Обучение чтению дома. Покажите, что буквы есть везде

Чтение в дошкольном возрасте

Читать на русском или английском языке ребенок учится еще в период дошкольной подготовки. Коллективные занятия проводятся в виде игр, подвижных и логических, но не всегда они дают желаемый эффект. Как же помочь ребенку, если его уровень чтения не соответствует общим нормам или просто перестал расти?

https://1000sovetov.ru/uploads/images/xVvHDIIwpX8zN6TNvdcHFncYplpUfsFT1.jpg.pagespeed.ic.kAHG2bEdV2.jpg" alt=" data-mce-src=">

Также не следует забывать, что в школьной программе ребенку для прочтения дается большое количество материала. В связи с объемным списком изучаемой литературы и выполняемых заданий, он может просто устать и потерять интерес к обучению. В данной ситуации следует предложить свою помощь и постараться помочь ребенку в изучении важной информации.

Как научить ребенка быстро и правильно читать в младшей школе?

Читать быстро и правильно — не одно и то же. Если ребенку легко дался переход от слогов к быстрому чтению, это еще не гарантирует усвоение информации. Для того, чтобы научить ребенка еще и хорошо воспроизводить пройденный материал, следует выполнять простые и эффективные упражнения для развития своего чада.

Список упражнений, рекомендуемый ведущими мировыми педагогами, пополняется ежегодно. Выбор любого из них должен базироваться на уже достигнутых результатах ребенка или же способствовать достижению определенного уровня чтения и понимания материала.

DIV_ADBLOCK1752">

Что рекомендуют специалисты? Если скорость чтения ребенка достигла вышеназванного минимума, то пора научить его читать его быстро и правильно. Начинать уделять внимание этому вопросу желательно не позднее 2 класса, чтобы ребенок эффективно мог усвоить большое количество новых знаний.

Эффективными упражнениями для второклассника станут прочтение предложений наоборот (игра с вреднючкой) или их деформация, игра в «вершки и корешки», использование карточек. Первым шагом к правильному чтению могут стать занятия по прочтению предложений наоборот, то есть с конца. У ребенка это вызовет настоящий интерес к несуразице, которая будет получаться в итоге. Т

от же эффект будет достигнут, если вы поменяете слова в предложении местами и предложите школьнику собрать их в правильной последовательности. Что это даст ребенку? Люди старшего возраста читают и запоминают быстро, потому что угадывают окончания слов, додумывают суть предложений. Названые упражнения помогут вашему малышу овладеть этой же способностью и увеличить скорость мышления.

Игра в «вершки и корешки» еще более эффективна, она подойдет для детей младшей школы в любом возрасте, но рекомендуют ее чаще для детей, которые уже пошли в 3-4 класс. Выполнить упражнение можно с помощью обычной линейки и любимой книги (можно учебной). Закройте верхнюю или нижнюю половину слова, чтобы ребенок попытался его угадать. Если с первого раза сделать это сложно, то ненадолго покажите текст малышу и только потом закройте часть слова. Для первоклассника такое задание выполнить тяжело, но дети от 8 лет нередко выполняют его с большим интересом.

c"> Методика чтения по слогам и переход к целым словам

Если научиться быстро и правильно читать не получается из-за перехода от слогов к целым словам, то для решения этой проблемы существует специальная методика. Известный педагог, профессор И.Т. Федоренко и его коллеги предлагают рекомендации и упражнения, которые помогут малышу научиться читать целые слова. Основным условием их эффективности является регулярность и посильность, то есть родителям нужно ежедневно уделять внимание чтению около часа, не перегружая ребенка большими объемами работы.

Быстро улучшить технику чтения помогут такие рекомендации:

  • поддерживайте постоянный интерес ребенка к чтению с помощью соревнований, турниров, призов и интересных ему игр. Призом ни в коем случае не должны быть деньги, это может быть приготовление любимого блюда, поход в кино или другое общее занятие;
  • делайте все вместе. Алгоритм этой рекомендации прост: читайте наперегонки, если ребенок устал — замените его на время, старайтесь вместе с ним сопереживать персонажам, проявляйте интерес к его мыслям. В данном случае ребёнок должен чувствовать, что ваша цель — это не повышение его успеваемости, а желание узнавать, как можно больше нового вместе;
  • в зависимости от интересов ребенка можно использовать такие техники (можно научиться дома по бесплатным видео) как скороговорки, ритмическое чтение, напевание текста из книги и т.д. Если малышу это не интересно, то можно использовать субтитры в мультфильмах, читать комиксы и обмениваться короткими записками.

