Неуправляемый ребёнок. Неуправляемые дети: норма или патология? Возрастной кризис у ребенка

Дети выражают эмоции открыто. Они смеются так заразительно, что окружающие не могут сдержать улыбку. Бурно радуются, когда им впервые что-то удается. В гневе швыряют вещи, капризничают, если не получают желаемое, рыдают, когда больно. Не все взрослые знают, как реагировать на этот спектр эмоций.

Мы понимаем, какой ущерб невольно нанесли нам родители, - они желали нам всего лучшего, но пренебрегали нашими чувствами, потому что не научились управлять собственными. Потом мы сами становимся родителями и осознаем, какое непростое дело нам предстоит. Как реагировать на эмоции детей, чтобы не навредить? Проблемы, над которыми они плачут, кажутся нам смешными. Когда детям грустно, хочется их обнять, когда они злятся - накричать на них. Порой хочется, чтобы дети перестали так остро переживать. Мы заняты, нет времени их утешать. Мы не научились принимать свои эмоции, нам не нравится испытывать грусть, гнев и стыд, и мы хотим уберечь от них детей.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них

Правильнее не запрещать себе эмоции, а позволить себе глубокие чувства, прислушиваться к своим ощущениям и адекватно на них реагировать. Лесли Гринберг, профессор психологии из Йоркского университета и автор книги «Эмоционально-ориентированная терапия: учим клиентов разбираться с чувствами», считает, что секрет - в эмоциональном интеллекте.

Люди с высоким эмоциональным интеллектом умеют управлять эмоциями и вовремя освобождаться от них. Именно этому должны научить родители. Три упражнения, которые помогут развить эмоциональный интеллект у детей.

1. Назовите и объясните эмоцию

Помогите ребенку описать ситуацию и эмоции, которые она вызывает. Посочувствуйте. Детям важно знать, что их понимают. Объясните, что испытывать такие чувства нормально.

Например, старший сын отобрал у младшего игрушку. Младший бьется в истерике. Вы можете сказать: «Ты плачешь, потому что брат отобрал у тебя машинку. Тебе грустно из-за этого. На твоем месте я бы тоже расстроилась».

2. Разберитесь в собственных чувствах

Как вам хочется отреагировать на переживания ребенка? Что это говорит о вас и о ваших ожиданиях? Ваша личная реакция на ситуацию не должна превращаться в реакцию на чувства ребенка. Постарайтесь этого избегать.

Например, ребенок в гневе. Вы тоже злитесь и хотите накричать на него. Но не стоит поддаваться порыву. Остановитесь и подумайте, почему ребенок так себя ведет. Вы можете сказать: «Ты злишься, потому что мама не разрешает это трогать. Мама так поступает, потому что любит тебя и не хочет, чтобы ты поранился».

Затем подумайте, почему приступ детского гнева вас разозлил. Вам показалось, что ребенок отвергает вас как родителя? Вас раздражает крик и шум? Это напомнило вам о какой-то другой ситуации?

3. Научите ребенка выражать эмоции адекватно

Если ему грустно, разрешите поплакать, пока грусть не пройдет. Возможно, эмоции будут накатывать волнами несколько раз. Если ребенок злится, помогите выразить гнев словами или физической активностью: попрыгать, побегать, сжать подушку. Вы можете сказать: «Я понимаю, что ты злишься. Это нормально. Ненормально бить брата. Как ты можешь выразить злость другим способом?»

Эмоциональный интеллект защитит от зависимостей во взрослой жизни

Обучая ребенка эмоциональному интеллекту, вы повышаете качество его жизни. Он будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские, а затем и романтические отношения, эффективнее сотрудничать с другими людьми и фокусироваться на заданиях. Эмоциональный интеллект защитит его от зависимостей - нездоровых способов справляться с переживаниями - во взрослой жизни.

