Нравственно -патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Опыт работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"

Правильное воспитание – это наша счастливая старость,
плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы,
это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

А.С.МАКАРЕНКО

Нравственно -патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению нравственные основные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К.Д.Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не случайно К.Д.Ушинский подчеркивал, что “…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввёл в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребёнок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и страной, её столицей и символами.

Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребёнком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причём эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно – патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

Неверно полагать, что, воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей – вот что важно для воспитания нравственно – патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

Повсюду люди трудятся для всех;
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших её от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие национальные и общественные праздники и т.д.

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создаётся у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребёнка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живёт данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.

К концу дошкольного периода ребёнок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

- “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам – праздники.

Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причём темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объём познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приёмы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.

Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того, необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью.

Учёт возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приёмов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия”. Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и “живые” наглядные предметы и материалы. “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребёнка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры.

Не менее важным условием нравственно – патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Цель:

  • Вызвать интерес к истории своей семьи, своего детского сада, своего города, своей страны.
  • Формировать нравственно-патриотические чувства; обогащать и углублять знания детей о семье, городе, стране.
  • Активизировать работу по пропаганде патриотического воспитания через доступные средства.

Задачи:

  • Формировать гражданственность, чувство любви и гордости к малой Родине.
  • Упорядочить и закрепить информацию о родном городе, крае, их символики.
  • Ориентировать родителей на гражданское воспитание детей в семье.
  • Развивать способности в восприятии и анализе литературных произведений, живописи, архитектуры. Учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас.

Опыт работы на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной"

воспитателя МБДОУ детский сад № 111 "Гнездышко" г.Брянска Кузнецовой Елены Евгеньевны

Введение

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей, отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.

Любить Родину – значит знать её, знать, прежде всего, свою малую Родину.

Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной город, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

«Уважение к прошлому – вот что отличает дикость от воспитанности» , - эти слова А.С. Пушкина актуальны и сегодня.

Центральной идеей воспитания любви к Отечеству у русских педагогов была идея народности. Так, К.Д. Ушинский отмечал, что «воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным» . Именно он ввёл термин «народная педагогика» , считая фольклор блестящим средством раскрытия национальной самобытности и формирования патриотических чувств.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Большой вклад в научное обоснование нравственно-патриотического воспитания дошкольников внесли Р.И. Жуковский, Н.В. Виноградова, Е.И. Радина и другие.

Современные исследования, посвящённые проблемам приобщения дошкольников к истории, культуре, социальной жизни родного города (а через него Отечества) , связаны с изучением механизмов социализации, формирования социальной компетенции ребёнка (Т. Н. Антонова, Т.Т. Зубова, Е.П. Арнаутова и другие) , осознания ребёнком самого себя как представителя человеческого рода (С. А. Козлова, О.А. Князева, Е.С. Шукшина и другие) , восприятия детьми мира предметов (О. А. Артамонова) , формирования знаний о трудовой деятельности взрослых (М. В. Крулехт) и т.д.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.

Краеведческий подход в образовании дошкольников даёт возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно, но и в эмоциональном плане. (И. А. Колесникова и др.) .

Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в тоже время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Центральным звеном социализации – «процесса развития человека во взаимодействии с окружающим миром» (А. В. Мудрик) – является гуманистическое воспитание ребёнка с опорой на общечеловеческие ценности, на любовь к родителям, семье, месту, где он вырос, и, безусловно к Родине. Накапливаемый при этом опыт касается как познания и преобразования той или иной области действительности, так и отношения к ним, что соответствует одному из принципов личностно-ориентированной дидактики – принципу синтеза интеллекта, эмоций и действия.

В этой связи успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т.е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.

Ознакомление с родным городом ранее входило в раздел «Ознакомление с окружающим» . Ныне эта деятельность рассматривается как самостоятельная. Вместе с тем, анализ литературы и опыта работы детских садов позволяет сделать вывод о неразработанности проблем включения основ краеведения в образовательную практику дошкольного учреждения. В то же время нам представляется правомерным убеждение педагогов, а также авторов региональных краеведческих программ (Г. Т. Анифанова, Н.В. Бибикова, З.А. Алёшина и др. – Москва) в том, что в социально-нравственном воспитании дошкольников на краеведческом материале необходимо учитывать следующее:

  • ознакомление дошкольников с родным городом должно естественно «входить» в целостный образовательный процесс, выстраиваемый на основе определения доминирующих целей базовой программы, решаемых на фоне краеведческого материала.
  • введение краеведческого материала в работу с детьми с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностного значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
  • формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни города, создание условий для активного приобщения детей к социальной действительности, повышение личностной значимости для них того, что происходит вокруг, закладывает предпосылки развития способности ребёнка вставать в «предметное отношение к собственной жизнедеятельности» (В. И. Слободчиков) и является необходимым условием развития его субъективности.
  • развитие музейной педагогики, дающей возможность наладить диалог ребёнка с культурным наследием прошлого и настоящего.
  • осуществление деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города. То есть выбор ими самими той деятельности, в которой они хотели бы отразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, аппликация, лепка, рисование, проведение экскурсий, деятельность по благоустройству города, охрана природы и т.п.) .
  • привлечение к участию в городских праздниках с тем, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости и веселья (Масленица, Рождество, Пасха и др.) . познакомиться с жителями Брянщины – носителями социокультурных традиций в области ремёсел, песни, танца и т.п.
  • осознанный отбор методов ознакомления детей с родным городом, прежде всего повышающих их познавательную и эмоциональную активность.
  • создание такой развивающей среды в группе и ДОУ, которая способствовала бы развитию личности ребёнка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал (мини-музей русского быта, предметы декоративно-прикладного искусства, фольклор, музыка и др.) , позволила бы «удовлетворить потребность в познании окружающего мира, преобразовании его по законам добра и красоты» (Р. М. Чумичёва)
  • организация работы с родителями под девизом: их знания и любовь к Брянщине должны передаваться детям.

Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку-труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Актуальность темы

Актуальность и значимость нравственно-патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011- 2015 гг.» , утвержденной постановлением Правительством РФ от 05. 10. 2010г. № 795.

Программа определяет основные пути развития системы патриотического и нравственного воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

  • Массовая культура не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освящаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.

