Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников. Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй

Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это, прежде всего, любовь к близким людям, к своей семье, к родным местам, гордость за свою страну, за свой народ и привязанность к тем местам, где родился и вырос (Слайд.)

В этом учебном году мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста, которые проходили адаптационный период. С первых дней мы старались доносить до родителей понимание своей ответственности за воспитание детей, организации жизни и быта семьи с учетом их потребностей, эстетических и гигиенических требований: положительный пример старших, их поведение. Для наглядности в раздевалке находится информация в виде папок – передвижек на стенде для родителей, а также ведутся беседы с родителями. (Слайд.)

Чувство Родины у детей нашей группы мы стараемся прививать, прежде всего, с отношения к семье, к самым близким людям-маме, папе, дедушке, бабушке; к своему дому, к детскому саду, где он учится дружить, сопереживать, а также любить своих воспитателей, которые с ними целый день. (Слайд.)

Мир ребёнка начинается с его семьи, здесь он впервые осознаёт себя членом семейного сообщества.

Исходя из этого, можно определить следующие задачи работы с детьми:

  1. Сформировать чувства привязанности к своему дому, своим близким, детскому саду.
  2. Привить детям чувства любви к своей малой Родине на основе ознакомления с природой родного края.
  3. Воспитывать чувство патриотизма к своему родному городу средствами эстетического воспитания. (Слайд.)

Поэтому в своей работе мы стараемся уделить большое внимание теме «Семья». Помогаем понять детям, что такое семья, члены семьи, вызвать гордость за своих предков.

Слушая произведения художественной литературы, готовя подарки для членов семьи - салфетка для мамы, платочек для папы и т. д; (слайд) участвуя в совместных с родителями мероприятиях, воспитатель формирует у детей представление о семье как о группе людей, которые живут вместе, любят, заботятся друг о друге, учат понимать основы взаимоотношений с членами семьи, значение труда взрослых. (Слайд.)

Организуются беседы о своей семье на темы «У меня дружная семья», «Моя любимая бабушка (дедушка)», «Как мы провели выходной день», «Чем я могу порадовать маму, папу, дедушку, бабушку», делая акцент на то, что не только взрослые обязаны заботиться о детях, радовать их, но и дети должны платить им тем же.

В беседах на темы «Где работают мои родители», «Какую работу выполняет дома мама(папа)», «Как я помогаю маме (папе)» даём представление о значимости труда взрослых и необходимости оказывать им посильную помощь. Всё это приучает детей проявлять желание трудиться не только для своей заинтересованности, но и для пользы своим близким, а в дальнейшем и для общества. (Слайд.)

Любовь и уважение к своей семье находит отражение и в художественном творчестве детей: рисовании, аппликации, лепке. На этих занятиях изготавливаются подарки, рисунки, небольшие сувениры для наших мам, пап, бабушек, дедушек, которые радуют их. Так воспитываем в детях желание радовать своих близких подарками, сделанными своими руками, формируя любовь к родным. (Слайд.)

Так же нами ведётся огромная работа по формированию бережного отношении к природе и всему живому. В группу родителями были приобретены развивающие игры «Чей домик», «Дары природы», различные лото. (Слайд.)

Через художественную литературу, рассматривание иллюстраций, бесед, мультимедийного оборудования знакомим детей с сезонными изменениями в природе, с дикими и домашними животными. В группе оснащена зона экологического воспитания, где дети наблюдают за комнатными растениями, был посажен лук: всё это необходимо для формирования бережного отношения к природе и всему живому. (Слайд.)

Так же ведутся беседы, рассматриваются иллюстрации, картины разнообразных репродукций, что воспитывает чувство гордости, любви к родному городу. (Слайд.)

В будущем работу продолжим, для этого были изготовлены лэпбуки. (Слайд.)

Воспитание патриотических чувств младших дошкольников

Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина. Задача воспитания патриотизма в настоящее время очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста. Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу.

Уже в дошкольном возрасте ребенок знает, в какой стране он живет, чем она отличается от других стран. Необходимо осуществлять работу по воспитанию у детей любви к родному городу и его людям. Как можно больше рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры и, конечно, личный пример родителей.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится.

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Россия - родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Национализм же ведет к взаимной ненависти, обособлению, культурному застою.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний».

Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной.

Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.


Патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством метода проекта.

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды.
Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Дети в отличии от нас взрослых, воспринимают окружающую действительность с гораздо большей заинтересованностью. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. Потому, что всё, что усвоено в дошкольном периоде, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающие черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно – образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие
к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольника такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то воспитать возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным.
Чувства патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром.
Но первые шаги по воспитанию патриотических чувств начинается с любви и привязанности к своей семье, дому, дет. саду, улице, двору, сформирования бережного отношения к природе и всему живому; воспитания уважения к людям, к их труду, а это доступно детям младшего дошкольного возраста.
Для воспитания патриотических чувств у детей я выбрала технологию метода проектов. Основоположником метода проектов является американский учёный, педагог Джон Дьюи. Он доказывал: ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных, практических усилий. По мнению педагога, ребёнок не должен «Набиваться как гусь знаниями», а должен как в жизни развивать инициативу, творчество, участие.
В основе проектной деятельности лежит решение проблемы. Но только тогда, когда ставится цель и есть, желание её достичь, проблема становится проектом.
Проектная деятельность это интегрированная деятельность дошкольников, в результате которой предполагается получение определённого продукта и его дальнейшего использование.
Проектная деятельность предусматривает поэтапное движение к цели. Первый этап – подготовительный или организационный, второй – основной или этап реализации, третий – заключительный или презентация.
Основное правило проекта: каждый ребёнок выполняет только то, что ему интересно и что у него получается; взрослые не делают ничего такого, с чем дети могут справиться сами.
В ходе проектной работы используются разнообразные средства и приёмы обучения, игры,
беседы, наблюдения, труд, и др. но на высокую степень самостоятельности детей младшего дошкольного возраста рассчитывать не приходится, их кругозор, уровень навыков невелик. Поэтому значительно возрастает роль взрослых в создании условий для стимулирования направленного интереса детей. Исподволь, ненавязчиво, играя, приходится направлять ребят к решению проблемы задуманного содержания. Как показывает практика, дошкольники этого возраста с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослыми, если они им интересны. Отношения строятся на соучастии, сотрудничестве. Планируя проект необходимо исходить только из интересов детей.
Метод проектов позволяет сочетать интересы всех участников педагогического процесса:
- воспитатель имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;
- родители вовлекаются и активно участвуют в значимом для них процессе нравственно-патриотического воспитания детей;
- деятельность дошкольников организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Анализируя изученные материалы пришла к выводу. Метод проектов является уникальным средством, позволяющим реализовать принцип оптимального соотношения между развитием детей под влиянием взрослого и развитием, обусловленным собственной активностью ребёнка. Проект понимается как конкретное практическое дело, поэтапное движение к цели. В основе его лежит развитие познавательных интересов детей, умения самостоятельно конструировать, свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать процесс и результат своей деятельности.
Прежде чем приступить к разработке проектов по формированию патриотических чувств изучила материал по данной теме. Выявила знания, возможности, прошлый опыт детей, их интересы. Затем приступили с ними к совместному планированию. (О чём бы им хотелось узнать? Где побывать? Что увидеть? и т.п.).
На основе их интересов и был разработан проект.
Работа над проектом с детьми младшего дошкольного возраста осуществлялась в несколько этапов.
1. Обозначение взрослым проблемы (интригующее начало с учётом интересов детей).
2. Определение взрослыми цели проекта, его мотивация.
3. Привлечение детей к участию в планировании деятельности.
4. Совместная деятельность взрослых и детей для получения результата («делание вместе») выполнение детьми отдельных несложных поручений.
5. Совместный анализ выполнения проекта, общая оценка результата.
При организации проектной деятельности и составлении технологических карт я использовала методику преподавателя кафедры дошкольной педагогики и психологии ТГУ С.Е. Анфисовой.
Свою проектную деятельность по патриотическому воспитанию начинали с тематики (проблемы) из ближайшего окружения, адекватному возрасту детей: семья, дом, двор, детский сад и т.п. По продолжительности проекты были краткосрочными.
Например.
Название проекта: «Волшебный мир семьи».
Вид проекта: Информационно - практикоориентированный участники собирают информацию, снимки, обсуждают, реализуют, в результате оформляют семейный альбом.
Участники проекта: Дети младшего дошкольного возраста, воспитатель, родители.
Продолжительность проекта: Краткосрочный.
Тема: Семья.
Проблема: Необходим материал, чтобы повышать интерес детей к семье.
Цель: По результатам проектной деятельности оформить семейный альбом.
Задачи: 1. Сформировать у детей интерес к своей семье. Воспитать уважение к членам семьи.
2. В детском саду создать условия для обобщения материала, т.е. снимков.
3. Привлечь родителей к работе над проектом.
Мероприятия по решению задач: (основной этап)
1.- Занятия, беседы на темы « Моя семья», «Моя мама, мой папа», «Отдыхаем всей семьей» ,«Старшие члены семьи (бабушка, дедушка)», «Хозяйство семьи»,
- Д/игры: «Чей я ребёнок, угадай?» «Найди сходства и различия», «Кто для кого?» и другие.
- Досуги с привлечением членов семьи: «Моя бабушка», « Праздник мам».
2.- Совместная работа по оформлению семейного альбома с использованием домашнего фотоархива.
3.- Родительское собрание по теме - Индивидуальные беседы и консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании ребёнка», «Старшее поколение в семье» и др.
Результат: Оформлен «Семейный альбом воспитанников группы».
Форма презентации: Представление демонстрация семейного альбома родителям, педагогам, воспитанникам.
В ходе проекта были активны все участники: дети, воспитатели, родители.
- Дети участвовали в беседах, в дидактических играх по теме. В ходе бесед
дети были очень эмоциональны, показывали, рассказывали о членах своей семьи, бережно относились к снимкам. Дети пытались самостоятельно, сообща дать определению слову «семья». Разворачивали сюжетно - ролевые игры «Моя семья», «Дочки- матери» и др. Участвовали в сборе снимков, подготовке и оформлении альбома.
Разучивали стихи, песенки о членах семьи, участвовали в праздничных мероприятиях, поздравляли мам, бабушек…
- Я (воспитатель) планировала и организовывала беседы, занятия, игровую деятельность. Занималась подборкой материалов по теме для родительского собрания, консультаций, д/игр. Проводила консультации и индивидуальные беседы с родителями.
- Родители участвовали в собрании, в беседах, Оказывали помощь в сборе фотоснимков, интересовались ходом работы. Присутствовали на презентации.
В результате проведённой работы у детей появилось желание быть похожими на близких людей, больше узнать о своих предках, о своей семье.
Семейный альбом в дальнейшем будет активно использоваться в работе по патриотическому воспитанию – любви и привязанности к своей семье, дому, уважения к членам семьи.

