О создании коллективной композиции. Коллективное творчество

Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во- первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются творческие работы всех детей группы. Такие работы называются коллективными. Коллективная форма не снижает значение деятельности каждого ребенка, не оставляет без внимания его собственные усилия и от качества работы каждого воспитанника зависит общий результат: ведь чем лучше ребенок выполнит свою часть изображения, тем красивее, интереснее будет общая композиция. И самое главное то, что дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем каждый в отдельности

Коллективное художественное творчество формирует у детей коммуникативные способности, то есть способности общаться друг с другом, а также способствуют более свободному общению ребенка со взрослыми.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

  • договариваться о совместной работе, её содержании
  • работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать
  • планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения
  • радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, зал, выполнить поздравительную композицию для родителей, ко дню рождения ребёнка и т. д.

При организации коллективной деятельности выделяют 3 этапа:

  • подготовительный этап, позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной творческой деятельности (экскурсии, беседы, рассматривание репродукций и т. д.)
  • основной этап - этап выполнения работы, который включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель –предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создать в ходе коллективного изобразительного творчества условия для творческого взаимодействия детей, содействующие не только эстетическому и художественному развитию детей, но и формирований у них умений работать в коллективе
  • заключительный - это период взаимодействия детей с уже завершенной работой.

Коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Сказочный город» : на первом занятии создаётся город (из втулок и картона) , на втором занятии - улитки, которые будут жить в этом городе (из ракушек и пластилина) , в конце занятия собирается композиция. На третьем занятии дополняем город по своему желанию (деревьями, цветами и т.д.)

Для успешной совместной творческой деятельности, должны быть созданы доброжелательные, доверительные, партнерские отношения между самими детьми, а так же между педагогом и детьми. Только так можно создать неповторимые, незабываемые коллективные творческие работы.

Оксана Добродон

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города , можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа .

Цели коллективных занятий :

Формировать умения и навыки работать вместе , строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи :

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы .

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

- работать вместе , уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе , ее содержании;

Планировать свою работу , определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы .

Подводя итог, выполненной работе , мы проводим обсуждение творческой работы с детьми . Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых . Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы , которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества , ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему .


Публикации по теме:

Сегодня я познакомлю вас сразу с тремя населенными «ситцевыми» пунктами: Снежинкино, Крошкино и Зайчиково. Эти деревеньки- подарок ребят.

Воспитатель Баранникова Г. И. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Ниткография - это одна.

В детском саду планируются коллективные работы по аппликации, они предполагают участие нескольких детей. В создании сюжетной аппликации.

Дети в моей группе очень любят заниматься творчеством. Одно из любимых занятий - коллективная аппликация. Всем известно, что коллективная.

Вот и наступило самое волшебное время года! Когда все вокруг превращается в сказку. Преображается город, украшают квартиры и детские.

В детском саду проводится много занятий на развитие творческих способностей детей. Одним из видов творческих работ, является создание коллективной.

Не успел начаться новый год, а мы с ребятами уже сделали несколько коллективных работ. Коллективные работы мы, в основном, делаем во второй.

Коткова Галина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №57
Кировского района Санкт -Петербурга

«Чего один не сделает, сделаем вместе»
В. Маяковский

Актуальность .

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них. Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа.

Развитие у детей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Коллективное творческое дело — это уникальное и в то же время естественное социальное и педагогическое явление, которое может быть положено в основу всей деятельности коллектива. Поэтому оно дело жизненно важное, общественно необходимое. Оно — коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно воспитанниками и воспитателями как младшими и старшими товарищами по общей жизненно-практической заботе. Оно — творческое, потому что планируется, готовится и обсуждается каждый раз в новом варианте, в результате поиска лучших способов, средств решения определенных жизненно важных задач.

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности.

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Коллективная форма организации дает возможность каждому ребѐнку формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи. Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .

Если в младших группах создание коллективной работы, прежде всего, дает возможность малышу увидеть, как его личное творчество дополняет творчество других детей, превращаясь в цельный красочный образ, то в более старших группах при выполнении коллективной работы дети учатся договариваться между собой о совместной работе и еѐ содержании. Вместе выполнять одно дело, уступать и помогать друг другу, планировать работу, радоваться успехам товарищей.

Любая коллективная работа должно иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе сделать картину, которую трудно было бы сделать одному. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться с взрослым и друг с другом. Если на начальном этапе проведения таких работ, дети общаются в основном с воспитателем, то чуть позже начинается общение друг с другом. Постепенно, под руководством взрослого, дети планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, сопереживают. Задача воспитателя научить детей как договариваться, уступать друг другу, ценить помощь товарища..

На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса - возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а "преподнести" проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат - родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Основные формы совместной деятельности детей :

«совместно - индивидуальная», «совместно - последовательная» и «совместно - взаимодействующая».

а) «Совместно - индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно - последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно - взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Коллективная работа может быть выполнена как на одном, так и на нескольких занятиях. При этом важно, чтобы каждое занятие имело вид завершенности определенного этапа. Коллективная изобразительная деятельность детей может быть органично связана со всеми сторонами жизни детей, и особенно с другими художественно-творческими деятельностями (с разными видами игр, музыкальной, художественной, коммуникативной).