Поэтому выбранная нами тема является актуальной проблемой нашего дошкольного образовательного учреждения.

Опыт работы

Тема:

Исходя из актуальности темы, мы поставили перед собой следующую цель.

Цель: формировать представление детей о родном крае, о малой родине, воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

В процессе работы над данной темой мы определи следующие задачи.

Задачи:

  • формировать любовь к родному городу, и интерес к прошлому и настоящему родного города.
  • формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
  • развивать бережное отношение к городу и к своему району (достопримечательности, культура, природа) .
  • развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
  • воспитывать чувство гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.

Условия реализации задач.

Для успешного построения образовательного процесса на краеведческом материале и решения задач социально-нравственного воспитания дошкольников, в первую очередь, необходимы:

Изучение методической литературы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной»

Организация соответствующей предметно-пространственной развивающей среды;

Разработка перспективных планов, конспектов занятий;

Специальный подбор художественно-дидактических пособий, материалов и технических средств обучения (ТСО) , презентации по теме. Особое внимание обращается на качество репродукций и экранно-звуковых пособий;

Профессионально – грамотная и индивидуально дифференцированная работа воспитателя и социума (музейных работников, работников библиотеки) ., взаимодействие с родителями.

Мы выделили эти задачи в качестве приоритетных потому, что далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такую богатую социокультурную среду, а именно:

Краеведческий музей;

Детская областная библиотека;

Приступая к работе, мы провели диагностику – обследования на выявление следующего:

  • Исторические памятники
  • Социально-культурные учреждения
  • Улицы нашего района
  • Предприятия Советского района
  • Символы родного города

Результаты диагностики-обследования на начало учебного года были следующие: (начало года)

Содержание Исторические памятники Социально-культурные учреждения Улицы нашего района Результаты диагностики на начало учебного года показали следующее: что дети дошкольного возраста не ориентируются в нравственных проблемах, связанных с патриотическим воспитанием. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о том, что дети не получают достаточных сведений об истории возникновения своего родного города, его достопримечательностях, об архитектурных особенностях зданий города, о деятелях культуры и знаменитых земляках.

Таким образом, результаты диагностики были недостаточно высокими.

Успешному проведению занятий способствовали следующие методы развивающего обучения:

  • метод акцентирования деталей
  • метод вызывания адекватных эмоций
  • метод тактильно-чувственный
  • метод оживления детских эмоций с помощью литературных произведений
  • метод музыкального сопровождения

Приёмы:

  • прием «рассказ-образец личностного отношения педагога» по фрагменту открытки, фотографии узнать памятники, социально-значимые объекты, достопримечательности родного города и рассказать о них. После неоднократного применения рассказа-образца личностного отношения к достопримечательностям родного города, мы заметили, что речь детей значительно обогатилась
  • прием точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

Например: «Прежде чем ответить на вопрос, что это за памятник и где он находится, внимательно посмотри, на фотографию или открытку, и назови памятник, кому он посвящён, расскажи о нём, и покажи на карте его место нахождения» .

  • игровые приемы стимулирующие желание ребёнка рассказать о достопримечательностях Брянска: «Кто расскажет лучше, интереснее?» . Обучали детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей
  • прием пояснения
  • прием сравнения. Вводили в процесс постепенно. Вначале давали для сравнения характерные особенности старого и современного города (как выглядели и одевались люди, как и где работали, во что играли дети, старинные и современные улицы) .

Также в своей работе использовали:

  • игровых обучающих ситуаций;
  • сюрпризных моментов;
  • поисковой деятельности;
  • модели;
  • авторских пособий для занятий и дидактических игр.

В основу работы с детьми были положены следующие принципы:

  • Принцип учета возрастных особенностей;
  • Принцип учета индивидуальных особенностей;
  • Принцип коллективизма;
  • Принцип сотрудничества;
  • Принцип уважительного отношения к личности ребенка;
  • Принцип на положительную ориентацию (необходимо поддерживать у детей уверенность в своих силах, как можно чаще хвалить их) ;

В процессе занятий с детьми мы формировали:

  • Чувство привязанности к своему дому, к детскому саду, к друзьям в детском саду, к своим близким;
  • Чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому своего родного города, средствами эстетического воспитания: музыка, художественное творчество, художественное слово;
  • Воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение символики родного города.

В процессе занятий с детьми учили их:

  • Давать оценку своей и чужой деятельности, в суждениях стремиться выражать не чужую, а свою точку зрения;
  • Проявлять инициативу: самостоятельно выполнять задания, рассказывать на заданные и свободные темы;
  • Учить видоизменять, комбинировать имеющиеся представления памяти и создавать на этой основе относительно новые образы и ситуации;

Развивали и формировали в детях:

  • Развивали умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки;
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания;
  • Формировать положительное отношение к искусству;
  • Развивать художественное восприятие, мышление, память, речь, воображение;
  • Воспитывать интерес к искусству родного края; прививать любовь и бережное отношение к произведениям искусства.

Мы пополнили свои знания об истории родного города, людях прославивших наш город. Посетили Краеведческий музей города, в детской областной библиотеке посетили мероприятия, посвященные 70-летию ВОВ.

Также была изучена имеющаяся методическая литература по патриотическому воспитанию детей. Были приобретены литература о памятниках истории и культуры, о партизанах, детская литература по данной тематике, серии открыток с видами города, памятными местами Советского района.

Ещё В.А. Сухомлинский отмечал: «Готовясь к беседе о гражданственности, я стараюсь всеми силами своей души постичь смысл того, о чём буду рассказывать, глубоко осмыслить самую суть гражданской красоты, доблести, подвига, чтобы всё по-новому пережить. Это очень важное правило воспитательного влияния» .

Начиная работу по нравствено-патриотическому воспитанию, особое внимание уделяли формированию интереса к культурно-историческим памятникам. Отбор соответствующего материала позволил сформировать у детей представление о том, чем славен родной город. Успех работы во многом зависел от ряда условий:

  1. удачное расположение дошкольного учреждения. Далеко не каждое дошкольное учреждение имеет в своем ближайшем окружении такое количество памятников.
  2. использование разнообразных методов и приёмов при ознакомлении с памятными местами города. Это экскурсии, целевые прогулки, рассказ воспитателя, беседы с детьми, вечера досуга, тематические выставки.

