Общественными отношениями являются отношения между человеком и. Понятие и виды социальных отношений

Общественная жизнь невозможна без взаимодействия человека с природой, но она также невозможна без взаимодействия людей друг с другом. Это две неразрывно связанные стороны единого процесса человеческой жизнедеятельности. Но сначала нужно уточнить понятия “связь” и “отношение” . Это философские категории, используемые для характеристики процессов взаимодействия. Понятие “связь” фиксирует взаимозависимость и взаимообусловленность явлений, разделенных в пространстве и во времени. Понятие “отношение” , отражая момент зависимости и обусловленности явлений, фиксирует также и момент их независимости и относительной самостоятельности.

В отличие от природных процессов и явлений - общественные отношения - это отношения между людьми (социальными субъектами) и уже этим они качественно отличаются от связей природных. Прежде всего необходимо различать два основных вида отношений, имеющих место в обществе: собственно общественные отношения и то, что принято называть “психологическими” отношениями личности. Общественные отношения включают в себя производственно-экономические, организационно-технологические, социальные, политические, правовые, межнациональные, международные и другие.

Итак, понятие “общественные отношения” может быть использовано в широком смысле, когда имеются в виду любые отношения между людьми, в том числе и межличностные - “психологические”, и в узком, когда речь идет только об отношениях между большими социальными группами людей или между индивидами как представителями этих социальных групп. В рамках философского и социологического подходов к обществу понятие “общественные отношения” чаще всего употребляется во втором - узком смысле. Подобщественными отношениями , в данном случае, понимают относительно устойчивые формы взаимодействия и взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами и индивидами как представителями этих социальных групп, различающихся по положению в обществе и выполняемым социальным ролям.

Общественные отношения, выступая необходимой формой человеческой деятельности, многообразны по своим видам. Их можно классифицировать по видам деятельности, формой которых они являются: производственные, политические, правовые и др. отношения. Общественные отношения могут подразделяться на материальные и духовные (или идеологические). Определяющим критерием такой классификации считается независимость материальных отношений в процессе их возникновения от сознания людей. В отличие от материальных идеологические отношения складываются при условии их предварительного осознания. К материальным относят прежде всего производственные отношения, т.е. те, в которые люди вынуждены вступать в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. К материальным относят также и семейно-бытовые отношения как отношения объективно-необходимые для производства и воспроизводства человеческого рода. Среди идеологических отношений (или духовных) выделяют правовые, политические, нравственные, эстетические, религиозные и др. Материальные общественные отношения считаются базисными в жизни общества, а идеологические - надстроечными, т.е. вторичными и зависимыми, в конечном счете, от материальных отношений, хотя и выполняющими в системе общественных отношений активную роль.

Общественные отношения, существуя как социальная форма деятельности людей, представляют собой то реальное социальное пространство, в которое попадает каждый входящий в мир индивид и в рамках которого он живет и действует, развивается как личность. При этом общественные отношения, как и деятельность, формой которой они являются, могут объективироваться, опредмечиваться как в средствах своего осуществления, так и в своих результатах. Опредмечиванием называют процессы, в ходе которых человеческие способности переходят в предметы и воплощаются в них, благодаря чему эти предметы становятся социально-культурными или, как писал в свое время К.Маркс, “человеческими предметами”. Деятельность опредмечивается не только во внешнем результате, но и в качествах самого субъекта - человека. Изменяя мир, человек изменяет самого себя.

Телесная (биосоциальная) форма предметности представлена деятельностью самого человека как физического, биосоциального существа - субъекта, творца деятельности и общественных отношений и их продукта и результата. Вещная форма предметности есть результат преобразования человеком вещества природы в процессе трудовой деятельности. Основу знаково-символической формы предметности составляет человеческий язык.

Для осмысления общественной жизни особый интерес представляет институциональная форма предметности - социальные институты .

Само понятие “социальный институт” (от лат. institutum - установление, учреждение) пришло в социальную философию и социологию из юридических наук, где его использовали для обозначения комплекса юридических норм, регулирующих социально-правовые отношения (например, институт наследования, институт собственности, институт семьи и брака и т.п.). Одним из первых среди философов, кто уделил значительное внимание проблеме организации и институционализации общественной жизни был позитивист Г.Спенсер.

