О ношении головного убора мужчинами. Миф: ношение головных уборов приводит к облысению Правила ношения головных уборов военнослужащими в помещении

Cодержание статьи:

Все знают, что носить шапку в помещениях нельзя, это считается неприличным. Но почему, откуда взялось такое правило? Что будет значить для окружающих, если ты так и остался в головном уборе войдя куда-то? Попробуем разобраться.

Происхождение традиции

Существует несколько вариантов того, откуда повелось, что мужчины должны снимать головной убор в определённых ситуациях. Ведь это правило относится именно к ним. Женщин оно, конечно, касается, но в меньшей степени и необязательно для исполнения ими.

Итак, вот несколько вариантов:

  • В Древнем Риме рабы, увидев вольного человека, обнажали голову, чтобы показать свой статус и уважение к владельцу;
  • При входе в православный храм мужчинам принято снимать шапку. Так было всегда и осталось по сей день. Кроме этого раньше и при входе в дом все обязательно поворачивались в сторону икон, которые располагались в красном углу и снимали шапки в знак почтения;
  • В средневековье рыцари снимали шлем прежде, чем с кем-то поздороваться или войти в помещение. Таким образом они выражали добрые намерения;
  • В 19 веке в светских кругах шляпу снимали в знак восхищения.

Так у разных народов и в разные времена данный жест присутствовал среди людей. Означал же практически всегда одно и тоже: почтение, уважение и восхищение.

Современный шляпный этикет

Сегодня во многих странах уже не придерживаются данного правила. Запросто можно увидеть представителей сильного пола с покрытой головой в библиотеке или в музее. Это уже не считается показателем вежливости.

Но на самом деле данную традицию не отменяли и в правилах современного этикета написано, что мужчинам рекомендуется снимать шляпу :

  1. При исполнении гимна страны и поднятии флага;
  2. В церкви. Многие не знают, чем обоснованно данное правило поведения в храме. Считается, что таким образом человек выказывает преклонение перед Богом. Он как бы говорит: «Мы все равны, идем с миром и каемся в грехах »;
  3. На официальных мероприятиях;
  4. При встрече и разговоре с женщиной. Находится при ней в шапке считается невежеством;
  5. На предприятиях общественного питания: в ресторане, кафе или баре. Но здесь есть интересный момент, в заведениях быстрого питания это правило не работает;
  6. В культурных заведениях: музеях, театрах, на выставках и в галереях.

Шляпные традиции, конечно, потихоньку умирают. В современном мире все меньше времени уделяют этикету. Но его знание резко выделяет человека среди остальных и даже немного возвышать в глазах окружающих, внушая уважение.

Когда мужчине можно не снимать головной убор?

Разумеется, не надо при каждом случае обнажать голову. Есть ситуации, когда это неуместно:

  • На мероприятиях, проводимых на улице;
  • В лифте, если рядом нет дамы;
  • В общественных зданиях: гостиница, аэропорт и др.;

Также запомните некоторые тонкости этикета. Если находитесь рядом с девушкой на улице, не нужно мерзнуть из желания показаться вежливым. В данном случае вполне приемлемо спрятать голову от ветра или дождя.

Бывают и личные причины, по которым вы не можете избавиться от головного убора при встрече с дамой. Тогда не делайте этого. Просто приподнимите его или прикоснитесь, выполнив небольшой кивок головой. В таком случае ваше почтение будет обозначено и можно не снимать шапку.

И все же традиция жива. Редко увидишь молодого человека в шляпе в церкви или в столовой. А если и увидишь, то ему обязательно сделают замечание. И это хорошо. Традиции надо соблюдать и беречь, особенно, если они призваны делать людей вежливыми.

И именно вежливости учит данное правило. Оно обязывает проявлять уважение к окружающим. Вот почему нельзя носить шапку в здании – это некрасиво по отношению к другим.

Видео: почему женщинам можно находиться в шапке?