Актуальность проблемы

В настоящее время одной из наиболее важных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья человека. В концепции дошкольного воспитания определены задачи формирования человека здорового физически, духовно, богато нравственного, творческого, думающего.

Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей». Всем известно, что дошкольный возраст - фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.

Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, красота которой открылась ему однажды, как чудо. И перед нами, педагогами, стоит задача открыть это чудо детям.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, отчему дому, в приобщении детей к народным традициям и обычаям.

Задачи:

1. Прививать любовь к Родине, родному городу, детскому саду, семье, родным людям.

2. Знакомить детей с народными традициями, обычаями.

3. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

4. Формировать у детей проявление сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

5. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Этапы реализации проекта:

1 этап - Подготовительный

Определение цели и задач.

Подбор литературы, разработка методического материала по теме.

Создание предметно-пространственной среды, подбор материала, игрушек, атрибутов для сюжетно-ролевых игр «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница», «Детский сад».

Определение направлений - «Моя семья», «Мой город», «Обычаи и традиции русского народа»

Создание электронного пособия для детей «Улицы моего города».

Подобрать иллюстрации, художественную литературу по теме, стихи, загадки, материалы для продуктивной деятельности.

2 этап - Основной (практический)

Беседы о семье, об обязанностях членов семьи, о профессиях.

Совместная с родителями деятельность:

Составление фотоальбома «Моя семья»

Оформление генеалогического древа

Рассматриваний иллюстраций, альбома, набора открыток с видами города.