При всем различии подходов к пониманию социального института, существующих в современной литературе, можно констатировать, что социальный институт рассматривается не как процесс, а как результат определенной деятельности людей, детерминируемой социально значимыми потребностями и интересами социальных субъектов в ее организации, дифференциации и специализации. Исходя из этого, возможно дать такое определение социального института: это устойчивый способ и форма организации совместной деятельности людей (общества в целом или отдельных социальных групп, классов, наций), посредством которого реализуются их общие потребности и интересы (экономические, политические, культурные и др.). Социальный институт, таким образом, фиксирует какой-то вид человеческой деятельности и общественных отношений. В своем развитом виде он представляет собой целостное системное образование, которое включает в себя: во-первых, определенное объединение людей, их организацию. во-вторых, определенную нормативную систему - совокупность тех или иных принципов деятельности, правил и норм поведения обязательных для данного объединения людей, их организации; в-третьих, определенную систему ценностей, предполагающую наличие общих целей, общих идеалов, т.е. всего того, что мотивирует общие действия людей и способствует выработке их общей воли; в-четвертых, совокупность определенных материально-вещественных и экономических средств совместной деятельности людей: технические средства деятельности, здания, линии коммуникации, финансы и т.п.

Функции, которые присущи всем социальным институтам:

Обеспечение условий для удовлетворения потребностей и интересов социальных субъектов;

Закрепление и воспроизводство определенных общественных отношений;

Регулирование деятельности и общественных отношений;

Включение людей в определенные виды деятельности и отношений.

Социальные институты многообразны. Их можно классифицировать по разным основаниям: во-первых, по основным сферам жизнедеятельности общества (экономические, политические и т.д.); во-вторых, по выполняемым функциям (институты, связанные с выполнением функций политической власти в обществе, производства и распределения материальных благ, культурных ценностей и т.д.); в-третьих, по видам деятельности (церковь - как институт, занимающийся религиозной деятельностью, школьная система - учебной, академия наук - научной, государство - политической, банки - финансово-кредитной, и т.д.).

Управление общественными отношениями включает в себя:

1. Выработку внутренней и внешней информационной политики;

2. Разработка комплекса мер, которые налаживают контакты между властью и общественностью;

3. Мероприятия, направленные на управление кризисными ситуациями;

4. Мероприятия, направленные на управление сферы влияния организации;

5. Формирование имиджа.

Общественные отношения - многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы.

Общественные отношения различных социальных групп, общностей, организаций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями с др. социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества.

Общественные отношения - это отношения, образующиеся на основе устойчивых вертикальных и горизонтальных связей и зависимостей людей в социальной структуре общества и между ними в процессах совместных действий и исполнения статусно-ролевых предназначений.

Общественные отношения условно можно разделить на две большие группы: отношения материальные и отношения духовные. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека и закрепляются в вещественных формах материальной культуры (создание, распределение, потребление материальных ценностей). Духовные отношения связаны с идеальными ценностями: моральными, художественными, философскими, религиозными.

Наиболее часто общественные отношения разделяются по сферам общественной жизни. В любом обществе - независимо от языка, господствующей религии, истории, ориентации хозяйства - существуют четыре типа деятельности, которые должны воспроизводиться в целях его сохранения и продолжения. Они составляют основу формирования четырех основных сфер общественной жизни и, соответственно, четырех видов общественных отношений. Таким образом, выделяют

· экономические отношения (отношения в процессе материального производства);

· социальные отношения (системообразующие отношения между субъектами общественной жизни);

· политические отношения (по поводу функционирования власти в обществе);

· духовно - интеллектуальные отношения (по поводу моральных, религиозных, эстетических ценностей).

Общественные отношения испытывают на себе влияние регулирующей деятельности человека и общества в целом. В то же время от характера отношений, установившихся в данном обществе, зависят положение и благосостояние каждого человека, а также направленность и темпы общественного развития. Экономические, социальные, политические и духовные отношения людей в каждом исторически определенном обществе существуют объективно, в значительной степени независимо от желания отдельного человека. Но система общественных отношений развивается только на основе творческих усилий многих людей, практическая деятельность которых рождает новые общественные отношения.

Различают следующие виды общественных отношений:

1) справедливые и несправедливые.

2) добровольные и принудительные.

3) сотрудничество и противоборство.

4) долгосрочные и краткосрочные.

5) По сферам жизнедеятельности:

Таблица 1. Виды общественных отношений по сферам жизнедеятельности.

