Ничего не проси сами дадут. Мастер и маргарита цитаты, афоризмы, фразы

Вконтакте

Одноклассники

«Никогда ничего не просите»: психолог Михаил Лабковский объясняет, каких женщин мужчины заваливают подарками.Мечтаете стать одной из тех, к чьим ногам поклонники бросают все, что можно купить за деньги? Инструкция будет состоять всего из двух пунктов.

1. Встречайтесь с правильными мужчинами.

Одно из качеств, которые женщины не переносят в мужчинах, - это жадность. И действительно, жадные выглядят очень непрезентабельно: они долго пересчитывают сдачу, боятся потратить лишнюю копейку и в целом живут очень ограниченно психологически.

Это невроз. И вы можете вывернуться наизнанку, но такой мужчина вам ничего не купит. Во-первых, потому что ему жалко денег, а во-вторых, потому что ему кажется, что женщины с ним только из-за бабла. Просто не имейте дел с такими ущербными личностями.

2. Станьте женщиной, которой хочется угодить.

Как-то раз я своими глазами наблюдал ситуацию: мой товарищ принес невесте кольцо с бриллиантом за 20 тысяч долларов. Она посмотрела на него равнодушно, надела на палец, сказала: «Красиво», сняла, убрала в коробочку и забыла, где оно лежит.

Потом мой друг ее спрашивает: «А тебе кольцо вообще понравилось?» Она отвечает: «Да». «А почему не носишь?» «Ты хочешь, чтобы я его носила? Ты же знаешь, я не очень люблю кольца…» Что происходит?

Мужчина не видит восторга, на который он рассчитывал, когда покупал кольцо, и остается в состоянии неудовлетворения. Ему приходится раз за разом покупать что-то еще.

Вот таким женщинам хочется отдать все: они ведут себя подчеркнуто независимо и ничего не просят. У них на лбу написано: «Мне ничего не нужно - у меня и так все есть». А мужчина всегда хочет женщину покорить, продемонстрировав свои большие возможности.

Мне могут возразить: а как же все эти девушки-содержанки? Они ведь ничего не умеют, ничего своего у них нет - как они демонстрируют независимость? Отвечаю: они искусно манипулируют своими любовниками. Делают вид, что их, таких красивых и необыкновенных, нужно непрерывно завоевывать.

«Вот таким женщинам хочется отдать все: они ведут себя подчеркнуто независимо и ничего не просят.»

Теперь давайте поговорим о том, как не надо себя вести. Вспомните знаменитую фразу Булгакова «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!»

Он знает, о чем говорит. Вот, например, вы идете с мужчиной мимо магазина и восклицаете: «Какое красивое платье!» В его понимании, это манипуляция. Он сделает вид, что он ничего не слышал.

С женщинами, которые постоянно что-то выпрашивают, разговор такой: «Какие сапоги? У тебя эти сапоги еще нормальные. Шуба? А что с этой шубой случилось? Ее моль погрызла? Ты давай эту донашивай, а потом поговорим про другую». Хотите переломить ситуацию - переставайте ныть.

«Мысль о том, что женщина может обойтись без него, делает мужчину абсолютно уязвимым и беззащитным.»

Вот каким я вижу идеальный сценарий. Допустим, вы хотите кольцо и говорите мужу один раз: «Дорогой, купи мне это кольцо». Что бы он ни сказал в ответ («У нас сейчас нет денег», «У тебя уже сто колец), вы к этой теме больше не возвращаетесь, сами находите деньги и покупаете себе кольцо.

Гарантирую: если вы это сделаете, будете получать от него подарки до гробовой доски. Мысль о том, что женщина может без него обойтись, делает мужчину абсолютно уязвимым и беззащитным.

Когда муж начнет вас задаривать, вы будете выражать сдержанную благодарность: «Так трогательно. Я приятно удивлена, милый». Это будет возвращать его в детство, когда он готовил маме сюрприз на 8 Марта, и подарок этот был нужен не маме, а сыну - это он искал ее одобрения. И сейчас он как будто не дорогое кольцо понесет жене, а цифру «8», слепленную из пластилина. И в глазах у него будет только один: «Я красиво сделал? Тебе нравится?»