Нехорошо так говорить про своего ребенка, я знаю, но, если честно, она меня уже давно всем этим достала порядочно. Но я по мировоззрению пофигистка, поэтому ничего не предпринимала. Люди ж могут быть разными, правда? Почему нужно их подгонять под один стандарт? Я ведь и сама… Но теперь еще и учительница говорит… Вот я к вам и пришла.

Я смотрела на сидящую передо мной женщину, пожалуй что, с интересом. Она была на поколение младше меня, но в ее одежде и всем облике в целом явственно прослеживались мотивы, которые мы застали уже уходящими. Длинная свободная юбка с нашитой бахромой, длинная кофта с бусами и какими-то латиноамериканскими прибамбасами, фенечки на запястье, даже хайратник на длинных и не особенно чистых распущенных волосах. Хиппушка. Вспомнилась юность. Как читали Керуака и выращивали пейотль на подоконниках. Все повторяется?

Я отогнала непрошенную ностальгию и прагматически подумала о другом: если такую мать, которая к тому же открыто провозглашает свою «пофигистичность», давно достала необычность ее дочери, то что же представляет собой ее дочь?

Девочки с моей посетительницей не было, но я уже знала, что ее зовут Виолетта и ей 12 лет. Мать воспитывает дочь одна, с мужем развелись, когда девочке было пять. Отношения дочери с отцом существуют, они, можно сказать, даже хорошие, но не близкие. К бо́льшей близости никто не стремится: ни отец, ни сама Виолетта.

Чем вы занимаетесь?

Преподаю на филфаке. В университете.

Ну конечно. Почему-то я так и думала. Даже не стала спрашивать, в каком университете, чтобы не разочаровываться (во времена моей юности университет в городе был один - это сейчас всякие занюханные институты поназывали себя университетами и академиями).

Расскажите подробней, что беспокоит в Виолетте вас и учительницу.

Да меня, я ж сказала, ничего не беспокоит, - с дотошностью филолога уточнила моя посетительница. - Достало просто.

Хорошо, - терпеливо уточнила в свою очередь я. - Расскажите о том, что вас достало.

Она меня контролирует все время. То есть пытается контролировать.

Манипуляции?

Я не была удивлена. Такой матерью ребенку грех не попытаться манипулировать. Тем более что они живут вдвоем.

Да нет, я же сказала - контролировать, - женщина пожала плечами, видимо, удивляясь непониманию. - Она манипулировать не умеет. Слишком примитивна для этого. Плюс она совершенно повернута на том, что все должно быть вовремя и как положено. Чуть ли не с рождения это проявлялось.

В чем же заключается этот контроль? Точнее, попытка контроля? - я уточнила раньше, чем она успела меня поправить.

Ну вот представьте: она еще совсем маленькая была, и мы куда-то собираемся идти. Все равно куда (я бы поняла, если бы это было для нее что-то важное или интересное): в гости, в магазин, в поликлинику, на поезд. «Мама, а ты помнишь?..» «Мама, а мы не опоздаем?..» «Мама, ну давай уже скорее, пожалуйста, что ты там копаешься!..» Даже если куда-то собираюсь я сама, а она остается: «Мама, а ты не забыла, что на набережной в это время бывают пробки и ты можешь там застрять?» Я никогда не могла забыть о своих «матерных обязанностях», потому что о них помнил и неустанно напоминал мне мой ребенок. «Мама, мне нужно то, то и это. А не позже среды - ты не забыла? - нужно сдать деньги на экскурсию в Михайловский дворец. И ты помнишь, что обещала отвезти меня на кружок? Если мы через десять минут не выйдем, то…»

А как Виолетта относится к своим собственным обязанностям?

С той же самой свирепостью. Я миллион раз ей говорила: да плюнь ты уже на эти уроки, иди спать ложись или хоть комедию посмотри, расслабься, ну подумай сама: что в самом деле случится, если ты в четвертом классе задание по «окружайке» не сделаешь?