Некоторые знания о родном крае дети получают на занятиях по ознакомлению с окружающим, но основная часть мероприятий проводится в свободное от занятий время.

Одной из основных форм ознакомления дошкольников с родным городом является экскурсия. Работа состоит из 3 этапов:

  1. подготовительный. Его цель: уточнить имеющиеся у детей представления о родном городе.
  2. работа с детьми, направленная на формирование у них знаний о городе и воспитание на этой основе интереса и любви к нему.
  3. заключительный. Проводится сравнительный анализ, который даёт возможность вскрыть изменения в знаниях детей о родном крае и в проявлении своего отношения к нему.

На первом этапе. При ознакомлении детей с родным городом мы старались опираться на имеющийся у детей опыт, учитывали их психологические особенности. Принимали во внимание эмоциональность восприятия ими окружающего, образность и конкретность мышления и впечатлительность. Старались интересно и доступно рассказать им о нашем родном крае. Наметили план ознакомления детей с родным городом. Вот какие определились темы:

  • «Героическое прошлое Брянщины» ;
  • «Брянск – город трудовой Славы» ;
  • «Брянщина – наш родной край»

В предварительной работе включали задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен данной теме занятия или экскурсии.

Читая литературное произведение, мы интонационно выделяли те места, которые отражали героические поступки наших земляков, достопримечательные места города. После чтения проводили краткую беседу о том, как дети понимают прочитанное. Мы увидели, что такие методы помогали дошкольнику легче запомнить и понять достопримечательности родного города, пополнить словарь.

Но особое внимание уделили знаменитым улицам Бежицкого района и старинным зданиям с уникальной архитектурой. Проблема охраны исторических памятников то вспыхивает, то утихает. Перегибы в политике повлекли за собой ошибки в отношении к культуре прошлого. Так, в 20-30 годы XX века в борьбе с религией были уничтожены многие шедевры русского зодчества. В эти годы воспитывалось равнодушное, а подчас и враждебное отношение к прошлому, что привело к крупным потерям в культурном наследии, формированию непонимания ценности памятников архитектуры, зодчества, иконописи.

В любом городе есть свои старинные здания со своеобразной архитектурой, лепниной или резьбой по дереву. Много старинных зданий связано с историческими событиями, проживанием знаменитых писателей, художников, учёных.

Умение замечать красоту исторических памятников необходимо формировать у ребёнка с раннего детства. Необходимо отбирать только доступный дошкольникам материал, но уже с детьми 5-6 лет можно сравнивать современное и старинное здание, отметить своеобразие лепнины и резьбы (растительный орнамент, изображение человека и т.п.) . Детям 7-летнего возраста можно показать диковинных животных и птиц – любимые образы мастеров настенных рисунков, лепки, резьбы. Можно подобрать иллюстрации и предложить желающим в непринуждённой обстановке (в вечерние часы или на прогулке) послушать рассказ воспитателя.

Знакомство с историей своего края должно включать формирование некоторых исторических представлений о древних городах, их рождении и развитии. Дети с особым чувством рассматривали старинные фотографии, гравюры, рисунки. При рассматривании таких иллюстраций мы обсуждали с детьми следующие вопросы: Что изображено на рисунке (фото) ? Из какого материала строили в старину здания? Как их украшали? Чем отличаются старинные и современные здания?

Не обязательно проводить специальные занятия со всеми детьми, можно побеседовать с желающими во второй половине дня. Дети любят сравнивать фотографии и иллюстрации, изображающие город современный и старинный, находить отличия, своеобразие Брянской старины. Так у дошкольников развивается интерес к истории Брянских улиц и памятников.

Дети часто спрашивали о названиях Бежицких улиц. Чтобы объяснить им названия в доступной форме знакомили детей с историческими событиями, с которыми эти улицы и площади связаны. Старались так организовать для детей сообщение о родном крае, чтобы вызвать у них познавательную активность, развить любознательность. Для этого использовали различные развивающие игры для детей старшего дошкольного возраста:

  • «Узнай по описанию»
  • «Где находится памятник?»
  • «Знатоки Брянска»

Цель этих игр закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к его настоящему и прошлому; о достопримечательностях Брянска, активизировать мышление и воображение, развивать речь.

Наблюдения окружающей жизни и усвоение знаний способствовало развитию образного, логического мышления ребёнка. В процессе работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей решаются также задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогало яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о родной земле, о воинах дети радовались или печалились, ощущали свою причастность к героическому. Искусство помогло детям воспринимать то, что они не могли наблюдать непосредственно в окружающей жизни. А так же по-новому представлять то, что им хорошо знакомо.

Были подготовлены выставки, которые помогали детям легче понять преподносимый материал.

Темы выставок:

  • «Брянск – город трудовой и партизанской славы» (серии открыток, фотографий)
  • «Шумел сурово Брянский лес»
  • «Брянщина, вдохновение моё» (фотоиллюстрации о поэтах А.К. Толстого, Ф.И. Тютчева)
  • «Продукция Брянщины» (предметы, изделия, иллюстрации, открытки)

На втором этапе работа с детьми дошкольного возраста в музее предусматривала тесное сотрудничество детского сада с музейными педагогами (экскурсоводами) . В детском саду мы проводили подготовку детей к посещению музея и закрепление полученных впечатлений после посещения музея, то в самом музее организовывали целенаправленные экскурсии, посещение лекториев для дошкольников (с родителями) ,

Приведу возможные приёмы организации работы с детьми в музее:

  • беседа-диалог (проводят педагог или экскурсовод) . Важно определить, как поставить (сформулировать) вопрос к детям, чтобы получить содержательный ответ; как продолжить диалог в контексте темы; как подвести итог занятия, стимулируя детей вербально и зрительно объединить свои впечатления и т. п.
  • рассматривание экспоната музея. Важно определить, что главное, а что второстепенное для запоминания, на что обращают внимание сами дети. Во время экскурсии дети должны не только рассматривать объекты и отвечать на вопросы экскурсовода, но и сделать для себя какие-то выводы, установить логические связи.
  • итоговая беседа-игра проводили для закрепления усвоенного детьми материала. Предпочтительна живая беседа или игра «в экскурсовода» , «в зрителя» , в основе которых наблюдения, впечатления, зрительные ассоциации, связанные с представлениями детей об «образе музея» . Всё это способствует углублению интереса к общественной жизни, развивает любознательность, умение размышлять.