участники

поводы возникновения

1) экономические

экономическая

наемные работник, собственники, предприниматели, органы власти

по поводу производства, распределения, обмена, потребления

2) политические

политическая

органы власти, партии, общественные организации

по поводу государственного устройства, формы правления, политического режима

3) правовые

правовая

органы власти, организации, юридические и физические лица

по поводу прав, свобод, обязанностей и ответственности

4) экологические

экологическая

производители, потребители, общественные организации

по поводу защиты объектов, качества жизни

5) деловые

деловая жизнь

органы управления, сотрудники, партнеры

по поводу организации управления, администрирования, деловых операций

6) духовные

духовная

субъекты духовного производства

по поводу идей, веры, науки, искусства, культуры

7) социальные

социальная

носители социальных статусов

по поводу социализации, поляризации общества, социальных авторитетов

Вступая в общественные отношения, люди, организации, опираясь на коллективные интересы граждан, формируют коллективную точку зрения, коллективное общественное мнение. Общественное мнение - это динамическое состояние массового сознания, отражающее отношение общества к различным событиям, объектам, личностям в конкретном историческом периоде.

Наиболее важными выступают следующие аспекты формирования общественного мнения:

1) мнение в большей степени, чем словами, определяется событиями.

2) степень влияния события зависит от его важности и конкретности.

3) суть события должна быть предельно ясной.

4) общественное мнение может формироваться в условиях дефицита информации.

5) для формирования общественного мнения всегда нужен лидер.

6) люди меньше сопротивляются принятию важных решений руководства, если они чувствуют, что принимают какое-то участие в этом процессе.

7) людям легче сформировать мнение относительно цели, чем относительно методов достижения этой цели.

8) следует использовать принцип по этапности в формировании общественного мнения.

9) люди более благоприятно относятся к идеям, которые сопровождаются планом конкретных действий.

10) в формировании общественного мнения действует принцип взаимности.

11) кампания, на проведение которой тратится слишком много денег, может вызвать недоверие и подозрение.

12) повторение сообщения до 3-4 раз повышает внимание к нему, однако очень частые повторения снижают внимание к событию.

13) необычные сообщения запоминаются лучше.

14) мнения граждан по конкретному вопросу зависит от того, как им преподнесен этот вопрос, и от обстоятельств, в которых они находились в это время.

15) граждане будут поддерживать ту идею, которая может повлиять на их будущее.

16) граждане склонны одобрять идеи, исходящие из знакомого для них и надежного источника.

Управление общественным мнением способно повилять на общественные отношения, и гарантировать достижение конкретной цели, при этом очень важно продумать как и чем правильнее будет воздействовать на общественность, для достижения именно того результата, достижение которого ставится целью воздействия на общественное мнение.

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений понятия «общественное мнение». Если попытаться суммировать их, то можно сказать следующее: общественное мнение социальной общности есть специфический способ проявления общественного состояния сознания этой общности, в котором опосредованно и обобщенно отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям в объективной или субъективной действительности, вызвавшим их интерес и дискуссии, и которое воплощается в оценочных суждениях или практических действиях членов данной общности.

Важность формирования государством определенного общественного мнения имеет следующее объяснение:

Во-первых, как своеобразное явление духовной жизни, общественное мнение непосредственно связано с материальным носителем, который определяет реальную силу этого мнения, его черты и свойства. При этом, чем более широкие слои общества выступают носителем общественного мнения, тем большим социальным авторитетом и действенностью оно отличается, тем в большей степени заставляет собой считаться.

Во-вторых, в каждом конкретном случае общественное мнение уходит своими корнями в те или иные потребности и интересы людей, заявляя самим фактом своего существования о важности их учета и удовлетворения.

В-третьих, общественное мнение как социально-психологический феномен является активным стимулятором социальных действий и поступков масс, способным придавать им широкий размах истабильность в течение различного, нередко довольно продолжительного времени.

В-четвертых, все более расширяющаяся практика действительных, неформальных выборов руководящих органов, хозяйственных руководителей всех рангов вольно или невольно заставляет держать руку на пульсе общественного мнения даже тех, кто пока недостаточно полно понимает важность изучения и учета общественного мнения в повседневной практической работе.

Общественное мнение - специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как в устной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое) отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) к актуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.

Приведенные определения понятия общественного мнения вместе составляют картину, наиболее полно отражающую суть данного явления. Обобщив их, можно сделать вывод о том, что общественное мнение - это специфический способ проявления состояния общественного сознания, в котором опосредованно или обобщенно отражается отношение большинства ее членов к фактам, событиям, явлениям, а также выражающееся в оценках этих фактов, событий и явлений.

Функции общественного мнения различаются в зависимости от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы. Для общественного мнения характерны следующие функции: экспрессивная (в более узком смысле контрольная), консультативная, директивная.