(Здесь я в красках представляю себе чувства некоторых читателей, которые тратят практически все свое свободное время, чтобы усадить своего ребенка за уроки.)

Так ведь ничего не выходит, - продолжала между тем мать Виолетты. - Смотрит на меня как на идиотку и шипит злобно: «Ты шшшто, хочешшшь, шштоб мне двойку поставили?!» И сидит, бывает, до одиннадцати…

Виолетта - отличница?

Нет, хорошистка. На отличницу у нее ума не хватает. Две-три четверки всегда есть.

А что же не устраивает учительницу? Мне кажется, что такой прилежной ученицей можно только гордиться.

В начальной школе так и было. Ее первая учительница все это в ней поощряла, называла своей заместительницей и говорила, что всегда и во всем может на нее положиться.

А потом?

Теперешняя их классная умнее, конечно. Она мне говорит: «Обратите внимание, дети Виолетту не любят, а возраст такой, когда важно принятие группы. Она же все время пытается им указывать. Раньше они шли на поводу у их первой учительницы, а теперь начинают огрызаться и Виолетту от себя отталкивать, и даже подтравливать пытаются. Я сама видела и в интернете в их группе читала. Это чревато, делайте что-нибудь. Я пыталась объединить ее с ними, давала ей задания, но не преуспела, в чем вам честно признаюсь - что бы я ей ни поручала, Виолетта все время пыталась играть роль, вызывающую раздражение у других детей». И как я их понимаю!

Вы пытались говорить обо всем этом с самой Виолеттой?

-
Раз десять как минимум. Она говорит, что у нее все нормально и ее не любят те, кто не делает уроков, не слушается учителей и матерится на перемене.

То есть она всегда и во всем чувствует себя правой и ответственной?

Именно так.

Психосоматики еще никакой не проявлялось?

Практически нет. Герпес если только, периодически… Считается?

Считается. Но в целом ребенок, получается, сильный и здоровый. И по обстоятельствам забравший и в семье, и в школе часть функций взрослого человека. Теперь я бы хотела поговорить с самой Виолеттой.

Без проблем.

Как тебя называть? Как сокращают твое имя?

Никак. Меня называть - Виолетта.

Хорошо. Виолетта. Ты считаешь себя взрослой и ответственной, так?

Ты знаешь и понимаешь свои обязанности, можешь распределять свое время, решать, что и когда тебе делать или не делать. Ты можешь отвечать за последствия своих деяний и недеяний. Так?

Не согласишься ли ты с тем, что другие люди вокруг тебя - такие же, как ты? То есть они тоже могут успешно делать все вышеперечисленное, и им не нужно об этом напоминать, требовать, обвинять в несделанном и т. д. По крайней мере, без четко сформулированной просьбы с их стороны.

Пусть докажут.

Да почему, с какого перепугу они должны тебе - тебе! - что-то доказывать?!

А пока не доказали, - Виолетта знакомо пожала плечами, - я буду действовать так, как мне кажется правильным. И не надо меня убеждать, что если я надену дырявые джинсы, получу восемь двоек, залезу на крышу сарая и, матерясь, свалюсь оттуда кверх тормашками - я сразу стану счастливой и принятой собственной матерью и в детском коллективе.

Я молча захлопнула уже открытый (для продолжения психотерапевтических воздействий) рот.

Пожалуй, до вашего случая я о такой инверсии ролей только слыхала, - призналась я матери Виолетты.

А я даже и не слыхала, - вздохнула она. - Все мои друзья и коллеги жалуются, что их балбесы из гаджетов не вылезают и за уроки не садятся. Ну и что же мне теперь делать?

Я не знаю, - честно призналась я. - Может быть, попробовать имплантировать ее еще в какой-нибудь коллектив, где все вместе занимаются чем-нибудь подростково-духоподъемным?

Я ей все предлагала. Она ходила в Эрмитаж и еще на курсы кройки и шитья. Но там у нее не пошло. Сейчас никуда не ходит. Но я еще предложу, раз вы говорите.

