Нужна ли похвала ребенку? И как правильно хвалить. Как правильно хвалить ребёнка: советы родителям

Как похвалить малыша правильно, можно ли «перехвалить» ребёнка и почему слова одобрения так важны для маленьких детей? Читайте об этом в новой статье на сайте Disney Baby.

Значение похвалы

Позитивные взрослых и слова одобрения помогают малышу понять, как правильно себя вести. Как же выражать похвалу? Есть несколько универсальных простых фраз, например:

  • Вот это да!
  • Как здорово!
  • Чудесно!
  • Я вижу, как ты старался!
  • Я тобой горжусь!
  • Я знала, что это тебе по силам!

Эти вселяют в ребёнка уверенность в себе и помогают ощутить, как сильно вы его любите.

Хвалите правильно

Важно запомнить, что хвалить нужно не малыша, а его поступки. Определения «умница», «молодец» и другие лучше дополнять словами, поясняющими причину вашего положительного отзыва. Например: «Какой ты молодец, что убрал за собой игрушки!», «Умница! Как ты быстро принёс мне полотенце».

Используйте «Я-сообщения»

Чаще начинайте похвалу с местоимения «я»: «Я так рада, когда ты…», «Мне нравится, что ты…». Ребёнку очень важна реакция взрослых на , и такие слова одобрения — лучший способ её показать.

Не забывайте про слова одобрения

Особенно важно хвалить ребёнка тогда, когда он выполнил вашу просьбу. Это показывает малышу, что он поступает правильно, и побуждает кроху «действовать на опережение». То есть запоминать и соблюдать правила, установленные в доме и принятые в обществе.

Искренность

Но самое важное условие похвалы — конечно же, искренность. Не нужно придумывать особенных слов для одобрения или выбирать «тот самый» момент, когда их можно произнести. Простые слова, тёплые объятия и добрая улыбка значат намного больше, ведь они идут от самого сердца!

Похвала — это простой и приятный способ выразить ребенку свое поощрение и одобрение. Но как хвалить ребенка правильно и с пользой? Психологи уверены, что похвала может как помочь ребенку стать успешнее, так и навредить ему. Когда родители и педагоги используют хвалебные слова неправильно, они делают детей заложниками похвалы и заставляют чувствовать себя неудачниками. У них пропадает мотивация, креативность и доверие к взрослым.

Так что похвала не так проста, как кажется на первый взгляд. Для того чтобы она сработала, ею надо уметь пользоваться.

Родительская похвала: две стороны медали

Чаще всего мамы и папы хвалят ребенка, чтобы высказать свое восхищение его работой, поддержать и мотивировать на успех. Казалось бы, все просто: говори почаще ребенку, какой он молодец, самый лучший, умный и замечательный, так и случится. По крайней мере, сын или дочь будут расти уверенными в своих силах и рано или поздно достигнут успеха.

Это определенным образом работает с детьми-дошкольниками, когда малыши еще не критично относятся к родительским словам. Они нуждаются в том, чтобы их поощряли. Однако, чем старше ребенок, тем больше он сопоставляет себя с реалиями окружающего мира. Дети видят, что они не всегда «молодцы», «сделали все, что могли», «самые умные или самые красивые». У них пропадает мотивация, доверие к родителям, появляется страх не справиться с новыми задачами и стать неудачниками.

Психологи первыми заметили, что у похвалы есть обратный эффект:

    Похвала может вызывать у детей зависимость . Они теряют интерес к деятельности и переживают только за результат. Это ярко можно увидеть на примере некоторых школьников, которым важна оценка, а не знания.

    Дети боятся рисковать и делать что-то новое для них. Они слишком зависят от слов поощрения и не хотят прослыть неудачниками. Поэтому они чаще выбирают более легкие пути, избегая трудностей, где могут потерпеть поражение.

    Иногда похвала становится манипуляцией в руках взрослого , который хочет добиться от ребенка желаемого результата или поведения. Самое плохое в этом то, что сам ребенок не учится слышать себя и растет зависим от чужого мнения и одобрения.

