Ничего малыш не знает небылицы сочиняет.

Приглашаю посмотреть весь список моих книг на главной странице.
(Главным считаю не загадки, а свою книгу “Полное мировоззрение или последняя религия” в проза.ру)

(Блоха)
Аккуратно неспеша
Подковал её Левша. Э

(Буратино)
Обманули его злые -
Посеял деньги золотые. Д

(Буратино, ключик)
Нос - сучок;
В руках - золотой крючок. Д

(Гадкий утёнок)
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались.
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рождён. Д

(Гном)
Человечек – как игрушка.
Шапочка – как у Петрушки.
Сказочный, удаленький,
Ростом меньше валенка. Д

(Гуси-лебеди)
Из леса птицы прилетают,
Детишек маленьких хватают,
К Яге в избушку их несут,
На крыше у неё живут. Д

(Джин. Или Старик Хоттабыч)
Кто под пробкой много лет
В море пролежал на дне? Д

(Дюймовочка)
Что за маленькая дочка
В распустившемся цветочке? Д

(“Дюймовочка”, Андерсен)
Девочка спит и пока что не знает,
Что в этой сказке её ожидает.
Жаба под утро её украдёт,
В нору запрячет бессовестный крот.
Ну-ка, ответьте теперь без подсказки:
Кто эта девочка? Чья это сказка? Д

(Емеля)
Парень слез с любимой печки,
За водой пошёл на речку,
Щуку в проруби поймал
И забот с тех пор не знал. Д

(Золушка)
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
Никто во дворце не узнает
Про бедность - подругу мою.
Как жаль, но лишь полночь настанет,
К себе на чердак я вернусь. Д

(Кай, Герда)
У брата сердце ледяное,
Но всё равно спасу его я. Д

(Козлята)
Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети? Д

(Корыто разбитое)
Просила деда:
“Дай” да “дай”.
А с чем осталась?
Вспоминай! Д

(“Кот и дрозд”)
“Дам тебе горошку”
Пели под окошком.
Верил песне петушок -
Попадал куме в мешок.
Я ответ хочу услышать:
Кто спасал беднягу трижды? Д

(“Кот в сапогах”)
На королевской дочери
Хозяина женил
И злого людоеда,
Как мышку проглотил. Д

(“Краденое солнце”)
Кто-то пасть свою открыл,
Кто-то, что-то проглотил.
Потемнело всё вокруг.
Ой, какой везде испуг!
Но медведь сразил врага,
С ним расправа коротка.
Струсил враг и воротил,
То, что раньше проглотил.
Ты загадку мне реши!
Что за сказка? Подскажи! Д

(“Красная Шапочка и Серый волк”)
Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка, что опасность ждёт.
За кустами светится пара злющих глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
Кто расспросит девочку о её пути?
Кто обманет бабушку, чтобы в дом войти? Д

(Лиса)
Патрикеевна ловка:
Съела в сказке Колобка. Д

(“Лисичка со скалочкой”)
Плутовка с выгодой менялась,
Да чуть без шубки не осталась. Д

(у Лукоморья)
Где зелёный дуб стоит,
На котором цепь висит,
По которой кот гуляет,
Тот, что никогда не спит,
А всё песни распевает
Или сказки говорит? Д

(Мальвина)
Была она артисткой
Прекрасной, как звезда;
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. Д

(Маугли)
Мальчик в джунглях очутился
И с волками подружился,
И с медведем, и с пантерой,
Вырос сильным он и смелым. Д

(“Маша и медведь”)
Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой.
Ответьте без подсказки -
Какая это сказка? Д

(“Маша и медведь”)
Кто мохнатый, косолапый
К деду с бабушкой идёт?
Что мохнатый, косолапый
В своём коробе несёт? Д

(Музыканты бременские)
Музыканты-акробаты:
Трое - без бород,
Двое - бородаты. Д

(Муха-Цокотуха)
Погуляла я по полю
И купила самовар,
И ещё на мне женился
Храбрый маленький комар. Д

(Муха-Цокотуха)
Расскажу вам без прикрас:
Жизнь мою комарик спас. Д

(“Муха-Цокотуха”)
В этой книжке - именины.
Много было там гостей.
И на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил,
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. Д