В данном ролике прохожие выскажут свое мнение насчет того, почему в помещении мужчины не могут оставаться в головных уборах, в отличие от женщин:

Для очищения потока солнечной энергии в теле и Ауре Йоги Бхаджан рекомендовал по­крывать макушку головы натуральной, неэлектризуюшейся тканью, такой как хлопок, лучше белого цвета, свернутой в тюрбан . При этом происходит фильтра­ция прямых солнечных лучей , и свет становится более рассеянным, легко воспри­нимается и перенаправляется узлом риши, в который зачесаны наверх и завязаны волосы, для лучшего усвоения Коронной чакрой . Наибольшая эффективность достигается, если ткань покрывает не только макушку, но всю волосистую часть головы. Также Йоги Бхаджан говорил, что наилучшее положение узла риши для мужчин - над передним (лобным) родничком, а для женщин – над задним (затылочным) родничком. Чтобы солнечная энергия могла беспрепятственно протекать, следует отпускать волосы до их полной естественной длины и хорошо о них заботиться.

Если выполнять вышеописанные действия, то количество энергии, которая течет вниз из Коронной чакры, значительно увеличится. Энергия Кундалини активизируется силой излучения солнечного сплетения и движется вверх в ответ на спускающуюся вниз солнечную энергию. Это сбалансирует энергию тела и поддержит общее равновесие.

Йоги Бхаджан не требовал от учеников носить именно тюрбан , но объяснял, что такая форма го­ловного убора идеально подходит для регуляции солнечной энергии и расширения Ауры . Напряжение и дав­ление, создающиеся, когда человек носит тюрбан, позволяют поддерживать постоянный ритм микродвижений костей черепа . Этот ритм называется краниаль­ным и хорошо известен остеопатам и целителям. Он подаёт сигналы обратной связи для всего организма. Под воздействием стресса краниальный ритм может нарушаться, и ощущения тела становятся обрывочными либо рассогласованными. Ношение тюрбана поддер­живает целостность организма и помогает вы­страивать защиту в стрессовых ситуациях .

Кроме того, тюрбан взаимодействует с определёнными участками головы, на которых находятся рефлек­торные точки, чем балансирует функции соответствующих меридианов . При воздействии на область надо лбом он способствует умеренности эмоциональных реакций, на участки над ушами - защищает слух и стимулирует работу головного мозга, на среднебоковые и затылочную поверхно­сти головы - способствует творчеству и активной сексуальной функции, на переднюю и боковые поверхности - улучшает контролирование им­пульсов, циркуляцию лимфы и чувствительность.

Эта технология действительно работает и она про­верена временем. Не нужно воспринимать ношение тюрбана как необходимость поддерживать определённый внешний вид или как символ принад­лежности к йоговскому сообществу . Это – простая тех­нология, позволяющая повысить свой уровень энергии и увеличить ауру. Когда энергия сбалансирована, а аура сильна, человек может действо­вать, как подобает человеку в высшем смысле этого слова - с состраданием и добротой.

Военная форма разных видов носится в соответствии с правилами ношения военной формы одежды , что определяется приказом министра обороны РФ.

Военная одежда РФ подразделяется на несколько видов, к каждому из которых выдвигаются особенные требования и правила ношения . Правила касаются не только непосредственно одежды , но также головных уборов, обуви, поясов и других аксессуаров .

Основные понятия и особенности

Военная одежда РФ и правила ее ношения утверждаются указом Президента РФ от 2010 года. Согласно этому одежда военнослужащих делится на несколько типов :

  • парадная;
  • полевая;
  • повседневная.

Кроме того, каждый из указанных вариантов имеет летний и зимний вариант .

Некоторые элементы военной формы современных вооруженных сил РФ сохранились со времен Российской империи и СССР. В частности, речь идет о используемых цветах, знаках принадлежности и некоторых других компонентах. В последние годы форма была несколько изменена.

Указания по ношению военной формы одежды распространяются на следующих лиц:

  • военнослужащие, которые проходят службу в ВСРФ;
  • кадеты суворовских училищ;
  • воспитанники нахимовских училищ;
  • граждане, которые уволены с военной службы или переведены в запас с сохранением возможности использования военной формы.

При наличии особых условий , в частности при пребывании военных на территории гаражей, доков, лабораторных, на складах, аэродромах, в леченных учреждениях, на кораблях и на территории военных частей согласно указанию командиров, возможно использование специальной одежды, рабочей формы , а также дополнительных средств для личной защиты в зависимости от конкретной ситуации.

В качестве такой одежды могут быть использованы элементы военной формы и обуви, которые потеряли сроки своей носки, но все еще пригодны для дальнейшего использования.

Исключением также являются ситуации, при которых военнослужащие находятся на территории спортивных площадок или спортивных залов, или же берут участие в спортивных соревнованиях. В таком случае им разрешено использовать для этого спортивную одежду .