Основной задачей заключительного 3 этапа является обобщение и закрепление впечатлений детей после экскурсии. Это позволяет сделать итоговые занятия в детском саду после экскурсии.

По результатам занятий можно судить об изменениях в познавательном развитии ребёнка. Мы также заметили, что на итоговых занятиях отмечается творческое оживление, эмоциональная и вербальная раскованность детей, желание результативно проявлять себя..

Итоговые занятия проводили в следующих организационных формах:

  • «Искусствоведческие беседы» с детьми (с демонстрацией наглядных пособий) . Содержание бесед мы направляли на активизацию эмоциональной памяти ребёнка и включали рассказы воспитателя (с музыкальным сопровождением) . Беседы предусматривали «обратную связь» - диалоги взрослого с ребенком по типу «вопрос-ответ» .

По ответам и реакции детей судили об эффективности занятий.

1. Обобщали сведения об экскурсиях, историко-краеведческих музеях.

Дети с помощью воспитателя вспоминали:

Что такое музей? Что называется коллекцией? Какие бывают музеи?

2. Уточняли сведения о конкретных музеях, которые посетил ребёнок.

К примеру, после экскурсии в Краеведческий музей можно спросить:

  • В каком музее мы были?
  • Что это за музей?
  • Что ты там видел?

3. Выявляли познавательные интересы и суждения детей о историко-краеведческих музее.

Здесь мы пытались выяснить привязанности ребёнка:

Ты любишь посещать музеи, выставки? В каких музеях ты был? Что ты запомнил, что понравилось? Какой музей ты посетил бы снова?

Приглашали на беседы с детьми родителей, деятелей культуры и искусства, ветеранов Великой Отечественной войны (художники, ветераны, музейные педагоги, искусствоведы и коллекционеры) . Такие творческие встречи и совместные выставки взрослых, профессиональных и детских работ чрезвычайно плодотворны в художественном воспитании детей.

  • Изобразительная и художественно-конструктивная деятельность дошкольников после посещения музея. Итоговые занятия, имеющие обычно индивидуальный и коллективный характер мы проводили на заданную тему по выбору самого ребенка. Дети дошкольного возраста не всегда могут выразить в словах то, что чувствуют. Их отношение к окружающему находит отражение в рисунках, аппликациях. Поэтому после беседы детям предлагали нарисовать их любимые места в городе. В рисунках дети проявляли творчество, самостоятельность, любовь к родным местам, краю. Эти занятия (к примеру, занятие «Рисование красками» ) мы выстраивали следующим образом:
  • рисование на свободную тему «Что мне понравилось на экскурсии» по памяти
  • рисование на заданную тему «Мой любимый город» , «Героическое прошлое района» .

Наиболее интересные палитры и композиции детей мы отбирали для выставок в детском саду. Свои впечатления после экскурсий дети непосредственно отражали в своих работах.

  • Игры-развлечения.

Мы широко использовали игры и развлечения тематического (по каждому музею или его разделу) или комплексного характера (по одному или всем музеям) с использованием полиграфии (лото, домино, мозаики, разрезные картинки и др.) .

Это «игры - путешествия» , «игры-викторины» .

В игре-викторине, к примеру «Вспомни и расскажи» , подбирали иллюстративный материал (фото, открытки, календари, репродукции и др.) по различным художественным музеям и историко-краеведческим музеям.:

  • Играли дети по своей инициативе в сюжетно-ролевые игры «Экскурсия» , «концерт» , «Вечер песни» , где проявляли своё творчество (пели, плясали, состязались в силе, ловкости, выявляли знания) .
  • Организация художественных выставок. Тематические занятия по изобразительной деятельности детей до и после посещения историко-краеведческого музея и экскурсии, мы завершали обязательным устройством выставок работ всех без исключения детей.

Выставки были свободными и тематическими, организовывали по видам изобразительного искусства и соответственно по видам детских работ (рисование красками или карандашами с аппликацией) . Обычно такие выставки имеют смешанный характер по содержанию и экспозиции работ.

Такие выставки детей дополняли и художественной фотографией, аранжировками из природного материала, работами детского дизайна, рукоделия, изделиями художественной промышленности.

Итак, после экскурсии в Краеведческий музей и тематических бесед у детей возникали новые ассоциации, связанные с собственным опытом изобразительной деятельности.

Содержательная жизнь в группе, обогащение развивающей среды материалами о Брянске (дидактические игры, пособия предметы искусства, продукты детского творчества и др.) , постоянная занятость детей, создание условий для самостоятельной и совместной с взрослыми работы с краеведческим материалом (предоставление детям возможности проявить своё творчество) , обеспечение эмоционального благополучия ребёнка – всё это способствовало устранению конфликтов между детьми. Дети стали спокойнее, добрее, отзывчивее.

Одним из условий успешного развития ребёнка в детском саду является создание уютного и красивого интерьера, удобного для работы и пробуждающего эстетические чувства.

Определённым итогом в нашей работе, эмоционально - памятным и значимым событием в жизни детей, педагогов и родителей становятся тематические праздники: «День победы» , «День освобождения города» . К этим праздникам готовится значимый по своему содержанию литературно-художественный и музыкальный репертуар, оформляются выставки творческих работ детей и взрослых

Стало доброй традицией участие в тематических занятиях и праздниках родителей наших детей.

В группе создана оптимальная предметно – пространственная развивающей среда. В неё входит: уголок нравственно-патриотического воспитания, где дети могут развернуть игру, используя макеты ближайшего окружения детского сада, познакомиться с правилами дорожного движения, рассмотреть альбомы, фотографии, иллюстрации по данной теме.