(Незнайка)
Ничего малыш не знает,
Небылицы сочиняет
И одет как попугай.
Кто же это? Отгадай! Д

(Пьеро)
Он пел под гитару,
Тоски не тая:
“Пропала Мальвина -
Невеста моя...” Д

(“Репка”)
Кто-то за кого-то
Ухватился крепко:
-Ох, никак не вытянуть!
-Ох, засела крепко!
Но ещё помощники
Скоро прибегут -
Вытянут упрямицу.
Как её зовут? Д

(Сага)
Скандинавская былина,
Повествует длинно-длинно. Ш

(Сказка. Или Обещание)
Ребёнок и девица
Её (его) послушав восхитится. Ш

(“Снегурочка”)
Раз зимою баба с дедом
Внучку сделали из снега.
Жаль, друзья, но сказка эта
Продолжалась лишь до лета. Д

(Соловей-разбойник)
Нехороший он и злой;
Говорят ему: “Не пой!” Д

(“Соломина, лапоть, пузырь”)
Три друга в лес пошли далёкий,
До речки добрались широкой.
Один дружок мосточком стал.
Другой, шагнув, его сломал.
От смеха лопнул третий.
Вы их узнали, дети? Д

(“Теремок”)
Однажды мышка
Нашла домишко,
Стала жить-поживать
И к себе приглашать.
Можешь сказку угадать? Д

(“Три поросёнка”)
У двоих был дом разрушен.
Спас их третий дом и дружба. Д

(“Храбрый портняжка”)
Враги напали - целый рой!
Но этот мастер молодой
Без колебаний принял бой.
Одним ударом - семерых!
О ком, скажите, этот стих? Д

(Чебурашкой)
Он - дружок зверям и детям,
Он - живое существо,
Но таких на целом свете
Больше нет ни одного.
Эту милую мордашку
Называют... Д

(Чипполино)
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовётся... Д

(Шапокляк, крыса Лариса)
Шныряет по городу
Злая старушка.
А в сумке сидит
Её злая подружка. Д

текст: Екатерина Чинарова
www.smartkids.ru

"Отчего утки плавают? Без чего хлеба не испечешь? Зачем в стакане вода?" - кто из нас ребенком не мучался поиском ответа на эти вопросы. Редко кому удавалось добраться до отгадки самостоятельно. Прекрасно помню, как папа разъяснил мне, «что делал слон когда пришел на поле он?» - это не про торт Наполеон, и не про французского императора, а про слона, который пришел на поле. Загадки существуют в любой культуре: они являются универсальным интеллектуальным тренажером, который тренирует память, развивает мышление и обогащает речь.


Загадка — это вид устного народного творчества, где в сжатой, образной форме даются наиболее характерные признаки предметов или явлений. Загадки имеют несколько функций: познавательную, магическую, дидактическую и игровую. Лингвист и этнограф И. Седакова считает, что загадывание загадок — особый вид ритуально-игрового поведения, вербальный акт, в котором один участник предлагает зашифрованное высказывание о некоем предмете или явлении, а другой должен назвать денотат. Любая загадка состоит из иносказания (вопроса) и его расшифровки (ответа).

Что же касается детского развития, то загадки стоит обязательно сделать частью вашей повседневной жизни. Загадки развивают метафоричное мышление, так как предполагают отгадывание, додумывание на основе имеющейся информации. Загадки к тому же обогащают детский лексикон, демонстрируя переносное значение слов. Вместо радуги — „крашеное коромысло”, вместо аквариума - „прозрачный дом”, а морковка и вовсе превращается в „девицу в темнице”. Ну и, наконец, загадки - это весело и здорово!

С чего начать?

Загадка как интеллектуальный тренажер привлекательна и тем, что абсолютно доступна. Начинать лучше всего с чтения ребенку загадок-стихов . Они нравятся детям, а за счет рифмы легче отгадываются. «Два брюшка, четыре ушка». Что это? Конечно, "подушка", — с удовольствием подсказывает ребенок. А вот еще:

Сидит дед,
В семь шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (лук)

Кругом вода, а с питьем беда (море)
Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил (дождь).

По синему морю
Белые гуси плывут (небо и облака).