Планируя занятия, педагог выбирает для каждой темы ту или иную форму организации коллективной работы, учитывая оснащенность, возрастные особенности детей. На занятиях педагог использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа. При выполнении коллективных работ по изобразительной деятельности педагог активно использует игровые методы и приемы. В основе каждого лежит специально разработанный игровой сюжет.

Планирование этапов работы по коллективной деятельности .

Подготовительный этап

Углубить собственные знания детей по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности, (рассматривание репродукций, иллюстраций, экскурсии, беседы)

Основной этап. Этап выполнения работы.

Планирование и оценка коллективной работы.

Цель: предоставить детям возможность воплотить в композиции образы окружающего мира, создание в ходе коллективной работы условия для творческого взаимодействия, формированию у них умений творчески работать в коллективе.

Заключительный этап. Взаимодействие детей с завершенной работой.

Выполненную детьми композицию лучше всего оставить в групповой комнате. Он станет объектом самых разных дискуссий, игр, стимулирует рождение творческих замыслов, предложений к дополнению уже созданной композиции.

Задачи развития коллективной деятельности детей, выработанные на основе программы «от рождения до школы».

Вторая младшая группа

Учить, создавать как индивидуальные, так и коллективные композиции в рисунках, лепке, аппликациях.

Средняя группа

Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в рисовании, лепке, аппликации.

Подводить детей к оценке созданных товарищами работ. Учить проявлять дружелюбие при оценке работ других детей. Учить выделять средства выразительности.

Старшая группа

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. Развивать декоративное творчество детей (в том числе коллективное). Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы (рисунки, лепку, аппликации), радоваться достигнутому результату.

Примерное тематическое планирование занятий

Средняя группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Рисование на ткани

«Ковёр из осенних листьев»

Рисование

«Золотая осень»

Ноябрь

Лепка сюжетная

«Поможем Курочке найти цыплят»

Художественный труд

«Медвежата»

Декабрь

Рисование с элементами
аппликации

«Разноцветное одеяло»

Аппликация

«Новогодняя елка»

Январь

Лепка сюжетная

«Лепим Снеговиков»

Рисование

«Зимний лес»

Февраль

Лепка сюжетная

«Поздравим Пап»

Декоративное рисование

«Флажки для праздника»

Март

Рисование

«Цветы для Мам»

Рисование с нетрадиционной техникой

«Ближе к солнышку хотим!»

Апрель

Лепка сюжетная

«Неваляшки танцуют»

Рисование

«День рождение Мухи - Цокотухи»

Старшая группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Рисование с элементами
аппликации

«Цветы»

Рисование на ткани

«Клумба из осенних цветов»

Рисование

«Осенний лес»

Рисование и аппликация

«Богатства осени»

Ноябрь

Аппликация

«Разноцветный полет»

Рисование и
Оригами

«Лягушка - путешественница»

Рисование пластилином
(по 3-4 ребенка)

«Ветер по морю гуляет...»

Лепка
(по 3-4 ребенка)

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Декабрь

Рисование и
Художественный труд

«Зима

Аппликация обрывная
(3-4 ребенка)

«Зимний день»

Рисование

«Новогодняя ёлка»

Рисование
(3-4 ребенка)

«Зимние забавы»

Январь

Рисование

«Помогаем птицам»

Рисование

«Мир животных»

Рисование

Создаем «Красную книгу природы»

Февраль

Рисование
(Дымковская роспись)

«Скатерть»

Рисование (орнамент)

«Салфетка»

Рисование
(Городецкие узоры)

«Чудо-дерево»

Рисование декоративное

«Сервиз для Федоры»

Март

Аппликация объемная

«Сирень»

Рисование

«Птичий двор»

Рисование

« Под грибом»

Рисование по парам

«У лукоморья дуб зелёный»

Апрель

Рисование

«Космос»

«Космос»

Рисование по парам

« Поиграем, Шурале!» (по произведению Г.Тукая)

Рисование

«Расцвели красивые цветы»

Подготовительная группа

Вид
деятельности

Название
занятия

Кол-во
часов

Октябрь

Аппликация

«Букет цветов»

Рисование

«Красавица-Осень»

Аппликация

«Настроение осени»

Рисование

«Настроение осени»

Ноябрь

Лепка сюжетная

«Братья наши меньшие»

Рисование и
Аппликация

«На дне морском»

Лепка сюжетная

«Морское дно»

Лепка сюжетная

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

Декабрь

Лепка сюжетная

«Белое море и Северный Ледовитый океан»

Рисование и
Художественный труд

«Ой как весело зимой!»