    Детям, которые ориентируются на похвалу, очень не хватает креативности , самостоятельности и творческого подхода в их деятельности. Все это невозможно без ошибок, проб себя в разных областях, отстаивания своего мнения.

    Неуверенные в себе дети от чрезмерной похвалы не чувствуют себя более уверенными. Им кажется, что над ними смеются или их обманывают. Они также избегают трудных или новых задач.

Совсем не хвалить ребенка — тоже не выход. Он будет стараться заслужить любое доброе слово от родителей. И точно так же может вырасти зависимым от чужого мнения и неуверенным в себе.

Так как же хвалить ребенка, чтобы он рос со здоровой самооценкой и не пасовал перед трудностями? Весь секрет — в формулировке. Лучше всего для этого подходит конструктивная похвала, когда родители хвалят не личность ребенка, а его усилия, старания и результат.

    Не давайте личностную, оценочную характеристику ребенку. Такие обобщенные фразы «Ты самая красивая/умная/сообразительная», «Молодец», «Прекрасная работа», «Ты хороший ребенок/мальчик/девочка» не подходят потому, что говорят ребенку, что его любят за определенные действия. Если он перестает их делать, значит, и перестает быть хорошим для родителей. Тогда лучше не рисковать, иначе станешь плохим. В таком случае, вряд ли у ребенка будет здоровая самооценка и достаточная мотивация становиться лучше.

    Сделайте свою похвалу конкретной. Оценивайте не ребенка («хороший мальчик»), а его действия или поступки («спасибо, что помыл посуду, ты мне очень помог»). Во-первых, это показывает, что вы оценили усилия ребенка. Во-вторых, выразили свои чувства по этому поводу. От простого слова «молодец» ребенок не получит всей этой информации.

    Эксперты в области общения с детьми Адель Фабер и Элейн Мазлиш (авторы книг «Идеальные родители за 60 минут. Экспресс-курс от мировых экспертов по воспитанию», «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили») советуют родителям описывать то, что они видят или чувствуют: «Ты боролся с этой проблемой, пока не нашел решение!», «Мне нравится твоя картина „Закат на море“. Она создает ощущение счастья и покоя». Они сравнивают этот прием с настоящей магией, которая помогает ребенку поверить в себя и мотивирует его двигаться дальше.

    Похвала должна быть искренней и честной, если хотите, чтобы ребенок вам поверил. Не отмахивайтесь от ребенка хвалебными общими словами. Он почувствует вашу неискренность и незаинтересованность.

    Не хвалите за то, что ребенку дается без труда или дано от природы , чтобы он не избегал ситуаций, где надо прикладывать усилия.

    Будьте осторожны, когда хочется похвалить ребенка, увлеченного своим делом. У него и так достаточно мотивации продолжать его.

    Если ребенок совершил ошибку, но вам хочется, чтобы он не терял в себя веру, оставьте жалость и общие слова. Сделайте акцент на том, что ему удалось и над чем надо будет еще поработать.

    Не сравнивайте ребенка с другими. Вы рискуете вырастить ребенка, увлеченного только победами. Но иногда, чтобы достичь цели, надо уметь проигрывать. Или того, кто будет считать себя недостаточно хорошим для счастья и успеха.

    Хвалите ребенка за приложенные усилия, за желание развиваться, учиться, меняться. Такие дети не боятся трудностей и не пасуют перед неудачами.

    Воспринимайте детские ошибки, как часть роста и развития. Не делайте из них трагедию. Если же ребенок ведет себя плохо, попробуйте сделать акцент на его хороших поступках, применяя конструктивную похвалу.

Похвала приятна всем. Какова её роль?

Она побуждает к действию. Человеку хочется делать то, что оценивается положительно другими людьми. Особенно это касается детей. Их нужно обучать делать определённые вещи или чего не делать. Причём обучение лучше проходит не в форме запрета, а с помощью этой же самой похвалы. Но если человека хвалят неправильно, то результат может дорогого стоить.

Так, хвалить ребёнка или нет? И как правильно хвалить ребёнка, чтобы сохранить контроль над ним?

Пахлава услащает рот, похвала - уши.
Ашот Наданян

Зачем ребёнку похвала?