Помогут перейти от чтения по слогам к быстрому чтению такие упражнения как:

  • чтение волнами, когда один и тот же текст читается под разным наклоном. Сначала ребенок читает небольшой текст в привычном положении, далее можно переворачивать книгу до показателя в 170 градусов. Если ребенку интересно, можно даже попробовать чтение вверх ногами. Со временем он сможет читать целыми словами гораздо быстрее, чем раньше;
  • наращивание слов и чтение в столбик. Родители могут начать наращивать знания ребенка с однокоренных слов по алфавиту. Достаточно взять корень одного слова и добавлять к нему новые приставки и окончания. Слова по мере увеличения нужно располагать в столбик и засекать, как быстро ребенок сможет их читать после нескольких занятий на запоминание;
  • пересказы небольших текстов, рассуждения. Для этого упражнения нужно выбирать небольшие тексты с яркими персонажами. В них должно быть рассказано о проблеме, которая может заинтересовать ребенка. После совместного прочтения нескольких предложений стоит сделать паузу для того, чтобы малыш их пересказал и выразил свое отношение к их содержанию.

Во время чтения с ребенком рекомендуется применять видео-уроки с субтитрами. Это поможет малышу научиться быстро переходить от одного предложения к другому. Подобное видео обучение стоит совмещать по тематикам, например, животный мир, герои из мультфильмов и многое другое.

Обучение чтению — увлекательный процесс. Освоение этого важного умения в возрасте 5-6 лет значительно облегчит усвоение уроков в школе, да и адаптивный период сделает более легким.

Однако, чтение – это и весьма сложный шаг. Прэтому важна психологическая готовность ребенка к обучению. Ведь нам нужно не только научить его читать, но и привить любовь к чтению и литературе. Как научить ребенка читать? Главное, желание родителей и готовность малыша! И все получится!

Признаки готовности ребенка к обучающему процессу

Конечно, можно начать заниматься и с трехлеткой, стараясь вырастить вундеркинда. Все индивидуально! Но все же психологи рекомендуют обратить внимание на некоторые признаки, которые скажут вам о том, что кроха готов постигать азы науки — чтение. Таких признаков очень много, и вот лишь некоторые:

  • У ребенка достаточно развитая, понятная речь;
  • Он обладает обширным словарным запасом, в речи должны быть и сложные предложения;
  • Ребенок должен уметь пересказывать то, что ему рассказали в садике, дома. Рассказ должен быть понятным и структурированным;
  • Наличие у ребенка пространственной и временной ориентации. Также понимание сторон света;
  • Отсутствие дефектов речи. То есть рано начинать читать, если у ребенка не получается выговаривать какие-то звуки и буквы. Но, опять-таки, к этому нужен очень индивидуальный подход!

Если у крохи все эти признаки наблюдаются, то родителям можно уже задуматься и над задачей освоения чтения. Сегодня педагогами и учеными разработано много способов обучения этому навыку. Методики обучения чтению разнообразны и каждый родитель и преподаватель сможет выбрать наиболее подходящие для них. Сегодня мы рассмотрим самые распространенные и популярные.

Кубики Зайцева и почему они так нравятся детям?

Методика Зайцева на данный момент, даже спустя приличное время после ее первого появления, до сих пор остается одной из самых популярных методик по обучению детей чтению.

Педагог Н.А. Зайцев из Санкт-Петербурга. Он придумал разместить часто произносимые склады букв в таблице, и затем разделил их на кубики.

В чем состоит особенность метода? Все обучение проходит в виде игры, а в игре ребенок лучше запоминает, так как увлекается и полностью включается в процесс. Кстати, многие педагоги отмечают, что этот метод очень подходит для деток-левшей. Это обосновано тем, что такие дети лучше запоминают и воспринимают целиком слово, а не отдельные буквы.

Есть, однако, в методике и минус, как считаю дефектологи, весьма значительный. Дети, которых обучали по методу Зайцева, выучив буквы и начав читать часто «проглатывают» окончание слова или фразы, не могут потом начать разбирать слово по составу, так как изначально воспринимают слово целиком, не умея разбирать его на части.

Ошибок, а точнее недоделок в созданной методике достаточно. Так, например, на кубиках имеются сочетания букв, такие как «БЭ», «ГЭ» и так далее. Ребенок привыкает к таким «сочетаниям» букв, хотя они и применимы в довольно редких случаях.

Да и другие огрехи есть – отличия читаемого и письма. Если в письме мы используем сочетание «ФЕ» в словах «кофе», «кафе», то произносим: «КАФЭ», и так далее. Примеров таких несоответствий немало.