Важно: Знаки различия военнослужащих могут располагаться только на военной форме, которая отвечает всем указанным требованиям.

Особенности ношения одежды

Правила ношения военной формы одежды определяют порядок использования головных уборов, обуви, аксессуаров и непосредственно одежды .

Ношение головных уборов

К ношению головных уборов выдвигаются следующие требования :

  • Папахи используются с наличием золотистой кокарды.
  • Головные уборы из каракуля с наличием козырька применяются с кокардой золотого цвета.
  • Шапка-ушанка при наличии полевых условий носится с кокардой защитного оттенка.
  • Шапки-ушанки с опущенными вниз наушниками используются при наличии температуры ниже -10 градусов. Носить шапки с «ушами», завязанными сзади, разрешается при проведении технических работ, при хозяйственной деятельности или при других подобных условиях, что подтверждено указом командира военной части.
  • Шерстяные фуражки носятся с наличием золотистой кокарды.
  • Шерстяные пилотки носятся с наличием золотистой кокарды и белыми или голубыми кантами.
  • Хлопчатобумажные пилотки применяются с золотистой кокардой.

Правила ношения верхней одежды


Ношение аксессуаров

  • Перчатки используются в зимний период для строя. В других ситуациях наличие перчаток не является обаятельным.
  • Пояса используются поверх пальто, кителей и жакетов.
  • Цвет носков зависит от цвета военной обуви.

Независимо от типа военной формы, одежда военнослужащих должна быть чистой, исправной и отутюженной . Категорически запрещается ношение обуви, одежды или аксессуаров с наличием повреждений, грязи или следов износа.

Военнослужащие также не могут комбинировать военную форму с другими предметами одежды, которые не соответствуют данным правилам. Военнослужащим также запрещено использовать вместе с военной формой награды, отличительные знаки или какие-либо другие элементы, которые не имеют отношения к указанным требованиям.

Соответствие китайских и российских размеров одежды можно посмотреть .

В книге «Фатава Ислам» говорится, что нет ни одного алима, который обязывал бы мужчин покрывать головы. Некоторые алимы считают это желательным. Также, по их мнению, не покрывание головы перед людьми лишает достоинства, особенно если мужчина - уважаемый в обществе человек (в преклонном возрасте, учёный-богослов и т.п.). Непокрывание головы в этих случаях считается наиболее мерзким. Подобный поступок порицается. Это решение меняется с изменением обычаев.

Имам Шатиби (да будет доволен им Аллах) разделил обычаи людей на две категории:

1) Обычаи, которые регламентированы законами Шариата. Здесь рассматривается шариатская точка зрения, но не обычай людей. К примеру, обнажение аврата с шариатской точки зрения считается греховным, несмотря на то, что многие люди это делают. Другой пример: очищение от нечистот. Это хорошее дело, которое повелевает Шариат, несмотря на то, что многие люди не придают ему значения и не защищают себя от этого.

2) Обычай людей, в отношении которого нет шариатского довода - опровергающего это или одобряемого. Подразделяется на два вида:

1) Привычки, которые не меняются (употребление пищи, питья и т.д.).

2) Манеры, меняющиеся с изменением манер в обществе. Как указал имам Шатиби, к этой категории относится и покрывание головы.

Решение о покрывании головы меняется в зависимости от обычаев людей в той местности, где они живут. Этот поступок считается мерзким на Востоке, но не на Западе. Шариатское решение относительно покрывания головы меняется вслед за обычаем. Для жителей Востока это будет порицаемым поступком в том, что определяет благочестие человека, а на Западе это не будет порицаемым. Рекомендуется мужчинам соответствовать обычаям (которые не противоречат Шариату) общества, в котором они живут. Не отличаться ни в одежде, ни в чём-либо другом.

Покрывание себя в намазе

В книге «Фатава ашабакатуль ислямия» говорится, что надевание чалмы (головного убора) в намазе и вне намаза - это сунна Пророка (мир ему и благословение), его действие. Передали Асхабу сунан от Мугиры, что Пророк (мир ему и благословение) «Протёр чуб, чалму и хуффайни (кожаные носки)». Покрывание головы в намазе для мужчин не является суннатом (намаза). Это желательное действие для людей того общества, где надевание чалмы для украшения является обычаем. Поскольку Всевышний говорит:

Смысл: «О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения (в то, что укрывает аврат) при каждой мечети (при совершении намаза и обхождения Каабы)» (сура «аль-Араф», аят 31).