Просмотр презентации «Улицы моего города»

Принятие участия в конкурсе чтецов «День матери»

Художественно - речевая деятельность:

Чтение художественной литературы по теме:

Е. Благинина «Посидим в тишине», Л. Толстой «Бабушка и внучка», К. Чуковский «Мойдодыр», «Моя армия родная», р. н. с. «Гуси-лебеди», «Кукушка».

Художественное творчество:

Лепка «Чашка для куклы», «Угощение к чаю»

Коллективная аппликация «Город зимой»

3 этап - Заключительный

Выставка «Генеалогическое древо семьи».

Выставка детских рисунков «Моя семья».

«В гостях у бабушки Арины» посиделки в русской избе

Мини-музей «Русская изба»

Родительское собрание «Моя семья - что может быть дороже»

Предполагаемый результат:

- расширение знаний детей о своей семье, о её членах, их обязанностях, традициях, о жизни бабушек и дедушек;

- умение организовать сюжетно - ролевые игры на тему «Моя семья»;

- проявление каждым ребёнком заботы и уважения ко всем членам своей семьи;

- расширение знаний детей о родном городе, об улицах, парках, скверах.

- преобразование развивающей среды;

- оптимизация сотрудничества с родителями.

Возраст участников проекта: дети 4-5 лет.

Тип проекта: долгосрочный

Сроки проведения: сентябрь - декабрь

Состав проектной группы: старший воспитатель, воспитатели, воспитанники группы 4-5 лет, родители.

Место проведения: МБДОУ детский сад № 36

4 этап - Итоговый

1. Дети знают свое имя, фамилию, название города Каменск - Шахтинский, называют и узнают (по иллюстрации) достопримечательности, города Каменск - Шахтинский, 4- 5 улиц, площадь; называют предметы быта; заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь, проявляют дружелюбие, умеют договориться со сверстниками, имеют представление о членах семьи и ближайших родственниках, традициях своей семьи, детского сада.

2. У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (выставки, родительские собрания, совместные тематические праздники), а также количественный состав их участников.

Ресурсное обеспечение

Реализация проекта обеспечивается без дополнительного финансирования из местного бюджета.

Краткое описание проекта

В результате реализации проекта у детей формируются знания о культуре, традициях русского народа, жителей города Каменск - Шахтинский, своей семьи. Развивается коммуникативно - речевая деятельность через театрализацию произведений детского фольклора. Педагоги используют интересные технологии и формы работы с детьми. Воспитатели, родители и дети приобретают опыт совместного сотрудничества в организации досугов и народных праздников.

Проект реализуется через систему индивидуальных и групповых форм деятельности с детьми, через видео презентации для детей, родителей, участие детей и взрослых в подготовке выставок и тематических праздников.

Научная новизна: Новизна в формировании нового типа взаимодействия детского сада и семьи, характеризующаяся доверительными отношениями педагогов, специалистов с родителями и помогающая корректно влиять на воспитательную позицию семьи.

Методы исследования: педагогические наблюдения, анкетирование, беседы, тестирование, метод обобщения независимых характеристик (естественный педагогический эксперимент), обработка результатов.

Пути и методы распространения информации о Проекте:

· через участие в работе методических объединений города Каменск - Шахтинский;

· через видео презентацию данного проекта для детей и родителей, педагогов ДОУ;

· через участие в ежемесячном конкурсе «Лучшая методическая разработка» в MAAM.RU

· сайт МБДОУ детского сада № 36.

Выступление на районном методическом объединении на тему:

«Патриотическое воспитание младших дошкольников через фольклор»

Сорокина С.В. , воспитатель

МБДОУ «ДС ОВ «Ёлочка»,

г. Тарко-Сале

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства и целостности многонациональной Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан.Что же такое патриотизм?

«Патриотизм - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины». (Философский словарь).

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Как же воспитать человека преданного, любящего свое Отечество и свой народ? Воспитание гражданина - патриота в личности подрастающего поколения - это создание такой атмосферы в семье и детском саду, в которой поддерживается позиция активного отношения подрастающего поколения к социально - полезным делам. Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей первые представления об окружающем мире, отношение к действительности и дать возможность почувствовать себя с ранних лет гражданином своего Отечества. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Россия - родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Фольклор русского народа - важная часть его национальной духовной культуры. Фольклор - это сокровище не только народной поэзии, прозы и музыки, но и народной педагогической мысли.