В нашем мозгу есть центр удовольствия, который отвечает за формирование привязанности. Человек получает удовольствие с определённой биологической и социальной целью. Это мотивация. Она побуждает человека совершать общественно полезные поступки. Если человек не получает похвалы, его центр удовольствия не формирует зависимости к определённым действиям, а это может отрицательно сказаться на его отношениях с миром.

Если же ребёнка хвалят, получается одновременно две пользы:

  1. Маленький человечек хочет делать это ещё, чтобы его хвалили.
  2. Он привязывается к родителям, что благоприятно сказывается на его воспитании.

Важно сказать, что этих пунктов не будет, если ребёнка хвалить неправильно. Далее, мы рассмотрим более детально их, и что их разрушает.

Принципы правильной похвалы ребёнка?

Нельзя однозначно сказать, как правильно. Важно понимать, что все принципы, которые будут раскрыты сейчас, необязательно должны совершаться со стопроцентным постоянством. Можно иногда их нарушить. Но это частные случаи. А в большинстве ситуаций нужно действовать только так.

Давайте перечислим принципы, по которым нужно хвалить ребёнка.

Для ребенка дошкольного возраста похвала зачастую является единственным способом понять, что он совершил хороший поступок. Все любящие родители твердо уверены – поощрять и поддерживать малыша необходимо. Он должен ощущать себя нужным и успешным. Однако не все взрослые знают, как необходимо правильно хвалить детей. Может ли похвала принести больше негатива, чем пользы? Давайте узнаем, как, сколько и когда следует поощрять своего малыша.

Для нынешних взыскательных родителей дисциплинарные меры воздействия и наказания отходят на второй план. Они отказываются от кнута, используя лишь сладкий пряник. Однако психологи предупреждают, что вознаграждения и поощрения зачастую скрывают в себе много подводных камней. Прежде чем говорить о правильных способах похвалы, приведем несколько примеров неправильного ее использования.

Примеры неправильной похвалы

Пример 1. Кирилл вернулся из детского сада со своим первым рисунком – красным домиком, выполненным в абстрактном стиле. Мало того, что мама повесила картину на стену, она ждала каждый следующий шедевр, считая сына будущим Шагалом. «Какой талант!» – восклицала она, отправляя по электронной почте копии его рисунков друзьям, бабушкам и знакомым. И вообразите ужас мамы, когда однажды ее малыш не только бросил «карьеру» живописца в четыре с половиной года, но и наотрез отказался снова рисовать, съев напоследок несколько красных мелков.

Пример 2. Во время поездки на автомобиле маленький Ваня впервые в жизни поделился шоколадным батончиком со своей младшей сестрой Катей, которая плакала. «Ты самый лучший старший братик на Земле!» – воскликнули родители, взволнованные внезапной демонстрацией сыном великодушного поведения. Но радовались они ровно до тех пор, пока Ваня не оторвал голову у куклы, которую Катя держала в руках.


Почему же после, казалось бы, уместной родительской похвалы малыш ведет себя не совсем так, как от него ожидают взрослые? «Художник» Кирилл даже в свои четыре года знал, что его рисунки хорошие, но не более того. Он просто любил рисовать красные домики, пока его не «назначили» следующим Шагалом. Не выдержав незаслуженной похвалы и чрезмерных ожиданий, он просто отказался заниматься любимой деятельностью.

Что же касается «лучшего брата на свете» Вани, то пять минут назад он втайне жалел, что родители не оставили хныкающую младшую сестру на последней автозаправке. «Разве я самый лучший брат? Я ведь просто дал ей шоколадку, чтобы она замолчала», – думает ребенок виновато. И тогда он расправляется с куклой, чтобы указать родителям на их ошибку – он обычный мальчик, а не лучший на свете.

Таким образом, бесполезная похвала не повышает самооценку ребенка, а сообщает о завышенных ожиданиях родителей, которым он никак не может соответствовать.