Что-нибудь коллективное, с клубной атмосферой. И обязательно съездите туда - лучше один раз увидеть…

Докладываю: два раза сходила в театральную студию, отказалась: они слишком орут, и вообще там все как-то слишком плохо организовано. Месяц ходила в клуб «Петрополь». Сначала даже нравилось, говорила, что интересно. Потом, я думаю, что-то не заладилось с детьми, наверное, она освоилась и стала им, как у нее водится, указывать, а они ее резко осадили. Отказалась ходить и больше никуда не хочет, говорит: некогда, много уроков. Что мне еще сделать?

В моем загашнике остался только один способ. Использую его, когда не знаю, что делать. Виктор Франкл, парадоксальная интенция.

Поясните. Или мне сначала нужно что-то прочесть, изучить?

Изучать не надо. Вы просто станете зеркалом.

Рабочая гипотеза была такова: Виолетта стала взрослой и занудной компенсаторно, потому что такой категорически отказывалась стать ее мать.

Да-да, - подтвердила мать Виолетты. - Моя мама живет в Новгороде, она учительница, и внучка ужасно на нее похожа, по крайней мере, по моим воспоминаниям: «Вера, надень носки, пол холодный! Вера, ты переписала сочинение? Вера, как ты на улицу выйдешь в этом ужасном балахоне?» Я уехала в Питер в 16 лет, а сейчас мне кажется, что меня нагнало и я никуда и не уезжала.

Предлагаемая методика: мы не можем изменить Виолетту без ее желания, следовательно, надо измениться кому-то другому. Вере, матери Виолетты, следует произвести «инверсию наоборот», то есть скопировать манеру матери и дочери.

Вера вполне артистична, в юности играла в студенческом театре, у нее получится.

Мне нужна неделя, чтобы проработать образ и потом не налажать. Виолетта наблюдательна, если найдет, к чему прицепиться…

Хоть две недели.

«Ты уверена, что у тебя все уроки сделаны? Давай я свежим глазом в электронном дневнике посмотрю». «Но послушай, разве эта блузка к этой юбке подходит? Это же совершенно разные стили. Надень лучше вон ту - бледно-лиловую». «Неужели ты не можешь чуть-чуть побыстрей двигаться? Почему люди должны нас ждать? Это же неуважение, в конце-то концов!» «Ты точно слышала, что Марья Петровна сказала именно это и вы встречаетесь именно там? Звучит странновато. Может быть, мне позвонить ей и уточнить?»

Виолетта, как мы и предполагали, долго терпеть не стала. Через две недели она вышла на серьезный разговор: мама, ты что, заболела? У тебя какие-то серьезные неприятности? За кого ты меня принимаешь?

Не заболела. Не неприятности. Ни за кого.

Так что же, черт побери, происходит?!

Я просто показываю тебе, как для других людей выглядит и как чувственно воспринимается твое собственное поведение. Со стороны. Твое ведущее чувство в последние две недели?

Меня выбешивает.

Делай выводы.

А ты прекратишь?

Нет. Пока нет.

А когда?

-
Только вместе.

Но должен же быть кто-то…

Тогда это буду я. Мне психолог велел взять на себя, чтобы тебя освободить от…

Не-е-е-е-ет!..

Спустя какое-то время:

А что, это и вправду так противно выглядит?

В твоем исполнении - еще противнее. Потому что от взрослой тетки, матери такое все-таки несколько ожидается, а вот от девчонки неполных тринадцати лет… Как пятилетка с накрашенными губами.

С тех пор в семье Веры и Виолетты жизнь пошла на лад. Правда, возникли новые проблемы: например, они стали везде опаздывать.

Катерина мурашова

Хорошую статью для себя нашла, надеюсь, кому-то еще пригодиться. Для меня эта тема актуальна с дочей, но нужно учить и сына с самого детства. Пожалуйста, напишите, а как вы помогаете справляться с гневом своим деткам?