1. Экспрессивная функция - самая широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к любым фактам и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность придает данному феномену характер силы, стоящей над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства.

Таким образом, объективным содержанием общественного мнения государственные институты, их лидеры ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной властью, общественное мнение бывает весьма эффективным своим результатам. Этот эффект будет, безусловно, выше, если он подкрепляется разнообразными формами контроля со стороны широких масс населения.

2. Консультативная функция - общественное мнение дает советы относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым, если, конечно, институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к этим советам, политические лидеры, группы, кланы вынуждены корректировать решения, методы управления.

3. Директивная функция общественного мнения проявляется в том, что общественность выносит решения по тем или иным проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данных случаях не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть оценочным, аналитическим, конструктивным и регулятивным.

Оценочное мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.

Аналитическое и конструктивное общественное мнение тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления, а порой и напряженной работы мысли. Но по своему содержанию аналитическое и конструктивное мнения не совпадают.

Смысл регулятивного общественного мнения состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов и т.д. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

Понятие общественных отношений, их сущность и структура. Общественная жизнь основывается на совместной деятельности людей. Человеческая деятельность - источник формирования, условие и способ существования этой жизни, движущая сила ее развития. О человеческой деятельности можно говорить с момента изготовления человекообразным существом первых орудий труда. Их создание есть процесс не только его выделения из естественно-животного мира, но и формирование им самого себя и мира своего бытия, обеспечение себя в нем жизненными средствами, поддержание функционирования собственного организма.

Разумеется, жизнь человека не ограничивается биологическим существованием. Он живет также в социальном и духовном измерениях. Человек есть единство биологического, социального и духовного.

Деятельность во всех трех измерениях предстает как процесс универсализации человеческого отношения к миру и одновременно как становление целостности самого человека - основы общества, субъекта и цели исторического развития.

Многоплановость человеческой жизни позволяет классифицировать деятельность в зависимости от объектов (экономическая, политическая, правовая, религиозная) и субъектов (индивидуальная и коллективная, народное движение, классовая борьба); на основании объективных тенденций развития общества (прогрессивная, консервативная, революционная) и его системы ценностей (позитивная и негативная, законная и незаконная, моральная и аморальная). Однако любая деятельность связана с ее основными видами: материальной и духовной. Они возникают (и в дальнейшем сами дифференцируются) в ходе становления и развития общества. Таким образом, деятельность выступает способом бытия человека и общества.

Деятельная сущность человека преломляется в таких понятиях как труд, производство. Труд человека представляет собой целенаправленное изменение вещества природы, а вместе с ним и самого себя. Являясь выражением творческой сущности человека, труд не просто формирует соответствующие основы жизни, а выступает системосозидающим фактором общества. Термином производство обозначается особая форма взаимодействия материальных преобразований - обмен веществом, энергией между человеческим обществом и всем остальным внешним миром, природой. Процесс этого обмена представляет собой социальное преобразование природы с целью удовлетворения растущих человеческих потребностей. Собственно, только в производстве общество становится саморазвивающейся системой. Здесь создается материальный продукт, духовное богатство человечества, формируется сам человек, возникают объективные связи и отношения людей.

Современная социальная философия усматривает в общественных связях ту «клеточку» социума, с которой необходимо начинать его изучение. Общественные связи разнообразны по форме и организуемому ими содержанию. Непосредственное взаимодействие людей друг с другом осуществляется в виде общения.

Общением называются живые, межсубъектные отношения людей. Структура человеческого общения диалогична. Ход общения предполагает социальное действие: постановку целей и определение средств их достижения, занятие (или смену) субъектом определённой социальной позиции, выполнение человеком конкретной социальной роли, обмен информацией, опытом, непосредственную и опосредованную кооперацию людей, то есть соединение разделённых звеньев человеческой деятельности в единое целое. Изменяя социальную позицию, человек реально или мысленно ставит себя на место другого, действует за него. В ходе общения обнаруживается таким образом социальная эквивалентность и взаимозаменяемость индивидов.

В сложно организованном обществе непосредственное общение перерастает в социальную связь, которая называется общественным отношением.

Общественные отношения - это многообразные формы взаимосвязи, возникающие в процессе деятельности между отдельными людьми," различными социальными группами, а также внутри них.

Общественные отношения объединяют разрозненных индивидов в единое «многополярное» целое, придают их действиям определённое единообразие, стабильность и социальную эффективность. Социальная философия различает отношения между людьми двух типов: отношения личного общения и социально-анонимные отношения.