Рисование по парам

«Карнавальный хоровод»

Рисование

«Книга о зиме»

Январь

Рисование

«Жар-птица»

Рисование и ручной труд

«Детки в клетке»

Рисование с элементами аппликации

«Цирк»

Февраль

Рисование (Дымковская роспись)

«Магазин игрушек»

Рисование (Гжельская роспись)

«Узоры на стекле»

Рисование (Городецкая роспись)

«Ой вы кони, мои кони…»

Рисование декоративное

«Узорчатый платок»

Март

Аппликация объёмная

«Подарок маме»

Аппликация

«Цветочный мир»

Рисование и Аппликация.
(по парам)

«На балу у Золушки».
(Дворец)

(Дамы и кавалеры)

Апрель

Аппликация

«Удивительный мир жарких стран»

Ручной труд

«Обезьянки»

Рисование (2 группы)

«Парк Победы»

Рисование

«Мой город родной»

Литература

  1. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  2. Дубровская Н.В. «Приглашение к творчеству». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2004. - 128с.
  3. Доронова Т.Н. «Развитие детей в изобразительной деятельности». - «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2005. - 96с.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Смагина Т.В.“ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
  5. «Коллективное творчество дошкольников» / Грибовская А.А. - «ТЦ Сфера», 2005. - 192 с.
  6. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество дошкольников».- М.: Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
  7. КомароваТ.С. Дети в мире творчества. М.:1995.
  8. «Нравственно - эстетическое воспитание ребенка в детском саду» / Ветлугина Н.А., Казакова Т.Н, Пантелеев Г.Н. - М.: Просвещение, 1989. - 79 с.
  9. Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание. - 2005. -№2. - С. 60.

В средней группе на занятиях аппликацией уже практикуется коллективная работа. Такая совместная деятельность приносит малышам особую радость: поднимает самооценку, развивает дружеские взаимоотношения. Интересная тема для творчества – «Волшебный сад», которая позволяет ребятам почувствовать себя волшебниками, создающими необычные образы, видящими чудесное в привычных вещах.

Особенности проведения занятия аппликацией в средней группе

У малышей средней группы очень быстро пополняется познавательный опыт, в процессе игровой деятельности обогащаются образные представления. Это закономерно приводит к развитию изобразительных умений. В возрасте четырёх-пяти лет ребята уже умеют правильно держать в руках ножницы и разрезать бумажную деталь по прямой линии. Дети способны вырезать круглые и овальные формы - соответственно, из квадрата и прямоугольника.

В данном возрастном звене совершенствуются навыки аккуратного наклеивания и составления красивой композиции - дети учатся гармонично располагать изображение на основе, складывать элементарные узоры из геометрических фигур и растительных элементов.

Задача воспитателя в средней группе - уточнять представления о форме предметов (в данном случае, деревьев, цветов). При этом используются такие приёмы, как движение руки по контуру, включение в занятие специальных дидактических игр (например, составь цветок из деталей - лепестки, стебель, листья), наблюдение за объектами окружающей среды, рассматривание картинок и иллюстраций. Педагог показывает детям различные варианты составления из деталей одного и того же предмета.

Дошкольники учатся составлять цветы различной формы из разных геометрических фигур

Кроме того, задача педагога - развивать у воспитанников чувство цвета, подбирать контрастные оттенки, которые красиво будут смотреться рядом друг с другом.

Одновременно в средней группе малыши учатся воспринимать слово воспитателя: опираясь на опыт детей, из знания и навыки, он иногда может объяснить задание, не используя при этом наглядные действия. Например, при создании образа волшебного сада внимание ребят обращается на необычную форму и цвет деталей, из которых можно составить деревья и цветы, при этом педагог не демонстрирует детям отдельные элементы.

Малышей всегда вдохновляет коллективная деятельность, причём совместная аппликация даётся им проще, чем рисование. Ребята нравится создавать общую картину, в ходе работы они советуются друг с другом, помогают товарищам.

В процессе детского творчества воспитатель даёт детям советы: какие элементы выбрать, как лучше расположить детали, однако воздерживается от прямых указаний.

Педагог должен помнить об индивидуальном подходе: стимулировать активность и самостоятельность детей. Поскольку работа с ножницами в возрасте четырёх-пяти лет ещё достаточно сложна, то малышам, которые испытываю затруднения, стоит дополнительно показать на отдельном листе бумаги ключевые приёмы вырезания.

Перед тем, как приступить к созданию композиции «Волшебный сад», воспитатель предлагает каждому ребёнку подумать, какой предмет он хочет вырезать и приклеить на общий фон. Тем ребятам, которые затрудняются с выбором, стоит подать идею для творчества.

В средней группе достаточное внимание уделяется анализу полученной работы. Ребятам предлагается полюбоваться созданной картиной, побеседовать о ней, украсить ею групповую комнату. Педагог выделяет особо выразительные детали, отмечает их интересную форму или цветовое решение. При этом не стоит акцентировать детское внимание на неудачных элементах.

Подготовка к занятию, изготовление деталей

В средней группе основную работу по подготовке деталей для аппликативного занятия осуществляет педагог. Он должен позаботиться об основе большого размера (например, лист ватмана) окрашенной в подходящий фон. Воспитатель может предложить ребятам готовые формы и силуэты деревьев, а они, в свою очередь украсят их различными элементами, которые уже вырежут самостоятельно.

Воспитатель предлагает малышам готовые силуэты деревьев, а они уже украшают их подходящими элементами

Если тема занятия звучит, как «Чудесное дерево», то малышам предлагается заранее нарисованный или наклеенный ствол необычного цвета, с узорами (малыши их могут наклеить и в процессе работы), который нужно дополнить необходимыми деталями: листьями, плодами, птицами, насекомыми и пр.