«Ну что с ним делать? Ума ни приложу! Снова нагрубил учителю», – эти слова расстроенных мам психологи слышат достаточно часто. В стремлении помочь подрастающему человеку родители часто задумываются, , свои эмоции?

Задача эта только поначалу кажется непосильной. Все зависит от позиции взрослых и их последовательности в подходах к формированию у ребенка навыков уравновешенного поведения в различных ситуациях. Как утверждают физиологи, процесс этот очень долгий: лишь к 25 годам у людей «созревают» отделы головного мозга, отвечающие за самоконтроль.

ПОЧЕМУ ВАЖЕН КОНТРОЛЬ НАД ЭМОЦИЯМИ?

Ученые обнаружили, что эмоции присущи не только человеку, но и братьям нашим меньшим, но лишь человек может научиться их контролировать. Это нужно для сосуществования с другими людьми. Импульсивное, необдуманное поведение может приводить к конфликтам, непониманию. В конечном итоге эмоциональная нестабильность становится причиной правонарушений, личных трагедий и даже психических заболеваний.

Именно поэтому нужно уделять внимание не только интеллектуальному и физическому развитию ребенка, но и укреплять его способность контролировать эмоции.

ТРЕНИРОВКА ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Почему детям так трудно дается самоконтроль? Секрет в их общем уровне развития. Эмоциональный интеллект развивается быстрее, если давать малышам больше самостоятельности, а взрослые этого не любят: им хочется многое сделать за них.

В своей книге «Воспитание с умом» Д. Сигел и Т. Пейн подробно рассматривают особенности псевдоправильного воспитания, когда родители, страстно желающие развить свое дитя, на деле тормозят прогресс в важных отделах его мозга, которые отвечают за принятие правильных решений, адаптивность, самоконтроль. Иными словами, стремясьнаучить ребенка контролировать себя , они делают это сами, пребывая в иллюзии, что движутся к цели.

  • Дайте детям возможность принимать решения самостоятельно. Для малышей хорошим упражнением станет выбор между двумя вариантами:

– Какую кофточку ты хочешь надеть в детский сад – розовую или желтую?

Казалось бы, простое действие, а малыш вынужден принять решение самостоятельно. Мозг заработал не в привычном ритме.

Девочку постарше одна подружка зовет в кино, другая в спортзал. Придержите собственное мнение – дайте возможность ей самой выбрать то, к чему она расположена.

Очень полезно подросткам выдавать небольшую сумму средств на карманные расходы. Удивительно, но количество трат на мороженое, наклейки, пирожки моментально становится меньше: появилось право выбора – «красивая жизнь» или новый ноутбук в перспективе?

За счет чего происходит развивающий эффект в этом случае? Выбирая вариант, который кажется правильным, ребенок испытывает сомнения. Он визуализирует ситуацию будущего, перебирает варианты развития событий, активирует свой опыт и представления о том, что выгодно и невыгодно и т.д. Важно уважать его решение, независимо от того, самое оно рациональное или нет. Вы считаете, что он не прав и пора спасать ситуацию? Не стоит. Прежде чем человек научится принимать идеальные решения, он должен совершить кучу ошибок и много раз «наступить на грабли»

  • Покажите детям возможность контролировать тело. Один из самых важных навыков спортсменов – умение управлять своими эмоциями, психологическая подготовка. Если ваш ребенок занимается спортом, считайте, что часть проблем решена, потому что задачу, как научить ребенка контролировать себя , отныне вместе с вами будет решать его тренер. Но самостоятельно тоже можно достигать хороших успехов.

