Новорождённый или грудничок много спит: стоит ли беспокоиться? Беспокойный грудничок: как выжить молодой маме? Как правильно разбудить младенца.

Есть дети как дети: любопытные, веселые и смышленые, но есть и другие. Слезы с утра, слезы в обед, слезы по любому поводу. Чуть что не так – капризы и истерики. Договориться с ними невозможно, уговорить – трудно. Какую стратегию выбрать родителям, чтобы выжить рядом с беспокойным грудничком, воспитать его и как-то уравновесить.

Беспокойный грудничок: теория и практика

Шаг первый: успокоиться

Неспокойный ребенок вызывает у мам и пап кучу негативных эмоций. Они начинают винить себя и друг друга во всех грехах: от проблемной беременности (мама много работала) до неправильного воспитания («разбаловала ты его»). На этой почве в семье нередки конфликты. Скандалы отнюдь не помогают воспитывать беспокойную кроху, а только усугубляют ситуацию.

Что делать

Первым делом родителям нужно принять тот факт, что никто не виноват в том, что малыш такой, какой он есть. Некоторые дети рождаются с чрезмерно возбудимой нервной системой. Что на это повлияло сказать трудно. Возможно, это генетическая обусловленность или экология. Единственное, что можно утверждать стопроцентно, разбаловать до такого невозможно - это врожденное явление.

Шаг второй: выработать общую стратегию

Советы доктора Комаровского по воспитанию младенцев для беспокойных детей не годятся. Главная проблема таких малышей – перевозбуждение нервной системы. Громкие звуки, запахи, яркие предметы, игрушки, движения способны вызывать у них сильное раздражение. Проявляется оно в поведении: ребенок начинает выгибаться, капризничать, крутиться, появляются беспорядочные хаотичные движения.

Что делать

  1. Чтобы уравновесить ситуацию, нужно правильно организовать окружающую среду. А именно максимально убрать раздражающие стимулы. Громкий звук телевизора, музыка, яркий цвет и свет недопустимы. Игрушки должны быть мягкими и их должно быть немного. Играть до изнеможения нельзя.
  2. Взрослым придется договориться между собой о распределении времени и обязанностей по уходу за ребенком. Можно, конечно, все свалить на маму, но тогда уже мама выйдет из строя. Самый тяжелый вопрос в воспитании беспокойного малыша – это сон. Идеально будет, если укладывать будет один родитель, а поднимать другой. Можно иногда чередовать друг друга, но сами процедуры засыпания и подъема менять не стоит.
  3. Поменьше нового в еде, обстановке, прогулках. Шумные компании и игры противопоказаны. Маршрута прогулок лучше придерживаться одного и того же. Необходимо строго соблюдать режим дня.

Важно знать! Советы бабушек типа «пусть набегается, быстрее уснет» не работают с возбудимыми детьми. Чем больше малыш бегает, тем больше переутомляется нервная система. Чрезмерное возбуждение никак не может смениться торможением. Из-за этого ребенок долго не засыпает, и очень беспокойно спит. Поэтому игры должны быть спокойными и только такими.

Иногда повышенная возбудимость идет в паре с общей слабостью нервной системы. Таких детей очень трудно накормить. Они едят мало, капризны в продуктах, плохо набирают вес.

Здесь важно взять себя в руки и не скатиться в насилие. Поскольку, еда – это базовое явление, организм всегда возьмет свою норму. Но если кормить насильно, может возникнуть отвращение к приему пищи и даже психологическое отторжение самого процесса.

Избежать проблем поможет сокращение периодов времени между кормлениями. Малыш не может сразу съесть много, значит, пусть кушает чаще. Тогда он будет сыт, а родители перестанут беспокоиться.

В общении с возбудимым малышом желательно проявлять мягкость и терпимость. Со временем данная особенность нервной системы сглаживается, а у ребенка появляется возможность самостоятельно регулировать свое эмоциональное состояние и реакции. Срывы родителей, силовые методы и тем более вербальное осуждение поведения только усугубят ситуацию, приведут к возникновению реактивной агрессивности и убьют на корню самооценку. Такое сочетание будет крайне тяжело корректировать дальше.

Мне 29 лет, 25 апреля родилась дочка (первый ребенок) - 53 см, 3216 кг. Роды длились 3 ч.50 мин., никакой стимуляции не проводилось, родилась раньше намеченного срока на 5 дней. За 2 мес. выросла до 56 см, и наела 5200 кг - на мой взгляд, совершенно нормально развивающийся ребенок . Беспокоит то, что ребенок слишком активен : спать днем уложить практически невозможно, просто в кровати может лежать в лучшем случае минут 10-15 (на игрушку посмотрит или поагукается сама с собой), когда лежит на пеленальном столе в "разгуленном" состоянии, руки и ноги как будто на шарнирах - ходят в разные стороны, если заходится в плаче - может дойти до истерики (хотя такого, конечно, стараюсь не допускать, но иногда случается во время пеленания), и не всегда можно относительно быстро успокоить на руках. Невропатолог в районной поликлинике назначил УЗИ головы, в результате получили мы следующее: "структуры мозга расположены правильно. FZC 2мм. Передние рога боковых желудочков S=D=2мм, III желудочек=1мм. Эхогенность сплетений норма. Структуры задней черепной ямки без патологии. Аксиальное сечение: несколько усилена пульсация сосудов" - (надеюсь, я перевела правильно с врачебного на русский). Как сказала все тот же невропатолог - такой диагноз может быть совершенно спокойно у бодрствующего беспокойного ребенка , но моя-то спала в течение всей процедуры. Назначили Кавинтон 1/4 т. 2 р/день. Начинать в таком возрасте давать лекарства я побаиваюсь. Насколько вообще обосновано назначение этого препарата (в инструкции вообще не указано, что его можно давать грудным детям) и чем в будущем чреват такой диагноз и нужно ли принимать какие-то дополнительные меры?