Четыре принципа правильной похвалы

1. Хвалите ребенка за конкретный поступок

«Ты испекла печенье точно по рецепту. Всем нам оно очень понравилось», – эта похвала звучит намного приятнее, чем безликое сообщение «Ты лучший повар на свете». Поощрение за конкретное достижение снимает с ребенка груз лишней ответственности и придает ощущение собственной значимости. На самом деле малышка слышит за вашей похвалой следующее: «Моя семья меня ценит. Я могу учиться новому. Я стала совсем взрослой».

2. Хвалите пропорционально поступку

Не нужно перехваливать ребенка за обычные в его возрасте поступки. Избыток поощрений так же нежелателен, как и их недостаток. Ваш малыш убирается в своей комнате? Это его обязанность, за хорошее выполнение которой он заслуживает простого признания и констатации факта, а не пения дифирамбов. Излишняя похвала вызывает у ребенка тревогу или же заставляет их любой ценой добиваться вашего поощрения, невзирая на качество выполненной работы.

3. Говорите через похвалу о его характере

Если вы говорите малышу: «Я рада, что ты дал поиграть своему младшему братику со своей любимой машинкой», это звучит гораздо точнее, чем фраза «Ты всегда очень щедрый». Правильная похвала позволяет детям получить представление о положительных качествах – например, щедрости. Будьте уверены, что после ваших слов он и дальше будет делиться своими игрушками, ведь его за это уважают.

4. Хвалите удачную попытку и ее выполнение

«Замечательно, что ты стал вторым на конкурсе чтецов. Тебе попались очень сильные соперники. Ты переживал перед выходом на сцену, однако смог собраться и выступил достойно!» – подобной фразой вы говорите малышу, что его усилия и настойчивость порой намного важнее, чем мгновенный успех.

Советы психолога

1. Когда вы хвалите малыша, установите с ним прямой зрительный контакт, чтобы он чувствовал все ваше внимание. Это еще больше укрепит положительную обратную связь.

2. Убедитесь, что ваш комментарий исключительно позитивный. Иногда у родителей возникает соблазн добавить немного сарказма или негатива: «Наконец-то твоя комната блестит, но после того, как я тысячу раз тебе напомнила». Уберите все лишнее, пусть останется только позитив без дополнительного «но».

3. Если в вашем доме растет застенчивый ребенок, рассмотрите возможность использования двойной «дозы» похвалы. Сначала вы можете похвалить его наедине. Затем расскажите о хорошем поступке бабушке или другому взрослому, которые тоже выскажут комплименты малышу. Не бойтесь перехвалить застенчивых детей!

4. Поощряйте малыша невербальными способами. Объятие, улыбка, подмигивание или похлопывание по плечу также помогут вам выразить вашу благодарность и признательность.

5. Постарайтесь найти как минимум три возможности в день, чтобы похвалить ребенка. Чем больше искренних комплиментов получает малыш, тем лучше.

6. Всегда старайтесь делать выговоры наедине, а хвалить публично, в присутствии других людей.

Теперь вы знаете, как правильно хвалить ребенка. Как видите, очень важно не сводить одобрение к пустым словам «хорошо», «здорово», «молодец». Дети любят, когда их заслуженно хвалят за успешно выполненное задание, за инициативность и за выполнение обещаний. Расширьте собственный диапазон способов поощрить ребенка и расскажите ему лишний раз о своих чувствах.

Надежда Плотникова, специально для


Если посмотреть в толковый словарь Ожегова, то там слово «похвала» определяется как хороший отзыв о ком-то (чём-то), одобрение. Казалось бы, что может быть проще? Если мне нравится то, что ты делаешь, я одобряю твоё поведение, я говорю об этом — хвалю тебя. Но на деле всё оказывается гораздо сложнее, и практически все родители задаются вопросом: хвалить щедро и не скупиться на хорошие слова или же достаточно отмечать только серьёзные достижения ребёнка, соблюдая чёткие границы? Где та золотая середина, когда похвала становится волшебной палочкой, инструментом, при помощи которого родители могут строить личность ребёнка по кирпичику? Рассказывает семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.

Похвала — достаточно сложное и совсем неоднозначное средство воспитания. Сложное, потому что эффект от неё может быть совсем не таким, как ожидают родители. Наравне с возможностью вселять уверенность, похвала может актуализировать внутренние конфликты, пробуждать негативные стороны личности и вызывать эмоциональное напряжение. Так происходит, когда родители используют оценочную похвалу.