Что примечательно сегодня набор кубиков Зайцева под силу сделать каждому самостоятельно, и сделать их соответственно своим нуждам и любыми размерами. Так кубики поместятся не только во вместительные школьные рюкзаки для подростков , но и в маленькие забавные рюкзачки дошколят.

Читаем по слогам — легко и непринужденно. Самый известный метод — слоговое чтение

Слоговое чтение – методика, используемая сегодня практически в каждом дошкольном и начальном школьном учреждении. Уже к годам пяти ребенок может полностью запомнить алфавит и даже научиться читать, если помогать ему в этих непростых делах последовательно и не спеша. Кстати, слоговая методика как раз идеально подходит к этому возрасту.

Вначале кроха с родителями или воспитателями знакомится с буквами, учится их правильно называть, произносить, а затем соединять эти буквы с другими, объединяя их в слоги. Слоги, в свою очередь, затем образуют слова. Но каждый этап этого обучения делается постепенно.

Для занятий вам понадобятся карточки с буквами, желательно крупные, на белом фоне. Кстати, такие карточки можно изготовить и самостоятельно.

Возьмите плотный картон, лучше белого цвета. Фломастер или красный маркер. И сделайте разметку для каждой карточки на картоне. Пусть они будут 5 на 5 сантиметров, так их будет удобно держать ребеночку, да и вам потом собирать их будет легко. На каждой карте с одной стороны напишите одну крупную букву, закрасьте ее. Обязательно пишите печатным шрифтом. Изготовьте так целый алфавит, а лучше всего не один, а несколько наборов карточек, чтобы потом можно было составлять и слоги, и слова.

Можно приобрести и букварь – он явно будет не лишним, к тому же, потом пригодится и в школе. Самый первый учебник для вашего крохи стоит выбирать очень тщательно. Учитывайте все – шрифт, наличие иллюстраций, следите, чтобы их не было слишком много на одной странице, так как сильно яркие и большие рисунки могут отвлекать внимание маленького ученика. Отсутствие картинок совсем также может негативно сказаться на результатах учения – малышу просто будет неинтересно заниматься.

Лучше всего начинать знакомство с буквами с открытых гласных. Это А, Э, У, Ы. Затем можно включить в изучение несколько звонких согласных. Первыми запоминаются М и Л. Буква «М» запоминается быстро, так как на эту букву начинается самое часто произносимое слово – «мама». Малыш начинает читать как раз эти слоги «ма-ма», а потом и писать начинает тоже, ну и конечно, буквы и слоги своего имени.

После согласных и гласных можно начинать изучать и шипящие: Ч, Ш, П, Х и так далее.

Еще один совет, больше психологический – не торопите. Всему свое время. Ребенок научится читать всенепременно, а вот когда в 4, в 3 или даже в 6 лет – не важно. Ведь, если признаться самим себе, многие просто хотят похвалиться достижениями деток, и от того все старательнее с ними занимаются, стараясь, дать им, как можно больше информации.

Каждое новое ваше занятие по изучению букв лучше всего начинать с повторения прошлых уроков. Пусть малыш назовет те буквы, которые знает, вместе назовите слова на эти буквы. Старайтесь каждый новый день называть разные слова, так вы в итоге получите развитый словарный запас и прекрасное воображение, да и память.

Выучили все буквы? Не путаетесь? Не запинаетесь? Отлично! Вы молодцы – теперь самое время приступать к самому слоговому чтению. Называйте одну букву, объясняйте, что они могут соединяться, и читайте уже весь слог вместе.

Чуть позже будет целая статьям по играм в слоговом чтении.

Учимся, играя

Игровое обучение чтению, пожалуй, самое приятная и самая доступная для детей методика. Само название говорит за себя – ребенок активно осваивает знания, при этом занимаясь тем, что он любит делать.

Возьмем, к примеру, такую простую игру. Вот перед малышом буква – ее можно нарисовать, сделать из бумаги, сшить из ткани, даже слепить из пластилина (еще один плюс – развитие мелкой моторики), и вот вторая – и они догоняют друг друга.

По этому глубоко-играющему и сказочному принципу построено и мое пособие по изучению букв «Буквоград». Если вы с ней еще не знакомы, то начните знакомство с .

Можно играть в «поиски букв-потеряшек», которые заблудились и не могут найти дорогу домой. Как им помочь? Правильно назвать. Буква «А» будет прочитана и «пойдет домой», и так дальше. Вовлекайте в эту простую игру ребенка – ищите нужные буквы в телевизионных передачах, книгах с картинками, на улице в вывесках магазинов и так далее… Вариантов очень много.