Личные отношения между людьми вырастают из жизнедеятельности каждого человека и потому их иногда называют «естественными» и «органическими». В ходе усложнения общественной жизни ещё в оболочке личных отношений начинают формироваться отношения более сложного типа. Личное в отношениях приобретает превращенную (замещённую или отчуждённую) форму. В личные отношения людей вклинивается посредник, чаше всего - «звонкая монета». Она обусловливает переход к опосредованным (или собственно социальным) отношениям.

Собственно социальными отношениями философия считает отношения, интегрирующие раздробленных или «атомизированных» индивидов. Отношения такого рода связывают людей опосредованно, без непосредственного контакта между ними, а иногда - без четкого осознания человеком "характера и даже наличия таких связей. В общественные ассоциации людей подталкивают объективные потребности, которые диктуют их носителям необходимо-принудительные формы связи, обусловленные чаще всего своекорыстным интересом и меркантильным расчётом. Личные отношения заменяются отношениями вещными (через вещи). Массовые формы объединения людей в рамках социально-корыстных отношений возникают в обществах с рыночной экономикой. В частнопредпринимательском обществе индивиды взаимодействуют, входя в производственно-финансовые объединения, акционерные компании, принимая участие в деятельности транснациональных корпораций, фирм, являясь представителями деловых кругов и вообще объединений «людей своего круга». К объединениям такого рода относят различные политические группы: ассоциации, партии, движения, административные институты -вплоть до государства. На фоне формального равенства людей, которые объединены социально-общественным видом отношений, никто не скрывает, что видит в своём контрагенте средство для достижения собственной выгоды. Общественные отношения выполняют роль форм производственного, торгово-экономического, социально-политического, межэтнического и межкультурного общения и т.д.

В материалистической трактовке общественные отношения делятся на первичные (материальные, базисные) и вторичные (идеологические, надстроечные). Главными и ведущими являются материальные,экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные.

Идеалистическое понимание общественных отношений исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.д. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма, «порча» идеи приводит к развалу государства и деградации человека.

Выделение всего многообразия общественных отношений, и прежде всего материальных и духовных, позволяет увидеть в обществе самостоятельную целостную систему.

Общество есть система материальных и духовных отношений, носителем и центральным звеном которых выступает человек и те социальные группы, в которые он включен.

Общество имеет сверхсложный и иерархический характер; многообразие его подсистем определенным образом скоординировано и субординировано. Но то, что делает его системой, связывает людей и их разрозненные действия, средства и механизмы этих действий в единый социальный организм, - это общественные отношения. Именно система этих отношений и составляет специфическую природу общества.


Похожая информация.


Общественные отношения являются предметом изучения множества научных дисциплин гуманитарного характера, таких как социология, социальная философия, социальная психология и др. Рассмотрим данное понятие подробнее, используя основные подходы к определению термина "общественные отношения" в социальных науках.

Для начала рассмотрим в отдельности термины "общество" и "отношения". "Социологический энциклопедический словарь" даёт такое определение: "общество" - сложившаяся в процессе исторического развития относительно-устойчивая система социальных связей и отношений между людьми на основе совместной деятельности, направленной на воспроизводство материальных условий существования и удовлетворения потребностей; Общество поддерживается в силу обычаев, традиций, законов и т.д. Таким образом, мы видим, что термин "общество" a priori предполагает отношения. Немецкий социолог Фердинанд Тённис, считает, что общество характеризуется противообразующими устремлениями его участников, рациональным обменом, расчётом, сознанием полезности и ценности. "Отношения" - взаимосвязь и характер расположения элементов определённой системы или одной системы по отношению к другой.

Таким образом, общественные отношения - это многообразные связи между социальными группами и структурами (классами, нациями и т.д.), а также внутри них; совокупность отношений политических, социально-экономических и др.

Всемирная энциклопедия даёт такое определение:

"Общественные отношения - многообразные, присущие обществу связи, устанавливающиеся между социальными группами, а также внутри них. Общественные отношения - важнейший специфический признак общества и вместе с тем то, что делает общество системой, объединяет индивидов и их разрозненные действия в единое целое, хотя оно внутренне и расчленено. Содержание и уровень общественных отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и тем самым человек оказывается субъектом многочисленных и различных отношений.

Общественные отношения можно классифицировать в соответствии со сферой их реализации.