Подобраны специальные художественно – дидактические пособия:

Альбомы: «Символы России, «Наш город» , «Брянск – город труженик» ;

«Сотрудники нашего детского сада» , «Папа, мама, я – наша дружная семья» , «Государственные символы»

2. тематические подборки картинок, иллюстраций, фотографий, открыток;

3. систематизирована картотека стихов, пословиц, поговорок о родном городе и России, такие как:

«Пословицы, поговорки, стихи о семье и родном доме»

«Стихи о Брянске. Знаменитые улицы Брянска. Творческие задания»

«Пословицы, поговорки о труде. Стихи и загадки о профессиях»

«Стихи о Родине»

5. Дидактические игры:

  • Знатоки Брянска»
  • «Моя родина Россия»
  • «Брянск сегодня»
  • «Государственные символы»
  • «Расскажи про свой город»
  • «Угадай» (продукция предприятий)

Лото «Профессии» , «Дорожные знаки»

Работая с дошкольниками в соответствии с современными требованиями к организации воспитательно-образовательного процесса, в своей работе мы используем современные педагогические технологии:

  • Моделирование. Использование картинок – моделей - «Часть – целое» , предметно-схематическая модель «Мой город» , модель «Законы юных художников» , модель-алгоритм «Последовательность рассматривания картины» , схемы эмоций, что способствует активизации мышления детей и систематизации полученных знаний.
  • ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Мы используем такие приемы ТРИЗ, как морфологические дорожки «Виды города» , системный оператор «Найди пару» .
  • ОТСМ – общая теория сильного мышления. Этому способствуют такие игры, как «Брянск – мой любимый город» , «Угадай, что это?» , «Угадай по описанию» и пр.
  • Проектная деятельность. Она позволяет взрослому вместе с детьми создавать краткосрочные и долговременные проекты по нравственно-патриотическому, экологическому, эстетическому воспитанию (проект «Моя семья» , «Брянск – мой любимый город» ) .

3. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу и окружающий мир, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Родные просторы» , «День Победы» и другие.

Наша работа не была бы полноценной без взаимодействия родителей. По нашему совету родители с детьми посещали с детьми выставочные залы, музеи. Предлагали поговорить с детьми об увиденном, выслушать высказывания ребёнка, дополнить своим рассказом. Как говорил А.С. Макаренко: «в вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец… всё, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» .

В работе с родителями использовали следующие формы:

- информационно-ознакомительные:

родительские собрания «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»

консультации: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» , «Путешествие по родному городу» , «Познакомьте ребёнка с родным городом» , «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю» .

лекции-беседы,

фотовыставки: «1030 лет родному городу»

«День открытых дверей» ;

  • информационно-просветительские формы:
  • оформление папок – передвижек: «В музей с ребёнком» ; «Как смотреть произведения изобразительного искусства»
  • оформление информационных листов «Как воспитать маленького патриота» , «Ребёнок рисует мир»
  • анкетирование;
  • нетрадиционные формы:

досуги, экскурсии, праздники, совместное посещение музеев.

В результате проделанной работы наблюдается положительная динамика в формировании нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной.

(конец года)

Сводная таблица на начало и конец учебного года диагностики-обследования детей

Содержание Исторические памятники Социально-культурные учреждения Улицы нашего района Проанализировав данные графиков и диаграмму, можно говорить о том, что процент овладения детьми знаниями, умениями и навыками у детей по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной» вырос.

Происходит это за счет внедрения в систему работы:

  • игровых обучающих ситуаций;
  • сюрпризных моментов;
  • поисковой деятельности;
  • моделей;
  • использование сказочных сюжетов;

Результаты диагностики на конец учебного года показали следующее: отмечается, что у детей сформировались нравственные ценности: это и любовь к родным местам, гордость за свой народ и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатство своей страны и своей малой родины.

Главным результатом нашей работы мы считаем, что нам в какой-то мере удаётся определить место родителей в социуме, сделать их сопричастными к нашей работе по воспитанию детей, начать прививать детям гордость за историю, культуру, жизнь родного края. Наши дети умеют быть благодарными зрителями и слушателями. Это отмечают все, кто с нами сотрудничает.

Мы не останавливаемся на достигнутых результатах и будем продолжать совершенствоваться в решении данной темы, учитывая право каждого ребёнка на охрану своей индивидуальности и гармоничное развитие.

Выводы:

1. Проделанная работа по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной» показала важность использования таких форм организации воспитательно-образовательного процесса как:

  • экскурсии в Краеведческий музей
  • экскурсии к достопримечательным местам города
  • наблюдения
  • беседы по картинам
  • целевые прогулки по Советскому району.

Это способствует формированию у дошкольников патриотических чувств, любви и гордости за свою малую родину.

2. приемы и методы, используемые с детьми на занятиях и в других видах педагогической деятельности, обеспечили формирование у дошкольников устойчивого интереса к тому, что наш город – это малая Родина. Что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

3. дети могут самостоятельно рассказать о достопримечательных местах своего района, о знаменитых людях, о предприятиях родного города;

4. дети испытывают чувство любви, гордости, уважения за свой родной город, район желание помогать взрослым в его благоустройстве, для того чтобы он стал ещё лучше, краше. Всё это играет огромную роль в становлении личности патриота.

Выводы:

Этого результата удалось достичь правильно организованной работой по нравственно-патриотическому воспитанию детей:

  • организация предметно - пространственной развивающей среды, ее насыщение дидактическим оборудованием, пособиями
  • составление перспективного планирования непосредственно-образовательной деятельности
  • составления планирования работы вне занятий
  • проведение экскурсий по ознакомлению дошкольников с героическим прошлым нашего города
  • составление конспектов тематических занятий
  • подборка материалов по нравственно-патриотическому воспитанию
  • успешное привлечение родителей к работе группы по заявленной теме
  • тесное сотрудничество с музеями, школой искусств и библиотекой.
  1. Ознакомиться с предлагаемым опытом работы по теме «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомления с малой Родиной» , так как данный опыт является актуальным в настоящее время.
  2. В данном опыте имеется перспективное планирование, разработанные конспекты занятий, проекты, дидактические игры по теме, консультации для родителей и воспитателей. Эти материалы могут быть применены в практике работы любого педагога.
  3. Предлагаемые формы работы по данной теме опробованы в практической деятельности и рекомендуются для использования в воспитательно - образовательном процессе в дошкольном учреждении.