Можно сделать дома «Буквенный лабиринт». Возьмите картон и сделайте карточки одинакового цвета и размера, на них напишите буквы. Гласные пусть будут красного цвета, а согласные – синего. Так малышу будет легче их запомнить. И во теперь проделайте отверстие в каждой карточке и протяните сквозь это отверстие ниточку на разном расстоянии. Ниточку с нанизанными на нее буквами разложите по квартире. А ребенок пусть найдет начало этой ниточки, и двигается по ней вперед, называя каждую встречающуюся букву. И интересно, и просто!

С одной стороны, вроде от этой методики только одни плюсы – ведь и ребенку хорошо, не скучно, и маме с папой просто – игры несложные, а умения, получаемые с их помощью – очень ценны. Но есть все же и минусы. А именно игрой может стать любое занятие… То есть, ребенок привыкнет только играть, а когда начнутся реальные серьезные занятия, он будет их воспринимать неправильно. Поэтому стоит сразу расставить приоритеты, ведь ваша цель не только поиграть, но и обучить чтению, умениям сосредотачивать внимание, быть усидчивым.

После того, как вы освоите в игре буквы, таким же способом можно приняться за слоги, а затем и чтению простых слов. Еще важный момент! Какой бы интересной у вас не была игра, всегда правильно произносите читаемые буквы, слоги и слова. Не нужно коверкать правильное ударение, следите за собой и за ребенком. Игровая методика обучения чтению по слогам предполагает забавную подачу информации, занимательные уроки, но никак не сюсюканье и придумывание глупых уменьшительно ласкательных слов.

Метод обучения чтению по Глену Доману

Популярным среди современных родителей является метод обучения по Глену Доману. По нему нужно начинать заниматься с наследником или наследницей прямо с грудного возраста. Основан метод на показывании карточек с разными изображениями. Это могут быть буквы, цифры, животные, растения и многое другое. Смотря, чему вы хотите учить кроху.

Что касается именно чтения, то у Домана есть свои догадки и утверждения: ребенку вначале нужно заучить первые несколько десятков слов. Мама просто показывает картинку на карточке несколько секунд. Таких карточек может быть много, а может быть и мало. вообще методика советует быстро сменять картинки.

Данная методика благоприятно воздействует и на широту кругозора. Благодаря Доману, дети буквально с пеленок начинают осваивать и «изучать» окружающие предметы и даже то, чего он вообще пока не видел.

Какой бы вы не выбрали метод или способ, или даже отдельное пособие, сейчас их много, помните одно – не торопите своего малыша, дате ему насладиться беззаботным детством, начинайте занятия и серьезное обучение тогда, когда он к этому полностью готов! Чувствуйте друг друга...

Приятного обучения и игр!

С теплом,

Единого мнения нет. Одни родители убеждены, что ребенка нужно учить чтению в 4-5 лет. Другие снижают планку до 2-3-х лет. Третьи же и вовсе настаивают, что ребенка не стоит «мучить» до школы. Мол, обучение чтению - это задача школьных учителей. Кому верить?

Каждый ребенок развивается в своем темпе. Поэтому не привязывайтесь к конкретному возрасту, а оценивайте, насколько будущий читатель «созрел» к обучению.

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • умеет строить целостные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки речи, не путает созвучные слоги (жа-за, да-та) и буквы в созвучных словах (код-кот);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно выговаривает буквы;
  • проявляет интерес к буквам и чтению.

Если ребенок в чем-то не соответствует критериям, но проявляет интерес к буквам, и книгам - это нормально. Речь не такая связная как хотелось бы - больше общаемся с ребенком, спрашиваем и отвечаем на его вопросы. Вместо [c] получается [ш] - находим логопедические упражнения, выполняем специальные гимнастики или идем к логопеду.

Ребенок уже не просто рассматривает книжки с иллюстрациями, а просит или даже требует что-то прочитать или пытается разобраться сам?
Время пришло. Не упускайте момент.

Методики обучения чтению, их плюсы и минусы

Существуют десятки методик, по которым можно научить ребенка читать. Мы коротко расскажем о нескольких самых популярных, обозначим не всегда очевидные плюсы и минусы.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая методика, которой пользуются в детских садах и начальной школе. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, затем объединять их в слоги и целые слова.

Типичный арсенал: азбука, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок с легкостью слышит звуки в словах и произносит их, избавляется от дефектов речи в случае, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для младших дошкольников (3-4 года) и детей помладше, т.к. требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

На специальных кубиках ребенок видит все частоупотребляемые слоги, одиночные буквы и пары из согласной буквы и твердого или мягкого знака.