  • Ш Уровень социальных общностей:
    • · Классовые отношения
    • · Национальные отношения
    • · Групповые отношения
    • · Семейные отношения;
  • Ш Уровень занятия той или иной деятельностью групп:
    • · Производственные отношения
    • · Учебные отношения
    • · Театральные отношения;
  • Ш Уровень взаимодействия между людьми в группе:
    • · Межличностные отношения;

Можно даже выделять и внутриличностные отношения (например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе или аффектные отношения к кому-либо).

Все вышеназванные виду представляют в совокупности систему общественных отношений. Специфика их заключается в том, что здесь не просто "встречаются" индивид с индивидом и "относятся" друг к другу но индивиды как представители определённых общественных групп (классов, профессий или других групп, сложившихся в сфере разделения труда, а также групп, сложившихся в сфере, например, политической жизни - политических партий). Функционируя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Они строятся не на основе симпатий и антипатий, а на базе определённого положения, занимаемого каждым в общественной системе. Это означает, что общественные отношения носят безличный характер: их сущность не во взаимодействии отдельных личностей, но скорее во взаимодействии конкретных социальных ролей, выполняемых ими. Вот почему общественные отношения объективно обусловлены, они связывают индивида с социальной группой, обществом. И тем самым являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. Порождённые деятельностью реальных людей, общественные отношения существуют лишь как формы, алгоритм этой деятельности. Но возникнув, они обладают большой активностью, устойчивостью, придают обществу качественную неопределённость".

Словарь "Социальная философия" даёт такое определение:

"Отношения общественные - в широком смысле - вся система связей и зависимостей человеческой деятельности и жизни социальных индивидов в обществе. В более узком и специальном смысле - опосредованные связи между людьми определяющие возможность взаимодействия между ними во времени и пространстве, вне их непосредственного контакта, а зачастую и вне прямого осознания "механики" подобных взаимодействий.

Жизненная необходимость этих связей закрепляется, с одной стороны, предметными условиями, средствами и результатами деятельности людей, существующими в обществе как бы независимо от создающих их людей, с другой стороны, потребностями, интересами, желаниями, установками человеческих индивидов, "направляющими" людей на контакт с опредмеченными социальными качествами и человеческими силами.

В архаических обществах общественные отношения и непосредственные социальные зависимости людей почти не отделены друг от друга. Конечно, структура рода как целого, его традиции, мифы и ритуалы опосредуют жизнь индивидов, их отношения друг к другу и к родовой целостности, однако эти опосредования в основном подкрепляют личностную зависимость индивидов от их родичей и социальной организации. Общественные отношения - в собственном смысле выделяют тогда, когда возникновение средств межэтнического, межкультурного, а затем и торгово-экономического общения между различными общественными образованиями создаёт целую систему социальных опосредований, "вклинивающуюся" в непосредственные связи людей, групп, социальных слоёв и других человеческих сообществ.

Развитие индустриального общества формирует машинное производство, экономику, оперирующую абстрактными социальными качествами, особую логику вещей для измерения человеческих потенций и действий.

Появляется возможность изучать людей по воплощениям и опосредованиям их деятельности. Возникающая общественная наука начинает исследовать бытие людей по их отношениям, сводит последнее к вещественным и квазивещественным формам".

"Большая советская энциклопедия" рассматривает общественные отношения, как многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Отдельные люди вступают в общественные отношения именно как члены (представители) тех или иных социальных общностей и групп. Общественные отношения находятся в диалектическом взаимодействии с личными отношениями людей, т.е. с их отношениями как конкретных индивидов, связанных непосредственными контактами, в которых значимы психологические, нравственные и культурные особенности людей, их симпатии и антипатии и др. личностные факторы. В этом взаимодействии общественные отношения определяют существенные стороны личных отношений. Теоретически несостоятельно и практически вредно отождествление личных и общественных отношений, перенесение категорий, характеризующих личные взаимоотношения, на общественных отношениях. Ф. Энгельс, говоря о взаимоотношении рабочих и капиталистов, указывал, что "отношение фабриканта к рабочему - не человеческое, а чисто экономическое".

В философии общественные отношения рассматриваются с материалистических или идеалистических позиций. Материалистическое, т.е. научное, понимание общественных отношений впервые выработано марксизмом. Оно заключается в том, что все многообразные общественные отношения - экономические, политические, правовые, нравственные и т.п. - делятся на первичные - материальные, базисные и вторичные - идеологические, надстроечные.

Из всех общественных отношений главными, ведущими, определяющими являются материальные - экономические, производственные отношения. В последовательном осуществлении этой идеи проявляется материалистический монизм марксистско-ленинской теории общественного развития. Характер материальных общественных отношений определяется производительными силами общества и не зависит от воли и сознания людей.