Отвечает Комаровский Е. О.

Я, честно сказать, вообще в вашем письме никакого диагноза не обнаружил. По данным УЗИ никакой патологии не выявлено. Излишнюю активность лечить вообще сложно (и я сомневаюсь, надо ли вообще). Кавинтон препарат совершенно не вредный, отрицательных последствий даже очень длительное использование не дает. Другое дело, что я не могу опять-таки понять, какую болезнь ваши невропатологи собираются лечить кавинтоном? Думаю, что назначили этот в целом хороший и безопасный препарат "на всякий случай". Если в дальнейшем будет "что-то не так", то вы не сможете обвинить врачей в том, что на ваши жалобы никто не отреагировал.

В первые недели после рождения новорожденный и его мама только привыкают друг к другу, и многое в поведении малыша маме бывает непонятно. Почему, например, ребенок беспокоится у груди во время кормления? Тому есть множество причин, и мы решили описать их и предложить способы преодоления трудностей. Начнем же с причины беспокойства ребенка, которую мамы называют первой, но которая действительно существует реже всего.

Недостаток молока

Это первое, что приходит в голову , ребенок которой много плачет, в том числе и у груди. Одна из самых больших трудностей при кормлении грудью, как ни странно, заключается в том, что кормящие мамы не знают точно, сколько молока получают их дети, и хватает ли им его.

Если ваш ребенок чересчур беспокоен, большинство сторонних доброжелателей, скорее всего, укажут вам на то, что малыш, наверное, проголодался. Поскольку вы — мать, такие замечания могут заставить вас чувствовать себя виноватой. Ведь именно на вас лежит ответственность за кормление ребенка! Как же развеять сомнения и страхи, связанные с недостатком молока?

  1. Наблюдайте за тем, как ваш малыш мочится и испражняется. После шестого дня жизни вы должны получать в сутки как минимум шесть мокрых подгузников и один грязный. Если это так, значит, ребенку хватает вашего молока.
  2. Частые кормления — это нормально. В первые несколько недель жизни новорожденному обычно требуется 8-12 кормлений в сутки. В самом начале вам, возможно, временами придется держать его у груди практически постоянно. На протяжении нескольких часов он будет требовать ее очень часто, а затем засыпать на четыре-пять часов. По мере того как ребенок учится более эффективно сосать, число кормлений уменьшается.
  3. Следите за весом малыша. К двум неделям ребенок должен восстановить вес, с которым родился, и в следующие два-три месяца набирать как минимум по 150 граммов в неделю.

Если вы по-прежнему беспокоитесь, что у вас мало молока, возможно, вам будет полезно пригласить консультанта по лактации, который проведет наблюдения, оценит прибавку веса малыша и посоветует способы увеличения количества молока, если в этом есть необходимость.

Набухание груди

Иногда беспокойное поведение ребенка у груди бывает вызвано ее набуханием. Чрезмерное набухание груди чаще всего возникает в первые недели после родов. Чтобы его уменьшить, сцедите немного молока вручную или с помощью качественного молокоотсоса, чтобы грудь стала мягче и ребенку было легче ее взять. Не сцеживайте слишком много молока, потому что это может в дальнейшем стать причиной излишней его выработки, что будет только усугублять набухание. Между кормлениями накладывайте на грудь холодные компрессы, чтобы уменьшить отек и болезненные ощущения.

Плоские или вдавленные соски

Также малыш может нервничать при прикладывании к груди, если у матери плоские или вдавленные соски. Чтобы вытянуть их, между кормлениями можно носить специальные накладки. Если до того, как приложить малыша к груди, на несколько минут включить молокоотсос, это поможет вытянуть соски, а также запустит поток молока, так что ребенок сразу получит его и с большей вероятностью продолжит сосать, вместо того чтобы бросить грудь и плакать.

В некоторых случаях женщине приходится использовать накладки, которые способствуют сосанию, пока соски не станут более выпуклыми. Это должно произойти примерно через две-четыре недели кормления грудью. Если вы испытываете трудности из-за плоских или вдавленных сосков, поскорее обратитесь за помощью к консультанту по грудному вскармливанию.

Неправильное прикладывание, неудобная поза

Еще одна причина беспокойного поведения у груди — неправильное положение . И матери, и ребенку может быть неудобно, из-за чего воздействие на грудь оказывается не таким, как нужно, и достаточный прилив молока нарушается. Если ваш малыш отличается сильной нервозностью, лучше всего для вас будет использовать положение из-под мышки (когда вы держите ребенка сбоку от себя, плотно прикладывая его к ближайшей груди) или «колыбельку» (когда вы держите ребенка горизонтально у груди), так как эти положения позволяют вам контролировать его голову.