Что такое оценочная похвала?

Нарисовал елочку — «молодец», слепил куличек — «умница», съел суп на обед — «хороший мальчик», нарисовал рисунок — «очень красиво». Если ребёнок привык постоянно слышать , он начинает ориентироваться на неё, что приводит к зависимости от одобрения окружающих, внешняя оценка становится основополагающей. Это приводит к тому, что дети любой ценой стараются заслужить похвалу, постепенно теряя способность получать удовольствие от процесса, концентрируясь на результате. Например, нарисовать рисунок нужно лишь для того, чтобы мама восхитилась умением рисовать.

Зависимость от похвалы становится своеобразной ловушкой для детей и взрослых. В какой-то момент похвала превращается в отличное средство манипуляции и управления поведением ребёнка. Но именно тогда важно задуматься о том, насколько возрасту ребёнка? Например, многим родителям нравится, когда малыш сидит тихо и не кричит, но для него сидеть на месте неестественно. И тогда то, чего очень хочется, но не одобряется родителями воспринимается как нечто плохое. Кроме того, оценочные высказывания общего характера нарушают принцип безусловного принятия. В голове у ребёнка выстраивается логическая цепочка — «Я молодец, когда я делаю так, а не иначе, тогда меня любят и хвалят. Значит если я буду делать по-другому, я буду плохим, меня не будут любить».

Таким образом, неправильные формулировки и общие фразы могут привести к неожиданным результатам:

    Пробудить неуверенность и заставить ребёнка сомневаться в искренности родителей, заподозрить обман. «А правда ли он/она так думает?»

    Вызвать сомнения в себе — и опровержение: «Мама говорит, что я очень хорошо вырезал кружочки, но ведь я неровно вырезал, плохо получилось…»

    Сконцентрировать внимание ребёнка на его недостатках, вызвать чувство вины: «Мама похвалила меня за пятёрку, сказала, что я молодец, но она ведь не знает, что часть контрольной я списал». Ребёнок может почувствовать, что на самом деле он не дотягивает до родительского идеала — и вовсе не такой уж молодец.

    Вызвать чувство тревоги, из-за того что не удастся оправдать ожидания родителей: «А если в следующий раз у меня так не получится, я не буду молодец?»

Регулярно слыша обобщенную похвалу, ребёнок получает информацию о том, что его врождённые способности — это всё, что у него есть, и всё необходимое заложено в нём природой. Это закономерно уменьшает установку на развитие.

Что такое описательная похвала?

Конечно, все эти слова крепко вошли в нашу речь и используются почти бессознательно. Что же тогда делать родителям? Совсем перестать хвалить? Конечно, нет! Хвалить надо обязательно. Но для того, чтобы это пошло на пользу, помогло создать у ребёнка , лучше всего использовать описательную похвалу. Это несложно, главное, понять алгоритм:

    Когда вам хочется похвалить ребёнка, расскажите ему о том, что вы видите. Например: «Ты сегодня сам собрал вещи в школу, убрал все учебники и тетради аккуратно в портфель, не забыл про пенал и даже физкультурную форму сложил в мешок».

    Подытожьте похвалу собирательным словом, отражающим поведение, которое одобряете: «Вот что я называю собранностью и ответственностью!»

Хваля ребёнка таким образом, вам удастся добиться того, что он начнет воспринимать себя как способного, хорошего, справляющегося, а это в разы важнее того, что о нём думают окружающие. Ведь адекватная самооценка формируется именно на основании того, что мы сами думаем о себе.

Как ещё хвалить?

Помимо слов есть ещё несколько действенных способов для родителей выразить одобрение:

    Безоценочная похвала — это когда родитель без особой причины говорит ребёнку, что он особенный. Это выражение своей привязанности и добрых чувств просто так, потому что он есть и в семье его очень любят.

    Проявить внимание к ребёнку можно при помощи ласки, улыбки, одобрительных жестов, нежности.

    Можно использовать фразы: «Ты — целый мир для меня!», «Ты — моя радость!», «Как тебе идёт это платье!» и так далее.