На заранее подготовленный ствол ребята могут наклеивать необычные листья, плоды, насекомых, птиц и пр

Для создания листьев, плодов и пр. воспитатель предлагает дошкольникам бумажные квадратики, прямоугольники, треугольники. При этом материал на столе для коллективного творчества должен располагаться равномерно: каждый ребёнок должен иметь к нему свободный доступ (поставить несколько подносов с деталями).

Дошкольники работают в подгруппах: материал должен быть доступен каждому ребёнку

Можно предложить ребята готовые силуэты деталей для украшения, например, оригинальные резные листья. В этом случае нужно сделать акцент на красивом расположении элементов и гармоничном сочетании цветов.

Основу образа сказочного сада могут составить красивые листья причудливой формы

Какие виды аппликации уместно использовать для создания композиции «Волшебный сад»

Создавая образ волшебного сада, воспитанникам можно предлагать различные аппликативные техники. Помимо традиционной плоской аппликации можно включать в композицию объёмные элементы, которые всегда выглядят оригинально. Это могут быть не до конца приклеенные листья, крылья бабочек, травка в виде полоски бумаги с надрезами, которые остаются неприклеенными, отгибание некоторых частей плоских деталей.

Аппликация с объёмными элементами

Эффект объёма даёт и мозаичная аппликация, например, из комочков разноцветных салфеток. Для развития мелкой моторики прекрасно подойдет обрывная техника, а также насыпная аппликация (с использованием крупы или крупной соли).

Аппликация с использованием насыпной и обрывной техники

Малыши с удовольствием составят аппликацию-коллаж - будут наклеивать на основу вырезанные изображения из журналов, открыток. Для этой цели, кстати, могут пригодиться и красочные магазинные каталоги.

Наиболее подходящий материал для работы, в том числе для основы

Такая необычная тема занятия, как «Волшебный сад» предполагает использование самых разных материалов - как привычных, так и нестандартных. Так, помимо традиционных оттенков бумаги ребятам стоит предложить золотые и серебряные цвета, бархатную бумагу.

Кроме того, чтобы работа стала для малышей более интересной и захватывающей, можно предоставить им тканевые детали, природный и бросовый материал. Это могут быть атласные ленточки, листья деревьев, семена, пух, блестящие фантики от конфет, обёртки от шоколада, вырезанные элементы из пачек от сока и молока и пр. Интересный объёмный эффект даёт использование поролона или ваты.

Фотогалерея: материалы для аппликации «Волшебный сад»

Аппликация с использованием бросового материала (обёртки от шоколада, упаковки от сока и пр.) Аппликация из ткани Аппликация из поролона Аппликация с использованием природного материала

Дополнить аппликацию, сделать её более оригинальной помогут элементы рисования и лепки.

Аппликация с элементами рисования

Конкретные варианты коллективной композиции «Волшебный сад» в средней группе

Коллективная аппликация «Волшебный сад» предлагается воспитанникам средней группы в конце учебного года (май). К этому времени у ребят уже есть навыки подобной работы - в первом полугодии (ноябрь) они создавали совместную композицию «Корзина грибов».

На занятии дошкольникам предоставляется свобода творчества, они самостоятельно определяют содержание изображения: включают в картину диковинные деревья, цветы, это даже могут быть необычные животные, птицы и насекомые (по желанию детей). Главная цель такого занятия - не только закрепление изобразительных навыков, но, прежде всего, развитие воображения и образного восприятия.

Можно сделать тему занятия более конкретной и предложить ребятам создать чудесный яблоневый сад, где будут расти яблони с необычными плодами. Воспитатель заранее готовит основу с нарисованными стволами и кронами деревьев, а каждый ребёнок вырезает яблочко понравившегося ему цвета, размера (они могут быть, например, голубыми или серебристыми) и наклеивает на любое место.

Тему можно обозначить также как чудесное дерево: в этом случае малыши украшают диковинными плодами и листьями одну большую заготовку (ствол и крона).

В возрасте четырёх-пяти лет малыши ещё не отделяют игру от непосредственно образовательной деятельности, поэтому, чтобы максимально заинтересовать их творческим занятием, воспитатель должен продумывать увлекательное начало занятия. Например, в группу может прийти письмо от доброго волшебника. У него есть чудесный сад с необычными деревьями, на которых распускаются сказочной красоты цветы и растут вкусные плоды. Но из-за проделок злой колдуньи цветочки в этом году не распустились. Малыши должны помочь - украсить деревья своими диковинными цветами.

Другой вариант - из сказочной страны в гости к ребятам приходит девочка Маша (демонстрируется кукла). Она рассказывает интересную историю. Однажды она отправилась погулять в чудесный лес, чтобы полюбоваться его красотой: все деревья там были яркие, нарядные. И вот она шла и повстречала одно грустное деревцо: оно переживало, что у него нет красивых цветочков и плодов. Маше стало очень жалко дерево, но как помочь ему, она не знает - одной ей не справиться.

Рассказывая дошкольникам подобные истории, нужно обязательно предоставить им иллюстрации к ним - картинки с изображением волшебной природы. Это могут быть сады и полянки, где растут яблони с плодами огромных размеров, деревья с нежно-сиреневой листвой, растения причудливой формы, между которыми гуляют сказочные персонажи (феи, единороги, антропоморфные насекомые и пр.).