Научите ребенка глубокому дыханию. Например, когда он возбужден или рассержен, попросите его вместе с вами сделать десять глубоких вдохов и выдохов. Эффект вы заметите сразу: ребенок успокоится. Если сделать глубокое дыхание в стрессовых ситуациях навыком, то ребенок не будет «вестись» на эмоции, а сможет приводить мысли в порядок до того, как потеряет контроль над собой

  • Тренируйте у детей навыки самопонимания. Разговаривайте с ними об их состоянии, если они чем-то огорчены или взволнованы, вместе ищите ответы на вопросы, которые их волнуют. Не давайте готовых ответов, больше слушайте и рассуждайте: только так можно понять, что происходит с ребенком
  • Развивайте эмпатию – умение сопереживать. Если вы вместе с сыном или дочкой будете наблюдать за другими людьми, он (она) поймет, почему они ведут себя по-разному, чем вызваны их эмоции. Психологи придают способности сопереживать, проникаться чужим состоянием большое значение, потому что это проявление высокого эмоционального интеллекта
  • Выступайте примером Если вы сами спокойны, уравновешенны, хорошо относитесь к людям, с пониманием подходите к решению проблем ребенка, то ему проще будет развить навыки самоконтроля.

У ваших деток впереди большая, красивая, насыщенная событиями жизнь. Умение владеть своими эмоциями сделает ее более осознанной, наполненной интересными встречами и удивительными впечатлениями.

«Спокойствие, только спокойствие!», контролировал любую ситуацию веселый и находчивый Карлсон…Как же оставаться в хорошем расположении духа, если ребенок постоянно капризничает, кричит, рвет, бьет и даже дерется? А ваши доводы о том, что так делать нельзя остаются неуслышанными и даже незамеченными…

Почему подобное происходит? Как научить ребенка контролировать свои эмоции ? Благодаря какой оказии ребенок сможет овладеть столь необходимыми навыками?

Человек способен проявлять эмоции с первых минут своей жизни. С их помощью малыш общается с окружающим его миром. И через них же окружение, в свою очередь, учит его реагировать на события. Если мама испугалась внезапно возникшей громкой музыки, ребенок, прочитав на ее лице испуг, зальется громким плачем, испугавшись вместе с ней.

Если маминой реакцией на внезапный громкий звук будет улыбка, ребенок улыбнется в ответ. Таким способом мама учит кроху огорчаться и радоваться, тревожиться и оставаться спокойными, раздражаться, удивляться, получать удовольствие.

Дети учатся реагировать на разные события таким же образом, как реагирует взрослые, находящиеся рядом. Для того, чтобы научится что-то регулировать, необходимо четко понимать, чем именно мы собираемся управлять.

Родители должны научить своего ребенка различать эмоции. Самый легкий способ выучить новое слово - это услышать его в контексте.

Итак, учимся учить:

  • Общаясь с ребенком, называйте свои и его эмоции.
  • Рассказывайте о том, какие бывают эмоции и чувства, как на них нужно реагировать.
  • Нарисуйте на бумаге рожицы с различными эмоциями: радость, грусть, удивление и. т. д. Изобразите примеры на своем лице. Предложите ребенку отобразить их самостоятельно. Устройте викторину с угадыванием эмоций.
  • Играйте с ребенком, изображая поведение животных (как рычит злой волк, прыгает трусливый зайчик, радуется котенок и т.д.).
  • Подберите фильмы где, по вашему мнению, персонажи проживают разные эмоциональные состояния. Вместе смотрите их, читайте рассказы, сказки, стишки, и анализируйте поведение героев.

Эмоциональная сфера влияет на взаимоотношения с окружающими. Взрослому человеку бывает сложно стать хозяином своих эмоций, научится управлять ими. Маленькому ребенку, психика которого еще не сформирована, этот навык дается еще тяжелей. Именно поэтому, важно научить ребенка экологично безопасно проявлять свои эмоции.

Для начала, примем утверждение о том, что нет плохих или хороших эмоций. Эмоции могут быть приятными и неприятными. Почему? Разве может что-то плохое приносит пользу?