Используемая литература:

  • Герасимова 3. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание» , 2001, №2..
  • Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М., 2001.
  • Жуковская Р. И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., 1985.
  • Как научить детей любить Родину. Пособие для реализации государственной программы «Патриотичекое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы.» М., 2003.
  • Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина...: Практическое пособие для работников ДОУ. М., 2003.
  • Козлова С.А. Мой мир. Приобщение ребенка к социальному миру. М., 2000.
  • Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М., 1998.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» . М., 2004.
  • Мирясова В.И., Коноваленко С.В. Родная природа в стихах и загадках. М., 2001.
  • Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
  • Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами. М., 2002
  • Рылеева Е. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. М., 1998.
  • Руднева Т.И., Никулина Е.Б., Колесникова Н.Б., Баганова П.А. Нравственное развитие личности. Самара, 2002.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №29 «Сказка»

Педагогический проект

«Россия – Родина моя»

(нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста)

Разработали:

Щелконогова О.Г. – старший воспитатель

коллектив педагогов МДОУ

д. Русско – Высоцкое

Актуальность

В педагогическом проекте представлен опыт творческой группы МДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ патриотизма; любви к Родному краю.

В последние десятилетие в нашей стране произошло много событий, касающихся общественной жизни, политики, системы государственного управления. Ушли в прошлое некоторые праздники, появились новые. В связи с этим у подрастающего поколения наблюдается падение интереса и уважения к прошлому и настоящему России. Поэтому на современном этапе так актуальна проблема нравственно-патриотического воспитания.

Именно, в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей любовь и гордость к Родине, преданность ей, уважение к истории и культуре своего Отечества, к труду взрослых. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

Малая Родина – это, прежде всего люди, которые окружают ребенка: семья, коллектив детей в детском саду, педагоги; во-вторых, это природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории.

Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно -экономическим своеобразием родного региона.

Одним из условий нравственно – патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с родным краем является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает сильные эмоции, заставляет переживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. В нравственно – патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (фронтовых и трудовых подвигов). Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

Ребенок должен понять, что он является частью народа, огромной и богатой страны, что он гражданин России, маленький россиянин. Для этого лучше начать знакомить ребенка с малой родиной - с местом, где он живет. Ребенок и должен знать тот район, в котором он живет, улицы по которым он проходит каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны, а дети жители России, ее граждане. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление принятых в нем норм поведения, взаимоотношения, приобщение к миру его культуры. Любовь к отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где родился человек.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным". Он ввел в русскую педагогическую литературу термин "народная педагогика", видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

В рамках реализации одной из годовых задач ДОУ - Воспитание нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомления с историей родного края, был разработан цикл направлений.

Цель проекта: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию. Расширение представления детей дошкольного возраста о Родине.

Задачи:

    Совершенствование педагогического мастерства воспитателей по нравственно – патриотическому воспитанию.

    Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое, Ломоносовского района.

    Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу

    Побуждать потребность у детей в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

Участники проекта: специалисты, педагоги, воспитанники, родители МДОУ

Продолжительность проекта: долгосрочный

Тип проекта: познавательно - творческий

Принципы проекта:

    Доступность

    Последовательность

    Наглядность

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный

    Сопровождение деятельности педагогов в рамках патриотического воспитания детей

Задачи:

    Расширение знаний воспитателей об историческом прошлом нашей Родины

    Внедрение инновационных технологий, активизация педагогов при проведении педагогических мероприятий

    Создание условий для самообразования педагогов в данном направлении.

Формы работы:

    Установочный педсовет: «Актуальность патриотического воспитания в рамках реализации годовых задач»

    Создание предметно-развивающей среды: оформление уголка «Моя малая Родина»

    Оформление стенда: «Государственная символика России, Ленинградской области, Ломоносовского района »

    Использование ИКТ для активизации деятельности воспитанников: «Достопримечательности нашего села», «С.Я. Маршак», «Освоение космоса» и т.д.

    Семинар – практикум: «Игрушки наших бабушек и дедушек»

    Консультация: «Совершенствование работы детского сада по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников средствами проектной деятельности »

    Практикум: «Проектный метод как форма активизации познавательной деятельности дошкольников»

    Педагогический совет: «Воспитание нравственно – патриотические чувства у детей дошкольного возраста через ознакомления с историей родного края»

    Анкетирование: «Владение педагогом методикой патриотического воспитания»

    Спортивный праздник: «Малые олимпийские игры»


    Сбор информации

II этап – продуктивный

План реализации проекта

Цель: Выявление возможностей сотрудничества ДОУ с семьей как условия воспитания у детей любви к Родине.

Задачи:

    Познакомить родителей с опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье.

    Создавать в детском саду условия для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми.

    Воспитывать у детей заботливое отношение к близким людям, к матери.

    Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

    Развивать чувство гордости за свою семью.

Цель: Расширить представления детей старшего дошкольного возраста о малой Родине.

Задачи:

    Познакомить детей с историей села Русско-Высоцкое.

    Активизировать уважительное отношение к человеку – труженику, результатом его труда, защитникам Отечества, государственной символике.

    Вызвать положительные эмоции в процессе приобщения к краеведческому материалу.

    Пробуждать потребность в проявлении заботы о природе, культуре и традициях малой Родины.

    Заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.


Цель: Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников ориентированных на взаимодействие детей, родителей и педагогов, приобщение детей к традиции и культуре родного города.

Задачи:

    Дать знания детям о Санкт-Петербурге, познакомить с его достопримечательностями, с известными людьми, которые строили наш город.

    Формировать устойчивый интерес и заботливое отношения к родному городу, чувство патриотизма, чувство гордости быть гражданином города Санкт – Петербурга.

    Познакомить детей с государственной символикой и символикой Санкт- Петербурга (флаг, герб, гимн).

    Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности, знакомства с народными промыслами.

    Формировать позитивное, уважительное отношение к родному городу.


Цель: формирование представлений у детей о Родине, своей стране, Отечестве, народных обычаях и традициях.

Задачи:

    Расширять кругозор детей сведениями о Родной стране.

    Дать представление о столице России – Москве, о правительстве, президенте.

    Прививать чувство гордости, уважения и почитания символам Российской Федерации.

    Воспитывать у детей патриотические чувства, интерес к истории своей страны.



Цель: воспитание чувства гордости и уважения к знаменитым людям нашей страны.

Задачи:

    Дать знания детям о знаменитых людях внесший вклад в развитие Родины.

    Воспитывать у детей уважение к людям разных профессий.

    Воспитывать в детях гордость за своих предков, дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа.

    Воспитывать чувство гордости за свой народ, желание быть похожими на сильных, смелых, творческих людей.


Цель: становление у дошкольников познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.

Задачи:

    Формировать экологические и краеведческие знания; системно и углубленно познакомить юных Томичей с историей и культурой родного города.