Фотогалерея: картинки с изображением волшебных картин природы

Дерево с огромными корнями и чудесными плодами Яблоня с огромными аппетитными яблочками Между нежного цвета деревьями расположились феи и единороги Разноцветные деревья, среди которых отдыхают милые жучки и птички

Малыши всегда любят перевоплощаться в представителей какой-либо профессии, сказочных героев. Поэтому с энтузиазмом воспримут предложение воспитателя на время стать волшебниками и сотворить образ волшебного сада, который они по своему желанию могут заселить необычными деревьями, цветами, птичками, жуками, бабочками.

Накануне занятия хорошо предложить ребятам пособирать пазлы на тему «Сад».

Перед творческим занятием хорошо предложить дошкольникам пазлы на соответствующую тематику

Начать занятие изобразительным творчеством можно с коротенькой сказки или эпизода из подходящего произведения (ведь, слишком длинный рассказ утомит детей). Например, в сказочной истории «Волшебный сад» Елены Жеряковой девочка Лиля видит сон, в котором она направляется в чудесный замок и там встречает свою кошку. Оказывается, животное умеет разговаривать и предлагает своей хозяйке прогуляться по саду. Лиля видит красивые цветы: некоторые её мама выращивала на даче, а другие она никогда раньше не видела. В саду был чудесный запах, а в небе сияла яркая радуга. Настроение девочки стало просто прекрасным. Кошка рассказывала ей про названия цветов и разные интересные факты из жизни растений (недаром, летом её брали с собой на дачу). А ещё она поведала Лиле, что этот сад волшебный: если посмотришь на цветочки и вдохнёшь их чудесный аромат, то всё плохое забудется.

Для занятия подойдёт и следующая сказка с одноимённым названием, которую придумала школьница Ефимова Маргарита. У одной семьи был большой сад, где росли разные плодовые деревья: яблони и груши, сливы и абрикосы. И однажды туда прилетели красивые птицы. Сын же схватил палку и стал отгонять их. Отец отругал мальчика. А на следующий день сад загрустил, а все плоды стали горькими. Оказывается, птицы были волшебными, и пели деревьям волшебные песни, а вот теперь они обиделись и больше не прилетают. Мама сказала сыну, что он должен пойти в лес, найти птичек и извиниться перед ними. Мальчик так и сделал, и тогда сад снова оживился и плоды стали вкусными.

Заслуживает внимание и история Елены Пищулиной-Волковой «Сказка о любви. Волшебный сад» (предназначенная для детей и взрослых). Здесь идёт речь про чудесный добрый сад, который беседовал с солнышком.

«Солнечный свет брал за руки Радость и Тепло (хотя немного тепла всегда оставалось, чтобы согревать беседу) и тихо, и спокойно шёл по Саду. Тепло же догоняло их чуть позже, уже согрев общение Сада и Солнышка, оно спешило за Радостью и Солнечным светом.
Ах, Боже ты мой! Как прекрасно было в этом Саду - в нём все любили друг друга: и деревья, и цветы, и весёлые пчёлы и легкокрылые бабочки, и беззаботные стрекозы, и жучки, и паучки - ведь Солнечный свет был рядом, а Тепло входило в Душу Сада и согревало её, а Радость, которую несли гости, наполняла сердца всех его обитателей».

После прочтения подобных произведений можно предложить ребятам создать образы антропоморфных деревьев, населяющих необычный сад: приклеить им, помимо прочих деталей, глазки и улыбку (детали предоставляет воспитатель).

Для передачи образности, выразительности в занятие хорошо включать художественное слово (загадки, стихи, поговорки).

Птички, пчелки, цветочки, деревья,
Все живут в нашем дивном саду,
Этот сад мы придумали сами
В нашем маленьком детском саду.
Мы трудились все вместе и вот,
Этот сад на бумаге цветет
Очень яркий, красивый,чудной
Сделан нашей умелой рукой.

Малыши очень любят подвижные игры и динамичные физкульминутки. Их обязательно нужно использовать на занятии, подобрав соответствующую тематику.

Физкультминутка «Деревья»

Пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…»

Физкультминутка «Мы - цветы»