Каждый кубик имеет определенный размер, цвет, звучание, чтобы ребенок вместе с буквами и складами запоминал их характеристики. К примеру, железные кубики обозначают звонкие слоги, деревянные - глухие, на больших кубиках размещены твердые гласные, а на маленьких - мягкие.

  • «+» Методика не привязана к возрасту, обучение проходит в виде игры, которая развивает музыкальный слух, мелкую моторику и др.
  • «-» У кубиков Зайцева есть недоработки, которые ведут к тому, что дети «проглатывают» окончания слов и неправильно понимают фонетический состав слова (в школе им приходится переучиваться).

Карточки Глена Домана (чтение целых слов)

Способ заключается в том, что ребенку уже с грудного возраста начинают показывать карточки с картинками и словами, внятно проговаривая их. Дети воспринимают слова не по частям, а как цельные единицы.


  • «+» Возможность начать обучение с раннего детства, развитие феноменальной памяти.
  • «-» Побочный эффект методики Глена Домана - проблемы с грамотностью, трудности при разборе слов по составу.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с буквами из шероховатой бумаги, которые наклеены на картонные таблички.


Он повторяет за взрослыми звук, а потом пальчиком обводит контур буквы. Затем из букв в специальные рамки складываются слова и фразы.

  • «+» Игровое обучение, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше рассчитана на групповые занятия.

Какую методику выбрать?

Пробуйте разные подходы, чтобы найти «свой». Но помните, что какую бы методику вы ни выбрали, нельзя сводить обучение к строгим урокам. Пусть это будет увлекательная игра, к которой захочется возвращаться. Тогда чтение для ребенка будет ассоциироваться с удовольствием, а не мукой.

Учимся читать играючи

Занимательные игры помогают детям научиться читать легче и быстрее, чем целенаправленные занятия.

Держите на заметку несколько нескучных активностей и просто играйте с ребенком.

«Живые буквы»

Видеть и читать буквы - интересно, брать буквы в руки - еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, создавайте буквы вместе с ребенком: лепите их из пластилина, вырезайте из бумаги, выкладывайте из теста буквы-печеньки.

Упражнения в игровой форме

Команда ЛогикЛайк регулярно создает интересные задания для развития у детей логического мышления и других важнейших способностей.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами - это занимательно, но ещё сильнее ребенка увлекают развивающие настольные игры на чтение, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Зверобуквы» и «Читай-хватай».

«Тайные письма»

Попробуйте писать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы ему захотелось на них ответить. Можно приобрести в книжном и готовые материалы для таких писем.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «В» как [вэ], а букву «М» как [эм] или [мэ]? Но когда вместо «метро», ребенок скажет «мэетэрэо», ошибка станет очевидна. Необходимо учить ребенка называть буквы только соответствующими им звуками: «В» - [в], «М» - [м] и т.д.

Изнуряющие занятия

Дети 3-4 лет не могут долго быть внимательными, поэтому им будет достаточно 10-минутного занятия. С ребятами 5-6 лет оптимально заниматься по 15-20 минут. Если видите, что ребенок стал рассеянным, занятие стоит прекратить.

Психологическое давление

Английский писатель Эйдан Чамберс в своей книге «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем» писал, что маленького читателя важно хвалить за каждое достижение. Вот он подошел посмотреть на книжки, взял одну из них, а потом вдруг решил переключиться на другую. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети во всем стараются подражать взрослым. И если они видят, что мама или папа садятся за книгу, им непременно захочется ее почитать. Поэтому важно, чтобы в семье существовала культура чтения.

Как развить живой интерес ребенка к чтению и учебе вообще?

Читайте книги вместе с ребенком

Обсуждайте и пересказывайте их содержание, чтобы ребенок понимал и запоминал текст. Можно зачитывать вслух интересные отрывки из книг и предлагать ребенку узнать, о чем речь пойдет дальше, дочитав книгу самостоятельно.

Покажите детям, что чтение - это ключ к двери, за которой кроется множество волшебных миров. Увлеченный книгами ребенок будет с интересом учиться и узнавать новое каждый день. Будьте для ребенка наставником, который всегда поддержит и даст совет.

Только представьте, что уже в 3 года малыш может сам читать вам сказки на ночь. Кто-то спросит, зачем это нужно и не рановато ли. Но наш обзор больше заинтересует тех, кто загорелся мыслью о том, легко ли научить ребенка читать быстро и хорошо, и как все сделать правильно.

Если раньше чтение задолго до школы было явлением редким и приравнивалось к настоящему чуду, то сегодня все чаще родители работают именно в этом направлении. Научить малыша чтению в раннем возрасте - не дань моде, не желание выделиться или показать, какой молодец ваш малыш. Это необходимость, и добиться результатов вполне реально.