Эти позы дают возможность направлять ребенка к груди и удерживать его там. Нос и подбородок ребенка должны вдавливаться в грудь матери. Как правило, он лучше сосет, когда мать держит его крепко. Если что-то заставляет вас испытывать неудобство во время кормления, обратитесь к консультанту. Возможно, именно в этом причина беспокойства вашего малыша.

Желудочно-пищеводный рефлюкс

Почти у всех детей в той или иной степени бывает выражен желудочно-пищеводный рефлюкс. Этим медицинским термином обозначается состояние, при котором кольцевая мышца (сфинктер), перекрывающая вход в желудок, еще не полностью сформировалась и не всегда полностью закрывает отверстие. Из-за этого какое-то количество молока вместе с желудочным соком может поступать обратно в пищевод, вызывая ощущения, которые мы называем «изжогой».

Как известно любому, кто когда-либо ее испытывал, это достаточно неприятные ощущения. Аналогично тому как взрослый человек может облегчить , сидя с выпрямленной спиной, ребенку тоже обычно помогает, если его держать вертикально.

Иногда рефлюкс может возникать во время кормления. Его появление можно предотвратить, если держать ребенка более вертикально или периодически делать перерывы, чтобы малыш немного «постоял». По мере развития ребенка развивается и его мускулатура, так что случаи рефлюкса становятся все более редкими.

Иногда проблема бывает настолько серьезной, что ребенок из-за рефлюкса вообще не способен нормально питаться. В таких случаях необходимо обратиться к врачу.

Повышенное газообразование

У всех новорожденных бывает метеоризм . Когда ребенок начинает питаться, у него запускается рефлекторное выделение газов, необходимое для того, чтобы отходы, образующиеся при питании, быстрее выводились из организма. Это предотвращает запоры.

Так как грудное молоко очень легко переваривается, для прохождения этой пищи через желудочно-кишечный тракт ребенка требуется очень мало времени. Вы часто можете слышать характерные звуки, когда малыш еще продолжает сосать. Хотя газы бывают у всех детей, некоторые переносят их лучше, чем другие. Влиять на это может и время суток. Судя по всему, проблема метеоризма становится более заметной в конце дня. Традиционно это время считается наиболее беспокойным. Ребенок как будто вообще не желает отпускать грудь, а это, в свою очередь, может усугублять метеоризм. Эта проблема исчезает сама по мере развития малыша.

Как успокоить плачущего ребенка
Многие из методов, способствующих успокоению, так или иначе связаны с имитацией внутриутробных условий. Следите за тем, чтобы температура воздуха была комфортной — не слишком жарко и не слишком прохладно. Вовремя меняйте подгузники. Малыш может ощущать покой, если его крепко прижимать к себе или укачивать. Действенным может оказаться или монотонные звуки — музыка или жужжание электроприборов. Вы можете носить ребенка в слинге, тем самым одновременно обеспечивая ему комфорт и получая возможность заниматься какими-то делами.
Можно привлечь к успокаиванию ребенка кого-то из членов семьи — например отца, бабушку или дедушку; в этом случае малыш не будет чувствовать запаха грудного молока, исходящего от матери, который может его возбуждать. К тому же это даст матери возможность уделить какое-то время себе.

Физиологическая лактазная недостаточность

В начале кормления материнское молоко более насыщено молочным сахаром — лактозой. Оно называется «передним». Через 10-15 минут кормления одной и той же грудью она начинает вырабатывать «заднее» молоко. Оно богаче жирами, которые нейтрализуют лактозу и тем самым снижают газообразование. Если ребенок получает слишком много переднего молока и не получает заднего, может возникнуть переизбыток лактозы и недостаток фермента лактазы, что усиливает метеоризм.

Старайтесь, чтобы ребенок сосал из одной груди как минимум 12-15 минут, чтобы ему доставалось заднее молоко. Когда малыш подрастет и будет сосать более эффективно, оно станет попадать к нему через меньший промежуток времени после начала кормления. Заднее молоко обладает успокоительным эффектом и помогает беспокойным детям засыпать. Большинство новорожденных естественным образом погружаются в сон в конце кормления благодаря успокоительному действию заднего молока.

Ребенок захлебывается молоком

Пока ребенок только учиться сосать грудь, так называемый рефлекс выброса молока может быть для него слишком мощным и привести к тому, что он будет давиться. Из-за этого малыш может бросить грудь и начать нервничать. Сильно надавите на грудь в течение примерно минуты, чтобы остановить слишком стремительный поток молока, а затем снова приложите ребенка к груди. Попробуйте сцедить немного молока перед кормлением и посмотрите, сможете ли вы вызвать рефлекс его выброса до того, как ребенок возьмет грудь. Кормите ребенка в положении из-под мышки. Став постарше, малыш сможет без проблем справляться с последствиями рефлекса выброса молока в любом положении для кормления.

Запах

В редких случаях ребенок нервничает и бросает грудь из-за мыла или кремов, которые вы наносите на грудь или соски . Если вы начали использовать какое-то новое средство, а ребенок стал больше нервничать, смойте его и снова приступайте к кормлению.

Молочница

У ребенка в полости рта или у матери на сосках может развиваться дрожжевая инфекция — так называемая . Вы увидите у ребенка во рту белые пятнышки.

Ваши соски могут стать ярко-красными или начать зудеть, а после кормления в них будет появляться ощущение жжения. Во время кормления ребенок может быть более беспокойным, чем обычно.