Ношение чалмы было обычаем у арабов до Посланника (мир ему и благословение). Есть слабое слово: «Чалма - это корона арабов». Что касается покрывания головы в период хаджа, то это запрещено.

Покрывание головы при справлении нужды

В книге «Мажму» Имама ан-Навави говорится, что Имам Аль-Джувайни, Аль-Газали, Аль-Багави (да будет доволен ими Аллах) и другие сказали: «Нежелательно справлять нужду с неприкрытой головой». Некоторые сподвижники сказали, если не найдёте ничего, чем можно прикрыть голову, то прикройте её рукавом.

Байхаки передал хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), «что Пророк (мир ему и благословение) прикрывал голову, когда ходил справлять нужду, и когда к нему приходили люди». Байхаки также передаёт хадис о прикрытии головы при справлении нужды от Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), который считается достоверным.

В сборнике ибн Шайба есть хадис, в котором повествуется, что Абу-Бакр (да будет доволен ими Аллах), читая проповедь, сказал: «О мусульмане, стыдитесь Аллаха! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, когда я иду справлять нужду, я покрываю голову, стыдясь Всевышнего».

Мудрость покрытия головы при справлении нужды

Имам Манави (да будет доволен им Аллах) в книге «Файзу кадир» о причине покрытия головы при справлении нужды сказал: «Голову при справлении нужды покрывают из стыда перед Аллахом, это сужает поры тела, способствует быстрому выведению отходов, и снижает вероятность пропитывания волосами запаха нечистот».

Ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) сказал, что непокрывание головы при справлении нужды влечёт за собой болезнь, которая называется «Лявван» (колики, боль в животе, искривление позвоночника), а также препятствует справлению нужды. О желательности покрывания головы при справлении нужды достаточно слов Абу-Бакра (да будет доволен им Аллах), ибо рекомендуется возвеличивать слова сподвижников из-за их приближенности к Аллаху.

О ношении головного убора мужчинами

“Покрытие головы считается украшением лишь среди тех мусульман, которые не поддались влиянию иноверческих обычаев ” (шейх аль-Албани)

В наше непростое время иногда возникают такие проблемы, которых, в принципе, не должно быть. Тому есть разные причины: невежество, неправильное понимание, неприятие противоположной стороны. Зачастую такие проблемы связаны с адатами – реалиями правовой жизни, напрямую не отраженные в Шариате. Одним из таких вопросов, особенно актуальным для мусульманских республик Кавказа, является ношение мужчинами головного убора. У некоторых народов ношение мужчиной головного убора считается нормой, в том числе и дома в присутствии гостей. Представители старшего поколения, например, считают неприличным, если мужчина находится в обществе посторонних людей с непокрытой головой. Молодежь, в свою очередь, относится к этому адату как к пережитку прошлого. В результате молодые люди, в том числе и строго соблюдающее предписания Ислама, не только не носят головной убор на улице, но и не покрывают голову во время намаза. На этой почве возникает “конфликт отцов и детей”, вспыхивают скандалы, мусульмане начинают враждовать друг с другом, в том числе и в мечетях! Между тем, если бы обе стороны обратились к Корану и Сунне, как предписывает поступать Шариат в случае разногласий, то подобного рода конфликты не возникали бы. Данная статья обращена, прежде всего, к тем мусульманам, которые желают возродить Сунну, стремятся следовать ей и готовы прислушаться к мнению авторитетных ученых. В первой части статьи разбирается вопрос, связанный с желательностью покрытия мужчинами головы при совершении намаза, а во второй части - с ношением мужчинами головного убора за пределами дома.

1. О покрытии мужчинами головы во время намаза

Всевышний Аллах сказал: “” (сура “аль-Араф”, аят 31).

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Что касается украшения для молитвы, то это больше, чем просто прикрытие аурата (аурат – части тела, которые должны скрывать от посторонних глаз мужчины и женщины - прим. Д.Х.). Основа в этом (т. е. в украшении для молитвы - прим. Д.Х.) - Коран, Сунна и единогласное мнение ученых. Что касается Корана, то об этом свидетельствуют Слова Безупречного и Всевышнего Аллаха: Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети “… Каждое место, где совершаются земные поклоны, является мечетью” (“Шарх ‘Умдат аль-Фикх”, стр. 258-259).