Зачем это нужно

Те, кто провожал своих деток в первый класс, наверняка заметили, что большинство из них уже умеют читать. Некоторые делают это достаточно быстро. Малыши, которые едва выучили буквы и научились складывать их в слоги, будут заметно отставать . Чтение дает возможность отличиться на всех уроках. Это простой секрет успеваемости ученика.

Прежде чем обучать, родителям необходимо понимать, что это в первую очередь необходимо будущему школьнику .

Навык чтения в раннем возрасте облегчит его учебу , поможет успевать на уроках и в дальнейшем отразится на оценках.

Только представьте, к концу первого класса школьник должен читать от 30 слов в минуту, а заканчивая 4 класс - от 100 слов в минуту.

В каком возрасте учить

Большинство педагогов приходят к выводам, что чем раньше малыш познакомится с буквами , тем лучше. Даже двухлетнему под силу освоить чтение. Насколько это правильно, остается под вопросом, но только лишь потому, что это явление в нашей жизни пока еще новое.

  • Психологи говорят : раннее чтение приводит к проблемам в социальном развитии. Ведь когда малышу нужно было учиться находить общий язык со сверстниками, его мозг был занят - учился читать и писать.
  • Логопеды говорят : тенденция раннего чтения приводит к тому, что дети не понимают смысла прочитанного. Они лишь соединяют буквы в слоги и слова, а пересказать содержание не могут.

Начинать обучать навыкам чтения следует тогда, когда у детей сформировались следующие физиологические признаки :

  • Малыш уже говорит предложениями, пусть даже простыми.
  • У него достаточно развит фонематический слух. Он четко слышит каждый звук в слове.
  • Ему не требуется помощь логопеда.
  • У него сформировалась пространственная ориентация - знает разницу между «вправо-влево», «верх-низ».

Как правило, эти признаки формируются к пяти годам, но все очень индивидуально. Наблюдайте за детьми, общайтесь с ними. Если видите, что они уже могут осилить науку складывания букв в слова, а слов в предложения, дерзайте.

Измена любимого человека может нанести психологическую травму. О том, как пережить измену и возможно ли простить человека, .

Известные методики

Многие родители пытаются научить дошкольника читать «по старинке»: так, как учили их. Они знакомят с алфавитом, затем складывают буквы в слоги, позже - в слова. В центрах дошкольного развития используют различные методики , которые получили популярность благодаря своей эффективности. Предлагаем краткий обзор нескольких из них.

  • Методика Марии Монтессори.

    Итальянский педагог и доктор медицины предлагает начинать обучение чтению с письма . По наблюдениям Монтессори, детям писать, а точнее, рисовать прописные буквы намного легче.

  • Методика Николая Зайцева.

    Наблюдения за лепечущими детками подсказало педагогу, что учить детей читать следует с помощью склада . Не путать со слогом. Склад - пара согласной и гласной буквы, двух согласных, согласной с твердым или мягким знаком или даже одна буква.

    В обучении используются пособия в виде «Кубиков Зайцева». Они различаются по размеру, цвету и даже звуку. Методика позволяет обучить даже годовалого малыша и быстро подтянуть первоклашек, которые отстают от сверстников.

  • Методика Глена Домана.

    Нейрофизиолог много лет проводил эксперименты, пока не разработал методику из пяти этапов . На первом малышу показывают не буквы, а целые слова. В этом помогают карточки.

    Простые слова показывают на расстоянии 35 см в течение 1-2 секунд. Для начала используют 15 слов. Количество постепенно увеличивается. На втором этапе из выученных слов составляются разные комбинации. Затем малыш учится простым предложениям, распространенным и, наконец, целым книгам.

У каждой из методик есть свои плюсы и минусы, но все они сходятся в одном - обучение должно происходить в игровой форме, не быть скучным и однообразным. Если процесс тяготит малыша, он занимается «из-под палки», желаемого результата не будет.

Основные правила техники чтения

Если применение одной из методик кажется слишком сложным процессом, тогда научить ребенка читать в домашних условиях помогут простые правила .

Как только вы начнете следовать этим правилам и заниматься с ребенком регулярно, то уже через два месяца вы сможете научить малыша бегло читать.

Узнайте, – советы в преодолении трудностей дает известный доктор Комаровский.

Советы красоты для вас на нашем сайте: можете почитать о том, что такое альгинатная маска, и о ее потрясающем эффекте омоложения.