Покажитесь доктору. Если он подтвердит у вас наличие грибковой инфекции, и вам, и ребенку придется пройти курс лечения.

Слишком шумно и светло

У некоторых детей чрезмерное беспокойство бывает связано с гиперстимуляцией. Они могут спокойнее вести себя во время кормления, если оно будет происходить в затемненном и тихом помещении.


Хочет успокоиться с грудью

До 12 недель дети практически не умеют сами себя успокаивать и часто тянутся к груди просто ради комфорта. Они начинают сосать для успокоения, не испытывая в этот момент потребности в пище. Для родителей эта потребность малыша должна встать в один ряд со всеми остальными жизненно необходимыми вещами, которые вы обеспечиваете ребенку.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА

от 1 до 12 месяцев
Довольно часто молодые родители не вполне представляют себе, зачем нужен осмотр новорожденного неврологом. А между тем он позволяет своевременно заметить малейшие отклонения в развитии малыша. Только врач может оценить степень зрелости нервной системы малыша, потенциальные возможности его организма, особенности реакций на условия внешней среды, предотвратить нарушения развития или их последствия. Основы здоровья или нездоровья человека закладываются в самом раннем возрасте, поэтому своевременная диагностика и коррекция имеющихся нарушений – одна из основных задач, которую решает невролог при первом осмотре новорожденного.
К середине 1-го месяца, а иногда и раньше, дети начинают «осмысленно» оглядываться по сторонам, все дольше останавливая взгляд на заинтересованных их предметах. Первыми «объектами» повышенного внимания бывают лица самых близких людей – мамы, папы и тех, кто ухаживает за ребенком. К концу 1-го месяца ребенок начинает вполне осознанно улыбаться при виде любимых людей, поворачивать голову к источнику звука, недолго следить за движущимся предметом.

Большую часть суток новорожденный проводит во сне. Однако ошибаются те, кто считает, что спящий ребенок не воспринимает звуки окружающего мира. Младенец реагирует на резкие, громкие звуки, поворачивая голову к источнику звука, закрывает глаза. А если они были закрыты, то ребенок еще сильнее смыкает веки, морщит лоб, на лице появляется выражение испуга или недовольства, учащается дыхание, малыш начинает плакать. В семьях, где родители постоянно разговаривают на повышенный тонах, у детей нарушается сон, появляется раздражительность, ухудшается аппетит. Спетая мамой колыбельная, напротив, поможет ребенку спокойно заснуть, а ласковый доброжелательный тон, принятый в семье, формирует у малыша чувство защищенности и уверенности в дальнейшей взрослой жизни.

На 2-м месяце у ребенка значительно снижается тонус в мышцах-сгибателях конечностей и повышается тонус в мышцах-разгибателях. Движения малыша становятся более разнообразными – он поднимает руки, разводит их в стороны, потягивается, удерживает вложенную в руку игрушку и тянет ее в рот.

Малыш начинает интересоваться яркими красивыми игрушками, подолгу их рассматривает, задевает и толкает их руками, однако самостоятельно захватить ладонью еще не может. Лежа на животе, а затем и в вертикальном положении ребенок поднимает голову – это первое сознательное движение, которое он освоил. Вскоре, находясь на руках у мамы, он уже уверенно оглядывается по сторонам, причем первое время его внимание привлекают неподвижные предметы, расположенные на большом расстоянии. Это связано с особенностями строения зрительного аппарата. Затем малыш начинает рассматривать и более близкие предметы, поворачивать голову и следить глазами за движущейся игрушкой. В этот период у детей преобладают положительные эмоции – улыбка, двигательное оживление, гуление при виде маминого лица, в ответ на ласковое обращение.

На 3-м месяце ребенок становиться еще более активным, начинает переворачиваться вначале со спины на бок, а затем на живот, уверенно держать голову. Малышу очень нравиться лежать на животе, при этом он опирается на предплечья, поднимает голову и верхнюю часть туловища, внимательно осматривает окружающие его предметы, игрушки, делает попытки дотянутся до них. Движения руками разнообразны. Лежа на спине, ребенок быстро и точно захватывает предмет, вложенный в ладонь, тянет его в рот. У него уже появляются свои предпочтения – одни игрушки его радуют больше других, как правило, это небольшие погремушки, которые он может самостоятельно удержать в руке. Он различает лица и голоса своих и чужих, понимает интонацию.

В 4 месяца малыш совершенствуется в умении поворачиваться со спины на живот и с живота на спину, садится с поддержкой за руку. У младенца полностью угасает хватательный рефлекс, а на смену ему приходит произвольное захватывание предметов. Вначале, при попытке взять в руки и удержать игрушку, малыш промахивается, захватывает ее обеими руками, совершает множество лишних движений и даже открывает рот, однако вскоре движения становятся все более точными и четкими. Помимо игрушек, четырехмесячный малыш начинает ощупывать руками одеяло, пеленки, свое тело и особенно руки, которые затем внимательно рассматривает, подолгу удерживая в поле зрения. Значение этого действия – рассматривания рук – в том, что ребенок вынужден долго удерживать их в одном положении, что невозможно без длительного сокращения отдельных групп мышц и требует определенной степени зрелости нервной системы, зрительного анализатора и мышечного аппарата. Малыш начинает сопоставлять свои тактильные ощущения и зрительно воспринимаемые образы, расширяя тем самым представления об окружающем мире.