Подвижная игра «Живая клумба». Дети разделяются на три команды: Золотые шары, Ромашки, Ноготки и Бархатцы. В центре клумбы растут золотые шары - они самые высокие. Ребята поднимают руки вверх и кружатся вокруг себя. Второй круг - это ноготки, они образуют хоровод вокруг золотых шаров. А третий круг - малыши-бархатцы: они приседают на корточки, потому что эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветочки оживают и шевелятся: золотые шары - кружатся, ноготки движутся по кругу в одну сторону, а бархатцы - в другую.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Селищева Т.
(коллективная аппликация)
Образовательные задачи : учить создавать коллективную картину, самостоятельно выбирая содержание своего изображения (дерево, цветок), закреплять умение резать ножницами по прямой линии, закруглять углы квадрата и прямоугольника.
Развивающие задачи : развивать образное представление, воображение, композиционные умения, цветовосприятие, продолжать отрабатывать умение аккуратно наклеивать детали к основе.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру природы, искусству.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Раздаточный материал: прямоугольники коричневого цвета (для ствола), зелёные и желтые квадраты разных размеров (крона и плоды), клей, кисточки для клея, ножницы, клеёнки.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребятам закрыть глаза и мысленно оказаться в волшебном саду, где растут сказочные яблони с золотыми яблочками, а рядом с ними летают чудесные птицы.
Педагог вспоминает с детьми строение дерева (ствол, крона, листья, плоды), цвет каждой части. Демонстрируются приёмы вырезания треугольника из прямоугольника для получения кроны (прямоугольник сложить пополам и срезать от середины к краям уголочки). Украшается деталь зубчиками.
Яблоки вырезаются из квадрата путём закругления углов.
Проводится пальчиковая гимнастика «Наклонил орешник ветки…».
Перед самостоятельной работой детей педагог напоминает, как нужно правильно держать в руках ножницы.
Продуктивная деятельность дошкольников.
Рассматривание готовой композиции: анализируется, что общего в деревьях, каким способом вырезались те или иные детали. Воспитатель предлагает ребятам придумать историю к своей аппликации.
Шорникова Е.
(коллективная аппликация)
Воспитатель предлагает дошкольникам вспомнить, что они видели во время прогулки на территории детского сада. Ребятам предлагается рассмотреть веточку растения с распустившимися цветочками.
Педагог загадывает загадку про сад:
  • Неразлучный круг подруг
    Тянет к солнцу сотни рук.
    А в руках душистый груз,
    Разных бус на разный вкус

Беседа с детьми на тему: как они представляют себе волшебный сад. Демонстрируется картинка с подходящим изображением, вопросы по ней.
Воспитатель объясняет приёмы вырезания и составления цветочков (их нужно приклеить на кроны деревьев).
Самостоятельная работа дошкольников. Малышам, которые быстро справятся с заданием, дополнительно предлагается вырезать бабочек, боэьих коровок и цветочки на травку).

Аннотация

Важным фактором личностного развития ребенка является удовлетворение его потребности в положительных эмоциональных контактах с близкими людьми – в первую очередь с родителями. Совместная деятельность педагога, родителей и детей не только развивает отношения педагогов и родителей, родителей и детей, но и содействует развитию отношений между семьями воспитанников, возникает потребность объединения людей для достижения общей цели. Устанавливается эмоциональный контакт между всеми участниками, закрепляются положительные эмоции совместной работы. Развиваются отношения партнерства и сотрудничества родителя с ребенком в процессе творческого взаимодействия, которое отражается в рисунках, поделках, рассказах, книгах собственного сочинения, проектах.

«Дети должны стать людьми с ясным разумом,
благородным сердцем, золотыми руками и
возвышенными чувствами. Ребенок – зеркало
семьи; как в капле воды отражается солнце,
так в детях отражается
нравственная чистота матери и отца…»

(В.А. Сухомлинский).

Дошкольное детство – важнейший этап в развитии человека, сензитивный период становления базиса личности культуры, творческой самореализации и формирования адекватной самооценки. В связи с этим особое внимание необходимо обратить на условия жизни ребенка, создать такую воспитательную среду, которая даст возможность реализовать задачи его приобщения к окружающему миру и начальной социализации. Особое место в системе «взрослый-ребенок» принадлежит семье. В законе РФ «Об образовании» (cт. 44) говорится о том, что родители являются первыми педагогами и поэтому обязаны заложить основу физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка уже в раннем возрасте. В семейном кодексе РФ (ст.63) определяются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, отмечается, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей и имеют преимущественное право на их воспитание. Однако в этом же документе (ст.67) закрепляется право других родственников, а именно дедушки, бабушки, братьев, сестер и др., на общение с ребенком.

Детство – незабываемая пора в жизни каждого человека. Она наполнена любовью и заботой родителей. Именно в семье складываются первые представления ребенка об окружающем мире, добре и справедливости, о здоровом образе жизни. Многие исследователи считают: семья, в которой есть представители трех поколений, является наилучшей и наиболее ценной воспитательной средой.

Необходимо помнить, что возраст дошкольного детства — период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным является, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями. Поэтому эффективность проводимой в детском саду работы зависит от отношения к ней в семье ребенка. Умение наладить тесный контакт с семьей дошкольника, оказать помощь родителям в правильной организации воспитания детей все это должен уметь делать педагог. «… Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком…» (К.Д. Ушинский)

В настоящее время в результате экономических и социальных перемен в обществе появилась тенденция увеличения числа нуклеарных семей, возникающих из-за разделения многопоколенной семьи на молодую семью (родители с ребенком или детьми) и семью прародителей (бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки). Молодое поколение стремится к автономности и независимости, что приводит к «территориальному» расслоению поколений и вытеснению старших из воспитательного процесса. Это снижает воспитательные возможности семьи.

Как наладить духовное общение детей не только с родителями, но и с бабушками и дедушками?

Педагогический коллектив МКДОУ детский сад №1 «Сказка» уже давно ведет работу, направленную на вовлечение мам, пап, бабушек и дедушек в воспитательный процесс не только в семье, но и в детском саду; стараются воспитать у детей уважительное отношение к старшему поколению, пробуждают интерес к их знаниям и жизненному опыту. В ДОУ накоплен богатый опыт планирования и проведения мероприятий, адресованных воспитанникам ДОУ, семье (родителям, дедушкам и бабушкам воспитанников).