    Совместные походы в развлекательные места помогут без слов сказать: «Мне приятно проводить с тобой время и получать удовольствие от увиденного и услышанного вместе. Мне хочется разделить с тобой радость!»

    Праздники, организованные родителями.

    Подарки, сделанные без повода.

За что не нужно хвалить ребёнка?

В книге «Нестандартный ребёнок» В. Леви приводит список ситуаций, в которых хвалить ребёнка нежелательно:

    За то, что ребёнок достиг без использования собственного труда и не прилагая усилий — умственных, физических, душевных.

    За то, что даётся легко и не требует усилий.

    За личные качества и то, что подарено ребёнку природой — красоту, ловкость, сообразительность.

    В ситуациях, когда ребёнка жалко и хочется его подбодрить.

    Когда хочется произвести на ребёнка хорошее впечатление и понравиться ему.

    Когда он раньше уже это делал и получал за это похвалу.

За что нужно хвалить ребёнка?

Похвала должна быть обоснованной, только тогда ребёнок сможет поверить в искренность ваших слов и порадоваться. Хвалить нужно за какие-то достижения, за старание. Очень важно ни в коем случае . Единственный человек, с которым сравнение возможно, это сам ребёнок вчера и сегодня: «Сегодня получилось решить пример, который не удавалось решить вчера — ты отлично потрудился!», «Тебе удалось провести сегодняшний день, ни с кем не подравшись! Ты растёшь над собой, я горжусь тобой!»

Из первого пункта закономерно вытекает второй — мы все очень разные, поэтому и победы над собой у каждого свои! Очень важно учитывать индивидуальные особенности ребёнка. Кому-то с трудом даётся физика и математика, а кто-то делает в одном слове несколько ошибок. Кто-то с удовольствием рисует, а другой не может усидеть на месте больше десяти минут, но зато прекрасно танцует. Если ребёнок, приложив усилия, справился с чем-то, что ему сложно или не нравится, это достойно похвалы. Например, детей, имеющих сложности в обучении, нужно хвалить даже за незначительные успехи в учебе!

Похвала должна соответствовать возрасту ребёнка и его умениям. Например, если родители поощряют у малыша поведение, свойственное детям более старшего возраста, это провоцирует ребёнка на попытки вести себя как взрослые, пропуская важные этапы развития. Такие дети в результате часто становятся застенчивыми, имеют трудности в общении со сверстниками, предпочитая взрослые компании, отличаются неуверенностью в себе и сложностями саморегуляции. В обратном случае, когда родители умиляются и нахваливают поведение, присущее детям более раннего возраста, ребёнок начинает вести себя как маленький, ожидая снисходительного отношения от взрослых.

Будьте последовательны в похвале. Для этого необходимо определиться с теми качествами, которые вам хотелось бы воспитать в ребёнке, какое поведение заслуживает одобрения, а какое неприемлемо. Установки относительно норм поведения должны быть едиными у всех взрослых людей, имеющих отношение к воспитанию ребёнка. Представьте себе, как будет чувствовать себя малыш, если то, что поощрялось вчера, сегодня вызывает ? Или если мама с папой не могут сойтись во мнении, что достойно похвалы? Такое поведение близких взрослых может спровоцировать внутренний конфликт и нарушение детско-родительских отношений. Это происходит из-за того, что для ребёнка такая несогласованность и изменение в оценочных суждениях родителей означает, что он, по всей видимости, стал плохим или родители его разлюбили. Последовательное поощрение поведения обоими родителями, единство в их требованиях и ожиданиях — залог эмоциональной стабильности ребёнка.

Очевидно, что грамотная похвала ребёнку необходима как воздух — она подпитывает его внутренние ресурсы, помогает становиться лучше и сильнее, дарит уверенность в себе и дает возможность почувствовать, что его любят. Именно поэтому так важно быть внимательным к тем эффектам, которые оказывает похвала; выбирая хвалебные слова, быть последовательными, учитывать индивидуальные и возрастные особенности ребёнка. Важнее лишний раз сказать своему ребенку: «Я люблю тебя», чем в сотый раз повторить заезженное: «Ты молодец».