Кто у рыбака держит червяка? (рыба)

У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток в спинке (рыба).

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает (лягушка).

Без рук, без ног,
На брюхе ползет (червяк)

По горам,
По долам
Ходит шуба
Да кафтан.
(баран)

Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(мышка)

С виду клин,
А развернешь - блин.
(зонтик)

Собака не лает,
А в дом не пускает.
(замок)

Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идет.
Глаз нет, а плачет.
(туча)

Голубая простыня весь свет одевает.
(небо)

Сидит на крыше всех выше.
(антенна)

Не куст, а с листочками.
Не рубашка,
А сшита.
Не человек,
А рассказывает.
(книга)

Сучки - рогатые,
Плоды - крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой.
(клен)

Маленький,
Удаленький,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел.
(гриб)

Сидит дед, во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)

Поле не меряно, овца не считаны,
Пастух рогатый.
(небо, звезды, месяц)

Стучат, стучат,
Не велят скучать:
Идут, идут,
А все тут да тут.
(часы)

Пришли мужички без топоров,
Срубили избу без углов.
(муравьи, муравейник)

Хвост с узорами
Сапоги со шпорами,
Ночью распевает,
Время считает.
(петух)

По сеням ходит, а в избу нейдет.
(дверь)

Четыре брата
Под одной шляпой стоят,
Одним кушаком перевязаны.
(стол)

Новая посуда вся в дырах.
(решето, сито, терка)

Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят.
(хлеб)

Подогрела чайка чайник,
Пригласила девять чаек.
Прилетели все на чай.
Сколько чаек, отвечай?
(девять)

Без рук, без ног, а рубашку носит.
(подушка)

Бежит по канатику тонкому.
Войдет в пузырек -
Засветит огонек.
(электрический ток)

Его пинают, а он не плачет.
Его бросают, - назад скачет.
(мяч)

Сижу верхом
Не знаю на ком,
Знакомца встречу,
Соскочу - привечу.
(шапка)

Отгадай загадку, кто мы?
В ясный день сидим мы дома.
Если дождь, у нас работа -
Топать - шлепать по болотам.
(резиновые сапоги)

Два конца, два кольца, посередине гвоздик.
(ножницы)

Ела - ела дуб, дуб;
Поломала зуб, зуб.
(пила)

Она, как змейка,
В траве мелькает.
Хвостом виляет.
Хвост оборвет -
Новый наживет.
(ящерица)

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка:
Где пройдет,
Там след останется.
(карандаш)

Кланяется, кланяется.
Придет домой -
Растянется
(топор)

Конь стальной, хвост льняной
(иголка с ниткой)

Зимой — звезда, весной — вода
(Снежинка)

Когда ребенок подрастет, можно загадывать загадки посложнее:

Поле бело, семя черно, кто его сеет, Тот разумеет. (письмо)
Сама черная, ест зеленое, дает белое (Корова).
Черная кошка лезет в окошко (ночь)
Его ждали, его звали, а пришел - как побежали! (дождь)
Кто на себе свой дом носит? (улитка)
Кто на всех языках говорит? (эхо)
Что мост мостит без топора? (лед)
Какой колокольчик не звенит? (цветок)
Жидко, а не вода, бело, а не снег (молоко)
Два братца в одну сторону глядят? (глаза)
Горшочек умен: восемь дырочек в нем (голова)
Накормишь - живет, напоишь - умрет (огонь)

Да в ней намёк

Дети хорошо воспринимают литературные загадки , по сказкам. Я составила серию таких загадок, когда моему ребенку было 6-7 лет. Нужно угадать сказку и литературного персонажа:

Он ее поймал и отпустил. Она его отблагодарила, но потом наказала за жадность. (Сказка о золотой рыбке)
Девочка погналась за кроликом и провалилась в нору. Там с ней произошло много чудес (Алиса в стране чудес).
У младшего сына не было ничего, зато ему достался кот. Да не простой, а очень умный (Кот в сапогах).
Одна хвастливая птица поплатилась за свое самодовольство и осталась без обеда (Ворона и лисица).
У девочки папа был директором зоопарка, она любила путешествовать по другим планетам и собирать невиданных зверей («Приключения Алисы» Кир Булычев)
Главный герой этой поэмы очень рассеянный и носит вместо валенок перчатки (Рассеянный с улицы Бассейной).
Вся сила этого старика спрятана в его бороде (Старик Хоттабыч)
Он от всех убежал, кроме одной хитрой и рыжей (Колобок)
Лучшая в мире няня, умевшая летать на зонтике (Мэри Поппинс)
Две сказочных рыбы, исполнявших желания («Золотая рыбка» и «По щучьему велению»).