Для родителей, детей, дедушек и бабушек проводятся различные мероприятия: совместные праздники «День пожилых людей», «День матери», открытое занятия с участием родителей «Витаминный калейдоскоп» (для старших групп), совместные физкультурно-речевые занятия из цикла «Вместе весело шагать», смотры-конкурсы: «Давайте познакомимся», «Новогоднее окно», «Веселая ярмарка», досуги: «А ну-ка мамы», «Папа, мама, я — дружная семья», «Мы с моею бабушкой лучшие друзья», выставки: «Руками моей семьи», «Усы и царапки», «Куклы своими руками», составление генеалогического древа семьи, рассказ о своей семье «Моя родословная», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны.

Такие мероприятия помогают установить партнерские отношения с семьей. С них начинается приобщение детей к истории семьи, истории страны. Семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки и игрушки из детства бабушек и дедушек – источник исторических знаний. Вся проводимая работа с семьями воспитанников способствует не только обогащению воспитательного потенциала семьи, но и формирует у детей представление о семье. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее думает и выглядит иначе. Приходит понимание того, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Так формируются представления о связи между поколениями.

«Семья – это когда есть взрослые и дети, когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге, когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся, когда все вместе отдыхают, играют, празднуют».

Так ли важно начинать разговор о семье с вопросов: Кто я? Какой я? Реализация такой направленности доступна детям старшего дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей. Ребенок старшего возраста уже имеет представление о своем физическом «Я» (Я — член семьи). Знакомить дошкольников с семьей лучше начинать уже со среднего возраста. Работа начинается со знакомства с семьями воспитанников. Заполнение анкеты родителями не дают полного представления о семье, а главное, они не доступны детям. В работе с родителями удачно зарекомендовала себя такая форма работы, как «Презентация ребенка».

Презентация может быть представлена в форме:

Альбома (родители делают его дома совместно с ребенком, альбом используется как педагогами, так и детьми на занятиях). В альбом помещают фотографии ребенка, членов его семьи, любимых животных. Каждую из них необходимо подписать;
Коллажа (оформляется на листе ватмана с указанием имени ребенка). Можно рекомендовать родителям использовать разделы: моя семья (с размещением фотографий её членов); дом, в котором я живу; мой лучший друг; любимое домашнее животное; любимая игрушка; мультфильмы и сказочные герои; я люблю делать это; я люблю кушать это; мои любимые музыканты, певцы; мои первые стихи, рисунки, творческие работы и т.д. При создании коллажа лучше использовать вырезанные из журнала иллюстрации. Это облегчает работу родителям и позволяет ребенку активно участвовать в его создании;
Газеты. Она отличается от коллажа большим количеством текста и наличием рубрик: «Лето на море», «В деревне у бабушки», «Вот что я люблю делать», «Мой рассказ о себе», «Мой рассказ о семье», «Чем я занимаюсь в свободное время»;
Сочинения родителей. Оно пишется в произвольной форме и используется только при индивидуальных беседах и тренингах психолога. Также полученная информация учитывается в работе с ребенком.

Следует отметить, что презентация – прекрасная возможность познакомится не только с самим ребенком, но и с его семьёй.

Использование «Презентации ребенка» в работе с родителями связано в первую очередь с тем, что при работе над презентацией дети используют как теоретические знания, полученные на занятиях, так и практические. Презентация позволяет родителям активно включаться в работу группы, закрепить дома приобретенные на занятиях навыки, проявить свои творческие способности.

Созданные альбомы дети принесли в группу. Альбомы получились разные, необычные, а у детей появились первые представления о семье. Используя альбом, дети научились составлять рассказы о своей семье, используя наглядный материал альбома.

Проектная деятельность в настоящее время очень популярна в работе нашего детского сада. Ознакомление детей дошкольного возраста с семьей представляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. «Семья для ребенка — дошкольника – первое и основное звено, которое связывает его жизнь с общественной средой» .

В МКДОУ детский сад №1 «Сказка» были реализованы проекты совместно с детьми и родителями: «Вместе весело шагать», «Имею право», «Здравствуй, родная березка!», «Давайте дружить с Пушистиком», «Наши друзья подземные жители-дождевые червяки», «Я познаю мир», «Рукотворная книга — детское словесное фантазирование» (Приложение)

Началом совместных действий, объединяющих старшее поколение, родителей и детей, было создание книги «Витаминный калейдоскоп», в которую записывали познавательную информацию по данной теме. Содержание книги пополняли педагоги и члены семей. А затем рассматривали ее с детьми, рассматривали картинки, фотографии, обсуждали смысл пословиц, поговорок, изречений, побуждали использовать их в речи. В поисках картинок, пословиц, поговорок люди старшего поколения объединились в творческую группу, что позволило вовлечь большую часть родителей в образовательный процесс по данному направлению.

Продолжая работу по ознакомлению ребенка с семьей мы создали проект «Я познаю мир». Цель этого проекта: обучение родителей и представителей старшего поколения (бабушек и дедушек) различным формам общения со своим ребенком. Исходя из вопросов, интересующих родителей, дедушек и бабушек, совместно наметили темы для обсуждения: «Делай, как я!», «Приучаем к порядку», «Трудности возраста», «Бабушка, я сам!» и др. В ходе работы родители, дедушки и бабушки получили много полезных советов: как приучать детей к дисциплине, самостоятельности, труду, как прививать любовь к чтению.

