группа . Отношения к семье 12, 27, 42, 57.
13 группа . Отношение к сотрудникам 13, 28, 43, 58.
14 группа. Отношение к матери 14, 29, 44, 59.
15 группа. Чувство вины 15, 30, 45, 60.

Методика «Неоконченных предложений» применяется в экспериментально-психологической практике давно. Однако, доступен он не только профессионалам. Этот тест можно использовать, как отправную точку в изучении себя и своего отношения к другим и миру в целом. Если результаты Вас расстроили, не спешите впадать в уныние: обсудите их с психологом или человеком, которому Вы доверяете. Так или иначе, каждая группа теста требует отдельного обсуждения и осознавания, а также дополнительного подтверждения другими методиками.

МЕТОД «НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» — отношение к кому, чему-либо

Метод незаконченных предложений применяется в экспериментально психологической практике давно.

Существует множество его вариантов.
Вам предлагается вариант этого метода, разработанный Л, Саксом и В. Леви. Он включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным.

Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Тестирование (без обработки) занимает от 20 мин до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого). (Ваша Личность)

Инструкция к методу незаконченных предложений
«На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами».

Бланк теста отношения к кому, чему-либо, незаконченные предложения:

1. Думаю, что мой отец редко ______________
2. Если все против меня, то _______________
3. Я всегда хотел _______________________
4. Если бы я занимал руководящий пост ______
5. Будущее кажется мне _________________
6. Мое начальство ______________________
7. Знаю, что глупо, но боюсь ______________
8. Думаю, что настоящий друг _____________
9. Когда я был ребенком _________________
10. Идеалом женщины (мужчины) для меня яв-
ляется ________________________________
11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной
______________________________________________
12. По сравнению с большинством других семей
моя семья ______________________________
13. Лучше всего мне работается с ___________
14. Моя мать и я _______________________
15. Сделал бы все, чтобы забыть _____________
16. Если бы мой отец только захотел _________
17. Думаю, что я достаточно способен, чтобы ___
______________________________________________
18. Я мог бы быть очень счастливым, если бы __
______________________________________________
19. Если кто нибудь работает под моим руковод-
ством _________________________________
20. Надеюсь на ________________________
21. В школе мои учителя _________________
22. Большинство моих товарищей не знают, что
я боюсь _______________________________
23. Не люблю людей, которые _____________
24. Когда-то __________________________
25. Считаю, что большинство юношей (девушек)
______________________________________________
26. Супружеская жизнь кажется мне ________
27. Моя семья обращается со мной, как с _____
28. Люди, с которыми я работаю ___________
29. Моя мать __________________________
30. Моей самой большой ошибкой было ______
31. Я хотел бы, чтобы мой отец _____________
32. Моя наибольшая слабость заключается в том
______________________________________________
33. Моим скрытым желанием в жизни _______
34. Мои подчиненные ___________________
35. Наступит тот день, когда ______________
36. Когда ко мне приближается мой начальник _
______________________________________________
37. Хотелось бы мне перестать бояться _______
38. Больше всех люблю тех людей, которые
______________________________________________
39. Если бы я снова стал молодым ___________
______________________________________________
40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)
______________________________________________
41. Если бы у меня была нормальная половая
жизнь ________________________________
42. Большинство известных мне семей _______
______________________________________________
43. Люблю работать с людьми, которые ______
______________________________________________
44. Считаю, что большинство матерей _______
______________________________________________
45. Когда я был молодым, то чувствовал вину,
если__________________________________
46. Думаю, что мой отец _________________
47. Когда мне не везет, я _________________
48. Больше всего в жизни я хотел бы __________
______________________________________________
49. Когда я даю другим поручение __________
______________________________________________
50. Когда буду старым ___________________
51. Люди, превосходство которых над собой
я признаю _____________________________
52. Мои опасения не раз заставляли меня ______
______________________________________________
53. Когда меня нет, мои друзья _____________
______________________________________________
54. Моим самым живым воспоминанием детства
является _______________________________
55. Мне очень не нравится, когда женщины
(мужчины) _____________________________
56. Моя половая жизнь __________________
57. Когда я был ребенком, моя семья ________
______________________________________________
58. Люди, которые работают со мной _________
______________________________________________
59. Я люблю свою мать, но ________________
60. Самое худшее, что мне случилось совершить,
это ___________________________________

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную.

Примеры предложений и варианты ответов с оценкой:

Большинство известных мне семей:
1) несчастливые, недружные……………….. - 2;
2) нервные, не очень дружные…………….. - 1;
3) все одинаковы………………………………….. 0.

Будущее кажется мне:
1) мрачным, плохим, странным……………. - 2;
2) туманным, неприглядным………………… - 1;
3) неясным, неизвестным…………………….. 0.

Ключ к методу незаконченных предложений:

Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополненных предложений.

Исследованию методом «незаконченные предложения» должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый
рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

№ п.п.
1 Отношение к отцу: 1 16 31 46
2 Отношение к себе: 2 17 32 47
3 Нереализованные возможности: 3 18 33 48
4 Отношение к подчиненным: 4 19 34 49
5 Отношение к будущему: 5 20 35 50
6 Отношение к вышестоящим: 6 21 36 51
7 Страхи и опасения: 7 22 37 52
8 Отношения к друзьям: 8 23 38 53
9 Отношение к прошлому: 9 24 39 54
10 Отношение к противоположному полу: 10 25 40 55
11 Сексуальные отношения: 11 26 41 56
12 Отношение к семье: 12 27 42 57
13 Отношение к сотрудникам: 13 28 43 58
14 Отношение к матери: 14 29 44 59
15 Чувство вины: 15 30 45 60


Помощь психоаналитика: Консультация, Вопросы

Часто задаваемые вопросы Вопрос — Ответ

Множество личностных тестов в разделе:

Когда-то тест Джозефа Сакса впечатлил меня способностью структурировать мои хаотичные представления об окружающем мире, о себе и других.