Из достоверной Сунны известно, что этот аят был ниспослан о людях, которые совершали обход Каабы обнаженными. Как указывает Ибн Касир и другие толкователи Корана под словом «украшения » в данном аяте подразумевается одежда. Приведя соответствующие хадисы, Ибн Касир в своем «Тафсире» пишет: “Исходя из данного аята и толкования его смысла, которое передается в хадисах, украшение себя для молитвы является частью Сунны, особенно в пятничный и праздничные дни. В частности, к подобному украшению относится умащение благовониями, использование зубочистки (сивак ) и облачение в одежду белого цвета, ибо такая одежда является наилучшей…”.

Хусейн ибн ‘Аура аль-‘Авейша, составитель 7-томной “Популярной энциклопедии по фикху” и ученик шейха аль-Албани, вопрошает: “Если умащение себя благовониями, использование сивака и облачение в одежду белого цвета относится к украшению, то разве не относится к украшению и покрытие головы?” (“аль-Мавсуа аль-фикхия аль-муйассара”, том 1, стр. 415).

Как указал другой ученик шейха аль-Албани, Машхур ибн Хасан Аль Салман в своей книге “Ясное слово об ошибках молящихся” (“аль-Кауль аль-мубин фи ахта аль-мусаллин”): “Молящемуся желательно облачиться в самую лучшую одежду, которая подобает для совершения намаза, в том числе надев чалму, калансуву (небольшая шапочка, надеваемая под чалму – прим. Д.Х.), такыю (вид тюбетейки – прим. Д.Х.) или другой головной убор, который человек привык носить” (стр. 56). Обнажение мужчинами головы без уважительной причины нежелательно (макрух ). Особенно это касается обязательной молитвы и тем более при совершении коллективного намаза” (“Фетвы” Мухаммада Рашид Рида, (5/1849), “ас-Сунан ва аль-Мубтада‘ат” (стр. 69)”.

Далее шейх Машхур ибн Хасан пишет: “В Сунне нет подтверждения тому, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился с непокрытой головой, за исключением состояния ихрама. Несмотря на многочисленность сообщений о словах и действиях пророка, мир ему и благословения Аллаха, среди них нет ни одного, где передавалось бы, что он молился без чалмы. Тот, кто заявляет об обратном, должен привести шариатское доказательство (См. “ад-Дин аль-Халис” (3/214) и “аль-Аджвиба ан-Нафиа ‘ан аль-Масаиль аль-Вакиа (стр. 110). Вместе с тем необходимо отметить, что совершение мужчиной молитвы с непокрытой головой лишь нежелательно (макрух ). В противном случае она действительна, о чем сказал аль-Багави и другие ученые (см. “аль-Маджму”, 2/51). Поэтому неправильно, когда люди отказываются совершать молитву позади имама, у которого не покрыта голова. Хотя, действительно, имам – самый первый из молящихся, кто должен соблюдать условия совершенства и полноты молитвы, а также поступать в соответствии с Сунной пророка, мир ему и благословения Аллаха, твердо придерживаясь ее” (“Ясное слово об ошибках молящихся”, стр. 57-58).

Более подробно вопрос о желательности покрытия мужчинами головы во время намаза разобрал в своих трудах выдающийся мухаддис нашего времени, шейх аль-Албани: “Я считаю, что совершать молитву с непокрытой головой – нежелательно (макрух ). Этот вывод вполне допустим, поскольку мусульманину желательно приступать к молитве в наилучшем виде, который соответствует предписаниям Ислама, ибо как гласит хадис: “Воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались” (“Тамам аль-Минна”, стр. 164).

Шейх аль-Албани имел в виду хадис, в котором сказано: “Когда кто-нибудь из вас приступает к молитве, то пусть наденет две одежды, ибо, воистину, Аллах больше всех имеет право на то, чтобы перед Ним украшались” (ат-Тахави, ат-Табарани, аль-Байхаки. Хороший хадис. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», № 1369).