К 5-6 месяцу малыш уверенно берет и удерживает различные предметы, оказавшиеся в поле его досягаемости. Все, что попадает в руки ребенка в этом возрасте, после ощупывания и рассматривания неумолимо оказывается во рту. Некоторых родителей это тревожит и даже огорчает, так как им кажется, что у малыша появляются вредные привычки, от которых потом будет трудно отучить. Но дело в том, что младенец, исследующий мир, помимо привычных взрослому человеку зрения, слуха и обоняния, активно использует осязание и вкус, значение которых для процесса познания в этом возрасте трудно переоценить. Поэтому ни в коем случае нельзя препятствовать исследовательскому интересу ребенка, стремящемуся все «попробовать на зуб». Однако родители должны следить за тем, чтобы рядом не оказалось мелких или острых предметов, опасных для малыша.

При общении со взрослыми у 4-5 месячного ребенка развивается комплекс оживления, который включает в себя эмоциональные, двигательные и речевые реакции – улыбку, энергичные движения, длительное гуление со множеством гласных звуков.

Ребенок переворачивается на бок и, опираясь на руку, садится. Лежа на спине, он быстро и точно протягивает руку за игрушкой и уверенно захватывает ее. Активно развивается речь, малыш произносит согласные звуки, слоги «ба», «ма», «да», лепечет, начинает по-разному реагировать на маму, папу, родственников и незнакомых людей.

В 7-8 месяцев, по мере развития реакций равновесия, малыш начинает самостоятельно, без опоры, садиться из положения на спине и на животе с помощью рук. Лежа на животе, он опирается на предплечья, его голова поднята, взгляд устремлен вперед – это самое оптимальное положение для ползания, которые пока еще осуществляется только с помощью рук, на которых ребенок подтягивается вперед, ноги в движении не участвуют. При поддержке малыш встает на ноги и непродолжительное время стоит, причем вначале он может опираться «на носочки», а затем на полную стопу. Сидя, он подолгу играет с погремушками, кубиками, рассматривает их, перекладывая из одной руки в другую, меняя местами.

Ребенок этого возраста постепенно пытается привлечь к себе внимание взрослых, четко различает всех членов семьи, тянется к ним, подражает их жестам, начинает понимать смысл обращенных к нему слов. В лепете ясно различаются интонации удовольствия и недовольства. Первая реакция на чужих часто бывает негативной.

К 9-10-месячному возрасту ползание на животе сменяется ползанием на четвереньках, когда одновременно передвигаются перекрестные рука и нога, – это требует хорошей координации движений. Малыш с такой скоростью перемещается по квартире, что за ним трудно уследить, хватает и тянет в рот все, что попадается ему на глаза, включая провода электроприборов и кнопки аппаратуры. Учитывая возможности этого возраста, родителям необходимо заранее обеспечить безопасность вездесущего младенца. К 10 месяцам ребенок встает из положения на четвереньках, сильно оттолкнувшись руками от пола, стоит и переступает ногами, держась за опору двумя руками. Ребенок с удовольствием подражает движениям взрослых, машет рукой, достает из ящика или собирает разбросанные игрушки, берет мелкие предметы двумя пальцами, знает название любимых игрушек, находит их по просьбе родителей, играет в «ладушки», «сороку», «прятки». Он подолгу повторяет слоги, копирует различные речевые интонации, голосом выражает эмоции, выполняет некоторые требования взрослых, понимает запреты, произносит отдельные слова – «мама», «папа», «баба».

На 11-м и 12-м месяцах у детей появляются самостоятельные стояние и походка. Малыш переступает ногами, держась за мебель или перила одной рукой, приседает, берет игрушку, снова встает. Затем отпускает руку от барьера и начинает ходить один. Вначале он ходит, наклонив туловище вперед, на широко расставленных и полусогнутых в тазобедренных и коленных суставах ногах. По мере совершенствования реакция координации, его походка становится все более уверенной, во время ходьбы он останавливается, поворачивается, наклоняется за игрушкой, сохраняя при этом равновесие.

Малыш познает части тела и учится показывать их по просьбе взрослых, удерживает ложку в руке и пытается есть самостоятельно, пьет из чашки, поддерживая ее двумя руками, кивает головой в знак утверждения или отрицания, с удовольствием выполняет простые поручения родителей: найти игрушку, позвать бабушку, принести свои ботинки.

В его словарном запасе, как правило, уже несколько слов. Однако не следует огорчаться, если ваш малыш все еще не выговаривает отдельных слов, поскольку речь является одной из наиболее сложных высших психических функций и ее развитие очень индивидуально. Мальчики обычно начинают говорить на несколько месяцев позже, чем девочки, что связано с особенностями формирования и созревания их нервной системы. Речевая задержка часто наблюдается и у детей, чьи родители относятся к разным языковым группам и общаются с ребенком каждый на своем языке. Членам таких семей рекомендуется в интересах малыша выбрать единый язык общения до тех пор, пока ребенок его полностью не освоит, и лишь тогда обучать его второму. У большинства детей речь короткими фразами появляется от года до двух, а затем происходит ее усложнение и усовершенствование.

НА ПРИЕМЕ У НЕВРОЛОГА
Признаки нормального развития ребенка
от 1 до 12 месяцев
Отклонения в развитии
Всегда следует помнить, что в отличие от взрослого развивающаяся нервная система ребенка обладает большой пластичностью и способностью к компенсации, поэтому вовремя начатое и регулярно проводимое лечение приводит к положительным результатам.
В практической работе врач-невролог часто встречается со случаями различных отклонений в развитии ребенка на первом году жизни. Для своевременной их коррекции необходимо установить причины и динамику.