Михаил Булгаков сказал «рукописи не горят», а сам спалил первый вариант «Мастера и Маргариты». Он советовал не просить у сильных, но всё же молил Крупскую о московской прописке. Да, он противоречивый, но за это и любим!

В мае этого года отмечали 125 лет со дня рождения любимого Михаила Булгакова. Отличный повод освежить в памяти «Белую гвардию», открыть «Театральный роман» и насладиться избранными местами романа «Мастера и Маргариты». А ещё можно больше узнать о жизни мистического, загадочного и очень противоречивого автора. ReadRate нашёл семь скользких фактов из его биографии.

1. «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!»

Московский квартирный вопрос испортил всех, включая самого Булгакова. Он приехал в столицу в 1921 году с небольшим чемоданчиком и нашёл приют в квартире своей сестры, шумной коммуналке на Большой Садовой, 10. Как писал сам автор, «гнусная комната гнусного дома», «отвратительный потолок – низкий, закопчённый и треснувший, но всё же потолок, а не синее небо в звёздах над Пречистенским бульваром» . Из соседей самогонщик, милиционер, проститутка Дуся, которые гремели кастрюлями, устраивали драки и поминутно строчили на писателя доносы. Имели право: у нового жильца не было прописки. Что оставалось делать? Пришлось просить о прописке начальницу Надежду Крупскую. Она была руководителем Главполитпросвета, в литотделе которого работал Булгаков. Крупская прислала в домком короткую записку «Прошу прописать», и всё быстро решилось.

2. «Вы судите по костюму? Никогда не делайте этого. Вы можете ошибиться, и притом весьма крупно»

По немногим сохранившимся фотографиям видно, что Михаил Булгаков невероятный щеголь. Даже много лет спустя журнал GQ говорит о нём как об иконе мужского стиля. Воспоминания Валентина Катаева о костюме «синеглазого приятеля» таковы: «он надел галстук бабочкой, цветной жилет, ботинки на пуговицах, с прюнелевым верхом, и даже, что показалось совершенно невероятным, в один прекрасный день вставил в глаз монокль» . И если про монокль это уже шутка и перебор (Булгаков воспользовался им пару раз, чтобы посмешить приятелей), то про костюм чистая правда. У четы Булгаковых в первые годы жизни в Москве не было денег, они ели только картошку и ездили в трамвае зайцем, но хорошо выглядеть и не терять достоинства было для писателя делом чести.

3. «Каждому будет дано по его вере»

Когда доходит дело до вопроса отношений Булгакова с верой, из себя выходят даже самые сдержанные биографы. Они всё спорят, кем он был: церковным человеком или богохульником, еретиком и сатанистом? Отношения с религией у Булгакова действительно в статусе «всё сложно». Оба деда – священники, отец – профессор Киевской духовной академии. Пока глава семьи был жив, в шумной многодетной семье исполнялись все обряды. Ранняя смерть отца вызвала у Михаила внутренний протест, он перестал соблюдать посты, а вскоре совсем отошёл от религии. С первой женой Татьяной Лаппой венчался по всем обычаям, поздравлял родственников с днём церковных именин, но этим и ограничился. В прозе Булгаков ругал попов и священников («Таких дураков, как ваши попы, нету других на свете»), но при этом читал много теологической литературы. Всё пытался трезво разобраться, кто такой был Иисус Христос и правильно ли его ученики «донесли» до остальных основные христианские постулаты. Булгаков просил не хоронить его по церковным обрядам, но свои отношения с Богом у него определённо были. Что было дано ему по «его вере», будут спорить и дальше.

