Обручение пречистой девы. Обручение

Во время обручения священник дает жениху и невесте зажженные свечи, которые являются символом любви и целомудрия. Горящие свечи символизируют пламенную любовь брачующихся и показывают, что брак - дело чистое и святое, не боящееся света, как боятся его грех и порок.

Обручальные кольца полагаются сначала на Престол, затем священник с молитвой вручает их жениху и невесте. Кольца полагаются на Престол для того, чтобы освятить их, а также в знак того, что жених и невеста вступают в брак не только по взаимному согласию и благословению родителей, но и по Божию благословению. В старопечатных (дораскольных) служебниках есть указание, что перстни были золотой для мужа и серебряный для жены. В настоящее время принято, что оба кольца золотые.

Войдя в храм, жених становится справа, а невеста слева, поскольку муж - глава жены. После приходных поклонов священник кадит обручаемых и присутствующий народ, что символизирует благодать Всесвятого Духа, которая отгоняет от брачующихся всю силу вражию, как в Ветхом Завете курением Товии (Тов. 6, 18).

Обручение начинается с Великой ектении «Миром Господу помолимся… ». Прочитав затем молитву «Боже вечныи, иже разстоящаяся собирая во единьство… .», священник берет с Престола кольцо невесты и подает жениху со словами: «Обручается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) всегда и ныне и присно и во́ веки веком ». Хор поет: «Аминь ». Взяв с Престола кольцо жениха, священник подает его невесте, говоря: «Обручается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) всегда и ныне и присно и во́ веки веком». Хор поет: «Аминь ». Троекратно поменяв кольца местами, священник надевает кольца каждому на безымянный палец правой руки и сплетает, соединяет правые руки обрученных.

Все эти действия глубоко символичны. В древности перстень служил личной печатью, так что передача его кому-либо означала полное доверие, давала полномочия совершить любые действия от имени владельца перстня. Троекратный обмен кольцами запечатлевает полное взаимное доверие, ведь брачующиеся вручают друг другу свои права, честь и спокойствие. Форма кольца - замкнутый круг - символизирует бесконечность, означая, что супружеский союз должен быть неразрывным, вечным.

Соединив руки жениха и невесты, священник читает молитву: «Господи Боже наш, иже отроку патриарха Авраама сшествовав в Междоречие, посылая уневестити господину его Исааку жену.. .» В ней испрашивается Божие благословение: «…Сам благослови обручение раб Твоих сих, имя рек, и утверди еже у них глаголанное слово… » и объясняется значение совершенного действа: «…перстня ради дастся власть Иосифу во Египте… ».

После краткой ектении обручение заканчивается. Как правило, в настоящее время венчание совершается непосредственно за обручением. Поэтому сразу читается молитва «одеяти главу девице брачней» и на голову невесты надевают повойник. Затем начинается .

В этой статье вы найдете справочную информацию о венчальных кольцах и связанных с ними традициях и приметах. Также, в этой статье приведены приметы, связанные в общем с таинстовм Венчания.

Разделение церемоний Венчания и обручения (сейчас: бракосочетание в ЗАГСе) имеет древнюю историю. Вплоть до 10 века у христиан обручение имело сугубо гражданскую функцию - и куда более важно было засвидетельствовать свой брак в церкви перед лицом Бога. Позже, примерно к 11 веку, начало происходить объединение церемоний Венчания и обручения, и второе постепенно полностью влилось в первое, к 18 веку оба обряда уже окончательно проводились только в церкви.

Однако десятилетия, в течении которых в нашей стране церковь имела незначительное влияние на жизнь людей, и в течении которых пропагандировался атеизм, взяли своё - большинство молодожёнов стало ограничиваться церемонией обручения, совершаемой в ЗАГСе, не посещая церковь.

В современной России пары начинают снова венчаться в церкви. Причины у молодоженов разные: веяние моды, искренняя вера, суеверие, которое должно обеспечить долгую и счастливую семейную жизнь, или пожелание верующих родителей.