    Формировать представление у детей о природе родного края.

    Воспитывать чувства ответственности за братьев наших меньших.

    Дать детям знания о растениях и животных наших лесов.

    Формировать навыки безопасного поведения в природе.


Цель: воспитание чувства гордости и уважения к защитникам нашей Родины.

Задачи:

    Формировать представление о защитнике Отечества через образы реально существовавших исторических личностях, былинно – сказочных богатырях.

    Воспитывать чувство гордости за воинов, защищавших нашу Родину.

    Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной Войны и участникам боевых действий.

    Воспитывать чувство патриотизма и гражданственности.



III этап – заключительный

    Смотр - конкурс уголков: «Моя малая Родина»

    КВН: «Богатства нашей Родины»

    Праздник: «Россия – Родина моя»

Работа по данной теме заинтересовала наш коллектив, в процессе у нас появились новые идеи и планы, поэтому продолжить реализацию данного проекта мы планируем на следующий год.

Литература:

    Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий.

    Соловьева Е., Церенко Л. «Наследие» приложение к журналу «Обруч» 2011г.

    Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живем в России»

    А.Я.Чебан, Л.Л.Бурлакова «Знакомим дошкольников с народной культурой»

    И.А.Бойчук, Т.Н. Попушина «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством»

    В.В. Малова «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры»

    Князева.М.А. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

    Т.А. Шорыгина «Детям о самом важном. Наша родина Россия»

    Е.И. Шарыгина «Методическая работа с кадрами по патриотическому воспитанию в ДОУ»

    Интернет сайт: «Все для воспитателя», «Виртуальный детский сад»

Федеральный Госстандарт одной из самых значительных сфер деятельности педагогов и психологов определяет патриотическое воспитание дошкольников. Подобный подход соответствует превалированию духовных ценностей над материальными.

Осознание себя не просто личностью, а гражданином России, ответственным по отношению к ней и готовым защитить ее, — одна из важнейших целей современного воспитания. Реализация ее начинается с детьми дошкольного возраста.

Своеобразие психики детей-дошкольников

Сознанию малышей характерна эмоциональная открытость, готовность к сопереживанию. Дети еще не имеют четких жизненных ориентиров, однако идет активный процесс их построения. Именно поэтому дошкольный возраст как никакой другой подходит для прививания ценности любви к Отечеству, имея целью воспитание основ гражданственности и патриотизма.

Любовь к своей стране — это чувство. Воспитатель работает с эмоционально-волевой сферой психики, оперирует впечатлениями, эмоциями. Патриотическое воспитание дошкольников предполагает целый спектр чувств в душах ребят.

Ребенок должен ощущать гордость за свою страну, понимать, что каждый человек достоин уважения. Малыш начинает чувствовать, что он не один, а за его спиной — великая история его Родины, к которой он должен относиться с безграничным пиететом.

Ощущение прекрасного, способность разглядеть и оценить красоту природы вокруг — тоже составляющая любви к Родине. На помощь воспитателям приходят прекрасные картины русских художников, запечатлевшие поистине волшебные пейзажи родного края. Кроме того, педагог обращает внимание детей на вид за окном или окружающую природу во время прогулки. Ребенок открыт новым впечатлениям, он обращает внимание на то, что раньше казалось ему повседневностью, открывает для себя красоту родного города.

Если же детский сад находится в городе, где нет возможности продемонстрировать природу рядом, то уход за помещением группы или участком на улице, посадка цветов и деревьев, забота о них могут преподноситься педагогом как вклад малышей в украшение города. Дети чувствуют, что именно с таких малых дел начинается настоящая любовь к Родине.

Семья как основа воспитания

Последовательность воспитательной работы заключается в том, что началом формирования нравственно-патриотических чувств является атмосфера в семье. Здоровые межличностные отношения внутри семьи — залог успешной воспитательной работы, особенно это характерно для патриотического воспитания. Ответственное и почтительное отношение детей к родителям — это первый шаг к осознанию личности себя как гражданина.

Патриотическое воспитание дошкольников берет начало из семьи. Именно поэтому рассказы старших, чтение детям книг о великих и героических событиях в истории России, фольклор в виде народных сказок, песен, пословиц и поговорок — особенный этап в формировании нравственно патриотических чувств у дошкольников. Ребенок понимает, что живет не просто в семье, а в обществе, у которого есть своя богатая история. Начинается процесс адаптации к социуму, и воспитание патриотизма — это его направление как часть общества. В дальнейшем элементы работы переносятся в стены детского сада, однако семья создает именно тот базис, на котором будет строиться дальнейшая система воспитания отношения к родной стране.

Задачи патриотического воспитания

Главная цель патриотического воспитания — формирование любви к Отечеству, ответственного отношения к людям и природе, установление крепкой взаимосвязи поколений.

ФГОС определяет следующие задачи патриотического воспитания дошкольников:

  • формирование ощущения гордости за свой народ;
  • воспитание пиетета к национальным культурным обычаям и традициям;
  • формирование толерантности к друзьям, родителям, взрослым людям, представителям других национальностей;
  • воспитание норм морали и нравственности, положительного отношения к окружающим, уважения к старшим, вежливости.

Следует понимать, что невозможна реализация одной из этих задач в отрыве от других. Системность и цельность в реализации всех этих задач обеспечит гармоничное развитие личности и приведет к достижению цели патриотического воспитания. Работа по решению проблем обязана быть целенаправленной и непрерывной.

Воспитатели и родители должны работать сообща, дети не должны слышать в детском саду одну точку зрения, а дома — другую. В таком случае патриотическое воспитание дошкольников не будет успешным, малыши оказываются перед противоречием, преодолеть которое не в силах.

Роль музыкальных средств в воспитании патриотизма

Музыка, как и любой другой вид искусства, воздействует преимущественно на душу человека, оставляет впечатления, которые он переживает, заставляет чувствовать, испытывать сильные эмоции.

Именно поэтому роль музыки в патриотическом воспитании так велика. Как правило, на занятиях воспитатели используют ценные в плане воспитания произведения.

Восприятие окружающего мира дошкольниками является эмоциональным, и именно оно становится основой для нравственно-патриотического воспитания дошкольников средствами музыки. Если произведения находят у малышей отклик и понимание, то следует говорить об успешном ходе воспитания.