Именно в фольклоре тысячелетним народным педагогическим опытом отобраны самые естественные и необходимые формы развития речи, музыкальных и поэтических способностей, логического и образного мышления, смекалки, юмора, сатиры, трудовых и физических навыков, причём представлены они в художественной форме.

Фольклор - это еще и школа патриотического воспитания. Ребенок растет от колыбельных песен до былин.

Возвращение к традиционным ценностям начинается с семьи, с домашнего воспитания. Фольклорные инструменты воспитания могут существовать и в детском саду - с первых «азбучных» шагов воспитанника.

Цельпатриотического воспитания через фольклор: пробудить в ребенке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию, желание защищать, оберегать Отчизну, трудиться на благо Родины.

В работе по патриотическому воспитаниюс детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды фольклора:

  • «Поэзия пестования» («материнская поэзия») - колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки.
  • Календарный - заклички и приговорки.
  • Игровой - игровые припевы и приговоры, жеребьёвки, считалки, дразнилки, поддевки,перевёртыши.
  • Дидактический- сказки, скороговорки, загадки, пословицы и поговорки.

Поэзия пестования (материнская поэзия).

В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда относятся колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких

«Поэзия пестования» связана с воспитанием маленьких детей, с заботой и уходом за ними.

Колыбельные песни (от слова «байки» - «баять, говорить, шептать, заговаривать») - произведения устного народного творчества, песни, помогающие укачать, усыпить ребёнка.

В центре всей «материнской поэзии» - дитя. Им любуются, его холят и лелеют, украшают и забавляют. В самые первые впечатления ребенка народная педагогика закладывает ощущение ценности собственной личности. Малыша окружает светлый, почти идеальный мир, в котором царят и побеждают любовь, добро, всеобщее согласие.

В колыбельных песнях отражается в смягченной, игровой форме все, чем живет обычно мать, - ее радости и заботы, ее думы о младенце, мечты о его будущем. В свои песни для младенца мать включает то, что понятно и приятно ему. Ритм и мелодия песни были, очевидно, рождены ритмикой качания колыбели. Вот мать поет над колыбелью:

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Частый персонаж в колыбельной песне - кот. Он много спит, - вот он-то и должен принести младенцу сон.Он упоминается наряду с фантастическими персонажами - Сном и Дрёмой. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня !» — говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Пестушки («пестовать» - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, носить на руках» ) - короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Мать, распеленав его или освободив от одежды, поглаживает тельце, разгибает ручки и ножки, приговаривая, например:

Потягушки-потягунушки,

Поперёк-толстунушки,

А в ножки - ходунушки,

А в ручки - хватунушки,

А в роток - говорок,

А в голову - разумок.

Таким образом, пестушки сопровождают физические процедуры, необходимые ребенку. Их содержание связано с определенными физическими действиями.«Сова летит, сова летит », - говорят, например, когда машут кистями рук ребенка. «Птички полетели, на головку сели », -ручки ребенка взлетают на головку. И так далее. Не всегда в пестушках есть рифма, а если есть, то чаще всего парная. Организация текста пестушек как поэтического произведения достигается и многократным повторением одного и того же слова: «Гуси летели, лебеди летели. Гуси летели, лебеди летели...»

Потешки - песни, сопровождающие игры ребенка с пальцами,ручками, ножками: «Сорока-белобока кашу варила, деток кормила… Потешки более разработанная игровая форма, чем пестушки.Потешки развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Как и пестушкам, им свойственна ритмичность:

Тра-та-та, тра-та-та,

Вышла кошка за кота!

Кра-ка-ка, кра-ка-ка,

Попросил он молока!

Дла-ла-ла, дла-ла-ла,

Кошка-то и не дала!

Иногда потешки только развлекают (как приведенная выше), а порой и наставляют, дают простейшие знания о мире, они приносят ему первые сведения о множественности предметов, о счете.

Сорока, сорока,

Бело-белобока,

Кашку варила,

Гостей наманила.

Кашку-то на стол,

А гостей на двор.

Первому - кашки,

Второму - бражки,

Третьему - пивца,

Четвертому - винца,

А пятому не досталось ничего.

Шу, шу! Улетела, на головку села.