Согласно сохранившейся традиции, у мужа и жены должны быть разные венчальные кольца, у мужа золотое, а у жены серебряное. Многие сейчас пренебрегают этим и покупают одинаковые кольца, но согласно церковному уставу они должны быть разными. Первое упоминание о таком порядке относят к словам апостола Павла, который говорил, что освящённый церковью брак подобен таинству отношений Христа и Церкви. В браке мужчина олицетворяет Христа, а женщина Церковь, именно этим обусловлен выбор материалов для колец - золото символизирует Божественную Славу Христа и Иерусалима Небесного, а серебро является символом духовного света, чистоты и благодати.

Венчальное кольцо одевается на безымянной палец левой руки, эта традиция возникла из заблуждения, утверждавшего что через этот палец проходит артерия идущая прямиком к сердцу.

Существуют неформальные правила, согласно которым молодые должны выбирать венчальные кольца. Церковь приветствует кольца скромного вида, без вычурностей, камней и каких-либо украшений, все остальные кольца служители церкви могут посчитать простой бижутерией и даже отказаться их освещать.

Раньше на внутренней стороне венчального кольца обычно вырезались соответствующие молитвы, сейчас же там обычно находится имя супруга и дата свадьбы.

Приметы, связанные с венчальными кольцами:

  • Дать померить венчальное кольцо - к несчастной судьбе
  • Нельзя в день свадьбы надевать на руку кольца, кроме венчального
  • Венчальное кольцо должно состоять из одного металла и при этом не иметь никакого выгравированного рисунка
  • Не надевайте обручальное кольцо на руку в перчатке; сначала необходимо снять перчатку, а потом надеть кольцо
  • Молодоженам ни в коем случае нельзя использовать обручальные кольца, распиленные или переплавленные из колец своих родителей
  • Нельзя венчаться вдовьим кольцом
  • Овдовевшая женщина (или мужчина) сохраняет венчальное кольцо, но носит его уже не на правой, а на левой руке
  • Если вдова выходит замуж второй раз, то новое венчальное кольцо она должна будет носить опять-таки на правой руке, а кольцо от первого брака необходимо будет снять и положить, но ни в коем случае не передавать его по наследству своим детям. Оно может повлечь за собой повторение несчастливого жизненного пути родителей
  • Если семья разводится, то обручальные кольца снимают и не носят даже в качестве обычного украшения. Такие кольца в свадебном ритуале больше не участвуют
  • Падение кольца во время венчания предвещает скорый развод в этой семье. Потеря венчального кольца, как во время свадьбы, так и в любое другое время предвещает серьезные проблемы с вашим здоровьем, свидетельствует о нависшей опасности развода.
  • В славянской традиции принято, чтобы оба кольца (и себе, и невесте) покупал жених
  • Желательно покупать кольца в один и тот же день, в одном и том же месте, что является хорошим предсказанием длительного совместного проживания.
  • Если вы купили венчальные кольца, не входя в дом, произнесите следующие слова: "На добрую жизнь, на верную семью. Аминь".

Приметы на Венчание:

  • Перед тем, как молодые поедут к венцу, надо положить под порог замок, а как они переступят порог, замок закрыть ключом, ключ забросить подальше, а замок хранить - молодые будут жить хорошо
  • Если жених с невестой перед венчанием дадут клятву в будущей верности друг другу над колодцем, брак их будет нерушим, а любовь вечной
  • К венцу невеста должна ехать одной дорогой, от венца - другой
  • Во время венчания венцы обязательно должны быть надеты на голову венчающихся, несмотря на то, что они тяжелые. Если венец для облегчения не будет надет на голову, то такой брак в народе считался недействительным, незаконным и являлся дурным предзнаменованием
  • Кто из супругов при венчании наденет другому кольцо до самого основания пальца, тот и будет в доме править
  • Упавшее при обручении кольцо означает распад семьи или смерть одного из супругов
  • Если во время венчания свечи молодых сильно трещат, жизнь у них будет очень неспокойной
  • Чья свеча во время обряда венчания сгорит больше, тот из молодых проживет короткий век
  • Молодые не должны никому отдавать рушник, на котором они стояли во время венчания в храме. Этот рушник символизирует жизненную дорогу новобрачных, поэтому его нужно хранить дома всю жизнь
  • Молодые обязательно должны сделать ритуальный подарок храму за совершение таинства венчания. Традиционно таким подарком было льняное полотенце, в которое заворачивали буханку свежеиспеченного хлеба
  • Венчальные свечи хранят всю жизнь. Они помогают при трудных родах
  • Когда на брачующихся надевают венцы и священник говорит: "Венчается раб божий (имя)", - то последний должен креститься и говорить тихонько: "Я, раб божий (имярек), венчаюсь, а болезни мои не венчаются". Народ верит, что если у брачующихся есть какие-то болезни да с ними венчают, тогда их никода не вылечить
  • Во время венчания, когда под ноги подстилается полотно (рушник) или платок, - то кто на него вперед ступит ногой, тот из новобрачных и будет "главным" в семейной жизни
  • Во время венчания замечают: у кого из брачующихся венчальная свеча скорее сгорит, тому прежде и умереть
  • Во время венчания ни жениху, ни невесте не следует смотреть друг на друга, а если же будут, а в особенности посмотрят в глаза, то не возлюбят друг друга или кто-нибудь изменит в супружеской жизни
  • Когда от венца молодую вводят в дом к свекру, то он и свекровь встречают новобрачных у калитки; первый из них дает молодой в руки скляницу с вином или с пивом, а последняя кладет потихоньку в пазуху новобрачной пирог и под ноги кидает хмель. Пирог новобрачные должны съесть пополам перед свадебным столом, на "особинке". Это делается для того, чтобы они жили всю жизнь сыто, в любви и согласии, а хмель рассыпается под ноги, чтобы жили век весело
  • Как за первым столом, так и за княжим, новобрачные должны свои ноги переплести или поставить нога на ногу - для того чтобы между ними не пробежала кошка, а то молодые будут жить несогласно, как кошка с собакою.

Обручение Девы Марии и Иосифа считается богородичным праздником, отмечаемым 30 сентября, только в Маронитской Церкви, последователями которой являются ливанцы.

Дева Мария дала обет хранить вечную девственность. Девственная чистота не считалась добродетелью в иудаизме. Все девы, воспитанные в храме, должны были, по достижении возраста, вступать в супружество. Когда исполнилось Деве Марии 14 лет и 11 дней, первосвященник объявил ей, что по обычаю она обязана оставить храм, выйти замуж и переселиться в дом свой. Пречистая Дева смиренно, но твердо отвечала ему, что от рождения своего посвящена родителями Богу и сама дала Богу обет сохранить навсегда свое девственность и не желает нарушить его. Удивился первосвященник такой твердой решимости; смутились и священники: они не могли принудить Деву нарушить обет. Все они собрались во храм и усердно молились, да явит им Бог волю свою. Первосвященник же, облачившись в священные одежды, вошел за завесу с молитвою, да сподобится услышать волю Божию. Ему явился ангел и сказал: "Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут жезлы (посохи свои). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства ее". Первосвященник собрал 12 благочестивых мужей из рода Давидова к храму и взял у них жезлы. На всю ночь жезлы были оставлены во храме, а на другой день, когда первосвященник со служителями церкви и избранными 12 мужами вошли во храм, тогда увидели, что жезл Иосифа расцвел. А когда первосвященник стал раздавать жезлы и подал последнему Иосифу, тогда все увидели, что сверху слетел голубь и сел на его жезл.

Иосиф был прямым потомком династии царя Давида, однако он жил трудами рук своих, занимаясь плотницким и столярным ремеслами, которым потом он обучил Иисуса Христа . Иосиф был беден. В Новом Завете сказано, что Девы Мария принесла в жертву за очищение после родов двух голубок (так было принято только у бедняков).