4. «Всякая власть является насилием над людьми»

Человек, написавший это, подобострастничал перед Сталиным, заискивал в единственном телефонном разговоре и с большой серьёзностью сочинял пьесу о ранних годах жизни вождя. 1930 год, Булгаков в отчаянии. «Бег», «Дни Турбиных», «Зойкину квартиру» зарубили, на работу никуда не брали. Тогда-то он и написал письмо Сталину с просьбой выпустить его за границу или дать наконец работу. Сталин не стал писать в ответ, но решил позвонить: незадолго до этого покончил жизнь самоубийством Маяковский, а ну как этот тоже выпустит в себя пулю? Булгаков испугался, юлил, говорил, что за границу больше не хочет, и поверил в то, что Сталин его спасёт. Автор биографии Булгакова писатель Алексей Варламов считает этот звонок самым трагическим эпизодом в жизни писателя, когда всё, что воспринималось как подарок, обернулось катастрофой. Писатель поверил в свою избранность, особое отношение вождя к нему. «Он стал зависим от Сталина. Итогом стала ужасная история с пьесой "Батум" о молодости Сталина. Она Булгакова реально погубила. Отказ в постановке "Батума" раньше времени свёл его в могилу », – говорит Варламов.

5. «Правду говорить легко и приятно»

Писатель, который вложил эти слова в уста своего персонажа Иешуа Га-Ноцри, сам не всегда говорил правду об окружающих его людях. Например, об Алексее Толстом, которого Булгаков ненавидел, но при этом не гнушался его помощью для «раскрутки» своего имени. Действительно, Булгакова открыла берлинская газета «Накануне», именно там печатались лучшие тексты, были впервые опубликованы «Записки на манжетах». Гонорары от публикаций спасали Булгакова в первые голодные годы в Москве. Однако своего благодетеля писатель называл не иначе как «сволочью», а потом ещё прилюдно высмеял его в «Театральном романе» в образе Измаила Бондаревского. В глаза говорить не смел, на общих вечеринках смотрел в упор и молчал, «ел глазами».

6. «Рукописи не горят»

При этом Булгаков сжёг первую редакцию романа «Мастер и Маргарита». И она, вопреки его уверениям, сгорела: на руках у вдовы Булгакова Елены осталась только пара тетрадей со страницами, оборванными наполовину или на две трети. «Своими руками бросил в печку черновик романа о дьяволе », как написал он в письме советскому правительству.

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!» Очень многие люди сделали это выражение лозунгом своей жизни. «Садитесь, гордая женщина!» Но почему вы решили, что окружающие должны знать и понимать, чего именно вы хотите? Они что, телепаты? И так ли унизительна просьба, если она дает возможность другому человеку оказать помощь ближнему.

Был ли прав Михаил Афанасьевич Булгаков, вложив в уста Воланда это довольно ? Действительно ли сильные мира сего должны догадываться о желаниях тех, кто слабее и помогать им, даже если их об этом никто не просит? А вдруг эта помощь окажется не к месту, унизит или обидит человека?

С другой стороны, мне кажется, что люди, которые никогда и ни к кому не обращаются с просьбами о помощи, зачастую оказываются в гордом одиночестве с горой нереализованных возможностей и неудовлетворенных желаний. Ведь не всегда жизнь сталкивает нас с такими чувствительными и эмпатичными людьми, которые лишь по нашему выражению лица догадываются о том, что нам нужно.

Все в нашей жизни, если мы хотим гармонии, основано на равновесии получения и дарения. Мы должны научиться не только принимать дары, но и отдавать. А еще не ждать их как манны небесной, а просить о том, чтобы они в нашей жизни случились.

Почему нам трудно просить о помощи


Порой нам кажется, что стыдно.
«Что я попрошайка какой-то, и так ясно, что мне надо. Если люди ко мне внимательны, они и так помогут, а не помогут, я и так обойдусь. Христа ради не надо». У нас выработалось отрицательное отношение к просителям. Действительно, мы видим огромное количество нищих, просящих милостыню в метро и на улице. Мы зачастую воспринимаем их негативно, понимая, что играя на наших слабостях, эти люди строят свой бизнес. На нашей жалости и сочувствии богатеют псевдо благотворительные организации, собирающие пожертвования на всевозможные операции, на помощь детям-сиротам, акции взаимопомощи. На самом деле, проверка большинства этих организаций и одиночных просителей соответствующими органами свидетельствуют о том, что они являются мошенниками. Конечно, все мы имеем сострадательное сердце. И видя убогого калеку стремимся как-то оправдаться перед ним за свое благополучие, за то, что у нас есть руки и ноги. Лишняя копейка прожигает наш карман, и нам очень хочется от нее избавиться, будто откупиться от неприятного явления, которое мы наблюдаем. Иногда мы отдаем, потому что следуем библейской заповеди о том, что нужно отдавать десятую часть дохода. Мы подносим милостыню. Тем самым способствуем процветанию явления, которое, наверное, несовместимо с современным цивилизованным миром. Наверняка, попрошайки исчезли бы из наших городов, если бы никто не давал им милостыню. Они просто попробовали бы зарабатывать деньги иным способом. То есть просьба изначально воспринимается нами как мошенничество, как будто мы обманываем кого-то.