Указав на слабость цепочки передатчиков хадиса, в котором сообщается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, иногда снимал калансуву и ставил ее перед собой в качестве преграды (сутра ), шейх аль-Албани пишет: “Даже если допустить, что этот хадис достоверен, он вовсе не указывает на обнажение головы [во время намаза], поскольку его внешний смысл свидетельствует о другой причине такого поступка: он делал так потому, что ему было трудно найти предмет, которым он мог бы огородиться, поскольку брать преграду для намаза важнее [,чем молиться с непокрытой головой] ввиду множества хадисов, передающихся на эту тему… Это – спонтанно возникшее обстоятельство, которое не может указывать на дозволенность, поскольку оно противоречит исламскому обычаю, описанному прежде, и данный хадис не может быть использован в качестве довода, разрешающего совершать молитву с непокрытой головой. Что же касается довода некоторых наших братьев из “Ансар ас-Сунна” (“Помощники Сунны”) в Египте, которые указывают на дозволенность молиться с непокрытой головой по аналогии с паломником во время хаджа, то это одна из самых несостоятельных аналогий, виденных мной от тех братьев! Как можно вообще проводить такую аналогию?! Запрет паломнику, находящемуся в состоянии ихрама, покрывать голову – это исламский обряд, который относится только к церемониям хаджа и больше ни к какому другому виду поклонения. Если бы вышеупомянутая аналогия была правильной, то из этого следовал бы вывод об обязательности совершения намаза с непокрытой головой, ведь во время хаджа обязательно обнажать голову. От этой привязки невозможно избавиться, кроме как отказавшись от вышеприведенной аналогии, и, возможно, они так и поступят” (“Тамам аль-Минна”, стр. 164-165).

Кроме того, шейх аль-Албани пишет: “Из жизнеописания пророка, мир ему и благословения Аллаха, известно, что он носил чалму либо калансуву. Так же поступали и его сподвижники. И если бы он, мир ему и благословения Аллаха, помолившись в одной одежде, совершил намаз с непокрытой головой, то об этом непременно упомянул бы рассказчик этого хадиса…Тем самым установлено, что к руководству пророка, мир ему и благословения Аллаха, относится совершение намаза с покрытой головой, а ведь он, мир ему и благословения Аллаха, сказал: “Молитесь так же, как на ваших глазах молился я”. Самый меньший вывод, который можно сделать из совокупности действий и приказов пророка, мир ему и благословения Аллаха, заключается в желательности [совершения намаза с покрытой головой] и нежелательности обратного. Этот вывод также подкрепляется велением пророка, мир ему и благословения Аллаха, иногда совершать намаз в обуви, чтобы тем самым отличаться от иудеев. Из данного суждения по аналогии и общего смысла шариатских текстов, запрещающих походить на неверующих, особенно в делах поклонения, следует вывод о нежелательности совершать намаз с непокрытой головой, ибо в этом есть схожесть с христианами, которые, как известно, совершают поклонение, не покрыв голову. Так неужели веление отличаться от неверующих, касающееся ног (т.е. совершения намаза в обуви – прим. Д.Х.), сильнее отличия, касающегося головы (т.е. совершения намаза с покрытой головой – прим. Д.Х.)?!” (первоисточник (асль) книги “Описание намаза пророка”, стр. 166).

Таким образом, совершение намаза, покрыв голову, крайне желательно, соответствует Сунне, а также адатам праведных предшественников из первых поколений мусульман. При чем не имеет значения, идет ли речь о чалме, тюбетейке, феске и т. д.

Например, шейх Ибн Баз сказал: “Если ношение чалмы является адатом, то молиться в ней лучше, чем с непокрытой головой, особенно при совершении намаза с людьми, ибо Великий и Всемогущий Аллах сказал: “О сыны Адама! Облекайтесь в свои украшения при каждой мечети ” (сура “аль-Араф”, аят 31), – а она (т. е. чалма -прим. Д.Х.) относится к украшениям” (“Сборник фетв шейха Ибн База”, 10/406).

Шейх Ибн Усеймин, в свою очередь, сказал: “Если какой-то народ считает, что покрытие головы относится к украшениям, то лучше так и поступать…Достоверно установлено, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, молился в чалме, а чалма является головным убором” (“Шарх аль-Мумти”, 2/166).

Примечательно, что свой ответ шейх Ибн Усеймин начал с предания от Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, которое напрямую связано с нашей второй темой:

2. О ношении мужчинами головного убора за пределами дома.

Передается, что Ибн Умар спросил своего вольноотпущенника Нафи’: “Выходишь ли ты к людям с непокрытой головой?” Тот ответил: “Нет” Тогда Ибн Умар сказал: “А Великий и Всемогущий Аллах имеет больше прав на то, чтобы Его стыдились”.