4-5 летним детям очень нравятся загадки-обманки . С виду они похожи на загадки в стихах, но они сложнее первых. Рифма сбивает малыша с толку: кукарекает спросонок милый, добрый... Трудно удержаться от поросенка, хотя правильный ответ „петух”. Стихотворную форму легче запомнить, а „ошибки-оговорки” вызывают приступ общего смеха.

Детские загадки хороши к определенному случаю . На огороде — огородные („Сто одежек и все без застежек”), дома — хозяйственные („Пыль увижу — заверчу, заверчу и проглочу”), за столом — застольные («Сама не ест, а людей кормит»). Наша любимая загадка: «Что за обедом всего важнее?». Оказывается, рот.

Логические загадки

Особое место занимают загадки логические задачки, которые „под яркой обложкой” не выглядят скучно. Пример: две матери, две дочери да бабушка с внучкой. Сколько всего? Или: один кирпич весит один килограмм и еще полкирпича. Сколько весит один кирпич?

Прекрасным источником логических задач являются книги Якова Перельмана.

Когда цапля стоит на одной ноге, то она весит 3 кг. Сколько будет весить цапля, если встанет на две ноги? (3 кг)

Теперь мой сын моложе меня втрое. Но пять лет назад он был моложе меня в четыре раза. Сколько ему лет? (15).

Что больше весит - 1 кг ваты или 1 кг железа? (одинаково)

В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. "Замечательно, что у одного и нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии", - заметил черноволосый. "Ты прав", - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Загадка Эйнштейна. Эту головоломку, согласно легенде, Альберт Эйнштейн создал для того, чтобы тестировать кандидатов в ассистенты на способность к логическому мышлению. Задача подразумевает умение оперировать в уме закономерностями, связанными сразу с пятью признаками. Итак, условие:

5 разных человек в 5 разных домах разного цвета, курят 5 разных марок сигарет, выращивают 5 разных видов животных, пьют 5 разных видов напитков.

Норвежец живет в первом доме.
Англичанин живет в красном доме.
Зеленый дом находится левее белого.
Датчанин пьет чай.
Тот, кто курит Rothmans, живет рядом с тем, кто
выращивает кошек.
Тот, кто живет в желтом доме, курит Dunhill.
Немец курит Marlboro.
Тот, кто живет в центре, пьет молоко.
Сосед того, кто курит Rothmans, пьет воду.
Тот, кто курит Pall Mall, выращивает птиц.
Швед выращивает собак.
Норвежец живет рядом с синим домом.
Тот, кто выращивает лошадей, живет в синем доме.
Тот, кто курит Philip Morris, пьет пиво.
В зеленом доме пьют кофе.
Вопрос: КТО РАЗВОДИТ РЫБОК?

Загадки с подвохом

Эти загадки мы хорошо помним - пришлось поломать голову в детстве. Какой рукой лучше размешивать чай? Не важно, ответишь ли правой или левой. Лучше всего чай размешивать ложкой!

Вы сидите в вертолете, перед вами конь, сзади верблюд. Где вы находитесь? (На карусели)

Что ответила Агата Кристи на вопрос "О чем вы думаете, когда моете посуду?" (Об убийстве)

Шли 3 поросенка. Одни - впереди двух, один - между двумя, один - позади всех. Как шли поросята? (друг за другом)

На какой вопрос нельзя ответить нет? (вы живы?)

Шел охотник мимо башни с часами. Взял ружье и выстрелил. Куда он попал? (в милицию)

Летела стая уток. Одна впереди, две позади. Одна позади и две впереди. Одна между двумя и три в ряд. Сколько летело уток? (три)

Учимся мыслить

Познавательное мышление - это наша способность исследовать мир и систематизировать подход к изучению. Оно начинается с «почему?», с любопытства, которым обладают все малыши, и, конечно, с загадок. Загадывая загадку, не спешите с ответом. Сделайте паузу.