Порой просьба кажется унижением.
Ведь обращаясь к кому-то, мы признаемся в своем бессилии. Будто расписываемся в своем ничтожестве. Прося о помощи, мы обнажаем перед другим человеком свои проблемы, попадаем в некую зависимость, признаемся в собственном несовершенстве. Порой человек так накручивает себя, что ему начинает казаться, что он вообще не достоин того, чтобы ему помогали. И он из кожи вон лезет и тщетно пытается заслужить то, о чем можно было бы просто попросить и не мучиться.

Иногда человек вроде и помогает, но нам и даром не нужна такая помощь, потому что она отнюдь не бескорыстна. И когда-нибудь обязательно предъявляется счет, припоминаются затраты и выносятся обвинения. Особенно это популярно среди родственников, которые любят благодетельствовать, а потом припоминать долги. От такой помощи мы, как правило, стараемся отказаться. Попросту не обращаться к таким людям за помощью.

Просьба о помощи – это не унижение и не попрошайничество

Она всего лишь шаг навстречу другим людям. И будто говорит им: «Я такой же, как и вы, но в чем-то слабее вас. Вы имеете возможность помочь мне, вы сильнее, умнее, проворнее и вы можете подарить мне радость. Не просто так. За это я буду вам искренне благодарен!»

Благодарность – это тоже помощь. Некоторым людям она жизненно необходима, так как они чувствуют себя невостребованными и одинокими никому не нужными существами, к которым никто даже за помощью не обращается.

Просьба – это .
Ведь прося о чем-то мы не всегда можем отплатить человеку той же монетой, а значит, ввергаем его в определенные траты и затруднения, то есть создаем ему неудобства. Мы можем это сделать только по отношению к тому, кому действительно доверяем, в ком уверены. От кого не получим ответный счет с прейскурантом оказанных им услуг. Нужно иметь определенную смелость, признаться в своей слабости и довериться тому, кто сильнее и может помочь.

Просьба – это своеобразная плата за возможность быть полезным. Это может быть шанс для человека, к которому мы обращаемся, сделать доброе дело. Вот жил он чудак-одиночка и не знал, как бы стать нужным людям, чем быть для них полезным. А тут раз, и вы обратились к нему с просьбой. Да вы просто крылья ему приделали, давая возможность проявить себя на благо другого человека! Больше всего удовольствия мы получаем тогда, когда делаем приятное другим людям.

Когда просьбами злоупотребляют

Живя в дисгармоничном мире, где дарение и получение разбалансированы, мы очень часто наблюдаем картину перегибов.

Когда одни слишком много отдают, другие воспринимают это как должное, и не умеют быть благодарными. То есть отдавать в ответ.

Когда , однажды получившие желаемое, подсаживаются на него, как на наркотик и постоянно увеличивают дозу своих прошений. Проще говоря, злоупотребляют. От таких просителей бежишь, как от ладана. Потому что и отказать им трудно и попасть к ним в зависимость тоже неприятно. Они и меры не чувствуют, и на голову садятся, еще и претензии предъявляют. Неблагодарные люди, которым однажды помог от широты души, будут ждать от тебя повторной благотворительности еще и еще раз. И, если паче чаяния ее не получат, то еще и в суд на тебя могут подать за отсутствие внимания к их проблемам. Так устроен наш несовершенный мир.