Развитие ребенка начинается не сразу после рождения, а гораздо раньше, с момента его зачатия. Течение беременности и сами роды также во многом определяют здоровье и благополучие малыша. Врач тщательно фиксирует все неблагоприятные факторы. В отдельную группу факторов риска относятся преждевременные (наступившие до 38 недель) или запоздалые (после 40 недель), а также быстрые или затяжные роды, асфиксию ребенка во время родов. Все это может вызвать родовую травму. Центральная нервная система плода наиболее чувствительна к недостатку кислорода, поэтому все новорожденные, перенесшие гипоксическое состояние, относятся неврологами к группе риска и требуют тщательного наблюдения, а при необходимости и лечения в течение первых лет жизни.

Последствия перенесенной кислородной недостаточности у детей раннего возраста объединяют под общим названием «перинатальная энцефалопатия», которая имеет ряд проявлений.

Наиболее часто встречается синдром гипервозбудимости, проявляющийся повышенной раздражительностью ребенка, снижением аппетита, частыми срыгиваниями во время кормления и отказом от груди, уменьшением продолжительности сна, трудностями засыпания. В состоянии бодрствования, даже при незначительном и непродолжительном волнении, у ребенка появляется хаотическая двигательная активность, сопровождающаяся дрожанием рук, ног, подбородка, резким пронзительным криком, покраснением лица, запрокидыванием головы.

Осмотр таких детей требует от врача особого умения и осторожности, поскольку в ответ на незнакомую обстановку, раздевание, прикосновение к телу холодных инструментов и другие неприятные ощущения малыш начинает плакать, активно сопротивляться обследованию, у него повышается тонус в мышцах-разгибателях, что значительно затрудняет постановку диагноза. При отсутствии своевременной медицинской помощи гипервозбудимость не только не проходит, но даже может усилиться.

Ребенок растет беспокойным, плаксивым, тревожным, часто встречаются жалобы на трудности засыпания, страшные сновидения, энурез. Своевременное обращение к специалистам и оказание ребенку необходимой медицинской помощи поможет избежать неприятных последствий.

Детям с синдромом гипервозбудимости с первых дней жизни рекомендован специальный массаж и лечебная физкультура, водные процедуры, а при необходимости – и медикаментозная терапия. Очень важным для такого малыша является правильное отношение всех членов семьи к его проблемам. Незаменимую помощь по мере его взросления оказывают детские психологи и дефектологи.

Более редким, но и более тяжелым проявлением перинатальной энцефалопатии является синдром угнетения центральной нервной системы, который развивается после перенесенной асфиксии или родовой травмы и наблюдается в первые часы и дни жизни ребенка. У таких детей значительно снижены мышечный тонус и двигательная активность. Малыш выглядит вялым, крик тихий и слабый. Он быстро устает во время кормления, в наиболее тяжелых случаях сосательный рефлекс отсутствует, поэтому в родильном доме его кормят через соску или зонд. Во время осмотра врач обращает внимание на снижение или полное отсутствие безусловных рефлексов новорожденных. Такого ребенка нельзя оставлять в положении на животе, так как защитный рефлекс у него выражен очень слабо. Не работают рефлексы опоры, автоматической ходьбы и ползания. Как правило, дети с синдромом угнетения центральной нервной системы нуждаются в длительном врачебном наблюдении и профессиональном уходе, поэтому они остаются в родильном доме на более длительный срок или, при необходимости, госпитализируют в специализированную клинику для новорожденных.

Поскольку одним из основных проявлений этого состояния является мышечная гопотония, которая встречается при ряде заболеваний, задача врача – установить ее причину, оказать медицинскую помощь ребенку и дать родителям рекомендации по ее дальнейшему развитию. При своевременном и правильно проведенном лечении в большинстве случаев состояние новорожденного улучшается, восстанавливаются безусловные рефлексы, повышается двигательная активность.

У некоторых детей впоследствии синдром гипервозбудимости, о котором говорилось ранее.

Дальнейшее развитие ребенка может происходить с задержкой: он позже начинает держать голову, переворачиваться, сидеть, вставать и ходить, говорить. Ребенок, перенесший синдром угнетения, нуждается в длительном и регулярном врачебном контроле. При необходимости ему назначают повторные курсы медикаментозной терапии, которые, в зависимости от жалоб, включают успокоительные или, напротив, стимулирующие препараты.

Нередко родители отрицательно относятся к назначению их малышу лекарств, высказывают опасения относительно возможных побочных эффектов, занимаются самолечением. Существует мнение, что лекарства, применяемые при лечении взрослых пациентов, абсолютно непригодны в педиатрии. Однако большинство медикаментов, используемых в современной медицине, не имеет возрастных ограничений и в правильно подобранных дозах оказывают на ребенка положительный эффект без каких-либо отрицательных явлений. С другой стороны, слишком поздно начатое лечение может не оказать должного эффекта, задержка в развитии ребенка усугубляется, имеющиеся у него проблемы не только не уменьшаются, а даже усиливаются по мере роста.