Страх, например, может предупредить об опасности. Неудовлетворенность, гнев заставляют что-то менять в жизни в лучшую сторону, побуждая к действию, помогают двигаться к цели. В конце концов, это совершенно нормально испытывать весь разнообразный спектр эмоций.

Благодаря эмоциональной насыщенности человек способен ощутить всю полноту жизни с ее яркими красками, теплыми, светлыми, а иногда, и холодными оттенками. Другое дело поведение, вызванное этими эмоциями. Вот оно то и может быть хорошим или плохим. Отделяйте эмоции от поведения.

Ошибка многих родителей состоит в том, что они с успехом поощряют положительные эмоции и чувства, но, одновременно, неприемлемыми считают отрицательные эмоциональные проявления ребенка.

Дети, желая соответствовать ожиданиям родителей, начинают скрывать свой страх, злость, гнев. Затаенные, спрятанные и накопившиеся негативные эмоции обычно приводят психическому перенапряжению и расстройству.

Существует закономерность: если у ребенка сильное эмоциональное перенапряжение — его познавательная потребность падает. Происходящее вокруг его не интересует. Чтобы такого не происходило, необходимо давать выход всем эмоциям, спускать их. Чтобы не нанести вреда малышу, сильные переживания не должны выражаться импульсивно.

Существует ряд мягких способов ослабить напряжение, вместе с тем они помогут ребенку научиться выражать свои эмоции:

  • Слушайте ребенка. Гораздо легче рассказать взрослым о своих неприятностях, если они действительно слушают.
  • Концентрируйте внимание малыша на положительных эмоциях, это поможет ему, в будущем, легко находить повод для радости.
  • Фиксируйте и закрепляйте позитивную «солнечную, светлую эмоцию» с помощью приятных воспоминаний.
  • Учите ребенка управлять эмоциями с помощью игр:
  1. Представьте себя роботом, которого только что включили. Изо всех сил напрягите руки и ноги. Внезапно робота отключили от блока питания – резко расслабьтесь (в эти моменты дети, обычно, падают на пол).
  2. Разрешите ребенку позлиться и поколотить подушку.
  3. Устройте сражение бумажными снежками. Их можно изготовить, смяв ненужную газету.
  4. Предложите ребенку вспомнить весёлые, интересные моменты из жизни, вспоминая которые он будет улыбаться. Затем — грустные истории. Проговорите о смене его состояния. Обязательно зафиксируйте «светлую эмоцию».
  5. Прорисуйте с ребенком грустные, злые, напуганные, удивленные, веселые, счастливые линии.

Случается, что ребенок, как умеет «спускает пар». Если вы вернулись домой, а на пороге вас встречает обессиленная бабушка и любимое чадо, колотящее кулаками и пятками пол, с нарастающим желанием продолжать начатое. Главное – спокойствие.

Возьмите лист бумаги, блокнот и карандаш. Опуститесь к ребенку и предложите показать на бумаге, как он злится. Нарисовать картинку того, что он сейчас чувствует. Если ребенок не отозвался на такое предложение, начните рисовать сами, говоря о том, что чувствуете вы.

Помните: в спокойном состоянии нам легче контролировать свои эмоции и чувства.

Помочь себе восстановить хорошее эмоциональное состояние вы сможете в считанные минуты:

  • Закройте глаза.
  • Сделайте глубокий вдох и еще более глубокий выдох. Повторите три таких дыхательных цикла.
  • Вспомните позитивные моменты своей жизни (много и долго не вспоминайте, остановитесь на первом, который припомнили). Сконцентрируйтесь на этом воспоминании.
  • Все позитивное из головы переместите в область груди.

Хорошо, если ваши воспоминания, будут связаны с ребенком. Уделяйте время эмоциональному развитию своего малыша. Здорово, если у вас обоих будет опыт проживания ярких, запоминающихся историй, окрашенных палитрой приятных, вкусных, зажигательных эмоций.