Согласно апокрифической традиции, к моменту обручения Иосиф был вдовцом почтенного возраста, уже имевшим нескольких детей. Однако в католической мистике к 15 веку возрождается намеченное у некоторых латинских отцов церкви представление о Иосифе как молодом девственнике. Такие представления были воплощены, например, на картине Рафаэля "Обручение Девы Марии". На картине Рафаэля момент обручения Девы Марии и Иосифа предстает актом вселенского значения. Уходящая вдаль площадь, переходящая в величественный храм и бескрайний пейзаж - всё это подчеркивает бесконечность духовного пути двух молодых людей. Свет, проходящий сквозь храм, символизирует Божье благословение брака Девы Марии и Иосифа. Образ Девы Марии, любимый образ Рафаэля , на этой ранней его картине наполнен необычайной духовной чистотой. Естественность, просветленный покой, предчувствие своего предназначения – всё это присуще юной и прекрасной девушке.

Fidelis Schabet. Обручение Девы Марии

Алонсо Кано. Обручение Девы Марии

Лука Джордано. Обручение Девы Марии

Обручение Девы Марии. Витраж в храме Девы Марии и английских мучеников в Кембридже (Англия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Провен (Франция)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Уэксфорд (Ирландия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме монастыря Downside Abbey (Англия)

Обручение Девы Марии. Витраж в храме города Freeland (Англия)

Обручение Девы Марии. Скульптура

Доска, масло. 170 х 117 см. Пинакотека Брера. Милан

«Обручение девы Марии» Рафаэля, ставшее несколько лет назад объектом вандальской атаки, является одной из самых известных и почитаемых картин художника. В ней Рафаэль делает переход от преданного (хотя и крупного) последователя местной умбрийской манеры Перуджино , к рангу художника, который воплощает в себе всё итальянское Возрождение. «Обручение девы Марии» было написано перед самой поездкой Рафаэля во Флоренцию , где он познакомился со скульптурами Донателло , а также искусством его прославленных старших современников, Леонардо да Винчи и Микеланджело .

Рафаэль. Обручение Девы Марии. 1504

Панель «Обручение девы Марии» (подписанная и датированная: «RAPHAEL URBINAS MDIIII») была заказана семьей Альбиццини для часовни Святого Иосифа в миноритской церкви Сан Франческо города Читта-ди-Кастелло. В 1798 году этот город был вынужден отдать картину наполеоновскому генералу Леки. Тот продал её миланскому торговцу предметами искусства Саннадзари. Саннадзари в 1804 завещал ее главной больнице Милана. Через два года она была приобретена Академией изящных искусств, а затем выставлена в Пинакотеке Брера, одной из крупнейших миланских галерей.

Учёные считают, что Рафаэль при написании этой картины вдохновлялся двумя композициями Перуджино: знаменитой картиной «Христос вручает ключи от рая Святому Петру» из цикла фресок в Сикстинской капелле и панелью, «Брак Девы Марии» (сейчас в музее города Кан).

Указав свое имя и дату (1504 год) на фризе храма, изображённого в глубине картины, Рафаэль отказался от анонимности и уверенно заявил о себе как о создателе этого произведения. Главные персонажи стоят на переднем плане: Иосиф Обручник торжественно надевает кольцо на палец Богородицы, и держит в левой руке расцветший посох, символ избранничества. Деревянный посох Иосифа расцвел, а у других женихов они остались сухими. Двое из них в разочаровании ломают свои посохи.

Многоугольный храм в стиле Браманте создаёт структуру композиции и доминирует над нею, определяя расположение группы на переднем плане и других фигур. В соответствии с удаляющейся перспективой, показанной на мостовой и в углах портика, фигуры «Обручения девы Марии» пропорционально уменьшаются в размерах. Храм здесь является у Рафаэля центром радиальной системы, состоящей из ступеней, портика, контрфорсов, барабана – и расширенной тротуаром. При взгляде вдаль через проёмы дверей и аркад, у зрителя возникает мысль, что та же лучевая система продолжается и с другой стороны от здания.

Захваченная в кульминационный момент обручения, группа гостей свадьбы повторяет круговой ритм композиции. Три главных фигуры расположены на переднем плане, тогда как остальные – в глубине, постепенно отодвигаясь всё дальше от центральной оси. Эта ось, обозначенная кольцом, которое Иосиф собирается надеть на палец Богородицы, делит мостовую и храм на две симметричные части.