Воспринимая через такуюпотешку первоначальный счет, ребенок озадачивается еще и тем, почему же пятому не досталось ничего, развивая логическое мышление, воображение. Может, потому, что молоко не пьет? Вот ведь и коза бодает за это - в другойпотешке:

Кто соску не сосет,

Молочко кто не пьет,

Того - бу-у! - забодаю!

На рога посажу!

Прибаутки - песенки, напоминающие маленькие сказочки в стихах.

Дили-дили-дили-дон, загорелся кошкин дом.

Кошка выскочила, глаза выпучила,

Бежит курочка с ведром, заливает кошкин дом.

Петя-Петя-Петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка,

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?

Прибауткойназывают небольшое смешное произведение, высказывание или просто отдельное выражение, чаще всего рифмованное. Прибаутка всегда динамична, наполнена энергичными поступками персонажей. Можно сказать, что в прибаутке основу образной системы составляет именнодвижение:

Стучит, бренчит по улице,

Фома едет на курице,

Тимошка на кошке -

туды ж по дорожке.

Прибаутку можно легко инсценировать как короткое театральное действо.

Календарный детский фольклор.

К календарному детскому фольклору относятся такие жанры, как заклички и приговорки (эти термины были введены известным ученым-лингвистом Г.С.Виноградовым).

Заклички(« закликать » - «звать, просить, приглашать, обращаться» ) - обращения к силам природы - к солнцу, радуге, дождю, слова которых выкрикиваются хором нараспев.

Радуга-дуга, не давай дождя,

Давай солнышка-колоколнышка.

Морозушка-Мороз!
Не тяни домой за нос,
Не стучи, не балуй,
А на окнах рисуй!

Приговорки - обращения к живым существам (к мыши, улитке, жучкам), произносимые каждым ребенком поодиночке.

Божья коровка, улети на небко,

Там твои детки кушают конфетки.

Эти магические заклинания перешли в детский фольклор благодаря тому, что дети рано приобщались к труду и заботам взрослых. Более поздние заклички и приговорки приобретают уже характер развлекательных песенок.

В играх, сохранившихся до наших дней и включающих в себя заклички, приговорки явно просматриваются следы древней магии. Это игры, проводившиеся в честь Солнца (Коляды, Ярилы) и других сил природы. В сопровождающих эти игры закличках, припевках сохранилась вера народа в силу слова.

Игровой детский фольклор.

Игровой детский фольклор представлен такими жанрами, как игровые припевы,приговоры, жеребьёвки, считалки,дразнилки, мирилки, поддёвки,перевёртыши.

В народных играх заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры.

Сами названия игр - "Волк и овцы", "Медведь во бору", "Волк и гуси", "Коршун" - говорят о связи игр с бытом и жизнью сельского населения. Тесная связь с жизнью народа оставила отчетливый след в образно-художественных формах игрового "действа", словесных приговорах и припевках.

Игровые припевы, приговоры - рифмованные стишки, содержащие условия игры, начинающие игру или связывающие части игрового действия.

От взрослых в детский быт перешли устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Услышав, как кукует кукушка дети приговаривали:

Ку-ку, кукушечка!
Ку-ку, рябушечка!
Прилетай в лесок,
Подавай голосок —
Сколько лет мне жить,
По земле ходить?
Ку-ку…

Значение игровых припевов, приговоров - прививают любовь и уважение к существующему порядку вещей, учат правилам поведения.

У медведя во бору грибы, ягоды беру,

А медведь не спит и на нас глядит.

«Да» и «нет» не говорите,

Чёрно с белым не носите,

Букву «Р» не выговаривайте.

Жеребьёвка - рифмованное обращение к игрокам с целью разделения на команды:

Наливное яблочко или золотое блюдечко?

Считалка - веселый и ритмичный стишок, под который выбирают ведущего, начинают игру или какой-то ее этап. Считалки родились в игре и неразрывно с нею связаны. Ведь любая игра происходит по заранее оговоренным условиям. В игре устанавливаются отношения сотворчества и добровольного подчинения по игровым ролям. Авторитетным здесь становится тот, кто умеет соблюдать принятые всеми правила, не вносит хаоса и неразберихи в детскую жизнь. Все это отработка правил поведения в будущей взрослой жизни.

Если чиж летит к стрижу,
Ты выходишь, я вожу.