Психологи установили, что любому человеку характерны глубинные чувства любви к Родине, к ее истории и культуре. На этих чувствах и строится патриотическое воспитание дошкольников. Кроме того, воспитательный эффект оказывает и социально-культурное окружение, в котором пребывает человек. Музыка является ярким проявлением национальной культуры.

Часто воспитатели на занятиях обращаются не к авторской, а к народной музыке, а также произведениям композиторов, часто использовавшим народные мотивы, например П.И. Чайковский, И.И. Глинка, С.С. Прокофьев. Это происходит из-за того, что именно народная музыка может наиболее полно выразить культуру и быт предков. Кроме того, она имеет несложную мелодию и простые слова, которые дети могут запомнить и петь вместе.

Военно-патриотическое воспитание дошкольников

Главная цель военно-патриотического воспитания дошкольников — пробуждение у них увлечения историей России, родного края.

В ходе беседы, обычно рассказывается о Второй Мировой войне, о судьбе родного края и его жителей, о знаменитых героях и судьбоносных событиях. В семье родители повествуют детям о жизни прадедушек и прабабушек в военные годы, показывают фотографии, водят в краеведческие музеи.

Дети чувствуют преемственность поколений, ощущают себя наследниками большой страны с богатой историей, начинают интересоваться ею, стремятся познать ее через призму истории своей семьи.

Для претворения в жизнь программ по военно-патриотическому воспитанию существует множество форм организации деятельности малышей: чтение и обсуждение книг, ролевые игры, походы к памятникам или экскурсии, тематические выставки, встречи с ветеранами. Программы обязательно предполагают сотрудничество воспитателей и психологов с родителями, поскольку любовь к Родине невозможно развивать на пустом месте, если ребенок не знает истории своей семьи, кем были его предки. Поэтому в ходе выполнения программ родителям отводится важная роль.

Роль праздников в воспитании патриотизма

Широкие возможности для формирования интереса к истории России предоставляют праздники 23 февраля и 9 мая. Мероприятия, посвященные памятным датам, предполагают, что дети уже знают эти страницы истории России.

Поэтому при подготовке к торжествам педагог рассказывает малышам о Великой Отечественной войне, что такое армия, зачем она нужна. В саму программу Дня Защитника Отечества может входить сюжетно-ролевая игра.

Дети примеряют на себя роль солдат, героев, известных личностей, разыгрывают знаменитые события, что позволяет малышам лучше понять мотивы, чувства и эмоции людей.

Безграничное уважение к подвигам ветеранов, желание стать их достойными наследниками — эти чувства развиваются у малышей во время игры и подготовки к ней.
День Победы — праздник, во время которого каждый ощущает сильнейшую связь поколений, один из наиболее уважаемых праздников. В любой семье имеются свои традиции, связанные с 9 мая, свои истории о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В День Победы ребенок находится в уникальной атмосфере единения всех граждан страны, вспоминающих своих героев. Малыш получает информацию о предках, принимавших участие в обороне Родины, ощущает сопричастность к истории своей семьи и страны.

В дошкольных образовательных учреждениях ребята учат песни, посвященные Победе, читают стихи о Второй Мировой войне. Проводятся встречи с ветеранами, дети слушают их рассказы, дарят цветы и подарки.

Гражданско-патриотическое воспитание

Педагоги разделяют гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на несколько направлений:

  1. «Малыш и семья». В семье ребенок получает первичные знания об окружающем мире, культивируется уважительное отношение к его близким, узнает о профессиях родителей, истории семьи, традициях.
  2. «Детский сад». В детском саду с помощью различных форм организации деятельности ребенок учится взаимодействовать со сверстниками, старшими, узнает об основных правилах вежливости. Дошкольник начинает бережно относиться к окружающей обстановке, стремится поддерживать в группе порядок. Именно при реализации этого компонента начинается активная социализация ребенка.
  3. «Родной город и родная страна». Малыши получают знания об истории родного города, о его достопримечательностях, известных людях. Постепенно сфера интереса расширяется, дети узнают о других городах России, о столице, педагоги рассказывают о символах родного города и страны, воспитывают уважительное к ним отношение. Ребенок осознает свою личную сопричастность к России, чувствует себя гражданином.
  4. «Родная культура». В процессе реализации компонента малыши приобретают знания о народном творчестве, рассказывают о ежедневном труде народа, о его истории, читают сказки. Дети посещают краеведческие музеи, участвуют в народных праздниках.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников предполагают развитие социальной солидарности.

Именно эти чувства позволят малышу гармонично развиваться и занять достойное положение в многонациональном и высокотехнологичном обществе.
Трудно переоценить важность воспитания любви к Родине. Другие положительные качества малыша развиваются именно в патриотическом ключе.

Актуальность патриотического воспитания

Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста — важнейшая задача современной педагогики. Россия пережила колоссальные изменения за последние 30 лет.

Изменились духовно-нравственные ориентиры, отношение к историческим событиям. Однако трудности этого времени не могут стать основанием для прекращения патриотического воспитания.
Патриотизм довольно близко стоит к политическим воззрениям, лояльности действующей власти. В ключе воспитания любви к Родине он не должен переходить в эти области.

Закон об Образовании определяет, что каждый гражданин России должен любить и уважать свою страну, испытывать к ней глубокую душевную привязанность и быть готовым отстаивать свои убеждения. Для воспитателей и родителей важно дифференцировать патриотические чувства и политические взгляды.

Лояльность или нелояльность действующей власти не должна иметь отношения к воспитанию чувства любви к Родине. Политика не может влиять на процесс воспитания. В противном случае патриотизм может быть воспринят детьми как нечто, разделяющее людей, а не объединяющее. Именно чувство близости всех граждан страны, ответственности друг за друга делает патриотизм таким важным качеством современной личности.

Готовность защищать свою семью и страну — самые важные составляющие любви к Родине.

У детей дошкольного возраста еще нет гражданской позиции и знания исторических фактов, личностные ориентиры только начали формироваться. Цель педагогов и родителей — нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста, формирование ответственного отношения к Родине и окружающим. В ходе воспитания малыши становятся настоящими гражданами страны, готовыми защищать ее, гордиться ей, любить ее культуру, вносить свой вклад в ее процветание, а также с уважением относиться к другим странам и культурам. В этом и состоит патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.