В сборниках хадисов можно встретить много сообщений, в которых передается о ношении головного убора пророком, мир ему и благословения Аллаха, и его сподвижниками, да будет доволен ими Аллах. В «Сахихе» аль-Бухари, например, передается, что когда Абдуллах ибн Атик сломал ногу, выполняя поручение пророка, мир ему и благословения Аллаха, он перевязал ее чалмой. А Абу Дауд даже озаглавил один из разделов своего сборника “ас-Сунан”: “Глава о чалмах”.

В этой связи уместно упомянуть предание об Абдуллахе ибн Умаре, да будет доволен ими обоими Аллах, который, как известно, отличался особой приверженностью Сунне, в том числе и во внешнем виде: “Передают со слов Абдуллаха ибн Динара, что (как-то раз) на пути в Мекку один бедуин встретил Абдуллаха ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, и Абдуллах ибн Умар обратился к нему с приветствиями, посадил его на своего осла и отдал ему чалму, которую он носил сам. Ибн Динар сказал: “И тогда мы сказали ему: «Да вразумит тебя Аллах, ведь это же бедуины, которые довольствуются и малым!» На это Абдуллах ибн Умар ответил: «Поистине, отца этого (человека) любил Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, и, поистине, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец». (Муслим). В другой версии этого хадиса, также передаваемой со слов Ибн Динара и приводимой Муслимом, сообщается, что “когда Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, выезжал в Мекку, он брал с собой осла, на которого пересаживался, чтобы отдохнуть, когда ему надоедало сидеть на верблюде, и он повязывал голову чалмой. И однажды, когда он ехал верхом на этом осле, мимо него прошёл какой-то бедуин, которого он спросил: «Не ты ли такой-то, сын такого-то?» Тот ответил: «Да», – и тогда он отдал ему своего осла, сказав: «Садись на него», – а также свою чалму со словами: «Повяжи свою голову этим». Некоторые из его спутников стали говорить: «Да простит тебя Аллах! Ты отдал этому бедуину осла, которого использовал для отдыха, и чалму, которой повязывал голову!» В ответ им он сказал: «Воистину, я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, высшее проявление почтительности состоит в том, чтобы человек поддерживал связи с теми, кого любил его отец, и после его смерти», – а отец этого человека был другом Умара, да будет доволен им Аллах”.

Выдающийся ученый Ибн аль-Каййим, да будет милостив к нему Аллах, пишет: “У пророка, мир ему и благословения Аллаха, была чалма, называвшаяся “ас-Сахаб” (“Облакоподобная”), которую он повязывал высоко. Он носил ее, а под ней – калансуву. Иногда он носил калансуву без чалмы, а иногда – чалму без калансувы” (“Заад аль-Маад”, глава “Об одежде пророка, мир ему и благословения Аллаха”, стр. 130).

Одним из доводов в пользу того, что обычаем праведных предшественников во главе с пророком, мир ему и благословения Аллаха, было покрывать голову, является дозволение обтирать (масх) головной убор подобно тому, как дозволено обтирать носки. На эту тему передается много сообщений. В качестве примера достаточно привести следующий хадис: “Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, отправил военную экспедицию, и людей застал холод. Когда они прибыли к посланнику Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, он велел им обтирать головные уборы (‘асаиб) и носки (тасахин)” (Абу Дауд, Ахмад и др. Достоверный хадис, см. “Сахих Аби Дауд”, 133) . В толковом словаре “ан-Нихая” сказано: “Асаиб – это все, чем можно обмотать голову: чалма, платок, тряпка и т.д.”.

Читая исторические хроники и предания, приходишь к выводу, что чем сильнее были мусульмане, тем меньше они подвергались влиянию иных общин. Более того, величие ислама было столь велико, что существовала опасность перенимания иноверцами обычаев мусульман, а не наоборот! При чем это касалось всего, в том числе и внешнего вида. Для подкрепления данного тезиса приведем несколько примеров:

Шейх аль-Ислам Ибн Теймия сказал: “Масрук ибн Абдуррахман ибн Утба передал: “Когда Умар заключил мирное соглашение с христианами в Шаме он записал в договоре следующие условия: “…и пусть они (т.е. христиане – прим. Д.Х.) ни в чем не походят в своей одежде на мусульман: ни калансувой, ни чалмой, ни обувью….” (“Маджму аль-Фатава”, том 28, стр. 652). Шейх аль-Ислам также сказал: “Как указали ученые, правитель (имам) должен заставлять зиммиев (людей Писания, живущих на территории Ислама под защитой мусульман – прим. Д.Х.) отличаться от мусульман в одежде, обрядах, именах, верховых животных, чтобы они носили одежду, не схожую с одеянием мусульман…”. Перечислив особенности отличия в одежде, Ибн Теймия далее сказал: “Эти условия, сформулированные Умаром ибн аль-Хаттабом, да будет доволен им Аллах, не переставали возрождать те правители, которых Всевышний Аллах наставил на истину. Как, например, Умар ибн Абд аль-Азиз, да будет милостив к нему Аллах, во время своего халифата…Харун ар-Рашид, Джафар аль-Мутаваккиль и другие” (“Маджму аль-Фатава”, том 28, стр. 655).