Наряду с медикаментозными препаратами, в качестве дополнительной терапии, неврологи обычно рекомендуют также массаж, занятие лечебной физкультурой и плаванием под руководством специально обученного инструктора, закаливание, водные процедуры, лечение травами. В восстановительном периоде дополнительные методы лечения приобретают самостоятельное значение и могут быть рекомендованы в качестве способов общеукрепляющей и поддерживающей терапии.

Синдром мышечного гипертонуса также может быть одним из проявлений перинатальной энцефалопатии. Как правило, врач отмечает значительное повышение тонуса в мышцах-сгибателях. Руки такого ребенка прижаты к груди, кулачки крепко сжаты, ноги невозможно развести и разогнуть в тазобедренных суставах. Двигательная активность снижена. Безусловные рефлексы новорожденного выражены и сохраняются длительное время, мешая его нормальному развитию. Так, защитный рефлекс препятствует поднятию и удержанию головы, хватательный рефлекс создает определенные трудности при попытке произвольного захвата предмета, рефлексы опоры, автоматических ползания и походки тормозят развитие ползания на четвереньках, стояния и ходьбы. У детей с мышечной гипертонией могут развиваться спастическая кривошея, косолапость. Отсутствие своевременной медицинской помощи может привести к серьезным задержкам развития и даже к формированию детского церебрального паралича.

Таким детям показаны курсы расслабляющего массажа в сочетании со специально подобранной медикаментозной терапией. В качестве дополнительных методов эффективны водные процедуры, плавание, физиотерапия. В случаях стойкой мышечной гипертонии врачи рекомендуют лечение в специализированном стационаре.

Журнал «Материнство», апрель, 1998 г.

Кашель может быть сигналом огромного количества недугов. Наличие кашля у грудного ребенка очень часто...
  • Когда и как начать прикорм... Время введения грудному ребенку прикорма напрямую зависит не только от возраста малыша, но и от его физического...
  • Кормление грудью О пользе грудного вскармливания, как для матери, так и для малыша уже сказано и написано очень много....
  • Пищевая аллергия у грудного... Аллергия на те или иные пищевые продукты отмечается у грудных детей довольно часто. Под аллергией подразумевают...
  • Повышение температуры... Огромное количество патологий у грудных детей дают о себе знать в самую первую очередь с повышения температуры....
  • Почему у ребенка до года... У детей грудного возраста запоры – явление довольно частое. Как правило, они вызваны функциональными...
  • Сбой пищеварения у грудного... Грудной ребенок не в силах поведать своим родителям, что, где и как у него болит. Слава Богу, что каждая...
  • Физиологический насморк... В случае если возраст малыша не более двух с половиной месяцев, тогда хлюпающий нос не всегда можно считать...
  • Что делать, если у ребенка... Прежде, чем начать воздействовать на организм ребенка, страдающего запорами, нужно наладить микроклимат...
  • Правила измерения температуры у грудничка
    В самую первую очередь родители должны помнить о том, что измерять малышу температуру следует в момент его полного спокойствия. Не стоит этого делать после того, как ребенок поест либо после сильного плача. В таких случаях показатели чаще всего являются завышенными. Если Ваша интуиция подсказывает Вам, что показатели не совсем верные, через определенный промежуток времени измерьте малышу температуру повторно. Для измерения температуры у грудничков следует использовать специальные цифровые градусники, являющиеся безопасными.

    Способы измерения температуры
    Измерить температуру у грудного ребенка можно несколькими способами, а именно:

    • лобным термометром;
    • ректальным термометром;
    • в подмышечной впадине ртутным либо цифровым термометром;
    • термометром-соской;
    • ушным термометром.
    Как должны вести себя родители, если у их малыша повысилась температура?
    В самую первую очередь родителям нужно взять себя в руки и ни в коем случае не разводить панику. После этого, если есть такая возможность, позвоните врачу и обсудите с ним сложившуюся ситуацию. Врач обязательно расскажет Вам, как нужно действовать в таких ситуациях. Мы же сообщим, что грудничкам при повышении температуры в первую очередь следует давать большое количество жидкости. В случае если повышение температуры наблюдается у ребенка старше двух месяцев, однако он продолжает играть, спать и кушать, тогда особо переживать по этому поводу не нужно. Спокойно дожидайтесь врача. В случае же если у ребенка высокая температура, но при этом его руки и ноги являются холодными, а кожа бледной, тогда любыми способами постарайтесь как можно быстрее снизить температуру. Это важно, так как в противном случае у ребенка могут начаться судороги .

    Приемы, способствующие снижению температуры
    При повышении температуры у грудного ребенка можно использовать как немедикаментозные, так и медикаментозные приемы. Что касается немедикаментозных приемов, то к их числу можно причислить как обмывание тела, так обертывания мокрой пеленкой, обтирание слегка прохладной водой, очистительные клизмы, а также компрессы из воды с добавлением уксуса. Ребенок в таких случаях должен быть полностью раздетым. Если говорить о медикаментозных приемах, то в данном случае на помощь придут специальные жаропонижающие медикаменты. Грудничкам, как правило, разрешается давать ибупрофен , а также парацетамол . Применяются данные медикаменты как в виде свечей, так и в форме сиропа, а также суспензии.