Когда помогают, хотя и не просишь, просто потому, что им показалось, что вам нужна эта помощь. Когда кажется, креститься надо… Как показывает практика, такие навязчивые помощники часто ошибаются. Да и помогают невпопад и не потому, что так добры, а для того, чтобы получить в ответ какие-то преференции для себя лично. Иногда нам помогают в надежде, что мы поможем им. Но мы не всегда к этому готовы. Это как подарки – чем дороже подарок, тем неудобнее чувствует себя человек, задумываясь о том, сможет ли он «отдариться» (подарить точно такой же) или это ввергнет его в финансовые затруднения. Точно так же с помощью, о которой не просят. Возможно, человек сам хотел преодолеть свои проблемы или не желал, чтобы все увидели его слабость, а тут помощники влезли со своей благотворительностью и теперь ему придется отвечать им взаимностью. Отдать, так сказать, долг вежливости.


Как догадаться, нужна ли человеку помощь?

И какая именно помощь? Зачем голову ломать? Есть очень простой и доступный способ это узнать – спросить. Почаще задавайте людям вопросы: «Чем вам помочь? Могу ли я быть вам полезным? Как мне облегчить вашу жизнь? Чем вас порадовать?» Может быть, поначалу они будут шокированы подобными вопросами. Возможно, станут эксплуатировать вас, нагружая своими нелепыми просьбами. Не бойтесь растратиться в помощи. Но и не позволяйте другому человеку сделать вас своим рабом, исполняющим малейшие желания. Однажды напомните ему о том, что у вас тоже есть желания и попросите его о чем-то. Может быть, ваша просьба снова повергнет его в шок. Но потом он привыкнет к тому, что в ваших отношениях должен быть баланс: просьб и помощи, дарения и получения.

Некоторым людям, чтобы попросить кого-то о помощи, нужен толчок. И ваш вопрос будет для них своеобразным импульсом к действию, доверительным мостиком к вашей личности. Он поможет ему поверить в то, что вы искренне и бескорыстно хотите ему помочь. И он обязательно попросит о помощи. То есть станет вам ближе.

Как научиться просить у сильных?

Можно ли вообще этому научиться? И в чем смысл этого умения? Самое главное тут, на мой взгляд, уметь просить так, чтобы не унижать своего достоинства. Трудно сказать, удалось ли это самому Булгакову, который неоднократно обращался к правительству и лично к Сталину с просьбами о выезде из СССР и предоставлении ему работы. Всем известно, что долгое время были запрещены его пьесы, не печатались произведения, и он буквально был обречен на нищенство. Михаил Афанасьевич неоднократно получал отказы, им играли, словно мышкой, разрешив работать и одновременно не давая ходу его творчеству. Представляете, как он себя чувствовал, постоянно унижаясь перед человеком, которого презирал в душе, прося о заслуженном, о том, что и так само собой разумелось. И эта фраза Воланда в романе «Мастер и Маргарита» – мечта, идеальное желание самого писателя о том, что в жизни оказалось невозможно. А может быть, это был крик отчаяния и последняя просьба умирающего о признании его таланта. В любом случае, конфликт с властью на почве невыполненных просьб стал личной драмой Булгакова.

Конечно, можно быть великолепным гордецом, который ни к кому не обращается с просьбами, ни перед кем не унижается. Живет сам себе господин и всем абсолютно доволен. Но это почти невозможно. Ведь человеку нужен человек. И вся наша жизнь построена на том, что мы постоянно просим у других и получаем то, о чем просили. Мы дарим и взамен принимаем дары. Мы связаны друг с другом. И когда плохо одному или он чего-то недополучает, точно так же плохо и другому, который ему что-то недодает.

Давать, то есть оказывать кому-то помощь – это не потеря, это такая же насущная необходимость, как получение, потому что в результате отдачи, человек приобретает прививку от одиночества. Он ощущает свою нужность. Недаром говорят, что скорее вам сделает добро тот, кто уже однажды помог, чем тот, кому помогли вы. Почему? Да потому, что помогая вам, он вложил в вас часть своей души, вы стали ему ближе. Поэтому не бойтесь просить, может быть, человек

просто стесняется узнать у вас, нужна ли вам его помощь;
не хочет быть неуместным или навязчивым;
сомневается в том, что нужен вам, что сможет помочь;
возможно, он не догадывается о ваших нуждах. Думает, что у вас все в порядке.