Мамы обычно спешат с ответами, а строгие папы, наоборот, мучают детей таинственностью. Быстрые отгадки — это неинтересно, да и вредно. Так мы лишаем ребенка чуда познания, и он привыкает „потреблять” готовую информацию и теряет интерес к загадкам вообще. Задавая трудную загадку и не помогая ребенку делать умозаключение с помощью наводящих вопросов, мы тоже оказываем ему „медвежью услугу”. Главное, дать ребенку понять, что все признаки предмета, о котором идет речь, необходимы и значимы. Надо просто уметь их выделить и сопоставить.

Не беда, если ребенок не отгадал загадку. Как показывает практика, процент угадывания без подсказки взрослого у ребенка 4-5 лет невелик. Значение в данном случае имеет не результат, а процесс. Потому что с помощью загадки мы помогаем малышу увидеть предмет или явление по-новому.

Загадки — отличное средство для развития так называемого лингвистического мышления. Чем больше ребенок играет со словами и звуками, тем лучше ему будет удаваться чтение и письмо в школе.

Когда черной кошке лучше всего пробраться в дом? Стереотипный ответ — ночью. Оказывается, когда дверь открыта.

Зачем (за чем) вода в стакане? Ребенок пытается придумать причину — чтобы пить, и не замечает ловушки. Верный ответ: за стеклом.

Один поезд едет из пункта А в пункт В с опозданием 10 минут, а другой — из пункта В в пункт А с опозданием 20 минут. Какой из этих поездов будет ближе к пункту А, когда они встретятся? Ответ: на середине.

Такие задачки с "подвохом" стандартным образом не решишь. Загадка - не только "экзамен на знания" или "проверка на смекалку", но и толчок к развитию нестандартного мышления.

Загадки собственного производства

Следующий шаг — создание собственных загадок. Джанни Родари, опытный "загадывальщик", выделил четыре основных этапа создания загадок: "отстранение — ассоциация — метафора — форма".

Сначала предмет (например, морковка) берем из контекста и описываем его как "оранжевый овощ, который растет в земле, но зеленые "вершки" оставляет на улице. Затем сравниваем морковку с чем-то или кем-то — растет, сидит, хвост как коса, и приходим к метафоре: красная девица в темнице, а коса — на улице. То есть, даем предмету метафорическое определение. При желании все это облекаем в красивую стихотворную форму.

На что похож снег, спрашиваем у ребенка. На вату, на хрустящие хлопья, мух. Что делает снег? Падает, кружится, ложится ровным слоем и сугробами. А когда лежит на земле — на что похож? На одеяло, на покрывало. Когда тает — течет. Вот и выйдет что-то подобное: "Мягкое, белое лежало одеяло, солнце напекло — одеяло потекло". Или так: "Вился, вился белый рой. Сел на землю, стал горой".

Психологи считают, что, придумывая детские загадки, важно соблюдать ряд условий.

Во-первых, "зашифровывать" в загадку самые характерные признаки предмета, явления, действия. Например, маленькая, серенькая, с хвостом, любит сыр — практически исчерпывающая информация о мышке.

Во-вторых, количество этих признаков должно зависеть от возраста ребенка: чем старше, тем меньше "подсказок", тем сложнее и интереснее отгадывать. Малыш как бы сдает экзамен: хорошо ли он знает свойства и качества окружающих предметов? Загадывая сам, он учится "оперировать" этими знаниями, использует их "в деле".

И, наконец, сам предмет и его признаки должны быть знакомы ребенку. Оперируйте такими известными свойствами, как цвет, форма, размер, сравнительные характеристики. Отличный прием — аналогия или сравнение. Замок похож на собачку, потому что "сторожит" дом: "Не лает, не кусает, а в дом не пускает". Крапива - на огонь: "Не огонь, а жжется". Паутина - на "сито", потому что она "свита": "Висит сито — не руками свито". И так далее.

Приятного вам загадывания и отгадывания! Напоследок - загадка: почему загадки опасны?