Привлекая мудрых бабушек и дедушек в помощь молодым родителям, мы видели, как крепла связь поколений в семье.

Одним из эффективных средств формирования положительного отношения к дедушкам и бабушкам являются знакомство с семейным фотоальбомом, составление родословной «Древо моей семьи» и рассказов о семье. Приведем пример одного из таких рассказов. Меня зовут Саша Грибанова. Мне 6 лет. Я вместе с мамой и папой придумала герб нашей семьи. Гербами занимается наука- геральдика. Мы создали наш семейный герб по правилам этой науки. Основой нашего герба является щит. Желтый цвет –это справедливость, синий цвет – это чистое небо, которое означает мир в нашем доме. В середине нарисованы два грибочка: большой – это родители, а маленький- это дети: я и мой брат Кирилл. Грибочки –означают нашу фамилию-Грибановы. Внизу нас связывает красная ленточка –красный цвет означает любовь в нашем доме. На ленточке девиз нашей семьи- Мы вместе, и в этом наша сила. С детьми проводились занятия и беседы, целью которых было обогащение опыта ребенка и формирование познавательного интереса к представителям старшего поколения. На занятиях («Сколько я в слове «семья»?», «На кого я похож?», «Кто я, какой я?») дошкольники знакомились с биографией близких, историей семьи, родословной. Речевые игры помогают воспитывать уважительное отношение к родителям, чувство сострадания и любви к пожилым людям, учат выражать доброе отношение к старшим, находить нужное слово, преодолевать ложный страх перед выражением своих эмоций (игры: «Комплименты», «Письмо бабушке», «Вот какая мама!» и др.).

В настоящее время возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха. Под досугом понимается в нерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается всецело по своему выбору и усмотрению. Свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, независимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннее развитие личности. Семейный досуг включает в себя: чтение, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями, совместный отдых, прогулки на природу, занятия спортом и т.д. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового, полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать еще что-то, таким образом, расширяется кругозор ребенка, повышается мотивация рассказывать о своей семье, о семейных традициях.

Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, диафильмов, затрагивающих тематику отношения к людям пожилого возраста, позволяют ребенку проникнуть настроением близкого человека, обогатить опыт эмпатийных переживаний.

«Уважение, почитание старших поколений — закон нашей жизни. Уважать старших надо потому, что они мудрее, духовно богаче тебя. В каждую минуту своего общения со старшими умей учиться у них».

Беседы по прочитанным произведениям способствуют уточнению представлений о нормах поведения в общении со старшими, развивают умение поступать тактично, деликатно в проблемной ситуации по оказанию помощи бабушкам и дедушкам. Литература становится источником знаний о взаимоотношениях между людьми, о добрых и дурных поступках, о переживаниях людей, об их стремлениях. Большое значение здесь имеет эмоциональная речь воспитателя, ее чувственная окраска, затрагивающая эмоциональную сферу и активизирующая мыслительную деятельность ребенка.

Выпуск поздравительных плакатов (стенгазет), адресованных родителям и людям старшего поколения, концерт для мам, пап, бабушек и дедушек, выставка детских, рисунков «Вот какая мама!», «Бабушка глазами детей», «Папа может, папа может все что угодно!» способствовали формированию уважения к членам семьи и представителям старшего поколения.

Встречи с родителями, бабушками и дедушками, досуги, праздники стали традиционными в работе ДОУ. Их ждут представители всех поколений семьи и охотно принимают активное участие. В каждом досуге или празднике кроме выступления детей, мам и бабушек, совместных песен, танцев, игр проводятся разнообразные конкурсы. Наиболее полюбившиеся всем конкурсы из досугов «А ну-ка, мамы!», «Бабушки и внуки»: «Узнай себя» — на стене развешены портреты, нарисованные детьми, взрослые узнают себя; «Узнай внука» — бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука; «Угадай мелодию» — родители, бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения; «Старая сказка на новый лад» — дети вместе с взрослыми переделывают сказку «Колобок» на новый лад.

Основное внимание детей необходимо направлять на расширение представлений о том, что такое семья, усвоению детьми родственных отношений, правилам общения и поведения с родными, дети должны знать, как зовут маму и папу по имени и отчеству, знать имя и отчество бабушки и дедушки. Эту работу мы проводим комплексно, не только игры, беседы, художественные произведения о семье, но и включение в воспитательный процесс семейной фотографии. «Язык фотографий» дает представление ребенку о семье. Стенд «Галерея почета наших семей» представлен фотографиями семей, совместными детско-родительскими рисунками, а также ответами детей на вопросы «Что такое семья?», «Кто в семье главный?», «Какая семья у тебя будет, когда ты вырастешь?»

Психологи пришли к выводу: потребность быть любимым является основной эмоциональной потребностью человека. Порой родители не догадываются, насколько это просто — проявить любовь! Не задумываются, часто ли звучат слова любви в доме, часто ли они ласково обнимают ребенка, сколько «качественного времени » ему уделяется – такого времени, когда их внимание полностью отдается ребенку, когда они что-то делают вместе.