    Каковы методы терапии кашля у грудного ребенка?
    Терапия кашля у грудничков осуществляется, прежде всего, под строгим контролем специалиста. При наличии кашля ребенку необходимо как можно больше двигаться, так как только таким образом можно ускорить отхождение мокроты. Немаловажное значение в таких случаях имеет и массаж . Массажировать в данном случае следует грудную клетку, а также рефлексогенные зоны. Массаж проводится похлопывающими, а также постукивающими движениями с использованием бальзамов на растительной основе. В случае если кашель стал причиной отказа малыша от еды, заставлять его лишний раз не стоит. Зато детям в таких случаях нужно давать пить как можно больше жидкости. В случае если у грудничка кашель был спровоцирован острой респираторной вирусной инфекцией, тогда все мероприятия направлены в самую первую очередь на разжижение, а также выведение мокроты. Воздух в комнате, в которой находится больной ребенок, должен быть влажным. Не обойтись в данном случае и без специальных отхаркивающих лекарственных препаратов.

    Каковы меры профилактики кашля у грудного ребенка?
    Прежде всего, это закаливание . Закалять ребенка следует сразу же после его появления на свет. Чтобы предупредить развитие данного состояния, ребенка следует ежедневно выводить на улицу, причем при любой погоде. Ни в коем случае не курите в помещении, в котором есть ребенок. В случае если в городе отмечается вспышка вирусного заболевания, тогда лучше всего не выходить с младенцем в места большого скопления людей. В случае если заболел кто-то из близких людей, сразу же наденьте на него ватно-марлевую повязку. Как в зимнее, так и в весеннее время года рекомендуется проводить двухмесячный курс профилактики поливитаминными препаратами. Чтобы укрепить защитные силы организма грудного ребенка, ему следует провести специальный курс массажа.

    Что касается введения прикорма позже полугода, то его также стоит избегать. Все дело в том, что уже после шестого месяца организм ребенка нуждается в наибольшем количестве энергии и питательных компонентов, которых в грудном молоке намного меньше. Железо в данном возрасте организм малыша может получить только из каш, предназначенных для детского питания . В этом возрасте очень важно также разрабатывать жевательный рефлекс, что при процессе сосания является невозможным. Помимо этого дети старше полугода нуждаются в психическом и эмоциональном развитии, которое можно получить за счет новых вкусовых качеств, а также новых структур пищи.

    Сразу же отметим, что любой прикорм не в состоянии заменить малышу грудное молоко. Введение прикорма первоначально предусматривает использование однокомпонентных продуктов питания. Это могут быть фруктовые либо овощные пюре, в состав которых входит только один овощ либо фрукт. Грудничкам в этом возрасте можно давать и каши, самое главное не добавлять в них молоко и сахар. Каши тоже должны состоять из одного вида зерновой культуры. Однокомпонентные продукты питания дадут возможность увидеть, каким образом реагирует организм грудного ребенка на те или иные элементы. Очень важно обратить внимание всех мамочек еще и на то, что прикорм следует вводить постепенно, начиная с половины чайной ложечки.

    Первоначально лучше всего остановить свой выбор на безглютеновых кашах, а именно на рисовой и гречневой каше. Дело в том, что именно эти зерновые культуры не вызывают аллергии . Если же у ребенка отмечается дефицит железа в организме, тогда в качестве первого прикорма ему лучше всего дать кашу, обогащенную железом. Что касается овощных пюре, то в самую первую очередь стоит испробовать кабачок либо цветную капусту. Данным овощам также не свойственно вызывать развитие аллергических реакций. Выбирая из фруктов, стоит остановить свой выбор на грушах и яблоках .

    Немаловажно отметить и тот факт, что чрезмерное кутание малыша не сможет уберечь его от тех или иных патологий. Грудных детей наоборот нужно закаливать, но только постепенно. Именно закаливание поможет приучить маленький организм спокойно переносить различные погодные условия, а также частые перемены температуры воздуха. Очень важно, чтобы родители каждый день выводили ребенка на свежий воздух, причем в любую погоду.

    Чрезмерно кутать ребенка тоже ни в коем случае нельзя, тем более, если он находится в помещении. Надевать в комнате малышу платок или чепчик не стоит. Примерно со второго – третьего месяца жизни грудничка начинайте делать ему воздушные ванны – полностью разденьте ребенка и дайте ему полежать совершенно голеньким на животе либо на спине. Вначале продолжительность таких ванн должна составлять не более двух минут. Затем время их проведения постепенно увеличивают до десяти – пятнадцати минут. В летний период такие ванны проводят на улице, но не под прямыми лучами солнца, а в тени.

    Уже начиная с третьего – четвертого месяца можно перейти и к обтиранию тела. Проводится оно рукавичкой, предварительно смоченной в теплой водичке. Обтирание начинаем с ног, затем переходим к груди, животу, спине и ручкам. Сразу же после этого берем мягкое полотенце и тщательно вытираем младенца до тех пор, пока его кожный покров не порозовеет. Следует отметить, что теплой водой проводят обтирания только вначале. Очень важно постепенно уменьшать градус используемой для обтирания воды.

    С самого рождения, малыш контактирует с различными предметами одежды – пеленками, распашонками, штанишками шапочками и так далее. Для малыша невероятно важно, чтобы первый контакт с окружающим миром, в том числе и с одеждой, не причинял отрицательных эмоций. Кроме того, неправильно подобранная одежда может стать причиной появления потницы, аллергии, а также других неприятностей. Познакомимся подробнее с некоторыми особенностями и правилами, которые необходимо запомнить при выборе одежды для малыша.