Так подарите ему минуту наслаждения, попросите его о помощи, чтобы он смог почувствовать себя счастливым от собственной востребованности.

Один мой приятель, известный блогер, не так давно основал благотворительный фонд и обратился к своим друзьям в соцсетях с просьбой потревожить «какого-нибудь знакомого состоятельного человека», чтобы тот включился материально в одну очень важную проблему.

Легко написать «потревожьте знакомого состоятельного». Трудно просить у таких людей, если это не близкий твой друг...

С определенной периодичностью я обращалась к своему бывшему однокласснику, которого соученики за глаза величают не иначе как «мистер Твистер», в основном с просьбами дать денег на лечение деток с онкозаболеваниями разной степени сложности. Он каждый раз внимательно меня выслушивал, просил прислать документы (сканы медзаключений, счета из зарубежных клиник и т.д., иногда – контакты родителей, и даже, я знаю, некоторым он действительно звонил. И в результате отказывал, не утруждая себя объяснениями. Просить раз от разу становилось все сложнее, года два я обходила эту тему, наше с ним общение касалось самых разных сфер жизни, только не благотворительности. Задавать же вопросы («Для чего ты все так подробно изучал? Чтобы потом денег не дать?» я не решалась, потому что думала: «А вдруг потом он все-таки...»

И вот очередная история, опять ищем деньги для тяжко больной детки, обзваниваем фонды, везде по разным причинам отказ, время уходит... Я подумала, что два года – это достаточный срок, и, собравшись с духом, вновь обратилась за помощью к мистеру Твистеру. Он опять все внимательно выслушал, опять попросил документы, позвонил маме девочки (при мне) и через несколько дней перевел на счет клиники крупную сумму. Девочка дождалась своей очереди и уехала, лечение еще не завершено, но проходит успешно.

Не могу объяснить толком, но только мне ужасно стало важно понять – почему. Я выждала какое-то время, придумала несущественный предлог – и вот мы сидим у него в офисе, где он увлеченно показывает мне фотографии некоторых своих последних приобретений (страстный коллекционер). Есть ли, говорю, у тебя выпить – да-да, конечно, вот щас... еще фотки, еще выпили, я набираю в грудь воздуха и наконец задаю этот вопрос: почему? Почему пять раз нет, а шестой – да?.. Мой собеседник разом поскучнел, поболтал коньяком в бокале и, глядя сквозь коньяк, сказал: «Знаешь... у нее же собачка. А я с детства мечтал иметь таксу».

Мы оба знаем, что я гораздо больше заинтересована в этом контакте, нежели он. Он привык, что его просят. Он привык отказывать. Он был слегка разочарован. Мне, впрочем, не было стыдно.

Верить ему или не верить, я не знаю. Знаю, что иногда детонируют именно такие вот... детали. Предыдущие пятеро не попали в «топ-лист» его интересов, просто потому что его ничто не затронуло – настолько. Вот разве собачка...

Возвращаясь к началу этого текста – по просьбе своего приятеля-блогера я позвонила мистеру Твистеру, тот не ответил, секретарь в офисе вежливо спросила: «Как вас представить?» – и через некоторое время сообщила, что, «к сожалению, NN не сможет ответить на ваш звонок». «Сегодня не сможет?» – уточнила я. Девушка нежно пропела: «Затрудняюсь ответить, возможно, не только сегодня». Мда. В следующий раз не буду задавать никаких уточняющих вопросов.

Булгаков был категоричен: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут». Боюсь, что в данном конкретном случае эта заповедь не оправдана. Даже если помнить всю жизнь эпизод про «сдетонировавшую собачку», мучительно стараться понять эту избирательную логику (кстати, совершенно бессмысленное занятие. Бессмысленнее может быть только подсчет чужих деньги и прикидывание, скольким людям мистер Твистер мог бы помочь, если бы захотел) – это все не повод не попросить. Переступить через себя и пойти на возможное унижение перед холодным отказом – это труд, но это же и шанс. Не только страждущему, но и дающему, да не оскудеет его рука.