Рафаэль. Обручение Девы Марии. Храм. 1504

В цветовой гамме «Обручения девы Марии» преобладает желтовато-коричневая золотистая тональность, с вкраплениями бледной слоновой кости, желтого, сине-зеленого, темно-коричневого и ярко-красного. Светлые фигуры кажутся погруженными в кристально чистую атмосферу, создаваемую больше всего бледно-голубым небом.

Структура картины Рафаэля, с её фигурами на переднем плане и центральным зданием на заднем определённо напоминает две вышеупомянутые картины Перуджино. Фигуры «Обручения девы Марии» с их небольшими овальными головками и крошечными чертами лица также кажутся скопированными с работ Перуджино. Но картина Рафаэля имеет хорошо развитую круговую композицию, тогда как у Перуджино она горизонтальна (в стиле, типичном для кватроченто). Эта композиция группы фигур и большого многоугольного здания ясно отличает живопись Рафаэля от картин его учителя. Пространство у Рафаэля открыто сильнее. Умением изображать перспективу он уже в этот ранний период своего творчества превосходит Перуджино.

Предлагаемые обручальные перстни выполнены в древней незаслуженно забытой византийской традиции. Речь идет о небольшой группе византийских обручальных перстней VI-Х вв., сохранившихся в некоторых музейных коллекциях. Они имеют изображения и надписи, которые, как мы увидим, достаточно точно раскрывают сущность христианского брака.

На щитке в форме круга, креста или квадрифолия размещены изображения жениха и невесты, расположенные по сторонам центральной фигуры Христа, который благословляет их накладыванием своих рук им на головы, либо соединяет руки жениха и невесты (обручение), или держит над их головами венцы (венчание). Иногда присутствует фигура Богородицы, которая благословляет невесту, а Христос - жениха. Часто центральная фигура Спасителя заменяется изображением Креста, по сторонам которого находятся поясные фигуры жениха и невесты. Там же часто присутствует греческая надпись ΟΜΟΝΟΙΑ (согласие) или ΕΚ ΘΕΟΥ ΟΜΟΝΟΙΑ (от Бога согласие). Несколько реже - ΧΑΡΙΣ (благодать) и ΥΓΙΕΙΑ (здоровье). Это традиционные свадебные пожелания, которые всегда понимаются как «от Бога…», даже если эта фраза отсутствует. Аналогичные надписи могут находиться и на шинке перстня. Также на шинке встречается греческий текст 13-го стиха 5-го Псалма: «Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас», сходный с сакраментальной формулой из чина венчания XVII в.: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай я (т.е. их)».

На ободке двух известных перстней из коллекции Думбартон Оукс в Вашингтоне и собрания музея Палермо, имеющих форму восьмигранника, изображены сцены евангельских праздников. Содержание перстней говорит нам о том, что для христиан того времени важнейшее значение имела духовная сторона брака - соединение во Христе в согласии и гармонии, которые возможны только в Нем и через Него. Сам Христос является вершителем таинства. Поэтому рассмотренные композиции представляют собой символический образ «малой Церкви», так в Священном Писании именуется христианское семейство. Особенно ярко это выглядит в обручальных перстнях с картинами праздников. Здесь сцена бракосочетания непосредственно вписана в годовой круг церковных богослужений, что показывает связь таинства брака с литургией.

Для того чтобы понять, почему именно в этот период могли существовать обручальные перстни с таким догматически ясным и высокодуховным содержанием, необходимо вспомнить историю возникновения брачного обряда. До X в. юридический акт брака был гражданской процедурой, состоявшей в подписании брачного контракта, определявшего имущественные и правовые отношения супругов, независимо от их вероисповедания. В завершении этой процедуры жених дарил невесте перстень с печатью, не только как символ союза, но и как символ делегированной власти, тем самым поручая ей заботу о своем имуществе. Естественно, что у христиан такой перстень имел изображения различных христианских символов. По существу этот гражданский акт и являлся обручением. Но согласно христианским понятиям брака, изложенным в 5-й главе послания апостола Павла Ефесянам, муж и жена могут и должны преобразовать свой «договор» в реальное Царство Божие. А это становится возможным только через Евхаристию. Поэтому христианская пара после регистрации гражданского брака принимала участие в Евхаристии, и приобщение Святых Тайн было печатью брака. До IX в. Церковь не знала обряда бракосочетания, независимого от Евхаристии на литургии. К IV в. стал складываться торжествен-ный обряд венчания, сопровождавший это таинство. Венцы, согласно святому Иоанну Златоусту, символизировали победу над страстями, т.к. христианский брак заключался «не по плоти» только, а был таинством вечной жизни.