Мечтаете покорить мужчину, рожденного под знаком зодиака Рак? узнаете о его характеристиках, и как он поведет себя в любви и отношениях.

Почему читают медленно

В начальной школе уже должен сформироваться навык беглого чтения. Но не всем удается читать быстро . Основные причины этого:

  • отсутствие интереса к процессу чтения;
  • недостаточный словарный запас;
  • мало практики;
  • неразвитость артикуляционного аппарата;
  • низкий уровень оперативной памяти;
  • низкий объем оперативного поля зрения;
  • возвратные движения глаз - чтение одного и того же слово несколько раз.

Еще больше практических советов о том, как правильно и быстро научить ребенка читать по слогам, и как можно сделать это в игровой форме, узнайте из этого видео:

Упражнения для тренировки скорости

Если ваше чадо читает медленно, это нужно и можно исправить. Для начала выявляют причину, а затем подбирают упражнения , которые помогут решить проблему. С этим родители могут справиться самостоятельно. Понадобится немного времени и терпения.

На улучшение концентрации внимания

Читайте одновременно вслух разные тексты . Продолжительность чтения – 5 минут. Повторяйте процедуру по несколько раз в день.

Читайте параллельно . Малыш следит, взрослый читает, меняя темп. Затем следует спросить, заметил ли он, где скорость чтения менялась.

При низком объеме оперативного зрения

Используйте таблицу Шульте . Ее можно нарисовать самостоятельно. Она представляет собой квадрат 25 см на 25 см, разделенный на 25 одинаковых ячеек. Впишите в ячейки цифры в хаотичном порядке.

Называйте цифру и попросите малыша найти ее. Ускоряйте темп. Для поиска нужного знака понадобится концентрация внимания.

Для борьбы с регрессией

Чтобы ребенок постоянно не возвращался к предыдущему слову, покажите ему, как использовать закладку или чистый лист бумаги. Им закрывают прочитанное слово.

Обучать чтению желательно до школы. Вне зависимости от методики, процесс должен происходить ненавязчиво, регулярно, в игровой форме. Воспитывайте интерес детей к книгам, больше разговаривайте, объясняйте незнакомые слова и тогда проблем со скоростью чтения можно избежать.

Прошли те времена, когда малыш, будучи «чистым листом», поступал в первый класс. Ребенка всему учили в школе: буквам, числам и остальным премудростям, а родителям оставалось только помогать и контролировать процесс развития маленького Эйнштейна. Сегодня даже не во всех детских садах дают основы чтения и счета, а условия приема в учебное заведение ужесточились и без знаний грамоты малыша могут не зачислить. Поэтому папе с мамой приходится вооружаться различными методичками и приступать к самостоятельному обучению чада. И если освоить буквы еще как-то удается, то с чтением очень часто возникают сложности. О том, как научить ребенка слогам, поговорим в нашей статье.

Всему свое время, или торопитесь медленно

Едва ли найдутся родители, которые не хотели бы с гордостью похвастаться знакомым, что их малыш в свои 5 лет с легкостью «проглатывает» четырехтомник Льва Толстого «Война и мир». Но такое желание, скорее, из мира фантастики. Каждый ребенок уникален, и ожидать, что чтение станет его любимым занятием, как минимум самонадеянно. Лучше не пытайтесь заставить свое чадо догнать и перегнать в развитии детей соседей или друзей, а в поисках ответа на вопрос о том, как научить ребенка слогам, старайтесь доверять только ему: рано или поздно малыш сам заявит о своем желании учиться чтению.

Вы спросите: как же понять, что ребенок «созрел»? Перечислим несколько признаков:

  • Кроха способен связно пересказать просмотренный фильм или прочитанную вами сказку: он легко составляет предложения и внятно изъясняется;
  • Ребенку без труда распознает звуки на слух. Для того чтобы убедиться в этом, предложите ему повторить произнесенные вами слоги: «ма-ра», «пи-ни», «за-на», «бу-зу» и т. д. Если проблем не возникло, задачу можно усложнить, прибавив еще один слог («ка-та-ка», «зу-бу-зу», «ла-та-ла»). Контролируйте правильность произношения;
  • Малыш легко ориентируется в пространстве, знает, где «право», «лево», «верх» и «низ».

Если этот несложный экзамен сдан, можно смело приступать к обучению чтению. По большому счету, даже пятилетнему карапузу при должном уровне развития не составит труда освоить эту премудрость.

Как научить ребенка читать слоги?

Перед тем как научить ребенка слогам, родителям важно понять: весь процесс должен происходить в игровой и занимательной форме. Заставлять ни в коем случае нельзя – это может надолго отбить охоту к чтению у малыша.