Идеологические общественные отношения - политические, правовые, нравственные и др. возникают на базе материальных общественных отношений и складываются как надстройка над ними, проходя предварительно через сознание людей. Поэтому общество представляет собой не механическое соединение различных общественных отношений, а единую систему общественных отношений.

Деление общественных отношений на материальные и идеологические позволяет не только различать в общественных отношениях определяющие и производные, но и анализировать совокупность общественных отношений, в которых сочетаются и материальные, и идеологические элементы (например, отношения между классами, национальные, межгосударственные и международные отношения). В связи с усложнением и дифференциацией общественной жизни возникают многообразные общественные отношения, связанные с различными, более специфическими видами деятельности людей - управленческой, научной, художественной, технической, спортивной, просветительской и т.д.

Общественные отношения различных социальных групп, общностей, организаций, коллективов определяются, во-первых, их местом в исторически определённой системе производственных отношений и, во-вторых, конкретными взаимоотношениями с др. социальными группами и прежде всего их связями с основными классами данного общества.

В "Словаре конфликтолога" общественные отношения характеризуются, как относительно устойчивые связи между социальными группами, народами, государствами и др. объединениями людей, возникающие в производственно-экономической, социально-политической сферах человеческой деятельности различных видах культуры и определяющие специфику данного конкретного общества, его качественные характеристики, его социальную структуру. Носителями общественных отношений являются социальные группы. Их индивидуальный состав меняется, но сама структура общественных отношений при этом сохраняется. Этим общественные отношения отличаются от личных, которые привязаны к конкретным людям. Отдельный человек является носителем общественных отношений не сам по себе, а как представитель общественной группы или социального института, выполняющий определённую функцию: крестьянин, рабочий, капиталист, менеджер или чиновник, дипломат, профсоюзный деятель, партийный функционер и т.д. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, застаёт готовые общественные отношения и, реализуя свои цели, воспроизводит общественные отношения в прежнем или изменённом виде. Деятельность людей осуществляется в системе общественных отношений, а отношения существуют в деятельности и поддерживаются ею.

Существуют материальные, базисные общественные отношения и надстроечные отношения, идеологически зависимые от базисных, вторичные общественные отношения. Но в реальных ситуациях иерархия изначально определяющих и определяемых общественных отношений перерастает в их взаимодействие, где причина и следствие меняются местами. Политика зависит от экономики, но, в свою очередь, может оказывать решающее воздействие на ход экономических процессов. Общественные отношения проявляются в виде интересов, которые определяются местом каждой социальной группы и их конкретного носителя, и определяют стимулы и направленность деятельности. Интересы людей могут совпадать, а могут и противоречить друг другу. Соответственно и общественные отношения могут быть отношениями сотрудничества, солидарности или включать в себя непримиримые противоречия, конфликты. То или иное разрешение противоречий в общественных отношениях ведёт к их изменению. Различные эпохи человеческой истории, общественные формации отличаются друг от друга типом общественных отношений, образующих некую целостную систему. В переходные периоды, когда зарождаются новые общественные отношения и сходят со сцены старые, изменяется общественный строй, в обществе происходят глубокие структурные преобразования. Конфликт является одним из видов общественных отношений в ситуации развития социального противоречия. Поэтому он подчиняется общим закономерностям динамики общественных отношений.

Из вышеперечисленных суждений, трактовок и дефиниций термина "общественные отношения" вырисовывается восприятие их как связи, взаимодействия между различными общественными группировками, вроде организаций, фирм, государственных учреждений, социальных институтов и т.д. Ключевым словом здесь является связь. Неважно насколько развиты эти группы, главное чтобы постоянно происходила коммуникация между ними. Без взаимодействия внутри общества, оно попросту развалится и деградирует.

Так кто же занимается этой связью, кто осуществляет взаимодействие между системами, тем самым, позволяя нашему обществу, расти и развиваться? Конечно же человеческая природа такова, что он сам по себе, как индивид не способен достичь самореализации без отношений с другими людьми. "Человек - животное общественное".

Человек сам же и формирует специальные структуры, облегчающие установление связи между группами. Общественные отношения в наши дни управляются традициями, регулируются законом, нормами нравственности, морали. И они сегодня становятся предметом профессионального интереса, таких направлений социальной практики как менеджмент, маркетинг, паблик рилейшнз.