В 912 г. указом императора Льва VI совершение браков было передано в юрисдикцию Церкви, где они должны были санкционироваться посредством церковного обряда. Это привело к частичному стиранию различий между «мирским» и «священным», между грешным обществом и Царством Божием, между браком-контрактом и браком-таинством. Возможно, что в силу именно этих исторических обстоятельств, секуляризировавших отношение к браку, обручальные перстни потеряли свое глубокое сакральное содержание, и в по следующие времена развивались уже как предмет светского ювелирного искусства, подчиняясь меняющимся художественным стилям и модным веяниям, являясь символом земного (т.е. временного) союза мужа и жены. Этому способствовало и принятие католичеством клятвенной брачной формулы «И пока смерть не разлучит вас», отличающейся от православного понимания, где брак «записывается на небесах» и является вечным союзом во Христе.

Современное таинство брака в Русской Православной Церкви состоит из двух частей: обручение и венчание, которые с XVIII в. совершаются как единый обряд, одно за другим. Именно в чине обручения на жениха и невесту надеваются кольца (обручи), тем самым утверждая их намерения вступить в брак. Согласно церковным правилам одно кольцо должно быть золотым, другое - серебряным. Золотое, как символ власти и силы, обозначает жениха, а серебряное - символ чистоты и непорочности - обозначает невесту. При обручении кольца меняются три раза в знак «единодушия, согласия и взаимопомощи». В результате золотое кольцо остается у невесты, а серебряное - у жениха. Таким символическим образом соединяются и дополняются мужское и женское, образуя гармонию и целостность в каждой личности.

На практике Церковь допускает использование двух обручальных колец из одного материала по желанию вступающих в брак. Относительно формы колец и присутствующих на них изображений или вставок драгоценных камней никаких строгих церковных регламентаций не существовало. Они всегда присутствовали на обручальных кольцах и перстнях, выражая языком символов понимание христианами разных времен таинства брака. Сегодняшние обручальные кольца чаще всего представляют собой гладкий обод без изображений и вставок.

В наших обручальных перстнях мы попытались возродить древние сакральные формы византийской традиции, описанные выше. Щиток перстня имеет форму креста греческих пропорций, являясь символом Церкви. Внутри щитка находится композиция, знаменующая христианское таинство брака. Ее центральной осью является процветший Крест Господень - символ Христа и Его спасительной жертвы. Венцы, покоящиеся на побегах креста, обозначают жениха и невесту, венчающихся в Царство Божие. Крестики в навершии венцов являются и окончанием рукавов креста, тем самым показывая соединение с Христом, с его Мистическим Телом. Вся композиция в целом напоминает весы в состоянии равновесия - символ согласия и гармонии, и служит образом христианской семьи как «малой Церкви». На шинке перстня имеется греческая надпись: ΕΚ ΘΕΟΥ ΟΜΟΝΟΙΑ (от Бога согласие), подчеркивающая, что «брак должен быть согласием о Господе, а не человеческим пожеланием» (св. Игнатий Богоносец, 100 г.). Вокруг щитка - слова 13-го стиха 5-го псалма на церковно-славянском языке:ГDи, ћкw nрyжіемъ бlговолeніz вэнчaлъ є3си2 нaсъ. На внутренней стороне щитка - традиционные свадебные пожелания на греческом языке: ΧΑΡΙΣ (благодать) и ΥΓΙΕΙΑ (здоровье). Они записаны в крестообразную формулу, что придает им характер Божьего благословения. Мы надеемся, что сегодня обручальные перстни в древней византийской традиции помогут вступающим в брак христианам глубже осознать истинную сущность брака и станут знаком нерушимости священного супружеского союза и символом вечной жизни.