До нас дошли распоряжения праведных правителей, о которых упомянул Ибн Теймия. Так, Абу Йусуф цитирует одно из посланий Умара ибн Абд аль-Азиза своему наместнику, в котором, в частности, сказано: “И пусть христианин не носит кабы (вид калансувы – прим. Д.Х.) и не одевается в шелковые одежды и не носит тюрбана, а между тем мне говорили, что многие из находящихся в твоем окружении христиан опять стали носить тюрбаны, перестали повязывать свой стан поясами, стали отпускать волосы на голове спереди и с боков, со стороны ушей, и перестали их стричь” (“Китаб аль-Харадж”, перевод, издательство «Петербургское востоковедение», 2001, стр. 227).

Что касается Харуна ар-Рашида, то в наставлении халифу верховный судья Багдада Абу Йусуф пишет: “Затем следует отдать распоряжение, чтобы ни одному из зиммиев не разрешалось подражать мусульманам ни одеждой, ни верховым животным, ни внешним видом, затем с них нужно требовать: чтобы они опоясывались поясами зуннар, наподобие грубой веревки, которой каждый из них должен повязывать середину туловища; чтобы колпаки у них были стеганые, чтобы седельная лука вместо обычной шишки была украшена чем-то вроде деревянного граната, чтобы их сандалии были снабжены двойными ремешками и чтобы они [вообще] не держали себя наподобие мусульман, а женщинам зиммиев надо запрещать ездить на кожаных седлах без дерева… Прикажи же, [о повелитель правоверных,] назначенным тобою на месте должностным лицам, чтобы они заставляли зиммиев соблюдать указанный внешний вид, точно так же ведь и Умар ибн аль-Хаттаб приказал своим наместникам заставлять зиммиев соблюдать такой внешний вид, чтобы, как он говорил, их по внешнему виду можно было отличить от мусульман”. (“Китаб аль-Харадж”, стр. 226).

Наконец, что касается халифа Джафара аль-Мутаваккиля, при котором завершилась михна (репрессии властей в отношении исламских богословов, отказывавшихся признавать тезис о сотворенности Корана - прим. Д.Х,), был освобожден из заточения имам Ахмад ибн Ханбаль и восторжествовала Сунна, то сразу же по восшествии на престол он издал указ (850 г.), в котором зиммиям предписывалось опоясываться кушаками зуннар, носить одежду медового цвета и пришивать пуговицы на калансувы.

На основании исторических преданий можно сделать и обратный вывод: чем порочнее правитель, тем сильнее он будет бороться с проявлениями Сунны, включая внешний вид и одежду. Вспомните, к примеру, одного из величайших нечестивцев XX века, правителя Турции Мустафу Кемаля, прозвавшего себя Ататюрком (“отцом турок”), хотя сам он к туркам не имел никакого отношения: его отец был иудеем из каббалистической секты дёнме, а мать – македонкой. О его злодеяниях хорошо известно. Однако, что касается нашей темы, то примечателен его указ “О реформе головных уборов и одежды” от 25 ноября 1925 года. После введения в Турции европейского костюма, в частности, была отменена феска. В результате, благодаря Ататюрку, преклонявшемуся во всем перед Западом, население целой страны в буквальном смысле “опростоволосилось” .

Подытожить же данную тему хотелось бы словами шейха аль-Албани, который очень точно подметил: “К обычаям внешнего вида праведных предшественников не относилась привычка обнажать голову, расхаживать так по улицам, заходить в подобном виде в места поклонения. Наоборот, это – иноземный обычай (адат), который незаметно просочился во многие исламские земли, когда их захватили неверующие, принеся туда свои порочные обычаи. Мусульмане стали подражать обычаям неверующих, в результате чего они утратили свою исламскую идентичность”. (“Тамам аль-Минна”, стр. 164).