Один мой приятель, известный блогер, не так давно основал благотворительный фонд и обратился к своим друзьям в соцсетях с просьбой потревожить «какого-нибудь знакомого состоятельного человека», чтобы тот включился материально в одну очень важную проблему.

Легко написать «потревожьте знакомого состоятельного». Трудно просить у таких людей, если это не близкий твой друг...

С определенной периодичностью я обращалась к своему бывшему однокласснику, которого соученики за глаза величают не иначе как «мистер Твистер», в основном с просьбами дать денег на лечение деток с онкозаболеваниями разной степени сложности. Он каждый раз внимательно меня выслушивал, просил прислать документы (сканы медзаключений, счета из зарубежных клиник и т.д., иногда – контакты родителей, и даже, я знаю, некоторым он действительно звонил. И в результате отказывал, не утруждая себя объяснениями. Просить раз от разу становилось все сложнее, года два я обходила эту тему, наше с ним общение касалось самых разных сфер жизни, только не благотворительности. Задавать же вопросы («Для чего ты все так подробно изучал? Чтобы потом денег не дать?» я не решалась, потому что думала: «А вдруг потом он все-таки...»

И вот очередная история, опять ищем деньги для тяжко больной детки, обзваниваем фонды, везде по разным причинам отказ, время уходит... Я подумала, что два года – это достаточный срок, и, собравшись с духом, вновь обратилась за помощью к мистеру Твистеру. Он опять все внимательно выслушал, опять попросил документы, позвонил маме девочки (при мне) и через несколько дней перевел на счет клиники крупную сумму. Девочка дождалась своей очереди и уехала, лечение еще не завершено, но проходит успешно.

Не могу объяснить толком, но только мне ужасно стало важно понять – почему. Я выждала какое-то время, придумала несущественный предлог – и вот мы сидим у него в офисе, где он увлеченно показывает мне фотографии некоторых своих последних приобретений (страстный коллекционер). Есть ли, говорю, у тебя выпить – да-да, конечно, вот щас... еще фотки, еще выпили, я набираю в грудь воздуха и наконец задаю этот вопрос: почему? Почему пять раз нет, а шестой – да?.. Мой собеседник разом поскучнел, поболтал коньяком в бокале и, глядя сквозь коньяк, сказал: «Знаешь... у нее же собачка. А я с детства мечтал иметь таксу».

Мы оба знаем, что я гораздо больше заинтересована в этом контакте, нежели он. Он привык, что его просят. Он привык отказывать. Он был слегка разочарован. Мне, впрочем, не было стыдно.

Верить ему или не верить, я не знаю. Знаю, что иногда детонируют именно такие вот... детали. Предыдущие пятеро не попали в «топ-лист» его интересов, просто потому что его ничто не затронуло – настолько. Вот разве собачка...

Возвращаясь к началу этого текста – по просьбе своего приятеля-блогера я позвонила мистеру Твистеру, тот не ответил, секретарь в офисе вежливо спросила: «Как вас представить?» – и через некоторое время сообщила, что, «к сожалению, NN не сможет ответить на ваш звонок». «Сегодня не сможет?» – уточнила я. Девушка нежно пропела: «Затрудняюсь ответить, возможно, не только сегодня». Мда. В следующий раз не буду задавать никаких уточняющих вопросов.

Булгаков был категоричен: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут». Боюсь, что в данном конкретном случае эта заповедь не оправдана. Даже если помнить всю жизнь эпизод про «сдетонировавшую собачку», мучительно стараться понять эту избирательную логику (кстати, совершенно бессмысленное занятие. Бессмысленнее может быть только подсчет чужих деньги и прикидывание, скольким людям мистер Твистер мог бы помочь, если бы захотел) – это все не повод не попросить. Переступить через себя и пойти на возможное унижение перед холодным отказом – это труд, но это же и шанс. Не только страждущему, но и дающему, да не оскудеет его рука.