Люди в процессе своей жизни и деятельности вступают друг с другом в многочисленные взаимоотношения. Такие отношения весьма разнообразны, люди порой даже не замечают, что являются их участниками. Это семейные, трудовые, имущественные (например, отношения, возникающие между продавцом и покупателем) и многие другие.

Люди вступают в эти отношения, как правило, по своей воле, хотя она зависит от различных жизненных обстоятельств, прежде всего от условий материальной жизни людей, от экономического строя общества.

Общественные отношения - это связи между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной деятельности. Важнейшими из них являются экономические связи, так как они образуют базис общества и определяют все иные общественные отношения. Субъектами общественных отношений могут быть социальные общности (народ, нация, коллектив и др.), организации (государственные частные, общественные), отдельные лица. Место каждого субъекта в системе социальных связей обусловлено объективными закономерностями функционирования общественных отношений и активностью их участников. Общественные отношения между людьми становятся правовыми отношениями в результате реализации норм права, которые содержат общие правила поведения.

Право выступает организующим фактором, вносит особую определенность и устойчивость в соответствующую сферу общественной и государственной жизни.

«Безжалостное неравенство, существующее в реальной жизни,- указывалось в одной из работ того времени, - получает в праве некоторое смягчение, когда, например, все люди объявляются правоспособными - больные и здоровые, старые и малые, бедные и богатые, знатные и незнатные». Это был первый шаг к установлению первых правил поведения, элементарной юридической справедливости, устранению социальной дискриминации. В рамках правоотношений жизнедеятельность общества приобретает цивилизованный, стабильный и предсказуемый характер.

Правоотношения можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях.

Правовые отношения в самом общем смысле можно определить как общественные отношения, урегулированные правом.

В догосударственном родовом обществе правоотношений не было, так как там не было права. Право регулирует общественные отношения, в результате чего они приобретают правовую форму, то есть становятся правовыми отношениями.

Правоотношение - следствие действия права как социального и государственного института, это общественное отношение, урегулированное нормами права, участники которого имеют соответствующие субъективные права и юридические обязанности.

Правоотношение - это общественное отношение, представляющее собой двухстороннюю конкретную связь между социальными субъектами, которая возникает на основе норм права.

Правовое отношение - это возникающая на основе норм права общественная связь, участники которой имеют субъективные права и юридические обязанности, обеспеченные государством.

Правоотношения можно рассматривать в широком и узком смысле, т. е. выделять два их вида по отношению к юридическим нормам. Под правоотношением в широком смысле понимается объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством. Под правоотношением в узком смысле слова понимается разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов.

Иными словами, под правоотношением этого вида понимается юридическая норма в действии. Лица, обладающие правами, называются управомоченными, а несущие обязанности - обязанными.

Правоотношения, возникающие до закона, служат источником юридических норм. Правоотношения, возникающие на основе юридических норм, в основе своей имеют юридический факт (фактический состав).

В правоотношениях возникает связь между лицами посредствам субъективных прав и юридических обязанностей, причем эта связь носит волевой характер.

Правоотношению присущи следующие признаки:

1. Правовые отношения возникают, прекращаются или изменяются только на основе правовых норм, которые порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, так как не требуют правового вмешательства.

2. Субъекты правовых отношений взаимно связаны между собой юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. Ведь сама норма права, вызывающая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. Мало того, в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность.

3. Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение “кого-то” с “кем-то”. Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

4. Правовые отношения носят волевой характер. Во-первых, потому, что через нормы права в них отражается государственная воля: во-вторых, в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере, одного из них. Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например оказавшись наследником после смерти родственника, но и в этом случае для принятия наследства он должен выразить соответствующую волю.

5. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Защита и охрана других общественных отношений осуществляется обществом или самим субъектом. Участник же правоотношений имеет возможность обратиться в суд или другие компетентные органы за защитой своих прав и законных интересов. Государство участвует в правоотношениях как гарант тех правомочий и обязанностей, которыми наделены субъекты конкретных правоотношений. В случае необходимости государство использует принудительные меры государственно-властного характера, пресекая незаконные правоотношения, применяя юридические или другие санкции к участникам, нарушающим права контрагентов или недобросовестно выполняющим свои обязанности.

Резюмируя все вышесказанное, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг друга юридических прав и обязанностей.

Еще по теме 1. Правовые отношения – особый вид общественных отношений:

  1. Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
  2. Жилищные отношения как вид гражданских правоотношений
  3. Принципы гражданско-правового регулирования общественных отношений
  4. Глава 16. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ, ВОЗНИКАЮЩИМ ИЗ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ (ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫХ ОТНОШЕНИЙ)