Научить ребенка читать слоги, как правило, не так уж и сложно, если подойти к вопросу творчески. С чего же начать? Естественно, с освоения гласных букв. С ними проблем обычно не возникает, а вот согласные требуют более вдумчивого изучения. Чтобы с составлением слогов в дальнейшем не возникло проблем, важно произносить согласные в звуковой форме, то есть не «бэ», а «б»; не «эн», а «н».

Заниматься следует не дольше 15 минут в день, постепенно увеличивая время. Главное – делать это каждый день, чтобы полученная информация не забывалась и прочно закрепилась в памяти малыша.

Как только буквы станут привычными для восприятия и ребенок легко научится их распознавать, нужно приступать к чтению слогов. В этом тоже нет ничего сложного. Можно сделать карточки, а еще лучше воспользоваться букварем и начать обучение с самого простого. Находим или пишем букву «м» и вместе с ребенком проговариваем ее. Далее то же самое проделываем с буквой «а». Теперь можно рассказать историю о том, как буква «м» торопится взять за руку букву «а», и когда они встречаются, получается очень мелодичное «м-а». Слоги лучше выбирать простые, в состав которых входят только два звука: «ка», «да», «на», «га». Не торопитесь – постоянно повторяйте пройденный материал. Затем приступайте к изучению сложных слогов: «щи», «чу», «не» и т. д. После них переходите к осваиванию слогов, начинающихся с гласных букв: «ан», «од», «ус» и т. д. И только когда малыш надежно усвоит пройденный материал, можно переходить к соединению слогов в простые слова: «ма-ма», «ре-ка», «ля-ля».

Весь процесс обучения может оказаться довольно длительным, а иногда он и вовсе превращается в многосезонный сериал «Как научить ребенка слогам», причем в очень трудных случаях последние эпизоды родители «досматривают» после того, как карапуз поступит в школу.

Некоторые методики предлагают разучивать слоги, читая их как бы нараспев, и в этом кроется достаточно грубая ошибка: малыш, привыкнув «пропевать» слоги, со временем продолжает проделывать то же с чтением целых предложений, соединяя их в одно бесконечное слово, без знаков препинания и пауз. Поэтому целесообразнее учиться читать с выражением, делая соответствующую паузу после каждого слова или знака препинания.

Как научить ребенка соединять слоги?

Когда малыш сможет уверенно манипулировать слогами и четко с выражением их произносить, пора учиться читать слова. Они должны состоять из двухбуквенных слогов, быть короткими и понятными ребенку («ры-ба», «зу-бы», «мя-со», «мо-ло-ко»).

Научить ребенка соединять слоги, как считают педагоги, очень удобно, используя книжки для дошкольников, где правильно разделены слова, много иллюстраций, а тексты достаточно короткие.

Как только ваше чадо овладеет премудростями простых слов, можно без страха браться за более сложные: «вес-на», «кук-ла», «кош-ка» и т. п. Старайтесь выбирать слова, где первый слог состоит из трех букв, а второй – из двух.

Отвечая на вопрос о том, как научить ребенка слогам, стоит подчеркнуть, что здесь важны систематичность и постоянное повторение. Используйте с этой целью предварительно изготовленные карточки со слогами: «ба», «бо», «бу», «бе» и т. д. Сделать их нужно на каждую согласную и гласную букву. С помощью карточек очень удобно составлять слова: «ва» + «за» = «ва-за», «лы» + «жи» = «лы-жи».

Родители должны понимать, что каждый ребенок индивидуален, и скорость усвоения новых знаний у всех разная. Вполне возможно, вы столкнетесь со следующими ситуациями:

  • Малыш знает абсолютно все буквы, но почему-то не хочет соединять их в слоги;
  • Никаких проблем с буквами и слогами нет, но учиться читать у карапуза совершенно нет желания.

Присмотритесь к чаду: вполне возможно, что ему хочется быстрее справиться с заданием, поэтому он торопится с ответом; малыш забыл либо перепутал какие-то буквы; ему просто страшно осваивать незнакомое и переходить к новому этапу обучения.

В любом случае давить, а тем более кричать и ругать чадо в процессе обучения недопустимо. Этим вы надолго отобьете у него охоту к учебе. Заинтересовывайте малыша, учитесь играя – и у вас все получится. А когда вы встретите подругу, которая пожалуется, что ее ребенок не хочет учиться чтению, то с чистой совестью сможете сказать: «Ты не знаешь, как научить ребенка слогам? Пошли, я тебе расскажу».

Текст: Татьяна Оконевская

4.56 4.6 из 5 (32 голосов)