Если стриж летит к чижу,

Водишь ты, я выхожу.

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.
Диги, диги, диги, дон,

Выходи скорее вон!

Мирилки - добрые стишки на случай ссоры, помогающие мириться и прощать все обиды.Мирилки для детей нужно заучивать наизусть и произносить, держась за руки или за мизинчики с тем, с кем хочешь помириться.Мирилка произносится подряд несколько раз и действительно примиряет. Это ведь очень весело - вместе произносить текст, в ритм, делая движения сцепленными мизинчиками. И обиды быстро проходят, а на смену им появляется улыбка.Дети легко прощают и легко мирятся, и это очень важное умение в жизни - умение прощать, восстанавливать лад и мир в жизни. И от этого выигрывают все.

Мирись, мирись, мирись -
И больше не дерись.
А если будешь драться,
То я буду кусаться.
А кусаться нам нельзя,
Потому что мы друзья!

Дразнилка - рифмованное прибавление к имени.Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. В большинстве случаев они возникали без всякого повода: Архип - старый гриб . Присоединение к этому прозвищу какого-либо нового стиха превращало прозвище в дразнилку. Часть дразнилок осуждает ябедничество, обжорство, лень и воровство: Ябеда - беда, тараканья еда; Вор - воришка, украл топоришко. В само й детской среде обычай дразнить вызывал протест - о любителях подразнить говорили:Дразнило - собачье рыло.

Андрей - воробей, не гоняй голубей,

Гоняй галочек из-под палочек.

Поддёвка - малый фольклорный жанр юмористического содержания, основанного на игре слов.

- Скажи двести.

- Двести.

- Голова в тесте!

-Скажи петух.

-Петух.

-Ты протух!

Все это произведения малых жанров, органичные для детского фольклора. Они служат развитию речи, сообразительности, внимания. Благодаря стихотворной форме и высокому эстетическому уровня они легко запоминаются детьми.

Небылицы-перевертыши, нелепицы . Это разновидности прибауточного жанра. Благодаря «перевертышам» у детей развивается чувство комического, именно, как эстетической категории. Чуковский считал, что жажда играть в «перевертыши» присуща почти каждому ребенку на определенном этапе его развития.

По чисту полю корабль бежит.

По поднебесью медведь летит,

Длинным хвостиком помахивает!

Ехала деревня

Мимо мужика,

Вдруг из-под собаки

Лают ворота.

Выхватил телегу

Он из-под кнута

И давай дубасить

Ею ворота.

Крыши испугались,

Сели на ворон,

Лошадь погоняет

Мужика кнутом.

Дидактический фольклор.

К жанрам дидактического фольклора относятся сказки, скороговорки, загадки,пословицы и поговорки.

Сказки - самые элементарные, и в то же время самые важные, представления об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости.

В сказках о животных много действия, движения, энергии — того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,— петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.

Сказки запол-нены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома — всеми чер-тами окружающего нас мира. Ночь в сказках — темная, солнце — красное, меч у героя — острый, дворцы —белокаменные, камни — самоцветные, столы — дубовые, пироги — пшеничные и т. д. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

Скороговорка - быстрое повторение труднопроизносимых слов и фраз.

Значение скороговорок - постановка четкой дикции.

От топота копыт пыль по полю летит.

Проворонила ворона воронёнка.

Они относятся к жанру потешному, развлекательному. Корни этих произведений устного творчества также лежат в глубокой древности. Это словесная игра, входившая составной частью в веселые праздничные развлечения народа.

Загадка - жанр фольклора, в котором указывается на отличительные признаки и свойства, присущие только загадываемому предмету. Обычно предполагается как вопрос для отгадывания.

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира.

Черненькая собачка свернувшись лежит;

не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

Пословица - меткое народное изречение, состоящее обычно из двух частей, вторая часть поясняет первую.

Волков бояться - в лес не ходить.

Хочешь кататься - люби и саночки возить.

Поговорка - меткое изречение, лишенное поучительного смысла.

Дело мастера боится.

Цыплят по осени считают.

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны - это воспитать человека. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины - начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Мы продолжаем воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду. Побуждаем детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада. Упражняем детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится. Способствуем активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в патриотическом воспитании детей.