Методика включает 60 незаконченных предложений, условно разделенных на 15 групп, которые характеризуют Ваше отношение к:

Друзьям;

Представителям своего и противоположного пола;

Сексуальным отношениям;

Власти и подчинению;

Прошлому и будущему.

Некоторые группы предложений также затрагивают страхи и опасения, которые влияют на Вашу жизнь, указывают на непрожитую вину, а также проливают свет на жизненные цели.

Без обработки тестирование занимает от 20 минут и более.

Инструкция: На бланке теста необходимо закончить предложения одним или несколькими словами.

Бланк теста

1. Думаю, что мой отец редко…

2. Если все против меня, то…

3. Я всегда хотел/хотела…

4. Если бы я занимал руководящий пост…

5. Будущее кажется мне…

6. Мое начальство…

7. Знаю, что глупо, но боюсь…

8. Думаю, что настоящий друг…

9. Когда я был/была ребенком…

10. Идеалом женщины (мужчины) для меня является…

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…

12. По сравнению с большинством других семей моя семья…

13. Лучше всего мне работается с…

14. Моя мать и я…

15. Сделал/сделала бы все, чтобы забыть…

16. Если бы мой отец только захотел…

17. Думаю, что я достаточно способен/способна, чтобы…

18. Я мог/могла бы быть очень счастливым/счастливой, если бы…

19. Если кто-нибудь работает под моим руководством…

20. Надеюсь на…

21. В школе мои учителя…

22. Большинство моих друзей не знают, что я боюсь…

23. Не люблю людей, которые…

24. Когда-то…

25. Считаю, что большинство юношей (девушек)…

26. Супружеская жизнь кажется мне…

27. Моя семья обращается со мной, как с…

28. Люди, с которыми я работаю…

29. Моя мать…

30. Моей самой большой ошибкой было…

31. Я хотел/хотела бы, чтобы мой отец…

32. Моя наибольшая слабость заключается в том…

33. Моим скрытым желанием в жизни…

34. Мои подчиненные…

35. Наступит тот день, когда…

36. Когда ко мне приближается мой начальник…

37. Хотелось бы мне перестать бояться…

38. Больше всех люблю тех людей, которые…

39. Если бы я снова стал/стала молодым…

40. Считаю, что большинство женщин (мужчин)…

41. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…

42. Большинство известных мне семей…

43. Люблю работать с людьми, которые…

44.Считаю, что большинство матерей…

45. Когда я был/была молодым/молодой, то чувствовал/чувствовала вину, если…

46. Думаю, что мой отец…

47. Когда мне не везет, я…

48. Больше всего в жизни я хотел/хотела бы…

49. Когда я даю другим поручение…

50. Когда буду старым/старой…

51. Люди, превосходство которых над собой я признаю…

52. Мои опасения не раз заставляли меня…

53. Когда меня нет, мои друзья…

54. Моим самым живым воспоминанием детства является…

55. Мне очень не нравится, когда женщины (мужчины)…

56. Моя половая жизнь…

57. Когда я был/была ребенком, моя семья…

58. Люди, которые работают со мной…

59. Я люблю свою мать, но…

60. Самое худшее, что мне случилось совершить, это…

Обработка и интерпретация результатов

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную(1), отрицательную (2) или безразличную (0).

Например, Будущее кажется мне:

1) мрачным, плохим, странным (2)

2) интересным, интригующим (1)

3) неясным, неизвестным (0)

Такая количественная оценка облегчает выявление дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение завершенных предложений.

Ключ

1 группа . Отношение к отцу 1, 16, 31, 46.
2 группа . Отношение к себе 2, 17, 32, 47.
3 группа . Нереализованные возможности 3, 18, 33, 48.
4 группа . Отношение к подчиненным 4, 19, 34, 49.
5 группа . Отношение к будущему 5, 20, 35, 50.
6 группа . Отношение к вышестоящим лицам 6, 21, 36, 51.
7 группа . Страхи и опасения 7, 22, 37, 52.
8 группа . Отношение к друзьям 8, 23, 38, 53.
9 группа . Отношение к своему прошлому 9, 24, 39, 54.
10 группа . Отношение к лицам противоположного пола 10, 25, 40, 55.
11 группа . Сексуальные отношение 11, 26, 41, 56.
12 группа . Отношения к семье 12, 27, 42, 57.
13 группа . Отношение к сотрудникам 13, 28, 43, 58.
14 группа. Отношение к матери 14, 29, 44, 59.
15 группа. Чувство вины 15, 30, 45, 60.

Методика «Неоконченных предложений» применяется в экспериментально-психологической практике давно. Однако, доступен он не только профессионалам. Этот тест можно использовать, как отправную точку в изучении себя и своего отношения к другим и миру в целом. Если результаты Вас расстроили, не спешите впадать в уныние: обсудите их с психологом или человеком, которому Вы доверяете. Так или иначе, каждая группа теста требует отдельного обсуждения и осознавания, а также дополнительного подтверждения другими методиками.