Вопрос психологу

Добрый день!Мне 48 лет,замужем,имею 3 детей 25(у нее уже своя семья),18 и 6 лет.В детском саду на сына постоянно жалуются воспитатели(и не только когда я его забираю, а даже звонят мне во время работы). Мы с мужем очень переживаем по этому поводу.В саду предложили обратиться к психиатру, и мы сходили на прием. Психиатр сказал, что проблем по психиатрии у него нет, он хорошо идет на контакт.Проблема сына в том, что он очень бурно реагирует на запреты, и делает все, что считает нужным.Получив отказ или услышав, что его будут наказывать, он может с силой стучать дверью или стучать по столу или выскочить за пределы группы.У него в этот момент вспышка гнева, с которой он не может справиться.Дома сын тоже может вспыхнуть, но ничем не сучит, зная, что мы его можем наказать.В основном наказание заключается в стоянии в углу, запрета на мультики.Каждый год летом вместе с сыном ездим в отпуск.Второй год водим на гимнастику, сейчас в саду ходит на шахматы и подготовку к школе.В играх с детьми может убежать и сказать, что обиделся, если что-то другой ребенок не дают то, что ему нужно сиюминутно.Спит хорошо,но есть у него с детства вредная привычка: он сосет 2 средних пальца и крутит волосы (поэтому всегда стрижем его коротко). До полгода он сосал одну соску,когда пришло время ее менять, новую соску он не принял и стал сосать пальцы, а когда не мог, то даже мог сосать край одеяла.Сосет до сих пор, когда смотрит мультики и ничем не занят, прячет пальцы, чтобы мы не видели.Мы его за это ругаем.Пробовали по-разному разговаривать насчет поведения в саду, обещает, но толку нет.Дома на ночь читаем книги, делаем задания. Он плохо говорит, но понятно, занимается в саду с логопедом, да и дома мы под ноутбук занимаемся артикуляционной и пальчиковой гимнастикой.Во время занятий в саду сам балуется и мешает другим слушать.А впереди школа.Постоянно объясняем ему нормы поведения, но нет никакого толка.Как научить ребенка управлять своим поведением: контролировать эмоции и гнев.Я чувствую себя разбитой,ноги не ведут в сад.У старших девочек никогда не было таких проблем.


У старших девочек никогда не было таких проблем.

Они же - девочки:)!

А с отцом у мальчика какие отношения?

Кто в семье гневлив и обидчив, кто в роду

очень бурно реагирует на запреты, и делает все, что считает нужным
Постоянно объясняем ему нормы поведения, но нет никакого толка

да, возможно,для ребенка это сложно!

Второй год водим на гимнастику, сейчас в саду ходит на шахматы и подготовку к школе

так может занять мальчишку чем-то, что больше подходит ему по его темпераменту? Чем в чешках носочек тянуть и сидеть часами (минутами!) над доской, возможно, ему по душе футбол, хоккей, борьба, бег... Где он может выплеснуть свою энергию!

Консультирую в Москве, Орехово-Зуево и его окрестностях, по Skype

Хороший ответ 3 Плохой ответ 0

Вы знаете, первая мысль, которая возникла от Вашей истории - а ведь этот мальчик знает, чего хочет!:)

Проблемой может являться сочетание двух обстоятельств - во-первых, "Он плохо говорит", а во-вторых, ваши воздействия направлены преимущественно на то, чтобы научить контролировать (т.е. по сути подавлять) эмоции и гнев, а не на то, чтобы научить адекватно их выражать.

Гнев, злость, обиду можно выразить словами, но для ребенка это очень непростая задача, обычно он учится понимать свои чувства с помощью взрослых и так обретает над ними контроль. Попробуйте вместо привычной тактики "ругания" и "наказания" проговорить ребенку то, что происходит в его душе.

Действительно полезным было бы совместное посещение детского психоаналитика.

Дорофеева Ольга, психолог в Санкт-Петербурге

Хороший ответ 2 Плохой ответ 1